Кто отменил систему кормлений?

В Древней Руси был разветвлённый управленческий аппарат. На каждую территорию, на каждое место удельные и великие князья ставили должностных лиц. Они должны были следить за административно-хозяйственной и судебной деятельностью региона. Каждый из них получал особую оплату за свою работу.

фрагмент картины Васнецова «Иван Грозный”

Кормление как форма отплаты

Кормление – это вид жалования должностным лицам на местах в Древней Руси. Удельные и великие князья при такой форме не платили своим наместникам. Княжеская администрация на местах находилась на полном обеспечении местного населения на протяжении всего срока государственной службы.

История становления кормления

Первоначально кормление встречалось лишь эпизодически. Как правило, князья выплачивали должностным лицам жалование из казны. Согласно «Русской Правде» Ярослава Мудрого, определённые виды официальных лиц (строители, собиратели штрафов и др.) получали оплату за работу в виде продуктов питания от населения.

Кормление стало глобальным явлением на Руси к XI-XIV вв. Тогда князья отправляли в волости своих наместников, получавших долю пошлины от коренного населения за свою работу. То есть жители районов их «кормили».

Оно оказало огромное влияние на формирование системы самоуправления в городах и волостях. Как правило, наместниками были бояре, а тиунами — остальные категории служилых людей. Сохранились сведения о количестве и типах продуктов, которые кормленщики зарабатывали в день, в неделю для себя и для собственной челяди (например, в сутки – 2 куры, по средам и пятницам – сыр и т.д.). Также платили «кормчую» мясом, сыром, хлебом и др. Для лошадей кормленщиков предусматривалось регулярное выделения овса и сена.

Позже частота получения «кормчей» была изменена. Кормленщики стали получать эти оплаты 3 раза в год на Пасху, Рождество, праздник Петра и Павла, и 1 раз при получении должности («въезжий корм»).

Кормленщики придумывали и иные способы оплаты за свою работу. Например, с помощью полавочной, судебной (за клеймение), таможенной и других пошлин.

Однако жажда наживы сыграла своё. Многие наместники злоупотребляли своим статусом и стремились как можно интенсивнее обогащаться, обирая местное население. Видя эту несправедливость, московские князья уже с XV в. старались ограничить и регламентировать их оплату посредством специальных уставных и «кормленых» грамот. А уже с конца XV — 1-ой пол. XVI вв. натуральную оплату стали заменять на денежную.

А уже в 1556 г. при царе Иване Грозном кормления были окончательно отменены. Это было предусмотрено земской реформой и специальным указом царя.

Последствия отмены кормлений

После 1556 г. вопрос с кормлением кардинально решён не был. Местное население по-прежнему платило этот налог на содержание царских чиновников. Но теперь он назывался уже «кормленым откупом» и поступал не напрямую наместникам, а в царскую казну. В некоторых регионах, несмотря на запреты, кормления продолжались до конца XVI в.

В результате «кормленного откупа» местные чиновники стали получать стандартное денежное жалование. Также был установлен конкретный размер для разных земельных категорий (чёрных, дворянских, дворцовых).

Собирание налогов на чёрных землях стали осуществлять земские старосты, в вотчинных наделах – городовые приказчики или особые сборщики.

В провинциях управление (служба сыска и суд по важнейшим государственным делам) было отдано выборным представителям населения провинций: губным и земским старостам, городовым приказчикам.

Эта реформа содействовала укреплению царского управления и углублению централизации.

1 | 2 | 3 | 4
(Научно-исследовательская работа)
Раздел: История России
Лохонова Галина Михайловна
Руководитель Центра организации НИР и кооперативного партнерства Чебоксарского кооперативного института (филиала) Российского университета кооперации, канд. пед. наук

ВВЕДЕНИЕ

Даров не принимай, ибо дары слепыми делают зрячих и превращают дело правых.

Исх.23:8

Не присваивайте незаконно имущества друг друга и не подкупайте судей, чтобы намеренно присвоить часть собственности других людей.

Коран 2:188

В настоящее время коррупция является одной из самых приоритетных и наиболее трудноразрешимых проблем, которая приобрела глобальный характер. Несомненно, данное явление негативно влияет на внутреннюю структуру государства. Термин «коррупция» (от лат. слова «corruptio») означает «подкуп». Согласно Федеральному закону Российской Федерации от 25 декабря 2008 г. N 273-ФЗ «О противодействии коррупции» коррупция понимается, как злоупотребление служебным положением, дача взятки, получение взятки, злоупотребление полномочиями, коммерческий подкуп либо иное незаконное использование физическим лицом своего должностного положения вопреки законным интересам общества и государства в целях получения выгоды в виде денег, ценностей, иного имущества или услуг имущественного характера, иных имущественных прав для себя или для третьих лиц либо незаконное предоставление такой выгоды указанному лицу другими физическими лицами; совершение деяний … от имени или в интересах юридического лица1. Наиболее распространенными формами проявления коррупции являются подкуп и получение взятки должностным лицом. Существующий политический режим содержит в себе определенную систему сдержек и противовесов, необходимую для борьбы с коррупцией.

Истоки появления коррупции в обществе связаны с языческими подношениями пантеону богов, олицетворяющих силы природы. С момента появления первых служителей культа и для расположения милости богов, ведуны и волхвы тоже получали подарки. Утверждаются понятия «взятка», «взяточничество», «получение взятки». Интересно происхождение термина «взятка». Так, в Толковом словаре русского языка под редакцией С.И. Ожегова слова «взяток» означает добыча пчелы за известный промежуток времени2. Д.Н. Ушаков в Толковом словаре русского языка дает следующее определение «добыча пчелы; то, что пчела собирает и уносит с цветов за известный период времени»3. «Взяточничество» как вид преступления изначально обладало множеством смысловых оттенков, отображающих лишь особенности формы, но не содержания явления. Так, например, словарь В.И. Даля определяет взятку как «срыв, поборы, приношения, дары, гостинцы, приносы, пешкеш, бакшиш, хабару, магарычи, плата или подарок должностному лицу во избежание стеснений или подкуп его на незаконное дело»4. При этом взятка – это не то, что обещано, а то, что взято фактически.

Нашествие монголо-татар привело к ситуации, что русские князья должны были считаться с мнением золотоордынских ханов. От них князья получали ярлыки на княжение, ехать за которыми без гостинцев было непозволительно. Фактически они были взятками. Возникла ситуация, при которой для получения властных полномочий необходимо было платить, и это отрицательно сказывалось на складывающемся русском государстве.

С появлением чиновничьего аппарата утвердился обычай подносить подарки тем, от кого зависела судьба человека. Чиновники должны были существовать за счет фиксированного жалованья, но на практике происходило по-иному.

В данной исследовательской работе мы попытались провести историко-правовой анализ процессов распределения должностей в зависимости от знатности рода и содержания чиновничьего аппарата в средневековой России и их влияние на рост коррупции. Целью нашего исследования является анализ влияния местничества и системы кормлений на развитие коррупционного процесса. Объектом выступает феномен коррупции, предметом исследования – местничество и система кормлений. В соответствии с объектом и предметом исследования и для достижения поставленной цели нам необходимо реализовать следующие задачи: изучить исторические предпосылки возникновения коррупции в России, охарактеризовать процесс распределения должностей в зависимости от знатности рода, определить сущность местничества, дать объективную оценку влияния указанных явлений на коррупционную ситуацию в средневековой России. Хронологическими рамками исследования является период – XII-XVI вв.

Решение поставленных задач осуществлялось следующими методами:

  • теоретические методы (изучение и анализ источников по средневековому праву, литературы по истории России и вопросам отечественного государственного строительства и управления, абстрагирование, моделирование, анализ, синтез, сравнение);

  • эмпирические методы (наблюдение, анализ результатов исследования, метод экспертных оценок).

КОРМЛЕНИЕ КАК СПОСОБ СОДЕРЖАНИЯ ДОЛЖНОСТНЫХ ЛИЦ

После начала объединительного процесса русских земель вокруг Москвы и образования Российского централизованного государства складывался аппарат государственного управления. При этом адмиʜᴎϲтративно-территориальное деление оставалось прежним. Князья самостоятельно и часто единолично осуществляли функции, но постепенно они начали передавать административные и судебные задачи своим подданным. Власть на местах была ᴨередана в руки волостелей и наместников, которые получали в управление отдельные территории – уезды и волости. За выполнение своих функций они получали в распоряжение пошлины и часть налогов с населения, собранных сверх установленных податей в казну, т.е. они как бы «кормились» за счет населения. Такая служба называлась «кормлениями», т.е. система вознаграждения бояр-администраторов путем предоставления им права облагать в свою пользу население управляемой ими местности 5.

Население обязывалось содержать их в течение всего периода службы. Кормления по своей сути были вознаграждениями за прошлую военную службу, в связи с этим «кормленщики» старались получить с населения в свою пользу как можно больше доходов. К тому же подчиненные им органы управления состояли не из государственных чиновников, а из собственных слуг. Срок пребывания в должности не был ограничен.

«Повесть временных лет», написанная древнерусским летописцем, монахом Киево-Печерского монастыря Нестором, описывает князя Владимира Святославича типичным князем-кормильцем: он устраивал пиры для дружинников, кормил их и раздавал съестное нуждающимся. Во время полюдья князь и его дружина «кормились» за счет населения. В словаре русского языка полюдье трактуется, как ежегодный объезд подвластного населения («людей») древнерусскими князьями, боярами-воеводами и их дружинниками в X-XIII вв. с целью кормления и сбора дани6. В древнерусских источниках встречается выражение «земля кормила князя». Мы можем трактовать данное выражение как обеспечение княжеского двора и окружения за счет населения, т.к. понятия «население» и «земля» часто имело одно значение, учитывая при этом, что основным видом хозяйственной деятельности являлось земледелие.

При вступлении в должность кормленщикам полагался «въезжий корм» и «корм на праздники». Наместники, волостели и другие представители местной княжеской администрации получали «корм» обычно 3 раза в год — на Рождество, Пасху и Петров день. «Корм» давался натурой: хлебом, мясом, сыром и др.; для лошадей кормленщиков поставлялись овёс и сено. Кроме того, кормленщики собирали в свою пользу различные пошлины: судебные, за клеймение («пятнание») и продажу лошадей, «полавочное», мыт и другие. Часть налогов и судебных пошлин называли «присуд».

Так, в пространной редакции первого памятника древнерусского права, свода законов «Русская Правда» отмечено: «А это пошлины судебные: от виры — 9 кун, а метельнику — 9 векш, а от (тяжбы) о бортном участке — 30 кун, а от всех иных тяжб, кому помогут (судебные исполнители) — по 4 куны, а метельнику — 6 векш. А это пошлины за исполнение судебной присяги: от тяжбы по убийству — 30 кун, а от тяжбы о бортном участке — 30 кун без трех кун; столько же и в тяжбе о пахотной земле. А от тяжбы о свободе — 9 кун»7. За счёт этих сборов они жили и содержали свою челядь. Все пошлинные сборы лишь дополняли их доходы. В глазах подданных князь утверждал образ власти, которая кормит8.

Авторы энциклопедического словаря XIX в. приводят следующее описание содержания должностных лиц: «Судьи, вместе с исполнителями их решений, получали от местного населения все необходимое для пропитания как их самих, так и слуг их и даже лошадей. Это был так называемый корм в натуре. Сначала размер корма определяется или на каждый день, или на неделю, количественно и качественно, или же потребностями человека»9.

Краткая редакция «Русской Правды» определяет размеры корма вирнику, т.е. сборщику дани: «А вот установление для вирника: вирнику (следует) взять на неделю (в воскресный день) 7 ведер солоду; а также барана, или тушу мяса, или две ногаты; а в среду резану или сыры; а также в пятницу, а хлеба и пшена (взять), сколько могут поесть, а кур (брать) по две в день; поставить 4 коня и кормить их досыта; а вирнику (платить) 60 гривен, 10 резан и 12 веревин, а при въезде гривну; если же потребуется во время поста (ему) рыбы, то взять за рыбу 7 резан; итого всех денег 15 кун; а хлеба (давать), сколько могут съесть; пусть вирники соберут виру в течение недели»10.

Строители городов и некоторые другие категории также получали с населения определённое натуральное довольствие: «А вот постановление (для) строителей мостов (мостовых): если построят мост (мостовую), то взять ногату и от каждой части (моста, мостовой) ногата; если же починил несколько досок старого моста (мостовой) – 3, 4 или 5, то брать столько же»11.

Следы таких порядков сохранила и пространная редакция «Русской Правды»: «А это пошлины строителю городских укреплений: при закладке городни взять куну, а при окончании — ногату; а на корм, и питье, и мясо, и рыбу — 7 кун на неделю, 7 хлебов, 7 уборков пшена, 7 лукон овса на 4 коней; брать же ему столько, пока не будут построены городские укрепления; солода пусть дают 10 лукон один раз (на все время работы). А это пошлины строителю мостов: когда он построит мост, пусть возьмет по ногате за 10 локтей (моста); если будет чинить старый мост, то сколько починит пролетов, взять ему от пролета по куне; а ехать строителю мостов самому с отроком на двух конях, (брать) 4 лукна овса на неделю, а есть — сколько хочет. А это вирные постановления, которые были при Ярославе: вирнику взять 7 ведер солода на неделю, а также барана или полтуши говядины, или 2 ногаты; а в среду куна или сыр, в пятницу столько же, две куры ему на день, а хлебов 7 на неделю, а пшена 7 уборков, а гороха 7 уборков, а соли 7 голважень; все это — вирнику с отроком, а коней содержат четырех, на каждого коня давать овес: вирнику — 8 гривен, а 10 кун — перекладная (подать), а метельнику — 12 векш, и еще ссадная гривна»12.

Покон вирный, созданный Ярославом в 1036 г., также содержал перечень размеров кормов, собиравшихся в пользу вирника13. Так, ст. 41 посвящена поборам в пользу мечника и имеется указание на десятину.

Уже с древнейшего времени такой «корм» уплачивается населением как повинность, независимо от того голоден судья или нет. Более весомый судья уже не нуждался в «корме» продовольствием, продуктовый «корм» переходит в денежную повинность. Этот способ содержания должностных лиц постепенно приобретает крайне негативные последствия. В конце XV — начале XVI в. происходил перевод натуральных кормов на денежные.

Вначале система кормлений способствовала объединению Русского государства. С усилением Московского государства число служилых людей, бояр и детей боярских, значительно возрастает, а число кормленщиков умножается. Чтобы дать возможность «покормиться» всем устанавливались следующие нормы: кормленщик сменялся через 1-3 года, в один город назначались по два наместника, в волость — по два волостеля, которые или делили между собой доход, причитающийся по списку со всего города или волости. Дробление на этом не останавливается: в половину города назначаются двое наместников.

Произвол со стороны кормленщиков и их слуг был довольно обычным делом. Должность чиновника стала рассматриваться как доходная статья для должностного лица. Свои обязанности они исполняли плохо, нередко передоверяли их тиунам. К тому же в получении кормлений не было порядка. Служащий смотрел на должность не только как на средство прокорма и пропитания, но соизмерял свои должностные действия с решаемым вопросом и доходом от него.

О богатстве князей-бояр можно судить только по завещанию князя Ивана Юрьевича Патрикеева: «завещатель делит между женою и двумя сыновьями недвижимое имущество, состоящее из двух слобод, 29 сел и 13 селец главных кроме селец и деревень, приписанных к селам; кроме того, луга и места городские; некоторых крепостных людей отпускает на волю, других делит между женою и сыновьями; между этими людьми находим названия: стрелка, трубника, дьяка, поваров, хлебников, портных мастеров, бронников, садовников, псарей, рыболовов, мельников, утятника, сокольника, огородника, плотника, серебряного мастера, истопника, страдников»14.

Кормления порождали произвол и злоупотребления местных властей, заинтересованных в обогащении в период пребывания в кормленщиках. Должностные злоупотребления, особенно со стороны уездных и волостных чиновников, вызвали ряд правительственных мер к ограждению населения от обид наместников и волостелей. Государство в лице великого князя стремилось ограничить произвол кормленщиков, ослабить их власть. Оно пыталось поставить деятельность кормленщиков под свой контроль как со стороны выборных представителей местного населения, так и со стороны центральных государственных органов.

С XIV в. появились уставные грамоты наместничьего управления, которые выдавались на имя населения данного административного округа и содержали в себе подробное исчисление различных видов корма, судебных пошлин и иных поборов, свыше которых наместники и волостели, с своими ключниками, не имели права взимать с населения. Одновременно с этим определен был порядок судебной ответственности кормленщиков по жалобам населения.

По Судебнику 1497 г. были сокращены сроки деятельности наместников (от одного до трех лет), подвергались сокращению «доходные статьи» кормлений. Корм состоял из «въезжего корма» (при въезде наместника на кормление), периодических поборов два-три раза в год (натуральных или денежных), пошлин торговых (с иногородних купцов), судебных, брачных («выводной куницы»)15.

По Судебнику 1550 г. кормление определялось по размерам их доходов. Велись списки «кормленного верстанья», на основании которых наблюдалась очередь пожалований. За получаемый доход кормленщики несли определенные обязанности. В ввозных или послушных грамотах, адресованных к населению по случаю назначения наместников или волостелий, указывалось, что жители должны чтить и слушать наместников, а наместники будут их ведать и судить и взимать доход по наказному списку16.

Однако установить действенный контроль над деятельностью кормленщиков не получилось, поскольку сама система кормлений создавала благоприятную почву для коррупции.

Вследствие жалоб со стороны населения, с начала второй четверти XVI в. из ведения областных правителей начинают выделяться важнейшие уголовные дела под именем губных. Население продолжало жаловаться на наместников, что «они поборы емлют сверх указа, чинят продажи и убытки, так что от их насилий жители разбегаются; с другой стороны, и кормленщики жаловались, что посадские и волостные люди под суд им не даются»17.

В половине XVI в. в руках центрального правительства накопилось такое количество подобных жалоб, что оно не в состоянии было разобраться в них. Земский собор 1549 г. постановил разрешить все дела в установленный срок. С 1551 г. начинаются опыты замены кормленщиков излюбленными судьями. В 1552 г. боярской думе было поручено рассмотреть вопрос о кормлениях. В 1555 г. в результате земской реформы система кормлений была официально отменена. В указе об уничтожении кормлений права и обязанности кормленщиков формулированы следующим образом: «по сие время князи, бояре и дети боярские сидели по кормлениям по городам и по волостем, для расправы людем и всякого землям устроения и себе от служеб для покоя и прокормления»18.

Указ 1555 г. исполнялся не сразу и не повсеместно, на практике кормления продолжали существовать вплоть до XVIII века. Сборы на содержание кормленщиков были преобразованы в особый налог в пользу казны, называемый «кормленый окуп», установленный в определённом размере для различных категорий. Так, Н.П. Ерошкин в труде «Очерки истории государственных учреждений дореволюционной России» пишет о кормленном окупе:»В феврале 1551 г. крестьяне Плесской волости Владимирского уезда получили уставную земскую грамоту, согласно которой они могли сами с помощью выбранных ими «излюбленных голов» и целовальников, собирать дважды в году (на Покров и Пасху) оброк — «кормленый окуп» и дважды отвозить его в Москву; должность наместника для них упразднялась. Грамота подробно перечисляла все эти поборы с населения, поступавшие теперь в ведение государства. В ведении земских органов находилось осуществление сбора подати – «окупа», а также судебные функции (гражданских и второстепенных уголовных дел; крупными уголовными делами ведали губные органы) среди черносошных крестьян и посадских людей»19.

Сбор налога производился «на чёрных землях» земскими старостами, а в районах поместно-вотчинного землевладения специальными сборщиками либо городовыми приказчиками. Из этих же доходов стала выплачиваться денежная «подмога» служилым людям для выхода на военную службу.

Ситуация на местах оставалась практически неизменной. Наделяя своих слуг поместьями, царь увеличивал число кормленщиков. Оплачивая службу в основном натурой, царь утверждал себя в качестве кормильца. Высшие чины продолжали получать дворцовый корм (мясо, рыбу, вино, хмель, сено, солод), низшие — другие продукты (зерно, муку, соль, овес). Служилым людям платили деньгами, но нерегулярно. Выражение «денежный корм», употребляемое для обозначения такого вида оплаты, определяло кормленческую функцию власти.

Поскольку денежные оклады были ненадежны, а платежи натурой недостаточны, приказные и служилые люди снова прибегали к практике «кормления от дел». Почести и поминки, подносимые им с целью ускорить решение дела, считались законной статьей их дохода. Правительство грозило карой только за посулы, но на практике их было трудно отличить от почестей и поминок. Посул – тоже, что обещание20.

Так, Судебник Ивана III запрещал судьям брать «посулы» (взятки), в противном случае их жестоко наказывали. В статьях 33 и 34 запрещалось недельщикам (приставам) брать посулы с тяжущихся для судей и лично для себя. «А недельщикам (приставам) на суде (у тяжущихся) в пользу боярина и окольничих, дьяков вознаграждения (взятки) не просить и не брать, а самим от (дачи) на поруку вознаграждений (взяток) не брать. Если кому-либо (из недельщиков — приставов) дадут вора (для содержания его под арестом) и велят его пытать, то ему (приставу) пытать вора без всякого предвзятого намерения, а если вор на кого-либо возведет какое-нибудь обвинение, то ему (приставу) сказать об этом великому князю или судье, который ему вора передаст, а клеветать ему (приставу) вору не велеть ни на кого. Если пошлют кого-либо из недельщиков (приставов) по воров (для задержки воров), и ему (приставу) воров задерживать без всякого предвзятого намерения, а не потакать ему (приставу) никому. А задержав ему (приставу) вора, не отпускать, ни взятки (у вора) не взять; а не причастных (к воровству) людей ему (приставу) не задерживать»21.

В уставных грамотах наместничьего управления, в вечевых грамотах также проводилась граница между дозволенным и недозволенным, выделялись посулы разрешенные и «тайные», запрещалось нарушение пределов ведомства22.

Наибольшего развития система кормлений достигла в XIV-XV вв. и сыграла значительную роль в складывании системы местного управления.

МЕСТНИЧЕСТВО КАК ФОРМА РАСПРЕДЕЛЕНИЯ ДОЛЖНОСТЕЙ В ЗАВИСИМОСТИ ОТ ЗНАТНОСТИ РОДА

На рубеже XV-XVI вв. основными органом власти были царь и Боярская дума. Царь совмещал в одном лице законодательную, исполнительную и судебную власть одновременно. Отраслевыми органами центрального управления стали приказы, совмещавшие административные и судебные функции и состоявшие из боярина, приказных дьяков и писцов. Наряду с отраслевыми приказами позже стали возникать территориальные, ведавшие делами отдельных регионов. Закладываются основы местного управления. Основу местного управления составляла система кормлений, рассмотренная нами ранее. При дворе великого князя Московского, как следствие централизации государства и ликвидации удельной системы, сложилось местничество23.

Местничество регулировало служебные отношения между членами служилых фамилий при дворе, на военной и административной службе и было формой политической организации русского общества.
Лохонова Галина Михайловна
Дата публикации: 20.11.2014

1 | 2 | 3 | 4

Добавить в закладки

Чтобы оставить комментарий необходимо авторизоваться


Вас могут заинтересовать другие материалы из данного раздела:

И близких всех душа не позабудет

Эссе отражающее следы войны в истории семьи.

Читать

Проблема столичного статуса Киева XI-XII веков.

Вопреки широко распространенному представлению о том, что Киев являлся столицей древнерусского государства, имеет место быть утверждение, объясняющее статус Киева как общерусского центра только в качестве митрополии константинопольского патриарха..

Читать

Исторические источники о царевне Софье Алексеевне

Четырехсотлетний юбилей дома Романовых – одна из самых громких памятных исторических дат, отмечаемых в 2013 году в нашей стране. Представители царствующей династии всегда вызывали повышенный интерес как у общества в целом, так и у отдельных деятелей исторической науки, изобразительного и музыкального искусства. У современного человека много возможностей познакомиться с их произведениями и обогатить свои знания о конкретном правителе. Но, к сожалению, не всем Романовым повезло быть оценено непредвзято и по достоинству. .

Читать

ИСТОРИЧЕСКИЕ И ГЕОГРАФИЧЕСКИЕ ФАКТОРЫ ФОРМИРОВАНИЯ ЕДИНОГО ЧЕЧЕНСКОГО НАРОДА И ЧЕЧНИ В XVI-XVIII ВВ.

Вопросы исторической географии народов Северного Кавказа и их этнополитического развития всегда были в поле внимания российских историков. Как известно складывание исторической Чечни в географическом пространстве с запада на восток (от Ассы до Акташа и Андийского хребта) в зональном направлении, и в меридиональном — от вершин Кавказского хребта на юге до среднего течения Терека на севере, было во многом обусловлено историческими условиями и географическими факторами..

Читать

Мой Герой

Старые дома, улицы, фотографии, письма хранят память. Память о тех, кого уже давно нет с нами. Чьи голоса уже забылись, а образы стёрлись. И никогда нам уже не увидеть их. Может быть, прошло уже немало лет, но ведь человек жив, пока жива память о нём, пока в наших сердцах не угасла любовь, пока мы не забыли его. Я часто беру в руки семейный альбом. .

Читать

Три поколения моей семьи живут в мирное время

Три поколения моей семьи живут в мирное время. Три моих прадеда с первых дней Великой Отечественной войны были на фронте и не только они, но и их отцы. .

Читать

Демянск не забыт: экспедиция поискового отряда «Память»

В августе 2009 г. отряд «Память» Сузановской средней школы Новосергиевского района Оренбургской области принял участие в поисковой экспедиции на территории Новгородской области.

Читать

Как провожали на войну…

Читаю эти строки, и у меня опять всплывает в памяти рассказ матери о первых днях войны, о том, как провожали на фронт отцов, о голодном военном детстве. Как ранней весной ковыряли еще не оттаявшую землю в поисках мерзлой картошки, а поздней осенью кололи босые ноги о стерню, собирая колоски на полях. Летом было полегче: пустой суп из лебеды да крапивы хоть как-то поддерживал силы..

Читать

Икона «Утоли моя печали» в жизни кубанских казаков

В жизни православного человека во все времена огромное значение имело почитание икон или образов святых. Икона не только освящала помещение церкви, собора, монастыря, но и играла значительную роль в общественной и культурной жизни православного населения Кубани. Она оберегала жилища, семьи, станицы и города. .

Читать

История создания и деятельность МБОУ «ВСОШ № 1» в 1950-1960-е годы

Я учусь в Вечерней общеобразовательная школе № 1 г. Кумертау. Немногие жители нашего города знают о ее существовании, а тем более знают ее историю. Хотя очень многие жители Кумертау и его окрестностей или их родственники прошли через ее стены. Поэтому, актуальность моей работы высока – знание родной истории является необходимым условием сознательного гражданина. .

Читать

Московское царство, Российский исторический словник, Термины, Удельная (Ордынская) Русь

КОРМЛЕНИЕ, способ содержания должностных лиц за счет местного населения на Руси до сер. XVI в. Сведения о «кормах» вирникам и городчикам содержит Русская Правда. В XIII—XIV вв. складывается целая система местного управления через институт кормленщиков. Великий князь или удельный посылал в города и волости своих бояр в качестве наместников («наместо» князя) и волостелей, а других служилых людей — тиунами и различными пошлинниками. Население было обязано содержать их («кормить») в течение всего периода службы. Обязательный («урочный») корм наместник, волостели и другие представители местной княжеской администрации получали обычно три раза в год — на Рождество, Пасху и Петров день. При вступлении кормленщика в должность население платило ему «въезжий корм». Корм давался натурой: хлебом, мясом, сыром и т. д., для лошадей кормленщиков поставляли овес, сено. Кроме этого, кормленщики собирали в свою пользу различные пошлины: судебные, за пятнание и продажу лошадей, «полавочное», мыт и др. За счет всех этих сборов они кормились не только сами, но и содержали свою челядь. Наибольшего развития система кормления достигает в XIV—XV вв. С XV в. великие московские князья регламентируют доходы кормленщиков путем выдачи специальных «кормленых» и уставных грамот. В к. XV — н. XVI в. правительство начало перевод натуральных кормов в денежные, упразднив при этом ряд статей. В результате земской реформы 1555—56 система кормления была ликвидирована, а сборы на содержание кормленщиков правительство превратило в особый налог в пользу казны.

У этого термина существуют и другие значения, см. Кормление (значения).

Кормле́ние — вид пожалования великих и удельных князей своим должностным лицам, по которому княжеская администрация содержалась за счёт местного населения в течение периода службы.

Первоначально кормление носило эпизодический характер. В соответствии с нормами Русской правды, сборщики штрафа (виры), строители городов и некоторые другие категории получали с населения определённое натуральное довольствие. В XII—XIV веках кормление сыграло значительную роль в складывании системы местного управления. Князья посылали в города и волости бояр в качестве наместников и волостелей, а других служилых людей — тиунами. Население обязывалось содержать их («кормить») в течение всего периода службы. Наместники, волостели и другие представители местной княжеской администрации получали «корм» обычно три раза в году — на Рождество, Пасху и Петров день. При вступлении кормленщика в должность население платило ему «въезжий корм». «Корм» давался натурой: хлебом, мясом, сыром и так далее; для лошадей кормленщиков поставлялись овёс, сено. Кроме того, кормленщики собирали в свою пользу различные пошлины: судебные, за клеймение («пятнание») и продажу лошадей, «полавочное», мыт и другие. За счёт этих сборов они жили и содержали свою челядь. Наибольшего развития система кормлений достигла в XIV—XV веках.

Кормления порождали произвол и злоупотребления местных властей, заинтересованных в обогащении в период пребывания в кормленщиках. Поэтому уже с XV века московские великие князья регламентировали доходы кормленщиков путём выдачи специальных «кормленных» и уставных грамот. В конце XV — начале XVI века происходил перевод натуральных кормов в денежные. В результате земской реформы 1555-56 годов система кормлений была ликвидирована. В 1555 году был издан указ об отмене кормлений, который применялся, однако, не сразу и не повсеместно: источники продолжают упоминать о кормлениях в течение второй половины XVI века. Сборы на содержание кормленщиков преобразованы в особый налог в пользу казны («кормленый окуп»), установленный в определённом размере для различных категорий земель (дворянских, чёрных, дворцовых). Сбор налога производился на чёрных землях земскими старостами, а в районах поместно-вотчинного землевладения специальными сборщиками либо городовыми приказчиками.

Энциклопедичный YouTube

  • 1/1 Просмотров:4 090
  • ✪ Кормление по требованию или по режиму

Субтитры

Добавить комментарий