Легальность и легитимность государственной власти

Легальность власти

Определение 1

Легальность власти – это узаконенная деятельность власти, основанная на общепринятых нормах и документах, понятие отображающее формально-юридическую законность.

Объектом легальности власти являются власть, политические организации и политические институты, субъекты политики. Легальность устанавливается властью и гарантируется ею. Основное свойство легальности – рациональность. Для граждан легальность представляет повиновение законам и надлежащее их исполнение.

Формой легализации власти является законодательство. Легальность отображает юридическую правомерность настоящей политической власти (главы государства, правительства, парламента, избранных в соответствии с законодательством).

Легальность предполагает, что:

  • власть устанавливается исключительно посредством закона;
  • власть имеет законное происхождение;
  • власть подчиняется закону.

Легитимность власти

Определение 2

Легитимность власти – это политико-правовое понятие, характеризующее согласие народа с настоящей властью, добровольное признание за властью права принимать ответственные и обязательные решения.

Готовые работы на аналогичную тему

  • Курсовая работа Легитимность и легальность 470 руб.
  • Реферат Легитимность и легальность 240 руб.
  • Контрольная работа Легитимность и легальность 210 руб.

Получить выполненную работу или консультацию специалиста по вашему учебному проекту Узнать стоимость

Легитимность отображает политическое свойство государственной власти, при котором большинство граждан страны признают законность и правильность ее формирования и функционирования. Всякая власть, опирающаяся на народный консенсус, является легитимной. Легитимность указывает на признание населением бесспорного основания у должностных лиц права на осуществление функций правления. Легитимность противопоставлена узурпации и незаконному захвату власти.

Основные типы легитимности:

  1. Традиционная (структурная, легальная) легитимность. Опирается на совокупность исторически признанных традиций и обычаев, привычку опираться на эти обычаи. Определяет структуру всей политической системы. Легальная легитимность отображает общественное признание передачи власти в соответствии с действующими законами о выборах органов власти.
  2. Харизматическая легитимность. Характеризуется личной преданностью и верой людей, подчиненных и подвластных делу определенного человека, доверие к нему, как к лидеру-вождю. Основывается на вере в особый дар и талант лидера. В этом случае доверие граждан носит основывается на личной симпатии к лидеру и имеет эмоциональный характер. Во взаимоотношениях между лидером и гражданами значение правовых норм принижается. Данный тип легитимации используется чаще в периоды политических волнений и революций.
  3. Демократическая (рационально-правовая) легитимность. Происходит из соответствия власти рациональному принципу, благодаря которому устанавливается правовой порядок политического строя.
  4. Этническая легитимность. Формирование властных структур происходит по национальному признаку. На выборах используется (явно или неявно) ценз национальной принадлежности.

Чем в государстве ниже уровень легитимности, тем чаще властные органы прибегают к силовому принуждению. При легитимном действии – это действие, которое не оспаривается никем из участников процесса, имеющих право оспорить это действие. Если субъект действия должен приложить специальные усилия для защиты своего права поступать так, как поступил, действие больше не является легитимным.

В политологии под легитимностью понимают положительное отношении населения государства, общественного мнения к действующим институтам власти и признания их правомерностью. Процесс легитимации представляет собой процесс признания действий политического лидера и действий власти.

В ситуациях, когда власть теряет доверие народа, наблюдается делигитимация власти. В процессе кризиса легитимности входят в противодействие интересы политической элиты и народа, происходят конфликты между разными ветвями власти, нарастает угроза национализма и т.д.

Нормативная структура политической легитимности Дэвида Битэма включает следующие положения:

  • власть полностью соответствует установленным и принятым в обществе правилам;
  • данные правила оправдываются верой управляющих и управляемых;
  • есть доказательства согласия на имеющиеся отношения власти.

Замечание 1

Легитимность власти реализуется через признание власти населением. Легитимность предполагает, что власть является справедливой и правомерной, обладает в глазах населения определенным авторитетом.

Соотношение легальности и легитимности политической власти

Легальность и легитимность власти – понятия тождественные. Легитимность является оценочной, этической характеристикой власти: справедливой или несправедливой, хорошей или плохой, честной или нечестной и т.д. Легальность является этически нейтральной, юридической характеристикой власти.

Легитимность отображает принятие власти общественным сознанием, доверие к ней, оправдание действий. Население одобряет или не одобряет власть, исходя из моральных критериев, представлений о справедливости, добре, совести, порядочности. Легитимность должна обеспечить согласие без принуждения, повиновение, а в случаях, когда оно не достигается – оправдать применение силы и принуждение. Политика и легитимная власть эффективны и авторитетны.

Для того, чтобы получить и удержать доверие и легитимность народа, власть использует аргументацию собственных действий – легитимацию, оперируя к высшим моральным ценностям (правде, справедливости), к эмоциям, настроениям и чувствам, к истории, вымышленной и реальной воле народа, требованиям производства, научно-технического прогресса, историческим задачам страны и др.

Перед населением на определенном этапе развития легальная власть может стать нелегитимной. Порог легитимности власти показывает, что, если по результатам соцопросов более 30% населения выражает к действующей власти свое доверие, она является легитимной. Если доверие выражает менее 30% населения – власть нелегитимная.

Подчинение власти – это особый юридический акт, означающий буквально «я не нарушаю закон». Подчиняется ли лицо, признавая или не признавая действующую власть относится к оценочной, этической характеристики власти. Не всякое подчинение власти является признанием данной власти. Население подчиняется не только легитимной власти.

В случаях, когда власть становится нелегитимной, возрастает вероятность противодействия ей со стороны населения. В демократической практике распространена одна из форм выражения недоверия и сопротивления власти, как средства ненасильственной борьбы — акции гражданского неповиновения.

19 апреля 2020

Здравствуйте, уважаемые читатели блога KtoNaNovenkogo.ru. Термин «легитимность» нередко звучит в политических дебатах, новостях, телепередачах.

Многие знают, что к ней стремится любая власть, хотя бы ради авторитетного статуса на международной арене. Проблема обостряется во время выборов высших должностных лиц и проведения социально-экономических реформ.

В этой статье вы узнаете, что такое легитимность, и какую роль она играет в жизни государства.

Фундамент власти — это легитимность

Слово это происходит от латинского legitimus «согласный с законами, законный, правомерный». Собственно, в этом и заключается его смысл.

«Народ – это источник власти». Причем это не просто лозунг, закреплённый в конституциях демократических государств. Это скрытое определение легитимности.

Если абстрагироваться (как это?) от власти, то можно привести вот такое вот общее определение легитимным действиям:

В любом государстве есть власть. Люди относятся к ней по-разному. Одни согласны с действиями высших должностных лиц, политическим курсом, реформами (что это такое?). Другие считают, что представители правящей верхушки пришли к цели незаконным или «грязным» путём (например, подкинув лишние бюллетени в урну во время выборов), написали законы под себя и занимаются произволом.

Если довольных граждан больше, то действия слуг народа легитимные.

Законы, госпрограммы, депутаты и чиновники – это кирпичики, из которых строится здание власти. Но без прочного фундамента строение рано или поздно рухнет. Какими бы классными ни были стены, крыша или внутренняя отделка. Фундамент власти – это легитимность.

Процесс формирования и закрепления системы находится под пристальным вниманием граждан.

Говоря простыми словами, легитимность – это признание власти людьми.

Она обладает следующими признаками:

  1. тесно связана с психологией, моралью, социальной справедливостью;
  2. люди добровольно соглашаются с проводимой политикой и реформами;
  3. исполняют (не нарушают) законы по убеждению, а не принуждению (проявляют лояльность по отношению к государству)
  4. одобряют способ формирования правящей верхушки, например, считают революцию необходимостью.

Легитимность необязательно предполагает поддержку власти со стороны всех граждан (так, в любом государстве есть оппозиция). Достаточно согласия большинства.

В общем же смысле слово «легетимный» — это законный, правомочный, правомерный или общественно признанный. То есть власть будет действовать легитимно, если эти самые ее действия получат общественное признание.

Когда власть в государстве нелегитимна

Как это определить? Довольно просто:

Тогда у правящей верхушки есть три пути сохранения возможности управлять и продолжать править (вопреки желаниям народа):

  1. Притягивать легитимность «за уши» с помощью идеологии, СМИ, образования. Наиболее частый вариант.
  2. Стараться качественно улучшить жизнь народа. Бывает редко.
  3. Задействовать механизм принуждения: полицию, военных, суровые законы, карательные структуры. По этому пути идут диктатуры.

Часто нелегитимные системы распадаются.

Яркий тому пример – это революции. Люди окончательно разочаровываются в действующем правительстве и агрессивными методами формируют новую верхушку. Что-то похожее сейчас наблюдается во Франции, где власть уже не пользуется поддержкой народа (по сути, находится «у руля» нелегитимно).

Иногда власть становится легитимной с годами. Например, граждане просто привыкают к неправовым законам, жестоким наказаниям и социальному неравенству, считая это нормой. Они успокаивают себя тем, что могло бы быть и хуже. Поэтому легитимно – это не всегда справедливо или правильно.

Легальность и легитимность — это одно и то же?

Легитимность и легальность государственной власти – это понятия, которые люди часто путают, считая чуть ли не синонимами. Они оба характеризуют политический режим (это что?), но под разными углами.

Легальность – это соответствие действующим нормам права.

Но ведь законы могут быть несправедливыми, написанными под интересы только одной социальной прослойки (например, депутатов или олигархов). Или человек приходит к высокой должности пусть и законным, но обманным путём: вводит в заблуждение избирателей, раздаёт невыполнимые обещания.

Легитимность же означает соответствие власти понятиям справедливости, морали, законности конкретного общества.

Хорошо, когда она сочетается с легальностью. Но так бывает не всегда. Например, революционные группировки делают то, что не согласуется с законами.

Типы легитимного правления

Впервые их выделил и описал немецкий социолог Макс Вебер. В чистом виде ни один из типов легитимности не встречается. Это лишь идеальные модели.

  1. Традиционный тип.
    Люди доверяют системе, потому что привыкли к ней. В обществе сложились определённые обычаи, традиции (что это?), моральные устои, которые никто не хочет нарушать. Пример традиционного легитимного правителя – это королева Великобритании.
  2. Харизматический тип.

    Здесь легитимность власти базируется на личности вождя. Люди очарованы его харизмой, верят в обещания, восхищаются решениями. Удивительно то, что Гитлер в фашистской Германии действовал легитимно (с одобрения большинства), хоть и попирал принципы морали и гуманизма (что это такое?).

  3. Рациональный (легальный) тип.

    В этом случае легитимность сочетается с легальностью государственной власти. Граждане верят в то, что действующие законы составлены юридически грамотно, приносят пользу общества, учитывают интересы всех социальных прослоек. Почему бы их не соблюдать?

    Рациональная легитимность – это один из признаков реально демократического государства.

Выводы

Нельзя однозначно сказать, что легитимность – это хорошо или плохо. Ведь её корни лежат глубоко в человеческой психике, а последняя неидеальна.

Власть может завоевать сердца людей сладкими обещаниями, необоснованным повышением зарплат и пенсий, снижением налогов, идеологиями в стиле «мы – хорошие, а чужие – плохие». Но вот выиграет ли от этого государство в долгосрочной перспективе, большой вопрос.

Удачи вам! До скорых встреч на страницах блога KtoNaNovenkogo.ru

Использую для заработка

Термин «легитимность» (legitime) имел несколько значений. Он возник в начале XIX века во Франции и первоначально практически отождествлялся с термином «legalite» (законность). Его использовали для обозначения законно установленной власти в отличие от насильственно узурпированной (легитимность первоначально сводилась к её легальности, т.е. к наличию законного источника власти и законного основания обладания ей).

С течением времени понятия легитимность и легальность разделились.

Легитимность –это юридическое оформление власти, соответствие данной власти объективному праву. Легитимность (классическое определение – М. Вебер) – нравственная оправданность существования государства с точки зрения большинства его граждан, выражающаяся в добровольном принятии государственной власти этим большинством.

Однако термин «легитимность» не имеет строго юридического содержания и не фиксируется в конституциях. В отличие от легальности, которая является юридическим обоснованием власти, её норм и законов, легитимность отражает степень соответствия власти ценностным представлениям большинства граждан.

Легальность государственной власти – это понятие юридическое, которое означает юридическое обоснование власти и её соответствие правовым нормам. Форма легализации власти – законодательная (Конституция или, например, Акт о престолонаследии).

Для граждан легальность государственной власти состоит в повиновении законам и их исполнении. Любая власть, издающая законы, даже непопулярные, но обеспечивающая их выполнение, легальна. Легальность государственной власти – это признание правомерности её возникновения и действие власти в рамках законности. Термин «легальность» позволяет отличать законно установленную власть (на основе выборов или престолонаследия) от узурпаторской, т.е. насильственно захваченной в результате переворота, бунта и т.д.

Легитимность государственной власти – это качество взаимоотношений власти и подвластных, которое выражается в:

1) её основанности на общечеловеческих нравственных ценностях;

2) добровольном признании населением права власти управлять и психологическая готовность подчиняться её велениям и согласие на применение мер принуждения со стороны власти.

Поэтому легальная власть может быть одновременно нелегитимной. Легитимная власть, в отличие от легальной, это власть, которая принимается, одобряется населением. Легальность и легитимность могут расходиться во времени.

Легитимность не имеет юридического содержания и не фиксируется в Конституции. Легитимность отражает степень соответствия власти ценностным представлениям большинства граждан, т.е. это особая морально-психологическая оценка.

Легитимность может быть истинной и ложной (социальная демагогия, обман). Понятие легитимности не совпадает у различных слоёв населения. Легитимность должна постоянно поддерживаться, так как это вопрос согласия, повиновения и политического участия без принуждения. Легитимность государственной власти располагает к доверию и авторитету, а отсюда эффективность государственной власти.

Вопрос о легитимности – это вопрос о границах, о правомерности применяемого властью к физическим и юридическим лицам принуждения.

Некоторые авторы в понятие «легитимность» включают:

1) юридический смысл, т.е. легальность;

2) духовный, морально-психологический смысл, т.е. собственно легитимность.

Политическая история свидетельствует о том, что легальная власть может быть нелегитимной и, наоборот.

Современная государственная власть, желающая быть эффективной, должна быть и легальной и легитимной, либо просто легитимной, если в это понятие включать юридический аспект (легальность) бытия государственной власти.

ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ

УДК 340.11 ББК 67.0

СООТНОШЕНИЕ ПОНЯТИЙ ЛЕГИТИМНОСТИ, ЛЕГАЛИЗАЦИИ И ЛЕГАЛЬНОСТИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ: ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ

ЮРИЙ АЛЕКСАНДРОВИЧ ИВАНЧЕНКО,

преподаватель кафедры истории государства и права Московского университета МВД России имени В.Я. Кикотя,

кандидат юридических наук,

Научная специальность 12.00.01 — теория и история права и государства; история учений о праве и государстве

E-mail: hedgivan@mail.ru

Citation-индекс в электронной библиотеке НИИОН

Аннотация. Исследуется сфера легитимации государственной власти в контексте теоретических характеристик смежных понятий с различных точек зрения.

Ключевые слова: легитимация, государственная власть, легализация, легальность.

Keywords: legitimation, government, legalization, legality.

Как известно, ценность государственной власти проявляется в ее социальном назначении, в обеспечении нормального существования общества. Однако, государственная власть в обществе может играть не только позитивную, созидательную роль. При определенных условиях она может быть разрушительной для экономических, социальных и культурных основ общества. С теоретической точки зрения все это выражается в убежденности, присутствующей в общественном сознании, что государственная власть соответствует своему социальному назначению.

В общественном сознании находит свое отражение легитимность государственной власти. Согласие общества на моральное право государственной власти управлять им определяется не столько соответствием последней некоему идеальному представлению о ней в общественном сознании, сколько способностью власти влиять на формирование позитивного представления о ней, в том числе и посредством навязывания обществу критериев соответствующей ее оценки.

Легитимность есть следствие легитимации, в силу чего легитимация государственной власти как

динамический процесс достижения и формирования легитимности, с одной стороны, представляет собой процесс приобретения государственной властью легитимного статуса, с другой, — оценивание государственной власти обществом, которое выражено в ценностях массового сознания. Другими словами, это процесс приведения деятельности государственной власти в соответствие с системой ожиданий общества, которые во многом определяются его особенностями и состоянием: в политизированном обществе, — соответственно, политические ожидания, в обществе потребления, — экономическая направленность деятельности государства на социальную сферу. Суть легитимации — придание государственной власти ценности, осознание ценности государственной власти.

Из этого следует, что государственная власть должна разделять ценности, которые общество ставит в качестве идеологических ориентиров, принимаемых большинством граждан и отражающихся в их сознании и поведении в виде так называемой «свободной лояльности». Последняя — синоним легитимности — состоит, по мнению И.А. Ильи-

ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ

на, в том, «чтобы добровольно вменять себе законы своего государства, стараться верно, понимать их и повиноваться им по чувству свободно признанной обязанности»1.

Как мы считаем, легитимность государственной власти представляет собой состояние, имеющее различные уровни. При этом уровень легитимности государственной власти определяется эффективностью форм реализации социальных ожиданий и оценок в отношении деятельности государственной власти. Поддержание уровня обоснованности государственной власти невозможно без осуществления в реальности форм легитимации государственной власти, характеризующих способность субъектов коммуникативной системы находить и устанавливать конкретные действия как отвечающие либо не отвечающие определенным критериям. От того, как взаимодействуют органы государственной власти и общество зависит уровень легитимации государственной власти.

Источником процесса легитимации государственной власти, скорее всего, является государственное начало. Так как сущность легитимации заключается в признании и обосновании определенного интереса, то в случае легитимации государственной власти происходит объяснение собственной ценности, поэтому отсюда и возникает характерная направленность на государство. Государственная власть при взаимоотношениях с обществом изначально направлена на достижение компромиссов, однако если сущность государственной власти заключается в том, чтобы обосновать собственные интересы, то легитимация представляет собой самообъяснение.

Однако, необходимо понимать, что при таком варианте позиции государственной власти устойчивы при условии, если процесс постоянной общественной трансформации находится на уровне стагнации. В условиях, когда общество переходит из одного состояния в другое не плавно, а скачком, процесс формирования и отражения ценностей не успевает за изменяющейся реальностью. Прежние ценности переосмысливаются, вытесняются в неосознаваемое, а на их место приходят новые, наслаиваясь на старые2. В этой динамичной ситуации происходит нарушение достигнутых государственной властью и обществом компромиссов.

Установление правопорядка связано с легальностью государственной власти как суверенной и определяет социально-правовую легитимность. Легальность и легитимность — два оценочных критерия, позволяющих дать представление о содержании и сущности государственной власти3.

Легитимность имеет, по крайней мере, две стороны: формальную и содержательную. С точки зрения формальной, она означает принятие власти надлежащим органом или лицом и в установленном порядке. Если эти требования соблюдены, то государственная власть, подчеркнем, формально легитимна, поскольку проблема легитимности не может быть сведена только к соблюдению установленных процедур, а легитимность не может рассматриваться и пониматься в отрыве от существа государственной власти, ее способов, методов и форм реализации.

Опыт различных государств показал, что государственная власть, будучи формально легитимной (легальной), т.е. полученная надлежащими органами или лицами и в надлежащем порядке, часто не получает поддержки людей, оставаясь при этом фактически нереализованной и в этом смысле фактически не легитимной. Именно эффективность деятельности органов государственной власти, видимые результаты этой деятельности являются определяющими критериями в решении проблемы легитимности государственной власти. Это и будет свидетельствовать о различии между формальной и фактической легитимностью.

С содержательной точки зрения, легитимность государственной власти зависит от различных ее составляющих, прежде всего, от ее сущности. Идеальным является совпадение содержательной легитимности и легальности государственной власти. Если такое совпадение достигается, проблема легитимности вообще не возникает: власть воспринимается как позитивное демократическое явление, ее действия воспринимаются положительно и она эффективно осуществляет свои функции.

Проблема легитимности возникает тогда, когда содержательная легитимность и легальность государственной власти не совпадают. В силу этого создается пространство для различных комбинаций: в

ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ

одних странах государственная власть может быть легальной, но нелегитимной, в других — легитимной, но нелегальной, в третьих — и легальной и легитимной.

В юриспруденции к вопросу о соотношении понятий легитимности и легальности следует подходить с учетом существования различных подходов к пониманию права. С позиции нормативного подхода рассматриваемые понятия будут тождественны независимо от содержательных характеристик при условии формального соответствия действующему законодательству. Иная ситуация будет в том случае, если соотношение этих понятий рассматривать с позиции широкого правопонимания, в рамках которого имеет место противопоставление права и закона. В данном случае легитимной будет признаваться лишь та государственная власть, которая опосредована законом, полностью соответствующим праву.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Как видим, легитимность и легальность государственной власти являются смежными, но не совпадающими понятиями. Легальность проявляется в юридическом оформлении государственной власти, которая выражается в принятии различного рода нормативных правовых актов, в том числе конституции. Также заметим, что легализованная государственная власть не всегда может быть легитимной, как и легитимная власть не обязательно легализована. Но каждая только что учрежденная власть, в первую очередь, старается легализовать себя на территории государства, что и происходит в большинстве случаев без особой сложности, в то время как обрести легитимность значительно труднее.

В таких характеристиках, как легальность и легитимность наиболее выразительным становится единство инструментального и ценностного аспектов государственной власти. Качество легальности выражает способность государственной власти действовать в рамках ею же устанавливаемых пределов, готовность нести ответственность. Нивелирование государственной властью этих аспектов нарушает коммуникативную систему отношений государственной власти и общества, и, следовательно, предопределяет дальнейшую неэффективность и неприемлемость этой власти для общества, а в конечном итоге — нелегитимность.

В связи с этим справедливо возникает вопрос о первичности легитимации или легализации государственной власти. Если легализация представляет собой следствие легитимации, то это, по сути, содержательное наполнение ее форм, а если легитимация есть следствие легализации, тогда это представляет собой процесс легитимации государственной власти по содержанию.

Для более четкого уяснения соотношения понятий легитимации и легализации государственной власти обратимся к проблеме функционирования правового государства. По нашему мнению, в правовом государстве легитимация первична: современное правовое государство становится правовым тогда, когда государство заботится о том, чтобы государственная власть была легитимирована. Это подразумевает, во-первых, внутреннее объяснение целесообразности той или иной деятельности государственной власти, во-вторых, ее законодательное оформление. В неправовом государстве, как мы видим, все происходит совсем наоборот: сначала издаются законы, а потом идет их объяснение.

В целом концептуальное различие между легализацией и легитимацией государственной власти не всегда улавливается сторонниками юридического подхода. Это происходит потому, что постоянное взаимодействие политического и правового регулятивных механизмов порождает их относительную самостоятельность. Возникает круговая зависимость легитимации (легализации) государственной власти и права в целом.

Подводя итог изложенному выше, сформулируем основные выводы.

1. Легитимность государственной власти является результирующим следствием взаимосвязи двух процессов — формирования позитивного восприятия государственной власти обществом и соответствующего ему отношения государственной власти к обществу.

2. Основным источником процесса легитимации государственной власти является сама государственная власть. Одной из важнейших задач, проистекающих из самой сущности государственной власти, является узаконение (легализация) своих собственных (государственных) интересов, в той или иной степени отличающихся от интересов всего общества. Тем самым легитимация представляет

ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ

собой самообъяснение и дальнейшее самовоспроизводство с помощью всего арсенала идеологических, политических, экономических и правовых средств. Но легитимация как процесс самообоснования государственной власти, выраженного в правовой идеологии и политике, а также в правотворчестве, еще сама по себе не обеспечивает обретения легитимности государственной властью.

3. Идеальным случаем является совпадение легитимности и легальности государственной власти. Но в таком случае проблема легитимности вообще не возникает, так как государственная власть воспринимается обществом как полностью соответствующая своему социальному предназначению. Проблема легитимности возникает при несовпадении содержательной легитимности и легальности; государственная власть может носить легальный характер и, в то же время, быть нелегитимной.

4. Обретение и использование государственной власти даже в соответствии с установленны-

ми и принявшими форму права правилами еще не является прочной и стабильной основой для того, чтобы государственная власть могла считаться легитимной, потому что сам установленный властью порядок обретения легитимности еще нуждается в оправдании и принятии обществом. Государственная власть становится легитимной только в том случае, когда установленные законом правила обретения государственной власти и распоряжения ею получили обоснование в общественном сознании.

1 Ильин И.А. Путь к очевидности. М.: Республика, 1993. С. 252.

2 Шабров О.Ф. Пространство легитимности и специфика легитимации политической власти в России // Материалы XXXIII Международной конференции «Информационные технологии в науке, социологии, экономике и бизнесе». М., 2006. С. 133.

3 Ушаков Н.А. Суверенитет и его воплощение во внутригосударственном и международном праве // Московский журнал международного права. 1994. № 2. С. 8.

УДК 34 ББК 67

СОВРЕМЕННОЕ ПОЛИЦЕЙСКОЕ ПРАВО В КОНТЕКСТЕ ПРАВОВОЙ ГОСУДАРСТВЕННОСТИ (В ТРЕХ ВЫПУСКАХ). ВЫПУСК ВТОРОЙ. ПОЛИЦЕЙСКОЕ ГОСУДАРСТВО КАК УЧЕНИЕ И ПОЛИТИЧЕСКАЯ ПРАКТИКА (В ДВУХ ЧАСТЯХ).

ЧАСТЬ ВТОРАЯ. СОВРЕМЕННЫЙ КОНТЕКСТ КОНСТРУКЦИИ ПОЛИЦЕЙСКОГО ГОСУДАРСТВА

ВЛАДИМИР ИВАНОВИЧ ЧЕРВОНЮК,

доктор юридических наук, профессор кафедры конституционного и муниципального права Московского университета МВД России имени В.Я. Кикотя Е-таИ. v.chervonyuk@yandex.ru

Научная специальность 12.00.01 — теория и история права и государства; история правовых учений Сиайоп-индекс в электронной библиотеке НИИОН

Аннотация. Обоснован принципиально новый подход к пониманию полицейского права в качестве: (1) крупной нормативной общности, представленной как отдельными отраслями права, так и комплексными правовыми институтами и иными структурно упорядоченными нормативными образованиями внутригосударственного и трансграничного действия и предназначенной исключительно или главным образом для целей правоохраны; (2) науки о правоохране. Представлен анализ полицейского государства как типа государства, отчуждающего право от управления полностью или оставляющего для него локальные сферы действия, устанавливающего государственные порядки, основанные на умалении гражданских

В широком смысле легитимность — это принятие власти населением страны, признание ее права управлять социальными процессами, готовность ей подчиняться. В узком смысле легитимной признается законная власть, образованная в соответствии с процедурой, предусмотренной правовыми нормами.

Следует отличать легитимность первоисточника власти и легитимность органов государственной власти. Легитимность первоисточника власти (властвующего субъекта) находит отражение и юридическое закрепление в конституции страны. Так, п. 1 ст. 3 Конституции Российской Федерации гласит: «Носителем суверенитета и единственным источником власти в Российской Федерации является ее многонациональный народ» Конституция Российской Федерации от 12.12.93 г.. Значит, Конституция провозглашает и определяет многонациональный народ России первоносителем и первоисточником государственной власти, тем самым подчеркивая ее легитимность.

Государственные органы приобретают свойство легитимности по-разному. Представительные органы становятся легитимными на основе проведения предусмотренных и регламентированных законом выборов. Эти органы получают властные полномочия непосредственно от первоисточника власти. Органы управления приобретают легитимность путем конкурсного отбора, назначения их чаще всего представительными органами и в порядке, предусмотренном законом.

Легитимными должны быть и осуществляемые органами государства властные полномочия, методы деятельности, особенно метод государственного принуждения. Нелегитимная власть признается узурпаторской. В узком смысле слова узурпация — насильственный противозаконный захват власти каким-либо лицом или группой лиц, а также присвоение себе чужих властных полномочий. Узурпацией признается, например, нарушение правовых процедур при проведении выборов или их фальсификация. Узурпировать можно и легитимно образованную власть, если ею злоупотреблять, т. е. использовать в противозаконных целях во зло обществу и государству, превышать властные полномочия, и т.д. В п. 4 ст. 3 Конституции Российской Федерации сказано: «Никто не может присваивать власть в Российской Федерации. Захват власти или присвоение властных полномочий преследуется по федеральному закону». Конституция Российской Федерации от 12.12.93 г.

Юридическим выражением легитимности власти служит ее легальность, т, е. нормативность, способность воплощаться в нормах права, ограничиваться законом, функционировать в рамках законности. В обществе возможна и нелегальная, например мафиозно-преступная власть, тяготеющая к жестким формам принуждения, насилия. Если легальная власть опирается на официально признанные, документально закрепленные и известные обществу нормы, то преступная, нелегальная — на неписаные, известные лишь определенному кругу людей правила поведения. Легальная власть стремится стабилизировать общество, утвердить в нем порядок, нелегальная же подобна раковым клеткам, поражающим и уничтожающим здоровую ткань социума. Комаров С.А. Общая теория государства и права: Учебник. — 4-е изд., переработанное и дополненное. — М.: Юристъ, 1998. — С. 135-137.

На основании вышесказанного, можно сделать вывод, что легитимность власти — это

признание власти населением;

принятие власти как правомерной и справедливой;

наличие у власти авторитета в глазах населения;

а легальность власти означает, что

власть имеет законное происхождение;

власть осуществляется посредством закона (а не путем произвола, насилия и т.п.);

власть сама подчиняется закону.

Отсюда видно, что легитимность и легальность власти — это близкие, но не тождественные понятия. Первое носит этическую, оценочную характеристику власти (существующая власть является хорошей или плохой, справедливой или несправедливой, честной или нечестной и т.п.), а второе — юридическую и потому этически нейтральную характеристику власти.

Добавить комментарий