Латины это римское право

Только свободные граждане признавались равными по закону.

Такова основная догма римского

права.

Э. В. Лисневский, российский историк государства и права

В древнейший период римской истории лица, не принадлежавшие к числу граждан, считались чужаками («негражданами») и были ограничены в правах. С развитием римского общества ограничения правоспособности снимались. С расширением территорий, подвластных Риму, и превращением Рима в мировой центр торговли возникла необходимость придать определенный статус «негражданам». Различали две категории свободных «неграждан»: латины и перегрины (см. 6.2).

Латины (latini). Первоначально латинами называли жителей местностей, входивших в состав Лациума до покорения его Римом (latini veteres). Это была категория так называемых «древних латинов». Позднее появились латины колоний (latini coloniarii) — жители колоний Рима.

«Древние латины», хотя и не включались в состав римских граждан, могли заключать сделки на территории Рима и выступать в суде. Иногда им предоставлялось право заключать браки с римскими гражданами и участвовать в работе народного собрания с правом голоса.

Латины колоний пользовались правом заключать сделки, участвовать в суде, однако были лишены права заключать браки с римскими гражданами и составлять завещания.

Были также латины-вольноотпущенники — лица, освобожденные от рабства латином, а также римлянином в определенных условиях: в неформальных, домашних. (Не путать с категорией вольноотпущенников, получивших свободу, о которых пойдет речь ниже.) Эта категория была существенно ограничена в правосубъектности — они пользовались только имущественными правами, но имущество после смерти переходило к господам. Об этой категории римские юристы говорили, что они «живут как свободные, а умирают как рабы».

Перегрины (peregrini). На территории Рима обитало немалое число иностранцев. Они вступали в те или иные имущественные отношения с римскими гражданами, но так как они не пользовались их правами, то были лишены и правовой защиты. Поэтому они искали себе покровителя или защитника — патрона (patronus) из числа римских граждан.

В категорию Перегринов входили жители завоеванных областей, включенных в состав Римского государства, но не получивших ни прав гражданства, ни прав латинов, а также римские граждане, высланные из Рима в результате применения к ним уголовного наказания и рожденные от не состоявшей в браке перегринки.

Перегрины не только были лишены публично-правового статуса, присущего римским гражданам, но и существенно ограничивались в сфере частных прав.

В своих общинах во взаимоотношениях друг с другом они жили по своему праву. С развитием хозяйственной жизни правоотношения между римлянами и Перегринами (между Перегринами в Риме) стали регулироваться нормами «права народов» (см. гл. 1).

Они могли заключать договоры купли-продажи, товарищества, но не могли заключать договоры займа и ссуды, как римские граждане. Впоследствии экономические процессы, протекающие в недрах римского государства, привели к отмене такого положения.

Перегрины могли становится римскими гражданами: в силу закона, в награду за услуги, оказанные государству, в силу специального акта власти.

Рабы (servi). В древнейший период рабство носило домашний (патриархальный) характер. Рабы использовались преимущественно в домашних хозяйствах в довольно сносных бытовых условиях. С ростом завоеванных территорий увеличилось число рабов, рабство стало основой производства. Двести тысяч восставших рабов в Сицилии (136—132 гг. до н.э.) и 70 тысяч боеспособных рабов, примкнувших к Спартаку (в 73 г. до н.э.), дают представление об их численности.

Эти громадные массы рабов не пользовались в Риме никакими правами; правовые гарантии политической и гражданской свободы, которыми так кичились римляне, не распространялось на них. Рабы стояли вне закона. Варрон в своем трактате «О земледелии» подразделял орудия земледельческого производства на три категории: «на орудие говорящее, иолуговорящее и немое; орудие говорящее — это рабы; полуговорящие — это быки; немое — это повозки». Раб не являлся субъектом права.

Как и любой другой объект права собственности, раба можно было купить, продать, заложить, сдать внаем. Его можно было убить. В 10 г. н.э. был принят сенатус-кон- сульт, свидетельствующий об особой жестокости государства в отношении рабов. Если имело место убийство господина, то все рабы, находившиеся в момент смерти хозяина под той же крышей, подлежали смертной казни, и лишь в том случае, когда устанавливалось, что рабы с опасностью для собственной жизни оказывали помощь господину, смертная казнь не применялась. Неудивительно, что, создавая для рабов невыносимые условия жизни, римляне имели все основания опасаться восстаний, смотрели на рабов, как на своих постоянных и извечных врагов.

Сколько рабов, столько врагов. (Др. пос.)

Беспощадностью отличалась расправа с участниками рабских восстаний, когда римляне без всякого разбирательства поголовно уничтожали всех рабов в областях, охваченных восстанием, даже не ставя вопроса о виновности каждого казнимого. Во время восстания рабов в Сицилии римляне, овладев городом Тавроменией, подвергли изощренным пыткам всех находившихся в городе рабов, а затем сбросили их с крепостной башни, не пощадив ни женщин, ни детей. Подавляя восстание Спартака, Красе распял по всей дороге от Капуи до Рима шесть тысяч пленных. Приведенные примеры с достаточной полнотой рисуют, какова была в Риме юстиция для рабов. Внесудебные, террористические методы расправы с рабами, лишение их процессуальных гарантий, упрощенное судопроизводство, жестокие пытки и казни должны быть постоянным коррективом при изучении и оценке римского уголовного судопроизводства. Историки, прославляющие демократизм римского общества, нередко забывают об этом.

Способами установления рабства в Риме являлись:

  • а) военный плен или захват лиц, не принадлежавших к государству, связанному с Римом договором;
  • б) рождение от рабыни, даже если отец являлся свободным (если мать являлась свободной, а отец рабом, ребенок признавался свободным);
  • в) лишение свободы в связи с присуждением к смертной казни или к работам в рудниках;
  • г) продажа в рабство (в древнейшее время).

Начиная с принципата, когда рабский труд стал неэффективным, появилась новая, более совершенная форма эксплуатации рабов — пекулий.

Пекулий (peculium) — часть имущества рабовладельца, предоставляемая последним рабу для ведения хозяйства. Таким имуществом могли быть земля, деньги и т.п. Иногда такой раб мог быть назначен, например, капитаном судна, управляющим. Он в ходе управления имуществом мог заключать сделки. По этим сделкам ответственность ложилась на хозяина. Однако ответственность ограничивалась стоимостью пекулия.

Владеющие пекулием не могли приобретать для себя какие-либо права. Все их приобретения переходили в имущество господина. Таким образом, юридически, пекулий оставался собственностью рабовладельца. Последний имел право в любое время отобрать у раба имущество, составлявшее пекулий.

Вольноотпущенники (libertine) представляли категорию лиц свободного состояния, но отличавшуюся в своих правах от полноценных римских граждан. Это были рабы, получившие свободу. После освобождения рабы получали статус вольноотпущенника. Отпущение на волю рабов стало широко практиковаться в начале нашей эры. Их правоспособность зависела от правоспособности хозяев. Если раба отпускал квиритский собственник, раб приобретал право римского гражданина. Если же раб был отпущен лицом, право собственности которого опиралось не на цивильное право, а на иреторский эдикт, отпущенный приобретал только латинское гражданство.

Несмотря даже на приобретенное римское гражданство, вольноотпущенники были ограничены в правах. До I в. н.э. им было запрещено вступать в браки со свободнорожденными, с лицами сенаторского сословия. Правовое положение вольноотпущенников ограничивалось за счет того, что после освобождения между бывшим рабом и его прежним хозяином устанавливались юридические отношения патроната. Они включали в себя три группы обязанностей: высказывать почтение; оказывать услуги личного характера; оказывать материальную помощь патрону в случае необходимости.

Сюда же относилось и право патрона на наследование имущества вольноотпущенника, если у того не было семьи. Он не мог предъявлять без разрешения магистрата исковых требований к бывшему хозяину. В период империи существовало правило, согласно которому в случае злостного нарушения отпущенным его обязанностей он мог быть возвращен в рабство своему хозяину или продан в рабство на сторону.

Если освобождение было произведено без соблюдения установленных правил, то вольноотпущенник получал лишь права латинянина. Это означало, что он не пользовался политическими правами, не мог оформить римский брак и составить завещание.

Колоны (coloni). В период республики и принципата «колон» означал свободного арендатора земли, состоящего в договорных отношениях с собственником. Процветавшее в последние годы республики плантаторское хозяйство с рабским трудом перестало быть выгодным. Причиной этому явилось снижение притока рабов в связи с уменьшением завоевательных войн. Рабы, кроме того, не были заинтересованы в повышении эффективности производства. Это заставило римских землевладельцев сдавать землю в аренду свободным, будущим колонам.

Римские землевладельцы стали предпочитать сдавать землю в аренду мелкими участками, нередко даже не за вознаграждение, а за определенную долю урожая.

В начале арендаторы были свободными и могли уйти с обрабатываемой земли. Со временем они попадали в экономическую кабалу ввиду того, что часто не могли погасить долги. Будучи обязанным (должником) колон становился связанным с землей, которую он сам, по своей воле не мог оставить.

Бесправие колонов вскоре стало юридически оформленным. В IV в. н.э. появился закон, запретивший колонам оставлять арендуемые участки, а землевладельцам отчуждать свои земли отдельно от колонов, сидящих на земле. Колоны из свободных превратились в крепостных. Они были наследственно прикреплены к земле. Бежавший колон возвращался на свой участок. Ему было запрещено оставлять ту местность, где он родился.

Статус колонов приобретали иногда народы, покоренные Римом и переселявшиеся на римскую территорию. Порождал колонатные отношения пекулий. Как колоны рассматривались и рабы, которым предоставлялись земельные участки1.

  • Латины италийских колоний.
  • Цит. по кн.: Валлой А. История рабства в античном мире. М., 1941.С. 532.

17. Правовое положение латинов

Латины (latini) — исторически и этнически сложившаяся категория населения союзнических территорий, окружающих Рим (Лациума — провинции Италии). Существовали еще две категории латинов:

— лица, освобожденные из рабства господином-латином;

— лица, освобожденные из рабства при определенных условиях римским гражданином.

Правовое положение латинов приобреталось:

— рождением; ребенок, рожденный в браке, следовал состоянию отца; ребенок, рожденный женщиной, не состоящей в браке, следовал состоянию матери;

— присвоением правового положения латина актом государственной власти;

— добровольным переходом римского гражданина в число латинов в целях приобретения земель, раздаваемых населению колоний;

— освобождением из рабства господином — латином или римлянином.

Правовое положение латинов различно в зависимости от того, к каким латинам они принадлежат.

В сфере публичного права все латины пользовались правом участвовать и голосовать во время пребывания в Риме в римских народных собраниях. Латины не имели публичных прав, признанных для римских граждан, однако они должны были нести воинскую обязанность в составе специальных легионов. Статус латина предполагал право на земельный надел в Лациуме согласно традиционным нормам и порядку наделения им.

В частноправовой сфере латины (жители Лациума) имели право вступать в римский брак и право быть субъектом имущественных правоотношений (вещных и обязательственных). Остальные две категории латинов имели только право быть субъектами имущественных правоотношений, которое ограничивалось для латинов-вольноотпущенников. О них говорили: «Живут, как свободные, умирают, как рабы»; они не вправе были составлять завещания, в их имуществе не допускалось и наследование по закону: после смерти лица, принадлежавшего к числу латинов-вольноотпущенников, все его имущество переходило к господину, некогда освободившему умершего из рабства, как если бы это имущество принадлежало господину, без обременения господина имущественными обязательствами умершего. Имущественные споры всех латинов разрешались в тех же судах и тем же порядком, что и споры римских граждан.

Латины могли приобрести римское гражданство:

— в силу общих постановлений, присваивавших целым категориям латинов при определенных обстоятельствах римское гражданство;

— в силу специальных актов государства, наделявших правами гражданства отдельных латинов или целые группы их. Так, римское гражданство присваивалось латинам, жителям Лациума, переселившимся в Рим. Так как это правило влекло за собой сокращение населения городов Лациума, то применение его впоследствии было ограничено условием оставления потомства в месте прежнего жительства латина. Права римского гражданства приобретали также и латины, занимавшие в своих общинах должности магистратов или сенаторов. Латины-вольноотпущенники наделялись правами римского гражданства за услуги, оказанные римскому государству в деле охраны безопасности дорог, поставок римскому государству и т. д. Категория латинов, живших за пределами Лациума, утратила значение с распространением в начале III в. н. э. прав гражданства на все население империи. Категория латинов-вольноотпущенников была упразднена при Юстиниане.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.
Читать книгу целиком
Поделитесь на страничке

Следующая глава >

9. Правовое положение латинов и перегринов

Латины — это жители Лациума, определенной области вокруг Рима. Латины подразделялись на группы, как то: древние латины и латины колоний.

Древними латинами признавались те жители Лациума, которые получили римское гражданство до середины III в. до н. э. Латины колоний — жители колоний, которые были образованы либо Латинским союзом, либо Римом в завоеванных областях.

Древние латины имели равные права с римскими гражданами в имущественной сфере, но были ограничены в публично-правовой сфере. Латины колоний были лишены публичных прав и ограничены в имущественных правах.

Co временем правоспособность латинов была предоставлена и некоторым другим категориям населения, которые не являлись жителями Лациума.

Категории латинов:

1) жители Лациума (latini veteres);

2) лица, которые не являлись жителями Лациума, но которым предоставлялась правоспособность латинов (latini coloniarii);

3) рабы, которые были освобождены господином, являющимся латином (latini libertini);

4) рабы, отпущенные на волю римским гражданином (latini Iuniani).

Латины могли приобрести римское гражданство, но они ограничивались в правах публично-правовой сферы, т. е. они не могли принимать участие в народном собрании, занимать выборные должности и т. д. Для приобретения гражданства достаточно было просто переехать в Рим.

Latini coloniarii могли получить римское гражданство различными способами. Например, римское гражданство получали также латины, исполнявшие обязанности члена муниципального сената.

Постоянное неравноправие и ущемление в правах латинов привели к Союзнической войне (90–89 гг. до н. э.), после которой латины получили равные права с римскими гражданами.

В конце IV — начале III вв. до н. э. количество иностранцев в Риме увеличилось. Положение иностранцев не было одинаковым, каждая их категория обладала различной право- и дееспособностью.

С развитием Рима и превращением его в столицу империи число иностранцев еще более усилилось: они приезжали в Рим для ведения торговли и оставались. Подобных лиц называли перегринами.

На первом этапе иностранцев считали врагами, они могли появляться на территории Рима только в качестве гостей, под покровительством приютившего их хозяина, который являлся гражданином Рима.

Затем они считались совсем бесправными, но постепенно, с развитием хозяйственной жизни в римском обществе, перегрины были наделены правоспособностью по системе права народов.

Между перегринами и римлянами возникал спор по поводу того, что перегрины хотели, чтобы права и обычаи их страны принимались во внимание.

В III в. императором Каракаллой перегринам было предоставлено право римского гражданина.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.
Читать книгу целиком
Поделитесь на страничке

Латинами признавались древнейшие жители Лациума и их потомство. Затем правовой статус латина стали предоставлять некоторым италийским общинам и за пределами Лациума. После того как в I в. до н.э. римское гражданство распространилось на всю Италию, статус латина остался лишь за населением внеиталийских общин или провинций, которым он предоставлялся особыми актами Римского государства.

Его также приобретал раб, которого отпускал на свободу господин-латин или римский гражданин, но при условии предоставления вольноотпущеннику этого статуса. Таким образом, статус латина получает определенное юридическое значение и соответствующее оформление. Приобретается он в результате:

  • а) рождения в семье латинов, при этом действуют те же правила, что и для римских граждан: статус брачного ребенка определяется по статусу отца, внебрачного — по статусу матери;
  • б) присвоения статуса латина актом государственной власти;
  • в) добровольного перехода римского гражданина в число латинов с целью получения земельного надела;
  • г) освобождения из рабства господином — латином или римским гражданином, но при условии предоставления правового статуса латина.

Правовое положение латинов существенно отличалось от римских граждан В сфере публичного права ограничения заключались в том, что латаны не могли служить в римских легионах, избираться на должности римских магистратов. Однако во время пребывания в Риме они имели право принимать участие в работе народных собраний и голосовать в них.

В гражданско-правовой сфере латины по правовому статусу приближались к римским гражданам, однако далеко не все. Основная часть латинов — жители Лациума, также как и римские граждане, обладала правом вступать в брак и правом торговать. Остальные латины — рабы, отпущенные на волю и получившие статус латина (они назывались «латины Юниана» по названию закона, предоставившего им этот статус), — не обладали правом вступать в брак, завещать свое имущество, наследовать его по закону. После смерти такого латина его имущество переходило к господину, предоставившему ему свободу. Обязательства же умершего к господину не переходили, т.е. латины «жили как свободные, умирали как рабы».

При желании латины могли сравнительно легко приобрести римское гражданство. Оно предоставлялось в силу общих постановлений Римского государства, присваивавших его целым категориям латинов при определенных обстоятельствах. Переехав на постоянное место жительства в Рим, они также получали статус римского гражданина. Позже это привело к резкому уменьшению мужского населения в городах Лациума. Поэтому было установлено правило: переезжающий в Рим латин обязан оставить на месте прежнего места жительства мужское потомство.

Права римского гражданина получали также латины, избранные в своих общинах на должности магистров или сенаторов. Латины Юниана могли получить римское гражданство только за особые услуги Римскому государству (охрана безопасности дорог, хорошие поставки). Как уже отмечалось выше, в I в. до н.э. все население Италии имело правовой статус римского гражданина.

ЛАТИ́НЫ (лат. Latini), ин­до­ев­ро­пей­ские пле­ме­на Древ­ней Ита­лии, со­став­ляв­шие часть ита­ли­ков. Поя­ви­лись на Апен­нин­ском п-ове в нач. 2-го тыс. до н. э. на тер­ри­то­рии рас­се­ле­ния ли­гу­ров и по­сте­пен­но за­ня­ли рай­он Центр. Ита­лии, ме­ж­ду ре­ка­ми Тибр и Ли­рис (ны­не Ли­ри), по­лу­чив­ший по их на­име­но­ва­нию назв. Ла­ций (ны­не Ла­цио). Учё­ные 19–20 вв. счи­та­ли Л. но­си­те­ля­ми ар­хео­ло­гич. куль­тур брон­зы и ран­не­го же­ле­за, при­шед­ши­ми с се­ве­ра че­рез Аль­пы. Рус. учё­ный В. И. Мо­де­стов вы­де­лял про­то­ла­ти­нов в пер­вую боль­шую вол­ну ита­ли­ков, соз­дав­шую куль­ту­ру Тер­ра­мар. Итал. учё­ный 20 в. М. Пал­ло­ти­но до­ка­зы­вал, что Л. не еди­но­вре­мен­но, а по­сте­пен­но, на­ря­ду с др. ита­ли­ка­ми, про­ни­ка­ли ма­лы­ми груп­па­ми че­рез Ад­риа­ти­ку в Ита­лию, где они и обо­со­би­лись от ос­таль­ных при­шель­цев. На тер­ри­то­рии Ла­ция в Аль­бан­ских го­рах, в Ри­ме и др. мес­тах за­фик­си­ро­ван ти­пич­ный об­ряд кре­ма­ции с бед­ным по­гре­баль­ным ин­вен­та­рём брон­зо­во­го ве­ка и ур­ны-хи­жи­ны как ва­ри­ант куль­ту­ры Вил­ла­но­ва. Л. за­ни­ма­лись зем­ле­де­ли­ем и пас­ту­ше­ст­вом, жи­ли в ус­ло­ви­ях раз­ло­же­ния пер­во­быт­но­го строя; на­ча­ли стро­ить ук­ре­п­ле­ния 30 при­ми­тив­ных го­ро­дов, объ­е­ди­нив­ших­ся в нач. 1-го тыс. до н. э. в Ла­тин­ский со­юз во гла­ве с Аль­ба-Лон­гой. Л. по­чи­та­ли од­них и тех же бо­гов – Юпи­те­ра, Юно­ну, Диа­ну, Мар­са и др., име­ли об­щие празд­не­ст­ва, со­би­ра­лись на об­щие со­б­ра­ния. В кон. 6 – нач. 5 вв. до н. э. ак­тив­но дей­ст­во­ва­ла сев. груп­па Л., т. н. Ари­ций­ская фе­де­ра­ция 6 го­ро­дов во гла­ве с г. Тус­кул. Она дей­ст­во­ва­ла про­тив Ри­ма в сою­зе с эт­ру­ска­ми и по­ве­ла 1-ю Ла­тин­скую вой­ну (496–493 до н. э.; см. Ла­тин­ские вой­ны), ко­то­рая за­кон­чи­лась вос­ста­нов­ле­ни­ем сою­за с рим­ля­на­ми на ос­но­ве рав­но­прав­но­го Кас­сие­во­го до­го­во­ра. В свя­зи с на­ше­ст­ви­ем гал­лов (390) Ла­тин­ский со­юз сно­ва рас­пал­ся, но по­том был вос­ста­нов­лен в 358 груп­пой юж. Л. Все лат. го­ро­да раз­ви­ва­лись в на­прав­ле­нии по­ли­сов, и ус­пе­хи рим. по­ли­са (civitas) в 1-й Сам­нит­ской вой­не (343–341; см. Сам­нит­ские вой­ны) при­ве­ли со­пер­ни­чав­ших с Ри­мом Л. ко 2-й Ла­тин­ской вой­не (340–338), за­вер­шив­шей­ся об­ра­зо­ва­ни­ем Рим­ско-ла­тин­ской фе­де­ра­ции под вла­стью Ри­ма. Л., пре­вра­тив­шись в рим. со­юз­ни­ков, со­хра­ни­ли са­мо­управ­ле­ние до Юлие­ва му­ни­ци­паль­но­го за­ко­на (lex Julia mu­ni­cipalis, 2-я пол. 1 в. до н. э.), но ли­ши­лись са­мо­стоя­тель­но­сти во внеш­ней по­ли­ти­ке и бы­ли обя­за­ны по­став­лять рим­ля­нам вои­нов. В ос­таль­ном их по­ло­же­ние раз­ни­лось: жи­те­ли ря­да лат. го­ро­дов (Тус­кул, Пре­нес­те) об­ре­та­ли пол­ные пра­ва гра­ж­дан­ст­ва и в Ри­ме; жи­те­ли дру­гих – по­лу­чали там лишь иму­ще­ст­вен­ные пра­ва, но с пе­ре­се­ле­ни­ем в Рим – всю пол­но­ту прав рим­ских гра­ж­дан (ius migrandi) и воз­мож­ность вме­сте с Ри­мом вы­во­дить ко­ло­нии. В этом со­стоя­ло ла­тин­ское пра­во (ius Latini nominis), вы­де­ляв­шее Л. из про­чих со­юз­ни­ков Ри­ма и рас­про­стра­нив­шее­ся впо­след­ст­вии и на не Л. Рим­ля­не и Л., ис­пы­тав влия­ние эт­ру­сков и гре­ков, раз­ви­ва­ли са­мо­быт­ную куль­ту­ру на ос­но­ве лат. яз. Во внеш­них и гражд. вой­нах Л., и осо­бен­но их верх­ние слои, под­дер­жи­ва­ли Рим. По­сле Со­юз­ни­че­ской вой­ны (90–88 до н. э.) раз­ни­ца ме­ж­ду ла­ти­на­ми и рим­ля­на­ми окон­ча­тель­но стёр­лась.

Добавить комментарий