Криминалистическое исследование письма

Понятие и научные основы криминалистического исследования письма

Письмо служит средством запечатления и передачи на расстояние мыслей человека с помощью определенной системы символов, знаков, букв и закрепления их во времени на том или ином носителе информации (бумаге, пленке и т.п.).

Освоение письма базируется на развитии двух тесно связанных между собой навыков: интеллектуального навыка письменной речи и двигательного навыка – почерка, формирующихся, как правило, одновременно. Письменная речь – это содержание документа и языковые средства его выражения. Почерк – отражение на бумаге системы движений при выполнении письменных знаков.

При исследовании письма анализу подвергается весь комплекс характеристик рукописного текста, его смысловая и графическая стороны, хотя по ним решаются различные задачи: по письменной речи устанавливается автор документа, а по почерку – его исполнитель.

Возможность установления автора и исполнителя рукописного текста базируется на индивидуальности (неповторимости) и постоянстве (устойчивости) письменно-речевых и графических навыков. Их проявление вовне в виде идентификационных признаков письма протекает в соответствии с психофизиологическим учением о высшей нервной деятельности человека.

Формирование письма зависит от условий обучения; общественной среды, в которой вращается человек; специфики его трудовой деятельности и психофизиологических способностей.

На устойчивость проявления навыка письма весьма влияет степень его автоматизации в высшей нервной системе. Чем выше эта степень, тем труднее перестройка навыка. Этот навык, будучи хорошо сформированным, закрепляется в высшей нервной системе в виде своеобразного динамического стереотипа настолько прочно, что не может быть произвольно изменен пишущим по его желанию.

Автоматизм письма проявляется до тех пор, пока оно осуществляется в обычных условиях. Резкое их изменение (целевой установки пишущего, физических или психических перегрузок, преднамеренного искажения письменной речи или почерка) приводит к ослаблению автоматизированности письма, к его выполнению под усиленным контролем сознания. Однако ввиду кратковременности новых условий сложившаяся ранее манера письма не разрушается.

Сохранение привычного стереотипа проявляется и при попытках преднамеренного искажения особенностей письменной речи и почерка. Какой бы способ маскировки индивидуального письма при этом ни использовался, собственные навыки, закрепленные выработавшимся стереотипом, сохраняются и отображаются в искаженном письме.

Индивидуальность и постоянство проявлений в письме особенностей письменно-речевых и графических навыков позволяет идентифицировать личности автора и исполнителя документа.

Понятие, классификация и информационное содержание признаков письменной речи

Под письменной речью понимается отражение в рукописном изложении психофизических и интеллектуальных особенностей мыслей человека: каким стилем написан текст, каковы словарный состав языка и уровень грамотности пишущего.

Объекты криминалистического исследования письменной речи подразделяются на идентифицируемые и идентифицирующие. Идентифицируемым является конкретный человек, автор документа, а идентифицирующим – документ, отобразивший признаки письменной речи его составителя.

У человека в зависимости от условий обучения, культурного и образовательного уровня, практики письма, характера трудовой деятельности, окружения, воздействия телевидения, кино, театра, радио формируется словарный запас, своеобразная манера выражения мыслей, использования средств языка.

В письменной речи различают содержание и форму. При ознакомлении с содержанием анализируются его тема (основной смысл); сведения фактического характера, ссылки на источники и использованные материалы; упоминания автора о самом себе.

Содержание документа не имеет столь четкой индивидуальности, как языковые средства его выражения. Вместе с тем в нем может присутствовать фактическая информация, полезная при проведении оперативно-розыскных мероприятий и следственных действий. В частности, по содержанию документа можно определить:

  • причину, побудившую к составлению анонимного документа;
  • наличие в тексте сведений о малоизвестных фактах, событиях или обстоятельствах, их детализация, упоминание конкретных лиц, причастных к этим событиям.

Форма документа – внешнее выражение его содержания – характеризуется грамматическими, лексическими и стилистическими признаками.

Грамматические признаки отражают степень соблюдения автором грамматических норм языка. Их усвоение происходит с раннего детства путем подражания речи взрослых, изучения в школе нормативной грамматики и самообразования. Однако в письме нередко наблюдаются устойчивые отступления от современных грамматических правил, связанные с орфографией, синтаксисом, пунктуацией.

Орфографические особенности письменной речи – это правильность написания письменных знаков, а также устойчивые ошибки: в буквенном составе слова; в роде; падеже; склонениях и спряжениях.

Под синтаксисом понимают привычный характер построения предложений, а также устойчивые ошибки, допускаемые автором при письме, связанные с построением предложений, согласованием слов и оборотов речи, неоправданным соединением нескольких простых предложений в одно сложное, злоупотреблением причастными и деепричастными оборотами и др.

Пунктуация представляет собой устойчивые, привычные для автора способы расстановки знаков препинания, посредством которых производится смысловое членение письменной речи.

Авторы документов, как правило, по-разному пользуются знаками препинания – одни делают это верно, другие допускают незначительные ошибки, третьи пишут с грубыми нарушениями правил пунктуации даже в примитивных предложениях.

Привычный способ построения предложений, а также стабильность грамматических ошибок или отсутствие таковых – все это в совокупности с другими особенностями письма способствует идентификации письменной речи.

В зависимости от наличия в документе грамматических ошибок общий уровень грамотности пишущего определяется как низкий, средний или высокий: низкий – присутствие многочисленных ошибок орфографического, синтаксического и пунктуационного характера; средний – отсутствие грубых ошибок в простых случаях правописания, но наличие их в сложных; высокий – отсутствие орфографических, синтаксических ошибок и обоснованная расстановка знаков препинания.

Лексические признаки – это совокупность языковых средств (слова, выражения, обороты речи) и особенности использования их пишущим для изложения своих мыслей. Сюда включаются лексика, фразеология и изобразительно-выразительные средства.

Лексика рассматривается как словарный запас, совокупность слов, активно употребляемых автором. Она может быть бедной или богатой. Бедность авторской лексики, как правило, выражается в неоправданном повторении одних и тех же слов и выражений. О богатой лексике свидетельствуют свободное использование лексических синонимов, фразеологизмов, разнообразие определений и т. д. Вместе с тем в ней могут быть выявлены особенности, имеющие значение идентификационных признаков. Это:

  • устаревшие слова (архаизмы), вышедшие из современного активного литературного употребления. Например, «чадо» – дитя, ребенок; «око» – глаз и др.;
  • новые слова (неологизмы), сравнительно недавно вошедшие в язык науки, техники и в другие сферы общения. Например, «менеджер», «ваучер» и др.;
  • историзмы – слова, которыми в прошлом обозначались те или иные понятия, предметы, явления, ныне уже не существующие. Например, «сыск», «волостной писарь», «дыба», и др.;
  • профессионализмы – слова, употребляемые лицами, объединенными по роду своей деятельности. Например, «компас», «осмечивать» – составлять сметы и т.д.;
  • жаргонизмы – слова из жаргона определенных социальных групп (воров, бродяг, нищих), отличающиеся от общеупотребимых слов и выражений. Например, «баксы» – доллары, «ксива» – документ и т.п.;
  • диалектизмы – слова, характерные для жителей определенного региона. Так, жители Северного Кавказа используют такие диалектные слова как «зараз» – сейчас, «держак» – черенок для вил или лопаты;
  • варваризмы – неправильно употребляемые слова и выражения, заимствованные из какого-либо другого языка. Варваризмы обычны тогда, когда автор пишет на неродном языке;
  • вульгаризмы – слова грубые, нелитературные;
  • идиомы – своеобразные обороты речи, свойственные какому-нибудь языку и непереводимые дословно на другой язык. Например, «чудеса в решете», «козел отпущения» и т.п.

Фразеология – это совокупность устойчивых словосочетаний, имеющих неявный смысл (идиомы, пословицы, поговорки, крылатые слова). Характер фразеологических оборотов оценивается с точки зрения их распространенности, архаичности и национальной окраски. Это позволяет определить возраст, условия воспитания, уровень образования, национальность, эрудицию и специальность автора. Так, обороты типа «сломя голову», «ловить рыбу в мутной воде», «плясать под чужую дудку» и т.п. можно считать приемлемыми для любого русского человека, в то время как «геркулесовы столпы», «лебединая песня», «сизифов труд» – типичны для лиц образованных и начитанных.

Изобразительно-выразительные средства – это выражения, употребляемые в переносном смысле (метафора, ирония, аллегория, гипербола, сравнение), и так называемые стилистические фигуры (градация, антитеза, риторические вопросы и другие речевые приемы). Изобразительно-выразительные средства вводятся для усиления действенности речи, придания ей образности и силы. Создавая запоминающиеся образы, они углубляют понимание основного, главного в описываемых событиях и могут индивидуализировать письменную речь анонима.

Стилистические признаки включают совокупность лексических, фразеологических и изобразительных средств языка; манеру выбора слов, речевых оборотов, структуру фраз, построение текста в целом, характерную для конкретного автора.

Стиль в определенной степени отражает личность пишущего, характер его мышления, производственный опыт, глубину познаний, род занятий, индивидуальные языковые наклонности и привычки.

Стиль может быть научным, публицистическим (журнально-газетным), официально-документальным (канцелярским), производственно-техническим, художественно-беллетристическим и эпистолярным (бытовым). Стиль соответствует индивидуальным эмоциональным, психическим, профессиональным и иным привычкам и наклонностям автора.

На основании анализа признаков письменной речи может быть высказано предположительное суждение об авторе анонимного документа: его половой принадлежности; национальности; образовании; возрасте; профессии (специальности); месте работы и жительства и др.

Подготовка материалов для криминалистического исследования письменной речи

Когда в результате следственных действий и оперативно-розыскных мероприятий будут выявлены лица, подозреваемые в авторстве, проводится подбор материалов для идентификации автора анонимного документа.

К образцам, получаемым для сравнительного исследования, предъявляются определенные требования с точки зрения их объема, происхождения, времени исполнения и тематики.

Рекомендуется, чтобы образцы по объему были до пяти страниц машинописного и до десяти страниц рукописного текста. Однако особое внимание должно быть уделено качеству образцов, отражению характерных особенностей навыков письменной речи автора.

По своему происхождению различают свободные и экспериментальные образцы письма.

Свободными образцами считаются рукописи, выполненные подозреваемым самостоятельно, собственноручно, вне связи с расследованием преступления. Это могут быть материалы личного дела, командировочные отчеты, дневники, письма и другие документы.

Экспериментальные образцы – это тексты, выполненные подозреваемым в связи с расследованием дела по предложению следователя. Получение экспериментальных образцов связано с необходимостью проверки написания подозреваемым определенных выражений и слов, не встречающихся в свободных образцах. Отбор образцов производится по возможности неоднократно. По времени выполнения свободные образцы следует отбирать как можно ближе к моменту появления исследуемого текста.

В этих образцах обязательно должны быть тексты, написанные на ту же (или хотя бы близкую) тему, что и исследуемый документ.

При анализе письменной речи экспериментальные образцы могут быть использованы только для проверки грамматических, но не лексических и стилистических признаков.

При автороведческих экспертизах экспертам можно предложить следующие вопросы:

  • не является ли автором анонимного документа гражданин «Н», образцы письма которого представлены;
  • одним или разными лицами составлен представленный текст;
  • какие данные о личности автора документа можно получить путем анализа признаков письменной речи.

Понятие, классификация и информационное содержание признаков почерка

Криминалистическое почерковедение – это раздел криминалистики, изучающий закономерности возникновения и развития письменно-двигательных навыков человека в целях решения диагностических и идентификационных задач.

В своем научном развитии криминалистическое почерковедение опирается на такие области знаний, как физиология высшей нервной деятельности и анатомия двигательного аппарата, биомеханика и психологическая организация письменно-двигательного навыка. Почерк и письменная речь составляют единое целое, они формируются в процессе обучения письму, психофизиологические основы которого неразделимы. По почерку устанавливается исполнитель документа.

Признаки почерка как особенности письменно-двигательного навыка характеризуются устойчивостью, вариационностью и индивидуальностью.

Устойчивость почерка представляет собой относительное постоянство письменно-двигательного навыка конкретного лица, базирующееся на сформировавшемся динамическом стереотипе. Устойчивость почерка криминалистами понимается в его развитии и изменении, поэтому она рассматривается только применительно к конкретным отрезкам, включающим ориентировочное время написания документа.

Вариационность почерка – результат реакций организма на изменяющиеся условия написания документа. Они могут быть объективными и субъективными. Объективные – это те, которые не зависят от воли и сознания исполнителя документа, например вид пишущего прибора или характер освещения. Субъективные – подчиняются воле и сознанию пишущего и могут быть умышленными и неумышленными. Первые проявляются при имитации чужого почерка или маскировке своего собственного.

Неумышленные изменения почерка возникают при написании документа с конкретной целевой установкой. Например, в одном случае исполнитель пишет текст четко, «красиво», в другом – бегло, малоразборчиво. Такие изменения почерка могут быть следствием написания документа при необычном состоянии организма, например опьянения, действия некоторых медикаментов или наркотических средств, боли, испуга и т.п.

Вариационность почерка не препятствует идентификации, когда она учитывается как следователем при подборе образцов для сравнительного исследования, так и экспертом в ходе судебно-почерковедческой экспертизы.

Индивидуальность почерка – это неповторимая совокупность особенностей системы движений при исполнении письменных знаков у конкретного человека. Индивидуальность начинает проявляться у школьника на четвертом году обучения. Этот процесс продолжается и после завершения обучения, он зависит от количества и характера почерковой практики.

Качественно-количественные характеристики почерка делятся на топографические, общие и частные.

Топографические признаки почерка – это привычный способ размещения пишущим текста и его частей на бумаге. Он вырабатывается и закрепляется у человека в результате письменной практики. Пишущий, как правило, не задумывается над тем, как расположить текст на бумаге, а делает это механически. Топографические признаки особенно важны при исследовании искаженных рукописных текстов, в которых индивидуальные особенности почерка выражаются хуже.

К топографическим признакам относятся:

1. Поля – отступы от четырех обрезов листа бумаги. Оцениваются с точки зрения их наличия, отсутствия и размера (большие, средние, малые) и конфигурации (формы) – ровные, неравномерные, сужающиеся или расширяющиеся книзу. К средним относятся поля размером от 25 до 35 мм.

2. Абзацы – части текста с законченной мыслью. Текст может быть исполнен без деления на абзацы; с делением, но без отступов в начале абзаца; с делением на абзацы и с отступами.

3. Расположение строк возможно горизонтальное, поднимающееся, опускающееся.

По форме они бывают прямыми, выпуклыми, вогнутыми, а по отношению к линиям на линованной бумаге – над линиями, на линиях, без соблюдения линий графления.

4. Перенос слов делают не все пишущие. При его отсутствии исполнители документа либо не дописывают строку и переходят на следующую, либо уплотняют буквы, загибают строку кверху или книзу. При переносах знаки переноса могут быть в одну или две черточки, большого, среднего или малого размера, прямой, вогнутой или выпуклой формы. Расположение по отношению к строке – посредине или со смещением вверх или вниз вплоть до расположения ниже линии строки. По отношению к горизонтали – горизонтальные, поднимающиеся или опускающиеся.

5. Промежутки между словами могут быть большими, средними и малыми, а также равномерными и неравномерными. К средним относятся, если между словами вмещается одна трехштриховая буква (ш, т, ж).

6. Выделение слов – их подчеркивание одно- или двухштриховой, прямой, волнистой, сплошной, пунктирной линиями, а также увеличение размера букв; письмо в разрядку, прописными буквами и др.

7. Вставки пропущенных слов и букв осуществляются по-разному: пометкой в виде римской цифры пять (галочка), над которой пишется текст; обводкой текста и стрелкой, указывающей место, куда он должен быть вставлен; условной пометкой в тексте с ее выносом на поля, где и помещается вставленное предложение.

8. Положение нумерации страниц текста – слева, справа или посредине верхнего или нижнего поля текста.

Топографические признаки письма используются в сочетании с признаками почерка.

Общие признаки почерка, характеризующие его в целом, – это:

1. Выработанность почерка, т.е. степень владения техникой письма конкретным лицом. По степени выработанное выделяются маловыработанный, средневыработанный и высоковыработанный почерк.

Маловыработанный почерк характеризуется неуверенностью и несогласованностью движений пишущей руки. Рукопись выглядит нестройной, буквы отличаются от стандартных прописей.

Средневыработанный почерк имеет средний темп письма, среднюю координацию движений. Наблюдается недостаточная согласованность движений при исполнении письменных знаков. Отдельные буквы и несложные сочетания в словах выполняются автоматизированно, появляются вариации в способах выполнения письменных знаков.

Высоковыработанный почерк отличается автоматизмом и согласованностью движений. В нем наблюдается, с одной стороны, многовариантность букв в зависимости от их места в слове и сочетаний с другими буквами, с другой стороны – однотипное выполнение разных букв.

2. Общий тип (строение) почерка может быть простым, упрощенным и усложненным (вычурным).

Тип почерка считается простым, когда система движений по выполнению элементов письменных знаков, букв и слов близка к ученическим прописям.

При упрощенном почерке большинство письменных знаков исполняется упрощенными движениями. Это, как правило, хорошо выработанные («быстрые»), трудночитаемые почерки.

Усложненный почерк характеризуется излишним по отношению к прописям количеством движений при выполнении и соединении письменных знаков. Усложнения чаще всего вводятся в надстрочные и подстрочные элементы букв для их украшения.

3. Общее направление движений бывает левоокружным (против часовой стрелки), правоокружным, прямолинейным и смешанным. В зависимости от преобладания тех или иных движений почерки подразделяются на левоокружные, угловатые (с преобладанием прямолинейных движений), правоокружные и смешанные. В России большинство почерков являются левоокружными.

4. Размер. По высоте строчных элементов букв почерки бывают мелкими (до 2 мм), средними (от 2 до 5 мм) и крупными (5 мм и больше).

5. Наклон. По наклону почерки делятся на правонаклонные, прямые, левонаклонные и смешанные. За прямые почерки принимаются такие, в которых угол наклона основных штрихов равен 85–95 градусам. Встречаются смешанные (веерообразные) почерки. Русские почерки в основном правонаклонные.

6. Разгон почерка характеризуется соотношением высоты письменных знаков и их ширины. По разгону почерки делятся на сжатые, средние и размашистые. Если высота трехштриховых (строчных букв т, ш, щ) значительно больше их ширины, то почерк считается сжатым. При равенстве высоты и ширины – почерк средний, а если высота этих букв меньше ширины – почерк размашистый.

7. Связность почерка определяется по числу букв, выполненных без отрыва пера от бумаги. По степени связности различают связный, средний и отрывистый. Связным считается почерк, когда одним непрерывным движением выполняется пять или более букв, средним – три-четыре буквы и отрывистым – когда каждая буква пишется отдельно, без связи с другими или связывается не более двух букв.

8. Нажим в почерке определяет соотношение ширины основных и соединительных штрихов, а также степень вдавленности штрихов. По этому соотношению почерки подразделяются на имеющие:

  • сильный нажим (ширина основного штриха более 1 мм);
  • средний нажим (ширина этого штриха меньше 1 мм, но больше соединительного);
  • малый нажим (основные соединительные штрихи по ширине примерно одинаковы, не менее 0,5 мм);
  • тонкий нажим (основные соединительные штрихи по ширине менее 0,5 мм).

Почерки выделяют по степени вдавленности: сильная, когда вдавленность наблюдается на более чем двух последующих листах; средняя вдавленность наблюдается на двух последующих листах; слабая, когда вдавленность может наблюдаться только на оборотной стороне листа.

Общие признаки имеют групповое значение. Они определяют сходство или различие почерка в исследуемом документе и сравниваемых образцах, используются при отборе сравнительного материала для анализа частных признаков почерка.

Частные признаки почерка – это совокупность навыков письма, отображающихся в способах исполнения и связывания письменных знаков и их элементов, а также в расположении письменных знаков и их элементов относительно друг друга.

Частные признаки могут иметь место в любых элементах (штрихах) букв: начальных и заключительных, основных и соединительных, овалах и полуовалах, надстрочных и подстрочных (рис. 18), выполняемых приводящим или отводящим, левоокружным или правоокружным движением (рис. 19), связанных между собой с образованием петли, угловатости, путем примыкания (рис. 20).

Все многообразие частных признаков может быть классифицировано на четыре группы:

1. Особенности направления движения при выполнении письменных знаков и элементов (рис. 21).

Рис. 21. Левоокружное выполнение буквы «Ш» и первого полуовала буквы «Ж», одноштриховой вариант буквы «Т», правоокружное выполнение строчных элементов буквы «В» и «Ы», приводящее движение при выполнении первого элемента буквы «Л»

2. Особенности связывания письменных знаков и их элементов (рис. 22).

Рис. 22. Особенности связывания письменных знаков и их элементов

Упрощенная связь букв «С» и «Р», непрерывное выполнение букв «Б» и «Р», различные способы связи элементов букв «Н» и «К»

3. Особенности соотношений письменных знаков и их элементов по размеру, наклону и разгону (рис. 23).

Рис. 23. Особенности соотношения письменных знаков и их элементов по размеру, наклону и разгону. Расположение верхних окончаний основных штрихов буквы «Н» по восходящей и нисходящей линии, выступание среднего штриха буквы «Ж» за верхнюю и нижнюю строки, левонаклонное расположение отдельных основных штрихов букв «Т» и «У», различные интервалы между основными штрихами буквы «Т»

4. Положение точек начала и окончания штрихов письменных знаков и способов их выполнения (рис. 24).

Идентификационная значимость, ценность частного признака зависит от частоты его встречаемости в почерках других лиц, пишущих на языке исследуемого документа. Чем реже частота встречаемости, тем выше ценность этого признака при установлении исполнителя.

Тождество исполнителя выявляется в результате сравнительного анализа всех признаков почерка в исследуемом документе и образцах, неповторимость которых оценивается не только на основании специальных знаний (опыта) эксперта, но и путем использования математических данных об идентификационной значимости отдельных признаков и их комплекса в целом.

Помимо обнаружения исполнителя рукописного текста признаки почерка применяются и при исследовании подписей. При этом в подписях, подделанных путем рисовки или подражания, могут быть выявлены не только несоответствие их подлинной подписи, но и признаки почерка фальсификатора.

Составление розыскной таблицы

Составление розыскной таблицы. Основным содержанием такой таблицы будут наиболее характерные общие и частные признаки почерка, включаемые в нее с целью сравнения с почерками подозреваемых лиц. Таблица состоит из описания характерных признаков и иллюстрации в виде фотоснимков (или графических зарисовок) письменных знаков. Особенности почерка выделяются путем подчеркивания и проставления стрелок. Розыскные таблицы позволяют отобрать наиболее близкие почерки, которые и подвергаются детальному почерковедческому исследованию экспертом-криминалистом.

Возможности криминалистического исследования почерка

Кроме исследуемого документа следователь обязан представить в распоряжение эксперта свободные и экспериментальные образцы почерка. При этом свободные образцы должны иметь несомненное происхождение, т.е. быть исполнены именно подозреваемым, а не другим лицом, и сопоставимыми с исследуемым документом: один язык; близость по времени составления, по форме и содержанию; однотипный материал (бумага, картон и т.д.), аналогичные орудия письма (шариковая ручка, карандаш, чернила) и т.д. Минимальный объем свободных образцов для почерковедческой экспертизы равен 2–3 листам писчей бумаги, а подлинных подписей должно быть не менее 15–20.

Для получения экспериментальных образцов почерка подозреваемому предлагают написать текст под диктовку, с включением в диктуемый текст слов, отдельных предложений, цифр, содержащихся в исследуемом документе. Если анонимный документ выполнен печатными буквами или с переменой пишущей руки, то подозреваемый должен исполнить образец соответствующим способом.

Некоторое своеобразие представляет собой подбор сравнительных образцов при исследовании подлинности подписей. Экспериментальные подписи, не менее двадцати, отбираются в несколько приемов на разных листах бумаги и с разными размерами мест для их постановки. Кроме того, у лица, от имени которого исполнена исследуемая подпись, необходимо отобрать как тщательно выполненные, так и небрежные свободные образцы подписей, их полные и сокращенные варианты. От подозреваемого в подделке следует получить свободные образцы его почерка и подписи, а также экспериментальные образцы начертания фамилии (подписи) лица, чья подпись подделана. Отбор экспериментальных образцов производится неоднократно.

Таким образом, основные направления применения методов криминалистического почерковедения – это установление авторов и исполнителей анонимных документов, а также подложных документов, использованных при совершении преступления, и розыск преступников по записям, оставленным ими на месте совершения преступления, и учинивших подпись в интересующем следствие документе.

Основные вопросы, разрешаемые почерковедческой экспертизой:

  • кем из числа перечисленных лиц выполнен текст исследуемого документа;
  • одним или разными лицами выполнены тексты в различных документах;
  • выполнена ли подпись от имени определенного лица данным субъектом или кем-то другим.

Грамматические признаки письменной речи представляют собой особенности соблюдения или нарушения нормированного грамматического строя языка.

Грамматические особенности языка проявляются в практике применения правил орфографии, синтаксиса и пунктуации. На развитие грамматических навыков влияют факторы объективного и субъективного характера: способности человека, продолжительность и методика обучения языку.

Усвоение грамматического строя языка происходит постепенно, с раннего детства, путем подражания речи взрослых, путем чтения, самообразования и, наконец, путем изучения в школе нормативной грамматики.

Однако под влиянием бытовой речи, местных диалектов, недостаточного усвоения правил, а также в силу частичных изменений, вносимых время от времени в правила правописания в целях их упорядочения и упрощения, в письме нередко формируются устойчивые отступления от грамматических норм.

Общий уровень грамотности конкретного лица может быть высокой, средний или низкой.

В письме лиц с высокой степенью грамотности чаще всего встречаются ошибки в виде описок. Степень развития грамматических навыков можно считать высокой, если в рукописи имеются одна-две негрубые орфографические или пунктуационные ошибки и не более одной-двух – в выборе слов или построении предложений на 5-7 страницах школьной тетради.

Для лиц со средней степенью грамотности наиболее характерными являются ошибки, связанные с неправильным употреблением при письме приставок «пре» и «при» или же наречий и существительных с предлогами, а также неправильное написание падежных окончаний и окончаний глаголов, употребление некоторых слов в не свойственном им значении.

Средняя степень развития грамматических навыков характеризуется наличием в рукописи не более трех ошибок в выборе слов или построении предложений и не более двух грубых орфографических и двух грубых пунктуационных ошибок.

В рукописях лиц с низкой степенью грамотности обычно содержится большое количество грубых орфографических ошибок – «шкап», «сонце», необоснованное разделение слов по слогам, написание двух слов в одно, употребление слов в не свойственном им значении. Как правило, отдельные слова в одной рукописи пишутся то неправильно, то правильно, причем при неправильном написании характер допускаемых в них ошибок может также меняться. Обычно встречаются грубые ошибки пунктуации, проявляющиеся в отсутствии запятых (иногда даже в отсутствии точек между предложениями) или же в виде постановки неоправданных точек между предложениями и др. При низкой степени в рукописи может быть шесть и более ошибок в выборе слов или построении предложений, двенадцать и более орфографических и пунктуационных ошибок.

Соблюдение или несоблюдение в рукописном тексте правил пунктуации, а также наличие синтаксических ошибок позволяет в известных пределах составить представление о грамотности его автора. Причем степень развития грамматических навыков может быть определена и соответственно использована в качестве идентификационного признака для установления исполнителя рукописи только при наличии достаточно большого по объему почеркового материала (исследуемого и экспериментального). Лишь в этом случае можно выявить наличие тех или иных грамматических ошибок и проанализировать их с точки зрения устойчивости.

Научные основы криминалистического исследования письма

Письмо — одно из средств коммуникации и один из способов фиксации речи. Определяющими особенностями письма в отличие от устной речи и других способов фиксации (на магнитную ленту, например) являются закрепление на бумаге или ином материале и передача информации, содержания речи посредством символов, знаков, букв.

В письме выделяются две стороны: смысловая (письменная речь) и техническая или графическая (графика исполнения -почерк).

Письменная речь — это содержание документа (понятийное наполнение) и языковые средства, которыми оно выражается.

Почерк — отражение на бумаге системы движений при выполнении письменных знаков.

При исследовании письма анализу подвергается весь комплекс характеристик рукописного текста, то есть как смысловая, так и графическая сторона, хотя при этом решаются различные задачи: по письменной речи устанавливается автор документа, по почерку — его исполнитель.

Возможность установления автора и исполнителя рукописного документа базируется на индивидуальности (неповторимости) и постоянстве (устойчивости) письменно-речевых и графических навыков каждого пишущего. Формирование и развитие этих навыков и проявление вовне основывающихся на них идентификационных признаков письма протекает в соответствии с психофизиологическим учением о высшей нервной деятельности человека Навыки письма формируются под влиянием языковой среды, обучения, производственной, в том числе и письменной, практики, особенностей физических и психических черт личности индивидуума.

На устойчивость проявления навыка письма в значительной степени влияет глубина фиксации (автоматизации) стереотипа в высшей нервной системе.

Чем выраженное эта глуби на фиксации, тем труднее проходит перестройка навыка, и наоборот, чем слабее стереотип (или он еще окончательно не сложился), тем легче изменяются закрепленные им навыковые действия.

Автоматизированность письма проявляется до тех пор, пока оно выполняется в «нормальных» условиях, в которых формировался стереотип. Резкое однократное изменение условий (целевой установки письма, физических или психических перегрузок, преднамеренного искажения письменной речи или почерка) приводит к прекращению или значительному ослаблению автоматизированности письма, к выполнению его под усиленным контролем сознания.

Однако ввиду кратковременности новых условий сложившаяся ранее манера письма не разрушается и сложившиеся нервные связи лишь временно угнетаются.

При возвращении к первоначальным («нормальным») условиям (письму без искусственного искажения) автоматизация навыка полностью восстанавливается.

Научные положения о наслоении новых нервных связей на старые, длительном сохранении и возможности регенерации последних имеют практическое значение в криминалистической экспертизе письма.

Явление сохранения старого стереотипа проявляется даже при попытках преднамеренного искажения особенностей письменной речи и почерка.

Какой бы способ маскировки индивидуального письма при этом не использовался, собственные навыки, закрепленные выработавшимся стереотипом, сохраняются, и некоторые из них отображаются в искаженном письме.

Индивидуальность и постоянство проявлений в письме особенностей письменно-речевых и графических навыков позволяет использовать письмо в криминалистических целях -идентификации личности автора и исполнителя документа.

Идентификационные признаки письма

В процессе исследования письма изучаются письменная речь, топография письма и почерк.

Идентификационные признаки письма представляют собой проявляющиеся в этих элементах особенности письменно-речевых и графических навыков индивидуума.

Письменная речь.

В общественной, производственной, научной и иной деятельности письменная речь несет различную информативную нагрузку.

Посредством ее фиксируются и передаются сообщения о фактах, событиях, явлениях, понятиях, идеях, то есть определенный смысл, конкретное содержание мыслей.

Вместе с тем, как и любое общественное явление, письменная речь имеет свою форму, в которую облечено ее содержание, языковые средства, материализующие содержащиеся в ней мысли в виде словарного запаса, употребленного в определенных синтаксических конструкциях, в той или иной степени соответствующих нормам литературного языка.

В основе криминалистического исследования письменной речи лежит определение особенностей письменно-речевых навыков.

В силу отражения сложившихся в центральной нервной системе условно-рефлекторных связей эти навыковые особенности складываются в индивидуализирующую каждую личность совокупность и могут быть использованы в качестве идентификационных признаков в целях установления автора исследуемого документа.

Эти признаки могут выглядеть в виде соответствия нормам, в пределах которых они формировались, в виде отдельных устойчивых отклонений от принятых норм, являющихся следствием слабого развития или отсутствия вообще навыка в определенных нормах. Идентификационными признаками письменной речи являются грамматические, лексические и стилистические особенности письма.

Практически, однако, анализу признаков письменной речи предшествует ознакомление с содержанием документа.

Содержание документа — не признак письменной речи, а сама письменная речь, смысл излагаемой информации.

Содержание не имеет такой четкой индивидуальности, как языковые средства, которыми оно выражается. Вместе с тем в содержании документа может быть заложена такая фактическая информация, которая окажется полезной при проведении оперативно-розыскных мероприятий.

При ознакомлении с содержанием анализируются- а) тема (основной смысл высказывания) и идейная направленность документа; б) сведения фактического характера, известные автору, ссылки на источники и использованные материалы; в) упоминания автора о самом себе, дающие какое-то представление о его личности.

Грамматические признаки языка проявляются в практике применения правил орфографии, синтаксиса и пунктуации.

Усвоение грамматического строя языка происходит постепенно с раннего детства путем подражания речи взрослых, изучения в школе нормативной грамматики и самообразования (чтения литературы).

Однако под влиянием бытовой речи, к тому же не всегда правильной, а также в силу частичных изменений, вносимых время от времени в правила правописания в целях их упорядочения и упрощения, в письме нередко формируются устойчивые отступления от современных грамматических норм.

Лексические признаки — характерная для пишущего совокупность языковых средств и особенности использования их для выражения мыслей на бумаге. Такими языковыми средствами являются лексика, фразеология и изобразительно-выразительные средства.

Лексика рассматривается как словарный запас, совокупность слов, активно употребляемых автором.

В качестве общей характеристики лексика автора исследуемого документа может быть определена как бедная или богатая.

Вместе с тем в ней являются выявлены некие особенности, которые могут иметь значение идентификационных признаков. Такими особенностями являются: устаревшие слова, вышедшие из современного активного литературного употребления (архаизмы); новые слова, сравнительно недавно вошедшие в язык науки, техники и в другие сферы общения (неологизмы); слова, употребление которых характерно для лиц, объединенных по роду свой деятельности, профессии (профессионализмы); слова из тайного, «засекреченного» жаргона определенных социальных групп; слова, характерные для жителей определенной территориальной единицы (диалектизмы).

Фразеология — совокупность устойчивых сочетаний слов, обозначающих нечто единое по смыслу.

Характер фразеологических оборотов позволяет оценить главным образом условия воспитания и уровень образования пишущего.

Так, обороты типа «сломя голову», «ловить рыбу в мутной воде», «плясать под чужую дудку» и т. п. можно считать приемлемыми для любого русского человека, а обороты «геркулесовы столпы», «лебединая песня», «сизифов труд» — типичными для лиц, получивших широкое образование и хорошо начитанных. Изобразительно-выразительные средства — это выражения, употребляемые в переносном смысле (метафора, ирония, аллегория, гипербола, сравнение) и так называемые стилистические фигуры (градация, антитеза, риторические вопросы и другие речевые приемы).

Изобразительно-выразительные средства вводятся для усиления действенности речи, придания ей образности и силы.

Создавая запоминающийся образ, они углубляют понимание основного, главного в описываемых событиях.

Стилистические признаки — характерная для автора манера изложения мысли, заключающаяся в построении отдельных предложений и текста в целом, отборе лексики, употреблении изобразительно-выразительных средств языка в соответствии с функциональным назначением речи, функцией языка в той или иной сфере человеческой деятельности.

Среди функциональных (жанровых) стилей выделяются научный, публицистический (газетно-журнальный), официально-документальный (канцелярский), производственно-технический, художественно-беллетристический и эпистолярный (бытовой) стили, специфика каждого из которых обусловливается целевой установкой документа, навыковыми особенностями автора в выражении мыслей, соответствующими его индивидуальным эмоциональным, психическим, профессиональным и иным привычкам и наклонностям.

Процесс установления автора документа включает в себя неидентификационные исследования на первом этапе — определение его предполагаемого облика и идентификационные исследования на втором этапе. Предполагаемые суждения об авторе могут быть высказаны в отношении половой принадлежности, национальности, образования, возраста, профессии (специальности), места работы и жительства и других характеризующих его данных и использованы при проведении оперативно-розыскных мероприятий. Идентификация автора по письменной речи производится на основе сравнительного анализа совокупности грамматических, лексических и стилистических особенностей проявления письменно-речевых навыков письма в исследуемых документах.

Топография письма.

Топография письма — размещение текста на листе бумаги.

Идентификационные признаки топографии — привычные для данного пишущего особенности такого размещения.

Топографическими признаками являются:

1. Поля — отступы от обреза листа бумаги справа, слева, сверху, снизу.

2. Абзацы — части текста с законченной мыслью.

Отмечаются наличие или отсутствие выделения и способ выделения (отступы красной строки, увеличенный интервал между абзацами, сочетание отступа красной строки и увеличения интервала и др.).

Красная строка оценивается по размеру ее отступа от линии начала строк.

3. Расположение строк — по отношению к горизонтали на нелинованной бумаге (горизонтальные, поднимающиеся, опускающиеся), по форме (прямые, выпуклые кверху, вогнутые вниз) или по отношению к линиям топографического графления на линованной бумаге (над линиями, на линиях, без соблюдения линий графления).

4. Перенос слов. Некоторые пишущие не делают переносы, заранее «бросают» строку и переходят на следующую, уплотняют буквы или загибают окончание строки кверху или книзу.

При наличии переносов знаки переноса могут быть выполнены в виде одной или двух черточек, размер их может быть большим или малым, форма — прямая, выпуклая, вогнутая, расположение по отношению к строке — посередине или со смещением вверх либо вниз вплоть до расположения ниже линии строки, по отношению к горизонтали — горизонтальные, поднимающиеся или опускающиеся.

5. Выделение слов — акцент на отдельные слова или группу слов.

Способы акцента: подчеркивание одно- или двухштриховой, прямой, волнистой, сплошной, пунктирной линиями; увеличение размера букв: письмо вразрядку, прописными буквами и др.

6. Вставки пропущенных слов и букв.

Способы вставок могут быть разнообразными: с использованием корректурных знаков, «галочки» и др. 7. Положение обращения (адресата), подписи, даты, нумерации страниц.

Указанные реквизиты могут располагаться по-разному по отношению к листу бумаги и основному тексту, строке, горизонтали.

Помимо расположения обращается внимание на способ их выполнения, особенно нумерации страниц и даты. Топографические признаки письма используются для идентификации автора и исполнителя в сочетании как с признаками письменной речи, так и с признаками почерка в рукописном документе.

Ценность их заключается в том, что исполнение их чаще всего происходит автоматически, без контроля сознания, поэтому они могут сохраниться даже при искусственной маскировке (искажении) письма.

Почерк.

Почерк — это графика письма, обусловленная выработанной системой движений руки.

Особенности таких движений, отражающие состояние физиологии и психики личности, составляют идентификационные признаки почерка.

Признаки почерка подразделяются на общие и частные.

Общие признаки характеризуют почерк в целом.

Общими признаками являются:

1. Выработанность почерка — техническая приспособленность почерка к быстрому, беглому письму. Выработанность зависит от степени автоматизации, отработанности движений руки.

Почерки по этому признаку могут быть выработанными (хорошо выработанными), средней и малой выработанности.

В почерке высокой выработанности наблюдается, с одной стороны, многовариантность (вариационность) букв в зависимости от их места в слове и сочетаний с другими буквами, с другой стороны — однотипное выполнение разных букв.

2. Общий тип почерка.

По этому признаку почерки могут быть простыми (близкими к «ученическому»), упрощенными и усложненными (вычурными). Упрощенные почерки — это, как правило, хорошо выработанные («быстрые») трудночитаемые почерки с упрощенным написанием букв, связей между ними. Усложнения (вычурности) чаще всего вводятся в надстрочные и подстрочные элементы букв для их украшения.

3. Общее направление движений в почерке. Большинство русских почерков являются левоокружными (с движением против часовой стрелки).

Реже встречаются правоокружные почерки и почерки с угловатыми связями элементов букв.

4. Размер почерка.

В зависимости от высоты строчных элементов букв почерки могут быть мелкими (до 2 мм), средними по размеру (от 2 до 5 мм) и крупными (5 мм и больше).

5. Наклон почерка.

Русские почерки в основном правона-клонные (с углом в 55-70 градусов), реже — прямые и левонаклонные.

6. Разгон почерка — соотношение высоты двухштриховых строчных букв к их ширине и интервалам между буквами.

В зависимости от этого соотношения почерки могут быть размашистыми, средними по разгону и сжатыми.

7. Степень связности (напряженность) почерка. Определяется по количеству букв, выполненных связно, без отрыва орудия письма от бумаги.

Если каждая буква пишется отдельно, без связи с другими буквами или связывается не более двух букв, почерк является средним по степени связности: пяти букв и более — связным (напряженным).

Общие признаки почерка являются признаками группового значения.

Они определяют сходство или различие почерков в исследуемом документе и сравниваемых образцах и используются при первоначальном отборе материала для последующего исследования его по частным признакам.

Частные признаки почерка — это особенности выполнения отдельных письменных знаков с точки зрения отклонения их от норм школьных типовых прописей и общих характеристик почерка.

Такие отклонения могут иметь место в любых штрихах (элементах) букв: начальных (предварительных) и заключительных, основных и соединительных, овалах и полуовалах, надстрочных и подстрочных, выполняемых приводящим или отводящим, левоокружным или правоокружным движением, связанных между собой с образованием петли, угловатости, путем примыкания.

Идентификационная значимость, ценность частного признака почерка зависит от частоты встречаемости его в почерках других лиц, пишущих на языке исследуемого документа.

Чем ниже частота встречаемости, тем выше ценность признака при установлении исполнителя.

Исследования почерка проводятся в целях предположительного суждения о некоторых социально-демографических характеристиках исполнителя рукописного документа (пола, возраста, профессиональной принадлежности), его психического состояния (заболеваний и расстройств) и идентификации На пол, возраст, профессию исполнителя могут указать выделенные с помощью частных методик признаки классификационной связи исследуемого почерка с почерками определенной социально-демографической группы пишущих.

Так, дифференциация рукописей на мужские и женские производится путем умножения коэффициентов статической вероятности признаков и сопоставления с количественным показателем — единицей.

Если полученное произведение больше единицы — рукопись вероятнее всего выполнена мужчиной, если оно меньше единицы -женщиной.

В методике установления возраста исполнителя суммируются коэффициенты корреляции по трем возрастным группам (школьники, взрослые до 24 лет, с 25 лет) и определяются вероятности принадлежности каждого из трех вычисленных значений к распределениям в этих группах.

Установленной считается та группа, вероятность которой превышает 0,90.Психическое состояние может быть определено по нарушениям координации движений и некоторым другим признакам, являющимся следствием каких-либо психических расстройств.

Наличие или отсутствие тождества исполнителя рукописного документа устанавливается в результате сравнительного исследования комплексов признаков почерка и топографии письма в исследуемом документе и образцах, неповторимость которых оценивается экспертом не только субъективно, но и на основе использования математических данных об идентификационной значимости отдельных признаков и комплекса в целом.

Помимо установления исполнителя рукописного документа признаки почерка используются также при исследовании подписей. При этом в подписях, подделанных путем рисовки или подражания (без применения технических средств), могут быть выявлены не только признаки несоответствия их подлинным подписям лиц, от имени которых они учинены, но и признаки почерка лица, совершившего подделку.

Подготовка материалов для криминалистического исследования письма

Сравнительное исследование письма, разрешение вопросов, связанных с установлением автора и исполнителя документа, вызывает необходимость подбора (получения) образцов письма подозреваемых (проверяемых) лиц.

Для идентификации автора при этом подбираются образцы письменной речи, а для идентификации исполнителя текста — образцы почерка проверяемого лица. Подбираемые образцы письма по своему происхождению могут быть свободными и экспериментальными.

Свободными образцами считаются рукописи, выполненные (составленные, написанные, отпечатанные на пишущей машинке) подозреваемым (проверяемым) самостоятельно, собственноручно, вне связи с расследованием события, в причинной связи с которым находится исследуемый документ. Это могут быть материалы личного дела, доклады, отчеты, дневники, личные письма и т. п. документы.

Экспериментальные образцы — это тексты, выполненные подозреваемым (проверяемым) в связи с расследованием дела, по предложению следователя или лица, отбирающего их в порядке оперативно-розыскного мероприятия.

Получение экспериментальных образцов связано с необходимостью проверки написания подозреваемым (проверяемым) определенных выражений, отдельных слов, не встречающихся в документах — свободных образцах.

Образцы письменной речи на автороведческую экспертизу должны быть разнообразными по своей тематике (желательно близкой к тематике исследуемого документа) и значительными по объему, чтобы в них могли проявиться привычные для проверяемого письменно-речевые навыки в употреблении языковых средств. Экспериментальные образцы при исследовании письменной речи могут быть использованы лишь для проверки грамматических, но не лексических и стилистических признаков в связи с тем, что последние будут нести информацию о письменной речи составителя экспериментального текста (следователя), а не его исполнителя.

По времени выполнения свободные образцы должны быть как можно ближе ко времени появления исследуемого документа.

Наиболее важно это в тех случаях, когда известно (или предполагается), что автором является лицо, продолжающее общеобразовательную учебу или специальную подготовку, поскольку в это время могут происходить значительные изменения в степени овладения правилами правописания, в обогащении активной лексикой.

Образцы почерка на почерковедческую экспертизу в меньшей степени подвержены влиянию тематики.

Тем не менее желательно, чтобы они были разнообразными по своему назначению и тщательности выполнения.

Наличие рукописей, написанных и аккуратным, и небрежным почерком, поможет разобраться в различных вариантах идентификационных признаков.

При подборе образцов почерка следует также иметь в виду, что они должны быть представлены в оригинальном виде.

Рукописные копии, сделанные другим лицом, для цели экспертизы не пригодны.

Объем сравнительных образцов почерка должен быть до статочным для выявления признаков графических навыков проверяемых лиц.

Для идентификации исполнителя документа пригодны как свободные, так и экспериментальные образцы почерка.

Для по лучения экспериментальных образцов составляется специальный текст, включающий проверяемые слова и словосочетания Диктовка подготовленного текста производится ровным, спокойным голосом, без пауз, без выделения интонацией частей текста, без акцентирования внимания на отдельных словах.

В целях исключения возможности внесения проверяемым искажений почерка отбор образцов желательно провести несколько раз с перерывом в несколько дней.

Некоторое своеобразие представляет собой подбор сравнительных образцов при исследовании подписей на подлинность. Это своеобразие объясняется тем что подпись может быть выполнена более или менее тщательно в зависимости от назначения документа, может содержать большее или меньшее количество письменных знаков фамилии. Поэтому у лица, от имени которого исполнена исследуемая подпись, должны быть взяты и тщательно выполненные, и небрежные свободные образцы подписей на документах различного характера, полные и сокращенные экспериментальные подписи.

От подозреваемого в подделке должны быть получены свободные образцы почерка, свободные образцы его собствен ной подписи, экспериментальные образцы начертания фамилий (подписи) лица, от имени которого выполнена исследуемая подпись.

Отбор экспериментальных образцов производится неоднократно с повтором с течение нескольких дней.

Совокупность свободных и экспериментальных образцов позволит установить наличие или отсутствие подделки подписи, способ подделки (подражание подлинной подписи, произвольное выполнение), и также не произведена ли подделка подозреваемым лицом.

Основы идентификационной экспертизы письма

В целях идентификации автора, исполнителя рукописного текста, лица, учинившего подпись в документе, проводятся автороведческая и почерковедческая экспертизы.

Процесс идентификационного исследования письма складывается из нескольких последовательных этапов (стадий):

  1. предварительное исследование (осмотр) поступивших материалов;
  2. раздельный анализ объектов;
  3. сравнительное исследование:
  4. оценка результатов сравнения и формулирование выводов эксперта.

Предварительное исследование заключается в ознакомлении с постановлением о назначении экспертизы, с обстоятельствами дела и в осмотре поступивших материалов.

При этом уясняется задача исследования, определяется пригодность собранного материала для разрешения поставленных вопросов, устанавливается наличие или отсутствие искусственных изменений (искажений) письменной речи и почерка в документах, автора и исполнителя которых предстоит установить, решается вопрос о том, является ли автор исследуемого документа одновременно и его исполнителем. Искусственные изменения письменной речи могут быть установлены по наличию грубых грамматических ошибок орфографического и синтаксического характера при хорошо выработанном почерке, по наличию ошибок в простых по написанию словах и предложениях при правильном написании сложных слов и синтаксических конструкций.

Искажения почерка производятся с целью маскировки своего почерка или имитации почерка (подражания почерку) другого лица.

Маскировка может быть совершена путем письма левой рукой, печатными буквами, с изменением общих признаков почерка.

Подстройка под почерк другого лица чаще всего имеет место при подделке подписей.

При этом в подписи могут появиться признаки рисовки письменных знаков.

Подделыватель вынужден замедлять движения руки, делать остановки, чтобы сориентироваться в способе выполнения последующих штрихов, подрисовывать (подправлять) отдельные элементы букв и росчерка.

Результаты предварительного исследования позволяют выбрать методы дальнейшей работы с документами.

Раздельный анализ сравниваемых документов производится с целью выделения признаков письма (письменной речи и почерка), которые могут быть положены в основу заключения о наличии или отсутствии тождества автора или исполнителя.

Тщательной разработке подвергается весь комплекс признаков, которые могут быть выделены для последующего сравнения.

Выделение признаков обычно начинается с исследуемых (спорных, анонимных) документов.

На листе бумаги в отношении каждого из них (если их несколько) фиксируются общие характеристики и отдельные особенности письменной речи, топографии, общие и частные признаки почерка.

Частные признаки почерка разрабатываются путем зари совки с разметкой особенностей выполнения вариантов письменных знаков в начале, середине и конце слов.

В идентификационный комплекс включаются те из них, которые в соответствии с таблицами частот встречаемости обладают наибольшей информативной значимостью.

Такая же кропотливая работа проводится и в отношении образцов рукописей лиц, подозреваемых (проверяемых) в авторстве или исполнительстве.

Выделенные признаки подвергаются сравнительному исследованию, в процессе которого выявляются совпадения или (и) различия в них, дается оценка совпадающим и различающимся признакам в отдельности и комплексам в целом и формулируется вывод о наличии или отсутствии тожества.

Положительный вывод о тождестве исполнителя по почерку объективно проверяется математическими методами — подсчетом надежности, неповторимости, совокупности признаков, положенных в основу вывода эксперта. В результате исследования подписи в документе может быть установлен не только факт имевшей место подделки, но в ряде случаев может быть установлено и лицо, совершившее эту подделку.

В зависимости от характера выделенных в процессе раздельного анализа признаков и результатов сравнительного исследования выводы эксперта могут быть сформулированы в категорической или вероятностной (предположительной) форме с указанием степени вероятности.

В тех случаях, когда сравниваемые (чаще всего это исследуемые) документы не содержат комплекса признаков, необходимого для какого-либо вывода (даже в вероятностной форме), эксперт вправе отказаться от дачи заключения, обоснованно мотивировав свой отказ.

Криминалистическое исследование письма – раздел криминалистического исследования документов, который изучает закономерности формирования, развития и функционирования письменной речи и почерка, разрабатывает методы исследования письменной речи и почерка с целью идентификации исполнителя рукописи, установления авторства, а также других фактов, имеющих значение для расследования и судебного разбирательства.

Субъектами исследования могут быть: следователь, суд, лицо, производящее дознание (изучает признаки письменной речи и почерка в процессе осмотра документов), и эксперт (выполняет экспертизы, исследования рукописных текстов и подписей).

К идентификационным свойствам письма, позволяющим установить (идентифицировать) исполнителя рукописного текста, относятся: индивидуальность (каждое пишущее лицо обладает комплексом особенностей письменной речи и почерка, присущих только ему одному), отображаемость (возможность запечатления мыслей человека на материальном носителе), относительная устойчивость (неизменяемость индивидуальных особенностей письма в определенный промежуток времени – идентификационный период).

Письмо является средством запечатления мыслей человека с помощью специально разработанных условных обозначений (знаков) с целью передачи их на расстояние и закрепления во времени.

Письменная речь – характерная для пишущего лица совокупность языковых средств для письменного изложения своих мыслей, отражающая смысловую сторону письма.

Почерк – зафиксированная в рукописи система привычных движений, в основе формирования которых лежит письменно-двигательный навык (техническая сторона письма).

Таким образом, криминалистическое исследование письма охватывает два комплекса признаков – признаки письменной речи, характеризующие языковые и интеллектуальные навыки, и признаки почерка, характеризующие графическое исполнение письменных знаков.

В свою очередь, эти признаки в зависимости от объема и идентификационной значимости делятся на общие и частные и образуют идентификационные признаки письма, которые определяются как совокупность признаков письменной речи и почерка, используемых для установления исполнителя или автора рукописного текста.

К общим признакам, характеризующим письменную речь в целом, относятся признаки, отражающие степень развития стилистических, лексических и грамматических навыков.

Признаки, характеризующие степень развития стилистических навыков, определяются стилем (манерой) изложения и общим построением письменной речи.

Стиль изложения чаще всего подразделяют на официально-деловой, научный, производственно-технический, публицистический, литературно-художественный, разговорнобытовой.

Официально-деловой стиль используется для написания различных документов (приказов, заявлений, писем в различные организации и т.п.).

В научном стиле используется специальная терминология из различных отраслей науки.

Производственно-технический стиль характеризуется применением специальных слов и фразеологизмов, характерных для определенной производственной деятельности или профессии.

Публицистический стиль используется в газетах, журналах, при выступлениях и т.п.

Разговорно-бытовой стиль применяется в повседневном общении людей и характеризуется наличием обычных словосочетаний, фраз, используемых при разговоре.

Литературно-художественный стиль используется в художественных произведениях (повестях, романах, рассказах и т.п.).

Общее построение письменной речи (архитектоника) характеризуется наличием или отсутствием логической связи между отдельными элементами текста и определяется правильностью, полнотой и последовательностью изложения мыслей; наличием или отсутствием абзацев; преобладающим типом предложений; наличием символов, сокращений, исправлений.

Кроме того, к общим стилистическим признакам относятся навыки акцентирования – выделение главных положений различными способами (подчеркиванием, другим шрифтом, разрядкой и т.п.), использование в тексте восклицательных знаков, многоточий, скобок.

Степень развития лексических навыков определяется общим словарным запасом исполнителя (автора) текста.

В свою очередь, лексические признаки, характеризующие словарный запас, делятся на две группы. Первая группа – это использование исполнителем (автором) текста общенародных слов, употребляемых всеми или большинством говорящих. Ко второй группе относятся слова ограниченного употребления, свойственные конкретному коллективу или определенной социальной группе людей. К таким словам относятся:

  • – диалектизмы – слова, обороты, выражения, характерные для лиц, проживающих в определенной местности;
  • – профессионализмы – особенности письменной речи, характерные для определенных профессий и специальностей;
  • – арготизмы – слова и выражения с особым значением («хата» – квартира, «нал» – наличные деньги и т.п.);
  • – вульгаризмы – слова и выражения, употребление которых не отвечает общепринятым нормам морали и этики (грубые слова и нецензурные выражения);
  • – архаизмы – устаревшие слова и выражения, которые большинством людей не используются («верста» – старинная мера длины, «картуз» – головной убор и т.д.);
  • – неологизмы – новые слова и выражения, не вошедшие в полной мере в повседневное употребление (например, луноход);
  • – варваризмы – слова, заимствованные из других языков и имеющие аналог в русском языке («консенсус» – понимание, согласие, «плюрализм» – сосуществование нескольких мнений и т.п.);
  • – экзотизмы – слова и выражения, характеризующие быт и национальные особенности других народов (аксакал, пан, фазенда и т.п.);
  • – жаргонизмы – слова и выражения, используемые в преступной среде («ксива» – документ, «котлы» – часы и т.д.).

Степень развития грамматических навыков письма характеризуется овладением исполнителем правилами русского языка и определяется количеством и характером ошибок на 5–7 страниц рукописного текста.

Высокая степень грамотности характеризуется одной- двумя негрубыми орфографическими или пунктуационными ошибками и одной-двумя ошибками в выборе слов или построении предложений; средняя – одной-двумя грубыми орфографическими и пунктуационными ошибками и тремя ошибками в выборе слов или построении предложений; низкая – 12 и более пунктуационными и орфографическими ошибками, а также шестью и более ошибками в выборе слов и построении предложений.

Частные признаки письменной речи проявляются в индивидуальных лексических, грамматических и стилистических навыках, свойственных конкретному исполнителю рукописного текста (автору).

К лексическим индивидуальным навыкам относятся: неверное употребление слов, выражений из-за непонимания их значения; повторение одних и тех же слов (бедность словарного запаса); употребление лишних слов; неправильное использование фразеологизмов; признаки авторской лексики (употребление определенных слов, профессионализмов, диалектизмов и т.п.).

К грамматическим индивидуальным навыкам исполнителя текста относятся: повторение однородных орфографических и пунктуационных ошибок; неправильное употребление глаголов, местоимений и т.п.

Стилистические индивидуальные навыки характеризуются стилем изложения, особенностями построения письменной речи, акцентирования, свойственными конкретному исполнителю (автору).

Следующим подразделом криминалистического исследования письма является криминалистическое исследование почерка. Почерк – это система привычных движений при выполнении письменных знаков, для которой характерны отображаемость, индивидуальность и относительная устойчивость, позволяющие идентифицировать исполнителя рукописи.

Отображаемость почерка – это возможность запечатления письменных знаков на материальных объектах. Под индивидуальностью почерка понимается совокупность особенностей письменно-двигательного навыка, присущих данному лицу. Относительная устойчивость означает сохраняемость в почерке индивидуальных особенностей на протяжении долгого времени, а зачастую на протяжении всей жизни.

К признакам почерка относятся признаки, характеризующие: пространственную ориентацию движений; степень и характер сформированности письменно-двигательного навыка; структуру движений по траектории. Эти признаки могут быть как общими, так и частными.

В число признаков почерка, характеризующих пространственную ориентацию движений (иногда их называют топографическими признаками), входят:

  • – размещение текста в целом – на скольких сторонах листа расположен текст (на одной, на обеих); на каком расстоянии от верхнего (нижнего) края среза листа (большом – более 3 см, среднем – от 1 до 3 см, малом – менее 1 см);
  • – размещение самостоятельных фрагментов – заголовков, обращений, подписей, резолюций и т.п. относительно основного текста и относительно срезов листа (слева, справа, в центре текста; параллельно, наклонно относительно срезов листа);
  • – наличие или отсутствие полей (если они есть – правые, левые), их размер (малые – до 1 см, средние – 1–3 см, большие – более 3 см), конфигурация линий (выпуклые, вогнутые, прямые, извилистые);
  • – форма линии письма в строке (прямая, извилистая, вогнутая, выпуклая);
  • – размещение движений при выполнении знаков препинания (на линии письма или бланковой строки, выше или ниже); интервал между знаком препинания и предшествующим словом (большой – если превышает ширину двухэлементной буквы; средний – если равен ширине такой буквы; малый – если меньше ширины буквы);
  • – размер красной строки – размещение начального движения в первой строке абзаца относительно начала других строк (малая – до 1 см, средняя – 1 –3 см, большая – более 3 см);
  • – размер интервалов между строками – размещение движений при выполнении строк относительно друг друга (малый равен высоте одной строчной буквы, средний равен высоте двух строчных букв, большой – более высоты двух строчных букв);
  • – размер интервалов между словами – размещение движений при выполнении слов относительно друг друга (малый равен ширине одной буквы, средний равен ширине двух букв, большой – более ширины двух букв);
  • – размещение линии письма относительно бланковой строки (на линовке, под линовкой, над линовкой);
  • – положение строки относительно горизонтального среза листа (параллельно горизонтальному срезу листа, опускающаяся вниз, поднимающаяся вверх);
  • – положение знаков переноса (на линии строки, выше или ниже ее, параллельно или под углом к ней).

Признаки почерка, отражающие степень и характер сформированности письменно-двигательного навыка, характеризуются выработанностью почерка и степенью сложности движений при выполнении отдельных знаков и строением почерка в целом.

Выработанность почерка определяется уровнем владения техникой письма и характеризуется темпом и координацией движений. В зависимости от этого различают маловыработан- ный почерк, средневыработанный и высоковыработанный.

Маловыработанный почерк характеризуется низкой координацией движений, низким темпом выполнения текста и низкой степенью связности движений (слитное написание менее двух-трех букв в слове).

Средневыработанный почерк отличается от маловы- работанного более устойчивой координацией движений, увеличением темпа письма и степени связности движений (слитное написание четырех-пяти букв).

Высоковыработанный почерк характеризуется высокой координацией движений, быстрым темпом, сплошной или высокой (шесть и более букв, выполненных слитно) степенью связности.

Степень сложности движений определяется уровнем владения техническими и графическими навыками и особенностями письменно-двигательных навыков при выполнении письменных знаков. В соответствии с этим различают: простой почерк (соответствует прописям или близкий к ним), упрощенный (с элементами упрощения при выполнении отдельных знаков), усложненный (с элементами усложнения – увеличение количества движений, элементов).

Признаки почерка, отражающие структуру движений по траектории, характеризуются формой, направлением, наклоном, размером и разгоном.

Преобладающей формой движения в прописи считается выполнение букв и их элементов прямолинейно-круговыми (дуговыми) движениями. Однако выделяют и такие формы движений, как прямолинейно-угловатая, извилистая, петлевая, угловатая и смешанная.

Преобладающее направление движений рассматривается применительно к выполнению дуговых (овальных) элементов. Различают левоокружное направление движений (против часовой стрелки) и правоокружное (по часовой стрелке); может быть и смешанное направление движений.

По наклону различают почерк правонаклонный, левонаклонный и смешанный. Кроме того, текст может быть выполнен вертикальным почерком, т.е. без наклона.

Размер почерка определяется высотой строчных букв. Различают малый (высота строчных букв до 2 мм), средний (от 2 до 5 мм) и большой почерк (более 5 мм).

Протяженность движений по горизонтали, или разгон почерка, определяется соотношением протяженности движений по горизонтали и преобладающей протяженности по вертикали (размеру почерка). В зависимости от этого различают сжатый (когда ширина буквы равна 0,5 ее высоты и менее), средний (от 0,5 до 1 высоты буквы) и размашистый почерк (ширина буквы более ее высоты). Кроме того, разгон почерка определяется соотношением ширины буквы и расстоянием между буквами, так называемой расстановкой. Расстановка бывает широкой (с интервалами между буквами и словами более ширины буквы), средней (от 0,5 до 1 ширины буквы), узкой (менее 0,5 ширины) и смешанной.

Связность почерка – это способность исполнителя выполнять без отрыва пишущего инструмента определенное количество письменных знаков (непрерывность движений). По степени связности почерки делятся на сплошной (текст выполнен непрерывными движениями), высокосвязный (с непрерывным выполнением шести и более знаков), средней связности (связно выполняется четыре-пять букв), малой или низкой связности (две-три буквы) и отрывистый почерк (все буквы выполняются отдельно).

Нажим почерка – распределение усилий при выполнении письменных знаков.

Различаются почерки со слабым нажимом (выполненные без нажима, когда ширина всех элементов одинаковая), со средним нажимом (ширина элементов знаков, выполненных с нажимом, шире элементов, выполненных без нажима, в два раза), с сильным нажимом (ширина элементов, выполненных с нажимом, превышает ширину безнажимных элементов более чем в два раза).

Частные признаки почерка характеризуют особенности выполнения письменных знаков, их элементов и соединений между ними конкретным лицом, т.е. в них отображаются особенности письменно-двигательных навыков этого лица. Именно частные признаки главным образом позволяют по почерку установить исполнителя рукописи.

К частным признакам почерка относятся:

  • – форма движений, которая характеризуется очертанием элементов письменного знака. Различают прямолинейную, угловатую, дуговую, овальную, петлевую и извилистую формы движений при выполнении элементов письменных знаков и их соединений;
  • – направление движений при выполнении письменного знака: сверху вниз, снизу вверх, справа налево или наоборот; нравоокружное (по часовой стрелке), левоокружное (против часовой стрелки);
  • – протяженность движений, характеризующаяся увеличением или уменьшением размеров как по вертикали, так и по горизонтали отдельных письменных знаков и их элементов (соотношение размера, разгона букв в словах);
  • – связность письменных знаков и их элементов, которая характеризуется видом соединения движений (слитный и интервальный виды);
  • – количество движений, которое определяется сравнением с существующими стандартными прописями в сторону уменьшения или увеличения (увеличено или уменьшено);
  • – последовательность движений, характеризующаяся нарушением последовательности движений по сравнению с предусмотренными стандартными прописями;
  • – относительное размещение движений, т.е. место расположения элементов письменного знака относительно линии письма, а также относительно других элементов;
  • – сложность движений при выполнении письменного знака относительно прописи (упрощение движений при выполнении письменных знаков и их соединений и усложнение движений; кроме того, различают обычное выполнение письменных знаков (в соответствии с прописями или близко к ним).

Частные признаки характеризуются наибольшей степенью устойчивости и на протяжении всей жизни человека остаются в принципе неизменными. Правда, некоторые изменения в почерке конкретного лица все-таки могут наблюдаться. Они объясняются как объективными, так и субъективными факторами. Эти изменения можно разделить па естественные и умышленные.

Естественные изменения почерка (и письменной речи) определяются необычными условиями письма (измененная поза пишущего, необычный материал письма, непривычный пишущий инструмент, недостаточное освещение) и внутренним состоянием пишущего (возрастные изменения, различные заболевания, функциональное состояние – утомление, опьянение).

Умышленные изменения почерка заключаются в скорописной маскировке почерка пишущего, подражании печатному шрифту, перемене пишущей руки, подражании почерку другого лица.

Большое значение в практике расследования по уголовным делам имеет правильное описание рукописного документа в протоколе следственного действия, а также розыск исполнителя этого документа.

Схема описания рукописного документа в протоколе такова. Указываются название документа (квитанция, письмо, акт и т.п.); его номер и дата составления; место обнаружения документа; характеристика материала документа – вид материала (бумага, картон, ткань, и т.д.), его цвет, размер, наличие складок, повреждений, загрязнений; характеристика текста – его размещение, цвет красителя; начальные и заключительные слова в документах произвольной формы; краткая характеристика общих и частных признаков почерка; наличие отдельных реквизитов – надписей, оттисков печатей и штампов; дополнительные способы фиксации (фотографирование, видеозапись, зарисовки и т.п.); упаковка.

Следующей важной задачей является установление исполнителя документа. Различают четыре стадии этой работы.

  • 1. Осмотр и изучение документа – вещественного доказательства. Сюда входят: определение материалов письма; выяснение цели и содержания документа; выявление признаков маскировки; анализ признаков письменной речи и почерка.
  • 2. Составление розыскной таблицы. В ней отображаются особенности письменной речи; дается характеристика общих и частных признаков почерка с их графическим изображением; при этом указываются не все признаки, а лишь наиболее значимые для розыска исполнителя (автора) рукописи.
  • 3. Проверка почерков предполагаемых исполнителей документа (сопоставление признаков, включенных в розыскную таблицу, с почерками проверяемых лиц).
  • 4. Назначение судебно-почерковедческой экспертизы или исследования. В содержание этого этапа входят: подготовка материалов, необходимых для проведения почерковедческой экспертизы или исследования; вынесение постановления о назначении экспертизы или подготовка письма (отношения) о проведении исследования.

Рис. 7.1. Частные признаки почерка

К объектам, необходимым для проведения почерковедческого исследования, относятся, прежде всего, исследуемый рукописный документ (документы) и образцы почерка предполагаемых исполнителей.

Большое значение при этом отводится подбору образцов для сравнительного исследования. В криминалистике выделяют свободные и экспериментальные образцы почерка, а также условно-свободные образцы.

К свободным образцам почерка относятся рукописные тексты, выполненные вне связи с уголовным делом и, как правило, до его возбуждения (личная и служебная переписка, заявления, анкеты, автобиографии и т.п.).

Основные требования, предъявляемые к свободным образцам почерка: достоверность (несомненность) происхождения, т.е. исполнение документа именно проверяемым, а не другим лицом; соответствие исследуемому документу – образцы должны быть близкими по времени написания, форме и содержанию, исполнены па том же языке, однотипной бумаге и аналогичными орудиями; достаточность образцов в количественном отношении – 2–5 страниц рукописного текста и 10–15 подписей.

Экспериментальные образцы почерка – это рукописные тексты, специально выполненные предполагаемыми исполнителями по предложению следователя в соответствии с требованиями уголовно-процессуального законодательства. Получение экспериментальных образцов осуществляется на основании постановления следователя и оформляется протоколом.

Правила получения экспериментальных образцов: условия, в которых выполняются образцы, должны быть привычными (обычными) для пишущего, однако в случае необходимости образцы отбираются и в необычных для пишущего условиях (с изменением позы, непривычным для него пишущим прибором и т.д.) или с умышленным изменением почерка (подражание печатному шрифту, выполнение текста с переменой пишущей руки и т.п.); образцы, как правило, выполняются под диктовку, при этом составляется специальный текст, в который включаются слова и словосочетания из исследуемой рукописи; исследуемый текст не должен показываться исполнителю образцов; образцы получают с разрывом во времени на разных листах бумаги; объем экспериментальных образцов должен быть не менее 5–10 страниц и не менее пяти страниц образцов подписей по 10–20 на каждой странице.

Условно-свободные образцы почерка (подписи) выпол- неняются хотя и после возбуждения уголовного дела, но не специально для проведения экспертизы (жалобы прокурору, чистосердечное признание, собственноручно выполненные объяснения и т.д.).

После того как все необходимые для проведения экспертизы материалы собраны, следователь выбирает экспертное учреждение или эксперта и выносит постановление о назначении почерковедческой экспертизы, где кратко указываются обстоятельства дела, имеющие отношение к исследованию, подробно перечисляются материалы, направляемые на экспертизу, и формулируются вопросы, на которые необходимо ответить в процессе исследования. В вопросах, поставленных перед экспертом, необходимо указать наименование и реквизиты документа, подлежащего исследованию (номер, дата и т.п.). Если исследованию подлежит рукопись, не имеющая заголовка или каких-либо реквизитов, то необходимо указать, какими словами она начинается и заканчивается. Указывается также, что именно исследуется (текст, часть текста, отдельная запись, подпись, текст и подпись одновременно), фамилии, имена, отчества предполагаемых исполнителей.

Перед судебно-почерковедческой экспертизой ставятся следующие вопросы: кем из числа указанных в постановлении лиц выполнены рукописные записи (подписи) в исследуемом документе; кем выполнена подпись от имени определенного лица – им самим или другим лицом; лицом какого пола выполнен рукописный текст; в обычных или необычных условиях выполнен текст; выполнен ли рукописный текст искаженным почерком; является ли автором документа конкретное лицо; каковы характеристические данные автора текста (родной или преобладающий язык, место формирования речевых навыков, уровень грамотности, профессия и т.п.).

  • Подробнее об образцах для сравнительного исследования см. в главе 25.

Криминалистическое исследование письма и документов – отрасль криминалистики, которая занимается изучением письма, способам внесения в него изменений и отождествлением исполнителя текста, разрабатывает методические и научные основы использования документов в расследовании преступлений.

Задачи, которые ставятся перед криминалистическим исследованием документов можно разделить на:

— определение состояния и качеств исполнителя документа;

— установление составляющих документа, его элементов (оттисков штампов, печатей);

— отождествление исполнителя документа (человека либо техническое средство, на котором изготовлен документ).

В зависимости от процессуальной значимости документа различают документы – доказательства и документы – вещественные доказательства. Документы – доказательства содержат в зафиксированной информации сведения, представляющие интерес. Документы – вещественные доказательства содержат в себе какие-либо следы постороннего воздействия (попытки изменения текста, реквизитов и т.д.).

Документы по содержащемуся в них тексту можно разделить на подлинные и поддельные. В подлинных документах все сведения (текст и реквизиты) полностью правдивые. Поддельные документы несут в себе посторонние изменения (в тексте или реквизитах) либо заведомо изготовлены с информацией, искажающей действительность.

При работе с документами необходимо придерживаться следующих правил:

— контактировать с документом желательно в перчатках либо с использованием инструмента (не касается поврежденных документов);

— надо оберегать документ от источников влажности и кислот, т.к. это может растворить краситель текста либо повредить бумагу;

— на оригиналах документа запрещается делать пометки;

— перегибать документ можно только при необходимости и только по уже имеющимся складкам;

— документ не подшивается к материалам дела, его вкладывают в конверт, который можно подшить.

При осмотре документа обращают внимание на следующие признаки, которые могут свидетельствовать на внесение изменений в документ:

— различие формы текста, цвета красителя и реквизитов;

— несоответствие содержания документа элементам текста;

— наличие следов постороннего воздействия на бумагу, из которого изготовлен документ (разволокнение, пятна и т.д.);

— различные интервалы между строками и словами, что характерно при дописке;

— неровности оттисков печатей и штампов, неодинаковое расположение осевых линий букв в тексте;

— извилистость, перерывы, расплывы линий в подписях.

Совокупность двигательных навыков, характеризующих почерк человека состоит из следующих элементов: технические навыки (поза письма, манера удержания пишущего предмета), графические навыки (реализация письменных элементов), признаки письменной речи (лексические, грамматические, стилистические).

Почерк человека достаточно устойчив, обладает многообразием признаков и с течением времени меняется незначительно. При попытках умышленного внесения изменений в почерк, все признаки, принадлежащие автору текста убрать не удается. Необратимые изменения в почерке могут быть следствием травм нервной системы или повреждения конечностей.

Признаки почерка можно разделить на:

— общие, которые в свою очередь делятся на признаки, отражающие пространственную ориентацию фрагментов рукописи и движений (топографические); признаки, отражающие степень и характер сформированности письменно-двигательного навыка (выработанность, сложность); признаки, отражающие структурные характеристики движений (общая форма и направление движений в почерке, наклон, размер, разгон, степень связанности, нажим почерка);

— частные (форма, направление, протяженность, вид соединения, количество, сложность, последовательность размещения движений).

При назначении почерковедческой экспертизы обязательно отбираются образцы почерка (свободные, условно-свободные, экспериментальные), которые передаются инициатором в распоряжение эксперта.

Свободные образцы выполняются исполнителем до возбуждения уголовного дела, впоследствии при обнаружении изымаются.

Условно-свободные образцы выполняются исполнителем после возбуждения уголовного дела, не имеют связи с событием преступления, впоследствии при обнаружении изымаются.

Экспериментальные образцы выполняются исполнителем по запросам правоохранительных органов как сравнительные образцы для проведения экспертного исследования.

К задачам технико-криминалистического исследования документов можно отнести:

— установление способа изготовления документов, либо их частей;

— определение способа внесения изменений в документ;

— обнаружение и восстановление записей, подвергавшихся попыткам уничтожения;

— определение материалов, из которых изготовлен документ;

— определение срока давности изготовления документа.

Чаще всего изменения в документы вносят путем: рисования, травления (воздействие на краситель кислотами, щелочами), подчистки (воздействие механическими способами), смывания (воздействие растворителями), дописки (внесение дополнительных символов на свободные места), замены листов (паспорта и др.), подделки подписи.

Вопросы для самоконтроля:

1. Раскрыть понятие документа.

2. Раскрыть понятие системы признаков письма.

3. Раскрыть понятие общих признаков почерка, систематизировать их.

4. Раскрыть понятие подделки документов, классифицировать их на виды.

5. Перечислить признаки удаления текста путем подчистки.

6. Перечислить признаки удаления текста путем травления.

7. Перечислить правила представления материалов на судебно-техническую экспертизу документов.

Рекомендованная литература:

1. Китаев Н. Психодиагностика почерка подозреваемых // Законность. — 1998. — № 7.

2. Исследование документов при производстве судебно-бухгалтерской экспертизы //Уголовный процесс, №1 — 2008, 58С.

3. Брусенцова И.В. Почерковедческая экспертиза: этапы развития и современные возможности//Юрист. №11 — 2004, 12-20С.

4. Почерковедение и почерковедческая экспертиза: курс лекций / под ред. В. В. Серегина. Волгоград: ВА МВД России, 2002.

5. Почерковедение и почерковедческая экспертиза: учебник / под ред. В. В. Серегина. Волгоград: ВА МВД России, 2007.

7. Жижина М. В. Судебно-почерковедческая экспертиза документов / под ред. проф. Е. П. Ищенко. М.: Юрлитинформ, 2006.

8. Орлова В. Ф. Судебно-почерковедческая диагностика: учеб. пособие для студентов вузов. М.: ЮНИТИ-ДАНА, Закон и право, 2006.

Добавить комментарий