Лицензия это определение

Тема № 3. Лицензирование транспортной деятельности.

1. Понятие о лицензии, лицензировании, лицензирующих органах, лицензиате, соискателе

2. Требования и условия лицензирования

3.Лицензионная деятельность в РФ, порядок выдачи лицензии; документы, предъявляемые при лицензировании

4. Приостановление и прекращение лицензии, сроки лицензирования деятельность

В Федеральном законе от 4 мая 2011 г. N 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» применяются следующие основные понятия:

лицензия — специальное разрешение на осуществление конкретного вида деятельности при обязательном соблюдении лицензионных требований и условий, выданное лицензирующим органом юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю;

лицензируемый вид деятельности — вид деятельности, на осуществление которого на территории Российской Федерации требуется получение лицензии в соответствии с настоящим Федеральным законом;

лицензирование — мероприятия, связанные с предоставлением лицензий, переоформлением документов, подтверждающих наличие лицензий, приостановлением действия лицензий в случае административного приостановления деятельности лицензиатов за нарушение лицензионных требований и условий, возобновлением или прекращением действия лицензий, аннулированием лицензий, контролем лицензирующих органов за соблюдением лицензиатами при осуществлении лицензируемых видов деятельности соответствующих лицензионных требований и условий, ведением реестров лицензий, а также с предоставлением в установленном порядке заинтересованным лицам сведений из реестров лицензий и иной информации о лицензировании;

лицензионные требования и условия — совокупность установленных положениями о лицензировании конкретных видов деятельности требований и условий, выполнение которых лицензиатом обязательно при осуществлении лицензируемого вида деятельности;

лицензирующие органы — федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющие лицензирование в соответствии с настоящим Федеральным законом;

лицензиат — юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, имеющие лицензию на осуществление конкретного вида деятельности;

соискатель лицензии — юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, обратившиеся в лицензирующий орган с заявлением о предоставлении лицензии на осуществление конкретного вида деятельности;

реестр лицензий — совокупность данных о предоставлении лицензий, переоформлении документов, подтверждающих наличие лицензий, приостановлении и возобновлении действия лицензий и об аннулировании лицензий.

Лицензирование отдельных видов деятельности осуществляется в целях предотвращения ущерба правам, законным интересам, жизни или здоровью граждан, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, обороне и безопасности государства, возможность нанесения которого связана с осуществлением юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями отдельных видов деятельности.

Деятельность подлежащая лицензированию — это прежде всего такая деятельность, которая грозит нанесением ущерба нравственного или физического гражданам или угрожает безопасности государства. Осуществление лицензирования отдельных видов деятельности в иных целях не допускается.

Согласно статьи 2 Федерального закона «О лицензировании отдельных видов деятельности», задачами лицензирования отдельных видов деятельности являются предупреждение, выявление и пресечение нарушений юридическим лицом, его руководителем и иными должностными лицами, индивидуальным предпринимателем, его уполномоченными представителями (далее — юридическое лицо, индивидуальный предприниматель) требований, которые установлены настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. Соответствие соискателя лицензии этим требованиям является необходимым условием для предоставления лицензии, их соблюдение лицензиатом обязательно при осуществлении лицензируемого вида деятельности.

К лицензируемым видам деятельности относятся виды деятельности, осуществление которых может повлечь за собой нанесение ущерба и регулирование которых не может осуществляться иными методами, кроме как лицензированием.

Таким образом, деятельность подлежащая лицензированию — это прежде всего такая деятельность, которая грозит нанесением ущерба нравственного или физического гражданам или угрожает безопасности государства.

Федеральный закон от 4 мая 2011 г. N 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» установил лицензирование транспортной деятельности: (за исключением случая, если указанная деятельность осуществляется для обеспечения собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя):

— деятельность по перевозкам всеми видами транспорта пассажиров, (автомобильным транспортом, оборудованным для перевозок более восьми человек);

— деятельность по перевозкам воздушным транспортом грузов;

— деятельность по перевозкам морским, внутренним водным и железнодорожным транспортом опасных грузов;

— погрузочно-разгрузочная деятельность применительно к опасным грузам на железнодорожном транспорте, внутреннем водном транспорте, в морских портах;

— деятельность по осуществлению буксировок морским транспортом.

Правительство РФ утверждает Положения о лицензировании транспортной деятельности:

— Постановление Правительства РФ от 2 апреля 2012 г. N 280
«Об утверждении Положения о лицензировании перевозок пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозок более 8 человек (за исключением случая, если указанная деятельность осуществляется по заказам либо для собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя)»;

— Постановление Правительства РФ от 6 марта 2012 г. N 193 «О лицензировании отдельных видов деятельности на морском и внутреннем водном транспорте»;

— Положение о лицензировании деятельности по перевозкам железнодорожным транспортом пассажиров (утв. Постановлением Правительства РФ от 21 марта 2012 г. N 221)

Статья 4 Федерального закона «О лицензировании отдельных видов деятельности», регламентирует основные принципы осуществления лицензирования:

1) обеспечение единства экономического пространства на территории Российской Федерации;

2) установление лицензируемых видов деятельности федеральным законом;

3) установление федеральными законами единого порядка лицензирования отдельных видов деятельности на территории Российской Федерации;

4) установление исчерпывающих перечней лицензионных требований в отношении лицензируемых видов деятельности положениями о лицензировании конкретных видов деятельности;

5) открытость и доступность информации о лицензировании, за исключением информации, распространение которой запрещено или ограничено в соответствии с законодательством Российской Федерации;

6) недопустимость взимания с соискателей лицензий и лицензиатов платы за осуществление лицензирования, за исключением уплаты государственной пошлины в размерах и в порядке, которые установлены законодательством Российской Федерации о налогах и сборах;

7) соблюдение законности при осуществлении лицензирования.

Осуществление полномочий Российской Федерации в области лицензирования отдельных видов деятельности может быть передано органам государственной власти субъектов Российской Федерации в случаях, предусмотренных федеральными законами.

Деятельность, на осуществление которой федеральными органами государственной власти выдана лицензия, может осуществляться на всей территории Российской Федерации.

Вид деятельности, на осуществление которого получена лицензия, может выполняться только получившим лицензию юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем. То есть, передача лицензии иному юридическому лицу или предпринимателю, законодателем исключена. Это объясняется тем, что при получении лицензии, лицензиат выполняет ряд индивидуальных лицензионных требований.

При ликвидации юридического лица или прекращении действия свидетельства о государственной регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя выданная лицензия теряет юридическую силу.

Лицензия — разрешение (право) на осуществление лицензируемого вида деятельности при обязательном соблюдении лицензионных требований и условий, выданное лицензирующим органом юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю Жилинский С.Э. Предпринимательское право. Учебник /Под ред. С.Э. Жилинского. — М.: Инфра-М, 2000. — С. 123.. Лицензия выдается отдельно на каждый лицензируемый вид деятельности. Вид деятельности, на осуществление которого получена лицензия, может выполняться только получившим лицензию юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем.

Лицензионные условия — это совокупность установленных норм и правил, выполнение которых обязательно для получения и дальнейшего владения лицензией на осуществление лицензируемого вида деятельности.

К обязательным лицензионным требованиям и условиям при осуществлении лицензируемых видов деятельности законодатель относит:

соблюдение законодательства Российской Федерации, экологических, санитарно-эпидемиологических, гигиенических, противопожарных норм и правил, а также положений о лицензировании конкретных видов деятельности.

Кроме обязательных требований законодателем предусмотрены и специальные. Так в отношении лицензируемых видов деятельности, требующих для их осуществления специальных знаний, в лицензионные требования и условия могут дополнительно включаться квалификационные требования к соискателю лицензии, в частности квалификационные требования к работникам юридического лица или гражданину, являющемуся индивидуальным предпринимателем, а также требования о соответствии указанным специальным условиям объекта, в котором или с помощью которого осуществляется такой вид деятельности Предпринимательское (хозяйственное) право: Учебник. В 2-х томах. Т.1. / Под.ред. О.М. Олейник. — М.: Юристъ, 2000. — С. 181..

Перечень дополнительных лицензионных требований и условий в отношении лицензируемого вида деятельности определяется положением о лицензировании конкретного вида деятельности.

Действие лицензии ограничивается сроком, территорией, субъектом, получившим лицензию, а также деятельностью, на которую получена лицензия.

Вид деятельности, на осуществление которого получена лицензия, может выполняться только получившим лицензию юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем. То есть, передача лицензии иному юридическому лицу или предпринимателю, законодателем исключена. Это объясняется тем, что при получении лицензии, лицензиат выполняет ряд индивидуальных лицензионных требований О лицензировании отдельных видов деятельности: Федеральный закон от 08.08.2001 №128-ФЗ // Российская газета. — 2001. — 17 августа. — С. 3..

При ликвидации юридического лица или прекращении действия свидетельства о государственной регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя выданная лицензия теряет юридическую силу.

Деятельность, на осуществление которой федеральными органами государственной власти выдана лицензия, может осуществляться на всей территории Российской Федерации. Деятельность, на осуществление которой лицензия выдана лицензирующим органом субъекта РФ, может осуществляться на территории данного субъекта РФ. На территориях иных субъектов Российской Федерации такая деятельность может осуществляться при условии уведомления лицензиатом лицензирующих органов соответствующих субъектов Российской Федерации.

При нарушении этого правила, то есть, за осуществление деятельности на основании лицензии, выданной лицензирующим органом субъекта Российской Федерации, на территориях иных субъектов Российской Федерации без уведомления лицензирующих органов данных субъектов Российской Федерации, лицензиат несет ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Лицензия является срочным разрешением, то есть ограниченным во времени. Сроком действия лицензии является тот промежуток времени с момента ее выдачи, который, лицензиат может осуществлять предусмотренную лицензией деятельность.

Срок действия лицензии устанавливается положением о лицензировании конкретного вида деятельности, но не может быть менее чем три года. Федеральными законами и положениями о лицензировании конкретных видов деятельности может быть предусмотрено бессрочное действие лицензии.

Срок действия лицензии может быть продлен по заявлению лицензиата, если иное не предусмотрено положением о лицензировании конкретного вида деятельности. В продлении срока действия лицензии может быть отказано в случае, если за время действия лицензии зафиксированы нарушения лицензионных требований и условий Предпринимательское (хозяйственное) право: Учебник. В 2-х томах. Т.1. / Под.ред. О.М. Олейник. — М.: Юристъ, 2000. — С. 183..

В лицензии указывается:

  • 1) наименование органа, выдавшего лицензию;
  • 2) для юридических лиц — наименование и юридический адрес;
  • 3) для индивидуальных предпринимателей — фамилия, имя, отчество, паспортные данные (серия, номер, кем и когда выдан, место жительства);
  • 4) вид деятельности, на осуществление которой выдается лицензия;
  • 5) срок действия лицензии;
  • 6) условия осуществления лицензируемой деятельности;
  • 7) регистрационный номер лицензии и дата выдачи.

Содержанием последней является перечень полномочий, составляющих компетенцию хозяйствующего субъекта (см. Приложение В). Его определение вызывает некоторые вопросы. В частности, нуждаются в уточнении пределы усмотрения органов управления в установлении этого перечня. Известно, что должностные лица по собственному усмотрению вычеркивают или вписывают в выдаваемую лицензию отдельные направления деятельности. Это представляется недопустимым. Необходимо, чтобы в лицензию включались по просьбе хозяйствующего субъекта все виды не запрещенных законом операций в пределах данного направления деятельности, для ведения которых этот субъект представил необходимые обоснования Ершова И. В., Иванова Т.М. Предпринимательское право /Под ред. И.В.Ершовой. — М.: Юриспруденция, 2000. — С. 188..

Лицензия подписывается руководителем (в случае его отсутствия — заместителем руководителя) органа лицензирования и заверяется печатью этого органа.

Следует также отметить, что бланки лицензий имеют степень защищенности на уровне ценной бумаги на предъявителя, учетную серию и номер. Они являются документом строгой отчетности. Приобретение, учет и хранение бланков лицензий осуществляет орган лицензирования.

Лицензирующие органы ведут реестры лицензий на виды деятельности, лицензирование которых они осуществляют. В реестре лицензий должны быть указаны О ведении государственного сводного реестра выданных, приостановленных и аннулированных лицензий на производство, хранение и оптовую реализацию этилового спирта и алкогольной продукции: Постановление Правительства РФ от 08.07.1997 №825 // Российская газета. — 1997. — 22 июля. — С. 4.:

  • 1) сведения о регистрации лицензии в реестре лицензий;
  • 2) основания и даты приостановления и возобновления действия лицензии;
  • 3) основание и дата аннулирования лицензии;
  • 4) иные сведения, определенные положениями о лицензировании конкретных видов деятельности.

Информация, содержащаяся в реестре лицензий, является открытой для ознакомления с ней физических и юридических лиц. Информация, содержащаяся в реестре лицензий, в виде выписок о конкретных лицензиатах предоставляется физическим и юридическим лицам за плату. Плата за предоставление информации, содержащейся в реестре лицензий, зачисляется в соответствующий бюджет.

Информация из реестра лицензий органам государственной власти и органам местного самоуправления предоставляется бесплатно.

Срок предоставления информации из реестра лицензий не может превышать три дня со дня поступления соответствующего заявления.

Лицензирование — процесс получения специального документа «лицензия», который является официальным разрешением на предоставление определенных услуг, распространение определенных товаров или осуществления определенной деятельности.

Лицензирование как гарантия законности бизнеса

Необходимо понимать, что согласно законодательству РФ, осуществление вышеуказанной деятельности без предварительного оформления документа («лицензия») является противозаконным и влечет за собой соответствующее наказание.

Оформление лицензии (лицензирование) на определенные виды услуг и товаров — требование нашего правительства, которое подтверждается нормативными документами и Федеральным законом РФ.

Лицензирование (оформление документа «лицензия») — процесс, благодаря которому каждый житель нашей страны может быть уверен в качестве и безопасности продукции, на которую была оформлена лицензия, в этом и заключается главная цель лицензирования. Вот почему оформление лицензии — процесс, который нельзя переоценить.

Виды деятельности, которым необходимо лицензирование

Лицензирование (оформление лицензии) — процесс несколько индивидуальный, ведь в зависимости от сферы деятельности и видов предоставляемых услуг, в РФ существует несколько видов лицензий. Вот некоторые виды сфер, на осуществление деятельности в которых необходимо получить лицензию:

— образовательная сфера;

— медицинская сфера;

— реализация алкогольной продукции;

— проведение утилизации отходов;

— предоставление банковских услуг.

Оформление лицензии (лицензирование) — процесс, при котором нужно всегда быть в курсе всех актуальных изменений в законодательстве и нормативных документах о сертификации. Например, с 2010 года вступили в силу изменения в законодательстве РФ — лицензия на некоторые сферы (строительная и аудиторская) стала неактуальная. Вот почему получить лицензию бывает достаточно непросто для людей, которые не являются профессионалами сертификационного дела.

Поэтому, если нужно получить лицензию, стоит обращаться к людям знающим — так каждый сбережет время и финансы.

Для того чтоб разобраться в нормативных документах и понять, нужно ли вам получить лицензию (на услуги, которые вы предоставляете или товар, который вы реализуете), вы потратите не один час. Наверное, не стоит тратить драгоценное время — вы можете задать вопрос о документе «лицензия» нашему эксперту непосредственно на этом сайте — просто заполните простую форму.

Как проводится лицензирование

Если вы уже решились получить лицензию и желаете, чтоб оформление лицензии (лицензирование) проводилось в нашем сертификационном центре, пожалуйста, заполните форму. Наш сотрудник свяжется с вами и уточнит все детали.

Лицензирование (оформление лицензии) — процесс достаточно простой (для людей, знающих все детали сертификации). Согласно нормативным документам РФ и Федеральному закону, существуют определенные правила, согласно которым может быть оформлена лицензия.

Лицензия может быть выдана только аккредитованными центрами сертификации нашей страны. Получить лицензию (лицензирование) в любом другом учреждении — невозможно.

Лицензирование (оформление лицензии), согласно Федеральному Закону нашей страны, включает в себя следующие услуги (именно они и предлагаются в каждом аккредитованном центре сертификации):

— предоставление различных консультационных услуг о получении документа «лицензия»;

— оформление лицензии (оформление документа «лицензия»);

— возобновление оформленных ранее документов «лицензия»;

— прекращение или приостановление действия оформленного ранее документа «лицензия»;

— переоформление документации о получении документа «лицензия»;

— комплексный контроль об исполнении всех требований лицензирования;

— регистрирование оформленных документов («лицензия»).

Лицензирование (оформление лицензии) в центрах сертификации РФ проводится в двух формах:

— лицензирование по общей схеме;

— лицензирование по упрощенной схеме.

Лицензирование (выдача документа «лицензия») по общей схеме проводится согласно следующему алгоритму:

— заказчик обращается в центр сертификации с желанием получить лицензию и заявлением на прохождение данного процесса;

— заказчик представляется всю нужную документацию сотруднику центра сертификации;

— оформление лицензии (все последующие действия) сотрудник центра сертификации берет на себя.

Что требуется, чтобы успешно пройти лицензирование

Оформление лицензии (лицензирование) может быть достаточно упрощено представлением некоторых документов о товаре, на который оформляется лицензия. Квалифицированный сотрудник сертификационного центра «Форатест» составит список нужной документации, и лицензирование будет осуществлено быстро и успешно.

Лицензия, полученная по общей схеме, имеет срок действия 5 лет. Конечно, на некоторую продукцию или услуги можно получить лицензию на бессрочный срок. Необходимо помнить, если у вас оформлена лицензия с пятилетним сроком действия, вам нужно обратиться в центр сертификации до истечения этого срока — тогда у вас будет возможность продлить срок действия документа.

Получить лицензию (лицензирование) по упрощенной схеме можно лишь на некоторые товары и сферы деятельности.

Оформление лицензии (лицензирование) таким способом требует наличия сертификата соответствия на осуществляемый вид деятельности, а также документ о страховании гражданской ответственности.

Лицензирование некоторых сфер деятельности требует отдельного внимания. Оформление лицензии (лицензирование) на образовательную деятельность проводится в центре сертификации. Лицензирование начинается (а значит, лицензия может быть оформлена) только после представления следующих документов:

— заявление о желании получить лицензию;

— документация о заказчике, на имя которого оформляется лицензия;

— различные учредительные документы и учебный план;

— штатное расписание образовательной организации.

После подачи всей документации, в течение 20 дней создается специальная экспертная комиссия, которая в течение месяца должна провести анализ образовательного центра и решить, будет ли оформлен документ («лицензия») или нет.

Важно отметить, что лицензия (лицензирование) на образовательную деятельность не может быть оформлена на индивидуальную педагогическую деятельность, а также на проведение разовых семинаров (лекций или другого разового обучения), которые не предусматривают проведение итоговых аттестаций и выдачи соответствующей документации.

Получить лицензию на алкоголь (лицензия на производство или распространение алкогольной продукции) нужно в центрах сертификации на каждый отдельный вид изготовляемой или реализуемой алкогольной продукции.

Лицензирование (оформление лицензии) такого вида не предусматривает выдачу разрешения на покупку этилового спирта или другой продукции, которая используется как дополнительный ингредиент при изготовлении алкогольной продукции.

Лицензирование (оформление документа «лицензия») не может быть описано двумя словами, поэтому смело задавайте вопросы нашим экспертам. Кроме того, вы можете почитать о том, как получить лицензию на отдельные виды деятельности на нашем сайте (раздел «лицензирование»).

Подытожим, лицензирование — процесс получения документа под названием «лицензия», которое является разрешением на осуществление различной деятельности. Получить лицензию — довольно непросто, но мы будем рады помочь вам в этом процессе.

Лицензия (от лат. licentia — разрешение) — разрешение на право либо право на выполнение некоторых действий, которое может удостоверяться (подтверждаться) одноимённым документом (за выдачу лицензии взимается установленная законами и кодексами плата). На практике лицензиями также сокращённо именуются лицензионные договоры (соглашения), предусматривающие выдачу частноправовых лицензий.

Лицензирование — процесс выдачи специального разрешения (лицензии). Пример: лицензия (разрешение) на строительство.

Лицензиар — одна из сторон лицензионного соглашения, предоставляющая другой стороне — лицензиату — право на использование объекта лицензии (изобретения, технологии, технического опыта и прочих форм промышленной собственности).

Лицензиат — юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, имеющие лицензию на осуществление конкретного вида деятельности.

Лицензионные условия — условия, при соблюдении которых лицензия действительна.

В бизнесе

Отдельные виды деятельности лицензируются, то есть, ими разрешено заниматься только после предварительного получения разрешения от властей — лицензии.

В России перечень лицензируемых видов деятельности установлен федеральным законодательством, а именно, Федеральным законом от 4 мая 2011 года № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» и законом РФ «О связи». Как правило, законом устанавливаются общие принципы и назначается государственный орган, уполномоченный выдавать лицензии, а порядок выдачи лицензий определяется подзаконными актами. Занятие лицензируемым видом деятельности без лицензии, если это деяние причинило крупный ущерб гражданам, организациям или государству либо сопряжено с извлечением дохода в крупном размере преследуется в уголовном порядке (ст. 171, 180 УК РФ).

Лицензия действует бессрочно (п. 4 ст. 9 ФЗ-99).

В патентном праве

Патентной лицензией или лицензионным договором называется договор, содержащий в себе разрешение патентообладателя (лицензиара) другому лицу (лицензиату) использовать изобретение (полезную модель, промышленный образец), принадлежащее лицензиару. По лицензионному договору патентообладатель обязуется предоставить право на использование охраняемого изобретения, полезной модели, промышленного образца в объёме, предусмотренном договором, другому лицу, а последний принимает на себя обязанность вносить лицензиару обусловленные договором платежи и (или) осуществлять другие действия, предусмотренные договором.

При исключительной лицензии лицензиату передаётся право на использование изобретения, полезной модели, промышленного образца в пределах, оговоренных договором, с сохранением за лицензиаром права на его использование в части, не передаваемой лицензиату; при неисключительной лицензии лицензиар, предоставляя лицензиату право на использование изобретения, полезной модели или промышленного образца, сохраняет за собой все права, подтверждаемые патентом, в том числе и на предоставление лицензий третьим лицам.

Для предотвращения злоупотребления патентными правами, в частности, неиспользования или недостаточного использования патентообладателем изобретения, ведущее к недостаточному предложению на рынке соответствующих товаров либо ограничения возможности использования зависимого патента, то есть в случае, когда патентообладатель не может использовать изобретение, на которое он имеет исключительное право, не нарушая при этом прав обладателя другого патента, возможна выдача принудительной лицензии, передающей право на использование изобретения третьим лицам или организациям без согласия правообладателя.

Процедуры и условия выдачи принудительных лицензий регулируются национальными законодательствами, в частности, в Российской Федерации — ст. 1362 ГК РФ.

Принудительное лицензирование также предусмотрено ст. 31 Соглашения ТРИПС, и, в частности, рекомендовано к использованию Всемирной организацией здравоохранения в рамках выполнения Декларации Доха по защите здоровья населения (Doha declaration on the trips agreement and public health),.

В авторском праве

В данной области лицензией именуют лицензионный договор (ст. 1235 ГК РФ), то есть договор, по которому обладатель исключительного права предоставляет лицензиату право использования (то есть право копирования, распространения экземпляров, переработку, передачу по проводам и прочие, предусмотренные законом исключительные авторские права) произведения предусмотренными способами в предусмотренных пределах. При этом исключительные права на произведение не отчуждаются, в отличие от «договора об отчуждении исключительного права» (ст. 1234 ГК РФ).

При предоставлении права использования программы для ЭВМ возможен особый порядок заключения лицензионного договора путём совершения конклюдентных действий (например, вскрытие упаковки носителя экземпляра программы) однозначно интерпретируемых, как согласие с изложенными условиями обёрточной лицензии. Российское законодательство относит такую лицензию к договору присоединения, описанному в статье 428 ГК РФ.

Лицензии, используемые в свободном программном обеспечении или в программном обеспечении с открытым исходным кодом являются реакцией сообщества разработчиков на установление копирайта на программное обеспечение и безвозмездно предоставляют определённые права каждому получившему экземпляр.

Экземпляры произведений, созданные правомерно — в соответствии с условиями лицензионного договора или же правообладателем самостоятельно, — называют в просторечии лицензионными. Копии, создание которых повлекло нарушение исключительных авторских прав, называют контрафактными или, в просторечии, пиратскими.

В российском образовании

Лицензирование учебного заведения — это процедура, устанавливающая соответствие условий осуществления образовательного процесса, предлагаемых учебным заведением, условиям, предусмотренным Положением о лицензировании образовательной деятельности, утверждённым Правительством Российской Федерации.

Процедуру лицензирования осуществляет Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки и органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

Например, соблюдение строительных норм и правил, а также санитарных и гигиенических норм, наличие требуемых оборудованных учебных помещений и территорий, выполнение условий обеспечения медицинским обслуживанием работников и обучающихся, наличие учебных планов по заявленным специальностям, установление объёмов учебной нагрузки, оснащённость учебного процесса, укомплектованность профессорско-преподавательского состава.

Положительным результатом данной процедуры является выдача государственной лицензии на право ведения образовательной деятельности. Любое учебное заведение получает право на ведение образовательной деятельности только с момента её получения.

Следует отметить, что лицензия имеет приложение, в котором указывается перечень всех специальностей, по которым учебное заведение имеет право вести образовательную деятельность. Также в приложении к лицензии содержится информация о действующих филиалах головного вуза и их специальностей.

Если в приложении к лицензии головного вуза отсутствует информация о каком-либо филиале или, в частности, — отдельной его специальности, то учебное заведение действует незаконно. При обнаружении подобных нарушений лицензия, имеющаяся у учебного заведения, может быть аннулирована.

В других областях

Также «лицензией» называют официальные разрешения на другие виды деятельности, например:

  • разрешение на охоту на диких зверей и птиц;
  • разрешение на продажу алкоголя;
  • разрешение на управление транспортным средством («водительская лицензия»);
  • разрешение на хранение или ношение оружия;
  • разрешение на создание, обработку, защиту государственной тайны;
  • разрешение на работу в том или ином диапазоне радиочастот (см. ГКРЧ).

См. также

  • Лицензионный договор
  • Лицензинторг
  • Лиценциат

Напишите отзыв о статье «Лицензия»

Отрывок, характеризующий Лицензия

Сзади, с того места, где сидел Каратаев, послышался выстрел. Пьер слышал явственно этот выстрел, но в то же мгновение, как он услыхал его, Пьер вспомнил, что он не кончил еще начатое перед проездом маршала вычисление о том, сколько переходов оставалось до Смоленска. И он стал считать. Два французские солдата, из которых один держал в руке снятое, дымящееся ружье, пробежали мимо Пьера. Они оба были бледны, и в выражении их лиц – один из них робко взглянул на Пьера – было что то похожее на то, что он видел в молодом солдате на казни. Пьер посмотрел на солдата и вспомнил о том, как этот солдат третьего дня сжег, высушивая на костре, свою рубаху и как смеялись над ним.
Собака завыла сзади, с того места, где сидел Каратаев. «Экая дура, о чем она воет?» – подумал Пьер.
Солдаты товарищи, шедшие рядом с Пьером, не оглядывались, так же как и он, на то место, с которого послышался выстрел и потом вой собаки; но строгое выражение лежало на всех лицах.
Депо, и пленные, и обоз маршала остановились в деревне Шамшеве. Все сбилось в кучу у костров. Пьер подошел к костру, поел жареного лошадиного мяса, лег спиной к огню и тотчас же заснул. Он спал опять тем же сном, каким он спал в Можайске после Бородина.
Опять события действительности соединялись с сновидениями, и опять кто то, сам ли он или кто другой, говорил ему мысли, и даже те же мысли, которые ему говорились в Можайске.
«Жизнь есть всё. Жизнь есть бог. Все перемещается и движется, и это движение есть бог. И пока есть жизнь, есть наслаждение самосознания божества. Любить жизнь, любить бога. Труднее и блаженнее всего любить эту жизнь в своих страданиях, в безвинности страданий».
«Каратаев» – вспомнилось Пьеру.
И вдруг Пьеру представился, как живой, давно забытый, кроткий старичок учитель, который в Швейцарии преподавал Пьеру географию. «Постой», – сказал старичок. И он показал Пьеру глобус. Глобус этот был живой, колеблющийся шар, не имеющий размеров. Вся поверхность шара состояла из капель, плотно сжатых между собой. И капли эти все двигались, перемещались и то сливались из нескольких в одну, то из одной разделялись на многие. Каждая капля стремилась разлиться, захватить наибольшее пространство, но другие, стремясь к тому же, сжимали ее, иногда уничтожали, иногда сливались с нею.
– Вот жизнь, – сказал старичок учитель.
«Как это просто и ясно, – подумал Пьер. – Как я мог не знать этого прежде».
– В середине бог, и каждая капля стремится расшириться, чтобы в наибольших размерах отражать его. И растет, сливается, и сжимается, и уничтожается на поверхности, уходит в глубину и опять всплывает. Вот он, Каратаев, вот разлился и исчез. – Vous avez compris, mon enfant, – сказал учитель.
– Vous avez compris, sacre nom, – закричал голос, и Пьер проснулся.
Он приподнялся и сел. У костра, присев на корточках, сидел француз, только что оттолкнувший русского солдата, и жарил надетое на шомпол мясо. Жилистые, засученные, обросшие волосами, красные руки с короткими пальцами ловко поворачивали шомпол. Коричневое мрачное лицо с насупленными бровями ясно виднелось в свете угольев.
– Ca lui est bien egal, – проворчал он, быстро обращаясь к солдату, стоявшему за ним. – …brigand. Va!
И солдат, вертя шомпол, мрачно взглянул на Пьера. Пьер отвернулся, вглядываясь в тени. Один русский солдат пленный, тот, которого оттолкнул француз, сидел у костра и трепал по чем то рукой. Вглядевшись ближе, Пьер узнал лиловую собачонку, которая, виляя хвостом, сидела подле солдата.
– А, пришла? – сказал Пьер. – А, Пла… – начал он и не договорил. В его воображении вдруг, одновременно, связываясь между собой, возникло воспоминание о взгляде, которым смотрел на него Платон, сидя под деревом, о выстреле, слышанном на том месте, о вое собаки, о преступных лицах двух французов, пробежавших мимо его, о снятом дымящемся ружье, об отсутствии Каратаева на этом привале, и он готов уже был понять, что Каратаев убит, но в то же самое мгновенье в его душе, взявшись бог знает откуда, возникло воспоминание о вечере, проведенном им с красавицей полькой, летом, на балконе своего киевского дома. И все таки не связав воспоминаний нынешнего дня и не сделав о них вывода, Пьер закрыл глаза, и картина летней природы смешалась с воспоминанием о купанье, о жидком колеблющемся шаре, и он опустился куда то в воду, так что вода сошлась над его головой.

Перед восходом солнца его разбудили громкие частые выстрелы и крики. Мимо Пьера пробежали французы.
– Les cosaques! – прокричал один из них, и через минуту толпа русских лиц окружила Пьера.
Долго не мог понять Пьер того, что с ним было. Со всех сторон он слышал вопли радости товарищей.
– Братцы! Родимые мои, голубчики! – плача, кричали старые солдаты, обнимая казаков и гусар. Гусары и казаки окружали пленных и торопливо предлагали кто платья, кто сапоги, кто хлеба. Пьер рыдал, сидя посреди их, и не мог выговорить ни слова; он обнял первого подошедшего к нему солдата и, плача, целовал его.
Долохов стоял у ворот разваленного дома, пропуская мимо себя толпу обезоруженных французов. Французы, взволнованные всем происшедшим, громко говорили между собой; но когда они проходили мимо Долохова, который слегка хлестал себя по сапогам нагайкой и глядел на них своим холодным, стеклянным, ничего доброго не обещающим взглядом, говор их замолкал. С другой стороны стоял казак Долохова и считал пленных, отмечая сотни чертой мела на воротах.
– Сколько? – спросил Долохов у казака, считавшего пленных.
– На вторую сотню, – отвечал казак.
– Filez, filez, – приговаривал Долохов, выучившись этому выражению у французов, и, встречаясь глазами с проходившими пленными, взгляд его вспыхивал жестоким блеском.
Денисов, с мрачным лицом, сняв папаху, шел позади казаков, несших к вырытой в саду яме тело Пети Ростова.
С 28 го октября, когда начались морозы, бегство французов получило только более трагический характер замерзающих и изжаривающихся насмерть у костров людей и продолжающих в шубах и колясках ехать с награбленным добром императора, королей и герцогов; но в сущности своей процесс бегства и разложения французской армии со времени выступления из Москвы нисколько не изменился.
От Москвы до Вязьмы из семидесятитрехтысячной французской армии, не считая гвардии (которая во всю войну ничего не делала, кроме грабежа), из семидесяти трех тысяч осталось тридцать шесть тысяч (из этого числа не более пяти тысяч выбыло в сражениях). Вот первый член прогрессии, которым математически верно определяются последующие.
Французская армия в той же пропорции таяла и уничтожалась от Москвы до Вязьмы, от Вязьмы до Смоленска, от Смоленска до Березины, от Березины до Вильны, независимо от большей или меньшей степени холода, преследования, заграждения пути и всех других условий, взятых отдельно. После Вязьмы войска французские вместо трех колонн сбились в одну кучу и так шли до конца. Бертье писал своему государю (известно, как отдаленно от истины позволяют себе начальники описывать положение армии). Он писал:
«Je crois devoir faire connaitre a Votre Majeste l’etat de ses troupes dans les differents corps d’annee que j’ai ete a meme d’observer depuis deux ou trois jours dans differents passages. Elles sont presque debandees. Le nombre des soldats qui suivent les drapeaux est en proportion du quart au plus dans presque tous les regiments, les autres marchent isolement dans differentes directions et pour leur compte, dans l’esperance de trouver des subsistances et pour se debarrasser de la discipline. En general ils regardent Smolensk comme le point ou ils doivent se refaire. Ces derniers jours on a remarque que beaucoup de soldats jettent leurs cartouches et leurs armes. Dans cet etat de choses, l’interet du service de Votre Majeste exige, quelles que soient ses vues ulterieures qu’on rallie l’armee a Smolensk en commencant a la debarrasser des non combattans, tels que hommes demontes et des bagages inutiles et du materiel de l’artillerie qui n’est plus en proportion avec les forces actuelles. En outre les jours de repos, des subsistances sont necessaires aux soldats qui sont extenues par la faim et la fatigue; beaucoup sont morts ces derniers jours sur la route et dans les bivacs. Cet etat de choses va toujours en augmentant et donne lieu de craindre que si l’on n’y prete un prompt remede, on ne soit plus maitre des troupes dans un combat. Le 9 November, a 30 verstes de Smolensk».

Широкое распространение лицензирования обусловлено изменениями, произошедшими в социально-экономической сфере современной России. Это связано с предоставлением свободы субъектам предпринимательства в выборе направлений и характера своей деятельности.

Лицензирование означает предоставление физическим и юридическим лицам права заниматься определенными видами деятельности путем выдачи им специального разрешительного документа, называемого лицензией.

Перечень подлежащих лицензированию видов деятельности содержится в Федеральном законе от 04.05.2011 № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» и является исчерпывающим. Так, например, подлежит лицензированию деятельность кредитных организаций, страховая деятельность, деятельность в области производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, частная детективная и частная охранная деятельность, торговля оружием и патронами к нему, производство лекарственных средств и многое другое.

Кроме того, в Законе о лицензировании установлены основные понятия и принципы, критерии деятельности, подлежащей лицензированию, полномочия различных государственных органов при осуществлении лицензирования, порядок предоставления, приостановления, аннулирования лицензий и пр.

Необходимость принятия такого законодательного акта общего характера обусловлена многими обстоятельствами, к числу которых, прежде всего, следует отнести требование обеспечения со стороны государства гарантий соблюдения предпринимателями законных прав и интересов субъектов, являющихся потребителями различных услуг, а также – обеспечения личной и общественной безопасности. Одним из поводов подобного можно назвать содержащееся в п. 1 ст. 49 ГК РФ положение о том, что «отдельными видами деятельности, перечень которых определяется законом, юридическое лицо может заниматься только на основании специального разрешения (лицензии)».

Кроме того, ГК РФ предусматривает, что право юридического лица осуществлять деятельность, на занятие которой необходимо получение лицензии, возникает с момента получения такой лицензии или в указанный в ней срок и прекращается по истечении срока ее действия.

Таким образом, способность юридического лица и индивидуального предпринимателя иметь гражданские права и обязанности, ставится в зависимость от наличия специального административного разрешения – лицензии, получая которое, они становятся участниками административно-лицензионных отношений, обязуясь под контролем государства соблюдать определенные лицензионные требования и условия.

Лицензирование как административно-правовой институт, может быть представлено в виде системы правообеспечительных мер по предоставлению и переоформлению лицензий, продлению срока их действия; осуществлению лицензионного контроля, приостановлению, возобновлению, прекращению и аннулированию лицензий; формированию и ведению реестра лицензий, предоставлению в установленном порядке информации по вопросам лицензирования.

Сказанное позволяет выделить характерные признаки института лицензирования.

1. Правоотношения в сфере лицензирования регулируются широким кругом законодательных и подзаконных нормативных правовых актов, принимаемых как на федеральном уровне, так и на уровне субъектов Российской Федерации. Например, Закон РФ от 11.03.1992 № 2487-1 «О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации»; Постановление Правительства РФ от 02.04.2012 № 280 «Об утверждении Положения о лицензировании перевозок пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозок более 8 человек (за исключением случая, если указанная деятельность осуществляется по заказам либо для собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя)»; Постановление Правительства РФ от 21.03.2012 № 221 «О лицензировании отдельных видов деятельности на железнодорожном транспорте»; Приказ Минтранса России от 26.07.2012 № 276 «Об утверждении Административного регламента Федерального агентства воздушного транспорта предоставления государственной услуги по лицензированию перевозок воздушным транспортом грузов»; Постановление Правительства Москвы от 22.08.2006 № 578-ПП «О лицензировании деятельности по международному информационному обмену» и др.

2. Регулирование правоотношений в сфере лицензирования осуществляется посредством метода властных предписаний (императивный), в рамках которого субъект управления предписывает алгоритм поведения субъекту предпринимательской деятельности, запрещает, ограничивает его в осуществлении определенных действий либо обязывает к должному поведению.

3. Лицензирование – это функция органов исполнительной власти, призванная организовать поведение субъектов в тех областях, где требуется неукоснительное соблюдение предписанных государством требований, невыполнение которых может нанести ущерб безопасности обществу, жизни и здоровью людей.

4. Лицензионная деятельность – это пример косвенного управления экономикой, способствующий развитию конкуренции при продаже товаров, выполнении работ, оказании услуг. По существу, данное управленческое воздействие ведет к демонополизации в предпринимательской сфере, что является положительным фактором в рыночных отношениях.

5. Правовой режим института лицензирования исключает неоправданное вмешательство государственных органов в деятельность хозяйствующих субъектов. С помощью лицензирования установлены общие правовые рамки деятельности, в которых предоставляется полная свобода предпринимательской инициативе. При этом лицензиат заинтересован в соблюдении, предъявляемых к нему требований и условий, так как это способствует повышению эффективности его профессиональной деятельности.

6. Лицензируемая деятельность представляет собой длящийся процесс, т.е. постоянно осуществляемую органами исполнительной власти деятельность, состоящую из взаимосвязанных этапов: а) предоставление лицензии; б) приостановление действия лицензий; в) возобновление или прекращение ее действия; г) аннулирование лицензий; д) контроль лицензирующих органов за соблюдением лицензиатами соответствующих требований и условий; е) ведение реестров лицензий; ж) предоставление заинтересованным лицам сведений из реестров лицензий и иной информации о лицензировании.

7. Лицензирование выступает формой контроля над приобретением специального правового статуса, фактическим выполнением обязательных лицензионных условий, прекращением деятельности в качестве субъекта лицензионных правоотношений.

8. В случае невыполнения установленных требований и условий лицензиат может быть привлечен к ответственности.

9. Получая лицензию, субъект управленческого воздействия приобретает специальный правовой статус, в структуре которого преобладают обязанности.

10. Несмотря на то, что лицензия предоставляется конкретному субъекту предпринимательской деятельности, целью института лицензирования является не его частный интерес. В основе данного административно-правового института лежит публичная цель – обезопасить общество от выпуска некачественных товаров, осуществления некачественных работ, услуг, от иной некомпетентной деятельности, способной нанести ущерб государству, жизни и здоровью граждан.

11. С правовой точки зрения лицензия представляет собой юридический документ, выдаваемый органом исполнительной власти дающий право на осуществление определенного вида деятельности, при обязательном соблюдении лицензионных требований и условий.

В ст.2 Федерального закона от 04.05.2011 № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» определено, что цель института лицензирования заключается в предотвращении ущерба правам, законным интересам, жизни или здоровью граждан, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, обороне и безопасности государства, возможности нанесения которого связаны с осуществлением юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями отдельных видов деятельности. При этом особо отмечено, что в иных целях осуществление лицензирования не допускается.

В данной связи определен критерий отнесения отдельных видов деятельности к деятельности, нуждающейся в лицензировании – способность повлечь нанесение указанного выше ущерба и невозможность регулирования ее иными методами.

Данное положение является законодательным отражением реализации конституционных принципов, сформулированных в наиболее общем виде в ч. 3 ст. 55 Конституции РФ, согласно которой права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.

На реализацию поставленной цели направлены следующие задачи института лицензирования: предупреждение, выявление и пресечение нарушений требований, которые установлены Законом о лицензировании, другими федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. Соответствие соискателя лицензии этим требованиям является необходимым условием для предоставления лицензии, их соблюдение лицензиатом обязательно при осуществлении лицензируемого вида деятельности.

Лицензионные требования устанавливаются положениями о лицензировании конкретных видов деятельности, утверждаемыми Правительством Российской Федерации.

Они включают в себя требования, касающиеся порядка создания юридических лиц, а также приобретения статуса индивидуальных предпринимателей в соответствующих сферах. Кроме того, с учетом особенностей осуществления лицензируемого вида деятельности (выполнения работ, оказания услуг, составляющих лицензируемый вид деятельности) к лицензионным требованиям может быть отнесено:

1) наличие помещений, зданий, сооружений и иных объектов по месту осуществления лицензируемого вида деятельности, технических средств, оборудования и технической документации, необходимых для выполнения работ, оказания услуг;

2) наличие работников, заключивших трудовые договоры, имеющих профессиональное образование, обладающих соответствующей профессиональной подготовкой и (или) имеющих стаж работы, необходимый для осуществления лицензируемого вида деятельности;

3) наличие системы производственного контроля;

4) соответствие требованиям, касающимся организационно-правовой формы юридического лица, размера уставного капитала, отсутствия задолженности по обязательствам перед третьими лицами;

5) иное.

Так, например, Банк России имеет право устанавливать в порядке, предусмотренном Федеральным законом «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)», дополнительные требования к кредитным организациям с иностранными инвестициями и филиалам иностранных банков относительно порядка представления отчетности, утверждения состава руководства и перечня осуществляемых банковских операций.

При производстве и реализации защищенной от подделок полиграфической продукции дополнительными лицензионными требованиями являются соблюдение режима охраны помещений (территорий), используемых для осуществления такой деятельности; порядка учета защищенной от подделок полиграфической продукции, а также технических требований и условий ее изготовления, определенных федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим нормативно-правовое регулирование в данной сфере.

В то же время к лицензионным требованиям не могут быть отнесены требования не конкретизированные, выраженные, например, в виде: «необходимости соблюдения в целом законодательства Российской Федерации в соответствующей сфере деятельности» либо – «вообще законодательства Российской Федерации», соблюдение которых является обязанностью любого хозяйствующего субъекта.

Содержание института лицензирования наглядно проявляется в его функциях: легитимационная, элиминативная, регулирующая, контрольно-надзорная, защитно-обеспечительная, информационно-статистическая.

Легитимационная функция (от лат, legitimus — «законный») означает придание лицензируемым видам деятельности законного основания. Лицензирование, наряду с государственной регистрацией, является формой легитимации деятельности хозяйствующих субъектов. Сущность легитимации заключается в подтверждении органами государственной власти законности функционирования юридических лиц и индивидуальных предпринимателей. Следовательно, посредством лицензирования организации (индивидуальному предпринимателю) придается соответствующий правовой статус, а осуществляемой ими деятельности — законный характер.

Элиминативная функция выражается в отборе субъектов, предполагающих осуществлять отдельные виды деятельности, посредством установления системы требований правового характера для субъектов, ходатайствующих о получении соответствующей лицензии.

Регулирующая функцияустанавливает условия и требования, которые ор­ганизации (индивидуальные предприниматели) обязаны соблюдать в процессе работы.

Контрольно-надзорная функция закономерно вытекает из предыдущей. Соблюдение лицензионных требований и условий в процессе деятельности хозяйствующих субъектов необходимо контролировать, с возможностью применения соответствующих мер принудительного воздействия к нарушителям.

Защитно-обеспечительная функция призвана гарантировать интересы потребителей товаров, работ, услуг. Эта функция неразрывно связана с приостановлением деятельности организации (индивидуального предпринимателя) и отзывом лицензии.

Информационно-статистическая функцияпредставляет собой учет выданных (отозванных) лицензий в специальном реестре, предоставление информации заинтересованным лицам.

Институт лицензирования базируется на ряде принципов,содержащихся в ст.4 Закона о лицензировании, которая определяет следующие основополагающие начала механизма лицензирования:

1. обеспечение единства экономического пространства на территории Российской Федерации;

2. установление единого перечня лицензируемых видов деятельностифедеральным законом;

3. установление единого порядка лицензирования на территории Российской Федерации;

4. установление исчерпывающих перечнейлицензионных требований и условий положениями о лицензировании конкретных видов деятельности;

5.открытость и доступность информации о лицензировании, за исключением информации, распространение которой запрещено или ограничено;

6. недопустимость взимания с соискателей лицензий и лицензиатов платы за осуществление лицензирования, за исключением уплаты государственной пошлины в размерах и в порядке, которые установлены законодательством Российской Федерации о налогах и сборах;

7. соблюдение законности при осуществлении лицензирования.

Перечисленные принципы условно можно разделить на конституционные, межотраслевые и принципы института лицензирования.

Так, принципы законности и единства экономического пространства относятся к конституционным принципам, поскольку они закреплены в Основном Законе России. Принцип гласности (открытость и доступность информации о лицензировании) — межотраслевой принцип, характерный для нескольких отраслей права. Следует заметить, что все перечисленные в принципы тесно взаимосвязаны и взаимообусловлены.

Одним из принципов успешного функционирования системы лицензирования выступает принцип обеспечения единства экономического пространства на территории Российской Федерации. Данный принцип проистекает из положений ст. 8 Конституции РФ и выражается в том, что в Российской Федерации гарантируются единство экономического пространства, свободное перемещение товаров, услуг и финансовых средств, поддержка конкуренции, свобода экономической деятельности. Единство экономического пространства страны определяется общностью государственного руководства, денежной, налоговой, бюджетно-финансовой систем, скоординированным развитием основных институциональных структур. В ст. 74 Конституции РФ определено, что на территории Российской Федерации не допускается установление таможенных границ, пошлин, сборов и каких-либо иных препятствий для свободного перемещения товаров, услуг и финансовых средств. Ограничения перемещения товаров и услуг могут вводиться только в соответствии с федеральным законом, если это необходимо для обеспечения безопасности, защиты жизни и здоровья людей, охраны природы и культурных ценностей.

Применительно к институту лицензирования единство экономического пространства выражается прежде всего в свободе осуществления лицензионных видов деятельности на всей территории Российской Федерации. Деятельность, на осуществление которой лицензия предоставлена лицензирующим органом субъекта Российской Федерации, может осуществляться на территориях иных субъектов Российской Федерации при условии уведомления лицензиатом лицензирующих органов соответствующих субъектов Российской Федерации. Единство экономического пространства характеризуется и одинаковым на всей территории Российской Федерации размером лицензионного сбора, невозможностью установления каких-либо иных административных или экономических препятствий, требовании и условий. Таким образом, ныне действующее законодательство о лицензировании является гарантом единства экономического пространства Российской Федерации.

Единство экономического пространства России требует единства законодательства в сфере лицензирования, предполагающего установление единого перечня лицензируемых видов деятельности, установление единого порядка лицензирования на территории Российской Федерации, установление лицензионных требований и условий едиными положениями о лицензировании конкретных видов деятельности.

Принцип установления единого перечня лицензируемых видов деятельностипризван обеспечить соблюдение прав и свобод человека и гражданина, свободу предпринимательской деятельности на всей территории Российской Федерации, а также исключить возможность создания бюрократических барьеров на пути к осуществлению лицензионных видов деятельности.

Принцип установления единого порядка лицензирования предполагает установление одинаковых условий для всех соискателей лицензии на конкретный вид лицензируемой деятельности. В частности, в федеральном лицензионном законодательстве указаны органы, уполномоченные выдавать, переоформлять, приостанавливать, возобновлять или прекращать, аннулировать лицензии; прописан механизм совершения перечисленных действий; определены перечни документов, представление которых необходимо для получения лицензий; закреплены лицензионные требования; прописаны основания привлечения к ответственности и т.п. Нормативное закрепление порядка лицензирования на федеральном уровне позволяет обеспечить свободу предпринимательства и устранить произвол органов власти.

Принцип установления лицензионных требований и условий положениями о лицензировании конкретных видов деятельности. На Правительство РФ возложена важная функция урегулирования лицензионных правоотношений путем утверждения положений о лицензировании конкретных видов деятельности. Каждый лицензируемый вид деятельности предполагает наличие особых условий и требований, которые должны выполняться и соблюдаться при их осуществлении.

Вышеперечисленные принципы тесно взаимосвязаны с принципом открытости и доступности информации о лицензировании, поскольку для того, чтобы действовать в соответствии с единым порядком лицензирования, руководствоваться лицензионными требованиями и условиями, хозяйствующие субъекты должны быть осведомлены о них.

Содержание рассматриваемого принципа включает несколько уровней. Первый уровень определен ч. 3 ст. 15 Конституции РФ, в соответствии с которой все законы подлежат официальному опубликованию, неопубликованные законы не применяются. Любые нормативные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, не могут применяться, если они не опубликованы официально для всеобщего сведения. Более того, лицензирующие органы обязаны бесплатно предоставлять соискателям лицензии или лицензиатам возможность ознакомиться с положениями о лицензировании конкретных видов деятельности, перечнем технических регламентов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, устанавливающих обязательные требования к лицензируемым видам деятельности, формами заявлений и документами, которые представляются для получения, переоформления лицензий, порядком проведения лицензирования, в том числе лицензионного контроля, а также с правами и обязанностями соискателей лицензий, лицензиатов и лицензирующих органов.

Второй уровень — это возложение на лицензирующие органы обязанности по ведению реестров лицензий на виды деятельности, лицензирование которых они осуществляют. В соответствии с ч. 4 ст. 29 Конституции РФ, каждый имеет право свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом. Согласно этому конституционному положению, информация, содержащаяся в реестре лицензий, является доступной и открытой для ознакомления с ней физических и юридических лиц. При этом важно отметить, что круг лиц, имеющих доступ к информации, содержащейся в реестрах, не ограничен, т.е. за выпиской из реестра может обратиться любой гражданин или организация, а не только соискатель лицензий или лицензиат.

Принцип недопустимости взимания с соискателей лицензий и лицензиатов платы за осуществление лицензирования, за исключением уплаты государственной пошлиныв размерах и в порядке, установленных законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, тесно связано с принципами открытости и доступности информации о лицензировании, а также законности осуществления этой государственной функции.

Положения соответствующих статей Налогового кодекса Российской Федерации означают, что государственная пошлина является единственным и достаточным платежом за совершение государственным органом юридически значимых действий, в том числе – лицензирования.

Принцип открытости и доступности информации о лицензировании является гарантом законностилицензирования, благодаря которому возможно осуществление контроля за деятельностью как лицензирующих органов, так и юридических лиц, и индивидуальных предпринимателей.

Характеризуя правоотношения, складывающиеся по поводу осуществления лицензионной деятельности, следует заметить, что они состоят из трех элементов – объекта, субъектов и содержания этих правоотношений.

Объектом данных правоотношений является механизм лицензирования, который предполагает не только процесс выдачи и получения лицензии, но и правотворческую (принятие нормативно-правовых актов в области лицензирования отдельных видов деятельности), правоприменительную (переоформление, аннулирование лицензий, ведение реестров лицензий и т.п.) и правоохранительную (контроль и привлечение к ответственности за нарушение законодательства о лицензировании отдельных видов деятельности) функции лицензирующих органов. Данный объект строго ограничен перечнем видов деятельности, предусмотренных п. 1 ст. 12 Закона о лицензировании.

Предметомрассматриваемыхправоотношений является лицензия — специальное разрешение на право осуществления юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем конкретного вида деятельности (выполнения работ, оказания услуг, составляющих лицензируемый вид деятельности), которое подтверждается документом, выданным лицензирующим органом на бумажном носителе или в форме электронного документа.

Если лицензия предоставлена лицензирующим органом субъекта Российской Федерации, то данный вид деятельности может осуществляться на территориях и других субъектов Российской Федерации, но при условии уведомления лицензиатом лицензирующих органов соответствующих субъектов Российской Федерации. Порядок уведомления установлен Правительством Российской Федерации.

Действие лицензии начинается со дня, следующего за днем принятия решения о ее предоставлении. Днем принятия решения о предоставлении лицензии является день осуществляемых одновременно действий:

− внесения записи о предоставлении лицензии в реестр лицензий;

− присвоения лицензии регистрационного номера;

− регистрации приказа руководителя лицензирующего органа о предоставлении лицензии.

В настоящее время лицензия действует бессрочно, что свидетельствует об упрощении процедуры лицензирования. Согласно ранее действующему Закону, срок действия лицензии составлял не менее пяти лет и продлевался по заявлению лицензиата. И лишь в ряде случаев могло быть предусмотрено бессрочное действие лицензии.

Добавить комментарий