Концепция правопонимания

Примерный план:

1. Понятие и классификация типов правопонимания.

2. Позитивистский подход к сущности праву: достоинства и недостатки.

3. Естественно-правовой подход к сущности права: достоинства и недостатки.

Государственно-правовые режимы: актуальные трактовки.

Примерный план:

1. Понятие, современные подходы к классификации государственно-правовых режимов.

2. Демократический режим: сущность, признаки.

3. Недемократические режимы: сущность, виды, признаки.

Правовое поведение и юридическая ответственность

Примерный план:

1. Понятие и виды юридически значимого поведения.

2. Признаки, виды, юридический состав правонарушений.

3. Юридическая ответственность: виды, признаки, основания.

Правоотношение как система

Примерный план:

1. Понятие и виды правоотношений.

2. Структура и характеристика элементов правоотношения.

3. Юридические факты: понятие и классификация.

Система права и система законодательства

Примерный план:

1. Понятие и структура системы права.

2. Отраслевое деление системы права.

3. Соотношение системы права и системы законодательства.

Для выполнения курсовой работы необходимо подобрать соответствующую литературу по теме исследования. Правильно подобранная литература и аналитический материал позволяют экономить время выполнения курсовой работы и повысить ее качество. При подборе литературы следует ориентироваться на издания последних лет издания. Последовательность ознакомления с литературными источниками рекомендуется осуществлять в следующем порядке:

– нормативно-правовые документы, регламентирующие вопросы исследования;

– учебники и учебные пособия, раскрывающие вопросы темы курсовой работы;

– научные издания (монографии), затрагивающие рассматриваемые аспекты;

– периодические издания (журналы);

Такая последовательность позволяет углублять и накапливать знания по исследуемой проблеме.

Важным источником информации являются материалы журналов «Государство и право», «Российский юридический журнал», «Журнал российского права», «Известия высших учебных заведений. Правоведение».

После ознакомления с литературой по избранной теме, студент приступает к разработке темы исследования.

Требования к структуре и содержанию курсовой работы

Курсовая работа должна соответствовать следующей структуре:

– титульный лист;

– оглавление;

– введение;

– основная часть, состоящая из разделов (глав) и подразделов (параграфов);


– заключение;

– библиографический список (список использованных нормативно-правовых актов и литературы);

1) Оглавление курсовой работы должен быть развернутым; в нем необходимо указать все разделы, подразделы, параграфы работы. Пункты плана обязательно сопровождаются указанием на соответствующие страницы текста.

2) Введение – чрезвычайно важная часть курсовой работы. Во введении прежде всего дается постановка вопроса: определяется цель исследования, обосновывается актуальность, формулируются конкретные задачи работы.

Следующая часть введения – обзор специальной литературы. Здесь должна быть освещена история изучения данной темы предшественниками. Обзор литературы строится по определенному принципу: хронологическому или проблемно-тематическому. Характеристика трудов должна быть конкретной, аналитичной и критичной, т.е. разбирающей по существу их достоинства и недостатки и оценивающей их значение для раскрытия исследуемой темы. Автор курсовой работы обязан показать, каков общий уровень изученности данной темы, какие ее вопросы нуждается в дальнейшей разработке и почему. В обзор следует включить лишь те труды, которые освоены самим автором.

Характеристика нормативно-правовых актов также является обязательной частью введения – она завершает его. Здесь автор дает общую характеристику акта, цель и условия составления, значении для рассматриваемой темы и т.д.

3) Основная часть работы посвящается решению главной задачи – исследованию поставленного вопроса. Основной части должно отводиться больше всего места в курсовой работе. Эта часть разбивается на главы, параграфы и пункты. Каждая глава и каждый параграф снабжаются краткими и ясными заголовками; все разделы основной части должны быть логически соподчиненными.

4) Заключение содержит главные итоги исследования. Здесь формулируются основные положения, которые выработал автор, указываются вопросы, оставшиеся нерешенными и нуждающиеся в дальнейшей разработке.


5) Работа заканчивается разделом «Библиографический список». Список включает перечень публикаций источников и трудов, действительно использованных студентом.

Библиографический список должен включать источники следующих видов:

– законодательные и нормативные акты (с учетом последних изменений);

– научная литература российских и зарубежных авторов;

– учебная литература;

– новейшие научные публикации в периодических изданиях.

Общее количество источников должно быть не менее 20.

2.4.4. Требования к оформлению текста курсовой работы

Правильное оформление работы – это тоже выработка необходимого навыка, и студенту уже на первом курсе следует научиться придавать своему письменному сочинению надлежащий вид.

Письменное сочинение начинается с титульного листа, на котором указываются: название учебного заведения, факультета, кафедры, фамилия, имя и отечество автора сочинения, название курсовой работы, инициалы и фамилия научного руководителя, его ученая степень и звание, место и год написания работы и ее характер (см. приложение).

Все цитаты, пересказы, а также любые фактические данные, приводимые в тексте работы, должны сопровождается ссылкой на исследование или нормативно-правовой акт, оформляемый в виде подстрочной сноски.

Список использованных источников и литературы, который помещается в конце работы, также должен оформляться по определенным правилам. Схема группировки источников и литературы здесь выглядит следующим образом:

1. Нормативно-правовые акты.

2. Специальная литература. Исследования располагаются в алфавитном порядке.

Курсовая работа выполняется с применением компьютерных печатающих устройств при использовании текстового редактора Microsoft Office Word. Работа выполняется на белой бумаге на одной стороне листа А4 (210´297 мм) через 1,5 интервала, шрифтом Times New Ro­man, 14 пт., форматирование текста по ширине, заголовков — по центру; страница должна иметь поля: левое – 2,5 см, правое – 1,5 см, верхнее – 2 см, нижнее – 2 см. Абзацный отступ – 1,25 см. Общий объем курсовой работы должен составлять 25 — 40 страниц (14 шрифт, 1,5 интервал). Работа должна иметь опрятный вид и быть удобочитаемой. Недопустимы помарки, исправления, непринятые сокращения слов. В нужных местах следует делать абзац с четвертого знака. Курсовая работа должна быть написана грамотно.

Не принимаются к рецензированию курсовые работы, написанные на основе учебной литературы. Курсовая работа должна содержать цитаты (прямые и косвенные) из исследовательской литературы, рекомендованной в данном методическом пособии. Написание курсовой работы предполагает посещение студентом консультаций (во внеучебное время) преподавателя кафедры государственно-правовых наук, являющегося научным руководителем данного студента.

Сроки выполнения курсовых работ должны быть согласованы с научным руководителем, и соответствовать срокам, установленным на кафедре.

При ответе обучающийся должен обязательно отразить следующие основные аспекты и привести их расширенное обоснование:

— право, как и государство, принадлежит к числу не только наиболее важных, но и наиболее сложных общественных явлений. Пытаясь понять, что такое право и какова его роль в жизни общества, еще римские юристы обращали внимание на то, что оно не исчерпывается одним каким-либо смыслом;

— правопонимание- это процесс и результат целенаправленной мыслительной деятельности человека, включающей в себя познание права, его восприятие (оценку) и отношение к нему как к целостному социальному явлению (В.И. Леушин, В.Д. Перевалов);

— субъектом правопонимания всегда выступает конкретный человек;

-объектом правопонимания могут быть право в планетарном масштабе, право конкретного государства и общества, отрасль, институт права, отдельные правовые нормы;

— содержание правопонимания составляют знания субъекта о его правах и обязанностях, конкретных и общих правовых дозволениях, запретах, а также оценка и отношение к ним как справедливым или несправедливым. Правопонимание может быть полным или ограниченным, правильным или искаженным, положительным или отрицательным;

-причины большого количества теорий (школ) права следующие:

— правопонимание как результат целенаправленной мыслительной деятельности человека субъективно. Поэтому процесс познания права и его восприятия может приводить и приводит к различным положениям;

— теории о праве связаны с различными философскими воззрениями;

— теории о праве возникают на различных этапах развития общества, каждый из которых выдвигает свои проблемы, отражаемые к теории;

— теории отражают мнения различных социальных сил, у которых свои представления о правовом регулировании общественных отношений;

— на правопонимание значительное влияние оказывают национальные, религиозные и иные традиции, существующие в той или иной стране;

— тип правопонимания — это определенный образ права, характеризуемый совокупностью наиболее общих теоретических признаков права и наиболее общих признаков практического (ценностного) к нему отношения (А.В. Поляков);

-вывод о том, чтос точки зрения нормативнойконцепции право есть содержащаяся в текстах законов и подзаконных актов система норм, установленных и охраняемых от нарушений государственной властью.

Социологическаяконцепция права, по мнению Лейста, основана на понимании права как «порядка общественных отношений в действиях и поведении людей». То есть, в социологической концепции акцент переносится с содержания юридических правил на практику их действия и практическую реализацию.

С позиций философскойшколы право рассматривается как форма общественного сознания. Слова закона остаются на бумаге, если они не вошли в сознание и не усвоены им. Закон не может воздействовать на общество иначе как через сознание (массовое правосознание, официальное правосознание). Поэтому право (в соответствии с данной концепцией) — не тексты закона, а содержащаяся в общественном сознании система понятий об общеобязательных нормах, правах, обязанностях, запретах, условиях их возникновения и реализации, порядке и формах защиты.

Вопрос 3. Общая характеристика

Основных концепций правопонимания

Теории естественного права

При ответе обучающийся должен обязательно отразить следующие основные аспекты и привести их расширенное обоснование:

— идея естественного права возникла еще в Древней Греции и в Древнем Риме и связана с именами Сократа, Платона, Аристотеля, греческих и римских стоиков, Цицерона, Ульпиана и других римских юристов. В эпоху средневековья она получила развитие в богословских сочинениях Фомы Аквинского;

— основные тезисы концепции естественного права:

1)естественно-правовая школа в своих воззрениях исходила из существования двух систем права — естественного и позитивного.

Признаки естественного права:

• принадлежность человеку с момента его рождения;

• неотчуждаемость (неотъемлемость) от человека;

• выражение наиболее существенных социальных возможностей человека.

В числе естественных разные авторы называют:

• право на жизнь (В.А. Кучинский, М.И. Ковалев, В.М. Чхиквадзе и др.);

• право на свободу (И.Л. Петрухин);

• право на равенство (А.Б. Венгеров);

• право на достоинство личности (Ф.М. Рудинский);

• право наличную неприкосновенность (К.Б. Толкачев);

• право на охрану здоровья (Н.С. Малеин);

• право на неприкосновенность частной жизни, на благоприятную окружающую среду (В.А. Карташкин, Е.А. Лукашева);

• право на общение с себе подобными, на продолжение рода (В.К. Бабаев);

• право на собственность (А.О. Хармати);

• право на индивидуальный облик (М.Н. Малеина);

• право на безопасность, на сопротивление угнетению (B.C. Нерсесянц);

• право на добровольное объединение в союзы, на справедливый судебный процесс (Ю.И. Гревцов);

• право народов на определение своей судьбы: право наций на самоопределение, право прийти на помощь народу — жертве агрессии, право на эквивалент в экономических отношениях (С.С. Алексеев).

2) естественное право выступает критерием права позитивного,

3)по мнению представителей теории, такие нравственные ценности, как справедливость, свобода, равенство, составляют ядро права.

4)при реализации естественных прав имеются свои особенности: -естественные права реализуются непосредственно, т. е без какого бы то ни было правоприменительного акта;-реализация естественных прав осуществляется объективно, независимо от воли людей.

Историческая школа права

При ответе обучающийся должен обязательно отразить следующие основные аспекты и привести их расширенное обоснование:

— историческая школасложилась в первой трети ХIХ века в Германии. Эта школа, наиболее крупными представителями которой были Г. Гуго, Г. Пухта и Ф. Савиньи, явилась выражением реакции на идеи естественной школы права и потерпевшей к тому времени поражение Великой французской буржуазной революции;

— основные идеи исторической школы права:

1) право — историческое явление, которое, как и язык, не устанавливается договором, не вводится по чьему-либо указанию, а возникает и развивается постепенно, стихийно;

2) право — это, прежде всего, правовые обычаи (т.е. исторически сложившиеся правила поведения, влекущие за собой юридические последствия). Законы же производны от обычного права, которое произрастает из недр «национального духа», глубин «народного сознания»;

3) представители этой теории, возникшей во времена феодализма, отрицали права человека, ибо в обычаях той сословной эпохи не могли найти отражения никакие «естественные» права человека.

Реалистическая школа права

При ответе обучающийся должен обязательно отразить следующие основные аспекты и привести их расширенное обоснование:

— реалистическая школа права возникла во второй половине ХIХ в. в Германии. Создателем этого направления является немецкий правовед Рудольф Иеринг (1818-1892);

— основные тезисы реалистической школы права:

1) право возникает и развивается под влиянием внешних факторов. Этими факторами являются интересы, двигающие человеком, заставляющие его ставить цели;

2) данные цели достигаются при посредстве права. Право существует только в виде позитивного. Государство есть сознательный творец права. Поэтому право есть защищенный государством интерес. Право как средство достижения цели выступает необходимым инструментом организации и развития общества;

3) в праве нет ничего неизменного, вечного. Оно постоянно меняется в соответствии с влиянием новых внешних факторов (интересов человека);

4) данная теория отрицает произвол. Только государственная власть на основе права (а это есть защищенный государством интерес) может применять принуждение по отношению к человеку;

5) в то же время каждый человек должен отстаивать свои интересы, права. Защита права — обязанность не только по отношению к себе, но и к обществу, государству. Отстаивая свои права, отстаиваешь тем самым нормы права, т.е. защищенный государством интерес.

Позитивистские теории права

При ответе обучающийся должен обязательно отразить следующие основные аспекты и привести их расширенное обоснование:

— одной из первых позитивистских теорий права в истории человечества считают легизм (это слово производно от слова закон). Легизм появился в Китае в IV-III вв. до н.э. Основателем и главным теоретиком легизма считают Шан Яна. Его философия управления базировалась на трех принципах: страна должна управляться по строгим и ясным законам; выполнение законов должно быть обеспечено; власть должна иметь возможность проводить законы в жизнь;

— основные положения нормативистской школы права:

нормативистская (абстрактно-нормативная) теория права является одной из разновидностей правового позитивизма. Она берет свое начало от «категорического императива» И. Канта как общеобязательного требования «чистой» воли, независимой от каких-либо внешних явлений. Под воздействием философии Канта она выступала в ХIХ в. как либеральная нормативная теория, использующая идеи естественной школы права и выводившая право из нравственности. Она способствовала упрочению законности и ограничению судейского усмотрения, выдвинула идею правового государства в смысле самоограничения власти законом;

— достоинства нормативистского подхода состоят в том, что он:

— фиксирует посредством норм права границы дозволенного и запрещенного поведения;

— указывает на прямую связь государства и права и на его общеобязательность;

— подчеркивает формальную определенность права, т.е. закрепление правил поведения в нормативно-правовых актах государства.

  1. Основные концепции правопонимания.

Правопониманием в юридической науке называется юридическая категория, отражающая процесс и результат целенаправленной мыслительной деятельности человека, включающей в себя познание права, его восприятие (оценку) и отношение к нему как к целостному социальному явлению.

Субъектом правопонимания всегда выступает конкретный человек, поэтому правопонимание всегда субъективно, оригинально и может не совпадать у человека, группы лиц или у целых классов.

Объектом правопонимания является право как социальное явление, как результат жизнедеятельности человека, как право конкретного общества, взятое в совокупности отдельных элементов системы права (норм права, правовых институтов и отраслей права). Знания об отдельных структурных и содержательных аспектах права переносятся на право в целом.

Содержанием правопонимания являются знания субъекта о его правах и обязанностях, конкретных и общих правовых запретах, дозволениях и оценка их как справедливых или несправедливых. В зависимости от выбора предмета изучения правопонимание может быть правильным или искаженным, положительным или отрицательным, полным или неполным.

Все существующие учения о праве в своей основе формируют определенный вид правопонимания, и называются учениями о праве или видами правопонимания. Это связано с тем, что однозначного учения о праве, которое бы удовлеворяло всех, не существует.

Так выделены идеалистический и материалистический подходы к изучению права, сформировались определенные научные школы права — нормативистская, естественно-правовая, позитивистская, психологическая, социологическая и др.

Естественно-правовая концепция. Основной тезис этого учения состоит в том, что наряду с правовыми нормами, установленными государством, право состоит также из совокупности неотчуждаемых прав, принадлежащих человеку от рождения. В этой теории верно указывается на то, что законы могут противоречить праву и быть не правовыми, а поэтому они должны приводиться в соответствие с правом. На первое место в праве выдвигаются такие оценочные понятия, как свобода, равенство, справедливость и др. Источником права объявляется не законодательство, а человеческая природа и присущие ей нравственные качества. Таким образом, в рамках данной теории отожествляются право и мораль. Но такое понимание права как абстрактных нравственных ценностей уменьшает его формально-юридические свойства, данное понимание связано не столько с правом, сколько с правосознанием.

Историческая школа права. Эта школа возникла как антитеза естественно-правовому учению. Известной идеологической формулой данной школы был тезис о том, что «Дух народа определяет право народа». Право здесь выступает в виде исторически сложившихся правил поведения, законы производны от права обычного. Правовые обычаи признаются в качестве основного источника права. «По учению исторической школы, не существует права вечного, универсального; право во всем его составе есть продукт истории». Историческая школа права отрицает категорию прав человека и обращает, прежде всего, внимание на национально-культурные и исторические особенности права. Переоценка правовых обычаев в ущерб законодательству приводила к необоснованному игнорированию формально-юридического и естественно-правового начала.

Нормативистская теория права. В рамках данного учения государство отожествлялось с правом, с правовой формой, с результатом действия права. Само право представляло собой совокупность общеобязательных норм, содержащих правила должного поведения. Общеобязательность права выводилась не из нравственности, а из авторитета верховной нормы, как нормы, исходящей от государства. Нормы права при этом выстраиваются в определенную пирамиду, на вершине которой находится основная, верховная норма. Все остальные нормы как бы берут силу от нее. В данной теории указывалось на такие существенные качества права, как нормативность, общеобязательность, юридическая сила, формальная определенность, обеспеченность действия права принудительной защитой государства. Недостатком данного понимания является рассмотрение права отдельно от экономики, политики, социальной системы. В рамках данного учения фактически происходит отожествление государства и права, а государство рассматривается с точки зрения организации правопорядка, т.е. под государством понимается, прежде всего, государственный режим.

Марксистская теория права. Право здесь рассматривалось как возведенная в закон воля господствующего класса. Под содержанием права понимается прежде всего его классовая сущность. Для марксистской теории характерно рассмотрение понятия права в тесной взаимосвязи с понятием государства, которое не только его формирует, но и поддерживает в процессе реализации. В содержательном аспекте происходит четкое разделение правомерного и неправомерного. Преувеличивается роль классовых начал в праве в ущерб общечеловеческим началам. Содержание права носит узкоклассовый характер.

Психологическая теория права. Право здесь рассматривается как совокупность элементов субъективной человеческой психики. Понятие и сущность права выводится не через деятельность, а через психологические закономерности — правовые эмоции людей, которые являются переживаниями чувства правомочия на что-то и чувства обязанности сделать что-то. Психика объявляется фактором, определяющим развитие общества. Все правовые переживания делятся на два вида: переживания позитивного (установленного государством) и интуитивного (лично-автономного) права. Интуитивное право в отличие от позитивного выступает настоящим регулятором поведения и рассматривается как действительное право. Несомненно, учтены психологические аспекты права, роль правосознания в правовом регулировании и недооцениваются формально-юридические аспекты права. Большое влияние оказала данная теория на развитие уголовного права, уголовного процесса и на прикладные юридические науки (криминология, криминалистика, судебная психиатрия и др.).

Социологическая теория права. Под правом здесь понимаются, прежде всего, юридические действия, юридическая практика, применение права, правопорядок. Таким образом, право выступает как порядок общественных отношений, выраженный в деятельности субъектов правоотношений. Главное для данного направления — изучение реального правового порядка, а не предписаний, исходящих от юридической нормы, т.е. изучается, прежде всего «живое право». Право и закон здесь разделяются: если закон находится в сфере должного, то право — в сфере сущего. Формулируют «живое право», прежде всего, судьи в процессе юрисдикционной деятельности, они «наполняют» законы правом, вынося соответствующие решения. Судьи здесь не связаны жестко с юридическими нормами и разрешают дела по «судейскому усмотрению».

В понятие права включаются такие правовые элементы, как правоотношения, правосознание, субъективные права. Источником и целью права признаются общественные отношения, соответствующие естественно-правовым принципам справедливости.

2. Парламентская республика.

Форма правления характеризует способ организации государственной власти, включающий порядок образования и деятельности высших и местных государственных органов, порядок взаимоотношений их друг с другом и с населением. Формы правления в значительной мере различаются в зависимости от того, осуществляется ли власть одним лицом или же она принадлежит коллективному выборному органу. В первом случае, согласно сложившемуся представлению, имеет место монархическая форма правления; во втором – республиканская.

При монархической форме правления источником власти и ее носителем является монарх. При республиканской источником власти объявляется народ, а ее носителем – выборные государственные органы.

Республика — это такая форма правления, при которой верховная власть осуществляется выборными органами, избираемыми населением на определенный срок Общими признаками республиканской формы правления являются:

— существование единоличного и коллегиального главы государства;

— выборность на определенный срок главы государства и других верховных органов государственной власти;

— осуществление государственной власти не по своему велению, а по поручению народа;

— юридическая ответственность главы государства в случаях, предусмотренных законом;

— обязательность решений верховной государственной власти.

Насчитывается несколько основных разновидностей республиканского правления. В свою очередь они делятся по форме государственного устройства на:

— парламентские

— президентские

Парламентская республика — разновидность современной формы государственного правления, при которой верховная роль в организации государственной жизни принадлежит парламенту. В такой республике правительство формируется парламентским путем из числа депутатов, принадлежащих к тем партиям, которые располагают большинством голосов в парламенте. Правительство несет коллективную ответственность перед парламентом о своей деятельности. Оно остается до тех пор у власти, пока в парламенте они обладают большинством. В случае утраты доверия большинство членов парламента правительство либо уходит в отставку, либо через главу государства добивается роспуска парламента и назначения досрочных парламентских выборов.

Глава государства в парламентарной республике обладает полномочиями: обнародует законы, издает декреты, назначает главу правительства, является верховным главнокомандующим вооруженными силами и т.д. Глава правительства (премьер-министр, председатель совета министров, канцлер) назначается, как правило, президентом. Он формирует возглавляемое им правительство, которое осуществляет верховную исполнительную власть и отвечает за свою деятельность перед парламентом. Главной функцией парламента является законодательная деятельность и контроль за исполнительной властью. Парламент обладает важными финансовыми полномочиями, поскольку он разрабатывает и принимает государственный бюджет, определяет перспективы развития социально-экономического развития страны, решает основные вопросы внешней, в том числе оборонной политики. Парламентарная форма республиканского правления представляет собой такую структуру высших органов государственной власти, которая реально обеспечивает демократизм общественной жизни, свободу личности, создает справедливые условия человеческого общежития, основанные на началах правовой законности. К парламентарным республикам можно отнести ФРГ, Италию (по конституции 1947 годка), Австрию, Швейцарию, Исландию, Ирландию, Индию и др.

В настоящее время нередки случаи, когда практически утратились различия между монархией и республикой (по своему характеру монархии в Великобритании или Японии мало чем отличаются от республик Франции или Италии). Говоря о смешанных и «гибридных” формах правления, отмечаем тот факт, что утрачивается жесткость существующих классификаций и по юр-им признакам: соединяются черты республики и монархии, абсолютной и конституционной монархии, президентской и парламентской республики. Создание смешанных и «гибридных” форм улучшает взаимодействие органов гос-ва, хотя это происходит либо за счет уменьшения роли парламента, либо за счет сокращения полномочий президента, либо путем установления подчинения правительства одновременно к парламенту и президенту, что создает известную неопределенность в его положении.

Россия — демократическая федеративная президентско-парламентская республика с широкими полномочиями президента.

Главой государства является Президент России, избираемый всенародным голосованием сроком на 6 лет (до 31 декабря 2008 года — на 4 года). Согласно действующей Конституции, он обладает рядом важнейших полномочий: руководит внешней политикой, является Верховным главнокомандующим Вооружёнными силами, назначает с согласия Государственной думы Председателя правительства, принимает решение об отставке Правительства. По предложению Председателя правительства назначает на должности заместителей Председателя правительства и федеральных министров, а также освобождает их от должности. Президент возглавляет Совет безопасности, назначает и освобождает от должности командование Вооружёнными силами. Обладает правом предлагать на рассмотрение Государственной думы кандидатуры на должность председателя Центрального банка (не входящего в состав Правительства). В случае агрессии или непосредственной угрозы агрессии Президент имеет право объявить военное положение на всей территории страны или на отдельных территориях, но при этом обязан незамедлительно известить о своём решении Федеральное собрание. Обладает правом издания указов, обязательных для исполнения на всей территории России (указы не должны противоречить федеральным законам). Обладает также целым рядом других полномочий.

Президент может быть отрешён от должности Советом федерации при условии выдвижения Государственной думой обвинения в государственной измене или совершения иного тяжкого преступления и наличия положительных заключений Верховного и Конституционного судов.

Законодательную власть осуществляет Федеральное собрание — парламент, состоящий из верхней (Совета федерации) и нижней (Государственной думы) палат.

Исполнительную власть осуществляет Правительство. Система федеральных органов исполнительной власти включает федеральные министерства, федеральные службы и федеральные агентства.

Судебную власть осуществляют суды: Конституционный суд, суды общей юрисдикции во главе с Верховным судом и арбитражные суды во главе с Высшим арбитражным судом. В субъектах Российской Федерации действуют конституционные (уставные) суды. В судебную систему субъектов федерации входят также мировые судьи.

Правопонимание — совокупность научных знаний, учений, концепций, школ, направлений, течений, взглядов, суждений по проблемам определения понятия права.

Теория государства и правопонимание. Понятие государства в различных версиях правопонимания. Политическая теория государства. Социологическая теория государства. Юридическая теория государства.

Рассказываю про все школы права + привожу определение государства с позиции этой школы

Привести описательное и объяснительное определение государства из лекции 4.

1. Естественно-правовая школа (юснатурализм).

Государство – политическая организация общества, которая дарует волеустановленное, позитивное право.

2. Историческая школа.

Государство – политическая организация общества, в котором существует право – продукт развития народного духа, который выражается в обычаях, независимо от воли людей.

3. Юридический позитивизм (легизм).

Государство – политическая организация общества, которая устанавливает и санкционирует право, появление которого связано только с волей государства.

4. Нормативизм.

Государство – политическая организация общества, которая устанавливает и санкционирует право – совокупность иерархически построенных норм, каждая из которых имеет в качестве своего основания вышестоящую норму.

5. Материалистическая (марксистская, диалектико-материалистическая) школа права.

Государство – особый аппарат управления и принуждения, который умеряет межклассовое противоречие, а с другой стороны – обеспечивает реализацию интересов наиболее сильного экономически господствующего класса, т.е. собственников средств производства.

6. Социологическая школа права.

Государство – политическая организация общества, которая поддерживает реально существующий правопорядок (реальное поведение субъектов права).

7. Психологическая школа права.

Государство – политическая организация общества, которое создаёт позитивное право, т.е. право установленное государством, волей законодателя, отличающееся от интуитивного права (совокупность особого рода эмоций, которые переживает человек).

Современные теории государства. Государство как политическая корпорация граждан. Государство как политико-правовой институт.

СМ тетрадь +

Ранее уже рассматривались некоторые теории, но они касались вопросов происхождения государства как явления. Современные теории государства — это современные взгляды на сущность государства, на его место и назначение в обществе, на закономерности его перспективного развития. Сутью наиболее значимых из них являются:

Существует множество теорий о государстве, раскрывающих его сущность, цели и задачи, методы его деятельности, пути и перспективы развития. Наиболее распространенные: теория элит, теория технократии, теория плюралистической демократии, теория государства всеобщего благоденствия, теория конвергенции, теория правового государства.

Теория элит сформировалась в начале XX в. в работах В. Парето, Г. Моски, получила дальнейшее развитие в середине XX в. в трудах Х. Лассуэла, Д. Сартори, Т. Дая и других ученых.

Смысл теории состоит в том, что народные массы не способны управлять государством. Обществом управляет элита. Элиты формируются по различным основаниям: происхождению, образованию, опыту и т. п.

Современные сторонники теории элит считают, что в обществе существует несколько элит, между которыми идет борьба за власть. Элита, пришедшая к власти, реализует свой потенциал и вытесняется следующей через избирательную систему. Таким образом, народ, делая выбор между элитами, оказывает своё влияние на политику.

Несмотря на принижение роли широких народных масс, эта теория отражает реально существующее положение в обществе. Реализация власти практически всегда осуществляется через весьма ограниченный круг людей – депутатов, государственных служащих и т. д. Однако от уровня политической активности масс зависит социальная направленность деятельности государственного аппарата. Именно это обстоятельство не учитывает теория элит.

Теория технократии получила широкое распространение во второй половине ХХ в. Авторы Т. Веблен, Д. Барн-хейм, Г. Саймон, Д. Белл. Она, по сути, представляет собой интерпретацию теории элит. По мнению её сторонников, управлять обществом должны специалисты – управленцы, менеджеры. Только они способны правильно определить действительные потребности общества, оптимальные пути его развития, необходимые средства. В результате управление становится научным и обеспечивает прогрессивное развитие общества.

Отражая современные потребности общества, эта теория имеет те же слабые стороны, что и теория элит.

Теория плюралистической демократии появилась в XX в. Авторы Г. Ласки, М. Дюверже, Р. Дарендорф, Р. Даль. Теория основывается на том, что общество утратило классовый характер. Оно представляет собой совокупность множества социальных групп (страт). Эти группы образуются по различным признакам. На их основе создаются различные политические и общественные организации, включающиеся в политическую систему общества. Таким образом, государство становится выразителем воли, интересов всего общества.

Положительная сторона теории заключается в её демократическом характере. Однако теория не учитывает, что между различными социальными группами, как правило, существуют серьезные противоречия, да и возможности влияния на политическую жизнь у них различные.

Теория государства всеобщего благоденствия (социального государства) возникла во второй половине XX в. Её суть заключается в том, что государство стало надклассовым, выражает интересы всех слоёв населения, обеспечивает благоденствие всех.

Достоинства теории заключаются в том, что она обосновывает приоритет общечеловеческих ценностей. Однако она также не учитывает, что в обществе существуют группы людей, различающиеся по уровню благосостояния, отношению к средствам производства и способам распределения материальных благ.

Теория конвергенции появилась в середине XX в. Сторонники этой теории видели достоинства и недостатки как в капиталистической, так и в социалистической системах. По их мнению, в результате заимствования лучших качеств друг у друга произойдет сближение и в перспективе создание «постиндустриального государства», которое и будет государством «всеобщего благоденствия».

Многие положения этой теории находят подтверждение в современный период.

Теория правового государства основывается на приоритете права в общественной жизни.

— марксистко-ленинская теория (историко-материалистическая) основывается на том, что государство выступает орудием власти экономически господствующего класса и после создания коммунистического общества оно исчезнет, растворившись в общественном самоуправлении.

Существование множества теорий государства свидетельствует о сложности и многосторонности такого сложного общественно-политического явления, каким является государство. Корпорация граждан. Государство как политико-правовой институт.

«Корпорация» — это предприятие, объединение, организация во главе которого стоит директор (менеджер), управляющий им сообразно воле избравшего его собрания акционеров; устойчивые образования в обществе, выделяемые, как правило, по профессиональному признаку.

Корпоративное государство — это особая политическая организация общества, где функции государственного управления принадлежат ведущим корпорациям (финансово-промышленным, социально-политическим и др.).

Признаки корпоративного государства:

— сословие-корпоративная структура общества, т.е. превращение граждан в акционеров (совладельцев) государства, а, следовательно, и в реальных носителей наивысшей власти;

— независимость граждан и гражданских институтов от государства как основа политической системы корпоративного общества;

— паритетное участие в принятии оптимальных решений по общим проблемам гражданского сообщества и корпоративного государства;

— делегирование власти государством корпорациям отдельных своих управленческих функций;

— преобразование государства из института регламентации политических прав общества в институт обеспечения, прежде всего, социально- экономических прав граждан;

— трансформация традиционного общества с антагонистическими классами в моноклассовое общество собственников корпоративного государства;

— социальная стабильность как следствие экономического единства граждан;

— трансформация избирательных прав граждан, а также их гипотетических имущественных прав на общенациональную собственность в имущественные и личные неимущественные права граждан-акционеров государства;

— обеспечение высокой степени демократичности общества за счет повышения степени публичности власти, обусловленного трансформацией органов власти традиционного государства в органы гражданского самоуправления, а также полной свободой граждан в выборе функциональных обязанностей и прав подотчетной им иерархии органов гражданского самоуправления;

— замена обязанности граждан выплачивать государству налоги на обязанность государства выплачивать своим гражданам-акционерам дивиденды в размере определенного социального минимума;

— мотивация общественно-политической активности общества за счет выплаты дивидендов лишь участвующим в управлении своим государством гражданам-акционерам; непосредственной зависимости размера получаемых ими государственных дивидендов от эффективности его работы:

— обеспечение государством всеобщей занятости граждан благодаря возможности их постоянной работы акционерами государства;

— обеспечение материальной заинтересованности высших руководителей в эффективной работе органов управления государством.

………………

Государство – это политико-правовой институт, а точнее система особого типа социальных институтов, образующих организацию политической власти. Как политико-правовой институт, государство не тождественно обществу в целом, а представляет собой организованную группу людей, осуществляющую от имени общества публичную власть и управление людьми.

ДАТЬ ОПРЕДЕЛЕНИЕ!!!!!!

Государство — основной институт власти в политической системе конкретного общества, совокупность учреждений и организаций, обладающих верховной властью на определенной территории. Предшественниками государства были различные формы социальной саморегуляции и самоорганизации людей — традиции, нормы, обычаи, родо- и племенные образования, характерные для первобытно-общинного строя.

14. Формационный и цивилизационный подходы к типологии государства: формационно-стадиальная типология и цивилизационно-циклическая типология. Достоинства и недостатки формационного и цивилизационного подхода к типологии государства.

СМ ТЕТРАДЬ (Лекция № 5) +

В цивилизационном подходе выделяют следующие типы государств:

  • Первичные и вторичные цивилизации. Государство первичной цивилизации всесильно, обеспечивает экономическое развитие, тесно связано с религией (японская, сиамская цивилизации). Государство вторичной цивилизации, наоборот, меньше влияет на экономику, отделено от религии и культуры (восточноевропейская, североамериканская цивилизации);

  • Аграрная (традиционалистская) и техногенная цивилизации. Общественная жизнь аграрных цивилизаций не расчленена на сферы, государство и право развивается медленно (Древний Египет, Вавилон, Индия). Техногенная цивилизация основана на научно-техническом прогрессе, развитии экономики, науки, образования, характеризуется высоким уровнем жизни.

В своем развитии цивилизации проходят несколько этапов:

    1. локальные цивилизации, каждая из которых имеет свою совокупность взаимосвязанных социальных институтов, включая государство (древнеегипетская, шумерская, индская, эгейская и др.);

    2. особенные цивилизации (индийская, китайская, западно-европейская, восточно-европейская, исламская и др.) с соответствующими типами государств;

    3. современная цивилизация с ее государственностью, которая в настоящее время только складывается и для которой характерно совместное существование традиционных и современных социально-политических структур.

Достоинства цивилизационной типологии:

1) определены духовные факторы как существенные в тех или иных конкретно-исторических условиях (ведь не случайно выделяют религиозный и национальный подходы к сущности государства);

2) в связи с расширением диапазона духовных критериев, которые характеризуют именно особенности тех или иных цивилизаций, получается более заземленная (географически адресная) типология государств.

Недостатки:

1) недооцениваются социально-экономические факторы, которые зачастую определяют политику конкретной страны;

2) выделяя большое количество идеально-духовных факторов в качестве признаков цивилизаций, авторы, по сути дела (вольно или невольно), дали типологию не столько государства, сколько общества. Государство — только политическая часть общества, которая имеет свою природу и характеризуется собственными параметрами, не совпадающими с критериями общества как более широкого и объемного понятия.

Добавить комментарий