Механизм государственно правового регулирования

Механизм правового регулирования – это система правовых средств, при помощи которых осуществляется правовое регулирование общественных отношений.

С точки зрения структуры механизм правового регулирования – это сложная система, имеющая свои элементы.

К элементам, составным частям механизма правового регулирования относятся:

— юридические нормы,

— нормативные правовые акты,

— акты официального толкования,

— юридические факты,

— правоотношения,

— акты реализации права,

— правоприменительные акты,

— правосознание,

— режим законности.

Каждый из этих элементов выполняет свои регулятивные функции, воздействует на поведение людей и общественные отношения свои способом.

Нормы права выступают как предписание и как образец, модель поведения в правовых отношениях. Они служат исходной базой правового регулирования, в них указывается, что дозволено и что разрешено, каковы последствия соблюдения или нарушения зафиксированного в них предписания. Нормы права — это основа всего механизма правового регулирования. Все остальные его элементы предусмотрены нормами права, носят поднормативный характер.

Нормативный правовой акт как документ, содержащий нормы права, воздействует на поведение людей путем установления правового режима регламентации того или иного вида общественных отношений. Например, Гражданский кодекс определяет режим регламентирования отношений по использованию материальных благ (имущества), по установлению правового положения участников гражданско-право­вых отношений.

Акты официального толкования — документы, издаваемые специально уполномоченными на то органами (например, пленумом Верховного Суда РФ) и направленные на разъяснение смысла правовых норм.

Юридические факты — предусмотренные нормами права жизненные ситуации, факты реальной жизни, влекущие юридические последствия: возникновение, изменение и прекращение правовых отношений.

Правоотношения есть средство перевода общих моделей поведения, заложенных в нормах права, в конкретизированные и индивидуализированные акты поведения членов общества (субъектов права). Через правоотношения осуществляется реализация права, это основной путь претворения предписаний норм права в акты поведения людей.

Акты реализации права — это действия субъектов права, участников правовой жизни по воплощению в жизнь предписаний норм права. В таких действиях (в ряде случаев закрепленных в юридических документах, например договорах) реально осуществляются выраженные в правах и обязанностях меры возможного или должного поведения.

Акты применения права суть индивидуализированные властные предписания, направленные на регламентацию общественных отношений. Это акты (как действия, так и документы) индивидуализированного правового регулирования. Наиболее ярким примером акта применения права является решение суда по конкретному юридическому делу.

В качестве своеобразных элементов механизма правового регулирования выступают правосознание и режим законности. Своеобразие этих элементов заключается в их нематериальности, но нематериальность не мешает им оказывать действенное влияние на весь процесс правового регулирования. От уровня правосознания и реальности режима законности зависит эффективность работы всех элементов механизма правового регулирования.

Элементы механизма правового регулирования воздействуют на общественные отношения не только специфически юридически.

Например, нормы права, акты законодательства, решения судов оказывают на поведение людей и на общественные отношения информационное, психологическое, идеологическое воздействие. Под их влиянием формируются психологические установки, мотивы поведения людей.

В реальной действительности специальные юридические средства и способы воздействия на поведение людей сочетаются в различных комбинациях с неюридическими.

Детальное изучение вопросов механизма действия права характерно для инструменталистского направления в правоведении, где право рассматривается как инструмент ре­шения индивидуальных и групповых социальных задач.

Анализируя разнообразные юридические формы и средства воздействия на поведение людей и общественные отношения, можно выяснить, какие из них наиболее оптимальны, эффективны в данных условиях, каких результатов можно достичь, используя те или иные юридические средства в каком-либо их сочетании.

Исследование механизма правового регулирования «вооружает» законодателя «набором» инструментов — оптимальных юридических средств и правовых механизмов — для эффективного решения задач, стоящих на данном этапе развития общества. Знание механизма правового регулирования со всеми его элементами позволяет грамотно осуществлять правореализационную юридическую деятельность.

Главная » » Механизмы социального регулирования

Статью подготовила доцент кафедры социально-гуманитарных дисциплин Волгушева Алла Александровна. Связаться с автором


Вернуться назад на Социальное регулирование

Механизм социального регулирования — система юридических средств, при помощи которых осуществляется правовое регулирование.
Процесс правового регулирования состоит из следующих основных стадий:
1. Юридическая регламентация общественных отношений — обозначаются направления деятельности участников, устанавливает их правовой статус, это не индивидуализированное воздействие права.
2. Возникновение субъективных прав и юридических обязанностей — (здесь возможна факультативная стадия — применение права, без которой правоотношения возникнуть не могут) на этой стадии происходит индивидуализация и конкретизация прав и обязанностей.
3. Реализация субъективных прав и обязанностей — (здесь также возможна факультативная стадия — применение права, без которой иногда невозможно осуществить реализацию прав и обязанностей) воплощение в жизнь прав и обязанностей конкретных субъектов; устранение нарушений прав и интересов субъектов.
4. Применение права — факультативная стадия, которая либо предшествует возникновению правоотношений, либо призвана обеспечить их реализацию.
Древнеримский поэт Овидий: «Средний путь самый безопасный». Средний путь — это устойчивая взаимозависимость между людьми, которая позволяет каждому вести свои дела не в ущерб делам других. Такая необходимая взаимосвязь называется отношением. Закономерности построения отношений выражаются формулой. В естественных науках формулы указывают на закономерности отношений между явлениями природы. В правоведении формулы отражают закономерности отношений между людьми — они называются нормами права.
Латинское значение слова norma: а) наугольник б) руководящее начало, правило, образец. Таким образом, правовая норма — это право для определённого отношения. В соответствии с нормой данное отношение должно оформиться в жизни в случае, если возникнут обстоятельства, предусмотренные нормой.

Норма права — это общеобязательное, формально-определённое правило поведения, установленное и обеспеченное государством и направленное на урегулирование общественных отношений путём определения прав и обязанностей их участников.
Признаки:

1. Общеобязательность.
2. Формально-определённое правило поведения — это выражается в содержании, объёме прав и обязанностей, чётких указаний на последствия её нарушения. Любая норма закреплена в нормативно-правовом акте.
3. Гарантированность государством.
4. Системность.
5. Логичность.
Существует два значения понятия источник права:
1) то, что обуславливает, детерминирует содержание норм права;
2) то, где содержатся нормы права.
Источник (форма выражения) права — это, та особая специфическая форма, в которую облекаются нормы права.
Виды:
• Нормативно-правовой акт — это юридический акт, принятый компетентными субъектами правотворчества и содержащий нормы права.
• Нормативный договор — это двустороннее или многостороннее соглашение между субъектами правотворчества, содержащее нормы права.
• Правовой прецедент (судебный, административный, юридический) — судебное или административное решение по конкретному юридическому делу, которое становится нормой для всех аналогичных дел, возникающих в будущем.
• Правовой обычай — санкционированное государством исторически сложившееся правило поведения.
• Доктрина или юридическая наука — различные научные труды (трактаты, монографии, статьи), на основании которых правоприменительные органы принимают решения по конкретным юридическим делам.
• Правосознание — совокупность идей, чувств, эмоций, на основании которых правоприменительные органы принимают решения по конкретным юридическим делам.
• Правовая культура личности — это знание и понимание права, а также действия в соответствии с ним.
• Общие принципы права — исходные начала правовой системы (принципы справедливости, доброй совести, гуманизма), на которые юристы ссылаются при отсутствии нормативного правового акта, прецедента, обычая и нормативного договора.
• Религиозные воззрения — это правила поведения, изложенные религиозной книгой.
Структура нормы права — это её смысловое построение, подчинение законам логики и закономерностям регулирования отношений между лицами. Нормы права можно излагать при помощи различных речевых оборотов, но в любом случае при этом прослеживается формула (структура нормы): «Если…, то…, иначе…».
Элементы структуры норм права:
• Гипотеза — это элемент нормы, который описывает жизненные обстоятельства, при наступлении которых возникают определённые отношения. Гипотеза определяет субъектов правоотношения.
• Диспозиция — это элемент нормы, в котором устанавливается отношение, возникающее при наличии обстоятельств, предусмотренных гипотезой.
• Санкция — это элемент нормы, в котором определяются меры ответственности субъектов права в случае совершения ими действий, которые противоречат отношениям, установленным диспозицией нормы.
Определение элементов в структуре нормы права показывает, что структура правовой нормы подчинена законам логики и закономерностям отношений между лицами.
Закономерности отношений между лицами — это объективная зависимость субъектов права друг от друга в определённых жизненных ситуациях. При помощи структурных элементов нормы подмечается эта зависимость.
Законы логики — это последовательный ход рассуждений, при котором одна логическая посылка нанизывается на другую и при этом не возникает противоречия между предположением и выводом.
Соотношение нормы права и закона поливариантно:
1. Норма права и статья закона совпадают.
2. Несколько норм включаются в одну статью.
3. Одна норма расположена в нескольких статьях.
По содержанию:
1. Простая гипотеза — описывает одно обстоятельство, с наличием которого правовая норма связывает возникновение отношения, предусмотренного диспозицией.
2. Составная гипотеза — включает в себя два и более обстоятельств, причём отсутствие хотя бы одного не позволяет ввести в действие диспозицию нормы.
3. Альтернативная гипотеза — также включает в себя два и более обстоятельств, но для введения в действие диспозиции нормы достаточно одного из них.
По степени конкретизации обстоятельств:
1. Абстрактная — в такой гипотезе перечисляются лишь обобщённые формулировки обстоятельств, с наличием которых диспозиция вводится в действие.
2. Казуистическая — перечислены конкретные условия, обстоятельства, при которых начинает действовать норма.
По наличию либо отсутствию условий:
1. Положительная — диспозиция вводится в действие при наличии указанных в гипотезе условий.
2. Отрицательная — диспозиция вводится в действие при отсутствии указанных в гипотезе условий.
По способу изложения:
1. Прямая диспозиция — вся «информация» присутствует в самой диспозиции.
2. Ссылочная диспозиция — переадресует к другой статье этого же нормативно-правового акта, в котором содержится сама диспозиция.
3. Бланкетная диспозиция — не содержит точного описания, а отсылает к другим законодательным и нормативным актам.
По содержанию:
1. Простая — такая диспозиция только называет устанавливаемое отношение.
2. Описательная — подробно описывает устанавливаемое отношение.
По устанавливаемому режиму:
1. Дозволяющая — устанавливает правовое положение лица, в рамках которого оно вправе действовать по своему усмотрению.
2. Обязывающая — в таких диспозициях содержится приказ на совершение определённых действий или запрет, предостерегающий лицо от совершения конкретных действий.
По степени определённости:
1. Абсолютно определённая санкция — указывает точно вид и размер наказания (точно указанный размер штрафа).
2. Относительно определённая санкция — указывает вид наказания и его размеры, определяя нижний и верхний пределы (лишение свободы на срок от трёх до десяти лет).
3. Альтернативная санкция — такие санкции предусматривают несколько видов наказания (лишение свободы на срок до 3-х лет, или исправительные работы на срок до одного года, или штраф).
По объёму:
1. Простые — содержат одно неблагоприятное действие.
2. Сложные — содержат два и более неблагоприятных действия.
По отраслевой принадлежности:
1. Уголовно-правовые санкции.
2. Административно-правовые санкции.
3. Дисциплинарные санкции и т.д.
Правоотношение — это возникающая на основе норм права общественная связь, участники которой выступают как носители субъективных прав и юридических обязанностей, обеспеченных государством. В литературе представлены разносторонние взгляды на понятие правоотношения, некоторые учёные считают, что это часть общественных отношений урегулированных нормами права, другие же, придерживаются мнения, что это особое общественное отношение.
Общественные отношения это социальные связи между людьми. Любое отношение имеет ряд ограничений и масштаб свободы. Если общественное отношение затрагивает существенные интересы государства и права, то оно переводится в разряд юридических отношений. Масштаб свободы в таком случае становится субъективным правом, а ряд ограничений — юридической обязанностью.
Признаки:
1. Правоотношение предусмотрено нормой права.
2. Правоотношения носят интеллектуальный (осознанность) и волевой (способность руководить своими действиями) характер.
3. Правовые отношения характеризуются наличием у сторон субъективны прав и юридических обязанностей.
4. Правовые отношения гарантируются государством и охраняются в необходимых случаях его принудительной силой.
Предпосылки возникновения правоотношения:
1. Наличие норм права.
2. Юридические факты.
3. Правоспособность участников.
Субъекты правоотношений — это обладатели прав и носители обязанностей в правоотношении. Субъектами правоотношений могут выступать физические и юридические лица.
Физические лица — это индивидуальные субъекты, т.е. граждане государства, иностранцы, апатриды, бипатриды.
Характер и степень субъектов, участвующих в правоотношениях, регламентируются правосубъектностью, которая включает следующие компоненты:
1. Правоспособность — это способность лица быть носителем прав и обязанностей.
2. Дееспособность — это способность физического лица как субъекта правоотношений своими действиями осуществлять принадлежащие ему права и обязанности.
3. Деликтоспособность — это способность лица нести юридическую ответственность за совершенное правонарушение (деликт).
Юридические лица — это коллективные субъекты: государство, государственные органы и учреждения, предприятия, организации, национально-государственные образования, избирательные округа, церковь и т.д.
Юридическое лицо — это организация, которая имеет в собственности, хозяйственном ведении или оперативном управлении обособленное имущество и отвечает по своим обязательствам этим имуществом, может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде (п.1 ст.48 ГК РФ).
Субъектом правоотношений является также и само государство. Государство — субъект политический, властный, суверенный. Оно не зависит от других субъектов права, само устанавливает юридический статус всех участников правовых отношений и выступает в качестве субъекта международного права. Государство в целом как субъект права выступает в международных отношениях, конституционно-правовых, гражданско-правовых и уголовно-правовых отношениях.

Социальная политика
Социальная роль
Социальная структура
Социальное обеспечение как общественно полезная деятельность
Социальные нормы
Специальные области логистики
Социальный статус


| | Вверх

Механизм правового регулирования государственной служ­бы включает систему правовых средств, при помощи которых обеспечивается воздействие государства на становление и разви­тие государственно-служебных отношений. К основным элемен­там механизма относятся правовые нормы, правовые отношения, правовая ответственность, правовое сознание, юридические факты, акты применения права, а также акты реализации прав и обязанно­стей государственных служащих.

Развитие нормативной правовой базы государственной службы позволяет укрепить правовой статус государственных служащих, упорядочить прохождение ими службы, облегчить приобретение необходимых знаний, умений и навыков, усилить стимулы к труду. В настоящее время это непременное условие становления эффективной государственной службы России.

Основным звеном механизма правового регулирования вы­ступает норма права, т. е. правило поведения общего характера, установленное государством. Оно имеет обязательную силу, наде­ляет субъекты управления юридическими правами и обязанностя­ми, регулирует общественные отношения и предусматривает в случае отклонения от норм ответственность. В российском законо­дательстве о государственной службе пока очень мало норм права, отвечающих таким требованиям. В нем преобладают нормативные предписания, правовые принципы, нормативные идеи, которые должны конкретизироваться в правовых нормах.

Правовые отношенияв государственной службе представля­ют собой урегулированные нормами права общественные отноше­ния, участники которых выступают носителями субъективных прав и обязанностей, юридической ответственности. Правоотно­шение требует, естественно, моделирования в норме права. Таких правоотношений российским законодательством в ходе реформи­рования государственной службы становится все больше.

Предмет правового регулирования государственной служ­бы — это определенный круг государственно-служебных отноше­ний, которые закрепляются соответствующей группой юридиче­ских норм, обладают каким-либо единым качеством. Это служит основанием для обобщения норм права, регулирующих данный круг отношений, в такую нормативную общность, как отрасль права. Отношения в государственной службе являются, главным образом, предметом конституционного, административного и трудового права.

Метод правового регулированиягосударственной службы представляет собой совокупность юридических приемов, средств, способов воздействия органов государственной власти на содержа­ние деятельности и поведение государственных служащих, органи­зацию и функционирование государственной службы как правового института. В процессе правового регулирования применяются им­перативный и диспозитивный методы. Первый характеризуется властным воздействием на государственных служащих. Второй регу­лирует отношения между равноправными сторонами, например, ви­дами государственной службы, государственными служащими в ходе взаимосвязей по горизонтали и т. д.

В правовом регулировании современной государственной службы России имеются значительные проблемы. По-прежнему сохраняются отношения трудового найма между служащим и го­сударственным органом. Руководитель принимает на работу, ус­танавливает оклады и надбавки, поощряет, наказывает, увольня­ет. При такой системе уже не столько законы и указы, сколько руководитель государственного органа или подразделения — высший авторитет для подчиненного. Государственные служа­щие при исполнении должностных обязанностей преимущест­венно руководствуются указаниями непосредственного руково­дителя, а не должностными регламентами. Отсюда — авторита­ризм и произвол, индивидуальная и коллективная безответствен­ность должностных лиц, бюрократизм и коррупция, социально-правовая незащищенность служащего, подбор кадров не по конкурсу или на основе независимой аттестации, а по знакомству, симпатиям, признаку личной преданности.

В то же время мировой опыт свидетельствует о том, что го­сударственная служба предполагает как раз нечто иное — право­вую защищенность служащего от произвола вышестоящих руко­водителей, гарантию профессионального и должностного роста, непрерывное образование, возможность проявления работником инициативы, творчества.

Таким образом, реализация правового института государст­венной службы осуществляется через правовой механизм, кото­рый включает правовые нормы, отношения, ответственность, сознание, факты и т. д.

3. Нормативно-правовое регулирование института государственной службы в Российской Федерации.

1. Конституционное регулирование государственной службы

2. Федеральный закон «Об основах государственной службы» как единая правовая база государственной службы

3. Основы федеральной программы «О реформировании государственной службы» (2003-2005 гг.)

4. Правовое обеспечение государственной гражданской службы

5.Правовые принципы государственной гражданской службы

6. Федеральная программа по реформированию и развитию системы государственной службы (2009-2013 гг.)

Добавить комментарий