Кто регистрирует ценные бумаги?

Выпуск эмиссионных ценных бумаг – совокупность ценных бумаг одного эмитента, обеспечивающих одинаковый объём прав владельцам этих бумаг и одинаковые условия их размещения.

Государственная регистрация выпуска ценных бумаг – это присвоение выпуску ценных бумаг государственного регистрационного номера. Государственный регистрационный номер присваивается госу-дарственными регистрирующими органами, которыми для корпоративных ценных бумаг являются Федеральная служба по финансовым рынкам и её территориальные отделения, для банковских ценных бумаг – Банк России, для государственных и муниципальных ценных бумаг – Министерство финансов РФ.

Рассмотрим состав регистрирующих органов и регистрируемых ими ценных бумаг.

Федеральная служба по финансовым рынкам (ФСФР) РФ осуществляет государственную регистрацию выпусков и дополнительных выпусков:

— эмиссионных ценных бумаг эмитентов, включённых в список эмитентов, регистрирующим органом для которых является ФСФР РФ;

— опционов эмитентов (включая опционы банков);

— эмиссионных ценных бумаг эмитентов, являющихся управляющими компаниями по доверительному управлению имуществом ПИФов;

— эмиссионных ценных бумаг эмитентов, размещаемых посредством открытой подписки;

— эмиссионных ценных бумаг эмитентов, размещаемых посредством закрытой подписки, общий объём номинальной стоимости выпуска которых превышает 200 млн руб.;

— эмиссионных ценных бумаг эмитентов, размер уставного капитала которых составляет или превышает 1 млрд руб.;

— эмиссионных ценных бумаг эмитентов, размещаемых при реорга-низации акционерных обществ, если хотя бы одним из участвующих в реорганизации акционерных обществ является эмитент, регистрирующим органом для которого является ФСФР РФ ;

— эмиссионных ценных бумаг иностранных эмитентов;

— облигаций государственных (муниципальных) унитарных предприятий.

Территориальные органы ФСФР РФ осуществляют государственную регистрацию выпусков и дополнительных выпусков эмиссионных ценных бумаг эмитентов, местом нахождения которых являются территории, на которых осуществляют деятельность соответствующие территориальные органы ФСФР РФ, которые не подлежат регистрации в ФСФР РФ.

Министерство финансов РФ регистрирует:

— выпуски эмиссионных государственных ценных бумаг Российской Федерации;

— выпуски эмиссионных государственных ценных бумаг субъектов РФ;

— выпуски муниципальных эмиссионных ценных бумаг, выпуски ценных бумаг;

— выпуски эмиссионных ценных бумаг, эмитируемые организациями в целях реструктуризации задолженности в федеральный бюджет по платежам в федеральный бюджет на основании Постановления Правительства РФ от 05.03.1997г. №254.

Центральный банк РФ регистрирует выпуски эмиссионных ценных бумаг кредитных организаций за исключением опционов.

Территориальные учреждения Центрального банка РФ регистрируют выпуски депозитных и сберегательных сертификатов кредитных организаций.

Регистрация выпуска ценных бумаг указанными органами исполнительной власти осуществляется для того, чтобы осуществить контроль финансового состояния эмитентов, выяснить их уровень платёжеспособности и обеспечить инвесторам надежность вложений в размещаемые ценные бумаги. Этот контроль осуществляется с помощью проверки документов эмитентов, которые они предъявляют в регистрирующие органы при регистрации выпусков ценных бумаг.

Рассмотрим перечень документов, предоставляемых в государственный регистрирующий орган для государственной регистрации выпусков ценных бумаг:

1. Заявление на государственную регистрацию выпуска ценных бумаг.

2. Анкета эмитента.

3. Копия документа, подтверждающего государственную регистрацию эмитента.

4. Решение о выпуске ценных бумаг.

5. Копия решения уполномоченного органа управления эмитента, которым принято решение о размещении ценных бумаг с указанием повестки дня, кворума (достаточного количества членов совета директоров для принятия решения), итогов голосования (если решение принято советом директоров, то указываются имена членов совета директоров, голосовавших за его принятие).

6. Копия решения уполномоченного органа, которым утверждено решение о выпуске ценных бумаг с указанием повестки дня, кворума, итогов голосования (если решение принято советом директоров, то указываются имена членов совета директоров, голосовавших за его принятие). Решение о выпуске ценных бумаг должно быть утверждено не позднее 6 месяцев с момента принятия решения о их выпуске.

7. Проспект ценных бумаг, если государственная регистрация должна сопровождаться регистрацией проспекта ценных бумаг. Если государственная регистрация ценных бумаг не сопровождается регистрацией проспекта ценных бумаг, то в регистрирующий орган дополнительно предоставляются копии бухгалтерской отчётности за последний финансовый год и последний квартал, включая бухгалтерские балансы, отчёты о прибылях и убытках, аудиторские заключения, пояснительные записки.

Регистрация выпуска ценных бумаг должна сопровождаться регистрацией проспекта ценных бумаг:

— при размещении ценных бумаг ценных бумаг путём открытой подписки;

— при размещении ценных бумаг путём закрытой подписки среди более чем 500 приобретателей этих бумаг.

В остальных случаях регистрация проспекта осуществляется по усмотрению эмитента.

8. Документ, свидетельствующий об оплате уставного капитала эмитента.

9. Платёжные поручение или квитанции, которыми подтверждаются факты уплаты государственных пошлин:

— за рассмотрение заявления и документов, представленных на государственную регистрации выпуска ценных бумаг ЦБ;

— за государственную регистрацию выпуска эмиссионных ценных бумаг, за исключением государственной регистрации выпусков акций, размещаемых при переоценке основных фондов, производимой по решению Правительства РФ.

10. При создании акционерного общества – копия договора о создании акционерного общества.

Другие документы – по требованию регистрирующего органа. Документы могут предоставляться на бумажных и магнитных носителях или на электронных носителях (если у лиц, предоставляющих документы, есть зарегистрированная электронная подпись).

Рассмотрим кратко содержание двух основных документов, предоставляемых в регистрирующий орган для регистрации выпуска эмиссионных корпоративных ценных бумаг: решение о выпуске ценных бумаг и проспект ценных бумаг.

Решение о выпуске ценных бумаг (решение) – это документ, содержащий данные, достаточные для установления объёма прав, закреплённых ценной бумагой. В решении указываются основные сведения о выпускаемых ценных бумагах: их вид, категория, тип, номинальная стоимость, цена размещения, форма размещения, срок размещения, способ размещения (открытое или закрытое размещение), порядок размеще­ния эмиссионных ценных бумаг, количество ценных бумаг в дан­ном выпуске, права владельца, закреплённые одной ценной бумагой, размер дохода по ценной бумаге или способ его расчёта, другие сведения о предстоящем выпуске ценных бумаг. Решение о выпуске ценных бумаг принимается общим собранием или советом директоров в соответствии с их компетенцией. Оно должно быть утверждено не позднее 6 месяцев с даты принятия решения о выпуске ценных бумаг. Решение должно сшиваться, нумероваться, подписываться уполномоченным лицом и скрепляться печатью.

При закрытом размещении указывается круг лиц, среди которых будут размещаться ценные бумаги. В решении предусматриваются преимущества при размещении ценных бумаг для отдельных категорий инвесторов. Такие преимущества могут предоставляться акционерам – владельцам голосующих акций при открытом размещении и оплате акций деньгами, при этом цена на размещаемые ценные бумаги может быть уменьшена до 10 %. Эмитент может ограничить объём акций или номинальную стоимость акций, принадлежащих одному акционеру, а также ограничить объёмы покупки ценных бумаг для нерезидентов. В решении указываются источники оплаты акций, распределяемых среди акционеров. Решение составляется в двух или трёх экземплярах: первый экземпляр после его регистрации остаётся у эмитента, второй – в регистрирующем органе, третий – у реестродержателя (если реестр передаётся для ведения реестродержаталю). В решении должны быть указаны права владельцев по акциям и по облигациям в соответствии с уставом или решением о выпуске.

Проспект эмиссии ценных бумаг – документ, в котором отражены организационные и финансовые особенности эмитента, а также данные о предыдущих выпусках и предстоящем выпуске ценных бумаг. Этот документ подлежит регистрации в регистрирующем органе и даёт право на размещение ценных бумаг. Ответственность за полноту информации в проспекте эмиссии несёт регистрирующей орган, за достоверность и качество информации – эмитент ценных бумаг.

Проспект эмиссии ценных бумаг утверждается тем же органом управления, который утвердил решение о выпуске ценных бумаг.

Проспект эмиссии ценных бумаг составляется в соответствии с требованиями, изложенными в положении О раскрытии информации эмитентами эмиссионных ценных бумаг, утверждённом приказом ФСФР РФ от 10.10.2006 № 06-117/ пз-н .

В проспекте эмиссии ценных бумаг содержится следующая информация по разделам.

1. Краткие сведения о лицах, входящих в состав органов управления эмитента, сведения о банковских счетах, об аудиторе, оценщике, финансовом консультанте и других лицах, подписавших проспект ценных бумаг.

2. Краткие сведения об объёме, сроках, порядке и условиям размещения по каждому виду, категории, типу ценных бумаг

3. Основная информация о финансово-экономическом состоянии эмитента.

4. Подробная информация об эмитенте.

5. Сведения о финансово-хозяйственной деятельности эмитента

6. Подробные сведения о лицах, входящих в состав органов управления эмитента.

7. Сведения об участниках, акционерах эмитента и о совершаемых эмитентом сделках, в совершении которых имелась заинтересованность.

8. Бухгалтерская отчётность эмитента и иная финансовая информация.

9. Подробные сведения о порядке и об условиях размещения эмиссионных ценных бумаг.

10. Дополнительные сведения об эмитенте и о размещаемых им эмиссионных ценных бумагах.

Из проспекта эмиссии ценных бумаг инвесторы могут получить достаточно полную информацию об организационных особенностях и результатах финансовой деятельности эмитента за последние годы, а также о том, как он выполнял свои обязательства по предыдущим выпускам ценных бумаг. Для инвестора знакомство с проспектом эмиссии является необходи­мым условием принятия обоснованного решения о покупке тех или иных ценных бумаг, поскольку в этом документе содержится практически вся необходимая информация.

Регистрирующий орган, рассмотрев представленные для регистрации выпуска ценных бумаг документы, при отсутствии претензий к ним, выдаёт письмо, подтверждающее акт государственной регистрации с указанием да­ты и кода государственной регистрации.

Регистрирующие органы обеспечивают контроль за ходом эмиссии ценных бумаг, они вправе остановить процесс выпуска ценных бумаг при нарушении эмитентом законодательства. Более того, они могут признать выпуск несостоявшимся, если будет установлена недостоверность сведений, содержащихся в представленных на регистрацию документах, а также в слу­чае отказа в выполнении их требований об устранении нарушений дей­ствующего законодательства. Признание выпуска несостоявшимся влечёт за собой изъятие у эмитента нереализованных ценных бумаг, а также взыска­ние с него в бесспорном порядке средств, мобилизованных путём продажи ценных бумаг.

Контрольные вопросы для самопроверки

1. Кто может быть эмитентом ценных бумаг?

2. Что такое эмиссия ценных бумаг?

3. Какие ценные бумаги могут эмитировать коммерческие банки?

4. Кто может эмитировать акции?

5. Что такое размещение и каковы этапы размещения ценных бумаг?

6. Какие документы предоставляют эмитенты эмиссионных ценных бумаг в регистрирующие органы?

7. Какие эмиссионные ценные бумаги регистрируются в Федеральной службе по финансовым рынкам РФ?

8. Что уплачивают эмитенты ценных бумаг при регистрации выпуска эмиссионных ценных бумаг?

9. Что такое проспект ценных бумаг?

10. Какой орган управления принимает решение о выпуске эмиссионных ценных бумаг?

С регистрацией выпуска ценных бумаг сталкивается каждое Акционерное общество, так как его уставный капитал разделен именно на них.

Не хотелось бы «лить много воды», здесь мы не коснемся порядка принятия решений органами управления, которые утверждают или подписывают те или иные эмиссионные документы, вопросов размера уставного капитала, куда сдавать документ и тд., об этом мы поговорим в дальнейшем, в рамках цикла статей.

Практика показывает, что каждый сталкивается с проблемой при подготовке документов, в том числе, это связано с «подходом» каждого территориального органа банка России к процессу, но на наш взгляд это больше касается решения о выпуске.

Самостоятельно заполняем анкету эмитента

В данной статье мы поговорим об анкете эмитента, которая заполняется как при регистрации первичного, так и дополнительного выпуска акций.

В целом, если Вы знакомы со стандартами эмиссии это не должно составить большого, чаще спорные вопросы возникают при регистрации доп.выпуска для АО, которые имеют большое прошлое, к примеру, созданы в период приватизации или компании которые ни раз увеличивали свой уставный капитал, а часть документов утеряны или информацию по отдельным разделам для анкеты установить невозможно.

Мы не говорим, что наши советы идеальны, но надеемся, они снимут массу вопросов и помогут Вам в регистрации. К сожалению, каждый случай уникален и если есть неуверенность лучше обратиться к специалистам.

Где можно взять информацию для анкеты, если есть сомнения?

Итак, для начала переходим на сайт ЦБ и знакомимся с информацией из реестра. Что мы и видим, и какая информация может быть полезна?

Начнем, с 1 и 2 пунктом не должна быть проблем, информация известна и расхождений быть недолжно.

Пункт 3 казалось бы, данная информация известна, дата, к примеру, есть в ЕГРЮЛ. Что делать с номером свидетельства?

На практике имеют место быть случаи, когда общество в форме АООТ было преобразовано в силу закона в ОАО и «на руках» у Вас оба свидетельства, что делать? Вывод, сделанный из практики, указывайте номер любого из них, так как ЦБ эту информацию вряд ли проверит.

ОГРН и дату регистрацию в 2002 году можно узнать из вышеназванной выписки или ЕГРЮЛ, мы рекомендуем отдавать предпочтение выписке.

Пункты 4 – 5 заполняем согласно выписке из ЕГРЮЛ.

Пункт 6 здесь сведениям из реестра юридических лиц доверять не стоит, сведения о регистраторе обществ и вовсе могут там отсутствовать. Заходим на сайт регистратора и указываем точное наименование.

Пункты 7 — 10 заполняем в соответствии с выпиской из реестра акционеров.

Если в вашем УК отсутствует Доля, находящаяся в государственной (федеральной, субъектов Российской Федерации), муниципальной собственности, указываем: Указанных долей нет.

При отсутствии специального права на участие Российской Федерации, так и указываем: Указанное право не предусмотрено.

Пункт 10 для акционеров – ООО, да и иных юридических рекомендуем дополнить фразой: Код эмитента не присвоен, если таковой отсутствует.

Пункт 11. На наш взгляд является самым важным, при его заполнении нам и понадобится та самая информация с сайта Банка России.

Ситуация из практики, кстати очень распространенная: ОАО созданное в 90-х годах получает от ФСФР или иного ответственного органа уведомление о внесении изменений в документы по выпуску ценных бумаг (часто это связано с деноминацией), иногда даже присваивается новый номер выпуска и данные изменения регистрируются в ЕГРЮЛ без участия представителей АО, как в данном случаи:

Одновременно или позже Общество получает Уведомление об аннулирование выпуска от Банка России или от ФСФР, что реже.

Позже уже в 2019 году АО получает повторное уведомление об аннулировании выпуска.

Как же быть? Руководствуемся информацией, которую видит ЦБ. В данном случаи эмитент получил уведомление в 2006 и 2019 гг., однако не все сведения отражены в анкете на сайте.

Поэтому в сведениях (рассматриваем данный случай) указываем (п.11.1):

Вид, категория (тип) ценных бумаг: акции (именные) обыкновенные

Государственный регистрационный номер выпуска: 1-01-0000-Е

Дата присвоения регистрационного номера: 09.04.2019 г.

Аннулированный ранее государственный регистрационный номер: ХХ-1п-7Х

Дата присвоения аннулированного ранее регистрационного номера: 15.12.1992 г.

Орган, осуществивший аннулирование ранее присвоенного государственного регистрационного номера: Территориальное управление Центрального банка Российской Федерации

Дата государственной регистрации выпуска ценных бумаг: 15.12.1992 г.

Орган, осуществивший присвоение выпуску ценных бумаг государственного регистрационного номера: Территориальное управление Центрального банка Российской Федерации.

Орган, осуществивший государственную регистрацию выпуска ценных бумаг: указываем орган, если он известен, но мы рекомендуем указать Финансовые органы (см.анкету с сайта ЦБ).

Номинальная стоимость каждой ценной бумаги выпуска: 0,2 руб.

Способ размещения ценных бумаг выпуска: Приобретение акций Российской Федерацией, субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием при преобразовании государственного (муниципального) предприятия или государственной корпорации (компании).

Количество подлежащих (подлежавших) размещению ценных бумаг выпуска (дополнительного выпуска) в соответствии с зарегистрированным решением о выпуске (дополнительном выпуске) ценных бумаг: 48 460 (Cорок восемь тысяч четыреста шестьдесят) штук

Количество размещенных ценных бумаг выпуска (дополнительного выпуска) в соответствии с зарегистрированным отчетом об итогах выпуска (дополнительного выпуска) ценных бумаг или представленным в регистрирующий орган уведомлением об итогах выпуска (дополнительного выпуска) ценных бумаг: 48 460 (Cорок восемь тысяч четыреста шестьдесят) штук

Дата государственной регистрации отчета об итогах выпуска ценных бумаг: 15.12.1992 г.

Состояние ценных бумаг выпуска: находятся в обращении.

Казалось бы, какую ценность несут сведения о количестве акций и их номинальной стоимости, отраженны в «анкете ЦБ»? Практике известны случаи (чаще связано с деноминацией), когда Общество получало уведомление, но ФНС регистрировала изменения некорректно или попросту не принимала документы от фин.регулятора во внимание, как итог в сведениях об Эмитенте в ЕГРЮЛ в части размера уставного капитала была одна сумма, а у регистратора и ЦБ другая. В реестре юридических лиц УК был выше, так как номинал акций числился в размере «до получения» уведомления о внесении изменений в сведения о выпуске.

Таким образом, АО при заполнении эмиссионных документов указывало неверное значение номинальной стоимости, руководствуюсь ЕГРЮЛ, а не сведениями из реестра эмиссионных ценных бумаг. При таких обстоятельствах необходимо внести изменения в ЕГРЮЛ самостоятельно и привести все значения «к общему знаменателю».

Пункт 12. Рекомендуем указать возможность получения документов по доверенности, возможна приостановка регистрации, а получение документов на руки сократит время для оперативного реагирования.

Заполняя пункт 13, руководствуемся ЕГРЮЛ. Указываем на необходимость раскрытия или информации. Чаще у эмитента такой обязанности нет и допустимо указать, что Эмитент не обязан раскрывать информацию путем ее опубликования на странице в сети Интернет.

В пункте 14 необходимо заполнить сведения об определенных лицензиях, которые сами по себе очень «специфичны» и отсутствуют, поэтому так и указываем: Эмитент не имеет лицензий, выданных на осуществление следующих видов деятельности: деятельности по ведению реестра владельцев ценных бумаг; клиринговой деятельности; деятельности по проведению организованных торгов на товарном и (или) финансовом рынках (лицензии биржи, лицензии торговой системы); деятельности специализированного депозитария инвестиционных фондов, паевых инвестиционных фондов и негосударственных пенсионных фондов.

25.06.2020

С 1 января 2020 года вступили в силу изменения законодательства, касающиеся нового порядка регистрации акционерных обществ и их акций. Нововведения направлены на оптимизацию процедуры эмиссии ценных бумаг (Федеральный закон № 514-ФЗ, вступивший в силу 01.01.2020).

Новый порядок регистрации публичных и непубличных акционерных обществ и регистрации акций АО

С 1 января 2020года для регистрации создания акционерного общества в регистрирующий орган необходимо представить документ, подтверждающий присвоение выпуску акций регистрационного номера по форме, утвержденной ЦБ РФ (соответствующие поправки внесены в ст. 12 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей».)

Выделим основные изменения, связанные с порядком регистрации НАО и ПАО и регистрацией эмиссии (выпуска) акций:

  • Регистрация АО осуществляется налоговым органом после эмиссии акций, подлежащих размещению среди учредителей;
  • Вводится новое понятие «регистрирующая организация» — Регистраторы, осуществлявшие ведение реестра акционеров АО;
  • Регистраторы получили полномочия по осуществлению первичной эмиссии акций при учреждении АО;
  • Срок регистрации акций через регистратора – в течение 5 дней;
  • Регистратор может зарегистрировать эмиссию без оплаты государственной пошлины в размере 35 000 рублей;
  • После эмиссии акций заявителем в рег. органе при создании АО может быть сам регистратор Общества;
  • Акции размещаются на основании решения о создании Общества или на основании договора об учреждении, если Общество учреждается несколькими лицами. Решение принимается до регистрации Общества, а вступает в силу уже после регистрации;
  • Решение о выпуске акций может быть подписано не только исполнительным органом Общества, но и уполномоченным лицом на основании доверенности;
  • Общество освобождается от обязанности направлять в Центральный Банк уведомления об итогах выпуска ценных бумаг. Данная обязанность передана регистратору;
  • При размещении акций создаваемого акционерного общества больше не требуется регистрировать отчет об итогах выпуска акций;
  • Разрешено подавать документы на регистрацию акций в электронном виде;
  • Акции выпускаются в бездокументарной форме, выпуск документарных акций теперь не производится;
  • Операции, связанные с размещением акций при учреждении АО проводит регистратор;
  • Если государственная регистрация ПАО/НАО не осуществляется в течение одного года с даты регистрации выпуска акций, решение о регистрации этого выпуска аннулируется;
  • П. 3.10 ст. 8 Закона о рынке ценных бумаг был дополнен положениями о солидарной ответственности АО (эмитента) и регистратора за убытки, причиненные инвесторам и (или) акционерам в результате нарушения требований законодательства РФ при регистрации выпуска акций указанным регистратором.

Рассмотрим более подробно новый порядок регистрации акционерных обществ и эмиссии акций

В договоре о создании АО или в решении единственного учредителя акционерного общества необходимо определить лицо, уполномоченное на подписание заявления на государственную регистрацию выпуска акций.
Акции размещаются на основании этого решения о создании Общества или на основании договора об учреждении. Данное решение принимается на общем собрании учредителей одновременно с принятием решения о создании Общества. Таким образом, решение принимается до регистрации Общества, а вступает в силу уже после регистрации. Общества, в которых несколько акционеров, больше не должны после регистрации отдельно проводить общее собрание у нотариуса или регистратора. Сведения, которые должны содержаться в условиях размещения, определяются ст. 24 Закона о рынке ценных бумаг.
Регистратор осуществляет регистрацию выпуска акций на основании договора, заключаемого с акционерным обществом. Договор о регистрации выпуска акций, подлежащих размещению при учреждении акционерного общества, заключается всеми учредителями акционерного общества или от имени всех его учредителей лицом, которое определено в договоре о создании акционерного общества или в решении о его учреждении. По обязательствам из указанного договора, возникшим до государственной регистрации акционерного общества, все его учредители несут солидарную ответственность. После государственной регистрации акционерного общества стороной такого договора становится указанное акционерное общество (п. 10 ст. 20.1 Закона о рынке ценных бумаг).
При этом нужно иметь в виду, что дополнительную эмиссию акций может зарегистрировать исключительно Банк России, такие полномочия остались только у него.
Регистратор вправе по своему усмотрению запрашивать дополнительные документы и принимать решение об отказе в регистрации акций. В частности, отказ может быть выдан даже без объяснения причин. В случае получения отказа, Общество может подать документы на регистрацию в Банк России.

В течение пяти рабочих дней регистратор регистрирует эмиссию без оплаты государственной пошлины в размере 35 000 рублей.
После эмиссии акций заявителем в налоговую при создании АО может быть сам регистратор Общества. В договоре с регистратором должно быть предусмотрено право руководителя регистратора без доверенности быть заявителем при регистрации в налоговом органе АО.
АО обязано не позднее пяти рабочих дней с даты его регистрации сообщить регистратору общества о внесении записи в ЕГРЮЛ, если руководитель регистратора не являлся заявителем при гос. регистрации общества в налоговом органе (п. 7 ст. 26.1 Закона о рынке ценных бумаг). После получения документа о гос. регистрации общества налоговым органом регистратор проводит операции, связанные с размещением акций при учреждении АО (п. 6 ст. 26.1 Закона о рынке ценных бумаг).
Не позднее 30 дней после завершения размещения акций регистратор общества должен представить в Банк России уведомление об итогах выпуска эмиссионных ценных бумаг, которое должно содержать информацию о фактическом количестве размещенных обществом акций п. 8 ст. 24, (п.п. 1, 2 ст. 25 Закона о рынке ценных бумаг).

Регистрации выпуска акций АО создаваемого путем реорганизации

Осуществление государственной регистрации выпуска акций ЦБ РФ, обязательно должно происходить до государственной регистрации Общества, создаваемого в результате реорганизации, а при осуществлении присоединения или выделения (разделения) с одновременным присоединением — до регистрации прекращения присоединяемого общества, т.е. до подачи документов на регистрацию реорганизации, указанных в ст. 14 ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» (п. 2 ст. 27.5-5. ФЗ «О рынке ценных бумаг»).
При этом решение ЦБ РФ о государственной регистрации выпуска акций вступает в силу с даты государственной регистрации реорганизации (п. 3 ст. 27.5-5. ФЗ «О рынке ценных бумаг»).
Сроки подачи документов на государственную регистрацию выпуска акций и срок их регистрации не изменились: документы должны быть представлены не позднее 3 месяцев с даты утверждения решения о выпуске акций, а сама регистрация занимает 1 месяц с даты подачи документов (пп. 1 п. 3 ст. 20 ФЗ «О рынке ценных бумаг»).
При государственной регистрации выпуска акций им присваивается индивидуальный государственный регистрационный номер, за исключением проведения реорганизации в форме выделения (разделения) с присоединением (слиянием), когда акциям присваивается идентификационный номер (3).
Размещение акций как и ранее осуществляется в день государственной регистрации реорганизации на основании решения о такой реорганизации (п. 1 ст. 24, п. 1 ст. 27.5-5. ФЗ «О рынке ценных бумаг»).


По окончанию процедуры реорганизации теперь Обществу необходимо не позднее 30 дней после завершения размещения акций представить в ЦБ РФ отчет об итогах выпуска акций (ст. 25 ФЗ «О рынке ценных бумаг»), который должен быть утвержден общим собранием акционеров Общества, зарегистрированного в результате реорганизации, и подписан его директором. Отчет об итогах выпуска акций регистрируется ЦБ РФ на основании заявления эмитента в течение 14 дней.
При регистрации отчета об итогах выпуска ЦБ РФ проводит аннулирование неразмещенных акций и осуществляет проверку количества выпущенных эмитентом акций с количеством всех акций, перечисленных на лицевые счета акционеров.

Процедура эмиссии акций, размещаемых при создании акционерного общества путем реорганизации:

  • Принятие решения о размещении акций (решение о реорганизации);
  • Утверждение решения о выпуске ценных бумаг;
  • Государственная регистрация выпуска акций;
  • Размещение акций (датой размещения является дата государственной регистрации акционерного общества, созданного путем реорганизации (ст. 24 ФЗ «О рынке ценных бумаг»));
  • Государственная регистрация отчета об итогах выпуска ценных бумаг (документы для государственной регистрации отчета об итогах выпуска должны быть представлены в регистрирующий орган не позднее 30 дней с даты государственной регистрации акционерного общества, созданного путем реорганизации).

Следует отметить, что согласно ст. 4 Гражданского кодекса РФ данные изменения не имеют обратной силы и применяются только к правам и обязанностям, возникшим после введения их в действие. То есть, если АО созданное путем реорганизации, зарегистрировано до 02.07.2013 г., то государственная регистрация выпуска его акций осуществляется в старом порядке. Если же АО создано 02.07.2013 или позднее, то государственная регистрация выпуска акций должна осуществляться по новым правилам.

Наши услуги по регистрации акционерных обществ ПАО\НАО

Поделиться в социальных сетях:

Добавить комментарий