Лицензирование кредитных организаций

Порядок учреждения и лицензирования кредитных организаций

Юридическое лицо согласно российскому законодательству считается созданным с момента государственной регистрации, порядок которой урегулирован в федеральном законе «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных пред- принимателей». Процедура создания кредитной организации подчиняется не только общим правилам для регистрации всех юридических лиц, но и специальным, установленным только для банков и небанковских кредитных организаций. Это касается получения лицензии на осуществление банковских операций, особых требований к учредителям, особого порядка государственной регистрации кредитных организаций и взаимодействия Банка России и Федеральной налоговой службы, являющимся уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим государственную регистрацию физических лиц, в процессе образования кредитной организации.

Процедура создания кредитной организации состоит из следующих этапов:

  1. государственной регистрации кредитной организации как юридического лица;
  2. оплаты уставного капитала кредитной организации;
  3. выдачи лицензий на совершение банковских операций.

Банк России в процессе образования кредитной организации осуществляет следующие функции:

  1. принимает решение о государственной регистрации кредитных организаций;
  2. ведет в целях осуществления им контрольных и надзорных функций Книгу государственной регистрации кредитных организаций в установленном порядке;
  3. выдает лицензии на осуществление банковских операций после государственной регистрации кредитной организации, которые учитываются в реестре выданных лицензий на осуществление банковских операций.

Кредитная организация имеет право осуществлять банковские операции не с момента внесения записи в реестр юридических лиц, а с момента получения лицензии.

Уполномоченный регистрирующий орган вносит в единый государственный реестр юридических лиц сведения о создании, реорганизации и ликвидации кредитных организаций на основании решения Банка России.

Для государственной регистрации кредитной организации и получения лицензии на осуществление банковских операций в Банк России представляются документы, перечень которых определен инструкцией Банка России № 135-И.

Территориальное учреждение Банка России выдает учредителям письменное подтверждение получения от них документов, рассматривает документы и готовит предварительное заключение по представленным документам в срок, не превышающий трех месяцев. При отсутствии замечаний территориальное учреждение Банка России направляет в Банк России положительное заключение, содержащее полную информацию с выводами о возможности государственной регистрации, создаваемой путем учреждения кредитной организации, с приложением соответствующих документов. Банк России (Департамент лицензирования деятельности и финансового оздоровления кредитных организаций) рассматривает документы в срок, не превышающий шести месяцев с даты представления в территориальное учреждение Банка России всех документов, и принимает решение о государственной регистрации.

Отказ в государственной регистрации и выдаче лицензии допускается только по следующим основаниям:

1) несоответствие кандидатов, предлагаемых на должности руководителя, главного бухгалтера кредитной организации и его заместителей, квалификационным требованиям; трудового договора (контракта) по инициативе администрации на основаниях, предусмотренных п. 7 ст. 81 Трудового кодекса РФ;

  • предъявление в течение трех лет, предшествовавших дню подачи документов для государственной регистрации, к кредитной организации, в которой каждый из указанных кандидатов находился на должности руководителя кредитной организации, требования о замене его в качестве руководителя кредитной организации в порядке, предусмотренном в Законе о банке России;
  • несоответствие деловой репутации указанных кандидатов требованиям, установленным федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними нормативными актами Банка России;
  • наличие иных оснований, установленных федеральными законами.

2) неудовлетворительное финансовое положение учредителей или невыполнение ими своих обязательств перед бюджетами всех уровней за последние три года;

3) несоответствие поданных для государственной регистрации кредитной организации документов требованиям федеральных законов и нормативных актов Банка России;

4) несоответствие деловой репутации кандидатов на должности членов совета директоров (наблюдательного совета) квалификационным требованиям, установленным федеральными законами и нормативными актами Банка России; наличие у них судимости за совершение преступления в сфере экономики.

Под деловой репутацией здесь понимается оценка профессиональных и иных качеств лица, позволяющих ему занимать соответствующую должность в органах управления кредитной организации.

Решение об отказе в государственной регистрации и выдаче лицензии на осуществление банковских операций должно быть мотивированным, в письменной форме, может быть обжаловано в арбитражный суд.

В случае принятия положительного решения о государственной регистрации Банк России направляет в регистрирующий орган сведения и документы для внесения в реестр юридических лиц соответствующей записи, что должно быть сделано в срок не более чем пять рабочих дней со дня получения сведений и документов. Регистрирующий орган сообщает в Банк России о внесении записи не позднее рабочего дня, следующего за днем внесения соответствующей записи. Не позднее трех рабочих дней с момента получения информации от регистрирующего органа о внесении записи в реестр юридических лиц кредитной организации Банк России уведомляет ее учредителей с требованием оплатить 100 % объявленного уставного капитала и выдает учредителям документ, подтверждающий факт внесения записи о кредитной организации в единый государственный реестр юридических лиц, а также вносит сведения о государственной регистрации кредитной организации в Книгу государственной регистрации кредитной организации. Сообщение о государственной регистрации кредитной организации публикуется в «Вестнике Банка России».

Для оплаты уставного капитала Банк России открывает зарегистрированному банку или небанковской кредитной организации корреспондентский счет в Банке Росси, реквизиты которого указываются в уведомлении с требованием оплатить 100 % уставного капитала в течение одного месяца с момента получения уведомления. Неоплата или неполная оплата уставного капитала в установленный срок является основанием для обращения Банка России в суд с требованием о ликвидации кредитной организации. Проверка правомерности оплаты уставного капитала территориальным учреждением Банка России отражается в заключении, которое направляется в Департамент лицензирования деятельности и финансового оздоровления кредитных организаций и является основанием для выдачи лицензии на осуществление банковских операций. После получения заключения об оплате уставного капитала, а также регистрации отчета об итогах первого выпуска акций кредитной организации в форме акционерного общества Банк России в трехдневный срок выдает кредитной организации лицензию на осуществление банковских операций, точнее, направляет территориальному учреждению два экземпляра лицензии на осуществление кредитной организацией банковских операций, один из которых выдается Председателю Совета директоров (Наблюдательного совета) или другому уполномоченному лицу кредитной организации.

Лицензии, выдаваемые Банком России, учитываются в реестре выданных лицензий на осуществление банковских операций, который подлежит публикации не реже одного раза в год.

Лицензия выдается без ограничения сроков ее действия. В лицензии содержится указание на один из видов лицензии, перечень банковских операций, на осуществление которых данная кредитная организация имеет право, дату выдачи и номер лицензии.

Кредитная организация также может быть как создана, так и прекращена в порядке реорганизации.

Реорганизация кредитных организаций

Прекращение юридического лица может происходить в порядке реорганизации или ликвидации. Ликвидация или реорганизация кредитной организации осуществляется в соответствии с федеральными законами, прежде всего ГК РФ, с учетом требований Закона о банках и банковской деятельности и нормативных актов Банка России.

Реорганизация кредитной организации может происходить в форме слияния, присоединения, разделения, выделения и преобразования из одной организационно-правовой формы юридического лица в другую. Главное отличие реорганизации от ликвидации — наличие правопреемства, т. е. перехода прав и обязанностей от одного субъекта права к другому. Согласно ст. 58 ГК РФ, при слиянии юридических лиц права и обязанности каждого из них переходят к вновь возникшему юридическому лицу в соответствии с передаточным актом. При присоединении к юридическому лицу права и обязанности присоединенного юридического лица переходят в соответствии с передаточным актом. При разделении юридического лица его права и обязанности переходят к вновь возникшим юридическим лицам в соответствии с разделительным балансом. При выделении из состава юридических лиц одного или нескольких юридических лиц к каждому из них переходят права и обязанности реорганизованного юридического лица в соответствии с разделительным балансом. При преобразовании юридического лица одного вида в юридическое лицо другого вида к вновь возникшему юридическому лицу переходят права и обязанности реорганизованного юридического лица в соответствии с передаточным актом.

Реорганизация кредитной организации может происходить добровольно (по решению ее учредителей либо органов, уполномоченных на то учредительными документами) или принудительно (по решению уполномоченных государственных органов или по решению суда). Как правило, принудительно реорганизация осуществляется, если нарушается антимонопольное законодательство и следствием этого является ограничение конкуренции или ущемление интересов других кредитных организаций или их клиентов. В данном случае реорганизация происходит в форме разделения или выделения.

Добровольная реорганизация кредитной организации начинается с принятия решения о реорганизации учредителями либо органами, уполномоченными на то учредительными документами. В Банк России направляется письменное уведомление о начале процедуры реорганизации кредитной организации в течение трех рабочих дней после даты принятия указанного решения. Банк России размещает уведомление на своем сайте в сети Интернет и направляет в уполномоченный регистрирующий орган информацию о начале процедуры реорганизации для внесения в единый государственный реестр юридических лиц записи о том, что кредитная организация находится в процессе реорганизации. Банк России может запретить реорганизацию, если в результате возникнут основания для применения мер по предупреждению несостоятельности (банкротства) кредитной организации.

Государственная регистрация кредитной организации, создаваемой путем реорганизации, в случае, если не принято решение об отказе в такой регистрации, осуществляется в течение шести месяцев со дня представления в Банк России всех необходимых документов.

До закрытия корреспондентских счетов реорганизованных кредитных организаций последние продолжают осуществлять расчеты по своим корреспондентским счетам, выполнять обязательные резервные требования Банка России, свои денежные обязательства, в том числе перед Банком России.

При реорганизации кредитных организаций в форме акционерного общества совместное общее собрание акционеров не проводится. При реорганизации в форме разделения или выделения кредитной организации в форме акционерного общества общее собрание вновь создаваемого общества также не проводится. Изменение кредитной организацией в форме акционерного общества типа акционерного общества не является реорганизацией.

Особый порядок установлен для реорганизации кредитных организаций в форме слияния и присоединения, в том числе в рамках реализации мер по предупреждению несостоятельности (банкротства) кредитных организаций. В случаях, когда кредитная организация:

  1. не удовлетворяет требования отдельных кредиторов по денежным обязательствам и (или) не исполняет обязанность по уплате обязательных платежей в сроки, превышающие семь дней и более с момента наступления даты их удовлетворения и (или) исполнения, в связи с отсутствием или недостаточностью денежных средств на корреспондентских счетах кредитной организации;
  2. допускает снижение собственных средств (капитала) по сравнению с их (его) максимальной величиной, достигнутой за последние двенадцати месяцев, более чем на 30 % при одновременном нарушении одного из обязательных нормативов, установленных Банком России;
  3. нарушает норматив текущей ликвидности, установленный Банком России, в течение последнего месяца более чем на 20 % Банк России вправе требовать проведения реорганизации в форме слияния и присоединения. Реорганизация здесь выступает мерой по предупреждению несостоятельности (банкротства) кредитной организации.

Процедура реорганизации в форме слияния и присоединения представляет собой последовательность этапов, к числу которых относятся: принятие решения о проведении общего собрания уполномоченным органом управления кредитной организации (общества с ограниченной и общества с дополнительной ответственностью проводят совместные общие собрания участников); уведомление Банка России о принятом решении; принятие решения о реорганизации общим собранием акционеров (участников) с подготовкой договоров о слиянии или присоединении и подписанием протоколов общих собраний, подтверждающих принятие решения о реорганизации, утверждение передаточных актов, учредительных документов, бизнес-планов и иных документов, перечень которых установлен Банком России, а также избрание Совета директоров (Наблюдательного совета), избрание (утверждение) единоличного исполнительного органа, его заместителей и членов коллегиального исполнительного органа, главного бухгалтера, заместителей главного бухгалтера кредитной организации; направление документов в течение одного месяца со дня принятия решения в Банк России; принятие решения о государственной регистрации кредитной организации, создаваемой путем реорганизации, и выдаче лицензии Банком России; внесение записи уполномоченным регистрирующим органом в единый государственный реестр юридических лиц.

При реорганизации кредитных организаций, в результате которой создается новая кредитная организация, Банк России рассматривает вопрос о выдаче ей новых лицензий, при этом принимаются во внимание лицензии; на основании которых действовали реорганизованные кредитные организации. Если реорганизация кредитных организаций осуществляется в форме слияния, выдается новая лицензия; если в форме присоединения — может быть сохранена действующая лицензия, но может быть выдана и новая.

Кредитная организация считается реорганизованной, кроме реорганизации в форме присоединения, с момента государственной регистрации вновь возникших кредитных организаций. При реорганизации в форме присоединения кредитная организация считается реорганизованной с момента внесения в Единый государственный реестр юридических лиц записи о прекращении деятельности присоединенной кредитной организации.

В процессе реорганизации кредитной организации участвуют, с одной стороны, участники кредитной организации и органы ее управления, а с другой — Банк России и уполномоченный регистрирующий орган.

Кредиторы имеют право защищать свои интересы, но не могут влиять на сам процесс реорганизации. Кредитная организация обязана письменно уведомить о принятом решении о реорганизации всех кредиторов и опубликовать в печатных изданиях сообщение о принятом решении. При этом кредиторы могут потребовать от своего должника — кредитной организации досрочного исполнения обязательств, а при невозможности досрочного исполнения — прекращения обязательств и возмещения связанных с этим убытков (ст. 60 ГК РФ). Данные права кредитор — физическое лицо может реализовать, если такое обязательство возникло до даты получения им письменного уведомления, опубликования сообщения о реорганизации в печатном издании. Кредитор — юридическое лицо вправе потребовать досрочного исполнения или прекращения соответствующего обязательства и возмещения убытков, если такое право требования предоставлено в соответствии с условиями заключенного с кредитной организацией договора. Требования граждан и юридических лиц направляются в течение 30 дней с даты получения уведомления или опубликования решения о реорганизации.

В ст. 23.5 Закона о банках и банковской деятельности предусматриваются дополнительные гарантии защиты прав и интересов кредиторов кредитной организации, возлагая на нее ряд обязанностей.

Как было показано, процедура реорганизации кредитной организации детально регламентируется нормативными актами в целях соблюдения прав и обеспечения интересов участвующих в ней лиц, так же как и ликвидация кредитной организации.

Ликвидация кредитных организаций

Ликвидация кредитной организации влечет за собой ее прекращение без перехода прав и обязанностей в порядке правопреемства к другим лицам. Порядок ликвидации кредитной организации установлен в Законе о банках и банковской деятельности, ГК РФ, федеральных законах о Банке России, «Об акционерных обществах», «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» и ряде других нормативных актах. Кредитная организация может быть ликвидирована добровольно (по инициативе учредителей (участников) или принудительно (по инициативе Банка России на основании судебного решения).

Перечень оснований для добровольной ликвидации нормативно не определен, поэтому они определяются самими участниками кредитной организации.

В законе «О несостоятельности (банкротстве кредитных организаций» (ст. 4.2) закреплена обязанность руководителя кредитной организации в случае возникновения признаков несостоятельности кредитной организации, предусмотренных в п. 2 ст. 2 этого закона, направить в Совет директоров (Наблюдательный совет) требование о созыве внеочередного общего собрания учредителей (участников) для рассмотрения вопроса о ликвидации кредитной организации и направлении в Банк России ходатайства об аннулировании или отзыве лицензии и уведомить Банк России о возникновении указанных оснований. В свою очередь, Совет директоров (Наблюдательный совет) должен принять решение о созыве внеочередного общего собрания учредителей (участников) и уведомить о нем учредителей (участников) и Банк России. Общее собрание учредителей (участников) кредитной организации может принять или не принять решение о ликвидации. дическую силу и кредитная реорганизация подлежит ликвидации принудительно. В случае аннулирования или отзыва лицензии на осуществление банковских операций кредитная организация обязана ее вернуть в Банк России в течение пятнадцати дней со дня принятия такого решения.

3. Назначение учредителями (участниками) ликвидационной комиссии (ликвидатора) по согласованию с Банком России. Ликвидационная комиссия:

  • помещает в печати объявление о ликвидации кредитной организации, реквизиты корреспондентского счета, порядок и срок (не менее двух месяцев) предъявления кредиторами своих требований;
  • выявляет всех кредиторов кредитной организации;
  • принимает меры к сохранению наличного имущества;
  • выявляет и взыскивает дебиторскую задолженность;
  • оценивает имущество, рассматривает заявленные кредиторами требования;
  • составляет промежуточный ликвидационный баланс, подлежащий утверждению учредителями (участниками) по согласованию с Банком России.

4. Расчеты, если денежных средств достаточно, происходят с кредиторами в порядке очередности, установленной в ст. 64 ГК РФ, если нет — осуществляется продажа имущества кредитной организации с публичных торгов на аукционной основе для удовлетворения требований кредиторов.

Если после удовлетворения требований кредиторов осталось имущество, ликвидационная комиссия передает его учредителям (участникам), имеющим обязательственные права в отношении имущества этого юридического лица, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или учредительными документами.

5. Составление ликвидационной комиссией отчета и ликвидационного баланса, подлежащих утверждению учредителями (общим собранием) и согласованию с Банком России.

6. Принятие решения Банком России о государственной регистрации кредитной организации в связи с ее ликвидацией, направление в уполномоченный регистрирующий орган сведений и документов, необходимых для внесения записи в единый государственный реестр юридических лиц. Ликвидация кредитной организации считается завершенной, а кредитная организация — прекратившей свою деятельность после внесения об этом записи в Единый государственный реестр юридических лиц (соответственно Банк России аннулирует запись о государственной регистрации в Книге государственной регистрации кредитных организаций). Государственная регистрация кредитной организации в связи с ее ликвидацией осуществляется в срок не более чем 45 рабочих дней со дня представления в Банк России всех документов.

Ликвидация кредитной организации по инициативе Банка России (принудительная ликвидация) происходит по решению арбитражного суда после отзыва лицензии в соответствии с требованиями ст. 23.1 Закона о банках и банковской деятельности, а в случае признания ее несостоятельной (банкротом) — в соответствии с требованиями федерального закона «О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций».

Отзыв у кредитной организации лицензии всегда инициируется Банком России, но в одних случаях он это может сделать, а в других — обязан. Основания для отзыва лицензии определены в ст. 20 Закона о банках и банковской деятельности. Отзыв лицензии по другим основаниям, за исключением предусмотренных законом о банках, не допускается. лок кредитной организацией и исполнение обязательств по ее сделкам (за исключением сделок, связанных с текущими коммунальными и эксплуатационными платежами, а также с выплатой выходных пособий и оплатой труда лиц, работающих по трудовому договору, в пределах сметы расходов, согласуемой с Банком России либо с его уполномоченным представителем в случае назначения).

После отзыва лицензии Банк России не позднее рабочего дня, следующего за днем отзыва, назначает в кредитную организацию временную администрацию и в течение пятнадцати дней со дня отзыва лицензии обращается в арбитражный суд с требованием о ликвидации кредитной организации.

Если к моменту отзыва у кредитной организации лицензии у нее имеются признаки несостоятельности или наличие этих признаков установлено временной администрацией, Банк России обращается в арбитражный суд с заявлением о признании кредитной организации несостоятельной (банкротом).

Арбитражный суд, руководствуясь при рассмотрении заявления о ликвидации правилами Арбитражно-процессуального кодекса РФ1, принимает решение о ликвидации и назначает ликвидатора. Данное решение арбитражный суд направляет в Банк России и уполномоченный регистрирующий орган, который вносит в реестр юридических лиц запись о том, что кредитная организация находится в процессе ликвидации. Срок ликвидации не может превышать двенадцать месяцев со дня принятия арбитражным судом решения о ликвидации кредитной организации. Этот срок может быть продлен по ходатайству ликвидатора. Со дня вступления в законную силу решения о ликвидации кредитной организации наступают последствия, предусмотренные в федеральном законе «О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций».

Кандидатура ликвидатора кредитной организации представляется в арбитражный суд и утверждается им в порядке, предусмотренном в федеральном законе «О несостоятельности (банк- ротстве) кредитных организаций». Ликвидатором кредитной организации, имевшей лицензию Банка России на привлечение во вклады денежных средств физических лиц, является Агентство по страхованию вкладов.

Ликвидатор обязан провести первое собрание кредиторов ликвидируемой кредитной организации не позднее 60 дней после окончания срока, установленного для предъявления требований кредиторов. После окончания этого срока им составляются промежуточный ликвидационный баланс, содержащий сведения о составе имущества ликвидируемой кредитной организации, перечень требований кредиторов, а также результаты их рассмотрения. Промежуточный ликвидационный баланс рассматривается на собрании кредиторов и (или) заседании комитетов кредиторов кредитной организации и подлежит согласованию с Банком России.

Удовлетворение требований кредиторов кредитной организации осуществляется в соответствии с промежуточным ликвидационным балансом начиная со дня согласования с Банком России и в порядке очередности, предусмотренной в федеральном законе «О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций». Если имеющихся денежных средств кредитной организации недостаточно для удовлетворения всех требований, ликвидатор осуществляет реализацию имущества кредитной организации.

Если в ходе проведения ликвидационных процедур выяснится, что имущества недостаточно для удовлетворения требований кредиторов, ликвидатор направляет в арбитражный суд заявление о признании кредитной организации банкротом.

Отчет о результатах ликвидации кредитной организации с приложением ликвидационного баланса заслушивается на собрании кредиторов или заседании комитетов кредиторов кредитной организации и утверждается арбитражным судом.

Ликвидатор обязан в течение десяти дней со дня вынесения арбитражным судом определения о завершении ликвидации кредитной организации представить в Банк России указанное определение и другие документы для государственной регистрации кредитной организации в связи с ее ликвидацией.

Ликвидация кредитной организации считается завершенной, а кредитная организация — прекратившей свою деятельность после внесения уполномоченным регистрирующим органом соответствующей записи в Единый государственный реестр юридических лиц.

Процесс создания и прекращения деятельности кредитных организаций представляет сложную процедуру, этапы которой подчиняются не только общим требованиям федеральных законов, но и специальным правилам, устанавливаемым нормативными актами Банка России. Основной особенностью является непосредственное участие Банка России в создании и прекращении кредитных организаций и его взаимодействие с уполномоченным регистрирующим органом в процессе государственной регистрации кредитных организаций в связи с учреждением, реорганизацией и ликвидацией кредитных организаций. Важное значение приобретает нормативное регулирование защиты прав и интересов кредиторов кредитной организации в процедурах ее реорганизации и ликвидации.

Таким образом, ликвидационные процедуры подчиняются не только общим требованиям федеральных законов, но и специальным правилам, устанавливаемым нормативными актами Банка России. Так же как при реорганизации кредитной организации, при ее ликвидации необходимо обеспечить права и интересы кредиторов и банковской системы в целом, чем и объясняется участие Банка России в указанных процедурах.

Лицензирование кредитных организаций

Лицензия на осуществление банковских операций кредитной организации выдается после ее государственной регистрации в порядке, установленном настоящим Федеральным законом и принимаемыми в соответствии с ним нормативными актами Банка России.

Кредитная организация имеет право осуществлять банковские операции с момента получения лицензии, выданной Банком России.

В настоящий момент вновь созданному банку могут выдаваться следующие виды лицензий:

— лицензия на ведение банковских операций в рублях (без права привлечения во вклады денег физических лиц);

— лицензия на ведение банковских операций в рублях ‘и иностранных валютах (без права привлечения во вклады денег физических лиц); при наличии такой лицензии банк вправе устанавливать корреспондентские отношения с неограниченным числом иностранных банков;

— лицензия на привлечение во вклады и размещение драгоценных металлов. Данная лицензия может быть выдана банку одновременно с лицензией второго вида.

Банк России принимает решение о государственной регистрации кредитных организаций, осуществляет взаимодействие по вопросам государственной регистрации кредитных организаций с Федеральной налоговой службой, ее территориальными органами (далее — уполномоченный регистрирующий орган), выдает кредитным организациям лицензии на осуществление банковских операций, ведет реестр выданных лицензий на осуществление банковских операций и Книгу государственной регистрации кредитных организаций в целях осуществления контрольных и надзорных функций.

Документы, представляемые в соответствии с настоящей Инструкцией, могут быть направлены в Банк России (территориальные учреждения Банка России) в форме электронных документов в порядке, определенном Банком России. В таком случае взаимодействие между кредитной организацией, территориальным учреждением Банка России и Банком России осуществляется в электронном виде.

В случае представления документов, указанных в абзаце первом настоящего пункта, в форме электронных документов кредитная организация обязана по письменному запросу территориального учреждения Банка России представить документы, предусмотренные Федеральным законом «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей», на бумажном носителе в течение трех календарных дней с момента получения указанного запроса в количестве экземпляров, предусмотренных Федеральным законом «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей».

Свидетельство Банка России о государственной регистрации, лицензия на осуществление банковских операций направляются кредитной организации на бумажном носителе, а в случае представления документов, указанных в абзаце первом настоящего пункта, в форме электронных документов — в форме электронного документа и на бумажном носителе. (п. 1.4 в ред. Указания Банка России от 22.07.2013 N 3029-У).

Банк, желающий расширить свою деятельность, должен получить дополнительные лицензии; для этого ему необходимо соблюдать следующие условия:

1) быть в течение последних шести месяцев финансово устойчивым;

2) выполнять резервные требования Банка России;

3) не иметь долгов перед бюджетами и внебюджетными фондами;

4) иметь адекватную организационную структуру, в том числе службу внутреннего контроля;

5) иметь сотрудников, отвечающих квалификационным требованиям Банка России;

6) соблюдать технические требования, включая требования к оборудованию, необходимому для осуществления банковских операций.

При соблюдении указанных условий действующему банку могут быть выданы следующие виды лицензий:

— на ведение операций в рублях и иностранных валютах (если до этого банк имел только лицензию первого вида),

— работу с драгоценными металлами (если банк до этого не получил такую лицензию отдельно или одновременно с лицензией второго вида). Как и в случае с вновь создаваемым банком, данная лицензия может быть выдана действующему байку при наличии или одновременно с лицензией второго вида;

— лицензия на привлечение во вклады денег (в рублях) физических лиц; данная лицензия может быть выдана банку, с даты регистрации которого прошло не менее двух лет;

— лицензия на привлечение во вклады денег физических лиц (в рублях и иностранных валютах). Такая лицензия может быть выдана банку, с даты регистрации которого прошло не менее двух лет, при наличии у него лицензии старого вида или одновременно с ней;

— генеральная лицензия, которая может быть выдана банку, с даты регистрации которого прошло не менее двух лет, имеющему перечисленные выше лицензии на ведение всех банковских операций в рублях и иностранных валютах и выполняющему установленные Банком «России требования к размеру собственного капитала. Наличие лицензии третьего вида не является обязательным условием получения генеральной лицензии.

Согласно ст. 11.2 Федерального закона от 03.12.2011 N 391-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О банках и банковской деятельности» минимальный размер собственных средств (капитала) устанавливается для банка в сумме 300 миллионов рублей, за исключением случаев, предусмотренных частями четвертой — седьмой настоящей статьи. Размер собственных средств (капитала) небанковской кредитной организации, ходатайствующей о получении статуса банка, на 1-е число месяца, в котором было подано в Банк России соответствующее ходатайство, должен быть не менее 300 миллионов рублей. Лицензия на осуществление банковских операций, предоставляющая кредитной организации право осуществлять банковские операции со средствами в рублях и иностранной валюте, привлекать во вклады денежные средства физических и юридических лиц в рублях и иностранной валюте (далее — генеральная лицензия), может быть выдана кредитной организации, имеющей собственные средства (капитал) не менее 900 миллионов рублей по состоянию на 1-е число месяца, в котором было подано в Банк России ходатайство о получении генеральной лицензии.

Банк, имеющий на 1 января 2007 года собственные средства (капитал) менее 180 миллионов рублей, вправе продолжать свою деятельность при условии, если размер его собственных средств (капитала) не будет уменьшаться по сравнению с уровнем, достигнутым на 1 января 2007 года.

Размер собственных средств (капитала) банка, отвечающего требованиям, установленным частью четвертой настоящей статьи, с 1 января 2010 года должен быть не менее 90 миллионов рублей.

Размер собственных средств (капитала) банка, отвечающего требованиям, установленным частями четвертой и пятой настоящей статьи, с 1 января 2012 года должен быть не менее 180 миллионов рублей.

При рассмотрении вопроса о выдаче банку генеральной лицензии в нем проводится комплексная инспекционная проверка или принимаются во внимание результаты инспекционной проверки, если она была завершена не ранее чем за три месяца до представления ходатайства о выдаче данной лицензии.

Банк, получивший генеральную лицензию, имеет право (дополнительно к правам, предоставляемым лицензиями 1—5) в установленном порядке создавать филиалы за границей и/или приобретать доли в уставных капиталах кредитных организаций — нерезидентов.

Для получения лицензии, позволяющей расширить деятельность, банк должен представить в соответствующее территориальное учреждение Банка России следующие документы:

* ходатайство (включающее бизнес-план банка или дополнения к нему), подписанное председателем совета или другим уполномоченным лицом;

* опубликованный годовой отчет, заверенный аудиторской организацией, и аудиторское заключение за год, предшествующий обращению за получением лицензии, расширяющей деятельность;

* баланс и расчет экономических нормативов на последнюю отчетную дату. За рассмотрение вопроса о выдаче лицензии взимается лицензионный сбор в размере, определяемом Банком России, но не более 1% от объявленного уставного капитала кредитной организации. Указанный сбор поступает в доход федерального бюджета.

Кроме этого, кредитная организация подает ходатайство о государственной регистрации в Центральный Банк России, которое содержит: экономическое обоснование технической возможности и квалифицированной готовности кредитной организации совершать банковские операции; информацию об учредителях кредитной организации, сфере их деятельности, финансовом состоянии, перспективах их развития; цель создания кредитной организации; приоритетные направления ее деятельности; предполагаемую клиентуру; ресурсы, которые будут привлекаться для развития кредитной организации; планируемое управление деятельностью кредитной организации (в том числе создание службы внутреннего контроля).

Учредители также представляют документы, подтверждающие право собственности одного из них на здание (помещение), в котором будет располагаться кредитная организация, или обязательство арендодателя о предоставлении здания (помещения) в аренду в случае регистрации кредитной организации. Банковское здание (помещение) кредитной организации должно иметь оборудование, пожарную и охранную сигнализацию, а также кассовый узел (технически укрепленный) для осуществления кассовых операций в соответствии с требованиями Банка России.

При приобретении более 5% долей (акций) кредитной организации в результате одной или нескольких сделок одним юридическим или физическим лицом, либо группой юридических и, (или) физических лиц, связанных между собой соглашением, либо группой юридических лиц, являющихся дочерними или зависимыми по отношению друг к другу, учредители кредитной организации уведомляют об этом Банк России. Для этого к ходатайству о государственной регистрации кредитной организации и выдаче лицензии на осуществление банковских операций прилагаются сведения об имущественных отношениях участников.

К ходатайству о, регистрации также прилагаются расчетный баланс и план доходов, расходов и прибыли кредитной организации на первые три года деятельности (отдельна на каждый год). Коллектив авторов. Банковское право РФ 2010, Курс лекций.

Лицензии, выдаваемые Банком России, учитываются в реестре выданных лицензий на осуществление банковских операций.

Реестр выданных кредитным организациям лицензий подлежит публикации Банком России в официальном издании Банка России («Вестнике Банка России») не реже одного раза в год. Изменения и дополнения в указанный реестр публикуются Банком России в месячный срок со дня их внесения в реестр.

В лицензии на осуществление банковских операций указываются банковские операции, на осуществление которых данная кредитная организация имеет право, а также валюта, в которой эти банковские операции могут осуществляться.

Лицензия на осуществление банковских операций выдается без ограничения сроков ее действия.

Лицензия на осуществление банковских операций подписывается Председателем Банка России или его заместителем, возглавляющим Комитет банковского надзора Банка России, или лицами, их замещающими. Подпись скрепляется печатью Банка России с изображением Государственного герба Российской Федерации. (в ред. Указания Банка России от 26.11.2013 N 3124-У).

Таким образом, лицензионный режим банковской деятельности — есть система регулятивного воздействия на вид деятельности, потенциально представляющий угрозу причинения значительного вреда обществу и государству, обуславливающая необходимость для занятия этим видом деятельности получения лицензии и соблюдения в процессе ее осуществления лицензионных требований и условий.

Выдаваемая Банком России и получаемая кредитной организацией лицензия — это бессрочное разрешение на совершение банковских операций. В лицензии на осуществление банковских операций указываются банковские операции, на осуществление которых данная кредитная организация имеет право, а также валюта, в которой эти банковские операции могут осуществляться. Лицензии, выдаваемые Банком России, учитываются в реестре выданных лицензий на осуществление банковских операций.

При рассмотрении вопроса лицензировании мы сталкиваемся со следующей проблемой: в ст.5 Закона о банках приводится перечень операций и сделок, отсюда возникает вопрос — какие из них подразумевают получение лицензии? Данный вопрос осложняется тем, что, как известно, отдельные сделки требуют, чтобы юридические лица для их совершения имели специальную лицензию.

Во-первых, необходимо различать лицензию, выдаваемую кредитной организации: банку, небанковской кредитной организации, представительству иностранного банка. Цели создания каждого из вида кредитных организаций предопределяет строго определенные законом виды банковских операций и лицензию.

Во-вторых, на наш взгляд верной представляется точка зрения С.В. Пыхтина логично заключающего, что банковская лицензия легитимирует, помимо банковских операций, также ряд сделок, указанных в ч.3 ст.5 Закона о банках, но не непосредственно, а косвенно, опосредованно. Таким образом, для кредитных организаций при совершении сделок, перечисленных в ч.3 ст. 5 Закона, даже если на них распространяется лицензионный режим, получения дополнительной лицензии не требуется; указанные организации заключают сделки на основании полученной банковской лицензии. Следовательно, перечень видов предпринимательской деятельности, которые имеют право осуществлять кредитные организации, шире, чем прямо записанный в банковской лицензии. Соответственно, перечень банковских операций, приведенный в лицензиях, уже, чем фактический перечень видов предпринимательской деятельности, право на занятие, которыми лицензия предоставляет.

В-третьих, необходимо учитывать действующую редакцию нормативных актов Банка России регламентирующих получение и содержание лицензий. Так согласно Инструкции Банка России от 02.04.2010 N 135-И (ред. от 25.11.2014) «О порядке принятия Банком России решения о государственной регистрации кредитных организаций и выдаче лицензий на осуществление банковских операций», согласно п.1.2 лицензия на осуществление банковских операций, выдаваемая Банком России, содержит указание на один из видов лицензий, перечень банковских операций, право на осуществление которых предоставлено кредитной организации.

Лицензия на осуществление банковских операций выдается на бланке, защищенном от подделок. Лицензия на осуществление банковских операций подписывается Председателем Банка России или его заместителем, возглавляющим Комитет банковского надзора Банка России, или лицами, их замещающими. Подпись скрепляется печатью Банка России с изображением Государственного герба Российской Федерации. Банковское право. Правовое регулирование банковской деятельности в РФ. Место ЦБ РФ в банковской системе РФ. Учебное пособие // Авторский коллектив Allpravo.Ru 2007.

Осуществление юридическим лицом банковских операций без лицензии влечет за собой взыскание с такого юридического лица всей суммы, полученной в результате осуществления данных операций, а также взыскание штрафа в двукратном размере этой суммы в федеральный бюджет. Взыскание производится в судебном порядке по иску прокурора, соответствующего федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на то федеральным законом, или Банка России.

Банк России вправе предъявить в арбитражный суд иск о ликвидации юридического лица, осуществляющего без лицензии банковские операции.

Граждане, незаконно осуществляющие банковские операции, несут в установленном законом порядке гражданско-правовую, административную или уголовную ответственность.

Банковская деятельность, во-первых, затрагивает имущественные интересы неограниченного круга субъектов, а во-вторых, в силу своей специфики способна оказывать решающее влияние на экономические процессы в стране в целом. Указанные обстоятельства являются вполне закономерной предпосылкой для установления в отношении банков более строгих требований в целях обеспечения общественной безопасности по сравнению с другими субъектами предпринимательской деятельности.

Институт лицензирования банковской деятельности призван защитить интересы вкладчиков и других клиентов банков от некомпетентного управления и рисков, а также интересы государства по поддержанию стабильности в экономике.

Как подчеркнул Конституционный суд РФ, лицензирование кредитных организаций, а также отзыв у них лицензии на осуществление банковских операций, по существу, являются законодательной реализацией конституционной функции Банка России, который осуществляет банковское регулирование, надзор и контроль посредством принятия нормативно-правовых актов и индивидуально-правовых (ненормативных) актов на основе оперативной информации как о состоянии экономики в целом, так и в области денежно-кредитной политики (Определение Конституционного Суда РФ от 14 декабря 2000 г. №268-О «По запросу Верховного Суда Российской Федерации о проверке конституционности части третьей статьи 75 Федерального закона «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)») Банковское право. Правовое регулирование банковской деятельности в РФ. Место ЦБ РФ в банковской системе РФ. Учебное пособие // Авторский коллектив Allpravo.Ru 2007.

Данное решение оформляется приказом Центрального банка Российской Федерации (далее по тексту — Приказ) на основании ходатайства территориального Главного управления (Национального банка) Центрального банка РФ или Центрального операционного управления (ЦОУ) при Центральном банке РФ. Кроме того, основанием для издания Приказа могут стать решение Совета директоров Центрального банка РФ или соответствующие предложения структурных подразделений Банка России. Грачева Е.Ю., Соколова Э.Д. Финансовое право: Вопросы и ответы. — 4-е изд., испр. и доп. — М.: Юриспруденция, 2003.

Отзыв лицензии на осуществление банковских операций может быть произведен в следующих случаях:

* установления недостоверности сведений, на основании которых выдана лицензия;

* задержки начала осуществления банковских операций, предусмотренных лицензией, более чем на год со дня ее выдачи;

* установления фактов недостоверности отчетных данных;

* осуществления, в том числе однократного, банковских операций, не предусмотренных лицензией Банка России;

* неисполнения требований федеральных законов, регулирующих банковскую деятельность, а также нормативных актов Банка России, если в течение года к кредитной организации неоднократно применялись меры воздействия, предусмотренные Федеральным законом «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)»;

* неудовлетворительного финансового положения кредитной организации, неисполнения ею своих обязательств перед вкладчиками и кредиторами, являющегося основанием для подачи заявления о возбуждении в арбитражном суде производства по делу о несостоятельности (банкротстве) кредитной организации. Эриашвили Н.Д. Финансовое право: Учебник для вузов. — М.: ЮНИТИ-ДАНА, Закон и право, 2000.

Банк России обязан отозвать лицензию на осуществление банковских операций в случаях:

— если достаточность капитала кредитной организации становится ниже 2 %. Если в течение последних 12 месяцев, предшествующих моменту, когда в соответствии с настоящей статьей у кредитной организации должна быть отозвана указанная лицензия, Банк России изменял методику расчета достаточности капитала кредитных организаций, в целях настоящей статьи применяется та методика, в соответствии с которой достаточность капитала кредитной организации достигает максимального значения;

— если размер собственных средств (капитала) кредитной организации ниже минимального значения уставного капитала, установленного ЦБ РФ на дату регистрации кредитной организации; Указанное основание для отзыва лицензии на осуществление банковских операций не применяется к кредитным организациям в течение первых двух лет со дня выдачи лицензии на осуществление банковских операций;

3) если кредитная организация не исполняет в срок, установленный параграфом 4.1 главы IX Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)» от 26.10.2002 N 127-ФЗ (принят ГД ФС РФ 27.09.2002), требования Банка России о приведении в соответствие величины уставного капитала и размера собственных средств (капитала); О порядке приведения в соответствие размера уставного капитала и величины собственных средств (капитала) кредитных организаций см. Указание Банка России от 24 марта 2003 г. N 1260-У

— если кредитная организация не способна удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам и (или) исполнить обязанность по уплате обязательных платежей в течение 14 дней с наступления даты их удовлетворения и (или) исполнения, если требования к кредитной организации в совокупности составляют не менее одной тысячи минимальных размером оплаты труда установленных федеральным законом. При этом банк может обратиться в ЦБ с прошением о переводе его в категорию небанковских кредитных организаций.

— если банк не достиг на 1 января 2015 года минимального размера собственных средств (капитала), установленного частью седьмой статьи 11.2 настоящего Федерального закона, и не подает в Банк России ходатайство об изменении своего статуса на статус небанковской кредитной организации;

— если банк в период после 1 января 2015 года в течение трех месяцев подряд допускает снижение размера собственных средств (капитала) ниже минимального размера собственных средств (капитала), установленного частью седьмой статьи 11.2 настоящего Федерального закона, за исключением снижения вследствие изменения методики определения размера собственных средств (капитала), и не подает в Банк России ходатайство об изменении своего статуса на статус небанковской кредитной организации;

— если банк, размер собственных средств (капитала) которого на 1 января 2007 года равен 180 миллионам рублей или выше, а также банк, созданный после 1 января 2007 года, в течение трех месяцев подряд допускают снижение размера собственных средств (капитала) ниже минимального размера собственных средств (капитала), установленного на соответствующую дату частями шестой и седьмой статьи 11.2настоящего Федерального закона, за исключением снижения вследствие изменения методики определения размера собственных средств (капитала), и не подают в Банк России ходатайство об изменении своего статуса на статус небанковской кредитной организации;

— если банк, размер собственных средств (капитала) которого на 1 января 2007 года менее 180 миллионов рублей, не достиг на соответствующую дату размера собственных средств (капитала), установленного частями пятой — седьмой статьи 11.2 настоящего Федерального закона, или если этот банк в течение трех месяцев подряд допускает уменьшение размера собственных средств (капитала), за исключением случаев такого снижения вследствие применения измененной методики определения размера собственных средств (капитала) банка, до значения, меньшего, чем большая из двух величин: размера собственных средств (капитала), имевшихся у него на 1 января 2007 года, или размера собственных средств (капитала), установленного частями пятой — седьмой статьи 11.2 настоящего Федерального закона, и не подает в Банк России ходатайство об изменении своего статуса на статус небанковской кредитной организации;

— если банк, имевший на 1 января 2007 года собственные средства (капитал) в размере, равном 180 миллионам рублей и выше, а также банк, созданный после 1 января 2007 года, не выполнили требований, установленных частью восьмой статьи 11.2 настоящего Федерального закона, и не подали в Банк России ходатайство об изменении своего статуса на статус небанковской кредитной организации;

— если банк, имевший на 1 января 2007 года собственные средства (капитал) в размере менее 180 миллионов рублей, не выполнил требований, установленных частью восьмой статьи 11.2 настоящего Федерального закона, и не подал в Банк России ходатайство об изменении своего статуса на статус небанковской кредитной организации.

В случаях, предусмотренных частью второй настоящей статьи, Банк России отзывает у кредитной организации лицензию на осуществление банковских операций в течение 15 дней со дня получения органами Банка России, ответственными за отзыв указанной лицензии, достоверной информации о наличии оснований для отзыва этой лицензии у кредитной организации.

Отзыв лицензии на осуществление банковских операций по другим основаниям, за исключением оснований, предусмотренных настоящим Федеральным законом, не допускается.

Решение Банка России об отзыве у кредитной организации лицензии на осуществление банковских операций вступает в силу со дня принятия соответствующего акта Банка России и может быть обжаловано в течение 30 дней со дня публикации сообщения об отзыве лицензии на осуществление банковских операций в «Вестнике Банка России». Обжалование указанного решения Банка России, а также применение мер по обеспечению исков в отношении кредитной организации не приостанавливают действия указанного решения Банка России.

Только в перечисленных случаях ЦБ РФ обязан отозвать лицензию. Сообщение об отзыве лицензии на осуществление банковских операций публикуется ЦБ РФ в «Вестнике Банка России» в недельный срок со дня принятия соответствующего решения.

На практике ЦБ чаще всего отзывает лицензии у банков со следующими формулировками: в связи с неисполнением федеральных законов, регулирующих банковскую деятельность, и нормативных актов Центробанка, установлением фактов существенной недостоверности отчетных данных, а также неспособностью удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам. Именно так были лишены лицензий Межпромбанк в ноябре 2010 года и АМТ Банк в июле 2011-го. Кроме того, имеются прецеденты отзыва лицензий у банков за неоднократное нарушение в течение одного года Федерального закона «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма». Самое громкое разбирательство такого рода — история закрытия Содбизнесбанка, приведшая к межбанковскому кризису в мае 2004 года. Всего за 2009 год лицензий лишились 44, а за 2010-й — около 20 банков. Интернет-портал Банки.ру. Словарь банковских терминов

В соответствии с положениями п. 1 ст. 49 и п. 3 ст. 23 Гражданского Кодекса РФ (далее – ГК РФ) отдельными видами деятельности, перечень которых определяется в частности Федеральным Законом от 04.05.2011 № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» (далее — Закон № 99-ФЗ), юридические лица и индивидуальные предприниматели могут заниматься только на основании специального разрешения (лицензии).

Понятие «лицензия» закреплено в ч. 2 ст. 3 Закона № 99-ФЗ, в соответствии с положениями данной статьи лицензия — это специальное разрешение на право осуществления юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем конкретного вида деятельности (выполнения работ, оказания услуг, составляющих лицензируемый вид деятельности), которое подтверждается документом, выданным лицензирующим органом.

Но лицензирование банковской деятельности регулируется более локально Федеральным законом от 02.12.1990 № 395-1-ФЗ «О банках и банковской деятельности» (далее — Закон о банках).

Порядок лицензирования банковской деятельности в РФ

Порядок государственной регистрации банка установлен в ст. 15 Закона о банках. В соответствии с данным порядком, после того, как финансовая организация в Банк России подает пакет документов для регистрации, ей выдается письменное уведомление, подтверждающие данное действие.

Срок для принятия решения о государственной регистрации банка и последующей выдаче ему лицензии составляет не более шести месяцев с даты подачи документов.

В соответствии с положениями ст. 14 Закона о банках для государственной регистрации кредитной организации и получения лицензии подаются следующие документы:

  • заявление с ходатайством о государственной регистрации кредитной организации и выдаче лицензии на осуществление банковских операций;
  • учредительный договор;
  • устав;
  • бизнес-план;
  • документы об уплате государственной пошлины;
  • аудиторские заключения о бухгалтерской (финансовой) отчетности учредителей — юридических лиц;
  • документы, подтверждающие источники происхождения средств, вносимых учредителями — физическими лицами в уставный капитал кредитной организации;
  • анкеты кандидатов на должности руководителя кредитной организации, главного бухгалтера, заместителей главного бухгалтера кредитной организации;
  • документы, необходимые для оценки деловой репутации учредителей (участников) кредитных организаций.

Порядок подачи документов для регистрации в качестве кредитной организации и получении лицензии на осуществление банковских операций и требования к ним более детально описан в Инструкции ЦБ РФ от 02.04.2010 г. №135-И «О порядке принятия Банком России решения о государственной регистрации кредитной организации и выдаче лицензий на осуществление банковских операций» (далее — Инструкция ЦБ РФ).

Регистрация кредитных организаций и лицензирование банковской деятельности

В Законе о банках понятие лицензия обязательно идет с уточнением «на осуществление банковских операций». Таким образом, данная лицензия является специальным разрешением Центрального банка Российской Федерации (Банка России), на основании которого кредитная организация имеет право осуществлять банковские операции. В такой лицензии указываются все банковские операции, на осуществление которых данная кредитная организация имеет право, а также валюта, в которой эти банковские операции могут осуществляться.

В соответствии с положениями Инструкции ЦБ РФ вновь созданной кредитной организации могут быть выданы следующие виды лицензий:

  • лицензия на осуществление банковских операций со средствами в рублях (без права привлечения во вклады денежных средств физических лиц);
  • лицензия на осуществление банковских операций со средствами в рублях и иностранной валюте (без права привлечения во вклады денежных средств физических лиц);
  • лицензия на привлечение во вклады и размещение драгоценных металлов. Указанная лицензия может быть выдана банку одновременно с лицензией на осуществление банковских операций со средствами в рублях и иностранной валюте (без права привлечения во вклады денежных средств физических лиц);
  • лицензия на привлечение во вклады денежных средств физических лиц в рублях. Указанная лицензия может быть выдана банку одновременно с лицензией на осуществление банковских операций со средствами в рублях;
  • лицензия на привлечение во вклады денежных средств физических лиц в рублях и иностранной валюте. Указанная лицензия может быть выдана банку одновременно с лицензией на осуществление банковских операций со средствами в рублях и иностранной валюте;
  • лицензия на осуществление банковских операций со средствами в рублях или со средствами в рублях и иностранной валюте для расчетных небанковских кредитных организаций;
  • лицензия на осуществление банковских операций со средствами в рублях или со средствами в рублях и иностранной валюте для небанковских кредитных организаций, осуществляющих депозитно-кредитные операции.

Обратите внимание!

В соответствии с ч. 5 ст. 13 Закона о банках лицензия на осуществление банковских операций выдается без ограничения сроков ее действия.

Под лицензированием подразумевается деятельность лицензирующих органов по предоставлению, переоформлению лицензий, продлению срока действия лицензий, осуществлению лицензионного контроля, приостановлению, возобновлению, прекращению действий и аннулированию лицензий, формированию и ведению реестра лицензий.

Перечень видов деятельности, для занятия которыми необходима лицензия, закреплен в ст. 12 Закона № 99-ФЗ и банковская деятельность в нем отсутствует. Однако необходимость лицензирования банковской деятельности закреплена в ст. 13 Закона о банках, в соответствии с которой осуществление банковских операций производится только на основании лицензии, выдаваемой Банком России.

В соответствии с ч. 6 ст. 13 Закона о банках осуществление юридическим лицом банковских операций без лицензии, если получение такой лицензии является обязательным, влечет за собой взыскание с такого юрлица всей суммы, полученной в результате осуществления данных операций, а также взыскание штрафа в двукратном размере этой суммы в федеральный бюджет.

Кроме того, в силу положений ч. 7 ст. 13 Закона о банках ЦБ РФ вправе предъявить в арбитражный суд иск о ликвидации юридического лица, осуществляющего без лицензии банковские операции.

Для граждан, которые незаконно, то есть без получения лицензии, осуществляют банковские операции, законодательством РФ установлена гражданская, административная и уголовная ответственность.

Регистрация кредитных организаций, к которым в частности относятся и банки, осуществляется в порядке, установленном Федеральным законом от 08.08.2001 № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» путем внесения записи в соответствующий реестр. Однако Закон о банках содержит дополнительные требования, а именно то, что кредитная организация создается по решению Банка России и внесение записи о создании банка в реестр юридических лиц возможно только после соответствующего решения Банка России. Кроме того, лицензия на осуществление банковских операций выдается только после государственной регистрации банка.

ЦБ РФ после принятия решения о государственной регистрации кредитной организации направляет в уполномоченный регистрирующий орган сведения и документы, необходимые для осуществления данным органом функций по ведению ЕГРЮЛ.

На основании указанного решения и предоставленных им необходимых сведений и документов уполномоченный регистрирующий орган в срок не более чем пять рабочих дней со дня получения необходимых сведений и документов вносит в ЕГРЮЛ соответствующую запись, и не позднее рабочего дня, следующего за днем внесения соответствующей записи, сообщает об этом в Банк России.

ЦБ РФ не позднее трех рабочих дней со дня получения от уполномоченного регистрирующего органа информации о внесенной в ЕГРЮЛ записи о кредитной организации уведомляет об этом ее учредителей с требованием произвести в месячный срок оплату 100% объявленного уставного капитала кредитной организации и выдает учредителям документ, подтверждающий факт внесения записи о кредитной организации в ЕГРЮЛ.

Несмотря на кажущуюся простоту и ясность порядка государственной регистрации юридического лица в качестве кредитной организации, это достаточно сложный и длительный процесс. Поскольку требования к документам, подаваемым при регистрации в качестве кредитной организации, и требования к ее учредителям содержатся в нескольких нормативно-правовых актах, в которые достаточно часто вносятся изменения. Поэтому в российской деловой практике достаточно распространена покупка уже существующих кредитных организаций, чем создание новых.

Глава I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Статья 1. Основные понятия настоящего Федерального закона

Статья 2. Банковская система Российской Федерации и правовое регулирование банковской деятельности

Статья 3. Союзы и ассоциации кредитных организаций

Статья 4. Банковская группа и банковский холдинг

Статья 5. Банковские операции и другие сделки кредитной организации

Статья 5.1. Особенности осуществления банком с базовой лицензией банковских операций и сделок

Статья 6. Деятельность кредитной организации на рынке ценных бумаг

Статья 7. Фирменное наименование кредитной организации

Статья 8. Раскрытие информации об органах управления кредитной организации и о деятельности кредитной организации, банковской группы и банковского холдинга

Статья 9. Отношения между кредитной организацией и государством

Статья 10. Учредительные документы кредитной организации

Статья 11. Уставный капитал кредитной организации

Статья 11.1. Органы управления кредитной организации

Статья 11.1-1. Особенности компетенции и организации деятельности совета директоров (наблюдательного совета) кредитной организации

Статья 11.1-2. Требования к системам управления рисками и капиталом, внутреннего контроля кредитной организации

Статья 11.2. Минимальный размер собственных средств (капитала) кредитной организации

Статья 11.3. Устранение нарушений, допущенных при приобретении акций (долей) кредитной организации

Статья 11.4. Порядок получения банком с универсальной лицензией статуса банка с базовой лицензией, банком с базовой лицензией статуса банка с универсальной лицензией

Глава II. ПОРЯДОК РЕГИСТРАЦИИ КРЕДИТНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ И ЛИЦЕНЗИРОВАНИЯ БАНКОВСКИХ ОПЕРАЦИЙ

Статья 12. Государственная регистрация кредитных организаций и выдача им лицензий на осуществление банковских операций

Статья 13. Лицензирование банковских операций

Статья 13.1. Утратила силу. — Федеральный закон от 27.06.2011 N 162-ФЗ.

Статья 14. Документы, необходимые для государственной регистрации кредитной организации и получения лицензии на осуществление банковских операций

Статья 15. Порядок государственной регистрации кредитной организации и выдачи лицензии на осуществление банковских операций

Статья 16. Основания для отказа в государственной регистрации кредитной организации и выдаче ей лицензии на осуществление банковских операций

Статья 17. Государственная регистрация кредитной организации с иностранными инвестициями и выдача ей лицензии на осуществление банковских операций

Статья 18. Дополнительные требования к созданию и деятельности кредитных организаций с иностранными инвестициями (инвестициями нерезидентов)

Статья 19. Меры Банка России, применяемые им в порядке надзора в случае нарушения кредитной организацией федеральных законов и нормативных актов Банка России, а также нарушения в деятельности банковской группы

Статья 20. Основания для отзыва у кредитной организации лицензии на осуществление банковских операций

Статья 21. Рассмотрение споров с участием кредитной организации

Статья 22. Филиалы, представительства и внутренние структурные подразделения кредитной организации

Статья 23. Ликвидация или реорганизация кредитной организации

Статья 23.1. Ликвидация кредитной организации по инициативе Банка России (принудительная ликвидация)

Статья 23.2. Ликвидатор кредитной организации

Статья 23.3. Последствия принятия решения арбитражным судом о ликвидации кредитной организации

Статья 23.4. Регулирование процедур ликвидации кредитной организации

Статья 23.5. Особенности реорганизации кредитной организации в форме слияния, присоединения и преобразования

Статья 23.6. Получение микрофинансовой компанией статуса банка с базовой лицензией или небанковской кредитной организации

Глава III. ОБЕСПЕЧЕНИЕ СТАБИЛЬНОСТИ БАНКОВСКОЙ СИСТЕМЫ, ЗАЩИТА ПРАВ, ИНТЕРЕСОВ ВКЛАДЧИКОВ И КРЕДИТОРОВ КРЕДИТНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ

Статья 24. Обеспечение финансовой надежности кредитной организации

Статья 25. Обязательные резервные требования

Статья 25.1. Субординированные кредиты (депозиты, займы, облигационные займы) кредитной организации

Статья 26. Банковская тайна

Статья 27. Наложение ареста и обращение взыскания на денежные средства и иные ценности, находящиеся в кредитной организации

Глава IV. МЕЖБАНКОВСКИЕ ОТНОШЕНИЯ И ОБСЛУЖИВАНИЕ КЛИЕНТОВ

Статья 28. Межбанковские операции

Статья 29. Процентные ставки по кредитам, вкладам (депозитам) и комиссионное вознаграждение по операциям кредитной организации

Статья 30. Отношения между Банком России, кредитными организациями, их клиентами и бюро кредитных историй

Статья 31. Осуществление расчетов кредитной организацией

Статья 32. Антимонопольные требования

Статья 33. Обеспечение возвратности кредитов

Статья 34. Объявление должников несостоятельными (банкротами) и погашение задолженности

Статья 34.1. Обязательность открытия публичных депозитных счетов

Глава V. ФИЛИАЛЫ, ПРЕДСТАВИТЕЛЬСТВА И ДОЧЕРНИЕ ОРГАНИЗАЦИИ КРЕДИТНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ НА ТЕРРИТОРИИ ИНОСТРАННОГО ГОСУДАРСТВА

Статья 35. Филиалы, представительства и дочерние организации кредитной организации на территории иностранного государства

Глава VI. СБЕРЕГАТЕЛЬНОЕ ДЕЛО

Статья 36. Банковские вклады физических лиц в рублях и иностранной валюте

Статья 36.1. Сберегательный и депозитный сертификаты

Статья 37. Вкладчики банка

Статья 38. Система обязательного страхования вкладов в банках

Статья 39. Фонды добровольного страхования вкладов

Глава VII. БУХГАЛТЕРСКИЙ УЧЕТ В КРЕДИТНЫХ ОРГАНИЗАЦИЯХ И НАДЗОР ЗА ИХ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ

Статья 40. Требования к бухгалтерскому учету в кредитной организации

Статья 40.1. Обеспечение хранения информации о деятельности кредитной организации

Статья 41. Надзор за деятельностью кредитной организации

Статья 42. Аудит отчетности кредитной организации, банковской группы, банковского холдинга

Статья 43. Отчетность кредитной организации, отчетность банковских групп и отчетность банковских холдингов

Кредитная организация — юридическое лицо, которое для извлечения прибыли как основной цели своей деятельности на основании специального разрешения (лицензии) Центрального банка Российской Федерации (Банка России) имеет право осуществлять банковские операции, предусмотренные настоящим Федеральным законом. Кредитная организация образуется на основе любой формы собственности как хозяйственное общество. Банк — кредитная организация, которая имеет исключительное право осуществлять в совокупности следующие банковские операции: привлечение во вклады денежных средств физических и юридических лиц, размещение указанных средств от своего имени и за свой счет на условиях возвратности, платности, срочности, открытие и ведение банковских счетов физических и юридических лиц.

Добавить комментарий