Концепции государства

ГОСУДАРСТВО КАК СУБЪЕКТ ПОЛИТИКИ

1. Концепции происхождения государства.

2. Признаки и сущность государства.

3. Функции государства.

4. Структура и формы государства.

5. Правовое и социальное государство.

6. Государство и гражданское общество.

Центральным элементом политической системы выступает государство. В повседневной жизни термин «государство» отождествляется со страной или обществом.

В научной литературе существуют два основных значения этого термина:

1) государство трактуется как совокупность государственных учреждений, т. е. аппарат управления обществом;

2) как особый вид политико-правовой организации власти общества.

В политологии распространено второе определение. Государство понимается как организация политической власти, которая распространяется на всю территорию страны и её население и располагает для этого специальным аппаратом управления, издает обязательные для всех веления и обладает самостоятельностью при решении внутренних и внешних проблем.

Существует несколько концепций происхождения государства:

1. Теологическая концепция объясняет возникновение государства, а также все его решения действиями и санкциями божественной воли.

2. Патриархальная концепция трактует власть правителя в государстве как власть отца в большой семье, а отношения между подданными и властителями — как семейные отношения. Отражением подобных взглядов стала, например, русская традиция называть правителя «царь-батюшка», «отец народа». Происхождение государства может рассматриваться как разрастание семьи до размеров государства.

3. Договорная концепция основывается на том, что возникновению государства предшествует естественное состояние общества и человека, характеризующееся неограниченной свободой. Только после заключения общественного договора безграничная свобода была введена в разумные рамки путем создания государства как организации, призванной обеспечить баланс различных общественных интересов, права и свободы личности.

4. Психологическая концепция исходит из того, что государство существует в силу наличия у человека психологических потребностей жить в рамках организованного сообщества, в чувстве необходимости коллективного взаимодействия.

5. Классовая (марксистская) концепция трактует государство классовым по происхождению (появляется вместе с разделением общества на классы) и по сущности (орган классового господства и орган угнетения одного класса другим).

6. Теория завоевания (насилия) рассматривает происхождение государства как результат завоевания сильными племенами слабых. Аналогичным образом трактуется и происхождение классовой эксплуатации.

7. Органическая теория проводит аналогию между государством и живым организмом как в структуре, так и в функциях.

8. Ирригационная теория связывает происхождение государства с необходимостью строительства крупных оросительных сооружений. Этот подход используется для объяснения истории ряда стран Востока.

Как показывают исследования историков и этнографов, не существует одной причины возникновения государства. Большинство приведенных теорий отражают определенные группы факторов, ставших причинами генезиса государства. Государство появляется в результате разложения родового строя, когда власть вождей обосабливается от общества. На этот процесс оказывали влияние разнообразные факторы: появление частной собственности и имущественного неравенства, рост численности и плотности населения, завоевание одних народов другими, потребности обороны, переход к оседлому образу жизни, общественное разделение труда и выделение управления в особый вид деятельности, потребности организации ирригационных работ.

Страница 3 из 6

3. Основные теории происхождения государства

Теологическая теория происхождения государства

Теологическая теория получила распространение в сред­невековье в трудах Фомы Аквинского; в современных условиях ее развили идеологи ислама, католической церкви (Маритен, Мерсье и др.).

По мнению представителей данной доктрины, государст­во — продукт божественной воли, в силу чего государственная власть — вечна и незыблема, зависима главным образом от религиозных организаций и деятелей. Отсюда каждый обязан подчиняться государю во всем. Существующее социально-эко­номическое и правовое неравенство людей предопределено той же божественной волей, с чем необходимо смириться и не ока­зывать сопротивления наместнику Бога на земле. Отказ подчи­ниться государственной власти может расцениваться как непо­слушание Всевышнему.

Придавая государству и государям (как представителям и выразителям божественных велений) ореол святости, идеологи данной теории поднимали и поднимают их престиж, способст­вовали и способствуют утверждению в обществе порядка, со­гласия, духовности. Особое внимание здесь уделяется «посред­никам» между Богом и государственной властью — церкви и религиозным организациям.

Вместе с тем данная доктрина слабо учитывает влияние социально-экономических и иных отношений на государство и не позволяет определить, как совершенствовать форму госу­дарства, государственное устройство. К тому же теологическая теория в принципе недоказуема, ибо в основном построена на вере.

Патриархальная теория происхождения государства

К наиболее известным представителям патриархальной теории можно отнести Аристотеля, Филмера, Михайловского и др.

Они обосновывают свою теорию на том, что люди — суще­ства коллективные, стремящиеся к взаимному общению, созда­нию семьи. Последующий рост семей и объединение под их крылом все большего числа людей приводит в конечном счете к образованию государства.

Отсюда власть государя — продолжение власти отца (пат­риарха) в семье, которая выступает как неограниченная. По­скольку признается изначально божественное происхождение власти «патриарха», подданным предложено покорно подчинять­ся государю. Всякое сопротивление такой власти недопустимо. Лишь отеческая забота царя (короля и т. п.) способна обеспе­чить необходимые для человека условия жизни.

Как в семье отец, так и в государстве монарх не выбирает­ся, не назначается и не смещается подданными, ибо послед­ние — его дети.

Разумеется, известная аналогия государства с семьей воз­можна, так как структура современной государственности воз­никла не сразу, а развивалась от простейших форм, которые, действительно, вполне могли быть сравнимы со структурой пер­вобытной семьи. Кроме того, эта теория создает ореол святости, уважения государственности власти, «родственности» всех в единой стране.

Вместе с тем представители данной доктрины упрощают процесс происхождения государства, по сути дела экстраполи­руют понятие «семья» на понятие «государство», а такие кате­гории, как «отец», «члены семьи», необоснованно отождествля­ются с категориями «государь», «подданные». К тому же по сви­детельству историков семья (как социальный институт) воз­никла практически параллельно с возникновением государства в процессе разложения первобытнообщинного строя.

Договорная теория происхождения государства

Договорная теория происхождения государства возникла в XVII—XVIII вв.; и логически наиболее завершенном виде пред­ставлена в трудах Греция, Руссо, Радищева и др.

По данной доктрине, государство возникает как продукт сознательного творчества, как результат договора, в который вступают люди, находившиеся до этого в «естественном», пер­вобытном состоянии. Государство — это рациональное объеди­нение людей на основе соглашения между ними, в силу которо­го они передают часть своей свободы, своей власти государству. Изолированные до происхождения государства индивиды пре­вращаются в единый народ. В итоге у правителей и общества возникает комплекс взаимных прав и обязанностей, и — ответ­ственность за невыполнение последних. Так, государство имеет право принимать законы, собирать налоги, наказывать преступ­ников и т. п., но обязано защищать свою территорию, права граждан, их собственность и т. д. Граждане обязаны соблюдать законы, платить налоги и пр., и поэтому имеют право на защиту свободы и собственности, а в случае злоупотребления правите­лями властью вправе расторгнуть договор.

С одной стороны, договорная теория была крупным ша­гом вперед в познании государства, ибо порывала с религиоз­ными представлениями о происхождении государственности и политической власти. Эта концепция имеет и глубокое демо­кратическое содержание, обосновывая естественное право на­рода на свержение власти негодного правителя, вплоть до вос­стания.

С другой стороны, слабым звеном данной теории является схематичное, идеализированное и абстрактное представление о первобытном обществе, которое, якобы, на определенном этапе своего развития осознает необходимость соглашения между народом и правителями. Очевидна недооценка объективных (пре­жде всего социально-экономических, военно-политических и пр.) факторов и преувеличение субъективных.

Теория Насилия по вопросу о происхождении государства

Теория насилия в наиболее логически завершенном виде возникла в XIX в. и представлена в трудах Дюринга, Гумплови-ча, Каутского и др.

Причину происхождения государственности они видели не в экономических отношениях, божественном провидении и об­щественном договоре, а в военно-политических факторах — насилии, порабощении одних племен другими. Для управления завоеванными народами и территориями нужен аппарат при­нуждения, которым и стало государство.

По мнению представителей данной доктрины, государст­во — «естественно» (то есть путем насилия) возникшая органи­зация властвования одного племени над другим. А это насилие и подчинение является основой экономического господства. В результате войн племена перерождались в касты, сословия и классы. Завоеватели превращали покоренных в рабов.

Следовательно, государство — не итог внутреннего разви­тия общества, а навязанная ему извне сила.

С одной стороны, военно-политические факторы в образо­вании государственности полностью отвергать нельзя. Истори­ческий опыт подтверждает, что элементы насилия сопровож­дали процесс возникновения многих государств (например, древ-негерманского, древневенгерского). С другой стороны, важно помнить, что степень его использования в этом процессе была разная. Поэтому насилие следует рассматривать в качестве од­ной из причин возникновения государства наряду с иными. К тому же военно-политические факторы в ряде регионов иг­рали в основном второстепенную роль, уступая первенство со­циально-экономическим.

Органическая теория

происхождения государства

Органическая теория получила широкое распространение во второй половине XIX в. и изложена в трудах Спенсера, Бори­са, Прейса и др. Именно в эту эпоху наука, в том числе и гума­нитарная, испытала на себе мощное влияние идеи естественно­го отбора, высказанной Дарвином.

По мнению представителей данной доктрины, государст­во — это организм, постоянные отношения между частями которого аналогичны взаимосвязям частей живого существа. То есть государство — продукт социальной эволюции, которая выступает лишь разновидностью эволюции биологической.

Государство, будучи разновидностью биологического орга­низма, имеет мозг (правителей) и средства выполнения его ре­шений (подданных).

Подобно тому, как среди биологических организмов в ре­зультате естественного отбора выживают наиболее приспособ­ленные, так и в социальных организмах в процессе борьбы и войн (тоже естественного отбора) складываются конкретные государства, формируются правительства, совершенствуется структура управления.

Отрицать влияние биологических факторов на процесс про­исхождения государственности было бы неправильно, ибо лю­ди — не только социальные, но и биологические существа.

Вместе с тем нельзя полностью сводить проблемы соци­альные к проблемам биологическим. Это хотя и взаимосвязан­ные, но разные уровни жизни, подчиняющиеся различным за­кономерностям и имеющие в своей основе различные причины возникновения.

Материалистическая теория происхождения государства

К представителям материалистической теории обычно от­носят Маркса, Энгельса, Ленина. Они объясняют возникнове­ние государственности прежде всего социально-экономически­ми причинами.

Первостепенное значение для развития экономики, а сле­довательно, и для появления государственности, имели три круп­ных разделения труда (от земледелия отделилось скотоводство и ремесло, обособился класс людей, занятых только обменом). Подобное разделение труда и связанное с ним совершенствова­ние орудий труда дали толчок росту его производительности. Возник избыточный продукт, который в конечном счете и при­вел к возникновению частной собственности, в результате чего общество раскололось на имущие и неимущие классы, на экс­плуататоров и эксплуатируемых.

Важнейшим последствием появления частной собственно­сти выступает выделение публичной власти, уже не совпадаю­щей с обществом и не выражающей интересы всех его членов. Властная роль переходит к богатым людям, превращающимся в категорию управляющих. Они создают для защиты своих эко­номических интересов новую политическую структуру — госу­дарство, которое прежде всего служит инструментом реализа­ции воли имущих.

Таким образом, государство возникло преимущественно в целях сохранения и поддержки господства одного класса над другим, а также в целях гарантии существования и функцио­нирования общества как целостного организма.

Вместе с тем в данной теории весьма заметно увлечение экономическим детерминизмом и классовыми антагонизмами при одновременной недооценке национальных, религиозных, психо­логических, военно-политических и иных причин, влияющих на процесс происхождения государственности.

Психологическая теория происхождения государства

Среди наиболее известных представителей психологиче­ской теории происхождения государства можно выделить Петражицкого, Тарда, Фрейда и др. Они связывают появление го­сударственности с особыми свойствами человеческой психики: потребностью некоторых людей во власти над другими, стрем­лением одних подчиняться, подражать, а других — подчинять, быть образцом для подражания.

Причины происхождения государства заключаются в тех способностях, которые первобытный человек приписывал пле­менным вождям, жрецам, шаманам, колдунам и др. Их магиче­ская сила, психическая энергия (они делали охоту удачной, бо­ролись с болезнями, предугадывали события и т. п.) создавали условия для зависимости сознания членов первобытного обще­ства от вышеназванной элиты. Именно из власти, приписывае­мой этой элите, и возникает власть государственная.

Вместе с тем всегда существуют лица, которые не соглас­ны с властью, проявляют те или иные агрессивные стремления, инстинкты. Для удержания в узде подобных психических на­чал личности и возникает государство.

Следовательно, государство необходимо как для удовле­творения потребностей большей части в подчинении, послуша­нии, повиновении определенным лицам в обществе, так и для подавления агрессивных влечений некоторых индивидов. От­сюда природа государства — психологическая, коренящаяся в закономерностях человеческого сознания. Государство, по мне­нию представителей данной теории, — продукт разрешения пси­хологических противоречий между инициативными (активны­ми) личностями, способными к принятию ответственных реше­ний, и пассивной массой, способной лишь к подражательным действиям, исполняющей данные решения.

Бесспорно, психологические закономерности, с помощью которых осуществляется человеческая деятельность, — важ­ный фактор, оказывающий влияние на все социальные инсти­туты, и его ни в коем случае нельзя игнорировать. Взять, к примеру, только проблему харизмы, чтобы убедиться в этом.

С другой стороны, роль в процессе происхождения госу­дарства психологических свойств личности (иррациональных начал) не следует преувеличивать. Они не всегда выступают в качестве решающих причин и должны рассматриваться имен­но как моменты государствообразования, ибо сама человече­ская психика формируется под влиянием соответствующих социально-экономических, военно-политических и иных внешних условий.

В научной литературе уже давно ведутся споры о том, каким образом первобытное общество «перешло» на государственный уровень развития. При этом важно не отличать теории происхождения государства от способов образования конкретных государств. В настоящее время существует множество теорий о происхождении государства: теологическая, договорная, психологическая, насилия, патриархальная, теория элит, технократическая, расовая, инцестная, марксистская, экономическая и др.

Большинство теорий происхождения государства являются в то же время и теорией сущности государства. Так, теологическая теория происхождения и сущности государства рассматривает власть как божественную категорию. Патриархальная теория происхождения и сущности государства трактует происхождение общества и государства из семьи, публичная власть как трансформация отцовской власти. Органическая теория происхождения и сущности государства рассматривает государство как живой организм, совокупность взаимосвязанных органов. Договорная теория происхождения государства путем заключения общественного договора как основание создания государственной власти и всеобщего закона трактует сущность общественного договора следующим образом: превращение индивида в нераздельную часть целого (публичная персона, выступающая государством) за счет передачи своей личности во всеобщее достояние и под единое высшее руководство общей воли. В рамках теории насилия государство – это продукт последнего. Историко-материалистическая концепция происхождения и сущности государства рассматривает происхождение государства в результате исторического процесса развития, само государство как аппарат принуждения одного класса другим, а революцию как основание и причина смены исторических формаций.

Подробнее о наиболее известных теориях происхождения государства.

Теологическая теория. Государство – продукт воли Бога. Оно воспринимается как данность, дарованная Богом, все полностью подчиняются наместникам Бога на земле – Церкви и государству (Конфуций, Фома Аквинский, Ману, Хаммурапи и др.). Достоинства данной теории: способствует укреплению гражданского согласия в обществе; препятствует насилию, революции и гражданским войнам, переделу власти и собственности (А. В. Якушев). Недостатки теории: недоказуема, основана на вере в Бога, а не на проверенных научных знаниях. Ее трудно доказать так же, как и опровергнуть.


Договорная теория. Государство – творение разума человека, а не Бога. Государство появилось в результате договора между людьми (Ж.-Ж. Руссо «Об общественном договоре»; Гуго Гроций «О праве войны и мира», Т. Гоббс «Левиафан»; Дж. Локк «Два трактата о правлении»; Дж. Поннет «Трактат о политической власти»). Суть теории состоит в том, что народ заключил с правителями общественный договор для защиты естественных прав и свобод человека и гражданина, для поддержания порядка в обществе. Данная теория, возникшая в эпоху буржуазных революций, имеет демократическое содержание, обосновывает естественное право народа на восстание и свержение правителя, который не выполнил условия договора.

Психологическая теория. Государство – плод свойств психики человека, результат компромисса между волевыми людьми, способными управлять обществом, принимать ответственные решения, и пассивными, склонными к подчинению, к подражанию, но не способными управлять (Л. Петражицкий «Теория права и государства в связи с теорией нравственности»; Г. Тард «Социальные законы» и др.). Данная теория справедлива, поскольку большинство населения ищет защиту у сильных, подчиняется им, а сильные стремятся властвовать над слабыми. Те, кто не способен управлять обществом, пытаются сопротивляться власти, узурпировать ее для использования в корыстных целях. Возникает необходимость в их обуздании и наказании. Свойства психики человека оказывали влияние на формирование надобщинных структур, а в дальнейшем – и государства. Недостаток данной теории: не учитываются экономические, военно-политические, социальные и другие факторы в образовании государства.

Теория насилия. На первый план выдвигаются военно-политические факторы. Ее представители полагают, что государство возникло в результате завоевания одного племени другим. Государство явилось творением завоевателей (К. Каутский «Материалистическое понимание истории»; А. Гумплович «Расы и государство»; Е. Дюринг «Ценность жизни»). Насилие действительно имело место при формировании государства у англов, саксов, арьев и др., а также при образовании империй (римской, германской, британской). Но насилие не главная и не единственная причина образования государства.

Патриархальная теория. Люди – существа коллективные, стремящиеся к взаимному общению, которое приводит к появлению семьи. Разрастание семей привело к образованию государства во главе с монархом (отцом, патриархом), власть которого изначально признается божественной, неограниченной. Как дети не выбирают и не смещают отца, так и подданным следует подчиняться заботливой отеческой власти государя (Аристотель, Р. Филмер, И. В. Михайловский). Достоинство теории: содействие сплочению общества, почитанию и уважению государственной власти. Недостаток: отождествление государства и семьи. Вряд ли можно назвать родственниками монарха всех подданных, нередко монархи приглашались на престол, не имея кровнородственных связей с подданными управляемого государства.

Расовая теория. Признает расы, которые способны управлять обществом и государством и не способны к этому (Ж. Гобино «Опыт о неравенстве человеческих рас», Ницше «Воля к власти» и др.).

Инцестная (половая) теория. Появление государства было вызвано необходимостью урегулирования усложнившихся половых, брачно-семейных отношений (Леви-Стросс «Структурная антропология» и др.). Развитие брачно-семейных отношений внутри родов, фратрий, племен, их объединений привело к образованию надобщинных структур (протогосударств) во главе с особыми чиновниками-управленцами, регулирующими и охраняющими эти отношения. Однако это не главная и не единственная причина образования государства.

Марксистская теория (экономическая, классовая). Возникла в XIX в. Государство – продукт экономического развития, общественного разделения труда, появления прибавочного продукта и частной собственности, а затем раскола общества на классы с противоположными экономическими интересами. Оно выступает органом для защиты имущих от неимущих (Ф. Энгельс «Происхождение семьи, частной собственности и государства»). Главной причиной образования государства у всех народов считаются социально-экономические факторы, важны также национальные, военные и др.

Существует множество других теорий происхождения и сущности государства: либеральная, теория элит, технократическая.

Теория элит. Возникла в ХХ в. Народные массы не способны управлять государством и обществом, управление берут на себя элиты, которые формируются в зависимости от образования, опыта, способностей, происхождения. Народ может контролировать борьбу за власть между элитами, используя избирательное право (В. Парето, П. Моски).

Технократическая теория. Возникала в ХХ в., близко примыкает к теории элит. Управлять государством и обществом должны специалисты-управленцы, менеджеры, которые способны определить действительные потребности общества и наметить пути формирования, развития и функционирования государства (американский социолог и политолог Д. Белл). Технократическая теория имеет достоинства, но пронизана антидемократизмом, отрывом власти от народа.

Основные пути образования государства:

· западный (европейский),

· восточный (азиатский).

Сущность государства

Обобщающее понятие государства появилось в XVI в. Макиавелли впервые ввёл термин «государство».

Подходы к пониманию сущности государства:

1. Теологический подход: Государство создано Богом, и его деятельность есть проявление божественной воли.

2. Юридический подход к государству состоит в том, что государство рассматривается как юридическое лицо, юридическая персонификация нации.

3. Кибернетический подход: Государство – определенная информационная система с прямыми и обратными связями.

4. Арифметический подход: Государство – сумма трех элементов: территории, населения и публичной власти.

5. Социологический подход: Государство — явление социальное, существует только в обществе, тесно с ним связано, им предопределено.

6. Либеральная концепция государства — это концепция «государства – ночного сторожа», которое не вмешивается и экономические и социальные отношения, не управляет экономикой, культурой и т. п., а только устанавливает «правила игры» — нормы права, охраняет в обществе порядок и т. п.

7. Согласно концепции «государство — менеджер» государство — нейтральный управитель общественными делами.

8. Концепция «государство — социальный арбитр» состоит в том, что государство выступает как арбитр, разрешает конфликты, сглаживает противоречия.

9. Марксистское понимание государства как особой организации, выделившейся из общества в результате его расслоения и деления на классы для подавления одного класса другим.

Государство — это, в первую очередь, организация управления обществом. Самая массовая, самая мощная и универсальная. Совокупность ее признаков раскрывает сущность государства и выделяет его на фоне других организаций.

Государство — это универсальная суверенная организация для управления обществом на основе права, обладающая особым аппаратом принуждения и особой публичной властью.

Сущность современного государства заключена в осуществлении общесоциальной политики в интересах всех слоев и групп населения, в интересах большинства с учетом мнения меньшинства.

Формы государства

Форма государства – это организация и устройство государственной власти, обусловленные сущностью и назначением государства и отражающие исторические, экономические, национальные особенности, уровень развития демократии и культуры соответствующего общества.

Форма государства включает в себя три компонента:

· форма правления;

· форма государственного устройства;

· политико-правовой режим.

Форма правления–способ организации высших органов власти, их взаимоотношения с другими государственными органами и гражданами (подданными). Основные виды формы правления: монархия, республика.

Юридические признаки монархии:власть передается по наследству, осуществляется бессрочно, независимо от населения; сам монарх представляет государство в других странах.

Виды монархий: абсолютная, ограниченная, деспотическая, дуалистическая, парламентарная (конституционная) и др.

Признаки абсолютной монархии: вся полнота власти принадлежит монарху (Франция XVI–XVII вв.).

Признаки ограниченной монархии: вместе с монархом имеется другой орган власти (чаще всего парламент), без согласия которого монарх не имеет права издавать законы и распоряжения общегосударственного значения.

Признаки дуалистической монархии: наряду с монархом существуют другие высшие органы власти (парламент, правительство), но власть монарха ограничена незначительно. Традиционно дуалистическая монархия представляет собой переходный этап от абсолютной монархии к парламентарной монархии.

Признаки парламентарной (конституционной) монархии: правительство формируется из представителей определенной партии, получившей большинство голосов на парламентских выборах. Лидер победившей на выборах партии становится главой правительства, формирует состав правительства и несет ответственность перед парламентом, а не перед королем (современная Великобритания). Известна выборная монархия (в Малайзии монарх избирается членами федерации).

Юридические признаки республики: выборность; срочность; зависимость от избирателей.

Виды республики: парламентская, президентская, смешанная (полупрезидентская, полупарламентская). В парламентских республиках глава правительства назначается парламентом и несет перед ним ответственность (Германия); в президентских республиках, как правило,– президентом и несет перед ним ответственность (США). Некоторые авторы выделяют еще суперпрезидентскую республику.

Политико-правовой режим – совокупность методов, принципов, способов осуществления государственной власти.

Классификация политических режимов:

демократические;

недемократические (тоталитарный, авторитарный и др).

Признаки демократического режима:

1. население участвует в осуществлении государственной власти путем прямой (референдум) или представительной демократии (выборные представительные органы);

2. выборность, сменяемость высших и местных органов власти;

3. разделение властей;

4. многопартийность;

5. господство закона во всех сферах жизни;

6. доминирование в управлении методов компромисса, согласования и т. д.

Признаки недемократического режима:

1. господство одной политической партии или движения, одной официальной идеологии, одной формы собственности;

2. сведение к минимуму или ликвидация каких бы то ни было политических прав и свобод;

3. низкий жизненный уровень народа;

4. акцент на карательные меры воздействия;

5. агрессивность во внешней политике;

6. всеохватывающая милитаризация общественной жизни;

7. примат государства над правом, влекущий за собой произвол, нарушения законности, ликвидацию правовых начал в общественной жизни.

Форма государственного устройства – это способ организации единства государства и его дифференциации; национально-территориальное или административно-территориальное устройство государства, а также характер и принципы взаимоотношений между государством как целым с его составными частями.

Под формой государственного устройства понимают национально—территориальное или административно-территориальное устройство государства, а также характер и принципы взаимоотношений между центральной государственной властью и властями частей, из которых состоит государство.

Существуют две основные разновидности форм государственного устройства: простые (унитарные) и сложные.

Унитарное государство является единым, сильным государственным образованием, состоящим из административно-территориальных единиц, которые подчиняются центральным органам власти и признаками государственного суверенитета не обладают. В унитарном государстве существуют:

— единая система высших органов власти и управления; одна конституция и единая система законодательства; — единая денежная система;

— общая налоговая и кредитная политика;

— одно гражданство;

— единые вооруженные силы.

Федерация – союзное государство, члены которого (штаты, республики и т. п.) делегируют часть своих суверенных прав общефедеральным органам. В федерации имеются две системы государственных органов (правотворческих, судебных, правоохранительных): федеральная и республиканская. Правовой статус членов федерации может быть одинаковым, равным (США), или неравным (Индия). Однако само государство является цельным и федеральный центр наделен полномочиями по реализации суверенитета государства.

Одной из важнейших, хотя и менее распространенной формой государственного устройства является конфедерация (лат. — «сообщество») — не союзное государство, а союз государств, при котором государства, образующие конфедерацию, полностью сохраняют самостоятельность, имеют собственные высшие органы власти, управления и правосудия. Для координации совместных усилий государства — члены конфедерации создают объединенные органы. Последние функционируют лишь в строго определенных целях (экономических, военных, политических).

Конфедерации, как правило, носит временный характер и нередко выступала промежуточным звеном на пути движения государства к образованию федерации (США, Швейцария) или распались (Австро-Венгрия, Речь Пополотая). В настоящее время конфедерацией в формально-юридическом плане считается Швейцария, хотя фактически она является федерацией. Признаки конфедерации имеются у Содружества Независимых Государств и Евросоюза.

Однако не все авторы согласны с тем, что в качестве самостоятельной формы государственного устройства можно выделять конфедерацию. Они указывают следующие причины. Конфедерация – союз государств, члены которого полностью сохраняют свой суверенитет, координируя общую деятельность. В конфедеративном союзе отсутствует единая система государственных органов (парламент, конституционный суд и т. д.). Таким образом, конфедерация это не государство, а союз государств. Следовательно, неправильно определять данную форму сотрудничества государств в качестве формы государственного устройства.

Древнейшей из всех является теологическая теория, возникшая с первыми рабовладельческими государствами. Ее представители (в Средние века – Фома Аквинский, в наше время – Д. Эйве, Ж. Маритэн) исходят из того, что источником государственной власти яв­ляется Божественная воля: государство существовало всегда, оно вечно и народ должен во всем ему повиноваться. Основанием этой теории является вера в Бога, Божественное нача­ло всего сущего. Однако и в других современных теориях не отрицается, что в возникновении государства определенную роль сыграли жрецы, храмы, религия, церковь. Государство есть некая часть универсального порядка, создателем и правителем которого является Бог. Цель и оправдание государства – предоставить человеку удовлетворительные средства существования, дать основу для морального и умственного развития.

Одной из известных с древних времен является патриархальная теория. Ее родона­чальником является Аристотель, который объяснял происхождение государства разраста­нием семьи и трансформацией отеческой власти над детьми в государственную власть мо­нарха над своими подданными, обязанными ему подчиняться, о которых он должен проявлять отеческую заботу. Патриархальная теория трактует государство как большую семью, в которой отношения монарха и его подданных отождествляются с отношениями отца и членов семьи. Государство, согласно этой концепции, возникает в результате объединения родов в племена, племен в общности, государства.

Договорная теория, как и предыдущие теории, зародилась в глубокой древ­ности. Ее родоначальником является древнегреческий философ Эпикур, по мнению кото­рого, государство покоится на общественном договоре. Люди создали государство на основе добровольного соглашения для обеспечения общей справедливости. Теории «общественного договора» (XVII–XVIII вв.) (Г. Гроций, Т. Гоббс, Дж. Локк, Ж. -Ж. Руссо) акцентируют внимание на роли психологических, рациональных и эмоциональных факторов в процессе возникновения государства. Государство рассматривается здесь как плод человеческого разума, созревший под влиянием определенных потребностей и эмоций человека. По мнению Т. Гоббса, сильнейшим мотивом, побуждающим людей к заключению общественного договора о создании государства, являлся страх перед агрессией других людей, опасение за свою жизнь, свободу и имущество. Дж. Локк ставит на первый план человеческий разум, веру в то, что государство способно лучше обеспечить естественные права человека (на жизнь, свободу и частную собственность), чем традиционные, догосударственные формы общежития («естественное состояние»).

Ирригационная теория обращает особое внимание на то обстоятельство, что в неко­торых регионах земного шара земледелие было невозможно без искусственного орошения (например, в Древнем Египте), поэтому возникла необходимость в организации крупных общественных работ по строительству ирригационных сооружений (плотин, каналов и т.п.). Для этого и был создан специальный аппарат – государство.

По мнению сторонников теории насилия (Л. Гумплович, К. Каутский), государство возникло потому, что в первобытном обществе сильные племена покоряли слабые, и что­бы управлять завоеванными территориями и обеспечивать покорность, создали специаль­ный аппарат управления и подавления. Государство есть результат прямого политического действия – внутреннего или внешнего насилия, завоевания. Следствием победы большинства над меньшинством или более сильного племени над более слабым является учреждение победителем государства. Оно становится органом управления побежденными. В результате завоевания возникает не только государство, но и деление общества на классы, частная собственность.

Согласно марксистской тео­рии происхождения государства, на определенном этапе формирования общества вследствие развития его производительных сил (отделения скотоводства от земледелия, возникновения ремесел, торговли) появляются излишки продуктов сверх необходимого для личного потребления минимума и накапливаются в руках отдельных лиц, т.е. возникает частная собственность, что, в свою очередь, приводит к расколу общества на классы с противоречи­выми интересами (богатые и бедные, рабы и рабовладельцы). В результате экономически господствующему классу (рабовладельцам) понадобилось государство как специальный аппарат, «машина», с помощью которой можно удерживать в повиновении угнетенный класс. Происхождение государства объясняется расколом общества на антагонистические классы вследствие разделения труда и появления частной собственности. Государство возникает как следствие непримиримости классовых интересов, как политическая организация экономически господствующего класса и орудие подавления им других классов и слоев.

Политическая теория, наряду с классовыми, выделяет и другие причины возникновения государства:

углубление общественного разделения труда, выделение управления в целях повышения его эффективности в специальную отрасль общественной деятельности. По мере развития производительных сил, расширения хозяйственных и иных связей, укрупнения человеческих общностей у общества появилась потребность в усилении управленческих функций и сосредоточении их у определенных лиц и органов;

демографические факторы, изменения в воспроизводстве самого человека. Здесь имеется в виду рост численности и плотности населения, переход народов от кочевого к оседлому образу жизни, запрет кровосмешения и упорядочение брачных отношений. Все это повышало потребность общества в регулировании взаимосвязей между людьми, проживающими на определенной территории.

В литературе выделяются и некоторые другие факторы, влияющие на образование государства: географические, этнические и т.п. Таким образом, возникновение государственности обусловлено многими причинами, среди которых различные концепции выделяют, как правило, какую-либо одну в качестве определяющей. Государство возникает, существует и развивается как результат усложнения экономической и социальной жизни, как форма удовлетворения потребностей в упорядочении, регулировании и управлении общественными делами.

Добавить комментарий