Кто руководит внешней политикой?

Текст Ст. 86 Конституции РФ в действующей редакции на 2020 год:

Президент Российской Федерации:

а) осуществляет руководство внешней политикой Российской Федерации;

б) ведет переговоры и подписывает международные договоры Российской Федерации;

в) подписывает ратификационные грамоты;

г) принимает верительные и отзывные грамоты аккредитуемых при нем дипломатических представителей.

Комментарий к Ст. 86 Конституции Российской Федерации

Президент Российской Федерации в качестве Главы государства представляет Российскую Федерацию внутри страны и в международных отношениях, определяет основные направления внутренней и внешней политики государства.

В развитие упомянутых полномочий комментируемая статья Конституции детализирует полномочия Президента Российской Федерации в данной сфере. Так, осуществляя внешнеполитические функции, Президент Российской Федерации несет конституционную ответственность за выполнение международных обязательств Российской Федерации.

В соответствии с п. «а» комментируемой статьи Конституции РФ Президент страны осуществляет руководство внешней политикой Российской Федерации. Реализуя это полномочие, Президент в сотрудничестве с парламентом разрабатывает стратегию внешнеполитической деятельности, основные ее направления. Он непосредственно руководит выполнением намеченного курса, инструктирует и контролирует Министерство иностранных дел, другие органы исполнительной власти, к компетенции которых относится реализация того или иного аспекта внешнеполитической деятельности.

Президент ведет переговоры и подписывает международные договоры РФ согласно п. «б» комментируемой статьи. Как Глава государства, Президент осуществляет высшее представительство в международных отношениях. Он устанавливает прямые контакты с руководителями государств, ведет переговоры с ними, посещает международные организации и т.д.

В соответствии с нормами Федерального закона от 15 июля 1995 г. N 101-ФЗ «О международных договорах Российской Федерации» (с посл. изм. и доп.)*(437) Президент Российской Федерации как Глава государства представляет Российскую Федерацию в международных отношениях и в соответствии с Конституцией Российской Федерации и международным правом ведет переговоры и подписывает международные договоры Российской Федерации без необходимости предъявления полномочий.

Полномочия на ведение переговоров и на подписание указанных договоров оформляются от имени Президента Российской Федерации Министерством иностранных дел Российской Федерации. Оформление полномочий означает выдачу Министерством иностранных дел России специального документа, подтверждающего право данного лица вести переговоры и подписывать договор, либо, применительно к межведомственным договорам, выдачу такого документа руководителем ведомства.

Основанием для выдачи полномочий МИД является решение, принятое Президентом в соответствии с упомянутым Законом, в котором указывается, кому поручено вести переговоры и подписать договор. Без такого решения МИД не оформляет полномочия. При этом полномочия могут быть выданы (в зависимости от содержания решения) только на проведение переговоров, или на проведение переговоров и подписание договора, или только на подписание договора.

Согласно подп. «в», «г» комментируемой статьи, Президент подписывает ратификационные грамоты, принимает верительные и отзывные грамоты аккредитуемых при нем дипломатических представителей.

При Президенте аккредитуются дипломатические представители, он назначает и отзывает дипломатических представителей Российской Федерации в иностранных государствах и международных организациях. В рамках выполнения упомянутых полномочий Президентом изданы Указы от 28 августа 2001 г. N 1080 (с изм. от 29 марта 2008 г.) «О денежном вознаграждении лиц, замещающих государственные должности Российской Федерации в дипломатических представительствах и представительствах Российской Федерации при международных организациях (в иностранных государствах)»*(438), от 7 сентября 1999 г. N 1180 «Об утверждении Положения о Чрезвычайном и Полномочном После Российской Федерации в иностранном государстве»*(439).

Президент Российской Федерации:

а) осуществляет руководство внешней политикой Российской Федерации;

б) ведет переговоры и подписывает международные договоры Российской Федерации;

в) подписывает ратификационные грамоты;

г) принимает верительные и отзывные грамоты аккредитуемых при нем дипломатических представителей.

Комментарий к Статье 86 Конституции РФ

Осмысление нормативного содержания комментируемой статьи невозможно без учета всего комплекса положений Конституции, составляющих основы конституционного статуса Президента, прежде всего ст. 80, согласно которой Президент является главой государства и в этом качестве является его личностной персонификацией, определяет основные направления его внутренней и внешней политики и представляет Федерацию внутри страны и в международных отношениях. В частности, участие Президента в международных отношениях основывается на том, что он в отношениях с иными государствами и другими субъектами международного права действует в качестве суверена, выступающего от имени Российской Федерации и обладающего соответствующими прерогативами. Причем государство в данном контексте понимается не как система федеральных органов государственной власти, а в самом широком смысле этого слова, как это закреплено в ст. 1 Конституции РФ. При этом функции главы государства не ограничены субъектами, в отношениях с которыми эти функции проявляются.

Отсюда следует по меньшей мере три вывода, имеющих существенное значение для интерпретации нормативного содержания комментируемой статьи: во-первых, Президент является носителем как материальной власти в сфере внешней политики, так и органом, формирующим внешнюю политику Российского государства и контролирующим ее осуществление иными органами и должностными лицами; во-вторых, Россия, будучи федерацией, тем не менее является единым субъектом международного права; в-третьих, Российское государство в сфере внешних сношений «говорит одним голосом». В конечном счете речь идет о конституировании принципа единства внешней политики РФ и его организационных и материально-правовых гарантиях.

В связи с последним замечанием следует иметь в виду, что Конституция отнесла внешнюю политику и международные отношения, международные договоры, вопросы войны и мира именно к ведению Российской Федерации (п. «к» ст. 71). Причем именно федеративное устройство России обусловило принятие Федерального закона от 04.01.1999 N 4-ФЗ «О координации международных и внешнеэкономических связей субъектов Российской Федерации». Кроме того, действует Указ Президента РФ от 12.03.1996 N 375 «О координирующей роли Министерства иностранных дел Российской Федерации в проведении единой внешнеполитической линии Российской Федерации».

А. Глава государства, действующий во внешней политике в качестве суверена, осуществляет универсальное представительство государства и не нуждается в подтверждении своих полномочий — весьма обширных по кругу и значительных по весомости. В частности, согласно п. «а» комментируемой статьи Президент осуществляет руководство внешней политикой Российской Федерации. Основы внешней политики, как и ее общие направления, излагаются в ежегодном послании Президента Федеральному Собранию. Президент утверждает военную и внешнеполитическую доктрины. После консультаций с соответствующими комитетами или комиссиями палат Федерального Собрания он назначает дипломатических представителей в иностранных государствах и международных организациях. Ему принадлежат значительные полномочия как Верховному Главнокомандующему, в том числе применение Вооруженных Сил в порядке самообороны, объявление нейтралитета, заключение перемирия и др.

При этом содержание полномочия Президента по осуществлению руководства внешней политикой требует широкого взгляда на саму проблему; оно конкретизируется федеральным законодателем, актами самого главы государства, сложившимися в международных отношениях обычаями и действующими международными договорами, внутригосударственной практикой и т.п. В частности, руководство внешней политикой означает определение целей и задач внешнеполитического курса Российской Федерации. Оно также включает непосредственную реализацию этих целей и задач самим главой государства. Глава государства устанавливает компетенцию федеральных органов исполнительной власти, уполномоченных осуществлять внешнюю политику.

Он непосредственно руководит ими и осуществляет контроль за их деятельностью. При этом из взаимосвязанных положений ст. 80, 86 и ряда иных положений Конституции с очевидностью вытекает, что Президент должен располагать всей информацией обо всех действиях в международной сфере и в любой момент может взять на себя реализацию внешнеполитических функций, включая заключение межправительственных и межведомственных соглашений.

Таким образом, интеграционная и координационная функции главы государства в силу особенностей внешней политики и статуса самого Президента в данной сфере проявляются особенно отчетливо. В частности, полномочия Правительства в международной сфере определены Конституцией в самой общей форме: оно осуществляет меры по обеспечению «реализации внешней политики» (п. «д» ч. 1 ст. 114). Это означает, что Правительство осуществляет курс внешней политики, определяемый главой государства. Эти полномочия конкретизированы Законом о Правительстве РФ. Так, согласно его ст. 21 Правительство осуществляет меры по реализации внешней политики, обеспечивает представительство страны в других государствах и международных организациях, в пределах своих полномочий заключает международные договоры и обеспечивает выполнение обязательств по международным договорам, наблюдает за выполнением договоров другими участниками, защищает российских граждан за пределами территории РФ, выполняет некоторые другие функции.

При этом ст. 32 указанного Закона руководство МИД России (как и некоторыми другими) возлагает непосредственно на Президента. Это обусловлено тем, что МИД России по существу является федеральным органом исполнительной власти, обеспечивающим реализацию конституционной функции главы государства в сфере внешней политики. Именно этим предопределены задачи Министерства, предусмотренные утвержденным Указом Президента РФ от 11.07.2004 N 865 (в ред. от 06.09.2008) Положением о МИД России:

1) разработка общей стратегии внешней политики РФ и представление соответствующих предложений Президенту;

2) реализация внешнеполитического курса России в соответствии с Концепцией внешней политики РФ, утвержденной Президентом;

3) обеспечение дипломатических и консульских отношений РФ с иностранными государствами, сношений с международными организациями;

4) обеспечение дипломатическими и международно-правовыми средствами защиты суверенитета, безопасности, территориальной целостности РФ, других ее интересов на международной арене;

5) защита дипломатическими и международно-правовыми средствами прав, свобод и интересов граждан и юридических лиц РФ за рубежом;

6) содействие взаимодействию органов исполнительной власти с органами законодательной и судебной власти на федеральном уровне и уровне субъектов РФ в целях обеспечения участия этих органов, их должностных лиц в международной деятельности, соблюдения принципа единства внешней политики РФ и реализации ее международных прав и обязательств;

7) координация международной деятельности других федеральных органов исполнительной власти и международных связей органов исполнительной власти субъектов РФ в целях проведения единой политической линии РФ в отношениях с иностранными государствами, международными организациями и реализации международных прав и обязательств РФ;

8) содействие развитию связей и контактов с соотечественниками, проживающими за рубежом.

МИД России реализует и ряд иных полномочий по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в установленной сфере деятельности.

В качестве специализированных органов внешних сношений выступают также другие министерства и государственные органы. Например, Закон о международных договорах РФ наделяет Генеральную прокуратуру полномочием осуществлять прямые связи с соответствующими органами других государств и международными организациями, заключать соглашения по вопросам правовой помощи и борьбы с преступностью (ст. 2). В Положении о Министерстве юстиции РФ предусмотрено, что оно заключает международные договоры РФ межведомственного характера по вопросам, относящимся к его компетенции. В международных отношениях по вопросам своей компетенции участвуют и другие министерства.

Парламент часто не относят к числу органов внешних сношений. Но в определении и осуществлении внешней политики он играет существенную роль. Парламент ратифицирует международные договоры РФ. Конституция специально оговаривает, что к его полномочиям относятся принятие федеральных законов по вопросам войны и мира, решение вопроса о возможности использования Вооруженных Сил РФ за рубежом. Парламент вправе поддерживать межпарламентские связи, значение которых весьма существенно*(979).

Б. Согласно п. «б» комментируемой статьи Президент ведет переговоры и подписывает международные договоры РФ. Из монопольного права Президента на представительство Российской Федерации как особой международно-правовой личности во всей системе международно-правовых отношений вытекает, что для ведения переговоров и подписания международных договоров РФ он не нуждается в каких-либо дополнительных полномочиях, понимаемых в данном случае в качестве юридических прерогатив главы государства, составляющих существенный элемент его конституционно- и международно-правового статуса; они указаны непосредственно в Конституции и подтверждены практикой международных отношений — обычной и договорной.

Переговоры между заинтересованными в заключении договора сторонами являются основным методом подготовки текста договора. Они могут проходить по обычным дипломатическим каналам, в рамках международных конференций и международных организаций, могут вестись главой государства лично или по его поручению другими лицами, в этом случае наделяемыми специальными полномочиями.

С учетом сложившейся в течение столетий практики и Венской конвенции о праве международных договоров 1969 г. ст. 12 Закона о международных договорах РФ устанавливает, что Президент, Председатель Правительства и министр иностранных дел ex officio ведут переговоры и подписывают международные договоры РФ без предъявления полномочий. Федеральный министр, руководитель иного федерального органа исполнительной власти в пределах своей компетенции вправе вести переговоры и подписывать международные договоры РФ межведомственного характера также без предъявления полномочий.

Глава дипломатического представительства РФ в иностранном государстве или глава представительства РФ при международной организации вправе вести переговоры в целях принятия текста международного договора между Российской Федерацией и государством пребывания или в рамках данной международной организации без предъявления полномочий.

Президент может вести переговоры лично либо назначить для их ведения определенное лицо или лиц. В связи с этим указанный Закон в ст. 13 устанавливает, что полномочия на ведение переговоров и на подписание международных договоров РФ предоставляются:

а) в отношении договоров, заключаемых от имени РФ, — Президентом; по вопросам, относящимся к ведению Правительства, — Правительством РФ. Полномочия на ведение переговоров и на подписание указанных договоров оформляются от имени Президента либо от имени Правительства МИД России;

б) в отношении договоров, заключаемых от имени Правительства, — Правительством. Полномочия на ведение переговоров и на подписание указанных договоров оформляются от имени Правительства МИД России;

в) в отношении договоров межведомственного характера — федеральным министром, руководителем иного федерального органа исполнительной власти.

В данном смысле полномочия представляют собой особые документы, подтверждающие право специально на то уполномоченных лиц, в которых оговариваются пределы их компетенции; в противном случае действия этих лиц не будут иметь юридического значения.

Подписание международного договора является наиболее распространенным способом выражения согласия на его обязательность, если, однако, в дальнейшем он не подлежит ратификации. В последнем случае подписание является формой установления аутентичности текста договора. Глава государства в силу п. «б» комментируемой статьи вправе подписать любой международный договор РФ. В этом смысле для него нет формальных ограничений, хотя в действительности он подписывает часть наиболее важных договоров, заключаемых от имени РФ и по вопросам, не относящимся к ведению Правительства или федеральных органов исполнительной власти.

В международных отношениях выработан ряд правил, регламентирующих процедуру подписания договоров. В частности, подписи представителей государств под двусторонним договором располагаются друг против друга или одна под другой. При этом действует принцип альтерната, т.е. чередования или поочередного старшинства: в экземпляре договора, предназначенном для данного договаривающегося государства, название этого государства, подписи его уполномоченных, печати, а также текст договора на языке данного государства помещаются на первом месте. Оно призвано отражать принцип суверенного равенства государств.

Что же касается многосторонних договоров, подписи представителей государств располагаются одна под другой, в алфавитном порядке названий государств на том языке, о котором договорились участники.

В. Согласно п. «в» комментируемой статьи Президент подписывает ратификационные грамоты. Ратификация — это утверждение международного договора уполномоченным на то органом государственной власти, т.е. выражение государством согласия на обязательность для него договора. Такое утверждение выражается в двух различных актах, относящихся к двум различным правовым системам: внутригосударственном — федеральном законе о ратификации и международно-правовом — ратификационной грамоте, подписываемой Президентом.

Венская конвенция о праве международных договоров устанавливает, что согласие государства на обязательность для него договора выражается ратификацией, если: а) договор предусматривает, что такое согласие выражается ратификацией; б) участвующие в переговорах государства договорились о необходимости ратификации; в) представитель государства подписал договор под условием ратификации; г) намерение государства подписать договор под условием ратификации вытекает из полномочий его представителя или было выражено во время переговоров. Отсюда следует, что международное право не устанавливает, какие договоры подлежат обязательной ратификации. Это определяется национальным правом государств, но может определяться и условиями самого договора. В частности, ст. 15 Закона о международных договорах РФ устанавливает, какие международные договоры РФ подлежат ратификации (см. комментарий к ст. 106).

В соответствии с Конституцией ратификация международных договоров осуществляется в форме федерального закона, принимаемого Государственной Думой. Принятый Госдумой Федеральный закон подлежит обязательному рассмотрению Советом Федерации и в случае одобрения им направляется на подпись Президенту. Закон о ратификации договора подлежит опубликованию.

Предложения о ратификации вносятся Президентом или Правительством в зависимости от того, кем были приняты решения о подписании. Предложение о ратификации международного договора должно содержать заверенную копию официального текста международного договора, обоснование целесообразности его ратификации, определение соответствия договора законодательству РФ, а также оценку возможных финансово-экономических и иных последствий ратификации. Депутаты Госдумы и члены Совета Федерации при обсуждении проекта международного договора, подлежащего ратификации, не вправе предлагать изменения аутентичного текста договора, делать к нему дополнения. Но они могут предлагать оговорки и заявления к многосторонним договорам, сохраняя неизменным ранее согласованный аутентичный текст.

На основании федерального закона о ратификации международного договора РФ составляется ратификационная грамота, которая подписывается Президентом и скрепляется его печатью и подписью министра иностранных дел*(980).

Участники двустороннего договора обмениваются ратификационными грамотами, грамоты о ратификации многостороннего договора сдаются на хранение депозитарию данного договора. Этими актами государство выражает свое согласие на обязательность для него договора в международном плане. До совершения этих действий согласие государства на обязательность договора считается не выраженным, а лишь заявленным как намерение.

В ратификационной грамоте обычно указываются орган, ратифицировавший договор, наименование ратифицированного договора, место и дата его подписания. Основная часть грамоты содержит полные тексты договора, заявлений и оговорок, если таковые были приняты, а также при их наличии — всех приложений, актов, схем, планов и дополнительных соглашений, составляющих международный договор. В заключительной части грамоты содержится заверительная формула о том, что данный договор будет применяться добросовестно. Здесь же ставится подпись и печать главы государства, скрепляемая подписью министра иностранных дел (контрасигнатура).

Г. Согласно п. «г» комментируемой статьи Президент принимает верительные и отзывные грамоты аккредитуемых при нем дипломатических представлений. Установление дипломатических отношений осуществляется по соглашению государств. При этом установление дипломатических отношений не всегда влечет за собой учреждение представительства и обмен дипломатическими представителями.

Вручение верительной грамоты является завершающей частью процедуры назначения и принятия дипломатического представителя, называемой аккредитацией или аккредитованием. До официального назначения главы представительства государство должно получить согласие страны пребывания на назначение именно данного лица в соответствующем качестве (агреман). Страна пребывания может отказать в агремане без объяснения мотивов отказа. После получения агремана глава представительства становится persona grata (желательным лицом), и только после этого осуществляется его назначение, а глава представительства получает верительную грамоту, т.е. полномочие общего характера. Верительная грамота — документ, который выдается главам иностранных дипломатических представительств в ранге чрезвычайных и полномочных послов или посланников для удостоверения их представительского характера и аккредитования. Грамота выдается и подписывается главой посылающего государства, скрепляется подписью министра иностранных дел. Грамота адресуется главе Российского государства. В ней указываются имя и фамилия дипломатического представителя, а также его дипломатический ранг, определяемый по соглашению между МИД России и дипломатическим ведомством иностранного государства; подтверждаются полномочия представлять интересы его государства в Российской Федерации; содержится просьба верить его словам и действиям. Процесс аккредитации завершается вручением верительной грамоты Президенту, и с этого момента глава представительства юридически приступает к исполнению своих функций.

Миссия дипломатического представителя может быть завершена по инициативе его государства (отставка, болезнь, новое назначение). В этом случае Президенту главой государства, дипломатический представитель которого отзывается, направляется отзывная грамота. В отзывной грамоте Президент уведомляется о факте отзыва дипломатического представителя; в ней выражается мнение о том, что его деятельность содействовала поддержанию и развитию отношений между Российской Федерацией и страной, которую он представлял.

Отзывная грамота вручается Президенту вновь назначенным дипломатическим представителем одновременно с его верительными грамотами. Отзывные грамоты оформляются по той же форме, что и верительные грамоты.

Миссия главы дипломатического представительства может быть завершена и по инициативе Российского государства в случае его объявления persona non grata (нежелательным лицом). Для этого должны быть достаточно серьезные основания. Что же касается прекращения деятельности всего представительства, основаниями для этого могут явиться прекращение дипломатических отношений, состояние войны, прекращение существования государства-контрагента.

Последняя редакция Статьи 86 Конституции РФ гласит:

Президент Российской Федерации:

а) осуществляет руководство внешней политикой Российской Федерации;

б) ведет переговоры и подписывает международные договоры Российской Федерации;

в) подписывает ратификационные грамоты;

г) принимает верительные и отзывные грамоты аккредитуемых при нем дипломатических представителей.

Комментарий к Ст. 86 КРФ

а) В рамках конституционных полномочий, определенных п. «а» настоящей статьи, Президент помимо других полномочий наделяется обязанностью осуществлять руководство внешней политикой и представлять государство в отношениях с иностранными государствами и другими участниками международных отношений, что можно считать также исторически сложившимся международным обычаем. Полномочие Президента в области руководства иностранными делами было подтверждено статьей 32 ФКЗ «О Правительстве Российской Федерации».

Представление Президентом своего государства во внешних обусловлено его статусом главы государства. Это вытекает из п. 4 ст. 80 Конституции, в котором записано: «Президент Российской Федерации как глава государства представляет Российскую Федерацию внутри страны и в международных отношениях».

Президенту поручается руководство внешней политикой РФ, т.е. проведение общего курса государства в международных отношениях. К сожалению, в Конституции нет положений, прямо определяющих цели и принципы внешнеполитической деятельности. Таким образом, статья 86 Конституции возлагает исключительно на Президента ответственность по разработке и защите внешнеполитических интересов России.

Полномочия Президента по руководству и участию в ее осуществлении состоят в том, что он представляет и утверждает концепцию внешней политики, хотя это прямо не предусмотрено Конституцией, ведет переговоры и подписывает договоры и ратификационные грамоты, принимает верительные и отзывные грамоты (п. «б»-«г» комментируемой статьи). Президент обращается с ежегодным посланием к Федеральному Собранию, где затрагиваются вопросы внешней политики.

Важнейшим инструментом внешней политики является дипломатическая деятельность самого Президента и других уполномоченных на то должностных лиц, осуществляемая в различных формах, сложившихся в международной практике. Это официальные и неофициальные визиты, переговоры на высшем уровне, дипломатические конференции, совещания и встречи глав государств, участие в работе международных организаций, дипломатическая переписка, обмен мнениями и т.д.

Выбор конкретных средств достижения внешнеполитических целей и осуществления внешней политики требует гибкости, учета в каждом случае конкретных обстоятельств и подчас не может регулироваться формальными законодательными предписаниями.

В Администрации Президента создано специальное Управление по внешней политике (Указ Президента РФ «Об утверждении Положения об Управлении Президента Российской Федерации по внешней политике» от 29 июня 2004 г.). Основными задачами этого органа являются содействие Президенту в определении основных направлений внешней политики государства, участие в разработке общей стратегии внешней политики государства, обеспечении реализации Президентом его полномочий по руководству внешней политикой государства. Помимо этого в Положении перечисляются функции по аналитической работе, участию в нормотворческом процессе, контроль за выполнением решений Президента и многие другие вопросы.

В качестве руководителя внешней политики Президент с помощью созданного аппарата осуществляет контроль за деятельностью Министерства иностранных дел, других органов исполнительной власти, к компетенции которых относится тот или иной аспект внешнеполитической деятельности, дает поручения о перспективной разработке мероприятий в сфере межгосударственных отношений, направленных на достижение целей внешнеполитического курса Российской Федерации, и т.д.

Рациональное проведение выработанного политического курса предполагает необходимость тесного сотрудничества Президента с органами законодательной и исполнительной власти. Направления такого сотрудничества определяются, в частности, Концепцией внешней политики Российской Федерации, утвержденная (РГ. 2000. 11 июля). Совет Федерации и Государственная Дума участвуют во внешнеполитической деятельности посредством проведения законодательной работы по обеспечению внешнеполитического курса и выполнению международных обязательств.

Совет Безопасности концентрирует работу по подготовке решений Президента в области обеспечения безопасности и контролю за их исполнением. Основная задача Министерства иностранных дел состоит в непосредственной реализации утвержденного Президентом РФ внешнеполитического курса и координации внешнеполитической деятельности федеральных органов исполнительной власти.

Согласно Концепции, субъекты Федерации развивают свои международные связи в соответствии с Конституцией и ФЗ от 4 января 1999 г. «О координации международных и внешнеэкономических связей субъектов Российской Федерации».

Со своей стороны Правительство осуществляет меры по обеспечению реализации внешней политики России (см. комм. к п. «д» ст. 114).

б) В соответствии с п. «б» комментируемой статьи Президент ведет переговоры и подписывает международные договоры РФ.

Полномочия главы государства вести переговоры и подписывать международные договоры признано в праве международных договоров. Согласно п. 2 «а» ст. 7 Венской конвенции о праве международных договоров глава государства в силу его функции и без необходимости специального предъявления полномочий считается лицом, представляющим свое государство при совершении всех действий, относящихся к заключению договоров.

Тем не менее законодатель счел необходимым инкорпорировать эту норму международного права в национальное законодательство. Так, в ч. 1 ст. 12 ФЗ «О международных договорах Российской Федерации» записано, что Президент РФ как глава государства в соответствии с Конституцией и международным правом ведет переговоры и подписывает международные договоры РФ без необходимости предъявления полномочий.

Подписание Президентом международного договора может иметь двоякое юридическое значение. В одних случаях подписание выступает промежуточной стадией заключения международного договора, требующего, например, последующей ратификации; в других случаях, когда стороны договора уславливаются о вступлении его в силу с момента подписания, оно является окончательной формой заключения договора. Однако следует заметить, что Президент вправе заключать только такие договоры в форме подписания, которые, согласно ФЗ о международных договорах, не требуют ратификации или утверждения.

в) Подписание ратификационных грамот является составной частью процедуры ратификации международных договоров. Подписывая ратификационную грамоту, Президент тем самым документально подтверждает факт выражения РФ согласия на обязательность для нее ратифицируемого международного договора.

Поскольку, согласно ст. 14 ФЗ о международных договорах, ратификация международных договоров осуществляется в форме федерального закона, то Президент может подписать ратификационную грамоту только по завершении всего законодательного процесса (принятие закона Государственной Думой о ратификации, рассмотрения его Советом Федерации и подписания самим Президентом). Согласно ст. 18 названного Закона, именно на основании федерального закона о ратификации международного договора РФ Президент подписывает ратификационную грамоту, которая скрепляется его печатью и подписью министра иностранных дел.

Из текста Конституции не следует, что на Президента возлагается обязанность подписывать ратификационные грамоты в отношении всякого представленного ему международного договора. Неподписание Президентом ратификационной грамоты или федерального закона о ратификации по существу означает отказ от заключения договора или приостановление процесса заключения договора, что, однако, само по себе не может считаться нарушением международных обязательств.

Ратификационная грамота состоит из трех частей. Во вступительной части указывается, что международный договор ратифицируется Федеральным Собранием РФ, приводится наименование ратифицируемого договора, место и дата его подписания. Основная часть включает полный текст договора, оговорки к нему, тексты дополнительных соглашений и приложений, являющихся его неотъемлемой частью международного акта.

Ратификационная грамота заканчивается торжественным заявлением о том, что данный договор будет точно и неуклонно соблюдаться. Подписанные и заверенные ратификационные грамоты сдаются на хранение депозитарию многостороннего договора. При заключении двустороннего договора производится обмен ратификационными грамотами.

г) Согласно п. «г» комментируемой статьи, Президент принимает верительные и отзывные грамоты дипломатических представителей. Верительная грамота — это документ, который выдается главам иностранных дипломатических представительств в ранге чрезвычайных и полномочных послов или посланников для удостоверения их представительского характера и аккредитования. Грамота выдается и подписывается главой посылающего государства, скрепляется подписью министра иностранных дел. Грамота адресуется главе Российского государства. В ней указывается имя и фамилия дипломатического представителя, а также его дипломатический ранг, определяемый по соглашению между российским Министерством иностранных дел и дипломатическим ведомством иностранного государства; подтверждаются полномочия дипломатического представителя представлять интересы его государства в Российской Федерации; содержится просьба верить его словам и действиям.

Дипломатический представитель считается приступившим к выполнению своей миссии с момента вручения верительной грамоты.

Отзывная грамота направляется Президенту главой государства, дипломатический представитель которого отзывается. В отзывной грамоте Президент уведомляется о факте отзыва дипломатического представителя, в ней выражается мнение о том, что его деятельность содействовала поддержанию и развитию отношений между Российской Федерацией и страной, которую он представлял.

Отзывная грамота вручается Президенту вновь назначенным дипломатическим представителем одновременно с его верительными грамотами. Отзывные грамоты оформляются по той же форме, что и верительные грамоты.

Об утверждении Положения об Управлении Президента Российской Федерации по внешней политике

УКАЗ
ПРЕЗИДЕНТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Об утверждении Положения об Управлении Президента Российской Федерации по внешней политике

(с изменениями на 25 июля 2014 года)

1. Утвердить прилагаемое Положение об Управлении Президента Российской Федерации по внешней политике.

2. Признать утратившими силу:
Указ Президента Российской Федерации от 19 сентября 1997 года N 1039 «Об Управлении Президента Российской Федерации по внешней политике» (Собрание законодательства Российской Федерации, 1997, N 38, ст.4358);
Указ Президента Российской Федерации от 25 сентября 1999 года N 1275 «О внесении изменений в Положение об Управлении Президента Российской Федерации по внешней политике, утвержденное Указом Президента Российской Федерации от 19 сентября 1997 года N 1039» (Собрание законодательства Российской Федерации, 1999, N 39, ст.4592).

3. Настоящий Указ вступает в силу со дня его подписания.

Президент
Российской Федерации
В.Путин

Москва, Кремль
29 июня 2004 года
N 815

Положение об Управлении Президента Российской Федерации по внешней политике

УТВЕРЖДЕНО
Указом Президента
Российской Федерации
от 29 июня 2004 года N 815

(с изменениями на 25 июля 2014 года)

1. Управление Президента Российской Федерации по внешней политике (далее — Управление) является самостоятельным подразделением Администрации Президента Российской Федерации.

2. Управление в своей деятельности руководствуется Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, указами и распоряжениями Президента Российской Федерации, Положением об Администрации Президента Российской Федерации, распоряжениями Администрации Президента Российской Федерации, а также настоящим Положением.
Положение об Управлении утверждается Президентом Российской Федерации по представлению Руководителя Администрации Президента Российской Федерации.

3. Основными задачами Управления являются:
содействие Президенту Российской Федерации в определении основных направлений внешней политики государства;
участие в разработке общей стратегии внешней политики государства, обеспечении реализации Президентом Российской Федерации его полномочий по руководству внешней политикой государства;
информационно-аналитическое и организационное обеспечение деятельности Президента Российской Федерации и Руководителя Администрации Президента Российской Федерации по вопросам внешней политики государства и международных отношений;
обеспечение содержательной части внешнеполитических мероприятий с участием Президента Российской Федерации;
обеспечение взаимодействия Президента Российской Федерации и Руководителя Администрации Президента Российской Федерации с государственными органами иностранных государств и их должностными лицами, с зарубежными политическими и общественными деятелями, с международными и иностранными организациями;
подготовка предложений Президенту Российской Федерации по специальным вопросам международного сотрудничества, в том числе по вопросам военно-технического сотрудничества Российской Федерации с иностранными государствами (далее — военно-техническое сотрудничество).

4. Основными функциями Управления являются:
проработка материалов по вопросам внешней политики государства и международных отношений, в том числе по специальным вопросам международного сотрудничества, включая вопросы военно-технического сотрудничества, поступающих Президенту Российской Федерации, Руководителю Администрации Президента Российской Федерации и иным должностным лицам Администрации Президента Российской Федерации;
участие в пределах своей компетенции в подготовке и согласовании проектов указов, распоряжений, поручений и писем Президента Российской Федерации, а также в подготовке материалов для ежегодных посланий Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации и для его программных выступлений;
участие в подготовке проектов международно-правовых актов и решений по вопросам заключения и прекращения международных договоров Российской Федерации;
участие в пределах своей компетенции в осуществлении контроля за исполнением федеральных законов, указов, распоряжений и иных решений Президента Российской Федерации;
взаимодействие с Министерством иностранных дел Российской Федерации и другими федеральными органами исполнительной власти по вопросам планирования и подготовки содержательной части визитов Президента Российской Федерации за рубеж и визитов на высшем уровне в Российскую Федерацию зарубежных государственных деятелей, руководителей международных организаций;
взаимодействие с федеральными органами государственной власти по вопросам координации проводимых ими международных мероприятий с международными мероприятиями Президента Российской Федерации;
рассмотрение в пределах своей компетенции предложений Правительства Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти, поступающих Президенту Российской Федерации, по составам официальных делегаций Российской Федерации на переговорах с иностранными государствами и международными организациями, а также проектов директив и указаний на переговоры;
участие в пределах своей компетенции в подготовке предложений Президенту Российской Федерации по кадровым вопросам;
представление предложений Президенту Российской Федерации по подписанию верительных и отзывных грамот;
обеспечение координации международных мероприятий, проводимых Администрацией Президента Российской Федерации, и согласование вопросов о целесообразности международных контактов работников Администрации Президента Российской Федерации, включая их участие в международных мероприятиях на территории Российской Федерации и за рубежом, а также командирования работников Администрации Президента Российской Федерации за рубеж;
анализ и обобщение информации о внешнеполитической деятельности Президента Российской Федерации, федеральных органов государственной власти;
участие в подготовке предложений Президенту Российской Федерации по обеспечению граждан Российской Федерации объективной информацией о внешней политике государства;
подготовка во взаимодействии с другими самостоятельными подразделениями Администрации Президента Российской Федерации материалов для средств массовой информации о внешнеполитической деятельности Президента Российской Федерации и Администрации Президента Российской Федерации;
рассмотрение проектов нормативных правовых актов и иных документов, поступающих Президенту Российской Федерации, по специальным вопросам международного сотрудничества, в том числе по вопросам военно-технического сотрудничества, а также документов о назначении на должность и освобождении от должности лиц, непосредственно занимающихся специальными вопросами международного сотрудничества, включая вопросы военно-технического сотрудничества, или курирующих их в федеральных органах исполнительной власти;
подготовка предложений Президенту Российской Федерации по специальным вопросам международного сотрудничества, в том числе по обеспечению координации деятельности федеральных органов исполнительной власти по специальным вопросам международного сотрудничества, включая вопросы военно-технического сотрудничества;
участие в проработке практических вопросов военно-технического сотрудничества;
подготовка предложений Президенту Российской Федерации по совершенствованию порядка осуществления военно-технического сотрудничества и контроля за его соблюдением, а также по обеспечению координации деятельности федеральных органов исполнительной власти по вопросам военно-технического сотрудничества;
организация обеспечения деятельности Комиссии по вопросам военно-технического сотрудничества Российской Федерации с иностранными государствами;
оказание содействия самостоятельным подразделениям Администрации Президента Российской Федерации в части, касающейся международной деятельности.

5. Управление для осуществления своих задач и функций имеет право:
запрашивать и получать в установленном порядке необходимые материалы от самостоятельных подразделений Администрации Президента Российской Федерации, от федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, а также от организаций и должностных лиц;
пользоваться банками данных Администрации Президента Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти;
привлекать для осуществления отдельных работ ученых и специалистов, в том числе на договорной основе.

6. Управление при реализации своих функций взаимодействует с Аппаратом Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации, Аппаратом Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, Аппаратом Правительства Российской Федерации, аппаратами Конституционного Суда Российской Федерации, Верховного Суда Российской Федерации, с Генеральной прокуратурой Российской Федерации, со Следственным комитетом Российской Федерации, а также с федеральными органами исполнительной власти и органами государственной власти субъектов Российской Федерации.
(Пункт дополнен Указом Президента Российской Федерации от 21 октября 2008 года N 1510; в редакции, введенной в действие с 15 января 2011 года Указом Президента Российской Федерации от 14 января 2011 года N 38; в редакции, введенной в действие с 6 августа 2014 года Указом Президента Российской Федерации от 25 июля 2014 года N 529.

7. Информационное, документационное, правовое, материально-техническое, транспортное обеспечение деятельности Управления, а также социально-бытовое обслуживание его работников осуществляют Управление делами Президента Российской Федерации и соответствующие подразделения Администрации Президента Российской Федерации.

8. Руководство деятельностью Управления осуществляет начальник Управления Президента Российской Федерации по внешней политике (далее — начальник Управления), который назначается на должность и освобождается от должности Президентом Российской Федерации по представлению Руководителя Администрации Президента Российской Федерации.

9. Начальник Управления имеет заместителей начальника Управления.

10. Начальник Управления:
распределяет должностные обязанности между заместителями начальника Управления и начальниками департаментов;
вносит предложения о заключении от имени Администрации Президента Российской Федерации договоров с научно-исследовательскими организациями и специалистами на проведение работ по вопросам, находящимся в ведении Управления;
издает распоряжения по вопросам работы Управления.

11. Начальник Управления несет ответственность за выполнение задач, возложенных на Управление.

12. Заместители начальника Управления, начальники департаментов несут ответственность за выполнение возложенных на них обязанностей в соответствии с утвержденным начальником Управления распределением должностных обязанностей.

Редакция документа с учетом
изменений и дополнений подготовлена
АО «Кодекс»

Добавить комментарий