Криминалистическое исследование подписи

Факсимиле – это штемпельное изделие, достоверно воспроизводящее подпись. Его активно используют многие организации и предприятия, находя это изобретение человечества очень практичным и удобным.

Однако именно данной печатью не стоит злоупотреблять. Нужно четко придерживаться норм, прописанных в законодательстве. В противном случае можно столкнуться с такими неприятностями, которые могут привести к крупным финансовым потерям. А именно: факсимильной подписи не место на бухгалтерской отчетности и платежных документах, на доверенности и векселях. Словом, ее не используют на документации, связанной с имущественными, финансовыми или административными отношениями.

Факсимиле и «живая» подпись: как отличить?

Стоит не только пользоваться штампом с личной подписью, имея на то законные основания, но и быть внимательными к подозрительным оттискам на документах. Хотя современная штемпельная продукция и отличается превосходным качеством, есть несколько подсказок, помогающих определить, где стоит «живая», а где факсимильная подпись.

Во-первых, оригинальный росчерк не будет каждый раз совершенно одинаковым. Человек подписывается немного по-разному на разных документах. Существенного отличия нет, но детали и размеры неодинаковы. Когда же из документа в документ подпись идентична, то, скорее всего, использовано именно специальное клише.

Второй важный момент – обратная сторона документа. Когда на нем ставится собственная подпись, то нет следов давления, а штамп оставляет свой рельефный след.

Есть еще один способ удостовериться, держите вы в руках документ с факсимиле, изготовление которого займет считанные часы, или нет. Для этого нужно тщательно изучить бумаги, на которых стоит оригинальный автограф. Затем его сравнивают с сомнительной подписью. Как правило, факсимильный росчерк будет отличаться отсутствием мелких деталей и утолщениями по краям.

Наконец, самый достоверный метод проверки подписи – поручить это дело специалистам. Они имеют свои подручные средства и соответствующий опыт, который позволит выявить факсимиле даже самого высокого качества.

Факсимиле: изготовление в подробностях

Для того чтобы получить на руки готовое изделие, заказчику достаточно предоставить качественную подпись изготовителю. Это можно сделать лично на бумажном носителе, привезя его в офис компании, или же переслать по электронной почте отсканированный вариант. Дополнительно нужно указать, каков реальный размер оригинальной подписи. Его рассчитывают от крайней верхней до крайней нижней точки, а также от крайнего правого до крайнего левого края.

Этот эскиз передают специалистам, которые готовят по нему электронный макет. Затем его распечатывают на пленке и приступают собственно к изготовлению клише. Сегодня можно выбирать одну из нескольких современных технологий, с помощью которых изготавливают факсимиле. Стоит остановиться на методе производства печатей из фотополимеров. Он позволяет выполнять заказ в сжатые сроки, при этом отменное качество изделия отлично сочетается с очень доступной ценой.

Теперь к готовому клише нужно подобрать оснастку, чтобы пользоваться печатью было легко и удобно. И факсимильная подпись поступит в полное распоряжение владельца. В случае срочного заказа от момента подачи заявки и до получения готового изделия пройдет буквально несколько часов.

Самое главное – использовать факсимильную подпись разумно. И тогда она действительно послужит на пользу предприятия, не доставляя проблем или дополнительных хлопот.

Теги: факсимиле
Количество показов: 11642

Кроме того, подписи буквенной и смешанной транскрипции мо­гут быть полные, сокращенные и дополненные. Полными на­зываются подписи, включающие в себя все буквы данной фами­лии. Для сокращенных подписей характерны пропуски отде­льных букв, слияние их или наличие только начальных букв, дру­гие же заменены определенным сочетанием разнообразных без­буквенных штрихов. При этом сокращение может происходить пу­тем полного или частичного исключения средней части подписи или ее окончания. Подписи, дополненные инициалами имени и отчества, либо обозначением имени полностью, называются до­полненными.
В зависимости от целевого назначения документа и других условий у одного и того же лица могут наблюдаться подписи разной транскрипции: в одних случаях это будут краткие подписи или даже просто написание инициалов, в других—полные.
При изучении транскрипции подписи необходимо обращать внимание на так называемые безбуквенные штрихи и заключи­тельную часть подписи — росчерк.
Безбуквенные штрихи, так же как и буквы, могут быть выпол­нены прямолинейными движениями, образующими углы; криво­линейными движениями, образующими дуги, петли, а также соче­таниями этих движений.

Понятие и составные части подписи

Как в начале своего развития, так и последующем письменность обслуживала потребности государства, торговли, имущественных отношений, развитого ремесла, общественную жизнь, быт, религиозные культы и т.п. Имея важное значение в жизни народов, письмо приобретало большое значение и для каждого отдельного человека. В связи с развитием ремесла и торговли применявшиеся ранее родовые знаки собственности на предметах заменялись подписями имени мастера или владельца. Указанные записи имени, фамилии стали затем применяться и в деловых бумагах, денежных, имущественных и личных документах. Так возникла подпись, под которой понимается графическое начертание, обозначающее личность его исполнителя и выполняемое им в удостоверительных целях.

Из сказанного следует, что подпись относится к разновидности рукописи и представляет собой своего рода удостоверительный знак, обозначающий фамилию лица, который свидетельствует содержание написанного. Какие же особенности имеет эта разновидность почерковых объектов, отличающие ее, например, от рукописной записи фамилии выполнившего подпись лица?

Во-первых, не существует каких-либо норм, требований к виду подписи. Это – «графическое начертание», которое может воспроизводить весь буквенный состав фамилии владельца, может быть усложнено какими-либо дополнительными элементами: или же, наоборот, упрощено за счет утраты части своего буквенного состава, а иногда замены букв фамилии нечитаемыми штрихами.

Во-вторых, такое «обозначение личности» указывает на лицо, от имени которого оно значится.

В-третьих, подпись выполняется в удостоверительных целях, т.е. документ приобретает юридическое значение, если на нем в качестве необходимого реквизита имеется собственноручная подпись лица, от которого данный документ исходит. Именно ввиду указанного обстоятельства подписи чаще чем рукописные записи являются объектами подделки, в том числе и с использованием технических приемов. Кроме того, подпись нельзя рассматривать изолированно от содержания документа и его целевого назначения, так как нередко от этого зависит способ и полнота выполнения подписи. Подписи одного и того же лица могут быть выполнены по-разному в расходном кассовом ордере на получение денег, например, и в записке личного характера – полностью или сокращенно, четко или неразборчиво.

В-четвертых, почерк, которым выполняется подпись, имеет свои особенности процесса формирования, отличные от процесса формирования скорописного почерка. Указанные особенности и определяют необходимость создания собственной классификации признаков подписи, а также разработки методики ее исследования.

Однако, прежде чем перейти к рассмотрению обозначенных выше вопросов, необходимо согласовать терминологию описания подписи, т.е. дать краткое описание ее состава. Это связано с тем, что подпись не предназначена для чтения, а является исключительно графическим изображением, знаком, в который помимо букв (заглавных и строчных) включаются и другие элементы, что требует несколько иной дискретизации подписи, чем дискретизации, предназначенной для текстовых почерковых объектов.

Подпись можно разделить на следующие составные части: начальную, строчную, заключительную.

В начальной части могут выполняться: начальные буквы фамилии, имени и отчества (обычно – заглавные), монограмма, в некоторых случаях – нечитаемые штрихи. Под монограммой понимают начальную часть подписи, образованную элементами начальных букв имени, фамилии, отчества, в случаях, когда один элемент буквы одновременно является элементом другой буквы или одна буква выполняется в месте размещения другой буквы, а также если эти буквы объединены одним покровным элементом (охватывающим штрихом).

Строчная часть подписи, выполняется, в виде строчных букв либо нечитаемых штрихов, часто имеющих циклическую структуру.

В заключительной части подписи в большинстве случаев, выполняется росчерк – безбуквенная часть подписи, выполненная наиболее автоматизированными движениями различной сложности. Кроме указанных элементов в состав подписи могут входить дополнительные штрихи различной формы, выполняемые интервально с остальными частями, а также точки.

Этапы формирования подписи

Подпись является почерковым начертанием, т.е. представляет собой вид рукописи и имеет много общего в формировании с другими видами рукописи. Однако, как уже отмечалось выше, процесс формирования подписи имеет и свои особенности:

1. Подпись формируется обычно уже тогда, когда почерк, которым выполняется текст, в той или иной степени уже выработан;

2. Отсутствуют какие-либо нормы для выполнения элементов подписи, поэтому появляется больше возможности ее индивидуализации;

3. Подпись представляет собой довольно краткий объект, что является предпосылкой выработки большого автоматизма движений при частом ее выполнении. Сам процесс формирования подписи принято разделять на три этапа:

  • формирование во время обучения в школе;
  • Формирование во время овладения специальностью;
  • Формирование подписи во время трудовой деятельности.

В самом начале обучения, когда отсутствуют выработанные навыки письма, подпись ничем не отличается от любого другого слова. Учащийся обычно подписывается простым написанием своей фамилии. Движения при выполнении письма или подписи лицом, не владеющим выработанными навыками, замедленные, отрывистые и неуверенные. Графическое изображение подписи в таких случаях, как правило, дается полностью. По мере выработки навыков письма формируется и подпись. Кроме того увеличивается и практика выполнения подписи, что приводит к большей автоматизации движений при ее выполнении, чем при выполнении текста. В первый период происходят изменения не только степени выработанности движений, но и в графическом изображении подписи за счет сокращения буквенного состава, добавления к полному или сокращенному буквенному составу росчерка, инициалов или монограммы, дополнительных штрихов и точек. Образцом для введения таких элементов служат чаще всего подписи членов семьи, реже других лиц.

Процесс формирования продолжается во время овладения специальностью: становится устойчивым ее состав; наблюдается относительная устойчивость общих и частных признаков подписи. Практика выполнения подписи во время трудовой деятельности обычно увеличивается, это приводит к дальнейшему изменению подписи. Она выполняется более быстрыми, более автоматизированными движениями, часть элементов подписи при этом упрощается, заменяются нечитаемыми (часто циклическими) штрихами буквы в ее строчной части, исчезают некоторые элементы в сложных монограммах. Может появиться несколько устойчивых вариантов подписи. При этом выбор варианта зависит от значимости документа, его назначения и места, отведенного для выполнения подписи. Формирование подписи на данном этапе зависит от ее строения к началу трудовой деятельности и характера этой деятельности. Функциональный динамический комплекс навыков при выполнении подписи на данном этапе ее формирования характеризуется единым, взаимосвязанным выполнением всех элементов подписи.

В.В. Липовский отмечает: «В сформировавшейся высоко выработанной подписи отдельные динамические стереотипы для каждой буквы или элемента подписи отсутствуют ввиду образования единого динамического стереотипа при ее выполнении… Следовательно, в отличие от почерка, при выполнении подписи действует единая, устойчиво взаимосвязанная система навыков, единый динамический стереотип, который и обуславливает ее исполнение как единого понятия, образа, как моторной идеограммы». В подписи труднее, чем в почерке, провести возрастную границу завершения ее формирования, поскольку время, необходимое для окончательного формирования и закрепления навыков выполнения подписи, у каждого лица различно. Чем раньше человек начинает свою трудовую деятельность и чем чаще ему приходится расписываться, тем скорее у него окончательно формируется подпись.

Письменная практика начинается значительно раньше , чем практика подписывания документов, и поэтому формирование почерка обычно заканчивается раньше, чем подписи. Изменения в подписи могут наблюдаться в течение длительного периода трудовой деятельности человека и прекращаются лишь к 30-35 годам. У лиц старше 35 лет, до наступления старения организма, наблюдается значительная устойчивость подписного двигательного стереотипа. Подводя итог освещению данного вопроса можно отметить, что письменно-двигательных навыков, лежащий в основе подписного почерка целенаправленно вырабатывается на основе письменно-двигательных навыков, лежащего в основе почерка. Различие исходных слов (фамилий) у разных людей, являющихся основой конструирования подписи как удостоверительного знака, стремление при этом к их своеобразию создают благоприятные предпосылки для формирования индивидуальной почерковой системы, предназначенной для выполнения своей подписи конкретным лицом. Подписной почерк обладает целостностью и системностью в большей мере, чем краткая запись, которая отражает лишь часть общей почерковой системы.

Идентификационные признаки подписи

Идентификационными признаками подписи следует считать содержащиеся в конкретных подписях признаки, которые отображают комплекс приемов, навыков (почерк), выработавшийся у данного лица для выполнения подписей. Эти признаки также как и признаки скорописного почерка делятся на общие и частные. Общие признаки подписи составляют следующие четыре группы:

1. Признаки, характеризующие построение подписи

2. Признаки, отражающие степень и характер сформированности письменно-двигательных навыков

3. Признаки, отражающие структурные характеристики движений

4. Признаки, отражающие пространственную ориентацию подписи и движений, которыми она выполнена (топографические признаки)

Частные признаки подписи

При исследовании буквенных и безбуквенных элементов подписи полностью применяется система частных признаков почерка. Особенности имеет только характеристика по сложности движений безбуквенных элементов и росчерка, характеристика вида соединений и протяженности движений:

Условно в качестве относящихся к простым можно рассматривать циклические «и», «ш»-образные и верхнепетлевые элементы, к упрощенным – однообразно дуговые, одно- и разнонаправленные угловатые; к усложненным – «п», «т»-образные и нижнепетлевые.

При характеристике по строению росчерка следует еще учитывать количество изменений направления движений, чаще всего проявляющееся в числе пересечений. Условно к простой по строению относится композиция росчерка, содержащая не более 2-х пересечений; к упрощенной – не имеющая пересечений, к усложненной – содержащая более 2-х пересечений.

1. Вид соединения движений предполагает изучение проявлений связности именно в пределах букв и безбуквенных элементов подписи, поскольку соединения их между собой уже изучены при анализе общих признаков.

2. Протяженность движений при выполнении элементов подписи в значительной степени определяется местом, отведенным для нее в документе, поэтому изучается, как правило, относительная протяженность движений при выполнении тех или иных элементов.

К традиционным 8-ми группам частных признаков почерка, при исследовании подписи некоторые авторы добавляют 3-и нетрадиционных, включающих : величины углов между элементами подписи, кривизну дуговых штрихов, особенности нажима при выполнении отдельных элементов. Объективное изучение этих характеристик требует специально разработанных инструментальных средств и методов исследования.

Поскольку подпись является одним из видов почерковых объектов, для ее исследования применима система идентификационных признаков, разработанная для почерка. Однако надо отметить, что эти признаки изучаются, принимая во внимание специфичность их выражение в подписи.

Кроме того, в подписи представлен ряд новых признаков, отражающих особенности ее формирования и некоторые свойства как удостоверительного знака.

Идентификационные признаки подписи делят на общие и частные.

Общие признаки включают в себя четыре группы:

I. Характеризующие построение подписи.

II. Характеризующие степень и характер сформированности письменно- двигательного навыка.

III. Отражающие структуру движений по их траектории.

IV. Отражающие пространственную ориентацию подписи и движений, которыми она выполняется.

Общие признаки, характеризующие построение подписи

Первая группа общих признаков подписи отражает особенности ее формирования и своеобразные навыки выполнения. Группа включает в себя три признака: транскрипцию, общий вид, четкость.

Под транскрипцией понимают общее построение графического изображения подписи, включающее в себя ее качественный и количественный состав с учетом последовательности выполнения. Качественный состав подписи определяется наличием монограммы, инициалов, строчных и заглавных букв, безбуквенных штрихов, росчерка и дополнительных штрихов.

Транскрипция подписи может быть:

— буквенной, состоящей из заглавных и строчных букв, включая монограмму (для определения буквенной транскрипции росчерк и дополнительные штрихи не учитываются);

— безбуквенной (или штриховой), состоящей только из безбуквенных нечитаемых штрихов;

— смешанной, состоящей из букв и безбуквенных штрихов.

а б в

Рис. 79. Подписи: а — буквенной; б — безбуквенной; в — смешанной транскрипции

В заключении эксперта, кроме определения вида транскрипции, необходимо указывать конкретный состав подписи в последовательности исполнения букв и штрихов. Безбуквенные элементы в штриховых и смешанных подписях описываются с учетом их положения относительно строки или геометрической формы.

Рис. 80. Транскрипция подписи от имени Дононова В. С. смешанная, состоит

из прописных букв «В», «С», надстрочно-подстрочного

безбуквенного элемента, строчных букв «о», «н», «о» и росчерка

Общий вид подписи образуется путем соединения условной линией наиболее выступающих частей подписи, включая росчерк и дополнительные штрихи. Данный признак отражает взаиморазмещение и взаимопротяженность наиболее выступающих элементов подписи. Общий вид определяется в соответствии с контурами простейших геометрических фигур и может представлять собой треугольник, ромб, окружность, трапецию, различные неправильные многоугольники и др.

Рис. 81. Общий вид подписи — неправильный пятиугольник

Четкость подписи означает возможность определения направления движений и последовательности выполнения всех ее элементов с точки начала и до точки окончания. Подписи могут быть четкими, где последовательность их выполнения легко определяется визуально и не требует специальных технических средств, и нечеткими, в которых точки начала, окончания и направление движений определить затруднительно. Данный признак может проявляться неравномерно в отдельных частях подписи, например, нечеткая монограмма сопровождается четкой строчной частью и росчерком.

а б в

Рис. 82. Подпись: а — четкая; б, в — нечеткие

Не следует отождествлять четкость с «читаемостью» подписи. Подпись может быть нечитаемой, т. е. безбуквенной, но четкой.

Общие признаки, отражающие степень и характер сформированности

письменно-двигательного навыка

Состав признаков группы остается традиционным и включает в себя два основных признака: степень выработанности и конструктивную сложность подписи. Однако такие показатели степени выработанности, как темп и координация движений, при исследовании подписи приобретают существенное значение и изучаются самостоятельно.

Степень выработанности отражает способность пишущего выполнять подпись максимально координированными движениями в привычном для исполнителя темпе. Показателями степени выработанности, кроме темпа и координации движений, являются устойчивость признаков подписи во времени и к действию сбивающих факторов, а также наличие вариационности подписного почерка как средства приспособления к различным условиям письма. Выделяют три основных и две промежуточных группы подписей по степени выработанности: высокую, средней, малую, выше средне и ниже средней.

Высокой степени выработанности соответствует выполнение подписи в быстром темпе высококоординированными (или близкими к ним) стереотипными движениями. Для высоковыработанных подписей характерна относительная устойчивость к действию как естественных, так и умышленных сбивающих факторов, а наряду со стереотипностью в них наблюдается устойчивая вариационность. Строение букв и безбуквенных штрихов самое разнообразное: от упрощенного до усложненного.

Рис. 83. Высоковыработанные подписи

Средневыработанные подписи представляют собой не вполне сформировавшиеся подписи, отличающиеся некоторыми нарушениями координации движений (в основном, 2-й группы), относительно малой стереотипностью и средним темпом исполнения. Буквы по строению близки к нормам прописи. Такие подписи менее устойчивы к различным сбивающим факторам. При письме в необычных условиях в них могут произойти существенные изменения, выражающиеся в многовариантности признаков, что затрудняет проведение идентификации.

Рис. 84. Средневыработанные подписи.

Маловыработанные подписи соответствуют начальной стадии освоения подписного почерка. Для них характерны медленный темп исполнения, низкая координация движений 1-й и 2-й групп, отсутствие вариационности. Строение букв простое, близкое к нормам прописи. Такие подписи малоустойчивы к воздействию даже незначительных сбивающих факторов. Среди маловыработанных различают школьные, практические маловыработанные и старческие, атаксические подписи.

а б в

Рис. 85. Маловыработанные подписи: а — школьная; б — практическая; в — старческая

Координация движений в подписи определяется так же, как и в почерке, и оценивается с точки зрения степени точности и согласованности движений при письме.

Показателями координации являются:

  • устойчивость и правильность геометрической формы однотипных элементов букв и нечитаемых штрихов;

  • устойчивость протяженности движений по вертикали и горизонтали;

  • устойчивость направления при выполнении сгибательных движений;

  • устойчивость размещения движений по вертикали и горизонтали.

В координации движений выделяют две степени точности.

К первой группе (первой степени точности) относят соблюдение параметров мелких движений в пределах элементов букв и штрихов. Снижение координации движений первой степени проявляется в извилистости, угловатости, изломах элементов, неправильности овалов и полуовалов, ретуши, неустойчивости в размещении точек начала и окончания движений.

Рис. 86. Подписи с признаками снижения координации движений 1-й группы

Координация движений второй степени связана с соблюдением параметров более крупных движений при выполнении букв и безбуквенных штрихов, их взаиморазмещением и взаимопротяженностью. К снижению координации движений второй группы относятся неравномерность размера, разгона, наклона букв и нечитаемых штрихов, неустойчивость их размещения по вертикали и горизонтали.

Рис. 87. Подписи с признаками снижения координации движений 2-й группы

С учетом вышеуказанного, координацию движений можно определить как:

— высокую (обладающую устойчивостью всех перечисленных параметров);

— среднюю (с некоторыми нарушениями точности и согласованности движений при письме);

— низкую (характеризующуюся неустойчивостью большинства показателей).

Как уже отмечалось, при исследовании подписей пользуются более дробной градацией характеристик признаков, выделяя две дополнительные промежуточные группы: выше и ниже средней.

Снижение координации движений может явиться следствием недостаточно сформированного письменно-двигательного навыка или результатом воздействия различных сбивающих факторов.

Темп движений отражает скорость выполнения подписи. Различают привычный и непривычный темп.

Привычный темп может быть быстрым, средним и медленным. Критерии его определения не отличаются от установленных в скорописи. Признак интегративный: показателями темпа являются:

  • количество слитных и интервальных соединений;

  • конструктивная сложность букв и безбуквенных элементов;

  • вид начала и окончания движений в штрихах;

  • степень и характер нажима;

  • преобладающая форма движений в подписи;

  • размер букв и безбуквенных штрихов.

Привычный темп, особенно в группе высоковыработанных почерков, обладает определенным резервом вариативности, что проявляется в зависимости от установки пишущего в старательном (сохраняющем максимальную координацию движений) или более быстром, небрежном письме.

Непривычный темп может быть замедленным, ускоренным и неравномерным.

Для замедленного темпа характерны необоснованные остановки пишущего прибора, замена слитных соединений примыканием, сильный недифференцированный или неравномерный нажим, возвращение к привычному темпу в отдельных частях. Замедленный темп обычно сопровождается снижением координации движений первой группы.

Не следует путать замедленный темп исполнения подписи и старательное письмо, выполняемое в привычном, в пределах собственной вариационности темпе.

Ускоренный темп связан с непривычной установкой пишущего на максимально быстрое письмо. Признаки ускоренного темпа: сокращение буквенного состава подписи, замена части строчных букв безбуквенными штрихами, упрощение движений, утрата отдельных элементов, увеличение разгона букв и штрихов, увеличение протяженности движений по горизонтали при выполнении заключительных элементов. Как правило, ускоренный темп сочетается со снижением координации движений второй группы.

Неравномерный темп характеризуется неодинаковой скоростью выполнения различных фрагментов подписи. При этом темп может быть более медленным в начальной части подписи (что свойственно и подлинным подписям, поскольку происходят некоторые приспособления к конкретным условиям письма), либо замедляться в средней и заключительной части (что наиболее присуще подписям, выполненным с подражанием).

Конструктивная сложность подписи определяется анализом строения входящих в нее прописных и строчных букв, безбуквенных элементов, росчерка, дополнительных штрихов.

Конструктивно простые подписи включают в себя буквы, по строению близкие к нормам прописи, и безбуквенные штрихи относительно простой конфигурации.

Рис. 88. Конструктивная сложность подписи — простая

Для конструктивно упрощенных подписей характерны наличие упрощений при выполнении буквенной части подписи, увеличение цикличности буквенной и безбуквенной частей, в результате чего подпись может стать условно-читаемой.

Рис. 89. Конструктивная сложность подписей — упрощенная

Конструктивно усложненные подписи отличаются сложными монограммами, усложненным строением букв, безбуквенными штрихами различной конфигурации, направления и протяженности, элементами украшательства.

Рис. 90. Конструктивная сложность подписей — усложненная

Если эксперт затрудняется однозначно определить конструктивную сложность подписи в целом, рекомендуется изучать ее отдельные составные части.

Рис. 91. В подписи от имени Китаева Т. И. монограмма усложненная,

Криминалистика

Справочник криминалиста
Судебная медицина

Курс судебной медицины
Оперативно розыскная деятельность
Основы ОРД
Криминология
Курс криминологии
Право охранительные органы
Органы и судебная система

Подпись связана с почерком единством психофизиологических основ, технических и графических навыков письма. Она является материалом, в котором отражаются признаки почерка. Поэтому при проведении экспертизы подписи используется разработанная в настоящее время классификация идентификационных признаков почерка. В то же время содержание признаков подписи отличается от содержания признаков почерка, а сами признаки подписи свойственны только данному объекту исследования.

Рассмотрим признаки подписи, которые являются идентификационными.

1. Признак, характеризующий состав (построение) подписи

Этот признак называется транскрипцией. Транскрипция в качестве самостоятельного признака подписи впервые была введена Б. И. Шевченко, ‘который определил ее как «общее построение графического изображения, обозначающего фамилию, а иногда и имя подписавшегося». Он охватывает качественный и количественный состав подписи, т. е. определяет наличие содержащихся в ней букв и безбуквенных штрихов, а также их количество.

Различают три вида транскрипции подписи:

1) буквенную, когда подпись состоит из определенных читаемых букв ();

3) смешанную, если в подписи наряду с одной или несколькими буквами имеются безбуквенные штрихи ( 70).

2) безбуквенную (штриховую), состоящую из элементов, не образующих букв

Кроме того, подписи буквенной и смешанной транскрипции могут быть полные, сокращенные и дополненные. Полными называются подписи, включающие в себя все буквы данной фамилии. Для сокращенных подписей характерны пропуски отдельных букв, слияние их или наличие только начальных букв, другие же заменены определенным сочетанием разнообразных безбуквенных штрихов. При этом сокращение может происходить путем полного или частичного исключения средней части подписи или ее окончания. Подписи, дополненные инициалами имени и отчества, либо обозначением имени полностью, называются дополненными.

В зависимости от целевого назначения документа и других условий у одного и того же лица могут наблюдаться подписи разной транскрипции: в одних случаях это будут краткие подписи или даже просто написание инициалов, в других—полные.

При изучении транскрипции подписи необходимо обращать внимание на так называемые безбуквенные штрихи и заключительную часть подписи — росчерк.

Безбуквенные штрихи, так же как и буквы, могут быть выполнены прямолинейными движениями, образующими углы; криволинейными движениями, образующими дуги, петли, а также сочетаниями этих движений.

Безбуквенные штрихи представляют собой: петлеобразные штрихи— верхние, нижние, сложные, двойные ( 71);вертикальные штрихи и угловатые сочетания прямых ( 72) дуги и дугообразные штрихи ( 73).

Безбуквенные штрихи содержатся в подписях, как правило, в виде однообразных сочетаний дуг, петель или углов.

Росчерк—заключительная часть подписи—также образуется различными сложными движениями, иногда с наличием дополнительных элементов. Росчерки могут быть образованы прямолинейными движениями—в виде прямой вертикальной или горизонтальной линии; криволинейными — в виде дуги, идущей вверх или вниз; в виде петли, расположенной внизу или вверху, а также сочетаниями этих движений. Дополнительные же элементы росчер- ка—это вертикальные или горизонтальные линии, образованные прямолинейными или криволинейными движениями, иногда сочетанием тех и других

Признаки, отражающие степень и характер сформированности письменно-двигательных навыков (выработанность, строение подписи)

Под выработанностью принято понимать уровень овладения техникой письма, проявляющийся в способности пишущего выполнять рукописный текст в быстром темпе, устойчивыми координированными движениями в соответствии с общепринятой системой скорописи. Выработанность характеризует собой степень овладения навыком письма, в частности степень овладения навыком исполнения подписи. Выработанность подписи, как и выработанность почерка, в зависимости от координированности и темпа бывает высокой, средней и низкой.

Высоковыработанные подписи характеризуются высокой координированностью (вертикальные элементы выполняются прямолинейными движениями; овальные и полуовальные—имеют правильную форму; буквы и штрихи—одинаковый наклон, размер, разгон) и быстрым темпом движений (большая связность букв и штрихов). Для таких подписей характерно утолщение начальных и постепенное утоньшение заключительных элементов букв (росчерка).

Подписи средней степени выработанности характеризуются средней координированностью (неустойчивость размера букв и штрихов, разгона и размещения букв на строке, их наклона) и средним темпом движений (связность снижена, тупые начала и окончания заключительных букв, элементов, безбуквенных штрихов).

Подписи низкой степени выработанности отличает и низкая координированность (в прямых штрихах наблюдаются изломы, в овальных и полуовальных—извилистость, ярко выраженная неустойчивость и неравномерность размера, разгона, наклона букв и штрихов) и медленный темп движений (буквы и штрихи выполняются отрывисто, тупые начала и окончания штрихов, строение букв близко к прописям).

Выработанность подписи лица часто бывает выше выработанности его почерка, ибо, как уже говорилось, формирование подписи протекает быстрее, чем формирование почерка.

Строение подписи характеризует конструктивную сложность подписи, т. е. является признаком, который позволяет судить о простоте или сложности движений, которыми исполнена подпись. По своему строению подписи бывают простые, сложные и упрощенные.

В простых подписях буквы исполнены движениями, близкими к прописным вариантам, а штрихи выполнены простыми движениями, сохраняющими четкость подписи.

В сложных подписях буквы и штрихи выполнены сложными движениями, с различными дополнениями и украшениями, в силу чего они становятся вычурными. Для упрощенных подписей характерно преобладание упрощенных букв, безбуквенные штрихи представляют сочетание простых элементов (так называемая дуговая или угловатая цикличность).

В подписи нужно отметить также и степень ее четкости. Здесь учитываются транскрипция, правильность и отчетливость форм букв и безбуквенных штрихов, а также возможность наблюдения за последовательностью их выполнения.

Если в подписи буквы и штрихи представляют собой отчетливо воспринимаемые фигуры, в которых можно определить точки начала и окончания движений, направления движений и другие признаки, а последовательность выполнения элементов хорошо просматривается, то такая подпись считается четкой. Если же начертания букв и штрихов неопределенны, последовательность их выполнения запутана, не прослеживается, подпись считается нечеткой (неразборчивой).

Признаки, отражающие структурные характеристики движений

К этим признакам относятся: преобладающие форма и направление движений, преобладающая протяженность движений по вертикали (размер- высота) и по горизонтали (разгон-ширина), связность (степень непрерывности) движений, усилия при выполнении подписи (нажим), строение линии строки подписи.

Эти признаки характеризуются так же, как и в почерке. В частности, форма букв и безбуквенных штрихов бывает соответственно прямолинейной и криволинейной, прямолинейно-дугообразной, а направление движений— левоокружным, правоокружным, снизу вверх, справа налево и т д.

Однако не всегда в подписях указанные признаки бывают одинаково выражены во всех ее частях (буквах и безбуквенных штрихах). В случае неравномерности или неодинакового проявления таких признаков, их не рассматривают как средние показатели, а конкретизируют относительно каждой буквы или штриха (сочетания штрихов) с учетом их расположения в подписи.

Несколько обособленное место среди данных признаков занимает характеристика таких признаков, как связность и строение линии строки подписи. Критерии, принятые для определения данного признака в почерке (по количеству непрерывно выполненных букв), неприменимы для характеристики подписи по признаку связности.

Это обстоятельство объясняется краткостью самой подписи. Поэтому здесь всегда изучается конкретная связность. Если в подписи все буквы и безбуквенные штрихи выполнены связно (непрерывно), то такая связность определяется как сплошная. В случае, если буквы и штрихи в подписи выполнены отрывистыми (отдельными) движениями, определяется конкретная связность элементов подписи с учетом всех перерывов и соединений.

Линия строки подписи характеризует относительное размещение элементов подписи (букв, безбуквенных штрихов и росчерка) на всем протяжении. Этот признак отображает особенности взаимного размещения оснований элементов подписи, включая надстрочные и подстрочные части. Линия строки подписи определяется путем мысленного соединения оснований букв и штрихов между собой прямыми линиями. В зависимости от формы линии, полученной в результате такого соединения, определяется линия строки подписи. Она может быть: прямой, дугообразной, ломаной. Ломаная линия в то же время может быть поднимающейся или опускающейся.

В отдельных случаях целесообразно определять строение линии верхних окончаний букв и штрихов подписи.

Признаки, отражающие пространственную ориентацию подписи

Эти признаки характеризуют особенности размещения подписи на документе. Подпись, как правило, состоит из одного слова, значит, и особенности пространственной ориентации ее иные, чем в обычном тексте. На документе место подписи часто уже определено заранее характером и содержанием документа (строка, графа). Поэтому в отношении подписи такие признаки, как наличие, форма и размер полей, абзацы и т. п., неприменимы.

Добавить комментарий