Логическая структура нормы финансового права

Финансово-правовые нормы – установленная государством и обеспеченная мерами государственного принуждения правила поведения в отношениях, возникающих в процессе формирования, распределения и использования фондов денежных средств государства.

Характерная черта финн-правовых норм – обязывающий характер.

Классификация финн-правовых норм:

1. В зависимости от содержания

Ä Материальные нормы –закрепляют материальное содержание юр прав и обязанностей участников финн отношений. (Н-р: нормы, регулирующие структуру бюджетной системы РФ, нормы, регулирующие объекты налогооблажения, нормы регулирующие компетенцию органов власти).

Ä Процессуальные нормы – определяют порядок реализации материальных норм. (Н-р: нормы, определяющие пордок составления проекта бюджета, нормы, закрепляющие исполнение бюджета, опредеяющие порядок расчета налогов).

2. В зависимости от характера воздейтсвия на участников правоотношений

— Обязывающие – устанавливают обязанность лица придерживаться определенного поведения и совершать определенные действия

— Запрещающие – уст обязаннсоть лица — санкции за неуплату налогов.

— Уполномочивающие – закрепляют возможность участников финансовых отношений по своему выдейтсвиовать в рамках требований фин-правовых норм. ( выбор страховых услуг страховщиком, выбор видоы кредитов коммерческим банком)

3. В зависимости от объема действия

ð Общие — распространяются на несколько категорий финн отношений (Н-р: уплата налогов в бюджетную систему – налогово-бюджетные отношения, котоые регулируются налоговым и бюджетным кодексом РФ)

ð Специальные – на определенный вид финн отношений (целевое использование кредитов)

примеры

1) общие (налогово-бюджетные отношения, кот регулируются налоговым и бюджетным кодексом РФ.)

2) Специальные (банковские отношения, регулируются ФЗ о банках)

Структура ФПН:

1. гипотеза (представляет собой часть финансово-правовой нормы в которой определяется обстоятельства, при которых могут возникнуть финансовые правоотношения).

2. диспозиция (часть ФПН, содержащая предписание о надлежащем поведении участников финансовых правоотношений, при наличии обстоятельств, предусмотренных гипотезой).

3. санкция (та часть финансово-правовой нормы, которой устанавливаются меры государственного принуждения к участникам финансовых правоотношений, применяющиеся за нарушение предписаний государства в области финансов). К санкциям относят: пени, штрафы, принудительные взыскания невнесенных в срок платежей, применение санкций банком, налоговыми органами и т.д.

Структура финансово-правовой нормы — это ее внутреннее строение, ее составные части: гипотеза, диспозиция, санкция.

Гипотеза — условия, при наличии которых норма действует и субъекту следует руководствоваться данной нормой. Гипотеза имеет место во всякой финансово-правовой, норме. Гипотеза является строго обязательным элементом любой правовой нормы, и без неё она не существует. «Движение» правовой нормы начинается с гипотезы. В гипотезе указываются юридические факты. Обычно в тексте правового акта она формулируется с использованием слова «если» и гораздо реже — с использовани­ем слова «в случае». Если же эти слова отсутствуют, то они подра­зумеваются (п. 1 ст. 74 НК РФ).

Диспозиция — указывает на вариант поведения, определяет права и обязанности сторон, при наличии обстоятельств, предусмотренных гипотезой. Диспозиции финансово-правовых норм чаще всего объективируются через обязанности, которые должны исполнять соответствующие субъекты при наличии соот­ветствующих условий, и гораздо реже — через права.

Санкция — меры государственного принуждения, которые мо­гут быть применены к субъектам, нарушающим диспозицию дан­ной финансово-правовой нормы. Особенности финансово-правовой нормы проявляются главным образом через ее санкции.

Во-пер­вых, санкции финансово-правовой нормы имеют, как правило, де­нежный характер. Ими предусматривается пеня, штраф.

Во-вто­рых, финансово-правовые санкции имеют правовосстановительный и карательный (штрафной) характер. К правовосстановительным санкциям относится пени, к карательным — штраф. Часто при нарушении финансово-правовых норм применяются одновременно правовосстановительные и карательные (штрафные) санкции. В-третьих, денежные средства, получаемые в результате применения санкций финансово-правовых норм, зачисляются в государственные и муниципальные де­нежные фонды: бюджеты, государственные и муниципальные вне­бюджетные фонды. Необходимо иметь в виду, что понятие «норма» — не синоним понятию «ста­тья» соответствующего нормативного правового акта. Элементы финансово-правовой нормы могут размещаться в разных статьях финан­сово-правового акта. Например, ч.1 ст. 83 НК РФ содержит гипотезу (которая в форму­лировке опущена, но подразумевается) и диспозицию финансово-правовой нормы, определяющую порядок учета налогоплатель­щиков, а в ст. 116 НК РФ содержится санкция этой финансово-правовой нормы, так как в ней предусматривается ответственность за нарушения сроков постановки на учет в налоговом органе.

  1. Классификация норм финансового права

Финансово-правовая норма – установленное государством, обеспеченное возможностью применения принуждения и закрепленное в источниках финансового права правило поведения, регулирующее отношения в сфере государственного управления.

Особенности финансово-правовой нормы:

1) императивность — в отличие от норм, например, гражданского или трудового права, нормы финансового права носят государственно-властный характер и изменению в зависимости от воли участников финансовых правоотношений не подлежат;

2) финансово-правовые нормы регулируют особый вид правоотношений — финансовые.

Классификация финансово-правовых норм:

1) по юридической силе:

а) законодательные;

б) подзаконные;

2) по характеру воздействия на поведение субъектов правоотношений:

а) обязывающие — нормы в обязательном порядке предписывают субъектам финансово-правовых отношений совершать определенные активные действия (выдавать кредиты коммерческие банки не имеют права без наличия лицензии ЦБ РФ и т. п.);

б) управомочивающие — диспозитивные нормы, предоставляют субъектам финансовых правоотношений право выбора: совершать какие-либо действия или воздерживаться от них (определяют круг полномочий ЦБ РФ, Счетной палаты и т. д.);

в) запрещающие — в обязательном порядке предписывают субъектам финансово-правовых отношений воздержаться от совершения определенных активных действий (запрет открывать обменные пункты по обмену иностранной валюты без получения лицензии ЦБ РФ и т.п.);

3) по характеру содержащихся в них предписаний:

а) материальные — финансово-правовые нормы, закрепляющие совокупность прав, обязанностей и ответственности субъектов финансово-правовых отношений;

б) процессуальные — нормы, регулирующие порядок реализации материальных норм финансового права;

4) по охвату территории действия:

а) федеральные;

б) субъектов РФ;

в) ммуниципальных образований;

5) по сроку действия:

а) постоянные;

б) срочные (например, нормы бюджета на очередной год).

ВЫВОД:

Начальными элементами финансового права как отрасли права являются финансово-правовые нормы. Как и любая другая норма права, финансово-правовая норма представляет собой установленное и охраняемое государством пра­вило поведения участников общественных отношений, выражен­ное в их юридических правах и обязанностях. Финансово-правовая норма — это установленное государст­вом и обеспеченное мерами государственного принуждения пра­вило поведения в отношениях, возникающих в процессе образова­ния, распределения и использования денежных фондов государст­ва и муниципальных образований. Финансово-правовые нормы имеют общие признаки характерные для всех юридических норм и специфические, свойственные финансового права.

Отношения, возникающие в процессе финансовой деятельности госу­дарства, регулируются нормами финансового права, которые регулируют отношения, возникающие в процессе финансовой деятельности государства. Как нормы других отраслей права — это правила поведения, которые устанавливаются государством в строго определенном порядке и форме, вводятся в действие в установленный законодателем срок.

Главная особенность финансово-правовых норм состоит в том, что они носят государственно-властный, императивный характер. Государство предписывает правила поведения юридическим и физическим лицам в области финансовой деятельности. Требования к участникам финансо­во-правовых отношений выражаются в категоричной форме. Участни­ки финансовых отношений, урегулированных нормой финансового пра­ва, не вправе изменить предписания нормы и условий ее применения.

Финансово-правовая норма состоит из гипотезы, диспозиции и санкции.

Гипотеза определяет обстоятельства, при которых могут возникнуть фи­нансовые правоотношения, и указывает на субъектов — участников этих правоотношений.

Диспозиция — содержит предпи­сание о том, как должны поступать участники финансовых отношений, то есть определяет их права и обязанности.

Санкции — выступают способом защиты правил, установленных финансово-правовыми нор­мами. Санкции финансово-правовых норм, как правило, указывают на меры финансового воздействия за нарушение предписаний государства в области финансов. Это пени, штрафы и неустойки, отзыв бюджетных назначений (лимитов) и субсидий, принудительное взыскание невнесенных в срок платежей, применение кредитных санкций и др.

Финансово-правовые нормы подразделяются на виды:

1. В зависимости от содержания могут быть материальными и процессуальными.

Материальные финансово-правовые нормы действуют в бюджетной, на­логовой, кредитной, страховой сфере, они закрепляют материальное содержание юридических прав и обязанностей субъектов финансовых правоотношений.

Процессуальные финансово-правовые нормы определяют порядок приме­нения материальных норм.

2. В зависимости от характера воздействия на участников финансового отношения нормы финансового права подразделяются на три вида: обя­зывающие, запрещающие и уполномочивающие.

Обязывающие нормы финансового права регулируют активное поведе­ние субъектов и предписывают в категорической форме совершать оп­ределенные действия.

Запрещающие финансово-правовые нормы регулируют пассивное пове­дение субъектов финансовых отношений и предписывают не совершать действий, нарушающих финансовую дисциплину и законность.

Уполномочивающие нормы устанавливают определенные права участни­ков финансовых отношений, но реализация этих прав находится в за­висимости от действий самого участника.

Финансовые правоотношения: понятие, особенности, субъекты, основания возникновения — изменения — прекращения, классификация

Финансовое правоотношение определяется как общественное отношение, урегулированное нормами финансового права, участники которого об­ладают соответствующими юридическими правами и обязанностями.

Финансовые правоотношения отличаются тем, что они:

— возникают в сфере финансовой деятельности государства в процессе распределения и перераспределения национального дохода;

— одним из субъектов этих отношений обязательно должен быть соответ­ствующий орган государственной власти (либо государственное или му­ниципальное образование в целом);

— обязательным объектом всегда выступают деньги или денежные обязатель­ства, связанные с образованием и использованием денежных фондов.

Субъектами финансовыхправоотношений могут быть государство в лице: государственных образований (Российская Федерация, субъекты Российской Федерации) и административно-территориальных образований (район, город — поселение) и государственных органов власти (законодательные и исполнительные, федеральные и субъектов РФ, местные органы самоуправления), а также физические и юридические лица (и организации, не наделенные права­ми юридического лица).

Основанием возникновения, изменения и прекращения финансовых право­отношений являются юридические факты, т. е. предусмотренные в зако­не действия или события, вызывающие возникновение, изменение или прекращение у отдельных юридических или физических лиц финансо­вых прав и обязанностей.

Общественные отношения, возникающие в процессе осуществления финансовой деятельности государства, многообразны и неоднородны, поэтому и финансовые правоотношения характеризуются большим раз­нообразием.

Финансовые правовые отношения принято классифициро­вать в зависимости от подотрасли, раздела, института финансового права на следующие виды:

— бюджетные правоотношения;

— налоговые правоотношения;

— неналоговые правоотношения;

— финансовые правоотношения в области государственного кредита и страхования;

— правоотношения, возникающие при осуществлении государственных доходов и расходов, в том числе и при сметно-бюджетном финансировании, образовании и использовании внебюджетных средств;

— финансовые правоотношения в области банковской деятельности;

— финансовые правоотношения, возникающие в области денежного об­ращения, расчетов и вексельного обращения;

— валютные правоотношения.

Финансово -правовые нормы обладают общими свойствами которые характерны для всех отраслей права это правила поведения установленные государством в строго определённом порядке, содержащиеся в нормативно-правовых актах, носящие общеобязательный характер, за нарушение которых применяются меры принуждения уполномоченными на то субъектами.

Также эти нормы обладают специфическими чертами-они регулирует права и обязанности субъектов – участников финансовых отношений и исполнения их обеспечивается принудительной силой государства они носят государственно-властных императивный характер.

Особенности финансово-правовой нормы:

1) императивность — в отличие от норм, например гражданского или трудового права, нормы финансового права носят государственно-властный характер и изменению в зависимости от воли участников финансовых правоотношений не подлежат;

2) финансово-правовые нормы регулируют особый вид правоотношений — финансовые.

Классификация финансово-правовых норм:

1) по юридической силе:

а) законодательные;

б) подзаконные;

2) по характеру воздействия на поведение субъектов правоотношений:

а) обязывающие — нормы в обязательном порядке предписывают субъектам финансово-правовых отношений совершать определенные активные действия (выдавать кредиты коммерческие банки не имеют права без наличия лицензии ЦБ РФ и т. п.);

б) управомочивающие — диспозитивные нормы, предоставляют субъектам финансовых правоотношений право выбора: совершать какие-либо действия или воздерживаться от них (определяют круг полномочий ЦБ РФ, Счетной палаты и т. д.);

в) запрещающие — в обязательном порядке предписывают субъектам финансово-правовых отношений воздержаться от совершения определенных активных действий (запрет открывать обменные пункты по обмену иностранной валюты без получения лицензии ЦБ РФ и т.п.);

3) по характеру содержащихся в них предписаний:

а) материальные — финансово-правовые нормы, закрепляющие совокупность прав, обязанностей и ответственности субъектов финансово-правовых отношений;

б) процессуальные — нормы, регулирующие порядок реализации материальных норм финансового права;

4) по охвату территории действия:

а) федеральные;

б) субъектов РФ;

в) ммуниципальных образований;

5) по сроку действия:

а) постоянные;

б) срочные (например, нормы бюджета на очередной год).

Структура: гипотеза (определяет условия и обстоятельства при которых могут возникнуть фин правоотношения и определяет участников), диспозиция (содержит предписания того, как должны поступать участники фин отношений, то есть определяет их права и обязанности), санкции (способы защиты правил, установленных фин-правовыми нормами).

Классификация: 1) в зависимости от содержания: материальные и процессуальные.

· Материальные финансово-правовые нормы закрепляют виды и объем денежных обязательств ЮЛ и ФЛ перед государством, определяют объем и направление расходов государства, то есть закрепляют юрид права и обязанности участников финансовых правоотношений.

· Процессуальные нормы устанавливают порядок применения и действия норм материального права (бюджетный процесс как регламентируемая нормами права деятельность органов гос власти).

2) По характеру воздействия: обязывающие, запрещающие и уполномочивающие.

Обязывающие нормы права регулирует активное поведение и приписывают совершать определённые действия.например платить налоги

Запрещающие финансово правовые нормы регулируют пассивное поведение и предписывает не совершать действий нарушающих финансовую законность

В Уполномочивающих Нормах содержится дозволение определённым органам и лицам.

3) Также в зависимости от вида регулируемых отношенийфинансово правовые нормы делятся набюджетные, налоговые, финансового контроля, страховые, банковские, валютные итд.

4)Также в зависимости от вида нормативного правового акта в котором содержится эти нормы они могут быть как нормами законатакже нормы подзаконных актов.

Добавить комментарий