Контроль за исполнением бюджета

Важный этап бюджетного процесса — контроль за исполнением бюджета, осуществляемый представительными органами власти. Счетной палатой Российской Федерации и контрольно-счетными палатами на местах, финансовыми и налоговыми органами.

В Российской Федерации контроль за исполнением бюджета осуществляется в форме парламентского и административного контроля.

Парламентский контроль. Этот контроль, осуществляемый соответствующими представительными органами, предполагает:

  • • право соответствующих представительных органов власти:
    • а) на получение от органов исполнительной власти необходимых сопроводительных материалов при утверждении бюджета;
    • б) на получение от органов, исполняющих бюджеты, оперативной информации об исполнении бюджета;
    • в) на утверждение (нсутверждение) отчета об исполнении бюджета;
  • • право создавать собственные контрольно-счетные органы (Счетную палату Российской Федерации, контрольно-счетные палаты представительных органов власти субъектов Федерации и местного самоуправления) для проведения внешнего аудита бюджетов;
  • • право вынесения оценки деятельности исполнительных органов по исполнению бюджетов.

Административный контроль. Осуществляется Министерством финансов Российской Федерации, Федеральным казначейством Российской Федерации, финансовыми органами субъектов Федерации и местного самоуправления, главными распорядителями бюджетных средств, главными бухгалтерами бюджетных учреждений.

Административный контроль предполагает право:

  • • проводить проверки главных распорядителей и получателей бюджетных средств;
  • • получать информацию, необходимую для контроля за соблюдением бюджетного законодательства;
  • • требовать устранения выявленных нарушений бюджетного законодательства;
  • • давать обязательные для исполнения указания по устранению выявленных нарушений бюджетного законодательства, оформлять документы, являющиеся основанием для наложения мер ответственности.

Федеральное казначейство Российской Федерации осуществляет контроль за операциями с бюджетными средствами главных распорядителей бюджетных средств, распорядителей бюджетных средств, бюджетополучателей, уполномоченных банков, других участников бюджетного процесса.

Контроль за сквозным макроэкономическим прогнозом бюджета РФ осуществляет Минэкономразвитие РФ. Аналитические статистические данные и таблицы сравнения приведены ниже.

По сравнению с прогнозом доходов федерального бюджета на 2013 г. прогнозируемые в 2014 г. доходы увеличатся на 1 385,9 млрд руб. (табл. 3.11).

Основные факторы, повлиявшие на увеличение прогноза доходов федерального бюджета на 2014 г., приведены в табл. 3.12.

Министерство финансов Российской Федерации проводит внутренний аудит главных распорядителей бюджетов, распорядителей бюджетов, бюджетополучателей, а также может осуществлять аудит бюджетов субъектов Федерации и местных бюджетов в части средств, получаемых ими из федерального бюджета. Министерство финансов организует финансовый контроль и аудит юридических лиц — получателей гарантий Правительства Российской Федерации, бюджетных кредитов, бюджетных ссуд и инвестиций.

Финансовые органы субъектов Федерации и местного самоуправления осуществляют контроль за операциями с бюджетными средствами главных распорядителей бюджетных средств, распорядителей бюджетных средств, бюджетополучателей, уполномоченных банков, других участников бюджетного процесса. Главные распорядители бюджетных средств осуществляют контроль за бюджетополучателями в части обеспечения целевого использования бюджетных средств, своевременного их возврата и предоставления отчетности. Главные распорядители бюджетных средств проводят аудит казенных предприятий.

Контроль за исполнением федерального бюджета осуществляют Совет Федерации и Государственная Дума Федерального Собрания Российской Федерации. Созданная для этих целей Счетная палата РФ по указанию Совета Федерации и Государственной Думы про-

Таблица 3.11

Сравнение прогноза доходов федерального бюджета на 2014 г. с прогнозом доходов федерального бюджета на 2015 г.

Таблица 3.12

Факторный анализ отклонения прогноза доходов федерального бюджета на 2014 г. по сравнению с прогнозом на 2015 г.

(млрд руб.)

Прогноз доходов федерального бюджета на 2014 г.

12 705,9

Прогноз доходов федерального бюджета на 2015 г.

14091,8

Отклонение

1 385.9

Из них:

Макроэкономические показатели (всего)

1 179,8

в том числе:

Изменение ВВП

566,3

Изменение мировых цен на нефть марки «Юралс»

221,2

Изменение курса доллара США

195,5

Изменение объемов импорта

141,5

Изменение прочих объемных показателей (в том числе

увеличение объемов добычи углеводородного сырья, объемов

92,3

реализации подакцизной продукции, объемов прибыли)

Изменение экспортных цен на газ

10,5

Изменение объемов экспорта

-48,5

Прочие

1,0

Факторы, не связанные с макроэкономическими показателями

(всего)

206,1

в том числе:

Изменение законодательства

192,2

Прочие

13,9

из них:

Изменение структуры налоговой базы НДС

27,4

Доходы от перечисления части прибыли Центрального банка

25,0

Российской Федерации

водит в министерствах, ведомствах, учреждениях и на предприятиях проверки вопросов, связанных с формированием и исполнением доходной части федерального бюджета и использованием бюджетных средств. Ежеквартально она представляет в Совет Федерации и Государственную Думу отчеты о ходе исполнения федерального бюджета и дает ежегодное заключение по отчету Правительства РФ об исполнении бюджета.

Отчет об исполнении бюджета на основании отчетов главных распорядителей и получателей бюджетных средств готовит орган, исполняющий бюджет. Ответственными за составление отчета об исполнении федерального бюджета является Министерство финансов РФ.

Отчет об исполнении федерального бюджета представляется в Государственную Думу и Счетную палату РФ Правительством РФ в форме федерального закона не позднее 1 июня текущего года вместе с отчетами об исполнении внебюджетных фондов и следующими документами и материалами:

  • • отчетом о расходовании средств резервных фондов Правительства и Президента РФ;
  • • отчетами Министерства финансов РФ и иных уполномоченных органов о предоставлении и погашении бюджетных ссуд и кредитов, о предоставленных государственных гарантиях;
  • • отчетом о внутренних и внешних заимствованиях Российской Федерации по их видам;
  • • отчетом о доходах, полученных от использования госиму- щества;
  • • сводными отчетами о выполнении плановых заданий по предоставлению государственных и муниципальных услуг;
  • • годовыми отчетными сметами доходов и расходов бюджетных учреждений по главным распорядителям бюджетных средств;
  • • реестром федеральной государственной собственности и отчетом о состоянии внешнего и внутреннего долга Российской Федерации на первый и последний день отчетного финансового года;
  • • отчетом Федерального казначейства о рассмотренных делах и наложенных взысканиях за нарушения бюджетного законодательства.

Заключение Счетной палаты по отчету Правительства Российской Федерации об исполнении федерального бюджета включает:

  • • заключение по каждому разделу и подразделу функциональной классификации и главному распорядителю бюджетных средств о том, сколько средств из кассовых расходов использовано по целевому назначению, а также указание случаев нецелевого использования бюджетных средств с выявлением руководителей органов государственной власти или бюджетополучателей, принявших решение о нецелевом использовании бюджетных средств, и должностных лиц Казначейства Российской Федерации, допустивших осуществление платежа;
  • • заключение по каждому разделу и подразделу функциональной классификации и главному распорядителю бюджетных средств сверх бюджетных ассигнований либо росписи бюджетных расходов;

• заключения по каждому случаю финансирования расходов, нс предусмотренных в утвержденном федеральном бюджете либо росписи бюджетных расходов.

В Заключение по отчету об исполнении бюджета входит также ряд анализов, характеризующих различные стороны исполнения бюджета.

Формы и виды контроля за исполнением бюджета

Формы контроля за исполнением бюджета

Контроль за исполнением бюджета является важным элементом бюджетного процесса. Контроль за исполнением бюджета осуществляется представительными и законодательными органами власти, Счетной палатой РФ, Федеральной службой финансово-бюджетного надзора, и контрольно-счетными палатами территориальных органов власти, финансовыми и налоговыми органами.

Контроль за исполнением бюджета имеет две формы: парламентскую и административную.

Парламентский контроль осуществляется представительными или законодательными органами власти и предполагает право законодательных органов власти на:

• получение от органов исполнительной власти необходимых сопроводительных документов при рассмотрении и утверждении бюджетов;

• получение от органов, исполняющих бюджет, определенной информации об исполнении бюджетов;

• утверждение или неутверждение отчета об исполнении бюджета;

• создание собственных контрольно-счетных органов для проведения внешнего аудита бюджетов;

• вынесение оценки деятельности исполнительным органам по процессу исполнения бюджетов.

Федеральные, региональные и местные законодательные и представительные органы осуществляют финансовый контроль в процессе рассмотрения и утверждения проектов законов о бюджетах и при утверждении отчетов об использовании средств бюджетов.

Административный контроль осуществляется Минфином России, Федеральным казначейством РФ, Федеральной службой финансово-бюджетного надзора (входит в состав Минфина России), финансовыми органами субъектов РФ и местного самоуправления, главными распорядителями бюджетных средств, главными бухгалтерами бюджетных учреждений и предприятий.

Виды контроля за исполнением бюджета

Органы всех уровней законодательной власти осуществляют следующие виды контроля за исполнением бюджета: предварительный, текущий и последующий.

Предварительный контроль исполнения бюджета осуществляется в ходе обсуждения и утверждения проектов законов о бюджете. Текущий контроль проводится в процессе рассмотрения отдельных вопросов исполнения бюджетов на заседаниях комитетов, комиссий, рабочих групп в ходе парламентских слушаний и в связи с депутатскими запросами. Последующий контроль осуществляется в ходе рассмотрения и утверждения отчетов об исполнении бюджетов.

В целях контроля за исполнением федерального бюджета Госдумой и Советом Федераций создается Счетная палата РФ с целью:

• организации и осуществления контроля за своевременным исполнением доходных и расходных статей федерального бюджета и бюджетов федеральных внебюджетных фондов по объемам, структуре и целевому назначению;

• определения эффективности и целесообразности расходования государственных средств и использования федеральной собственности;

• оценки обоснованности доходных и расходных статей федерального бюджета и бюджетов внебюджетных фондов;

• проведения финансовой экспертизы проектов федеральных законов и нормативно-правовых актов, предусматривающих расходы, покрываемые за счет федерального бюджета или влияющих на формирование и исполнение федерального бюджета и бюджетов внебюджетных фондов;

• анализ выявленных отклонений от установленных показателей федерального бюджета и бюджетов внебюджетных фондов с целью подготовки предложений, направленных на их установление и совершенствование бюджетного процесса в целом;

• контроль за законностью и своевременностью движения средств федерального бюджета и средств внебюджетных фондов в ЦБ РФ, уполномоченные банки и другие финансово-кредитные учреждения РФ;

• регулярного представления Совету Федерации и Госдуме РФ информации о ходе исполнения федерального бюджета и результатах проведенных контрольных мероприятий.

Правительство РФ ежегодно не позднее 1 июня года, следующего за отчетным, представляет в Госдуму РФ и Счетную палату РФ отчет об исполнении федерального бюджета в форме федерального закона и отчеты об исполнении бюджетов федеральных целевых бюджетных и внебюджетных фондов.

Согласно ст. 175 Бюджетного кодекса РФ государственный и финансовый контроль осуществляют органы, созданные законо­дательными органами власти. Они наделены правами осуществлять контроль за исполнением соответствующих бюджетов и бюджетов государственных внебюджетных фондов, проводить экспертизы проектов указанных бюджетов, федеральных и ре­гиональных целевых программ и иных нормативных правовых актов бюджетного законодательства.

Законодательные (представительные) органы власти осуще­ствляют предварительный контроль в ходе обсуждения и утвер­ждения проектов законов о бюджете и иных законопроектов по бюджетно-финансовым вопросам, текущий контроль — в про­цессе исполнения бюджетов на заседаниях комитетов, комис­сий, в ходе парламентских слушаний и в связи с депутатскими запросами, последующий контроль — в период рассмотрения и утверждения отчетов об исполнении бюджетов. Кроме того, за­конодательные органы вправе получать от органов исполни­тельной власти необходимые сопроводительные материалы при утверждении бюджетов и оперативную информацию о ходе их исполнения. Важнейшим правом законодательных органов яв­ляется утверждение или неутверждение отчетов об исполнении бюджетов и вынесение оценки деятельности органов, испол­няющих бюджеты.

Законодательные органы государства и представительные органы муниципальных образований согласно ст. 265 БК РФ имеют право получать информацию по всем бюджетным вопро­сам функционирования бюджетов муниципальных образований.

Помимо этого контроль обеспечивается специальными орга­нами, созданными исполнительной властью, — Минфином РФ, Федеральным казначейством, финансовыми органами субъектов РФ и муниципальных образований, главными распорядителями, распорядителями бюджетных средств. За ними закреплено право осуществлять предварительный, текущий и последующий кон­троль за исполнением бюджетов и бюджетов государственных внебюджетных фондов.

Главное место в этом принадлежит Минфину РФ. Министер­ство осуществляет внутренний контроль за использованием бюд­жетных средств главными распорядителями, распорядителями и получателями бюджетных средств. Очень важно, что этот орган получил право в случаях, установленных Бюджетным кодексом, осуществлять контроль за исполнением бюджетов субъектов РФ и местных бюджетов. Оно также вправе организовывать финансовый контроль, проверки и ревизии юридических лиц — получателей гарантий Правительства РФ, бюджетных кредитов, бюджетных ссуд и бюджетных инвестиций.

Не менее важную роль в этом играет и Федеральное казна­чейство РФ, которое осуществляет предварительный и текущий контроль за ведением операций с бюджетными средствами главных распорядителей, распорядителей и получателей бюд­жетных средств, кредитных организаций, других участников бюджетного процесса. Оно не только исполняет функции кон­троля, но также координирует работу других контролирующих структур, созданных исполнительными органами власти.

В пределах своей компетенции финансовый контроль осу­ществляют главные распорядители, распорядители бюджетных средств, которые помимо прочего наделены правами проводить проверки подведомственных государственных и муниципальных предприятий, бюджетных учреждений.

В случае самостоятельного исполнения своих бюджетов, и этот факт интересен сам по себе, осуществление финансового контроля финансовыми органами субъектов РФ и муниципаль­ных образований может осуществляться за операциями с бюд­жетными средствами главных распорядителей, распорядителей и получателей бюджетных средств, кредитных организаций, дру­гих участников бюджетного процесса. А при передаче исполне­ния бюджета органам Федерального казначейства финансовые органы осуществляют финансовый контроль в отношении тех же субъектов за соблюдением условий выделения, распределе­ния, получения, целевого использования и возврата бюджетных кредитов, бюджетных ссуд, бюджетных инвестиций, государст­венных и муниципальных гарантий.

Большую роль в обеспечении исполнения и контроля за ис­полнением бюджетов играет отчетность об исполнении бюдже­та, которая может быть оперативной, ежеквартальной, полуго­довой и годовой и представляется уполномоченными исполни­тельными органами в законодательные и контролирующие ор­ганы.

В ст. 241 Бюджетного кодекса РФ устанавливается порядок, согласно которому вся отчетность будет строиться на основе единой методологии, право на установление которой закреплено за Правительством РФ. На федеральном уровне в конце каждого финансового года на основе распоряжения министра финансов РФ о закрытии года и подготовке отчета об исполнении феде­рального бюджета в целом и бюджета каждого государственного внебюджетного фонда в отдельности все получатели бюджетных средств должны готовить свои годовые отчеты по доходам и расходам. В них указываются данные о степени выполнения за­даний по предоставлению государственных или муниципальных услуг, о доходах, полученных в результате оказания платных ус­луг, об использовании государственного или муниципального имущества, закрепленного за ними на праве оперативного управления.

Все отчеты в конечном счете поступают в Минфин РФ, где обобщаются и сводятся в единый документ. Совместно с Мини­стерством государственного имущества РФ Минфин РФ готовит сводный отчет о расходовании средств федерального бюджета, вложенных в уставные (складочные) капиталы юридических лиц, и о доходах, полученных от таких вложений.

При рассмотрении отчета об исполнении бюджета в органе исполнительной власти субъекта РФ или органе местного само­управления может быть назначена внутренняя проверка указан­ного отчета. Осуществляется она органами Минфина РФ в со­ответствии с соглашениями, заключенными между органом ис­полнительной власти субъекта РФ или органом местного само­управления и Министерством финансов РФ.

Не позднее 1 июня текущего года Правительство РФ еже­годно обязано представлять в Государственную Думу и Счетную палату РФ отчет об исполнении федерального бюджета за от­четный финансовый год в форме проекта федерального закона. В таком же порядке вносятся отчеты об исполнении бюджетов федеральных целевых бюджетных фондов. Отчет об исполнении федерального бюджета должен быть составлен в соответствии со структурой бюджета и бюджетной классификацией.

Вместе с отчетом об исполнении федерального бюджета в Государственную Думу представляются и другие документы и материалы, в том числе: отчет о расходовании средств резерв­ного фонда Правительства РФ и резервного фонда Президента РФ, отчет Минфина РФ и иных уполномоченных органов о предоставлении и погашении бюджетных ссуд и бюджетных кредитов и др.

Перед началом рассмотрения отчета об исполнении бюджета контрольные органы представительных органов власти проводят внешнюю проверку указанного отчета.

На федеральном уровне такую проверку в течение 1,5 меся­цев после представления данного отчета в Государственную Ду­му осуществляет Счетная палата РФ, которая использует при этом материалы и результаты ранее проведенных проверок и ревизий. По результатам проверки Счетной палатой готовится заключение, которое содержит материал по каждому разделу и подразделу функциональной классификации расходов бюджетов РФ и по каждому главному распорядителю средств федераль­ного бюджета с обозначением сумм кассовых расходов, исполь­зованных по целевому назначению, и случаев нецелевого при­менения бюджетных средств с указанием руководителей органов государственной власти или получателей бюджетных средств, принявших решение об их нецелевом использовании, и должно­стных лиц Федерального казначейства, допустивших осуществ­ление таких платежей.

В данном заключении подробно указываются факты, по ко­торым допущено расходование средств федерального бюджета сверх утвержденных бюджетных ассигнований либо сверх бюд­жетной росписи, каждый случай финансирования расходов, не предусмотренных федеральным законом о федеральном бюджете либо бюджетной росписью, а также нарушения порядка предос­тавления бюджетных ссуд и бюджетных кредитов и т.д.

Порядок рассмотрения Государственной Думой отчета об исполнении федерального бюджета предусматривает, чтобы он был рассмотрен в течение 1,5 месяцев после получения заклю­чения Счетной палаты РФ. В процессе рассмотрения отчета де­путаты Государственной Думы заслушивают доклады руководи­теля Федерального казначейства об исполнении федерального бюджета, министра финансов об исполнении федерального бюджета, Генерального прокурора РФ о соблюдении законности в области бюджетного законодательства и заключение председа­теля Счетной палаты РФ. В обсуждении могут принять участие председатель Конституционного СудаРФ, председатель Выс­шего Арбитражного СудаРФ, председатель Верховного Суда РФ.

По итогам рассмотрения отчета об исполнении федераль­ного бюджета и заключения Счетной палаты РФ Государствен­ная Дума принимает решение либо об утверждении данного от­чета, либо о его отклонении. Согласно ст. 273 БК РФ предста­вительный орган власти вправе принять решение об отклонении отчета об исполнении бюджета, если в ходе проверки бюджета выявлено несоответствие исполнения бюджета утвержденному закону (решению) о бюджете при условии, что не вводился ре­жим сокращения и блокировки расходов.

В случае отклонения отчета об исполнении бюджета пред­ставительный орган власти имеет право обратиться в прокурату­ру для проверки обстоятельств нарушения бюджетного законо­дательства и привлечения к ответственности виновных должно­стных лиц. Обращение в прокуратуру также возможно при на­личии фактов превышения прав, предоставленных органу, ис­полняющему бюджет, по сокращению расходов, перемещению ассигнований и блокировке расходов.

При выявлении фактов недостоверности и неполноты сведе­ний, содержащихся в заключениях и иных документах, пред­ставляемых в Государственную Думу, руководители и аудиторы Счетной палаты РФ освобождаются от занимаемых должностей в соответствии с решением Государственной Думы или Совета Федерации. Иные должностные лица несут ответственность за недостоверность и неполноту сведений, содержащихся в заклю­чениях и документах, представляемых в Государственную Думу в соответствии с законодательством Российской Федерации.

В соответствии с законодательством субъекта РФ и уставом муниципального образования законодательный (представи­тельный) орган субъекта РФ, муниципалитет вправе возбудить процедуру выражения недоверия соответствующему органу ис­полнительной власти и его должностным лицам, отзыва выбор­ных должностных лиц субъектов РФ, муниципальных образова­ний, привлечения к иным формам ответственности исполни­тельного органа либо его должностных лиц.

Дата добавления: 2016-11-18; просмотров: 946 | Нарушение авторских прав | Изречения для студентов

В части 1 ст. 132 Конституции Российской Федерации установлено, что органы местного самоуправления самостоятельно формируют, утверждают и исполняют местный бюджет. Поэтому каждое муниципальное образование имеет собственный бюджет (местный бюджет). При этом бюджет муниципального района и свод бюджетов поселений, входящих в состав муниципального района, составляют консолидированный бюджет муниципального района.

В качестве составной части бюджетов поселений могут быть предусмотрены сметы доходов и расходов отдельных населенных пунктов, не являющихся поселениями. Порядок разработки, утверждения и исполнения указанных смет определяется органами местного самоуправления соответствующих поселений самостоятельно.

Органы местного самоуправления обеспечивают сбалансированность местных бюджетов и соблюдение установленных федеральными законами требований к регулированию бюджетных правоотношений, осуществлению бюджетного процесса, размерам дефицита местных бюджетов, уровню и составу муниципального долга, исполнению бюджетных и долговых обязательств муниципальных образований.

Формирование, утверждение, исполнение местного бюджета и контроль за его исполнением осуществляются органами местного самоуправления самостоятельно с соблюдением требований, установленных федеральными законами, а также принимаемыми в соответствии с ними законами субъектов Федерации.

Полномочия местной администрации поселения по формированию, исполнению и (или) контролю за исполнением бюджета поселения могут полностью или частично осуществляться на договорной основе местной администрацией муниципального района.

Органы местного самоуправления в порядке, установленном федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, представляют в федеральные и (или) региональные органы государственной власти отчеты об исполнении местных бюджетов.

В местных бюджетах раздельно предусматриваются доходы, направляемые на осуществление полномочий органов местного самоуправления по решению вопросов местного значения, и субвенции, предоставленные для обеспечения осуществления органами местного самоуправления отдельных государственных полномочий, переданных им федеральными и региональными законами, а также осуществляемые за счет указанных доходов и субвенций соответствующие расходы местных бюджетов.

Проект местного бюджета, решение об утверждении местного бюджета, годовой отчет о его исполнении, ежеквартальные сведения о ходе исполнения местного бюджета и о численности муниципальных служащих органов местного самоуправления, работников муниципальных учреждений с указанием фактических затрат на их денежное содержание подлежат официальному опубликованию.

Органы местного самоуправления поселения обеспечивают жителям поселения возможность ознакомиться с указанными документами и сведениями в случае невозможности их опубликования. Это может осуществляться, например, путем вывешивания данных документов на информационных стендах и т.п.

Деятельность органов местного самоуправления муниципального образования и иных участников бюджетного процесса по составлению и рассмотрению проекта местного бюджета, утверждению и исполнению бюджета, а также по контролю за его исполнением, как правило, регулируется положением о бюджетном устройстве и бюджетном процессе муниципального образования, принимаемым решением представительного органа в соответствии с федеральными законами и законами субъекта Федерации.

В систему органов, обладающих бюджетными полномочиями по разработке, рассмотрению, утверждению и исполнению местного бюджета, осуществлению контроля за его исполнением, утверждению отчета об исполнении бюджета, входят представительный орган, глава муниципального образования, администрация муниципального образования, контрольный орган и иные органы, должностные лица, на которые федеральным и региональными законодательствами, муниципальными правовыми актами возложены бюджетные полномочия.

Подготовка и утверждение проекта местного бюджета.

Решение о подготовке проекта местного бюджета муниципального образования, как правило, принимает его глава. Подготовку проекта местного бюджета осуществляет администрация муниципального образования.

В соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации составлению проекта местного бюджета муниципального образования предшествуют разработка прогнозов социально-экономического развития муниципального образования и отраслей экономики, а также подготовка сводных финансовых балансов, на основании которых администрация муниципального образования осуществляет подготовку проекта местного бюджета.

Порядок и сроки подготовки проекта местного бюджета муниципального образования, перечень документов и материалов, обязательных для представления с проектом бюджета, определяются положением о бюджетном устройстве и бюджетном процессе. Проект местного бюджета составляется в соответствии с требованиями бюджетной классификации, установленными федеральными и региональными законами, решениями представительного органа муниципального образования.

Бюджет муниципального образования рассматривается и утверждается представительным органом по представлению главы муниципального образования. Проект местного бюджета муниципального образования предварительно рассматривается комиссией (комитетом) представительного органа муниципального образования, ведающей вопросами бюджета.

Исполнение местного бюджета.

Исполнение местного бюджета производится в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации.

Исполнение местного бюджета муниципального образования обеспечивается его администрацией.

Организация исполнения местного бюджета возлагается на соответствующий финансовый орган администрации муниципального образования.

Бюджет муниципального образования исполняется на основе единства кассы и подведомственности расходов. Кассовое обслуживание исполнения бюджета муниципального образования осуществляется в порядке, установленном Бюджетным кодексом Российской Федерации.

Руководитель финансового органа местной администрации назначается на должность из числа лиц, отвечающих квалификационным требованиям, установленным Правительством Российской Федерации.

Территориальные органы федерального органа исполнительной власти по налогам и сборам ведут учет налогоплательщиков по каждому муниципальному образованию и предоставляют финансовому органу местной администрации информацию о начислении и об уплате налогов и сборов, подлежащих зачислению в бюджет муниципального образования, в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

Контроль за исполнением местного бюджета. Отчет об его исполнении.

Глава муниципального образования обязан периодически направлять в представительный орган информацию о ходе исполнения местного бюджета муниципального образования.

Годовой отчет об исполнении местного бюджета представляется в представительный орган муниципального образования в порядке и сроки, установленные положением о бюджетном устройстве и бюджетном процессе в форме проекта решения вместе с документами и материалами, предусмотренными Бюджетным кодексом Российской Федерации.

До начала рассмотрения годового отчета об исполнении бюджета в представительном органе муниципального образования контрольным органом муниципального образования проводится внешняя проверка отчета в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации.

Объем, порядок, форма и способ указанной проверки, как правило, определяются положением о бюджетном устройстве и бюджетном процессе и положением о контрольном органе муниципального образования.

Годовой отчет об исполнении местного бюджета подлежит утверждению представительным органом муниципального образования. Этот орган принимает решение по отчету об исполнении местного бюджета после получения результатов проверки указанного отчета, проведенной контрольным органом муниципального образования.

Если в ходе проверки местного бюджета выявлено несоответствие исполнения бюджета принятому решению о бюджете (в случае, если не вводился режим сокращения и блокировки расходов), представительный орган муниципального образования имеет право принять решение об отклонении отчета об исполнении местного бюджета.

Понятие и структура муниципальной собственности.

Согласно ч. 2 ст. 8 Конституции Российской Федерации муниципальная собственность признается и защищается наравне с частной, государственной и иными формами собственности. В части 1 ст. 130 Конституции Российской Федерации закреплено, что местное самоуправление в Российской Федерации обеспечивает самостоятельное владение, пользование и распоряжение муниципальной собственностью.

В собственности муниципальных образований может находиться:

— имущество, предназначенное для решения установленных Федеральным законом «Об общих принципах местного самоуправления в Российской Федерации» вопросов местного значения;

— имущество, предназначенное для осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления, в случаях, установленных федеральными и региональными законами;

— имущество, предназначенное для обеспечения деятельности органов и должностных лиц местного самоуправления, муниципальных служащих, работников муниципальных предприятий и учреждений в соответствии с нормативными правовыми актами представительного органа муниципального образования.

В собственности муниципальных образований могут находиться объекты культурного наследия (памятники истории и культуры) независимо от категории их историко-культурного значения в случае, если такие объекты необходимы для осуществления полномочий органов местного самоуправления, а также в иных случаях, установленных федеральным законом.

В собственности муниципальных образований также может находиться имущество, необходимое для осуществления полномочий, право осуществления которых предоставлено органам местного самоуправления федеральными законами.

В случаях возникновения у муниципальных образований права собственности на имущество, не предназначенное для осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления для обеспечения деятельности органов и должностных лиц местного самоуправления, муниципальных служащих, работников муниципальных предприятий и учреждений либо не относящееся к видам имущества, перечисленным выше, указанное имущество подлежит перепрофилированию (изменению целевого назначения имущества) либо отчуждению. Порядок и сроки отчуждения такого имущества устанавливаются федеральным законом.

Особенности возникновения, осуществления и прекращения права муниципальной собственности, а также порядок учета муниципального имущества устанавливаются федеральным законом.

В статье 50 Федерального закона «Об общих принципах местного самоуправления в Российской Федерации» поименован состав муниципального имущества для каждого типа муниципальных образований. При этом отдельно приведены перечни имущества, которое может находиться в собственности поселений и муниципальных районов. В собственности же городских округов могут находиться все виды имущества из обоих таких перечней.

Муниципальное имущество поселений.

В собственности поселений могут находиться:

— имущество, предназначенное для электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом, для освещения улиц населенных пунктов поселения;

— автомобильные дороги общего пользования, мосты и иные транспортные инженерные сооружения в границах населенных пунктов поселения, за исключением автомобильных дорог общего пользования, мостов и иных транспортных инженерных сооружений федерального и регионального значения, а также имущество, предназначенное для их обслуживания;

— жилищный фонд социального использования для обеспечения малоимущих граждан, проживающих в поселении и нуждающихся в улучшении жилищных условий, жилыми помещениями на условиях договора социального найма, а также имущество, необходимое для содержания муниципального жилищного фонда;

— пассажирский транспорт и другое имущество, предназначенные для транспортного обслуживания населения в границах поселения;

— имущество, предназначенное для предупреждения и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в границах поселения;

— объекты, а также пожарное оборудование и снаряжение, предназначенные для обеспечения первичных мер по тушению пожаров;

— имущество библиотек поселения;

— имущество, предназначенное для организации досуга и обеспечения жителей поселения услугами организаций культуры;

— объекты культурного наследия (памятники истории и культуры) независимо от категории их историко-культурного значения в соответствии с законодательством Российской Федерации;

— имущество, предназначенное для развития на территории поселения физической культуры и массового спорта;

— имущество, предназначенное для организации благоустройства и озеленения территории поселения, в том числе для обустройства мест общего пользования и мест массового отдыха населения;

— имущество, предназначенное для сбора и вывоза бытовых отходов и мусора;

— имущество, включая земельные участки, предназначенное для организации ритуальных услуг и содержания мест захоронения;

— имущество, предназначенное для официального опубликования (обнародования) муниципальных правовых актов, иной официальной информации;

— земельные участки, отнесенные к муниципальной собственности поселения в соответствии с федеральными законами;

— пруды, обводненные карьеры на территории поселения;

— леса, расположенные в границах населенных пунктов поселения;

— имущество, предназначенное для создания, развития и обеспечения охраны лечебно-оздоровительных местностей и курортов местного значения на территории поселения;

— имущество, предназначенное для организации защиты населения и территории поселения от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;

— имущество, предназначенное для обеспечения безопасности людей на водных объектах, охраны их жизни и здоровья.

Имущество муниципальных районов.

В собственности муниципальных районов могут находиться:

— имущество, предназначенное для электро- и газоснабжения поселений в границах муниципального района;

— автомобильные дороги общего пользования между населенными пунктами, мосты и иные транспортные инженерные сооружения вне границ населенных пунктов в границах муниципального района, за исключением автомобильных дорог общего пользования, мостов и иных транспортных инженерных сооружений федерального и регионального значения, а также имущество, предназначенное для их обслуживания;

— пассажирский транспорт и другое имущество, предназначенные для транспортного обслуживания населения между поселениями на территории муниципального района;

— имущество, предназначенное для организации и осуществления экологического контроля;

— имущество, предназначенное для предупреждения и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций на территории муниципального района;

— имущество, предназначенное для организации охраны общественного порядка на территории муниципального района муниципальной милицией;

— имущество, предназначенное для обеспечения общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования, а также предоставления дополнительного образования и организации отдыха детей в каникулярное время;

— имущество, предназначенное для оказания на территории муниципального района скорой медицинской помощи (за исключением санитарно-авиационной), первичной медико-санитарной помощи в амбулаторно-поликлинических, стационарно-поликлинических и больничных учреждениях, медицинской помощи женщинам в период беременности, во время и после родов;

— имущество, предназначенное для утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов;

— архивные фонды, в том числе кадастр землеустроительной и градостроительной документации, а также имущество, предназначенное для хранения указанных фондов;

— имущество, включая земельные участки, предназначенное для содержания на территории муниципального района межпоселенческих мест захоронения и организации ритуальных услуг;

— имущество межпоселенческих библиотек;

— имущество, необходимое для официального опубликования (обнародования) муниципальных правовых актов, иной официальной информации;

— земельные участки, отнесенные к муниципальной собственности муниципального района в соответствии с федеральными законами;

— пруды, обводненные карьеры, расположенные на территориях двух и более поселений или на межселенной территории муниципального района;

— имущество, предназначенное для создания, развития и обеспечения охраны лечебно-оздоровительных местностей и курортов местного значения на территории муниципального района;

— имущество, предназначенное для обеспечения поселений, входящих в состав муниципального района, услугами по организации досуга и услугами организаций культуры;

— имущество, предназначенное для развития на территории муниципального района физической культуры и массового спорта;

— имущество, предназначенное для организации защиты населения и территории муниципального района от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;

— имущество, предназначенное для обеспечения безопасности людей на водных объектах, охраны их жизни и здоровья;

— объекты культурного наследия (памятники истории и культуры) независимо от категории их историко-культурного значения в случаях, установленных законодательством Российской Федерации.

Владение, пользование и распоряжение муниципальным имуществом.

Согласно ст. 51 Федерального закона «Об общих принципах местного самоуправления в Российской Федерации» органы местного самоуправления от имени муниципального образования самостоятельно владеют, пользуются и распоряжаются муниципальным имуществом в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.

Органы местного самоуправления вправе передавать муниципальное имущество во временное или в постоянное пользование физическим и юридическим лицам, федеральным и региональным органам государственной власти, органам местного самоуправления иных муниципальных образований, отчуждать, совершать иные сделки в соответствии с федеральными законами.

Ответственность органов и должностных лиц местного самоуправления.

Ответственность органов и должностных лиц местного самоуправления — это неблагоприятные последствия, наступающие в случае принятия органами и должностными лицами местного самоуправления противоправных решений, неосуществления или ненадлежащего осуществления своих задач и функций, выраженные в санкциях правовых норм.

Федеральный закон о местном самоуправлении 2003 г. так же, как и Федеральный Закон о местном самоуправлении 1995 г., выделяет три вида ответственности органов и должностных лиц местного самоуправления:

— перед населением муниципального образования;

— перед государством;

— перед физическими и юридическими лицами.

Органы местного самоуправления могут нести конституционную, административную и гражданско-правовую ответственность за свои действия. К должностным лицам местного самоуправления могут применяться меры конституционной, административной, дисциплинарной, материальной и уголовной ответственности.

Ответственность главы муниципального образования или главы местной администрации перед государством наступает в случаях:

1) издания таким должностным лицом местного самоуправления нормативного правового акта, противоречащего Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, федеральным законам, конституции (уставу) и законам субъекта Федерации, уставу муниципального образования, и если такие противоречия установлены соответствующим судом. При этом ответственность перед государством наступает только в случае, если это должностное лицо в течение двух месяцев со дня вступления в силу решения суда (либо в течение иного предусмотренного решением суда срока) не приняло в пределах своих полномочий мер по исполнению решения суда;

2) совершения таким должностным лицом действий (в том числе принятия им правового акта, не носящего нормативного характера), влекущих нарушение прав и свобод человека и гражданина, угрозу единству и территориальной целостности, национальной безопасности, обороноспособности, единству правового и экономического пространства Российской Федерации, нецелевое расходование субвенций из федерального бюджета или бюджета субъекта Российской Федерации. Данные факты также должны быть установлены соответствующим судом. При этом ответственность перед государством наступает только в случае, если это должностное лицо не приняло в пределах своих полномочий мер по исполнению решения суда.

4. Контроль за исполнением бюджета

¡ Контроль за исполнением бюджета — этап бюджетного процесса, в ходе которого реализуются контрольные мероприятия различных сторон исполнения бюджета по доходам и расходам.

Контроль за исполнением бюджета имеет две формы: парламентский и административный.

1. Парламентский контроль осуществляется соответствующими законодательными (представительными) органами власти. Он предполагает:

✓ право законодательных (представительных) органов власти на получение информации от органов исполнительной власти, необходимых сопроводительных материалов при утверждении бюджета;

✓ право законодательных (представительных) органов власти на получение от органов исполнительной власти оперативной информации об исполнении бюджета;

✓ проведение экспертизы проектов бюджетов, федеральных и региональных целевых программ и иных нормативных правовых актов бюджетного законодательства РФ, субъектов РФ, актов органов местного самоуправления;

✓ право законодательных (представительных) органов власти на утверждение (неутверждение) проекта бюджета и отчета об исполнении бюджета;

✓ право создавать собственные контрольно-счетные органы для проведения внешнего аудита бюджета;

✓ право вынесения оценки деятельности исполнительных органов по исполнению бюджета.

Парламентский контроль осуществляют Счетная палата РФ, контрольно-счетные органы, созданные законодательными органами субъектов РФ (в том числе счетные палаты субъектов РФ), контрольно-счетные органы, созданные представительными органами местного самоуправления.

2. Административный контроль осуществляется исполнительными органами власти, имеющими контрольные полномочия в финансово-бюджетной сфере. Он предполагает:

✓ право проведения проверок главных распорядителей, распорядителей и получателей бюджетных средств;

✓ право на получение информации, необходимой для контроля за соблюдением бюджетного законодательства;

✓ право требовать устранения выявленных нарушений бюджетного законодательства;

✓ право давать обязательные для исполнения указания по устранению выявленных нарушений бюджетного законодательства, оформлять документы, являющиеся основанием для наложения мер ответственности.

Административный контроль осуществляют Министерство финансов РФ, Федеральная служба финансово-бюджетного надзора, Федеральное казначейство, финансовые органы субъектов РФ, финансовые органы муниципальных образований, главные распорядители и распорядители бюджетных средств.

Добавить комментарий