Концепция прав человека

То, что сейчас принято называть правами человека, восходит к идее естественного права, которая зародилась в древнем мире. Суть ее в том, что человек независимо от его положения в обществе обладает равными с другими правами, которые даны ему самой природой. Государство же возникло как следствие договора между людьми и является вторичным по отношению к правам, данным природой.

Еще Мо Цзы говорил о равенстве людей перед небом и договорном происхождении государства. В буддийском тексте «Трипитака» мы также обнаружим идею о договорной концепции государства. Бог иудеев, перед которым они все были равны, также заключил с ними некий договор. Аристотель также говорил о естественном праве, которое должно быть образцом и основой для законодателя. Чем точнее условное (созданное в обществе) право совпадает с естественным, тем более счастливой жизнью живут люди в этом государстве. Особое внимание Аристотель уделял естественному праву человека на частную собственность, которое, по его мнению, коренится в самой природе человека.

Существенный вклад в концепцию естественного права внесли такие мыслители как Г. Гроций, Т. Гоббс, Д. Локк, Ш.-Л. Монтескье, Т. Джефферсон и др. Они понимали права человека на жизнь, свободу, безопасность, частную собственность как фундаментальные и неотъемлемые.

Под фундаментальным набором прав человека понимают те из них, которые свойственны человеку независимо от политических установлений и законодательных гарантий государства. Это право на жизнь, телесную неприкосновенность, свободу о произвольного ареста, свободы веры и совести, право родителей на воспитание своих детей, право на сопротивление угнетателям и т.д.

В более широком смысле под правами человека понимается весь спектр прав и свобод личности, которые могут быть предоставлены человеку в современном обществе и государстве.

Концепция прав человека была систематизирована и получила юридическое оформление в 1776 году в Вирджинской декларации, положенной в основу Билля о правах и конституции США 1789 г. В том же году во Франции появилась Декларация прав человека и гражданина которая закрепила конституционно ряд основополагающих прав человека: право на собственность, безопасность, сопротивление угнетению, свободу личности. Заглавная статья этого документа гласит так: «Люди рождаются и остаются свободными и равными в правах». Целью государственного союза объявлялось обеспечение естественных и неотъемлемых прав человека. Причинами общественных бедствий и пороков правительств является «невежество, забвение прав человека и пренебрежение к ним».

Понятие свободы в Декларации формулировалось как возможность гражданина «делать все, что не приносит вреда другому», не препятствует всем прочим гражданам пользоваться теми же самыми правами. Границы этих прав определяются только законом. Сам закон объявлялся как выражение общей воли, равным и обязательным для всех.

«Драгоценным правом» человека Декларация именует «свободное выражение мысли и мнений», равное право каждого «высказываться, писать и печатать свободно под угрозою ответственности лишь за злоупотребление этой свободой в случаях, предусмотренных законом».

Четко сформулированы в документе требования и механизмы обеспечения неприкосновенности и безопасности личности. Особо подчеркивалось, что «… никто не может подвергнуться обвинению, задержанию или заключению, как в случаях, предусмотренных законом». Не менее важным требованием к правосудию стало закрепление в Декларации принципа презумпции невиновности: «Каждый предполагается невиновным, пока не установлено обратное». В случае же задержания лица всякая излишняя строгость, не вызываемая необходимостью в целях обеспечения его задержания, должна была сурово караться законом.

Впервые в истории человеческой цивилизации Декларация провозгласила принцип народного представительства: вся власть исходит из нации. «Никакая корпорация, ни один индивид не могут располагать властью, которая не исходит явно из этого источника». Наделенным властью общественным должностным лицам вменялось в обязанность отчитываться о своей деятельности перед обществом. Всем гражданам в равной мере открывался «доступ ко всем общественным должностям, местам и службам сообразно их способностям и без каких-либо различий, кроме обусловленных их добродетелями и способностями».

В Декларации был закреплен принцип разделения законодательной, исполнительной и судебной властей, который ранее разрабатывался и обосновывался в работах мыслителей Нового времени (Дж. Локк, Ш.-Л. Монтескье и др.).

В сентябре 1791 года «Декларация прав человека и гражданина» полностью вошла в принятую Учредительным собранием Конституцию Франции.

10 декабря 1948 года в Париже Генеральная Ассамблея ООН приняла «Всеобщую декларацию прав человека». О своеобразной перекличке времен свидетельствует содержание 1-ой статьи, которая гласит, что «все люди рождаются свободными и равными в своем достоинстве и правах. Они наделены разумом и совестью и должны поступать в отношении друг друга в духе братства». Содержание последующих статей пронизано принципами создания условий для реализации гражданских и политических (ст. 3 — 21), экономических, социальных и культурных прав человека (ст. 2 — 27) «без какого бы то ни было различия, как то в отношении расы, цвета кожи, пола, языка, религии, политических или иных убеждений, национального или социального происхождения, имущественного, сословного или социального происхождения» (ст. 2). В заключительных статьях (28 — 30) признается право каждого человека на социальный и международный порядок – необходимое условие полного существования всех прав и основных свобод личности.

В Конституции Российской Федерации права и свободы закреплены во второй главе. В ней признаются и гарантируются права и свободы человека и гражданина согласно общепринятым принципам и нормам международного права (ст. 17).

В статье 2 Конституции России закреплено, что «человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина – обязанность государства». В статье 17 отмечается, что основные права и свободы человека неотчуждаемы и принадлежат каждому от рождения. Человек свободен в реализации своих прав до тех пор, пока он не нарушает права и свободы других лиц (ст. 17.3). В статье 45 гарантируется государственная защита прав им свобод человека и гражданина.

Каждый человек имеет право на жизнь (ст. 20), на свободу и личную неприкосновенность (ст. 22), право на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, защиту своей чести и доброго имени, право на тайну переписки, телефонных переговоров и иных сообщений (ст. 23), право на неприкосновенность жилища (ст. 25), право на определение и указывание своей национальности, право на пользование родным языком, на свободный выбор языка общения, воспитания, обучения и творчества (ст. 26), право свободного перемещения, выбора проживания и места жительства, право на свободный выезд за пределы РФ и беспрепятственного возвращения (ст. 27). Статья 28 гарантирует свободу совести, вероисповедания. Кроме того, каждому гарантируется свобода мысли и слова, право на получение информации (ст. 29), право на объединение, включая право создавать профессиональные союзы для защиты своих интересов (ст. 30), право на собрания, митинги, демонстрации, шествия и пикетирование (ст. 31).

В Конституции гарантируется свобода массовой информации, запрещается цензура, агитация или пропаганда, возбуждающая социальную, расовую, национальную или религиозную ненависть или вражду, не допускается пропаганда социального, расового, национального, религиозного или языкового превосходства (ст. 29).

Единственным источником власти и носителем суверенитета в Российской Федерации признается народ, который осуществляет свою власть непосредственно, а также через органы государственной власти и органы местного самоуправления (ст. 3).

В статье 32 говорится о том, что граждане Российской Федерации имеют право участвовать в управлении делами государства как непосредственно, так и через своих представителей. Они имеют право избирать и быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления, а также участвовать в референдуме.

Каждый имеет право на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом деятельности (ст. 34). В статье 35 закрепляется право частной собственности, которое охраняется законом. В статье 36 провозглашается право частной собственности на землю. В статье 37 говорится о том, что труд является свободным, о том, что каждый имеет право свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию, о том, что каждый имеет право на труд в условиях, отвечающих требования безопасности и гигиены, на вознаграждение за труд, признается право на индивидуальные и коллективные трудовые споры, право на отдых.

Материнство и детство, семья находится под защитой государства (ст. 38). Каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, государственные пенсии и социальные пособия (ст. 29). Каждый имеет право на жилье (ст. 40), на охрану здоровья и медицинскую помощь (ст. 41), на благоприятную окружающую среду (ст. 42), на образование (ст. 43).

Каждому гарантируется свобода литературного, художественного, научного, технического и др. видов творчества, преподавания, имеет право на участие в культурной жизни и пользование учреждениями культуры, на доступ к культурным ценностям. Каждый обязан заботится о сохранении исторического и культурного наследия, беречь памятники истории и культуры (ст. 44).

В статье 19 Конституции РФ провозглашается равенство всех перед законом м судом. Говорится о государственной гарантии равенства прав и свобод независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям. Конституция запрещает любые формы ограничения прав граждан по признакам социальной, расовой, национальной, языковой или религиозной принадлежности.

Если говорить о перспективах развития прав человека в XXI веке, то можно утверждать, что к комплексу политических прав, оформившихся в XVIII веке, и социальных прав, оформившихся в XIX и XX веках, должен прийти «комплекс новых прав, экологических, гарантирующих людям право на информацию, мир, безопасность, а также на чистый воздух и чистую воду, на защиту окружающей среды».

Как было показано раньше, права человека в соответствии с общепринятой классификацией подразделяются на социально-экономические, политические, гражданские, культурные, личные. Следуя линии И. Рамоне, мы расширим данную классификацию, введя в нее экологические права и свободы. Эта категория прав и свобод существенно отличается от названных. Если традиционные права и свободы складываются в обществе, то экологические права и обязанности олицетворяют взаимоотношение общества и природы. Кроме того необходимо иметь в виду, что экологические права и свободы не дарованы людям государством, обществом, а принадлежат каждому человеку в силу его рождения на планете Земля как обязательные условия их жизни, т.е. являются неотчуждаемыми от личности.

Сердцевину этих прав составляет конституционное право каждого на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением и обязанность каждого сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам.

Конституционное право каждого на благоприятную окружающую среду – ничто иное как аналог конституционного права каждого на жизнь. Это право можно понимать как право жить в таких природных условиях и окружающей человека среде, которые благоприятны для жизни и деятельности человека, соответствуют продолжительности его жизни.

Из этого следует, что тот, кто загрязняет окружающую среду, превращает ее в неблагоприятную, нежизненную, тот фактически покушается на жизнь людей, всех людей, проживающих в экологически неблагоприятной окружающей среде.

Исторический опыт свидетельствует, что многие десятилетия существовали государства, в которых граждане не располагали всем арсеналом ныне признанных основных политических, экономических, гражданских и социально-культурных прав и свобод. Тем не менее, их жизнь протекала без больших потрясений. А вот без благоприятной окружающей природной среды жизнь человека не мыслима даже в обществе, где все основные, кроме экологических прав, права и свободы доступны каждому.

Современная концепция прав человека

Современная общепризнанная концепция прав человека основана на правовой теории.

Право – это система установленных государством обязательных правил и норм поведения, регулирующих отношения в обществе, исполнение которых обеспечивается силой государственного принуждения.

Нормы права строго определены и носят общеобязательный характер. К людям и ситуациям, имеющим одинаковые правовые признаки, применяется один правовой масштаб и одинаковая мера.

Система права – важнейший инструмент гарантирования прав человека. В отличие от других нормативных систем, обладающих социально-регулятивной функцией (мораль, религия, традиция), право тесно связано с государством. Через механизм власти государство обеспечивает (гарантирует) выполнение норм и законов права.

Правовая система общества определяет меру свободы и ответственности человека и социальных групп и обеспечивает их гарантию. С одной стороны, право выступает как реальность свободы, а с другой – как реальность ответственности. Свобода и ответственность нераздельны. Подлинная свобода предполагает свободу выбора и зиждется на ответственности перед другими за свои поступки. Диалектика свободы и ответственности составляет сущность и основу современного понимания прав и свобод личности.

Важная проблема современности – приведение национальных законодательств в соответствие с международными правовыми нормами и стандартами.

Международные документы о правах человека – это в основном декларации и конвенции.

Декларация (латинское «заявление») – это заявление рекомендательного характера, не имеющее обязательной силы.

Конвенция (латинское «соглашение») – международное соглашение (как правило, по какому-либо специальному вопросу), имеющее обязательную силу для государств, которые к нему присоединились.

10 декабря 1948 г. Генеральная Ассамблея ООН приняла Всеобщую Декларацию прав человека. Это международный документ огромного универсального значения. В нем изложены современные представления о правах и свободах личности, содержатся международные образцы и стандарты этих прав.

После принятия Всеобщей Декларации ООН в рамках международного сотрудничества по гуманитарным проблемам был принят еще целый ряд документов о правах человека.

В 1989 г. ООН издала сборник международных документов о правах человека (около 70 документов). Их основой является Международный Билль о правах человека, включающий три основных документа:

1) Всеобщую Декларацию прав человека (1948)

2) Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах (1966);

3) Международный пакт о гражданских и политических правах (1966).

Особого внимания заслуживает Факультативный протокол к Международному пакту о гражданских и политических правах (принятый одновременно с этим пактом, в 1966 г.). Согласно ему, частное лицо может направить в Комитет по правам человека при ООН жалобу в связи с нарушением его прав – при условии, что государство, против которого направлена эта жалоба, подписало этот протокол.

В 1980-х годах ООН приняла ряд других документов о правах человека:

— Декларация о ликвидации всех форм нетерпимости и дискриминации (1981);

— Конвенция против пыток и других жестоких, бесчеловечных и унижающих достоинство видов обращения и наказания (1984);

— Кодекс поведения должностных лиц по поддержанию правопорядка (1989);

— Конвенция о правах ребенка (1989);

— Итоговый документ Венской встречи представителей государств – участников совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе (1989) и др.

В ноябре 1991 г. Верховный Совет России принял Декларацию прав и свобод человека и гражданина. В ней во многом воспроизведены положения Всеобщей Декларации прав человека. В том же году Россия ратифицировала Факультативный протокол к Международному пакту о гражданских и политических правах. Тем самым наша страна обязалась соблюдать международные стандарты прав человека.

Правовое государство должно неукоснительно соблюдать права человека, принадлежащие каждому по праву рождения. При рассмотрении вопроса о соотношении приоритетности прав личности и государства вопрос решается в пользу личности.

Права и свободы человека – самоценность и цель правового государства. Именно правовое государство выступает инструментом и гарантом реализации прав и свобод человека.

Одновременно каждый человек несет обязанности перед обществом, обеспечивающим свободное и полное развитие личности.

⇐ ПредыдущаяСтр 2 из 10

План.

1. Понятие прав человека и их сущность.

2. История идеи прав человека.

3. Теория поколений прав человека.

Цель лекции:Изучить развитие понятия «права человека» в мировой истории, современные концепции понимания прав человека. Охарактеризировать теорию поколений прав человека.

Ключевые понятия: естественное право, идея прав человека, юридическое равенство, система позитивных прав, солидарные права

1.Права человека — это определенные возможности человека, которые необходимы для ее существования и развития в конкретно-исторических условиях, объективно определяются достигнутым уровнем развития человечества и должны быть общими и равными для всех людей.

Следовательно, это, во-первых, некоторые свободы человека, то есть ее способность действовать определенным образом или воздерживаться от определенных поступков с тем, чтобы обеспечить себе (и своей семьи) должное существование, развитие, удовлетворение тех потребностей, которые сформировались. И, если речь идет именно об основных правах, то следует иметь в виду такие возможности, без которых человек не может нормально существовать.

Что означает «Нормально»? Ответ на этот вопрос обусловлено биологической и социальной обоснованностью потребностей человека. Сами же потребности как результат исторически природного и социального развития человека не являются неизменными. В таком понимании рассматриваемого феномена реализовано теоретико-методологический подход, который можно назвать «потребовать». Ведь указанные возможности человека должны использоваться прежде всего для удовлетворения его жизненно необходимых потребностей и именно в этом заключается личностная значимость, ценность таких возможностей (т.е. прав человека).

Во-вторых, содержание и объем возможностей человека зависят прежде всего от возможностей всего общества, главным образом от уровня его экономического развития. И с этой стороны, права человека — явление социальное: они порождаются самим обществом.

В-четвертых, они не должны отчуждаться, отбираться, ликвидироваться кем-либо, они быть и «подарком» со стороны государства или любой другой организации или лица.

В документах различных организаций (в частности, международных) и в национальном законодательстве, в научной и публицистической литературе часто употребляется выражение «права и свободы человека». Однако различие между правами и свободами как социальными явлениями, а также между соответствующими понятиями (если не считать их тождественными) еще и доныне однозначно не выяснена даже на общетеоретическом уровне. Поэтому термины «права» и «свободы» в основном используются как синонимы. И если содержание понятия прав человека раскрывается нами через философскую категорию «возможностей», то такая его интерпретация занимает, пожалуй, также и понятие свобод человека.

Понимание прав человека как ее определенных возможностей имеет место, так или иначе, в трудах многих юристов, обществоведов. Что касается других интерпретаций данного понятия в современной научной литературе, отметим лишь, что они могут быть сведены в самом общем виде к следующему:

· права человека — это определенным образом нормирован ее свобода;

· права человека — это определенные его потребности или интересы;

· права человека — это его требования о предоставлении определенных благ, направленные обществу, государству, законодательству;

· права человека — это определенный вид (форма существования, способ проявления) морали.

Все указанные подходы (кроме первого) отражают, как кажется, достаточно существенные, но не онтологические, не «субстанциональные» статусы исследуемого феномена. И только категория возможности (свободы) позволяет наиболее адекватно отразить именно онтологическую социальную сущность прав человека.

Права человека, как и любое другое явление, характеризуются определенными качественными и количественными показателями. Качественные показатели раскрываются, прежде всего, содержанием прав человека, количественные — понятием объема прав человека.

Понятие содержания прав человека и понятия объема прав человека, например, в ст. 22 Конституции Украины. В частности, часть 3 этой статьи устанавливает, что при принятии новых законов или внесении изменений в действующее законодательство не допускается сужение содержания и объема существующих прав человека. Упомянутое положение является очень важным, поскольку в нем Конституция Украины касается рассматриваемой нами проблемы ограничения прав человека. Ведь сужение содержания и сокращения объема прав человека и основным следствием их ограничения.

Характеризуя содержание прав человека, необходимо опираться на философскую категорию содержания. С философской точки зрения, смысл — это определенным образом упорядоченная совокупность элементов и процессов, образующих предмет или явление. Структура, внутренняя упорядоченность является необходимым компонентом содержания. С изменением структуры, организации существенно изменяется содержание объекта, его свойства. Какие же элементы можно выделить в таком явлении, как права человека?

Из приведенного выше понимания прав человека становится очевидным, что центральным, стержневым их элементом есть определенные возможности человека — возможности действовать определенным образом или воздерживаться от определенных действий для удовлетворения его потребностей и интересов. Как известно из общей теории деятельности, последняя характеризуется определенными составляющими, свойствами, чертами. К ним относятся: цель, предмет (объект) деятельности, условия деятельности, способы (формы) деятельности, возможностях, результатах деятельности и другие составляющие. Наиболее важными, определяющими среди них есть условия и средства деятельности, поскольку именно ими обусловлено реальность использования возможностей субъекта, то есть их осуществимость. Поэтому понятие содержания прав человека можно определить как условия и средства, они составляют возможности человека, необходимые для удовлетворения потребностей его существования и развития.

2.История идеи прав человека «берет» свои истоки в древности. Уже в Библии содержатся положения о ценности и неприкосновенности человеческой жизни, равенства людей. В античных государствах и странах Древнего Востока обосновывалась равенство людей одинаковыми природными условиями их происхождения из Космоса, «неба». И хотя во времена рабовладения и феодализма господствовала идея о правах «свободных» людей (Аристотель, Платон и др.). Ее развитие способствовало накоплению интеллектуального материала для дальнейшего (буржуазного) скачка в этом направлении — признание равенства всех людей перед законом.

Активность в развитии идеи о правах человека приходится на эпоху Возрождения и Просвещения. В XVII-XVIII вв. эта идея отражается в теории естественного (прирожденного) права (лат. jus naturale), которая позволила оценивать с позиций справедливости действующее в государстве позитивное право, проводить преобразования в направлении гуманизма и свободы. Г. Гроций, Дж. Локк,Б. Спиноза, Ж.-Ж. Руссо, Ш.Л. Монтескье, Т. Джефферсон, И. Кант, Дж.-Ст. Милль, И. Бентам утверждают права человека (на жизнь, свободу, собственность и др.) как священные императивы и закладывают основы современного понимания прав человека. Каждый народ внес свою лепту в развитие идеи о правах человека, решая эту проблему в зависимости от исторических обстоятельств своего бытия.

Идея прав человека, основанная на теории естественного (прирожденного) права, находит воплощение в нормативных актах государств Европы и мира. Американская Декларация независимости 1776 г. выразила фундаментальный принцип, на котором основана демократическая форма правления: «Мы считаем самоочевидной истиной, что все люди созданы равными, что они наделены Творцом определенными неотъемлемыми правами, среди которых право на жизнь, свободу и стремление к счастью». Французская Декларация прав человека и гражданина 26 августа 1798 изложила «естественные, неотчуждаемые и священные права человека»: личная свобода, собственность, безопасность и сопротивление угнетению; неограниченность сферы проявления свободы человека и ограниченность сферы действия государственной власти; привлечения к уголовной ответственности только на основании закона (нет преступления, не указанного в законе; нет наказания, не указанного в законе), презумпция невиновности, свобода взглядов, мысли, слова и прессы, защищаемой «угрозой ответственности за злоупотребление этой свободой» и др. Названные документы США и Франции стали своего рода моделью (эталоном, образцом) для законодательного закрепления личных (гражданских) и политических прав человека.

Процессу развития идеи прав человека присущи как количественные, так и качественные изменения. Количественные изменения знания о правах человека (их умножение, уточнение и конкретизация, увеличение объема и др.) Происходят в целом с позиций и в пределах того или иного понятия права. Качественные изменения идеи прав человека связаны с переходом от предыдущего к новому понятию права. Новое понятие права означает концептуальный подход к изучению, понимания, толкования к, государства и права, так и уже накопленных теоретических знаний о них. Безусловно, каждое новое понимание прав человека является качественным скачком в юридическом познании. История развития идеи о правах человека — это прежде всего история новых понятий права и тех новых юридических теорий, которые формируются на основе этих понятий (юридико-позитивистская, социологическая, марксистско-ленинская, современная теория естественного права и др.).

В середине XX в. идея прав человека высветилась новыми красками благодаря поднятию ее на конституционном уровне. Правда, не все конституции в странах мира основывались на теории естественного права. Многие из них создавались на основе юридико-позитивистского подхода к пониманию права, что приводило к отождествлению права и закона, либо на основе марксистско-ленинской теории (СССР), согласно которой права человека «даруются» государством. Естественно-правовой подход к пониманию прав человека как естественных и неотчуждаемых, данных от рождения, получил закрепление в конституциях США, Франции, Италии, Испании.

Во второй половине XX века под влиянием международных документов о правах человека произошло смягчение исторического противостояния естественно-правового и позитивистского (что отождествляет право и закон) подходов к праву, даже их сближение, что отразилось в конституционной и судебной практике государств. Позитивистский подход к природе прав человека, взаимоотношений государства и личности, содержится в конституциях Австрии, ФРГ, преодолел разрыв с нравственными, личными, социальными ценностями и направился путем положительного закрепления естественных прав и принципов, их охраны и защиты.

И это понятно. Принадлежность человеку прав от рождения предусматривает защиту и обеспечение их государством, требует законодательного формулирования. Следовательно, ограничение власти государства правами человека не умаляет ее роль. Права человека, не закрепленные в позитивном праве (законодательных актах), затрудняют осуществление государством функции их охраны и защиты.

В результате научной систематизации прав человека в историческом обзоре появилась теория трех поколений прав человека.

3. Первое поколение прав человека — неотчуждаемые личные (гражданские) и политические права. Это — право гражданина на свободу мысли, совести и религии, на участие в осуществлении государственных дел, на равенство перед законом, право на жизнь, свободу и безопасность личности, право на свободу от произвольного ареста, задержания или изгнания, право на гласное рассмотрение дела независимым и беспристрастным судом и др. Личные и политические права приобрели юридическую форму сначала в актах конституционного национального права, а вскоре и в актах международного права.

Первое поколение прав человека является основой индивидуальной свободы и квалифицируется как система негативных прав, обязующих государство воздерживаться от вмешательства в сферы, урегулированы этими правами.

Первые акты английского конституционализма, закрепляющие права человека — Петиция о правах (1628), Habeas Corpus Act (Закон о неприкосновенности личности) (1679) и Билль о правах (1689). К первому поколению прав человека относятся также американские декларации, а именно: Декларация прав Вирджинии (1776), Декларация независимости США (1776), Конституция США (1787), Билль о правах (1791), а также французская Декларация прав человека и гражданина (1789 ) и др..

Некоторые ученые относят к первому поколению прав человека Великую хартию вольностей (1215), где, в частности, говорится: «Ни один свободный человек не будет арестован или заключен в тюрьму, или лишен владения, или в любой (другой) способ обездоленная .. . как по законному приговору равных ему и по закону страны «. С таких же оснований к первому поколению прав человека можно отнести и Литовские Уставы (1529, 1566, 1588 гг.) — Юридический памятник литовского, белорусского и украинского народов. У них было провозглашено идеи равенства свободных людей перед законом, личной неприкосновенности, юридической защиты прав свободной (благородной) лица, личной ответственности перед законом и др.. Однако средневековое законодательство (Великая хартия вольностей, Литовские Уставы и др.). Строилось согласно феодально-иерархической, сословной структуры общества, когда отсутствовала юридическое равенство граждан.

Отсчет первого поколения прав человека можно вести с периода установления юридического равенства, когда разрушились сословные рамки средневекового общества. На этот период приходятся развитие буржуазных отношений и утверждения буржуазного общества с его законодательными актами. Только тогда равноправие с идеальной категории начала воплощаться в реальную действительность, приобретя конституционного или другого законодательного оформления. Принцип юридического равенства, ставший основой универсальности прав человека, сказал им подлинно демократического характера.

После Второй мировой войны необходимость обеспечения основных прав человека была признана в большинстве развитых стран.

Второе поколение прав человека — углубление личных (гражданских) и развитие социально-экономических и культурных прав (право на труд, отдых, социальное обеспечение, медицинскую помощь и др.). — сформировалось в процессе борьбы народов за улучшение своего экономического положения и повышение культурного статуса. Эти требования возникли после Первой мировой войны, а повлияли на демократизацию и социализацию конституционного права стран мира и международное право после Второй мировой войны, когда благодаря бурному развитию производства сложились реальные предпосылки для удовлетворения социальных потребностей граждан.

Второе поколение прав человека называют еще системой позитивных прав. Они не могут реализоваться без организационной, координирующей и других форм деятельности государства, направленных на их обеспечение.

Каталог естественных и гражданских прав и свобод человека пополнился социально-экономическими и социально-культурными правами и свободами в ряде конституций XX в. (Мексиканские Соединенные штаты, 5 февраля 1917 p.; Итальянская Республика, 2 декабря 1947 и др.)., Во внесенных дополнениях и поправках в старых конституциях. Социальные, экономические и культурные права нашли нормативное выражение во Всеобщей декларации прав человека 1948 г. и особенно Международном пакте об экономических, социальных и культурных правах 1966 г.

Третье поколение прав человека можно назвать солидарными (коллективными), т.е. правами всего человечества — правами человека и правами народов. Это право на мир, безопасность, независимость, на здоровую окружающую среду, на социальное и экономическое развитие как человека, так и человечества в целом. Речь идет о тех правах лица, не связанные с его личным статусом, а диктуются принадлежностью к какой-то общности (ассоциации), т.е. являются солидарными (коллективными), в которых правам человека отведено главное место (право на солидарность, право на международное общение и др..).

Становление третьего поколения прав человека (права человека — часть прав человечества) связано с национально-освободительным движением развивающихся, а также с обострением глобальных мировых проблем после Второй мировой войны. Последние привели к интернационализации юридических формулировок прав человека, создание международных (или континентальных) пактов о правах человека, законодательного сотрудничества стран в вопросах о правах человека, достояние наднационального характера законодательствами тех государств, подписали международные пакты о правах человека. Международное признание прав человека стало ориентиром для развития всего человечества в направлении создания сообщества правовых государств. Между двумя первыми и третьим поколениями прав человека взаимозависимость, осуществляемая через принцип: реализация коллективных прав не должна ограничивать права и свободы личности.

Заключение: Права человека неотъемлемы. Это означает, что вы не можете их утратить, поскольку они имеют отношение к самому факту человеческого существования. При определенных обстоятельствах действие некоторых из них, хотя и не всех, может быть приостановлено или ограничено. Например, если кто-то признан виновным в совершении преступления, его или ее могут лишить свободы; или во время гражданских беспорядков правительство может ввести комендантский час, ограничивающий свободу передвижения.

Они неделимы, взаимозависимы и взаимосвязаны. Это означает, что различные права человека по существу связаны между собой и не могут рассматриваться по отдельности. Осуществление одного права зависит от осуществления многих других прав, и нет ни одного права, которое было бы важнее остальных.

Они универсальны, что означает, что они равно применимы ко всем людям во всем мире, причем без ограничений по времени. Каждый имеет право пользоваться правами человека, без какого бы то ни было различия, как-то в отношении расы, цвета кожи, пола, языка, религии, политических или иных убеждений, национального или социального происхождения, имущественного, сословного или иного положения.

Следует отметить, что универсальность прав человека никоим образом не угрожает богатому многообразию индивидуальностей или культурных различий. Многообразие может существовать и в обществе, где все равны и в равной мере заслуживают уважения.

Вопросы для самоконтроля:

1. Что являют собой права человека?

2. На какую эпоху приходится активность в развитии идеи о правах человека.

3. Охарактеризируйте «естественные, неотчуждаемые и священные права человека» которые изложила Французская Декларация прав человека и гражданина 26 августа 1798года.

4. Какие нормативно-правовые документы можна отнести к первому поколению прав человека?

5. Охарактеризируйте первое поколение прав человека.

6. Что являет собой второе поколение прав человека?

7. С какими процесами связано становление третьего поколения прав человека?

Тесты:

1.Понятие прав человека как отдельная категория возникло в эпоху:

Этапы становления прав человека К содержанию прав человека и их распределению в обществе необходимо подходить конкретно-исторически. Современный каталог прав человека, зафиксированный в международно-правовых документах и конституциях правовых государств, — результат длительного исторического становления эталонов и стандартов, которые стали нормой современного демократического общества. Согласно «Словарю русского языка» С.И. Ожегова под правом понимается «совокупность устанавливаемых и охраняемых государственной властью норм и правил, регулирующих отношения людей в обществе». Благодаря праву человек получает возможность не только что-либо делать, поступать каким-либо образом, но и требовать соблюдения этих прав. Выделяют «три возраста» и соответственно им три этапа развития прав человека. По мнению французского юриста-международника Д. Коляра «первый возраст» — этап юридического провозглашения тех прав и свобод, которые «вытекают из особого достоинства человека и гражданина в правовом государстве». Эти права и свободы получили название гражданских и политических прав. Именно они включены в принятую в годы Великой Французской буржуазной революции Декларацию 1789 г. «Второй возраст» — социализация прав человека. Здесь речь идет уже не о свободе вопреки государственной власти, а о свободе, реализуемой при помощи государства. «Второй этап прав человека» соответствует, по мнению ученого, «марксистскому видению свобод. Но либеральные буржуазные демократии также упоминают их в своих хартиях». И наконец «третий возраст прав человека» — их «интернационализация», характерная для XX в., главным образом для периода после второй мировой войны. Права человека приобретают международный характер, происходит их стандартизация (универсализация). Первый этап становления прав человека формировался в условиях разложения феодального и формирования буржуазного общества. Одним из первых шагов в этом направлении явилась теория естественного права, разработанная в трудах Г. Гроция, Б. Спинозы, Т. Гоббса. Они исходили из представления о прирожденных и неотчуждаемых естественных правах человека, из равенства всех людей. Дальнейшее развитие теоретические представления о неотчуждаемых естественных правах человека получили в трудах Д. Локка, Монтескье, Вольтера. Теория естественного права открыла путь к гуманизации и демократизации государства, что отчетливо проявилось в период ранних буржуазных революций в Голландии и Англии. В 1628 г. английский парламент принял Петицию о праве, в 1679 г. – Акт о лучшем обеспечении свободы поданного и о предупреждении заточения за морями. В 1689 г. был принят Билль о правах. Эти документы ограничили власть короля, гарантировали презумпцию невиновности, неприкосновенность личности и частной собственности. В 1776 г. были приняты декларации прав Вирджинии и независимости Соединенных Штатов Америки, которые содержали принцип равенства всех людей, наделенных Богом неотъемлемыми правами – на жизнь, на свободу, на счастье. Юридически права граждан были закреплены в конституции США (1787) и 10 поправках к конституции (1789), получивших название Билль о правах. Символом нового времени стала принятая в годы Великой Французской буржуазной революции Декларация прав человека 1789 г., провозгласившая новые принципы права. Она явилась, по мнению составителей двухтомного издания ЮНЕСКО по правам человека, «отправной точкой прав человека в современном смысле этого слова». В ней синтезированы основные положения о правах человека, сформулированные в трудах мыслителей XVII-XVIII вв. и политико-правовых актах английской и американской революций. Центральная идея декларации – обеспечение индивидуальной свободы человека. В качестве естественных и неотъемлемых Декларация провозгласила права на свободу, собственность, безопасность и сопротивление угнетению (ст.2). Ст. 1 закрепляет, что люди рождаются и остаются свободными и равными в правах. Принцип равенства заключается в равенстве перед законом (ст.6), равенстве перед налогообложением (ст.13) и равенстве в отношении общественных должностей . Таким образом, Декларация 1789 г. стала выдающейся вехой в истории признания и закрепления прав человека. Получив признание в законах буржуазного государства, права человека превратились в права гражданина. Принятие Декларации явилось юридическим закреплением первого этапа прав человека – гражданских и политических прав. Второй этап – социально-экономические права, стали складываться во многом в результате борьбы трудящихся за улучшение своего положения в капиталистическом обществе. Как пишет Б. Уэстон, оно явилось ответом на недостатки капиталистического развития, в основу которого легла абсолютная концепция индивидуальной свободы, что вело к эксплуатации рабочего класса и колониальных народов. Свое теоретическое обоснование эти права получили во многом в различных социалистических учениях, в том числе и в учении основоположников марксизма. В первые десятилетия XIX в. в Европе выступили мыслители, подвергшие критике существующие порядки и разрабатывающие проекты общества, которое сумеет избавиться от эксплуатации и угнетения, обеспечит каждому индивиду достойное существование. Речь идет прежде всего о системах взглядов А. Сен-Симона, Ш. Фурье и Р. Оуэна. Ш. Фурье, осуждал буржуазное государство за то, что оно всегда на стороне богатых и защищает их господствующее положение в обществе. Бедный класс, совершенно оттесненный от власти, лишен политической и социальной свободы. Провозглашенные в декларациях и законах различные права и свободы в условиях господства частнособственнических отношений остаются, по мнению Ш. Фурье, для подавляющего большинства индивидов лишь написанными на бумаге пышными фразами. Он подчеркивал, что общество должно в первую очередь официально признать и реально обеспечить «право на труд, которое воистину неосуществимо при цивилизации, но без которого ничего не стоят все остальные права. Много верных положений о правах человека содержится в марксизме. Л.С. Мамут, полагал, что государственно-правовые взгляды Маркса и Энгельса испытали влияние западноевропейского политического либерализма – направления общественной мысли, связанного с именами Д. Локка и Ш. Монтескье, И. Канта и К.Т. Велькера. Эта близость проявилась в таких положениях марксизма, как: «всякий раз, когда под вопрос ставится та или иная свобода, тем самым ставится под вопрос и свобода вообще», «нет прав без обязанностей, нет обязанностей без прав», «свобода состоит в том, чтобы превратить государство из органа, стоящего над обществом, в орган, этому обществу всецело подчиненный». Не противоречит идее прав человека и сформулированная в «Манифесте Коммунистической партии» (1848) конечная цель: «На место старого буржуазного общества с его классами и классовыми противоречиями приходит ассоциация, в которой свободное развитие каждого является условием свободного развития всех». В ранних работах К. Маркса обосновывается положение о том, что закон, как форма выражения права, есть норма свободы. Юридически признанная свобода, по словам Маркса, существует в государстве в форме закона: «…закон – это положительные, ясные, всеобщие нормы, в которых свобода приобретает безразличное, теоретическое, независимое от произвола отдельного индивида существование. Свод законов есть библия свободы народа». Характеризуя свободу как необходимое, естественное, нормальное состояние человеческой жизни, а несвободу как ненормальное, больное состояние, Маркс отмечает, что в лице закона «бессознательный естественный закон свободы становится сознательным естественным законом». Мысль о первичности и определяющей роли права по отношению к закону отчетливо звучит и в следующем суждении Маркса: «Закон является всеобщим и подлинным выразителем правовой природы вещей. Правовая природа вещей не может поэтому приспособляться к закону – закон, напротив, должен приспособляться к ней». К. Маркс предлагал коренное переустройство общества революционным путем с возможным применением насилия. В условиях демократического государства, по мнению Маркса, возможно постепенное преобразование общества на основе политической демократии. Демократическое государство сможет в отдельных сферах аннулировать капиталистические принципы и заменить их отношениями, отвечающими социалистическими критериям. Революция в этом случае означает коренное преобразование общества, но она совершается на основе демократии. Энгельс позднее добавил к этому, что наиболее подходящей формой для отправления политической власти и осуществления рабочим классом социалистических преобразований является демократическая республика. Но Энгельс учитывал при этом, что экономически господствующий класс не замедлит попытаться ликвидировать политическую демократию, если социалистическая партия завоюет большинство для преобразования общества. При такой ситуации «революция стала бы насильственным ответным актом со стороны рабочего движения ради восстановления и укрепления демократии». Революция в этой концепции означала создание и защиту демократии как основы социалистической политики. На основе демократии могло осуществляться революционное преобразование общества – постепенно, целеустремленно и под контролем большинства. Необходимо признать, что в период революционных преобразований, особенно их насильственного варианта, основоположники марксизма признавали возможность ограничения прав и свобод. В «Манифесте Коммунистической партии» подчеркнуто, что добившийся политической власти пролетариат осуществит вмешательство в право собственности. Энгельс писал: «…Государство есть преходящее учреждение, которым приходится пользоваться в борьбе, в революции. Пока еще пролетариат нуждается в государстве, он нуждается в нем не в интересах свободы, а в интересах подавления своих противников». Из слов Энгельса следует, что государство, которое пролетариат использует в целях насильственного подавления противников рабочего класса, не признает свободу для них. Итак, можно утверждать, что, хотя социалистическая теория содержит некоторые противоречивые положения, в целом она не противоречит правам человека. Социалистические представления о правах человека были сформулированы не только в трудах идеологов социализма, но и в программных документах социалистических партий различных стран, а также в документах международного объединения рабочих – Второго интернационала. Поэтому можно с уверенностью утверждать, что социалистические представления о правах человека носят международный характер. Под влиянием социал-демократов уже в конце XIX и начале XX вв. во многих странах были приняты законы, закрепляющие некоторые из социальных, экономических и культурных прав. Третий этап прав человека был введен в юридико-политический оборот в 70-е годы. Французский ученый К. Васак, в частности отнес к третьему этапу так называемые коллективистские права, основанные на солидарности, и потому он назвал их правами «солидарности». В отличие от прав первого и второго этапов, принадлежащих каждому индивиду как таковому, права третьего этапа можно назвать правами человека и правами народов. Субъектами прав человека третьего этапа являются народы, расы и человечество в целом. В июле 1979 года в своей лекции в Международном институте прав человека в Страсбурге, а также в более поздних работах К. Васак более детально изложил свою идею о новом классе прав человека и дал более четкое обоснование различия трех этапов прав. По мнению К. Васака, первый этап прав человека, возникший в эпоху буржуазных революций, — это права, требующие от государства лишь невмешательства, права негативные – права на свободу. Второй этап прав человека, сформировавшийся в результате Октябрьской революции 1917 года, экономические, социальные и культурные права, — это уже права позитивные, требующие позитивных действий со стороны публичных властей – права на равенство. И наконец, третий этап прав человека основан на принципе солидарности и образовался как результат деколонизации и требований стран третьего мира; это права не индивидов, а прежде всего коллективов, и могут быть реализованы лишь «посредством согласованных усилий всех лиц, действующих на социальной сцене: индивидов, государств, публичных и частных объединений, и международного сообщества». В качестве таких прав солидарности К. Васак называет право на развитие, на мир, на здоровую окружающую среду, право на участие в общем наследии человечества и, в отдельных работах, — право на гуманитарную помощь. Эти права К. Васак предлагал закрепить в третьем пакте, проект которого был им разработан. По мнению некоторых ученых, права третьего этапа, кроме права на самоопределение, которое нашло свое закрепление в международных договорах и рассматривается практически всеми государствами и учеными в качестве общепризнанного принципа международного права, другие права этой категории находятся на стадии становления в качестве юридически обязательных норм. Наиболее разнообразно и юридически оформлено право на самоопределение. В международном праве оно признается как средство укрепления всеобщего мира и «развития дружеских отношений между странами и народами». Статья 1 Международного пакта о гражданских и политических правах и статья 1 Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах подтверждают принцип, согласно которому право на самоопределение является универсальным, и обе призывают все государства взять на себя два обязательства: 1) поощрять осуществление права на самоопределение на всех своих территориях и 2) уважать это право в соответствии с положениями Устава ООН. В обоих пактах указывается, что «все народы имеют право на самоопределение», что в силу этого они свободно устанавливают свой политический статус и свободно обеспечивают свое экономическое, социальное и культурное развитие». Предусматривается, что «все народы для достижения своих целей могут свободно распоряжаться своими естественными богатствами и ресурсами». В 1986 г. Генеральная Ассамблея ООН приняла посредством голосования Декларацию о праве на развитие. В 1993 г. всемирная конференция по правам человека подтвердила, что право на развитие является составной частью прав человека и основных свобод. Декларация объявила развитие «всесторонним экономическим, социальным и политическим процессом, направленным на постоянное повышение благосостояния всего населения и всех лиц на основе их активного, свободного и конструктивного участия в развитии и справедливом распределении создаваемых в ходе его благ» . Следовательно, Декларация по-новому определила цель экономического развития, которое должно быть направлено не на обеспечение роста и получение прибыли, а на достижение гуманитарных и социальных целей, повышение социального, экономического, политического и культурного благосостояния отдельных лиц, групп и народов. Она предусматривает, что эти цели должны ставиться самими людьми, а блага, получаемые от их достижения, — распределяться справедливо. Таким образом, на первом этапе прав человека признаются те традиционные либеральные ценности, которые были сформулированы в процессе осуществления буржуазных революций, а затем конкретизированы и расширены в практике и законодательстве демократических государств. Второй этап прав человека – это социальные, экономические, культурные притязания людей, которые государство должно всячески решать. На государство возлагается организационная и хозяйственна деятельность, которая позволила бы гарантировать благополучие и социальную обеспеченность граждан. Права третьего этапа – это коллективные права, а не какие либо «новые» права индивида. Отдельный человек принимает участие в реализации таких прав, но это участие связано не с его личным статусом, а с его положением как члена, какой-либо общности.

Происхождение прав человека

В соответствии с конкретно-историческим подходом следует рассмотреть права и свободы человека. Перечень прав и свобод человека зафиксирован международно-правовых документах и является результатом развития цивилизации и культуры общества.

Начальным этапом развития прав человека явилась эпоха ранних буржуазных революций, которые провозгласили не только права и свободы, но и принцип формального равенства, ставший основой универсальности прав человека. Права человека основывались на формальном равенстве, стали одним из главных ценностных ориентиров общественного развития, оказали влияние на сущность, форму, механизм государств. В Европе права человека формировались из многократно повторяющихся актов деятельности людей.

Возникновение прав человека берет начало в античности в древних полисах (Афинах и Риме), появление гражданства было крупным шагом на пути движения к прогрессу и свободе.

Процесс исторического творчества человека зависит от объема его прав и свобод. Проблема прав человека всегда была предметом общих конфликтов и противоречий. В античности были заложены идеи прав и свобод, основы разделения властей, естественное право.

В Средние века права и свободы имели ограниченный характер. Существовала система внеэкономического принуждения, бесправие, произвол. Однако, прогрессивным этапом в развитии прав и свобод было принятие Великой хартии вольностей.

Дальнейшее развитие идеалов свободы и прав человека нашли воплощение в эпоху ранних буржуазных революций и были отражены концепции естественного права, неотчуждаемых прав человека, поисков государственно-правовых форм, средств и механизмов противодействия власти в руках отдельных лиц.

Идеологической основой прав и свобод человека явилась естественно-правовая доктрина, выдвинувшая положение о естественных правах человека, которые государство должно охранять и которые оно не может ни ограничивать, ни отменять, ни нарушать. По мере своего развития естественно-правовая доктрина приобрела различное звучание у различных ее представителей – Руссо, Монтескье, Локка, Гоббса и др., однако принцип неотчуждаемости прав человека остается неизменным, создавая простор для развития индивидуальности, для самоопределения личности, ее автономии и свободы, для обеспечения устойчивости общества, предотвращения социальных взрывов и конфликтов.

Актуальность, значимость, необходимость естественных прав для самого человека в современном обществе заключается в том, что они положили конец всевластию государства, рассматривающего человека как подданного и послушного исполнителя государственных команд и приказов. Установление равенства между гражданином и властью, вытекающего из принципов прав человека, предотвращает политические и социальные противоречия, способствует развитию общества.

Права человека являются высшей ценностью, которой должно руководствоваться государство. Обеспечение прав человека существует как обязанность законодательной, исполнительной и судебной власти. Если эта обязанность соблюдается, то общество может быть охарактеризовано как стабильное и устойчивое, если государство нарушает ее, в обществе возникают произвол и насилие.

Добавить комментарий