Надзор — особый вид гос.деятельности спец.уполномоченных органов и должностных лиц направленных на соблюдение правовых норм закрепленных в законах и подзаконных актах.
Цель надзора: собюдение законности и правопорядка в гос.управлении.
Гос надзор осуществляется в отношении организационно-неподчиненных объектов. Органы осуществляющие надзор: прокуратура осуществлят надзор за исполнение законов фед. органами исполнительной власти, оргнами гос власти субъектов органами местного самоуправления, предприятиями, объядинениями и должностными лицами.
Цель прокурорского надзора — своевременное реагирование на нарушение законности в управлении,принятие мер по устранению причин и условий нарушения,восстановление нарушенных прав,привлечение к ответственности виновных. Полномочия прокуратуры при осуществлении надзора: вносить протест на противоречащий закону правовой акт, вынести постановление о возбуждении дела, направить представление в орган для принятия мер по устранению нарушений, имеет право объявить предостережение о недопустимости нарушений закона. Административный надзор осуществляется органамиисполнительной власти (фед служба, рос.потр.надзор, фнс, минимтерство внут.дел, гос инспекция, безопасности дорожного движения)
Контрольно-надзорная деятельность – это особый вид гос. деятельности спец.уполномоченных органов и их должностных лиц, направленных на исполнение законности подконтрольными органами и осуществление админ. принуждения по отношению к правонарушителям.
Содержание
Контрольно-надзорная деятельность: понятие субъекта.
Контрольно-надзорная деятельность-это особый вид гос. деятельности спец.уполномоченных органов и их должностных лиц, направленных на исполнение законности подконтрольными органами и осуществление админ. принуждения по отношению к правонарушителям.
Виды контроля:
В зависимости от положения контролирующих органов контроль может быть:
1. Внешним – внешне государственный контроль осуществляется органом не входящим в систему проверяемого ведомства
2. Внутренний – осуществляется силами подконтрольного органа.
В зависимости от характера полномочий субъекта осуществляющего государственный контроль: контроль президента – осуществляется в двух основных формах: непосредственный контроль; президентский контроль через соответствующие президентские структуры (администрация президента)
Контроль органов законодательной власти – одобрение Гос Думы кандидатуры заместителя правительства.
Контроль органов исполнительной власти – осуществляется правительством РФ, полномочия правительства заключается в систематическом контроле за исполнением федеральными органами исполнительной власти и исполнительными органами субъектов и полномочия по принятию мер по устранению нарушениям законодательства
Судебный контроль – судя общей юрисдикции, арбитражные суды, конституционный суд, задача судебного контроля заключается в реализации правосудия для обеспечения законный интересов граждан, а так предприятий учреждений, государственный и общественных организаций.
Виды надзора:
В аднимистративно-правовой сфере выделяют следующие виды надзора:
Общий — надзор осуществляется органами прокуратуры, прокурорский надзор, надзор за исполнением законодательства, федеральными министерствами, службами, агенствами и иными органами исполнительной сласти, а так же в соответствии с законом издаваемых ими правовыми актами.
Надзор за соблюдением прав и свобод человека и гражданина федеральными органами исполнительной власти и иными органами, а так же их должностными лицами.
Контроль за исполнением закона – орган. А так же дознание и предварительное следствие.
Надзор за исполнением закона судебными приставами.
Надзор за исполнением закона администрациями органов и учреждений исполняющих наказание и применяющих назначаемых судом дел принудительного характера (уголовная система).
Полномочия прокурора в рамках надзора:
1. Вынесение протеста – это противоречащий закону правовой акт – приносится в орган или должностному лицу, подлежит обязательному рассмотрению в 10 дневный срок и дается обязательный ответ в письменной форме
2. Направлять представления в органы, общественные объединения, политические организации либо должностным лицам, которые полномочны применять меры по устранению причин и условий, способствующих нарушению. Представление подлежит безотлагательному рассмотрению и в течении месяца дается ответ на устранение причин.
3. Вынести постановление о возбуждении уголовного дела или производства об административном правонарушении.
4. Прокурор может направить предостережение о недопустимости нарушения закона.
Административный надзор – осуществляется органами внутренних дел, например, за лицами, освобожденными с мест лишения свободы с целью предупреждения повтора.
Надзор за исполнением паспортной системы
Третий способ контрольно надзорной деятельности – органы осуществляющие контрольно надзорную деятельность – органы характеризуются возможность, во-первых контролировать соблюдение различных норм и правил гражданами и организациями, а во вторых возможностью применять к виновным в случае нарушения законодательства меры административного принуждения, во вторых в соответствии с основным указом президента 724 который закрепляет структуру, а полномочия указ 314 закрепляет осуществление контрольно-надзорной деятельности за федеральными органами в установленной сфере деятельности. ФЗ №294 от 26. 12. 2008 «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпренимателей при проведении гос контроля и надзора, а так же муниципального контроля и надзора, этот закон регламентирует порядок проведения различного рода контроля»
КоАП в котором глава 23 перечень органов и должностных лиц полномочных рассматривать дела об административных правонарушениях.
Здесь и далее – выдержки из Федерального закона «О государственной гражданской службе Российской Федерации»
Мы привыкли к тому, что контроль – это привычная функция системы управления, которая осуществляется повсеместно на каждом предприятии, организации и фирме. Вопросов о целесообразности и надобности контроля, как правило, не возникает. Но иногда мы слышим режущее слух слово «надзор», которое у многих вызывает недоверие, отторжение и негативные эмоции. Так ли надо бояться этого слова, и есть ли существенная разница между надзором и контролем, мы и попытается выяснить.
Определение
Контроль – это учёт, проверка, сущность которого выражается в том, что субъект управленческого органа осуществляется контроль над тем, как на объекте выполняются требования вышестоящего органа. Также контроль – это одна из важнейших функций управления, без которой невозможно существование как отдельного предприятия, так и государства в целом. Контроль осуществляется как постоянно, так и время от времени (например, государственная проверка деятельности организации, осуществляемая раз в несколько лет).
Под надзором понимают непрерывное наблюдение и проверку, связанную с обеспечением неукоснительного исполнения законов. Характерный признак надзора в том, что он связан с юридической деятельностью.
Цели контроля и надзора
Цель контролирующих органов – не только осуществить контроль, но и проверить целесообразность того или иного процесса. Оценка целесообразности при надзорных функциях не осуществляется, так как цель надзора – исключительно неукоснительное исполнение законов и конституции.
Органы, осуществляющие контроль и надзор
Любой управленческий орган, будь то организация, предприятие, город или государство, в той или иной степени осуществляет контроль над выполнением предписанных законов и норм в доверенной ему области. Контроль может осуществляться как государственными, так и негосударственными органами. При осуществлении своей деятельности, контролирующие органы наделяются исполнительной властью. По отношению к надзору можно сказать, что его осуществляют специальные государственные органы, специализирующиеся на определённом виде надзора. Виды надзора существуют следующие: санитарно-эпидемиологический надзор, геодезический надзор, надзор за безопасностью дорожного движения, пожарный надзор, административный надзор за лицами, освобожденными из мест лишения свободы, надзор за соблюдением законодательства о труде. Отличительная особенность в том, что надзорные органы не обладают административными и управленческими полномочиями.
Выводы TheDifference.ru
- Контроль – относится к одной из управленческих функций, а надзор осуществляется с целью исполнения законов.
- Надзор – это непрерывное наблюдение и проверка, контроль – прерываемое, периодическое.
- Контролирующие органы осуществляют ещё и оценку целесообразности того или иного процесса, а надзорные только следование закону и конституции.
- Контроль осуществляется как государственными, так и негосударственными органами, надзор – только государственными.
- Контролирующие органы обладают административными и управленческими полномочиями, а надзорные – нет.
за соблюдением трудового законодательства. (глава 57 ТК)
Федеральная инспекция труда (ст. 354 ТК).
Руководство деятельностью федеральной инспекции труда осуществляет руководитель федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на проведение государственного надзора и контроля за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, — главный государственный инспектор труда Российской Федерации, назначаемый на должность и освобождаемый от должности Правительством Российской Федерации.
Основными задачами федеральной инспекции труда являются:
Ø обеспечение соблюдения и защиты трудовых прав и свобод граждан, включая право на безопасные условия труда;
Ø обеспечение соблюдения работодателями трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права;
Ø обеспечение работодателей и работников информацией о наиболее эффективных средствах и методах соблюдения положений трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права;
Ø доведение до сведения соответствующих органов государственной власти фактов нарушений, действий (бездействия) или злоупотреблений, которые не подпадают под действие трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права.
В случае обращения профсоюзного органа, работника или иного лица в государственную инспекцию труда по вопросу, находящемуся на рассмотрении соответствующего органа по рассмотрению индивидуального или коллективного трудового спора (за исключением исков, принятых к рассмотрению судом, или вопросов, по которым имеется решение суда), государственный инспектор труда при выявлении очевидного нарушения трудового законодательства или иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, имеет право выдать работодателю предписание, подлежащее обязательному исполнению. Данное предписание может быть обжаловано работодателем в суд в течение десяти дней со дня его получения работодателем или его представителем.
Инспекция труда действует на основании:
Положения «О федеральной инспекции труда», утв. Постановлением Правительства РФ от 28 января 2000 г.
Положения о государственной инспекции труда в субъекте Российской Федерации утв. Приказом Минтруда России от 29 февраля 2000 г.
Кодексом РФ об административных правонарушениях предусмотрено, что нарушение законодательства о труде и охране труда влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от 5 до 50 минимальных размеров оплаты труда. В соответствии со ст. 23.12 КоАП РФ федеральная инспекция труда и подведомственные ей государственные инспекции труда рассматривают дела об административных правонарушениях, предусмотренных статьями главы 5 КоАП РФ
5.27 «Нарушение законодательства о труде и охране труда»;
5.28 «Уклонение от участия в переговорах о заключении коллективного договора, соглашения»;
5.29 «Непредоставление информации, необходимой для проведения коллективных переговоров и осуществления контроля за соблюдением коллективного договора, соглашения»;
5.30 «Необоснованный отказ от заключения коллективного договора, соглашения»;
5.31 «Нарушение или невыполнение обязательств по коллективному договору, соглашению»;
5.32 «Уклонение от получения требований работников и от участия в примирительных процедурах»;
5.33 «Невыполнение соглашения»;
5.34 «Увольнение работников в связи с коллективным трудовым спором и объявлением забастовки»;
5.44 «Сокрытие страхового случая».
88. Понятие, классификация и причины возникновения трудовых споров.
Конституцией РФ признается право на индивидуальные и коллективные трудовые споры. Закрепление этого права является важнейшей гарантией соблюдения трудовых прав работающих граждан.
Трудовой спор — юридический конфликт, определяемый как «противоборство субъектов права, в связи с применением, нарушением или толкованием правовых норм».
Виды трудовых споров:
Ø по своему субъектному составу (индивидуальные и коллективные)
Ø по характеру разногласий (исковые и неисковые)
Ø по порядку рассмотрения, (общим порядком (последовательное рассмотрение спора в комиссии по трудовым спорам, затем в суде); судебным порядком (непосредственно в суде, минуя комиссию по трудовым спорам); особым порядком (в рамках специальных процессуальных форм))
Коллективные трудовые споры разрешаются примирительными комиссиями, с участием посредника, трудовыми арбитражами.
К спорам искового характера относятся разногласия, возникающие в связи с применением нормативных актов, договоров, соглашений о труде. В ходе их разрешения работник добивается восстановления или признания за ним конкретного права, т.е. предъявляет иск. Споры искового характера, как правило, индивидуальны. Индивидуальные трудовые споры искового характера рассматриваются комиссиями по трудовым спорам, судами, вышестоящими органами, поэтому с точки зрения подведомственности выделяют три вида разбирательств.
К спорам неискового характера относят разногласия, возникающие в связи с изменением действующих или установлением новых условий труда. Коллективные трудовые споры всегда имеют неисковой характер и поэтому разрешаются в особой процессуальной форме.
Коллективный трудовой спор — неурегулированные разногласия между работниками (их представителями) и работодателями (их представителями) по поводу установления и изменения условий труда (включая заработную плату), заключения, изменения и выполнения коллективных договоров, соглашений, а также в связи с отказом работодателя учесть мнение выборного представительного органа работников при принятии локальных нормативных актов.
Примирительные процедуры — рассмотрение коллективного трудового спора в целях его разрешения примирительной комиссией, с участием посредника и (или) в трудовом арбитраже.
День начала коллективного трудового спора — день сообщения решения работодателя (его представителя) об отклонении всех или части требований работников (их представителей) или несообщение работодателем (его представителем) в соответствии со статьей 400 настоящего Кодекса своего решения.
Забастовка — временный добровольный отказ работников от исполнения трудовых обязанностей (полностью или частично) в целях разрешения коллективного трудового спора.
Индивидуальный трудовой спор — неурегулированные разногласия между работодателем и работником по вопросам применения трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, коллективного договора, соглашения, локального нормативного акта, трудового договора (в том числе об установлении или изменении индивидуальных условий труда), о которых заявлено в орган по рассмотрению индивидуальных трудовых споров.
Индивидуальным трудовым спором признается спор между работодателем и лицом, ранее состоявшим в трудовых отношениях с этим работодателем, а также лицом, изъявившим желание заключить трудовой договор с работодателем, в случае отказа работодателя от заключения такого договора.
Дата добавления: 2015-05-26; просмотров: 606;
Страница 3 из 3
Вместе с тем, есть возможность дополнить вышеуказанное определение более широким содержанием данного понятия, т. к. его можно рассматривать и как метод обеспечения законности и государственной дисциплины, и специфическую форму деятельности соответствующих государственных органов по систематическому наблюдению и присмотру за деятельностью субъектов управленческих административно-правовых отношений с целью проверки соответствия их решений и действий требованиям законности и государственной дисциплины .
Значительная часть признаков, принадлежащих как контролю, так и надзору, совпадают (Рис. 1).
Рис. 1. Общие признаки контроля и надзора
Наиболее характерное для контроля и надзора отличие описано на Рис. 2.
Рис. 2. Основные отличия контроля от надзора
С принятием вывода относительно сходств и различий контроля и надзора, становится понятно, что надзор является более узким в отношении к понятию контроля, обладая, также, своими специфическими признаками. Вместе с тем, органы контроля обладают более широкими возможностями, нежели надзорные.
Подытоживая вышесказанное, можно сделать вывод о том, что в научной литературе до сих пор не сформулировано четкое и единое толкование контроля и надзора, что затрудняет правоприменение их в рассматриваемой государственной деятельности. Причиной этого могут являться широта рассматриваемых понятий, различия и сходства их в нормативно-правовых документах, отсутствие четкости в содержании данных понятий.
Для устранения данной проблемы необходима унификация характеристик и самих понятий, которая ведется и в науке, и в законодательной деятельности. С целью осуществления вышеуказанных действий необходимо выявление пробелов, противоречий действующего законодательства, которые создают препятствия на пути к плодотворному осуществлению деятельности по надзору и контролю.
Подводя итоги данной статьи, предлагаем обозначить следующие основные различия контроля и надзора (Рис. 3).
Рис. 3. Предлагаемые основные различия контроля и надзора
Литература
3. Ожегов С. И. Толковый словарь русского языка. М.: АСТ, 2014. 736 с.
4. Афанасьев В. Г. Человек. Общество, управление, информация. Опыт системного подхода. М.: Либроком, 2013. 208 с.
5. Чечеткин В. Д. Контроль – объективная категория материального мира. Финансовый контроль. 2002. № 6.
6. Манохин В. М. Административное право России: учебник. Саратов: Ай Пи Эр Медиа, 2010. 266 с.
8. Конин Н. М. Административное право России: учебник. М.: Норма: Инфра, 2010. 784 с.