Контроль за орд осуществляют

Статья 20. Контроль за оперативно — розыскной деятельностью

Контроль за оперативно — розыскной деятельностью осуществляют Президент Российской Федерации, Федеральное Собрание Российской Федерации, Правительство Российской Федерации в пределах полномочий, определяемых Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами и федеральными законами.

Комментарий к статье 20

1. Президент Российской Федерации является гарантом Конституции Российской Федерации, прав и свобод человека и гражданина, обеспечивает согласованное функционирование и взаимодействие органов государственной власти, вносит законопроекты в Государственную Думу, подписывает и обнародует федеральные законы, издает указы и распоряжения, которые обязательны для исполнения на всей территории страны, по предложению Председателя Правительства РФ назначает на должность и освобождает от должности министра внутренних дел России. Контроль за ОРД осуществляется через аппарат Администрации Президента и Совета Безопасности РФ.

2. В соответствии с ч. 3 ст. 101 Конституции РФ Совет Федерации и Государственная Дума образуют комитеты и комиссии, проводят по вопросам своего ведения парламентские слушания согласно принятому каждой палатой регламенту, в том числе по вопросам контроля за оперативно — розыскной деятельностью. В соответствии с Законом «О государственной тайне» члены Совета Федерации и депутаты Государственной Думы на период исполнения ими своих полномочий допускаются к сведениям, составляющим государственную тайну, без проведения проверочных мероприятий. Указанные лица предупреждаются о неразглашении государственной тайны, ставшей им известной в связи с исполнением ими своих полномочий, и о привлечении их к ответственности в случае ее разглашения, о чем у них отбирается соответствующая расписка.

В целях организации контроля за исполнением федерального бюджета в части, касающейся использования финансовых средств на ОРД, Совет Федерации и Государственная Дума образуют Счетную палату, состав и порядок деятельности которой определяются федеральным законом. Этим органом контролируется обоснованность выделения денежных средств, правильность и эффективность их использования (см. комментарий к ст. 19).

3. Правительство РФ как субъект исполнительной власти устанавливает основные направления деятельности и организует работу МВД, входящего в его состав, определяет бюджет и гарантирует его исполнение, осуществляя контроль в сфере оперативно — розыскной деятельности для обеспечения законности, прав и свобод граждан, охраны собственности и общественного порядка, борьбы с преступностью, для чего заслушивает должностных лиц МВД РФ, издает постановления и распоряжения, обязательные для исполнения в Российской Федерации.

4. Органы внутренних дел обязаны беспрепятственно предоставлять контролирующим органам любую запрошенную информацию, за исключением сведений о лицах, внедренных в организованные преступные группы, штатных негласных сотрудниках органов, осуществляющих оперативно — розыскную деятельность, а также о лицах, оказывающих или оказывавших им содействие на конфиденциальной основе, в порядке и случаях, предусмотренных федеральными законами (см. комментарий к ст. 12).

Статья 21. Прокурорский надзор за оперативно — розыскной деятельностью

(в ред. Федерального закона от 05.01.1999 N 6-ФЗ)

Прокурорский надзор за исполнением настоящего Федерального закона осуществляют Генеральный прокурор Российской Федерации и уполномоченные им прокуроры.

По требованию указанных прокуроров руководители органов, осуществляющих оперативно — розыскную деятельность, представляют им оперативно — служебные документы, включающие в себя дела оперативного учета, материалы о проведении оперативно — розыскных мероприятий с использованием оперативно — технических средств, а также учетно — регистрационную документацию и ведомственные нормативные правовые акты, регламентирующие порядок проведения оперативно — розыскных мероприятий.

Сведения о лицах, внедренных в организованные преступные группы, о штатных негласных сотрудниках органов, осуществляющих оперативно — розыскную деятельность, а также о лицах, оказывающих содействие этим органам на конфиденциальной основе, представляются соответствующим прокурорам только с письменного согласия перечисленных лиц, за исключением случаев, требующих их привлечения к уголовной ответственности.

Прокуроры, указанные в части первой настоящей статьи, обеспечивают защиту сведений, содержащихся в представленных документах и материалах.

Неисполнение законных требований прокурора, вытекающих из его полномочий по надзору за оперативно — розыскной деятельностью, влечет за собой установленную законом ответственность.

Комментарий к статье 21

1. Обязанность надзора за исполнением законов органами, осуществляющими оперативно — розыскную деятельность, возложена на прокуратуру Законом «О прокуратуре Российской Федерации» от 17 января 1992 г. Предусмотренные ст. 22 этого Закона полномочия прокурора полностью распространяются на сферу оперативно — розыскной деятельности. Какими-либо дополнительными, специальными полномочиями прокурор не наделяется.

2. Из содержания ч. 1 ст. 21 комментируемого Закона следует, что Генеральный прокурор Российской Федерации лично определяет своим приказом прокуроров, на которых персонально возлагается надзор за исполнением законодательства, регулирующего ОРД. Приказом Генерального прокурора РФ «Об организации надзора за исполнением Федерального закона «Об оперативно — розыскной деятельности» от 9 августа 1996 г. N 48 эти функции возложены на прокуроров субъектов Российской Федерации, приравненных к ним военных и других специализированных прокуроров, прокуроров городов и районов, других территориальных, военных и специализированных прокуроров, а также выделенных для этих целей приказами прокуроров субъектов Российской Федерации уполномоченных прокуроров, а в Генеральной прокуратуре — на заместителей Генерального прокурора, Главного военного прокурора и его заместителей, начальников управлений и отделов и их заместителей (старших помощников и помощников), старших прокуроров и прокуроров в соответствии с их функциональными обязанностями.

Поскольку часть сведений об оперативно — розыскной деятельности составляет государственную тайну, уполномоченным прокурорам должен оформляться в установленном порядке соответствующий допуск, являющийся формальным основанием для ознакомления с оперативно — служебными документами.

3. Предмет прокурорского надзора — исполнение органами, осуществляющими оперативно — розыскную деятельность, Конституции Российской Федерации, комментируемого и других законов.

Обязанность надзора за исполнением предписаний подзаконных актов (приказов, инструкций) на прокурора не возложена. Обращение прокуроров к нормативным актам соответствующих ведомств оправданно и необходимо лишь тогда, когда без этого не представляется возможным дать оценку законности оперативно — розыскных мероприятий, поскольку положения нормативных актов могут конкретизировать закон, определять механизмы его исполнения. Так, ст. 8, 9 и 11 Закона об ОРД предполагают конкретизацию их положений в ведомственных нормативных актах. Поэтому ч. 2 комментируемой статьи предусматривает право прокурора требовать представления, наряду с другими документами, ведомственных нормативных актов, регламентирующих порядок проведения оперативно — розыскных мероприятий.

4. Требование уполномоченного прокурора о представлении ему оперативно — служебных документов, отражающих ход и результаты оперативно — розыскных мероприятий, может быть письменным и устным.

5. В ч. 2 комментируемой статьи перечислены оперативно — служебные документы, представления которых органом, осуществляющим ОРД, может требовать прокурор.

Оперативно — розыскные документы запрашиваются прокурором как в связи с поступившими в прокуратуру материалами, информацией и обращениями граждан о нарушении законов при проведении оперативно — розыскных мероприятий, так и при проверке установленного порядка их проведения и законности принимаемых при этом решений. В частности, поводом для этого могут быть поступившие и зарегистрированные в прокуратуре документы информационного характера о нарушении законов при осуществлении ОРД, исходящие от должностных лиц предприятий, учреждений, организаций, в том числе представления следователя, лица, производящего дознание, частные определения (постановления) суда (судьи). Опубликованные средствами массовой информации материалы о нарушении законов при проведении ОРМ являются самостоятельным поводом для проверки прокурором указанных в публикации сведений (фактов).

6. Периодичность проверки установленного порядка проведения ОРМ и законности принимаемых при этом решений определяют Генеральный прокурор РФ, а также уполномоченные прокуроры. В той части, в которой порядок производства оперативно — розыскных мероприятий и основания принятия решений по их результатам (дополнительно к закону) регламентированы ведомственными нормативными актами, прокурор вправе проверить надлежащее исполнение положений этих актов. В предмет надзора входит законность следующих решений: о производстве и прекращении оперативной проверки; прекращении оперативно — розыскного мероприятия; об уничтожении материалов, содержащих сведения о результатах оперативно — розыскного мероприятия; сохранении указанных материалов в течение года с момента получения; о возбуждении уголовного дела и проведении следственного действия, если в основе этих решений лежат оперативно — розыскные данные.

7. В предмет прокурорского надзора не входит проверка законности решения судьи по результатам рассмотрения материалов об ограничении конституционных прав граждан при проведении оперативно — розыскных мероприятий, а также законности и обоснованности возбуждения органом, осуществляющим ОРД, ходатайства о проведении оперативно — розыскного мероприятия, связанного с ограничением конституционных прав граждан. Коль скоро окончательное решение о проведении такого мероприятия является прерогативой суда, прокурор не должен предрешать его вывод и не может воспрепятствовать обращению органов, осуществляющих ОРД, в суд с соответствующим ходатайством. Сказанное распространяется также и на случаи, когда оперативно — розыскные мероприятия, связанные с ограничением конституционных прав граждан, проводятся до получения судебного решения (или без такового) в порядке, предусмотренном ч. ч. 3, 4 и 7 ст. 8 Закона об ОРД.

Прокурорский надзор за оперативно — розыскной деятельностью, регламентированный комментируемой статьей, следует отличать от функции прокурора по защите прав и свобод граждан в порядке ст. 5 Закона об ОРД. Предметом прокурорского надзора, предусмотренного ст. 21, является «текущая» оперативно — розыскная деятельность, проводимая до возбуждения уголовного дела, параллельно с производством по делу либо после прекращения уголовного дела, если имеются основания подозревать лицо в причастности к совершению других преступлений.

Проверка законности и обоснованности проведения оперативно — розыскных мероприятий, осуществляемая в порядке ст. 5, имеет место в тех ситуациях, когда виновность лица в совершении преступления не доказана и принято соответствующее процессуальное решение, а оперативно — розыскная деятельность в отношении него полностью прекращена.

Прокурорский надзор за оперативно — розыскной деятельностью не ограничивается решениями о проведении и порядком проведения отдельных ОРМ, поскольку оперативно — розыскная деятельность не исчерпывается оперативно — розыскными мероприятиями. Прокурорский надзор распространяется также на решения о заведении и прекращении дел оперативного учета и иные решения, не связанные с ведением ОРМ.

8. В соответствии с совместным указанием Генерального прокурора РФ от 29 июля 1996 г. и министра внутренних дел РФ от 25 июля 1996 г. «О порядке представления органами внутренних дел материалов для осуществления прокурорского надзора за исполнением Федерального закона «Об оперативно — розыскной деятельности» руководителям органов, осуществляющих ОРД, предложено предоставлять уполномоченным прокурорам по их требованию подлинные оперативно — служебные документы, послужившие основанием для заведения дел оперативного учета, а также проведения ОРМ.

Если прокурор располагает обоснованными сведениями об ограничении или нарушении в процессе оперативно — розыскной деятельности прав и законных интересов граждан, обязанность доказывания законности и обоснованности проведения ОРМ возлагается на органы, осуществляющие ОРД. При непредставлении убедительной информации, подтверждающей законность решения и порядка проведения мероприятия, прокурор вправе исходить из доказанности факта нарушения закона и прибегнуть к соответствующим мерам реагирования в отношении виновных должностных лиц.

9. В случаях, предусмотренных ч. 3 комментируемой статьи, письменное согласие лиц, указанных в этой статье, оформляет должностное лицо органа, осуществляющего оперативно — розыскную деятельность. Согласие на представление сведений прокурору оформляется документом произвольной формы (распиской, заявлением).

Представление сведений прокурору в отношении лиц, внедренных в организованные преступные группы, оказывающих или оказывавших на конфиденциальной основе содействие органам, осуществляющим ОРД, о штатных негласных сотрудниках этих органов допускается без согласия таких лиц при наличии достаточных оснований для предъявления им обвинения в совершении преступления.

10. Проверка прокурором исполнения законов органами, осуществляющими ОРД, отражается в самостоятельном надзорном производстве, в котором концентрируются поступившие в прокуратуру материалы, информация, жалобы, заявления граждан, справки, оперативно — служебные документы, представленные прокурору по его запросам. В органах прокуратуры должно быть обеспечено надлежащее делопроизводство по документам, связанным с оперативно — розыскной деятельностью, исключающее утрату или разглашение сведений, составляющих государственную тайну. Оно осуществляется в соответствии с Инструкцией об организации делопроизводства в органах прокуратуры по документам оперативно — розыскной деятельности, утвержденной Приказом Генерального прокурора РФ от 9 августа 1996 г. N 48.

11. По фактам установленных прокурором нарушений закона, допущенных в ходе оперативно — розыскной деятельности, он может внести представление в адрес органа, осуществлявшего ОРД, по аналогии с порядком внесения представлений, предусмотренным ст. 24 Закона о прокуратуре. При наличии оснований прокурор вправе также вынести мотивированное постановление о возбуждении уголовного дела.

Статья 22. Ведомственный контроль

Руководители органов, осуществляющих оперативно — розыскную деятельность, несут персональную ответственность за соблюдение законности при организации и проведении оперативно — розыскных мероприятий.

Комментарий к статье 22

1. Ведомственный контроль за оперативно — розыскной деятельностью организуют руководители органов внутренних дел и иные должностные лица на основании Закона об ОРД и ведомственных нормативных актов.

Под руководителями органов внутренних дел, осуществляющих оперативно — розыскную деятельность, понимаются:

— министр внутренних дел РФ и его заместители, руководящие направлениями деятельности оперативных служб;

— в МВД РФ — начальники главных управлений, отделов ГУСБ, ГУУР, ГУЭП, ГУБОП, УБНОН, оперативных отделов ГУВДТ, Управления режимных объектов и их заместители;

— в МВД республик, УВД краев и областей в составе Российской Федерации, ГУВД, УВДТ, ОВДТ, в подразделениях Управления режимных объектов — министры, начальники управлений (отделов), их заместители, являющиеся по должности начальниками криминальной милиции и милиции общественной безопасности;

— в горрайлинорганах — начальники этих органов, их заместители и непосредственные руководители оперативных подразделений.

Под «иными» должностными лицами подразумеваются имеющие соответствующие допуски (см. комментарий к ст. 12) работники аппарата министра, Главного организационно — инспекторского управления, Главного информационного центра и Контрольно — ревизионного управления МВД РФ, а также сотрудники подчиненных им служб в аппаратах МВД краев и областей.

2. Руководители органов внутренних дел, осуществляющих ОРД, осуществляют контроль за организацией этой деятельности в целях принятия исчерпывающих мер по выявлению, предупреждению, пресечению и раскрытию преступлений, розыску скрывшихся преступников и лиц, пропавших без вести, а также за соблюдением прав и законных интересов граждан, недопустимости нарушений установленного порядка проведения оперативно — розыскных мероприятий, за правомерностью и надлежащим санкционированием использования технических средств. Они обеспечивают конспирацию в оперативно — розыскной деятельности, соблюдение режима секретности в делопроизводстве, защищенность системы оперативного учета от возможности утечки оперативной информации, а также осуществляют контроль за порядком ведения дел оперативного учета (см. комментарий к ст. 10), рациональным и эффективным расходованием финансовых средств, выделяемых на ОРД (см. комментарий к ст. 19).

В целях контроля руководители изучают материалы, полученные в результате выполнения ОРМ, иные документы, имеющие отношение к ОРД, и принимают по ним решения. Дают, как правило в письменном виде, указания о дальнейшей работе по осуществлению оперативной проверки; разрешения о заведении дел оперативного учета, контролируют сроки ведения и проверяют обоснованность их прекращения; составляют мотивированные постановления о проведении оперативно — розыскных мероприятий, предусмотренных ч. 1 ст. 9 Закона об ОРД; участвуют в планировании ОРМ; заслушивают исполнителей; назначают проведение служебных проверок; рассматривают жалобы и заявления граждан.

Ведомственный контроль организуется руководителями либо иными должностными лицами, наделенными контролирующими и инспектирующими функциями. Руководители могут осуществлять контроль за оперативно — розыскными мероприятиями и путем личного участия в них.

В соответствии с ч. 2 ст. 9 комментируемого Закона оперативно — розыскные мероприятия, затрагивающие конституционные права граждан на тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений, передаваемых по сетям электрической и почтовой связи, на неприкосновенность жилища, могут проводиться лишь по мотивированному постановлению одного из руководителей органа, осуществляющего ОРД, и на основании судебного решения.

3. Должностные лица органов внутренних дел в соответствии с ч. 3 ст. 16 настоящего Закона при проведении оперативно — розыскных мероприятий подчиняются только непосредственному начальнику. При получении приказа или указания, противоречащего закону, они обязаны руководствоваться законом, а если имеются основания полагать, что в результате исполнения приказа или указания может или могло быть совершено преступление, — сообщать об этом вышестоящему начальнику или прокурору. Таким образом, контролю подвержены не только исполнители — «рядовые» должностные лица, но и руководители, дающие приказы и указания.

4. При установлении фактов нарушения законности, правил конспирации, допущенных в ходе оперативно — розыскной деятельности, разглашения сведений, составляющих государственную или служебную тайну, руководитель обязан назначить служебную проверку и по ее результатам принять соответствующие меры, а в случае нарушения законности — информировать прокурора, осуществляющего надзор за ОРД.

Руководители и исполнители, принявшие необоснованные решения и допустившие неправомерное осуществление оперативно — розыскных мероприятий, несут персональную ответственность. Так, согласно ст. 40 Закона РСФСР «О милиции» за противоправные действия или бездействие сотрудники милиции могут привлекаться к различным видам ответственности, а вред, причиненный сотрудником милиции гражданам, предприятиям, учреждениям и организациям, подлежит возмещению в порядке, предусмотренном гражданским законодательством.

Должностные лица органов внутренних дел могут нести дисциплинарную, уголовную, гражданско — правовую ответственность на основании и в порядке, предусмотренном федеральным законодательством (см. п. 10 комментария к ст. 5).

Статья 23. Вступление в силу настоящего Федерального закона

Настоящий Федеральный закон вступает в силу со дня его официального опубликования.

Признать утратившим силу со дня введения в действие настоящего Федерального закона Закон Российской Федерации «Об оперативно — розыскной деятельности в Российской Федерации» (Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации, 1992, N 17, ст. 892; N 33, ст. 1912).

Предложить Президенту Российской Федерации и поручить Правительству Российской Федерации привести их нормативные правовые акты в соответствие с настоящим Федеральным законом.

Президент

Российской Федерации

Б.ЕЛЬЦИН

Москва, Кремль

Субъекты ОРД – это органы, уполномоченные на осуществление ОРД, их должностные лица, а также иные физические и юридические лица, наделенные государственно-властными полномочиями осуществления оперативно-розыскной деятельности.

Органы, осуществляющие ОРД – это организационно обособленные единицы, которые законодателем определены задачи, компетенция и объем полномочий по осуществлению ОРМ.

Согласно ч. 1 ст. 13 ФЗ «Об ОРД» на территории РФ такими правами наделены оперативные подразделения:

1. Органов внутренних дел Российской Федерации.

2. Органов федеральной службы безопасности.

3. Федеральных органов государственной охраны.

4. Таможенных органов Российской Федерации.

5. Службы внешней разведки Российской Федерации.

6. Федеральной службы исполнения наказаний.

7. Органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ.

Приведенный в ФЗ «ОБ ОРД» перечень органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, может быть изменен или дополнен только федеральным законом.

Органы, осуществляющие оперативно-розыскную деятельность, решают определенные ФЗ «Об ОРД» задачи исключительно в пределах своих полномочий, установленных соответствующими законодательными актами Российской Федерации.

Полномочия, предоставленные оперативным аппаратам, непосредственно реализуются должностными лицами, которые могут быть разделены на следующие виды:

— должностные лица оперативных подразделений, осуществляющих ОРД;

— граждане, привлеченные на добровольной основе и конспиративно сотрудничающие с оперативными подразделениями;

— отдельные лица, гласно содействующие деятельности оперативных подразделений.

Под должностным, лицом понимается лицо, постоянно, временно или по специальному полномочию реализующее функции представителя власти в области непосредственного осуществления ОРД и контроля за ней.

Должностными лицами оперативных подразделений органов, осуществляющих ОРД являются штатные сотрудники начальствующего состава, имеющие специальные или воинские звания и выполняющие оперативно-розыскную функцию как основную профессиональную задачу.

Права и обязанности оперативных сотрудников, лично осуществляющих оперативно-розыскные меры борьбы с преступностью, производны от компетенции служб и подразделений, в штатах которых они числятся. Полномочия их состоят из общих прав и обязанностей, предоставленных оперативно-розыскному органу, и должностных прав и обязанностей, составляющих компетенцию соответствующего оперативного аппарата.

По объему и относимости к оперативно-розыскной функции принято выделять:

— должностных лиц оперативных аппаратов обладающих всей полнотой полномочий;

— должностных лиц с ограниченными полномочиями, в зависимости от компетенции и специализации оперативных аппаратов.

Так, например, к субъектам ОРД, обладающим оперативно-розыскными полномочиями в полном объеме, относятся штатные должностные лица начальствующего состава служб и подразделений уголовного розыска, экономических преступлений, организованной преступности. Эта категория сотрудников имеет право в полном объеме лично или с привлечением других специалистов осуществлять весь комплекс ОРМ, предусмотренных ст.6 ФЗ «Об ОРД», при решении профессиональных задач борьбы о преступностью. Полнота их правомочий определяется также исключительным правом устанавливать конфиденциальные отношения с гражданами, изъявившими согласие оказывать содействие на безвозмездной или возмездной основе.

Сотрудники указанных оперативных аппаратов выступают инициаторами и организаторами создания и эксплуатации информационно-поисковых систем оперативно-розыскного назначения, использования возможностей оперативно-поисковых и оперативно-технических подразделений, оперативных аппаратов других правоохранительных органов для решения задач ОРД.

К категории сотрудников оперативных аппаратов, обладающих усеченными оперативно-розыскными полномочиями, относятся начальствующий состав оперативно-поисковых аппаратов, подразделений специальных технических мероприятий и др. Ограниченность оперативно-розыскных полномочий указанных должностных лиц определяется компетенцией этих служб и подразделений, в штатах которых они находятся, и их профессиональной специализацией. Основным признаком неполноты оперативно-розыскных полномочий является отсутствие права вести работу с конфиденциальными сотрудниками, а также организовывать проведение ОРМ по выявлению, предупреждению, пресече­нию и раскрытию преступлений.

Кроме должностных лиц в ОРД принимают участие лица, оказывающие конфиденциальную и гласную помощь оперативным подразделениям в решении задач борьбы с преступностью. Привлечение отдельных лиц к подготовке и проведению ОРМ закреплено в ст. 17 ФЗ «Об ОРД».

Контроль и надзор — понятия разные. Надзор — деятельность, осуществляемая систематически и только на предмет соблюдения законности, а контроль производится в определенных нормативными актами случаях, и предметом проверки, помимо законности, является обоснованность и целесообразность. То есть надзорная деятельность гораздо уже контрольной и сконцентрирована только на законности. Однако контроль и надзор не соотносятся как часть и целое; они, как сказано вначале, суть вещи разные; они не подменяют, а дополняют друг друга.

Вневедомственный (внешний) контроль за оперативно-розыскной деятельностью

Субъектами, контролирующими ОРД (реализующими функцию внешнего контроля), согласно законодательству являются: Президент РФ; Федеральное Собрание РФ; Правительство РФ; судья, санкционирующий ОРМ, влекущие ограничение конституционных прав и свобод человека и гражданина.

Президент РФ осуществляет непосредственное руководство деятельностью, включая контрольные функции, следующих федеральных министерств и служб, которым законом предоставлено право осуществлять ОРД: МВД России, Минюст России (оперативное подразделение во ФСИН России)), СВР России, ФСБ России, Минобороны России. Контроль за ОРД осуществляется через соответствующее подразделение Администрации Президента РФ. Согласно Положению о полномочном представителе Президента Российской Федерации в федеральном округе, утвержденном Указом Президента РФ от 13 мая 2000 г. № 849, президентский контроль за осуществлением ОРД в субъектах РФ осуществляется также через институт полномочных представителей Президента РФ в федеральных округах. Следует отметить, что данный вид контроля не предоставляет права вмешиваться в технологию ОРД, контролировать правомерность проведения конкретных ОРМ.

Президент РФ руководит деятельностью вышеназванных федеральных органов исполнительной власти, ведающих вопросами обороны, безопасности, внутренних дел и некоторых других, утверждает по представлению Председателя Правительства РФ положения о них и назначает их руководителей, а также осуществляет иные полномочия как Верховный Главнокомандующий Вооруженными Силами РФ и Председатель Совета Безопасности РФ. Президентскому контролю подлежит также практическое исполнение Закона об ОРД и изданных им правовых актов и поручений по вопросам, связанным с ОРД.

Таким образом, Президент РФ как гарант Конституции РФ, прав и свобод человека и гражданина, как высшее должностное лицо государства, осуществляет стратегический контроль за деятельностью федеральных силовых органов, в полномочия которых входит осуществление ОРД.

Федеральное Собрание РФ — парламент РФ — представительный и законодательный орган РФ, состоящий из двух палат: Совета Федерации и Государственной Думы, осуществляет опосредованный контроль за ОРД. Этот контроль происходит в рамках контроля за исполнением федерального бюджета, в отдельных статьях которого отражено выделение финансовых средств тем или иным органам, осуществляющим ОРД. Контроль за исполнением федерального бюджета в части, касающейся использования финансовых средств на ОРД, осуществляет образуемая Советом Федерации и Государственной Думой Счетная палата РФ. Этим органом, подчиненным парламенту, контролируется обоснованность выделения денежных средств, правильность и эффективность их использования.

Палаты Федерального Собрания вправе возбуждать парламентское расследование, создавать парламентские комиссии по расследованию, например, фактов грубого или массового нарушения гарантированных Конституцией РФ прав и свобод человека и гражданина, в результате работы которых подготавливается итоговый доклад комиссии, и по данным, содержащимся в нем, возможно, в частности, судить о состоянии исполнения Закона об ОРД. Контроль может быть осуществляем посредством направлений парламентских запросов, а также обращений отдельных членов Совета Федерации и отдельных депутатов Государственной Думы в Правительство РФ или конкретные правоохранительные органы.

Осуществление общего контроля за исполнением Закона об ОРД происходит при работе парламентариев с избирателями, рассмотрении обращений граждан, заслушивании информации руководителей соответствующих министерств и служб на заседаниях палат парламента и их комитетов, рассмотрении документов и материалов, представляемых органами государственной власти, в том числе при подготовке изменений и дополнений, которые необходимо внести в Закон об ОРД.

Таким образом, контроль Федерального Собрания преследует цель оценки общей ситуации, складывающейся с исполнением и соблюдением Закона об ОРД как в целом по стране, так и соответствующими министерствами и службами.

С 2011 г. у Совета Безопасности РФ появилась контрольная функция в отношении правоохранительных органов, осуществляемая посредством отслеживания эффективности осуществляемых ими бюджетных трат. Согласно Положению о Совете Безопасности Российской Федерации, утвержденному Указом Президента РФ от 6 мая 2011 г. № 590, Совет организует контроль за целевым расходованием бюджетных ассигнований, предусмотренных в федеральном бюджете на соответствующий год на финансирование расходов правоохранительной деятельности.

Следующим субъектом, контролирующим ОРД, является Правительство РФ, осуществляющее исполнительную власть в России. Оно согласно ст. 12, 19, 20 Федерального конституционного закона от 17 декабря 1997 г. № 2-ФКЗ «О Правительстве Российской Федерации» наделено широкими полномочиями по общим вопросам руководства федеральными министерствами, службами, агентствами, а также в сфере обеспечения законности, прав и свобод граждан, борьбы с преступностью и но обеспечению обороны и государственной безопасности России.

Правительство РФ компетентно проверять полноту и эффективность использования органами силового блока предоставленных им полномочий по ведению ОРД для решения задач успешной борьбы с преступностью через анализ соответствующей информации, имеющейся в распоряжении Правительства РФ, заслушивание отчетов, докладов и сообщений на заседании Правительства РФ руководителей соответствующих федеральных органов исполнительной власти.

Одним из направлений контрольной деятельности Правительства РФ является мониторинг законодательства, а также подзаконных актов, затрагивающих права и свободы граждан, имеющих межведомственный характер, и актов, устанавливающих правовой статус государственных органов и организаций. Данная контрольная деятельность осуществляется через механизм государственной регистрации нормативных актов федеральных органов исполнительной власти в Минюсте России. Там эти акты оцениваются на предмет соответствия Конституции РФ, действующему законодательству и им присваивается соответствующий номер государственной регистрации. Минюст России полномочен вносить предписания об отмене незаконных актов либо устранении выявленных нарушений.

В полномочия Правительства РФ входит проверка обоснованности расходования финансовых средств, выделяемых на ОРД, которая возложена на Минфин России. Согласно ч. 3 ст. 19 Закона об ОРД данный контроль осуществляется специально уполномоченными представителями Минфина России, которые для этого предварительно проходят процедуру допуска к сведениям, составляющим государственную тайну. После прохождения такой процедуры представители Минфина России полномочны проводить проверку документов о финансировании ОРД в полном объеме.

Судебный контроль в ОРД — это осуществляемая процедура проверки судом соответствия Закона об ОРД принятых решений и (или) действий должностных лиц ОРО в целях разрешения процессуально-правовых вопросов их законности и обоснованности, основное назначение которой — создать условия для надлежащего отправления правосудия, а также защитить права и законные интересы человека и гражданина.

0 судье как субъекте внешнего контроля за ОРД необходимо отметить следующее. Согласно ст. 9 Закона об ОРД проведение ОРМ, которые влекут ограничение конституционных прав граждан, возможно только по решению судьи. В перечень таких прав законодатель включил: право на тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений, передаваемых но сетям электронной и почтовой связи, право на неприкосновенность жилища. Данный вид контроля за ОРД осуществляется судьей: а) при рассмотрении обращения оперативного подразделения для получения разрешения на проведение конкретного ОРМ, влекущего ограничение того или иного конституционного права человека и гражданина (ч. 2, 3 ст. 8, ч. 1 ст. 9 Закона об ОРД); б) при продлении начатых по разрешению судьи ОРМ и последующей проверке законности решений и действий ОРО и их должностных лиц (ч. 3, 4 ст. 8 Закона об ОРД); в) при рассмотрении жалоб на ОРО (ч. 2, 3 ст. 5 Закона об ОРД); г) при разрешении споров в вышестоящем суде между судьей нижестоящего суда и ОРО в связи с отказом судьи дать разрешение на проведение ОРМ (ч. 6 ст. 9 Закона об ОРД); д) при рассмотрении ходатайства ОРО о проведении ОРМ в отношении судьи в ином суде, не по месту нахождения этого ОРО или месту проведения этих ОРМ в случае, когда имеются опасения относительно возможности рассекречивания ОРМ, планируемых в отношении данного судьи (ч. 1 ст. 9 Закона об ОРД). В отношении последнего пункта напомним, что на заседании Пленума Верховного Суда РФ 7 августа 2014 г. была сформирована судебная коллегия, которая должна рассматривать возникающие вопросы о проведении ОРМ в отношении судей.

Согласно ч. 1 ст. 9 Закона об ОРД судья рассматривает оперативнорозыскные материалы, касающиеся производства ОРМ, единолично (т.е. не требуется принятия решения на судебном заседании, а также рассмотрение поступивших оперативно-служебных документов конкретным судьей) и незамедлительно (т.е. должностное лицо ОРО принимается в любой промежуток времени без какой-либо очереди, без неоправданных задержек).

Процесс рассмотрения материалов судьей, получившим от председателя данного суда полномочия по рассмотрению поступающих оперативно-служебных документов, заключается в обоснованности постановления руководителя ОРО о проведении соответствующего ОРМ. Для этого согласно положению ч. 4 ст. 9 Закона об ОРД по требованию судьи ему могут представляться иные материалы, касающиеся оснований для проведения ОРМ (за исключением данных о лицах, внедренных в ОПГ, о штатных негласных сотрудниках органов, осуществляющих ОРД, и о лицах, оказывающих им содействие на конфиденциальной основе, об организации и о тактике проведения ОРМ).

По результатам рассмотрения материалов об ограничении конституционных прав человека и гражданина при проведении ОРМ судья разрешает проведение данного ОРМ или отказывает в его проведении, о чем выносит мотивированное постановление, которое заверяется оттиском гербовой печати суда, выдает его инициатору проведения ОРМ с одновременным возвращением всех без исключения представленных ему (судье) материалов ОРО.

Срок действия вынесенного судом постановления согласно ч. 5 ст. 9 Закона об ОРД исчисляется в сутках со дня его вынесения и не может превышать шести месяцев, если иное не указано в самом постановлении. Указанный предельный срок продлевается, как правило, при расследовании длящихся преступлений, а также с учетом иных обстоятельств, характерных для конкретной оперативно-розыскной ситуации.

При необходимости продления срока действия постановления судья выносит судебное решение на основании вновь представленных материалов (постановление, в котором излагается ходатайство о необходимости продолжения ОРМ в течение определенного срока; оперативно-служебные документы, подтверждающие необходимость продления срока действия постановления (например, справка с фактической информацией, полученной в результате проводимого ОРМ); оперативно-служебные документы, которые судье представлялись ранее).

Отдельно следует указать на превентивный судебный контроль, осуществляемый с целью соблюдения адвокатской тайны (т.е. любых сведений, связанных с оказанием адвокатом юридической помощи своему доверителю) при проведении ОРМ. В силу и. 3 ст. 8 Федерального закона «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации» проведение ОРМ в отношении адвоката (в том числе в жилых и служебных помещениях, используемых им для осуществления адвокатской деятельности) допускается только но судебному решению. В этом законном, обоснованном и мотивированном судебном решении должны быть указаны конкретный объект ОРМ и данные, служащие основанием для его проведения, с тем, чтобы это мероприятие не приводило к получению информации о тех клиентах, которые не имеют непосредственного отношения к кругу лиц, изучаемых в ОРД.

По смыслу ч. 3 ст. 5 Закона об ОРД в порядке ст. 125 УПК РФ могут быть обжалованы решения и действия должностных лиц органов, осуществляющих ОРД по выявлению, пресечению преступлений, а также проверке поступивших заявлений и иных сообщений о совершенном или готовящемся преступлении в порядке выполнения поручения следователя, руководителя следственного органа и органа дознания.

  • Виницкий Л. В., Русман Г. С. Судебный контроль за избранием мер пресечения в видезаключения под стражу, домашнего ареста. М., 2008. С. 8.
  • Подробнее см.: Указ Президента РФ от 13 октября 2004 г. № 1314 «Вопросы Федеральной службы исполнения наказаний».
  • См.: Федеральный закон от от 5 апреля 2013 г. № 41-ФЗ «О Счетной палате Российской Федерации».
  • См.: Федеральный закон от 27 декабря 2005 г. № 196-ФЗ «О парламентском расследовании Федерального Собрания Российской Федерации».
  • Так, Парламентская комиссия по расследованию причин и обстоятельств террористического акта в Беслане (сентябрь 2004 г.) указала в своем докладе на ряд основных ошибок,которые были допущены ОРО еще до совершения этого теракта. В числе этих ошибок быланазвана слабая агентурная сеть среди террористических организаций (см.: Владимиров Д.Мифы Беслана. Парламентская комиссия по расследованию теракта представила итоговыйдоклад // Российская газета. 2006. 23 дек.).
  • Иванов В. И. Судебный контроль за осуществлением оперативно-розыскных мероприятий : дис…. канд. юрид. наук. Омск, 2011. С. 220.
  • Исходя из положений ч. 1 ст. 125 «Судебный порядок рассмотрения жалоб» У НК РФмогут быть обжалованы решения и действия (бездействие) должностных лиц в связи с ихполномочиями по осуществлению уголовного преследования. В связи с этим судам следуетиметь в виду, что по смыслу ч. 3 ст. 5 Закона об ОРД в порядке ст. 125 УПК РФ могут бытьтакже обжалованы решения и действия должностных лиц, органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность по выявлению, пресечению преступлений, а также проверкепоступивших заявлений и иных сообщений о совершенном или готовящемся преступлениив порядке выполнения поручения следователя, руководителя следственного органа и органадознания (п. 4 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 10 февраля 2009 г. № 1″О практике рассмотрения судами жалоб в порядке статьи 125 Уголовно-процессуальногокодекса Российской Федерации»).
  • Оперативно-розыскная ситуация — это совокупность обстоятельств (наличие оперативно-розыскных доказательств; наличие каналов поступления оперативно значимой информации; наличие соответствующих сил и средств в распоряжении оперативника, а такжевремени и возможности их использования; противодействие ОРД со стороны фигурантов;последствия расконспирации и др.), в которых в соответствующий период проводится ОРД.
  • См.: абз. 2 и. 4 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 10 февраля 2009 г. № 1.

Планомерная деятельность любой системы, созданной для достижения социально значимых целей, требует включения непременного атрибута управленческого цикла — контроля за реализацией нормативно установленного порядка ее осуществления для достижения решаемых задач. Особенно важен контроль за оперативно-розыскной деятельностью, которая осуществляется на принципах конспирации, а ее задачи решаются с использованием преимущественно негласных возможностей и мероприятий, в т.ч. ограничивающих права и свободы человека и гражданина.

В контрольной работе мы рассмотрим понятие ведомственного контроля за оперативно-розыскной деятельностью, цели и формы его осуществления. Виды ведомственного контроля: предварительный, текущий, последующий. Комплексные и контрольные проверки. Рассмотрим характерные недостатки, выявляемые при осуществлении ведомственного контроля.

Понятие и виды контроля за оперативно-розыскной деятельностью

Контроль за осуществлением оперативно-розыскной деятельности является одной из форм управляющего воздействия и включает систему мер по наблюдению и проверке ее соответствия, действующим законам и ведомственным нормативным актам. Основной целью контроля является обеспечение единства решений и исполнения, своевременное предупреждение и устранению допущенных нарушений.

Контроль за оперативно-розыскной деятельностью можно разделить на следующие виды:

— вневедомственный контроль;

— ведомственный контроль.

Вневедомственный контроль осуществляется уполномоченными субъектами, не являющимися должностными лицами государственных органов, уполномоченных на осуществление оперативно-розыскной деятельности.

В соответствии с положениями ст. 20 Закона об ОРД контроль за оперативно-розыскной деятельностью в пределах полномочий, определяемых Конституцией РФ осуществляют: Президент Российской Федерации, Федеральное Собрание и Правительство Российской Федерации. Закрепление на законодательном уровне различных форм контроля за осуществлением оперативно-розыскной деятельности свидетельствует о ее конституционном характере.

Президент Российской Федерации является гарантом Конституции Российской Федерации, прав и свобод человека и гражданина, обеспечивает согласованное функционирование и взаимодействие органов государственной власти, вносит законопроекты в Государственную Думу, подписывает и обнародует федеральные законы, издает указы и распоряжения, которые обязательны для исполнения на всей территории страны, по предложению Председателя Правительства РФ назначает на должность и освобождает от должности министра внутренних дел России. Контроль за ОРД осуществляется через аппарат Администрации Президента и Совета Безопасности РФ.

В соответствии с ч. 3. Ст. 101 Конституции РФ Совет Федерации и Государственная Дума образуют комитеты и комиссии, проводят по вопросам своего ведения парламентские слушания согласно принятому каждой палатой регламенту, в том числе по вопросам контроля за оперативно-розыскной деятельностью. В соответствии с Законом «О государственной тайне» члены Совета Федерации и депутаты Государственной Думы на период исполнения ими своих полномочий допускаются к сведениям, составляющим государственную тайну, без проведения проверочных мероприятий. Указанные лица предупреждаются о неразглашении государственной тайны, ставшей им известной в связи с исполнением ими своих полномочий, и о привлечении их к ответственности в случае ее разглашения, о чем у них отбирается соответствующая расписка.

В целях организации контроля за исполнением федерального бюджета в части, касающейся использования финансовых средств на ОРД, Совет Федерации и Государственная Дума образуют Счетную палату, состав и порядок деятельности которой определяются федеральным законом. Этим органом контролируется обоснованность выделения денежных средств, правильность и эффективность их использования.

Правительство РФ как субъект исполнительной власти устанавливает основные направления деятельности и организует работу МВД, входящего в его состав, определяет бюджет и гарантирует его исполнение, осуществляя контроль в сфере оперативно-розыскной деятельности для обеспечения законности, прав и свобод граждан, охраны собственности и общественного порядка, борьбы с преступностью, для чего заслушивает должностных лиц МВД РФ, издает постановления и распоряжения, обязательные для исполнения в Российской Федерации.

Органы внутренних дел обязаны беспрепятственно предоставлять контролирующим органам любую запрошенную информацию, за исключением сведений о лицах, внедренных в организованные преступные группы, штатных негласных сотрудниках органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, а также о лицах, оказывающих или оказывавших им содействие на конфиденциальной основе, в порядке и случаях, предусмотренных федеральными законами.

Вместе с тем, следует отметить, что из смысла отдельных положений ФЗ «Об ОРД» к субъектам, осуществляющим контроль можно также отнести:

— судей, санкционирующих оперативно-розыскные мероприятия, ограничивающих конституционные права граждан (ст. 9 ФЗ «Об ОРД»);

— представителей Министерства финансов Российской Федерации, уполномоченные на проведение контроля за расходованием финансовых средств, выделяемых органам, осуществляющим оперативно-розыскную деятельность (ч. 3 ст. 19 ФЗ «Об ОРД»).

— прокурорский надзор за оперативно-розыскной деятельностью — одно из основных направлений деятельности прокуратуры, сводящееся к надзору за точным и единообразным исполнением законов. Надзор имеет своей целью обеспечение верховенства закона, единства и укрепления законности, защиты прав и свобод человека и гражданина, а также охраняемых законом интересов общества и государства. Нормы, составляющие данную отрасль прокурорского надзора, содержатся в главе 3 раздела 3 Федерального закона от 17 января 1992 г. № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации»

  • Главная
  • Избранное
  • Популярное
  • Новые добавления
  • Случайная статья

Статья 20. Контроль за оперативно-розыскной деятельностью

Контроль за оперативно-розыскной деятельностью осуществляют Президент Российской Федерации, Федеральное Собрание Российской Федерации, Правительство Российской Федерации в пределах полномочий, определяемых Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами и федеральными законами.

Прокурорский надзор за оперативно-розыскной деятельностью. Предмет прокурорского надзора за ОРД, полномочия прокурора.

Статья 21. Прокурорский надзор за оперативно-розыскной деятельностью

(в ред. Федерального закона от 05.01.99 N 6-ФЗ)

Прокурорский надзор за исполнением настоящего Федерального закона осуществляют Генеральный прокурор Российской Федерации и уполномоченные им прокуроры.
По требованию указанных прокуроров руководители органов, осуществляющих оперативно — розыскную деятельность, представляют им оперативно — служебные документы, включающие в себя дела оперативного учета, материалы о проведении оперативно — розыскных мероприятий с использованием оперативно — технических средств, а также учетно — регистрационную документацию и ведомственные нормативные правовые акты, регламентирующие порядок проведения оперативно — розыскных мероприятий.
Сведения о лицах, внедренных в организованные преступные группы, о штатных негласных сотрудниках органов, осуществляющих оперативно — розыскную деятельность, а также о лицах, оказывающих содействие этим органам на конфиденциальной основе, представляются соответствующим прокурорам только с письменного согласия перечисленных лиц, за исключением случаев, требующих их привлечения к уголовной ответственности.
Прокуроры, указанные в части первой настоящей статьи, обеспечивают защиту сведений, содержащихся в представленных документах и материалах.
Неисполнение законных требований прокурора, вытекающих из его полномочий по надзору за оперативно — розыскной деятельностью, влечет за собой установленную законом ответственность.

Задачи оперативных подразделений полиции. Место и роль оперативных подразделений полиции в структуре системы МВД России. Компетенция оперативных подразделений полиции в решении общих задач ОРД.

Подразделения органов внутренних дел, осуществляющие оперативно-розыскную деятельность, их задачи, компетенция. Социально-правовая защита сотрудников

В соответствии с ч.1 ст.13 Федерального закона «Об оперативно-розыскной деятельности” правом осуществления ОРД на территории РФ, наряду с оперативными подразделениями органов Федеральной службы безопасности, федеральных органов налоговой полиции, федеральных органов государственной охраны, органов пограничной службы, таможенных органов, службы внешней разведки, наделены и оперативные подразделения органов внутренних дел.

Право на осуществление оперативно-розыскной деятельности отдельными подразделениями органов внутренних дел «продублировано” предписаниями ч.1 ст.118 УПК РСФСР («Обязанности органов дознания”), ч.2 ст.8 и п.16 ст.11 Закона «О милиции” («Права криминальной милиции”), а также положениями подзаконных нормативных актов (в т.ч. ведомственных), определяющими правовой статус конкретных подразделений.

Оперативные подразделения ОВД состоят из штатных сотрудников (т.е. лиц, имеющих специальные звания милиции, внутренней службы), осуществляющих оперативно-розыскную работу гласно либо негласно в объеме, установленном для них соответствующими ведомственными нормативными актами МВД России.

Таким образом, в силу специфики выполняемых задач персонал оперативных подразделений ОВД подразделяется на штатных (кадровых) сотрудников, осуществляющих оперативно-розыскные функции преимущественно легально (гласно), не конспирируя свою принадлежность к ОВД, и оперативных работников, чья принадлежность к правоохранительным органам конспирируется (т.е. их работа осуществляется только негласно). Первые вправе сочетать проведение ОРМ с административно-правовыми, уголовно-процессуальными и другими правовыми действиями, вторые применяют только разведывательные методы по добыванию информации.

Кроме того, в зависимости от компетенции оперативные подразделения осуществляют и различные оперативно-служебные задачи. Указанные обстоятельства позволяют условно разделить все оперативные аппараты ОВД на две группы.

В полном объеме, установленном Федеральным законом «Об оперативно-розыскной деятельности”, осуществляют ОРД подразделения и сотрудники:

— уголовного розыска,

— по борьбе с экономической преступностью,

— по борьбе с организованной преступностью,

— по борьбе с незаконным оборотом наркотиков,

— по борьбе с преступлениями в сфере высоких технологий,

— собственной безопасности,

— по борьбе с преступными посягательствами на грузы органов внутренних дел на транспорте.

Общие положения организации оперативно-розыскной деятельности в органах внутренних дел и ее элементы.

Все органы, осуществляющие оперативно-розыскную деятельность, действуют исключительно в пределах имеющихся у них полномочий.

При осуществлении оперативно-розыскной деятельности проводятся следующие оперативно-разыскные мероприятия:опрос; наведение справок; сбор образцов для сравнительного исследования; проверочная закупка; исследование предметов и документов; наблюдение; отождествление личности; обследование помещений, зданий, сооружений, участков местности и транспортных средств; контроль почтовых отправлений, телеграфных и иных сообщений; прослушивание телефонных переговоров; снятие информации с технических каналов связи; оперативное внедрение; контролируемая поставка; оперативный эксперимент.

В ходе проведения оперативно-разыскных мероприятий используются информационные системы, видео- и аудиозапись, кино- и фотосъемка, а также другие технические и иные средства, не наносящие ущерба жизни и здоровью людей и не причиняющие вреда окружающей среде.

Должностные лица органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, решают ее задачи путем личного участия в организации и проведении оперативно-разыскных мероприятий, используя помощь должностных лиц и специалистов, которые обладают научными, техническими и иными специальными знаниями, а также отдельных граждан с их согласия на гласной и негласной основе.

63. Понятие, правовая основа, сущность и значение предупреждения преступлений оперативными подразделениями полиции. Виды оперативно-розыскной профилактики преступлений.

Под правовой основой оперативно-розыскной деятельности следует понимать совокупность законодательных и иных нормативных актов, регламентирующих отношения, возникающие в сфере этой деятельности. Правовая основа ОРД закреплена в ст. 4 Закона об ОРД. Часть 1 данной статьи относит к правовой основе ОРД, прежде всего, Конституцию Российской Федерации, которая закладывает важнейшие принципы отношений между правоохранительными органами и гражданами в сфере борьбы с преступностью. К таким принципам относятся признание государством высшей ценностью прав и свобод человека (ст. 2), равенства граждан перед законом (ст. 19), соблюдение норм международного права в области обеспечения прав человека (ст. 17), обеспечение права на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну (ст. 23), на неприкосновенность жилища (ст. 25), гарантии судебной защиты прав и свобод граждан (ст. 46), презумпция невиновности (ст. 49), установление законодательного порядка ограничения основных конституционных прав для достижения общественно значимых целей (ст. 55) и некоторые другие. Ряд этих принципов дополнительно закреплен в ст. 3 Закона об ОРД, которые рассматривались выше.

Оперативно-розыскная профилактика наркопреступлений предполагает сбор информации о криминально-активных лицах (близких связей членов организованных преступных формирований в сфере нелегального оборота наркотиков, ранее судимых за наркопреступления, наркоманах, членов групп с антиобщественной направленностью и др.), степени исправления, связях, преступном опыте, намерениях, особенностях их личности и системы социальных отношений. Совокупность сведений, которые дают основания для неблагоприятного прогноза, т.е. вывода о вероятности совершения наркопреступления, сразу указывает на необходимость установления оперативного наблюдения за теми, кто сохранил криминальную активность.

При осуществлении мер оперативно-розыскной профилактики применяется особая (по сравнению с реализацией оперативно-розыскной информации путем возбуждения уголовного дела) тактика получения и использования оперативно-розыскной информации.Сложились и своеобразные организационные формы. Осуществление оперативно-розыскной профилактики требует привлечения знаний из области криминологии и педагогики, умения прогнозировать развитие криминогенной ситуации и индивидуального преступного поведения. Поскольку налицо специфика научных, организационных, методических и тактических основ оперативно-розыскной профилактики, целей ее осуществления, есть все основания рассматривать этот итог, результат оперативно-розыскного процесса как самостоятельную форму профилактики, в рамках которой решаются важнейшие задачи борьбы с наркопреступностью.

Специфичность оперативно-розыскной профилактики заключается в следующем:

Добавить комментарий