Криминалистика фотосъемка

В теоретической части своего повествования мною были приведены те виды фото съемки на месте ДТП которые необходимо проводить специалистам при непосредственном проведении осмотра.

Позволю себе напомнить эти виды:

1. панорамная съемка — последовательная съемка объекта на нескольких отдельных взаимосвязанных кад­рах, соединенных потом в общий снимок-панораму.

Круговая панорама производится из одной точки, при­чем эта точка по возможности должна находиться на одинаковом удалении от всех фотографируемых предме­тов

2. ориентирующая съемка — производится с целью запе­чатлеть место происшествия в целом с окружающей его обстановкой, с захватом ориентиров, по которым следова­тель сможет определить расположение места происшест­вия по отношению к окружающей обстановке.

3. обзорная съемка — это съемка самого места проис­шествия.

4. узловая съемка — это съемка отдельных, наиболее важных частей и предметов обстановки места происше­ствия (например, вид взломанной двери, окна, центр столкновения автомашин и т. п.)

5. детальная съемка — съемка отдельных деталей, сле­дов преступника и орудий преступления (следов рук, ног, транспортных средств, орудий взлома), снятых свер­ху крупным планом таким образом, чтобы на снимке можно было показать свойства и признаки объекта (на­пример, рисунок каблука и подметки, рисунок и изно­шенность протектора, отобразившиеся в следах авто­транспорта).

ДТП произошло в 4.07.2012 около 13:00 в г.Николаеве на пересечениии ул. Потемкинской и ул. Дзержинского. ул.Потемкинская — это улица, параллельная ул.Большая Морская, по которой проходит весь транзит в направлении от Одессы в сторону Херсона. Ниже привожу фрагмент карты города.

Столкнулись непосредственно М2141 и Nissan. Собственно, номерные знаки и ФИО владельцев для темы не интересны.

По дорожным условиям все понятно – белый день в условиях прекрасной видимости но некоторым ограничением обзорности в направлении движения а.м. Nissan. Обе проезжих части имеют твердое покрытие. Особенностью ул.Потемкинской является наличие на ней двух трамвайных путей которые расположены в центре проезжей части.

Прошу прощения за некоторую не качественность фото поскольку проезжал мимо и пришлось снимать на камеру моего телефункена в 1,2мп. А в последствии после обрезки лишнего это конечно же не лучшим образом отразилось на конечном результате.

Начну с панорамы. В ней я постарался совместить и общий вид места ДТП и непосредственно привязку к объектам в данном месте.

На пересечении указанных улиц находится магазин с красивой вывеской на которой отображен адреса данного заведения что я обязательно впихнул в панораму. Сам магазин находится в правой крайней части панорамного снимка и на табличке надпись — ул.Дзержинского 17

Поскольку данный вид происшествия обусловлен наличием ТС, то проведение обзорной и узловой фотосъемки могут быть совмещены. Собственно важно запечатлеть расположение ТС в пределах границ проезжих частей – перекрестка дорог. Так же данный вид съемки позволит запечатлеть и взаимное положение ТС один относительно другого.

Эпиграфом к своему повествованию я выбрал народную пословицу — Кашу маслом не испортишь! Собственно данная пословица применительно к данным видам фотосъемки я и адресовал. При проведении этих видов фотосъемки не надо ограничиваться количеством сделанных снимков, а смело фотографировать, и побольше.

К сожалению, детальной фотосъемки — осыпи стекла, пластмассы, грязи, возможных следов колес ТС, я не проводил по этическим соображениям, и учитывая некоторую озабоченность водителей и работников ГАИ.

Собственно надеюсь сама процедура проведения фотосъемки вполне понятна и ее в целом можно охарактеризовать следующим образом – От большого к малому и частному.

Конечно же при проведении фотосъёмки необходимо фиксировать следы которые образовались в следствие столкновения ТС. Однако скудность времени и некоторые моменты не позволили мне этого сделать.

Надеюсь Вы обратили внимание на то, что на представленных фото мною были запечатлены и дорожные знаки которые на момент ДТП регулировали дорожное движение. Не забывайте об этом поскольку знаки могут менять и тогда достаточно тяжко в судах доказывать что там был знак или то что работников ГАИ его просто забыли внести в схему и протокол. Так же важно проводить фиксацию дорожной разметки.

Важность фото и видео фиксации состоит в том, что в случае возникновения проблем с неправильной фиксацией в протоколе или схемы Вы можете используя сделанные Вами фото смело аргументировать в суде. Ведь частные признаки дорожного покрытия — ямы, открытые люки(да и просто само их нахождение в пределах дороги), трещины покрытия — годами не устраняются и в последствии вполне положительно сыграют свою роль при проведении восстановления обстоятельств и обстановки ДТП.

Так же есть и другая подоплека — свидетель яростно утверждает что именно он проводил все замеры и сам лично держал рулетку и внимательно следил за точностью измерений(сами измерения и схема липа) Вот тут то Вам и пригодится фиксация с помощью фото и видео где «подставной» свидетель-понятой отсутствует на фото и видео изображениях. Т.е я хочу сказать что фиксацией только лишь проезжей части не стоит себя ограничивать — смело фиксируйте окружающую Вас действительность и участников осмотра.

По поводу фиксации повреждений — не стоит на этом пункте сильно так заморачиваться хотя и игнорировать его так же неоправданно и самонадеянно. Смело фоткайте все, что считаете нужным, — КАШУ МАСЛОМ НЕ ИСПОРТИШЬ.

Сегодня Владимир Алексеев, профессиональный пейзажный и тревел-фотограф,​ участник клуба «Российское фото», опытный путешественник, журналист, автор публикаций и книг, ведущий передачи о путешествиях «Мой путь», рассмотрит подробно тему панорамной фотографии, сделав акценты на основных терминах, технике съемки, настройках фотоаппарата и аксессуарах, необходимых для создания качественной панорамы.​

Начнем с ответа на вопрос о том, зачем вообще нужна панорамная съемка. Казалось бы, сейчас фототехника способна делать снимки с таким разрешением, что достаточно просто отойти подальше — и сфотографировать интересующую нас область, обрезав лишнее. Но, к сожалению, это не всегда возможно из-за ограниченного пространства или по другим причинам. Например, вам необходимо сфотографировать интерьер какого-то помещения. Причем так, чтобы все, что видно глазу, умещалась на одном кадре, и чтобы каждая часть помещения была очень хорошо детализирована. Как решить такую задачу? Только с помощью ряда фотографий, совмещенных в единую панораму.

Не последним аргументом для создания панорамы является и уровень детализации и итоговое разрешение финальной картины, которых не добиться одним кадром. Если вы видите красивый снимок с очень близким объектом на переднем плане и отличной резкостью по всему кадру — знайте, это панорама, или так называемый брекетинг по фокусу (несколько кадров, снятых камерой на штативе с фокусом попеременно на передний и дальний план). Именно поэтому панорамная съемка пользуется такой широкой популярностью.

Конечно, существуют широкоугольные и даже сверхширокоугольные объективы, которые действительно могут охватить большую часть пространства. Но, к сожалению, на фотографиях, выполненных широкоугольниками, крайние объекты, как правило, искажаются, заваливаясь с боков кадра к центру. Кроме того, даже широкоугольника может не хватить для задумки, не говоря уже о том, что широкий угол искажает перспективу, делая объекты на дальнем плане маленькими и невыразительными. В связи с этим многие фотографы предпочитают охватывать широкую область путем нескольких перекрывающих друг друга снимков, совмещаемых потом специальными компьютерными программами в одно изображение. Хорошо себя зарекомендовали в склеивании фотографий в единую панораму следующие компьютерные программы: PTGui, Autopano Giga, Panorama Maker, Photoshop и Microsoft ICE. Лично я пользуюсь программой PTGui — она не только интуитивно проста в использовании, но и имеет очень широкий инструментарий по работе с самой панорамой, вариантами ее сшивки, и т. д. В том же Photoshop нет даже четверти тех возможностей, что есть в PTGui.

Безусловно, создание панорамной фотографии сопряжено с определенными техническими трудностями. Они возникают, например, если панорама состоит из снимков, сделанных под разным углом к горизонту, причем как в вертикальной, так и в горизонтальной плоскости. Еще более серьезная проблема — это эффект параллакса (изменение видимого положения объекта относительно удаленного фона — по отношению к точке съемки). Звучит сложно, но понять, что это такое, и почувствовать эффект параллакса можно прямо сейчас. Вытяните перед собой палец. А теперь повертите головой вправо и влево. Вы увидите, как положение пальца относительно того, что находится за ним, меняется с каждым поворотом головы. То же самое происходит и в момент панорамной съемки, причем чем ближе к камере в вашей композиции будут находиться какие-либо объекты, тем более выражен будет этот эффект. Также это справедливо и в отношении специфики используемых объективов — чем шире угол, тем параллакс будет сильнее. В случаях, когда вы снимаете панорамы исключительно длиннофокусными объективами, такой проблемы, скорее всего, не возникнет, но в остальных случаях, когда вы планируете снимать внутри помещений, или же широкоугольными объективами, или с присутствием на панорамах переднего плана — этой проблемы не избежать, и сшить группу фотографий в одну качественную панораму практически нереально.

Для того чтобы предметы, разноудаленные от передней линзы объектива, при его вращении визуально не смещались относительно друг друга, используют штатив с панорамной головкой — специальным устройством, с помощью которого фотограф может поворачивать камеру без смещения относительно так называемой нодальной точки (по-английски она звучит как «no parallax point», то есть «точка без параллакса»). Если проще и другими словами, то панорамная головка — это то самое устройство, которое позволяет свести к нулю эффект параллакса. Только использование панорамной головки позволяет получить настолько качественную панораму, будто вы ее запечатлели одним кадром. Поговорим теперь подробнее об этой самой «точке без параллакса».

Нодальная точка

У каждого объектива (а точнее, у каждого конкретного фотоаппарата + объектива) есть так называемая нодальная точка. Это оптический центр объектива, точка, в которой угловое увеличение равно 1, то есть —под каким углом луч света приходит в эту точку, под таким и выходит. Этим и обеспечивается минимум искажений изображения при повороте камеры вокруг этой точки. Где конкретно располагается эта точка — вопрос непростой, и определяется он оптической схемой конкретного объектива. Чаще всего эта точка находится внутри объектива, но говорят, что бывает и так, что она «висит в воздухе» позади или впереди него (сам я с таким еще не сталкивался). Более того, если вы хотите снимать на зум-объектив, то для каждого фокусного расстояния нодальная точка может располагаться в разном месте.

Зачем нужно определять нодальную точку для съемки панорамы? Дело в том, что, если поворачивать фотокамеру именно относительно этой точки, то расположение объектов в кадре не будет изменяться, благодаря чему мы сможем склеить панораму без каких-либо проблем.

В ином же случае, если просто поворачивать фотоаппарат относительно точки крепления камеры к штативу, возникнет эффект параллакса. В интернете можно найти информацию по нодальным точкам для разных объективов, но лучше уточнить их местонахождение самостоятельно, опытным путем, с вашей камерой. Сделать это будет достаточно один раз — для самых часто используемых вами объективов и фокусных расстояний.

А панорамная головка как раз позволяет совместить ось поворота фотоаппарата и нодальную точку, благодаря чему мы и избавляемся от эффекта параллакса. Очевидно, что панорамная головка просто необходима, если вы всерьез решили заняться панорамами.

Как же понять, где на вашем объективе находится нодальная точка? Очень просто. Во-первых, как я уже и сказал, можно поискать информацию об этом в интернете. Но лучше найти нодальную точку экспериментальным путем.

Для этого:

  1. Крепим фотоаппарат к панорамной головке, установленной на штатив, который необходимо предварительно выровнять по уровню;
  2. Опускаем камеру строго вертикально вниз таким образом, чтобы центр объектива смотрел на центр ротатора панорамной головки, если она у вас сферическая. Если головка однорядная, то этот шаг вам выполнять не нужно;
  3. С помощью регулировочных винтов выставляем поднятую в горизонтальное положение камеру так, чтобы над центром ротатора располагалась диафрагма. Если вам неизвестно ее расположение на объективе, то совместите центральную ось ротатора панорамной головки примерно с серединой объектива;

4. Теперь нам необходимо взять два тонких предмета и расположить первый из них вертикально примерно в полуметре от объектива камеры, а второй через несколько метров после первого. Оба предмета (допустим, линейки) должны быть на одной линии с центром объектива. Т.е. так, чтобы мы через видоискатель не видели дальнюю линейку за ближайшей к объективу:

5. Поворачиваем камеру максимально вправо и влево, отмечая для себя, остались ли для нас, как наблюдателей, смотрящих через видоискатель, две установленные перед этим линейки друг за другом или нет? Т.е. дальняя линейка вам, грубо говоря, также не видна из-за ближней, как в случае с направленной строго вперед камерой, или нет? Если положение линеек в видоискателе изменяется при поворотах, значит, ось поворота камеры и нодальная точка не совпадают:

Что нужно делать в этом случае? Оставив камеру в последнем положении, смещаем ее вдоль объектива таким образом, чтобы дальняя линейка снова спряталась за ближней. Поворачиваем камеру прямо и в другую сторону. Отмечаем через видоискатель, спряталась ли дальняя линейка за ближней? Если да, и если при повороте во все стороны вы не видите дальнюю линейку за ближней, то поздравляю — вы нашли нодальную точку. Если нет, то снова смещаем камеру на панорамной головке вдоль объектива до тех пор, пока не добьемся того, чтобы при повороте камеры как влево, так и вправо дальняя линейка находилась четко за ближней, т. е. чтобы мы ее не видели:

Расположение нодальной точки необходимо определить с точностью +/- 0,5 мм. Это, конечно, требует некоторых усилий, но зато потом при любых условиях съемки вы будете получать высококачественное изображение, и при склеивании не возникнет никаких проблем.

Техника съемки панорамы

Несколько советов для съемки панорамы:

  • Обязательно переводим камеру в режим ручных настроек М;
  • В связи с тем, что нам нужно, чтобы все фотографии, которые мы потом будем совмещать в единую панораму, были одинаково хорошо детализированы и имели одинаковую экспозицию, фокус и т. д., опытным путем определяем оптимальные значения диафрагмы, выдержки и ISO, ни в коем случае не устанавливаем автоматические значения. Автофокусировку тоже нужно обязательно отключить, сфокусировавшись предварительно на том, что вам необходимо. Если этого не сделать, то автоматическая фокусировка, скорее всего, даст вам на разных кадрах панорамы разный фокус, и итог будет печальным;
  • Снимаемые нами кадры должны иметь нахлёст минимум 1/3 кадра. Я же вообще снимаю с нахлёстом в 50% — так не возникнет никаких трудностей после, а также это важно при съемке на сверхширокие углы.

Все, теперь осталось последовательно сделать столько снимков по горизонтали и вертикали, чтобы мы смогли захватить всю интересующую нас область. Снимать лучше всего в формате RAW, чтобы у нас потом был максимум возможностей по обработке фотографий, которой не избежать при их склеивании в панораму. Еще я бы вам посоветовал не покидать место съемки до тех пор, пока вы не убедитесь, что снятые кадры вас устраивают. Если вы не уверены в качестве своих фотографий, то лучше повторите съемку панорамы еще раз. И не бойтесь экспериментировать — иногда бывает так, что всего шаг влево/вправо делает картинку намного выразительнее.

Панорамные головки

Панорамные головки можно разделить на два основных подвида: однорядные (Single-row) и сферические (VR, Multi-row). Предназначение первых следует из названия, т. е. с помощью Single-row-головок можно фотографировать только один ряд панорамы в горизонтальной плоскости. Их конструкция не позволяет менять угол наклона камеры по вертикальной оси. А вот сферические панорамные головки — это уже универсальные устройства, с помощью которых фотокамера может вращаться вокруг своей вертикальной и горизонтальной оси на все 360 градусов. Единственный минус сферических головок — они заметно дороже своих однорядных собратьев, зато не ограничивают возможности фотографа.

В рамках этой статьи мы не будем рассматривать достоинства и недостатки различных панорамных головок. Лично я, изучив для себя характеристики и показатели различных моделей («Сфера-2», Novoflex Panorama VR-System 6/8 и другие), остановил свой выбор на панорамной головке Manfrotto 303SPH.

Главным элементом этой панорамной головки, как считает сам итальянский производитель, является ротатор, который позволяет поворачивать камеру по горизонтали не только на произвольное количество градусов, но и через каждые 5°, 10°, 15°, 20°, 24°, 30°, 36°, 45°, 60° или 90°. Наклон камеры в вертикальной плоскости не имеет фиксированного шага. Manfrotto 303SPH выдерживает фотооборудование весом до 4 кг. Цена головки достаточно высокая и составляет порядка 55 000 рублей, но стоит ее взять в руки, как сразу понимаешь, что она того стоит.

У Manfrotto, кстати, благодаря двум наборам плейт (скользящих платформ) можно уменьшать не только вес, но и размер конструкции. А еще эта головка удобно складывается для транспортировки.

Также мне очень нравится, что на плейтах Manfrotto 303SPH помимо фиксаторов предусмотрены кнопки блокировки. Таким образом, скользящие платформы имеют двойную страховку от падения камеры из-за необдуманных или неаккуратных манипуляций с конструкцией головки.

Единственным минусом, а вернее, особенностью я бы назвал вес. Эта панорамная головка сделана из стали и алюминия, поэтому весит 2,43 кг. Тяжесть конструкции целиком и полностью себя оправдывает, когда вам неспешно нужно приехать в какое-то конкретное место и отснять необходимые кадры. В таких случаях это идеальный выбор — панорамная головка Manfrotto очень надежна, монументальна, добротна и качественна. А еще и удобна. Но если вы собираетесь в поход или у вас запланированы длительные треки — таскать с собой такой вес не всегда удобно. Хотя я шагал с ней и 8 км в гору — как говорится, красота требует жертв.

Самодельные панорамные головки

Безусловно, есть выход даже в том случае, если у вас нет денег на специальные приспособления для качественной панорамной съемки. В интернете можно найти чертежи, по которым фотографы собирают для себя панорамные головки самостоятельно. Такая затея, конечно, может потребовать вложения определенного количества времени и сил, но обойдется вам дешевле, чем промышленный экземпляр. Если же вы не умеете или не хотите конструировать самодельную панорамную головку, то вас могут выручить бесплатные доски объявлений и аукционы. Возможно, через интернет вам удастся купить за приемлемую цену даже промышленный экземпляр панорамной головки. Все-таки выверенный оригинал значительно надежнее и станет вашим верным спутником в увлекательном процессе съемки панорам.

Успехов вам в освоении панорамной фотографии, друзья! И не забывайте, пожалуйста, что главным является не то, ЧТО вы фотографируете, а в каком внутреннем СОСТОЯНИИ вы это делаете, с каким чувством.

Об авторе

Имя, фамилия, возраст: Владимир Алексеев, 36 лет Web-сайт: www.alekseev-photo.ru Техника: Canon (Canon EOS 5D Mark III, Canon EOS 7D Mark II, Canon 50 mm f/1.2L, Canon 100 mm f/2.8 II macro, Canon8-15 mm f/4L, Canon24-70 mm f/2.8L II, Canon16-35 mm f/2.8L II, Canon 70-200 mm f/2.8L II, Canon 100-400 mm f/4.5-5.6 L II, Sigma 150-600 mm f/5-6.3.) Выставки, награды, достижения: — Постоянный автор журналов National Geographic Russia, National Geographic Italy, «Вокруг Света», Сontinent и других — Издал книгу «Планета в кадре. Смотрим сердцем» — Готовятся к изданию большим тиражом еще два фотоальбома — Участник и докладчик фотофестиваля «Первозданная Россия-2016» в рамках выставки «Россия в кадре. Смотрим сердцем» — Фотовыставка «Цветы России» в галерее под открытым небе на Тверском бульваре — Фотовыставка «Рынки мира» на Тверской — 1 место в номинации «Заповедная Россия» на конкурсе «Дикая природа России-2013» — 1 место в номинации «Арктический пейзаж» на конкурсе Global Arctic Awards 2015 — Ведущий программы о путешествиях с душой «Мой путь» на телеканале Allatra Travel Лучший совет: Не снимайте, если вы не в духе. Цифровое изображение передает то, что мы чувствуем в момент съемки — точно так же, как и картина художника «запоминает» его внутреннее состояние. Оригинал статьи: http://alekseev-photo.ru/photo_article/pogovorim-o-panoramah/

Криминалистическая фотография — одна из отраслей криминалистической техники. Разработка судебной фотографии базируется на научных основах общей фотографии.
В современной литературе применяется термин «криминалистическая фотография», подчеркивая криминалистический аспект использования этого метода фиксации. Традиционным остается наименование «Судебная фотография», которое отражает конечный результат ее применения: рассмотрение, исследование, оценка судом фотоизображений.

Таким образом, предмет криминалистической фотографии – это научно разработанная система видов, методов и приемов съемки, применяемых при проведении следственных действий, оперативных мероприятий и криминалистических экспертиз с целью расследования преступлений и представления в суд наглядного доказательственного материала.

Криминалистическая фотография состоит из двух частей: следственной фотографии (запечатлевающей) и экспертной фотографии (исследующей).

Криминалистическое значение применения фотографии

Криминалистическое значение применения фотографии состоит в том, что она позволяет:

  • при проведении следственных действий зафиксировать (запечатлеть) объекты, их детали и обстоятельства, связанные с расследуемым событием;
  • при проведении оперативно-розыскных действий получить данные о преступнике и совершаемых им криминальных действиях;
  • при проведении экспертиз, связанных с уголовными делами, запечатлеть общий вид поступивших на исследование вещественных доказательств, выявить невидимые и слабовидимые признаки, получить изображения исследуемых объектов для их идентификации и иллюстрации выводов.

Виды, методы и приемы следственной (запечатлевающей) фотографии

Для последующей классификации следственной фотографии избраны следующие основания: по объекту (виду) съемки; по способу (методу) съемки; по назначению судебного снимка (приемы съемки).

Вид следственной фотографии – это объекты, которые попадают в орбиту следствия, и сами следственные действия.

Методы следственной фотографии – это практическая деятельность при проведении съемки следственных действий, объектов и следов.

Приемы съемки – это запечатление на фотоснимке определенного объема информации для решения следственно-тактических задач.

Таким образом, следственная фотография – это научно разработанная система видов, приемов, методов фотографической съемки, применяемых в процессе предварительного следствия для запечатления материальных данных, имеющих доказательное значение, и для исследования вещественных доказательств в оперативных целях.

Виды следственной фотографии:

  • фиксация отдельных следственных действий: осмотра места происшествия, следственного эксперимента, предъявления лиц или объектов для опознания, фотосъемка при производстве обыска и др.
  • фотосъемка живых лиц и трупов;
  • фотосъемка отдельных предметов, следов ног (обуви), рук, транспортных средств, орудий, инструментов и др.;
  • фотосъемка документов и других объектов, которые попали в орбиту следствия.

Методы следственной фотосъемки

При производстве судебно- оперативной фотосъемки следователь запечатлевает объекты с одной, двух и нескольких точек.

Основное внимание при производстве фотосъемки с одной точки направлено на то, чтобы не было перспективных искажений, а сами объекты выглядели так, как мы их обычно воспринимаем в действительности.

При фотосъемке с двух противоположных точек необходимо соблюдать следующие правила: снимаемый объект (участок) должен располагаться на одной воображаемой линии, расстояние от центрального объекта (или группы) до снимающего должно быть равным, при съемке на местности угол наклона к фотографируемому объекту одинаковый.

Фотосъемка с четырех точек предусматривает практически те же правила, что и съемка с двух противоположных точек. Добавляется только еще одно направление, и фактически съемка ведется по диагоналям квадрата или прямоугольника. Поэтому такую съемку иногда называют «съемка конвертом».

Панорамная фотосъемка (фотография) – это метод получения фотоснимка с измененным соотношением между сторонами фотокадра за счет увеличения его в длину (панорама может быть горизонтальной, вертикальной и наклонной).

Панорама может быть круговой или линейной. Разновидностью первой будет секторная панорама. Круговая и секторная панорама снимается с одной точки поворотом фотоаппарата (при необходимости запечатлеть объекты и местность вокруг) (рис. 11.1). Линейная панорама — перемещением фотоаппарата вдоль снимаемого объекта, при этом расстояние до снимаемого объекта должно быть постоянным, а оптическая ось — перпендикулярна к плоскости объекта (рис. 11.2).

Рис. 11.1. Схема сектроной панорамной съемки

Рис. 11.2. Схема линейной панорамной съемки

Для того чтобы не оказалось незафиксированных участков объекта на фотоснимках, необходимо при съемке «перекрывать» примерно на 10% один кадр другим. Линейной панорамой рекомендуется снимать плоское изображение. Секторная панорама удобней, например, для съемки поворота дороги, когда фотоаппарат располагается на одной точке внутри этого поворота. Стереоскопическая фотография дает возможность запечатлеть участок местности с объектами (или отдельные сложные объекты) объемными, т.е. так, как мы их видим в действительности двумя глазами.

Измерительная фотосъемка дает возможность определять по фотоснимку действительные размеры объектов и следов.

Измерительная фотосъемка с масштабной линейкой (масштабная фотосъемка) (рис. 11.3). Основа данного способа — получение на фотоснимке непосредственно с объектом масштаба в виде линейки. При производстве съемки необходимо уложить масштаб в плоскости снимаемого объекта. Плоскость пленки в фотоаппарате должна быть параллельна плоскости следа, а оптическая ось перпендикулярна к плоскости следа и проходить через его центр. Масштабная линейка располагается в кадре «с краю», миллиметровыми делениями в сторону объекта.

Опознавательная фотография (сигналитическая). При фотосъемке живых лиц фотоснимок изготавливается в 1/7натуральной величины. Фотографируются правый профиль, анфас и в 3/4 слева. При необходимости человек фотографируется во весь рост в той одежде, в которой он был задержан, и т.п. Сигналитические фотоснимки изготавливаются размером 6×9 см и наклеиваются на одну фототаблицу рядом, причем слева фотоснимок «профиль», в центре «анфас» и справа 3/4

При сигиалитинеской фотосъемке трупа, которая осуществляется для его последующего опознания или регистрации, в случае

если не удалось установить личность, фотосъемка производится на столе (т.к. это, как правило, происходит в морге), изготавливается поясной портрет в 1/7 натуральной величины. Фотографируются правый профиль, 3/4 справа, анфас, 3/4слева, левый профиль. При необходимости перед фотосъемкой производят туалет трупа (это не исключает обязательной съемки с повреждениями, т.е. в том виде, в каком труп обнаружен). Недопустимо (если не известно в какой одежде был обнаружен труп) одевать его во что-либо случайное. Освещение не должно давать глубоких теней и искажать внешний вид трупа.

При всех видах сигналитической съемки необходимо, чтобы волосы не закрывали ушную раковину и фотосъемка производилась без головного убора. Исключение составляет съемка задержанного лица, когда его фотографируют в той одежде, в которой оно было задержано.

Макрофотография – это производство фотосъемки криминалистических объектов в натуральную величину или с увеличением (как правило, не более 10-20 крат.). Макрофотография может производиться стационарными длиннофокусными фотоаппаратами, либо обычным с применением удлинительных насадочных колец.

Удлинительные кольца навинчиваются на фотоаппарат на место объектива, а в них ввинчивается штатный объектив. Комплект имеет три кольца различной высоты (8, 16, 25 мм), и таким образом в сумме можно получить дополнительно еще одно фокусное расстояние, т.е. превратить штатный объектив из 50 мм в 100 мм.

Рис. 11.3. Масштабная фотография гильзы

Цветная фотография — способ фиксации криминалистических объектов в цветном изображении. Одним из основных требований при проведении цветной фотосъемки на предварительном следствии и в экспертной практике является применение нейтрально- серой шкалы (может быть в виде линейки или круга), которая фотографируется рядом с цветным объектом, и учет контраста криминалистических объектов, съемка которых производится на цветные фотоматериалы.

Цифровая фотография (рис. 11.4) — способ фиксации криминалистических объектов, при котором фотохимические процессы получения изображения заменены электромагнитными. Однако качество цифровой фотографии пока еще остается ниже обычной 35 мм фотографии.

Рис. 11.4. Криминалистический комплект цифровой фотографии

Приемы следственной фотографии. По объему информации, запечатленной на фотоснимках, их можно классифицировать на ориентирующие, обзорные, узловые и детальные.

Ориентирующие фотоснимки содержат изображение места происшествия и прилегающего участка (рис. 11.5). Эти фотоснимки дают возможность уяснить положение места происшествия среди окружающих его объектов, как бы сориентироваться на местности.

Обзорные фотоснимки – это снимки, на которых запечатлено непосредственно само место происшествия (рис. 11.6). Границы фотоснимка должны примерно совпадать с границами места происшествия.

Рис. 11.5. Ориентирующая фотография

Узловая фотосъемка – это фиксация группы объектов, отдельных предметов или следов на месте происшествия, наиболее важных для расследуемого преступления (рис. 11.7).

Рис. 11.7. Узловая фотография

Рис. 11.8. Детальная фотография

Детальная фотосъемка – это фиксация отдельных (как правило небольших) объектов или следов на этих объектах, т.е. это запечат- ление деталей обстановки места происшествия (рис.11.8).

Рис. 11.6. Обзорная фотография

Виды, методы и приемы экспертной (исследовательской) фотографии

Под экспертной фотографией понимается научно разработанная система видов, методов фотосъемки, применяемая при производстве криминалистических экспертиз с целью запечатления объектов, следов и отдельных признаков для их сравнения в ходе исследования, иллюстрации заключения эксперта, а также для выявления невидимых и слабо видимых признаков.

Многие объекты, фигурирующие в следственной фотографии, методы, приемы используются также и в экспертной фотографии. Но есть и специфические, свойственные только экспертной фотографии.

При проведении экспертиз могут применяться следующие методы фотосъемки:

Микросъемка — метод получения фотоизображения с помощью микроскопа, соединенного с фотоаппаратом или с помощью специальных микрофотоустановок.

Контрастирующая, цветоделительная фотография (увеличение контраста). Основная задача — разделение очень близких по окраске объектов в целях выявления предметов, их диффереиции и анализа.

Цветоразлинение – фотографическое отделение от фона и преобразование слабовидимого (или невидимого) различия оттенков (цвета) оригинала в более яркое, видимое.

Цветовой контраст. Первичное усиление осуществляется подбором светофильтров и источников освещения. Для ослабления в позитиве цвета изображения используется светофильтр того же цвета, который необходимо ослабить, для усиления — фильтр дополнительного цвета. Для ослабления цветового контраста необходимы материалы, чувствительные к данному цвету, для усиления, наоборот, малочувствительные к данному цвету.

Съемка при особых условиях освещения. В основном — это выявление рельефной поверхности с помощью теневой съемки и выявление бесцветных пятен, следов, штрихов и т.д. за счет зеркального или рассеянного отражения (съемка рефлектирующих следов).

Съемка в инфракрасных и ультрафиолетовых лунах. Фотосъемка в ультрафиолетовых лучах с помощью ультрафиолетовых осветителей «ОЛД-41», «Таир-2» позволят выявить и сфотографировать обычным фотоаппаратом па обычных черно-белых фотоматериалах следы травления, неоднородные материалы документов и неоднородные красители (которые при обычном освещении воспринимаются как однородные), инородные волокна, пятна и др.

Действием инфракрасных лучей, например проникновением их через «залитые» тексты, можно запечатлеть эти тексты при фотосъемке через электронно-оптический преобразователь.

Рентгенорадиография. Это метод получения изображения в результате просвечивания объекта рентгено-, гамма- и бета-лучами. Данный метод съемки применяется при исследовании внутреннего устройства и состояния боевых частей огнестрельного оружия, деталей замков (жесткие коротковолновые рентгенолучи); выявления текстов, написанных невидимыми чернилами, содержащими соли тяжелых металлов.

В спектрографии для фотосъемки результатов спектрального анализа используются специальные (спектральные) фотопластинки, обладающие высокой разрешающей способностью.

Цветная фотография при проведении экспертных исследований применяется в тех случаях, когда цвет является иллюстрацией процесса исследования, выявления и фиксации невидимого цветного изображения, иллюстрацией достигнутых экспертом результатов.

Голографичеекие методы съемки используются в настоящее время как для фиксации, так и для исследования криминалистических объектов. Если на проявленную голограмму направить луч лазера, то в пространстве возникает объемное изображение зафиксированного объекта, содержащее полную информацию о нем.

Наиболее широко голографичеекие методы сейчас используются в криминалистическом исследовании документов для различения штрихов графитных карандашей, синих копирок, черных и синих чернил посредством цветоделительной съемки, а также для прочтения залитых, зачеркнутых, замазанных записей и оттисков, восстановления вытравленных, угасших, смытых текстов, выявления дописок и других изменений в документах посредством лазерной люминесценции.

Таким образом, назначение экспертной фотографии можно определить решаемыми ею задачами: иллюстрация проводимого сравнительного исследования, выявление маловидимого и невидимого, наглядное подтверждение фотографиями заключения эксперта.

Процессуальное закрепление и оформление фотосъемки при расследовании преступлений

Результаты фотосъемки могут быть использованы в уголовном деле лишь при надлежащем процессуальном их оформлении.

В протоколах следственных действии, в ходе которых применялась фотосъемка, должны быть отражены следующие сведения:

  • применение фотографических средств (тип аппарата, вид объектива, марка светофильтра, используемый фотоматериал, осветители и др.);
  • объекты фотографирования;
  • условия, порядок и методы фотографирования, характер освещения, время съемки, указание на плане или схеме места происшествия, точек съемки;
  • о полученных результатах (когда это требуется).

Приобщаемые к протоколу фотоснимки следует оформлять в виде фототаблиц. Под каждым снимком необходимо ставить номер и давать краткую пояснительную надпись. Каждый снимок скрепляется печатью следственного органа (при этом одна часть оттиска печати располагается на краю фотоснимка, а другая — на бумаге таблицы). Фототаблицы должны иметь заголовки, в которых отмечается, к протоколу какого следственного действия они прилагаются, и указывается дата его проведения. Для подтверждения достоверности снимков они заверяются подписью следователя и лица, производившего фотографирование (при возможности подписями понятых и участников следственных действий).

Фототаблицы (и негативы в пакете с аналогичной пояснительной надписью) как приложения к протоколу подшиваются в уголовные дела вместе с протоколом следственного действия. О применении фотосъемки при производстве криминалистической экспертизы указывается в исследовательской части заключения эксперта, где также указываются вид фотосъемки и основные ее условия.

Фотоснимки, прилагаемые к заключению эксперта, также оформляются в виде фототаблиц. Под каждым снимком дается краткая пояснительная надпись.

Научные основы фотографии

Фотография (от греч. фотос – свет, графо – рисую, пишу, т.е. рисование светом, светопись) — это совокупность методов получения стабильных во времени изображений предметов на светочувствительных слоях, путем закрепления в них фотохимических изменений, возникающих под действием светового излучения, испускаемого или отражаемого объектом.
В основе фотографического процесса лежит положение о том, что только те лучи могут химически действовать на вещество, которые этим веществом поглощаются, и это положение стало основным законом фотохимии.
Первый фотографический метод получения качественного изображения на солях серебра, имевший практическое значение, был изобретен французом Л. Дагерром в 1837 г. Днем рождения современной фотографии является 7 января 1839 г., когда Д. Араго доложил на заседании Французской академии наук о новом методе фиксации светового изображения на светочувствительном материале. В честь автора изобретения он был назван «дагерротипией».
Современная фотография базируется на классическом методе получения светового изображения на светочувствительном слое, основой которого является галогенное серебро (наиболее распространенное — бромистое серебро), во взвешенном состоянии растворенное в желатине. Именно это соединение имеет возможность аккумулировать в себе световые излучения, а затем при проявлении превратить их в видимое изображение, повысив чувствительность восприятия в десятки тысяч раз.
Принцип получения фотографического изображения схематически можно представить следующим образом: свет, отразившийся от объекта, и несущий информацию о нем, проходит через объектив фотоаппарата в светонепроницаемую камеру и затем проецируется и аккумулируется на фоточувствительном слое фотоматериала.

Фотографический процесс проходит следующие стадии:
экспонирование (фотосъемка);
негативный процесс;
позитивный процесс.

При негативном процессе скрытое изображение, возникшее в светочувствительном слое фотоматериала во время съемки, превращается в видимое изображение — негатив, в котором почернения обратны яркостям деталей объекта.
Позитивный процесс — это совокупность операций, в результате которых с негатива получают позитивное изображение, отношение яркостей которого соответствует отношению яркостей объекта съемки.

Пример

Пример

2. Обзорная фотосъемка.

Обзорная фотосъемка – это фиксация общего вида собственно обстановки места проводимого следственного действия.

Обзорная фотосъемка — (средний план) — это съемка самого места происшествия, без охвата окружающей обстановки. Обычно производится с трех или четырех точек, а при возможности — и сверху. При производстве обзорной съемки, в зависимости от характера места происшествия, могут применяться панорамный, стереоскопический и измерительный методы.

Обзорная фотосъемка состоит в том, что при композиционном по­строении кадра центральный объект (или объекты) воспринимаются на снимке как самое главное, существенное. Особенности непосред­ственного окружения, составляющие фон основного объекта, из ком­позиции исключаются, поэтому границы запечатленного простран­ства на таком кадре значительно уже по сравнению с ориентирую­щим снимком, а изображение имеет более крупный масштаб.

Обзорный снимок позволяет визуально изучить ту обстановку, в которой происходит обнаружение и (или) изучение криминалисти­ческих объектов. Обзорная съемка ведется с менее значительного расстояния от главного объекта, чем ориентирующая. Оно, однако, выбирается таким, чтобы оптическое изображение позволило уяс­нить пространственные характеристики и особенности интересую­щего криминалистического объекта. Обзорный снимок может быть запечатлен на одиночном кадре с нескольких разных точек с исполь­зованием широкоугольного объектива или посредством панорами­рования. При этой съемке при необходимости рекомендуется использовать глубинный или квадратный масштаб, вести фотографирование специальным аппаратом ФСМ.

3. Узловая фотосъемка.

Узловая фотосъемка –это фиксация отдельных крупных предметов и наиболее важных частей места проведения следственного действия или обстановки места происшествия.

Узловая фотосъемка -(крупный план)- это фиксация отдельных, наиболее важных фрагментов, частей обстановки места происшествия.

На узловом снимке объекты изображаются крупным планом так, чтобы можно было определить форму, характер повреждений, взаиморасположение следов на предмете.

Узловая съемка применяется для фиксации отдельных наиболее значимых криминалистических объектов.

Объектами узловой съемки, как правило, бывают несколько фрагментов осматриваемого места происшествия. Например, при совершении кражи вещей из квартиры узловой съемке подвергаются: взломанная дверь с замками, шкаф, письменный стол на фоне обстановки квартиры. При выполнении узловой съемки обязательным условием является включение в кадр части обстановки места происшествия с тем, чтобы в дальнейшем по фотоснимкам определить местонахождение снимаемых объектов, их взаиморасположение.

Узловая съемка также проводится на начальном этапе осмотра, когда объекты съемки фиксируются в таком положении и виде, в каком они были обнаружены в момент прибытия следственно-оперативной группы.

Узловые снимки могут быть одиночными или панорамны­ми, а также выполненными с линейным (глубинным) масштабом, помогающим восстановить истинные размеры запечатленных пред­метов и расстояния между ними.

Пример

Детальная съемка –запечатление отдельных деталей места проведения следственного действия и его результатов.

Детальная съемка — фиксация деталей обстановки места происшествия.

Отличие детальной съемки от других съемочных приемов (видов запечатлевающей фотографии) заключается в том, что в процессе проведения этой съемки фиксируются только отдельные предметы, следы, вещественные доказательства.

В композиции детального снимка предмет дают изолиро­ванно от окружающей обстановки. Это может быть и его деталь (деталь предмета): пятно крови на топорище, рубленая рана головы потерпевшего, следы зубов на плече лица, подозреваемого в изнасиловании, и т.п.

Объекты и следы фиксируются крупным планом (макросъемка), чтобы на фотоснимках были видны их детали и особенности.

Детальный снимок выполняется в максимально крупном масштабе, выбор которого зависит от вида фотографической камеры и приме­няемого объектива. При детальной съемке нередко используются длиннофокусные объективы и камеры, снабженные мехом, позволя­ющим выдвинуть объектив на двойное фокусное расстояние. Мас­штаб изображения при этом равен величине фиксируемых объектов, а при большем выдвижении объектива изображение может быть и в увеличенном размере.

Детальная съемка выполняется по правилам измерительной фотографии с тем, чтобы в дальнейшем по фотоснимкам можно было установить истинные размеры как объекта, так и его частей, элементов, повреждений и т.д.

Детальные фотоснимки должны нести максимум информации, поскольку порой бывает сложно исчерпывающе описать отдельный предмет или его часть в протоколе осмотра места происшествия или иного следственного действия.

Правила детальной съёмки.

1. Детальная съемка производится с таким расчётом, чтобы предмет или его деталь занимали весь кадр (при необходимости применяется макросъёмка).

2. Объекты фотографируются измерительным методом, как правило, с помощью масштабной линейки.

3. Масштабная линейка размещается на высоте плоскости предмета (в одной плоскости с фотографируемым предметом) и не должна маскировать предмет или детали предмета.

4. Фотоаппарат должен располагаться строго вертикально над снимаемым объектом (объектив направить в центр снимаемого предмета или в центр детали предмета), и для этого его желательно закрепить на штативе.

5. Для того чтобы при фотографировании избежать перспективных искажений фотографируемого объекта, задняя стенка фотоаппарата должна быть параллельна фотографируемой плоскости объекта.

Добавить комментарий