Конституция юридическая помощь

Федеральный закон от 21.11.2011 № 324-ФЗ «О бесплатной юридической помощи в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон № 324-ФЗ) не предусматривает оказания бесплатной юридической помощи в уголовном и административном судопроизводстве. Отношения, связанные с оказанием бесплатной юридической помощи в уголовном судопроизводстве, регулируются уголовно-процессуальным законодательством (см. статьи 50 и 51 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации).

Гражданам, имеющим право на получение бесплатной юридической помощи в рамках государственной системы бесплатной юридической помощи (часть 1 статьи 20 Федерального закона № 324-ФЗ), бесплатная юридическая помощь в виде правового консультирования в устной и письменной форме и составления для них заявления, жалобы, ходатайства и другие документы правового характера оказывается в следующих случаях:

1) заключение, изменение, расторжение, признание недействительными сделок с недвижимым имуществом, государственная регистрация прав на недвижимое имущество и сделок с ним (в случае, если квартира, жилой дом или их части являются единственным жилым помещением гражданина и его семьи);

2) признание права на жилое помещение, предоставление жилого помещения по договору социального найма, договору найма специализированного жилого помещения, предназначенного для проживания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, расторжение и прекращение договора социального найма жилого помещения, выселение из жилого помещения (в случае, если квартира, жилой дом или их части являются единственным жилым помещением гражданина и его семьи), расторжение и прекращение договора найма специализированного жилого помещения, предназначенного для проживания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, выселение из указанного жилого помещения;

3) признание и сохранение права собственности на земельный участок, права постоянного (бессрочного) пользования, а также права пожизненного наследуемого владения земельным участком (в случае, если на спорном земельном участке или его части находятся жилой дом или его часть, являющиеся единственным жилым помещением гражданина и его семьи);

4) защита прав потребителей (в части предоставления коммунальных услуг);

5) отказ работодателя в заключении трудового договора, нарушающий гарантии, установленные Трудовым кодексом Российской Федерации, восстановление на работе, взыскание заработка, в том числе за время вынужденного прогула, компенсации морального вреда, причиненного неправомерными действиями (бездействием) работодателя;

6) признание гражданина безработным и установление пособия по безработице;

7) возмещение вреда, причиненного смертью кормильца, увечьем или иным повреждением здоровья, связанным с трудовой деятельностью или с чрезвычайной ситуацией;

8) предоставление мер социальной поддержки, оказание малоимущим гражданам государственной социальной помощи, предоставление субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг;

9) назначение, перерасчет и взыскание страховых пенсий по старости, пенсий по инвалидности и по случаю потери кормильца, пособий по временной нетрудоспособности, беременности и родам, безработице, в связи с трудовым увечьем или профессиональным заболеванием, единовременного пособия при рождении ребенка, ежемесячного пособия по уходу за ребенком, социального пособия на погребение;

10) установление и оспаривание отцовства (материнства), взыскание алиментов;

10.1) установление усыновления, опеки или попечительства над детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей, заключение договора об осуществлении опеки или попечительства над такими детьми;

10.2) защита прав и законных интересов детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;

11) реабилитация граждан, пострадавших от политических репрессий;

12) ограничение дееспособности;

13) обжалование нарушений прав и свобод граждан при оказании психиатрической помощи;

14) медико-социальная экспертиза и реабилитация инвалидов;

15) обжалование во внесудебном порядке актов органов государственной власти, органов местного самоуправления и должностных лиц;

16) восстановление имущественных прав, личных неимущественных прав, нарушенных в результате чрезвычайной ситуации, возмещение ущерба, причиненного вследствие чрезвычайной ситуации.

Гражданам, имеющим право на получение бесплатной юридической помощи в рамках государственной системы бесплатной юридической помощи (часть 1 статьи 20 Федерального закона № 324-ФЗ), бесплатная юридическая помощь в виде представления интересов в судах, государственных и муниципальных органах, организациях оказывается в случаях, если они являются:

1) истцами и ответчиками при рассмотрении судами дел о:

а) расторжении, признании недействительными сделок с недвижимым имуществом, о государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним и об отказе в государственной регистрации таких прав (в случае, если квартира, жилой дом или их части являются единственным жилым помещением гражданина и его семьи);

б) признании права на жилое помещение, предоставлении жилого помещения по договору социального найма, договору найма специализированного жилого помещения, предназначенного для проживания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в том числе принятых на воспитание в семьи, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, расторжении и прекращении договора социального найма жилого помещения, выселении из жилого помещения (в случае, если квартира, жилой дом или их части являются единственным жилым помещением гражданина и его семьи), расторжение и прекращение договора найма специализированного жилого помещения, предназначенного для проживания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, выселение из указанного жилого помещения;

в) признании и сохранении права собственности на земельный участок, права постоянного бессрочного пользования, а также пожизненного наследуемого владения земельным участком (в случае, если на спорном земельном участке или его части находятся жилой дом или его часть, являющиеся единственным жилым помещением гражданина и его семьи);

2) истцами (заявителями) при рассмотрении судами дел:

а) о взыскании алиментов;

б) о возмещении вреда, причиненного смертью кормильца, увечьем или иным повреждением здоровья, связанным с трудовой деятельностью или с чрезвычайной ситуацией;

в) об установлении усыновления, опеки или попечительства в отношении детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, о заключении договора об осуществлении опеки или попечительства над такими детьми;

г) об обеспечении мер государственной поддержки детям-инвалидам, детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;

3) гражданами, в отношении которых судом рассматривается заявление о признании их недееспособными;

4) гражданами, пострадавшими от политических репрессий, — по вопросам, связанным с реабилитацией;

5) гражданами, в отношении которых судами рассматриваются дела о принудительной госпитализации в психиатрический стационар или продлении срока принудительной госпитализации в психиатрическом стационаре;

6) гражданами, пострадавшими от чрезвычайной ситуации, — по вопросам, связанным с восстановлением имущественных прав, личных неимущественных прав, нарушенных в результате чрезвычайной ситуации, возмещением ущерба, причиненного вследствие чрезвычайной ситуации.

В соответствии со статьей 12 Федерального закона № 324-ФЗ законами субъектов Российской Федерации может быть расширен перечень случаев оказания бесплатной юридической помощи в регионе.

Дополнительные случаи оказания бесплатной юридической помощи, установленные в субъектах Российской Федерации, необходимо уточнять на официальных сайтах органа исполнительной власти региона, уполномоченного в области обеспечения граждан бесплатной юридической помощью, и территориального органа Минюста России.

Текст Ст. 48 Конституции РФ в действующей редакции на 2020 год:

1. Каждому гарантируется право на получение квалифицированной юридической помощи. В случаях, предусмотренных законом, юридическая помощь оказывается бесплатно.

2. Каждый задержанный, заключенный под стражу, обвиняемый в совершении преступления имеет право пользоваться помощью адвоката (защитника) с момента соответственно задержания, заключения под стражу или предъявления обвинения.

Комментарий к Ст. 48 Конституции Российской Федерации

1. Под квалифицированной юридической помощью подразумевается главным образом адвокатская юридическая помощь. Как указал Конституционный Суд РФ в Постановлении от 28 января 1997 г. N 2-П, «гарантируя право на получение именно квалифицированной юридической помощи, государство должно, во-первых, обеспечить условия, способствующие подготовке квалифицированных юристов для оказания гражданам различных видов юридической помощи, и, во-вторых, установить с этой целью определенные профессиональные и иные квалификационные требования и критерии».

Часть 3 ст. 6 Европейской конвенции о защите прав и основных свобод человека особо оговаривает гарантии права на юридическое представительство по уголовным делам. Европейский Суд постановил, что «право каждого обвиняемого в совершении уголовного преступления на защиту адвоката, в необходимых случаях назначенного официально, является одной из фундаментальных черт справедливого судебного разбирательства».

Процессуальными правами адвокат наделяется только с момента вступления в гражданское дело. До этого он может оказывать юридическую помощь любому обратившемуся к нему лицу, давая консультации, разъясняя законодательство, составляя документы правового характера. Человек вправе обратиться в любую коллегию адвокатов.

В России действует Федеральный закон от 31 мая 2002 г. N 63-ФЗ «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации» (далее — Закон об адвокатуре)*(240), пришедший на смену Положению об адвокатуре в РСФСР от 20 ноября 1980 г.

Согласно ч. 1 ст. 1 Закона об адвокатуре, адвокатской деятельностью является квалифицированная юридическая помощь, оказываемая на профессиональной основе лицами, получившими статус адвоката, физическим и юридическим лицам в целях защиты их прав, свобод и интересов, а также обеспечения доступа к правосудию.

Адвокатура — это профессиональное сообщество адвокатов, которое, как институт гражданского общества, не входит в систему органов государственной власти и органов местного самоуправления, действует на основе принципов законности, независимости, самоуправления, корпоративности и принципа равноправия адвокатов.

Законодательство об адвокатской деятельности и адвокатуре основывается на Конституции РФ и состоит из Закона об адвокатуре, других федеральных законов, принимаемых в соответствии с федеральными законами нормативных правовых актов Правительства РФ и федеральных органов исполнительной власти, регулирующих указанную деятельность, а также из принимаемых законов и иных нормативных правовых актов субъектов РФ. Таким образом, диспозиция комментируемой статьи получила законодательную конкретизацию.

2. Под задержанным понимается лицо, в отношении которого органом дознания, дознавателем, следователем или прокурором применена мера процессуального принуждения на срок не более 48 часов с момента его фактического задержания по подозрению в совершении преступления.

Заключенный под стражу — лицо, задержанное по подозрению в совершении преступления, либо обвиняемый, к которому применена мера пресечения в виде заключения под стражу в следственном изоляторе либо ином месте, определяемом федеральным законом.

Обвиняемый — лицо, в отношении которого выдвинуто утверждение о совершении им деяния, запрещенного уголовным законом.

Свое продолжение комментируемая конституционная норма получила в ст. 49 УПК РФ, согласно которой защитник допускается к участию в уголовном деле с момента фактического задержания лица в качестве подозреваемого в определенных законом случаях, в частности: при применении к лицу заключения под стражу, с момента возбуждения уголовного дела по делам частного обвинения, по всем остальным делам — с момента вынесения постановления о привлечении лица в качестве обвиняемого. В качестве защитников допускаются адвокаты. По определению или постановлению суда в качестве защитника могут быть допущены наряду с адвокатом один из близких родственников обвиняемого или иное лицо, о допуске которого ходатайствует обвиняемый. При производстве у мирового судьи указанное лицо допускается и вместо адвоката.

РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

О бесплатной юридической помощи в Российской Федерации

Принят Государственной Думой 2 ноября 2011 года

Одобрен Советом Федерации 9 ноября 2011 года

Глава 1. Общие положения

Статья 1. Предмет регулирования и цели настоящего Федерального закона

1. Настоящим Федеральным законом устанавливаются основные гарантии реализации права граждан Российской Федерации (далее — граждане) на получение бесплатной квалифицированной юридической помощи в Российской Федерации, организационно-правовые основы формирования государственной и негосударственной систем бесплатной юридической помощи и организационно-правовые основы деятельности по правовому информированию и правовому просвещению населения.

2. Целями настоящего Федерального закона являются:

1) создание условий для реализации установленного Конституцией Российской Федерации права граждан на получение квалифицированной юридической помощи, оказываемой бесплатно в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации (далее — бесплатная юридическая помощь);

2) формирование и развитие государственной системы бесплатной юридической помощи, а также содействие развитию негосударственной системы бесплатной юридической помощи и ее поддержка со стороны государства;

3) создание условий для осуществления прав и свобод граждан, защиты их законных интересов, повышения уровня социальной защищенности, а также обеспечение их доступа к правосудию.

Статья 2. Право на получение бесплатной юридической помощи

1. Граждане имеют право на получение бесплатной юридической помощи в случаях и в порядке, которые предусмотрены настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.

2. Бесплатная юридическая помощь иностранным гражданам и лицам без гражданства оказывается в случаях и в порядке, которые предусмотрены федеральными законами и международными договорами Российской Федерации.

Статья 3. Правовое регулирование отношений, связанных с оказанием бесплатной юридической помощи

1. Отношения, связанные с оказанием бесплатной юридической помощи в Российской Федерации в рамках государственной и негосударственной систем бесплатной юридической помощи, и организационно-правовое обеспечение реализации права граждан на получение бесплатной юридической помощи в Российской Федерации в соответствии с Конституцией Российской Федерации регулируются настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.

2. Отношения, связанные с оказанием бесплатной юридической помощи в уголовном судопроизводстве, регулируются уголовно-процессуальным законодательством.

3. Федеральными законами могут быть установлены случаи и порядок оказания бесплатной юридической помощи в административном судопроизводстве, а также в иных случаях.

4. Законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации могут устанавливаться дополнительные гарантии реализации права граждан на получение бесплатной юридической помощи.

Статья 4. Государственная политика в области обеспечения граждан бесплатной юридической помощью

1. Государственная политика в области обеспечения граждан бесплатной юридической помощью является совокупностью организационно-правовых, социально-экономических, информационных и иных мер, принимаемых в целях реализации гарантий права граждан на получение бесплатной юридической помощи.

2. Основные направления государственной политики в области обеспечения граждан бесплатной юридической помощью определяются Президентом Российской Федерации.

3. Государственная политика в области обеспечения граждан бесплатной юридической помощью реализуется федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, а также установленными настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами физическими и юридическими лицами, оказывающими бесплатную юридическую помощь.

Статья 5. Основные принципы оказания бесплатной юридической помощи

Оказание бесплатной юридической помощи основывается на следующих принципах:

1) обеспечение реализации и защиты прав, свобод и законных интересов граждан;

2) социальная справедливость и социальная ориентированность при оказании бесплатной юридической помощи;

3) доступность бесплатной юридической помощи для граждан в установленных законодательством Российской Федерации случаях;

4) контроль за соблюдением лицами, оказывающими бесплатную юридическую помощь, норм профессиональной этики и требований к качеству оказания бесплатной юридической помощи;

5) установление требований к профессиональной квалификации лиц, оказывающих бесплатную юридическую помощь;

6) свободный выбор гражданином государственной или негосударственной системы бесплатной юридической помощи;

7) объективность, беспристрастность при оказании бесплатной юридической помощи и ее своевременность;

8) равенство доступа граждан к получению бесплатной юридической помощи и недопущение дискриминации граждан при ее оказании;

9) обеспечение конфиденциальности при оказании бесплатной юридической помощи.

Статья 6. Виды бесплатной юридической помощи

1. Бесплатная юридическая помощь оказывается в виде:

1) правового консультирования в устной и письменной форме;

2) составления заявлений, жалоб, ходатайств и других документов правового характера;

3) представления интересов гражданина в судах, государственных и муниципальных органах, организациях в случаях и в порядке, которые установлены настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.

2. Бесплатная юридическая помощь может оказываться в иных не запрещенных законодательством Российской Федерации видах.

Статья 7. Субъекты, оказывающие бесплатную юридическую помощь

Оказание бесплатной юридической помощи осуществляется:

1) физическими и юридическими лицами, являющимися участниками государственной системы бесплатной юридической помощи в соответствии с настоящим Федеральным законом;

2) физическими и юридическими лицами, являющимися участниками негосударственной системы бесплатной юридической помощи в соответствии с настоящим Федеральным законом;

3) иными лицами, имеющими право на оказание бесплатной юридической помощи в соответствии с федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации и муниципальными правовыми актами.

Статья 8. Квалификационные требования к лицам, оказывающим бесплатную юридическую помощь

1. Все виды бесплатной юридической помощи, предусмотренные статьей 6 настоящего Федерального закона, могут оказывать лица, имеющие высшее юридическое образование, если иное не предусмотрено федеральными законами.

2. Федеральными законами могут быть установлены дополнительные квалификационные требования к лицам, оказывающим бесплатную юридическую помощь в виде представления интересов граждан в судах, государственных и муниципальных органах, организациях.

Глава 2. Полномочия федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления в области обеспечения граждан бесплатной юридической помощью

Статья 9. Полномочия Президента Российской Федерации в области обеспечения граждан бесплатной юридической помощью

К полномочиям Президента Российской Федерации относятся:

1) определение основных направлений государственной политики в области обеспечения граждан бесплатной юридической помощью, в том числе направлений развития государственной и негосударственной систем бесплатной юридической помощи;

2) определение федерального органа исполнительной власти, уполномоченного в области обеспечения граждан бесплатной юридической помощью (далее — уполномоченный федеральный орган исполнительной власти), и установление его компетенции;

3) осуществление иных полномочий в области обеспечения граждан бесплатной юридической помощью, функционирования и развития государственной и негосударственной систем бесплатной юридической помощи.

Статья 10. Полномочия Правительства Российской Федерации в области обеспечения граждан бесплатной юридической помощью

К полномочиям Правительства Российской Федерации относятся:

1) участие в определении основных направлений государственной политики в области обеспечения граждан бесплатной юридической помощью;

2) принятие мер по обеспечению функционирования и развития государственной и негосударственной систем бесплатной юридической помощи;

3) установление компетенции федеральных органов исполнительной власти в области обеспечения граждан бесплатной юридической помощью и полномочий их должностных лиц;

4) обеспечение взаимодействия федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области обеспечения граждан бесплатной юридической помощью;

5) определение объема бюджетных ассигнований из федерального бюджета, необходимых для обеспечения государственных гарантий реализации права граждан на получение бесплатной юридической помощи, а также обеспечение финансирования этих расходов в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации;

6) осуществление иных установленных федеральными законами и нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации полномочий в области обеспечения граждан бесплатной юридической помощью, функционирования и развития государственной и негосударственной систем бесплатной юридической помощи.

Статья 11. Полномочия уполномоченного федерального органа исполнительной власти

К полномочиям уполномоченного федерального органа исполнительной власти относятся:

1) разработка предложений по вопросам формирования и реализации государственной политики в области обеспечения граждан бесплатной юридической помощью, функционирования и развития государственной системы бесплатной юридической помощи, а также по вопросам правового информирования и правового просвещения населения;

2) участие в разработке проектов нормативных правовых актов Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, касающихся функционирования и развития государственной и негосударственной систем бесплатной юридической помощи;

3) принятие мер по обеспечению функционирования и развития государственной системы бесплатной юридической помощи, координация деятельности участников этой системы и их взаимодействия;

4) методическое обеспечение деятельности федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов управления государственных внебюджетных фондов, органов местного самоуправления, а также государственных юридических бюро и негосударственных центров бесплатной юридической помощи по оказанию гражданам бесплатной юридической помощи и правовому просвещению населения;

5) проведение мониторинга деятельности федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов управления государственных внебюджетных фондов, органов местного самоуправления, государственных юридических бюро, адвокатских палат субъектов Российской Федерации и негосударственных центров бесплатной юридической помощи по оказанию гражданам бесплатной юридической помощи и правовому просвещению населения;

6) ежегодная подготовка и опубликование в средствах массовой информации доклада о реализации государственной политики в области обеспечения граждан бесплатной юридической помощью, о состоянии и развитии государственной системы бесплатной юридической помощи, об оценке эффективности функционирования государственной и негосударственной систем бесплатной юридической помощи и использовании соответствующих бюджетных ассигнований;

7) разработка и установление единых требований к качеству оказываемой гражданам бесплатной юридической помощи, а также обеспечение контроля за соблюдением лицами, оказывающими бесплатную юридическую помощь, норм профессиональной этики и установленных требований к качеству юридической помощи;

8) осуществление иных установленных настоящим Федеральным законом и другими федеральными законами полномочий в области обеспечения граждан бесплатной юридической помощью, функционирования и развития государственной системы бесплатной юридической помощи, а также правового информирования и правового просвещения населения.

Статья 12. Полномочия органов государственной власти субъектов Российской Федерации в области обеспечения граждан бесплатной юридической помощью

1. К полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации относятся:

1) реализация в субъектах Российской Федерации государственной политики в области обеспечения граждан бесплатной юридической помощью;

2) издание законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации, устанавливающих дополнительные гарантии реализации права граждан на получение бесплатной юридической помощи, в том числе расширение перечня категорий граждан, имеющих право на ее получение, перечня случаев оказания бесплатной юридической помощи, определение порядка принятия решений об оказании в экстренных случаях бесплатной юридической помощи гражданам, оказавшимся в трудной жизненной ситуации, и обеспечение их исполнения;

3) определение органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченного в области обеспечения граждан бесплатной юридической помощью (далее — уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации), и его компетенции;

4) определение органов исполнительной власти субъекта Российской Федерации, подведомственных им учреждений и иных организаций, входящих в государственную систему бесплатной юридической помощи на территории субъекта Российской Федерации, установление их компетенции, в том числе решение вопросов об учреждении и обеспечении деятельности государственных юридических бюро;

5) определение порядка взаимодействия участников государственной системы бесплатной юридической помощи на территории субъекта Российской Федерации в пределах полномочий, установленных настоящим Федеральным законом;

6) определение размера и порядка оплаты труда адвокатов и иных субъектов, оказывающих бесплатную юридическую помощь гражданам в рамках государственной системы бесплатной юридической помощи, и компенсации их расходов на оказание бесплатной юридической помощи;

7) оказание в пределах своих полномочий содействия развитию негосударственной системы бесплатной юридической помощи и обеспечение ее поддержки.

2. Законами субъектов Российской Федерации органы местного самоуправления могут наделяться отдельными государственными полномочиями в области обеспечения гарантий права граждан на получение бесплатной юридической помощи.

Статья 13. Полномочия органов прокуратуры Российской Федерации в области обеспечения граждан бесплатной юридической помощью

Органы прокуратуры Российской Федерации в пределах полномочий, установленных Федеральным законом «О прокуратуре Российской Федерации», осуществляют надзор за исполнением законов в области обеспечения граждан бесплатной юридической помощью и вправе обращаться в суд с заявлениями в защиту прав, свобод и законных интересов граждан в случаях и в порядке, которые установлены законодательством Российской Федерации.

Статья 14. Полномочия органов местного самоуправления в области обеспечения граждан бесплатной юридической помощью

1. Органы местного самоуправления осуществляют отдельные государственные полномочия в области обеспечения граждан бесплатной юридической помощью в случае, если федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации они наделены такими полномочиями, оказывают содействие развитию негосударственной системы бесплатной юридической помощи и обеспечивают ее поддержку в пределах полномочий, предусмотренных настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.

2. Органы местного самоуправления вправе издавать муниципальные правовые акты, устанавливающие дополнительные гарантии права граждан на получение бесплатной юридической помощи, участвовать в создании муниципальных юридических бюро и оказывать гражданам все виды бесплатной юридической помощи, предусмотренные статьей 6 настоящего Федерального закона.

Глава 3. Государственная система бесплатной юридической помощи

Статья 15. Участники государственной системы бесплатной юридической помощи

1. Участниками государственной системы бесплатной юридической помощи являются:

1) федеральные органы исполнительной власти и подведомственные им учреждения;

2) органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации и подведомственные им учреждения;

3) органы управления государственных внебюджетных фондов;

4) государственные юридические бюро.

2. Адвокаты, нотариусы и другие субъекты, оказывающие бесплатную юридическую помощь, могут наделяться правом участвовать в государственной системе бесплатной юридической помощи в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.

Статья 16. Оказание бесплатной юридической помощи федеральными органами исполнительной власти и подведомственными им учреждениями, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и подведомственными им учреждениями, органами управления государственных внебюджетных фондов

1. Федеральные органы исполнительной власти и подведомственные им учреждения, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации и подведомственные им учреждения, органы управления государственных внебюджетных фондов оказывают гражданам бесплатную юридическую помощь в виде правового консультирования в устной и письменной форме по вопросам, относящимся к их компетенции, в порядке, установленном законодательством Российской Федерации для рассмотрения обращений граждан.

2. Федеральные органы исполнительной власти и подведомственные им учреждения, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации и подведомственные им учреждения, органы управления государственных внебюджетных фондов в случаях и в порядке, которые установлены федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами субъектов Российской Федерации, оказывают бесплатную юридическую помощь гражданам, нуждающимся в социальной поддержке и социальной защите, в виде составления заявлений, жалоб, ходатайств и других документов правового характера и представляют интересы гражданина в судах, государственных и муниципальных органах, организациях.

Статья 17. Оказание бесплатной юридической помощи государственными юридическими бюро

1. Для обеспечения функционирования государственной системы бесплатной юридической помощи, а также для оказания гражданам бесплатной юридической помощи в соответствии с законами субъектов Российской Федерации могут создаваться государственные юридические бюро и (или) могут привлекаться к участию в государственной системе бесплатной юридической помощи адвокаты.

2. Государственные юридические бюро при осуществлении своей деятельност

В статье исследуются не закрепленное в российском законодательстве понятие квалифицированной юридической помощи в уголовном процессе, критерии квалифицированности и субъекты ее оказания.

Ключевые слова: квалифицированная юридическая помощь, уголовный процесс, адвокат, критерии квалифицированности.

Конституция Российской Федерации (ст. 48) гарантирует каждому право на получение квалифицированной юридической помощи. Закрепление права на квалифицированную юридическую помощь в Конституции РФ свидетельствует об общегосударственном значении данного права и создает гарантии получения юридической помощи любым нуждающимся в ней лицом.

В настоящее время в связи с непрерывным реформированием российского законодательства, развитием и усложнением правовой системы потребность в квалифицированной юридической помощи у населения возросла. Однако даже наличия юридического образования бывает недостаточным для защиты своих прав и законных интересов и оказания квалифицированной юридической помощи другим лицам. Вместе с тем, без обеспечения права на квалифицированную юридическую помощь невозможно обеспечить эффективную защиту всех иных конституционных прав и свобод.

Особая необходимость в квалифицированной юридической помощи возникает в сфере уголовного судопроизводства. Например, лишение обвиняемого в совершении преступления права на получение квалифицированной юридической помощи является существенным нарушением уголовно — процессуального закона, что влечет за собой возвращение уголовного дела на дополнительное расследование, отмену приговора и принятие нового процессуального решения. Как указал Пленум Верховного Суда РФ в Постановлении от 21.10.1995 г. № 8 «О некоторых вопросах применения судами Конституции Российской Федерации при осуществлении правосудия» при нарушении конституционного права пользоваться помощью адвоката (защитника) все показания задержанного, заключенного под стражу, обвиняемого и результаты следственных действий, проведенных с их участием, должны рассматриваться судом как доказательства, полученные с нарушением закона.

Более того, именно в сфере уголовного судопроизводства права и законные интересы не только подозреваемого, обвиняемого, потерпевшего, но и любого другого лица, вовлеченного в сферу уголовного судопроизводства, могут быть нарушены или ограничены в силу наличия властных полномочий у должностных лиц, государственных органов и суда.

Необходимость получения квалифицированной юридической помощи возникает уже в первоначальной стадии уголовного судопроизводства в различных формах: при подаче заявлении о преступлении, при участии в производстве процессуальных действий, связанных с проверкой сообщения о преступлении, в случае получения от лица объяснений, при явке с повинной, при задержании по подозрению в совершении преступления, а также при производстве допустимых здесь следственных действий, что требует нормативного закрепления понятия квалифицированной юридической помощи.

В общем виде под юридической помощью понимается деятельность, направленная на защиту прав, свобод и законных интересов граждан и юридических лиц, а также на обеспечение доступа к правосудию.

Уже на протяжении нескольких лет в России обсуждается проект Федерального Закона «Об оказании квалифицированной юридической помощи в Российской Федерации» , однако до настоящего времени данный закон не принят. В соответствии с проектом ФЗ «Об оказании квалифицированной юридической помощи в Российской Федерации» (ст. 2) под квалифицированной юридической помощью понимается любая самостоятельная деятельность по предоставлению на постоянной профессиональной основе юридических услуг на территории Российской Федерации. А под юридическими услугами понимается консультирование по вопросам права и разъяснение основанных на действующем законодательстве прав и обязанностей юридических и физических лиц в устной или письменной форме; подготовка и составление юридически значимых документов (заявлений, жалоб, ходатайств); защита и представительство в уголовном судопроизводстве; представительство и защита интересов юридических и физических лиц в органах государственной власти, правоохранительных органах, суде и т. д.

В свою очередь Федеральный закон от 31.05.2002 г. № 63-ФЗ «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации» (п. 2 ст. 2) говорит о том, что адвокат оказывает юридическую помощь посредством дачи консультаций и справок по правовым вопросам, составления заявлений, жалоб, ходатайств и других документов правового характера, участия в качестве представителя или защитника доверителя в уголовном судопроизводстве, представления интересов доверителя в органах государственной власти и т. д.

Таким образом, исходя из анализа законодательства, под юридической помощью понимается деятельность по предоставлению юридических услуг, заключающихся в консультировании по правовым вопросам, составлении юридически значимых документов, защите и представительстве физических и юридических лиц в государственных органах и суде.

Поскольку в уголовно-процессуальном законодательстве отсутствует закрепление понятия квалифицированной юридической помощи, в научной литературе существуют различные подходы к определению данного понятия.

Кашковский В. С. под юридической помощью понимает помощь, оказываемую в результате профессиональной деятельности юриста, основной целью которой является необходимое содействие в предупреждении нарушения прав, свобод и законных интересов субъектов права, устранении или уменьшении неблагоприятных последствий такого нарушения и в восстановлении надлежащего положения субъекта права. По мнению автора, юридическая помощь представляет собой профессиональную юридическую поддержку самой правовой деятельности конкретного лица по реализации его прав, свобод, законных интересов в формах его полного или частичного замещения либо подготовки к ней.

Необходимо согласиться с мнением Печерского В. В. , который под юридической помощью понимает активную профессиональную деятельность адвоката, направленную на защиту потенциально нарушаемых прав, свобод и правоохраняемых интересов физических и юридических лиц.

В международном праве (в том числе и в прецедентах Европейского суда по правам человека) устоялся термин «эффективная юридическая помощь», а в российском уголовно-процессуальном законодательстве он был трансформирован в термин «квалифицированная юридическая помощь».

Термин «квалификация», согласно переводу с латинского языка, состоит из слов «qualificatio» («какой, какого качества») и «facere» («делать»).

В российском уголовно-процессуальном законодательстве критерии (стандарты) квалифицированной юридической помощи не определены. В мировой юридической практике наличие юридического образования у лица, оказывающего юридическую помощь гражданам, является обязательным условием, однако для оказания именно квалифицированной юридической помощи его не достаточно . В различных государствах критериями квалифицированности являются квалификационный экзамен, наличие юридического образования, стаж работы по специальности, испытательный срок, возрастной ценз и т. д. Квалифицированная юридическая помощь обеспечивается еще и тем, что к субъектам, ее оказывающим, предъявляются повышенные профессиональные, моральные и этические требования. Однако соблюдение данных критериев еще не служит гарантией получения именно квалифицированной юридической помощи, необходимо обеспечение соблюдения всех условий в совокупности.

В Постановлении Конституционного Суда РФ от 28.01.1998 г. № 2-П «По делу о проверке конституционности части четвертой статьи 47 Уголовно-процессуального кодекса РСФСР в связи с жалобами Б. В. Антипова, Р. Л. Гитиса и С. В. Абрамова» говорится, что государство, гарантируя право на получение именно квалифицированной юридической помощи, должно, во-первых, обеспечить условия, способствующие подготовке квалифицированных юристов для оказания гражданам различных видов юридической помощи, и, во-вторых, установить с этой целью определенные профессиональные и иные квалификационные требования и критерии. Участие в качестве защитника в ходе предварительного расследования любого лица по выбору подозреваемого или обвиняемого может привести к тому, что защитником окажется лицо, не обладающее необходимыми профессиональными навыками, что несовместимо с задачами правосудия и обязанностями государства гарантировать каждому квалифицированную юридическую помощь.

Таким образом, квалифицированная юридическая помощь должна быть оказана квалифицированными юристами, которые должны отвечать профессиональным и иным квалификационным требованиям и критериям. Подозреваемому, обвиняемому, свидетелю такая помощь может быть оказана только адвокатами, а потерпевший и гражданский истец вправе пользоваться помощью не только адвокатов, но и иных лиц, обладающих юридическими знаниями.

Как отмечает Резник Г. М. , квалифицированной в соответствии с мировой практикой может считаться помощь, оказываемая специалистами по праву — как минимум лицами, имеющими юридическое образование, при обязательном соблюдении профессиональных стандартов и этический норм, придерживаемых профессиональным контролем. Вне этих стандартов и норм юридическая помощь квалифицированной быть не может.

Ларин Е. Г. под квалифицированной юридической помощью при производстве следственных действий понимает основанную на законе деятельность уполномоченных на то лиц, осуществляемую в связи с производством следственных действий, по своевременному оказанию содействия участникам уголовного судопроизводства в соответствии с обстоятельствами уголовного дела в целях реализации, защиты их прав, свобод и интересов, восстановления нарушенных прав, предотвращения незаконного ограничения прав и свобод.

Кашковский В. С. под квалифицированной юридической помощью предлагает понимать деятельность лиц, обладающих специальными знаниями в области права, по оказанию качественных правовых услуг. Вместе с тем, по смыслу ст. 48 Конституции РФ (ст. 48) имеются в виду не правовые услуги, а именно квалифицированная юридическая помощь.

Для определения понятия квалифицированной юридической помощи целесообразно выделить критерии квалифицированности юридической помощи. К таким критериям в научной литературе относят следующие:

— это оказание юридической помощи физическим и юридическим лицам;

— особый субъект оказания юридической помощи, обладающий специальными знаниями в области права (профессиональность);

— использование законных средств и методов в процессе осуществления деятельности по оказанию юридической помощи (законность);

— системный характер деятельности по оказанию юридической помощи;

— предполагает оказание качественной юридической помощи.

— наличие верной правовой позиции, согласованной с доверителем, и ее надлежащая реализация в уголовном процессе;

— добросовестность осуществления деятельности для достижения ее максимальной эффективности.

Вместе с тем, из приведенного перечня только критерий профессиональности и законности при оказании юридической помощи можно отнести к критериям квалифицированности, поскольку добросовестность и согласованность позиции с доверителем относятся уже к личностным характеристикам конкретного лица, оказывающего юридическую помощь.

Также необходимо различать понятие «квалифицированная» и «эффективная» юридическая помощь. Квалифицированность более ориентирована на субъекта, оказывающего юридическую помощь, то есть на формальную сторону деятельности, на саму деятельность как процесс. Квалифицированность в смысле наличия специальной подготовки и соблюдения норм профессиональной этики указывает на то, что такой субъект потенциально способен совершить определенные действия, которые приведут к защите или восстановлению нарушенных прав, свобод и законных интересов доверителя. Эффективность более ориентирована на результат деятельности, на ее содержательную сторону и указывает на то, что надлежащие действия в необходимом объеме и последовательности реально были совершены, что привело к защите прав, свобод и интересов доверителя.

Пробелом российского законодательства является отсутствие в Конституции РФ и других нормативно-правовых актах указания на субъектов, имеющих право оказывать квалифицированную юридическую помощь. Таким образом, круг этих субъектов не ограничен законом.

Богатырев В. Н. и Барзилова Ю. В. в качестве таких субъектов называют адвоката, суд, прокурора, специализированные общественные и государственные организации (например, общественные объединения потребителей, антимонопольные органы), юридические службы в учреждениях, предприятиях, организациях, частные детективные службы. Вместе с тем, именно в уголовном судопроизводстве, где присутствует публичный интерес государства, в юридической помощи нуждаются лица, чьи конституционные права, свободы и законные интересы нарушены или могут быть нарушены проводимыми процессуальными действиями (бездействием) и принимаемыми процессуальными решениями, соответственно, в качестве субъектов оказания юридической помощи могут выступать адвокаты, отвечающие профессиональным и этическим требованиям.

Основными субъектом оказания квалифицированной юридической помощи в уголовном судопроизводстве является адвокат.

Во-первых, адвокатская деятельность носит профессиональный характер. В соответствии с Федеральным законом «Об адвокатуре и адвокатской деятельности в Российской Федерации» (ст. 1) адвокатской деятельностью является квалифицированная юридическая помощь, оказываемая на профессиональной основе лицами, получившими статус адвоката в установленном законом порядке. Адвокатом является лицо, получившее в установленном законом порядке статус адвоката и право осуществлять адвокатскую деятельность. Он является независимым профессиональным советником по правовым вопросам (ч. 1 ст. 2).

Во-вторых, адвокат связан Кодексом профессиональной этики адвоката, принятым Всероссийским съездом адвокатов 31.01.2003 г., который устанавливает обязательные для каждого адвоката правила поведения при осуществлении адвокатской деятельности (ст. 1). В соответствии с Кодексом при осуществлении профессиональной деятельности адвокат обязан сохранять честь и достоинство (ст. 4), профессиональную независимость (ст. 5), профессиональную тайну (ст. 6) честно, разумно, добросовестно, квалифицированно, принципиально и своевременно исполнять свои обязанности, активно защищать права, свободы и интересы доверителей всеми не запрещенными законом средствами, уважать права, честь и достоинство лиц, обратившихся к нему за оказанием юридической помощи, доверителей (ст. 8).

В-третьих, Конституция РФ и Уголовно-процессуальный кодекс РФ выделяет случаи, когда только адвокат может быть субъектом оказания квалифицированной юридической помощи в уголовном судопроизводстве:

— адвокат допускается в качестве защитника по уголовному делу, а иные лица, в том числе близкие родственники и лица, о допуске которых ходатайствуют участники процесса, могут быть допущены в качестве защитника наряду с адвокатом только по определению или постановлению суда (ч. 2 ст. 49 УПК РФ);

— адвокат допускается в качестве представителя потерпевшего, гражданского истца и частного обвинителя (ч. 1 ст. 45 УПК РФ);

— адвокат допускается в качестве представителя гражданского ответчика (ч. 1 ст. 55 УПК РФ);

— только адвокат может быть допущен в качестве защитника задержанного, заключенного под стражу, обвиняемого в совершении преступления (ч. 2 ст. 48 Конституции РФ);

— только адвокат выступает в качестве основного защитника в ходе судебного разбирательства;

— только адвокат может оказывать квалифицированную юридическую помощь свидетелю (п. 6 ч. 4 ст. 56 УПК РФ).

Необходимо согласиться с мнением Кудрявцева В. Л. , который утверждает, что квалифицированность юридической помощи связана, прежде всего, с субъектом ее оказания, с его деятельностью, а не с достижением положительного результата для доверителя, по которому можно было бы судить о том, квалифицированно она оказана или нет.

Следовательно, одним из критериев квалифицированности должна быть предусмотренная законом возможность привлечения субъекта, ее оказывающего, к юридической ответственности за неоказание или ненадлежащее оказание юридической помощи.

В тоже время Конституция РФ (ч. 1 ст. 48) не ограничивает круг лиц, которые вправе оказывать квалифицированную юридическую помощь, предоставляя право установления критериев допуска таких лиц в отраслевом законодательстве. Однако применительно к подозреваемым и обвиняемым Конституция РФ (ч. 2 ст. 48) прямо указывает на адвоката, как защитника данных участников в уголовном судопроизводстве. В данном случае наличие или отсутствие публичных интересов является критерием, по которому определяется необходимость или ее отсутствие в предоставлении преимуществ для адвокатов при их допуске к оказанию юридической помощи.

Тем не менее, именно на адвоката возложена публичная обязанность по оказанию квалифицированной юридической помощи, а в случаях, предусмотренных законом, бесплатно. В соответствии с ФЗ «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации» (ч. 1 ст. 1) адвокат всегда будет являться субъектом оказания квалифицированной юридической помощи. В то же время, лицо имеет право обратиться помимо адвоката к иным лицам, способным, как оно полагает, оказать квалифицированную юридическую помощь, однако эти лица могут быть допущены в качестве защитника или представителя только по решению должностного лица органа государственной власти или суда, за исключением случаев, когда такая помощь может быть оказана только адвокатом либо наряду с ним. Однако именно у сфере уголовного судопроизводства лицам, принимающим в нем участие, необходимо предоставление больших гарантий соблюдения прав, свобод и законных интересов, чем в иных сферах, поскольку наличие властных полномочий у должностных лиц государственных органов и суда ставит их в неравное положение, а возможность обращения именно к адвокату, должно служить дополнительной гарантией соблюдения конституционных прав.

Обобщая вышесказанное, необходимо отметить, что для улучшения положения в сфере оказания квалифицированной юридической помощи в уголовном судопроизводстве необходимо решать многие вопросы. Так, в российском законодательстве до сих пор не закреплено понятие «квалифицированная юридическая помощь», не определены критерии квалифицированности такой помощи, не определены требования к квалификации лиц, призванных ее оказывать, а также перечень таких субъектов, что ставит под угрозу соблюдение конституционного права на квалифицированную юридическую помощь.

Таким образом, под квалифицированной юридической помощью в уголовном судопроизводстве необходимо понимать деятельность адвоката, осуществляемую на профессиональной основе, направленную на защиту и содействие в реализации прав, свобод и законных интересов физических и юридических лиц, принимающих участие в уголовном судопроизводстве, а также на обеспечение доступа граждан к правосудию.

В свою очередь к критериями квалифицированности юридической помощи необходимо отнести:

— специальный субъект оказания юридической помощи (лицо, имеющее высшее юридическое образование, сдавшее квалификационный экзамен, обладающее необходимым уровнем профессионализма, опыта работы);

— оказание юридической помощи на постоянной основе с соблюдением профессиональных стандартов и этических норм, поддерживаемых профессиональным контролем;

— использование законных средств и методов в процессе оказания юридической помощи;

— предусмотренная законом возможность привлечения субъекта, ее оказывающего, к юридической ответственности за неоказание или ненадлежащее оказание юридической помощи.

Литература:

1. Проект Федерального Закона «Об оказании квалифицированной юридической помощи в Российской Федерации» // http://advpalata-rt.ru/?action=showdocument&documentid=20.

3. Печерский В. В. Юридическая помощь и юридическая услуга // Сборник КГУ «Юридическая наука и практика: вопросы теории и истории», К., 2004. С. 27.

4. Семеняко Е. В. Критерии квалифицированного и профессионального характера адвокатской помощи как ценностный аспект законодательства об адвокатской деятельности и адвокатуре // Адвокатская практика. 2009. № 5. С. 32.

5. Резник Г. М. К вопросу о конституционном содержании понятия «квалифицированная юридическая помощь // Адвокат. 2007. № 4. С. 12.

6. Ларин Е. Г. Обеспечение участников уголовного судопроизводства квалифицированной юридической помощью при производстве следственных действий // автореф. дисс. … к.ю.н., Омск. 2008. С. 8.

7. Богатырев В. Н., Барзилова Ю. В. Право граждан на юридическую помощь в условиях реформирования российского нотариата // Конституционное и муниципальное право. 2010. № 9. С. 15.

8. Кудрявцев В. Л. Концепции реализации конституционно — правового института квалифицированной юридической помощи в уголовном судопроизводстве // Российская юстиция. 2008. № 11. С. 37.

Добавить комментарий