Кто является субъектом предупреждения преступлений?

Субъекты предупреждения преступности – гос. органы и общественные организации, должностные лица и граждане , целенаправленно осуществляющие на различных уровнях и масштабах соответственно меры , направленные на выявление и устранение причин преступности и условий , способствующих совершению преступлений .

1) субъекты общесоциальной профилактики – федеральные, региональные и местные органы власти и управления, общественные организации, не выполняющие непосредственные правоохранительные задачи .

2) а) государственные органы, выполняющие правоохранительные функции – МВД , ФСБ , прокуратура , суд , нал. полиция , таможня

б) государственно-общественные структуры, выполняющие правоохранительные функции – комиссии по делам несовершеннолетних

в) частные и общественные структуры, содействующие выполнению правоохранительных задач .

3) субъекты индивидуальной профилактики – сотрудники гос. правоохранительных органов , работники иных гос. органов и учреждений ; родители и лица , их заменяющие ; отдельные граждане .

Основную роль в предупреждении преступности играют правоохранительные органы . Среди правоохранительных органов центральными субъектами , которые занимаются предупреждением преступности , являются : прокуратура , суд , органы внутренних дел , ФСБ , Минюст .

Предупредительная роль суда применяет наказание как меру борьбы с преступностью , которое предусмотрено уголовным законом .

Предупреждение преступлений ОВД является видом деятельности служб , подразделений и сотрудников названных органов , осуществляемой в пределах компетенции по предотвращению и пресечению преступлений а административных правонарушений , выявлению причин и условий , способствующих их совершению , принятию мер к установлению данных обстоятельств , воздействию на лиц с устойчивым противоправным поведением с целью недопущения с их стороны преступных деяний .

Органы ФСБ осуществляют оперативно-розыскные мероприятия по выявлению , предупреждению , пресечению и раскрытию отдельного вида преступлений .

Предупредительная деятельность Минюста , исполняющего уголовные наказания – выявление причин и условий , способствующих совершению осужденными повторных преступлений , нарушений общественного порядка , трудовой дисциплины , и принятие мер по их устранению .

Международное сотрудничество в борьбе с преступностью.

Как и все иные направления сотрудничества государств — политическое, экономическое, по вопросам культуры, социальной политики, международная борьба с преступностью должна осуществляться на основе сложившихся в мире общепризнанных принципов международного права.

Основные принципы международного права образуют его «конституцию». Они представляют собой основополагающие и общепризнанные его нормы, обладающие высшей юридической силой. Все остальные нормы международного права и международные действия его субъектов, то есть государств, должны соответствовать положениям этих основных принципов.

Принципы международного права имеют универсальный характер и являются критериями законности всех остальных его норм. Когда-то эти основные принципы действовали в виде международных обычаев, однако, с принятием в 1945 году Устава ООН, в который они были включены, принципы международного права приобрели договорно-правовую форму.

В ст. 103 Устава ООН указывается, что в случае, если обязательства членов ООН по Уставу окажутся в противоречии с обязательствами по какому-либо другому международному договору, преимущественную силу имеют обязательства по Уставу.

Это положение Устава многие государства впоследствии включили в свои конституции. После распада СССР и Россия последовала этому правилу, закрепив его в п. 4 ст. 15 Конституции 1993 года.

В Уставе ООН 1945 года эти принципы только названы. Поэтому позднее был принят специальный документ с пространным названием — Декларация о принципах международного права, касающихся дружественных отношений и сотрудничества между государствами в соответствии с Уставом ООН, одобренная XXV сессией Генеральной Ассамблеи ООН 24 октября 1970 года. В этой Декларации было раскрыто содержание всех семи основных принципов.

Вот они:

  • неприменение силы и угрозы силой;

  • мирное разрешение международных споров;

  • суверенное равенство государств;

  • равноправие и самоопределение народов;

  • невмешательство во внутренние дела;

  • межгосударственное сотрудничество;

  • добросовестное выполнение государствами договорных обязательств (pacta sunt servanda).

Согласно Заключительному акту Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе, подписанному 1 августа 1975 года в Хельсинки главами государств и правительств европейских стран, а также США и Канады, к этим семи принципам были добавлены еще три, это:

  • целостность и неприкосновенность территории;

  • нерушимость государственных границ;

  • соблюдение прав и основных свобод человека.

Исследователи, занимавшиеся изучением вопросов сотрудничества государств в борьбе с преступностью, указывают, что кроме этих общих для всех направлений сотрудничества принципов, в сфере международной борьбы с преступностью государствами наработаны еще несколько специальных принципов.

Л.Н. Галенская, В.П. Зимин, В.П. Панови др. авторы называют неодинаковое число принципов и указывают их под разными названиями (сотрудничество осуществляется только в борьбе с общеуголовной преступностью):

  • неотвратимость ответственности за совершенное правонарушение;

  • двойная инкриминация преступности;

  • выполнения запрашиваемых действий по собственному национальному законодательству;

  • соблюдения прав и свобод человека;

  • невыдача собственных граждан;

  • отказ в сотрудничестве по делам политического, военного, расового и религиозного характера.

Государства строго придерживаются в своих отношениях по борьбе с общеуголовной преступностью и общих, и специальных принципов. Поэтому ниже будет дана краткая характеристика сначала основным принципам международного права, с которыми соприкасается вплотную сотрудничество государств в борьбе с общеуголовной преступностью, а затем такая же краткая характеристика будет дана специальным принципам, сложившимся в практике сотрудничества государств.

Что касается общего предупреждения преступности, то его субъекты — это практически все общество, все институты гражданского общества, государство в целом.

Задачи специального (специально-криминологического) предупреждения преступности решаются также множеством субъектов: государственных и негосударственных, специализированными и неспециализированными, различающимися по другим признакам. Круг этих субъектов определяется в законном порядке.

Субъекты предупреждения — это органы, должностные лица, негосударственные организации и граждане, оказывающие какое-либо воздействие на объект с целью предупреждения преступлений. Одни осуществляют предупреждение непринудительными методами, другие с использованием методов принуждения. В первую группу входят субъекты социальной профилактики, во вторую — субъекты мер безопасности, компенсации и наказания.

Один субъект может осуществлять несколько видов предупредительной деятельности. Так, например, участковый инспектор милиции одновременно реализует меры социальной профилактики, безопасности и ответственности. Но чаще всего имеет место специализация. По общему правилу, разные виды предупредительного воз-действия реализуют различные субъекты.

Субъекты социальной профилактики — это администрация и трудовые коллективы государственных и негосударственных органов, учреждений и организаций, творческие союзы и объединения по интересам, спортивные общества и отдельные граждане, которые оказывают какую-либо помощь гражданам, способствуют их успешной социализации, а следовательно, и предупреждению преступлений. Например, развивая интеллектуальные и физические способности подростка, клубы по интересам и спортивные секции тем самым занимаются социальной профилактикой. Одна из насущных проблем — активизации именно этого направления профилактики. Необходимы современные специализированные субъекты социальной профилактики: анонимные психолого-педагогические консультации, службы и телефоны доверия, групповые психологические тренинги и т.п. Особенно нужна специализированная инфраструктура социальной профилактики для несовершеннолетних и молодежи.

Суд, предварительное следствие, уголовный розыск, должностные лица, уполномоченные привлекать к ответственности, — это субъекты мер юридической ответственности — наказания.

Углубление специализации — историческая закономерность и необходимое условие совершенствования и предупредительной деятельности. Каждый должен заниматься своим делом. Совмещение разнохарактерных функций неэффективно. Оно полезно только в определенных случаях. Лучший вклад суда в предупреждение преступлений — это вынесение справедливого приговора. Увлечение, например, выездными заседаниями ради профилактической плюса, приводит к дополнительным издержкам, отвлекает суд от выполнения своих основных обязанностей. Администрация и трудовые коллективы строителей должны качественно строить жилье, суды и тюрьмы, вовремя выплачивать зарплату, а не заниматься «профилактикой”.

В этой связи требует специального обсуждения проблема участия общественности в деятельности по предупреждению преступности. В осуществлении социальной профилактики для этого нет никаких препятствий: любой трудовой коллектив, объединение или гражданин вправе помочь любому оступившемуся гражданину или трудному подростку. В подавляющем большинстве случаев для это-го не требуется какой-то специальной правовой основы. В соответствии с Законом РФ «Об общественных объединениях” граждане могут объединяться для защиты от преступных посягательств, в том числе и по месту жительства.

Другое дело, когда речь идет о мерах предупреждения, которые связаны с принуждением и вмешательством в сферу личной жизни. Здесь должны работать специально подготовленные и уполномоченные государством профессионалы. Иной подход чреват массовым нарушением конституционных прав и свобод, ущемлением чести и достоинства законопослушных граждан. Призыв общественности к специализированной деятельности по предупреждению преступности равносилен призыву человека с красной повязкой встать к токарному или слесарному станку.

Борьба с преступностью — это деятельность, связанная с немалым риском, особенно в настоящее время. В войне с криминалом гибнет большое число профессионалов. И нет никаких правовых и моральных оснований призывать неподготовленных людей даже к патрулированию улиц.

Сказанное не означает, что граждане не вправе прибегнуть к самозащите. Среди субъектов мер безопасности можно выделить: субъектов самозащиты, субъектов государственной охраны, субъектов ведомственной охраны и субъектов, предоставляющих услуги в сфере обеспечения безопасности. Субъекты самозащиты — это физические и юридические лица, использующие для защиты весь предусмотренный законодательством арсенал: от необходимой обороны до использования технических средств и услуг государственных и негосударственных детективных и охранных служб. Криминология: Учебник для вузов / Под общ. ред. А. И. Долговой. 3-е изд., перераб. и доп. М., 2007.

В соответствии с Федеральным законом от 27 мая 1996 года (ред. от 28.12.2010) «О государственной охране» для обеспечения безопасности Президента РФ, лиц, замещающих государственные должности, а также глав иностранных государств применяются меры предупреждения, которые осуществляют субъекты государственной охраны. Закондательство позволяет создавать и собственные службы безопасности, которые осуществляют ведомственную охрану объекта. В последнее десятилетие в России очень заметной стала деятельность субъектов, предоставляющих законные услуги в сфере обеспечения безопасности. Расширился спектр услуг, предоставляемых отделами вневедомственной охраны — специализированного подразделения органов внутренних дел, работающего на основе договоров с гражданами и организациями. На основе Закона РФ «О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации» от 11 марта 1992 года (в ред. от 01.07.2011г.) создана достаточно обширная сеть частных детективных, охранных предприятий и служб безопасности, которые оказывают услуги в обеспечении безопасности физических и юридических лиц.

Изменение функций существующих и появление новых субъектов предупреждения закономерно. Иначе и быть не может, ибо одно из правил социального управления гласит: «Чем выше степень соответствия субъекта объекту, тем эффективнее осуществляется управление той или иной системой. Задача научного управления состоит в том, чтобы возможно точнее воспроизвести в субъекте объект управления, в противном случае обеспечить нормальное функционирование общественной системы невозможно».

Распространение наркомании, терроризма, становление организованной преступности, выход российского криминалитета на международную арену и международная кооперация преступных элементов влечет за собой соответствующую специализацию субъектов, создание новых подразделений (налоговой полиции, подразделений по борьбе с незаконным оборотом наркотиков, с терроризмом и т.п.), а также создание межгосударственных субъектов предупреждения преступности. Криминология: Учебник / Под ред. Н. Ф. Кузнецовой, В. В. Лунеева. 2-е изд., перераб. и доп. М., 2004.

Специализация, о которой говорилось выше, имеет и негативные моменты, или, как говорят в медицине, побочные последствия. Часто субъект концентрируется исключительно на выполнении поставленной ему задачи, хотя она является промежуточной в достижении конечной цели — предупреждения преступности.

Подобные межведомственные комиссии созданы и на уровне субъектов Федерации. В Положениях, регламентирующих деятельность этих субъектов, помимо координации обычно предусматривается: разработка основных направлений стратегии, оценка эффективности, анализ и прогнозирование состояния преступности, обобщение практики, разработка и рассмотрение целевых программ, и другие очень полезные функции. Однако практика показывает, что этот субъект координации функционирует главным образом в режиме периодических заседаний, которые очень часто похожи на встречи «свадебных генералов”. Не имея собственного рабочего аппарата, независимой аналитической службы, такая структура в период между заседаниями не работает.

⇐ ПредыдущаяСтр 5 из 6

  1. А. Субъекты правоотношений и субъекты права.
  2. Вопрос 10. Коммерческие организации как субъекты предпринимательского права.
  3. Вопрос 19. Зимостойкость озимых. Причины гибели озимых и меры их предупреждения
  4. Вопрос 34. Производственный травматизм и меры его предупреждения
  5. Вопрос 5. Понятие и субъекты социального страхования
  6. Вопрос 6. Понятие и субъекты медицинского страхования
  7. Вопрос 7. Понятие и субъекты пенсионного страхования
  8. Вопрос 8. Граждане (физические лица) как субъекты предпринимательского права.
  9. Вопрос. Государственные и муниципальные образования как субъекты гражданских прав
  10. Выделяют индивидуальные и коллективные субъекты правоотношений.

Субъекты предупреждения — это органы, должностные лица, негосударственные организации и граждане, оказывающие какое-либо позитивное воздействие на объект с целью предупреждения преступлений и преступности.

Одни осуществляют предупреждение непринудительными методами, другие — с использованием методов принуждения. В первую группу входят субъекты социальной профилактики, во вторую — субъекты мер безопасности, компенсации и наказания.

Выделяют четыре уровня деятельности субъектов предупреждения преступности:

1. Международный уровень деятельности субъектов предупреждения преступности: 1.1. Органы профилактики в рамках СНГ: Совет министров иностранных дел; Координационный совет генеральных прокуроров; Совет министров внутренних дел; Совет руководителей органов безопасности и спецслужб; Совет командующих пограничными войсками; Координационный совет руководителей органов налоговых (финансовых) расследований; Совет руководителей таможенных служб государств-участников СНГ, Антитеррористический центр государств-участников СНГ, Бюро по координации борьбы с организованной преступностью и иными опасными видами преступлений на территории государств-участников СНГ.

Общесоциальные субъекты профилактики преступлений -органы представительной власти (Федеральное Собрание, законодательные собрания субъектов Федерации), государственные органы исполнительной власти (Президент РФ, Правительство РФ, министерства, комитеты, службы, администрации территориальных органов исполнительной власти), органы здравоохранения, учреждения образования, культурно-воспитательные учреждения, социального обслуживания и подчиненные им организации, учреждения и службы, решающие вопросы предупреждения преступлений в рамках своей общей компетенции.

Специальные субъекты– правоохранительные органы, организации, учреждения, подразделения органов внутренних дел (Координационно-методический совет МВД России по предупреждению преступлений и Координационно-методические советы в субъектах Российской Федерации, возглавляемые начальниками органов внутренних дел), прокуратуры, юстиции, адвокатуры, таможенные органы, органы федеральной службы безопасности, решающие вопросы предупреждения преступлений, включая применения мер принудительного характера, в рамках их компетенции по обеспечению законности, общественной и государственной безопасности, а также судебные органы, рассматривающие вопросы предупреждения преступлений в рамках своей компетенции по осуществлению правосудия (по материалам конкретных уголовных дел суды выносят частные определения об устранении причин и условий преступлений и о принятии мер в отношении граждан в связи с неправильным поведением на работе или в быту либо нарушением ими общественного долга, а также они контролируют принятие мер по ранее внесенным по этим же делам представлениям следователей). Формы профилактической деятельности судов: проведение выездных заседаний, привлечение представителей общественности к рассмотрению судебных дел, отчеты судей перед населением с освещением причин и условий преступлений, выступления судей в печати, по радио, участие в контроле за поведением условно осужденных и т. д.

В 2008 году следователями Следственного комитета при прокуратуре РФ проведена проверка 1 миллиона 200 тысяч сообщений о преступлениях. Одновременно в производстве следственных органов Следственного комитета находилось почти 213 тысяч уголовных дел, что составляет примерно три дела на одного следователя в месяц.

Органы юстиции участвуют в профилактике преступлений, посредством правовой пропаганды и правового воспитания, обобщений экспертной практики и разработки на этой основе предложений, направленных на совершенствование мер специальной профилактики, правовой всеобуч населения, организационное и методическое обучение правового воспитания в учебных заведениях.

Адвокатура, являясь общественной организацией, входит в систему юстиции. Работая по уголовным делам в ходе следствия и судебного заседания, адвокаты содействуют выявлению причин и условий преступлений (в рамках основной задачи — защиты). Обслуживая юридические учреждения и предприятия, адвокаты оказывают помощь должностным лицам, предупреждая возможность совершения ими правонарушений. Члены коллегий адвокатов консультируют по вопросам применения права граждан, выступают с лекциями, проводят беседы, оказывают юридическую помощь.

Федеральная служба безопасностив пределах предоставленной ей компетенции предупреждает особо опасные государственные преступления, взаимодействуя в этой работе с органами внутренних дел и прокуратуры, участвует в общепрофилактических мероприятиях (беседы, лекции), используют в этих же целях возможности средств массовой информации.

Федеральная служба финансового мониторинга (Росфинмониторинга).

Таможенные органы осуществляют контроль за перемещением товаров и услуг через границу, своевременной и полной уплатой таможенных пошлин.

Например, развивая интеллектуальные и физические способности подростка, клубы по интересам и спортивные секции тем самым занимаются социальной профилактикой. Одна из насущных проблем — активизации именно этого направления профилактики. Необходимы современные специализированные субъекты социальной профилактики: анонимные психолого-педагогические консультации, службы и телефоны доверия, групповые психологические тренинги и т.п. Особенно нужна специализированная инфраструктура социальной профилактики для несовершеннолетних и молодежи.

В структуре МВД России действует — Координационно — методический совет МВД России по предупреждению преступлений. Совет образован для совершенствования и координации работы структурных подразделений Министерства внутренних дел Российской Федерации, МВД, ГУВД, УВД субъектов Российской Федерации, УВДТ, УВД (ОВД) УРО МВД России, методического обеспечения их профилактической деятельности. Совет разрабатывает и вносит на рассмотрение руководства МВД России предложения по повышению эффективности профилактической деятельности органов внутренних дел, ее методическому и нормативному правовому обеспечению, а также проектов управленческих решений и информационно — аналитических материалов по рассматриваемым Советом вопросам. Вырабатывает рекомендации и меры по укреплению взаимодействия между органами внутренних дел и органами исполнительной власти, органами местного самоуправления, предприятиями, учреждениями, организациями, общественными объединениями в сфере предупреждения преступлений. Заседания Совета проводятся по мере необходимости, но не реже одного раза в квартал.

Органы внутренних дел проводят оперативно-профилактические мероприятия «Вихрь-Антитеррор», «Арсенал», «Пассажир», «Розыск», «Нелегал», «Светофор», «Пригородный поезд», «Медь», «Линза», «Преграда» и др. При осуществлении надзора за дорожным движением сотрудниками подразделений дорожно-патрульной службы ГИБДД, особенно на контрольных постах милиции и стационарных постах ДПС, осуществляют досмотровые мероприятия транспортных средств с использованием имеющихся автоматизированных баз криминальных учетов АИПС «Автопоиск», «Документ», «ФР-Оповещение», «Оружие» и других, позволяющих выявлять и задерживать похищенный автотранспорт и лиц, находящихся в розыске. Используют информационно-поисковую систему (АИПС «Розыск») обеспечивающую реализацию оперативного доступа в банки данных по телефонным и телеграфным каналам связи непосредственно с постов милиции.

В рамках милиции общественной безопасности профилактическую деятельность реализуют участковые инспектора милиции, подразделения по делам несовершеннолетних.

Участковые инспектора милиции:

1) проводят ежемесячно анализ оперативной обстановки на обслуживаемых участках;

2) вносят предложения по повышению эффективности профилактической работы на обслуживаемых участках, а также по расстановке патрульно — постовых нарядов милиции;

3) осуществляют контроль за своевременным принятием мер руководителями организаций по устранению условий, способствовавших совершению правонарушений, изложенных в рекомендациях, направленных в их адрес;

4) выявляют среди населения обслуживаемого участка лиц, допускающих противоправное поведение, организаторов и содержателей притонов для потребления наркотических средств и психотропных веществ, обеспечивают своевременное принятие к ним профилактических мер, постановку таких лиц на профилактический учет в целях последующего контроля за их поведением;

5) осуществляют инициативное выявление и документирование преступлений, квалифицируемых по статьям 115, 116, 117, 119, 150, 151, ч. 1 и 2 ст. 213, ч. 1 и 4 ст. 222 УК РФ, в целях предупреждения тяжких и особо тяжких преступлений против жизни и здоровья, общественной безопасности и общественного порядка, семьи и несовершеннолетних;

6) отчитываются не реже одного раза в квартал перед населением о состоянии правопорядка на обслуживаемой территории и личном вкладе в осуществление мер по предупреждению преступлений;

7) привлекают население обслуживаемого участка, общественные объединения правоохранительной направленности, граждан и частные охранные предприятия к работе по предупреждению преступлений, проведению индивидуальных воспитательных мероприятий в отношении лиц, допускающих правонарушения;

8) информируют население о способах и средствах правомерной защиты от преступных и иных посягательств путем проведения среди граждан соответствующей разъяснительной работы, выступлений в средствах массовой информации, а также осуществляют другие мероприятия.

Подразделения по делам несовершеннолетних осуществляют следующие мероприятия:

1) выявляют причины и условия, способствующие совершению преступлений несовершеннолетними, и в пределах своей компетенции принимают меры к их устранению;

2) ежеквартально анализируют, обобщают и направляют в соответствующие органы исполнительной власти и органы местного самоуправления информации и предложения по вопросам работы по предупреждению противоправного поведения несовершеннолетних, их воспитания, обучения, досуговой и трудовой занятости, наркологического и психиатрического лечения, социальной защиты;

3) выявляют лиц, вовлекающих несовершеннолетних в совершение преступлений и иных антиобщественных действий, в том числе склоняющих к потреблению наркотических средств и психотропных веществ либо совершающих иные противоправные действия в отношении несовершеннолетних и принимают к ним меры;

4) выявляют родителей (лиц, их заменяющих), не исполняющих или ненадлежаще исполняющих обязанности по воспитанию и обучению детей, а также работников образовательных, воспитательных, лечебных либо иных учреждений, нарушающих права и интересы несовершеннолетних, совершающих в отношении их противоправные действия и принимают к ним меры;

5) осуществляют контроль за поведением несовершеннолетних правонарушителей, поставленных на профилактический учет в органах внутренних дел, с целью предупреждения совершения ими повторных правонарушений и др.

Сотрудники патрульно — постовой службы милиции:

1) проверяют самостоятельно либо с участием сотрудников других подразделений органов внутренних дел на маршрутах патрулирования места наиболее вероятного совершения преступлений, укрытия лиц, склонных к совершению преступлений, с целью предупреждения совершения с их стороны общественно опасных деяний;

2) пресекают случаи распития гражданами спиртных напитков в общественных местах, факты совершения ими мелкого хулиганства, других нарушений общественного порядка;

3) выявляют заблудившихся детей и подростков, в том числе находящихся в состоянии алкогольного или наркотического опьянения, передают их родителям или лицам, их заменяющим, в необходимых случаях доставляют таких лиц в подразделения по предупреждению преступлений несовершеннолетних или в дежурную часть горрайоргана внутренних дел и др.

Сотрудники подразделений лицензионно — разрешительной работы и контроля за частной детективной и охранной деятельностью:

1) проверяют оружие, подлежащее регистрации в органах внутренних дел, боеприпасы и патроны к ним в местах их хранения, торговли, экспонирования, коллекционирования или уничтожения, а также выявляют факты ненадлежащего хранения и перевозки взрывчатых материалов и принимают к правонарушителям меры;

2) осуществляют ежемесячный контроль за своевременной регистрацией и перерегистрацией владельцами гражданского, служебного и боевого ручного стрелкового огнестрельного оружия;

3) проводят не реже одного раза в квартал проверку деятельности охранно — сыскных предприятий и служб безопасности, расположенных на территории обслуживания, на предмет выявления фактов оказания услуг юридическим и физическим лицам без регистрации и получения в соответствующих органах лицензий; приема на работу в эти предприятия и службы граждан, не отвечающих установленным требованиям, а также иных нарушений уставной деятельности и др.

Сотрудники Государственной инспекции безопасности дорожного движения:

1) осуществляют разъяснительную работу среди граждан по соблюдению ими Правил дорожного движения, принимают меры предупредительного воздействия в случаях попытки совершения с их стороны нарушений данных Правил;

2) устанавливают в ходе выполнения служебных обязанностей автотранспортные средства с измененными или уничтоженными идентификационными номерами кузовов, шасси, двигателей, поддельными правоустанавливающими документами либо государственными регистрационными знаками, а также автотранспортные средства, находящиеся в розыске;

3) выявляют нарушения Правил дорожного движения, иных нормативных правовых актов, устанавливающих права и обязанности участников дорожного движения, и принимают меры к их устранению;

4) выявляют условия, способствующие совершению дорожно — транспортных происшествий и нарушений Правил дорожного движения. Вносят руководству органов и подразделений ГИБДД предложения по принятию совместных с соответствующими органами исполнительной власти и органами местного самоуправления мер по созданию условий дорожного движения, направленных на предупреждение дорожно — транспортных происшествий и др.

Сотрудники подразделений вневедомственной охраны:

1) взаимодействуют с сотрудниками других подразделений органов внутренних дел в выявлении и перекрытии каналов хищений, пресечении посягательств на охраняемое имущество собственника;

2) осуществляют на основе договоров инспектирование ведомственной охраны организаций, обследование состояния технической укрепленности охраняемых объектов, мест хранения наркотических средств и психотропных веществ, других товарно — материальных ценностей. Составляют акты их инспектирования (обследования), а также вносят представления и предложения об устранении обстоятельств, способствующих совершению правонарушений с указанием сроков устранения выявленных недостатков;

3) осуществляют разъяснительную работу среди населения по обеспечению сохранности собственности граждан. На договорной основе проводят оборудование средствами сигнализации и охрану квартир, других мест хранения имущества собственников. Обеспечивают охрану и сопровождение грузов и денежных средств при их перевозке, а также в пределах отнесенной к данной службе компетенции оказывают иные услуги по усилению защиты имущества собственников от преступных посягательств;

Сотрудники паспортно — визовых подразделений:

1) выявляют лиц, нарушающих правила регистрационного учета граждан и правила пребывания иностранных граждан на территории Российской Федерации, принимают к ним меры;

2) выявляют лиц, находящихся в розыске за совершение преступлений, скрывающихся от дознания, следствия и суда, отбывания наказания, без вести пропавших, а также лиц, уклоняющихся от исполнения решений суда по искам;

3) осуществляют во взаимодействии с участковыми инспекторами милиции контроль за соблюдением правил регистрационного учета и пребывания беженцами и вынужденными переселенцами в местах их пребывания и др.

Сотрудники подразделений дознания:

1) выявляют при производстве дознания и осуществлении протокольной формы досудебной подготовки материалов причины и условия, способствующие совершению преступлений, и в установленном порядке вносят в соответствующие органы, предприятия, учреждения, организации представления о принятии мер по их устранению;

2) своевременно информируют соответствующие подразделения органов внутренних дел о полученных в ходе дознания сведениях, имеющих значение для предупреждения преступлений;

3) выступают с сообщениями в трудовых коллективах, образовательных учреждениях, перед населением и в средствах массовой информации с сообщениями о результатах работы, об условиях, способствовавших совершению преступлений, а также с лекциями и беседами на правовые темы.

Предупрежде́ние престу́пности — это система мер, предпринимаемых государственными органами, общественными организациями, представителями власти и другими лицами, направленных на противодействие процессам детерминации преступности, имеющие целью ресоциализацию потенциальных преступников, предотвращение совершения новых преступлений.

Система предупреждения включаетв себя: объекты; виды и формы; меры предупредительного воздействия; субъектов, осуществляющих эту работу.

Мероприятия: 1) выявления;2) пресечения;3) изобличения, наказания виновных и их исправления;4) предотвращения преступлений на общесоциальном и специально криминологическом уровнях.

Объект предупреждения преступности (преступления) — это система общественных отношений и связей, на которые воздействует субъект с целью предупреждения преступности (преступления). Также под объектами системы профилактики преступлений определяют: преступность в целом, детерминанты преступности, личность правонарушителя и условия ее формирования, нуждающиеся в коррекции. Делается также посылка на то, что объектами ранней профилактики являются такие виды поведения, как аморальное и противоправное, в то время как преступное поведение относится к сфере специально-криминологической профилактики. Объекты. 1) процессы и явления различного порядка (экономические, психологические);3) личность преступника.2) деятельность людей, которая должна соответствовать нормам права и социального взаимодействия

Субъекты предупреждения преступности — государственные органы и общественные организации, должностные лица и граждане, целенаправленно осуществляющие на различных уровнях и в различных масштабах меры, направленные на выявление и устранение причин преступности и условий, способствующих совершению преступлений.

1) субъекты общесоциальной профилактики — федеральные, региональные и местные органы власти и управления, общественные организации, не выполняющие непосредственные правоохранительные задачи;

2) субъекты специальной профилактики: а) государственные органы, выполняющие правоохранительные функции — МВД, ФСБ, прокуратура, суд, таможня; б) государственно-общественные структуры, выполняющие правоохранительные функции — комиссии по делам несовершеннолетних; в) частные и общественные структуры, содействующие выполнению правоохранительных задач.

3) субъекты индивидуальной профилактики — сотрудники государственных правоохранительных органов, работники иных государственных органов и учреждений; родители и лица, их заменяющие; отдельные граждане.

Основную роль в предупреждении преступности играют правоохранительные органы. Среди правоохранительных органов центральными субъектами, которые занимаются предупреждением преступности, являются: прокуратура, суд, органы внутренних дел, ФСБ, Минюст. Предупредительная роль суда — применять наказание как меру борьбы с преступностью, которое предусмотрено уголовным законом. Предупреждение преступлений ОВД является видом деятельности служб, подразделений и сотрудников названных органов, осуществляемой в пределах компетенции по предотвращению и пресечению преступлений и административных правонарушений, выявлению причин и условий, способствующих их совершению, принятию мер к установлению данных обстоятельств, воздействию на лиц с устойчивым противоправным поведением с целью недопущения с их стороны преступных деяний. Органы ФСБ осуществляют оперативно-розыскные мероприятия по выявлению, предупреждению, пресечению и раскрытию отдельного вида преступлений. Предупредительная деятельность Минюста, исполняющего уголовные наказания, — выявление причин и условий, способствующих совершению осужденными повторных преступлений, нарушений общественного порядка, трудовой дисциплины и принятие мер по их устранению.

Борьба с преступностью как составная часть политики национальной безопасности осуществляется (прямо или опосредованно) всеми звеньями государственной и общественной системы.

Предупреждение преступности – многоуровневая система мер, исходящих от разных субъектов.

К субъектам государственной системы предупреждения преступлений относятся:

  • – федеральные органы законодательной власти, законодательные (представительные) органы власти субъектов РФ, осуществляющие функции правового регулирования отношений, возникающих в сфере предупреждения преступлений;
  • – федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов РФ, организующие работу подчиненных органов по исполнению законодательства, регулирующего вопросы предупреждения преступлений;
  • – межведомственные комиссии по предупреждению преступлений, координирующие деятельность субъектов предупреждения преступлений;
  • – органы прокуратуры; органы юстиции и учреждения Федеральной службы исполнения наказания; органы внутренних дел; органы Федеральной службы безопасности; органы Федеральной службы по контролю за оборотом наркотиков; органы Федеральной таможенной службы и другие органы, непосредственно осуществляющие в пределах своей компетенции предупреждение преступлений.

В предупреждении преступлений принимают участие в пределах своей компетенции и в формах, установленных законодательством, органы и учреждения здравоохранения, образования, социальной защиты населения, средства массовой информации, другие учреждения, предприятия и организации независимо от форм собственности, органы местного самоуправления, общественные объединения, граждане.

Участие общественных объединений и граждан в деятельности по предупреждению преступлений осуществляется на основе добровольности, материального и морального стимулирования при организационно-методической, информационной и иной поддержке субъектов государственной системы предупреждения преступлений.

Деятельность конкретного субъекта может быть ориентирована на непосредственное осуществление правовой охраны основных ценностей общества, специализирующейся в сфере предупреждения преступлений; на оптимизацию условий общехозяйственной и общевоспитательной работы, выражающейся в устранении криминогенных факторов и позитивной коррекции личности; общую организацию и «сквозное» обслуживание общехозяйственной и общевоспитательной деятельности в отдельных отраслях народного хозяйства, органах здравоохранения, просвещения и т.д.

Среди субъектов предупреждения преступлений особую роль выполняют государственные органы законодательной и исполнительной власти и органы местного самоуправления. Реализуя принципы народовластия, они осуществляют управление социально-экономическими процессами, государственное руководство экономикой и социально-культурным строительством, здравоохранением, образованием, социальной защитой населения на подведомственных территориях. Из всех субъектов предупредительной деятельности они наделены и обладают наиболее конкретными и реальными возможностями в области организации предупреждения преступности. Указанные органы:

  • – в пределах своей компетенции осуществляют руководство всеми субъектами предупреждения на подведомственной территории;
  • – осуществляют координацию деятельности государственных и общественных органов при реализации комплексных мер по предупреждению преступлений;
  • – координируют на своей территории работу всех субъектов профилактики преступлений, обеспечивая им условия надлежащего функционирования и реализации перспективных и первоочередных задач в этой области;
  • – совместно с другими субъектами предупредительной деятельности разрабатывают и утверждают программы и комплексные планы профилактики.

В условиях дальнейшей демократизации общества многократно возрастает роль и значение общественных организаций, трудовых коллективов и граждан в укреплении законности, усилении охраны прав личности, воспитании людей в духе уважения к закону.

Необходимость участия граждан, общественных организаций и формирований, трудовых коллективов в деле предупреждения преступлений вызывается рядом объективных и субъективных факторов: расширением демократии и политического творчества масс; возрастанием уровня правосознания граждан, их социально-правовой активности в преодолении недостатков и борьбе с негативными явлениями; активной поддержкой массами проводимого государством курса на предупреждение преступлений; комплексным подходом к осуществлению предупреждения правонарушений, необходимостью управления социальными процессами и регулирования общественных отношений в сфере упрочения законности и укрепления правопорядка и др.

Участвующие в предупреждении преступлений общественные организации, самодеятельные добровольные формирования исходя из территориального масштаба их деятельности, места, которое занимает предупредительная работа в числе их основных задач, функций и компетенции, можно разделить на три основные группы:

  • а) массовые общественные организации, действующие на основе уставов и положений (политические партии и молодежные формирования, профсоюзы, кооперативные объединения, добровольные спортивные объединения, творческие союзы, общественные и религиозные организации и фонды), имеющие вертикальную и горизонтальную структуры и действующие в масштабах как страны, так и отдельных регионов, районов, городов, а также предприятий и учреждений;
  • б) общественность, участвующая в деятельности государственных, представительных и правоохранительных органов (комиссии по борьбе с пьянством, по делам несовершеннолетних и защите их прав, административные комиссии, по бытовому и трудовому устройству, внештатные сотрудники полиции и общественные помощники следователей, службы безопасности, частные детективные и охранные предприятия);
  • в) органы, организации, отдельные представители местной общественной самодеятельности (общественные объединения правоохранительной направленности, добровольные народные дружины, инспекции по делам несовершеннолетних на общественных началах, общественные воспитатели, общественные пункты охраны порядка).

Первая группа общественных организаций осуществляет главным образом меры общего предупреждения преступлений (социально-экономические, культурно-воспитательные и т.д.). Главная их задача – раннее предупреждение антиобщественных проявлений.

Вторая группа, действуя на основе положений, утвержденных актами высшей государственной власти, а также ведомственных нормативных актов, реализует меры общего и индивидуального предупреждения преступлений.

Третья группа формирований общественности наиболее многообразна и менее упорядочена. Она занимается непосредственно общей и индивидуальной профилактикой правонарушений либо организацией общественной деятельности самодеятельных формирований по предупреждению антиобщественных проявлений.

Предупредительная деятельность общественных организаций строится в соответствии с их задачами и компетенцией. Как правило, она включает проведение следующих мероприятий:

  • – обсуждение вопросов предупреждения преступлений на текущий момент и в ближайшей перспективе; участие в текущем и перспективном планировании предупредительной деятельности, закреплении ее задач и форм в совместных с правоохранительными органами нормативных и методических документах;
  • – использование мер общественного воздействия в отношении лиц с отклоняющимся поведением с тем, чтобы предупредить дальнейшую деморализацию личности и обеспечить своевременную коррекцию ее поведения;
  • – выявление криминогенно опасных очагов семейно- бытовых конфликтов и принятие мер к их устранению;
  • – проведение индивидуальных и групповых бесед, обсуждение поведения конкретных лиц на собраниях, заседаниях выборных органов, осуществление общественного контроля за поведением лиц, склонных к совершению преступлений;
  • – осуществление общественного контроля за соблюдением законодательства о трудовой дисциплине и условиях труда, об охране собственности; борьба с пьянством и другими негативными явлениями;
  • – проведение рейдов, патрулирования в общественных местах в целях предупреждения и пресечения преступных и иных антиобщественных проявлений.

К числу правоохранительных органов как субъектов предупреждения преступлений относятся органы внутренних дел, Федеральной службы безопасности, юстиции, Федеральной службы исполнения наказания, Федеральной службы по контролю за оборотом наркотиков, Федеральной таможенной службы, арбитраж, суды и прокуратура. Их предупредительная деятельность состоит в осуществлении функций надзора за исполнением законов, привлечения к административной и уголовной ответственности, применения гражданско-правовых, административно-правовых и уголовно-правовых санкций. Профилактическая деятельность правоохранительных органов реализуется, как правило, на уровне специального предупреждения преступлений, по в ряде случаев включает решение задач общесоциального предупреждения (укрепление трудовой дисциплины и организованности, прокурорский надзор за исполнением законов, регулирующих хозяйственные отношения, и т.д.).

Важной особенностью правоохранительных органов как субъектов профилактики является то, что осуществляемые ими мероприятия предполагают обязательное включение в работу по устранению криминогенных факторов. Правоохранительные органы выявляют нарушения закона и причины этого и предлагают устранить их должностным лицам, в компетенцию которых входит решение таких вопросов. Меры же, направленные на коррекцию личности, а также предупреждение рецидива преступлений, осуществляются самими правоохранительными органами с использованием в необходимых случаях помощи других субъектов.

Каждый из правоохранительных органов осуществляет предупреждение преступлений в пределах своей компетенции, конкретных целей и задач. При этом следует отметить, что позитивное влияние системы правоохранительных органов на уровень преступности в значительной степени ограничено объективными обстоятельствами: правоохранительные органы не имеют возможностей прямого воздействия на формирование у лица таких важных элементов криминогенной мотивации, как потребности, интересы, цели и средства достижения преступных намерений. Только частично они влияют на формирование правосознания путем общей и индивидуальной превенции, устранения причин и условий конкретных преступлений, принятия уголовно-правовых мер воздействия на лиц, совершивших преступления, а также исправления и перевоспитания осужденных. Однако эти обстоятельства не исключают участия правоохранительных органов в процессе предупреждения преступлений и профилактического воздействия па конкретное лицо.

Органы внутренних дел занимают особое место в системе предупреждения преступности. Это вытекает из особенностей их функций и содержания компетенции. Из всех органов, ведущих борьбу с преступностью, органам внутренних дел чаще других приходится иметь дело с непосредственной реализацией соответствующих предупредительных мер. Связано это в первую очередь с тем, что первоначальные сведения о преступлениях, как правило, поступают в органы полиции, которые выполняют основной объем работы по предупреждению преступлений со стороны конкретных лиц. Само структурное построение органов внутренних дел, включающее сеть различных служб, служит прежде всего делу предупреждения преступлений. Органы внутренних дел, раскрывая и расследуя преступления, принимая меры по обеспечению сохранности собственности, опираются в своей деятельности на помощь других государственных органов, коллективы трудящихся и общественность.

Особенно возросла роль органов внутренних дел в последние годы, когда усилилась социальная напряженность в обществе, возникли межнациональные конфликты, участились проявления терроризма, экстремизма и массовые беспорядки. В этих условиях работникам полиции приходится принимать на себя главный удар и осуществлять решительные меры по обеспечению правопорядка и пресечению преступлений. Для этого были созданы специальные подразделения, такие как ОМОН (отряд мобильный особого назначения) и подразделения по борьбе с организованной преступностью, призванные действовать в экстремальных условиях.

Особое значение в предупредительной деятельности органов внутренних дел придается их связи с общественностью, опоре на общественные организации по месту жительства и в трудовых коллективах. Именно в этом состоит главный источник наращивания усилий в деле повышения эффективности деятельности по предупреждению преступлений.

В предупредительной работе органов внутренних дел можно выделить следующие основные ее виды:

  • – разработка и осуществление общих направлений предупреждения преступлений на основе анализа состояния, структуры и динамики преступности;
  • – конкретизация общих направлений до уровня решения отдельных задач на более уязвимых в криминогенном отношении территориях и объектах народного хозяйства;
  • – проведение индивидуальной воспитательной работы с лицами, состоящими па профилактических учетах либо нарушающих нормы общественной жизни;
  • – работа с конкретными лицами, склонными к совершению преступлений и ранее судимыми, с целью недопущения совершения ими преступлений;
  • – предотвращение преступлений со стороны лиц, о преступных намерениях которых стало известно органам внутренних дел;
  • – пресечение и раскрытие совершенных преступлений.

Место и роль прокуратуры в системе предупреждения преступлений определяется ее функцией высшего надзора за точным исполнением законов на территории всей страны. Выполняя эту функцию, прокуроры не только сами решают стоящие перед ними задачи предупреждения преступности, по и осуществляют контроль за деятельностью других государственных органов, исполнением законов, регламентирующих их обязанности по предупреждению преступлений.

Предупредительная деятельность прокуроров состоит также в оказании воздействия на должностных лиц и граждан путем выявления и пресечения средствами общего надзора уже совершенных правонарушений и преступлений. Выявив их, прокурор принимает соответствующие меры к пресечению правонарушений и наказанию виновных. Повышение эффективности этой деятельности прокуратуры достигается обеспечением широкой гласности.

Наиболее действенным средством общего надзора при выявлении и устранении криминогенных обстоятельств является отмена незаконных актов. Тем самым обеспечивается не только предупреждение обусловливаемых ими преступлений (хищения, приписки, злоупотребления и т.д.), но и укрепление законности.

Судебные органы решают задачи предупреждения преступлений с помощью присущих им разнообразных средств и методов. В соответствии с российским законодательством суды обязаны всей своей деятельностью воспитывать граждан в духе точного и неуклонного исполнения законов, бережного отношения к государственной и общественной собственности, соблюдения дисциплины труда, уважения к правам, чести и достоинству граждан.

В числе разнообразных задач, решаемых судом, большое значение имеет правильное определение мер наказания. Вынесение справедливого приговора в отношении виновного является для склонных к совершению преступлений лиц наглядным примером того, какие последствия могут наступить в случае совершения противоправных деяний. Акт правосудия оказывает превентивное воздействие и на других граждан.

Формы предупредительной работы судебных органов весьма разнообразны: выездные заседания, привлечение представителей общественности к судебному разбирательству уголовных дел, частные определения о невыполнении обязанностей должностными лицами по выявлению и устранению причин и условий преступлений, контроль за исполнением приговоров, решений и определений.

Основным направлением предупредительной деятельности органов и учреждений юстиции является работа но исправлению и перевоспитанию осужденных, а также правовая пропаганда. Они также осуществляют организационное руководство работой судов и таким образом имеют возможность влиять на их деятельность по предупреждению преступлений. На органы юстиции возложено не только непосредственное осуществление правовой пропаганды, но и методическое руководство этой работой. Они координируют деятельность правоохранительных органов по правовой пропаганде, разрабатывают средства и методы ее осуществления, организуют их внедрение в практику пропагандистской работы.

В системе мер, используемых различными субъектами для предупреждения преступлений, следует особо выделить следующие:

  • – экономические меры (стабилизация экономики; уменьшение степени дифференциации населения по уровню доходов; обеспечение прожиточного минимума для необеспеченных слоев населения; обеспечение приоритета легальной экономической деятельности; экономическое стимулирование добровольного отказа от совершения правонарушений в процессе экономической деятельности; борьба с безработицей; компенсация ущерба жертвам правонарушений и т.п.);
  • – политические меры (демократизация политической жизни; борьба с коррупцией; борьба с неправомерным лоббированием частных (корпоративных) интересов в органах власти; разработка государственной стратегии борьбы с правонарушениями; стабилизация политического режима; развитие международного сотрудничества в сфере борьбы с преступностью и т.п.);
  • – правовые меры (принятие комплексного законодательного акта об основах государственной системы предупреждения преступлений и иных правонарушений; устранение противоречий уголовного, уголовно-процессуального, уголовно-исполнительного, административного, гражданского и других отраслей законодательства; восполнение пробелов в уголовно-правовой и административно-правовой оценке общественно опасных деяний; правовое обеспечение механизма реализации законодательства о борьбе с преступностью и предупреждении правонарушений; обеспечение стабильности правовых запретов, использование в полной мере превентивных возможностей закона; своевременное и адекватное реагирование на административные и другие правонарушения, которые могут перерасти в уголовно наказуемые деяния, использование предусмотренных уголовным, уголовно-процессуальным, уголовно-исполнительным, административным, оперативно-розыскным законодательством мер по предупреждению преступлений и иных правонарушений, выявлению и устранению причин и условий, способствующих их совершению; разработка и внедрение стандартов безопасности от правонарушений и т.п.);
  • – психолого-педагогические и культурно-воспитательные меры (правовое воспитание населения; воспитание профилактической активности личности; формирование доверия к правоохранительным органам; информирование о негативных последствиях нарушений уголовно-правовых, административно-правовых запретов; демонстрация положительных результатов борьбы с преступностью и иными правонарушениями и т.п.);
  • – криминологические меры общей и индивидуальной профилактики (профилактические беседы; направление информации об антиобщественном поведении лиц руководителям предприятий, учреждений, учебных заведений, общественных организаций; предупреждение о постановке на профилактический учет; постановка на профилактический учет; административный надзор; официальное предостережение; виктимологическая профилактика);
  • – организационные меры (введение криминологической экспертизы всего законодательства; повышение эффективности управленческой деятельности в сфере борьбы с преступностью и профилактики правонарушений; координация деятельности правоохранительных органов и обеспечение их взаимодействия в борьбе с преступностью и профилактике правонарушений; воспитание правовой культуры; информирование контрольно-ревизионными, правоохранительными органами, судами организаций, предприятий, учреждений о вскрытых в их деятельности в ходе контроля, расследования преступлений криминогенных факторах, обусловивших или облегчивших возможность совершения правонарушений, для принятия мер но их устранению или нейтрализации и т.п.);
  • – технические меры (разработка и внедрение технических средств, систем и технологий, обеспечивающих интенсификацию деятельности в сфере профилактики правонарушений; техническое обеспечение правоохранительных органов, опережающее техническое обеспечение преступной среды; развитие системы коммуникаций до уровня, обеспечивающего немедленное реагирование на преступления и иные правонарушения; осуществление технических и инженерных мероприятий по обеспечению безопасности дорожного движения и пожарной безопасности).

Добавить комментарий