Криминалистика почерковедение

Почерк — основанная на письменно-двигательном функционально-динамическом комплексе навыков (ФДКН) и получающая отображение в рукописях итоговая программа их выполнения, содержащая субъективный зрительно-двигательный образ выполняемых рукописей и специально приспособленную для его реализации развернутую систему движений.

В криминалистике под письмом понимают объект исследования, включающий:

а) письменную речь — совокупность языковых средств, использованных для письменного изложения мыслей, изучается автороведением;

б) почерк — характеризующий графическую технику письма, изучается почерковедением.

Содержание

Свойства почерка

К основным свойствам почерка, существенным для его экспертно-криминалистического исследования, относится индивидуальность почерка — это идентификационное качество, состоящее в неповторимости совокупности признаков почерка конкретного человека, отражающейся в единстве анатомических, физиологических и психических свойств. В основе формирования почерка лежит письменно-двигательный навык — система регулятивных процессов, сложившихся в индивидуальном опыте человека и позволяющих устойчиво и стандартно выполнять определенные действия. Индивидуальность почерка человека, у которого уже сформировался письменно двигательный навык, выражается в специфических изменениях, дополнениях или сокращениях по отношению к стандартной прописи.

Основную роль в формировании письменно-двигательного навыка при обучении письму играют:

а) анатомические особенности пишущего — строение руки, строение глаз, особенности зрения и др.;

б) психофизиологические особенности — восприятие письменного знака. Это сложный, длительный процесс, в основе которого лежит формирование слухоречедвигательного и зрительного представлений о письменных знаках.

К обстоятельствам объективного характера относятся посадка исполнителя и другие условия письма, а также методика обучения письму. В результате, как правило, к 16—17 годам формируется неповторимый индивидуальный почерк.

Динамическая (относительная) устойчивость — идентификационное качество, состоящее в воспроизводимости (повторяемости) признаков почерка и их сохраняемости в пределах идентификационного периода при письме в различных условиях. Устойчивость почерка означает его определенную стереотипность (стабильность во времени) и сохраняемость (устойчивость относительно различного рода сбивающих факторов). Обычно почерк полностью стабилизируется к 25 годам.

На изменение почерка влияют следующие факторы:

• естественные — возрастные, непривычные условия, необычные пишущие принадлежности, состояние пишущего и др.;

• искусственные — маскировка и имитация. Маскировка может быть произведена путем замены пишущей руки, изменения шрифта (печатный, чертежный), замедления или увеличения скорости и др. Имитация — это подражание почерку другого лица;

• патологические изменения возникают в результате болезней и травм (расстройства психики, потеря руки и т.п.);

• вариационность — устойчивое видоизменение параметров однотипных движений при письме, являющееся следствием приспособления почерка к определенным условиям выполнения конкретной рукописи. Вариационность признака почерка — это наличие в рукописи одного человека разных вариантов признака, отражающих одну и ту же его характеристику.

Избирательная изменчивость— это свойство, отражающее отклонения в деятельности функциональной двигательной системы пишущего, которые избирательно возникают при воздействии на процесс письма сбивающих факторов.

Судебное почерковедение

Судебное почерковедение — это отрасль криминалистики, изучающая почерк и закономерности его судебно-экспертного исследования. Объектом судебного почерковедения является почерк и практика его экспертного исследования. Предметом судебного почерковедения являются:

  • закономерности формирования и изменения функционально-динамического комплекса навыков (ФДКН), лежащего в основе почерка и отражающего деятельность исполнителя при подготовке рукописи;
  • закономерности экспертного исследования почерка (методы, методики решения задач СПЭ), т.е. закономерности, отражающие деятельность эксперта при исследовании рукописи.

История судебного почерковедения

В России первые сведения о проведении экспертизы письма относятся к началу XVII в. По русскому Своду законов сличением почерков могли заниматься люди, владеющие «тайной» письма — секретари присутственных мест, учителя чистописания, писцы, дьяки — люди, «сведущие» в письме. Поэтому первое направление развития судебного почерковедения и называют каллиграфическим.

Однако подлинно научным направлением развития почерковедения становится приметоописательное направление. Его основоположником является Альфонс Бертильон, который в 1887 г. предложил в статье «Сравнение почерков и графическая идентификация» перенести на процесс почерковедческого исследования принципы описания человека по разработанному им методу словесного портрета.

Родоначальником графометрического метода считается Эдмон Локар, применивший измерительный метод в исследовании почерка. Метод сводился к измерению ряда одноименных характеристик почерка в сравниваемых рукописях, которые затем фиксировались на графиках и сопоставлялись между собой.

Попыткой проникнуть в природу почерка, выявить закономерности его формирования становится графологическое направление. Графология — это наука, изучающая законы зависимости между почерком и личностью. Возникновение ее связывают с именем итальянского врача Камилло Бальди («О способах узнать образ жизни, характер и личные качества человека по его письму», 1622).

История судебного почерковедения в России неразрывно связана с именем Е. Ф. Буринского. Ему и принадлежит авторство термина «почерковедение». Он был первым криминалистом, начавшим разрабатывать основы судебно-почерковедческой экспертизы с позиций естественных наук. Свои взгляды на почерк Е. Ф. Буринский изложил в работе «Судебная экспертиза документов» (1903), где он пишет о почерке как о «сложной функции многих переменных, между которыми первое место занимают анатомические и физиологические особенности пишущего».

Для экспериментальных исследований в современный период характерен комплексный подход, предполагающий изучение как собственно почерковых закономерностей, так и структуры процесса экспертного исследования почерка, активное обращение к математическим методам и использование ЭВМ. Объективность экспериментальных исследований растет за счет использования технических средств, расширяющих возможности эксперимента и позволяющих изучать динамические закономерности процесса письма, в особенности распределения нажима на пишущий прибор.

Методы почерковедения

  • Общенаучные методы используются во всех науках: наблюдение, измерение, описание, сравнение, эксперимент, моделирование и др.
  • Частнонаучные методы — методы физиологии, психологии, физики, математики и других наук.
  • Специальные методы — графические (алфавитная разработка), инструментальные (использование специальной линейки при определении пола исполнителя рукописи), количественные (установление факта намеренного изменения почерка скорописным способом), машинные (дифференционно-идентификационный алгоритм — ДИА), качественно-описательный метод (раздельный анализ общих признаков и выделение диагностических признаков в исследуемой рукописи), комплексный (заключительная оценка результатов сравнительного исследования текстовых почерковых объектов).

Система почерковедения

  • Общая часть носит теоретико-фундаментальный характер.
  • Особенная часть по существу является методическим руководством для решения типовых задач судебно-почерковедческой экспертизы.

Классификация объектов исследования почерка

— по составу: текст и краткая запись могут иметь буквенный состав, либо цифровой состав, либо смешанный (буквы и цифры); подпись может быть буквенной транскрипции, безбуквенной транскрипции или смешанной транскрипции;

— по объему: текст большого объема (одна и более страницы), среднего объема (от 10 слов до страницы), малого объема (4—10 слов); краткая запись может состоять из одного-трех слов либо 1—7 цифр; подпись может быть неинформативная, малоинформативная и информативная;

— по условиям выполнения: рукописи, исполненные в обычных условиях; рукописи, исполненные в необычных условиях, не связанных с намерением изменить свой почерк; рукописи, исполненные необычным образом, связанным с умышленным изменением своего почерка.

Общие признаки почерка

Идентификационным признаком почерка следует считать особенность письменно-двигательного навыка, отображенную в рукописи и индивидуализирующую в комплексе с другими особенностями почерк конкретного лица. Признак почерка считается диагностическим, если он характеризует условия выполнения рукописи, влияющие на письменно-двигательный навык, и свойства личности писавшего.

Общие признаки, характеризующие пространственную ориентацию фрагментов рукописи и движений, которыми они выполняются

Размещение самостоятельных фрагментов относительно среза листа, относительно основного текста или относительно друг друга

Признак контролируется зрительно и отражает навыки глазомерной ориентации пишущего при размещении фрагментов документа относительно: срезов листа бумаги, основного текста, других реквизитов документа и т.д. Данный признак учитывается при размещении:

  • заголовков и обращений:
Размещение заголовков и обращений
В начале текста На вышележащей строке На расстоянии от текста
В центре листа бумаги В левом углу листа бумаги В правом углу листа бумаги
  • даты:
Размещение даты
Над текстом Под текстом На вышележащей строке На нижележащей строке
На некотором расстоянии от текста В центре В левом углу В правом углу

  • подписи:
Размещение подписи
На нижележащей строке На некотором расстоянии от текста В центре В левом углу
В правом углу Параллельно горизонтальному срезу В поднимающемся положении В опускающемся положении

  • взаиморасположению подписи и даты:
Взаиморасположение подписи и даты
Выше Ниже Слева
Справа На одном уровне Непосредственно под датой

Наличие или отсутствие полей, их размеры, форма и направление

Поля — отступы пишущего: от вертикальных срезов листа бумаги до начала строк; от окончания строк до правых вертикальных срезов листа бумаги — вертикальные, также могут быть горизонтальные — сверху, снизу.

Наличие и расположение полей
Левое Правое Левое и правое

Форма полей
Прямоугольная Трапецивидная (левонаклонная) Трапецивидная (правонаклонная)

Размеры поля определяются расстоянием от начальных или заключительных движений в строках относительно левого (правого) среза листа бумаги, первой и последней строки относительно верхнего и нижнего срезов и бывают: большой — свыше 3 см, средний — от 1 до 3 см, малый — до 1 см.

Форма линии полей — линия левого поля образована соединением крайних левых точек начал строк; правого поля — соединением крайних правых точек окончаний строк. Форма линии левого поля может быть: прямая (прямолинейная), дугообразная (выгнутая, вогнутая), ломаная (ступенчатая), извилистая.

Форма линии левого поля
Прямолинейная Дугообразная Ломаная (ступенчатая) Извилистая

Направление линии поля относительно вертикальных срезов может быть: левонаклонное, правонаклонное, без отклонений от вертикали.

Наличие и размер или отсутствие абзацного отступа, «красной строки»

Начальное движение в первой строке абзаца относительно начала других строк проявляется в размерах отступа от левого вертикального среза листа, т.е. в размерах красных строк.

Наличие, количество и размер красной строки
Большой (более 3 см) Средний (от 2 до 3 см) Малый (не более 2 см) Смешанный

Размер интервалов между строками

Данный признак характеризует размещение строк относительно друг друга.

Интервалы определяются расстоянием между нижней линией строки и верхней линией следующей строки. Размер интервалов между строками исчисляется высотой строчных букв без надстрочных и подстрочных элементов, которые условно могут быть помещены между строками. Определяется как: большой — более двойной высоты строчной буквы; средний — равен двойной высоте буквы; малый — равен или несколько больше высоты строчной буквы.

Размер интервалов между словами

Признак характеризует размещение рядом расположенных в строке слов относительно друг друга. Размер интервалов между словами исчисляется соответственно шириной строчных двухэлементных букв, которые условно могут быть помещены между словами. Интервал бывает: большой — более ширины двух букв; средний — равен ширине одной-двух букв; малый — менее ширины одной буквы; смешанный.

Размещение линии письма относительно линии линовки бланковой строки (типографской линовки).

Этот признак определяется в почерках рукописных текстов, выполненных на листах бумаги, имеющих линию линовки. Размещение может быть: над строкой, под строкой, совмещено со строкой, смешанное.

Размещение линии письма относительно бланковой строки
Над строкой Под строкой Совмещено со строкой Смешанное

Направление линии письма в строке

Данный признак оценивается в рукописи, выполненной на нелинованной бумаге.

Направление линии письма в строке
Горизонтальное Поднимающееся Опускающееся Смешанное С загибающимися вниз строками

Форма линии письма в строке

Форма линии письма в строке может быть: прямолинейная, т.е. когда основания букв находятся на одной горизонтали, непрямолинейная (дуговая выгнутая и дуговая вогнутая).

Форма линии письма в строке
Прямолинейная Дуговая выгнутая Дуговая вогнутая
Извилистая Ступенчатая Смешанная

Размер интервалов между знаком препинания и предшествующим словом, положение знаков препинания относительно линии письма

Размер интервалов может быть: большой — больше двухэлементной буквы; средний — равен ширине буквы; малый — меньше ширины буквы; смешанный. Кроме того, оценивается положение знаков препинания относительно линии письма. Они могут располагаться: на линии письма, выше линии письма, ниже линии письма, также положение знаков препинания может быть смешанным.

Размер интервалов между знаком препинания и предшествующим словом
Большой Средний Малый Смешанный
Положение знаков препинания относительно линии письма
На линии письма Выше линии письма Ниже линии письма Смешанный

Положение знаков переноса

Положение знаков переноса может быть следующим: на линии строки, выше линии строки, ниже линии строки, параллельно линии строки, опускающееся, поднимающееся, смешанное.

Положение знаков переноса
На линии строки Выше линии строки Ниже линии строки Параллельно линии строки
Опускающееся Поднимающееся Смешанное

Общие признаки почерка, отражающие степень и характер сформированности письменно-двигательного навыка

Выработанность почерка

Выработанность почерка — это уровень овладения техникой письма, который проявляется в способности выполнять рукописный текст в быстром темпе, устойчивыми, скоординированными движениями в соответствии с общепринятой системой скорописи. Его основными показателями служат координация движений, темп письма, дополнительными — ритмическая структура нажима, строение почерка, степень совершенства системы движений.

  • Маловыработанный почерк — это несформировавшийся почерк, отражающий начальную стадию образования навыка письма и характеризующийся небольшой устойчивостью, медленным темпом, низкой координацией движений:

а) школьные (ученические), характерные для начального периода обучения письму;

б) практически маловыработанные — почерки лиц, прекративших обучение письму на начальных этапах и пишущих довольно редко. Такие почерки отличаются нестройностью и нечеткостью, содержат ярко выраженные признаки низкой координации движений, особенно неравномерности протяженности, направления движений и размещения элементов текста.

  • Средневыработанный почерк — почерк с еще не сформировавшимся письменно-двигательным навыком. Такие почерки характерны для лиц, у которых формирование письменно-двигательного навыка закончилось в школьный период.
  • Высоковыработанный почерк — почерк с высокой степенью координации движений, простым строением почерка с элементами упрощения или усложнения; как правило, с большим количеством смен направлений движений при выполнении знаков и высоким темпом выполнения письменных знаков. Степень связности движений в высоковыработанном почерке может быть средней, малой или большой.

Bыcoкoвыpaбoтaнный пoчepк — этo cфopмиpoвaвшийcя пиcьмeннo-двигaтeльный нaвык, oтpaжaющий быcтpый тeмп, выcoкyю cтeпeнь кoopдинaции движeний и xapaктepизyющийcя ycтoйчивocтью пpизнaкoв. В практике встречаются также промежуточные группы выработанности: выше средней и ниже средней.

Темп движений при письме

Темп движений при письме — признак почерка, отражающий время выполнения отдельных букв и рукописи в целом. Темпы письма делятся на два вида. Первый из них — привычный, в свою очередь, подразделяется на: медленный, быстрый, средний. Второй вид темпа письма — непривычный. Он может быть — замедленным, ускоренным и неравномерным.

Координация движений

Координация движений — это признак почерка, отражающий согласованность (точность) движений пишущего лица, зависящую от степени и качества сформированности письменно-двигательного навыка. Координацию движений можно рассматривать применительно к двум группам движений:

а) точность в соблюдении параметров движения (направления и протяженности) при выполнении штрихов, элементов букв;

б) точность в соблюдении параметров движения (направления, протяженности, размещения и др.) при выполнении сочетаний букв, слов, фраз.

Строение почерка

Строение почерка по степени сложности отражает приближенность письменно-двигательного навыка к нормам прописей и по этому признаку почерк делится на три группы: простого строения, упрощенного и усложненного.

Общие признаки почерка, характеризующие структуру движений по их траектории

Преобладающая форма движений.

Наиболее распространенной является прямолинейно-дуговая форма движений, соответствующая нормам прописи. Отклонения от нее могут выражаться в следующих формах: угловатой, петлевой, овальной, ломаной, округлой, извилистой, а также в сочетаниях данных форм движений: дугообразно-петлевая.

Преобладающее направление движений

Преобладающее направление движений рассматривается в отношении элементов букв, выполняемых сгибательными движениями, и в отношении дугообразных элементов букв. Направление движений при выполнении дугообразных элементов букв рассматривается как левоокружное (и-образное движение) и правоокружное (п-образное движение), обычно оно бывает смешанное (при равном проявлении как левоокружного, так и правоокружного направления движений).

Наклон

Наклон почерка определяется положением вертикальной оси большинства письменных знаков относительно линии строки письма: отсутствие наклона (вертикальное расположение штрихов), левонаклонные, правонаклонные (наклон вправо примерно на 65° и более), косые (наклон вправо менее 50°), смешанные или неустойчивые.

Наклон

Отсутствие наклона

Правый

Левый

Смешанный

Размер почерка

Размер почерка — протяженность движений по вертикали. Размер почерка определяется относительно строчных букв и бывает: большой — более 4 мм; средний — от 2 до 4 мм; малый — до 2 мм; смешанный.

Разгон почерка

Разгон почерка — это отношение протяженности по горизонтали к протяженности по вертикали. Он может быть: большим — размер интервалов между основными элементами букв или буквами равен либо превышает их высоту, средним — размер интервалов между основными элементами букв и буквами составляет от 1/2 высоты до высоты букв, малым — когда размер интервалов между основными элементами букв и буквами равен 1/2 высоты и менее.

При диспропорции ширины букв и интервалов между ними (например, в случае если разгон средний, а расстановка широкая) отличительным признаком является расстановка знаков — соотношение протяженности интервалов между буквами и ширины букв, которая подразделяется на: широкую (интервал между буквами превышает их ширину) и узкую — интервал между буквами меньше половины их ширины.

Степень связности

Степень связности определяется количеством букв, выполненных без отрыва пишущего прибора от бумаги, и бывает: сплошная — непрерывно выполняются все буквы в словах; большая— когда непрерывно выполнены шесть и более букв; малая — непрерывно выполнены 4—5 букв в слове; кроме того, связность может отсутствовать — все буквы пишутся раздельно. При анализе связанности должно отличаться слитное соединение от разновидности интервального соединения (примыкающего).

Степень и характер нажима

Степень и характер нажима — признак почерка, отражающий степень и характер затрачиваемых при письме усилий, реализуемых в вертикальной плоскости. Нажим проявляется в следующих показателях: ширине штриха и распределении плотности красителя. Характеризуется по трем параметрам: степени (силе), дифференцированности и стандартности.

Нажим
Слабый Средний Сильный Смешанный

Дифференцированность нажима — наличие или отсутствие различий между степенью усилий при выполнении разных сгибательных и разгибательных движений — различается по двухчленной градации: дифференцированный и недифференцированный.

Частные признаки почерка

Частные признаки почерка — это характеристики, проявляющиеся при выполнении особенностей движений при написании отдельных знаков, элементов и частей элементов.

Сложность движений (строение) при выполнении букв

Этот признак включается в совокупность идентификационных признаков только в случаях выполнения элементов письменных знаков и знаков в целом или упрощенными или усложненными движениями, т.е. в случаях выполнения букв и их элементов с отклонениями от установленных общепринятых прописей.

Сложность движений при выполнении букв бывает: простая, упрощенная и усложненная.

Форма движений при выполнении и соединении письменных знаков и их элементов

Форма движений при выполнении и соединении письменных знаков и их элементов, как уже отмечалось, может быть прямолинейной и криволинейной. Прямолинейные движения по траектории могут в сочетании образовывать углы, треугольники и ломаные линии.

Криволинейные движения по траектории подразделяются на извилистые, круги, овалы, дуги, петли.

Форма движений при написании строчных, подстрочных и надстрочных элементов письменных знаков, выполненных в соответствии с прописями прямолинейными движениями, может быть изменена на угловатую, дуговую, извилистую, полуовальную, овальную.

В заключении эксперта исследователь обязан не только отметить совпадение или различие этого признака в сравниваемых почерках, но и расшифровать, какая именно форма движения отобразилась при выполнении и соединении письменных знаков. Например, форма движений при выполнении: верхней части буквы «о» — угловатая; надстрочного элемента буквы «и» — петлевая; заключительной части второго элемента буквы «я» — прямолинейная; дополнительного элемента буквы «т» — извилистая; форма движений при соединении букв «ин» — дуговая и т.д.

Направление движений при выполнении письменных знаков и их элементов

Данный частный признак почерка эксперт всегда должен анализировать с учетом формы движений при выполнении определенных элементов.

Протяженность движений при выполнении письменных знаков и их элементов

Этот частный признак почерка применяется для характеристики размерных особенностей движения при выполнении букв и элементов. Например: «…установлены совпадения по следующим частным признакам почерка… протяженности движений при выполнении:

а) по вертикали буквы «з” — больше других букв, буквы «о” — меньше других букв, подстрочного элемента буквы «д” — в 2 раза больше строчного элемента;

б) по горизонтали надстрочного дополнительного элемента буквы «т” — в 2 раза меньше ширины буквы…» и т.д.

Степень связности (непрерывности) или вид соединения движений при выполнении письменных знаков и их элементов

В зависимости от того, в какой плоскости — только горизонтальной или горизонтальной с последующим переносом руки в вертикальную плоскость (с отрывом пера от листа бумаги) — выполняются движения при образовании букв и их элементов, различают два вида соединений: слитный и интервальный.

Количество движений при выполнении письменных знаков и их элементов

Рассматриваемый признак имеет идентификационное значение только в том случае, если письменный знак выполняется большими или меньшими по количеству движениями в сравнении с существующими стандартными прописями.

Последовательность движений при выполнении элементов в письменных знаках

Идентификационное значение этот частный признак почерка приобретает только в том случае, когда нарушается последовательность выполнения элементов по сравнению с предусмотренными типовыми прописями.

Относительное размещение движений

Относительное размещение движений рассматривается в отношении точек начала и окончания, точек соединения и пересечения движений при выполнении письменных знаков и их элементов. Эти размещения движений анализируются относительно линии письма, других элементов и письменных знаков.

Смотри также

  • Почерковедческая экспертиза
  • Письменная речь

Скачать

Дополнительная литература

  • Почерковедческая экспертиза: учебник

Судебное почерковедение (криминалистическое исследование письма) — один из видов криминалистической идентификации личности, который заключается в сравнительном исследовании признаков письма, отобразившихся в документе, исполнитель которого неизвестен или вызывает сомнения, и признаков письма, имеющихся в образцах, написанных лицами, подозреваемыми в исполнении этого документа.

Под почерком в криминалистике понимается индивидуальная и динамически устойчивая программа графической техники письма, в основе которой лежит зрительно-двигательный образ выполнения рукописи, реализуемая с помощью системы движений.

Такие существенные свойства почерка, как индивидуальность и устойчивость, являются предметом изучения только криминалистики.

Подробнее о почерке

В основе формирования почерка лежат навыки. В период обучения письму человек исполняет штрихи буквы изолированно, осознавая каждое расчлененное им действие, не охватывая при этом одновременно все содержание написанного и другие элементы, которые составляют комплексное понятие письма. Когда навыки письма отсутствуют, процесс письма максимально трудоемок, требует значительных усилий, движения руки пишущего замедленны.

В результате систематических упражнений у пишущего образуются определенные навыки, формируется система выработанных движений, позволяющая исполнять письмо быстро, скорописью, не контролируя непосредственное исполнение каждого элемента буквы. В дальнейшем почерк у человека приводится в отлаженную систему выработанных условно-рефлекторных связей — так называемый динамический стереотип. Теперь у пишущего на первый план выступает только смысловая сторона письма, а сам почерк переходит в категорию сознательно не контролируемого действия, в автоматизм движений. Почерк приобретает устойчивость.

Условно-рефлекторные связи письма образуются под влиянием множества факторов, определяемых физическими и психическими особенностями данного лица и условиями обучения. В результате в почерке закрепляются индивидуальные отклонения, причем их совокупность в разнообразном сочетании неповторима для каждого лица.

Поскольку динамический стереотип обладает устойчивостью, при умышленном изменении почерка происходит переход к осознанным движениям руки, и в результате наступает деавтоматизация почерка, выражающаяся в замедленном движении руки; исчезает непринужденность в почерке. При этом всякое умышленное изменение почерка также носит индивидуальный характер. В любом документе при достаточном количестве графического материала всегда появляются признаки, вновь выработанные пишущим. В то же время будут «прорываться» и признаки, характерные для его обычного почерка.

Для того чтобы полностью изменить почерк, необходимо выработать новый динамический стереотип, что практически оказывается невозможным, так как специфические для письма данного человека нервные связи вырабатываются и закрепляются в течение длительного периода времени и поэтому становятся весьма прочными, обусловливая образование в почерке целого ряда устойчивых признаков.

Из этого, однако, нельзя делать вывод, что почерк того или иного человека является абсолютно постоянным. Естественные изменения почерка вызываются физическим и психическим состоянием данного лица, характером трудовой деятельности и иными причинами, а также конкретными условиями выполнения документа (целевым назначением документа, состоянием, положением пишущего, материалами и принадлежностями письма и т. д.). Но все эти отклонения, как бы велики они ни были, остаются относительными. Поэтому каждый почерк при любых изменениях всегда остается индивидуальным, сохраняет присущую данному лицу в данный период его жизни совокупность признаков, достаточных для графической идентификации.

Признаки почерка разделяются на две группы:

  1. общие (или групповые);
  2. частные (или особенности почерка).

Общие (групповые) признаки почерка

Общие признаки характеризуют почерк как систему движений. К ним относятся:

    1. Выработанность почерка.
    2. Размер букв.
    3. Наклон букв.
    4. Связность почерка.
    5. Разгон почерка.
    6. Интенсивность нажимов.

Выработанность почерка — уровень владения техникой письма, проявляющийся в способности выполнить текст в быстром темпе, устойчивыми координированными движениями в соответствии с общепринятой системой скорописи. Из этого определения следует, что составными элементами выработанности почерка являются темп и координация движений. В зависимости от степени выработанности почерк определяют как высоко-, средне- и маловыработанный.

Пример

Рис. 1. Степень выработанности почерка:

А — высоковыработанный;

Б — средний по степени выработанности;

В — маловыработанный.

Размер букв определяют по высоте как малый (до 2 мм), средний (от 2 мм до 5 мм) и большой (свыше 5 мм), а также по ширине букв. Размер букв — признак устойчивый, изменяется он только преднамеренно или в зависимости от целевого назначения документа.

Пример

Рис. 2. Размер букв почерка:

А — большой;

Б — средний;

В — малый.

Наклон букв зависит от расположенности их продольных осей относительно линии строки. С учетом от этого почерк определяют как прямой, правонаклонный и левонаклонный. Если продольные оси букв расположены по-разному (вправо, влево) в одной рукописи, то почерк именуют неустойчивым.

Пример

Рис. 3. Наклон букв почерка:

А — прямой;

Б — правонаклонный;

В — левонаклонный.

Связность почерка зависит от способности выполнить определенное количество знаков в пределах одного слова без отрыва пишущего прибора от бумаги. Малая связанность – когда непрерывно выполняют не более 2-3 букв, средняя — от 4 до 6 букв, свыше 6 букв – большая.

Пример

Рис. 4. Связность почерка:

А — высокосвязный;

Б — средний по степени связности;

В — отрывистый.

Разгон почерка:

  • если ширина букв или расстояние между ними менее высоты букв, то такой почерк считается сжатым;
  • при равенстве высоты и ширины букв почерк называют средним по разгону;
  • если ширина букв или расстояние между ними более высоты букв — размашистым.

Пример

Рис. 5. Разгон почерка:

А — почерк сжатый;

Б — почерк средний по разгону;

В — почерк размашистый.

Сложность почерка тесно связана со степенью его выработанности и выражается в упрощении или усложнении письменных знаков и их связей по сравнению с принятыми нормами (типовыми прописями). Упрощения выражаются в утрате отдельных элементов письменных знаков или в уменьшении их размера либо в выпрямлении овальных движений и введении в рукопись упрощенных конструкций письменных знаков, при котором снижается четкость и разборчивость почерка (упрощенный почерк). Усложнения выражаются в дополнительных элементах письменных знаков, не предусмотренных прописями, появлении в почерке вычурности (усложненный почерк). Почерк, в котором отсутствуют как упрощенные, так и усложненные движения, внешний вид которого близок к типовым прописям, именуется простым.

Пример

Рис. 6. Сложность почерка:

А — простой;

Б — упрощенный;

В — усложненный.

Интенсивность нажимов определяется отношением ширины штриха, выполненного с нажимом, к ширине штриха, выполненного без нажима. При слабом нажиме ширина основных и соединительных штрихов равна; при среднем — основные штрихи вдвое шире, чем штрихи соединительные; при сильном — более чем в два раза.

Частные признаки почерка (или особенности почерка)

Под частными понимаются признаки, которые характеризуют индивидуальные особенности движений при исполнении письменных знаков. К ним относятся:

1) признаки направления движения при выполнении буквы в целом или отдельных ее элементов:

    • левоокружное и правоокружное,
    • приводящее (к пишущему) и отводящее (от пишущего) при выполнении вертикальных элементов;

2) признаки соотношения движений:

    • соотношение размера штрихов в букве и букв в слове;
    • соотношение верхних и нижних окончаний штрихов;
    • соотношение наклонов штрихов в буквах и букв в словах и др.;

3) признаки локализации движений и иные их особенности:

    • место начала и окончания движения, когда выполняется элемент буквы;
    • место расположения нажима;
    • форма и темп начала и окончания штрихов и др.

Институт права БашГУ

РЕФЕРАТ

по криминалистике

на тему:»Криминалистическое почерковедение и автороведение».

Выполнил: Луконина А.В. гр. 3 «Г».

Уфа – 2000г.

СОДЕРЖАНИЕ:

1. ДОКУМЕНТЫ КАК ОБЪЕКТЫ КРИМИНАЛИСТИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ

2. СУДЕБНОЕ ПОЧЕРКОВЕДЕНИЕ, НАУЧНЫЕ ОСНОВЫ И ЗАДАЧИ

3. СИСТЕМА ПРИЗНАКОВ, ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ПРИ КРИМИНАЛИСТИЧЕСКОМ ИССЛЕДОВАНИИ РУКОПИСНЫХ ТЕКСТОВ

4. ДИАГНОСТИЧЕСКИЕ И АВТОРОВЕДЧЕСКИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ

5. ПОДГОТОВКА МАТЕРИАЛОВ ДЛЯ ЭКСПЕРТИЗЫ РУКОПИСНЫХ ТЕКСТОВ

6. МЕТОДИКА ЭКСПЕРТНОГО ИССЛЕДОВАНИЯ

1. ДОКУМЕНТЫ КАК ОБЪЕКТЫ КРИМИНАЛИСТИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ

В следственной практике лицам, ведущим расследование преступ­лений, часто приходится сталкиваться с различными документами. В последнее время понятие «документ» значительно расширилось, сюда входят фото-, фоно-, кинодокументы. Объектами криминалистического исследования, как правило, являются письменные документы, т.е. такие документы, в которых при помощи различных графических обозначений закодирована какая-либо информация.

В зависимости от целей и задач, стоящих перед следствием и специалистами, проводящими исследование, различают два вида криминалистического исследования документов: криминалистическое исследование письма; судебно-техническое исследование документов.

В свою очередь, криминалистическое исследование письма состоит из двух своеобразных подразделов: почерковедческое и автороведческое. Почерковедческие исследования решают задачи идентификационного и неидентификационного (диагностического) плана. К числу идентификационных относятся вопросы установления исполнителя рукописи или подписи. Неидентификационные исследо­вания — это решение вопросов о половой принадлежности писавшего, его возрасте, некоторых физических и профессиональных особенно­стях и условиях выполнения рукописи или подписи. Автороведческими исследованиями решаются вопросы установления того, кто является автором (а не исполнителем) документа.

Задачами технического исследования документов является рас­познавание способа выполнения или наличия подделок.

2. СУДЕБНОЕ ПОЧЕРКОВЕДЕНИЕ, НАУЧНЫЕ ОСНОВЫ И ЗАДАЧИ

Исследование рукописных текстов или подписей с целью установления их исполнителей является наиболее распространенным видом исследования письменных документов. Рукописные тексты в обыденной жизни обычно называют письмом. Письмо — это исторически сложившаяся категория, возникшая, как и язык, из потребности людей в общении. Под письмом понимают способ фиксации мысли с помощью специально созданных условных графических знаков (обозначений).

Оно прошло длительный путь развития от примитивной формы рисуночного (пиктографического) письма до современной сложной системы алфавитного письма, непосредственно связанного с языком и устной речью. В криминалистике под письмом принято понимать объект исследования, включающий в себя письменную речь и. почерк.

Почерк —это фиксируемая в рукописи характерная для каждого пишущего и основанная на его письменно-двигательном навыке система движений, с помощью которой выполняются условные графические знаки.

Почерк характеризуется двумя существенными свойствами — индивидуальностью и относительной устойчивостью, которые формируются одновременно и независимо один от другого.

Умение писать не является прирожденным свойством человека, а возникает в результате обучения, длительной тренировки и выработки навыков. Ключом к раскрытию сущности письма» и закономерностей его»» развития является учение И.П.Павлова о высшей нервной деятельности, и прежде всего разработанное им учение об условных рефлексах, динамическом стереотипе и второй сигнальной системе. Слово для человека есть такой же условный раздражитель, как и все остальные. Наше воспитание и обучение представляет длинные ряды условных рефлексов, к числу которых относится и процесс письма. Процесс обучения письму состоит как бы из трех самостоятельных стадий: технической, графической и орфографической.

Выполнение письменных знаков на начальной стадии обучения представляет процесс вырисовывания элементов букв довольно медленными движениями в соответствии с каким-либо эталоном. По мере запоминания форм знаков обучающийся начинает выполнять их более быстрыми и определенными движениями, добиваясь большей скорости и наименьшей затраты нервного и физического труда. На формирование почерка огромное влияние оказывают различные факторы как субъективного, так и объективного плана. Субъективные присущи конкретной личности пишущего, а объективные зависят от внешних условий, в которых протекает процесс письма. К субъ­ективным факторам относятся: состояние органов зрения, строение костно-мышечного аппарата руки, степень его подвижности, особен­ности нервной системы, прилежность, навык держать пишущий прибор и др. Объективными являются система обучения, про­должительность тренировки, условия, в которых приходится писать, пишущие средства и т.д.

Все это в конечном итоге обусловливает формирование индивиду­ального почерка, ведет к возникновению индивидуальных признаков, не могущих в своей совокупности повториться в почерке другого лица.

Обучаясь письму, пишущий вырабатывает навыки, которые, закрепляясь в процессе письменной практики, связываются между собой в определенную устойчивую систему условно-рефлекторныхсвязей. Подробная устой­чивая система нервных свя­зей носит название дина­мического стереотипа.

Благодаря возникнове­нию чувства автоматизма, пишущий получает возмож­ность все внимание сосредо­точить не на процессе на­чертания форм знаков, а на содержании, изложении мыслей, т. е. возникает устойчивость признаков, которые уже трудно изменить, не нарушив сложившейся системы, не затратив опреде­ленных усилий. Автоматизм навыков письма, связь его с высшей нервной деятельностью и мышлением человека лежат в основе индивидуальности и устойчивости почерка и письма в целом.

Относительная устойчивость письма понимается как не сразу сформировавшаяся и на протяжении жизни претерпевающая какие-либо изменения. Однако следует отметить, что изменения в почерке происходят не вдруг и не всей совокупности признаков, а постепенно и в отдельных его элементах, что «ни в коей мере не препятствует процессу идентификации. Кроме того, следует учитывать, что в наиболее работоспособный период жизни человека (20 — 60 лет) изменения в почерке незначительны. Старческие изменения почерка возникают не всегда и сравнительно поздно.

Говоря об относительной устойчивости почерка, следует помнить, что он может изменяться и под воздействием ряда факторов, которые условно могут быть разделены на естественные, искусственные и патологические.

Естественные — возрастные, непривычные условия, необычные пишущие принадлежности, состояние пишущего и др. Искусственные — маскировка и имитация. Маскировка может быть произведена путем замены пишу­щей руки, изменения шрифта (печатный, чер­тежный) , замедления или увеличения ско­рости и др. Имитация — это подражание по­черку другого лица, ко­торое может быть со­вершено по памяти, на глаз, путем срисовы­вания. Па­тологические изменения возникают в результате болезней и травм (расстройства психики, потеря руки и т.п.). В основном изменения в почерке выражаются в искривлении прямолинейных элементов букв, в угловатости овалов, в тупых началах и окончаниях штрихов.

Исследование рукописных текстов проводят эксперты-почерковеды, основываясь на данных судебного почерковедения. Судебное почерковедение — это отрасль науки криминалистики, которая изучает процесс письма, закономерности формирования и функционирования почерка для решения идентификационных и неидентификационных задач на основе познания закономерностей, определяющих его сущность. Экспертиза рукописных текстов носит название почерковедческой или графической.

3. СИСТЕМА ПРИЗНАКОВ, ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ПРИ КРИМИНАЛИСТИЧЕСКОМ ИССЛЕДОВАНИИ РУКОПИСНЫХ ТЕКСТОВ

При исследовании рукописных текстов различают отдельные группы признаков, необходимые для получения информации о пишущем. К ним относятся признаки письменной речи, пространст­венной ориентации движений (топографические) и почерка.

Письменная речь. Это деятельность человека, опосредованная системой графических и языковых знаков. Признаки письменной речи, отобразившейся в тексте, содержат ценную информацию о чертах социально-биографического и психологического облика его автора, о внешних и внутренних факторах, воздействовавших на него в период исполнения рукописи. Отдельные слова, словосоче­тания, предложения не могут рассматриваться как объекты, несущие признаки письменной речи. Для этого необходим текст, исполненный на 1 — 2 страницах и связанный единой смысловой нагрузкой.

Признаки письменной речи можно условно подразделить на три самостоятельные группы: 1) степень грамотности пишущего; 2) словарный запас; 3) стиль изложения.

Степень грамотности связывают с наличием в рукописи различных грамматических ошибок и особенностей, выражающихся в неправильном написании отдельных слов и фраз. Грамматические признаки устойчивы и иногда составляют идентификационный комплекс. Лексические признаки (словарный запас) — это употреб­ление профессиональных терминов, старых, вышедших из употреб­ления слов, местных диалектов. Человек может обладать большим или малым запасом слов. Частое употребление одних и тех же слов свидетельствует о небольшом словарном запасе.

Стиль изложения характеризует манеру излагать мысли, привы­чку строить предложения, которые могут быть простыми, ла­коничными или витиеватыми, сложными. Стиль может быть литературным, разговорным, последовательным, беспорядочным. В сложных предложениях выявляют их структу­ру, наиболее часто встречающиеся оборо­ты, употребление срав­нений, пословиц, афо­ризмов.

Почерковедение – отрасль криминалистической техники, изучающая закономерности формирования почерка, отражение в нем особенностей личности и использование признаков письма в целях идентификации личности, а также проведения диагностических исследований.

Научные основы криминалистического почерковедения:

1. учение И. Павлова о динамическом стереотипе, согласно этому учению в результате обучения формируется навык выполнения того или иного действия при соответствующих системах раздражения. Динамический стереотип характеризуется автоматичностью, устойчивостью, т.е. это действия, которые выполняются без контроля внимания, но под контролем сознания и отличаются своей повторяемостью, неизменяемостью, если не происходит существенного нарушения условий его функционирования. Динамический стереотип применительно к почерковедению – относительно устойчивая, но функционально изменяемая система выполнения графических знаков, индивидуальная для каждого субъекта.

Основные свойства почерка:

· устойчивость, т.е. почерк начинает формироваться с момента, когда человека учат писать и заканчивает формироваться к 17-20 годам; примерно таким же как в 20 лет почерк остается до 60 лет;

· вариационность, т.е. наличие вариантов в написании тех или иных графических знаков; вариационность зависит, прежде всего, от объективных факторов (поза, в которой выполняется документ: сидя/стоя; место выполнения документа: за столом/в машине; время, в течение которого должен быть выполнен текст: скорость письма). Иногда наличие вариантов связано с субъективным состоянием: болезнь, опьянение, недомогание, радость (почерк крупнее), депрессия (почерк мельче и неразборчивее). Возраст может влиять на почерк: после 60 лет, как правило, в почерке появляются изменения, связанные с дрожанием рук (это не исключает возможность идентификации почерка).

Идентификацию исключают:

1. некоторые виды психических заболеваний (например: шизофрения, болезнь Альцгеймера)

2. травмы, ведущие к нарушению нервно-физиологических связей (например: травма головы некоторых отделов), травмы руки (не все)

3. очень искусная имитация почерка (это проще сделать художнику либо лицу, которое специально вырабатывает соответствующий навык). Чем больше по объему текст, тем больше появляется собственных знаков. Обычно для экспертизы требуется 12 листов.

Признаки почерка делятся на общие и частные. Общие:

1.топографические признаки, т.е. особенности размещения листа на бумаги, например: красные строки, поля

2. структура почерка

3. признаки, отражающие его качественные структурные особенности: выработанность (т.е. общая гармония письма, общая соразмерность отдельных признаков почерка), размер почерка (мелкий, средний, крупный), наклон почерка (правонаклонный, левонаклонный и прямой), разгон почерка (т.е. это протяженность движений при выполнении знаков. Он может быть малый, если расстояние между соседними буквами менее высоты буквы; средний и большой, если расстояние более высоты буквы), связность (отражает скорость написания, темп: связный (более 6укв), средний, несвязный), общее направление движения (иногда относится к частным). Общее направление и форма движения: почерк может быть угловатый, округлый и петлеобразный.

Добавить комментарий