Кто контролирует пенсионный фонд?

Доброе время суток, дорогие читатели!

Сегодня мы продолжаем говорить о пенсионной системе в целом и НПФ в частности. Я уверена, что если Вы читаете эту статью, то явно заинтересовала она Вас не случайно, и Вы наверняка задумываетесь о своем последующем выборе, а если уже заделали, то о его правильности. Сегодняшняя тема моего «мозгового штурма» касается процесса и органов регулирования деятельности НПФ.

Это очень объемная тема для разговора, которая так же динамично развивается, как и вся пенсионная система РФ. Она также очень важна для пенсионной системы и каждого гражданина страны, который в будущем станет пенсионером.

Он имеет полное право на достойную жизнь в этом прекрасном возрасте, и для этого уже сегодня задумывается, все ли он правильно сделал, верен ли его выбор, принял ли все меры, воспользовался ли всеми правами и насколько это все стабильно, гарантированно и защищено перед всеми внешними обстоятельствами и временем. Так вот, если Вы здесь и сейчас читаете эти строки, значит именно эти вопросы Вас и беспокоят.

Абсолютно всем людям свойственно сомневаться, и тем более это свойственно людям, живущим в России. Контактируя с большим количеством людей в своей профессиональной деятельности, я очень часто сталкиваюсь не только с непониманием людей всех нюансов ПС, но в большей части с недоверием этих самых людей ко всему что происходит, к частым изменениям и т д.

Настолько, что люди даже не стремятся ни в чем разбираться, вникать и что-либо понимать. У них на все готов один ответ: «всё равно обманут! все равно все отберут! все равно ни чего хорошего из этого не выйдет! Знаем — плавали! много было программ «страхования жизней», «копления детям на учебу», а что в итоге – дефолт» и т д.

Еще в лучшем случае все проводимые в стране преобразования сравнивают с «МММ» и приводят Мавроди в пример, мол, был уже один такой, собрал все деньги и «до свидания»! Хуже когда в целом своему государству не доверяют! И винить их в этом не приходится, они жили в своей стране во все эти времена и продолжают в ней жить и работать, уже не надеясь ни на что и не веря никому, по причине того, как много раз становились обманутыми и «обворованными» этой самой страной.

Мне в свою очередь хочется, чтобы сложившаяся ситуация менялась и у людей появлялось доверие, желание знать/понимать и стремление строить собственное светлое будущее, а не уповать на кого то и при этом доверять им управление своей жизнью. Делайте правильный выбор, делайте его самостоятельно и делайте его, опираясь на собственные знания.

Именно для этого я сегодня Вам постараюсь подробно рассказать о регулировании деятельности НПФ, с целью увеличения Вашего доверия к данным организациям. Система регулирования сейчас, как и вся система ПО, претерпевает большие изменения, ужесточается контроль. Начало этому было положено в 2013 году и положено оно было как раз для увеличения доверия граждан к страховщикам.

Я уже описывала главные изменения в работе НПФ в 2015 году, в том числе вступление в систему гарантирования, об этом Вы можете подробнее . Сегодня в продолжение темы ужесточения контрольной деятельности расскажу о видах контроля, кем он осуществляется и с какой целью.

Начнем с того, какой же все-таки существует контроль за деятельности НПФ. Подразделяется он по участникам данной деятельности:

  1. Государственный;
  2. Внешний контроль;
  3. Общественный;
  4. Внутренний;
  5. Контроль клиентов.

Государственный контроль осуществляются следующими ведомствами:

  1. Пенсионный Фонд РФ;
  2. Министерство финансов РФ;
  3. Минздравсоцразвития РФ;
  4. Банк России (ФСФР +ЦБ).

Уверена, Вы неоднократно в обсуждении многих пенсионных тем в СМИ часто слышали такие определения, как «социальный блок» и » экономический блок». Так вот ПФР и Минздравсоцразвития относятся к «социальному блоку», а Минфин и Банк России относятся к «экономическому блоку». Думаю, теперь понятно кто к кому, да и почему Вы уверена, тоже понимаете.

До 2013 года данной деятельностью занимались:

  1. Министерство труда и социальной защиты РФ;
  2. Министерство финансов РФ;
  3. ФСФР.

Контроль осуществляется по следующим видам деятельности: НПФ; ОПС; профессиональное пенсионное страхование (ППС). Осуществляется по всем видам деятельности, как Вы видите и между всеми участниками (НПФ, УК, спец депозитарии, актуарий). ЦБ/Банк России проверяют соответствие НПФ лицензионным требованиям и соблюдением фондом законодательства. Фонды в свою очередь в надзорные органы предоставляют ежемесячно оперативную отчетность, а так же специализированную отчетность по итогам каждого квартала и года.

Внешний контроль производят:

  • специализированный депозитарий;
  • независимый аудитор;
  • независимый актуарий.

Данные организации могут только контролировать и передавать полученную информацию в органы государственного контроля, которые в свою очередь имеют право применять меры пресечения незаконной деятельности. Каждый из перечисленных участников занимается обширной деятельностью в ПО, подробное рассмотрение которых мы сегодня с Вами опустим.

Общественный контроль над деятельностью фондов осуществляет Попечительский совет НПФ. Он создается каждым фондом, для надзора за деятельностью фонда и защиты интересов вкладчиков. В него включаются полномочные представители вкладчиков, участников и застрахованных лиц, которым принадлежит половина голосов.

Внутренний контроль над деятельностью фонда осуществляется, должностным лицом или созданной для этого службой, регулирующей законность деятельности фонда. А также ревизионной комиссией фонда, созданного для обеспечения оперативного контроля над деятельностью исполнительного органа НПФ.

Контроль клиентов: вкладчики, участники, застрахованных лица имеют возможность самостоятельно контролировать полноту отражения фондом поступлений взносов на пенсионные счета, который предоставляется не реже одного раза в год. Так же НПФ ежегодно публикует годовые отчеты в СМИ.

С 2014 года требования к предоставляемой отчетности НПФ ужесточились. Это связанно в первую очередь с общей экономической ситуацией и напоминанием об отрицательных показателях на счетах вкладчиков НПФ, возникших в результате кризиса 2008 года. Мегарегулятор в лице Банка России тем самым напоминает НПФ, что, несмотря на то, что они частные структуры, они в первую очередь занимаются социально значимой деятельностью в целом для страны.

Благодаря появлению на рынке так называемого мегарегулятора все участники отметили положительные тенденции, за счёт того, что один контролирующий орган в большей степени придерживается одной понятной для всех концепции видения деятельности и её регулирования. В отличие от прежней системы. Как всем известно, чем больше проверяющих, тем больше расхождений в требованиях, тем больше беспорядка.

А для нас с Вами самое главное гарантия сохранности наших накоплений, которая дается на длинной временной дистанции.

Все принятые меры, такие как вхождение в систему гарантирования с участием АСВ (агенства страхования вкладов), акционирование НПФ, ужесточение отчетности, расширение деятельности мегарегулятора и т д, все это направлено на «обеление» деятельности НПФ, наведения порядка уже в сложившейся системе, так называемая чистка рядов и самое главное увеличение степени доверия граждан к новой системе ПО.

Надеюсь, после прочтения данной статью у Вас прибавилось уверенности в том, что Ваши накопления находятся или только будут находиться под надежной защитой и в серьезном управлении. И это поспособствует возвращению веры в свое государство и в те системы, которые в нем создаются.

А на сегодня на этом все! Подписывайтесь на обновления и будете всегда в курсе пенсионных событий и изменений! До свидания, мои дорогие читатели!

Ваш пенсионный консультант…

Государственные внебюджетные фонды — Пенсионный фонд РФ, Фонд социального страхования РФ, Федеральный и территориальные фонды обязательного медицинского страхования — образуют систему обязательного социального страхования.

Эта система регулируется Федеральным законом от 16 июля 1999 г. № 165-ФЗ «Об основах обязательного социального страхования».

Социальное страхование, как и социальное вспомоществование, является формой защиты населения. При социальном вспомоществовании материальная поддержка нуждающимся оказывается за счет ресурсов государственного бюджета и ограничивается его возможностями. При социальном страховании поддержка работающих граждан обеспечивается на основе страховых принципов. В Законе «Об основах обязательного социального страхования» перечислены девять видов социальных страховых рисков (необходимость медицинской помощи, временная нетрудоспособность, трудовое увечье и т.д.), от наступления которых осуществляется социальное страхование. Государственные внебюджетные фонды являются организациями — страховщиками.

Обязательное условие осуществления социального страхования — автономность фондов денежных средств, в которых аккумулируются страховые взносы. Законодательством установлено, что фонды обязательного социального страхования не включаются в федеральный и региональные бюджеты. Однако, государство приняло на себя гарантии их финансовой устойчивости.

Деятельность внебюджетных фондов состоит: (1) в аккумулировании страховых взносов (в настоящее время — в составе единого социального налога) и формировании доходных статей бюджетов; (2) в осуществлении расходов , прежде всего, по выплате пенсий и пособий.

Финансы социальных внебюджетных фондов являются специфическим элементом финансовой системы государства. Это обстоятельство обусловливает особенности финансового контроля за деятельностью этих фондов. Объектами финансового контроля в социальных фондах являются: •

обоснованность тарифов страховых взносов; •

полнота сбора страховых взносов; •

правомерность бюджетных расходов, в том числе на организационнохозяйственную деятельность фондов; •

правильность начисления пенсий и пособий; •

правильность выплаты пенсий и пособий; •

зачисление средств на индивидуальные счета застрахованных лиц в Пенсионном фонде РФ.

Контроль за разработкой, принятием и исполнением бюджетов социальных внебюджетных фондов осуществляют профильные комитеты обеих палат Федерального собрания РФ и Счетная палата РФ.

Контроль за сбором страховых взносов, включенных в единый социальный налог, относится к ведению налоговых органов. Контроль за сбором страхового взноса на страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний обеспечивает Фонд социального страхования РФ.

В соответствии с «Положением о Фонде социального страхования РФ» (утверждено постановлением Правительства РФ от 12.02. 1994 г. № 101) контроль за начислением и своевременной выплатой социальных пособий на предприятиях возложен на комиссии по социальному страхованию, создаваемые из представителей администрации и профсоюзов, т.е. на общественные структуры.

Контроль за финансовой деятельностью медицинских страховых организаций осуществляют территориальные фонды обязательного социального страхования.

Специфика финансового контроля в системе социального страхования определяется, прежде всего, особенностями отношений собственности в данной сфере. Средства социальных фондов являются федеральной собственностью. Но страховые взносы, в частности, в Пенсионный фонд, учитываются на индивидуальном лицевом счете каждого застрахованного. Закон РФ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете» от 1 апреля 1996 г. № 27-ФЗ обязывает Пенсионный фонд своевременно вносить новые данные в индивидуальные лицевые счета застрахованных, но не устанавливает норм внутреннего контроля самого фонда за правильностью учета таких данных. Зато данный закон предоставляет застрахованным возможность получать сведения о зачисляемых суммах, как у своего работодателя, так и у Пенсионного фонда. Получается, что контроль за правильностью начисления на индивидуальные счета страховых взносов (т.е. федеральной собственности) фактически возложен на граждан.

Таким образом, в системе обязательного социального страхования отсутствует единая система финансового контроля. «Лоскутность» контроля сказывается на его эффективности.

Законодательная база социального страхования до настоящего времени окончательно не сформирована. В частности, не принят закон о трех важнейших видах социального страхования — на случай по временной нетрудоспособности, материнства, смерти застрахованного лица. К тому же, началась радикальная перестройка пенсионной системы, требующая принятия новых законов. Последнее обстоятельство придает особую актуальность проблеме финансового контроля в системе обязательного социального страхования.

Принятые Государственной Думой в первом чтении законопроекты по пенсионной реформе предусматривают формирование смешанной распределительно-накопительной пенсионной системы. Пенсия по старости будет состоять из трех частей: базовой, страховой и накопительной. Соответственно, на индивидуальном лицевом счете застрахованного лица будут отдельно отражаться взносы на накопительную часть пенсии, а также начисления процентных доходов.

Для расчета страховой и накопительной частей пенсий вводится специальный показатель — «ожидаемый период выплаты пенсий по старости». Он должен рассчитываться на основе таблиц дожития, т.е. с использованием актуарных расчетов. Предполагается, что порядок определения данного показателя будет устанавливаться Правительством РФ. При этом пенсионные средства будут использоваться в качестве инвестиционных ресурсов.

В связи с введением накопительной пенсионной системы пенсия, «заработанная» гражданами ранее 2002 г., будет конвертирована в т.н. расчетный пенсионный капитал. В новой пенсионной системе этот показатель будет означать общую сумму перечисленных в Пенсионный фонд страховых взносов.

Таким образом, в результате реформы пенсионной системы возникают три новых объекта финансового контроля: •

инвестирование пенсионных средств; •

обоснованность актуарных расчетов; •

правильность начисления процентов на накопленные взносы.

Проект закона «Об управлении средствами государственного пенсионного обеспечения (страхования) в РФ», принятый Государственной Думой в первом чтении, содержит положения о том, что средства государственного пенсионного страхования являются федеральной собственностью, а контроль за их расходованием осуществляется Счетной палатой РФ и Наблюдательным советом Пенсионного фонда, создаваемым в порядке, определяемом Правительством РФ.

В законопроекте также отмечается, что ежегодно проводится проверка достоверности бухгалтерской отчетности Пенсионного фонда. Аудитор назначается правлением фонда. Для контроля деятельности исполнительной дирекции фонда образуется ревизионная комиссия. Персональный состав правления фонда утверждается Правительством РФ по представлению председателя правления фонда.

Однако предусмотренные в законопроекте контролирующие органы и формы контроля не в состоянии охватить всю деятельность Пенсионного фонда. Без должного финансового контроля остаются его важнейшие функции, в частности, размещение инвестиционных ресурсов, начисление процентных доходов на индивидуальные лицевые счета застрахованных, актуарные расчеты.

Очевидно, что инвестирование пенсионных средств потребует не только последующего, но также предварительного и текущего контроля. Поэтому в проектах законов о пенсионной реформе должна быть четко прописана система финансового контроля. В структуре фонда следует законодательно предусмотреть внутреннюю ревизионную службу, контролирующую изменения начислений на индивидуальных лицевых счетах застрахованных.

В состав правления Пенсионного фонда РФ должны входить на паритетной основе представители объединений работников и работодателей. Контроль за инвестированием свободных средств должен обеспечиваться межведомственной комиссией из числа представителей Центрального банка РФ и министерств экономического блока.

В законодательстве следует определить сферы государственного контроля, внутреннего и внешнего аудита, общественного контроля. При этом особенно четко необходимо выделить сферу государственного контроля, как основного для обеспечения эффективной деятельности всей системы социального страхования.

Комментарий к статье 21
1. Норма об осуществлении Счетной палатой РФ контроля за расходованием средств бюджетов государственных внебюджетных фондов предусмотрена, кроме комментируемой статьи, также ст. 17 Федерального закона от 11.01.95 N 4-ФЗ «О Счетной палате Российской Федерации» (в ред. от 24.12.02) .
———————————
СЗ РФ. 1995. N 3. Ст. 167; 2001. N 53 (ч. 1). Ст. 5030; 2002. N 28. Ст. 2790; N 52 (ч. 1). Ст. 5132.
2. Вопросы правового регулирования правоотношений, связанных с созданием и деятельностью наблюдательного совета ПФР, отнесены к компетенции Правительства РФ. Причем при рассмотрении вопроса о создании и деятельности наблюдательного совета ПФР следует иметь в виду, что опыт создания подобных органов в пенсионной системе уже есть.
Как уже указывалось (см. коммент. к преамбуле Закона об обязательном пенсионном страховании), в соответствии с Указом Президента РФ от 08.02.01 N 137 при Президенте РФ был создан Национальный совет по пенсионной реформе с достаточно широким представительством от различных политических сил и общественности.
———————————
СЗ РФ. 2001. N 7. Ст. 630.
Основной политической задачей данного Национального совета в соответствии с Положением о нем, утвержденным названным Указом, являлось достижение общественного согласия по ключевым вопросам реформирования пенсионной системы.
Следует отметить, что несмотря на то, что заседаний Национального совета было проведено немного, а также на то, что дискуссии вокруг пенсионной реформы в обществе продолжаются и по сей день, политическую цель создания данного органа можно считать выполненной, поскольку его работа позволила в конечном счете принять важнейшие законодательные акты, направленные на проведение пенсионной реформы.
В связи с этим закрепленную в комментируемой статье необходимость создания наблюдательного совета ПФР следует рассматривать как признание успешности подобной формы работы в сфере пенсионного страхования, и, безусловно, в его работе необходимо будет в полной мере использовать опыт Национального совета.
3. Наблюдательный совет ПФР, который должен функционировать в соответствии с комментируемой статьей, следует отличать от общественного совета по инвестированию средств пенсионных накоплений, создание которого предусмотрено ст. 8 Закона об инвестировании средств.
В отличие от наблюдательного совета ПФР общественный совет по инвестированию средств пенсионных накоплений создается для осуществления общественного контроля за формированием и инвестированием средств пенсионных накоплений, т.е. в его компетенцию будет входить более узкий круг вопросов, а именно только те, которые напрямую связаны с инвестированием средств для финансирования накопительной части трудовой пенсии. Деятельность общественного совета имеет также некоторые другие особенности, определенные вышеназванным Законом.
Глава V. УПЛАТА СТРАХОВЫХ ВЗНОСОВ
НА ОБЯЗАТЕЛЬНОЕ ПЕНСИОННОЕ СТРАХОВАНИЕ

Это необходимо, чтобы обеспечить себе своевременный выход на пенсию, а также ее достойный размер.

Контроль за своими пенсионными правами устанавливает все большее число россиян. Это необходимо, чтобы обеспечить себе своевременный выход на пенсию, а также ее достойный размер. Чтобы контролировать свои пенсионные права, следует знать, где они учитываются, как обеспечить себе доступ к информации о трудовом стаже, страховых взносах, пенсионных баллах, т. е. о своем индивидуальном лицевом счете в системе персонифицированного учета в ПФР.

– Индивидуальный лицевой счет в Пенсионном фонде – не аналог банковского счета. На нем хранятся не деньги, а информация о ваших пенсионных правах, – поясняет заместитель начальника Управления по пенсионным вопросам Ирина Ивановна Чекулова. – Эта информация конфиденциальна и хранится с соблюдением установленных правил, предъявляемых к хранению персональных данных граждан.

До 2013 года узнать его состояние можно было из ежегодных «писем счастья» – почтовых извещений о состоянии индивидуального лицевого счета. В 2013 году обязательная рассылка «писем счастья» была отменена.

Теперь о количестве пенсионных баллов и длительности страхового стажа, учтенных на лицевом счете, получить подробную информацию о периодах трудовой деятельности, местах работы, размере начисленных работодателями страховых взносов и уровне заработной платы можно узнать с помощью Личного кабинета гражданина. Также сервис предоставляет информацию о пенсионных накоплениях, в том числе данные о взносах в рамках Программы государственного софинансирования пенсии. Кроме того, можно воспользоваться персонализированной версией пенсионного калькулятора и узнать, что влияет на формирование пенсионных прав и размер будущей страховой пенсии.

Доступ к сервису имеют все пользователи, зарегистрированные на сайте www.gosuslugi.ru и в единой системе идентификации и аутентификации (ЕСИА).

Сведения о состоянии индивидуального лицевого счета, включающие информацию о состоянии специальной части индивидуального лицевого счета и о результатах инвестирования средств пенсионных накоплений, могут быть получены при обращении в Клиентскую службу ПФР, в том числе почтовым отправлением, в течение 10 дней со дня обращения. Для получения сведений необходимо прийти с паспортом и СНИЛС в Пенсионный фонд России по месту регистрации (в том числе временной) или фактического проживания и написать заявление.

Можно это сделать и через портал www.gosuslugi.ru. Для этого необходимо зарегистрироваться на Едином портале государственных и муниципальных услуг www.gosuslugi.ru. После получения кода доступа к «Личному кабинету» на портале в разделе «Электронные услуги» необходимо выбрать раздел «Министерство труда и социальной защиты Российской Федерации», затем подраздел «Пенсионный фонд Российской Федерации». В этом подразделе вы сможете получить информацию о состоянии пенсионного счета в режиме онлайн.

А еще – через банк. Для этого необходимо уточнить, предоставляет ли банк, клиентом которого вы являетесь, подобную услугу. Если да, то информацию о состоянии пенсионного счета можно получить в печатном виде у операциониста или через банкоматы, в электронной форме – воспользовавшись интернет-банкингом.

МИНИСТЕРСТВО ТРУДА И СОЦИАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ N 1084-ЮЛ

РЕКОМЕНДАЦИИ ОБ ОРГАНИЗАЦИИ КОНТРОЛЯ ЗА ПРАВИЛЬНОСТЬЮ РАСХОДОВАНИЯ СРЕДСТВ, ПРЕДНАЗНАЧЕННЫХ НА ВЫПЛАТУ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ПЕНСИЙ

Настоящие Рекомендации подготовлены во исполнение Указа Президента Российской Федерации от 25 июля 1996 г. N 1095 «О мерах по обеспечению государственного финансового контроля в Российской Федерации» и поручения Правительства Российской Федерации от 14 февраля 1997 г. N 212-р.

Министерство труда и социального развития Российской Федерации, Пенсионный фонд Российской Федерации и Министерство связи Российской Федерации в целях обеспечения контроля за правильностью расходования средств, предназначенных на выплату государственных пенсий, в том числе за правильностью назначения, перерасчета, выплаты и доставки пенсий, считают необходимым организовать эту работу путем:

усиления ведомственной контрольно — ревизионной работы в органах социальной защиты населения, региональных органах Пенсионного фонда Российской Федерации и организациях федеральной почтовой связи;

создания действенной системы вневедомственного контроля за правильностью расходования пенсионных средств.

1. Задачи контроля — обеспечения обоснованности использования средств, предназначенных на выплату государственных пенсий, выявление и обобщение фактов нарушений в расходовании указанных средств для последующего анализа причин, повлекших эти нарушения, разработки на его основе и реализации мер по их устранению и предупреждению.

В этих целях организуется:

1.1. Проверка правильности применения пенсионного законодательства при назначении и выплате пенсий.

1.2. Проверка целевого использования и своевременности расходования средств, предназначенных на выплату пенсий.

1.3. Проверка правильности организации бухгалтерского учета, отчетности по выплате пенсий, соблюдения финансовой дисциплины.

2. Организация контроля.

2.1. Ведомственный контроль осуществляется контрольными и другими подразделениями Минтруда России, Пенсионного фонда Российской Федерации, Минсвязи России, соответствующими службами органов социальной защиты населения субъектов Российской Федерации, региональных отделений Пенсионного фонда Российской Федерации и управлений федеральной почтовой связи в порядке, установленном ведомственными инструкциями, положениями или иными документами.

Ведомственный контроль включает проведение ревизий, инвентаризаций и тематических проверок (по направлениям деятельности соответствующих органов, участвующих в процессе пенсионного обеспечения).

2.2. Вневедомственный контроль правильности расходования средств при назначении и выплате государственных пенсий в органах социальной защиты населения и организациях федеральной почтовой связи осуществляется Главным контрольно — ревизионным управлением и другими подразделениями Пенсионного фонда Российской Федерации, соответствующими подразделениями его региональных отделений с привлечением контрольных и других служб органов социальной защиты населения субъектов Российской Федерации и региональных управлений федеральной почтовой связи, а при необходимости и других органов в субъектах Российской Федерации, наделенных контрольными функциями.

Органы вневедомственного контроля проводят выборочную проверку в органах социальной защиты населения и организациях федеральной почтовой связи правильности назначения или перерасчета (не менее 10% пенсионных дел) и выплаты пенсий, а также проверку целевого использования пенсионных средств, в том числе по пенсиям, финансируемым на возвратной основе. Соответствующие органы социальной защиты населения и организации федеральной почтовой связи представляют все необходимые для целей вневедомственного контроля документы.

В целях координации контрольной работы органами социальной защиты населения субъектов Российской Федерации, региональными отделениями Пенсионного фонда Российской Федерации и управлениями федеральной почтовой связи определяется периодичность (не реже одного раза в два года) проведения вневедомственного контроля в органах социальной защиты населения и организациях федеральной почтовой связи.

Для обеспечения задач вневедомственного контроля по конкретной проверке составляется программа, в которой в обязательном порядке указывается цель проверки, объемы и сроки проверки, а также участвующие в ней подразделения.

2.3. В зависимости от принятой в субъектах Российской Федерации технологии обработки пенсионной информации и схемы финансирования выплаты пенсий ведомственный и вневедомственный контроль проводится или непосредственно в органах, назначающих или выплачивающих пенсии в соответствующих подразделениях районных, городских органов социальной защиты населения, региональных отделений Пенсионного фонда Российской Федерации, организациях федеральной почтовой связи, или в их территориальных органах.

Обоснованность документов, подтверждающих занятость на работах, дающих право на пенсию на льготных основаниях, проверяется в необходимых случаях непосредственно на предприятиях и в организациях с участием территориальных органов Госэкспертизы условий труда. Аналогичным образом осуществляется проверка справок о заработке для назначения (перерасчета) пенсии с привлечением представителей Рострудинспекции.

2.4. Результаты ведомственных и вневедомственных проверок оформляются актами, которые являются основанием для принятия соответствующими органами мер по устранению выявленных нарушений и их предупреждению.

Информация о принятых мерах представляется органам, осуществляющим проверку, в срок не позднее одного месяца после ее завершения.

3. Предмет контроля.

Предметом ведомственного и вневедомственного контроля являются операции по назначению (перерасчету), начислению, выплате и доставке государственных пенсий, банковские операции по финансированию выплаты пенсий, бухгалтерский учет и отчетность в органах, участвующих в процессе пенсионного обеспечения (в части пенсий).

3.1. Проверка правильности назначения (перерасчета) пенсий включает:

обоснованность и правильность назначения и перерасчета пенсий, в том числе правовую основу документов о трудовом стаже, о заработке, других правоустанавливающих документов, послуживших основанием для назначения (перерасчета) пенсии. (При проверке перерасчета пенсий по стажу и заработку анализируется правильность выплаты пенсий в период работы пенсионера, в связи с которой производится перерасчет пенсии, а также соблюдение требований законодательства о предоставлении информации пенсионным органам о работе пенсионера);

технологический контроль за вводом правовой информации.

3.2. В целях определения правильности начисления и выплат пенсий проверке подлежат:

правильность ведения лицевых отчетов получателей пенсий и соответствие их пенсионному делу;

своевременность и обоснованность заявок потребности в средствах на выплату пенсий;

правильность ведения выплатной документации и отчетности по выплаченным суммам пенсий;

учет работающих пенсионеров и размеры выплачиваемых им пенсий;

выплата пенсий через сберегательные банки, организации федеральной почтовой связи и другие выплачивающие структуры;

выплата пенсий при смене места жительства;

своевременное прекращение выплаты пенсий умершим;

учет удержаний и восстановление излишне выплаченных средств;

целевое использование средств на выплату пенсий органами, осуществляющими пенсионное обеспечение, организациями федеральной почтовой связи, учреждениями сберегательного банка и другими выплачивающими структурами;

исполнение рекомендаций Минтруда России, Пенсионного фонда Российской Федерации и Минсвязи России в части организации выплаты пенсий.

3.3. Банковские операции по финансированию и расходованию средств на выплату пенсий и состояние бухгалтерского учета и отчетности оцениваются по наличию и правильности оформления банковских документов, по документам, послужившим основанием к расходу денежных сумм, состоянию расчетов с организациями федеральной почтовой связи (сберегательными банками), правильности составления заявок, своевременности перечисления денежных средств на выплату пенсий.

Первый заместитель
Министра труда
и социального развития
Российской Федерации
Ю.З.ЛЮБЛИН

Заместитель Председателя
Правления Пенсионного
фонда Российской Федерации
Л.И.ЧИЖИК

Заместитель Федерального
Министра связи
Б.А.ЦИБУЛЬСКИЙ

Добавить комментарий