Квириты это в римском праве

Квири́ты (лат. Quirites) — в Древнем Риме эпохи республики название римских граждан (cives), употреблявшееся обычно в официальных обращениях (Populus Romanus Quiritium).

Обычно считается, что этот этноним произошёл от имени бога Квирина. Некоторые исследователи считают его производным от coviria (курия, мужской союз). Отсюда квириты — первоначально члены курий, совокупность которых составила в процессе формирования римского государства римское гражданство. По другим гипотезам, значение слова «квириты» происходит от сабинского топонима — города Кур (лат. Cures) либо от сабинского названия копья — quiris.

Древнегреческий историк и доксограф Плутарх в своих «Жизнеописаниях» отмечает, что граждане Рима стали называться квиритами в знак примирения с сабинскими племенами после войны, разразившейся в результате знаменитого эпизода похищения сабинских жён. Это было своеобразной данью вновь образовавшемуся родственному союзу.

Энциклопедичный YouTube

  • 1/1 Просмотров:110 887
  • ✪ Разведопрос: Дмитрий Алексинский про античное оружие академика Оленина

Субтитры

Квири́ты (лат. Quirites) — в Древнем Риме эпохи республики название римских граждан (cives), употреблявшееся обычно в официальных обращениях (Populus Romanus Quiritium).

Обычно считается, что этот этноним произошёл от имени бога Квирина. Некоторые исследователи считают его производным от coviria (курия, мужской союз). Отсюда квириты — первоначально члены курий, совокупность которых составила в процессе формирования римского государства римское гражданство. По другим гипотезам, значение слова «квириты» происходит от сабинского топонима — города Кур (лат. Cures) либо от сабинского названия копья — quiris.

Древнегреческий историк и доксограф Плутарх в своих «Жизнеописаниях» отмечает, что граждане Рима стали называться квиритами в знак примирения с сабинскими племенами после войны, разразившейся в результате знаменитого эпизода похищения сабинских жён. Это было своеобразной данью вновь образовавшемуся родственному союзу.

См. также

  • Квиритское право
  • Квиритская собственность

Литература

  • Квириты // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1890—1907.

Юс гентиум. Субъекты: перегрины. Объекты: их имущество и провинциальные земли. В 212 году эдиктом императора Каракаллы гражданство предоставлялось всему населению. Началось смешение рчп в одну.

Квиритское право

Цивильное (от лат. civitas — «город»), или квиритское, право (римляне называли себя квиритами в честь бога войны Яна Квирина) — совокупность норм права, исходящих от народного собрания, позднее — сената. Источники цивильного права: обычаи и законы. Это привилегированное право, которое отделяло членов римской общины от неримлян. Оно было создано для римлян и действовало только в отношении римских граждан. Субъекты: граждане. Объекты: имущество + земли, расположнные на территории государства в момент образования. Эта система права признана окостеневшей, т.е. не предавалась изменениям.

Преторское право

Преторское право (jus honorarium или jus praetorium) — совокупность правил и формул, созданных претором. Источники преторского права: эдикты преторов.

Преторское право представляло из себя наиболее динамично развивающуюся часть римского частного права.

Преторское право действовало не только в отношении римских граждан. С разрастанием Римской империи и развитием товарооборота, в который вступали лица, не имеющие римского гражданства, возникла необходимость в правовом оформлении данных отношений. Эта проблема была решена созданием должности претора перегринов.

Магистраты, обладавшие высшей властью, — преторы, правители провинций, а в пределах своей компетенции курульные эдилы — издавали эдикты, программные заявления, общеобязательные на год службы издавшего эдикт магистрата. Затем преемники стали переписывать из эдиктов предшественников все, имевшее жизненное значение, — постоянные эдикты(edictum perpetuum). В 125-130 гг. император Адриан поручил юристу Сальвию Юлиану установить окончательную редакцию постоянного эдикта с целью закрепления отдельных постановлений преторского права.

(Quirites) — невооруж. граждане в эпоху Рим. республики (официально наз. К. — Populus Romanus Quirites в противоположность воинам — milites). Считают, что К. первоначально называли сабинов (назв. К. соотносят с сабинским словом quiris — копье, с названием холма Квиринал, где было поселение сабинян, и с именем бога сабинян Квирина), впоследствии слившихся с римлянами в одну народность. Другое толкование слова «К.» — члены курий, мужских союзов (co-viria), в совокупности составлявших гражданство рим. общины, а от него происходят понятия «квиритская собственность», «квиритское право» (строго огранич. право рим. общины — civitas).

Источник: Советская историческая энциклопедия на Gufo.me

Значения в других словарях

  1. квириты — (лат. quirites) — древнее название римских граждан (cives), употреблявшееся на народных собраниях и объединенное одной формулой с собирательным названием римский народ (populus romanus). первоначальное значение слова… Большой юридический словарь
  2. Квириты — (Quirites) — официальный титул, с которым в Древнем Риме обращались к гражданам. Сами римляне производили это слово либо от сабинского города Cures, либо от сабинского названия копья — quiris (curis): титул этот, говорили они… Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона
  3. Квириты — (лат. Quirites) в Древнем Риме эпохи республики название граждан, употреблявшееся обычно в официальных обращениях (Populus Romanus Quiritium). Термин «К.» считают производным от coviria (курия, мужской союз). Отсюда… Большая советская энциклопедия
  4. квириты — – обычное в древнем Риме название полноправных римских граждан Большой словарь иностранных слов
  5. Квириты — • Quirītes (ср. Quirinus, Квирин), первоначально название сабинян; потом, после их соединения с римлянами, оно хоть обозначало их как воинов, поскольку они по старинному народному обычаю постоянно носили оружие, но в то же время таких граждан… Словарь классических древностей
  6. КВИРИТЫ — КВИРИТЫ (лат. Quirites) — в Др. Риме официальное название полноправных граждан. Название связано с именем бога Квирина. В поэзии римлян часто называли квиритами, народом квиритов. Большой энциклопедический словарь
  7. квириты — квириты мн. Полноправные граждане Древнего Рима. Толковый словарь Ефремовой

Министерство образования и науки Российской Федерации

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Курганский государственный университет» (КГУ)

Второе высшее образование

Направление подготовки – Юриспруденция

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

по дисциплине Римское право

Тема: Анализ квиритского и преторского права

Студент Микушев В.С.

Группа 10413 ЮФ

Номер зачетной книжки 131308022

Преподаватель Филонова О.И.

Курган 2013

Введение……………………………………………………………………………………………………3

1. Квиритское право……………………………………………………………………………….5

2. Преторское права…………………………………………………………………………………….7

3. Особенности квиритского и преторского права………………………………………..9

Решение задач……………………………………………………………………13

Введение

Термином «римское право» обозначается право античного рабовладельческого Рима, а также его наследницы – Византийской империи (вплоть до Юстиниана).

В римской традиции (начиная с Ульпиана) принято делить право на публичное и частное. Ульпиан писал: «Публичное право – это то право, которое относится к статусу Римского государства, а частное право – то, которое имеет в виду выгоды и интересы отдельных лиц».

Для частного права характерен диспозитивный метод регулирования, а для публичного – императивный.

Сфера действия частного права в Риме была весьма широка и включала следующие основные правовые институты: право собственности; другие вещные права; договоры и иные обязательства; семейные правоотношения; наследование; исковую защиту прав.

В отличие от публичного римское частное право было широко воспринято (рецепиировано) европейскими средневековыми правовыми системами и лежит в основе современного гражданского права стран романо-германской правовой семьи.

Выделялись национальное право – ius civile и так называемое право народов – ius gentium.

Цивильное право распространялось только на правоотношения, обоими участниками которых были римские граждане (квириты). Однако со временем, когда Рим стал мировой империей, появилась необходимость в правовой системе, регулирующей отношения римских граждан с лицами, не обладающими статусом гражданства и последних между собой. Так возникло право народов (ius gentium). Ключевую роль в его создании сыграл претор перегринов (эта римская магистратура была учреждена в 242 г. до н.э.).

Право народов во многом строилось на заимствованиях правовых конструкций у других наций (финикийцев, греков, египтян и др.). Вместе с тем надо понимать, что право народов – не международное право, а римское – распространялось, разумеется, не на всех неримлян, а на тех, кто находился под юрисдикцией Рима (римских подданных). Ius gentium было более прогрессивным, чем ius civile, оно было проникнуто коммерческим духом. Потом эти правовые системы начали сближаться. Различие между квиритским правом утратило смысл в 212 г., когда император Каракалла предоставил права гражданства и право народов всем свободным римским подданным.

Восприятие цивильным правом основного содержания права народов имело своим следствием возникновение универсальной правовой системы – римского классического права, вобравшего в себя все нормы, наиболее соответствовавшие функционированию общества развитого товаропроизводства и товарооборота.

  1. Квиритское право

В Древнем Риме право, как и государство, было закономерным результатом возникновения классов и соответственно классовых противоречий. К факторам, повлиявшим на образование права в Риме, следует отнести соприкосновения с этрусскими племенами (что особенно важно) борьбу патрициев и плебеев. В сложившихся условиях право и государство стали той силой, которая только и могла удержать общество в рамках «порядка», не позволила классам с их противоречивыми экономическими интересами пожрать друг друга и общество в бесплодной борьбе. Социальная ценность права состояла и в том, что оно давало возможность решать усложнившиеся задачи управления, ведения общих дел, обороны страны.

Квиритское, или цивильное, право, подобно праву других раннеклассовых обществ, характеризовалось внутренней недифференцированностью, переплетением с религией и простыми нормами нравственности, неразвитостью правовых понятий, отраслей права. В праве сохранялись коллективистские, общинные начала. Характерными чертами квиритского права были формализм, консерватизм, замкнутость, сравнительно узкая сфера действия, казуальность норм, а также сословные деления, ярко выраженный национальный характер. Квиритское право действовало на ограниченной территории, имело местное значение. Однако его своеобразие в какой-то мере определило некоторые особенности классического и постклассического права.

Связь права с религией проявлялась, в частности, в том, что его применение сопровождалось произнесением сакраментальных слов и фраз, совершением ритуальных действий. В принципе, обычаи, религия, а вместе с ними и право не распространялись на представителей других народов. От племенной и религиозной замкнутости в Риме сохранялся взгляд на чужака как на врага (hostis). Все же и квиритское право признавало в какой-то мере субъектом права не только римлянина, без чего немыслимой была бы, например, торговля. Кроме того, связь права с религией, обрядностью и символикой, традициями и условностями старых обычаев делала его непонятным и чуждым для других народов, затрудняла восприятие их правового опыта.

Яркий пример формализма права — особый торжественный обряд манципации (mancipatio), применявшийся, в частности, в сделке купли-продажи. Манципация состояла в том, что приобретатель в присутствии пяти свидетелей (обязательно — полноправных римских граждан) и весовщика произносит определенную формулу: «Я утверждаю, что этот человек (вещь) принадлежит мне по праву квиритов, и да будет он куплен мною за эту медь и посредством медных весов».

Затем он ударял куском меди по чашке весов и передавал этот кусок меди отчуждателю вместо покупной цены. Манципация возникла тогда, когда Рим еще не знал чеканной монеты и в качестве денег употреблялась медь в слитках, которые действительно рубили и взвешивали. Наличие пяти свидетелей — пережиток участия всей общины в отчуждении. Община некогда давала разрешение на отчуждение и контролировала сделку. Свидетели — не просто очевидцы, а гаранты действительности сделки, прочности совершаемого приобретения. Передача денег совершалась вне самого обряда манципации. При наличии чеканной монеты кусок меди вовсе не был эквивалентом. Без соблюдения обряда манципации собственность на вещь не переходила к приобретателю. С течением времени обряд манципации получил широкое распространение. Торжественная форма с участием пяти свидетелей, весовщика и с произнесением формулы «Приобретаю за кусок меди» начинает обслуживать почти весь тогдашний оборот, хотя бы и несложный. Обряд «посредством меди и весов» стали применять даже при совершении брака и при распоряжении имуществом на случай смерти.

Неразвитость социально-экономической структуры общества обусловливала и относительно замедленный характер изменений в праве. Влияние религии на правовую форму придавало последней черты консерватизма, ограничивало возможности ее совершенствования. Однако консерватизм, замкнутость, а также ригоризм (категоричность предписаний, требование безусловного соблюдения прежде всего формы) соседствовали и перемежались в квиритском праве с гибкостью и пластичностью (возможностью вкладывать в правовую норму новое содержание).1

Еще одна существенная черта квиритского права — казуальность норм (невысокая степень обобщения). Отсутствовали общие правовые решения, т. е. правила поведения, пригодные для большинства сходных ситуаций. Право возникало из конкретных судебных решений, запрещая или предписывая то или иное определенное действие, не охватывая всего круга однородных отношений. Сфера действия права была сравнительно узкой.

2. Преторское право

Преторское право — особая система римского частного права, сложившаяся в республиканскую эпоху в процессе осуществления претором и др. судебными магистратами принадлежавшей им власти. П.п. противопоставлялось цивильному праву, т.е. исконному римскому частному праву, основным источником которого являлись Законы XII таблиц и их толкования (interpretation). Преторы не обладали законодательными полномочиями, но могли предписывать и проводить в жизнь своей властью различные мероприятия, которые признавали целесообразными. С середины II в. до н.э. в Риме был введен новый, формулярный порядок гражданского процесса (начало этой реформе судопроизводства было положено законом Эбуция- lex Aebutia). Как и ранее, процесс проходил две стадии: 1-я (in iure) — у претора (или др. судебного магистрата), 2-я (in iudicio) — у назначенного им судьи. В 1-й стадии истец обосновывал иск, ответчик приводил возражения. Претор не проверял фактических обстоятельств дела. Он возлагал это на судью, а сам устанавливал только, обоснован ли предъявляемый иск (если приводимые истцом факты подтвердятся) и заслуживают ли внимания (при том же условии) возражения ответчика. По новому порядку претор получил право, решая вопрос об обоснованности иска, вырабатывать собственную инструкцию для назначаемого по данному делу судьи, т.н. формулу (отсюда «формулярный» процесс), являвшуюся для судьи обязательной. Руководя таким образом гражданским процессом, претор в тех случаях, когда развитие хозяйственной жизни не могло довольствоваться старыми нормами цивильного права, стал удовлетворять возникавшие на этой почве новые запросы. С этой целью он иногда отказывал в иске при таких обстоятельствах, когда по цивильному праву лицо должно было получить защиту, и, наоборот, допускал иск в случаях, не предусмотренных цивильным правом. При каких именно обстоятельствах будет допускаться иск и в каких случаях в иске будет отказано (хотя бы по цивильному праву данное отношение пользовалось защитой), объявлялось претором заранее в его эдикте.2

Преторское право представляло собой наиболее динамично развивающуюся часть римского частного права.

Преторское право действовало не только в отношении римских граждан. С разрастанием Римской империи и развитием товарооборота, в который вступали лица, не имеющие римского гражданства, возникла необходимость в правовом оформлении данных отношений. Эта проблема была решена созданием должности претора перегринов.

Магистраты, обладавшие высшей властью, — преторы, правители провинций, а в пределах своей компетенции курульные эдилы — издавали эдикты, программные заявления, общеобязательные на год службы издавшего эдикт магистрата. Затем преемники стали переписывать из эдиктов предшественников все, имевшее жизненное значение, — создавались постоянные эдикты (edictum perpetuum).

В 125–130 гг. император Адриан поручил юристу Сальвию Юлиану установить окончательную редакцию постоянного эдикта с целью закрепления отдельных постановлений преторского права. Часто законодатель в лице главы собраний либо в лице императора старался отразить нормы цивильного права в новых законах, в новых конституциях— то, что было наработано.

Взаимосвязь цивильного и преторского права выражалась в деятельности римских юристов, которые комментировали как цивильное, так и преторское право.

Юрист Марциан называл преторское право живым голосом цивильного права в том смысле, что преторский эдикт быстро откликался на запросы общественной жизни и интересы господствующего класса и удовлетворял их.

К концу III в. различие между цивильным и преторским правом практически исчезло.

Преторское право имело огромное значение в развитии римского частного права. Оно явилось источником, не только предохранявшим существовавшие правовые институты от обветшания и видоизменявшим их в соответствии со вновь назревавшими потребностями, но и закрепившим целый ряд новых правовых институтов. Таким образом, Преторское право изменило древнее римское право, не ломая его формы, но проникая в старое содержание и меняя его природу. Дуализм цивильного права и преторское право просуществовал до Юстиниана, который в своей кодификации объединил обе системы

3.Особенности квиритского и преторского права

Между цивильным(оно же квиритское) и преторским правом имело место живое взаимодействие; некоторые правила ius civile воспроизводились в эдикте, и обратно, достижения преторского права переходили в область ius civile. Императорские конституции и рескрипты, развивая цивильное право, шли иногда путем заимствований из эдикта. Процесс такого взаимодействия захватывал различные институты права. В некоторых областях права на почве преторского эдикта сложились целые новые институты. Так, рядом с dominium ex iure Quiritium (квиритской собственностью) возникла так называемая бонитарная (in bonis esse — см. п. 193), наряду с цивильным наследником (heres) стал преторский владелец наследства (bonorum possessor — см. п. 236). В других институтах благодаря преторскому эдикту пре­образовывалось содержание институтов цивильного права.

Уже было указано, как две области права — области цивильного и преторского права — в процессе отмеченного выше взаимодействия медленно сближались между собой. После кодификации эдикта Сальвием Юлианом, при Адриане, это сближение стало еще более тесным. Правда, формальное противоположение двух систем в силу римского консерватизма сохранялось до Юстиниана, как историческое переживание. Но еще с эпохи классических юристов началось слияние цивильного и преторского права в один юридический порядок. С особой быстротой оно пошло в IV и V вв. н.э. и оказало огромное влияние на структуру всех институтов и их систематическую разработку. Нормы и институты, которые кажутся часто новыми в кодификации Юстиниана, в сущности представляют результат начавшегося за три столетия слияния этих двух систем права. Об этом свидетельствует автор первых двух книг Институций Юстиниана — Дорофей:

Sed cum paulatim tarn ex usu hominum quam ex constitutionum emendationibus coepit in unam consonantiam ius civile et praetorium iungi constitutum est… (1.2.10.3). — Но так как постепенно, из обычая людей, с одной стороны и нововведений конституций, с другой, цивильнее право начало приходить к единообразию с преторским, то было установлено…

Этот текст, включенный в элементарное руководство VI в. н.э., передает чрезвычайно важный факт в истории источников римского права, как вполне естественный. Текст указывает, что постепенно путем практики, очевидно судебной и деловой, а также под воздействием императорских конституций, исправлявших действующий закон, возникло новое право.3

Квиритское право

Преторское право

Источники

Обычая предков, обычаи в деятельности жрецов, законы XII таблиц

Преторские эдикты,деятельность юристов(5 выдающихся юристов)

Характер-

ность

Характерен: символизм,формализм, ограниченность видов сделок(обряд манципации)

Характерен: более гибкий характер, быстрее реагировало на изменение общественных отношений

Область применения

Соответствие процессу

Регулирование отношений между римскими гражданами

Регистрационный процесс(требовал строгово соблюдения буквы закона и договора) Данный процесс проходил в 2 стадии:
1) стадия у претора
2) стадия у судьи

Регулирование отношений между римскими гражданами

Формулярный процесс- так же нельзя было обжаловать, но усилилась роль и претора и допускались ссылки на требование справедливости.

Добавить комментарий