Личность как гражданин

«Человек», «личность», «гражданин» — понятия не тождественные, хотя и тесно связанные друг другом. Понятие «человек» характеризует его как индивид биологического вида, говоря о человеке, мы подразумеваем его физиологические свойства, в этом смысле он является просто представителем живого мира. «Личность» — понятие социальное, оно предполагает, что человек, обладающий личностными качествами, осознает себя, свое место в обществе и ответственность перед ним. Возможны случаи, когда человек в силу различных объективных и субъективных причин не обладает качествами личности, например, признан судом недееспособным вследствие психического заболевания. «Гражданин» — понятие юридическое, оно предполагает, что у конкретного человека существует правовая связь с конкретным государством. Эта связь показывает, что государство за гражданином закрепляет максимальный объем прав и свобод, а граждане, в свою очередь, несут обязанности, например, уплачивать законно установленные налоги и сборы. Помимо граждан, на территории государства могут находиться и иностранные граждане, и лица без гражданства (апатриды). Их объем прав и обязанностей всегда меньше, чем у граждан. Они лишены, например ряда политических и социально-экономических прав, таких как, право избирать и быть избранным, право на труд, на социальное обеспечение и т.п. Для реализации таких прав человека, как право на жизнь, на достойное сосуществование, достаточно лишь факта рождения человека и совсем не обязательно, чтобы он обладал качествами личности и гражданина, а для реализации остальных прав требуется, чтобы человек был личностью, гражданином.

28.Права человека как принципы и нормы взаимоотношения личности с государством и обществом.

Смысл понятия «права человека»: возникновение, историческое развитие.

Правовой статус личности в различных концепциях права и государства.

Права человека и права гражданина.

Права человека можно рассматривать как основу конституционализма. Выше уже неоднократно отмечалось, что главный смысл создания конституций заключался в обеспечении свободы и безопасности человека прежде всего от произвола государственной власти. Только свободный человек – производитель необходим был обществу, переходившему от аграрного строя к индустриальному, или, если пользоваться терминологией Карла Маркса, от феодализма к капитализму. Идея о том, что люди от рождения свободны и равноправны, что им в силу рождения принадлежит ряд неотчуждаемых (естественных) прав, легла в основу первых конституционных актов, принимавшихся в ходе Английской, Американской, Французской революций XVII– XVIII веков. В последующем ни одно государство, претендовавшее на то, чтобы считаться демократическим, не могло не записать в своей конституции определенный перечень прав человека. Тем самым права человека, оставаясь нравственно-политическим императивом, приобретали юридическую форму и становились важнейшим институтом конституционного права. Впоследствии они стали и институтом международного права. В нашей литературе часто, имея в виду права человека, пишут о правах личности. Слово «личность» употребляют при этом в качестве синонима таких понятий, как «человек» или «индивид». Такое словоупотребление, строго говоря (а юристы всегда должны выражаться строго, т.е. точно), неправильно. Личность и человек (индивид) – не одно и то же. Социальные науки понимают под термином (не просто словом) «личность» такого человека, который способен осознавать последствия своего поведения и отвечать за него, то есть, выражаясь юридическим языком, дееспособен. Очевидно, что не каждый человек является личностью в этом смысле, хотя, разумеется, полной аналогии между качеством личности и дееспособностью нет: они совпадают лишь в большей части. Права человека признаются за каждым человеческим существом независимо от того, является оно личностью или нет. Индустриальный строй характеризуется дуализмом гражданского и политического общества. Как член гражданского общества человек равноправен со всеми другими, но как член политического, то есть государственно организованного, общества он равноправен лишь с теми, кто, как и он, принадлежит к данному государству; у него больше прав и обязанностей в своей стране, чем у тех, кто к данному государству не принадлежит. Хотя и на заре конституционализма были идеологи, отрицавшие необходимость различения двух групп прав, но конституционные документы того времени различие такое обычно проводили, и в дальнейшем оно утвердилось. Впрочем, конституции социалистических государств, начиная со сталинской Конституции СССР 1936 года, провозглашаемые права считали и считают преимущественно правами гражданина (в отдельных случаях – трудящегося), предоставленными государством, хотя доктрина в большинстве из них примерно с 60-х годов и стала на иную позицию. Вообще-то дуализм гражданского и политического общества понимался обычно более широко, не сводился к изложенному выше. Речь шла о том, что гражданское общество самодостаточно, оно само регулирует свои внутренние отношения, а государство необходимо ему лишь для поддержания правопорядка и защиты от внешней агрессии. К. Хессе считает, что в современном демократическом и социальном государстве предпосылки такого дуализма отпали*. Однако с точки зрения различения прав человека и прав гражданина указанный дуализм сохраняется, хотя, скажем, интеграция европейских государств в рамках Европейского союза положила начало его постепенному исчезновению.

В любом случае следует подчеркнуть, что права и свободы человека принадлежат каждому индивиду, а права и свободы гражданина – только тем лицам, которые состоят в гражданстве данного государства. Права и свободы гражданина не надо смешивать и с гражданскими правами и свободами, которые, как правило, принадлежат каждому человеку.

1.1. Понятия «гражданин» и «физическое лицо», их соотношение.

Человек – субъект множества прав и обязанностей, в том числе и гражданских. При рассмотрении вопроса о гражданском правовом положении часто употребляется понятие «личность». Личность – такой субъект общественных отношений, который обладает определенным уровнем психического развития. Качество личности присуще психически здоровому человеку, достигшему определенного возраста. Однако признание субъектами гражданского права только личностей явно противоречило бы гражданскому законодательству, признающему субъектом гражданского права любого человека независимо от его возраста и состояния здоровья. Человек рассматривается как существо, соединяющее в себе биологические и социальные начала. Ему присуща форма развития психики – сознание. Однако гражданское законодательство Российской Федерации для обозначения человека как субъекта гражданских правоотношений употребляет другое понятие – «гражданин». Понятие гражданства рассматривается в трех значениях:

1) как субъективное право гражданина на принадлежность к определенному государству;

2) как правоотношение, содержание которого поставляет взаимные права и обязанности государства и гражданина;

3) Как правовой институт, нормы которого закрепляют отношения гражданства.

Гражданство определяет постоянную политико-правовую связь лица и государства, находящую выражение в их взаимных правах и обязанностях. Отсюда вытекает, что гражданское законодательство, употребляя понятие «граждане», имеет в виду граждан данного государства – Российской Федерации.

Следует заметить, что на территории государства всегда проживают люди, которые являются гражданами других государств, а также люди, не имеющие определенного гражданства – апатриды. Они подчиняются правопорядку, существующему в данном государстве, имеют определенные права и обязанности. Однако гражданами данного государства ни не являются, и, таким образом, не попадают под понятие «гражданин».

Более универсальным является понятие «физическое лицо», которое имеет более широкое содержание, поскольку охватывает всех людей, как участников как участников гражданских и других правоотношений на территории данной страны. Например, в германском гражданском уложении соответствующая глава в разделе «Лица» именуется «Физические лица». В названном законе употребляется понятие «человек», но не в значении «гражданин». Следовательно, Германское гражданское уложение имеет в виду человека вообще, физическое лицо.

В законодательстве нашей страны люди как субъекты гражданского права долго время именовались «граждане» (ст. 9 ГК РСФСР 1964 г.). В Основах гражданского законодательства Союза ССР и республик, принятых Верховным Советом СССР от 31 мая 1991г., впервые использовалась формулировка «граждане» и в скобках «физические лица».

Остается спорным вопрос, равнозначными ли являются понятия «граждане» и «физические лица». Ряд авторов, в том числе профессор Е.А. Суханов, разделяют эти понятия, считая их близкими по содержанию, но вместе с тем, различными. Употребляя понятие «граждане», закон имеет в виду людей, состоящих в гражданстве Российской Федерации. Но, вместе с тем, закон учитывает, что кроме граждан в пределах РФ находятся и люди, не являющиеся её гражданами – например, иностранцы, лица без гражданства.

Понятие «физическое лицо» можно считать синонимом с понятием «человек», как считает, например, Мейер. Автор говорит о том, что в нашем Отечестве: даже лишенный всех прав состояния не перестает быть правоспособным Рождение, акт отделения младенца от чрева матери — исходный пункт, с которого начинается физическая личность, начало самостоятельного бытия человека, вместе с тем и есть начальный момент его юридической жизни. В законодательстве нашем встречаются определения, которые как бы указывают на то, что личность человека начинается прежде рождения. Так, младенец считается законнорожденным, хотя бы только был зачат в браке, а родился уже по прекращении его; дитя, родившееся по смерти отца, тем не менее, признается его наследником наравне с другими детьми, принимаются меры к охранению интересов младенца, находящегося в утробе материт и т. п. Но эти определения законодательства еще далеки от признания личности зародыша. Если дитя, зачатое в браке, но родившееся по прекращении его, получает права состояния и фамилию отца, то это значит только, что законными детьми считаются не только рожденные в браке, но и другие дети. Точно так же определение законодательства о праве наследования зародыша показывает только, что законными наследниками отца признаются не только дети, родившиеся при его жизни. Таким образом, понятия «граждане» и «физические лица» являются явно не равнозначными.

Такое разграничение позволяет четко разделять при регулировании имущественных и личных неимущественных отношений рассматриваемые понятия: если в норме содержится понятия «граждане», это означает, что речь идет о гражданах РФ; если же используется термин «физические лица» — это означает, что помимо граждан Российской Федерации имеются в виду и иностранные граждане и лица без гражданства.

Информация о работе «Физические лица, как субъекты гражданских правоотношений» Раздел: Государство и право
Количество знаков с пробелами: 44272
Количество таблиц: 0
Количество изображений: 0

Похожие работы

176214 0 0

… на территории муниципального образования, а также необходимость разграничения понятий «место жительства» и «место пребывания» и определения их применимости в сфере избирательных правоотношений. Анализируя законодательство РФ в сфере регистрации граждан (физических лиц) по месту пребывания или проживания, автор считает, что процедуры и нормы регистрации не основаны на законе, законодательство в …

44520 0 0

… указываются в гипотезах правовых норм. Субъекты правоотношений — это обладатели прав и носители обязанностей в правоотношении. Субъектами правоотношений могут выступать физические и юридические лица. Как субъект гражданских правоотношений, юридическое лицо является участником разнообразных имущественных отношений стоимостного, эквивалентно-возмездного характера. Правовому положению юридического …

63648 0 0

… (ст. 42, 45 ГК). С определением места жительства связано и установление подсудности по гражданским искам (ст. 117, 118, 121 ГПК). Акты гражданского состояния По действующему законодательству гражданское состояние лица как субъекта гражданского права определяется совокупностью фактов. Моменты рождения, усыновления, вступления в брак, смерти порождают важные последствия, и точное установление ( …

19218 0 0

… состоит из фамилии, собственного имени и отчества, если иное не следует из закона или обычая национального меньшинства, к которому оно принадлежит. Именно эти признаки индивидуализируют физическое лицо, как участника гражданских отношений. Согласно ст.ст. 145-148 СК Украины имя ребенку выбирается по согласию родителей, отчество дается по имени отца, если иное не предусмотрено законами Украины или …

Проблема взаимосвязи личности с государством и правом в отече­ственной юриспруденции носит фундаментальный и принципиально важ­ный характер, в связи с тем, что личности как государственно-правовой и социальной категории отводится центральное место во многих других от­раслевых, межотраслевых и международных юридических науках (консти­туционное право, административное право, муниципальное право, проку­рорский надзор, международное гуманитарное право и др.).

Личность не существует автономно от государства и права — она связана с ними самым тесным образом, оказывая влияние на их функционирование и развитие. В свою очередь государство и право также прочно взаимосвязаны с лично­стью и оказывают на нее воздействие, определяя объем прав и свобод лич­ности, границы и сферу поведения, свободы и положения в обществе.

Для раскрытия и освящения взаимосвязи личности с государством и правом, необходимо определится, что же понимается под личностью и ка­кой смысл вкладывается в эту категорию.

В психологии устоялось мнение, в соответствии с которым лич­ность — это системное (социальное) качество человеческого индивида, вы­ступающее его активной отражающей системой, определяющей своеобра­зие мышления и результаты его деятельности, формирующейся и прояв­ляющейся в конкретной деятельности.

В справочной и энциклопедической литературе термин «личность» обычно рассматривается в следующих значениях: это человек, выступаю­щий носителем каких-нибудь свойств; человек, выступающий в качестве субъекта социальных отношений и сознательной созидательной деятель­ности; человек со своими социально обусловленными и индивидуально выраженными качествами: интеллектуальными, эмоциональными, воле­выми, человек, обладающий комплексом прав, свобод и обязанностей,

которые придают ему независимый, признанный и защищенный общест­вом статус, особое автономное положение в обществе.

По мнению А. Н. Леонтьева, сущность личности составляют отно­шения человека к разным сторонам действительности, которые реализуют­ся, не просто его деятельностью, а совокупностью его многообразных дея­тельностей, будучи окрашенными его абсолютными ценностями. Носите­лем личности выступает индивид (человек).

Из приведенных дефиниций видно, что личность рассматривается, прежде всего, как человек. Поэтому, когда речь идет о личности, о ее связи с государством и правом, под ней всегда подразумевается человек. Вместе с тем личность и человек — это не тождественные понятия. В научной ли­тературе такие понятия как «человек», «гражданин», «личность» принято различать и рассматривать в качестве самостоятельных форм существова­ния индивида в обществе. Например, в художественной и публицистиче­ской литературе под личностью принято понимать людей, обладающих ка­кими-то особыми качествами, исключительными способностями, яркой индивидуальностью, но в юридической науке понятия «человек» и «лич­ность» несут различную смысловую нагрузку. Человек — это живое разум­ное психофизическое существо, являющее продуктом природы и соответ­ственно частью окружающего материального мира. Однако при этом чело­век — это биосоциальное существо, в котором тесно переплелись природ­ные и социальные качества. С одной стороны человек, как биологическое существо — это частица природы, которая как подчиняется законам приро­ды и требованиям своей физиологии, так и как существо разумное, спо­собное оказывать воздействие на природу, подчиняя себе окружающую его среду. С другой стороны человек как существо социальное, живет в обще­стве таких же индивидов, как и он сам, работает, учится, общается в кол­лективе людей, совершенствует свои навыки, накапливает опыт человече­ского общения, необходимые знания, формирует свое сознание, то есть со­вершенствуется и развивается интеллектуально.

Поэтому в человеке природная и социальная сущности переплетены теснейшим образом. Человек способен контролировать свои природные инстинкты и потребности, этим он и отличается от животного, но нельзя недооценивать биологическую составляющую в человеке, т.

к. с юридиче­ской точки зрения некоторые права, как известно, вытекают именно из природного существования человека и называются естественными (напри­мер, право на жизнь, на свободу передвижения, на неприкосновенность и др.). Государство признает естественные права человека, закрепляя наибо­лее важные из них в законе в нормах позитивного права, обеспечивая их защиту и реализацию (например, ч. 1 ст.20 Конституции РФ провозглаша-

ет право на жизнь; карается уголовным законом убийство, то есть лишение жизни другого человека — ст. 105 УК РФ, убийство новорожденного мате­рью — ст. 106 УК РФ).

В отечественной юриспруденции, в отличие от психологии, лич­ность рассматривается не как социальное качество человеческого индиви­да, а используется в одном смысловом ряду с такими терминами, как «субъект правоотношений», «гражданин», «участник», «лицо», то есть как человек, «право- и дееспособный».

Так, по мнению А. Б. Венгерова: «Личность — это член общества, наделенный правовым статусом, правосубъектностью, адресат правового воздействия, участник многообразных общественных отношений, сово­купность и содержание которых определяют его положение в обществе и социальную роль, поведение и духовную жизнь».

Следовательно, можно сделать вывод, что понятия «человек», «гражданин», «индивид», отражая и характеризуя различные аспекты од­ного понятия — «личность», находятся в прямой взаимосвязи и дополняют друг друга.

При этом, личность как человек, наделенный определенными соци­альными качествами, а также юридическими правами и обязанностями, включенный в систему общественных отношений, неразрывно связан с го­сударством и правом.

Связь личности с государством и правом носит многогранный и разнообразный характер. Она зависит от различных условий и обстоя­тельств: исторических, национальных, культурных, экономических, поли­тических условий развития общества, формы государства, системы зако­нодательства, социального положения личности, ее возраста, пола, про­фессиональной принадлежности, занимаемой должности и т. д.

Однако, прежде всего, взаимосвязь личности с государством и пра­вом определяется принадлежностью человека к конкретному государству, от того, в каком политико-правовом статусе выступает личность по отно­шению к данному государству: гражданина, иностранца или лица без гра­жданства.

Под гражданином понимается человек, взятый в его соотношении и взаимосвязи с государством, политикой, властью и законом, являющийся носителем субъективных прав и юридических обязанностей.

Понятие гражданин характеризует личность с политико­юридической стороны. Гражданин — это личность в ее отношении к госу­дарству и праву. Именно на гражданина распространяется действие зако-

нов и сила власти государства. Понятием «гражданин» юридически закре­пляется взаимосвязь государства и личности.

Гражданин — это лицо, которое обладает гражданством, то есть юридически связано с конкретным государством посредством взаимных прав и обязанностей. Например, в соответствии со ст. З ФЗ «О гражданстве Российской Федерации» от 31.05.2002 г. № 62-ФЗ: «гражданство Россий­ской Федерации — устойчивая правовая связь лица с Российской Федера­цией, выражающаяся в совокупности их взаимных прав и обязанностей». Наличие правовой связи гражданина с государством предполагает и вза­имную их ответственность в реализации своих прав и интересов. Гражда­нами принято называть лиц, юридически связанных с государством, имеющим республиканскую форму правления, в монархических государ­ствах применяется термин «подданный» (например, британский поддан­ный или подданный Ее Величества — королевы Соединенного королевства Великобритании и Северной Ирландии Елизаветы II Виндзор).

В современных (демократических) государствах понятия «гражда­нин» и «подданный» рассматриваются как равнозначные, поскольку пра­вовое положение личности, объем ее прав и свобод в республиках и мо­нархиях фактически не ничем отличается (можно даже утверждать, что в таких монархических странах как Япония, Швеция, Дания, Нидерланды, Люксембург и других европейских монархиях, подданные обладают боль­шим объемом прав и свобод, судебными и правовыми гарантиями, в срав­нении с гражданами большинства развивающихся республиканских госу­дарств Африки, Азии, Южной Америки). Личность, являясь гражданином (подданным) государства, пользуется всеми субъективными правами и не­сет перед государством все юридические обязанности, которые закреплены в нормах позитивного права, а государство защищает права и интересы гражданина на своей территории. Кроме того, в законодательстве закреп­лен принцип экстерриториальности гражданства, согласно которому граж­данин, выехавший за пределы своего государства или проживающий на территории другого государства, сохраняет гражданство и, следовательно, находится под государственной защитой и покровительством (например, данный принцип закреплен в ч. 2 ст. 61 Конституции РФ, ст. 7 ФЗ «О гра­жданстве Российской Федерации»),

Связь личности с государством и правом, в случае если она высту­пает в статусе иностранного гражданина, не является такой тесной, как у граждан. Иностранный гражданин — это лицо, имеющее гражданство (подданство) другого государства. Иностранцы, как правило, ограничены в политических правах (например, не имеют доступа к государственной службе, не могут создавать свои политические партии, участвовать в ми­тингах и манифестациях, участвовать в отправлении правосудия и др.) и иных правах (например, в России, иностранцы не могут приобрести в соб­ственность земли сельскохозяйственного назначения, усыновить (удоче- рить) и вывезти без разрешения государства российского ребенка, работать на российских каналах телерадиовещания и др.).

В то же время иностранцы пользуются многими правами и несут юридические обязанности (за исключением некоторых, например, воин­ской обязанности) наравне с гражданами. Поэтому они обязаны соблюдать законодательство страны пребывания, платить налоги, не загрязнять при­родную среду и т. д., в случае совершения правонарушения они несут юридическую ответственность в соответствии с законодательством страны пребывания.

Лицо без гражданства (апатрид) — это лицо, не являющееся граж­данином и не имеющее доказательства наличия гражданства иностранного государства. Связь личности, имеющей статус апатрида, с государством и правом во многом напоминает связь с государством и правом иностранно­го гражданина. Лица без гражданства обладают такими же правами и обя­занностями, что и иностранцы, но также не обладают многими политиче­скими правами и освобождены от исполнения некоторых обязанностей, за совершение правонарушения привлекаются к юридической ответственно­сти в соответствии с законодательством государства пребывания. Однако, в отличие от иностранцев они не пользуются защитой и покровительством конкретного государства.

Кроме того, в некоторых случаях личность может выступать и в других качествах. Например, в Российской Федерации личность может быть:

1) лицом с двойным и более гражданством (бипатридом);

2) беженцем, то есть лицом, которое не является гражданином и которое в силу вполне обоснованных опасений стать жертвой преследова­ний по признаку расы, вероисповедания, гражданства, национальности, принадлежности к определенной социальной группе или политических убеждений находится вне страны своей гражданской принадлежности и не может пользоваться защитой этой страны или не желает пользоваться та­кой защитой вследствие таких опасений; или, не имея определенного гра­жданства и находясь вне страны своего прежнего обычного местожитель­ства в результате подобных событий, не может или не желает вернуться в нее вследствие таких опасений (и. 1 ч. 1 ст. 1 закона «О беженцах» от 19.02.1993 г. №4528-1);

3) вынужденным переселенцем, то есть гражданином (либо ино­странцем, либо лицом без гражданства постоянно проживающим на терри­тории государства пребывания), покинувшим место жительства вследствие совершенного в отношении его или членов его семьи насилия или пресле­дования в иных формах либо вследствие реальной опасности подвергнуть­ся преследованию по признаку расовой или национальной принадлежно­сти, вероисповедания, языка, а также по признаку принадлежности к опре­деленной социальной группе или политических убеждений, ставших пово- дами для проведения враждебных кампаний в отношении конкретного ли­ца или группы лиц, массовых нарушений общественного порядка (ч.1 ст.1 ФЗ «О вынужденных переселенцах»).

4) иностранным гражданином (или лицом без гражданства), ко­торому предоставлено политическое убежище на территории государства пребывания (ч.1 ст. 63 Конституции РФ).

Однако личность в любом случае выступает в качестве либо граж­данина, либо иностранца, либо лица без гражданства.

Таким образом, связь личности с государством и правом напрямую зависит от наличия у человека гражданства (подданства).

Если личность по отношению к конкретному государству выступа­ет как гражданин или подданный, ее связь с данным государством и дейст­вующим в нем позитивным правом будет наиболее тесной. Если же она не является гражданином или подданным данного государства, а выступает по отношению к нему как иностранный гражданин или лицо без граждан­ства, то связь этой личности с государством и соответственно с действую­щим в нем позитивным правом будет менее тесной.

Кроме того, взаимосвязь личности с государством и правом зависит от правосубъектности личности, то есть ее способности (возможности) иметь юридические права и обязанности и самостоятельно их осуществ­лять. Как провозглашается в ст. 6 Всеобщей декларации прав человека, каждый человек, где бы он не находился, имеет право на признание его правосубъектности.

Наконец, связь личности с государством и правом будет опреде­ляться объемом ее юридических прав и обязанностей. Иностранные граж­дане и лица без гражданства, обладая правосубъектностью, в отличие от граждан (подданных) имеют меньший объем юридических прав и обязан­ностей, что определяет менее тесную взаимосвязь с государством пребы­вания и правом. Более подробно вопросы гражданства, правосубъектности, прав, свобод и обязанностей личности будут рассмотрены ниже при рас­крытии понятия правовой статус личности.

В заключение, говоря о связи личности государства и права, следу­ет отметить, что в российском праве и законодательстве, законодатель ис­пользует в юридической терминологии как категорию»личность», так и ее юридические составляющие «человек», «гражданин», «должностные лица» и др.

Кроме Конституции РФ, мы найдем использование термина «лич­ность» в уголовном праве, где в УК РФ широко используется понятие лич­ности, в том числе в форме личности гражданина, личности обвиняемого, личности виновного, личности подсудимого и т. и. В частности, при назна­чении вида и размера наказания Уголовным кодексом РФ предписывается судам учитывать не только характер, тяжесть и последствия преступления, но и «личность виновного». Также «Преступлениям против свободы, чести и достоинства личности» посвящена Глава 16 УК РФ, а «преступлениям против личности» — VII раздел Особенной части УК.

Категория»личность»находит широкое применение и в граждан­ском праве, например, в части защиты чести и достоинства как самой лич­ности, так и личности гражданина в случаях причинения ему неправомер­ными действиями морального вреда, нравственных страданий (ст. 150-152, 1099-1101 ГК РФ).»Жизнь, здоровье, достоинство личности… — говорится в и. 1 ст. 150 Гражданского кодекса Российской Федерации, — неотчуждае­мы и непередаваемы».

В свою очередь, в российском процессуальном законодательстве, например, рекомендуется проявлять на деле «уважение чести и достоинст­ва личности» участников судопроизводства (ст. 9 УПК РФ), справедли­вость при назначении наказания «личности виновного», совершившего, в частности, административное правонарушение (и. 2 ст. 4.1 КоАП).

Понятие «гражданин» возникло в тесной связи с понятием «город», «горожанин». Первыми гражданами были свободные и равноправные жители независимых городов-общин в Древней Греции и Древнем Риме. Они имели гражданские права и обязанности — служили в войске, участвовали в народных собраниях, имели имущественные и личные права. В средневековой Европе понятие «гражданин» тоже первоначально относилось лишь к горожанам, именно они отвоевали некоторые гражданские права, в частности иметь свой суд и самоуправление.

В современной жизни слово «гражданин» имеет два основных значения:

1.Гражданин — это лицо, которое принадлежит к постоянным жителям данной страны (государства), имеет все права, предоставляемые законами этой страны, исполняет все установленные законами обязанности.

2. Гражданин — это человек, который знает свои права и обязанности и, что самое главное, обладает общественным чувством соучастия в больших и малых делах. Это человек, который понимает свой гражданский долг, у которого есть гражданская ответственность, гражданская совесть. В этом высоком значении понятие «гражданин» вошло в российскую культуру, стало выражением служения родному народу, чувства готовности идти на жертвы во имя Родины.

Гражданин — индивид, на политико-правовой основе связанный с определенным государством, что позволяет правоспособному гражданину, по отношению к другим гражданам и обществу (государству), иметь взаимные права, обязанности и, в их рамках, свободы. По своему правовому положению граждане конкретного государства отличаются от иностранных граждан и лиц без гражданства, находящихся на территории этого государства.

«При каждом виде государственного устройства сущность гражданина меняется.»

Аристотель

1. Человек, гражданин, личность: понятие, сущность, соотношение

Человек — предмет изучения многих естественных и общественных наук, причем всю систему общественных наук можно с полным правом отнести к области человекознания. Можно сказать, что вся наука это часть познавательской деятельности. Они прямо или косвенно служат средством познания в самого человека. Вследствие того, что объектом естествознания выступает действительная природа человека, т. е. его общественно-историческая реальность, К. Маркс считал человека непосредственным предметом естествознания, а природу — непосредственным предметом науки о человеке. Он подчеркивал, что общественная деятельность природы и человеческое естествознание, или естественная наука о человеке, — тождественные выражения, а связь физической и духовной жизни человека с природой означает не что иное, как то, что природа неразрывно связана с самой собой, ибо человек есть часть природы.

Понятия «человек» и «личность» отличаются друг от друга не по объему, а по содержанию в том смысле, что второе из них характеризуется переходом старого содержания на новый уровень самообогащения. Деятельность — вот что является самым существенным в индивидуальном процессе становления каждой личности. Причем не столько сама деятельность, сколько способность к ней, выступающая как способность жить и проявлять себя во всем как социальное существо. От человека зависит, как он использует предоставленные ему обществом возможности, каким образом он реализует эту свою способность к деятельности. Человек — это родовое понятие, употребляемое для характеристики определенных биологических черт hоmо sарiеns, на известной стадии развития мира выделившегося из биологической среды. Но для нас существенное значение имеет другая его сторона, а именно его социальная природа, так как определяющее воздействие на него оказывают, прежде всего, социальные законы. Человек — единственное живое существо, наделенное сознанием. Личность, как и человек, является продуктом общества, его исторического развития. Личность отражает более высокий уровень познания сущности человека, это, прежде всего, определенный социальный тип человека. Каждый относительно устойчивый человеческой конгломерат каждый класс, каждая социальная группа вырабатывают в своей среде специфические социальные черты, типичные для человека, принадлежащего к этой группе. К. Маркс определял сущность человека не как абстракт, присущий отдельному индивиду, а как совокупность общественных отношений. В этой связи понятия «человек» и «личность» фиксируют исторически различный характер общественных отношений, выражают различные этапы становления человека как субъекта, различные ступени формирования его общественно-исторической сущности С.А Комаров. «Общая теория государства и права» 7-е издание 2005. Питер.. Мир природы, природных объектов (вещей, событий, явлений и т. п.) существует независимо и в процессе своей эволюции создает человека, который является его частью, В процессе развития природного мира возникают новые объекты, многое отжившие исчезают бесследно. В своей научной и производственной деятельности человек стремится познать законы природы и использовать их в общественной и личной жизни. Мир социума развивается и функционирует по сравнению с миром природы по существенно иным законам, имеющим иные детерминации и взаимоотношения, отличные от природных, хотя человек и общество в целом в своей деятельности используют законы природы и многочисленные ее аспекты Там же.. Социальный мир — это мир новых потребностей живых существ, объединяющихся для организации производства (материального и духовного), образующих различные коллективы, но не утрачивающих при этом своей самобытности в индивидуальности. Это мор общественных субъектов, имеющих способность к особой форме чисто человеческого мышления, познания, общения на основе языка и к творческой деятельности: научной, изобретательской, художественной, религиозной, организационно-практической, предпринимательской и др.; это мир, где жизнь индивида погружена в той или иной степени в прошлый опыт человечества. Личность есть индивид, который в своей общественно-исторической деятельности развит до уровня субъекта действительности. Иначе говоря, индивид становится личностью, когда достигает самостоятельности в своей деятельности, когда он уже не растворен в той или иной социальной организации, в своей социальной общности. Личность, рассматриваемая в политико-правовом ракурсе, т. е. подпадающая под действие законов и подзаконных актов государства, приобретает определенные правовые свойства, четко зафиксированные в законодательстве. В юридической литературе справедливо отмечается, что понятие «личность» в праве и понятие «личность» в философии не совпадают. Дело в том, что в философии не каждый человек признается личностью, в частности дети в умалишенные, как не обладающие разумностью и свободой воли, не считаются личностями. Иначе обстоит дело в праве, где каждый признается носителем прав и обязанностей, юридической личностью или субъектом права. В системе понятий «личность» — «гражданин» первое (со структурной точки зрения), несомненно, шире по объему, так как включает политико-правовые связи личности с государством: гражданство, политико-правовую связь лица без гражданства, иностранного гражданина, лица, которому предоставлено убежище. Гражданство в советской литературе определялось по-разному. В науке государственного права обычно под гражданством понимают правовую или политико-правовую принадлежность лиц к данному государству, в силу которого на них распространяется суверенитет этого государства и они пользуются с его стороны защитой своих прав и законных интересов как внутри страны, так и вне ее пределов. Рассматривая гражданство как принадлежность лица к конкретному государству, обычно уточняют: правовая принадлежность, закрепляемая законом принадлежность, постоянная правовая принадлежность. Очень часто в литературе гражданство рассматривается как особая связь личности с государством. В одном случае содержание правовой СВЯЗИ личности с государством рассматривается как совокупность Прав и обязанностей лица, определяемых государством. В другом случае содержание гражданства как правовой связи личности с государством усматривается в наличии взаимных (государства и лица) юридических прав и обязанностей, что соответствует пониманию Гражданства как правоотношения, субъектами которого выступают в личность, и государство. Тем самым гражданство рассматривается непосредственно как правоотношение, что фактически сводится к характеристике гражданства как правового статуса гражданина в государстве. Содержание гражданства составляют специфические права я обязанности лица по отношению к государству. С. В. Черниченко гражданство определяет как двустороннюю правовую связь, складывающуюся из взаимных прав и обязанностей лица и государства, причем это относится к любому государству. По мнению ученого, содержание гражданства как правового явления охватывает права и обязанности государства и лица в отношении друг к другу и относится к сфере внутригосударственного права. Однако простая совокупность соответствующих прав я обязанностей не составляет содержания гражданства. Лишь определенное их сочетание, образующее единую правовую связь, характеризующуюся особыми качествами, позволяет говорить о гражданстве. Н.В. Витрук определяет гражданство как правовую связь по принадлежности лица к определенному государству, подчеркивая, что чисто внешне гражданство как правовое явление ближе всего стоит к общей юридической связи и может быть охарактеризовано как определенно правовое состояние. В юридической литературе высказывались мнения о гражданстве как членстве в государстве. Такая точка зрения имеет право на существование по той причине, что государство представляет собой не только последние образуют население страны — демографическую, а не политико-правовую категорию. Граждане — это также не совокупность лиц, на которых распространяется власть государства, либо эта власть обязательна в равной мере и для иностранных граждан, и для лиц без гражданства, проживающих на его территории. Правами и обязанностями в государственно-организованном обществе наделены все Лица, постоянно или временно проживающие на его территории. Следовательно, рассматривая государство как организацию личностей, правомерно говорить и о членстве в этой организации, ибо Личность как член политической общности — государства всегда выступала в особом специфическом «гражданском» качестве. Каждый гражданин в ассоциации — государстве выступает полноправным носителем суверенитета народа, полноправным субъектом государственной власти. Каждую из разновидностей правового статуса личности необходимо рассматривать как неразрывное единство общего, особенного и единичного. Так, например, следует различать общий, специальный и индивидуальный статус иностранного гражданина. В декларации прав и свобод человека и гражданина отмечено: «Лица, не являющиеся гражданами Российской Федерации и законно находящегося на ее территории, пользуются правами и свободами, а также несут обязанности граждан Российской Федерации, за изъятиями, установленными Конституцией, законами и международными договорами Российской Федерации».

Правовой статус личности нужно рассматривать как родовое понятие, состоящее из четырех разновидностей: а) правового статуса гражданина; б) правового статуса иностранного гражданина; в) правового статуса лица без гражданства; г) правового статуса лица, которому предоставлено убежище. Принятие Закона о гражданстве Российской Федерации позволило отразить разнообразие в какой-то мере всех категорий личностей. Представляется необходимым более детальное закрепление правового статуса лиц без гражданства, а также лиц, которым предоставлено убежище, хотя бы потому, что последние бывают как иностранными гражданами, так и лицами без гражданства. Государство по отношению к личности обладает правами, которым корреспондируют обязанности, лежащие на личности, гражданине. В то же время у личности по отношению к государству есть права, а на государстве лежат обязанности по отношению к личности, гражданину.

Тем самым между государством и гражданином создаются очень сложные содержательные отношения, юридическим аспектом которых являются правовые отношения между личностью и государством, складывающиеся на началах равенства и справедливости. В настоящее время эта концепция получила право на существование. Правовой статус представляет собой систему правовых норм, фиксирую их права, свободы и обязанности, выступающую как важное средство регулирования взаимоотношений личности и государства, а также личностей между собой. Закрепляя в праве меру свободы личности, государство в этих же пределах самоограничивается в собственных решениях и действиях, берет на себя обязательство обеспечить справедливость в отношениях с каждой личностью. Подчиняясь праву, государственные органы не могут нарушать его предписания и несут ответственность за нарушения или невыполнение этих обязанностей. На праве основана ответственность личности перед государством. Любое применение государственного принуждения должно носить правовой характер, не нарушать меру свободы личности, соответствовать тяжести совершенного правонарушения. Права и свободы человека это его социальные возможности в различных сферах жизни: экономической, политической, социальной, культурной, личной. Их объем, и характер раскрывают уровень демократизма гражданского общества. В цивилизованном обществе личность стоит во первом месте среди всех общественных ценностей, но не как объект попечения со стороны государства, лишенный самостоятельности, а как субъект, наделенный реальными правами и возможностями. Долгое время в нашей стране права человека не рассматривались как самостоятельно существующая правовая категория, хотя уже определились мировые стандарты прав человека. достаточно сослаться на Всеобщую декларацию прав человека, в которой выделены так называемые элементарные права и свободы: на жизнь; свободу и неприкосновенность личности; свободу от рабства; запрет пыток или жестокого бесчеловечного обращения или наказания; равенство перед законом; ряд прав, касающихся процессуальных моментов; защита от произвольного вмешательства в личную и семейную жизнь, посягательства на честь и репутацию; неприкосновенность жилища; тайна переписки. Вторую группу составляют гражданские права: право личности на признание ее правосубъектности; свобода передвижения и выбора места жительства; право на убежище; право на гражданство: право владения имуществом.

Третью и четвертую группы составляют политические права и свободы, а также экономические, социальные и культурные права. За рубежом под правами человека понимают личные права и свободы, а под правами гражданина политические права и свободы. Представляется, что категория «права человека» носит интегративный характер, это требования личности, обусловленные уровнем развитии общественных отношений и направленные на пользование определенными благами, необходимыми для обеспечения природно-социальных свойств человека. К. Маркс писал, что так называемые права человека, в отличие от прав гражданина, суть не что иное, как права члена гражданского общества. На одно из прав человека не выходит за эти пределы.

1. «Политическая свобода служит гарантией личной свободы, но она не может ее заменять» — подчеркивал Б. Констан. Поэтому естественно, что гражданское общество предполагает разграничение между правами человека и правами гражданина.

Только отношением политического государства к гражданскому обществу, сущностью политической эмансипации и другими словами, в рассматриваемом контексте гражданское общество обеспечивает права человека, в то время как государство — права гражданина. В обоих случаях речь идет о правах личности: в первом случае — о ее правах как отдельного человеческого существа на жизнь, свободу, стремление к счастью и т. д., а во втором — о ее политических правах. Очевидно, что в качестве основополагающего условия существования, как гражданского общества, так и правового государства выступает личность, ее право на самореализацию. Оно утверждается на признании права индивидуальной, личной свободы.

2. И. Е. Фарбер справедливо подчеркивал, что между правами человека, гражданина и лица нет абсолютных граней.

3. Основные права человека должны закрепляться в конституциях, становясь тем самым правами гражданина, а реализуются как права лица в правоотношении. Права человека, рассматриваемые как социальные возможности вне государственного регламентирования, так и остаются в потенции, ибо только после государственного признания они становятся реально действующими. Без государственного признания даже в самом общем Виде невозможно не только обладание, но и пользование имя. С.А Комаров. 7-е издание 2005. Питер. В Конституции Российской Федерации высшей ценностью провозглашается человек, его жизнь и здоровье, честь и достоинство, личная неприкосновенность я безопасность, другие права я свободы, а их обеспечение осуществляется согласно положениям Конституции РФ и общепризнанным принципам и нормам международного права. Государство исходит от приоритета прав и свобод человека и гражданина. Признание, соблюдение и защита прав и свобод, чести и достоинства человека и гражданина главная обязанность государственной власти. Права я свободы личности неотделимы от обязанностей. В Конституции России закрепляется, что личность обязана не нарушать права и свободы, законные интересы других лиц; не допускать пропаганды или агитация, возбуждающих социальную, национальную или религиозную ненависть и вражду; не допускать экономической деятельности, направленной на монополизацию или недобросовестную конкуренцию: не наносить ущерба окружающей среде; получить основное общее образование; заботиться о сохранении исторического и культурного наследия, беречь памятники истории в культуры; платить законно установленные налоги в сборы; защищать Отечество.

Существует несколько классификаций прав человека, но мы остановимся только на концепции «поколений” прав человека, о которой ты уже знаешь. Эта концепция возникла в 70-е годы XX века.

Права человека, по времени их возникновения, делятся на три поколения:

1. Первое поколение – личные и политические права, провозглашенные Великой Французской революцией, а также американской борьбой за независимость;

2. Второе поколение – социально-экономические и культурные права, которые появились в результате борьбы народа за улучшение своего положения;

3. Третье, новейшее поколение – права коллективные: право на мир, право на разоружение, право на здоровую окружающую среду, право на развитие и другие.

Вопрос о признании прав третьего поколения является спорным. Большинство специалистов считает, что в рамках прав человека нельзя говорить о коллективных правах. Права человека – это не права наций, меньшинств или иных социальных групп. Это права отдельных лиц, права «единицы”.

§ 4. Права индивида и коллективные права

Между индивидуальными и коллективными правами существует взаимозависимость, в основе которой должен лежать принцип: осуществление коллективных прав не может ущемлять прав и свобод индивида.

Индивидуальные и коллективные права неразрывно связаны, хотя и различны по своей природе. Право индивида — это естественное право, присущее ему от рождения, одна из главных ценностей человеческого бытия, и в качестве таковой она должна выступать измерителем всех процессов, происходящих в обществе, ибо нарушение естественных прирожденных прав человека деформирует нормальное развитие общества, дегума-низирует его. Вот почему трудно переоценить значимость принципа «человеческое измерение», выработанного международным сообществом в последней четверти XX в. и являющегося ориентиром в тех сложных противоречивых процессах, которые происходят сегодня в мире.

Коллективные права (право народа, право нации, право общности, ассоциации) не являются естественными, поскольку формулируются и кристаллизуются по мере становления интересов той или иной общности или коллектива. Их нельзя рассматривать как сумму индивидуальных прав лиц, входящих в ту или иную общность или коллектив. Они имеют качественно иные свойства, определяемые целями и интересами коллективного образования. Однако как бы ни были многообразны эти права, их правомерность должна неизменно проходить проверку «человеческим измерением» — правами индивида. Коллективные права никогда не должны игнорировать прав человека, противоречить им либо подавлять их (исключением являются чрезвычайные ситуации, представляющие угрозу жизни народа, нации). Если коллективные права ведут к ущемлению прав отдельного человека, значит, цели, объединяющие такую общность, антигуманны и противоправны.

Это не следует трактовать как утверждение примата эгоистического интереса индивида над интересами общности. Ценностный смысл выработанного тысячелетним опытом цивилизации набора универсальных прав человека состоит в том, что в них заложен потенциал тех естественных и непременных свойств, которые необходимы для нормальной жизнедеятельности человека и человечества в целом. Поэтому коллективные права не могут ранжироваться выше индивидуальных прав, а должны находиться с ними в гармонии, проверяться ими на «качество».

Такой подход является единственно правильным, однако его далеко не просто реализовать в жизни. Так, противоречия, возникающие между правами человека, правами государства, народа, нации, национальных меньшинств, народностей, малых народов, являются одной из причин межнациональных конфликтов, в которых каждая из сторон выдвигает свои доводы правоты, справедливости, законности, отстаивает свое право на суверенитет, свои притязания на пересмотр границ, используя при этом исторические аргументы, трактуемые в свою пользу, отстаивая свое право на самоопределение.

Однако право народа на самоопределение неотделимо от беспрепятственного осуществления всех прав индивида, и леги-тимность этого коллективного права подтверждается либо опровергается отношением самоопределяющегося народа к праву каждого человека независимо от его национальной принадлежности, религиозных убеждений и т. д. И в этом смысле можно говорить, что права человека выше коллективных прав народа и прав нации. Хотя при нормальном развитии процессов самоопределения народа не должна возникать проблема ранжирования индивидуальных и коллективных прав, ибо цивилизованное понимание самоопределения неотделимо от принципа нерушимости прав человека. Поэтому международно-правовые нормы выражают неделимость коллективного права народа на самоопределение и прав отдельного индивида, их равнозначность, дают правовую основу для их сбалансированного развития.

Такова природа и других коллективных прав, например права на развитие, осуществление которого народами, освободившимися от колониальной зависимости, не должно ущемлять прав индивидов, принадлежащих к иной национальности или расе. Коллективные права какой-либо общественной организации (ассоциации) не могут основываться на подавлении или ограничении индивидуальных интересов.

Завершая вопрос о третьем поколении прав человека, мы хотим отметить, что в современных теориях наблюдается тенденция относить сюда те из них, которые конкретизируют индивидуальные права первых двух поколений (например, право на отличие, право на тишину и покой и др.). Такие права не являются коллективными, и их едва ли правильно относить к третьему поколению. Наряду с этим можно признать правомерным включение в эту категорию таких коллективных прав, как право на солидарность и на международное общение.

Добавить комментарий