Мажоритарная избирательная система это признаки

Выборы — это избрание должностных лиц и депутатов в представительные органы власти при помощи голосования.

Выборы — основной демократический механизм формирования власти. Это важнейшее средство обновления властных структур, которое придает им легитимность и выявляет реальные потребности народа.

Организация выборов в стране зависит от избирательной системы. Существует три основных вида избирательных систем — мажоритарная, пропорциональная и смешанная.

Мажоритарная и пропорциональная система простыми словами

При мажоритарной системе победа в избирательном округе достается кандидату, набравшему большинство голосов. Например, в своем округе Иванов набирает больше голосов, чем Петров. Депутатом становится Иванов, Петров не получает ничего.

При пропорциональной системе места в парламенте делятся между партиями в соответствии с процентом голосов, который они набрали на выборах. Например, партия А набирает 20% голосов, а партия Б — 10%. В результате партия А получает вдвое больше мест в парламенте, чем партия Б.

При смешанной системе часть депутатов избирается по партийным спискам, часть — по округам.

Закон Дюверже — связь избирательной и партийной системы

Избирательная система — не простая формальность, под ее влиянием в обществе складывается определенная партийная система. Три положения об этой взаимосвязи сформулировал французский политолог Морис Дюверже:

  1. Пропорциональная система ведет к многопартийной системе, где партии автономны и имеют жесткую структуру.

  2. Абсолютная мажоритарная система (в округе побеждает кандидат, набравший более 50% голосов) ведет к многопартийной системе, где партии занимают гибкие позиции и стремятся к компромиссу.

  3. Относительная мажоритарная система (в округе побеждает кандидат, набравший больше голосов, чем конкуренты) порождает двухпартийную систему.

Что такое мажоритарная система выборов: признаки, преимущества и недостатки

При мажоритарной системе избранным считается кандидат, набравший установленное законом большинство голосов в своем избирательном округе. Чаще всего это одномандартные округа — от одного округа в парламент проходит лишь один депутат.

Мажоритарная система обычно приводит к формированию двухпартийной системы в стране. Избиратели понимают, что победитель в округе будет только один и не хотят потратить свой голос впустую. Поэтому они голосуют не за ту партию, которая им нравится, а за одного из кандидатов-фаворитов от крупных партий, имеющих реальные шансы на победу.

В зависимости от законодательства, победу при мажоритарной системе обеспечивает абсолютное большинство голосов (более 50%), относительное большинство (больше голосов, чем у любого из соперников) или квалифицированное большинство (⅔, ¾ голосов или иное значение). Возможно проведение второго тура, если первый не выявил победителя.

Пример: мажоритарная система используется в США при выборах членов Конгресса, в Великобритании — при выборах в Палату общин.

Преимущества мажоритарной системы:

  • Избранный депутат несет прямую ответственность перед избирателями и населением конкретного округа. Граждане знают, какой именно человек представляет их в парламенте.

  • Выборы в отдельном округе может выиграть независимый кандидат. Популярный, известный своими заслугами человек не нуждается в поддержке какой-либо политической партии.

  • Лидирующая партия побеждает во множестве округов и формирует в парламенте значительное большинство — это позволяет ей сформировать устойчивое правительство.

Недостатки мажоритарной системы

  • Наиболее мощные партии выигрывает в большинстве округов и получают в парламенте непропорционально больше мест. Мелкие партии рискуют вовсе не получить представительства в парламенте.

  • Большинство можно получить при незначительном перевесе голосов, а при незначительном отставании — проиграть выборы.

  • При необходимости получить абсолютное большинство — частая нерезультативность выборов, их приходится проводить повторно.

  • Высокое искушение пойти на нарушения в избирательных округах, где борьба идет по принципу «все или ничего». Возможны подкуп избирателей, произвольная нарезка границ избирательных округов властями.

Что такое пропорциональная система выборов: признаки, преимущества и недостатки

При пропорциональной системе каждая партия получает в представительном органе власти число мандатов, пропорциональное количеству полученных голосов. При этом вся страна либо представляет собой единый избирательный округ, либо делится на многомандатные округа.

Может действовать ограничение по процентному барьеру. Например, партии, набравшие менее 5% голосов, не попадают в парламент, их мандаты достаются другим партиям.

Пропорциональная система обычно приводит к формированию в стране многопартийной системы: в парламент проходит множество партий, ни одна не получает подавляющего большинства и формируется коалиционное правительство из представителей разных партий.

Примеры: выборы в парламенты Бельгии, Финляндии, Швейцарии.

Преимущества пропорциональной системы

  • Количество депутатов в парламенте отражает процент избирателей, поддержавших конкретную партию. В этом смысле пропорциональная система справедливее мажоритарной.

  • В парламент проходит больше партий, в том числе мелких и средних. Учитывается мнение меньшинства.

  • Избиратели могут голосовать за мелкие партии, не опасаясь, что победу в округе «отберут» кандидаты от более крупных партий.

  • Подтасовать результаты выборов становится сложнее.

Недостатки пропорциональной системы

  • Избиратель голосует не за конкретного человека, а за партийный список. Гражданин не понимает, кто именно представляет его в парламенте.

  • Избранный депутат отвечает в первую очередь перед партией, которая включила его в список, а не перед избирателем.

  • В парламенте появляются мелкие фракции, способных мешать принятию решений. Партиям приходится договариваться о коалиционном правительстве, которое менее устойчиво, чем однопартийное.

Что такое смешанная система выборов

Смешанная система основана на том, что часть мест в парламенте распределяется по мажоритарной системе, часть — по пропорциональной.

Примеры: по смешанной системе проводятся выборы в парламенты Австралии, Германии, Японии. Выборы в российскую Госдуму проходят по смешанной системе с 2016 года.

Смешанная избирательная система сочетает преимущества и недостатки двух других — мажоритарной и пропорциональной. Она стимулирует политическую конкуренцию, позволяет попасть в парламент представителям мелких и средних партий. В то же время она оставляет возможность для использования «паровозов» — популярных кандидатов во главе списков, которые проводят в парламент никому не известных людей; в одномандатных округах по-прежнему побеждают крупные партии.

Избирательная система России: пропорциональная или мажоритарная?

Выборы в Государственную Думу РФ в настоящее время проходят по смешанной системе. 225 депутатов избираются по партийным спискам (пропорциональная система), еще 225 — по одномандатным округам (мажоритарная система). Приходя на думские выборы, гражданин РФ получает два бюллетеня: в одном он ставит галочку за какую-то партию, в другом — за одного из кандидатов по своему округу.

Такая система действовала в России не всегда. С 2007 по 2011 год выборы по одномандатным округам не проводились, всех депутатов Госдумы избирали по пропорциональной системе, только по партийным спискам. А до 2007 года действовала также смешанная система.

Выборы президента РФ проходят по мажоритарной системе. Вся страна представляет собой единый федеральный избирательный округ. Побеждает кандидат, набравший в ходе голосования 50% плюс один голос. Если ни один из кандидатов не брал более половины голосов, проводится второй тур — в нем участвуют два кандидата, которые в первом туре получили наибольший процент.

На местных выборах действуют различные правила. Например, депутаты Московской городской думы избираются по мажоритарной системе — столица разделена на 45 избирательных округов, в каждом из которых побеждает кандидат, набравший относительное большинство голосов.

1) При мажоритарной системе (от французского «majorite» – большинство) должностные лица (депутаты, судьи и т.п.) избираются по одному, причем избранным считается кандидат, получивший в свою поддержку большинство голосов избирателей. Такое большинство может быть:

— относительным (больше, чем у других кандидатов);

— абсолютным (больше половины голосов от числа участвовавших в голосовании);

— квалифицированным (не менее 2/3, 3/4 или какой иной доли от числа участвовавших в голосовании – как правило, такая доля больше 50%, то есть является «подавляющим большинством»).

Достоинства-недостатки мажоритарной системы:

— «победители получают все», а проигравшие – ничего, то есть выбор «меньшинства» фактически не имеет значения;

— правящих партий немного, потому что только сильные группировки могут получить большинство – это усиливает стабильность, однако то, что маленькие партии лишены своей доли участия, подталкивает их к бунту и ту же стабильность подрывает;

— у каждой территории или группы есть свой — один единственный представитель, что упрощает связь с ним и побуждает его работать на свой округ (группировку), но в результате расцветает местничество (преобладание местных интересов над общегосударственными).

Кроме того, при мажоритарной системе может получиться так, что партия, получившая меньшую сумму голосов по всей стране, победит в большем числе округов, чем партия, получившая большинство по стране в целом.

2) При пропорциональной системе должностные лица избираются группами (списками), а избранным считается тот же процент списочных кандидатов, какой процент голосов избирателей набрал соответствующий список. Для таких выборов законодательством предусматривается:

— минимальный процент (проходная квота), необходимый каждому списку для участия в распределении мест в избираемом органе. Чтобы исключить дробление избираемого органа на мелкие фракции;

— детальная процедура округления дробных долей до целого числа избранных кандидатов. Чтобы в результате округления не получилось больше или меньше избранников, чем имеется мест в избираемом органе.

Существуют два вида списков:

— «связанные» или «жесткие», при голосовании за которые избиратель может поддержать только список в целом. Такие списки типичны для всенародных (массовых) выборов;

— «гибкие» или «свободные», при голосовании за которые избиратель вправе изменять места кандидатов в списке, вычеркивать любого из них и (или) иным образом выражать свое отношение к каждой персоналии. Такие списки применяются при голосовании хорошо подготовленных (элитарных) избирателей.

Достоинства-недостатки пропорциональной системы:

— партии получают преимущество перед личностями, особенно перед независимыми (непартийными) кандидатами, поскольку люди вынуждены выбирать между группами (списками), а не персонами;

— партийная дисциплина становится важнее индивидуальной инициативы, коллективная ответственность заменяет персональную – это дает избирателям больший объем работы (работу всей партии), но только среднего качества;

— маленькие партии легче попадают в избираемый орган, но затрудняют его работу пререканиями по каждому вопросу и распылением голосов при голосовании;

— у территорий (группировок) нет своего персонального представителя, это ослабляет местничество, но становится непонятно, с кем именно должны взаимодействовать избиратели того или иного региона (группы).

3) При смешанной системе часть (обычно половина) членов коллегиального органа избирается по мажоритарной системе, остальные – по пропорциональной. То есть каждый избиратель один голос отдает за персоналию, второй за список.

4) Гибридная система. Это синтез мажоритарной и пропорциональной избирательных систем. Выдвижение кандидатов происходит по пропорциональной системе (по партийным спискам), а голосование – по мажоритарной (персонально за каждого кандидата).

Избирательная система в России включает в себя несколько основных видов избирательных систем.

Сейчас все региональные выборы проходят по единым для всех принципам.

При выборах высших должностных лиц (президент, губернатор, мэр) применяется мажоритарная избирательная система абсолютного большинства. Если никто из кандидатов не набрал абсолютное большинство голосов, назначается второй тур, куда проходят два кандидата, набравшие относительное большинство голосов.

При выборах в представительный орган субъекта РФ применяется смешанная избирательная система. При выборах в представительный орган муниципального образования возможно применение как смешанной избирательной системы, так и мажоритарной системы относительного большинства.

С 2007 по 2011 год выборы в Государственную думу проходили по пропорциональной системе. С 2016 года половина депутатов (225) Государственной думы РФ будет избираться по одномандатным округам по мажоритарной системе, а вторая половина – по единому избирательному округу по пропорциональной системе с процентным барьером в 5%

Избирательная система РФ на данный момент не предусматривает использования гибридной избирательной системы. Также избирательная система в России не использует мажоритарную избирательную систему квалифицированного большинства.

Идеология социал-демократии

Социал-демократия — социальная политика и идейно-политическое течение, возникшее в рамках социализма и впоследствии трансформировавшееся на позиции постепенного совершенствования капитализма с целью утверждения социальной справедливости, солидарности и большей свободы.

Идеология современной социал-демократии находится несколько левее социал-либерализма и несколько правее демократического социализма. В отличие от демосоциалистов, социал-демократы не настаивают на необходимости в принудительной национализации средств производства. В отличие от социал-либералов — считают, что в основе общественного устройства, всё-таки должна превалировать социалистическая, а не капиталистическая ориентация.

В целом, социал-демократы поддерживают принципы справедливости, свободы, равенства и братства.

· Защиту прав человека.

· Борьбу с дискриминацией по цвету кожи, национальной, религиозной принадлежности, по полу, возрасту, типам сексуальной ориентации или внешнему виду, а также другим врожденным или приобретенным признакам.

· Принцип равных прав и возможностей (а не только равных возможностей, как в консерватизме).

· Создание «государства всеобщего благосостояния».

· Политический и идеологический плюрализм.

· Социально ориентированную многоукладную экономику в противовес абсолютизированному свободному рынку.

· Ограниченное государственное регулирование экономики.

· Создание эффективных регулятивных механизмов в предпринимательстве в интересах рабочих и мелкого предпринимательства.

· Принцип справедливой торговли.

· Равноправие и защиту всех форм собственности.

· Создание и поддержка действенной системы общественного контроля.

· Создание мощного общественного сектора в экономике, конкурирующего на равных с частным.

· Национализацию под общественным контролем стратегически важных предприятий, особенно в военной, аэрокосмической, металлургической, нефтеобрабатывающей промышленности и энергетике.

· Социальное партнерство между наемными работниками и работодателями.

· Сотрудничество с профсоюзами.

· Сокращение разрыва между богатыми и бедными.

· Поддержку неимущих слоев населения.

· Систему защиты экономических прав рабочих, предусматривающую:

· Ограничение рабочей недели, зависящее от уровня развития общества.

· Улучшение условий труда рабочих.

· Повышение минимальной зарплаты.

· Защиту от неоправданного увольнения.

· Борьбу с безработицей.

· Эффективную систему социального обеспечения, предусматривающую:

· Всеобщее бесплатное образование, равный доступ к которому имеет все население страны.

· Государственную систему всеобщего бесплатного здравоохранения для всех граждан страны.

· Государственную помощь в форме пенсий и пособий по инвалидности и безработице.

· Государственную помощь для ухода за детьми.

· Средний или высокий уровень налогообложения, прогрессивная шкала налогообложения, необходимая для финансирования государственных затрат.

· Введение новых законов по охране природы и окружающей среды (хотя и не настолько радикальных, как проекты «Зелёных»).

· Снятие ограничений с иммиграции и мирное сосуществование культур и цивилизаций.

· Секуляризированную и открытую прогрессивную социальную политику.

· Внешнюю политику, соответствующую принципам мультилатерализма и участия в международных организациях типа ООН.

· Демилитаризацию, сокращение военных арсеналов и неучастие в агрессивных военных блоках.

· Защиту интересов трудящихся, рабочих, крестьян, интеллигенции, средних слоев населения.

Существуют два основных вида избирательных систем, в основе различия которых лежит тот или иной порядок определения результатов голосования, – мажоритарная и пропорциональная.

При мажоритарной системе различают три вида большинства: квалифицированное, абсолютное и относительное.

Мажоритарная избирательная система, согласно которой избранными считаются лица, получившие большинство голосов. Является старейшей из применяемых систем. Она достаточно универсальна: может использоваться при выборах коллегиальных и единоличных органов, допускает разные модификации избирательных округов, соперничество кандидатов и партийных списков. Многие страны применяют данную систему для замещения мест во всех выборных органах (Великобритания, США, Франция, Казахстан), либо для избрания отдельных органов (Россия, Италия).

В основе мажоритарной системы лежит принцип большинства, при которой избранным считается тот кандидат, который получил установленное число голосов.

Существуют различные модификации мажоритарной избирательной системы. Наиболее типичные ее разновидности предполагают, как правило, соперничество конкретных кандидатов, представляющих различные политические партии и избирательные объединения, в одномандатных округах. Эта избирательная система выгодна крупным и средним политическим партиям, которые располагают как финансовыми, так и людскими ресурсами для того, чтобы выставить своих кандидатов в большинстве или во всех избирательных округах страны на парламентских выборах.

Одной из разновидностей рассматриваемой системы – мажоритарная система относительного большинства. Она предполагает избрание того кандидата, который наберет голосов больше, чем любой из его соперников в отдельности. При этой системе обычно не устанавливается ни обязательность участия в голосовании, ни обязательный минимум избирателей, допущенных к участию в голосовании. А поскольку при данной системе значительная часть голосов, а именно голоса, поданные за неизбранных кандидатов, пропадает, то порой оказывается, что партия, кандидатов которой по стране поддержало большинство избирателей, получает в палате парламента меньшинство мест.

Другая разновидность – мажоритарная система абсолютного большинства – достаточно часто используется для избрания президента (Россия, Казахстан, Франция). Кандидату для избрания необходимо набрать в первом туре свыше 50 процентов голосов избирателей округа. В качестве базы для подсчета голосов может выступать либо общее число поданных голосов, либо число поданных голосов, признанных действительными, либо общее число зарегистрированных избирателей.

При этой системе обычно устанавливается нижний порог участников избирателей в голосовании; если он не достигнут, выборы считаются несостоявшимися. При системе абсолютного большинства чем больше в избирательном округе кандидатов, тем меньше вероятность, что кто-то из них получит абсолютное большинство голосов. Поэтому выборы по такой системе часто оказываются нерезультативными. Избежать этого можно различными способами. Наиболее распространенным из них является второй тур выборов или повторное голосование. При этом достаточно набрать относительное большинство голосов. К примеру, согласно п. 4 ст. 77 ФЗ «О выборах Президента Российской Федерации» по итогам повторного голосования избранным на должность Президента РФ считается зарегистрированный кандидат, получивший при голосовании большее число голосов избирателей, принявших участие в голосовании, по отношению к числу голосов избирателей, поданных за другого зарегистрированного кандидата, при условии, что число голосов избирателей, поданных за зарегистрированного кандидата, набравшего большее число голосов избирателей, больше числа голосов избирателей, поданных против всех кандидатов.

Достоинство данной системы по сравнению с системой относительного большинства заключается в том, что избранными считаются кандидаты, поддержанные действительным большинством проголосовавших избирателей, хотя бы это большинство составляло один голос.

Недостатком данной системы является то, что пропадают голоса, поданные против победивших кандидатов. При этой системе весьма вероятно, что партия, кандидаты которой по стране собрали большинство голосов, получит меньшинство парламентских мандатов. Это может произойти в случае, если избиратели, голосующие за такую партию, окажутся сосредоточенными в небольшом числе избирательных округов, а избиратели партии меньшинства, напротив, добьются хотя бы даже ничтожного, но преимущества в большинстве избирательных округов.

Третьей, достаточно редкой разновидностью является мажоритарная система квалифицированного большинства, в соответствии с которой кандидат должен набрать установленное число голосов. Квалифицированное большинство голосов устанавливается законом и во всяком случае превышает большинство абсолютное. В России такая разновидность мажоритарной системы не применяется.

34. Пропорциональная избирательная система и практика её применения в РФ.

Главное отличие пропорциональной системы от мажо­ритарной состоит в том, что депутатские мандаты распре­деляются не между индивидуальными кандидатами, а меж­ду партиями в соответствии с числом поданных за них голосов. Избиратели голосуют за партийные списки и опре­деленную программу. Естественно, партии стремятся вклю­чить в эти списки наиболее известных людей.

Как и мажоритарная, пропорциональная система имеет две разновидности:

— пропорциональная система на общегосударственном уровне. В этом случае избиратели голосуют за политические партии в масштабах всей страны. Избира­тельные округа не выделяются;

— пропорциональная система, основывающаяся на ок­ругах. В этом случае мандаты распределяются на ос­нове влияния партий в округах..

На текущий момент в России действуют, по крайней мере, четыре избирательные системы, т.е. четыре способа организации прямых выборов: выборы Президента осуществляются по мажоритарной системе абсолютного большинства. Проводятся они по единому федеральному избирательному округу, включающему в себя всю территорию Российской Федерации.);мажоритарная система относительного большинства (при ней бывает только один тур), которая используется на выборах половины депутатов законодательных органов субъектов РФ и в некоторых муниципальных образованиях; смешанная избирательная система (места делятся пополам между партийными списками и кандидатами в одномандатных избирательных округах) и полностью пропорциональная система — Государственной Думы с 2005 г.

Пропорциональная система. Главное отличие пропорциональной системы от мажоритарной состоит в том, что она строится не на принципе большинства, а на принципе пропорциональности между полученными голосами и завоеванными мандатами. Депутатские мандаты распределяются не между индивидуальными кандидатами, а между партиями в соответствии с числом поданных за них голосов. При этом от избирательного округа избирается не один, а несколько депутатов парламента. Избиратели голосуют за партийные списки, фактически за ту или иную программу (партии стараются включать в свои списки людей наиболее известных, авторитетных, но сам принцип от этого не меняется). Партийные списки могут быть различных видов (открытые, закрытые и смешиваемые).

Для определения результатов голосования устанавливается квота, т.е. минимум голосов, необходимый для избрания одного депутата. Для определения квоты общее число поданных по данному округу (стране) голосов делится на число депутатских мест. Места между партиями распределяются делением полученных ими голосов на квоту.

В ряде стран с пропорциональной системой действует так называемый избирательный барьер. Для того, чтобы быть представленной в парламенте, партия должна получить не менее определенного процента голосов избирателей (Турция – 10%, Россия — 7%, Германия и Италия – 5%, Венгрия и Болгария – 4%, Дания – 2%). Партии, не преодолевшие этот барьер, не получают ни одного места в парламенте.

Достоинства пропорциональной системы: является наиболее демократичной, позволяет учитывать политические симпатии населения; стимулирует многопартийность; создает благоприятные условия для деятельности небольших политических партий.

Недостатки пропорциональной системы: затруднено формирование правительства (в условиях многопартийности, когда в парламенте представлено около десятка, а то и больше партий); не дает возможности избирателю оценить личные достоинства кандидата (он выбирает не человека, а партию); значительно возрастает роль мелких партий, которые за поддержку более крупных партий требуют постов, привилегий, не соответствующих их реальному месту в политической системе (создает условия для коррупции, перерождения партий, сращивания партий с госаппаратом, перебежек из лагеря в лагерь, борьбы за «теплые» места и т.д.); нарушается сам принцип пропорциональности.

МАЖОРИТАРНАЯ ИЗБИРАТЕЛЬНАЯ СИС­ТЕМА — один из ви­дов из­би­ра­тель­ных сис­тем, в со­от­вет­ст­вии с ко­то­рым из­бран­ны­ми счи­та­ют­ся ли­ца, по­лу­чив­шие боль­шин­ст­во го­ло­сов из­би­ра­те­лей (вы­бор­щи­ков и других) по из­би­рательному ок­ру­гу.

Кан­ди­дат (по пар­тий­но­му или ино­му спи­ску кан­ди­да­тов), на­брав­ший боль­шин­ст­во го­ло­сов, по­лу­ча­ет все ман­да­ты (один — ес­ли за­ме­ща­лось од­но ме­сто, все — ес­ли их не­сколь­ко). Мажоритарная избирательная система ис­поль­зу­ет­ся в раз­ных стра­нах при вы­бо­рах де­пу­та­тов пред­ста­вительных ор­га­нов (фе­де­раль­ных, субъ­ек­тов фе­де­ра­ций, ав­то­ном­ных и му­ни­ци­паль­ных об­ра­зо­ва­ний, пре­зи­ден­тов рес­пуб­лик, глав ад­ми­ни­ст­ра­ции тер­ри­то­ри­аль­ных пуб­лич­ных об­ра­зо­ва­ний), а так­же для из­бра­ния лю­бых других ор­га­нов.

Мажоритарная избирательная система име­ет три основных раз­но­вид­но­сти: ква­ли­фи­ци­ро­ван­но­го, аб­со­лют­но­го и от­но­си­тель­но­го боль­шин­ст­ва.

Сис­те­ма от­но­си­тель­но­го боль­шин­ст­ва пред­по­ла­га­ет по­бе­ду на вы­бо­рах кан­ди­да­та, по­лу­чив­ше­го боль­ше го­ло­сов по срав­не­нию с лю­бым другим кан­ди­да­том. Вы­бо­ры за­вер­ша­ют­ся в пер­вом же ту­ре, по­сколь­ку кто-ни­будь из кан­ди­да­тов по­лу­ча­ет от­но­си­тель­ное боль­шин­ст­во. Ма­жо­ри­тар­ная сис­те­ма от­но­си­тель­но­го боль­шин­ст­ва мо­жет быть ре­зуль­та­тив­ной, ко­гда в стра­не су­ще­ст­ву­ет ус­той­чи­вая двух­пар­тий­ная сис­те­ма и ме­ж­ду со­бой в основном со­пер­ни­ча­ют кан­ди­да­ты этих пар­тий. Но и при та­ких ус­ло­ви­ях бы­ва­ет, что кан­ди­да­ты пар­тии со­би­ра­ют ме­нее по­ло­ви­ны го­ло­сов из­би­ра­те­лей, но по­лу­ча­ют боль­шин­ст­во мест (например, в 1992 году кан­ди­да­ты Лей­бо­ри­ст­ской пар­тии в Ве­ли­ко­бри­та­нии со­бра­ли 42% го­ло­сов, но по­лу­чи­ли 51% мест в пар­ла­мен­те). При этой сис­те­ме мо­гут быть из­бра­ны кан­ди­да­ты, по­лу­чив­шие не­зна­чительное чис­ло го­ло­сов и не под­дер­жи­вае­мые боль­шин­ст­вом из­би­ра­те­лей. Для час­тич­но­го ис­прав­ле­ния та­ко­го по­ряд­ка за­ко­ны пре­ду­смат­ри­ва­ют про­ход­ной балл, ни­же ко­то­ро­го из­бра­ние не за­счи­ты­ва­ет­ся (смотри в статье Кво­та из­би­ра­тель­ная).

В Рос­сии мажоритарная избирательная система от­но­си­тель­но­го боль­шин­ст­ва ис­поль­зу­ет­ся в не­ко­то­рых субъ­ек­тах РФ для из­бра­ния по­ло­ви­ны де­пу­та­тов их за­ко­но­дательных со­б­ра­ний (ка­кую сис­те­му ис­поль­зо­вать, ре­ша­ют са­ми субъ­ек­ты РФ) и для вы­бо­ров пред­ста­вительные ор­га­нов не­ко­то­рых му­ни­ци­паль­ных об­ра­зо­ва­ний (это оп­ре­де­ля­ют они са­ми свои­ми ус­та­ва­ми).

При сис­те­ме аб­со­лют­но­го боль­шин­ст­ва для из­бра­ния не­об­хо­ди­мо на­брать бо­лее 50% по­дан­ных и при­знан­ных дей­ст­ви­тель­ны­ми го­ло­сов из­би­ра­те­лей (50%+1 го­лос). Ес­ли го­ло­са из­би­ра­те­лей рас­пре­де­ля­ют­ся ме­ж­ду раз­ны­ми кан­ди­да­та­ми и не­об­хо­ди­мо­го чис­ла го­ло­сов ни­кто из кан­ди­да­тов не на­би­ра­ет, про­во­дит­ся 2-й тур вы­бо­ров, на ко­то­ром на го­ло­со­ва­ние из­би­ра­те­лей обыч­но вы­но­сят­ся два кан­ди­да­та, по­лу­чив­шие в 1-м ту­ре наи­боль­шее чис­ло го­ло­сов. Во 2-м ту­ре по­бе­ж­да­ет кан­ди­дат, по­лу­чив­ший от­но­си­тель­ное боль­шин­ст­во го­ло­сов. Все­гда учи­ты­ва­ют­ся толь­ко при­знан­ные дей­ст­ви­тель­ны­ми го­ло­са; например, не­дей­ст­ви­тель­ные бюл­ле­те­ни (из­би­ра­тель не вы­ра­зил свою во­лю и другое) из под­счё­та ис­клю­ча­ют­ся. В не­ко­то­рых стра­нах при из­бра­нии де­пу­та­тов ниж­ней па­ла­ты пар­ла­мен­та на 2-й тур мо­гут вы­но­сить­ся три и бо­лее кан­ди­да­ту­ры (во Фран­ции все, кто по­лу­чил в пер­вом ту­ре свыше 12,5% го­ло­сов, в Венг­рии — свыше 15%). При бо­лее чем 2 кан­ди­да­тах окон­ча­тель­ный под­счёт во 2-м ту­ре то­же про­ис­хо­дит по прин­ци­пу от­но­си­тель­но­го боль­шин­ст­ва.

При сис­те­ме ква­ли­фи­ци­ро­ван­но­го боль­шин­ст­ва за­кон ус­та­нав­ли­ва­ет оп­ре­де­лён­ный про­цент го­ло­сов (все­гда зна­чи­тель­но боль­ше по­ло­ви­ны), ко­то­рые дол­жен по­лу­чить кан­ди­дат, что­бы быть из­бран­ным в пер­вом же ту­ре вы­бо­ров (например, в Чи­ли для из­бра­ния в пер­вом ту­ре де­пу­тат дол­жен по­лу­чить 2/3 го­ло­сов).

Су­ще­ст­вен­но от­ли­ча­ют­ся от трёх основных раз­но­вид­но­стей мажоритарной избирательной системы не­ко­то­рые ред­ко ис­поль­зуе­мые фор­мы.

При ку­му­ля­тив­ной си­сте­ме из­би­ра­те­ли по­лу­ча­ют чи­сло го­ло­сов, рав­ное чи­слу из­би­рае­мых (например, 9, 11, 13 чле­нов му­ни­ци­паль­но­го со­ве­та), и из­би­ра­тель мо­жет все свои го­ло­са от­дать 1 кан­ди­да­ту из спис­ка ли­бо в раз­ных до­лях рас­пре­де­лить их меж­ду кан­ди­да­та­ми; под­счёт про­из­во­дит­ся по мажоритарной избирательной системе от­но­си­тель­но­го боль­шин­ст­ва.

При си­сте­ме един­ст­вен­но­го пе­ре­да­вае­мо­го го­ло­са соз­да­ют­ся мно­го­ман­дат­ные ок­ру­га (го­ло­со­ва­ние за спи­сок кан­ди­да­тов), но каж­дый из­би­ра­тель име­ет 1 го­лос и го­ло­су­ет за то­го или ино­го кан­ди­да­та; под­счёт про­из­во­дит­ся по мажоритарной избирательной системе от­но­си­тель­но­го боль­шин­ст­ва.

При си­сте­ме един­ст­вен­но­го не­пе­ре­да­вае­мо­го го­ло­са из­би­ра­тель от­да­ёт свой го­лос не за пар­тий­ный спи­сок, а за един­ст­вен­но­го кон­крет­но­го кан­ди­да­та из пар­тий­но­го спис­ка (по прин­ци­пу пре­фе­рен­ци­аль­но­го во­ту­ма).

Си­сте­ма фик­си­ро­ван­но­го про­цен­та го­ло­сов при­ме­ня­ет­ся при из­бра­нии гла­вы го­су­дар­ст­ва и пред­по­ла­га­ет, что кан­ди­дат в пре­зи­ден­ты дол­жен по­лу­чить не ме­нее 40% го­ло­сов от об­ще­го спис­ка из­би­ра­те­лей по стра­не. Ес­ли та­ко­го про­цен­та ни­кто не по­лу­чит, пре­зи­дент из­би­ра­ет­ся пар­ла­мен­том из чис­ла 2 (иног­да 3) кан­ди­да­тов, по­лу­чив­ших наи­боль­шее чи­сло го­ло­сов из­би­ра­те­лей.

Смотри так­же статью Про­пор­цио­наль­ная из­би­ра­тель­ная сис­те­ма.

Добавить комментарий