Критерии функций государства

Классификация функций государства имеет своей непосредственной целью создание условий для их более глубокого и разностороннего изучения и более эффективного применения. Она дает возможность вырабатывать практические рекомендации по совершенствованию основных направлений деятельности-функции государства не вообще, а дифференцированно, применительно к их отдельным видам, группам или даже — к отдельно взятым функциям.

В юридической теории, а отчасти и в практике существует множество оснований (критериев) классификации функций государства. Их пытаются подразделять в зависимости от продолжительности их существования и деятельности (постоянные, присущие государству на всех этапах его развития, и временные); от их социальной значимости (выражающие преимущественно интересы правящих классов, слоев и групп или представляющие, концентрирующие в себе интересы всего общества); от сфер их «приложения» и осуществления (политические, идеологические, социальные, экономические); от форм их реализации (правотворческие, правоохранительные, правоприменительные) и др.

Классификация функций государства проводится также на основании территориального масштаба, в пределах которого они реализуются. В федеративном государстве — это функция федерации в целом и субъектов федерации. В унитарном государстве — это функция, осуществляемая на территории единого, лишь в административно-территориальном плане делимого государства. В конфедерации — это координирующие функции всего сообщества (союза) государств и функции, которые реализуются на территории каждого из участников этого союза государств.

В последние годы предпринимаются попытки классификации функций государства, базирующиеся на принципе разделения властей. В соответствии с данным критерием функции подразделяются на законодательные (правотворческие), управленческие и судебные. Авторы, проводящие такую классификацию, поясняют, что особенность данной классификации заключается прежде всего в том, что «она отражает механизм реализации государственной власти» и что каждая из названных функций осуществляется, как правило, не одним, а совокупностью государственных органов, принадлежащих к определенной ветви власти — законодательной, исполнительной и судебной*(230).

Относительно новой трактовкой классификации функций государства является их подразделение в зависимости не только от принадлежности к тому или иному типу государств, но и в зависимости от обусловленности «природой всякого общества». В соответствии с данным критерием функции подразделяются на функции государств эксплуататорских типов, функции государств демократического типа и функции, вытекающие из природы всякого общества.

Характерными чертами функций эксплуататорских государств называются следующие:

— доминирующая роль функций прямого подавления эксплуататорским меньшинством эксплуатируемого большинства населения. Различия касаются лишь приемов, масштабов, конкретных целей подавления и классов, в отношении которых оно осуществляется;

— охрана частной собственности на землю, на основные орудия труда и средства производства. Различия при этом обусловливаются лишь особенностями самих форм собственности;

— обеспечение внешних условий эксплуатации;

— ограниченное вмешательство государства в экономику.

Наиболее важными особенностями функций государства демократического типа считаются:

— второстепенное значение функций прямого подавления. Последнее осуществляется большинством населения в отношении отстраненного от власти эксплуататорского меньшинства. Постепенно данная функция утрачивает свое значение;

— охрана всех существующих в обществе форм собственности, включая частную и государственную;

— ведущее значение «организаторских функций», не известных ранее существовавшим, эксплуататорским государствам;

— направленность функций на решение демократических по своему характеру задач*(231).

К числу функций, вытекающих из природы всякого общества, относятся все те основные направления деятельности государства, которые имеют своей целью обеспечение и поддержание естественных условий жизни общества. Это — общесоциальные (в противоположность преимущественно классовым) функции государства. Содержание их составляет деятельность государства, направленная на взвешенное, рациональное использование природных ресурсов, охрану окружающей среды, внедрение в производство новых, безотходных технологий и пр.

Классификация функций государства в зависимости от типов и принадлежности последнего является вполне традиционной. В отечественных научных исследованиях и учебниках довоенных и послевоенных лет такой подход к функциям государства занимал доминирующее положение. Вполне обычным и оправданным было рассмотрение функций с позиций того, принадлежат ли они рабовладельческому, феодальному, капиталистическому или же социалистическому государству.

Первые три типа государств и соответствующих им функций считались эксплуататорскими и недемократическими с точки зрения воли и интересов трудящихся масс. Четвертый же тип — социалистический — рассматривался с этих же позиций как неэксплуататорский и демократический.

Правда, функция подавления считалась свойственной и этому типу государств. Но, во-первых, она трактовалась как временная функция, присущая этому государству лишь на начальной стадии его развития, в переходный от капитализма к социализму период. Во-вторых, она рассматривалась как вынужденная функция, возникшая у государства на этой стадии его развития не в силу самой природы государства, а в силу необходимости его защиты от свергнутых, но сохраняющих свои позиции в обществе и государстве внутренних «врагов». И, в-третьих, эта функция трактовалась не просто как функция подавления, а как целевая функция — подавления сопротивления свергнутых классов, как «спровоцированная» антисоветская деятельность белого офицерства, кулачества, представителей других «антиреволюционных» слоев общества, «врагов трудящихся масс».

По мере развития общества и ослабления классовой борьбы согласно существовавшей тогда в нашей стране и других странах, называвших себя социалистическими, теории необходимость в функции подавления сопротивления свергнутых классов отпадает. Эта функция постепенно вытесняется и заменяется хозяйственно-организаторской, культурно-воспитательной функцией, функцией контроля за мерой труда и мерой потребления и другими им подобными функциями.

Таковой была теория, но нередко совсем иной была практика. Имеется в виду не только и не столько практика прямого физического «подавления сопротивления свергнутых классов», сколько практика политического и идеологического ограничения, попыток втискивания всей сложной и многогранной жизни общества в рамки официальной политики и идеологии.

В настоящее время в России и других странах бывшего «социалистического лагеря», ставших теоретически и практически на капиталистический путь развития, идет переоценка ценностей и взглядов. Переоценивается, в том числе и в сфере приложения функций государства, прошлое. Вырабатывается новый официальный взгляд на настоящее и будущее.

Функциональную активность Советского государства нередко пытаются представить как исключительно репрессивную, недемократическую, в то время как аналогичную деятельность западных стран рассматривают как высокогуманную, безупречную в социальном плане, демократическую. Такие оценки социального характера функций различных по своему типу государств широко распространялись особенно в постсоветский период. Что же касается советского периода, то все обстояло как раз наоборот.

Не вдаваясь в подробности рассмотрения и объективность подобного рода оценок, следует заметить, что в данном случае имеют место две крайности: полная идеализация функций одних государств и представление исключительно в негативном плане функций других. В советский период идеализация распространялась на функции социалистических государств, а исключительно негативное представление о функциях касалось капиталистических государств. В настоящее время оценки поменялись на противоположные. Подобные операции носят политический и идеологический характер и ничего общего с объективными, научными оценками не имеют. Они возникают и широко распространяются практически в каждой стране, независимо от типовой принадлежности государства, при смене государственной власти, политического режима, при переходе государства и общества от одного типа к другому.

Объективный характер оценки социального содержания функций любого государства заключается в том, что они носят одновременно и сугубо классовый, и общесоциальный характер, обслуживают интересы и власть имущих, и всего общества. С точки зрения демократического потенциала, содержащегося в функциях, следует отметить, что в той их части, которая касается выражения воли и интересов всего общества, функции, несомненно, имеют демократический характер. Там же, где в функциях государства воплощаются воля, эгоистические интересы лишь власть имущих — незначительной части общества в ущерб интересам остальных классов и слоев общества — функции носят антидемократический характер.

Наряду с вышеназванными критериями существуют и иные основания классификации функций государства. Однако наиболее распространенными и широко признанными среди них являются такие критерии, в соответствии с которыми функции любого государства подразделяются на внутренние и внешние — в зависимости от направленности решаемых государством целей и задач, а также — на основные и неосновные — в зависимости от важности и социальной значимости тех или иных направлений деятельности государства.

Внутренние функции государства представляют собой основные направления разнообразной внутренней деятельности государства, обусловленные необходимостью решения стоящих перед ним внутренних задач. Задачи эти сколь многочисленны, столь и разнообразны. Они затрагивают практически все сферы жизни общества и самого государства: экономическую, социальную, политическую, духовную, финансовую и др. Кроме этого государство зачастую решает задачи, далеко выходящие за пределы одной, отдельно взятой сферы, охватывающие две и более сфер.

В силу этого при определении перечня внутренних функций государства в научной и учебной юридической литературе нередко их не только напрямую связывают с различными сферами жизни общества, но и полностью отождествляют с ними. Таковой была, например, позиция ряда авторов, классифицировавших функции государства еще в 70-е годы на функции политической охраны строя (политическая функция), а также на экономическую, социальную и идеологическую функции.

В настоящее время при рассмотрении функций государства также допускается иногда их отождествление со сферами жизни общества. Но оно имеет, как правило, не полный, а частичный характер. Дело заключается в том, что при классификации функций и выделении их из общей системы основных направлений деятельности государства наряду с такими функциями, как экономическая, социальная, политическая и другие, полностью совпадающими со сферами жизни общества, рассматриваются также и такие, которые не совпадают с ними.

Среди них, например, называются в различных источниках такие внутренние функции, как установление и охрана правопорядка в обществе; охрана права собственности, прав и свобод граждан; функция оказания социальных услуг; функция обеспечения народовластия; культурно-воспитательная; природоохранительная (экологическая); функция финансового контроля; другие функции. Перечень данных и иных, подобных им, направлений деятельности государства в большей степени соответствует сложившемуся в научной литературе представлению о его внутренних функциях, нежели полное или частичное отождествление функции государства с основными сферами жизни общества.

Внешние функции государства представляют собой основные направления деятельности государства, непосредственно связанные с решением стоящих перед ним на международной арене целей и задач.

Последние никогда не были и практически не могут быть одинаковыми для всех государственных образований и государств. Они зависят от характера существующего в стране политического режима и типов государств, от этапов развития одного и того же государства, от складывающейся в мире международной обстановки, от характера взаимоотношений сосуществующих друг с другом государств.

Цели и задачи, а вместе с ними и некоторые функции государства в решающей степени зависят от его социально-классовой сущности и содержания, социально-классовой предопределенности и направленности, а также в значительной мере — от идеологической обусловленности. Нет и не может быть у государства таких целей и задач, а вместе с ними и соответствующих функций, которые бы не были обусловлены его сущностью, содержанием, идеологическими воззрениями правящих кругов, его социально-классовым назначением.

Идеологические и политические установки особенно ярко прослеживались в целях, задачах и внешних функциях Советского государства. Среди них выделялись, например, такие функции, как функции взаимопомощи и тесного сотрудничества с государствами мировой системы социализма; борьбы за мир и мирное сосуществование со странами капитализма; функция поддержки национально-освободительных движений и сотрудничества с развивающимися странами, и др. Политические и идеологические постулаты, составляющие основу данных функций, содержались не только в официальных партийных документах, но и закреплялись законодательно,

Так, в Конституции СССР 1977 г. констатировалось, что Советское государство «неуклонно» проводит политику мира, выступает за «упрочение безопасности народов и широкое международное сотрудничество» (п. 1 ст. 28). На основе данных постулатов провозглашались принципы внешней политики государства и формировались его соответствующие функции. Среди принципов, оказавших решающее воздействие на процесс формирования и реализации внешних функций государства, конституционно закреплялись и провозглашались следующие: принцип суверенного равенства государств, взаимного отказа от применения силы или угрозы силой; ненарушимости целостности государств; мирного урегулирования споров; невмешательства во внутренние дела; уважения прав человека и основных свобод; равноправия и права народов распоряжаться своей судьбой; сотрудничества между государствами; добросовестного выполнения обязательств, вытекающих из общепризнанных принципов и норм международного права; и др. (ст. 29).

В современной России, по мере перехода ее к рыночным отношениям и становления новой политической идеологии, происходит эволюция во взглядах и на внешние функции государства. В чем это проявляется?

Во-первых, в том, что с разрушением «мировой системы социализма», естественно, отпадает необходимость и в развитии взглядов на функции (впрочем, как и самих функций), касающихся взаимоотношений России с составлявшими эту систему «социалистическими» странами. Теперь они именуются иначе. Функции «братской» помощи им постепенно заменяются функциями равноправного партнерства.

Во-вторых, изменилась политическая и идеологическая ориентация России по отношению к бывшим колониям западных и других «цивилизованных» государств, а также по отношению к национально-освободительному движению. В связи с этим, естественно, исчезла и функция поддержки этого движения.

И, в-третьих, начиная с «перестройки» середины 80-х годов и вплоть до последнего времени резко изменилось отношение правящих кругов официальной России к западным странам. Многолетняя политика идеологического противостояния резко сменилась противоположной политикой — соглашательства по ряду принципиальных вопросов, движения в фарватере прозападных интересов унизительного самобичевания и политического заискивания. Из одной крайности политика и идеология России, а вместе с ней и бывших соцстран, отразившиеся на их внешних функциях, перешли в другую крайность.

Основное кредо внешнеполитической и иной деятельности Российского государства, а следовательно, и его функций должно состоять в непременном приоритете для нас российских национальных интересов и ценностей, в уважении интересов и ценностей других стран, в установлении и поддержании со всеми без исключения странами отношений равноправного партнерства и сотрудничества. На основе данных принципов и положений могут устанавливаться и осуществляться такие внешние функции государства, как функция интеграции России в мировую экономику; обороны; поддержания мирового порядка; внешнеэкономического сотрудничества и широкого привлечения иностранных инвестиций; совместного разрешения с другими государствами глобальных энергетических, экологических, демографических и иных проблем современности.

Данные и иные внешние функции Российского государства становятся в настоящее время общепризнанными и общепринятыми в научной литературе. Важно, чтобы в реальной действительности они осуществлялись на взаимовыгодной для всех государств-субъектов международно-правовых отношений основе.

Наряду с вышеназванными критериями классификации функций государства широко распространенной является их классификация по важности в общественной жизни — на основные и неосновные функции.

Следует отметить, что данная классификация функций является насколько традиционной, настолько же и спорной. Еще в 60-е годы в отечественной литературе дискутировался вопрос о том, что такое основные и неосновные функции государства и чем они отличаются друг от друга. Одновременно некоторыми авторами по вполне понятным причинам проводилась мысль о том, нужно ли вообще подразделять функции государства на основные и неосновные.

По мере развития отечественной и зарубежной юридической науки последний вопрос был решен положительно. Исследователи, занимающиеся проблемами государственно-правовой теории и практики, пришли к выводу о том, что классификация функций государства на основные и неосновные не только желательна, но и объективно необходима. Такой вывод обусловлен тем, что в реальной действительности функции государства как основные направления его деятельности далеко не равнозначны друг другу и далеко не одинаковы.

Таковыми они являются как в обычной, повседневной жизнедеятельности государства, так и, в особенности, в нестандартных, чрезвычайных условиях его активности. Вполне очевидным является, например, то, что в условиях ведения войны на первый план в системе функций государства выступает наряду с экономическими и некоторыми другими функциями — функция обороны. В условиях экологических и «иных возможных катастроф и потрясений — экологическая и другие соответствующие функции. Классификация функций по степени их социальной значимости и важности на основные и неосновные объективно необходима для их дифференцированного, а следовательно, и для их более глубокого и разностороннего познания. Такая классификация функций государства способствует развитию и совершенствованию не только теории их изучения, но и практики их применения.

Отвечая на вопрос о том, что собой представляют основные и неосновные функции государства и чем они отличаются друг от друга, необходимо исходить не только из приоритетности функций в тот или иной период, когда государство вынуждено прилагать значительные усилия для решения неожиданно возникших перед ним проблем, но и из его функционирования в обычных, повседневных условиях.

В научной литературе предпринималось немало попыток определения основных и неосновных функций государства, выявления их отличительных особенностей и черт. Однако большинство из них не выдержало испытания временем и не подтвердилось государственно-правовой практикой.

Относительно устоявшимися представлениями об основных и неосновных функциях можно рассматривать определения, согласно которым под основными функциями государства понимаются «наиболее важные направления его деятельности, охватывающие собой ряд отдельных однородных направлений государственной работы», а под неосновными функциями государства подразумеваются «относительно более узкие направления его деятельности, входящие в состав основных функций как элемент их внутренней структуры». Основные функции выступают как группы однородных направлений деятельности государства — неосновных функций, в которых выражаются его социально-классовая сущность, содержание, стоящие перед ним цели и задачи, а также предназначение государства.

Данное представление об основных и неосновных функциях государства, сформулированное еще в 70-е годы теоретиком государства и права Н. В. Черноголовкиным*(232), сохраняет свою общетеоретическую значимость и поныне.

Разумеется, существуют и иные точки зрения и представления о данных явлениях. Выражаются различные мнения как по общим, касающимся понятия и содержания всех основных и неосновных функций государства, так и по частным вопросам.

Высказывается, например, мнение о том, что «главной функцией государства (выделено мной. — М.М.) не может быть признана хозяйственно-организаторская деятельность, ибо это приводит к неизбежному огосударствлению общественной жизни», а в качестве таковой «в цивилизованном обществе может и должна стать охрана интересов человека, защита его прав…». Наряду с главной функцией называются также функции «второго порядка». Среди них: учет и координация интересов различных групп населения, защита меньшинства; вмешательство в экономику с целью социальной защиты человека; охрана окружающей среды; поддержание общественного порядка*(233).

Данная точка зрения, равно как и любые иные, высказываемые в научной, учебной и иной литературе, несомненно, имеет полное право на существование. Они стимулируют мышление и способствуют более глубокому познанию материи. Однако при одном непременном условии — обстоятельной аргументации высказываемых позиций.

В приведенной выше точке зрения на проблему функций государства есть бесспорное положение. Оно касается, в частности, того, что в современных условиях экономического развития России, в условиях существования наряду с государственной и других форм собственности хозяйственно-организаторская деятельность государства не может считаться главной его функцией. Это очевидно. Государство не может заниматься организацией хозяйства, которое в результате проводимой в стране приватизации перешло от него к различным негосударственным юридическим и физическим лицам.

Но столь же очевидным является и то, что государство не может отодвигать на периферию своей деятельности экономическую деятельность. Любое государство, независимо от его типа и формы, на любом этапе своего развития всегда ставит экономические, финансовые и иные тесно связанные с ними проблемы на первый план, уделяет им первостепенное внимание.

Печальный опыт СССР и Российского государства наглядно продемонстрировал всему миру, чту происходит с государством и обществом, если экономические функции государства под влиянием тезиса о нерегулируемости рыночной экономики выносятся из числа главных функций государства и вносятся в реестр второстепенных направлений его деятельности, в разряд функций «второго порядка». Государство при этом подрывает свою собственную экономическую основу; расшатывает фундамент, на котором строится само его здание и во многом покоится благополучие всего общества; постепенно теряет свои позиции в мире, а вместе с тем — свою мобильность и эффективность.

У современного государства, осуществляющего многогранную деятельность в весьма сложном и противоречивом мире, требующем его особого внимания сразу не к одной, а к нескольким сферам жизни общества, нет и не может быть только одной-единственной основной (главной) функции.

Положение не меняется даже в том случае, когда в качестве таковой «в цивилизованном обществе» объявляется «охрана интересов человека, его прав». Дело заключается, во-первых, в том, что охрана интересов человека, его прав — это скорее не функция, а основная цель, задача, причем не только «цивилизованного», но и любых уважающих себя и своих граждан государства и общества. А, во-вторых, если все же считать охрану интересов человека, его прав функцией, то при этом нельзя не видеть, что ее осуществление в решающей степени зависит от всех других без исключения государственных функций. А это уже само по себе ставит под вопрос статус главенства, приоритетности и первенства рассматриваемой функции перед всеми другими функциями.

Известно, что в 30-е и 40-е годы в отечественной литературе вопрос о том, существует ли одна главная функция государства или несколько, уже обсуждался. Он был окончательно «решен» в Отчетном докладе XVIII съезду партии, сделанном И. Сталиным 10 марта 1939 г.

Применительно к рабовладельческому, феодальному и капиталистическому государству определялись только одна главная (внутренняя) функция и одна неглавная (внешняя) функция. Суть первой заключается в том, чтобы держать в узде эксплуатируемое большинство. Назначение второй сводилось к тому, чтобы расширять «территорию своего, господствующего класса за счет территорий других государств, или защищать территорию своего государства от нападений со стороны других государств».

Что же касается социалистического государства, а точнее — государства диктатуры пролетариата, то оно наделялось двумя основными функциями; внутренней, сводившейся к «подавлению свергнутых классов внутри страны», и внешней, заключавшейся в обороне страны от нападения извне. В отношении внутренней функции делалось пояснение о том, что подавлением сопротивления занималось не только государство диктатуры пролетариата, но и все прежние государства «с той, однако, принципиальной разницей, что наше государство подавляло эксплуататорское меньшинство во имя интересов трудящегося большинства, тогда как предыдущие государства подавляли эксплуатируемое большинство во имя интересов эксплуататорского меньшинства»*(234).

Данная точка зрения, сводившаяся к наличию у эксплуататорского государства одной главной и одной неглавной функции, а у пролетарского государства — двух главных функций, просуществовала до конца 50-х — начала 60-х годов. Затем, по мере разработки теории функций государства в отечественной и зарубежной литературе от нее постепенно отказались.

В настоящее время нет необходимости возвращаться к уже пройденному пути и пытаться вычленить из всего многообразия функций одну или даже две главные государственные функции. Число их и сам статус функций не остается неизменным. Он изменяется и развивается не только в зависимости от смены типов и приоритетов различных государств, но и в зависимости от стадии или этапов развития одного и того же государства.

Применительно к государству термин «функция» приобретает несколько иной смысл и значение. Под функциями государства подразумеваются а) основные направления (стороны, виды) деятельности государства; б) его практическая деятельность, имеющая предметно-политический и социальный характер; в) социальное направление деятельности внутри или вне государства. Отсюда следует, что в юридической литературе нет единства мнений относительно категории «функции государства». Однако все единодушно признают, что в функциях государства выражаются его сущность и социальное назначение, цели и задачи. Функции не могут реализоваться внутри самой государственной организации, они реализуются в воздействии на общественные отношения. Возникнув как продукт общества, государство становится по отношению к нему управляющей системой, воздействующей на все важнейшие процессы, происходящие в нем. Государство – это всегда активное, деятельное начало, которое и является способом его существования. Оно не может быть инертным, и это обусловлено самой природой государства, его сущностью.

Наличие различных точек зрения и подходов к определению функций государства является вполне понятным, учитывая сложность и многогранность рассматриваемой категории. Однако было бы более оправданным сосредоточиться на выделении и рассмотрении общих черт и особенностей самих функций государства. Что выделяет функции государства как явление среди других государственных и негосударственных явлений? Чем отличаются и характеризуются они?

Отвечая на эти вопросы необходимо выделить следующие общие черты функций государства:

1) По своему характеру, содержанию и назначению функции государства никогда не бывают социально нейтральными. Они всегда выражают и отражают социально-классовую сущность конкретного государства.Содержание функций государства учитывает классовые, групповые, национальные и частные интересы членов общества;

2) Функции государства имеют комплексный характер. Как основные направления деятельности они никогда не отождествляются и не могут отождествляться с самой деятельностью государства. Содержание каждой функции складывается из множества однородных аспектов деятельности государства.

3) В функциях государства прослеживается прямая связь со стоящими перед ним на том или ином этапе развития основными целями и задачами. Для того чтобы не отождествлять данные понятия (функция, цель, задача) необходимо определить их значение. Цель – это то, к чему стремится государство. Задача– это цель и средства ее достижения. Функции – основные направления деятельности государства по решению стоящих перед ним задач. Отсюда следует, что цели и задачи определяют функции государства.

Таким образом, характер функций государства определяется не только типом государства, его социально-классовой природой, сущностью и назначением, но и особенностями стоящих перед ним целей и задач.

4) Функции государства не следует отождествлять с функциями его отдельных органов.Функции последних, хотя и имеют в большинстве своем немалую значимость для жизни общества и государства, но тем не менее они обладают, по сравнению с функциями всего государства, относительно узким, локальным характером. Функции отдельных органов охватывают собой деятельность лишь отдельных частей государства.

5) В функциях государств различных исторических типов проявляются и объективируются присущие им особенности и закономерности развития, динамика социально-экономических, политических и духовных преобразований в жизни общества.

Исходя из перечисленных признаков, представляется возможным следующее определение: функции государства – это основные направления деятельности государства по реализации стоящих перед ним задач для достижения определенных целей, обусловленных как классовой, так и общесоциальной его сущностью и социальным назначением.

В связи с тем, что государство выполняет множество функций, содержание которых весьма разнообразно, необходима их научная классификация.

Классификация функций государства имеет своей непосредственной целью создание условий для их более глубокого и разностороннего изучения и более эффективного применения. Она дает возможность вырабатывать практические рекомендации по совершенствованию основных направлений деятельности государства не вообще, а применительно к их отдельным видам, группам.

В юридической литературе существуют различные основания (критерии) классификации функций государства:

а) по сфере государственной деятельности – внутренние, внешние;

б) по продолжительности действия – постоянные временные;

в) по правовым формам осуществления – законодательные, управленческие, судебные.

г) по социальной значимости – основные, неосновные;

Наиболее часто встречаются попытки классифицировать функции государства по первому критерию. По сферам государственной деятельности (объектам воздействия) общепринятым считается деление функций на внутренние и внешние.

Внутренние функции связаны с реализацией задач внутри государства, в пределах собственной территории. Внешние функции позволяют говорить о государстве, как о субъекте международных отношений. Среди ученых нет единства мнений по поводу перечня функций современного государства с учетом их деления на внутренние и внешние.

Не смотря на различие в точках зрения, можно констатировать тот факт, что в целом все авторы в той или иной степени отмечают, что объектом воздействия функций государства являются крупные сферы общественной жизни – экономика, политика, культура, социальная сфера и др., как во внешней, так и во внутренней деятельности государства.

В зависимости от времени осуществления выделяют постоянные и временныефункции государства.

Постоянные функции государства не ограничены во времени, и, как правило, осуществляются государством в течение всего периода своего существования. Важнейшими постоянными функциями государства являются экономическая функция, функция государства по заботе и сохранении сообщества, члены которого данное государство образуют (Конституция РФ, к примеру, закрепляет характеристику прав и свобод человека и гражданина в качестве основной ценности и объявляет заботу о них основной целью государства). К постоянным функциям относятся также функции международного сотрудничества и защиты государственного суверенитета.

Временные функции осуществляются государством на протяжении определенного периода и прекращают свое действие с решением определенной задачи, как правило, имеющей чрезвычайный характер (к ним относятся, например, ликвидация стихийного бедствия, масштабных катастроф, антиконституционных выступлений).

Деятельность государства по осуществлению своих функций облекается в правовые формы: правотворческая, правоисполнительная, правоохранительная,которые основаны на принципе разделения властей. Соответственно и функции государства подразделяются на законодательные (правотворческие), управленческие и судебные. Каждая из названных функций может осуществляться совокупностью государственных органов, принадлежащих к определенным независимым ветвям власти.

По социальной значимости функции государства традиционно делятся на основные (общие) и неосновные (производные).

Основные функции – это наиболее общие направления деятельности государства по осуществлению «стратегических» целей и задач, стоящих перед ним в определенный исторический период. В них наиболее ярко проявляется классовая и общечеловеческая сущность государства, его социальное назначение. Основные функции носят комплексный, собирательный характер и всегда требуют системного анализа. Они воплощают сосредоточение усилий государства на одном из решающих направлений его внутренней и внешней деятельности. Объектом основной функции является широкий круг обладающих сходством общественных отношений в какой-то определенной большой области социальной жизни (например, отношения в сфере экономики, налогообложения, социальных отношений, экологии и т.д.)

Неосновные (производные) функции представляют собой более узкие и конкретные направления государственной деятельности, в совокупности образующие основные функции. Например, если рассматривать в качестве основной политическую функцию государства, то в качестве производных от нее будут выступать функция формирования аппарата государственной власти, функция делегирования властных полномочий органам местного самоуправления, функция законотворчества и т.п. Необходимо помнить, что термин «неосновные функция» условный. Его употребление не умаляет значение данной разновидности функций и правомерно лишь постольку, поскольку помогает выделить из множества различных государственных функций более широкие по объему и общие по содержанию основные функции государства.

От основных и неосновных функций государства следует отграничивать функции органов государства. Последние, представляя собой лишь часть государственного механизма, не в состоянии самостоятельно решить проблемы общегосударственного масштаба. К примеру, функция законотворчества может рассматриваться и как функция государства, и как функция государственного органа – Государственной Думы. Государственная Дума, обладая правом разработки законопроекта и принятия закона, вместе с тем, не обладает правом придания принятому закону юридической силы. Это может сделать только государство в целом. При этом реализация законотворческой функции государства предполагает объединение законотворческих функций нескольких государственных органов, к числу которых, наряду с рассмотренной законотворческой функцией Государственной Думы, относятся функции Совета Федерации – органа, одобряющего принятый Государственной Думой закон, Президента РФ, подписывающего закон, и, наконец, государственных средств массовой информации, в изданиях которых данный закон публикуется.

Классификация функций государства имеет своей непосредственной целью создание условий для их более глубокого и разностороннего изучения и эффективного применения. Она дает возможность вырабатывать практические рекомендации по совершенствованию основных направлений деятельности государства не вообще, а дифференцированно, т.е. применительно к их отдельным видам, группам и функциям.

Критерии классификации функций государства

В юридической теории, а отчасти и в практике существует множество оснований (критериев) классификации функций государства. Нельзя выделить какой-то один, наиболее правильный критерий, так как они используются с разными целями и не могут друг друга заменять. Например, критерий «время действия», не может заменить критерий «сфера деятельности», ибо между собой они вообще мало связаны. Отсюда следует, что одна и та же функция может присутствовать в различных классификациях (рис. 9.1). Выделяют, например, такие критерии, как сферы государственной деятельности, территориальный масштаб, способ государственного воздействия на общественные отношения, взаимоотношения государств и др.

Итак, в научных и практических целях функции государства могут быть классифицированы по разным критериям:

  • — по сферам общественной жизни функции государства могут быть разделены па политические, экономические, социальные, духовные, экологические;
  • — по способу осуществления функций они бывают регулятивные — упорядочивание общественных отношений путем закрепления существующих общественных связей — и охранительные (или правоохранительные) — установление мер юридической защиты и порядка их возложения и исполнения;
  • — по продолжительности действия функции государства делятся на постоянные (осуществляемые на всех этапах развития государства) и временные (прекращают свое действие с решением определенной задачи, как правило, имеющей чрезвычайный характер, например ликвидация стихийных действий);

Рис. 9.1. Классификация функций государства

— в зависимости от территориального масштаба различают функции в федеративном (конфедеративном) и в унитарном государстве. В федеративном государстве — это функции федерации в целом и субъектов федерации. В унитарном государстве — функция, осуществляемая на территории единого, лишь в административно-территориальном плане делимого государства. В конфедерации — координирующая функция всего сообщества (союза) государств и функции, которые реализуются на территории каждого из участников данного союза государств.

Классификации функций государства на основе принципа разделения властей

В последние годы предпринимаются попытки классификации функций государства, базирующиеся на принципе разделения властей. В соответствии с ним различают функции законодательные (правотворческие), управленческие, судебные и информационные. Авторы, проводящие такую классификацию, поясняют, что ее особенность заключается в том, что она отражает механизм реализации государственной власти и что каждая из названных функций осуществляется, как правило, не одним, а совокупностью государственных органов, принадлежащих к определенной ветви власти — законодательной, исполнительной и судебной. Рассмотрим, например, информационную функцию, которая характеризует деятельность четвертой «власти» — средств массовой информации. Эта функция имеет собственное содержание, способы, структуру и обеспечение. Ее специфика состоит в особых способах воздействия на общество — целенаправленная информированность населения, а подчас и манипулирование общественным сознанием.

Классификация функций государства, опирающаяся не у всех ученых-юристов вызывает признание. Многие считают, что это даже не функции государства, а функции осуществления государственной власти или ветвей власти: правотворчество, управление, судебная деятельность и т.д.

  • См.: Матузов Н. И., Малько А. В. Указ. соч. С. 27.

⇐ ПредыдущаяСтр 4 из 9

Классификация –это подразделение явлений на определенные классы, группы по самым различным основаниям.

Типология –это классификация, в основе которой лежат наиболее существенные системообразующие критерии, позволяющие раскрыть явление как целое.

Характеристики классификации:

1. один из способов познания, они создаются на основе познания объективных законов реальности и отражают закономерные связи между исследуемыми предметами и явлениями.

2. служат познанию глубоких сущностно-содержательных особенностей, которые не могут быть познаны каким-либо иным образом, кроме как организованного знания (так чтобы его структура соответствовала структуре исследуемого объекта).

3. дает возможность по месту, занимаемому в классификационной системе, сделать выводы о признаках и свойствах объекта, которые еще не известны.

4. позволяет в сжатом лаконичном виде выразить большие объемы информации.

5. способствует движению познания от уровня эмпирического к уровню теоретическому.

6. носит относительный, приблизительный характер.

7. бывают естественные, т.е. по сущностным признакам, и искусственные, в основе кот. лежат любые признаки, имеющие практическое значение. Естественные классификации – в основе которых лежат сущностные закономерности функционирования и развития объекта. Эти признаки носят устойчивый, повторяющийся характер; они играют системообразующую роль.

8. Классификация соотносится с понятиями систематизация и типология.

Этапы познания:

1. Первый познавательный прием — классификация.Классификация состоит в расчленении (анализ) хаотического целого на части по определенным признакам. Например, государства можно классифицировать: 1) по территории: большие, средние, малые; 2) по континентам: азиатские, американские, европейские, африканские; 3) по религиозному признаку: христианские, мусульманские.

2. Второй познавательный прием – систематизация.Это синтез, т.е. воссоединение целого из частей, в результате чего более глубоко познается сущность объекта, познаются признаки, которые не воспринимаются на эмпирическом уровне.

3. Третий познавательный прием – типология.Типология есть классификация (анализ) и систематизация (синтез). Классификация – познавательный прием, состоящий в расчленении целого на части. Систематизация – это результат познавательной деятельности, предстающий как система типов.

Тип – это высшая систематическая категория, высшее подразделение типологии.

Тип – это образец, которому соответствует определенная группа предметов или явлений.

Тип – это образец, содержащий характерные обобщенные черты какой-либо группы.

Тип связан: 1) с понятием среднего, обычного; 2) с понятием образцового; 3) с классификацией типов идеального целого, в котором отражены общие сущностные признаки объекта.

Существуют: 1) традиционные типологии (формационная и цивилизационная) и 2) нетрадиционные типологии.

Традиционные типологии государств.

Формационный подход к типологии государства.

Создатели К. Маркс и Ф. Энгельс. В его основе лежит учение об общественно-экономической формации.

Общественно-экономическая формация –это исторический тип общества, который основан на определенном способе производства (общество, находящееся на определенной ступени развития производительных сил).

Поэтому типу общества соответствует тип государства. Каждый тип государства отличается от другого: 1) экономической основой, т.е. типом производственных отношений; 2) классовой сущностью, т.е. орудием какого класса является государство; 3) социальным назначением, т.е. какие функции выполняет государство.

Четырем классовым типам общественно-экономической формации соответствуют четыре типа государства – рабовладельческое, феодальное, буржуазное и социалистическое, и шесть типов общества – первобытнообщинное, рабовладельческое, феодальное, буржуазное, социалистическое, коммунистическое.

1. Рабовладельческий тип государства.По своей сущности государство – это политическая организация класса рабовладельцев. Экономическую основу составляет частная собственность рабовладельцев на орудия и средства производства и на рабов. Важнейшие функции государства – защита собственности рабовладельцев, подавление сопротивления рабов.

2. Феодальный тип государства.По своей сущности государство – политическая организация класса феодалов. Экономическую основу составляет собственность феодалов на землю, основные орудия и средства производства, а также собственность зависимых крестьян на мелкие орудия труда. Назначение феодального государства – защищать собственность феодалов, их сословные привилегии, угнетать и подавлять крепостных крестьян.

3. Буржуазный тип государства.По своей сущности государство – политическая организация буржуазии. Экономическая основа – частная собственность капиталистов на орудия и средства производства при юридической независимости пролетариата от эксплуататоров. Функции буржуазного государства – охрана частной собственности капиталистов, эксплуатация и подавление наемных рабочих.

4. Социалистический тип государства.По своей сущности государство – политическая организация трудящихся. Экономическую основу составляет социалистическая (государственная) собственность. Важнейшее назначение государства – охрана социалистической собственности, подавление эксплуататорских классов, защита интересов трудящихся.

Формационный подход объясняет и смену одного типа государства другим. Она происходит закономерно в результате революции, когда низший тип заменяется более высоким. Так, рабовладельческое государство заменяется феодальным, феодальное – буржуазным. Поскольку все три названных типа государства эксплуататорские, то отрицание одного другим не исключает преемственности. Чего не скажешь о социалистическом государстве. Оно как высший и последний тип государства может возникнуть только после разрушения эксплуататорского государства.

Недостатки формационного подхода.

1.Однолинейность, излишняя запрограммированность формационного подхода вступает в противоречие с ходом исторического развития. На самом деле процесс становления, функционирования государств отличается многолинейностью, многовариантностью. Есть страны, которые вовсе не знали рабовладения. В современном мире можно найти островки с характерными чертами средневековья.

2.Недооцениваются формационным подходом культурные, национальные, религиозные и т.п. факторы, за классами теряется личность.

Цивилизационный подход к типологии государств.

Ключевые положения данного подхода в следующем:

1) при классификации государств необходимо в одинаковой мере учитывать не только экономические условия (способ производства), но и национальные, культурные, религиозные, психологические основы общества;

2) исходя из идеи единства, целостности земной цивилизации нужно говорить не об отрицании одной ступени развития другой (например, древней – средневековой и т.д.), а о непрерывном поступательном движении государства от неразвитого состояния к все более развитому, не исключая, конечно, движения назад, вспять, длительные застойные состояния у тех или иных народов;

3) при этом решающим критерием их развитости служит отводимое в государстве место человеку, его правам и свободам;

4) отстаивание классовых интересов нельзя считать решающим в сущности и назначении государства, государство всегда было и есть проводник общих дел, средство поиска согласия, компромисса между классами, слоями, группами населения.

Направления:

I. Подход А. Тойнби.

Родоначальником цивилизационного подхода считается английский историк Арнольд Тойнби.

История человечества – история замкнутых локальных цивилизаций. Цивилизация – это замкнутое и локальное состояние общества, отличающееся общностью религиозных, культурных, этнических, географических, психологических, языковых и других признаков.

Каждая цивилизация придает устойчивую общность всем государствам, существующим в ее рамках. Этот подход обосновывается идеей единства, целостности современного мира, приоритетом идеально-духовных факторов.

Каждая цивилизация подобно живому организму имеет жизненный цикл: зарождение, развитие, расцвет, загнивание, смерть.

Каждая цивилизация вычленяется на основе 7 признаков, 2 из которых являются постоянными: 1) религия и форма ее организации; 2) степень удаленности от места первоначального возникновения.

Государства бывают первичными и вторичными: 1) в первичных государствах (Древний Египет, Китай, Индия) – причины их возникновения во внутреннем развитии. Такое государство неизбежно сохраняет целый ряд архаических черт, например, родоплеменную структуру общества, являющуюся частью, субъектом экономического базиса; 2) вторичные государства возникли под влиянием первичных, часто на их развалинах, их возникновение стимулировалось внешними культурными, экономическими, геополитическими причинами (Древняя Германия).

Государство является частью социокультурного комплекса, а не экономического.

Подход С.С. Алексеева.

Известный современный правовед С.С. Алексеев, используя цивилизационный подход, подразделяет государства на развитые и неразвитые. К неразвитым он относит теократически-азиатские, рабовладельческие, феодальные общества и государства, а также авторитарные и тоталитарные государства в современную эпоху. Развитые – демократические.

Критерий разделения – уровень развитости права.

Неразвитое право – придаток государственной власти, всецело зависящее от ее усмотрения.

Развитое право – воплощает все свойства права как нормативного социального феномена, противостоящее любому произволу, в том числе произволу государства.

2.1. Критерии классификации функции государства

Для изучения функций государства, практического использования научных знаний в этой области эффективно используется метод классификации, ибо без этого метода упорядочить и сопоставить все многообразие государственно-правовых явлений и процессов практически невозможно.

Классификационные критерии, т.е. признаки (их сумма), позволяющие отнести те или иные функции к конкретному классу, группе, имеют разный характер.

Существуют различные основания для классификации функций государства. В юридической литературе выделяются следующие критерии классификации:
— по сферам реализации;
— по продолжительности действия;
— по социальной значимости;
— по правовым формам существования (принципу разделения властей);
— на основании территориального масштаба

Общепринятым считается разделение функций по сферам реализации на внутренние и внешние. Внутренние функции направлены на решение проблем, существующих внутри государства. Внешние функции связаны с реализацией задач на межгосударственном уровне, где государство выступает субъектом международно-правовых отношений. Следует отметить, что среди ученых нет единого мнения по поводу перечня внутренних и внешних функций государства.

В зависимости от продолжительности времени своего действия функции государства подразделяются на постоянные и временные. Постоянные функции осуществляются на всех этапах существования и развития государства, например, экономическая функция, временные функции характеризуются непродолжительностью существования, что обусловлено спецификой задач государства на отдельных этапах его жизни. Они прекращают своё действие с решением определённой задачи, как правило, имеющей чрезвычайный характер (например, функция оказания помощи региону, где произошло землетрясение).

По социальной значимости принято выделять основные и неосновные. Конечно, такое деление весьма условно, т. к. критерий такого разграничения четко не определен. Каждая функция государства является объективно необходимой для данного государства. Все виды деятельности государства равно важны, но это не исключает, конечно, возможности определения на разных этапах приоритетных направлений, на которых следует сосредоточить внимание в первую очередь. Эти направления становятся для государства основными. Под основными функциями понимаются «наиболее важные направления его деятельности, охватывающие собой ряд отдельных однородных направлений государственной работы», а под неосновными функциями государства подразумевается «относительно более узкие направления его деятельности, входящие в состав основных функций как элемент их внутренней структуры». Данное представление об основных и неосновных функциях, сформулированное еще в 70- е годы Н.В.Черноголовкиным, как отмечает Н.Н.Марченко, сохраняет свою общетеоретическую значимость и поныне.

Но следует иметь ввиду, что, например, в нестандартных, чрезвычайных ситуациях та или иная функция государства становится «главнее» среди себе равных прочих функций. Например, в условиях войны функция обороны главенствует среди экономической, социальной и прочих, а в условиях экологических катастроф и аварий – экологическая функция

выходит на первый план.

Как отмечает М.Н.Марченко, «у современного государства…нет и не может быть только одной, единственной основной (главной) функции». Охрана интересов человека и его прав скорее является не функцией, а целью государства, причем любого, уважающего своих граждан. Но если даже считать таковую цель полноправной функцией, то ее осуществление невозможно без осуществления всех иных функций государства, что само по себе ставит под вопрос главенство и автономность рассматриваемой функции.

К числу критериев можно отнести и принцип разделения властей на законодательную, исполнительную и судебную. А значит и функции государства подразделяются на законодательные, управленческие и судебные, что в принципе отражает механизм реализации государственной власти. Такого мнения придерживается, в частности, С.А.Комаров и А.Б.Венгеров.

Классификация функций государства приводится также на основании территориального масштаба, в пределах которого они реализуются. В федеративном государстве – это функция федерации в целом и субъектов федерации. В унитарном государстве – это функции, осуществляемые на территории единого, лишь в административно-территориальном плане делимого государства. В конфедерации – это координирующие функции всего сообщества (союза) государств и функций, которые реализуются на территории каждого из участников этого союза государств.

2.2. Внутренние и внешние функции государства

Внутренние функции государства — это основные направления деятельности государства по управлению внутренней жизнью общества. Классификация внутренних функций проводится по сферам деятель­ности государства. Каждое государство, независимо от формы правле­ния или государственного устройства, решает ряд основополагающих экономических, социальных, охранительных и контрольных задач. В соответствии с указанными сферами деятельности внутренние функции государства подразделяются на экономическую, социальную, финансового контроля, охраны правопорядка и экологическую (природоохранительную).

1. Экономическая функция выражается в выработке и координации государством стратегических направлений развития экономики страны в наиболее оптимальном режиме.

На разных этапах развития общества эта функция может проявляться по-разному. Здесь весьма важна постановка вопроса о пределах вмешательства государства в экономическую сферу, о методах государственного управления экономическими отношениями.

В правовом государстве, функционирующем в условиях рыночных товарных отношений, государственное регулирование экономики осуществляется в основном экономическими, а не административными методами. Для такого государства характерна свобода и самостоятельность собственника, которые обеспечивают реальное равенство и независимость как производителей, так и потребителей социальных благ.

2. Социальная функция государства призвана обеспечить социальную защищенность личности, нормальные условия жизни для всех членов общества вне зависимости от их непосредственного участия в производстве благ.

Социальная политика правового государства предполагает, во-первых, распределение социальных благ независимо от трудово­го вклада в целях обеспечения достойного уровня жизни для тех, кто в силу различных объективных причин не может полноценно трудиться (больным, инвалидам, пожилым людям, студентам, детям). Во-вторых, государство выделяет необходимые средства на здравоохранение, культурный отдых, просвещение, строительство жилья, четкую работу транспорта и связи. Тем самым обеспечивается надле­жащая реализация прав граждан на охрану здоровья, на отдых, на жилище, на образование, на пользование достижениями культуры, то есть тех социальных прав, которыми должны в максимальном объеме пользоваться все граждане государства.

Только в условиях свободы и экономической самостоятельности производителей материальных и духовных благ государство в состоянии проводить справедливую социальную политику в отношении населения страны.

3. Функция финансового контроля выражается в выявлении и учете государством доходов производителей. По закону часть этих доходов в виде налогов направляется в государственный бюджет для удовлетво­рения социальных и других общегосударственных нужд. Государство осуществляет контроль над правильностью расходование налогов.

Эффективный финансовый контроль позволяет государству накапливать определенные средства с целью их дальнейшего использова­ния в интересах общества.

4. Функция охраны правопорядка — это деятельность государства, направленная на обеспечение точного и полного осуществления его законодательных предписаний всеми участниками общественных отношений. В правовом государстве, где общественная и государственная жизнь строится на основе справедливых законов, интересы общества, государства, личности охраняются от любых незаконных посягательств. В центре правоохранительных действий государства находится в первую очередь личность, личность как гражданин, как член общества, как свободный индивид, а также само государство и его различные структуры. Поэтому, охраняя законные права и интересы личности, государство одновременно охраняет свои интересы, интересы всего общества.

Государство призвано реально обеспечивать, в том числе с помощью специальных органов (суда, прокуратуры и т. д.), такой порядок в общественной жизни, который бы полностью отвечал требованиям правовых норм, заложенным в них началам свободы и справедливости. Поддержание стабильного право­порядка в стране — задача всего государства, всей системы его орга­нов. Принудительная сторона государственной деятельности постепен­но преобразуется в правовой порядок цивили­зованного общества.

5. Экологическая (природоохранительная) функция — стала в последние десятилетия одной из наиболее актуальных. Это связано с тем, что экологически агрессивное производство стало агрессивным и по отношению к человеку, его здоровью. А потому государство вынуждено заниматься этой деятельностью. В со­временных государствах разработано обширное природоохранительное законодательство, которое четко регулирует деятельность людей и раз­личных организаций в области использования природной среды (приняты законы об охране животного мира, атмосферного воздуха, природных ресурсов, вод, земли, лесов). Во многих странах разработаны и действуют национальные программы по охране окружающей среды, предусматривающие применение активных мер воздействия к наруши­телям ее целостности, вплоть до полного устранения источников за­грязнения или вредных отходов производства.

6. Функция государства по обороне страны от внешнего нападения — составляет важное направление его деятельности. История подтверждает, что на всех этапах развития государства существовала объективная необходимость защиты от внешних агрессоров свободы и независимости страны, ее суверенитета и терри­ториальной целостности.

Функция обороны страны осуществляется экономическими, политическими, дипломатическими и военными средствами. В мирное время — это всесторонняя подготовка страны к отражению возможного нападения извне. В военное время эта функция принимает форму прямой вооруженной борьбы с противником, в ходе которой происходит объединение всех сил страны для достижения побе­ды.

Поскольку оборона страны подразумевает пассивную связь с другими государствами, эту функцию можно рассматривать как в категории внутренних, так и в категории внешних.

Внешние функции государства тесно связаны с внутренними. Они представляют собой основные направления его деятельности на международной арене. Разные авторы включают в эту категорию разные функции. Рассмотрим некоторые из них.

Взаимовыгодное сотрудничество с другими государствами — это разнообразная деятельность государства, направленная на установле­ние и развитие равноправных экономических, политических, культур­ных и других отношений, гармонично сочетающих интересы данного государства с конкретными и общими интересами всех государств. Со­временный уровень развития общества объективно требует интеграции хозяйственной, политической и культурной жизни всех цивилизованных государств, объединения их общих усилий для более эффективного ре­шения внутренних проблем каждого государства в отдельности и миро­вого сообщества в целом. Такое сотрудничество предполагает широкий и взаимовыгодный подход к интеграционным вопросам, умение со­вместными усилиями находить наиболее рациональные решения, отве­чающие интересам не только данной страны, но и всех участников со­трудничества.

Функция интеграции в мировую экономику подразумевает международное разделение труда, кооперирование и специализацию производства, обмен новейшими технологиями, координацию товарооборота, развитие кредитно-финансовых связей. Общую коорди­нацию международного экономического сотрудничества осуществляет Организация Объединенных Наций и ее специализированные учреждения, такие как Международная организация труда, продовольственная и сельскохозяйственная организация, Международный валютный фонд, Международный банк реконструкции и развития и другие.

Экономическое сотрудничество эффективно осуществляется в рамках сообщества тех государств, которые территориально связаны друг с другом. В качестве примера можно привести Европейское сообще­ство. Экономическое сотрудничество осуществляется также на основе двусторонних договоров между государствами. Однако такое сотрудничество ограничено экономическими возможностями только данных го­сударств.

В политической области сотрудничество государств проявляется прежде всего в вопросах мира и войны. Современный уровень развития мирового сообщества государств позволяет избежать глобальных во­оруженных конфликтов. Политическое сотрудничество между госу­дарствами осуществляется на всех уровнях государственной власти: межпарламентском, межправительственном, на уровне органов местно­го самоуправления. Примером таких политических союзов может служить Европейское сообщество, имеющее общие межгосударственные зако­нодательные, исполнительные и судебные органы, компетенция которых ограничена взаимными интересами объединившихся государств.

Основным международным органом, координирующим политические интересы современных государств, является ООН. Вопросами политического урегулирования конфликтов, в том числе и военных, занимается Совет Безопасности — постоянный орган ООН. В его ком­петенцию входит широкий круг полномочий по поддержанию междуна­родного мира и безопасности, развитию сотрудничества в самых разно­образных сферах межгосударственных отношений.

Многие вопросы политического характера государства решают непосредственно дипломатическим пу­тем, на основе дву- или многосторонних переговоров.

Борьба с международной преступностью стала одной из важных внешних функций последнего времени, что связано с широкими масштабами международной преступности. Торговля и контрабанда наркотиков, терроризм, незаконная торговля оружием — вот небольшой перечень наиболее опасных видов международных преступлений. Ни одно государство не в силах в одиночку справиться с этой проблемой. Очевидна необходимость совместных действий государств по борьбе с международной преступностью.

Конкретными действиями государств в этой области является создание международных организаций по борьбе с преступлениями.

Культурное и научно-техническое сотрудничество осуществляется в различных формах и на различных межгосударственных уровнях. В Организации Объединенных Наций такое сотрудничество координиру­ют специализированные учреждения по вопросам образования, науки и культуры (ЮНЕСКО), Международное агентство по атомной энергети­ке (МАГАТЭ) и другие. Конкретные же вопросы культурного и научно-технического сотрудничества решаются на основе двусторонних или многосторонних договоров между государствами, а также неправитель­ственными организациями (например, Всемирной организацией демо­кратической молодежи, Международным союзом архитекторов, Международным союзом сту­дентов). В рамках международного и научно-технического сотрудни­чества осуществляются обмен научной информацией, произведениями искусства, достижениями музыкальной и сценической культуры, взаимная подготовка специалистов, различного рода фестивали, конференции по проблемам науки и культуры, непосредственные контакты между учеными, деятелями культуры, спортсменами.

Сотрудничество в области охраны окружающей среды – это жизненно важная деятельность любого современного государства, мирового со­общества в целом. Эта функция объединяет усилия большинства государств по поддержанию нормальной экологи­ческой обстановки на планете и имеет всеохватывающий характер. Она активно проводится как по линии специализированных учреждений ООН, так и в рамках региональных и других межгосударственных органов. Для охраны окружающей среды используются новейшие достижения государств в области космонавтики, медицины, биологии, электроники. Из государственного бюджета все больше и больше выделяется средств на поддержание экологии в надлежащем виде, также оказывают различную помощь и общественные организации. В ряде государств правительство принимает различные меры к нарушению нормативных актов по охране природы.

Внешняя деятельность государств современности базируется на международно-правовых нормах, максимально учитывает коренные интересы и национальные особенности всех народов, входящих в мировое сообщество.

Информация о работе «Функции государства» Раздел: Государство и право
Количество знаков с пробелами: 39877
Количество таблиц: 1
Количество изображений: 0

Похожие работы

35513 0 0

… модели государство мо­жет лишь косвенно влиять на экономику. Главная же роль в реа­лизации экономического развития страны отводится рыночным си­лам. 2. ФУНКЦИИ ГОСУДАРСТВА В ЭКОНОМИКЕ. Вмешательство государства в экономику преследует опреде­ленные функции. Как правило, оно корректирует те «несовер­шенства», которые присущи рыночному механизму и с которыми он сам либо справиться не в состоянии …

278254 4 1

… устройство государства. Конституция 1993г была принята всенародным голосованием 12 декабря 1993г. Ей присущи следующие особенности: 1. Это, в основном, деидеологизированный правовой документ, в котором высшей ценностью являются не интересы государства, а права и свободы человека. Из конституции исключены положения, касающиеся классового подхода в решении проблем общества. Пустопорожние положения …

130965 0 0

… отказа прокурора от обвинения. Глава 2. Реализация функции уголовного преследования § 1. Правовое закрепление функции уголовного преследования в действующем уголовно-процессуальном законодательстве РФ Уголовное преследование — это предусмотренная уголовно-процессуальным законом обязанность компетентных органов государства (органа дознания, дознавателя, следователя, прокурора), а также право …

63416 0 0

… одного и того же государства. Взаимодействие функций государства с его задачами и принципами деятельности. Рассмотрение понятия основных функций государства требует ответа и на вопрос об их взаимодействии с его задачами и принципами деятельности. Задачи и функции государства — явления соотносимые, тесно взаимосвязанные, но не совпадающие. Их нельзя ни противопоставлять, ни отождествлять. В …

Добавить комментарий