Логика понятия

2.1. Виды понятий по содержанию

По этому признаку понятия делятся на:

  • конкретные и абстрактные;

  • положительные и отрицательные;

  • соотносительные и безотносительные;

  • собирательные и несобирательные.

Конкретное понятие – понятие отражающее сам предмет или явление, обладающее относительной самостоятельностью существования (алмаз, дуб, юрист).

Абстрактное понятие – понятие, в котором мыслится свойство предметов или отношение между предметами, не существующие самостоятельно, без этих предметов (твердость, долговечность, компетенция).

Положительное понятие – понятие, в котором отражается наличие у предмета мысли какого-либо свойства, качества («металл», «живое», «действие», «порядок»).

Отрицательное понятие – понятие, характеризующее отсутствие у предмета мысли какого-либо качества, свойства. Такие понятия в языке обозначаются с использованием отрицательных частиц («не»), приставок («без-» и «бес­-«) и др., например «неметалл», «неживое», «бездействие», «беспорядок».

Логическую характеристику понятий как отрицательных и положительных не следует путать с аксиологической оценкой обозначаемых ими явлений и предметов. Например, понятие «невиновный» логически отрицательное, но отображает положительно оцениваемую ситуацию.

Соотносительное понятие – понятие, неизбежно предполагающее существование другого понятия («родители» – «дети», «учитель» – «ученик»).

Безотносительное понятие – понятие, в котором мыслится предмет, существующий до известной степени самостоятельно, отдельно от других: «природа», «растение», «животное», «человек».

Собирательное понятие – понятие, соотносимое с группой предметов в целом, но не соотносимое с отдельным предметом из этой группы.

Например, понятие «флот» обозначает совокупность судов, но не применимо к отдельному судну, «коллегия» состоит из отдельных лиц, но один человек – не коллегия.

Несобирательное понятие – относится не только к группе предметов в целом, но и к каждому отдельному предмету данной группы.

Например, «дерево» – это и вся совокупность деревьев вообще, и береза, сосна, дуб – в частности, и данное конкретное дерево – в отдельности.

Различение собирательных и несобирательных (различительных) понятий важно при построении умозаключений.

Например:

Вывод правильный потому, что понятие «студенты юридического факультета» употреблено в разделительном смысле: каждый студент факультета изучает логику.

Вывод неправильный, потому, что в данном случае понятие «студенты юридического факультета» использовано в собирательном смысле, а то, что верно по отношению ко всей совокупности студентов в целом, может быть неверно по отношению отдельных из них.

2.2. Виды понятий по их объему

Если виды понятий по их содержанию характеризуют качественные различия предметов, то деление понятий по объему характеризует их количественные различия.

Пустые и непустые понятия. Они характеризуются в зависимости от того, относятся ли к несуществующим или к существующим реально предметам мысли.

Пустые понятия – понятия с нулевым объемом, т.е. представляющие пустой класс «идеальный газ».

К пустым относятся понятия, обозначающие реально не существующие объекты – как фантастические, сказочные образы («кентавр», «русалка»), так и некоторые научные понятия, обозначающие или гипотетически предполагаемые объекты, чье существования в дальнейшем может быть опровергнуто («теплород», «магнитная жидкость», «вечный двигатель»), либо подтверждено, или идеализированные объекты, играющие вспомогательную роль в науках («идеальный газ», «чистое вещество», «абсолютно черное тело», «идеальное государство).

Непустые понятия имеют объем, в который входит, по крайней мере, один реальный предмет.

Деление понятий на пустые и непустые в некоторой мере относительно, так как граница между существующим и несуществующим подвижна. Например, до появления первого реального космического корабля понятие «космический корабль», с необходимостью появившееся на стадии творческого процесса человека, было с точки зрения логики пустым.

Единичные и общие понятия.

Единичное понятие – понятие, объем которого составляет лишь один предмет мысли (единичный объект, или совокупность предметов, мыслимая как единичное целое).

Например, «Солнце», «Земля», «Грановитая палата Московского Кремля» – единичные предметы; «солнечная система», «человечество» – единичные понятия, употребляемые в собирательном смысле.

Общее понятие – понятие, объем которого составляет группа предметов, притом такое понятие применимо к каждому элементу данной группы, т.е. употребляется в разделительном смысле.

Например: «звезда», «планета», «государство» и пр.

Е.А. Иванов1 отмечает, что формально-логическое деление понятий на виды необходимо, но имеет существенные недостатки:

  • условность деления понятий на конкретные и абстрактные; реально всякое понятие одновременно и конкретно (имеет вполне определенное содержание) и абстрактно (как результат абстрагирования);

  • объединение в одну категорию абстрактных понятий разнородных вещей: понятий, отражающих свойства предметов, и понятий, отражающих связи и отношения предметов.

Поэтому Е.А. Иванов предлагает исходить из принятого в диалектико-материалистической философии деления предметов мысли на вещи, их свойства, а также связи и отношения. Тогда можно выделить следующие виды понятий по их содержанию:

  1. субстанциальные понятия (от лат. substantia – первооснова, наиболее глубокая сущность вещей), или понятия самих предметов в узком, собственном смысле этого слова («человек»);

  2. атрибутивные понятия (от лат. atributium – присовокупленный), или понятия свойства («разумность» человека);

  3. реляционные понятия (от лат. relativus – относительный) («равенство» людей).

Формально-логическое деление понятий на конкретные и абстрактные не дет возможности уяснить, почему понятия бывают менее абстрактные и более абстрактные, менее конкретные и более конкретные, как соотносится между собой абстрактное и конкретное в одном и том же понятии. Ответ на эти вопросы дает диалектическая логика.

§ 4. Виды понятий

В зависимости от специфики объема и содержания все понятия делятся на определенные виды. Дадим характеристику видов понятий по объему.

Единичным называется понятие, в котором мыслится один предмет. На­пример, «русский адвокат Федор Никифорович Плевако (1842-1908)», «Орга­низация Объединенных Наций», «столица Российской Федерации» и другие.

Общим называется понятие, в котором мыслится множество предметов. Общие понятия могут быть регистрирующими и нерегистрирующими. Реги­стрирующими называются общие понятия, в которых множество мыслимых в них предметов поддается учету, регистрации. Например, «народный депу­тат России», «ветеран Великой Отечественной войны, проживающий в горо­де Москве» и другие. Так известно, что объем второго понятия составляют 188 тысяч ветеранов.

Нерегистрирующим называется общее понятие, относящееся к неопре­деленному числу предметов. Например, «человек», «прокурор», «преступле­ние» и другие. Нерегистрирующие понятия имеют бесконечный объем.

Нулевыми (пустыми) называются понятия, объемы которых представля­ют собой классы реально не существующих предметов и существование ко­торых в принципе невозможно. Например, «преступник, не совершавший преступления», «гражданский военный юрист», «равносторонний прямо­угольный треугольник», «домовой» и другие. От нулевых следует отличать понятия, отражающие предметы, которые реально не существует в настоя­щее время, но существовали в прошлом или существование которых воз­можно в будущем. Например, «Демокрит», «термоядерная электростанция». Такие понятия не являются нулевыми.

Рассмотрим виды понятий по содержанию.

Конкретные — это понятия, в которых мыслится предмет или совокупность предметов как нечто самостоятельно существующее. Например, «держа­ва», «реформа», «международный договор», «норма права», «юрист» и другие.

Абстрактные — это понятия, в которых мыслится не предмет, а какой-либо из признаков (свойство, отношение) предмета, взятый отдельно от самого предмета. Например, «белизна», «несправедливость», «честность». В действи­тельности существуют белые одежды, несправедливые действия, честные лю­ди. Но белизна, несправедливость, честность как отдельные, чувственно вос­принимаемые вещи не существуют. Абстрактные понятия кроме отдельных свойств предмета отражают и отношения между предметами. Например, «не­равенство», «подобие», «тождество», «сходство» и другие. Абстрактные поня­тия, выраженные на русском языке, не имеют множественного числа.

Относительные — это такие понятия, в которых мыслятся предметы, су­ществование одного из которых предполагает существование другого. Например, «родители» — «дети», «ученик» — «учитель», «начальник» — «подчи­ненный», «истец» — «ответчик» и другие.

Безотносительные — это такие понятия, в которых мыслятся предметы, существующие самостоятельно, вне зависимости от другого предмета. На­пример, «инвестиция», «правило», «сепаратизм» и другие.

Положительные — это понятия, содержание которых составляют свойст­ва, присущие предмету. Например, «проницательность», «грамотный чело­век», «живущий по средствам», «говорящий по-английски» и другие.

Отрицательными называются понятия, в содержании которых указывает­ся на отсутствие у предмета определенных свойств. Например, «не живущий по средствам», «не говорящий по-английски», «несправедливость» и другие. В русском языке отрицательные понятия выражаются обычно словами с отри­цательными приставками «не» и «без» («бес»). Например, «неграмотный», «неверующий», «беззаконие», «беспорядок», а в словах иностранного проис­хождения — чаще всего с отрицательной приставкой «а». Например, «агности­цизм», «аноним», «аморальный».

Если частица «не» или «без» («бес») слилась со словом и слово без нее не употребляется, то понятия, выраженные такими словами, являются положи­тельными. Например, «ненастье», «беспечность», «ненависть», «неряха». В рус­ском языке нет понятия «нависть», «настье» и т.д. Частица «не» в приведенных примерах не выполняет функцию отрицания, а потому понятия «ненависть», «ненастье» и другие являются положительными, так как выражают наличие у предмета определенного качества может даже и плохого, отрицательного — не­ряшливость, беспечность, алчность. Поэтому подобная логическая характери­стика понятия иногда не совпадает, к примеру, с моральной оценкой предме­та или явления, отраженного в понятии. К примеру, понятия «преступление» и «война» в логике квалифицируются как положительные, хотя в жизни рас­сматриваются как отрицательные, нежелательные явления.

Собирательными называются понятия, в которых группа однородных предметов мыслится как единое целое. Например, «лес», «созвездие», «кол­лектив» и другие. Содержание собирательного понятия нельзя отнести к каждому отдельному элементу, входящему в объем этого понятия. Собирательные понятия бывают общими («роща», «хор») и единичными («созвездие Большая Медведица», «военный блок НАТО»).

Несобирательные — это такие понятия, содержание которых можно от­нести к каждому предмету данного класса, который охватывается понятием. Например, «дерево», «звезда», «человек» и другие.

Определить, к какому из указанных видов относится конкретное понятие, означает дать ему логическую характеристику. Так, понятие «ракета» по объему является общим (в нем мыслится более одного предмета: ракета космическая, боевая, сигнальная, управляемая, неуправляемая, одно- и многоступенчатая и т.д.), нерегистрирующим (относится к неопределенному числу предметов, так как мы не можем точно сказать, сколько предметов мыслится в данном поня­тии); по содержанию — конкретным (мыслится совокупность предметов как не­что самостоятельно существующее), положительным (характеризует присущее предметам свойство двигаться под действием реактивной силы, возникающей при отбросе массы сгорающего ракетного топлива), безотносительным (мыс­лятся предметы, существующие самостоятельно, вне зависимости от других предметов), несобирательным (содержание данного понятия можно отнести к каждому предмету, мыслимому в понятии).

Аналогичным образом подходим к логическому анализу, например, поня­тия «рассеянная невнимательность», которое является общим, нерегистрирую­щим, абстрактным, отрицательным, безотносительным, несобирательным.

Если понятие имеет несколько значений, то логическая характеристика ему дается в соответствии с каждым значением. Так, понятие «музей» имеет два значения: а) здание и б) собрание интересных предметов.

В первом значении это понятие общее, нерегистрирующее, конкретное, положительное, безотносительное, несобирательное.

Во втором значении — общее, нерегистрирующее, конкретное, положи­тельное, безотносительное, собирательное.

Таким образом, осуществленная логическая характеристика предложен­ных понятий помогла уточнить их содержание и объем, что дает возмож­ность более точного употребления данных понятий в процессе рассуждения.

Поделитесь на страничке

Следующая глава >

Приветствую Вас, друзья!

Дружба – это особые отношения между людьми, основанные на взаимопонимании, честности и доверии. Наличие хотя бы одного настоящего друга является одной из важнейших составляющих счастливой и успешной жизни. У каждого из нас есть свое понимание о том, что такое дружба и когда можно считать её настоящей. Нередко люди называют друзьями всех приятелей, с которыми они проводят достаточно много времени, периодически отправляются куда-то на отдых или ходят к ним в гости. Но настоящая дружба представляет собой нечто гораздо большее, чем просто приятельские отношения. Давайте узнаем это.

Что такое дружба?

Дружба — это близкие отношения между людьми, подразумевающие полное доверие, искренность и честность, а также сильную эмоциональную связь и привязанность. Ключевая особенность дружбы – взаимопонимание. Говорят, что друзья понимают друг друга с полуслова. И это действительно так. Иногда достаточно кивнуть или продемонстрировать едва заметный жест, чтобы друг сразу понял, что вы пытаетесь ему сказать. Наличие подобных нюансов, незаметных для окружающих, но очень информативных для друзей – одна из составляющих близкой дружбы.

Настоящая дружба подразумевает высокий уровень эмоциональной связи между людьми. Друзья чувствуют настроение друг друга, могут разделять радости и горечи, способны по-настоящему сочувствовать и поддерживать в трудную минуту, бескорыстно помогать, когда возникает необходимость. В дружбе обязательно присутствует полная взаимная открытость, преданность, доверие и готовность прийти на помощь в любой момент.

10 составляющих настоящей дружбы

1. Доверие. Именно доверие является основой настоящей дружбы, и без него выстроить настоящие дружеские отношения невозможно. Можно симпатизировать человеку или быть влюблённым в него, не доверяя ему, но сохранить дружбу при пошатнувшемся доверии нельзя. Именно поэтому говорят, что доверие друга можно потерять только один раз. После этого можно будет остаться приятелями, но восстановить настоящие дружеские отношения будет уже невозможно.

2. Бескорыстность. Друг всегда стремится помочь, не задумываясь о затраченных усилиях. Настоящие друзья всегда приходят на помощь, не требуют в ответ благодарности и не подразумевают, что человек становится их должником и будет обязан в ближайшее время отблагодарить за помощь.

3. Эмоциональная связь. Ещё одна характерная особенность настоящей дружбы – склонность доверять сокровенные мысли и переживания, получая в ответ эмоциональную поддержку.

4. Вера в дружбу. Друзья не проверяют отношения и не стремятся что-то доказать, поскольку и так прекрасно понимают, что могут рассчитывать друг на друга.

5. Готовность помочь. Неприятности случаются у всех, и практически всегда это происходит в самый неподходящий момент. Настоящий друг моментально придёт на выручку в любых обстоятельствах и никогда не откажет в помощи, ссылаясь на срочные дела или занятость по работе.

6. Самопожертвование. Одна из главных составляющих настоящей дружбы – способность жертвовать собственными потребностями и интересами. Если же присутствует хотя бы незначительный эгоизм, отношения являются скорее приятельскими.

7. Отсутствие конкуренции. Настоящие друзья не конкурируют, не соревнуются за внимание, не завидуют, а искренне радуются успехам друг друга. Они рассматривают дружбу как обширное поле для развития, на котором каждый может реализовать себя и помочь реализоваться другому.

8. Постоянство. Друзья не бывают бывшими. Если произошло нечто, рассорившее друзей, вероятно, между ними изначально не было настоящей дружбы. Друзья сохраняют отношения, независимо от внешних обстоятельств.

9. Принятие. Идеальных людей не существует, у каждого есть свои странности. Друзья это прекрасно понимают и не указывают друг другу на недостатки. Вам не обязательно относиться ко всему одинаково, поэтому не нужно доставать друга тем, что какие-то вещи он делает неправильно. Друзей нельзя перевоспитывать, нельзя посягать на их индивидуальность. Нужно просто принимать их со всеми их достоинствами и недостатками.

10. Честность. Сказать правду в глаза бывает сложно, но настоящие друзья никогда не промолчат и не будут лицемерить, если знают, что эта информация важна и может помочь человеку решить определенные проблемы.

Зачем нужна дружба?

Настоящая дружба – это важная составляющая успешной жизни. Для большинства людей она ценна сама по себе. Они не ищут дополнительных причин и аргументов, поскольку понимают, что без неё жизнь была бы менее насыщенной и интересной. Но не стоит недооценивать практическую ценность дружбы, поскольку друзья оказывают существенное влияние на другие сферы нашей жизни, даже если мы этого не замечаем.

Психологи утверждают, что наши жизненные успехи на 80% определяются окружением. Поэтому важно, чтобы рядом находились друзья, которые всегда поддерживают, искренне радуются вашим успехам и без раздумий помогают в сложных ситуациях. Настоящий друг не будет тянуть вниз, не станет смеяться над вашей неудачей и всегда поддержит ваш выбор. Кроме того, исследования показали, что люди, которые уверены, что у них есть настоящие друзья, менее подвержены стрессам и даже обладают более сильным иммунитетом.

Чем дружба отличается от любви?

Иногда дружбу сравнивают с любовью, но это два совершенно разных вида привязанности. Любовь – это безусловное чувство, которое можно испытывать по отношению к детям, родителям или другим родственникам. Она может быть романтической или платонической. При этом она меняет восприятие, мешая нам рассмотреть недостатки любимого человека. Интересной особенностью любви является то, что любящие люди не всегда честны с любимыми.

С дружбой дела обстоят совершенно иначе – она не «слепа». Даже самая крепкая дружба не заставит нас смотреть на друга через розовые очки. Мы видим его недостатки и ошибки, и указываем ему на них, если посчитаем нужным. Прямота и честность – основные критерии настоящей дружбы. Если любимого человека мы боимся обидеть неприятной правдой, то другу мы не можем соврать. Кроме того, мы не стремимся идеализировать друзей. Главное, чтобы на этого человека можно было положиться.

Ссоры между друзьями случаются реже, чем между любящими людьми, и большинство противоречий удаётся разрешить довольно быстро. Обычно люди, связанные давними дружескими отношениями, хорошо знают, в каких темах у них возможны противоречия, и избегают их в разговоре, предпочитая обсуждать более интересные вещи и события. Настоящая дружбане боится расстояний и продолжительной разлуки. Друзья, живущие в разных городах, могут видеться раз в год и прекрасно проводить время вместе.

Чем дружба отличается от товарищества?

Многие люди неправильно понимают, что такое дружба, путая её с товарищескими отношениями. Они называют друзьями всех людей, с которыми регулярно общаются. Однако товарищество и настоящая дружба – разные вещи. Товарищи – это люди, входящие в постоянный круг общения и имеющие достаточно общих тем для разговора. С товарищем можно встретиться, чтобы поговорить или заняться интересным делом. Товарищество подразумевает достаточно близкое знакомство и наличие общих интересов. Если все уйдут, и вы останетесь наедине, не возникнет неловкости. Вы быстро найдёте интересную тему для общения, но делиться сокровенными переживаниями с товарищем не станете.

Главное отличие между дружбой и товариществом – степень взаимного доверия. Если вы в процессе общения начинаете больше доверять товарищу, то со временем он вполне может стать вашим другом. Товарищами часто являются студенты, учащиеся в одной группе. Но после окончания вуза они обычно видятся лишь на встречах выпускников. Если же между двумя студентами возникает дружба, они не теряют связи и находят поводы для регулярных встреч и общения.

Дружба – это одна из важнейших ценностей в жизни человека. Она ценна сама по себе, поскольку делает нашу жизнь более интересной и насыщенной. Кроме того, психологи считают, что наличие хороших друзей позволяет нам быть гораздо эффективнее и успешнее в других сферах жизни. И для этого очень важно, чтобы дружба была искренней и бескорыстной, ведь только так можно быть уверенным, что она настоящая. Поэтому найти настоящего друга – это большая удача. И если вам с этим посчастливилось, цените эти отношения и никогда не забывайте, насколько они важны.

г) Собирательные и разделительные.

Это, может быть, самое важное различение видов понятий, потому что с выделением этих видов непосредственно связаны правила работы с понятиями. Эти виды понятий относятся только к общим понятиями. Единичные понятия не могут быть ни разделительными, ни собирательными. Элементы объёма понятия могут быть двух видов: 1) они могут быть единичными объектами, 2) они сами могут быть множествами объектов. В связи с таким разделением выделяются два вида понятий. Собирательным называется понятие, элементы объема которого сами составляют множества однородных объектов. Пример: К числу собирательных понятий относится: «толпа», поскольку элементами понятия «толпа» являются отдельные толпы, которые, в свою очередь, состоят из однородных предметов — людей; «библиотека» — поскольку элементы объема этого понятия состоят из однородных предметов — книг; парламент, коллектив, созвездие, флот и тому подобное. Разделительным называется понятие, элементы объёма которого не представляют собой множеств однородных объектов. Примеры: Большинство понятий являются разделительными. Человек, студент, стул, справедливость, логика, преступление и тому подобное. Нетрудно заметить, что с собирательными и разделительными понятиями следует обращаться одинаково. Нужно только всегда отдавать себе отчёт, что на самом деле является элементом объёма собирательных понятий. В понятии «библиотека» элементом объёма понятия служат не книги, а библиотеки. Если говорят, что библиотеку затопило, это не означает, что каждая книга погибла в воде. Элементом объёма понятия «общественный класс» являются не отдельные люди — буржуа, крестьяне или рабочие, а большие группы людей. И поэтому если вам говорят, что нечто в интересах такого-то класса, то это не означает, что это в интересах каждого рабочего, буржуа, крестьянина. Нужно также отдавать себе отчёт, что считать частью объёма таких понятий. Например, частью объёма понятия «университет» — это то или иное множество университетов, а не те или иные факультеты данного университета. Здесь следует помнить о проведённом ранее различении отношения рода и вида и отношения части и целого. Многие понятия могут употребляться как в разделительном, так и в собирательном смысле. «Граждане нашего государства поддерживают идею частной собственности» не означает, что каждый гражданин государства поддерживает эту идею. По мнению автора такого высказывания, граждане нашего государства в целом поддерживают эту идею. Здесь понятие «граждане нашего государства» используется в собирательном смысле. «Граждане нашего государства обязаны соблюдать закон» — в этом высказывании речь идёт о каждом гражданине, то есть понятие «граждане» употребляется здесь в разделительном смысле.

Объёмом понятияназывают совокупность (множество) предметов, охватываемых данным понятием. Так, объём понятия «прямоугольник» охватывает бесконечное множество плоских геометрических фигур прямоугольной формы, но с самой различной длины попарно равных противолежащих сторон; объём понятия «квадрат» составляет только часть объёма понятия «прямоугольник», так как охватывает лишь те из прямоугольных фигур, у которых равны не только противолежащие, но и прилежащие стороны. Объём понятия изображается в логике в виде круга (круги Эйлера), множество точек которого символизирует множество предметов, охватываемых данным понятием.

Понятия различаются по их содержанию и объёму.

По объёму понятия делятся на общие, единичные и пустые.

Общимназывается понятие, объём которого включает класс (множество) предметов, состоящий более чем из одного элемента (например, «стул», «стол», «персональный компьютер», «число», «функция» и тому подобное). Объём общего понятия может быть конечным или бесконечным. Большинство общих понятий, имеющих конечный объём, охватывают непосредственно большое количество предметов (элементов) «стул», «стол», «компьютер», «самолёт» и другие. Общие понятия с фиксированным объёмом охватывают строго определённый круг предметов: «планета Солнечной системы», «студент нашей группы» и тому подобное. Общие понятия с бесконечно большим объёмом используется, как правило, в теоретических дисциплинах («рациональное число», «алгебраическая функция» и другие).

Единичнымназывается понятие, объём которого состоит из одного единственного предмета (элемента). Оно выражается либо собственным именем («Солнце», «Земля», «число пи») либо формулировкой принадлежащего только данному предмету признака или совокупности признаков («обитаемая планета Солнечной системы» «самая высокая египетская пирамида») либо выделением отдельного предмета из класса однородных с помощью указательного местоимения («эта планета» «эта пирамида» «это число»).

Пустоепонятие (с нулевым объёмом) не содержит в своём объёме ни одного элемента («русалка», «баба Яга», «вечный двигатель», «домовой» и тому подобное).

Универсальный класс.

В ходе, какой-либо интеллектуальной операции (умозаключая, доказывая и тому подобное) мы по общему правилу явно или неявно ограничиваемся рамками некоторой предметной области, представленной в познании группой более или менее близких по содержанию понятий. Интеллектуальная операция может быть направлена на разные группы объектов: виды печатных изданий, класс животных и растений, только класс животных или только класс животных или только класс растений, множество болезней. Всякий раз, однако, мы ограничиваем себя именно данной предметной областью и за её пределы, более или менее чётко очерченные, стараемся не выходить. Классифицируя книги, мы не включаем в эту операцию виды животных, а в доказательство теоремы, скажем, о подобии треугольников не включаем сведений о кинофильмах. Предметную область, полагаемую предельно широкой для некоторой операции, будем называть универсальным классом. Множество печатных изданий можно рассматривать в качестве универсального по отношению к классам книг, брошюр, газет и так далее. В свою очередь множество книг можно сделать универсальным классом, выделяя в нём, например, типы книжных изданий. Понятие универсального класса относительно и всякий раз определяется выбранной предметной областью. Универсальный класс может охватывать и всю мыслимую совокупность существенных в мире объектов, и некоторое ограниченное множество, — например, множество книг в моей библиотеке или даже спичек в каком-то коробке.

Для формирования продуктивных навыков анализа текста следует признать весьма полезным овладение логическими методами описания отношений между понятиями. Достаточно эффективен в этом смысле графический метод, учитывающий, прежде всего объёмные характеристики и поэтому изображающий отношения между понятиями как определённое «расположение» классов относительно друг друга. Выясняется, что возможные отношения между двумя произвольными понятиями P и Q сводится к следующим четырём видам: 1)равнообъёмность; 2)перекрещивание; 3) внеположенность; 4)подчинение.

Равнообъёмность.

Рис.1.

Равнообъёмность понятий

Понятия P и Q равнообъёмные, если каждый объект, входящий в объём Q, входит также в объем P. Например, равнообъемные следующие понятия: «квадрат» и «ромб с прямыми углами», «ледовый континент» и «Антарктида». Любая пара подобных понятий представляет один и тот же класс, а потому отношения между ними изображаются полным слиянием окружностей (рис.1).

Поскольку такие понятия соотносятся с одним множеством,

очевидно, что различие между ними определяется исключительно их содержаниями (в противном случае вообще нельзя было бы говорить о двух понятиях).

В логике выделяют различные виды понятий.

По количественной характеристике объема понятия делят на:

  • — единичные;
  • — общие;
  • — пустые.

Единичное понятие — это понятие, объем которого включает один элемент.

Приведем пример.

Понятия «Аристотель», «самая высокая гора на Земле», «Михаил Ломоносов» являются единичными понятиями.

Общее понятие — это понятие, объем которого включает класс однородных предметов.

Приведем пример.

Понятия «город», «университет», «преступление», «государство», «афоризм» являются общими.

Пустое понятие — это понятие, объем которого не содержит ни одного элемента.

Пустота понятия может быть обусловлена различными причинами.

Во-первых, возможностью фиксации в понятии логически несовместимых признаков. Такие понятия можно квалифицировать как логически пустые.

Приведем пример.

Понятия «преступник, не совершивший ни одного преступления», «круглый квадрат», «женатый холостяк» являются логически пустыми.

Во-вторых, понятия могут быть пустыми, если их содержание противоречит законам природы. Такие понятия можно квалифицировать как фактически пустые.

Приведем пример.

Понятия «мост через Атлантический океан», «кентавр», «вечный двигатель» являются фактически пустыми.

По типу элементов объема понятия делят на:

  • — конкретные;
  • — абстрактные.

Конкретное понятие — это понятие, элемент объема которого — предмет или класс предметов.

Приведем пример.

Понятия «компьютер», «кража», «антология», «сборник» являются конкретными понятиями.

Абстрактное понятие — это понятие, элемент объема которого — свойства предметов или отношения между ними.

Приведем пример.

Понятие «талантливый человек» является конкретным, поскольку его объем включает талантливых людей: Пушкина, Моцарта, Сальвадора Дали. А понятие «талант» — абстрактное, поскольку его объем включает свойства людей, а именно — их талант: талант Пушкина, талант Моцарта, талант Сальвадора Дали.

Деление имен на абстрактные и конкретные иногда порождает логическую ошибку гипостазирования.

Гипостазирование — это логическая ошибка, которая состоит в опредмечивании абстрактных сущностей, в приписывании им реального, предметного существования.

Приведем пример.

Ошибку гипостазирования, например, совершает тот, кто считает, что рядом со здоровыми и больными людьми в реальном мире существуют и такие реальные вещи, как «здоровье» и «болезнь». Ошибка состоит в желании найти в ре&пьном мире некоторую вещь, отвечающую абстрактному понятию.

По характеру элементов объема понятия делят на:

  • — собирательные;
  • — разделительные.

Собирательное понятие — это понятие, элемент объема которого — класс предметов.

Разделительное понятие — это понятие, элемент объема которого — отдельный предмет.

Приведем примеры.

Примером собирательного понятия может быть понятие «созвездие», поскольку элементами объема этого понятия являются различные множества звезд — созвездия: созвездие Большой Медведицы, созвездие Малой Медведицы.

Примером разделительных понятий могут быть понятия «университет», «планета Солнечной системы», «человек».

По наличию или отсутствию в содержании понятий признаков, которые являются существенными для обобщения предметов в классы, понятия делят на:

  • — позитивные;
  • — негативные.

Позитивное понятие — это понятие, в содержании которого фиксируют наличие определенных признаков.

Негативное понятие — это понятие, в содержании которого фиксируют отсутствие определенных признаков.

Приведем примеры.

Понятие «дееспособность» позитивное, понятие «недееспособность» негативное.

По наличию или отсутствию в содержании понятия признаков, указывающих на отношения с другими понятиями, понятия делят на:

  • — относительные;
  • — безотносительные.

Относительное понятие — это понятие, в содержание которого включены признаки, указывающие на отношения с другими понятиями.

Безотносительное понятие — это понятие, в содержании которого отсутствуют признаки, указывающие на отношения с другими понятиями.

Приведем примеры.

Относительные понятия «родитель» (относительно понятия «ребенок»), «начальник» (относительно понятия «подчиненный»), «должник» (относительно понятия «кредитор»). Безотносительные понятия: «государство», «литература», «книга».

Определить, к какому виду принадлежит понятие, значит дать ему логическую характеристику.

Приведем пример.

Дадим логическую характеристику понятию «Франция»: единичное, конкретное, разделительное, позитивное, безотносительное.

Дадим логическую характеристику понятию «невменяемость»: общее, абстрактное, разделительное, негативное, безотносительное.

Добавить комментарий