Манифест 17 октября 1905 г. (Октябрьский манифест) — законодательный акт, разработанный верховной властью Российской империи с целью положить конец беспорядкам и забастовкам в стране.
Манифест был разработан по приказу Николая 2-го в кратчайшие сроки и стал ответной реакцией на непрекращающиеся забастовки, проходящие по всей стране с 12 октября. Автором Манифеста выступил С. Витте, полное название документа — Высочайший манифест об усовершенствовании государственного порядка.
Основная суть и цель Манифеста 17 октября 1905 г. — дать бастовавшим рабочим гражданские права и выполнять ряд их требований с целью прекращения восстания. Манифест стал вынужденной мерой.
Содержание
Предпосылки к созданию Манифеста 17 октября
Манифест стал одним из наиболее заметных событий первой русской революции (1905-1907). К началу 20-го в. страна находилась в довольно плачевном состоянии: произошел промышленный спад, экономика находилась в состоянии кризиса, государственный долг продолжал расти, а неурожайные годы вызвали в стране массовый голод. Отмена крепостного права во второй половине 19-го в. сильно повлияла на экономику, однако действующая система управления в стране не могла адекватно реагировать на изменения.
Находящиеся в трудном положении крестьяне и рабочие, которые не могли себя прокормить и к тому же обладали ограниченными гражданскими правами, требовали проведения реформ. Недоверие к действиям императора Николая 2-го привело к росту революционных настроений и популяризации лозунга «Долой самодержавие».
Спусковым крючком в началу революции стали события «Кровавого воскресенья», когда императорские войска расстреляли мирную демонстрацию рабочих 9 января 1905 г. По всей стране начались массовые беспорядки, забастовки и бунты — люди требовали отнять единоличную власть у императора и дать ее народу.
В октябре забастовки достигли своего пика, в стране бастовало более 2 млн человек, регулярно проводились погромы и кровавые столкновения.
Реакция правительства и процесс создания Манифеста 17 октября
Правительство пыталось справиться с бунтами, выпуская различные указы. В феврале 1905 г. вышли одновременно два документа, которые противоречили друг другу по содержанию:
- Указ, разрешающий населению подавать на рассмотрение документы об изменении и совершенствовании государственного строя;
- Указ, провозглашающий незыблемость самодержавия.
Правительство давало гражданам свободу в выражении своей воли, но на самом деле эта свобода была фиктивной, так как право принимать решение все равно оставалось за императором, а власть монархии в России не могла быть уменьшена законным способом. Демонстрации продолжались.
В мае 1905 г. на рассмотрение в Думу поступил новый проект, который предусматривал создание в России единого законосовещательного органа, который позволял бы учитывать интересы народа в принятии важных для страны решений. Правительство не поддержало проект и пыталось изменить его содержание в пользу самодержавия.
В октябре бунты достигли своего пика, и Николай 2-й вынужден был пойти на примирение с народом. Итогом этого решения и стал Манифест 1905 г., который положил начало новому государственному устройству — буржуазной конституционной монархии.
Основные положения Манифеста 17 октября 1905 г.
Основные положения Октябрьского манифеста:
- Манифест даровал свободу слова, свободу собраний и создания союзов и общественных организаций;
- в выборах теперь могли участвовать более широкие слои населения — избирательное право появилось у тех сословий, которые им никогда до этого не обладали. Таким образом, голосовать теперь могли практически все граждане;
- Манифест обязывал заранее рассматривать и утверждать все законопроекты через Государственную думу. Отныне единоличная власть императора ослабла, начал формироваться новый, более совершенный законодательный орган.
Итоги и значение октябрьского Манифеста
Принятие подобного документа было первой в истории России попыткой государства дать народу больше гражданских прав и свобод. Фактически Манифест не только давал избирательное право всем гражданам, он провозглашал определенные демократические свободы, которые были необходимы для перехода России на новый тип государственного устройства.
С введением Манифеста законодательное право из единоличного (его имел только император) теперь распределялось между императором и законодательным органом — Государственной думой. Был учрежден парламент, без решения которого ни один указ не мог вступить в силу. Однако Николай не хотел так просто упускать власть, поэтому самодержавец оставлял за собой право в любой момент распустить Государственную думу, воспользовавшись правом вето.
Изменения, внесенные Манифестом в основные законы Российской империи, фактически стали началом первой российской конституции.
Право свободы слова и собраний привело к стремительному росту различных организаций и союзов по всей стране.
К сожалению, Манифест был лишь временной договоренностью между крестьянством и императором и прослужил недолго. В 1917 г. вспыхнула новая революция — самодержавие было свергнуто.
30 октября (17 октября по старому стилю) 1905 года российский самодержец Николай II принял «Манифест об усовершенствовании государственного порядка». Манифест распределял прежде единоличное право российского императора законодательствовать между собственно монархом и законодательным (представительным) органом – Государственной Думой; вводился также ряд гражданских прав и свобод: провозглашалась свобода слова, свобода собраний и свобода создания союзов и общественных организаций, свобода совести; предоставлялось избирательное право тем слоям населения, которые раньше им не обладали.
О том, как развивались события в России после принятия манифеста и как отнеслась к манифесту Церковь, почему стал возможен такой феномен, как священник-революционер Г. Гапон, об ответственности власти и уроках истории мы беседуем с историком Федором Гайдой.
Илья Репин. 17 Октября 1905 г.
– Федор Александрович, 110 лет назад был принят манифест, вошедший в историю как Манифест 17 октября. Практически во всех учебниках истории, справочниках и многих исследованиях говорится, что манифест был принят Николаем II для того, чтобы стабилизировать обстановку в стране. Суть манифеста заключалась в том, чтобы пойти на уступки рабочим и выполнить ряд их требований: дать гражданские права и свободы, тем самым прекратив хаос в стране. Как развивались события в стране после принятия манифеста? В каких реалиях стала жить Россия?
Манифест в принципе не мог привести к стабилизации политической обстановки в стране
– Преувеличение – считать, что Манифест 17 октября был принят для того, чтобы успокоить волнения в стране, что это уступка рабочим. Так думал основной инициатор манифеста – новоиспеченный граф Сергей Юльевич Витте, только что заключивший Портсмутский мир. Он полагал, что прокатившуюся по России волну забастовок можно сбить, создав новое правительство на новых началах, которое он и должен был возглавить – и возглавил. Но давайте посмотрим текст манифеста. В нем говорится о создании законодательного органа – Государственной Думы, то есть об ограничении самодержавия. Говорилось и о том, что широкие слои населения будут привлечены к выборам в Государственную Думу. Но не было ничего сказано о главных рабочих требованиях, а главные рабочие требования были социально-экономического характера. В первую очередь это, конечно, сокращение рабочего дня и повышение заработной платы. Вот об этом, прежде всего, надо было беспокоиться, если главная задача – умиротворение рабочих.
Витте, по большому счету, использовал рабочее движение в своих целях и в целях оппозиционной интеллигенции. Он предполагал, что добьется этого манифеста, потом сформирует коалиционное правительство вместе с радикальными либералами, станет премьер-министром и тем самым будет основной политической фигурой в России. Он получил поддержку со стороны великого князя Николая Николаевича, который имел большое влияние на своего племянника – императора Николая II. Вместе они смогли добиться подписания Манифеста. Но никакого умиротворения, как известно, не наступило.
Манифест 17 октября, опубликованный в Ведомостях Спб. градоначальства
– А что произошло на самом деле?
– Манифест оказался сюрпризом для всей страны. Местные власти не знали о том, что он готовится, практически несколько дней вообще не вмешивались ни в какие события, потому что не понимали, как на них нужно отреагировать.
После подписания манифест был распространен по всей стране, вступил в силу с момента опубликования – и тут же на улицах появились демонстрации с красными знаменами. Интеллигенция ликовала – праздновала «свободу». А через несколько дней появились столь же многочисленные демонстрации, но с хоругвями, которые выступали за неограниченное самодержавие. Начались уличные столкновения, а власть никак не вмешивалась, потому что не знала, что она должна делать. Никаких инструкций на сей счет у нее не было: наступила свобода. Позже, в декабре, в целом ряде городов были предприняты попытки вооруженных восстаний. Самая известная – восстание в Москве, на Пресне. И только после московских событий был принят специальный акт, по которому именно рабочие получили несколько мест в Государственной Думе, могли выбирать своих представителей. Но значение их голосов для Государственной Думы было очень небольшое.
– Как Церковь отреагировала на появление Манифеста 17 октября?
– Надо отдавать себе отчет в том, что Церковь организационно не имела никакой самостоятельности. Она была частью государственного аппарата. Церковь подчинялась Синоду, а Синод был органом государственного управления, и Церковь без какой-либо государственной санкции никаких самостоятельных шагов предпринимать не могла. Вот когда началась революция 1905 года, Церковь в лице Синода по государственной инициативе выступила с воззванием, где осуждались революционные проявления, эксцессы, насилие. А на события октября 1905 года Церковь как могла реагировать? Не могла же она критиковать царский манифест! А его поддержки и не требовалось.
– Манифестом воспользовалась оппозиция самодержавию, и фактически это была попытка передела государственного устройства России, превращение монархии абсолютной в конституционную. Высказывались ли иерархи Церкви по этому поводу?
– Консервативно настроенные иерархи Церкви воспринимали всё происходящее с большим скепсисом. Конечно, в душе кто-нибудь и мог надеяться, что провозглашаемые права и свободы положительно повлияют на настроения в стране.
Среди духовенства были представители самых разных политических взглядов – от сторонников неограниченного самодержавия до явных социалистов
Говорить о том, что духовенство, в том числе епископат, имело консолидированную политическую позицию, нельзя. В начале ХХ века среди русского духовенства были представители самых разных политических взглядов – от сторонников неограниченного самодержавия, от тех, кто активно поддерживал «Союз русского народа», до явных социалистов. Всё было крайне сложно. И в значительной степени – это следствие того положения, которое Церковь имела в государстве и обществе. Мы видим полное отсутствие свободы, возможности самостоятельно действовать, потому что Церковь включена в государственный механизм. Но также налицо и то, что обычно называется духовным кризисом. Это сложное явление, которое на самом деле не означает сугубое оскудение веры. Процессы происходили разнонаправленные. Было ведь в части общества и духовное возрождение.
Именно потому, что духовная жизнь находилась к этому времени в своего рода переходном состоянии – ставились новые вопросы, интеллигенция очень живо интересовалась религиозными проблемами, и потому многие из иерархов пытались наладить диалог с интеллектуальной частью общества – так вот, в силу этих сложных процессов внутри Церкви настроения были очень разные. В основном, конечно, консервативные, но далеко не у всех.
– Говоря о Церкви, о ее реакции на Манифест 17 октября, хочется вспомнить о событии, которое предшествовало ему, – о 9 января 1905 года, «кровавом воскресенье». Активным организатором шествия к Зимнему дворцу был Георгий Гапон, бывший священник. Вокруг этой исторической фигуры множество мифов. Так кем же был Гапон – провокатором или убежденным революционером? Чего он хотел? Понимал ли он, к каким последствиям его деятельность может привести?
Георгий Гапон, 1900-е годы – Георгий Гапон был человеком достаточно искренним, но, как часто бывает с людьми увлекающимися, он оказался подвержен игре страстей. Он был тщеславен. Несмотря на свое незнатное происхождение (он из простой семьи, родом из Полтавской губернии), он, благодаря своим способностям, оказался в Петербурге, смог завязать отношения со столичным начальством. У него был дар оратора, он мог внушать свои взгляды простому народу – на этом и попытался сделать карьеру.
Городские власти его заметили и привлекли к т.н. «зубатовскому движению».
– Напомните, пожалуйста, нашим читателям, что это было за движение.
– Власти для того, чтобы помешать распространению революционных идей среди рабочих, пытались проводить в рабочей среде свою политику. Организовывались такие сообщества, во главе которых ставились люди, пользовавшиеся авторитетом и влиянием у рабочих и одновременно связанные негласно с полицейским аппаратом. Это была идея начальника Московского охранного отделения Департамента полиции Сергея Зубатова. Эти рабочие общества организовывали досуг рабочих и кассы взаимопомощи, занимались просвещением, боролись с пьянством… Движение имело большой размах. Но когда в воздухе запахло революцией, власть стала движение свертывать, потому что опасалась, что уже не сможет контролировать рабочие объединения. В 1903 году Зубатов был отстранен от этой деятельности. Но многие его соратники продолжили свою деятельность в рабочей среде.
Г. А. Гапон и И. А. Фуллон на открытии Коломенского отдела «Собрания Русских фабрично-заводских рабочих г. Санкт-Петербурга». Осень 1904 года
Гапон считал: если нужны жертвы – пускай будут жертвы. Самое главное – «благих» целей добиться
Одним из них был отец Георгий Гапон, который сразу же, как только полиция перестала контролировать рабочие объединения, удалил всех агентов из своей организации. Он завязал контакты с оппозицией, возомнил себя значительной фигурой, которая может влиять на политику. Фактически он использовал рабочих в интересах политической борьбы. Им были поставлены такие требования, которые власть просто не могла удовлетворить в принципе. А расчет был на то, чтобы организовать громадную демонстрацию, попытаться пробиться к Зимнему дворцу, а дальше… Он надеялся, что власти пойдут на уступки, а если не пойдут, то прольется кровь – и тогда уже власти вынуждены будут пойти на уступки. А что с рабочими будет, это его не слишком интересовало. Он считал: если нужны жертвы – пускай будут жертвы. Самое главное, чтобы «благих» целей добиться. А благие цели какие? Всеобщее избирательное право, ограничение самодержавия, земля – крестьянам, 8-часовой рабочий день для рабочих. Такая вот революционная программа. И он был убежден, что, борясь за интересы рабочих, можно их использовать в своих интересах.
– 9 января считается началом революции 1905 года…
Революция началась не 9 января 1905 года – она началась раньше
– Революция началась не 9 января – она началась раньше. Уже были попытки пойти на уступки либеральному движению. И было ясно, что эти уступки должны быть большими, что оппозиция на компромисс не идет, что она совершенно деструктивно себя ведет. Министр внутренних дел П.Д. Святополк-Мирский, который как раз ратовал за эти уступки, понял, что его политика зашла в тупик. Он подал в отставку. К 9 января в стране фактически не было конкретного ответственного лица за обеспечение безопасности в государстве. Гапон воспользовался этим замешательством власти. Ситуацию раскрутили либералы, а он хорошо вписался в общую струю, вывел рабочих на улицу. Человеческие жизни приносились в жертву революции. И делалось это совершенно осознанно.
– Как Церковь отнеслась к подобной деятельности священнослужителя? И почему, как вы считаете, священнослужитель стал таким рьяным революционером?
– Церковь осудила революционное движение – Синод осудил. Было воззвание, в котором паства призывалась к тому, чтобы в революционных эксцессах не участвовать. Гапон был лишен сана, при этом он заявил, что и сам с себя сан слагает. Он бежал за границу, и революционная эмиграция примерно в течение года его считала лидером революционного движения в России – такой колоссальный авторитет был у него в революционной среде. Он хотел объединить все революционные партии в борьбе против самодержавия.
Почему священник пошел в революцию? Потому что в широкой народной среде влияние иметь будет именно такой человек. Ведь профессиональных революционеров рабочая среда не очень принимала. А гонимый духовный пастырь мог иметь влияние. Это понимали все революционеры. Даже Ленин понимал, писал об этом.
Кто может предъявить требования царю, помазаннику Божию, сакральной фигуре? – Представитель духовенства
Россия того времени – это неграмотная и религиозная страна. Кто мог повести за собой широкие народные массы? Священник! Человек, который серьезно претендует не только на политический, но и на духовный авторитет. Он может и на смерть повести. А политическая борьба воспринималась тогда как борьба религиозная. В конце концов, кто может предъявить требования царю, помазаннику Божию, сакральной фигуре? – Представитель духовенства. У всех других просто не будет такой харизмы, чтобы говорить с царем. Вот что надо учитывать.
– Гапон говорил: «Цель у меня святая – вывести страждущий народ из тупика и избавить рабочих от гнета». Многие усматривают и в этих его словах, и в других высказываниях претензию на мессианство.
– Совершенно верно: человек возомнил, что ему определено такое пророческое служение, что он, подобно Моисею, выведет народ из тьмы египетской и приведет в землю обетованную. В данном случае под землей обетованной понималось социалистическое будущее, где все будут сыты, довольны, рады. Он о себе думал именно таким образом.
– Известно, что незадолго до смерти он стал противником революции и если не совсем монархистом, то человеком, который понимает, насколько важно для России, для народа самодержавие. Его взгляды действительно изменились? Или это была такая политическая игра?
– Я уже говорил выше, что, оказавшись за границей, он стал поначалу популярной личностью в революционной среде. Потом многие из революционных лидеров начали его побаиваться, воспринимать как конкурента, считать, что он ведет какую-то свою игру. И сам Гапон в революционной деятельности разочаровался. Запил. У него начался душевный кризис. А так как и в революционной среде за границей у правительства тоже была своя агентура, то о перемене настроений Гапона стало известно в России – в определенных кругах. Витте, став премьер-министром, предпринял попытку договориться с Гапоном о том, чтобы тот вернулся в Россию, возглавил бы рабочее движение, которое было бы лояльным по отношению к власти.
Другой вопрос, насколько серьезным было разочарование Гапона в революции и действительно ли он хотел играть в политику по правилам Витте. Это загадка. Боюсь, что ее нам не разгадать. Мы не знаем, что происходило в душе этого человека. Но он приехал нелегально в Россию, заявил, что готов возглавить такое рабочее движение, но, как только это стало ясно, эсеры его убили.
– Говорят, что врагам мы должны быть благодарны – они нас многому учат. Ленин Манифест 17 октября оценил как «некий момент, когда пролетарии и крестьянство, вырвав у царя манифест, еще не в силах свалить царизм, а царизм уже не может управлять только прежними средствами и вынужден обещать на словах гражданские свободы и законодательную Думу». Как бы вы прокомментировали эти слова? И чему нас учит это историческое событие – принятие Манифеста 17 октября?
– Главный исторический урок этого события таков: управление государством – это огромная ответственность. Что произошло в октябре 1905 года? В высших эшелонах власти посчитали, что если пойти на такую серьезную уступку, то можно свернуть революцию. Раз – и всё сразу устроится.
Заседание аграрной комиссии I Государственной Думы, Санкт-Петербург, май 1906 г.
Уступки власти оппозиция расценила как слабость власти. И продолжила наступление на власть
Действительно, уступка была серьезная: манифест ограничивал самодержавие, в России устанавливался новый политический строй. Но в итоге что получилось? Все оппозиционные силы, включая либералов, увидев такую уступку, посчитали: если самодержавие идет на такие серьезные меры, это означает, что и дальше можно требовать новых уступок. Манифест 17 октября вызвал приступ бурного восторга, но как только эйфория прошла, оппозиция начала новые наступления.
Витте думал, что после принятия манифеста он сразу же договорится с либералами – а ничего подобного не произошло. Он предложил либералам войти в правительство – они отказались. Они сказали: «Вы должны организовать выборы в Думу, а после того, как будут избраны депутаты, вы передадите всю власть Государственной Думе. И уже Государственная Дума решит, какую конституцию для России написать, отдать ли крестьянам землю и т. д. Дума проведет уже все необходимые реформы, а вы нам не нужны. Старый порядок должен уйти после того, как состоятся выборы в Думу». И когда Первая Дума была избрана, победу там одержали кадеты, то есть радикальные либералы, которые мечтали превратить Думу в таран против царской власти. И именно потому власть была вынуждена Думу распустить. Поменялось правительство, министром внутренних дел стал Столыпин, премьер-министром – Горемыкин; они и пришли к тому, что – ничего не поделаешь – такую Думу надо распускать.
Политическая карикатура по басне И. А. Крылова «Лебедь, рак и щука» («Искры», 1906, № 23, С. 274.)
Потом была Вторая Дума, которую тоже пришлось распускать; потом пришлось менять избирательный закон, порядок выборов, делать Думу более консервативной по социальному составу. А кроме того, проводить реформы. Например, столыпинскую аграрную реформу. И только когда власть взяла себя в руки и стала наводить порядок, но при этом и реформы проводить, революция закончилась.
Речь о том, кто берет на себя ответственность за дальнейшее развитие ситуации. Если никто не берет на себя ответственность, то ситуация начинает выходить из-под контроля – а это и есть революция.
– Так какой же вывод мы должны сделать?
– Те оппозиционные силы, которые вырвали из рук царя Манифест 17 октября, рассчитывали на то, что после они будут получать всё большие и большие уступки. И потому в ситуации политического кризиса надо всегда принимать для себя очень важные решения: на какие уступки идти. Если эти уступки будут восприняты как слабость, то они только ухудшат ситуацию.
Главный исторический урок таков: управление государством – это огромная ответственность
Вспомните, как разворачивались события в марте 1917 года. Император подписывает манифест об отречении, потому что считает: этим шагом он стабилизирует ситуацию в стране. В манифесте он об этом прямо заявляет: если я являюсь препятствием к победе в войне, если моя фигура может стать причиной гражданской войны, тогда – я ухожу. Но поступали ли ответственно те, кто добивался отречения? Эта уступка воспринимается как слабость власти, и дальше начинается развал. В 1905–1906 годах власть смогла вернуть ситуацию под контроль. В 1917 году – уже нет. Политика – дело ответственное, и проводить ее надо ответственно.
Манифест 17 октября и вообще октябрьские дни 1905 года стали переломными для всей истории России, хотя и нельзя сказать, что проведённое изменение сверху решило проблемы общества и изменило устройство государственной машины империи. Однако, события октября показали, что царь и его окружение не могут сопротивляться и подавлять назревшее восстание силовыми методами, так как таким путём можно было только усугубить ситуацию и усилить революционные настроения. Николай II вынужден был пойти на уступки, к которым апеллировал С. Ю. Витте и другие государственные деятели.
Материал продолжает цикл статей о Первой русской революции. В прошлый раз мы рассказали о Декабрьском восстании в Москве, сегодня в центре внимания — знаменитый Манифест 17 октября. Почему царь пошёл на уступки, как дарование свобод встретили консерваторы и либералы, а также почему так и не удалось остановить бунты по всей стране?
Митинг в Петербурге после оглашения царского манифеста
Манифест 17 октября
Всеобщая октябрьская стачка привела к дезорганизации и ступору всех важнейших экономических и политических структур. В ситуации массового народного недовольства все ожидали от царя решительных действий.
Либеральная часть населения рассчитывала, что народ усмирят с помощью реформ, заключавшихся в даровании широких демократических свобод. Консерваторы, напротив, требовали от Николая II ввести военное положение и искоренить революцию в зародыше.
Сам же царь не мог решиться ни на тот, ни на другой шаг. Во-первых, сама идея самодержавия шла вразрез с демократическими привилегиями, да и к тому же такая политика вызвала бы недовольство дворянства — оплота самодержавия. Во-вторых, жёсткое подавление восстания не привело бы к желаемому результату, так как для него требовалось огромное количество боевых соединений. Войск хватало для столицы, но не для всей России, где также вспыхнула буря народного недовольства. Помимо этого, не исключена была обратная реакция населения на вооружённое подавление, как уже произошло после 9 января. Да и брожение в армии оказалось весомым аргументом против силового решения.
«Всеобщая стачка Иваново-вознесенских рабочих в мае 1905 года», Е. И. Дешалыт. 1977 год
Нажим на власть также исходил и от деловой буржуазии, которая терпела в это время большие убытки. Множество торговцев сельскохозяйственной продукцией, горнопромышленные и текстильные фабриканты, сахарозаводчики и другие требовали от правительства решительно подавить восстание и восстановить железнодорожное сообщение. Так, в газете «Слово» от 14 октября 1905 года было написано следующее:
«Должны быть приняты самые решительные меры к водворению общего спокойствия. Нужна твёрдая власть, нужно немедленно, во что бы то ни стало, восстановление прервавшегося движения дорог, торговли и всех проявлений жизни».
Несмотря на то, что большинство промышленников и банкиров без восторга встретили идеи левых либералов о том, что народная забастовка может стать средством давления на правительство, многие предприниматели считали, что необходимо решать рабочий вопрос без силовой конфронтации, а мирным путём реформирования политической системы и перевеса буржуазно-промышленных кругов в работе Государственной думы.
«Октябрьская идиллия», М. В. Добужинский. 1905 год
12 октября правительство Российской империи уже осознавало масштабы народного недовольства. Несмотря на сопротивление консервативных кругов Николай II и его окружение в тайне от представителей элиты начали подготовку манифеста для пресечения «смуты». Проект манифеста разрабатывали видные деятели Российской империи: С. Ю. Витте, Д. Ф. Траппов, Н. И. Вуич, В. Б. Фредерикс, О. Б. Рихтер, И. Л. Горемыкин, А. А. Будберг и другие. Манифест 17 октября стал неожиданностью для многих членов правительства и представителей царской семьи. Это подтверждает, например, тот факт, что министр финансов Российской империи В. Н. Коковцев узнал о самом документе и его содержании чуть ли не из газет и, как он пишет, «даже не подозревал о его изготовлении».
Конечно, Манифест 17 октября прошёл только благодаря паритету между революцией и царизмом, а также усилиями царских сановников, которые противодействовали и продвигали конституцию, противясь стремлениям Николая II и консервативной верхушки. Витте, который рассчитывал на пост главы правительства, смог ловко использовать возможности народного недовольства и позиции либеральной интеллигенции. Понимая, что царь не может подавить восстание собственными силами Витте предлагал Николаю два варианта: собственно, создание манифеста и умиротворение народной массы или же введение диктатуры, что для царя было намного опаснее, так как в ней он видел угрозу своей неограниченной власти. Таким образом было решено подготовить проект реформ.
На Знаменской площади в 1905 году
16 октября записка Витте почти была готова, оставалась только редакция. А уже после опубликования царь напишет Трепову следующие слова, которые явно показывают отношения Николая II к демократическим стремлениям его свиты:
«Дорогой Дмитрий Фёдорович!
Да, России даруется конституция. Немного нас было, которые боролись против неё. Но поддержки в этой борьбе ниоткуда не пришло, всякий день от нас отворачивалось всё большее количество людей и, в конце концов, случилось неизбежное. Тем не менее по совести я предпочитаю даровать всё сразу, нежели быть вынужденным в ближайшем будущем уступать по мелочам и всё-таки прийти к тому же».
Ещё одним красочным описанием станет дневниковая запись императора от 17 октября 1905 года в годовщину крушения царского поезда в Борках:
«Годовщина крушения!
В 10 час. поехали в казармы Сводно-Гвардейского батальона. По случаю его праздника отец Иоанн отслужил молебен в столовой. Завтракали Николаша и Стана.
Сидели и разговаривали, ожидая, приезда Витте. Подписал манифест в 5 час. После такого дня голова сделалась тяжёлою и мысли стали путаться. Господи, помоги нам, спаси и умири Россию!»
К чему же пришли царские чиновники и император в итоге, действительно ли Манифест 17 октября дал шанс оппозиционным силам влиять на управление Российской империи?
Для ответа на данный вопрос следует прежде всего рассмотреть сам «Высочайший Манифест об усовершенствовании государственного порядка». В первом его пункте закреплялись права и свободы личности, слова, собраний и союзов. Второй пункт давал возможность остальным классам империи быть представленными в созыве Государственной думы. В третьем пункте обозначали функции Думы, которая должна была стать не только совещательным, но и законодательным органом.
Несмотря на умиротворительный характер документа, не обошлось и без манёвров. Манифест воспринимался царём как милость поданным. Также он призывал немедленно прекратить беспорядки и бесчинства, что означало команду местным властям ликвидировать «смуту». 19 октября царь подписал указ о создании Совета министров во главе с С. Ю. Витте, который по сути стал первым премьер-министром Российской империи, так как министры были подконтрольны теперь именно главе Совета министров, а не царю. Помимо этого, лишились постов лидеры реакции — обер-прокурор Синода К. П. Победоносцев и генерал-губернатор Санкт-Петербурга Д. Ф. Трепов.
«Сто дней свобод» Первой русской революции
«Народ победил. Царь капитулировал. Самодержавие перестало существовать», — именно так после 17 октября было написано в английской газете «Таймс». Несмотря на ликование народа, многие члены революционного движения скептически отнеслись к царскому манифесту. Так, в большевистской газете «Пролетарий» была дана следующая оценка:
«Манифест — это победа, но народу ещё рано ликовать, так как самодержавие далеко не капитулировало, а только отступило, «оставив неприятелю поле сражения». Действительно, манифест только декларировал введение в стране буржуазного конституционализма, ничем не гарантируя его реализацию. Самодержавие отступило, чтобы собрать свои силы. Оценка манифеста многими представителями интеллигенции сводилась к тому, что это — не конституция, а глумление над народом».
Ожидаемого эффекта умиротворения масс Манифест 17 октября не принёс. Во-первых, консерваторы подвергли критике либерализацию режима и первые зачатки конституционного управления. Во-вторых, не устроил манифест и либеральную интеллигенцию, так как некоторые из них выступали за более кардинальные изменения политической системы России. Тут стоит упомянуть и партию конституционалистов-демократов, лидер которой П. Н. Милюков заявил после оглашения манифеста:
«Ничто не изменилось, война продолжается».
Черносотенцы в годы Первой русской революции
Итоги борьбы за первые ростки свободы были, пожалуй, восприняты позитивно среди социалистов, хотя и, тот же Ленин, считал, что это «не решает судьбы всего дела». Подозрения, что манифест — всего лишь обманный манёвр оставались актуальными в революционной среде, а в частности среди эсеров. Хотя и среди них были оптимисты, например, М. Р. Гоц и В. М. Чернов, которых прельщала сама идея, что в России хоть что-то начинает меняться.
Также в те октябрьские дни, а особенно 18 октября, общество разделилось на два противоположных лагеря, и улицы Москвы заполонили толпы людей: одни с портретами царя, другие — с красными знамёнами. Всё это прекрасно видели и царские чиновники, такие как Джунковский, который подметил противостояние двух враждующих групп, но власти пытались занять нейтральную позицию.
А вот в столице Российской империи события развивались более кроваво. Если 17 октября обстановку в Петербурге ещё можно было назвать спокойной, то на следующий день толпы собрались у Казанского собора и столичной Думы с красными флагами и песнями в память об убитых 9 января 1905 года. Позднее толпа стала заявлять более радикальные требования уже на Васильевском острове. В тот день не обошлось без жертв и столкновений на Невском проспекте, у Технологического института. Всего по официальной статистике на улицах Петербурга в первый день «свобод» было убито или тяжело ранено порядка 18 человек.
После столицы события октября перенеслись на окраины, где произошли массовые стычки протестующих с полицейскими отрядами и монархистами.
Помимо сугубо политических и социальных конфликтов, проявились и национальные конфликты, особенно на юге России. Были и такие группы населения, которые к революционерам относились негативно. Это доказывает случай 18 октября в Марьиной роще, когда между рабочими произошла стычка, к которой присоединились обычные обыватели и «черносотенцы». В итоге на место событий приехали казаки, разогнавшие рабочих — около 30 человек были тяжело ранены.
Реакцией патриархального населения империи стало появление монархических организаций националистического толка — «Русское собрание», «Собрание русских людей» и почти сформировавшийся «Союз русского народа». Чтобы показать основную идею данных организаций можно, приведу цитату из прокламаций Русского собрания:
«Озорство, безумие, зверство разрастаются на Руси. Спасайтесь от заразы, русские люди, пожалейте вашу родину-мать! В ком ещё здорова душа, дай себе твёрдое слово жить своим умом по Божьему и царскому закону и удерживать других от разбоя, стачек, забастовок и мятежей».
Конечно, черносотенцы по-разному восприняли данную прокламацию. Особенно в данный период проявилась новая волна ожесточённого антисемитизма. «Черносотенцы», с помощью бездействия и молчаливого согласия охранки, устраивали погромы и избиения как революционных манифестаций, так и «неправославного» населения. Особенно это касалось евреев. Апогея погромы достигли в двадцатых числах октября, когда стачки ещё не закончились, но революционный пыл уже подходил на спад, а деятельность монархистских организаций набирала обороты. Остались и описания тех погромов, например, событий в Костроме:
«Появилась шайка мясников, лабазников и др. тёмных личностей и с криками «ура» бросилась на нас… Ломовики, извозчики распрягли лошадей, оставляли их у телег и оглоблями и дугами били людей».
Монархисты несут флаги по улицам Одессы, 1905 год
Особенного размаха черносотенные побоища приняли в западных и южных губерниях. Хотя некоторые губернаторы выступали против таких акций, государство не предприняло каких-либо серьёзных шагов по их устранению. Один из политических деятелей, участвующий в подавлении погромов, Российской империи В. В. Шульгин, описал события после погромов в Киеве так:
«Страшная улица… Обезображенные жалкие еврейские халупы… Все окна выбиты… Точно ослепшие, все эти грязные лачуги. Между ними, безглазыми, в пуху и в грязи — вся жалкая рухлядь этих домов, перекалеченная, переломанная».
Демонстрация в день похорон Н. Э. Баумана
Размах монархических выступлений в октябрьские дни имел действительно большие масштабы. Были убиты некоторые большевики (например, Н. Э. Бауман), во многих городах произошли погромы. Всего по официальным данным было убито около четырёх тысяч человек, число раненых и искалеченных доходило до десяти тысяч человек, не говоря уже о разбоях, грабежах и порчи имущества.
События вылились в череду эмиграций, уголовных дел, где черносотенцы не понесли наказания.
Революционеры в первые дни «свобод» получили карт-бланш, заявив, что на деле царский манифест не исполняется. а равенство всех перед законом не имеет смысла, что подтверждают еврейские погромы и стычки с революционными демонстрантами.
Вплоть до декабря 1905 года в России не утихали бунты и восстания, особенно стачки железнодорожников и телеграфистов. Серьёзные опасения у власти вызвало Кронштадтское восстание и восстание севастопольских моряков в ноябре 1905 года. Набирали популярность профсоюзы, появление которых в октябре и ноябре 1905 года резко возросло. Также в те дни было создано множество революционных органов (из 33 городских Советов рабочих депутатов, возникших в 1905 году, 22 созданы в октябре-ноябре в губернских и уездных городах).
Не утихало, а даже только усиливалось, народное движение в деревне, где крестьяне громили и сжигали помещичьи усадьбы. Росло количество национальных восстаний. Витте с его курсом на умиротворение всё больше терял доверие царя и в итоге оказался между двумя противоположными линиями: общественностью, которая требовала усиления демократии, и императора, требовавшего утихомирить народ и подавить смуту.
Читайте также «»Коренастый, в кепке». Как одевался Ленин»
17 октября 1905 год – это дата обретения гражданами России впервые за историю существования страны основных демократических свобод. Документ этот не большой по объему, хотя его содержание – это поворотный момент в истории страны. В частности, декларировалось в нем высочайшее повеление населению даровать гражданскую свободу на началах неприкосновенности личности, а также свободы слова, совести, собраний и союзов. Ключевым моментом стало установление незыблемого правила обеспечения народа возможностью участвовать в надзоре за законностью действий поставленных властей. Не только либеральная оппозиция, но и многие высшие сановники империи мечтали о том, что » начнется новая жизнь». Всесильный фаворит Николая II на тот период времени генерал-губернатор Трепов считал именно так, а по мнению видного деятеля политического сыска Рачковского, на следующий день должны были все на улицах Петербурга христосоваться». Однако все вышло с точностью наоборот. Манифестом от 17 октября революция была не только не остановлена, она получила новый импульс. Радикалами из лагеря социалистов и либералов был использован «дар» Николая II с целью усиления борьбы против действующего режима. Знаменательным считается тот факт, что 17 октября от видного либерала Павла Милюкова на банкете поступило заявление его единомышленникам о том, что не изменилось ничего, война продолжается.
С иной стороны, свободы, которые были обещаны октябрьским Манифестом 1905 г., в революционных условиях оказались пустым звуком. Кругом проводились аресты подозреваемых, и говорить было некому о неприкосновенности личности. Свободу слова также минимизировал Закон от 13 февраля 1906 г., который гласил, что любое лицо подвергается преследованию за ведение «антиправительственной пропаганды». Свободу забастовок резко сузили с принятием Закона 2 декабря 1905 г., согласно которому запрещалось бастовать государственным служащим, а также рабочим тех предприятий, которые обладали жизненно важным значением для экономики страны. Хотя справедливости ради нужно заявить, что Манифест 17 октября выполнен был в главном — в той части, которая была связана с выборами в Государственную Думу. Николай II, давая оценку значению Манифеста 17 октября, написал, что решение предоставить гражданские свободы России и парламент для него было «страшным», однако принял он его совершенно сознательно. Император еще добавил, что голова стала тяжелой после такого дня и мысли путаться стали. Затем воззвал к Господу о помоги в усмирении Россию.
Октябрьский манифест (манифест 17 октября 1905 года) – законодательный акт, разработанный правительством и подписанный Императором Николаем 2 с целью положить конец многочисленным беспорядкам и забастовкам рабочих и крестьян.
Манифест стал ответной реакцией правительства на непрекращающиеся забастовки и народные выступления, проходящие в стране с 12 октября, автором документа стал С.Ю.Витте.
«Высочайший манифест об усовершенствовании государственного порядка» был вынужденной мерой, на которую пошел Николай 2, чтобы стабилизировать обстановку. Суть манифеста заключалась в том, чтобы пойти на уступки рабочим и выполнять ряд их требований – дать гражданские права и свободы – тем самым прекратив хаос в стране.
Предпосылки создания Манифеста
Данный документ стал одним из самых заметных событий в период первой русской революции 1905-1907 годов и являлся ее своеобразным итогом.
В начале 20 века экономическая и политическая ситуация в России была очень сложной. Отмена крепостного права сильно изменила экономику страны, однако старая система (самодержавная монархия) не могла адекватно реагировать на происходящие изменения и поддерживать новый тип экономики. В стране произошел промышленный спад, так как на заводах работать было некому, внутренний долг страны рос с каждым днем, а несколько подряд неурожайных годов привели к тому, что страна голодала. Экономический кризис, а также неудачи России на военном поприще привели к тому, что власть вызывала все меньше доверия у народа.
Рабочие, которым было нечего есть, требовали, чтобы их наделили гражданскими правами и дали больше свободы, чтобы экономика могла регулироваться не только указами государя, но и волей народа. В этот период стал все чаще звучать лозунг – «долой самодержавие».
Несмотря на недовольства, правительство еще кое-как справлялось с ситуацией, однако после трагических событий «Кровавого воскресенья», когда мирная демонстрация рабочих была расстреляна императорскими войсками, остановить революцию было уже невозможно. По всей стране начались бунты и забастовки – люди требовали свергнуть Императора.
Пик забастовок пришелся на октябрь, когда бастовало более 2 миллионов человек. Забастовки сопровождались погромами и кровавыми столкновениями.
Реакция правительства на революцию. Создание Манифеста 17 октября 1905 года
В начале революции правительство пыталось справиться с ситуацией выпуская многочисленные законодательные акты и указы, а также применяя силовые методы. В частности, Николай 2 выпустил сначала указ, согласно которому каждый гражданин или группа граждан могли подать на рассмотрение документ об изменении государственного порядка, но затем сразу же вышел второй указ – он говорил о том, что вся власть принадлежит исключительно императору. Разумеется, народ был недоволен тем, что им пытаются дать права лишь на бумаге. Демонстрации разгорались сильнее.
В мае 1905 года на рассмотрение в Думу поступил новый законопроект, который предусматривал создание в России совершенно нового законотворческого органа, который бы стал своеобразным посредником между государем и народом – этот орган занимался бы рассмотрением предложений граждан и процессом внесения соответствующих поправок в официальное законодательство. Императору подобный законопроект не понравился, его содержание по приказу Николая 2 было изменено в пользу самодержавия и власти монархии.
Когда бунты достигли пика, Николай 2 вынужден был вернуться к первой редакции нового законопроекта, потому что другой возможности остановить кровавые события не было. Он издал приказ немедленно составить текст Манифеста.
Манифест положил начало новому государственному строю – конституционной монархии.
Содержание Манифеста 17 октября 1905 года
Новый царский Манифест, прежде всего, давал ряд свобод гражданам и общественным институтам. Провозглашалась свобода слова, свобода собраний и свобода создания союзов и общественных организаций. Сразу же после издания Манифеста в России было создано более сотни самых различных обществ и объединений.
Манифест также давал избирательное право тем слоям населения, которые раньше им не обладали. Суть этого была в том, чтобы дать возможность принимать участие в судьбе страны всем слоям населения, вне зависимости от сословия и материального положения. Это было началом демократического общества.
Нововведением было также то, что все законопроекты теперь рассматривались и утверждались государственной Думой, император перестал быть единоличным правителем и законотворцем, его власть ослабла.
Итоги Манифеста 17 октября 1905 года
Несмотря на то, что принятие Манифеста остановило революцию и стало важным шагом в перестройке российского общества, шаг этот был лишь промежуточный, так как он не удовлетворял требований общества полностью.
Манифест давал избирательное право практически всем гражданам, провозглашал ряд демократических свобод и ознаменовал собой переход России на новый уровень государственного управления. Единоличная власть монархии значительно ослабла, появился более современный законодательный орган, который должен был учитывать интересы народа.
К сожалению, нежелание императора отпускать власть привело к тому, что он оставил за собой единоличное право распустить Думу в любой момент, что, фактически, сводило на нет все принятые изменения. Манифест прослужил несколько лет, однако не смог полностью удовлетворить требования народа. В 1917 году произошла новая революция и монархия была свергнута.