Конституция третьей республики во Франции

Предпосылки и история установления Третьей республики

Определение 1

Третья республика — это. буржуазно-демократический режим во Франции в период с 1870 по 1940 год.

В 1870 году было избрано Национальное собрание, основная цель которого заключалась в утверждении условий мира с Германией. До 1875 года в Национальном собрании продолжалась борьба республиканцев и монархистов.

Политическая обстановка в стране после падения Парижской коммуны отличалась усилением реакции во всех направлениях и жестоким террором. До 1876 года во Франции действовали военно-полевые суды, которые в огромном количестве приговаривали к смертной казни участников Коммуны. Национальное собрание отменило все демократические устремления Коммуны.

Законодательное оформление Третьей республики Франции происходит в 1785 году:

  • Закон «Об организации Сената» (24 февраля 1875 г.);
  • Закон «Об организации государственной власти» (25 февраля 1875 г.);
  • Закон «Об отношениях между государственными властями» (16 июля 1875 г.).

Все три закона отличала особая краткость. По сути отказ от традиционной Конституции позволил монархистам не вносить в нее вводную часть, закрепляющую принципы республиканского строя. Ни один из трех законов не содержал никакого намека на хоть какие-нибудь демократические права или свободы.

Готовые работы на аналогичную тему

  • Курсовая работа Установление Третьей республики во Франции. Конституция 1875 г. 440 руб.
  • Реферат Установление Третьей республики во Франции. Конституция 1875 г. 270 руб.
  • Контрольная работа Установление Третьей республики во Франции. Конституция 1875 г. 200 руб.

Получить выполненную работу или консультацию специалиста по вашему учебному проекту Узнать стоимость

Конституция Третьей республики (1875 г.)

Конституцию Третьей республики можно охарактеризовать, как документ, который внес принципы конституционной монархии в общее республиканское устройство послереволюционного государства.

Особенности ветвей власти по Конституции 1875 года:

  • Законодательная власть. Принадлежала Сенату и Палате депутатов. Обе палаты при определенных ситуациях (выборы Президента, принятие поправок к Конституции) могли объединятся и заседать общим Национальным собранием. Сенат выступал основой для перехода к монархической форме правления.
  • Исполнительная власть. Возлагалась на Президента республики и министров. Президента избирало Национальное собрание сроком на 7 лет, он мог переизбираться неограниченное количество раз. Министры подписывали издаваемые Президентом акты (контрассигнация), несли конституционную солидарную, или коллегиальную ответственность за политику правительства, а персональную ответственность – за издаваемые министерствами акты.
  • Судебная власть. Президент республики являлся гарантом независимости судебных органов. Он назначал прокуроров и судей. Президент возглавлял Высший совет магистратуры, особый двухпалатный орган. Министр юстиции был его заместителем. Одна из палат могла давать рекомендации относительно назначения председателя Апелляционного суда, членов Кассационного суда, председателей судов высшей инстанции. Другая палата давала заключения о назначении прокуроров, о дисциплинарных санкциях в их отношении.

Полномочия Президента по Конституции 1875 г.:

  • являлся главой государства;
  • руководил всей внешней и внутренней политикой государства;
  • являлся председателем Совета министров, назначал министров;
  • обладал правом законодательной инициативы, мог обратиться к парламенту с мотивированным посланием о новом обсуждении закона (так называемое, отлагательное вето);
  • имел право роспуска нижней палаты с согласия Сената;
  • обладал правом помилования, мог предоставить защиту любому члену правительства, если возникали недовольства со стороны законодательной власти.

Конституция 1875 года не отображала, в чем выражается политическая ответственность, как парламент мог повлиять на смену правительства. Президент за свои действия политической ответственности не нес, но являлся лицом конституционно ответственным, поэтому мог быть обвинен Палатой депутатов в измене и судим Сенатом.

В Конституции 1875 года не отображены вопросы правового положения судей, органов местной власти, вотирования бюджета. Система судебных и местных органов власти практически полностью была заимствована из Конституций 1848 и 1852 гг.

Замечание 1

Важные поправки и дополнения к Конституции 1875 года были приняты в 1884 году. Запрещалось пересматривать республиканскую форму правления. Правившие во Франции члены династий были лишены права избираться на пост Президента. Данные поправки окончательно закрепили в государстве республиканский строй.

Особенности законодательной власти

В соответствии с Конституцией 1875 года Сенат мог формироваться двояко: пожизненно назначались 75 человек. 225 человек избирались сроком на 9 лет по департаментам коллегиями выборщиков. Сенат каждые три года обновлялся на треть. В Сенат могли попасть только лица, достигшие 40 лет. Сенат обладал равными правами в области законодательства (исключение составляли финансовые законы) с нижней палатой. У Сената были особые полномочия: юрисдикция специального суда для рассмотрения правонарушений, совершенных министрами или Президентом, по предъявленному Палатой депутатов обвинению (своеобразный импичмент); для рассмотрения отдельных категорий политических преступлений, которые могли стать угрозой безопасности и целостности государства.

Для роспуска Палаты депутатов Президентом до истечения сроков ее полномочий необходимо было согласие Сената. В 1884 году был изменен порядок комплектования Сената, осуществлен переход к выборам сенаторов на определенный срок, а не пожизненно. Это нововведение вводилось постепенно, когда замещались те сенаторы, которые были пожизненными, то есть избранные первоначально 75 сенаторов продолжали осуществлять свои полномочия до смерти.

Палата депутатов включала 600 человек, которые избирались всеобщим голосованием на 4 года.

Ни один из конституционных законов не содержал нормы, которые регулировали избирательное право. Законодательным путем было подтверждено всеобщее мужское избирательное право (с 21 года). В выборах не могли принимать участие военнослужащие, женщины, лица, проживающие в избирательном округе менее 6 месяцев, основная часть населения колоний. Избирательным правом во Франции могли пользоваться 12 млн. (из 40 млн.).

Законодательной инициативой обладала Палата депутатов, которая могла принимать законы, осуществляла контроль над работой министров вследствие подачи запросов и др. К исключительным полномочиям Палаты депутатов относилось первоначальное рассмотрение и принятие финансовых законов.

Благодаря обладанию законодательной властью Сенат стал органом, сдерживающим радикальные устремления нижней палаты.

1. После окончания войны с Пруссией основной политической проблемой являлся будущий государственный строй страны. Новую конституцию должно было принять Учредительное собрание. Однако решение конституционных вопросов взяла в свои руки политическая реакция. Законом от 31 августа 1871 года Национальное собрание, где большинство принадлежало монархистам, присвоило себе учредительные функции. Однако во Франции уже не было достаточной социальной базы для монархии. Политика Второй империи развеяла монархические иллюзии крестьянства, составлявшего около 70% населения страны. Рабочие придерживались республиканских убеждений. Это вынудило монархическое большинство в собрании отказаться от восстановления монархии. Собранию пришлось наделить главу исполнительной власти титулом «президент Республики».

2. Конституция Третьей республики,принятая Учредительным собранием в 1875 г., не представляла собой единого документа, а складывалась из трех законов:

• Закон от 24 февраля 1875 года об организации Сената;

• Закон от 25 февраля 1875 года об организации государственной власти;

• Закон от 16 июля 1875 года об отношениях между государственными властями.

Конституционные акты определяли структуру и компетенцию высших органов государственной власти.

Отсутствие единого конституционного нормативного акта давало возможность обойти вопрос об общих принципах государственного строя. Ни одна статья прямо не утверждала республику, но в целом три конституционных закона устанавливали республиканский стройво главе с президентом, парламентом как высшим органом законодательной власти и парламентским правительством.

Главой государства являлся президент, который избирался на 7 лет абсолютным большинством голосов Сената и Палаты депутатов, соединенных для этой цели в единое Национальное собрание. Он мог быть переизбран. Ему было предоставлено право законодательной инициативы, опубликования законов, наблюдения за их исполнением. Он мог отсрочить заседания палат, потребовать повторного обсуждения законопроекта, уже согласованного палатами. С согласия Сената он распускал Палату депутатов до истечения законного срока ее полномочий. Президент являлся главой вооруженных сил. Ему предоставлялось право назначения на все высшие военные и гражданские должности.

Законодательная власть осуществлялась Палатой депутатов, избираемой на 4 года всеобщим голосованием, и Сенатом,состоявшим из 75 пожизненных сенаторов и 225 сенаторов, которые избирались косвенным путем особыми коллегиями выборщиков по департаментам на 9 лет.

Сенат как верхняя палата парламента был постоянно действующим учреждением. Он не мог быть распущен и каждые 3 года обновлялся на одну треть. Как и Палата депутатов, он обладал правом законодательной инициативы, разработки законов, контроля за деятельностью правительства. Лишь финансовые законы должны были в первую очередь представляться в нижнюю палату и приниматься ею. Заседания палат проходили одновременно, но каждая из них работала самостоятельно. На единое Национальное собрание они созывались в

случае избрания президента или пересмотра конституции. Конституция 1875 г. предусматривала создание Совета министров, но его правовой статус детально разработан не был.

3. Государственный строй Третьей республики, созданный в соответствии с Конституцией 1875 г., претерпел существенные изменения в связи с дальнейшим развитием французского общества и обострением борьбы консервативных и либерально-демократических сил.

В 1884 г. были приняты важные поправки и дополненияк Конституции 1875 г.:

• запрещалось пересматривать республиканскую форму правления;

• представители династий, правивших во Франции, лишались права избираться на пост президента;

• был изменен порядок комплектования сената.

Развитие государственной системы Третьей республики проявилось в существенном сокращении власти президента. Начиная с 80-х гг. президент на практике перестал использовать свои наиболее значимые конституционные полномочия (право роспуска палаты, отсрочки сессий и т. д.). Во избежание политических конфликтов по молчаливому соглашению основных политических партий на пост президента стали выбираться заведомо безынициативные и маловлиятельные политические деятели. Официальные конституционные полномочия президента оставались резервом на случай кризисной или чрезвычайной обстановки. Эволюция Третьей республики нашла свое отражение и в деятельности палат французского парламента. По мере ужесточения внутрипарламентской партийной борьбы внутренний регламент Палаты депутатов все больше ограничивал свободу прений — председатель по своему усмотрению определял порядок дня, прерывал заседания и т. д. Создавалась система комиссий Палаты депутатов и Сената, куда переносилось обсуждение наиболее важных или политически острых вопросов

Кодекс Наполеона 1804 г. История создания, источники и общая характеристика.

В годы правления Наполеона была проведена кодификация основных отраслей французского права: в 1804 г. был принят Гражданский кодекс, в 1807 г. – Торговый кодекс, в 1808 г. – Уголовно-процессуальный кодекс и в 1810 г. – Уголовный кодекс.

Для создания Гражданского кодекса Наполеон создал комиссию, включив в нее, с одной стороны, ученых-правоведов, знатоков римского права, а с другой стороны, юристов – практиков и знатоков французского кутюмного права, он и сам принимал участие в определении структуры и содержания нового законодательства. Основой Гражданского кодекса послужило реципированное римское право, которое определило структуру кодекса: о лицах, о вещах, об обязательствах.

Гражданский кодекс состоит из трех книг. Первая книга посвящена определению субъектов гражданского права и семейно-брачного права. Кодекс отменил сословное деление общества и закрепил равенство граждан перед законом. Субъектами гражданского права признавались только физические лица. Кодекс закрепил светский брак и разрешил развод, провозглашая тем не менее главенство мужа и отца семейства. Женщина по этому Кодексу не имела права заключать сделки, обязана была следовать за своим мужем, а ее измена признавалась поводом для развода. Брачный возраст был установлен для женщин с 15 лет, для мужчин с 18 лет, однако до достижения ими соответственно 21 года и 25 лет брак допускался только с разрешения родителей.

Вторая книга Кодекса посвящена вещному праву: «Об имуществах и различных взаимоотношениях собственности». Разделяя имущество на движимые и недвижимые вещи, Кодекс устанавливал презумпцию добросовестного владения в отношении движимых вещей, в то время как владелец недвижимости должен был сам доказать законность своего владения. Частную собственность Кодекс определял как право пользоваться, распоряжаться вещью наиболее полным образом, но в пределах закона, причем само право частной собственности трактуется расширенно. Например, Кодекс определяет, что собственник земли имеет право не только на то, что находится на поверхности, но и на то, что находится под землей и над землей, без ограничений.

Третья книга посвящена обязательному праву и называется «О различных способах приобретения собственности». В этой книге рассматривались способы приобретения имущества: наследование, дарение между живыми, в силу обязательств.

Статус лиц, брачно-семейное право по Кодексу Наполеона 1804 г.

Самым важным новшеством в области брачно-семейного права было закрепление института только гражданского брака, заключавшегося государственными административными органами по правилам регистрации актов гражданского состояния. Брак был чисто светским, хотя потом не запрещалось проводить желаемые религиозные церемонии. Брачный возраст устанавливался в 18 лет для мужчины и в 15 лет для женщины. До достижения этого возраста браки могли заключаться только по особому разрешению главы государства. Однако до 25 лет мужчины и до 21 года женщины могли вступать в брак только при согласии родителей или семейного совета.

Так же порывая с традицией канонического предреволюционного права, ГК признавал право на развод. Развод допускался в случае супружеской измены (хотя и по-разному понимаемой для мужа и для жены), в случае грубого обращения или взаимных оскорблений, в случае приговаривания одного из супругов к позорящему наказанию. Основанием для развода могло быть взаимное согласие супругов, проживших в браке от двух до двадцати лет. (Это правоположение вызвало особенно резкие нападки клерикальных кругов, и после восстановления официального значения католической церкви в период Реставрации было отменено — в 1816 г.) Для Наполеона, по требованию которого было внесено это положение, оно было одним из показателей гражданского равенства.

Центральное место в семейном праве занял весьма консервативный по своему смыслу институт главы. Жена и дети в семье обязаны были выказывать послушание мужу в обмен на его «покровительство”. Отец имел все права пользования имуществом не достигших совершеннолетия детей, на пользование имуществом жены или дохода с него (в зависимости от установленного брачным договором режима). Власть отца семейства могла приобретать и административный характер. За непослушание члены семьи могли быть подвергнуты заточению в тюрьму или в исправительный дом. Жену, уличенную в супружеской измене, муж мог единственно по личному усмотрению поместить в тюрьму на несколько месяцев. В качестве своего рода промежуточной меры перед разводом (или заменявшей его) — сохранялось католическое правило «отлучения от стола и ложа” — в виде «раздельного жительства”. В случае ограничения или полного лишения жены дееспособности муж всегда оставался опекуном.

От кутюмного права в кодекс был перенесен еще один институт — семейного совета. Некоторые вопросы (заключение брака, воспитание, наказание детей) требовали согласования с дедами и бабками. Они, например, в случае смерти мужа, оставившего беременную жену, назначали ей «попечителя чрева”, который участвовал в управлении имуществами.

Предпочтение интересов семьи (причем законной) оказало влияние и на наследственное право. Признавая традиционное деление на наследование по закону и по завещанию, кодекс значительно ограничил права завещателя распорядиться своими имуществами. В зависимости от состава семьи завещатель мог распорядиться лишь от 1/2 до 3/4 принадлежавшей ему собственности. Незаконнорожденные и не признанные при жизни дети практически устранялись от прав наследования, и, даже будучи признанными, имели право на меньшую долю, чем законные.

В кодексе устанавливалось единое понятие французского гражданства и связанного с ним единства прав на основе полного равенства. В этом заключалось главное антифеодальное качество нового правопорядка. (Равенство правоспособности не было абсолютным, оно было соответственно своему времени: правоспособность женщин была ограничена семейным правом и преимущественными возможностями мужчин быть участниками оборота.) Гражданство в смысле пользования политическими правами отграничивалось от гражданства в частно-правовом смысле. Гражданскими правами (т. е. правоспособностью) наделялся каждый, имевший или приобретший особое «свойство Француза”, которое сообщал конституционный закон. Гражданство можно было не только приобрести, но и утратить. Хотя, в отличие от принципов конституций 1791-1793 гг., ГК установил только частно-правовые (не политические) основания к утрате гражданства; не допускалась потеря гражданства через приговаривание к наказаниям. Однако, как бы в компенсацию, вводился институт гражданской смерти (ст. 17), который повторял политическую смерть «старого режима”. Права иностранных граждан во Франции были отличны от французов. Они определялись конкретными соглашениями с той или другой страной, и были уже или шире в зависимости от прав, предоставленных французам в этой стране. От иностранного гражданина также требовалось обязательное поручительство француза в случае обращения в суд; это было еще одним важным ограничением, правоспособности иностранцев.

Гражданская дееспособность наступала в 21 год. После этого ограничения дееспособности были возможны только в рамках брачно-семейных отношений или вследствие опеки. Предусматривалась и возможность полного лишения дееспособности, названная по традиции римского права интердиктом. Широкие полномочия в этой инициативе были предоставлены суду и родственникам, что вделало такую опеку институтом архаичным и даже реакционным в правовом смысле.

Не секрет, что во Французской республике — лучшие законы, юристы и правовая система, основанная на соблюдении и защите свобод человека — жизни, выбора, вероисповедания, которые имеют центральное место в судебной системе данной страны. Именно поэтому во Францию стремятся оформить ПМЖ и переехать множество иностранных граждан, права которых в силу тех или иных причин были притеснены на родине.

Связано это с тем, что конституционные законы во Франции, признанные самыми объективными, позволяют на уровне европейских судов отстоять правоту и невиновность тех лиц, которые на своей родине были признаны преступниками и даже преследуются на международном уровне.

Юридическое агентство с многолетним опытом работы в Европе и во Франции Кофранс САРЛ (Cofrance SARL) создано именно для того, чтобы решать правовые задачи различного уровня:

  • оформление и подача документов в правовые инстанции;
  • защита интересов в европейских судах;
  • оформление ВНЖ, ПМЖ;
  • исключение из списков Интерпола;
  • покупка бизнеса в Европе;
  • документальное сопровождение сделок любого уровня;
  • открытие банковских счетов для иностранных граждан;
  • аккредитованный перевод документов;
  • сохранение полной конфиденциальности обратившихся за поддержкой.

На международном уровне законы Франции признаются самыми гуманными и совершенными в мире. Их основные принципы были заложены в Кодексе Наполеона.

Самая высшая ценность и правило с точки зрения французского закона — это свобода, любое ограничение которой должно быть пресечено в рамках Конституции, налагающей запреты. Но если мера запрета превышает так называемые «неудобства» его введения, то его необходимо устранить.

Вот на таких довольно сложных формулировках строится законодательство во Франции, разобраться в котором поможет Cofrance SARL.

Добавить комментарий