Конституция Японии 1947 г

Конституционное развитие Японии началось в 1889 г., когда была принята первая японская конституция, зафиксировавшая результаты буржуазной революции Мэйдзи. Несмотря на консерватизм и архаичность (были закреплены сословные различия и привилегии, широкие полномочия императора, предусматривалось наличие особой наследственной палаты в парламенте для аристократии — палаты пэров), Конституция 1889 г. дала мощный толчок экономическому и политическому развитию страны.

После поражения Японии по Второй мировой войне и ее оккупации американскими войсками началась подготовка новой конституции. Разрабатывался этот документ при активном участии и под давлением Дальневосточной комиссии — оккупационного органа, который имел полномочия на коренную реформу японской конституции.

Ведущую роль в деятельности Дальневосточной комиссии играли ученые и генералы США. Фактически послевоенная конституция Японии была написана США и их союзниками.

Окончательно новая конституция Японии была принята парламентом в октябре 1946 г. и вступила в силу 3 мая 1947 г. Этот документ действует по настоящее время и в силу своей «жесткости» не претерпел изменений.

Конституция Японии представляет собой краткий документ, состоящий из 11 глав и 103 статей, который регламентирует статус императора, парламента, Кабинета министров, права и обязанности народа, судебную власть и местное самоуправление, распределение государственных финансов, принцип народного суверенитета.

Можно выделить следующие особенности действующей конституции Японии 1947 г. (и ее отличие от прежней конституции 1889 г.):

  • — закреплен принцип народного суверенитета;
  • — сохранена конституционная монархия во главе с императором, однако полномочия императора существенно ограничены;
  • — высшим органом государственной власти объявлен парламент;
  • — ликвидирована наследственная палата пэров парламента;
  • — предусмотрена двухпалатная структура парламента, состоящего из двух выборных палат — палаты представителей и палаты советников;

парламенту предоставлено право формировать правительство;

  • — правительство стало ответственным перед парламентом, а не перед императором;
  • — ликвидированы сословия;
  • — закреплены основополагающие права и свободы человека;
  • — конституционно закреплен принцип-обязательство об отказе Японии от войны и вооруженных сил (ст. 9: «Японский народ на вечные времена отказывается от войны как суверенного права нации, а также от угрозы или применения вооруженной силы как средства разрешения международных споров»);
  • — на основании данной нормы Япония и до настоящего времени официально не имеет своей армии (однако в 1954 г. были созданы силы самообороны, фактически представляющие армию, флот и военно-воздушные силы, а в 2005 г. даже создано Министерство обороны).

Пересмотр Конституции Японии осуществляется, если за него проголосуют не менее 2/3 депутатов каждой из палат, а затем данное решение будет утверждено на референдуме.

Однако практика пересматривать Конституцию в Японии не сложилась, и она остается в прежнем виде.

Япония — унитарное государство, его административно-территориальными единицами являются 47 административных единиц высшего уровня — префектур, объединенных в систему тодофукэн, в соответствии с которой страна состоит из столичной префектуры то — Токио, губернаторства до — Хоккайдо, двух городов фу, имеющих статус префектур, — Киото и Осака, и 43 префектур кэн, где избираются местные представительные органы власти и губернаторы.

Префектуры делятся на меньшие административные единицы — округа префектуры Хоккайдо (всего 14 округов), особые города, определенные указами правительства, и уезды. Все префектуры, кроме Хоккайдо, делятся на уезды. К особым городам, определенным указами правительства, относятся города, население которых превышает 500 тыс. человек: Кобе, Киото, Нагоя, Осака и Иокогама (1956); Китакюсю (1963); Фукуока, Кавасаки, Саппоро (1972); Хиросима (1980); Сэндай (1989); Тиба (1992); Сайтама (2003); Сидзуока (2005); Сакаи (2006); Ниигата и Хамамацу (2007). Столица Токио к числу подобных городов не принадлежит, так как является городским конгломератом, а не городом.

Кроме префектур и уездов, в стране существуют административные единицы муниципального уровня, которые пользуются широкой автономией. Это центральные города префектур, особые города, собственно города, 23 специальных района Токио, а также поселки и села.

Американская оккупационная администрация проводила преобразования демократического характера в Японии. Конституция 1947 г. – итог этих преобразований. Проект, который разработало правительство Японии, был отвергнут, так как он почти во всем повторял предыдущий документ. В штабе американских оккупационных войск подготовили другой проект, который и был принят в октябре 1946 года. Конституцию утвердил Тайный совет, это был компромисс политических сил. Конституция вступила в действие в 1947 году.

В Японии учреждался государственный строй в форме парламентарной монархии. При наличии принципа народного суверенитета был сохранен институт монархии, который полностью отвечал традициям консервативных японцев. Народу принадлежит государственная власть, он и определяет императора.

Император

Замечание 1

У императора нет полномочий, связанных с осуществлением государственной власти. Он не является Главой государства, в Конституции определено, что император есть «символ государства и единого народа».

Император наделен церемониальными функциями во внешнеполитических контактах. Есть у него и конституционные полномочия, например, он назначает премьер-министра по представлению Кабинета, может промульгировать поправки к Конституции, созывать сессии парламента, распускать нижнюю палату, подтверждать назначения и отставки министров.

Определение 1

Промульгация – санкционирование закона в сроки, указанные в Конституции и публикация его в официальном издании.

По Конституции император зависим от Парламента и Кабинета в совершении многих государственных актов. Без одобрения Кабинета император не может принимать важнейшие государственные решения. Тем не менее, институт монархии в Японии важен и играет серьезную роль.

В Конституции не говорится о том, что император не может отвергнуть решения правительства, это допускается, но при наступлении ситуации чрезвычайного характера, например, войны.

По Конституции имущество императорской фамилии принадлежит государству, земельная собственность, капиталы национализированы.

Сегодня парламент утверждает бюджетные ассигнования, которые положены императорскому двору.

Парламент

Замечание 2

В государственном строе Японии высшим органом является Парламент. Он состоит из нижней и верхней палат.

Нижняя палата называется Палатой представителей, в ней 512 человек, которые переизбираются каждые 4 года. Верхняя палата называется Палатой советников, в ней 252 человека, которые избираются на шесть лет, каждые три года палата обновляется наполовину. Палата советников обладает правом отлагательного вето в отношении законопроектов, принятых нижней палатой. Верхнюю палату распустить невозможно, и если объявлено ЧП в стране, она становится единственным законодательным органом.

Правительство

Замечание 3

Правительство – высший орган исполнительной власти. Фактическая власть принадлежит Кабинету министров по Конституции.

Кабинет министров формируется Парламентом. В Конституции определена система «парламентских кабинетов». Главой Кабинета становится лидер, победившей на выборах партии. Правительство опирается на парламентское большинство, а через партийные фракции в Парламенте контролирует его.

Кабинет министров может распустить Парламент. Многочисленная армия чиновников также подчиняется Кабинету, так как он формирует центральный госаппарат.

Замечание 4

Японская бюрократия – закрытое сообщество, его члены отбираются на основе экзаменационных испытаний, вся деятельность выстроена на принципе жесткой иерархии.

Слишком сложно? Не парься, мы поможем разобраться и подарим скидку 10% на любую работу Опиши задание

Судебная власть

Замечание 5

Конституция ставит во главе судебной власти Японии Верховный Суд, который состоит из Главного судьи и судей, их число устанавливается законом. Все судьи назначаются Кабинетом, а Главный судья Императором по представлению Кабинета.

Судебная система была перестроена. Император не является носителем судебной власти, особые суды запрещены, суд административного порядка тоже не предусматривается. Верховный суд имеет право решать вопросы о соответствии законов и других актов Конституции.

Политический режим Японии отличается от западных моделей. Здесь можно говорить о либеральной демократии или о демократии японского типа.

Особенности японской демократии

Можно выделить несколько особенностей японской демократии. В ее основе лежат групповые, коллективные и иерархические ценности и нормы, что соответствует национальному сознанию и культуре. В то время как западная демократия ориентирована на обеспечение индивидуальных прав и свобод.

Замечание 6

Японская модель построена на самоорганизации личности, умении контролировать ее порывы, встраивать их в систему государственных интересов.

Современная Япония имеет разветвленную политическую инфраструктуру. Тысячи политических партий действуют на уровне префектур. Если говорить об общенациональных партиях, то их пять. Доминирует Либерально-демократическая партия, которая и является правящей. Партия является правой, была образована посредством слияния двух буржуазных партий Либеральной и Демократической. Ее основу составляют представители крупного бизнеса, высшей бюрократии, поддерживают партию мелкие и средние предприниматели, а также крестьянство. Партия состоит из 6 фракций, они выбирают лидера, который руководит ЛДП 2 года. С 1993 года ЛДП выступает в коалиции с другими партиями: с центристской Социал-демократической партией Японии, с Коммунистической партией Японии и др.

Кроме политических партий можно выделить заинтересованные группы. Например, интересы работников по найму отстаивают профсоюзные организации. Три профсоюзных центра существуют в Японии: Японская конфедерация профсоюзов, Национальная федерация профсоюзов, Национальный совет профсоюзов.

Существуют организации, которые представляют интересы предпринимателей: Федерация экономических организаций Японии, Японская торгово-промышленная палата, Японская федерация предпринимательских ассоциаций.

Замечание 7

К особенным чертам японской демократии можно отнести неукоснительное следование процедуре принятия решений. Корпорации и государственная бюрократия тесно связаны, поэтому согласовываются интересы, принимаются решения корпоративистского характера.

Конституцией 1947 года провозглашено унитарное государство, состоящее из 47 префектур – административных единиц высшего уровня. Префектуры делятся на города, поселки и деревни. В префектурах населением избираются губернаторы, в городах – мэры, в сельских поселениях – старосты.

Законодательные собрания на местах осуществляют контроль за деятельностью исполнительных органов.

Замечание 8

Японский Парламент не может без одобрения собрания определенной местности издать закон, касающийся этой местности.

Всё ещё сложно? Наши эксперты помогут разобраться

История разработки и принятия Конституции Японии 1947 года

До принятия Конституции 1947 года в Японии действовала Конституция 1889 года, так называемая Конституция Мэйдзи. Она впервые ограничила власть Императора, провозгласив конституционную монархию.

Во Второй мировой войне Япония сражалась на стороне фашисткой Германии, что привело к дальнейшей ядерной бомбардировке и оккупации этой страны Америкой.

14 августа 1945 года была подписана Потсдамская Декларация, ставшая основой последующих государственных преобразований. Декларация закрепляла цели оккупации Японии: демилитаризация страны, демобилизация японских вооружённых сил, наказание всех военных преступников. Кроме того указывалось, что: «Японское правительство должно устранить все препятствия к возрождению и укреплению демократических тенденций среди японского народа. Будут установлены свобода слова, религии и мышления, а также уважение к основным человеческим правам». Заявление глав правительств Соединенных Штатов, Соединенного Королевства и Китая (Потсдамская декларация) от 26 июля 1945 г. // Справочная правовая система «Гарант» Оккупационные войска вводились в Японию до того, как в ней будет создано «ответственное правительство, следующее свободно выраженной воле народа Японии и имеющее мирные цели». Там же.

Подразумевалось, что новая Конституция будет принята под контролем стран-победителей. Тем не менее, решающую роль в жизни этой страны сыграли США. Японией в этот период фактически управлял главнокомандующий американскими войсками на Тихом океане Дуглас МакАртур и возглавляемый им штаб. См.: Цунэо Инако. Указ. сочин. С.64-70. Американским правительством была принята директива «Основные принципы политики США в отношении Японии в начальный период оккупации», которой должен был руководствоваться Д. МакАртур. В качестве целей оккупации в ней указывалась следующее: Япония не должна была вновь стать угрозой для Соединёных Штатов или для мира в целом, а также необходимо было создать «миролюбивое и ответственное правительство, которое поддерживало бы американские цели, отражённые в идеалах и принципах хартии Объединённых наций » Цунэо Инако. Указ. сочин. С.64. Впоследствии подобные откровенные выражения, ставящие на первое место интересы Америки, не употреблялись в официальных документах, направляемых МакАртуру. Но их смысл красной нитью пронизывал всю почти семилетнюю оккупацию страны восходящего солнца.

В то же время оккупационное правительство не могло руководствоваться только собственными интересами, ему необходимо было считаться с мнением народа. Также нельзя было игнорировать волю союзных держав. Поэтому в Вашингтоне была создана Дальневосточная комиссия в качестве высшего органа по управлению Японией. В её состав вошли представители одиннадцати стран: СССР, Великобритания, США, Китай, Франция, Нидерланды, Канада, Австралия, Новая Зеландия, Индия Филиппины. В компетенцию комиссии входило формулирование принципов и общих оснований, которым должно следовать правительство Японии, а также рассмотрение директив, направляемых МакАртуру, и действий, принимаемых им. При этом оговаривалось, что в экстренных ситуация Соединённые Штаты могли давать верховному главнокомандующему промежуточные директивы, если они не касались коренных перемен в конституционном механизме. Решение Дальневосточной комиссией принималось в соответствии с мнением большинства членов, включая СССР, США, Китай и Великобританию.

Преобразования начались осенью 1945 с внесения изменений в Конституцию 1889 года. На начальном этапе Дуглас МакАртур отдавал приказы правительству Японии в форме директив, меморандумов и т.д. В свою очередь японское правительство принимало, до вступления в действие Конституции 1947 года, императорские указы, а после её вступления — правительственные указы, которые обладали большей силой чем Конституция и законы.

Важно отметить, что в то время среди стран-победителей было сильно желание привлечь Императора Хирохито, стоявшего во главе милитаристского, фашистского государственного механизма, к ответсвенности. Но благодаря настоятельным требованиям США союзные державы отказались от этой идеи.

МакАртур считал необходимым сохранение императорского строя, как орудия борьбы с коммунизмом. Так как несмотря на поражение во Второй мировой войне народ продолжал почитать Императора, и только компартия выступала за упразднение института Императора и провозглашение республики.

Проект нового Основного закона, составленный правящими кругами Японии к 1946 году, представлял из себя предыдущий документ с небольшими поправками. Это не устроило оккупационное правительство, которое разработало свой вариант Конституции. Консервативные силы Японии выступили против подобного «навязывания». Несмотря на это проект был принят в Парламенте с небольшими поправками, а затем 3 ноября 1946 года был обнародован специальным рескриптом Императора.

Согласно ст.100 Конституции Японии она вступила в силу спустя шесть месяцев со дня промульгации (т.е. 3 мая 1947г). Конституция Японии от 3 мая 1947 года. // Хрестоматия по истории государства и права зарубежных стран. Новое и новейшее время. / Сост. Н.А. Крашенинникова. — М., 1999. С. 359 Как мы видим процесс принятия японской Конституции 1947 года был непростым, но крайне необходимым.

В связи с ощутимым влиянием оккупационного правительства большую часть новой Конституции составляют американские политико-правовые государственные нормы. Однако справедливости ради стоит отметить, что традиции японской государственности были учтены (например, сохранение института Императора). См.: Курс лекций: государственное управление и государственная служба за рубежом // под общ. ред. проф. В.В. Чубинского. — СПб, 1998.

Как бы там ни было, после принятия данной Конституции развитие японского государства пошло по иному пути, результаты которого мы можем видеть сегодня.

Введение

Принятая 3 ноября 1946 года и вступившая в силу 3 мая 1947 года Конституция Японии является одним из самых стабильных конституционных документов в мире: за более чем 50 лет в нее не было внесено ни одного изменения, хотя такие предложения неоднократно выдвигались.

Конституцию Японии среди других послевоенных конституций выделяет ярко выраженный пацифизм, что прямо связано с условиями ее принятия.

Конституция Японии — монархическая, но права монарха значительно сокращены по сравнению с предшествующим конституционным актом; положения, относящиеся к статусу монарха и Короне, придают акту своеобразие.

Конституция содержит широкий перечень прав и свобод, причем часть из них сформулирована как коллективные права.

Целью данной контрольной работы является изучение основных положений действующей Конституции Японии.

Для достижения цели, необходимо выполнить следующие задачи:

— дать общую характеристику Конституции

— охарактеризовать личные, политические, экономические права и конституционные обязанности граждан Японии

— охарактеризовать партийную систему

— описать конституционные полномочия и реальную политическую роль императора в осуществлении власти

— дать характеристику парламента страны, его структуры и правового положения

— проанализировать конституционно-правовые основы деятельности кабинета министров

— охарактеризовать конституционные основы судебной системы

— дать характеристику административно-территориальному устройству Японии

Конституция Японии: общая характеристика

Поражение Японии во второй мировой войне и ее оккупация войсками США были основной причиной, определившей коренную ломку устаревших конституционных и административных норм. Основой послевоенной перестройки общества стала совместная Декларация, подписанная главами США, Англии, Китая и Советского Союза в июле 1945 г. в Потсдаме. В Потсдамской декларации в качестве целей оккупации Японии провозглашались: демилитаризация страны, демобилизация японских вооруженных сил, наказание всех военных преступников. В ней указывалось, что: «Должны быть устранены любые препятствия на пути возрождения и усиления демократических тенденций в японском народе. Должно быть установлено уважение к свободам слова, вероисповедания и идей, а также к основным правам человека».

В октябре 1945 г. премьер-министр Японии Кидзюро Сидэхара сформировал специальную комиссию по изучению вопросов конституционной реформы, поставив перед ее участниками непосильную задачу — примирить заложенные в Конституции Японской Империи прусские великодержавные принципы с насущными требованиями демократизации государства. В феврале 1946 г. японское правительство опубликовало конституционный проект, вносящий незначительные изменения в Конституцию 1889 года. Но поскольку этот консервативный проект не прошел бы рассмотрения Дальневосточной комиссией, наделенной полномочиями по контролю за конституционной реформой в Японии и за соответствием рассматриваемых законопроектов духу Потсдамской декларации, то он был сразу отклонен. А уже в марте правительство представило на рассмотрение в Парламент проект генерала Дугласа Макартура, разработанный в штабе американских оккупационных войск. Новая Конституция была принята Парламентом в октябре 1946 г., промулъгирована Императором и опубликована 3 ноября 1946 г. Через шесть месяцев — 3 мая 1947 г. — она вступила в силу.

В Конституции 1947 г.— второй по счету в истории страны — заметно влияние англосаксонского права. В частности, влияние Основного закона США прослеживается в закреплении прав и свобод, особенно личных прав, основанных на концепции индивидуализма, на структуре и порядке функционирования института конституционного контроля.

В течение 1947—1948 гг. на основе новой Конституции Парламент принял множество законов, составивших основу послевоенной японской правовой системы; эти акты составлялись Правительством страны, но они рассматривались и Дальневосточной комиссией с участием представителя Советского Союза, следившей за соответствием проектов духу Потсдамской декларации.

Структурно Конституция Японии состоит из 11 глав и 103 статей, которые последовательно регулируют: статус императора; отказ от войны; права и обязанности народа; деятельность Парламента, Кабинета и судебной власти; государственные финансы; местное самоуправление; процедуру изменения Конституции.

Новая Конституция отличается от Конституции Мэйдзи по многим важным аспектам. Основными являются:

• особа Императора более не признается священной и существует лишь в качестве символа государства и единства нации, а единственным носителем государственного суверенитета становится народ (ст. 1);

• принцип разделения властей осуществляется на более демократической основе. Император не обладает исполнительной властью. Он имеет право выполнять лишь те государственные функции, которые оговорены в Конституции. Например, он лишь формально утверждает назначение премьер-министра и главного судьи Верховного суда. Само назначение премьер-министра осуществляется Парламентом, а главного судьи — Кабинетом министров. По совету и с одобрения Кабинета министров Император провозглашает от имени народа законы и договоры, созывает сессии Парламента, присуждает награды (гл.1);

• круг основных прав и свобод человека значительно расширен (гл. 3);

• Япония «отказывается от войны как суверенного права нации, а также от угрозы или применения вооруженной силы как средства разрешения международных споров» (ст. 9);

• ликвидация всех аристократических институтов (ст. 14). Бывшая Палата пэров заменяется Палатой советников, члены которой избираются как представители всего народа;

• местное самоуправление осуществляется в широких масштабах (ст. 92—95).

Особенности Конституции Японии

К особенностям Конституции 1947 года относится наиболее четкое закрепление трех принципов: принципа народного суверенитета, принципа соблюдения основных прав и свобод граждан и принципа пацифизма.

Принцип народного суверенитета как основы государственной власти в японском конституционном праве появляется впервые и закрепляется в преамбуле и в ст. 1 Конституции. Высшим органом государственной власти и единственным законодательным органом является Парламент (ст. 41).

Особое значение имеет 9-я статья Конституции, в которой содержится положение об отказе от войны и создания регулярных вооруженных сил. Включение в Конституцию данной статьи имело целью предотвратить возрождение японского милитаризма. 9-я статья Конституции является, пожалуй, самой проблемной. С одной стороны, она служит объектом неутихающей критики реакционных сил, с другой — выступает препятствием для осуществления Японией своих международных обязательств, таких, как участие Японии как члена ООН в комплектовании международных вооруженных сил, что пока компенсируется невооруженным участием в миротворческих миссиях (Камбоджа, Мозамбик, Руанда) и в спасательных операциях при стихийных бедствиях.

На сегодняшний день функцию вооруженных сил выполняют японские силы самообороны, созданные в июле 1950 года в качестве «резервного полицейского корпуса» после начала войны на Корейском полуострове. Это мощная, хорошо обученная и прекрасно экипированная армия численностью 130 тысяч человек, по расходам на которую страна занимает седьмое место в мире, хотя и осуществляется это всего в пределах 1% ВНП.1

Япония — конституционная, парламентарная монархия, где власть императора сведена до минимума, по сравнению с предшествующим конституционным актом, он остался лишь символом нации. Высшим же и единственным законодательным органом провозглашен Парламент.

Правительство формируется при решающей роли Парламента и несет перед ним ответственность. Япония провозглашается унитарным государством с широкой местной автономией административно-территориальных единиц.

Интересно еще одно конституционное положение, которое определяет, что в состав правительства должны входить только гражданские лица.

Конституция содержит широкий перечень прав и свобод, причем часть из них сформулирована как коллективные права.

Конституция на новой основе установила статус человека и гражданина. Японцы обладают широким кругом основных прав и свобод. Конституционные нормы упразднили привилегированные сословия, провозгласив принцип равенства (равенство всех перед законом, а также недопустимость какой-либо дискриминации). Характерным здесь является закрепление в основных нормах положения, что любые награды действуют только при жизни данного лица. Провозглашается равноправие полов. Детально регулируются вопросы брака, который должен заключаться только на основании взаимного согласия сторон.2

В основополагающих положениях ст. 25 Конституции, наряду с провозглашением права всех на поддержание минимального уровня здоровой и культурной жизни устанавливается обязанность государства прилагать усилия для дальнейшего развития общественного благосостояния, социального обеспечения и народного здравия. Из этой обязанности государства вытекают две важнейшие задачи: необходимость определить и обеспечить государственный стандарт здоровой и культурной жизни и оказывать общественную помощь малоимущим и так называемым неблагополучным семьям. Более детально эти вопросы урегулированы законами о профсоюзах, об урегулировании трудовых отношений, о трудовых стандартах. Так, Законом о мероприятиях в области занятости предусматривается осуществление общегосударственных мер по достижению полной занятости.

Во многом благодаря тому, что на государство возложен целый ряд обязанностей в социально-экономической сфере, в Японии установлена система пожизненного найма и социального партнерства между объединениями лиц наемного труда и предпринимателей и сложился достаточно стабильный и один из самых низких в мире уровень безработицы.

Добавить комментарий