Механизмы государства и государственный аппарат

Для выполнения своих функций государство имеет специальный механизм, который так и называется — «государственный меха­низм». Рассмотрим, чем отличаются понятия «государственный механизм» и «аппарат государства».

На этот счет имеются различ­ные точки зрения.

Анализ научных исследований по вопросу о понятии механизма государства позволяет выделить несколько основных подходов к решению этой проблемы.

1. Понятия «механизм государства» и «государственный аппа­рат» тождественны, т.е. механизм государства и государственный аппарат признаются совпадающими по объему и содержанию.

2. В механизм государства помимо государственного аппарата включают еще и так называемые материальные придатки. К ним, как правило, относят вооруженные силы, полицию или милицию, органы безопасности, исправительные учреждения и т.д. — иными словами, вооруженные формирования, силовые структуры.

3. Существует точка зрения (Р.А. Ромашов, А.В. Якушев), согласно которой в механизм государства помимо государственного аппарата включаются государственные предприятия и учреждения, партии парламентского большинства, органы местного самоуправления и т.д.

4. Имеется позиция, в соответствии с которой под аппаратом государства понимаются органы государства в статике, а под меха­низмом — те же органы, но в динамике. Таким образом, понятия «государственный аппарат» и «механизм государства» лежат в раз­ных плоскостях и соотносятся между собой, как вещь, находяща­яся в покое, в статике (государственный аппарат), и эта же вещь, находящаяся в движении, в динамике (механизм государства).

На наш взгляд, в полной мере нельзя согласиться ни с одним из перечисленных подходов. Представляется, что более правильным будет определение механизма государства при определенном со­четании третьего и четвертого подходов.

В этом случае государственный механизм представляет из себя совокупность государственного аппарата, государственных структур, обеспечивающих реализацию государственно-властных предписаний, государственных предприятий и учреждений, рассматриваемую в со­стоянии динамики (движения), во взаимодействии между собой в це­лях осуществления функций государства.

Приведенная ниже схема (рис. 1) дает представление о механиз­ме государства. Только нужно иметь в виду, что обозначенные эле­менты находятся в динамике.

Исходя из такого определения государственного механизма, можно обозначить его признаки.

1. Единство. Данный признак означает, что каждый орган госу­дарственного механизма является составной частью единого цело­го. Механизм государства — это не простая совокупность органов, а сложная система органов взаимосвязанных, взаимодействующих. Например, парламент и правительство имеют различные полно­мочия, осуществляют соответственно законодательную и испол­нительную власть, но при этом являются частями одного госу­дарственного механизма. Парламент утверждает правительство, правительство ответственно перед парламентом. Они взаимодей­ствуют по многим вопросам.

Рис. 1

2. Наличие системообразующих связей. Механизм государства немыслим без системообразующих связей. Эти связи не являются связями физического, механического и тому подобного характера.

Это связи информационные. Они объединяют все элементы госу­дарственного механизма.

Системообразующие связи подразделяются:

— на вертикальные связи — это связи иерархические, в основе которых лежит подчинение одних органов другим, иерархи­чески высшим. В этом случае наблюдается движение двух видов информации: прескриптивной и дескриптивной. Прескриптивная (предписывающая, властная) информация движется сверху вниз, от вышестоящих органов к нижесто­ящим. Последние обязаны реализовать предписывающую информацию. Дескриптивная (описывающая) информация идет снизу вверх, отражает состояние управляемых;

— горизонтальные связи. Это связи координации, согласова­ния своих действий для выполнения общей задачи; напри­мер, координация действий правоохранительных органов (прокуратуры, МВД, ФСБ и др.) для осуществления контр­террористических действий;

— контрольно-корректирующие связи наблюдаются между над­зорно-контрольными и поднадзорными органами. Надзор­ные органы призваны осуществлять надзор за соблюдени­ем, исполнением поднадзорными органами прескриптив­ной информации и корректировать действия поднадзорных органов, дабы направить их деятельность в общее русло го­сударственной политики.

3. Иерархичность. Подданным признаком подразумевается по­строение государственного механизма в виде пирамиды, где выше­стоящие органы имеют больше полномочий, чем нижестоящие, и способны оказывать влияние на их деятельность, а нижестоящие органы, как правило, обязаны выполнять решения вышестоящих органов.

Механизмом государства называют систему государственных органов и организаций, действующую на основе единых, законодательно закрепленных принципов, призванную реализовывать государственную власть, выполнять функции и решать задачи государства.

Для изучения механизма государства используют структурно-функциональный подход. Он представляет собой одно из направлений системного анализа и базируется на исследовании структуры и функций механизма государства в их взаимосвязи, определяет роль и место элементов системы.

Признаки механизма государства:

1) наличие системы государственных органов, которая базируется на принципе разделения властей в организации и деятельности государственного аппарата;

2) сложная структура;

3) взаимообратная связь между функциями государства и государственным механизмом;

4) решение задач по обеспечению управления государством и выполнению государственных функций.

Структуру механизма государства составляют следующие виды (группы, подразделения) государственных органов:

1) государственные органы, которые связаны между собой отношениями соподчинения и наделены правами совершать действия от имени государства:

– органы представительной власти;

– органы исполнительной власти;

– судебные органы;

– контрольно-надзорные органы;

2) государственные учреждения, которые не обладают властными полномочиями и специально не исполняют функции по управлению, но на основании государственной собственности, а также властных распоряжений вышестоящих органов они осуществляют функции в области производства, культуры, науки, образования, здравоохранения и т. д.:

1) государственные учреждения и организации, осуществляющие организационно-распорядительные и социально-культурные функции в областях здравоохранения, образования, культуры, науки;


2) государственные предприятия и организации, сформированные для производства разной продукции, а также для оказания услуг населению страны;

3) государственные гражданские служащие – те лица, которые профессионально занимаются управлением государства, поэтому занимают назначенную государственную должность;

4) здания, сооружения и различное оборудование, которое обеспечивает в соответствии с научно-техническим уровнем действительное функционирование механизма государства.

Механизм государства действует на основе принципа разделения властей, который заключается в том, что государственная власть делится на следующие ветви власти:

1) законодательная – власть, которая имеет верховный характер, так как формируется напрямую и непосредственно народом и определяет правовую базу государственной, а также общественной жизни;

2) исполнительная – та власть, которая представляет, которая занимается непосредственной реализацией, проведением в жизнь принятых законодательными органами нормативных документов;

3) судебная – власть, которая действует самостоятельно от исполнительной и законодательной, посредством судебных органов осуществляет охрану прав и свобод граждан, защищает правовые устои государственной и общественной жизни от каких-либо посягательств независимо от того, кто совершил данное нарушение.

Государственный аппарат – это система государственных органов, взаимосвязанных общими принципами организации и деятельности.

Признаки:

1) Госаппарат, это целостная иерархическая система госорганов и учреждений. Целостность её обеспечивается едиными принципами, задачами и целями.

2) Первичными структурными элементами госаппарата являются государственные органы и учреждения, в которых работают государственные служащие. Госорганы связаны между собой на началах субординации и координации.

3) Для обеспечения государственно-властных велений госаппарат имеет непосредственные орудия (учреждения) принуждения. Без них не может обойтись не одно государство.

4) При помощи госаппарата практически осуществляется власть и выполняются функции государства. Между функциями государства и государственным аппаратом существует прямая связь, так как он создаётся как раз для выполнения функций государства. Поэтому с изменением функций государства неизбежно следует и изменение госаппарата.

Структура госаппарата может быть представлена следующими основными видами органов:

1) органы законодательной власти – т.е. «первичные», органы государственной власти в собственном смысле слова, непроизводные от других и основа для иных органов;

2) органы исполнительной власти – исполнительно-распорядительные органы, ведущие повседневную оперативную работу по государственному управлению общественными процессами в интересах общества или его части; они располагают вспомогательными государственными учреждениями (аппаратом управления, т.е. организационным и материальным аппаратом подготовки, принятия и реализации актов управления);

3) правоохранительные органы обеспечивают и поддерживают стабильность, неприкосновенность складывающихся под воздействием государства и права общественных отношений, включая организационный и материальный аппарат принуждения (армия, полиция, разведка, службы безопасности, тюрьмы).

Впервые попытка разграничить понятие «механизм государства» и «государственный аппарат» была предпринята Ю.М. Козловым, который в соответствии с доминирующей к тому времени доктриной исходил из того, что профсоюзы (общественные организации) играют значительную роль в управлении государством и поэтому они являются частью механизма государства, что же касается государственного аппарата, то эта категория значительно уже, ибо включает только государственные образования, а профсоюзы – это организации общественные.

Впоследствии в юридической литературе высказывалось множество порой абсолютно противоположных точек зрения по поводу соотношения этих двух понятий, с которыми невозможно согласиться. Так, например одна из них заключается в том, что понятия «механизма государства» и «государственный аппарат» тождественны. Представителями этой точки зрения являются, в частности, М.И. Байтин, В.М. Лесной.

Можно выделить пять точек зрения на изучаемое нами явление:

1. Понятия «механизм государства» и «государственный аппарат» не тождественны. Под государственным аппаратом понимается единая, стройная система органов, наделенных властными полномочиями для осуществления государственных функций и обладающих для этого материальными средствами. В то время как первичной единицей механизма государства является государственный орган, а его основную (материальную) часть составляют государственные предприятия и государственные учреждения. В механизм государства, помимо государственных органов, должны быть включены государственные учреждения и иные организации, осуществляющие «практическую работу по реализации управленческо-обеспечительной и охранительной функции государства.

2. Понятие «механизм государства» шире понятия «государственный аппарат». В механизм государства входит государственный аппарат (система государственных органов), а так же государственные предприятия и учреждения.

3. Понятие «механизм государства» может быть тождественно понятию «государственный аппарат» только в том случае, если понятие «государственный аппарат» понимается в широком смысле слова как система всех организаций, составляющих вместе с органами государства единое целое.

4. Понятие «государственный аппарат может включать в себя не только систему государственных органов, но и совокупность государственных чиновников, работающих в этих органах.

5. Приверженцы пятой точки зрения (Лазарев В.В. и др.) предлагают рассматривать понятие «механизм государства» двояко, в статике и динамике. Причем, механизм государства в статике, т.е. «совокупность органов, осуществляющих управление обществом» предлагается именовать «государственным механизмом», а механизм государства в динамике, т.е. «… совокупность… средств, обеспечивающих действие составных частей государства в их взаимозависимости, предлагается называть «механизмом функционирования государства». С таким пониманием рассматриваемого явления фактически совпадают позиции Э.П. Григониса и В.В. Гибова.

Подводя итог, хотелось бы отметить, что «механизм государства» включает три составляющих:

1. структурную — совокупность определённых органов;

2. функциональную — совокупность определённых функций,
для реализации которых, собственно говоря, и создана указанная выше
группа органов;

3. инструментальную — совокупность определённых полномочий, способов, методов, приёмов и средств реализации указанных функций. Все эти составляющие находятся во взаимосвязи и взаимозависимость

трактовки понятия «механизм государства» предлагаются разные.

Во-первых, механизм государства определяется как процессуальная сторона функционирования государственного аппарата (то, как организован сам процесс государственного управления);

Во-вторых, механизм государства объясняется как весь государственный сектор общественной жизни, включая государственные предприятия и учреждения;

В-третьих, понятие «механизм государства» характеризуется как синоним понятия «государственный аппарат».

Государственный аппарат обладает своей структурой, под которой понимается его внутреннее строение, порядок связи между его частями, соотношение их компетенций.

Государственный аппарат состоит из государственных органов и государственных служащих.

Государственные органы — структурно обособленные коллективы государственных служащих (один служащий), которые согласно должности наделены юридически определенной государственно-властной компетенцией и необходимыми средствами для выполнения управленческих функций и задач государства. В литературе встречаются термины: «государственный орган» и «орган государственной власти». Это взаимозаменяемые понятия, рассмотренные в различных срезах. В первом случае акцентируется внимание на структурной организации государства, во втором — на сущности власти (владовідносинах), что ярче проявляется в высших эшелонах его структурной организации.

Структура государственных органов:

* аппарат, который непосредственно выполняет управленческие задачи и функции государства имеет государственно-властные полномочия, которые выполняет в соответствии с юридически определенной компетенции (например, центральный аппарат Министерства экономики Украины имеет несколько департаментов, занимающихся управлением в пределах своей компетенции);

o вспомогательный аппарат — не имеет государственно-властных полномочий, а лишь обеспечивает исполнение государственным органом своих полномочий (например, вспомогательный аппарат главы местной государственной администрации — это его секретариат).

Признаки государственных органов:

1) являются первичными элементами государственного аппарата и создаются для осуществления функций и задач государства на конкретном участке управления обществом;

2) являются структурно обособленными коллективами государственных служащих (на одного служащего), которые образуются по решению уполномоченных органов государства или при непосредственном участии народа (например, выборы в парламент);

3) имеют государственно-властные полномочия, что дает им возможность выполнять юридически обязательные действия: а) издавать нормативные и индивидуальные акты; б) осуществлять контроль за точным и неуклонным выполнением требований, предусмотренных этими актами; в) обеспечивать и защищать эти требования от нарушений принятие мер воспитания, убеждения, стимулирования, государственного принуждения в случае необходимости;

4) е внутренне организованными коллективами служащих, которые находятся в особых правоотношениях с теми государственными органами, где они работают (с другими органами они находятся в правовых связях): объем полномочий и порядок их использования устанавливаются законами, а также подзаконными актами и конкретизируются в должностных инструкциях, штатных расписаниях и проч.;

5) взаимодействуют между собой в процессе реализации своих полномочий, руководствуясь принципом разрешено только то, что прямо предусмотрено законом»;

6) имеют необходимую материальную базу — казенное имущество, находящееся в их оперативном управлении; свой счет в банке; источник финансирования — государственный бюджет;

7) имеют организационные структуры (по видам отдельных служб и численному составу), территориальные масштабы деятельности, систему служебной подотчетности и служебную дисциплину.

Виды органов государства по очередности их образования:

первичные — образуются в результате народного голосования (выборов); в Украине — Верховная Рада, Президент;

вторичные — образуются первичными органами, производные от них и подотчетны им. Так, персональный состав Совета национальной безопасности и обороны Украины, во главе которой стоит Президент Украины, формирует именно Президент. В состав Совета по должности входят Премьер-министр Украины, Министр обороны Украины, Председатель Службы безопасности Украины, Министр внутренних дел Украины, Министр иностранных дел Украины.

Виды органов государства по способу образования: выборные (представительные органы); назначаемые (органы прокуратуры, исполнительно-распорядительные органы); наследственные (наследственный монарх).

За время функционирования полномочий: постоянные — создаются без ограничения срока действия; временные — создаются для достижения краткосрочных целей.

По территориальной сфере деятельности: общие — распространяют свою власть на всю территорию страны: а) высшие (президент, парламент, правительство); б) центральные (отраслевые министерства, комитеты); местные — действуют в административно-территориальных единицах (в Украине — органы местного самоуправления; местные государственные администрации).

По объему компетенции: органы общей компетенции (парламент, правительство, советы и др.) — решают вопросы общего профиля; органы специальной компетенции (министерства, ведомства, управления, отделы исполкомов и др.) — решают вопросы отраслевого значения.

По форме осуществления компетенции: коллегиальные — Верховная Рада, Кабинет Министров, исполкомы советов, суды высшей инстанции; единоначальные — Президент, генеральный прокурор.

За правовыми формами осуществления функций государства: нормотворческие; правоприменительные; правоохранительные; контрольно-надзорные; интерпретационные; учредительные.

По функциональному назначению (по принципу «разделения властей»): законодательные, исполнительные, судебные.

До недавнего времени в теории государства и права понятие «механизм государства» употреблялось как адекватное феномену «государственный аппарат». При этом сам государственный аппарат рассматривался как в узком, так и в широком смысле.

Узкий подход содержит в себе представление о структуре государственного аппарата как совокупности органов государственной власти и управления, в основу деятельности которых положен механизм государственного принуждения. Данная позиция в качестве первоосновы использует концептуальный подход, сформулированный В. И. Лениным, по мнению которого, под государственным аппаратом подразумевается, прежде всего, постоянная армия, полиция и чиновничество.

Сторонники широкого понимания государственного аппарата включают в него органы государственной власти, а также государственные органы и учреждения, не обладающие самостоятельными властными полномочиями, однако жизненно необходимые государству для эффективной реализации властных предписаний. Такие органы (учреждения) получили в науке название «материальные придатки государства». Как правило, к материальным придаткам государства относят институты, при помощи которых реализуется государственное принуждение: вооруженные силы, полицию, органы безопасности, исправительные учреждения и т.д.

Научная дискуссия

Так, ио мнению М. И. Марченко, «государственный механизм рассматривается как совокупность различных государственных органов, организаций, вооруженных сил, материальных средств государственной власти, а государственный аппарат ограничивается лишь системой государственных органов». Сходную точку зрения высказывают В. С. Афанасьев и В. В. Лазарев, которые считают, что «в государственный механизм входят законодательные органы, судебные и иные органы, а также силовые структуры, осуществляющие в случае необходимости меры принуждения (армия, внутренние войска, тюрьмы т.п.)».

Но мнению В. М. Боера и Н. Г. Янгола, материальные придатки государства — «это, как правило, вооруженные формирования, наделяемые в особых случаях чрезвычайными полномочиями и, что весьма существенно, в силу вооруженности могущие выйти из под контроля тех государственных органов, которыми они создаются и которыми управляются».

Представляется, что отождествление «материальных придатков» государства исключительно с силовыми структурами является неточным. К числу инструментов («придатков») государства, при помощи которых осуществляются обеспечение и защита государственных интересов, наряду с силовыми структурами, целесообразно относить предприятия, учреждения, организации, нс входящие в структуру аппарата государственной власти и, вместе с тем, задействованные в процессе реализации функций государства. Так, к примеру, образовательные, научные, медицинские организации, деятельность которых осуществляется за счет государственного бюджета, непосредственно к органам государственной власти не относятся, однако представить без них современное государство невозможно. В этом смысле вполне приемлемым является определение механизма государства, сформулированное М. К. Исаковой: «Механизм государства — законодательно закрепленная система, располагающая необходимыми материальными придатками государственных органов, посредством которых осуществляются задачи и функции государства».

В современной юридической литературе высказываются и иные точки зрения на соотношение терминов «государственный аппарат» и «механизм государства». Ее сторонники обращают внимание, прежде всего, на этимологию рассматриваемых понятий. Действительно, слово «аппарат» применительно к юридической науке означает «учреждение или ряд учреждений, обслуживающих какую-либо отрасль управления или хозяйства». Слово же «механизм» определяется как система, в которой движение одного вызывает движение другого.

На основании этого и утверждается, что понятия «государственный аппарат» и «механизм государства» лежат в разных плоскостях и соотносятся между собой как вещь, находящаяся в покое, в статике (государственный аппарат), и эта же вещь, находящаяся в движении, в динамике (механизм государства).

Исходя из изложенного, можно утверждать, что по вопросу соотношения понятий «механизм государства» и «государственный аппарат» сложилось две основные позиции:

  • — понятие «механизм государства» по объему и содержанию полностью совпадает с понятием «государственный аппарат»;
  • — «механизм государства» — более широкое понятие, чем «государственный аппарат».

В рамках второго подхода имеется несколько точек зрения. Первая из них представляет различные вариации состава государственного механизма, прежде всего, по отношению к материальным придаткам:

  • 1) государственный механизм включает в себя органы государственной власти (государственный аппарат) и государственные организации, учреждения, казенные предприятия, не наделенные властными полномочиями. То есть материальные придатки, созданные государством для выполнения своих регулятивных задач и функций;
  • 2) государственный механизм включает в себя органы государственной власти (государственный аппарат), государственные организации, учреждения, казенные предприятия и охранительно-силовые материальные придатки (армия, полиция, исправительные учреждения).

Вторая точка зрения в рамках подхода разделения понятий «государственный механизм» и «государственный аппарат» исходит из того, что государственный механизм — это совокупность органов, учреждений и должностных лиц, осуществляющих задачи и функции государства (государственный аппарат в статике) плюс порядок и процедуры деятельности государственных органов по осуществлению властных полномочий, обеспечивающих взаимодействие как между собой, так и с населением (динамика деятельности государственного аппарата).

Анализ вышеперечисленных подходов позволяет говорить о том, что их общим недостатком является смешивание структурных и функциональных аспектов государственной организации общества и, как следствие, отождествление двух типов понимания государства: политического, в рамках которого государство рассматривается в качестве аппарата публичной политической власти, и социологического, в рамках которого государство представляется как форма социальной организации общества. Причем, если в условиях этатизации политико-правовой науки советского периода практическое значение названной теоретической неточности было ничтожным (в силу фактического огосударствления всех сфер общественной жизни), то в условиях плюралистичной демократической системы, определенной Конституцией РФ в качестве идеальной модели государственного строя России, подобный подход представляется односторонним и в силу этого не соответствующим потребностям современного теоретического государствоведения.

Изменения, произошедшие в последние годы в политико-правовой системе России, обусловили усиление влияния негосударственных институтов (органы местного самоуправления, политические партии, вошедшие в парламент, СМИ и т.д.), которым государство передает часть своих функциональных полномочий и которые в различных сферах общественной жизнедеятельности активно влияют на процессы реализации функций государства. В сложившейся ситуации представляется уместным разграничение структурных и функциональных составляющих государства и, как следствие, различение феноменов «механизм государства» и «государственный механизм».

Структуру механизма государства образуют государственные органы и учреждения, создаваемые по воле государства и действующие преимущественно в общегосударственных интересах. Здесь следует выделять государственный аппарат (аппарат государственной власти) и материальные придатки государства.

Под государственным механизмом следует понимать систему объединенных структурными и функциональными связями институтов, деятельность которых направлена на достижение целей и решение задач, определяемых системой функций государства.

Следовательно, категория «государственный механизм» включает в себя помимо механизма государства систему негосударственных органов, которым государство делегировало право реализации отдельных государственных функций и наделило их соответствующими государственными полномочиями (прежде всего полномочиями, связанными с правоприменительной деятельностью).

В условиях правового демократического государства допускается существование официальной (легальной) политической оппозиции, представители которой могут осуществлять конструктивную критику деятельности государственной власти и в рамках установленного конституционного порядка стремиться к ее изменению.

Следовательно, наряду с государственными органами и должностными лицами — представителями государственной власти важную роль в государственном механизме играют общественные организации’, которые,

не являясь органами государства, вместе с тем активно участвуют в процессе реализации государственных функций и оказывают в достаточной степени заметное влияние на эффективность государственной деятельности. В условиях демократизации общественных отношений государство поощряет социальную активность граждан, направленную на самостоятельное решение отдельных вопросов, связанных с реализацией прав и законных интересов, разрешением споров о праве и юридических конфликтов, обеспечением правопорядка в местах проживания.

Функционирование общественных организаций осуществляется на основании принципов самоорганизации, самоуправления и самофинансирования. В отличие от государственных органов, создаваемых по «инициативе сверху» и представляющих результат властной деятельности государства, общественные организации создаются в ходе добровольного объединения людей, движимых частными интересами, которые по своему содержанию не противоречат интересам публичного (общегосударственного) характера, но и не поглощаются ими. При этом реализация частных интересов осуществляется за счет собственных ресурсов соответствующей организации.

Отношения между государственными и негосударственными структурами в государственном механизме могут быть условно названы «отношениями социального симбиоза» (взаимной полезности). Государство определяет и закрепляет при помощи правовых норм общезначимые правила поведения, осуществляет контроль за их реализацией, а также определяет и применяет меры юридической ответственности за выявленные правонарушения. В свою очередь негосударственные организации оказывают влияние на правотворческие и правоприменительные процессы, конкурируют с государством в экономической сфере, ограничивают (при помощи общественных правозащитных организаций) возможности применения государственного принуждения и не допускают его «перерастания» в государственный произвол.

В зависимости от осуществляемых функций негосударственные организации, включаемые в государственный механизм, следует подразделять на властные структуры, органы общественного контроля, общественные правозащитные организации, организации, осуществляющие информационное воздействие и формирование общественного мнения, «группы давления» и др.

Властные структуры обладают определенным объемом властной компетенции и могут принимать самостоятельные решения по вопросам, отнесенным к их ведению. К числу властных структур могут быть отнесены органы местного самоуправления и третейские суды.

Реализация властных полномочий представителями названных организаций осуществляется от имени государства, в рамках определенного законом объема властной компетенции, в порядке предусмотренных

законом процедур, является подконтрольной государству и обеспечивается при помощи системы государственных гарантий и санкций. К числу последних относятся, в том числе, правоограничительные меры, осуществляемые при помощи средств государственного принуждения.

Органы общественного контроля создаются в целях осуществления контрольных функций, сводящихся к экспертизе нормативных правовых актов, а также выявлению нарушений правопорядка и законности в деятельности исполнительных органов государственной власти и органов местного самоуправления. В Российской Федерации на федеральном уровне общественный контроль осуществляет Общественная палата РФ. Кроме того, функцию общественного контроля осуществляют СМИ и создаваемые на их основе агентства независимых журналистских расследований.

Основная цель общественных правозащитных организаций — осуществление защиты прав, свобод и законных интересов человека и гражданина от противоправных посягательств, в том числе осуществляемых представителями государственной власти, злоупотребляющими своим служебным положением. К числу правозащитных организаций относятся адвокатура, нотариат, профсоюзы, общество защиты прав потребителей и др.

Организации, осуществляющие информационное воздействие и формирование общественного мнения, нередко называют «четвертой ветвыо власти». Газеты, журналы, телевидение, интернет-порталы в настоящее время не только аккумулируют информационные потоки и направляют их на определенные аудиторные группы (молодежь, пенсионеры и домохозяйки, активное взрослое население и др.), но и оказывают мощное манипулятив- ное воздействие на общественное сознание, выступая в качестве инструментов формирования общественного мнения, оказывающего как конструктивное, так и деструктивное влияние на общественные отношения.

«Группы давления» {лобби) образуют общественные организации, деятельность которых связана с оказанием целенаправленного влияния (давления) на официальную государственную власть с целью обеспечения «продвижения» корпоративных интересов лоббиста. Лоббируемые интересы могут находиться в русле официальной государственной политики, а могут идти вразрез с ней. Лоббистской деятельностью могут заниматься политические партии, СМИ, бизнес-структуры, профсоюзы и др.

Лоббирование может осуществляться как в правовых, так и в противоправных формах. Противоправное лоббирование представляет собой коррупционное преступление и, как правило, связано с вовлечением в коррупционные отношения государственных чиновников, от которых зависит принятие соответствующего политического решения. Правомерное лоббирование осуществляется в не противоречащих праву формах и предпола-

гает выдвижение конструктивных аргументов, способных убедить ответственных лиц в необходимости выбора предлагаемого лоббистом варианта.

  • Представителями этой точки зрения являются, в частности, М. И. Хмелин, А. И. Денисов, В. Н. Корельский, М. И. Байтин, А. Ф. Черданцев и др. (см.: Хмелин М. И. Сущность,типы и формы государства // Теория государства и права. М., 1970. С. 87; Основы теориигосударства и права. М., 1980. С. 197, 214; Байтин М. И. Механизм государства // Теориягосударства и права : курс лекций / под ред. II. И. Матузова, А. В. Малько. М., 1999. С. 98;Черданцев А. Ф. Теория государства и права : учебник для вузов. М., 2001. С. 136).
  • Марченко М. И. Аппарат социалистического государства //Теория государства и права.М., 1987. С. 256
  • Общая теория нрава и государства : учебник / под ред. В. В. Лазарева. М., 1994. С. 36.
  • Боер В. М., Янгол Н. Г. Российская государственность: от тоталитаризма к правовомугосударству. СПб., 1997. С. 103—104.
  • Исакова М. К. Механизм советского общенародного государства : дне. … канд. юрид.наук. Саратов, 1984. С. 53.
  • 0 Словарь иностранных слов. М., 1964. С. 63.
  • См.: Боер В. А/., Япгол Н. Г. Российская государственность: от тоталитаризма к правовому государству. С. 108—109. В качестве примера подобной позиции можно сослатьсяна точку зрения Г. А. Мурашина, но мнению которого механизм государства представляетсобой систему государственных организаций, органов, учреждений, взятую в их взаимодействии и практическом функционировании (см.: Мурашин Г. А. Органы прокуратуры в механизме советского государства : дис…. канд. юрид. наук. Киев, 1972. С. 16).
  • Общественная организация — неправительственное добровольное объединение гражданна основе совместных интересов и целей. В ст. 8 Федерального закона от 19 мая 1995 г. № 82-ФЗ»Об общественных объединениях» говорится: «Общественной организацией является основанное на членстве общественное объединение, созданное на основе совместной деятельностидля защиты общих интересов и достижения уставных целей объединившихся граждан».
  • 2 К примеру, в соответствии с п. 2 ст. 132 Конституции РФ «органы местного самоуправления могут наделяться законом отдельными государственными полномочиями с передачейнеобходимых для их осуществления материальных и финансовых средств. Реализация переданных полномочий подконтрольна государству».
  • В соответствии с Федеральным законом от 4 апреля 2005 г. № 32-ФЗ «Об Общественной палате Российской Федерации» Общественная палата РФ действует «в целях осуществления общественного контроля за деятельностью федеральных органов исполнительнойвласти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления» (ст. 1).

Добавить комментарий