Выборы — это избрание должностных лиц и депутатов в представительные органы власти при помощи голосования.
Выборы — основной демократический механизм формирования власти. Это важнейшее средство обновления властных структур, которое придает им легитимность и выявляет реальные потребности народа.
Организация выборов в стране зависит от избирательной системы. Существует три основных вида избирательных систем — мажоритарная, пропорциональная и смешанная.
Мажоритарная и пропорциональная система простыми словами
При мажоритарной системе победа в избирательном округе достается кандидату, набравшему большинство голосов. Например, в своем округе Иванов набирает больше голосов, чем Петров. Депутатом становится Иванов, Петров не получает ничего.
При пропорциональной системе места в парламенте делятся между партиями в соответствии с процентом голосов, который они набрали на выборах. Например, партия А набирает 20% голосов, а партия Б — 10%. В результате партия А получает вдвое больше мест в парламенте, чем партия Б.
При смешанной системе часть депутатов избирается по партийным спискам, часть — по округам.
Содержание
- Закон Дюверже — связь избирательной и партийной системы
- Что такое мажоритарная система выборов: признаки, преимущества и недостатки
- Что такое пропорциональная система выборов: признаки, преимущества и недостатки
- Что такое смешанная система выборов
- Избирательная система России: пропорциональная или мажоритарная?
Закон Дюверже — связь избирательной и партийной системы
Избирательная система — не простая формальность, под ее влиянием в обществе складывается определенная партийная система. Три положения об этой взаимосвязи сформулировал французский политолог Морис Дюверже:
-
Пропорциональная система ведет к многопартийной системе, где партии автономны и имеют жесткую структуру.
-
Абсолютная мажоритарная система (в округе побеждает кандидат, набравший более 50% голосов) ведет к многопартийной системе, где партии занимают гибкие позиции и стремятся к компромиссу.
-
Относительная мажоритарная система (в округе побеждает кандидат, набравший больше голосов, чем конкуренты) порождает двухпартийную систему.
Что такое мажоритарная система выборов: признаки, преимущества и недостатки
При мажоритарной системе избранным считается кандидат, набравший установленное законом большинство голосов в своем избирательном округе. Чаще всего это одномандартные округа — от одного округа в парламент проходит лишь один депутат.
Мажоритарная система обычно приводит к формированию двухпартийной системы в стране. Избиратели понимают, что победитель в округе будет только один и не хотят потратить свой голос впустую. Поэтому они голосуют не за ту партию, которая им нравится, а за одного из кандидатов-фаворитов от крупных партий, имеющих реальные шансы на победу.
В зависимости от законодательства, победу при мажоритарной системе обеспечивает абсолютное большинство голосов (более 50%), относительное большинство (больше голосов, чем у любого из соперников) или квалифицированное большинство (⅔, ¾ голосов или иное значение). Возможно проведение второго тура, если первый не выявил победителя.
Пример: мажоритарная система используется в США при выборах членов Конгресса, в Великобритании — при выборах в Палату общин.
Преимущества мажоритарной системы:
-
Избранный депутат несет прямую ответственность перед избирателями и населением конкретного округа. Граждане знают, какой именно человек представляет их в парламенте.
-
Выборы в отдельном округе может выиграть независимый кандидат. Популярный, известный своими заслугами человек не нуждается в поддержке какой-либо политической партии.
-
Лидирующая партия побеждает во множестве округов и формирует в парламенте значительное большинство — это позволяет ей сформировать устойчивое правительство.
Недостатки мажоритарной системы
-
Наиболее мощные партии выигрывает в большинстве округов и получают в парламенте непропорционально больше мест. Мелкие партии рискуют вовсе не получить представительства в парламенте.
-
Большинство можно получить при незначительном перевесе голосов, а при незначительном отставании — проиграть выборы.
-
При необходимости получить абсолютное большинство — частая нерезультативность выборов, их приходится проводить повторно.
-
Высокое искушение пойти на нарушения в избирательных округах, где борьба идет по принципу «все или ничего». Возможны подкуп избирателей, произвольная нарезка границ избирательных округов властями.
Что такое пропорциональная система выборов: признаки, преимущества и недостатки
При пропорциональной системе каждая партия получает в представительном органе власти число мандатов, пропорциональное количеству полученных голосов. При этом вся страна либо представляет собой единый избирательный округ, либо делится на многомандатные округа.
Может действовать ограничение по процентному барьеру. Например, партии, набравшие менее 5% голосов, не попадают в парламент, их мандаты достаются другим партиям.
Пропорциональная система обычно приводит к формированию в стране многопартийной системы: в парламент проходит множество партий, ни одна не получает подавляющего большинства и формируется коалиционное правительство из представителей разных партий.
Примеры: выборы в парламенты Бельгии, Финляндии, Швейцарии.
Преимущества пропорциональной системы
-
Количество депутатов в парламенте отражает процент избирателей, поддержавших конкретную партию. В этом смысле пропорциональная система справедливее мажоритарной.
-
В парламент проходит больше партий, в том числе мелких и средних. Учитывается мнение меньшинства.
-
Избиратели могут голосовать за мелкие партии, не опасаясь, что победу в округе «отберут» кандидаты от более крупных партий.
-
Подтасовать результаты выборов становится сложнее.
Недостатки пропорциональной системы
-
Избиратель голосует не за конкретного человека, а за партийный список. Гражданин не понимает, кто именно представляет его в парламенте.
-
Избранный депутат отвечает в первую очередь перед партией, которая включила его в список, а не перед избирателем.
-
В парламенте появляются мелкие фракции, способных мешать принятию решений. Партиям приходится договариваться о коалиционном правительстве, которое менее устойчиво, чем однопартийное.
Что такое смешанная система выборов
Смешанная система основана на том, что часть мест в парламенте распределяется по мажоритарной системе, часть — по пропорциональной.
Примеры: по смешанной системе проводятся выборы в парламенты Австралии, Германии, Японии. Выборы в российскую Госдуму проходят по смешанной системе с 2016 года.
Смешанная избирательная система сочетает преимущества и недостатки двух других — мажоритарной и пропорциональной. Она стимулирует политическую конкуренцию, позволяет попасть в парламент представителям мелких и средних партий. В то же время она оставляет возможность для использования «паровозов» — популярных кандидатов во главе списков, которые проводят в парламент никому не известных людей; в одномандатных округах по-прежнему побеждают крупные партии.
Избирательная система России: пропорциональная или мажоритарная?
Выборы в Государственную Думу РФ в настоящее время проходят по смешанной системе. 225 депутатов избираются по партийным спискам (пропорциональная система), еще 225 — по одномандатным округам (мажоритарная система). Приходя на думские выборы, гражданин РФ получает два бюллетеня: в одном он ставит галочку за какую-то партию, в другом — за одного из кандидатов по своему округу.
Такая система действовала в России не всегда. С 2007 по 2011 год выборы по одномандатным округам не проводились, всех депутатов Госдумы избирали по пропорциональной системе, только по партийным спискам. А до 2007 года действовала также смешанная система.
Выборы президента РФ проходят по мажоритарной системе. Вся страна представляет собой единый федеральный избирательный округ. Побеждает кандидат, набравший в ходе голосования 50% плюс один голос. Если ни один из кандидатов не брал более половины голосов, проводится второй тур — в нем участвуют два кандидата, которые в первом туре получили наибольший процент.
На местных выборах действуют различные правила. Например, депутаты Московской городской думы избираются по мажоритарной системе — столица разделена на 45 избирательных округов, в каждом из которых побеждает кандидат, набравший относительное большинство голосов.
1) При мажоритарной системе (от французского «majorite» – большинство) должностные лица (депутаты, судьи и т.п.) избираются по одному, причем избранным считается кандидат, получивший в свою поддержку большинство голосов избирателей. Такое большинство может быть:
— относительным (больше, чем у других кандидатов);
— абсолютным (больше половины голосов от числа участвовавших в голосовании);
— квалифицированным (не менее 2/3, 3/4 или какой иной доли от числа участвовавших в голосовании – как правило, такая доля больше 50%, то есть является «подавляющим большинством»).
Достоинства-недостатки мажоритарной системы:
— «победители получают все», а проигравшие – ничего, то есть выбор «меньшинства» фактически не имеет значения;
— правящих партий немного, потому что только сильные группировки могут получить большинство – это усиливает стабильность, однако то, что маленькие партии лишены своей доли участия, подталкивает их к бунту и ту же стабильность подрывает;
— у каждой территории или группы есть свой — один единственный представитель, что упрощает связь с ним и побуждает его работать на свой округ (группировку), но в результате расцветает местничество (преобладание местных интересов над общегосударственными).
Кроме того, при мажоритарной системе может получиться так, что партия, получившая меньшую сумму голосов по всей стране, победит в большем числе округов, чем партия, получившая большинство по стране в целом.
2) При пропорциональной системе должностные лица избираются группами (списками), а избранным считается тот же процент списочных кандидатов, какой процент голосов избирателей набрал соответствующий список. Для таких выборов законодательством предусматривается:
— минимальный процент (проходная квота), необходимый каждому списку для участия в распределении мест в избираемом органе. Чтобы исключить дробление избираемого органа на мелкие фракции;
— детальная процедура округления дробных долей до целого числа избранных кандидатов. Чтобы в результате округления не получилось больше или меньше избранников, чем имеется мест в избираемом органе.
Существуют два вида списков:
— «связанные» или «жесткие», при голосовании за которые избиратель может поддержать только список в целом. Такие списки типичны для всенародных (массовых) выборов;
— «гибкие» или «свободные», при голосовании за которые избиратель вправе изменять места кандидатов в списке, вычеркивать любого из них и (или) иным образом выражать свое отношение к каждой персоналии. Такие списки применяются при голосовании хорошо подготовленных (элитарных) избирателей.
Достоинства-недостатки пропорциональной системы:
— партии получают преимущество перед личностями, особенно перед независимыми (непартийными) кандидатами, поскольку люди вынуждены выбирать между группами (списками), а не персонами;
— партийная дисциплина становится важнее индивидуальной инициативы, коллективная ответственность заменяет персональную – это дает избирателям больший объем работы (работу всей партии), но только среднего качества;
— маленькие партии легче попадают в избираемый орган, но затрудняют его работу пререканиями по каждому вопросу и распылением голосов при голосовании;
— у территорий (группировок) нет своего персонального представителя, это ослабляет местничество, но становится непонятно, с кем именно должны взаимодействовать избиратели того или иного региона (группы).
3) При смешанной системе часть (обычно половина) членов коллегиального органа избирается по мажоритарной системе, остальные – по пропорциональной. То есть каждый избиратель один голос отдает за персоналию, второй за список.
4) Гибридная система. Это синтез мажоритарной и пропорциональной избирательных систем. Выдвижение кандидатов происходит по пропорциональной системе (по партийным спискам), а голосование – по мажоритарной (персонально за каждого кандидата).
Избирательная система в России включает в себя несколько основных видов избирательных систем.
Сейчас все региональные выборы проходят по единым для всех принципам.
При выборах высших должностных лиц (президент, губернатор, мэр) применяется мажоритарная избирательная система абсолютного большинства. Если никто из кандидатов не набрал абсолютное большинство голосов, назначается второй тур, куда проходят два кандидата, набравшие относительное большинство голосов.
При выборах в представительный орган субъекта РФ применяется смешанная избирательная система. При выборах в представительный орган муниципального образования возможно применение как смешанной избирательной системы, так и мажоритарной системы относительного большинства.
С 2007 по 2011 год выборы в Государственную думу проходили по пропорциональной системе. С 2016 года половина депутатов (225) Государственной думы РФ будет избираться по одномандатным округам по мажоритарной системе, а вторая половина – по единому избирательному округу по пропорциональной системе с процентным барьером в 5%
Избирательная система РФ на данный момент не предусматривает использования гибридной избирательной системы. Также избирательная система в России не использует мажоритарную избирательную систему квалифицированного большинства.
Идеология социал-демократии
Социал-демократия — социальная политика и идейно-политическое течение, возникшее в рамках социализма и впоследствии трансформировавшееся на позиции постепенного совершенствования капитализма с целью утверждения социальной справедливости, солидарности и большей свободы.
Идеология современной социал-демократии находится несколько левее социал-либерализма и несколько правее демократического социализма. В отличие от демосоциалистов, социал-демократы не настаивают на необходимости в принудительной национализации средств производства. В отличие от социал-либералов — считают, что в основе общественного устройства, всё-таки должна превалировать социалистическая, а не капиталистическая ориентация.
В целом, социал-демократы поддерживают принципы справедливости, свободы, равенства и братства.
· Защиту прав человека.
· Борьбу с дискриминацией по цвету кожи, национальной, религиозной принадлежности, по полу, возрасту, типам сексуальной ориентации или внешнему виду, а также другим врожденным или приобретенным признакам.
· Принцип равных прав и возможностей (а не только равных возможностей, как в консерватизме).
· Создание «государства всеобщего благосостояния».
· Политический и идеологический плюрализм.
· Социально ориентированную многоукладную экономику в противовес абсолютизированному свободному рынку.
· Ограниченное государственное регулирование экономики.
· Создание эффективных регулятивных механизмов в предпринимательстве в интересах рабочих и мелкого предпринимательства.
· Принцип справедливой торговли.
· Равноправие и защиту всех форм собственности.
· Создание и поддержка действенной системы общественного контроля.
· Создание мощного общественного сектора в экономике, конкурирующего на равных с частным.
· Национализацию под общественным контролем стратегически важных предприятий, особенно в военной, аэрокосмической, металлургической, нефтеобрабатывающей промышленности и энергетике.
· Социальное партнерство между наемными работниками и работодателями.
· Сотрудничество с профсоюзами.
· Сокращение разрыва между богатыми и бедными.
· Поддержку неимущих слоев населения.
· Систему защиты экономических прав рабочих, предусматривающую:
· Ограничение рабочей недели, зависящее от уровня развития общества.
· Улучшение условий труда рабочих.
· Повышение минимальной зарплаты.
· Защиту от неоправданного увольнения.
· Борьбу с безработицей.
· Эффективную систему социального обеспечения, предусматривающую:
· Всеобщее бесплатное образование, равный доступ к которому имеет все население страны.
· Государственную систему всеобщего бесплатного здравоохранения для всех граждан страны.
· Государственную помощь в форме пенсий и пособий по инвалидности и безработице.
· Государственную помощь для ухода за детьми.
· Средний или высокий уровень налогообложения, прогрессивная шкала налогообложения, необходимая для финансирования государственных затрат.
· Введение новых законов по охране природы и окружающей среды (хотя и не настолько радикальных, как проекты «Зелёных»).
· Снятие ограничений с иммиграции и мирное сосуществование культур и цивилизаций.
· Секуляризированную и открытую прогрессивную социальную политику.
· Внешнюю политику, соответствующую принципам мультилатерализма и участия в международных организациях типа ООН.
· Демилитаризацию, сокращение военных арсеналов и неучастие в агрессивных военных блоках.
· Защиту интересов трудящихся, рабочих, крестьян, интеллигенции, средних слоев населения.
Существуют два основных вида избирательных систем, в основе различия которых лежит тот или иной порядок определения результатов голосования, – мажоритарная и пропорциональная.
При мажоритарной системе различают три вида большинства: квалифицированное, абсолютное и относительное.
Мажоритарная избирательная система, согласно которой избранными считаются лица, получившие большинство голосов. Является старейшей из применяемых систем. Она достаточно универсальна: может использоваться при выборах коллегиальных и единоличных органов, допускает разные модификации избирательных округов, соперничество кандидатов и партийных списков. Многие страны применяют данную систему для замещения мест во всех выборных органах (Великобритания, США, Франция, Казахстан), либо для избрания отдельных органов (Россия, Италия).
В основе мажоритарной системы лежит принцип большинства, при которой избранным считается тот кандидат, который получил установленное число голосов.
Существуют различные модификации мажоритарной избирательной системы. Наиболее типичные ее разновидности предполагают, как правило, соперничество конкретных кандидатов, представляющих различные политические партии и избирательные объединения, в одномандатных округах. Эта избирательная система выгодна крупным и средним политическим партиям, которые располагают как финансовыми, так и людскими ресурсами для того, чтобы выставить своих кандидатов в большинстве или во всех избирательных округах страны на парламентских выборах.
Одной из разновидностей рассматриваемой системы – мажоритарная система относительного большинства. Она предполагает избрание того кандидата, который наберет голосов больше, чем любой из его соперников в отдельности. При этой системе обычно не устанавливается ни обязательность участия в голосовании, ни обязательный минимум избирателей, допущенных к участию в голосовании. А поскольку при данной системе значительная часть голосов, а именно голоса, поданные за неизбранных кандидатов, пропадает, то порой оказывается, что партия, кандидатов которой по стране поддержало большинство избирателей, получает в палате парламента меньшинство мест.
Другая разновидность – мажоритарная система абсолютного большинства – достаточно часто используется для избрания президента (Россия, Казахстан, Франция). Кандидату для избрания необходимо набрать в первом туре свыше 50 процентов голосов избирателей округа. В качестве базы для подсчета голосов может выступать либо общее число поданных голосов, либо число поданных голосов, признанных действительными, либо общее число зарегистрированных избирателей.
При этой системе обычно устанавливается нижний порог участников избирателей в голосовании; если он не достигнут, выборы считаются несостоявшимися. При системе абсолютного большинства чем больше в избирательном округе кандидатов, тем меньше вероятность, что кто-то из них получит абсолютное большинство голосов. Поэтому выборы по такой системе часто оказываются нерезультативными. Избежать этого можно различными способами. Наиболее распространенным из них является второй тур выборов или повторное голосование. При этом достаточно набрать относительное большинство голосов. К примеру, согласно п. 4 ст. 77 ФЗ «О выборах Президента Российской Федерации» по итогам повторного голосования избранным на должность Президента РФ считается зарегистрированный кандидат, получивший при голосовании большее число голосов избирателей, принявших участие в голосовании, по отношению к числу голосов избирателей, поданных за другого зарегистрированного кандидата, при условии, что число голосов избирателей, поданных за зарегистрированного кандидата, набравшего большее число голосов избирателей, больше числа голосов избирателей, поданных против всех кандидатов.
Достоинство данной системы по сравнению с системой относительного большинства заключается в том, что избранными считаются кандидаты, поддержанные действительным большинством проголосовавших избирателей, хотя бы это большинство составляло один голос.
Недостатком данной системы является то, что пропадают голоса, поданные против победивших кандидатов. При этой системе весьма вероятно, что партия, кандидаты которой по стране собрали большинство голосов, получит меньшинство парламентских мандатов. Это может произойти в случае, если избиратели, голосующие за такую партию, окажутся сосредоточенными в небольшом числе избирательных округов, а избиратели партии меньшинства, напротив, добьются хотя бы даже ничтожного, но преимущества в большинстве избирательных округов.
Третьей, достаточно редкой разновидностью является мажоритарная система квалифицированного большинства, в соответствии с которой кандидат должен набрать установленное число голосов. Квалифицированное большинство голосов устанавливается законом и во всяком случае превышает большинство абсолютное. В России такая разновидность мажоритарной системы не применяется.
34. Пропорциональная избирательная система и практика её применения в РФ.
Главное отличие пропорциональной системы от мажоритарной состоит в том, что депутатские мандаты распределяются не между индивидуальными кандидатами, а между партиями в соответствии с числом поданных за них голосов. Избиратели голосуют за партийные списки и определенную программу. Естественно, партии стремятся включить в эти списки наиболее известных людей.
Как и мажоритарная, пропорциональная система имеет две разновидности:
— пропорциональная система на общегосударственном уровне. В этом случае избиратели голосуют за политические партии в масштабах всей страны. Избирательные округа не выделяются;
— пропорциональная система, основывающаяся на округах. В этом случае мандаты распределяются на основе влияния партий в округах..
На текущий момент в России действуют, по крайней мере, четыре избирательные системы, т.е. четыре способа организации прямых выборов: выборы Президента осуществляются по мажоритарной системе абсолютного большинства. Проводятся они по единому федеральному избирательному округу, включающему в себя всю территорию Российской Федерации.);мажоритарная система относительного большинства (при ней бывает только один тур), которая используется на выборах половины депутатов законодательных органов субъектов РФ и в некоторых муниципальных образованиях; смешанная избирательная система (места делятся пополам между партийными списками и кандидатами в одномандатных избирательных округах) и полностью пропорциональная система — Государственной Думы с 2005 г.
Пропорциональная система. Главное отличие пропорциональной системы от мажоритарной состоит в том, что она строится не на принципе большинства, а на принципе пропорциональности между полученными голосами и завоеванными мандатами. Депутатские мандаты распределяются не между индивидуальными кандидатами, а между партиями в соответствии с числом поданных за них голосов. При этом от избирательного округа избирается не один, а несколько депутатов парламента. Избиратели голосуют за партийные списки, фактически за ту или иную программу (партии стараются включать в свои списки людей наиболее известных, авторитетных, но сам принцип от этого не меняется). Партийные списки могут быть различных видов (открытые, закрытые и смешиваемые).
Для определения результатов голосования устанавливается квота, т.е. минимум голосов, необходимый для избрания одного депутата. Для определения квоты общее число поданных по данному округу (стране) голосов делится на число депутатских мест. Места между партиями распределяются делением полученных ими голосов на квоту.
В ряде стран с пропорциональной системой действует так называемый избирательный барьер. Для того, чтобы быть представленной в парламенте, партия должна получить не менее определенного процента голосов избирателей (Турция – 10%, Россия — 7%, Германия и Италия – 5%, Венгрия и Болгария – 4%, Дания – 2%). Партии, не преодолевшие этот барьер, не получают ни одного места в парламенте.
Достоинства пропорциональной системы: является наиболее демократичной, позволяет учитывать политические симпатии населения; стимулирует многопартийность; создает благоприятные условия для деятельности небольших политических партий.
Недостатки пропорциональной системы: затруднено формирование правительства (в условиях многопартийности, когда в парламенте представлено около десятка, а то и больше партий); не дает возможности избирателю оценить личные достоинства кандидата (он выбирает не человека, а партию); значительно возрастает роль мелких партий, которые за поддержку более крупных партий требуют постов, привилегий, не соответствующих их реальному месту в политической системе (создает условия для коррупции, перерождения партий, сращивания партий с госаппаратом, перебежек из лагеря в лагерь, борьбы за «теплые» места и т.д.); нарушается сам принцип пропорциональности.
МАЖОРИТАРНАЯ ИЗБИРАТЕЛЬНАЯ СИСТЕМА — один из видов избирательных систем, в соответствии с которым избранными считаются лица, получившие большинство голосов избирателей (выборщиков и других) по избирательному округу.
Кандидат (по партийному или иному списку кандидатов), набравший большинство голосов, получает все мандаты (один — если замещалось одно место, все — если их несколько). Мажоритарная избирательная система используется в разных странах при выборах депутатов представительных органов (федеральных, субъектов федераций, автономных и муниципальных образований, президентов республик, глав администрации территориальных публичных образований), а также для избрания любых других органов.
Мажоритарная избирательная система имеет три основных разновидности: квалифицированного, абсолютного и относительного большинства.
Система относительного большинства предполагает победу на выборах кандидата, получившего больше голосов по сравнению с любым другим кандидатом. Выборы завершаются в первом же туре, поскольку кто-нибудь из кандидатов получает относительное большинство. Мажоритарная система относительного большинства может быть результативной, когда в стране существует устойчивая двухпартийная система и между собой в основном соперничают кандидаты этих партий. Но и при таких условиях бывает, что кандидаты партии собирают менее половины голосов избирателей, но получают большинство мест (например, в 1992 году кандидаты Лейбористской партии в Великобритании собрали 42% голосов, но получили 51% мест в парламенте). При этой системе могут быть избраны кандидаты, получившие незначительное число голосов и не поддерживаемые большинством избирателей. Для частичного исправления такого порядка законы предусматривают проходной балл, ниже которого избрание не засчитывается (смотри в статье Квота избирательная).
В России мажоритарная избирательная система относительного большинства используется в некоторых субъектах РФ для избрания половины депутатов их законодательных собраний (какую систему использовать, решают сами субъекты РФ) и для выборов представительные органов некоторых муниципальных образований (это определяют они сами своими уставами).
При системе абсолютного большинства для избрания необходимо набрать более 50% поданных и признанных действительными голосов избирателей (50%+1 голос). Если голоса избирателей распределяются между разными кандидатами и необходимого числа голосов никто из кандидатов не набирает, проводится 2-й тур выборов, на котором на голосование избирателей обычно выносятся два кандидата, получившие в 1-м туре наибольшее число голосов. Во 2-м туре побеждает кандидат, получивший относительное большинство голосов. Всегда учитываются только признанные действительными голоса; например, недействительные бюллетени (избиратель не выразил свою волю и другое) из подсчёта исключаются. В некоторых странах при избрании депутатов нижней палаты парламента на 2-й тур могут выноситься три и более кандидатуры (во Франции все, кто получил в первом туре свыше 12,5% голосов, в Венгрии — свыше 15%). При более чем 2 кандидатах окончательный подсчёт во 2-м туре тоже происходит по принципу относительного большинства.
При системе квалифицированного большинства закон устанавливает определённый процент голосов (всегда значительно больше половины), которые должен получить кандидат, чтобы быть избранным в первом же туре выборов (например, в Чили для избрания в первом туре депутат должен получить 2/3 голосов).
Существенно отличаются от трёх основных разновидностей мажоритарной избирательной системы некоторые редко используемые формы.
При кумулятивной системе избиратели получают число голосов, равное числу избираемых (например, 9, 11, 13 членов муниципального совета), и избиратель может все свои голоса отдать 1 кандидату из списка либо в разных долях распределить их между кандидатами; подсчёт производится по мажоритарной избирательной системе относительного большинства.
При системе единственного передаваемого голоса создаются многомандатные округа (голосование за список кандидатов), но каждый избиратель имеет 1 голос и голосует за того или иного кандидата; подсчёт производится по мажоритарной избирательной системе относительного большинства.
При системе единственного непередаваемого голоса избиратель отдаёт свой голос не за партийный список, а за единственного конкретного кандидата из партийного списка (по принципу преференциального вотума).
Система фиксированного процента голосов применяется при избрании главы государства и предполагает, что кандидат в президенты должен получить не менее 40% голосов от общего списка избирателей по стране. Если такого процента никто не получит, президент избирается парламентом из числа 2 (иногда 3) кандидатов, получивших наибольшее число голосов избирателей.
Смотри также статью Пропорциональная избирательная система.