Финансово-правовые нормы – установленная государством и обеспеченная мерами государственного принуждения правила поведения в отношениях, возникающих в процессе формирования, распределения и использования фондов денежных средств государства.
Характерная черта финн-правовых норм – обязывающий характер.
Классификация финн-правовых норм:
1. В зависимости от содержания
Ä Материальные нормы –закрепляют материальное содержание юр прав и обязанностей участников финн отношений. (Н-р: нормы, регулирующие структуру бюджетной системы РФ, нормы, регулирующие объекты налогооблажения, нормы регулирующие компетенцию органов власти).
Ä Процессуальные нормы – определяют порядок реализации материальных норм. (Н-р: нормы, определяющие пордок составления проекта бюджета, нормы, закрепляющие исполнение бюджета, опредеяющие порядок расчета налогов).
2. В зависимости от характера воздейтсвия на участников правоотношений
— Обязывающие – устанавливают обязанность лица придерживаться определенного поведения и совершать определенные действия
— Запрещающие – уст обязаннсоть лица — санкции за неуплату налогов.
— Уполномочивающие – закрепляют возможность участников финансовых отношений по своему выдейтсвиовать в рамках требований фин-правовых норм. ( выбор страховых услуг страховщиком, выбор видоы кредитов коммерческим банком)
3. В зависимости от объема действия
ð Общие — распространяются на несколько категорий финн отношений (Н-р: уплата налогов в бюджетную систему – налогово-бюджетные отношения, котоые регулируются налоговым и бюджетным кодексом РФ)
ð Специальные – на определенный вид финн отношений (целевое использование кредитов)
примеры
1) общие (налогово-бюджетные отношения, кот регулируются налоговым и бюджетным кодексом РФ.)
2) Специальные (банковские отношения, регулируются ФЗ о банках)
Структура ФПН:
1. гипотеза (представляет собой часть финансово-правовой нормы в которой определяется обстоятельства, при которых могут возникнуть финансовые правоотношения).
2. диспозиция (часть ФПН, содержащая предписание о надлежащем поведении участников финансовых правоотношений, при наличии обстоятельств, предусмотренных гипотезой).
3. санкция (та часть финансово-правовой нормы, которой устанавливаются меры государственного принуждения к участникам финансовых правоотношений, применяющиеся за нарушение предписаний государства в области финансов). К санкциям относят: пени, штрафы, принудительные взыскания невнесенных в срок платежей, применение санкций банком, налоговыми органами и т.д.
Структура финансово-правовой нормы — это ее внутреннее строение, ее составные части: гипотеза, диспозиция, санкция.
Гипотеза — условия, при наличии которых норма действует и субъекту следует руководствоваться данной нормой. Гипотеза имеет место во всякой финансово-правовой, норме. Гипотеза является строго обязательным элементом любой правовой нормы, и без неё она не существует. «Движение» правовой нормы начинается с гипотезы. В гипотезе указываются юридические факты. Обычно в тексте правового акта она формулируется с использованием слова «если» и гораздо реже — с использованием слова «в случае». Если же эти слова отсутствуют, то они подразумеваются (п. 1 ст. 74 НК РФ).
Диспозиция — указывает на вариант поведения, определяет права и обязанности сторон, при наличии обстоятельств, предусмотренных гипотезой. Диспозиции финансово-правовых норм чаще всего объективируются через обязанности, которые должны исполнять соответствующие субъекты при наличии соответствующих условий, и гораздо реже — через права.
Санкция — меры государственного принуждения, которые могут быть применены к субъектам, нарушающим диспозицию данной финансово-правовой нормы. Особенности финансово-правовой нормы проявляются главным образом через ее санкции.
Во-первых, санкции финансово-правовой нормы имеют, как правило, денежный характер. Ими предусматривается пеня, штраф.
Во-вторых, финансово-правовые санкции имеют правовосстановительный и карательный (штрафной) характер. К правовосстановительным санкциям относится пени, к карательным — штраф. Часто при нарушении финансово-правовых норм применяются одновременно правовосстановительные и карательные (штрафные) санкции. В-третьих, денежные средства, получаемые в результате применения санкций финансово-правовых норм, зачисляются в государственные и муниципальные денежные фонды: бюджеты, государственные и муниципальные внебюджетные фонды. Необходимо иметь в виду, что понятие «норма» — не синоним понятию «статья» соответствующего нормативного правового акта. Элементы финансово-правовой нормы могут размещаться в разных статьях финансово-правового акта. Например, ч.1 ст. 83 НК РФ содержит гипотезу (которая в формулировке опущена, но подразумевается) и диспозицию финансово-правовой нормы, определяющую порядок учета налогоплательщиков, а в ст. 116 НК РФ содержится санкция этой финансово-правовой нормы, так как в ней предусматривается ответственность за нарушения сроков постановки на учет в налоговом органе.
-
Классификация норм финансового права
Финансово-правовая норма – установленное государством, обеспеченное возможностью применения принуждения и закрепленное в источниках финансового права правило поведения, регулирующее отношения в сфере государственного управления.
Особенности финансово-правовой нормы:
1) императивность — в отличие от норм, например, гражданского или трудового права, нормы финансового права носят государственно-властный характер и изменению в зависимости от воли участников финансовых правоотношений не подлежат;
2) финансово-правовые нормы регулируют особый вид правоотношений — финансовые.
Классификация финансово-правовых норм:
1) по юридической силе:
а) законодательные;
б) подзаконные;
2) по характеру воздействия на поведение субъектов правоотношений:
а) обязывающие — нормы в обязательном порядке предписывают субъектам финансово-правовых отношений совершать определенные активные действия (выдавать кредиты коммерческие банки не имеют права без наличия лицензии ЦБ РФ и т. п.);
б) управомочивающие — диспозитивные нормы, предоставляют субъектам финансовых правоотношений право выбора: совершать какие-либо действия или воздерживаться от них (определяют круг полномочий ЦБ РФ, Счетной палаты и т. д.);
в) запрещающие — в обязательном порядке предписывают субъектам финансово-правовых отношений воздержаться от совершения определенных активных действий (запрет открывать обменные пункты по обмену иностранной валюты без получения лицензии ЦБ РФ и т.п.);
3) по характеру содержащихся в них предписаний:
а) материальные — финансово-правовые нормы, закрепляющие совокупность прав, обязанностей и ответственности субъектов финансово-правовых отношений;
б) процессуальные — нормы, регулирующие порядок реализации материальных норм финансового права;
4) по охвату территории действия:
а) федеральные;
б) субъектов РФ;
в) ммуниципальных образований;
5) по сроку действия:
а) постоянные;
б) срочные (например, нормы бюджета на очередной год).
ВЫВОД:
Начальными элементами финансового права как отрасли права являются финансово-правовые нормы. Как и любая другая норма права, финансово-правовая норма представляет собой установленное и охраняемое государством правило поведения участников общественных отношений, выраженное в их юридических правах и обязанностях. Финансово-правовая норма — это установленное государством и обеспеченное мерами государственного принуждения правило поведения в отношениях, возникающих в процессе образования, распределения и использования денежных фондов государства и муниципальных образований. Финансово-правовые нормы имеют общие признаки характерные для всех юридических норм и специфические, свойственные финансового права.
Отношения, возникающие в процессе финансовой деятельности государства, регулируются нормами финансового права, которые регулируют отношения, возникающие в процессе финансовой деятельности государства. Как нормы других отраслей права — это правила поведения, которые устанавливаются государством в строго определенном порядке и форме, вводятся в действие в установленный законодателем срок.
Главная особенность финансово-правовых норм состоит в том, что они носят государственно-властный, императивный характер. Государство предписывает правила поведения юридическим и физическим лицам в области финансовой деятельности. Требования к участникам финансово-правовых отношений выражаются в категоричной форме. Участники финансовых отношений, урегулированных нормой финансового права, не вправе изменить предписания нормы и условий ее применения.
Финансово-правовая норма состоит из гипотезы, диспозиции и санкции.
Гипотеза определяет обстоятельства, при которых могут возникнуть финансовые правоотношения, и указывает на субъектов — участников этих правоотношений.
Диспозиция — содержит предписание о том, как должны поступать участники финансовых отношений, то есть определяет их права и обязанности.
Санкции — выступают способом защиты правил, установленных финансово-правовыми нормами. Санкции финансово-правовых норм, как правило, указывают на меры финансового воздействия за нарушение предписаний государства в области финансов. Это пени, штрафы и неустойки, отзыв бюджетных назначений (лимитов) и субсидий, принудительное взыскание невнесенных в срок платежей, применение кредитных санкций и др.
Финансово-правовые нормы подразделяются на виды:
1. В зависимости от содержания могут быть материальными и процессуальными.
Материальные финансово-правовые нормы действуют в бюджетной, налоговой, кредитной, страховой сфере, они закрепляют материальное содержание юридических прав и обязанностей субъектов финансовых правоотношений.
Процессуальные финансово-правовые нормы определяют порядок применения материальных норм.
2. В зависимости от характера воздействия на участников финансового отношения нормы финансового права подразделяются на три вида: обязывающие, запрещающие и уполномочивающие.
Обязывающие нормы финансового права регулируют активное поведение субъектов и предписывают в категорической форме совершать определенные действия.
Запрещающие финансово-правовые нормы регулируют пассивное поведение субъектов финансовых отношений и предписывают не совершать действий, нарушающих финансовую дисциплину и законность.
Уполномочивающие нормы устанавливают определенные права участников финансовых отношений, но реализация этих прав находится в зависимости от действий самого участника.
Финансовые правоотношения: понятие, особенности, субъекты, основания возникновения — изменения — прекращения, классификация
Финансовое правоотношение определяется как общественное отношение, урегулированное нормами финансового права, участники которого обладают соответствующими юридическими правами и обязанностями.
Финансовые правоотношения отличаются тем, что они:
— возникают в сфере финансовой деятельности государства в процессе распределения и перераспределения национального дохода;
— одним из субъектов этих отношений обязательно должен быть соответствующий орган государственной власти (либо государственное или муниципальное образование в целом);
— обязательным объектом всегда выступают деньги или денежные обязательства, связанные с образованием и использованием денежных фондов.
Субъектами финансовыхправоотношений могут быть государство в лице: государственных образований (Российская Федерация, субъекты Российской Федерации) и административно-территориальных образований (район, город — поселение) и государственных органов власти (законодательные и исполнительные, федеральные и субъектов РФ, местные органы самоуправления), а также физические и юридические лица (и организации, не наделенные правами юридического лица).
Основанием возникновения, изменения и прекращения финансовых правоотношений являются юридические факты, т. е. предусмотренные в законе действия или события, вызывающие возникновение, изменение или прекращение у отдельных юридических или физических лиц финансовых прав и обязанностей.
Общественные отношения, возникающие в процессе осуществления финансовой деятельности государства, многообразны и неоднородны, поэтому и финансовые правоотношения характеризуются большим разнообразием.
Финансовые правовые отношения принято классифицировать в зависимости от подотрасли, раздела, института финансового права на следующие виды:
— бюджетные правоотношения;
— налоговые правоотношения;
— неналоговые правоотношения;
— финансовые правоотношения в области государственного кредита и страхования;
— правоотношения, возникающие при осуществлении государственных доходов и расходов, в том числе и при сметно-бюджетном финансировании, образовании и использовании внебюджетных средств;
— финансовые правоотношения в области банковской деятельности;
— финансовые правоотношения, возникающие в области денежного обращения, расчетов и вексельного обращения;
— валютные правоотношения.
Финансово -правовые нормы обладают общими свойствами которые характерны для всех отраслей права это правила поведения установленные государством в строго определённом порядке, содержащиеся в нормативно-правовых актах, носящие общеобязательный характер, за нарушение которых применяются меры принуждения уполномоченными на то субъектами.
Также эти нормы обладают специфическими чертами-они регулирует права и обязанности субъектов – участников финансовых отношений и исполнения их обеспечивается принудительной силой государства они носят государственно-властных императивный характер.
Особенности финансово-правовой нормы:
1) императивность — в отличие от норм, например гражданского или трудового права, нормы финансового права носят государственно-властный характер и изменению в зависимости от воли участников финансовых правоотношений не подлежат;
2) финансово-правовые нормы регулируют особый вид правоотношений — финансовые.
Классификация финансово-правовых норм:
1) по юридической силе:
а) законодательные;
б) подзаконные;
2) по характеру воздействия на поведение субъектов правоотношений:
а) обязывающие — нормы в обязательном порядке предписывают субъектам финансово-правовых отношений совершать определенные активные действия (выдавать кредиты коммерческие банки не имеют права без наличия лицензии ЦБ РФ и т. п.);
б) управомочивающие — диспозитивные нормы, предоставляют субъектам финансовых правоотношений право выбора: совершать какие-либо действия или воздерживаться от них (определяют круг полномочий ЦБ РФ, Счетной палаты и т. д.);
в) запрещающие — в обязательном порядке предписывают субъектам финансово-правовых отношений воздержаться от совершения определенных активных действий (запрет открывать обменные пункты по обмену иностранной валюты без получения лицензии ЦБ РФ и т.п.);
3) по характеру содержащихся в них предписаний:
а) материальные — финансово-правовые нормы, закрепляющие совокупность прав, обязанностей и ответственности субъектов финансово-правовых отношений;
б) процессуальные — нормы, регулирующие порядок реализации материальных норм финансового права;
4) по охвату территории действия:
а) федеральные;
б) субъектов РФ;
в) ммуниципальных образований;
5) по сроку действия:
а) постоянные;
б) срочные (например, нормы бюджета на очередной год).
Структура: гипотеза (определяет условия и обстоятельства при которых могут возникнуть фин правоотношения и определяет участников), диспозиция (содержит предписания того, как должны поступать участники фин отношений, то есть определяет их права и обязанности), санкции (способы защиты правил, установленных фин-правовыми нормами).
Классификация: 1) в зависимости от содержания: материальные и процессуальные.
· Материальные финансово-правовые нормы закрепляют виды и объем денежных обязательств ЮЛ и ФЛ перед государством, определяют объем и направление расходов государства, то есть закрепляют юрид права и обязанности участников финансовых правоотношений.
· Процессуальные нормы устанавливают порядок применения и действия норм материального права (бюджетный процесс как регламентируемая нормами права деятельность органов гос власти).
2) По характеру воздействия: обязывающие, запрещающие и уполномочивающие.
Обязывающие нормы права регулирует активное поведение и приписывают совершать определённые действия.например платить налоги
Запрещающие финансово правовые нормы регулируют пассивное поведение и предписывает не совершать действий нарушающих финансовую законность
В Уполномочивающих Нормах содержится дозволение определённым органам и лицам.
3) Также в зависимости от вида регулируемых отношенийфинансово правовые нормы делятся набюджетные, налоговые, финансового контроля, страховые, банковские, валютные итд.
4)Также в зависимости от вида нормативного правового акта в котором содержится эти нормы они могут быть как нормами законатакже нормы подзаконных актов.