Любой человек произносящий публичную речь

Реферат

по риторике

на тему: «Взаимодействие оратора с аудиторией»

  1. Введение……………………………………………………………………3
  2. Вития, краснослов, речистый человек…………………………………..4
    1. О слове оратор…………………………………………………………4
    2. Риторические навыки и умения………………………………………5
  3. Оратор и его аудитория………………………………………………….6
    1. Типы Ораторов………………………………………………………..6
    2. Учет особенностей аудитории. Типы слушателей………………….9
  4. Взаимодействие оратора с аудиторией ………………………………11
    1. Что такое контакт с аудиторией…………………………………….12
    2. Зрительный контакт………………………………………………….12
    3. Приёмы установления контакта с аудиторией.…………………….14
    4. Форма преподнесения материала……………………………………19
    5. Как определить, удалось установить контакт или нет…………….21
  5. Заключение……………………………………………………………….24
  6. Список использованных источников…………………………………25

  1. Введение

Свобода общественной жизни требует от каждого члена общества активных речевых действий и умения говорить убедительно. Ведь речь — это основной инструмент деятельности не только оратора, но и любого другого работника гуманитарной сферы, каждого активного гражданина страны.

Игнорирование этой очевидной истины может привести к полному отсутствию умения вести диалог, дискуссии в разных ситуациях, неспособности построить монолог, предназначенный именно для данной аудитории, произнести торжественную речь, добиться принятия аудиторией своих идей.

Кого из нас не привлекала роль оратора? Ведь человек, произносящий речь, приковывает внимание окружающих. Высказывая то или иное суждение, оратор воздействует на слушателей, оказывает влияние на их дальнейшие дела и поступки. Выступая, он отстаивает свою точку зрения, доказывает правильность выдвинутых положений.

Может быть, не каждому приходилось выступать публично, но, вероятно, многие не раз мысленно воображали себя ораторами, неоднократно произносили речи наедине с собой.

Однако в настоящее время не все правильно понимают суть публичного выступления. Некоторые лекторы зачастую, просто сухо зачитывают текст своей речи, но ведь они выступают для аудитории, поэтому важно взаимодействовать с ней. Это и будет моей основной задачей по ходу работы: понять, что же такое контакт с аудиторией, как его установить и удержать, выяснить основные приемы установления контакта, охарактеризовать особенности оратора и аудитории.

Поэтому я и выбрала реферат на тему: «взаимодействие оратора с аудиторией». Думаю, что изучение именно этой темы поможет мне изучить и понять одну из важных составляющих ораторского искусства, необходимых для успешного выступления на публике.

2.Вития, краснослов, речистый человек

2.1. О слове оратор

Кого из нас не привлекала роль оратора? Человек, произносящий речь, приковывает внимание окружающих. Высказывая то или иное суждение, оратор воздействует на слушателей, оказывает влияние на их дальнейшие дела и поступки. Выступая, он отстаивает свою точку зрения, доказывает правильность выдвинутых положений.

Может быть, не каждому приходилось выступать публично, но, вероятно, многие не раз мысленно воображали себя ораторами, неоднократно произносили речи наедине с собой.

Кого же называют оратором? Обычно при обсуждении этого вопроса мнения расходятся: одни считают оратором человека, произносящего речь перед слушателями, независимо от того, как он её произносит; другие утверждают, что оратор – это лишь тот, кто умеет хорошо говорить.

Слово оратор появилось в русском языке в начале XVIII столетия, а более широкое распространение получило в первой трети XIX века. Оно происходит от латинского слова orare, что в переводе означает «говорить».

В.И. Даль, объясняя слово оратор в «Толковом словаре живого великорусского языка», подбирает нему близкие по значению слова и словосочетания: вития, краснослов, речистый человек, мастер говорить. Все эти слова подчеркивают: оратор – это человек, умеющий говорить красно, т.е. красиво, образно, выразительно. А в 17-томном академическом «Словаре современного русского литературного языка» слово оратор означает: «1. Лицо, профессионально занимающееся искусством красноречия(у античных народов). 2. Лицо, произносящее речь; лицо, выступающее, говорящее в собрании. 3. Человек красноречивый, обладающий даром произносить речи». Как видим, в современном русском литературном языке слово оратор многозначно. Поэтому неудивительно, что в художественной литературе, периодической печати, в обиходной речи встречается употребление этого слова в разных значениях. Отсюда и появились различные толкования данного слова.

В теории слово оратор употребляют как термин ораторского искусства. В этом случае оно имеет только одно значение – оратором называется любой человек, произносящий публичную речь. Следует иметь в виду, что термин оратор не имеет качественной характеристики и нуждается в дополнительных определениях: хороший оратор, плохой оратор, выдающийся оратор, пламенный оратор, блестящий оратор и др.

2.2. Риторические навыки и умения

Чтобы выступать публично, оратор должен обладать рядом специальных навыков и умений. По определению психологов, навык – это способность осуществлять ту или иную операцию наилучшим образом. Какие же навыки необходимо иметь оратору? К основным навыкам оратора относятся следующие:

  • навык отбора литературы,
  • навык изучения отобранной литературы,
  • навык составления плана,
  • навык написания текста речи,
  • навык самообладания перед аудиторией,
  • навык ориентации во времени.

Из приобретенных навыков складываются умения оратора. Он должен уметь:

  • самостоятельно готовить выступление,
  • доходчиво и убедительно излагать материал,
  • отвечать на вопросы слушателей,
  • устанавливать и поддерживать контакт с аудиторией,
  • применять технические средства, наглядные пособия и т.д.

Если какие-либо навыки или умения будут отсутствовать у выступающего, то его общение со слушателями может оказаться неэффективным.

Успех публичного выступления во многом зависит от того, как выступающий знает предмет речи. Только в том случае, если оратор хорошо разбирается в теме своего выступления. Если он сумеет рассказать слушателям много интересного и привести новые неизвестные аудитории факты, если ему удастся ответить на возникшие вопросы, он может рассчитывать на внимание слушателей.

Оратор должен быть человеком эрудированным, т.е. начитанным, осведомленным в области литературы и искусства, науки и техники.

Нельзя забывать, что оратор не только создатель, но и исполнитель речи. Поэтому недостаточно подготовить интересное по содержанию выступление, нужно научиться выступать с речью, т.е. овладеть методикой ораторского искусства. И здесь всё важно: громкость голоса, интонация, темп и ритм речи, паузы, жесты и мимика, манера держаться, поведение на трибуне. Даже если один и тот же оратор произносит две речи, одинаковые по содержанию, но отличающиеся по манере исполнения, то оценка слушателями, как личности оратора, так и его речи будет разной. Оратор, которому удается расположить аудиторию доверительным к ней обращением, уважительным отношением, приятным голосом, приветливой улыбкой и другими средствами, несомненно, добьётся успеха у слушателей, и, наоборот, пренебрежение к аудитории, неуверенность в поведении выступающего, невыразительный, бесстрастный голос вызовут отрицательное отношение к оратору и его речи со стороны аудитории.

3. Оратор и его аудитория

3.1. Типы ораторов

Публичное выступление — это устное монологическое высказывание с целью оказания воздействия на аудиторию. В сфере делового общения наиболее часто используются такие жанры, как доклад, информационная, приветственная и торговая речь.

Каждый выступающий имеет свои индивидуальные особенности, которые влияют на стиль речи, проявляются в манере выступления. Поэтому теоретики ораторского искусства, издавна выделяли разные типы ораторов. Так, Цицерон в труде «Об ораторе» называл три типа. К первому он относил ораторов «велеречивых, с возвышенной силой мысли и торжественностью выражений «. По его словам, это ораторы «решительные, разнообразные, неистощимые, могучие, во всем оружии готовые трогать и обращать сердца». Ко второму типу, по классификации римского теоретика, принадлежат ораторы «сдержанные и проницательные, всему поучающие, все разъясняющие, а не возвеличивающие, отточенные в своей прозрачной, так сказать, и сжатой речи «. Третий тип ораторов Цицерон характеризовал так: «…средний и как бы умеренный род, не применяющий ни тонкой предусмотрительности последних, ни бурного натиска первых он соприкасается с обоими, но не выдается ни в ту, ни в другую сторону, близок им обоим, или, вернее говоря, скорее не причастен ни тому, ни другому»1.

В настоящее время выделяют следующие типы ораторов:

1) Рационально — логический. Ораторы этого типа склонны к анализу явлений, к рассуждениям и строгой аргументированности своих и чужих поступков. Их подготовка к любому высказыванию отличается последовательным отбором и строгой систематизацией материалов, обдумыванием и разработкой подробного плана. Этот выношенный план как бы «сидит у них внутри», и ораторы во время выступления не пользуются им. Их часто заботит другое: как сделать свою речь более яркой, эмоциональной, какие подобрать примеры, чтобы заинтересовать аудиторию. «Логиками» чаще всего бывают сангвиники.

2) Эмоционально — интуитивный. Представители этого типа говорят страстно, увлеченно, пересыпая свою речь остротами, каламбурами, но не всегда могут уследить за жесткой логической последовательностью речи и «свести концы с концами». План своих выступлений пишут не всегда, считая, что он их сковывает. Наблюдается совпадение эмоционального речевого типа с холерическим темпераментом.

3) Философский. Ораторы — «философы» более или менее эмоциональны, склонны к анализу, иногда бывают очень организованны в своей работе, а иногда без всякой видимой организации раскрывают какой-нибудь один вопрос, добираются до корня, и вдруг, как лучом света, озаряют все найденной идеей. Их общая черта — стремление к исследованию, глубокому осмыслению явлений прямо на глазах у слушателей, желание и умение вовлечь в этот процесс аудиторию. Чаще всего данную группу составляют люди флегматического темперамента.

4) Лирический, или художественно — образный. Глубокая эмоциональность, лиризм, внутреннее волнение, острая впечатлительность, проникновенность — черты, характерные для типа. Чаще всего в основе его — характер утонченный, меланхолический.

Конечно, деление ораторов на типы в определённой мере условно, но имеет под собой научную основу. Академик И.П.Павлов в своих трудах обосновал наличие у человека двух крайних типов высшей нервной деятельности – художественного и мыслительного.2

В зависимости, от того, к какому типу высшей нервной деятельности принадлежит человек, он по-разному произносит речь. Отсюда и разные типы ораторов. Кроме того, когда говорится о разных типах ораторов, то учитывается, какая сторона речи преобладает – эмоциональная или логическая.

Однако каждая речь должна быть и логичной, и эмоциональной. Поэтому нельзя быть только эмоциональным оратором и не заботиться о логике рассуждения. Если оратор говорит воодушевленно, с большим пафосом, но речь его бессодержательна, то такой оратор раздражает слушателей, вызывает протест и порицание. Вначале он может произвести сильное впечатление, увлечь своей эмоциональностью, но затем у слушателей наступает разочарование, так как они убеждаются, что в выступлении, кроме громких фраз и пафоса, ничего нет.

Проигрывают и те, кто говорит бесстрастно. Если оратор не использует богатые возможности интонации, не разнообразит темп речи, не продумывает заранее, где сделать паузы, то его выступление звучит монотонно, однообразно, требует от аудитории большого напряжения и самодисциплины.

3.2. Учет особенностей аудитории. Типы слушателей

Никакая речь не окажется успешной, если она не рассчитана на конкретных людей. Поэтому всегда важно учитывать особенности аудитории, перед которой предстоит выступить.

Прежде всего, важно знать, однородна или неоднородна аудитория. Об однородности аудитории можно судить по таким характеристикам, как возраст, пол, национальность, уровень образования, профессиональные интересы и т.д. Понятно, чем однороднее аудитория, тем единодушнее реакция слушателей на выступление, тем легче выступать. И наоборот, разнородная аудитория обычно неодинаково реагирует на слова оратора, и ему приходится прилагать дополнительные усилия, чтобы управлять своими слушателями.

Существенный признак аудитории – количественный состав слушателей. Некоторые ораторы боятся большой аудитории, они начинают сильно волноваться, их охватывает, как говорят, «ораторская лихорадка» и они теряют дар речи. Действительно, малочисленной аудиторией легче управлять, но в таком случае оратор должен хорошо знать вопрос, о котором идет речь, так как вряд ли удобно читать с «листа» перед небольшим количеством слушателей.

Бессознательное, точно так же как и сознательное, представляет одну и ту же ступень развития — в качестве представителей разных ступеней раз­вития они не подходят.

Но я надеюсь, что когда-нибудь, если к тому времени соседи не затопчут, наш родной монстр пере­йдет к зрелому возрасту, и тогда у прекрасной души народа будет прекрасный защитник и твердая опора для своего раз­вития, развития своих ценностей и идеалов присущих только ей.

Судьбу Москвы, ее победу в борьбе за создание единого государства летописцы объясняли волей Божьей, историки — действием объек­тивных закономерностей социально-экономического раз­вития; но и в том и в другом случае именно данная линия исторического развития Руси признавалась изна­чально главной, магистральной.

В 2000 году в «Ней­чур» был раздел с названием «Будущие»: каждую неделю новый автор предлагал краткий очерк раз­вития науки в будущем тысячелетии.

Результатом игнорирования факта насаждения этого идеала как раз и является то, что обывательские представления о Японии ничуть не изменились со времен последнего императора, в то время как сама страна не стоит на месте и развивается, поражая темпами своего раз— вития все мировое сообщество.

Правда, автор в своем введении изменение фортификационных форм ставит в зависимость от экономических и политических факторов (в частности от степени раз вития техники и от политических взаимоотношений отдельных стран), но, тем не менее, в дальнейшем изложении он не придерживается этого метода исследования.

Слово «античный» (от латинского antiquus — «древ­ний») употребляется для обозначения не всей вообще древней истории, а именно греко-римской древности, заложившей основы западного пути раз­вития.

Биограф Митрополита Платона профессор Снегирев, пользовавшийся особенною приязнию этого святителя, свидетельствует, что когда он — профессор выразил недоумение, почему славнейший и беспримерный дотоле в России Церковный вития и придворный проповедник (Платон) так отменно одобряет и превозносит начальные и как бы только пробные проповеднические труды учителя Лаврской Семинарии (Филарета), то святитель Платон о себе сказал, что он сам говорит языком человеческим, а о Филарете сказал, что он говорит языком ангельским.

Разделы учебников по макроэ­кономике, в которых мы можем узнать о теориях роста, как правило, беспри­страстны и довольно сложны для понимания человека, не интересующегося формулами, графиками и гипотезами, тогда как книга «В поисках роста» уни­кальна как раз тем, что помогает разобраться в проблемах экономического раз­вития без специальной подготовки.

Оратор

Кто такой оратор? Чем он отличается от выступающего?

Кто такой оратор? Можно ли оратором назвать любого выступающего?

— Нет.

Кто оратором является, а кто нет?

Пример. Представьте, преподаватель читает лекцию студентам. Его слушает несколько человек с первого ряда, еще часть студентов делают вид, что конспектируют, остальные — занимаются кто чем хочет. Не придуманная ситуация? Такое ведь бывает, и часто.

Почему этого преподавателя мы не назовем оратором?

Потому что, если бы он был оратором – его бы слушали все!

Оратор видел бы всех, включая тех, кто делает вид, что конспектирует, но занимается другими делами.

Оратор привлек бы внимание к себе.

А чем отличается оратор от выступающего?

Оратор — это не только жесты, голос, взгляд…

Тем же, чем мастер отличается от дилетанта.

Каждый из нас готовил на кухне, но не каждого мы называем поваром или кондитером.

Выступающий может знать все об ораторском искусстве, но это не сделает его оратором, как не сделает кулинаром того, кто прочитал кулинарную книгу.

Кондитером мы назовем того человека, который умеет делать вкусные торты.

А не того, кто надел фартук и поварской колпак.

Оратором мы назовем человека, умеющего делать такую речь, которой публика будет наслаждаться. Приятную и для слуха, и для глаз, и для ума.

Что нужно сделать, чтобы стать оратором?

Нужно обучиться риторике. Освоить ораторское искусство.

Так же?

И научиться выступать.

  • Выступает Мартин Лютер Кинг. Речь, произнесенная оратором 28 августа 1963 года со ступеней Мемориала Линкольна во время Марша на Вашингтон за рабочие места и свободу.

Какой он, оратор?

Оратор всех видит. Всех, даже если в зале очень много человек.

Настоящий оратор всех чувствует. Кто как относится к речи: кому речь нравится, кому не очень, кому совсем не нравится.

Оратор привлекает внимание. К себе. К теме выступления. Усиливает и ослабляет это внимание.

Также, оратор следит за восприятием речи. Замедляет ее или убыстряет.

Оратор говорит ясно и понятно. И слушатели не только понимают эту речь, но и запоминают, в виде слов или образов.

С оратором не скучно. Никто не замечает, как проходит время.

Смотреть на оратора – удовольствие. Потому что сам оратор получает от выступления удовольствие.

Как же стать оратором?

Есть такая наука, которая называется риторикой. Но, как и любая наука, риторика – скучна. По книге ее выучить сложно.

Как цветы и ботаника.

Ботаника — тоже сухая и скучная наука. А выращивание цветов – увлекательнейшее занятие. Юные цветоводы выращивают цветы без ботаники, но если появляются проблемы – тут же обращаются к науке. И только тогда ботаника становится интересной и полезной.

Выступать можно тоже без риторики. Юные ораторы так и делают. Когда речи лёгкие, а слушатели благодарные – выступать легко даже без особых знаний. Риторика пригождается позже, когда темы выступлений скучные, слушатели нетерпеливые, ответственность большая, права на ошибку нет.

Вот тогда помогает риторика. Ведь такие же самые проблемы изучались ораторами две-три тысячи лет назад. Со времен Цицерона и Демосфена ничего в риторике существенно не изменилось.

Слушатели остались теми же. Немножко умнее и немножко нетерпеливее. Но такими же. Они хотят наслаждения для ума, для слуха и для глаз, как утверждал Цицерон.

Ораторскому искусству учатся

Оратор обладает многими навыками.

Математик оперирует цифрами, танцор владеет движениями, художник представляет образы и переносит их на холст…

А оратор?

Оратор представляет свою речь, как она будет произнесена. Он ощупывает каждое слово, прежде чем его произнести.

Конечно же, не сразу оратор этим овладевает. Юные ораторы говорят все подряд, не особо задумываясь над словами. Этот навык приходит с опытом. От необходимости говорить так, чтобы слушали.

Оратор не только видит каждого человека, но и чувствует его в этот момент.

Этот навык тоже приходит с опытом. Но, жаль, не всем. Без этого чувства сложно управлять аудиторией.

Оратор имеет в своей памяти много рассказанных шуток, притч, историй.

И в нужное время они сами приходят на ум, помогая развеселить аудиторию. Это тоже результат практики. Нужно не только читать истории, притчи и анекдоты, но и часто их рассказывать, чтобы они запоминались в состоянии выступления.

Оратор владеет жестами и всеми движениями тела.

Как ими владеет танцор. Как ими владеет акробат. Сначала движения изучаются, отрабатываются, доводятся до автоматизма, естественности. Во время выступления он уже не думает о своих движениях, и нисколько не сомневается в том, как он выглядит со стороны.

Оратор не выступает — он разговаривает с людьми.

Как с лучшими друзьями. Это диалог, даже если в зале тишина. Спикер видит отклик каждого своего слова в глазах, улыбках, кивках… Впрочем, есть и другие невидимые глазу нити, связывающие каждого зрителя с оратором.

Как этому научиться?

Юный оратор осваивает жесты

Этому можно научиться только на практике. Выступать, выступать, и еще раз выступать!

И чем раньше начать обучаться — тем лучше!

Совершать ошибки (полезно, в исследовательских целях), натыкаться на проблемы. Искать ответы в мудрых книгах или спрашивать у опытных ораторов. И снова – выступать!

Оратору полезно овладеть очень многими навыками.

Некоторые навыки, явно спикерские: слова, интонации, жесты, экспромт, эмоции и другие… Некоторые навыки берут корни из других наук. Оратору полезно знать философию и психологию. Актерское мастерство тоже не помешает. Эрудиция тоже будет большим плюсом.

А как же оратор без здорового и красивого тела? Спорт просто необходим оратору.

Так можно перечислять многие науки, которые будут полезны оратору. И чем больше навыков у оратора – тем лучше он будет выступать.

Но если юный оратор еще не знает все-все и не овладел всеми навыками?

Так появляется стиль оратора. Кто-то основывается на красивых словах, кто-то на красивых жестах. Кто-то выступает только с подготовленными и отрепетированными речами, а кто-то научится думать над словами во время речи, и поэтому может позволить себе полный экспромт.

Но критерием выступления оратора, все же, будут не эти навыки, а реакция людей на речь. Можно уметь не так уж и много, но произвести впечатление на публику. Воспользоваться минимумом навыков, но получить максимальный результат.

Аудитория платит оратору эмоциями, вопросами и аплодисментами. Не замечается время, проведенное вместе с хорошим оратором.

Со стороны кажется, что выступать очень легко. Так оно и есть.

Хорошему оратору выступать легко.

Так же, как хороший художник рисует портрет. Как хороший музыкант играет на инструментах.

Пришла знакомая, села за мой синтезатор сыграла «Лунную сонату». Легко и непринужденно. Казалось бы, что может быть проще? Пальцы скользят по клавишам. После нее попытался я. Почему-то не получилось. Никак. При том, что я знаю ноты и умею играть.
Но ведь просто уметь – мало для мастерства.

Многие люди выступали на сцене. Но не каждого из них мы назовем оратором.

В завершении статьи напишу, что мы обучаем ораторов, как на живых тренингах (это лучший вид обучения), так и онлайн (индивидуально по Скайпу). Если вы имеете возможность приехать на тренинг — обучим ораторскому искусству. Если такой возможности нет — записывайтесь на онлайн обучение:

  • Онлайн-обучение ораторскому искусству

Если не хотите обучаться — читайте дальше. На этом сайте есть много полезной информации, как для начинающих ораторов, так и для опытных спикеров. Читайте следующую страницу книги или выбирайте интересные страницы по оглавлению книги.

С уважением, тренер риторики Болсунов Олег.

Читать следующую страницу →

Оглавление книги

/ Оратор / Кто такой оратор Статья /

Добавить комментарий