Концепция нового экономического порядка

Декларация об установлении нового международного экономического порядка

Принята резолюцией 3201 (S-VI) Генеральной Ассамблеи ООН от 1 мая 1974 года

Мы, члены Организации Объединенных Наций,

собравшись впервые для изучения проблем сырья и развития на специальную сессию Генеральной Ассамблеи, посвященную рассмотрению важнейших экономических проблем, стоящих перед мировым сообществом,

учитывая дух, цели и принципы Устава Организации Объединенных Наций по поощрению экономического развития и социального прогресса всех народов,

торжественно заявляем о своей единой решимости немедленно приложить усилия для УСТАНОВЛЕНИЯ НОВОГО МЕЖДУНАРОДНОГО ЭКОНОМИЧЕСКОГО ПОРЯДКА, основанного на справедливости, суверенном равенстве, взаимозависимости общности интересов и сотрудничестве всех государств, независимо от их социально-экономических систем, который должен устранить неравенство и покончить с ныне существующей несправедливостью, позволить ликвидировать увеличивающийся разрыв между развитыми и развивающимися странами и обеспечить все более быстрое экономическое и социальное развитие в мире и справедливости нынешнему и грядущим поколениям, и в этих целях заявляет, что:

1. Самым большим и самым важным достижением за последние десятилетия явилось обретение независимости от колониального и иностранного господства многими народами и нациями, что позволило им стать членами сообщества свободных народов. За последние три десятилетия также был достигнут технический прогресс во всех сферах экономической деятельности, что создает надежные потенциальные возможности повышения благосостояния всех народов. Однако сохраняющееся наследие иностранного и колониального господства, иностранная оккупация, расовая дискриминация, апартеид и неоколониализм во всех его формах продолжают оставаться в числе крупнейших препятствий полному освобождению и прогрессу развивающихся стран и всех затронутых этим народов. Не все члены международного сообщества в равной степени пользуются благами технического прогресса. На развивающиеся страны, в которых проживает 70 процентов населения земного шара, приходится лишь 30 процентов мирового дохода. В условиях существующего международного экономического порядка оказалось невозможным добиться равномерного и сбалансированного развития международного сообщества. Разрыв между развитыми и развивающимися странами продолжает увеличиваться в условиях системы, которая была создана в то время, когда большинство развивающихся стран еще даже не существовали в качестве независимых государств, и которая увековечивает неравенство.

2. Существующий международный экономический порядок находится в прямом конфликте с текущим развитием международных политических и экономических отношений. С 1970 года мировая экономика перенесла ряд тяжелых кризисов, которые имели тяжелые последствия, особенно для развивающихся стран, ввиду их в целом большей уязвимости для внешних экономических явлений. Развивающийся мир стал могучим фактором, влияние которого чувствуется во всех сферах международной деятельности. Эти необратимые изменения во взаимоотношении сил в мире вызывают необходимость активного, полного и равноправного участия развивающихся стран в формулировании и осуществлении всех решений, затрагивающих международное сообщество.

3. Все эти изменения выдвинули на первый план реальность взаимозависимости всех членов мирового сообщества. Текущие события поставили в центре внимания понимание того, что интересы развитых стран и интересы развивающихся стран не могут более быть изолированы друг от друга, что существует тесная взаимосвязь между процветанием развитых стран и ростом и развитием развивающихся стран и что процветание международного сообщества в целом зависит от процветания его составных частей. Международное сотрудничество в целях развития является совместной целью и общим долгом всех стран. Таким образом, политическое, экономическое и социальное благосостояние нынешнего и грядущих поколений зависит, более чем когда-либо, от сотрудничества между всеми членами международного сообщества на основе суверенного равенства и ликвидации существующего между ними неравновесия.

4. Новый международный экономический порядок должен быть основан на полном уважении следующих принципов:

а) суверенное равенство государств, самоопределение всех народов, недопустимость приобретения территорий силой, территориальная целостность и невмешательство во внутренние дела других государств;

b) самое широкое сотрудничество всех государств — членов международного сообщества, основанное на справедливости, посредством чего могут быть ликвидированы преобладающие в мире диспропорции и обеспечено процветание для всех;

с) полное и эффективное участие на основе равенства всех стран в разрешении мировых экономических проблем в общих интересах всех стран, с учетом необходимости обеспечить ускоренное развитие всех развивающихся стран, уделяя в то же время особое внимание принятию особых мер в интересах наименее развитых, не имеющих выхода к морю и островных развивающихся стран, а также развивающихся стран, наиболее серьезно затрагиваемых экономическими кризисами и стихийными бедствиями, не упуская из виду интересы других развивающихся стран;

d) каждая страна имеет право принять ту экономическую и социальную систему, которую она считает наиболее подходящей для ее собственного развития, и не должна подвергаться в результате этого какой бы то ни было дискриминации;

е) полный неотъемлемый суверенитет каждого государства над своими природными ресурсами и всей экономической деятельностью. Для охраны этих ресурсов каждое государство имеет право осуществлять эффективный контроль над ними и над их эксплуатацией средствами, отвечающими его положению, включая право национализации или передачи владения своим гражданам, причем это право .является выражением полного неотъемлемого суверенитета этого государства. Ни одно государство не может быть подвергнуто экономическому, политическому или любому другому виду принуждения с целью помешать свободному и полному осуществлению этого неотъемлемого права;

f) все государства, территории и народы, находящиеся под иностранной оккупацией, иностранным и колониальным господством или под гнетом апартеида, имеют право на возмещение и полную компенсацию за эксплуатацию и истощение и за ущерб, причиненный природным и всем другим ресурсам этих государств, территорий и народов;

g) регулирование и надзор за деятельностью межнациональных корпораций путем принятия мер в интересах национальных экономик стран, в которых действуют такие межнациональные корпорации, на основе полного суверенитета этих стран;

h) право развивающихся стран и народов территорий, находящихся под колониальным и расовым господством и иностранной оккупацией, на достижение своего освобождения и на восстановление эффективного контроля над своими природными ресурсами и экономической деятельностью;

i) предоставление помощи развивающимся странам, народам и территориям, которые находятся под колониальным и иностранным господством, иностранной оккупацией, в условиях расовой дискриминации или апартеида или подвергаются экономическим, политическим или любым иным мерам давления, имеющим целью добиться от них подчинения в осуществлении своих суверенных прав и получить от них любого рода преимущества, и неоколониализму во всех его формах и которые установили или стремятся установить эффективный контроль над своими природными ресурсами и экономической деятельностью, бывшими или все еще находящимися под иностранным контролем;

j) справедливое и равноправное соотношение между ценами на сырье, сырьевые товары, готовые изделия и полуфабрикаты, экспортируемые развивающимися странами, и ценами на сырье, сырьевые товары, промышленные товары, средства производства и оборудование, импортируемые ими, с целью обеспечения непрерывного улучшения их неудовлетворительных условий торговли и расширения мировой экономики;

k) оказание всем международным сообществом активной помощи развивающимся странам без каких-либо политических или военных условий;

l) обеспечение того, чтобы одной из главных целей преобразованной международной валютной системы было содействие развитию развивающихся стран и достаточный приток в них реальных ресурсов;

m) повышение конкурентоспособности природных материалов, сталкивающихся с конкуренцией синтетических заменителей;

n) по мере возможности преференциальный и невзаимный режим для развивающихся стран во всех областях международного экономического сотрудничества, где это возможно;

о) обеспечение благоприятных условий для передачи финансовых средств развивающимся странам;

p) предоставление развивающимся странам доступа к достижениям современной науки и техники и содействие передаче технологии и созданию местной технологии в интересах развивающихся стран в тех формах и согласно тем процедурам, которые соответствуют их экономике;

q) необходимость того, чтобы все государства положили конец бесполезной растрате природных ресурсов, включал пищевые продукты;

r) необходимость того, чтобы развивающиеся страны сконцентрировали все свои ресурсы на дело развития;

s) укрепление при помощи индивидуальных и коллективных действий взаимного экономического, торгового, финансового и технического сотрудничества между развивающимися странами, главным образом на преференциальной основе;

t) содействие той роли, которую могут играть ассоциации производителей в рамках международного сотрудничества, и для достижения их целей, среди прочего, оказание помощи в стимулировании непрерывного роста мировой экономики и ускорение развития развивающихся стран.

5. Единодушное принятие Международной стратегии развития на второе Десятилетие развития Организации Объединенных Наций1 явилось важным шагом в содействии международному экономическому сотрудничеству на справедливой и равноправной основе. Ускоренное осуществление обязательств и задач, взятых международным сообществом в рамках Стратегии, особенно связанных с настоятельными потребностями развития развивающихся стран, в значительной мере способствовало бы выполнению целей и задач настоящей Декларации.

6. Организация Объединенных Наций как универсальная организация должна быть способна решать проблемы международного экономического сотрудничества на всеобъемлющей основе, обеспечивая в равной мере интересы всех стран. Она должна сыграть еще большую роль в установлении нового международного экономического порядка. Одним из значительных вкладов в это явится Хартия экономических прав и обязанностей государств, для подготовки которой еще одним источником вдохновения станет настоящая Декларация. Поэтому все государства — члены Организации Объединенных Наций призываются приложить максимальные усилия с целью обеспечения осуществления настоящей Декларации, которая является одной из главных гарантий создания для всех народов лучших условий для жизни, соответствующей человеческому достоинству.

7. Настоящая Декларация об установлении нового международного экономического порядка должна явиться одной из наиболее важных основ экономических отношений между всеми народами и всеми странами.

1 Резолюция 2626 (XXV).

Появление на международной арене новых независимых государств, освободившихся от колониальной зависимости в 50—60 гг. XX в., их стремление к экономической независимости привели к обновлению международно-правовых механизмов регулирования экономических отношений. В 70-е гг. прошлого столетия развивающиеся страны выдвинули требования о структурной перестройке мировой торговой и финансовой системы для установления нового международного экономического порядка (НМЭП).

Те аналитики, которые выступают в поддержку концепции НМЭП, обстоятельно объясняют, чем вызвано противостояние между развитыми и развивающимися странами (которое, кстати, имеет место и сегодня по многим направлениям развития международной системы). Действительно, на Бреттон-Вудской конференции и в последующем международная экономическая система выстраивалась развитыми странами одного цивилизационного типа — западного (СССР, напомним, не участвовал в таком строительстве). То есть США, Великобритания, их экономически сильные партнеры строили эту систему для себя и в своих интересах, без учета интересов слабых и угнетенных в прошлом, в том числе без учета интересов народов колоний. В результате значительная часть сложившихся правил МЭП обслуживают экономический миропорядок, в котором выигрывают экономически сильные.

Соответственно, концепция НМЭП основывается, прежде всего, на требованиях развивающихся стран установить более справедливый с их точки зрения международный экономический порядок, отказаться от политики абсолютного либерализма (нерегламентируемой конкуренции) в международных торговых отношениях, вследствие которой «богатые страны богатеют, а бедные — беднеют». Эти требования были отражены в ряде документов, принятых Генеральной Ассамблеей ООН, среди которых выделяют Декларацию и Программу действий по установлению нового международного экономического порядка (1974 г.)1 и Хартию экономических прав и обязанностей государств (1974 г.) .

Вместе с тем трудно возражать мнению западных правоведов о том, что концепция НМЭП, отраженная в обозначенных документах, в значительной степени противоречива и непоследовательна. С одной стороны, она направлена на достижение таких масштабных целей, как обеспечение национального суверенитета над недрами и природными ресурсами в пределах государственной территории (включая право на национализацию объектов топливно-энергетического комплекса), контроль за деятельностью транснациональных корпораций и т.д. С другой стороны, во многих своих компонентах она ограничивается мерами, лишь призывающими к получению для освободившихся стран большей доли на международных рынках или к перераспределению в их пользу мирового общественного продукта путем увеличения «помощи развитию». Отток из развивающихся стран в развитие национальных квалифицированных кадров, например, обусловлен не только финансовыми причинами.

Кроме того, НМЭП рассматривается в большинстве западных курсов международного права как концепция, но не часть действующего международного права. Вместе с тем признается, что с НМЭП связано обновление принципов международного экономического сотрудничества. Но эти декларируемые обновленные принципы не систематизированы в каком-либо едином международно-правовом документе, обозначающем их юридически обязательный характер. Среди документов по НМЭП особо значимым считается Заключительный акт Конференции ООН по торговле и развитию (Женева, 1964 г.), но и он не относится к договорным источникам НМЭП.

После распада СССР, перехода России, других восточно-европейских государств от социализма к капитализму, от преобладающей общественной собственности на средства производства к доминирующей частной оставшиеся социалистические государства, прежде всего Китай, не прилагают больших усилий к продвижению НМЭП. Скорее акцент сделан на национальное экономическое развитие, и в этом Китай добился, как известно, существенных успехов.

При этом Китай сегодня — это идеологический лидер значительной части развивающихся стран, в том числе представленных в их весьма влиятельном объединении — «Группе 77».

О жизненности и практической значимости концепции НМЭП свидетельствуют и такие достижения развивающихся стран, как учет ряда их требований в рамках правовых основ ВТ О, системы преференций для развивающихся стран и т.п.

  • СПС «КонсультантПлюс».
  • Действующее международное право. Т. 3. М., 1997. С. 135—145.

Новый экономический порядок (НЭП) – пакет выдвинутых развивающимися странами предложений о коренных изменениях в их отношениях с индустриально развитыми странами; эти отношения имеют своей целью ускорение экономического роста развивающихся стран и перераспределение мирового дохода в их пользу.

Декларация по установлению нового международного экономического порядка была принята 1 мая 1974 г. Генеральной Ассамблеей ООН.

В ней отмечалось, что на развивающиеся страны, в которых проживает 70 % населения земного шара, приходится лишь 30 % мирового дохода. Новый международный экономический порядок должен быть основан на двадцати принципах, среди которых:

1) суверенное равенство государств, самоопределение всех народов, недопустимость приобретения территории силой, территориальная целостность и невмешательство во внутренние дела других государств;

2) полное и эффективное участие на основе равенства всех стран в разрешении мировых экономических проблем;

3) каждая страна имеет право принять ту экономическую и социальную систему, которую она считает наиболее подходящей для ее собственного развития;

4) полный неотъемлемый суверенитет каждого государства над своими природными ресурсами и всей экономической деятельностью;

5) регулирование и надзор за деятельностью транснациональных корпораций путем принятия мер в интересах национальной экономики стран, в которых действуют такие корпорации, на основе полного су’ веренитетаэтих стран;

6) право развивающихся стран и народов территорий, находящихся под колониальным и расовым господством и иностранной оккупацией, на достижение освобождения;

7) справедливое и равноправное соотношение между ценами на сырье, сырьевые товары, готовые изделия и полуфабрикаты, экспортируемые развивающимися странами, и ценами на товары, экспортируемые ими;

8) оказание всем международным сообществом активной помощи развивающимся странам без каких-либо политических или военных условий;

9) обеспечение благоприятных условий для передачи финансовых средств развивающимся странам.

Все основные положения Декларации были развиты и дополнены в Программе действий по установлению нового международного экономического порядка (принятой одновременно с Декларацией) и в Хартии экономических прав и обязанностей государств (одобренной на Генеральной Ассамблее ООН в декабре 1974 г.).

Программа нового международного экономического порядка вызывает ожесточенные споры. По мнению бедных стран выдвигаемые этой программой предложения проникнуты духом равенства и справедливости. Однако для многих развитых стран идея программы сводится к требованию радикального перераспределения доходов и богатства в современном мире, что вовсе не входит в их планы. Многие развитые страны убеждены, что не существует «быстрого излечения» от экономической отсталости и что бедные страны должны пройти тем же путем терпеливого напряженного труда и постоянного накопления капитала, по которому прошли развитые страны за последние два столетия.

Добавить комментарий