- Раздел I. О браке (ст.ст. 1 — 24)
- Глава 1. Общие положения (ст.ст. 1 — 3)
- Статья 1
- Статья 2
- Статья 3
- Глава 2. Условия регистрации брака (ст. ст. 4 — 6.1)
- Статья 4
- Статья 5
- Статья 6
- Статья 6.1
- Глава 3. Права и обязанности супругов (ст.ст. 7 — 16)
- Статья 7
- Статья 8
- Статья 9
- Статья 10
- Статья 11
- Статья 12
- Статья 13
- Статья 14
- Статья 15
- Статья 16
- Глава 4. Прекращение брака (ст.ст. 17 — 24)
- Статья 17
- Статья 18
- Статья 19
- Статья 20
- Статья 21
- Статья 22
- Статья 23
- Статья 24
- Раздел II. О взаимоотношениях детей, родителей и других лиц, состоящих в родстве (ст.ст. 25 — 67)
- Глава 1. Общие положения (ст.ст. 25 — 32)
- Статья 25
- Статья 26
- Статья 27
- Статья 28
- Статья 29
- Статья 30
- Статья 31
- Статья 32
- Глава 2. Права и обязанности лиц, состоящих в родстве (ст.ст. 33 — 56.1)
- Статья 33
- Статья 34
- Статья 35
- Статья 36
- Статья 37
- Статья 38
- Статья 39
- Статья 40
- Статья 41
- Статья 42
- Статья 42.1
- Статья 42.2
- Статья 42.3
- Статья 43
- Статья 44
- Статья 45
- Статья 46
- Статья 47
- Статья 48
- Статья 49
- Статья 50
- Статья 51
- Статья 51-а
- Статья 52
- Статья 53
- Статья 54
- Статья 55
- Статья 56
- Статья 56.1
- Глава 3. Усыновление (ст.ст. 57 — 67)
- Статья 57
- Статья 58
- Статья 59
- Статья 60
- Статья 61
- Статья 62
- Статья 63
- Статья 64
- Статья 65
- Статья 66
- Статья 67
- Раздел III. Об опеке и попечительстве (ст. ст. 68 — 110)
- Глава 1. Общие положения об опеке и попечительстве (ст.ст. 68 — 85)
- Статья 68
- Статья 69
- Статья 70
- Статья 71
- Статья 72
- Статья 73
- Статья 74
- Статья 75
- Статья 76
- Статья 77
- Статья 78
- Статья 79
- Статья 80
- Статья 81
- Статья 82
- Статья 83
- Статья 84
- Статья 85
- Глава 2. Права и обязанности опекунов и попечителей (ст.ст. 86 — 94)
- Статья 86
- Статья 87
- Статья 88
- Статья 89
- Статья 91
- Статья 92
- Статья 93
- Статья 94
- Глава 3. Производство дел по опеке и попечительству (ст.ст. 95 — 102)
- Статья 95
- Статья 96
- Статья 97
- Статья 98
- Статья 99
- Статья 100
- Статья 101
- Статья 102
- Глава 4. Об освидетельствовании душевнобольных и слабоумных (ст.ст. 103 — 110)
- Статья 103
- Статья 104
- Статья 105
- Статья 106
- Статья 107
- Статья 108
- Статья 109
- Раздел IV. Запись актов гражданского состояния (ст.ст. 111 — 143)
- Глава 1. Общие положения (ст. ст. 111 — 117а)
- Статья 111
- Статья 112
- Статья 113
- Статья 114
- Статья 115
- Статья 116
- Статья 117
- Статья 117а
- Глава 2. Перечень записей актов гражданского состояния (ст.ст. 118 — 143)
Кодекс законов о браке, семье и опеке
(утв. постановлением ВЦИК РСФСР от 19 ноября 1926 г.)
С изменениями и дополнениями от:
23 января, 21 мая 1928 г., 27 мая 1929 г., 16 апреля 1945 г., 2 апреля 1947 г., 16 декабря 1964 г., 12 февраля 1968 г.
ГАРАНТ:
Указом Президиума ВС РСФСР от 16 января 1970 г. «О признании утратившими силу законодательных актов РСФСР в связи с введением в действие кодекса о браке и семье РСФСР» настоящий Кодекс признан утратившим силу
См. Семейный кодекс Российской Федерации от 29 декабря 1995 г. N 223-ФЗ
______________________________
* Знак * указывает, что к статье имеются материалы в приложении
*(1) Родственниками по прямой восходящей и нисходящей линии считаются: дед и бабка, сын, дочь, внук, внучка; полнородными братьями и сестрами считаются дети, происшедшие от одного отца и матери, неполнородными — происшедшие от одного отца и разных матерей, или от одной матери и разных отцов. .
*(2) В соответствии с действующим административно-территориальным делением — областного (краевого), районного исполкома.
*(3) См. сноску к ст. 8.
*(4) Кассой общественной взаимопомощи колхозников.
*(5) Нуждается в изменении в соответствии со ст. 139 Конституции РСФСР 1937 г.
*(6) Пост. ЦИК и СНК СССР 13 марта 1930 г. «О порядке назначения опеки над оставшимся за границей имуществом после смерти граждан СССР» (СЗ СССР N 18, ст. 194) и пост. ВЦИК и СНК РСФСР 20 июня 1930 г. «О порядке назначения опеки над имуществом, оставшимся за границей после смерти граждан РСФСР» (СУ N 30, ст. 391).
*(8) При действующем административно-территориальном делении распространяется и на районные органы.
*(9) Руководство работой органов записи актов гражданского состояния по всему СССР осуществляет в настоящее время Отдел актов гражданского состояния Министерства внутренних дел СССР на основании постановления ЦИК СССР 10 июля 1934 г. (СЗ СССР N 36, ст. 283), постановления СНК СССР и ЦК ВКП(б) 21 сентября 1935 г. (СЗ СССР N 53, ст. 432).
*(10) Министерств внутренних дел.
*(11) Министерства внутренних дел.
*(12) Ставки государственной пошлины за регистрацию актов гражданского состояния установлены постановлением СНК СССР от 29 апреля 1942 г. (СП СССР 1942 г. N 4, ст. 71), изданным на основании ст.ст. 4 и 13 Указа Президиума Верховного Совета СССР от 10 апреля 1942 г.
*(13) В настоящее время ведение записей актов гражданского состояния регулируется инструкцией НКВД СССР 1937 г. (изд. отд. брошюрой).
*(14) Согласно инструкции НКВД СССР 1937 г., регистрации подлежат мертворожденные, родившиеся не раньше шести месяцев беременности. Плод, родившийся ранее шести месяцев беременности, считается выкидышем и регистрации не подлежит.
*(15) Уважительными причинами, согласно инструкции НКВД СССР, могут считаться: а) болезнь родителей или родственников, лишающая их возможности отлучиться из дому, б) смерть родителей или родственников и стихийное бедствие, прервавшее пути сообщения между пунктом нахождения органа загс и местом жительства родителей.
Тенденции по либерализации сохранялись в отечественном семейном праве и во второй половине 1920-х гг., когда на смену Кодексу 1918 г. приходит Кодекс законов о браке, семье и опеке 1926 г. Главной особенностью этого закона является то, что в нем впервые признавалась юридическая сила за фактическими брачными отношениями: они порождали те же правовые последствия, что и брак, зарегистрированный в государственных органах. Необходимость такого законодательного решения объяснял Я. Н. Бранденбургский, один из ключевых разработчиков Кодекса 1926 г., на стадии подготовки законопроекта: «Проект извлекает юридические последствия не из акта регистрации, а из факта совместного сожительства, ибо всякая грань по существу стирается между зарегистрированным браком и фактическим брачным сожительством, если последнее носит сколько-нибудь продолжительный характер. И та, и другая связь может привести к созданию семьи. И та, и другая связь, по нашим законам, расторжима по воле сторон, даже по воле одной из сторон без определенной причины, без чьей-либо вины, без всякой процедуры. Ясно, что при таких условиях было бы безусловно ничем иным, как юридическим фетишизмом, установление такого принципа, в силу которого материальные обязательства, вытекающие из брака, строго обусловливались бы исключительно чисто формальным, внешним моментом регистрации».
Кроме того, Кодекс 1926 г. учел ошибки предыдущего десятилетия семейно-правового регулирования. Так, после Октябрьской революции большевики провозгласили курс на обеспечение равенства женщины и мужчины. Одним из инструментов обеспечения такого равенства представлялся принцип раздельности имущества супругов. Но на практике оказалось, что данная норма поставила женщину еще в более тяжелое положение: многие женщины, по-прежнему ведя традиционный образ жизни, отвечая за домашнее хозяйство и занимаясь воспитанием детей, не имели возможности самостоятельно зарабатывать деньги в период брака — в результате в случае развода они оказывались абсолютно незащищенными. Кодекс 1926 г. императивно ввел режим общности имущества супругов.
Также Кодекс 1926 г. устранил и другое ошибочное правило Кодекса 1918 г., запрещавшее усыновление, — после революции была распространена идея, что Советское государство как государство нового типа будет лучше отдельных граждан или полноценной семьи заниматься воспитанием сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, — время показало, что такой подход являлся заблуждением.
В 1926 г. появились правила, аналогичные тем, что действуют и в настоящее время, устанавливающие единый брачный возраст для мужчин и женщин (18 лет), а также допускающие сохранение добрачной фамилии супругов или использование общей фамилии по согласованию.
Кодекс 1926 г. просуществовал дольше, чем какой-либо иной семейный кодекс в истории нашего государства, а именно до 1969 г., когда был принят новый Кодекс о браке и семье. Он завершил оформление семейного права как целостной и самостоятельной отрасли права.
В то же время основные идеи и положения Кодекса 1926 г. подвергались многочисленным ревизиям в годы «расцвета» сталинизма. Так, в 1936 г. запрещаются аборты, устанавливаются высокие государственные пошлины за регистрацию развода, в 1944 г. — исключается норма о признании фактических браков (лица, состоящие в подобных отношениях, обязались зарегистрировать их, в противном случае они не признавались бы государством); отменяется существовавший к тому времени административный порядок расторжения брака, причем развод должен был носить публичный характер с обязательным опубликованием соответствующей информации в местных газетах; судам предоставлялось право отказа в утверждении развода при наличии у них оснований полагать, что брак может быть сохранен (такие ситуации были возможны даже при наличии ходатайств о разводе от обоих супругов). Все эти изменения объяснялись целями укрепления института семьи, защиты материнства и детства и возрождения «семейных ценностей».
Также в 1944 г. отменяется механизм судебного установления отцовства, что, по мнению властей, должно было стимулировать мужчин вступать во внебрачные отношения и тем самым повысить рождаемость, однако в действительности эффект оказался противоположным (как и в случае с запрещением абортов), поскольку ставил женщину — потенциальную мать в изначально незащищенное положение.
На волне нарастающей конфронтации с Западом и началом так называемой холодной войны в 1947 г. устанавливается запрет для советских граждан вступать в браки с иностранцами. Практически за одно десятилетие (с 1936 по 1947 г.) были ограничены или полностью уничтожены послереволюционные достижения советского законодателя в области регулирования семьи, брака и развода, защиты материнства, отцовства и детства.
В начале 1960-х гг. в рамках очередной дискуссии о системе советского права, а также в связи с сохранением многих сталинских «перегибов» в семейном праве, все громче звучат голоса в пользу необходимости очередной «рекодификации» семейного права (в этот период времени также принимается ряд основ отраслевого законодательства Союза ССР и союзных республик, а также кодексы, в числе которых был и новый Гражданский кодекс РСФСР 1964 г.). Поэтому разработка и принятие Основ законодательства Союза ССР и союзных республик о браке и семье 1968 г. (далее — Основы 1968 г.), а в последующем и Кодекса о браке и семье 1969 г. (далее — Кодекс 1969 г.) были вполне логичными и ожидаемыми событиями.
Кодекс о браке и семье 1969 года
Кодекс 1969 г. устранил основные ошибки сталинской эпохи регулирования брачно-семейных отношений: была восстановлена свобода развода (при наличии согласия обоих супругов на развод — действовал административный порядок, судебный порядок был необходим только для целей раздела имущества и определения вопросов воспитания совместных детей), снова появились нормы о судебном установлении отцовства и т. д. Законодатель на этом этапе практически не создавал каких-либо новых норм, а лишь воссоздавал механизмы, которые ранее доказали свою эффективность, но были уничтожены в 1930—1940 гг.
В целом шагом вперед стало создание обширной, хотя и не безупречной системы норм, регулирующей порядок определения размера и взыскания алиментов, что в конечном счете способствовало относительному обеспечению правовой и имущественной защищенности матери и ребенка. Но в то же время Кодекс 1969 г. сохранил некоторую консервативность — так, не были восстановлены нормы, признающие фактические брачные отношения.
В период с 1969 по 1995 г. Кодекс о браке и семье дополняется рядом важных норм (например, ребенку впервые предоставляется право самостоятельного обращения в органы опеки и попечительства с жалобой на злоупотребления родителями своими правами).
С середины 1980-х гг. начинается перестройка — страна вступила в череду фундаментальных социально-экономических и политических преобразований, которые, конечно же, не могли не отразиться на судьбе советских, а позже — и российских семей. Все эти изменения требовали учета в законодательстве. В результате этих процессов и был разработан новый Семейный кодекс РФ, принятый 29.12.1995, вступивший в силу 01.03.1996 и действующий до настоящего времени.
- СУ РСФСР. 1926. № 82. Ст. 612.
- Бранденбургский Я. Н. Брак и его правовые последствия. М., 1926. С. 13.
- Бронштейн С. С, Константиневская С. С. Имущественные взаимоотношениямежду супругами (Кодекс Законов о браке, семье и опеке и судебная практика) //Право и Жизнь. 1927. Кн. 6—7. С. 65—72; Винавер А. М. Вопросы цивилистики: Супругии нажитое ими имущество (По поводу ст. 12 Проекта Кодекса законов о браке, семьеи опеке) // Право и Жизнь. 1925. Кн. 4—5. С. 60—62.
- Ведомости ВС РСФСР. 1969. № 32. Ст. 1397.
- См. также: Фишман Л. И. По поводу нового Кодекса законов о браке // Правои Жизнь. 1927. Кн. 3. С. 3—10.
- Постановление ЦИК СССР № 65, СНК СССР № 1134 от 27.06.1936 «О запрещенииабортов, увеличении материальной помощи роженицам, установлении государственнойпомощи, расширении сети родильных домов, детских яслей и детских садов, усиленииуголовного наказания за неплатеж алиментов и о некоторых изменениях в законодательстве о разводах» (Собрание законов и распоряжений Рабоче-крестьянского правительства Союза Советских Социалистических Республик СССР. 1936. № 34. Ст. 309).
- Указ Президиума Верховного Совета СССР от 08.07.1944 «Об увеличении государственной помощи беременным женщинам, многодетным и одиноким матерям, усилении охраны материнства и детства, об установлении высшей степени отличия — звания»Мать-героиня” и учреждении ордена «Материнская слава” и медали «Медаль материнства”» (Ведомости ВС СССР. 1944. № 37).
- См. предпосылки и обоснование отмены фактических браков: ГойхбаргА. Г. Фактический брак в советском праве // Советское государство и право. 1941. № 1. С. 70—80.
Реформа семейного законодательства 1926 г.
Принят во время «потепления» во многих областях общественной жизни, обсуждался дважды (во 2й раз решался вопрос придания юридической силы фактическим брачным отношениям, а также необходимость изменения режима супружеского имущества). Текст обсуждался трудящимися в течение года.
Главная новелла — придание юридического значения фактическим брачным отношениям (-юр-ки зарег. брак).
Определение брака основывалось на наличии между МиЖ таких фактических отношений, как совместное сожительство, ведение общего хозяйства, взаимная материальная поддержка, совместное воспитание детей. Регистрация брака рассматривалась в качестве бесспорного доказательства наличия брака.
Особое значение придавалось ведению общего хозяйства. Брачные отношения рассматривались как нечто производное от трудового союза двух лиц разного пола («соработников»), объединивших свои усилия в деле материального обеспечения собственного существования и потомства.
Судебная практика фактически признавала «многоженство», когда подтверждала права на наследование за несколькими фактическими сожительницами умершего.
Принцип общности супружеского имущества.
Размер доли каждого из супругов в таком имуществе определялся при ее разделе судом. Однако размер доли при разделе в республиках определялись по-разному. БССР в равных долях. В других — степенью участия каждого супруга.
Если один супруг вкладывал в значительном V свой труд в добрачное имущество другого супруга, то оно могло стать предметом общей собственности.
В, П, Р — по взаимному согласию супругов.
Только при К-П строений требовалось прямо выраженное согласие другого супруга.
Обращение взыскания на имущество супругов по долгам супругов зависело от характера долга. Если долг был сделан в интересах семьи — при ведении общего хозяйства супругов — взыскание м.б. обращено на общее имущество супругов. По личным долгам супруг, к/п, отвечал своим раздельным имуществом и своей долей в общем имуществе супругов. Допускался раздел имущества в браке, хотя кодекс это не фиксировал.
Восстановлен институт усыновления (исключительно в их интересах). Усыновление производилось постановлением ООП, а его отмена — либо ООП, либо судом. При этом родители и усыновители признавались опекунами или попечителями без специального назначения.
Ограничения к опекунам:
> лица, прибегающие к наемному труду с целью увеличения прибыли;
> лица, живущие на нетрудовой доход.
> монахи и духовные служители церквей и религиозных культов;
> служащие и агенты бывшей полиции, особого корпуса жандармов и охранных отделений, а также члены царствовавшего в России дома.
Общая характеристика:
. ЮС фактических брачных отношений; . ОСС;
. Наряду с судебным был предусмотрен регистрационный порядок установления отцовства в загсе (по заявлению матери с последующим извещением лица, записанного отцом, если в течение года он не оспаривал отцовство в суде, то в дальнейшем право на опровержение отцовства утрачивалось); . Единый брачный возраст для мужчин и женщин — 18 лет;
. Ограничено одним годом после расторжения брака право на получение содержания нетрудоспособного нуждающегося супруга; . Из кодекса был исключен институт признания брака недействительным;
. Отменен судебный порядок расторжения брака. Брак расторгался только в загсе, причем участие второго супруга было не обязательно, он лишь извещался о разводе; . Восстановлен институт усыновления;
. Вновь юридическая сила признавалась лишь за браком, зарегистрированным в загсе; . Отменено правило об установлении отцовства в отношении детей, рожденных вне брака; . Усложнена процедура развода: суд первой инстанции лишь принимал меры к примирению супругов, в случае непримирения дело по существу рассматривал суд второй инстанции.