Кп как отрасль права

⇐ ПредыдущаяСтр 3 из 15

Лекция №1.

Конституционное право как отрасль российского права.

План темы:

1. Понятие КП как отрасли права и его место в системе РП.

2. Предмет КП.

3. Метод конституционно-правового регулирования (КПР)

4. Конституционно-правовые нормы (КПН)

5. Конституционно-правовые отношения (КПО)

6. Система КП. Подотрасли КП и конституционно- правовые институты (КПИ)

Литература по теме:

1. Тихомиров Ю. А. Конституционное право: уроки прошлого и взгляд в будущее // правоведение. 1992. №6.

2. И т.д.

I. Значение термина:

Конституционное право как юридическая наука (в учебнике);

КП как учебная дисциплина;

КП как отрасль права.

Как наука КП – система научных знаний об отрасли КП. В одиночку изучить все области науки КП невозможно.

Как учебная дисциплина КП – вспомогательная часть юридической науки КП, содержащая материал для эффективно овладения студентами сведений, составляющих основное содержание предмета отрасли КП.

Признаки КП как отрасли:

1. Ядро всей системы права, занимает ведущее положение во всей системе права.

2. КП охватывает своим регулированием такие общественные отношения, которые имеют важнейшее значение для общества и государства в целом.

3. КП содержит правовой материал, являющийся исходным при формировании юридических режимов всех остальных отраслей права. Любая отрасль при формировании юридического режима исходит из конституционных принципов.

4. КП имеет системообразующее значение в рамках российского права.

5. Центральное место КП в системе российского права носит объективный характер, обусловленный наличием большой группы общественных отношений, которые никакая другая отрасль права регулировать не может.

Как отрасль права КП – совокупность конституционно-правовых норм, регламентирующих конституционно-правовые отношения.

II. Предмет КП

Слишком широкая т. з.:Проф. В. Ф. Коток считал, что предмет КП — общественные отношения, определяющие основные черты социально-экономической системы и политической организации общества и выражающие суверенитет народа и суверенность нации.

Слишком узкая т.з.: Проф. А. И. Лепешкин считал, что предмет КП – общественные отношения, возникающие в сфере установления политических форм организации государственной власти.

Предмет КП:

А. Основы конституционного строя

Б. Основы правового положения личности

В. Территориальная организация государства

Г. Система органов в государстве.

Двуединство регулирования: основы и подробности. КП включает в себя основы.

Таким образом, предмет КП – объединенные четыре его элемента – из этого следует исходить при определении.

III. Метод КПР

Метод конституционно-правового регулирования представляет собой совокупность приемов и способов правового регулирования общественных отношений, составляющих предмет КП. Отвечает на вопрос «КАК?».

Особенности метода КПР:

1. С помощью КПР закрепляются главные, коренные принципы, определяющие развитие политической, социальной, экономической, духовной жизни общества.

2. На основе использования метода КПР защита общественных интересов обеспечивается на максимально высоком уровне.

3. Общественные отношения, составляющие предмет КП, закрепляются в наиболее обобщенном виде.

4. Целостное регулирование КПО (в то время, как другие отрасли регулируют лишь отдельные стороны общественной жизни).

5. Сочетание непосредственного, прямого регулирования КПО с опосредованным действием КПН. Начала в конституции – подробности в остальных законах.

IV. Конституционно-правовые нормы не отделяются от юридических норм – это юридические нормы, регулирующие КПО. Как и другие нормы они исходят из государства, но имеют неповторимые особенности.

Их особенности:

1. Конституционный характер (учредительные, первичные, важнейшие);

2. Определенный характер (более высокая юридическая сила, опорный характер);

3. Программный характер (имеют фиктивный характер: правовое государство, социальное государство – показывают, к чему следует стремиться);

4. Структурные особенности: для Конституции – преобладание только диспозиций (констатация факта – Москва – столица, Президент — Главкомверх), иногда — наличие скрытых гипотез; также нельзя утверждать об отсутствии санкции: отрешение от должности Президента.

Виды КПН: СМОТРЕТЬ ПО УЧЕБНИКУ – ВЗЯТЬ РАЗНЫЕ КРИТЕРИИ.

V. Конституционно-правовые отношения (КПО) – общественные отношения, регулируемые КПН.

Структура КПО: СОДЕРЖАНИЕ, СУБЪЕКТЫ, ОБЪЕКТЫ.

1. Содержание – права и обязанности их участников.

2. Субъекты КПО – участники КПО: Народ РФ, нации и национальные группы, субъекты РФ, административно-территориальные единицы, государственные органы, должностные лица, общественные объединения, физические лица, иностранные государства…

3. Объекты КПО – предметы или объекты реальной действительности, по поводу которых субъекты вступают в правоотношения: государственная территория, материальные ценности, поведение людей (права, свободы, обязанности), личные неимущественные права (честь, достоинство, действия государственных органов), иные объекты.

VI. Система КП. Подотрасли и правовые институты.

Система КП представляет собой научно обоснованное и последовательное распределение КПН на определенные группы.

Профессор А. Н. Кокотов:

Система КП: а. Государственное право в единстве с муниципальным правом (сопоставить государственное и конституционное право)
б. Гражданско-публичное право (новый термин)

Государственное право: а. Парламентское право
б. Право верховного управления
в. Избирательное право и право референдумов
г. Конституционно-судебное право
д. Прокурорско-надзорное право
е. КПИ государственно-территориального устройства.

Гражданско-публичное право (попарно в корреляции, так как одно порождает другое):
а. КПИ гражданства, статуса иностранных граждан и лиц без гражданства
б. Право социальных общностей (народов, этносов, меньшинств)

в. Право общественных объединений и политических партий
г. Внутриорганизационное право общественных объединений
д. конфессионально-публичное право
е. церковное право
ж. право СМИ
з. другие институты

Недостатки:

1) Разделение конституционного и государственного права;

2) Вольное обращение с понятием права. Только три группы норм в КП с потенциалом к «отпочковыванию».

Профессор Саликов М. С.:

Подотрасли Конституционного права:

1. Избирательное право

2. Парламентское право

3. Конституционно-судебное право

Конституционно-правовые институты:

А. КПИ Основ конституционного строя

Б. КПИ основных прав, свобод и обязанностей

В. КПИ гражданства

Г. КПИ статуса иностранных граждан и лиц без гражданства

Д. КПИ федеративного устройства

Е. КПИ президентства

Ж. КПИ исполнительной власти

З. КПИ судебной власти

И. КПИ основ местного самоуправления.

Лекция №2.

Источники конституционного права.

План темы:

1. Понятие и виды источников отрасли. Конституционные источники.

2. Законодательные источники

3. Подзаконные источники

4. Судебные источники

5. Договорные источники

6. Международные источники

7. Международные источники

8. Локальные источники.

Литература:

1. Саликов М. С. Источники КП: проблемы структуризации и внутрисистемные противоречия….

I. Понятие и виды источников отрасли. Конституционные источники.

Система:

1. Законодательные

2. Конституционные

3. Подзаконные

4. Договорные

5. Судебные

6. Международные

7. Локальные (М/С)

Конституционные источники:

1. КРФ

2. Конституции (уставы) субъектов РФ (формальное) + способ принятия. Уставы принимаются представительными органами субъектов, конституции – как угодно.

II. Законодательные источники:

a. Законы о поправках к КРФ (ЗОП)

b. ФКЗ

c. ФЗ

d. Законы СССР и РСФСР

e. Региональные законы (РЗ)

f. РЗ о поправкам к конституциям (уставам) субъектов РФ.

Отличие ФКЗ от ФЗ:

1. Более высокая юридическая сила ФКЗ (ч.3 ст.76 КРФ);

2. Принимаются по более сложной процедуре (ч.2 ст.108 КРФ) – именно квалифицированное большинство в парламенте.

3. Принимаются только по вопросам, предусмотренным в КРФ (ч.1 ст.8 КРФ);

4. Президент РФ не вправе применить по отношению к ФКЗ право вето – квалифицированное большинство изначально предполагает отсутствие претензий парламента (ч.3 ст.107).

Действующие ФКЗ:

· О референдуме

· О государственном гербе РФ

· О государственном флаге

· О чрезвычайном положении

· И т. д.

· Нет законов о порядке изменения статуса субъектов РФ

Декларации (носят декларативный характер, провозглашая общие принципы):

· О государственном суверенитете РСФСР от 12.06.1990;

· О языках народов России от 25.10.1991;

· Декларация прав и свобод человека и гражданина от 22.11.1991.

Подзаконные источники:

· Федеральные:

o Нормативные указы и распоряжения Президента РФ

o Постановления правительства РФ

o Акты федеральных органов исполнительной власти

· Региональные:

o Акты высших должностных лиц субъектов РФ

o Акты высших органов исполнительной власти субъектов РФ

o Акты иных ОИФ субъектов РФ (департаментов, управлений).

В законах нередко встречаются отсылки ПК подзаконным актам – для подробного регулирования.

Судебные источники:

· Федеральные решения КС РФ(только постановления – итоговые решения – около двух десятков в год, а также позитивно-отказные определения)

· Региональные решения КУСов субъектов РФ.

· Постановления пленумов ВС и ВАС – прежде всего разъяснение смысла и процессуального порядка применения норм. Эти рекомендации для судов общей юрисдикции – ориентир.

Договорные источники:

· Внутригосударственные договоры:

o Вертикальные договоры и соглашения (между федеральными и региональными органами власти) – прежде всего – о разграничении полномочий между органами: яркий пример – федеративный договор (было три типа в соответствии с тремя типами субъектов: края, города федерального значения, автономные округа и области). В рамках становления новой власти и слабости центра принятие федеративных договоров приводит к дискредитации центрального законодательства. Впоследствии: договоры о прекращении действия договоров и о разграничении предметов ведения и полномочий между органами РФ и органами государственной власти субъектов РФ.

o Горизонтальные договоры и соглашения: договоры между самими субъектами РФ.

Международные источники (ч.4 ст.15) — три вида:

Общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры РФ являются составной частью ее правовой системы. Если международным договором РФ установлены иные правила, чем предусмотрено законом, то применяются правила международного договора.

Постановление Пленума ВС РФ «О применении судами общей юрисдикции общепризнанных принципов и норм международного права и международных договоров РФ» от 10.10.03.

Под общепризнанными принципами МП следует понимать основополагающие императивные нормы МП, принимаемые и признаваемые международным сообществом государств в целом, отклонение от которых недопустимо.

К общепризнанным принципам МП, в частности, относятся принцип всеобщего уважения прав человека и принцип добросовестного выполнения международных обязательств

Под общепризнанной нормой МП следует понимать правило поведения, принимаемое и признаваемое международным сообществом государств в целом в качестве юридически обязательного.

Содержание общепризнанных норм и принципов МП может раскрываться, в частности, в документах ООН…

МД могут заключаться от имени:

· РФ (межгосударственные)

· Правительства РФ (межправительственные)

· ФОИВ (межведомственные).

Примеры МД РФ (универсальные, прежде всего):

· Всеобщая Декларация правы человека от 10.12.48г.

· Европейская Конвенция о защите прав человека и основных свобод от 04.11.50г. и протоколы к ней – самый мощный акт, действие которого подкрепляется страсбургским судом.

· Международный пакт о гражданских и политических правах от 19.12.66г.

· Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах от 19.12.66г.

Локальные источники КП – нормативные акты (НА) органов местного самоуправления (ОМС), регулирующие КПО. Примеры: Уставы муниципальных образований (МО), положения об ОМС, их стьруктурных подразделениях, акты, раширяющие права и свободы граждан на соответствующей территории…

В учебнике подробней.

Лекция №3.

Конституция РФ.

Вопросы к теме:

1. Общее учение о Конституции;

2. Развитие российского конституционного законодательства,

3. КРФ 1993 года. Принципы и юридические свойства КРФ. Структура КРФ;

4. Порядок внесения конституционных поправок и пересмотра КРФ;

5. Реализация КРФ;

6. Толкование КРФ. Анализ решений КС РФ по делам о толковании ст.136 и ч.2. ст.157 КРФ.

Нормативные акты:

1. КРФ

2. ФЗ «О порядке внесения поправок…».

3. Постановление Пленума ВС «О некоторых вопросах применения судами»

4. По делу о толковании…

5. (из УМК)

Литература:

1. Авакьян: Конституция России: природа, эволюция, современность

2. Саликов М.С. «Толкование и применение…»

3. Златопольский….

4. (из УМК)

I. Общее учение о Конституции.

Constitutio (лат.) – установление, устройство. Термин применялся в Древнем Риме для обозначения одного из видов актов. В средние века оформлял феодальные вольности.

Первая конституция в мире (в современном понимании) – Конституция США 1787г.

Европейские конституции: Франция и Польша 1791г.

Сущность Конституции. Основные подходы:

· Классово-политический (Лассаль-Ленин): «Конституция является действительным отношением общественных сил страны». По Ленину ее сущность проявляется в закреплении действительного соотношения сил в классовой борьбе.

· Рационалистический Основная роль Конституции состоит в регулировании общественных отношений. Конституция – юридический документ, основной закон страны.

Конкретно-историческая ситуация. Предпосылки появления Конституции:

v Смена общественно-экономических формаций (феодальный и буржуазный строй);

v Стремление буржуазии закрепить завоеванную власть, в том числе правовыми средствами;

v Необходимость своеобразной фиксации ухода в историю старой формы правления – монархии и прихода новой – республики.

· Необходимость закрепления нового положения личности – гражданина.

· Необходимость закрепления обретенных прав и свобод;

· Необходимость изобретения нового типа юридического документа, которому бы подчинялись все, включая государство, его органы.

ü Нужен новый тип закона – «суперзакон», «закон законов», «Основной Закон».

Одно из определений: Конституция – основной закон, выражающий волю и интересы народа и закрепляющий важнейшие начала организации государственных и общественных институтов.

Способы принятие конституции:

· Референдум

· Парламент (в рамках безальтернативного, недемократического выбора парламента в СССР этот способ не был демократическим)

· Специальным органом (Федеральный конвент США, учредительное собрание во Франции, в Италии)

· Октроирование, «дарование» (единоличным актом органа исполнительной власти – монархом, президентом…)

· Смешанный способ (принятие парламентом и референдумом, специальным органом и референдумом)

Способы отмены действия Конституций:

· Принятие новой Конституции (ординарный)

· Ликвидация Конституции в результате государственного переворота

Виды конституций:

· По характеру внесения изменения:

o Гибкие

o Жесткие (изменить сложнее, чем закон)

· По характеру закрепления документа:

o Писаные

o Неписаные (совокупность различных документов)

· По реальности закрепленных и регулируемых отношений:

o Юридические (нормативные)

o Фиктивные (декларативные)

· По форме государственного устройства:

o Федеративные

o Унитарные

· По характеристике территории, на которой принят:

o Общенациональные

o Региональные

· По принявшему субъекту:

o Народные

o Октроированные.

Функции Конституции (по С. А. Авакьяну):

· Учредительная

· Организационная

· Внешнеполитическая

· Идеологическая

· Юридическая

Функции Конституции (по М. В. Баглаю):

· Континуитет (преемственность государственной власти);

· Противодействие радикализму, планам революционного переустройства общества;

· Обеспечение единства и неделимости государства.

Функции Конституции (по М. И. Кукушкину):

· Носитель конституционно-правовых идей

· Форма выражения норм КП

Функции Конституции (по А. Н. Кокотову):

· Учредительная

· Регулятивная

· Духовно-мировоззренческая

· Обеспечение общественной устойчивости

· Соединение традиций и модернизации

· Стратегическое целеполагание

· Систематизация законодательства, права.

II. Развитие российского конституционного законодательства,

В истории: Пестелевская «Русская правда», Конституция Никиты Муравьева.

Эволюция российского конституционного законодательства:

1. До 1918 года – не было акта с таким наименованием

a. Основные государственные законы

b. Манифест 17 октября 1905 года

c. Акты Временного правительства

d. Первые акты советского правительства

2. 1918-1925 – принятие первой Конституции РСФСР, первой Конституции СССР.

10.07.1918 – Съезд советов, ВЦИК, Президиум ВЦИКа, СНК.

4. 1937-1978 – принятие второй Конституции РСФСР (21.01.1937) на основе второй Конституции СССР, принятие третьей Конституции СССР. Полностью Сталинская Конституция. Большой шаг вперед. Расширение социальной базы – власть всем трудящимся. Унификация системы органов власти: формальное разделение властей – Совет министров, Верховный Совет, Верховный Суд – фактически обслуживали властную партийную верхушку.
Всеобщие, равные, тайные, прямые выборы. Однако нет альтернативы.

5. 1978-1989 – период принятия четвертой Конституции РСФСР на основе третьей Конституции СССР, период «слома». Конституционная комиссия создана еще в 1962 году, есть влияние хрущевской «Оттепели». Вся власть принадлежит народу. Советы депутатов трудящихся стали называться советами народных депутатов. В основы перенесена руководящая и направляющая роль партии. Формально жесткая, по сути – гибкая. Но она не работает. Для воплощения нормы на практике нужен соответствующий закон.

Общее для всех советских конституций – декларативный характер.

6. 1989-1993 – «слома». Внесение поправок в Конституцию 1978 года. Многопартийность, политический плюрализм, запрет единой государственной идеологии. Возвращение к системе съездов (но не советов, а народных депутатов) – неработоспособные органы, но из них выделяется ВС – постоянно действующий орган. Появляются президенты. Появляется частная собственность. Появляется Конституционный суд РСФСР. Принятие Конституции 12.12.1993.

7. После 1993 – развитие положений Конституции 1993 года.

III. КРФ 1993 года. Принципы и юридические свойства КРФ. Структура КРФ;

Черты Конституции по Н. А. Михалевой (много недостатков):

Легитимность

Итоговый характер предписаний

Перспективность

Реальность

Верховенство

Стабильность

Фундамент системы права

Принципы Конституции:

· По Ю.А. Тихомирову (20)

· По Н. А. Михалевой (8)

· По М. С. Саликову (5):

o Принцип народовластия (народного суверенитета);

o Принцип разделения властей;

o Принцип республиканской формы правления;

o Принцип приоритета прав человека;

o Принцип федеративного государственного устройства.

Тема 1. Вводная лекция.

Вопросы:

1. Конституционное право как отрасль права, наука и учебная дисциплина.

2. Предмет, объект и методы изучения КП.

3. Конституционно-правовые нормы и институты.

4. Конституционно-правовые отношения и их субъекты.

5. История КП в РФ.

6. Источники КП, его роль и место.

7. Правила, по которым принималась Конституция РФ и проблемы КП на современном этапе.

Конституционное право как отрасль права, наука и учебная дисциплина.

КП в РФ выступает в 3х основных категориях: как отрасль права, наука и учебная дисциплина.

Как отрасль права она реально существует и возглавляет правовую систему РФ. Именно КП как отрасль является отраслеобразующей для всех остальных отраслей права.

Как наука КП исследует, проводит толкования и самосовершенствуется, тем самым приближая КП к более доступному его применению в жизни. В РФ этим занимается Конституционный суд РФ и Уставные суды субъектов, а также различные юридические, научно-исследовательские институты.

Как учебная дисциплина КП изучается на юридических факультетах ВУЗов и гуманитарных факультетах в качестве ознакомления с правом и Конституции РФ.

Предмет, объект и методы изучения КП.

КП это отрасль права, которую составляют правовые нормы, учреждающие определенную систему государственной власти, в целях соблюдения и охраны основных прав и свобод человека. Главной задачей КП является нахождение баланса между государством, властью, обществом и свободой человека и гражданина, наделяя последнего правами и обязанностями.

Предметом любой юридической дисциплины в целом является общественные отношения, урегулированные нормами права. Предметом КП будет специфический срез общественных отношений, складывающихся во всех сферах жизнедеятельности общества: политической, экономической, социальной и духовной. Основным предметом регулирования КП является отношения между человеком и государством (права и свободы человека); а так жевластиотношения (отношения межгосударственных органов и органов гос.власти.

Объектом КП является сама Конституция РФ и федеральные конституционные законы, которые дополняют и расширяют содержание конституции.

Методы: общенаучные и специальные.

Методы КП это совокупность приемов, средств, форм правового воздействия на общественные отношения и их участников (субъектов).

КП применяет так же и правовые методы при воздействии на общественные отношения: методы дозволения, запрещения, утверждения, декларации, постановительных и др.

Понятие КП как отрасли права.

Конституционное право — ведущая отрасль права России, представляющая собой совокупность правовых норм, закрепляющих и регулирующих общественные отношения, которые определяют организационное и функциональное единство общества:

— основы конституционного строя Российской Федерации,

— основы правового статуса человека и гражданина,

— федеративное устройство,

— систему государственной власти и систему местного самоуправления.

Предмет отрасли права — общественные отношения, регулируемые нормами отрасли права. Конституционное право регулирует отношения, складывающиеся практически во всех сферах жизнедеятельности общества: политической, экономической, социальной, духовной и пр. Другие же отрасли права воздействуют на общественные отношения в какой-либо одной области, или специфической сфере жизни. Конституционно-правовое регулирование общественных отношений в различных сферах жизни, охватываемых данной отраслью, неодинаково по своему объему.

К предмету конституционного права относится практически вся сфера общественных отношений, связанных с

— установлением правового статуса представительных, законодательных органов государственной власти, как федеральных, так и субъектов Российской Федерации.

— функционированием института главы государства — Президента Российской Федерации.

Касательно Правительства РФ, правительств и высших должностных лиц субъектов РФ — к предмету отрасли конституционного права относятся только те отношения, в которых выражаются конституционные основы, главные принципы, определяющие порядок формирования, статус исполнительных органов. Более детально – в административном праве.

Судебные органы – предмет КП включает только те отношения, в которых определяются основы системы судебных органов, принципы правосудия (кроме КС РФ, конституционных (уставных) судов субъектов, конституционное судопроизводство – полностью предмет КП). Детально – в процессуальном праве.Что касается органов местного самоуправления, то предмет конституционного права охватывает отношения, определяющие основы их правового статуса, главные принципы их организации и деятельности, взаимоотношений с органами государственной власти. В целом отношения, возникающие в сфере деятельности органов местного самоуправления, входят в предмет такой комплексной отрасли как муниципальное право.

Система конституционного права.

По содержанию, функциональному назначению можно выделить четыре основных группы таких отношений.

1) Общественные отношения, определяющие принципы, на которых основано устройство государства и общества – основы конституционного строя. В этих отношениях выражается прежде всего качественная характеристика государства: суверенитет, форма правления, форма государственного устройства, субъекты государственной власти и способы ее реализации, т.е. общие основы функционирования всей политической системы общества. Также эти отношения включают в себя установление допускаемых и охраняемых государством форм собственности, гарантий защиты прав собственников, способов хозяйственной деятельности, охраны труда, провозглашения определенной системы обеспечения социальных потребностей членов общества в области образования, культуры, науки, охраны природы, здоровья и т.п.

2) Единые основы правового статуса членов общества, принципы взаимосвязей между государством и гражданином — такие общественные отношения, которые определяют основы взаимоотношений человека с государством, т.е. главные принципы, характеризующие положение человека в обществе и государстве, гражданство, а также основные неотъемлемые права, свободы и обязанности человека и гражданина. Конституционные нормы, регулирующие эти отношения, закреплены в гл. 2 Конституции РФ «Права и свободы человека и гражданина».

3) Сфера отношений между Федерацией и ее субъектами. Урегулирование этих общественных отношений составляет важное условие обеспечения целостности и единства государства, обоснованного реальными потребностями разграничения предметов ведения и полномочий между Федерацией и ее субъектами. Нормы, регулирующие эти отношения, содержатся в гл. 3 Конституции России «Федеративное устройство».

4) Система государственной власти и система местного самоуправления.

Нормы конституционного права закрепляют основные принципы системы органов государственной власти и системы органов местного самоуправления: виды органов государственной власти, правовой статус главы государства, органов законодательной, исполнительной и судебной власти, порядок их образования, компетенцию, формы деятельности, издаваемые ими акты, систему органов местного самоуправления.

Приоритет.

Нормы института, который закрепляет основы конституционного строя, занимают первое место в системе данной отрасли, поскольку в них содержатся исходные начала правового регулирования, осуществляемого нормами других конституционно-правовых институтов.

На следующем месте стоит институт, устанавливающий основы правового статуса человека и гражданина, его права, свободы и обязанности. Место этого института обусловлено тем, что человек, его права и свободы признаются высшей ценностью в государстве и обществе, главной целью функционирования всех государственных и общественных структур.

Конституционно-правовой институт, нормы которого закрепляют федеративное устройство государства, создает предпосылки для организационного построения системы органов государственной власти. Нормы этого института устанавливают существующие в Российской Федерации национально-государственные и политико-территориальные образования, в соответствии с которыми строится система органов государства. Вот почему этот институт предшествует институту, закрепляющему систему органов государственной власти и систему органов местного самоуправления.

При характеристике системы конституционного права важное значение имеет вопрос о ее соотношении с системой конституции, являющейся основным источником отрасли. Это часть более общей проблемы — о соотношении системы права и системы законодательства. Они связаны между собой, но полностью не совпадают.

Система отрасли охватывает всю совокупность конституционно-правовых норм, а система конституции — лишь часть этих норм, составляющую основу всего конституционно-правового регулирования.

Место конституционного права в системе права Российской Федерации.

Как уже отмечалось, КП является ведущей отраслью в системе права Российской Федерации. КП устанавливает в правовой форме основополагающие принципы устройства общества и государства, определяет общие основы управления всеми общественными процессами, какой бы стороны жизни общества они ни касались.

Почти во всех отраслях российского права получают воплощение и конкретизацию закрепленные нормами конституционного права незыблемые, прирожденные права и свободы человека и гражданина, конституционно-правовой принцип: «Человек, его права и свободы являются высшей ценностью».

Для всех отраслей права исходными являются установленные нормами конституционного права принципы федеративного устройства государства, разграничения полномочий между органами Федерации и ее субъектов.

Все отрасли основываются на закрепленных конституционным правом принципах организации системы власти, компетенции и принципах деятельности всех органов государственной власти, выступающих субъектами соответствующих отраслевых правоотношений.

Роль конституционного права как ведущей отрасли права обусловлена и тем, что именно его нормами регулируется сам процесс создания права. Они определяют виды правовых актов, органов, их издающих, соотношение их юридической силы.

Нормы Конституции — основного источника конституционного права — являются исходными для всех отраслей права.

Все эти общие положения можно конкретизировать на примере соотношения конституционного права и ряда других отраслей права.

Конституционное право, как все право в целом, развивается и изменяется, отражая те процессы, которые происходят в социальной, политической, экономической жизни общества.

Стержневым направлением в формировании отрасли российского конституционного права явились разработка и принятие в 1993 году новой Конституции РФ.

Роль КП.

1) системообразующая. С КП начинается формирование всей системы национального права, всех отраслей

2) в демократическом государстве основная роль – это нахождение баланса между властью, необходимой для организации общества и свободой.

3) регулирует важнейшие общественные отношения во всех сферах общественной жизни: политической, экономической, социальной, духовной.

4) закрепляет основополагающие принципы национального права каждого гос-ва.

Термин «Конституция» — от лат. constitutio – устройство; это основ.закон гос-ва, определяющий обществ. и гос-ое уст-во, порядок и принципы образования органов власти, избирательную систему, основные права и обязанности граждан.

«Публичный» – от лат. publicus – общественный; публичное право/гос-ное – регулирует деятельность гос.органов, взаомоотношения между гражданами и властными структурами (деление права на публичное и частное – из римского права; совет.право такого деления не знало).

Термин «КП» м. рассм-ся в нескольких значениях:

— КП как отрасль права РФ как сов-ть опред.правовых норм, регулирующих опред.общ.отношения и действующих на тер-рии конкрет.гос-ва;

Соотношение понятий «КП» и «Гос.право»:

Отметим, что в качестве названия данная отрасль права как в нашей стране так и за рубежом исп-ся два термина: «КП» и «гос. право». В досоветской России, не имевшей К-ции как единого основного закона, употребляли понятие «гос.право» применительно к соответствующей отрасли внутреннего права. Термин «КП» исп-ся для наименования отрасли права иностран.держав, гос.строй кот-ых отличался началами разделения властей, прямого народоправства и народного представительства.

В советской правовой науке в отношении рассматриваемой отрасли сущ-ло лишь понятие «гос.право», что аргументировалось след.об.: гос-ву в обществе принадлежит главенствующая роль; гос.вл. распространяется на все общество, как на высшие, так и на местные уровни управления; кроме того, К-ция при тоталитаризме носила декларативный характер.

Начиная с 1990-х гг. рассматриваемая отрасль получила название «КП», хотя сей.исп-ся оба термина (сущ-т различ.трактовки данных определений: синонимы; «ГП» более широкое, чем «КП» и др.).

Однако большинство авторов считают термин «ГП» менее предпочтительным, т.к.: 1) многие граждане, не обладающие спец. юрид. знаниями, отождествляют ГР со всем внутригосударственным правом; 2) в последнее время отчетливо проявляется тенденция к расширению предмета гос.-прав. регулирования за счет включения в него отношений, связанных с формированием граждан. общества, ограждением его от чрезмерного вмешательства гос-ва. Во взаимоотношениях «гос-во — общество — человек» новая К-ция РФ главным ориентиром признает человека, его права и свободы, а общество рассматривает как основное звено между человеком и гос-вом; 3) во взаимоотношениях гос-во и право — приоритет за правом, т.к. закон в правовом гос-ве — в верховенстве.

Т.об., КП — особый качественный этап в развитии гос.права.

— КП как отрасль науч.знаний – сов-ть доктринальных исследований конституц.-прав.норм и отношений, включая опред-е основ.понятий, разработку принципов, концепций, теорий и приклад.аспектов правового регулирования общесв.отношений, явл-ся предметом КП (как наука появляется в России в дорев.период, однако новый виток развития после крушения советской тоталитарной системы – с 1990-х гг.);

— КП как учебная дисциплина (основывается на данных науки).

Правовая отрасль «Конституц. (гос-ное) право» занимает ведущее место в системе права РФ, т.к.

— основной источник КП — К-ция РФ – нормы кот-й явл-ся исходными, первичными по отношению к нормам всех др.отраслей права (имеют универсальное значение).

— нормы КП регулируют фундаментальные общ.отношения, обеспечивающие жизнедеятельность гос-ва и общества: нормы КП закрепляют форму гос-ва (правления, устройства, режим), принципы статуса человека и гражданина (права и обяз-ти), механизм осущ-ния гос-й и в целом публичной вл., каналы, обеспечивающие участие гражданина в осущ-ии гос.вл., взаимосвязь и соотношение разл.звеньев системы гос.вл. и органов МСУ;

— КП закрепляет основополагающие принципы гос.строя, устан-т систему органов гос.вл., наделяет их полномочиями и опред-т основ.напрвления их деятельности (все отрасли права основываются на закрепленных в КП принципах организации системы вл., компетенции и принципах деятельности гос.органов, кот-ые м.выступать субъектами разнообраз.правоотношений (админ-х, труд., гражд-х и т.д.));

— КП закрепляет основополагающие права и свободы человека и гражданина, реализация кот-х порождает правоотношения в др.отраслях права (во всех отраслях рос.права получают воплощение и конретизацию закрепленные в нормах КП естеств.права и свободы человека и гражданина, конституц.-прав.принцип «ч., его права и свободы – выс.цен-ть»);

— КП регулирует сам процесс правотворчества, тк КПН опред-т виды НПА, их юр. силу, органов, их издающих;

— глав.задача и смысл КП РФ – обеспеч-е баланса свободы народа и вл. гос-ва;

— специфика КП – его тесное переплетение с гос-но-политич.практикой.

Предмет права – обществ.отношения, на которые направлено правовое регулирование данной отрасли, т.е. предметом КП явл-ся сов-ть общ.отношений, регулируемых нормами КП.

КП призвано регулировать опред.обществ.отношения – конституц.-правовые – это особая сфера публич.отношений, прав.регулирование кот-х необходимо для формирования и обеспечения целостности общества как единой гос-но-организованной системы, состоящей из взаимосвязанных подсистем: эконом-й, соц-й, духовной и политич-й. Данное единство требует установления основополаг.принципов, на кот-х будет базироваться жизнедеятельность всего социума и его институтов, а также особого механизма, кот-й будет обеспечивать всестороннюю управляемость обществ.процессами через систему публич.вл. → обществ.отношения, посредством правового регулирования кот-х достигаются данные цели и составляют предмет КП.

Т.об., по сравнению с другими отраслями системы права эти отношения занимают особое место в обществе, государстве →

Ос-ти общ.отношений, регулируемых нормами КП:

— они складываются во всех сферах жизнедеятельности общества: политической, экономической, социальной, духовной (т.к. целостность и единство общества достигается путем функционирования соц.отношений различ. природы);

— но из всего обилия данных отношений к предмету КП относятся только те из них, кот-ые явл-ся базовыми для каждой соц. сферы и вместе образуют фундамент общества, опред-т его строение и принципы функционирования (т.е. они наиболее значимы и носят фундаментальный характер);

— они явл-ся системообразующими, обеспечивая единство и целостность общества.

Предмет КП охватывает следующие основные сферы общ.отношений (обладают относительной автономностью в рамках предмета отрасли):

— отношения, составляющие основы конституц. строя: это общ.отношения, опред-щие принципы, на кот-х основано устройство гос-ва и общества:

а) основы функционирования политич.системы общества (форма гос.устройства, правления, режим, суверенитет, субъекты гос.вл. и способы ее реализации);

б) основы функционирования эконом.системы общества (формы собственности, гос.защита прав собственников, способы и виды хоз.деятельности, разнообразие хозяйствующих субъектов, охрана труда и природы и т.д.);

а также обеспечение соц.потребностей граждан в области культуры, образования, здравоохранения и др.;

— образующие основы правового положения человека и гражданина: этообщ.отношения, опред-щие основы взаимоотношений гос-ва и гражданина, т.е. устанавливающие правовой статус членов общества (неотъемлимые права, свободы, обязанности, гражданство);

— вытекающие из федеративного устройства России: это отношения между Федерацией и ее субъектами (разграничение компетенций) (1993 г. – 83, 2008 г. – 84), урегулирование кот-х необходимо для обеспечения целостности и единства гос-ва;

— связанные с организацией и осуществлением гос.вл.: это публич.отношения, регулирующие деятельность органов гос.вл. и органов МСУ; нормы КП закрепляют основ.принципы функционирования вл.структур: разделение власти на ветви, виды гос.органов, правовой статус главы гос-ва, органов зак., исп. и суд. вл., порядок их образования, компетенция, формы деятельности, издаваемые ими акты, система органов МСУ = данной правовой регламентацией обеспечивается управление обществом.

Т.об. КП РФ – ведущая отрасль права России, сов-ть правовых норм, закрепляющих и регулирующих обществ. отношения, кот-ые опред-т организационное и функциональное единство, целостность общества: основы конституц.строя РФ, соновы правового статуса человека и гражданина, федератив.уствройство, система гос.вл. и система МСУ.

Метод КП – метод правового регулирования – это средство и способ юрид.воздействия на группу общ.отношений. Под методами КП понимается сов-ть приемов, средств, форм правового воздействия на регулируемые КП общ.отношения и их участников.

Методы конституц.-прав. регулирования разграничиваются в зависимости от характера содержащегося в КПН предписания на:

1) управомачивающий: наделение участников конст.-прав.отношений опред.правомочиями: управом.нормы КП закрепляют полномочия гос.органов, права субъектов Федерации и т.д. (ст. 73 К-ции РФ: вне пределов ведения РФ и полномочий РФ по предметам совместного ведения РФ и субъектов РФ субъекты РФ обладают всей полнотой гос.вл.; п. б. ст.83 К-ции – Президент имеет право председат-ть на заседаниях пр-ва);

2) метод обязывания: обязывающие нормы закрепляют обяз-ть субъекта действовать в соответствии с предписанием (кандидат обязан платить установленные законом налоги и сборы);

3) метод дозволения/ диспозитивный: предписания,сод-ся в данных нормах, разрешают субъекту права действовать по своему усмотрению (ст. 66 — по представлению законодат. и исп. органов автономной области, автономного округа м.б. принят ФЗ об автономной области, автономном округе); данный метод связан с управомачивающим, но предписания, содержащиеся в первом не управомачивают субъекта, не обязывают его действовать определенным способом, а разрешают самому действовать по собственному усмотрению.

4) метод запрещения /императивный : предписания запрещают субъекту права осущ-ть перечисленные в норме действия (ч. 5 ст. 13 К-ции РФ: запрет на создание и деятельность общ.объединений, направленных на насильствен.изменение основ гос-ва).

Принципы КП – это объектив. закономерности, лежащие в основе содержания и методов регулирования конституц.правоотношений. П-пы КП одновременно выступают принципами системы права в целом (законность, равноправие, справедливость, уважение прав и свобод человека, правосудие, право соц.свободы, демократизм, единство юр.прав и обяз-тей, взаимоответ-ть гос-ва и личности, юрид.отвественность, гласность, верховенство К-ции среди НПА и т.д.) →

с помощью конституц. регулирования закрепляются главные принципы и положения, определяющие развитие общества и государства, личности; обеспечивается защита интересов народа, личности на самом высоком юрид. уровне; закрепляются генеральные перспективы развития общества и государства.

3. Источники КП – внешняя форма выражения права; это НПА, сод-щие КПН (посредством чего они устанав-ся и получают юр.силу); (относятся только действующие НПА);

они многообразны, отличаются по форме: м.б. к-ции, декларации, уставы, законы, указы, регламеты, постановления, договоры;

имеют разл.юр.силу и вследствие этого делятся на виды:

1) источники общефедер.уровня (действующие на всей тер-рии РФ)

К-ция РФ – основ.источник отрасли КП, тк

— имеет выс.юр.силу (ст. 15 К-ции), прям.действие и применяется на всей тер-рии РФ, остальное зак-во не д.противеречить К-ции;

— устанав-т иерархию иных источников КП: опред-т виды источников КП федерального уровня (устанав-т наименование НПА, их юр.силу, порядок принятия, отмены и опубликования);

— установленный в ней нормы служат формой воплощения гос.воли, народ.воли (в ней опред-ся те цели, кот-ые ставит перед собой общество, а также принципы организации последнего и его жизнедеятельности);

— явл-ся актом наивыс. прав. и обществ.значения (ее нормы кас-ся кажд.гражданина, всех соц.субъектов)

→ К-ция РФ устан-т нормы, составляющие ядро отрасли КП, основу конституц.-прав.регулирования общ.отношений, входящих в ее предмет;

если, международ.дог-ром РФ установлены иные нормы, чем предусмотренные рос.зак-вом, то применяются правила международ.дог-ра;

их наличие в прав.системе России обусловлена процессами глобализации, при этом они не теряют своего международ.-прав.х-ра и не превращ-ся напрямую в состав.часть нац.внутр.права РФ);

вкл-т те межд.принципы и нормы, кот-ые напрямую относятся к предмету КП: связанные с проблемами прав и свобод человека и гражданина, с гражданством, реш-м ? о беженцах, устанав-м принципов отношений с ех.союз.республиками и т.д. (Дог-р о создании СНГ, Дог-р о создании Союз.гос-ва между РФ и Республикой Беларусь от 8 дек. 1999 г. );

* В ЕС на основании международ.лог-ров практически создано надконституционное/коммунитарное право , такая тенденция сей наметилась в СНГ;

ФКЗ в отличие от ФЗ не м.б. принят по любому актуальному ?, тк согласно ст. 108 К-ции РФ ФКЗ принимаются только по ?, непосред-но предусмотренным ею

о референдуме, «О Конституц.Суде РФ», о суд.системе РФ, о федеральных судах, о Пр-ве РФ, «Об Уполномоченном по правам человека в РФ», о военном и чрезвыч.положениях, о гос.символике, о порядке принятия в РФ нов.субъекта (уже приняты), предстоит принять – о Конституц.собрании, созыв кот-го предусмотрен ч. 2 ст. 132 К-ции (если предложение о пересмотре положений глав 1 (основы конституц.строя), 2 (прав.статус человека) и 9 (МСУ) будет поддержано 3/5 голосов от общ.числа членов СФ и депутатов ГД, то в соотвествии с ФКЗ созывается КС-е), т.е. их перечень не явл-ся закрытым (напр-р, сей – объединение нескольких субъектов РФ в 1: 2007 г. – Пермской обл. и Коми0Пермяцкого авт.округа, кот-е регул-ся новоизданным ФКЗ);

Также ФКЗ по сравнению с ФЗ облад-т более высокой юр.силой (ч. 3 ст. 76 К-ции);

для ФКЗ предусмотрен усложненный порядок принятия палатами ФС (квалифиц.большинством в кажд.палате) =>

ФКЗ рег-т наиболее важные с т.зр. К-ции общ.отношения, а К-ции гарантирует их пролонгированную неизменность;

ФЗ – к источникам КП относятся только те из них, кот-ые регул-т конст.-прав.ин-ты (тематика обширна): о гражданстве, «Об обществ.объединениях», о пол.партиях, о СМИ, свободе совести и религ.объединениях, собраниях и митингах, о праве на свободу передвижения, выбора места жительства, гарантиях избират.прав, о формировании СФ, о выборах депутатов ГД, «О Президенте РФ», о статусе депутатов ГД и членов СФ, об общих принципах организации законод.и исп.органов гос.вл. субъектов РФ, о Счетной палате, Цент.банке, прокуратуре, гарантиях прав коренных народов, национально-культурной автономии, общ.принципах организации МСУ и др.;

Принятие ФЗ предусматривается К-цией как на федер.уровне (ч. 1 ст. 77 – о общ.принципах организации законод.и исп.органов гос.вл. субъектов РФ), так и региональном – уровне субъектов (ч. 3 ст. 66 – по представлению зак.и исп.органов АО или обл. м.б. принят ФЗ об АО/обл.), а также м.приниматься ФЗ, непосредственно не предусмотренные К-цией РФ, но чья возможность принятия вытекает из тематики регулируемых ими ?, если последняя находится в рамках определенных К-цией предметов ведения РФ или совмест.ведения РФ и ее субъектов (ФЗ «Об онов.гарантиях избират.прав и права на участие в референдуме граждан РФ»);

Особ.разновидность ФЗ – законы РФ о поправке к К-ции РФ:

— закон РФ о поправках к К-ции РФ, вносимых в порядке, предусмотренном ее ст. 136 (данный НПА непосред-но в К-ции не назван, тк он опред-н при толковании ст. 136 Конституц.Судом): ос-ть – времен.х-р собств.регулирующего воздействия, кот-ое поглощается внесением поправок в К-цию; до наст.времени еще не принимался;

— подзаконные НПА: указы Президента (особая важность в период до принятия К-ции 93 г. и в первое время ее действия, когда указы П. = ФЗ), постановления палат ФС, Правит-ва и иными федер.органами исп.вл. (пределы их нормотворчества определены К-цией и ФЗ);

близки к последним — положения о различ.внутр.органах, образуемых органами зак. и исп.вл. (Положение об Администрации Президента РФ, Положение о полпреде Президента РФ в федер.округе и т.д.);

важны при изменении основ гос./конституц.строя, напр-р, как Д-ция «О гос.суверенитете РСФСР» от 12 июня 1990 г., Д-ция прав и свобод человека и гражданина от 22 нояб. 1991 г.: сод-ся в них нормы стали основой для изменения действовавшей К-ции РСФСР 1978 г. и подготовки текста К-ции 1993 г. (в Д-ции от 12 июня: верховенство К-ции России, принцип разделения властей, Россия как правовое гос-во; в Д-ции прав… — перечень демократич.прав и свобод, ин-т праламентского уполномоченного по правам человека);

сей. – сохраняют юр.силу, но больше имеют историч.значение;

— решения суда: Конституц.Суда/КС, региональных конституц-х (уставных) судов по ?, относящимся к предмету данной отрасли (суды не принимает НПА, кот-ые уже по опред-ю явл-ся источниками права, но…): устанавливаемые в его решениях прав.позиции о признании НПА или его части несоответствующим К-ции влекут прекращение действия данного акта или его отдельной нормы; КС дает офиц.толкование К-ции, выявляет конституц.-прав.смысл законов и иных НПА, а его решения явл-ся обязат-ми для всех субъектов правоприменит.деятельности = КС по роду своей деятельности вкл-н в правотворч.процесс;

Особ-ти как источников КП: сод-ся не в нормативных, а в правоприменительных актах, коими явл-ся суд.решения; это результат ворческого истолкования норм права; учитывается только законность, а не целесообразность избрания опред.схемы прав.регулирования; решения принимаются не инициативно (как у правотворческих органов), а только при наличии установленных законом поводов и оснований;

М.В.Баглай относит сюда и постановления Верховного суда РФ, имеющие отношение к конституц. правам и свободам (постановление «О некоторых вопросах применения судами К-ции РФ при осуществлении правосудия» от 31 окт. 1995 г.);

— обычаи, деловые обыкновения (неписаные правила, сложившиеся стихийно, но повторяющиеся в поведении людей как тардиции): так, ст. 1 ФЗ «О тер-риях природопользования коренных малочисленных народов Севера, Сибири и ДВ РФ» опред-т обычаи коренных малочисленных народов данных регионов как тардиционно сложившиеся правила поведения, имеющие прав.значение;

а из делов.обыкновений организации работы избиркомов вышли многие прпвила современного рос.избират.зак-ва;

2) источники, относ-щиеся к федер.уровню и уровню субъектов РФ:

— предусмотренные ч. 3 ст. 11 К-ции РФ дог-ры между органами гос.вл. РФ и органами гос.вл. субъектов РФ: изначально — Федератив.дог-р от 31 марта 1992 г., а затем дог-ры о разграничении предметов ведения и полномочий между РФ и ее субъектами (1994 г. – с республикой Татарстан, Башкортостан, Кабардино-Балкарией и др.); данные дог-ры б.призваны, исходя из ос-тей субъектов, конкретизировать установленное для них К-цией разграничение предметов ведения и полномочий;

Однако с 2000 г. действие большинства этих дог-ров б. прекращено по взаим.соглсию федер.органов гос.вл. и органов гос.вл.субъектов РФ, и сей диапазон их применения достаточно ограничен;

Помимо этого согласно ч. 4 ст. 66 К-ции РФ м.закл-ся дог-ры не только между фед.органами гос.вл. и органми субъектов РФ, но и между органами гос.вл. края, области и органами входящих в их состав авт.округов (дог-р 2004 г. между органами гос.вл. Тюменской обл. и органами гос.вл. Ханты-Мансийского и Ямало-Ненецкого авт.округов: разграничение полномочий, решение ? отношений между субъектами);

— решения референдумов, проводимых в соотвествии с федер.и регион.зак-вом (результаты референдумов по ? образования нов.субъекта РФ, проведенных в Пермской обл. и Коми-Пермяцкой АОк; Красноярском крае, Таймырском (Долгано-Ненецком) и Эвенкийском АОк-гах послужили основанием образования нов.субъектов РФ – Пермского и Красноярского краев;

3) источники, действующие только на тер-рии субъектов РФ:

— К-ции республик и уставы др.субъектов РФ – основополаг.источники КП субъектов РФ (К-ции принимаются только в республиках, а уставы – в иных субъектах – АО/обл., краях, областях, ГФЗ), тк опред-т статус субъекта в с-ве РФ;

при этом согласно К-ции РФ по юр.силе и предмету регулирования К-ции республик и уставы равны, отличие –принятие К-ции республики на референдуме, а устава – только зак.органом субъекта;

сод-т нормы, закрепляющие прав.статус субъектов, основы их устройства, компетенцию, стр-ру органов гос.вл. и МСУ;

— законы, постановления и иные НПА, принимаемые регион.органами зак. и исп. вл.;

— НПА представит.органов МСУ, сод-щие КПН (напр-р, уставы/положения МО), кот-е согласно ФЗ «Об общ.принципах организации МСУ в РФ» принимаются только по ? мест.значения и вкл-т в себя регулирование основ организации МСУ и его стр-ры

* В зарубежных странах источниками КП признают суд. прецеденты, обычаи и доктрины. В рос.конституц.-прав. теории и практике это пока не признается.

Перечисленные источники КП составляют позитивное КП. Кроме позитивного прав. регулирования, существуют общечеловеческие представления о свободе и справедливости, составляющие суть права. Естественное право должно все больше пронизывать весь процесс применения позитивного права.

О.Е. Кутафин: система КП складывается из последовательности КПин-тов (обусловлена теми связями, кот-ые сущ-т между ее нормами и опред-ют основы разделения этих норм и их интеграции в прав.институты), кот-ые бывают простые и сложные (ин-т конституц. статуса личности / ин-т «гос-во и личность», состоящий из более простых – ин-т гражданства, ин-т прав, свобод и обяз-тей человека и гражданина);

Кажд.КПИ облад-т своей спецификой, кот-ая опред-ся:

— прав.воздействием на соответ.сферу общ.отношений (в формах закрепления, установления, допущения и т.д.);

— ос-тями механизма действия КПН, способами их реализации (действие нормы м. не порождать конрет.правоотношений или реализ-ся через конрет.правоотношения, или через правоотношения общ.х-ра);

— субъектным составом (нормы одних ин-тов адресованы к конкрет.субъектам либо опред.виду субъектов, других – ко всем субъектам права);

— способом прав.защиты действия КПН, формами и методами ответ-ти правообязанных субъектов (в одних ин-тах преоблад-т общ.мех-м охраны К-ции и конституц.строя, в др. – конрет.воздействие на субъекта, нарушающего КПН, путем отмены неправомер.актов и действий);

— видовым х-ром норм соответствующего КПИ (в одних ин-тах преоблад-т нормы-принципы, цели, дефиниции, в других – нормы конрет.регулирующего действия);

— степенью и масштабами включенности др.отраслей права в реализацию целей, заложенных в содержании КПН (нормы некот-рых КПИ сод-т установления, кот-ые не м.б. реализованы только в рамках конституц.-прав.регулирования);

— целенаправленностью прав.регулирования (в последнем отраж-ся тот результат, кот-ый д.б. достигнут действием данной группы КПН – правовое гос-во, реализация прав и свобод человека в полной мере и т.д.);

— принципами, свойственными каждому КПИ (руковод.начала, кот-м подчинено совокуп.действие всех норм данного ин-та).

В системе КП КПН и КПИ образуют 2 подсистемы: федеральное КП и КП субъектов РФ, предметы регулирования кот-х разграничены.

Система КП п.в. обусловлена системой К-ции РФ, т.е. с-вом и последовательностью расположения в ней норм, посвященным опред.КПН и КПИ (нормы, регулирующие прав.статус человека – во ВТОРОЙ главе); однако система КП в целом не явл-ся точ.слепком с системы К-ции, тк первая постоянно развивается вслед за развитием общества, а вторая отлич-ся опред.консервативносттю для сохранения в нем стабильности (напр-р, в К-ции нет отдельной главы или статьи, посвященной избират.системе или избират.зак-ву, но сей на основе К-ции сформировалось избират.право как подотрасль КП).

Система КП складывается не случайно, а под воздействием общ.тенденций развития общества (демократии, гражд.общества и т.д.

Добавить комментарий