Лица участвующие в исполнительном производстве

Участники исполнительного производства

Участниками исполнительного производства являются: 1) стороны и их представители: 2) орган принудительного исполнения; 3) суд; 4) лица, содействующие исполнительному производству.

Закон «Об исполнительном производстве» различает лиц, участвующих в исполнительном производстве. В ст. 48 в их состав Закон включает: I) сторон; 2) лиц, непосредственно исполняющих требования, содержащиеся в исполнительном документе; 3) иных лиц, содействующих исполнению требований, содержащихся в исполнительном документе (переводчика, понятых, специалиста, лицо, которому судебным приставом-исполнителем передано под охрану или на хранение арестованное имущество, и других).

Сторонами в исполнительном производстве являются взыскатель и должник.

Взыскателем и должником могут быть гражданин или организация, а также объединение граждан, не являющееся юридическим лицом. К такому объединению граждан применяются нормы Закона «Об исполнительном производстве», определяющие участие организаций в исполнительном производстве, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации.

В случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом и иными федеральными законами, взыскателем и должником могут быть Российская Федерация, субъекты Российской Федерации и муниципальные образования.

Взыскателями являются гражданин или организация, в пользу или в интересах которых выдан исполнительный документ (п. 3 ст. 49 Закона), т.е. сторона, в пользу которой вынесено решение и которая требует его принудительного исполнения, в защиту прав и законных интересов которой возбуждается и ведется исполнительное производство.

Должниками являются гражданин или организация, обязанные по исполнительному документу совершить определенные действия (передать денежные средства и иное имущество, исполнить иные обязанности или запреты, предусмотренные исполнительным документом) или воздержаться от их совершения (п. 4 ст. 49 Закона).

В исполнительном производстве могут участвовать несколько взыскателей или должников. Каждый из них по отношению к другой стороне участвует в исполнительном производстве самостоятельно или может поручить участие в исполнительном производстве одному из соучастников (п. 5. ст. 49 Закона).

В случае если сторонами являются несовершеннолетние, достигшие возраста 16 лет, то они могут самостоятельно осуществлять свои права и исполнять обязанности в исполнительном производстве. В области гражданских, семейных, трудовых, административных правоотношений эти лица уже обладают достаточным объемом дееспособности, предопределяющей их процессуальную дееспособность на стадии исполнительного производства. Судебный пристав-исполнитель вправе в этом случае привлечь для участия в исполнительном производстве законного представителя несовершеннолетнего или представителя органа опеки и попечительства.

Права несовершеннолетних в возрасте до 14 лет осуществляются в исполнительном производстве законными представителями — родителями, усыновителями, опекунами. Несовершеннолетний в возрасте от 14 до 16 лет, являющийся по исполнительному документу взыскателем или должником, осуществляет свои права и исполняет обязанности в исполнительном производстве в присутствии или с согласия в письменной форме своего законного представителя или представителя органа опеки и попечительства (ст. 51 Закона).

Закон «Об исполнительном производстве» наделяет стороны следующим объемом прав и обязанностей.

Стороны исполнительного производства вправе знакомиться с материалами исполнительного производства, делать из них выписки, снимать с них копии, представлять дополнительные материалы, заявлять ходатайства, участвовать в совершении исполнительных действий, давать устные и письменные объяснения в процессе совершения исполнительных действий, приводить свои доводы по всем вопросам, возникающим в ходе исполнительного производства, возражать против ходатайств и доводов других лиц, участвующих в исполнительном производстве, заявлять отводы, обжаловать постановления судебного пристава-исполнителя, его действия (бездействие), а также имеют иные права, предусмотренные законодательством Российской Федерации об исполнительном производстве. До окончания исполнительного производства стороны исполнительного производства вправе заключить мировое соглашение, утверждаемое в судебном порядке.

Важнейшей обязанностью сторон при совершении исполнительных действий является обязанность исполнять требования законодательства Российской Федерации об исполнительном производстве (ст. 50 Закона).

В случае выбытия одной из сторон исполнительного производства (смерть гражданина, реорганизация организации, уступка права требования, перевод долга и другое) судебный пристав- исполнитель на основании судебного акта, акта другого органа или должностного лица производит замену этой стороны исполнительного производства ее правопреемником. Для правопреемника все действия, совершенные до его вступления в исполнительное производство, обязательны в той мере, в какой они были обязательны для стороны исполнительного производства, которую правопреемник заменил (ст. 52 Закона).

Представителями сторон являются лица, которые на основании имеющихся у них полномочий выступают от имени представляемого лица, своими действиями в исполнительном производстве способствуют лучшей защите его прав и охраняемых законом интересов. Стороны могут участвовать в исполнительном производстве как лично, так и через своих представителей. При этом личное участие гражданина в исполнительном производстве не лишает его права иметь представителя. Если по исполнительному документу на должника возложены обязанности, которые он может исполнить только лично, то при их исполнении должник не вправе действовать через представителя.

Участие юридических лиц в исполнительном производстве осуществляется через их органы или должностных лиц, которые действуют в пределах полномочий, предоставленных им законами, иными нормативными правовыми актами или учредительными документами, либо через представителей указанных органов и должностных лиц (ст. 53 Закона).

Полномочия руководителей организаций и органов, действующих от их имени, подтверждаются представленными ими судебному приставу-исполнителю документами, удостоверяющими их служебное положение, а также учредительными и иными документами.

Орган исполнения. Принудительное исполнение судебных актов и актов других органов в Российской Федерации возлагается на Федеральную службу судебных приставов и ее территориальные органы — управление (отдел) Федеральной службы судебных приставов, действующее на территории субъекта Российской Федерации (ст. 5 Закона).

Федеральная служба судебных приставов является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по обеспечению установленного порядка деятельности судов, исполнению судебных актов и актов других органов. Она подведомственна Министерству юстиции Российской Федерации.

Непосредственное осуществление функций по принудительному исполнению судебных актов, актов других органов и должностных лиц возлагается на судебных приставов-исполнителей структурных подразделений территориальных органов Федеральной службы судебных приставов.

Отводы. Судебный пристав не может участвовать в исполнении, если он состоит в родстве или свойстве со сторонами исполнительного производства, их представителями или другими лицами, участвующими в исполнительном производстве, подчинен или подконтролен указанным лицам либо заинтересован в исходе исполнительного производства. При наличии оснований для отвода судебный пристав обязан заявить самоотвод. По тем же основаниям отвод судебному приставу могут заявить взыскатель и должник. Вопрос об отводе судебного пристава-исполнителя решается старшим судебным приставом в трехдневный срок со дня поступления заявления об отводе или о самоотводе, о чем выносится мотивированное постановление. В случае удовлетворения заявления об отводе или о самоотводе судебного пристава-исполнителя в постановлении указывается судебный пристав-исполнитель, которому передается исполнительное производство.

Судебный пристав является должностным лицом, состоящим на государственной службе и осуществляющим функции представителя власти.

Законные требования судебного пристава-исполнителя обязательны для всех государственных органов, органов местного самоуправления, граждан и организаций и подлежат неукоснительному выполнению на всей территории Российской Федерации.

В случае невыполнения законных требований судебного пристава- исполнителя он применяет меры, предусмотренные Законом «Об исполнительном производстве».

Невыполнение законных требований судебного пристава-исполнителя, а также воспрепятствование осуществлению судебным приставом-исполнителем функций по исполнению судебных актов, актов других органов и должностных лиц влекут ответственность, предусмотренную законодательством Российской Федерации.

Если судебному приставу-исполнителю препятствуют в совершении исполнительных действий или угрожает опасность его жизни или здоровью, он вправе обратиться за содействием к сотрудникам органов внутренних дел, которые обязаны оказывать ему такое содействие в пределах предоставленных им федеральным законом полномочий. Они могут также привлекаться для обеспечения правопорядка на месте совершения исполнительных действий и применения мер принудительного исполнения (ст. 62 Закона).

Судебный пристав-исполнитель в своих исполнительных действиях поднадзорен суду общей юрисдикции или арбитражному суду, которые вправе отменить его действия в случае их обжалования.

Функции оперативного контроля и утверждения отдельных исполнительных действий с принятием Федерального закона «Об исполнительном производстве» возложены на старших судебных приставов.

Суд (судья) остается важным участником исполнительного производства. Законодательство об исполнительном производстве вывело службу судебного исполнения из-под оперативного контроля судов, поскольку назначение на должность, освобождение от нее судебного пристава, контроль за текущей деятельностью, утверждение многих исполнительных действий относятся к компетенции должностных лиц службы судебных приставов. Денежные средства, взыскиваемые в процессе исполнения, поступают теперь на депозитный счет службы судебных приставов, а не суда, как это было ранее.

Вместе с тем в распоряжении суда остаются важнейшие правовые средства, обеспечивающие его активное воздействие на исполнительное производство. Постановления должностного лица службы судебных приставов, его действия (бездействие) по исполнению исполнительного документа могут быть оспорены в арбитражном суде либо суде общей юрисдикции, в районе деятельности которого указанное лицо исполняет свои обязанности (п. 1 ст. 128 Закона).

Только суду принадлежат следующие права:

  • восстановление пропущенного срока предъявления к исполнению исполнительного листа или судебного приказа (ч. 1 ст. 23 Закона, ст. 432 ГПК, ст. 322 АПК);
  • дача разъяснений по содержанию исполнительного документа, о способе и порядке его исполнения (ст. 32 Закона);
  • отсрочка, рассрочка исполнения судебного акта, а также изменение способа и порядка его исполнения (ст. 37 Закона);
  • прекращение исполнительного производства (ст. 43 Закона);
  • обращение взыскания на имущество должника, находящееся у третьих лиц (ст. 77 Закона);
  • обращение взыскания на заложенное имущество (ст. 78 Закона);
  • взыскание о выплате работнику среднего заработка за время вынужденного прогула или разницы в заработке за все время со дня вынесения решения о восстановлении работника по день исполнения исполнительного документа (ст. 106 Закона);
  • рассмотрение заявлений об оспаривании постановления судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора, исков об отсрочке или о рассрочке его взыскания, об уменьшении его размера или освобождении от взыскания исполнительского сбора (ст. 112. 121 Закона);
  • рассмотрение заявлений об оспаривании постановлений о наложении штрафа (ст. 121 Закона);
  • рассмотрение заявлений о защите прав участников исполнительного производства (ст. 118-120 Закона).

Суду и судебному приставу-исполнителю, каждому в пределах его компетенции, принадлежат следующие права:

  • отложение исполнительных действий (ст. 38 Закона);
  • приостановление исполнительного производства (ст. 39-40 Закона).

Суду и должностным лицам службы судебных приставов принадлежит право рассмотрения жалоб на действия судебного исполнителя: постановления, действия (бездействия) судебного пристава-исполнителя по исполнению исполнительного документа (ст. 121 Закона);

Суд рассматривает жалобы на постановления судебного пристава, проверяя их соответствие закону: о возбуждении исполнительного производства (ст. 30), об отложении исполнительных действий (ст. 38): о возвращении исполнительных документов (ст. 46); о розыске или об отказе в розыске должника, имущества или ребенка (ст. 65) и др.

Полномочия по судебному надзору за действиями судебного пристава-исполнителя и исполнением судебных актов осуществляются судами общей юрисдикции и арбитражными судами.

Арбитражный суд реализует свои полномочия только в связи с исполнением постановлений, вынесенных арбитражными судами. Исполнительное производство в арбитражном процессе допускает оспаривание решений и действий (бездействий) судебного пристава- исполнителя (ст. 329 АПК). Производство по таким делам осуществляется по правилам, установленным для оспаривания ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц (гл. 24 АПК).

Суды общей юрисдикции осуществляют надзор за исполнением всех иных актов и рассматривают жалобы на действия (бездействия) судебного пристава-исполнителя (ст. 441 ГПК). Вид судопроизводства в данном случае не определен, а правила аналогичны тем, что были установлены ранее ГПК РСФСР (ст. 428 ГПК).

В составе лиц, содействующих исполнительному производству, в настоящее время закон позволяет различать:

  1. лиц, непосредственно исполняющих требования исполнительных документов;
  2. лиц, совершающих по постановлению органа принудительного исполнения отдельные действия, входящие в содержание применяемой меры принудительного исполнения;
  3. лиц, оказывающих содействие органу принудительного исполнения и лицам, участвующим в исполнительном производстве, в осуществлении ими своих процессуальных полномочий, прав и обязанностей.

Лица, непосредственно исполняющие требования исполнительных документов, упоминаются Законом в ст. 48. Правда, при этом Закон прямо не указывает, кого именно следует относить к их числу. Из содержания Закона следует, что таким лицом не может быть должник, исполняющий требования исполнительного документа о совершении действий, требующих его личного участия (например, восстановление на работе, выселение и т.п.). Не может относиться к ним и судебный пристав-исполнитель, являющийся в силу ст. 5 Закона органом принудительного исполнения. Таким образом, в остатке у нас оказываются лица, перечисленные в ст. 7 Закона. Это органы, организации и граждане, исполняющие требования, содержащиеся в судебных актах, актах других органов и должностных лиц. К ним, в частности, относятся государственные органы, органы местного самоуправления, банки и иные кредитные организации, эмитенты и реестродержатели, отдельные должностные лица и даже граждане.

Лицами, совершающими по постановлению органа принудительного исполнения отдельные действия, входящие в содержание применяемой меры принудительного исполнения, являются: 1) регистраторы имущества и имущественных прав, в том числе регистраторы и депозитарии, действующие на рынке ценных бумаг; 2) третьи лица, у которых находится имущество должника, в том числе арендаторы и залогодержатели, доверительные управляющие, номинальные держатели ценных бумаг, организации по управлению правами на коллективной основе; 3) дебиторы, арендодатели, лицензиаты, хозяйственные товарищества, хозяйственные общества, кооперативы, паевые инвестиционные фонды и иные лица, к которым у должника имеются имущественные права, выступающие объектом взыскания.

Лицами, оказывающими содействие органу принудительного исполнения и лицам, участвующим в исполнительном производстве, в осуществлении ими своих процессуальных полномочий, прав и обязанностей, являются:

1) переводчик; 2) понятые; 3) специалист; 4) оценщик; 5) хранитель арестованного имущества; 6) лицо, осуществляющее реализацию имущества должника (продавец имущества, организатор торгов): 7) органы внутренних дел и другие лица.

Третьи лица в исполнительном производстве

Перепелова Кристина Александровна,

аспирант (3 курс), кафедра гражданского процесса и организации службы судебных приставов ФГБЮУ ВО «Всероссийский государственный университет юстиции (РПА Минюста России)» E-mail: perepelova.cris@gmail.com

Автором обращается внимание на проблему участия третьих лиц в исполнительном производстве. За основу берутся нормы гражданского законодательства и исполнительного производства как специального.

В статье предпринимается попытка определить материально-правовой и процессуальный статус «третьих лиц в исполнительном производстве». Учитывая то, что третьи лица в исполнительном производстве могут не иметь ни юридической, ни иной заинтересованности в самом исполнительном производстве, так же предлагается указать: 1) спектр прав, обеспечивающих защиту их интересов; 2) статус третьих лиц в процессе исполнительного производства; 3) прерогативы обеспечения статуса третьих лиц в исполнительном производстве; 4) набор внутриотраслевых процессуально-правовых средств воздействия у этого статуса; 5) порядок признания указанных лиц, третьими лицами в исполнительном производстве.

Ключевые слова: третьи лица, исполнительное производство, права третьих лиц, стороны исполнительного производства, защита прав третьих лиц, действия судебного пристава-исполнителя.

сэ см о см

Остаются актуальными вопросы правового статуса и участия третьих лиц в исполнительном производстве. В теории исполнительного производства современные авторы-правоведы, как например М.Ф. Минибаев, особо выделяют проблему третьих лиц в исполнительном судопроизводстве1.

Современное исполнительное законодательство2 позволяет накладывать арест на имущество должника, находящееся у третьих лиц, а также допускает обращение взыскания на принадлежащие должнику имущественные права, в том числе право требования должника к третьему лицу, не исполнившему денежное обязательство перед ним как кредитором.

В соответствии с гражданским законодательством3 осуществляется взыскание на принадлежащие должнику исключительные права на результаты интеллектуальной деятельности и средства индивидуализации, право использования результатов интеллектуальной деятельности и средств индивидуализации, а также на имущественные права в отношении третьих лиц.

В статье 48 Федерального закона «Об исполнительном производстве» также не определяется категория «третьих лиц», а лишь дается общий перечень лиц, участвующих в исполнительном производстве.

На практике возникают случаи, когда при совершении исполнительных действий, затрагиваются интересы других лиц. Например, это могут быть члены семьи должника, проживающие с ним совместно и другие лица, имеющие общую долевую собственность с должником. Кроме того, возможно наличие кредиторов, чьи материальные претензии еще не обеспечены судебным решением.

Иначе говоря, это те лица, которые могут иметь какой-либо материально-правовой и (или) процессуальный интерес по отношению к должнику, либо к его имуществу, но могут и не иметь ни юридической, ни какой-либо другой заинтересованности в самом исполнительном производстве, и при этом не являются стороной исполнительного производства.

Конечно же, в случае возникновения спора, связанного с принадлежностью имущества, на ко-

1 Минибаев, М.Ф. Третьи лица в третейском разбирательстве // Третейский суд. 2005. № 6 (42).

торое обращено взыскание, в процессе исполнительного производства заинтересованные граждане и организации вправе обратиться в суд с иском об освобождении имущества от ареста или исключении его из описи.

Следует отметить, что из-за отсутствия правовой определенности в исполнительном законодательстве, указанные лица, не являясь стороной в исполнительном производстве, не имеют законных оснований для получения акта описи и ареста имущества, не говоря уже о возможности ознакомления с материалами исполнительного производства.

Кроме того, спор о принадлежности имущества может и не возникнуть. Так, у лица имеющего общую долевую собственность с должником могут возникнуть возражения по вопросам связанным с очередностью наложения ареста на имущество должника, либо оценки арестованного имущества.

Например, при наложении ареста на ЛА части комнаты, принадлежащей должнику, у собственника второй части ЛА комнаты возникнет прямая заинтересованность, как минимум в правильной оценке, так и в соблюдении очередности наложения ареста на имущество, принадлежащее третьему лицу и должнику.

Однако, на практике, принять участие в исполнительном производстве, указанное третье лицо не имеет юридических оснований. Более того, обжаловать действия судебного пристава-исполнителя это третье лицо также не в праве. Так как, в соответствии со статьей 121 Федерального закона «Об исполнительном производстве», возможность обжалования действий судебного пристава-исполнителя в связи с исполнением им судебного акта, предусмотрена только для взыскателя и должника, являющимися, в отличие от третьего лица, сторонами исполнительного производства.

Таким образом, третьи лица в исполнительном производстве лишены какой-либо возможности для защиты своих законных прав и интересов, нарушенных в результате действий судебного пристава-исполнителя, что является безусловным ущемлением прав указанных лиц.

На основании вышесказанного видится, что третьи лица в исполнительном производстве, помимо обязанностей, налагаемых на них судебным приставом-исполнителем в соответствии с законодательством об исполнительном производстве, должны обладать определенным кругом прав, обеспечивающих защиту их интересов. Так, например, право оспорить в судебном порядке требования судебного пристава-исполнителя.

По существу, третьи лица в исполнительном производстве — это лица, не являющиеся сторонами исполнительного производства, но которые зачастую приобретают какой-либо материально-правовой и (или) процессуальный интерес в результате решений и (или) действий судебного пристава-исполнителя.

Основным отличием третьих лиц в исполнительном производстве от сторон исполнитель-

ного производства является то что, они не имеют ни юридической, ни иной заинтересованности в реальном исполнении или неисполнении требований исполнительного документа, так как сами по себе требования исполнительного документа не затрагивают напрямую их прав и интересов.

Тогда как, стороны исполнительного производства — взыскатель и должник — это лица, материально и процессуально заинтересованные в результатах исполнительных действий, осуществляемых ими и судебным приставом-исполнителем при исполнении требований исполнительного документа.

Основной же целью участия в исполнительном производстве третьих лиц является защита собственных прав и интересов, затронутых действиями судебного пристава-исполнителя. Сами по себе требования исполнительного документа для третьего лица в исполнительном производстве безразличны и напрямую не влияют на его права и обязанности.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Кроме того, в исполнительном документе, на основании которого возбуждается исполнительное производство, указываются стороны исполнительного производства, также определена их материальная заинтересованность. Тогда как третьи лица в исполнительном производстве, а также и их возможная материальная или процессуальная заинтересованность в исполнительном документе не указываются. Что также является отличительной чертой третьих лиц в исполнительном производстве от сторон исполнительного производства.

Одним из критериев для выделения третьих лиц в исполнительном производстве является то что, права и интересы таких лиц затрагиваются лишь в результате действий судебного пристава-исполнителя, то есть в процессе исполнения требований данного исполнительного документа. Причем действия судебного пристава-исполнителя должны в данном случае воздействовать непосредственно на права и обязанности такого лица.

Таким образом, необходимость и возможность участия третьих лиц в исполнительном производстве определяется с момента совершения указанных действий судебным приставом-исполнителем.

Участие третьих лиц в исполнительном производстве вызвано необходимостью защиты их собственных прав и законных интересов. Из чего можно сформулировать основную цель участия третьих лиц в исполнительном производстве -это предотвращение возможности наступления неблагоприятных для них последствий, вызванных действиями судебного пристава-исполнителя.

Для чего собственно третьи лица в исполнительном производстве и должны обладать своим р определенным статусом в ходе исполнительного Д производства. Достижение указанной цели пред- Ч

т

положительно возможно лишь при условии ис- К пользования процессуальных средств по обеспе- ё чению верховенства закона, защиты прав и ин- у тересов, осуществляемых внутри системы испол- А

нительного производства. При этом возникает необходимость использовать внутриотраслевые процессуально-правовые средства воздействия, как, например, право обжаловать действия (бездействия) судебного пристава-исполнителя.

Наличие собственного интереса у третьего лица в исполнительном производстве характеризует его как самостоятельного участника процесса, что в свою очередь определяет цель участия третьего лица в процессе исполнительного производства как самостоятельного участника.

Необходимость защиты законных прав и интересов третьих лиц в исполнительном производстве возникает вследствие действий судебного пристава-исполнителя при производстве исполнительных действий.

Следовательно, основанием для вступления в исполнительное производство в качестве третьих лиц в исполнительном производстве могут служить действия судебного пристава-исполнителя, затрагивающие интересы таких лиц. Например, производство описи и ареста имущества находящегося в совместной долевой собственности должника и иных лиц, либо арест имущества находящегося у должника, но принадлежащего третьим лицам и иное.

В таких случаях, судебным приставом-исполнителем представляется возможным самостоятельно решать вопрос о вступлении третьих лиц в исполнительное производство, с вынесением соответствующего постановления, которое может быть обжаловано заинтересованными лицами в судебном порядке.

При этом думается, что инициатива вступления в исполнительное производство в качестве третьих лиц должна исходить не от судебного пристава-исполнителя, а именно от лиц, чьи права и законные интересы затрагиваются его действиями.

Так же становится очевидным, что розыск и установление всех лиц, чьи права и законные интересы могут быть затронуты в ходе исполнительного производства является практически неразрешимой задачей, помимо прочего, это существенно затормозит исполнение по исполнительным документам.

Третьи лица в исполнительном производстве должны быть наделены достаточными правами, обеспечивающими защиту их прав и интересов.

Представляется обоснованным определить круг прав и обязанностей третьих лиц в исполнительном производстве, либо по аналогии со статьями 42 и 43 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации1 в исполнительном законодательстве, либо дополнить необходимыми нормами исполнительное законодательство, так как и те, и другие лица имеют материально-правовую и (или) процессуально-правовую заинтересованность.

Однако, исходя из правил установленных в статьях 42 и 43 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, третьи лица, заявляющие, либо не заявляющие самостоятельные требования относительно предмета спора, могут вступить в дело до принятия судебного постановления судом первой инстанции. А процесс исполнительного производства происходит уже после вступления в законную силу судебного постановления суда первой инстанции.

Кроме того, третьи лица, вступившие в дело в соответствии со статьями 42 и 43 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, после вступления в законную силу судебного постановления либо становятся стороной исполнительного производства, либо получают отказ в удовлетворении своих требований и в таком случае, не в праве далее защищать свои материально-правовые интересы.

Также следует отметить отсутствие отсылочных норм в Федеральном законе «Об исполнительном производстве» к гражданскому процессуальному законодательству, с указанием оснований для участия третьих лиц в исполнительном производстве.

Таким образом, права и обязанности третьих лиц, предусмотренные статьями 42 и 43 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, не могут быть применены по аналогии для третьих лиц в исполнительном производстве.

Думается, что правовое положение третьих лиц в исполнительном производстве должно соответствовать правовому положению должника и взыскателя, имеющих целый комплекс прав, принадлежащих в равной степени обеим сторонам при совершении исполнительных действий. При этом, безусловно, необходимо исключить права и обязанности присущие непосредственно должнику и взыскателю, которые связаны с возбуждением, развитием и прекращением исполнительного производства.

Например, возбуждение исполнительного производства, как правило, осуществляется путем предъявления взыскателем исполнительного документа к исполнению с одновременной подачей судебному приставу-исполнителю заявления соответствующего содержания. Взыскатель, в свою очередь, вправе просить об отложении исполнительных действий, о возвращении исполнительного документа, отказаться от взыскания. Должник может добровольно исполнить исполнительный документ полностью или частично; у сторон есть возможность заключить мировое соглашение и т.д.

Также, необходимо исследовать реальную (фактическую) возможность использования третьими лицами в исполнительном производстве таких прав, которые предоставлены должнику и взыскателю как, например: право участия в совершении исполнительных действий. Так как необходимость и возможность участия третьих лиц в исполнительном производстве определяется с момента

совершения определенных действий судебного пристава-исполнителя.

В таком случае, возникает вопрос: обязан ли судебный пристав-исполнитель (например, при аресте имущества) заранее извещать таких лиц о предстоящих исполнительных действиях, обеспечивая их право на участие в совершении исполнительных действий, в то время как они еще не являются третьими лицами в исполнительном производстве, но могут стать ими в результате совершения предстоящих исполнительных действий.

Мы полагаем, что указание на обязанность извещения третьих лиц, заявляющих или не заявляющих самостоятельные требования, должна быть предусмотрена исполнительным законодательством. Поскольку права ранее привлеченных к участию в гражданском или арбитражном процессе третьих лиц могут быть затронуты также и на стадии исполнения судебного решения.

Совершение исполнительных действий, в результате которых возникает необходимость и возможность участия третьих лиц в исполнительном производстве, возможно в отсутствии указанных лиц.

Однако, на судебного пристава-исполнителя, если ему стало известно об обстоятельствах наличия указанных лиц, в таких случаях, должна возлагаться обязанность известить о совершенных исполнительных действиях лиц, чьи права и интересы могут быть затронуты его действиями.

После чего лица, которые считают, что их права и законные интересы затронуты действиями судебного пристава исполнителя, если считают необходимым, должны иметь право вступления в исполнительное производство в качестве третьих лиц в исполнительном производстве, либо права письменного обращения к судебному приставу-исполнителю, для реализации и защиты всех прав в пределах процессуально-правового статуса третьих лиц в исполнительном производстве.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Литература

3. Федеральный закон от 02.10.2007 № 229-ФЗ (ред. от 17.10.2019) «Об исполнительном

производстве». // URL: http://www.consultant.ru/ (дата обращения: 05.11.2019).

5. Кузнецов Е.Н. О некоторых проблемах исполнительного производства по делам, возникающим из жилищных правоотношений. // Российский юридический журнал. 2018. № 4.

6. Минибаев М.Ф. Третьи лица в третейском разбирательстве // Третейский суд. 2005. № 6 (42).

THIRD PARTIES IN ENFORCEMENT PROCEEDINGS

Perepelova K.A.

All-Russian State University of Justice

4. Grachev V.V. Problems of foreclosure on property transferred to trust. // Problems of civil law and process. 2019.No 9. P. 38-51.

Лица, участвующие в исполнительном производстве, — это все те участники исполнительного производства, которые имеют опреде­ленную юридическую заинтересованность (материально и (или) процессуально-правовую) и выступают в исполнительном производ­стве либо от своего имени, либо от имени других лиц в защиту своих интересов, интересов других лиц, государственных и общественных интересов.

*Представители.

Образуют отдельную подгруппу лиц, участвующих в исполнительном производстве, поскольку защищают права и интере­сы других лиц от имени последних. Юридический интерес (в форме процессуально-правового) представителя сторон — это обусловленная законом (законное представительство) или волеизъявлением пред­ставляемого субъекта (договорное представительство) «потребность в защите» чужого права (интереса) от имени и в интересах самого пред­ставляемого в процессе принудительного исполнения юрисдикционного акта. Эта потребность в защите подтверждается надлежаще офор­мленными полномочиями.

* Стороны.

Согласно ст. 29 Закона «Об исполнительном производ­стве» сторонами исполнительного производства являются взыскатель и должник. Как видно из определения, категория «стороны» в испол­нительном производстве имеет иное значение, чем в общей части ар­битражного процесса, так как сторонами гражданского процесса, со­гласно ст. 44 АПК РФ, являются истец и ответчик.

Взыскателем являются гражданин или организация, в пользу или в интересах, которых выдан исполнительный документ.

Должником являются гражданин или организация, обязанные по исполнительному документу совершить в пользу взыскателя опреде­ленные действия (передать денежные средства и иное имущество, ис­полнить иные обязанности или запреты, предусмотренные исполни­тельным документом) или воздержаться от их совершения.

На стороны в исполнительном производстве распространяется ин­ститут правосубъектности.

Граждане по достижении ими возраста 18 лет могут осуществлять свои права и исполнять обязанности в исполнительном производстве самостоятельно или через представителей.

Несовершеннолетний, достигший возраста 16 лет, может самостоя­тельно осуществлять свои права и исполнять обязанности в исполни­тельном производстве в случае объявления его полностью дееспособным (эмансипация).

Согласно ст. 21 ГК РФ в случае, когда за­коном допускается вступление в брак до достижения восемнадцати лет (ст. 13 СК РФ), гражданин, не достигший 18-летнего возраста, приоб­ретает дееспособность в полном объеме со времени вступления в брак. При достижении указанного возраста граждане могут осуществлять свои права и исполнять обязанности в исполнительном производстве самостоятельно или через представителей.

Представители сторон. Граждане могут участвовать в исполнитель­ном производстве самостоятельно или через представителей. Личное участие гражданина в исполнительном производстве не лишает его права иметь представителя. Если по исполнительному документу на должника возложены обязанности, которые он может исполнить толь­ко лично, то при их исполнении должник не вправе действовать через представителя.

Участие организаций в исполнительном производстве осуществля­ется через их органы или должностных лиц, которые действуют в пре­делах полномочий, предоставленных им законами, иными норматив­ными правовыми актами или учредительными документами, либо через представителей указанных органов и должностных лиц.

Статья 33 Закона «Об исполнительном производстве» не ограни­чивает круг лиц, которые могут быть представителями сторон в ис­полнительном производстве. Ими могут быть любые граждане, в том числе сотрудники организации, адвокаты, работники юридических фирм, любой уполномоченный гражданин, не подпадающие под ис­ключения, предусмотренные ст. 36 Закона «Об исполнительном про­изводстве». Единственное требование к представителям — это нали­чие надлежащим образом оформленных полномочий на ведение дела.

Вместе с тем, поскольку представитель обеспечивает защиту прав и интересов доверителя, он должен обладать необходимыми познания­ми как в области правовых норм, регулирующих спорные правоотно­шения, так и фактических обстоятельств дела, однако незнание их не является препятствием к участию в исполнительном производстве в качестве представителя.

Представителями в исполнительном производстве, по общему пра­вилу, могут быть лица, достигшие возраста 18 лет и не состоящие под опекой или попечительством. Несовершеннолетний, достигший 16 лет, может быть представителем, если он признан дееспособным в порядке, установленном ГК РФ (эмансипация и др.).

*Прокурор.

Согласно п. 4 ст. 19 Закона «О судебных приставах» над­зор за исполнением законов при осуществлении судебными пристава­ми своих функций в соответствии с Федеральным законом «О прокуратуре Российской Федерации» осуществляют Генеральный проку­рор РФ и подчиненные ему прокуроры.

Необходимо учитывать, что в соответствии со ст. 1 Закона «О проку­ратуре РФ» в целях обеспечения верховенства закона, единства и ук­репления законности, защиты прав и свобод человека и гражданина, а также охраняемых законом интересов общества и государства.

*Переводчик.

Может быть любой дееспособный гражданин, дос­тигший возраста 18 лет, владеющий языками, знание которых необхо­димо для перевода.

Участие в исполнительном производстве переводчика реализует принцип национального языка исполнительного производства, кото­рый характерен ряду процессуальных отраслей права, в том числе исполнительному производству (Закон РСФСР «О языках народов РСФСР», ст. 38 Закона «Об исполнительном производстве»).

По общему правилу лицу, которому необходимы услуги переводчи­ка, предоставляется срок для его приглашения. Однако, как специаль­ное правило, в Законе «Об исполнительном производстве» предусмот­рено, что если указанное лицо не обеспечит участие переводчика в установленный судебным приставом-исполнителем срок, переводчик может быть назначен постановлением судебного пристава-исполните­ля. По-видимому, у судебного пристава-исполнителя должен быть спи­сок возможных кандидатов для выполнения функции переводчика.

*Понятые

— эго лица, присутствие которых обязательно при совер­шении исполнительных действий, связанных с вскрытием помещений и хранилищ, занимаемых должником или другими лицами либо при­надлежащих должнику или другим лицам, осмотром, арестом, изъяти­ем и передачей имущества должника.

Закон «Об исполнительном производстве» допускает участие поня­тых в исполнительном производстве и в иных случаях по усмотрению судебного пристава-исполнителя.

К понятым предъявляются определенные требования: дееспособ­ность гражданина; достижение возраста 18 лет; отсутствие заинтере­сованности в совершении исполнительных действий, родственных отношений, подчиненности и подконтрольности с участниками ис­полнительного производства или с другим понятым; количество по­нятых не может быть менее двух.

Закон «Об исполнительном производстве» не предусматривает воз­можности отвода понятых, но наличие заинтересованности может слу­жить основанием для устранения, понятого из исполнительного произ­водства судебным приставом-исполнителем, а если этого не происходит, то основанием для обжалования действий судебного пристава-испол­нителя взыскателем или должником в суд в порядке, предусмотрен­ном ст. 90 Закона «Об исполнительном производстве».

* Специалист.

Общие положения об участии специалиста в исполнительном про­изводстве содержатся в ст. 41 Закона «Об исполнительном производ­стве».

Участие специалиста в исполнительном производстве необходимо для разъяснения возникающих при совершении исполнительных дей­ствий вопросов, требующих специальных знаний.

Вопрос о привлечении специалиста в исполнительное производство решается судебным приставом-исполнителем, который руководству­ется законом (в тех случаях, когда назначение специалиста обязатель­но), собственным усмотрением или просьбой сторон.

Функции специалиста в исполнительном производстве схожи с функциями эксперта в гражданском и арбитражном процессах. Спе­циалист должен быть лицом незаинтересованным. Наличие каких-либо обстоятельств, дающих основание для сомнений в его бесприст­растности, является поводом для заявления ему отвода (ст. 43 Закона «Об исполнительном производстве»). Однако эксперт привлекается определением суда, а специалист — постановлением судебного при­става. Заключение эксперта носит строго установленную законом форму, а к заключению специалиста таких требований не предъявля­ется. Единственное требование — специалист дает заключение в письменной форме (п. 2 ст. 41 Закона «Об исполнительном произ­водстве»).

Добавить комментарий