Механизмы государства

Функции и задачи государства осуществляются при помощи механизма го­сударства.

Механизм государства — это система государственных органов, учрежде­ний, организаций, посредством которых реализуется государственная власть, обеспечивается государственное руководство обществом.

В структуре механизма государства выделяют: государственные учрежде­ния, государственный аппарат и государственные предприятия.

Но наиболее важным институтом является государственный аппарат, кото­рый непосредственным образом осуществляет государственную власть. Государ­ственный аппарат представляет собой конгломерат различных органов государст­ва, при помощи которых государственная власть доводится до населения.

Государственный аппарат-это система органов государства, с помощью которых осуществляется государственная власть, выполняются основные функ­ции, достигаются стоящие перед государством цели и задачи.

Он осуществляет свою деятельность в двух формах: организационной и правовой. Организационная форма направлена на внедрение в деятельность орга­нов государства эффективных методов организации труда. Эта форма помогает государственному аппарату пользоваться достижениями науки и техники и не от­ставать от научно-технического прогресса.

Правовая форма непосредственно направлена на осуществление государст­венной власти. Она состоит из трех звеньев: а) правотворческой, которая включа­ет разработку и издание нормативно-правовых актов; б) правоисполнительной -это властная деятельность государства по реализации норм права; в) правоохра­нительной, которая направлена на обеспечение законности и правопорядка.

Государственный аппарат состоит из государственных органов.

Орган государства — это структурный элемент государственного аппарата, наделенный властными полномочиями, исполнение которых обеспечивается при­нудительной силой государства.

Для образования государственного органа необходима правовая основа, т.е. издание специального нормативно-правового акта. Обычно система органов устанавливается в конституции. Для осуществления своих функций каждый орган обладает специальной компетенцией, в рамках которой он действует. Для выпол­нения своих задач государственные органы располагают материальной базой и финансовыми средствами.

Государственные органы характеризуют государство как социальное явле­ние. Именно для функционирования их в обществе формируется особый слой лю­дей, не связанный с материальным производством, а занятых лишь управлением.

В юридической литературе дается различная классификация органов госу­дарства:

1) по субъектам формирования — представительные органы (парламент) и
органы, формирующиеся другими органами (правительство, министерства);

2) по структуре или способу организации — простые (нотариат) и сложные
(министерства);

Однако наиболее распространенной является классификация по принципу разделения властей, согласно которой все органы государства делятся на законо­дательные, исполнительные и судебные.

  1. Понятие и формы реализации права.

Право выступает в реальной жизни в виде системы норм, эталонов, требований, которые дают возможность людям ориентироваться в окружающем мире, то есть правильно выбирать приемлемые варианты поведения.

реализация правовых норм – это осуществление содержащихся в них предписаний в правомерном поведении субъектов права. Если в обществе люди поступают в соответствии с требованиями права, то есть совершают правомерные поступки, это означает, что право реализуется. Процесс реализации права осуществляется в различных формах. В зависимости от способов правового регулирования, учитывая содержание и характер поведения по воплощению в жизнь правовых предписаний, различают следующие формы реализации права: соблюдение, исполнение, использование, применение.

Соблюдение запретов– такая форма реализации норм права, которая выражается в строгом выполнении субъектами права содержащихся в норме запретов (воздержание от совершения действий вредных для общества
и поэтому запрещенных). Соблюдение, как форма реализации норм права, носит пассивный характер. В этом заключается ее главная особенность. Посредством соблюдения реализуются запрещающие нормы.

Исполнение обязанностей– форма реализации норм права, при которой субъекты права обязаны активными действиями выполнять требования правовых норм. Субъекты права обязаны выполнять предписания норм независимо от своего внутреннего отношения к ним.

Использование субъективного права –этотакая форма их реализации, которая выражается в осуществлении участниками регулируемых правовых отношений своих прав. Использование связано с совершением дозволенных действий, которые могут совершать управомоченные субъекты в зависимости от их воли и желания. Путем использования совершается активное осуществление гражданами и организациями различных правовых возможностей, предоставленных нормами права.

Указанные формы тесно связаны друг с другом, и в юридической литературе определяются как формы непосредственной реализации норм права. Это связано с тем, что субъектами данных форм реализации права выступают организации и граждане, осуществляющие свои права и обязанности в процессе своей деятельности самостоятельно и непосредственно.

Однако в ряде случаев для осуществления своих прав и обязанностей недостаточно только поведения субъекта права, и вышеперечисленные формы не позволяют полностью реализовать ту или иную норму права.
В этой ситуации реализация права возможна только при участии компетентных органов, которые и обеспечивают претворение в жизнь соответствующих юридических норм в полном объеме. Данная форма реализации называется применением норм права

Применение норм права как форма реализации права, обладает определенными специфическими признаками:

1. Оно представляет собой государственно-властную деятельность. Акты правоприменения обязательны к исполнению и обеспечиваются принудительной силой государства.

2. Эта деятельность осуществляется специально уполномоченными на то субъектами права (суды, исполкомы, органы внутренних дел и др.).

3. Правоприменение по своему содержанию является деятельностью по вынесению индивидуальных правовых решений в отношении конкретных жизненных случаев.

4. Данная деятельность осуществляется в строго установленной процессуальной форме.

Применение права — это властная организующая деятельность компетентных государственных органов, осуществляемая в специально установленных законом формах по реализации правовых норм относительно конкретных жизненных обстоятельств путем принятия индивидуально-правовых решений.

Механизм государства. Структура механизма

Свои функции и задачи государство осуществляет с помощью специальных органов и учреждений, а также особого слоя людей, профессионально занятых деятельностью по исполнению полномочий государственных органов. Все они, вместе взятые, — государственные органы и учреждения, а также занятые в них государственные служащие — составляют механизм государства. Посредством этого механизма государство обеспечивает законность и правопорядок, гарантирует права и свободы граждан, согласовывает несовпадающие интересы различных групп населения.

В значительной мере от того, насколько разумно организована деятельность государственных органов и учреждений, зависит способность государства своевременно реагировать на возникающие проблемы, удовлетворять насущные потребности населения. Особенностью этих органов является то, что их деятельность носит властный характер и опирается на возможность государственного принуждения. Это осуществляют специальные органы: армия, полиция, суд, тюрьмы.

Конечно, политическая власть в демократическом государстве может осуществляться самим народом непосредственно на референдумах, выборах и т.п. Это тоже составная часть механизма государства. Однако центральное место в механизме государства занимает государственный аппарат — система взаимосвязанных органов государства и занятые в них государственные служащие, которые практически осуществляют государственную власть.

Следовательно, признаком любого государства является наличие механизма государства, т.е. системы органов и учреждений государства, наделенных властными полномочиями и созданных для осуществления его функций и задач. Без государственного механизма не может существовать само государство, поскольку именно государственные органы его и олицетворяют. Через них осуществляется государственная власть, обеспечивается государственное руководство обществом.

Понятие «механизм государства» используется в широком и узком смыслах.

В широком смысле механизм государства включает в себя всю совокупность государственных органов, посредством которых осуществляются задачи и функции государства. При таком понимании механизм государства состоит из государственного аппарата, государственных учреждений и государственных предприятий.

Государственный аппарат представляет собой систему государственных органов, наделенных властными полномочиями для осуществления государственной власти.

Наряду с государственным аппаратом в механизм государства включаются государственные учреждения, деятельность которых направлена на выполнение функций государства в сфере образования (например, школы), в сфере здравоохранения, науки, в экономической области и т.п. Наконец, государственные предприятия как часть механизма государства создаются для осуществления хозяйственной деятельности, например производства предметов первой необходимости (товаров) или оказания различных услуг населению.

В узком смысле понятие «механизм государства» тождественно понятию «государственный аппарат».

Механизм государства имеет характерные черты, позволяющие отличать его от других политических институтов, участвующих в осуществлении государственной власти или влияющих на нее (например, партий).

Признаки механизма государства следующие:

  • это целостная система государственных органов, основанная на единстве принципов его организации и деятельности. Эти принципы (например, разделения властей, принцип законности и т.п.) обычно зафиксированы в конституциях государств;
  • состоит из особой группы людей, выделенных из общества и подготовленных для управления им, осуществляющих эту деятельность профессионально и на постоянной основе;
  • органы государства, составляющие механизм, взаимодействуют друг с другом как составные части строго иерархической системы, основанной на подчинении нижестоящих органов вышестоящим;
  • каждый элемент механизма (т.е. орган государства) является относительно самостоятельной и обособленной частью системы, наделен властными полномочиями, создается государством и действует от его имени и по его поручению. Каждый орган государства осуществляет его конкретную функцию, а все вместе обеспечивают эффективное функционирование государства в целом;
  • для осуществления задач и функций государства органы государства обладают необходимыми средствами — материальными, информационными, организационными, включая и возможность государственного принуждения.

Орган государства: понятие, признаки, виды

Механизм государства — сложное образование, он состоит из входящих в него простых элементов — органов.

Государственный орган — это составная часть механизма государства, выполняющая конкретные функции и тесно связанная с другими органами государства.

Орган государства отличается от государственных учреждений и предприятий специфическими признаками:

1) наделен властными полномочиями, т.е. способностью осуществлять государственную власть и принимать значимые для общества решения и обеспечивать их реализацию.

Властные полномочия органа государства выражаются в его компетенции — закреплении за органом государства определенного законом круга вопросов, основных направлений его деятельности, а также его полномочий — прав и обязанностей в их осуществлении.

Государственно-властные полномочия проявляются в том, что орган государства наделен правом издавать нормативные правовые акты, обязательные для исполнения.

Кроме этого, властные функции органа государства состоят в возможности обеспечить издаваемые правовые предписания мерами убеждения, поощрения и принуждения, а также материальными ресурсами, например средствами из государственного бюджета;

2) представляет собой относительно самостоятельную, структурно обособленную и юридически оформленную часть механизма государства, которая характеризуется определенной структурой и состоит из государственных служащих;

3) образуется от имени государства и действует по его поручению;

4) наделен определенной компетенцией, т.е. строго закрепленными за ним задачами, функциями, правами и обязанностями;

5) образуется в порядке, установленном законом;

6) обладает необходимыми материальными и организационными средствами (ценностями, вспомогательными учреждениями и предприятиями и т.п.) для осуществления своих функций.

Таким образом, цели, задачи и структура государственного органа, порядок его образования и сама деятельность регулируются нормами права.

Орган государства представляет собой относительно самостоятельное звено механизма государства и состоит из государственных служащих, права и обязанности которых определены законом.

Так, согласно ст. 10 Федерального закона «О системе государственной службы Российской Федерации» от 27 мая 2003 г. № 58-ФЗ федеральный государственный служащий — это гражданин, осуществляющий профессиональную служебную деятельность на должности федеральной государственной службы и получающий денежное содержание за счет средств федерального бюджета. Государственным служащим присваиваются классные чины, дипломатические ранги, воинские и специальные звания.

В этом же Федеральном законе определяются понятие «государственная служба» и ее структура. Государственная служба — профессиональная служебная деятельность граждан РФ по обеспечению исполнения полномочий РФ и федеральных органов, полномочий субъектов РФ и их органов (ст. 1). Система государственной службы включает в себя следующие виды государственной службы:

а) государственную гражданскую (федеральную и региональную — в субъектах), б) военную и в) правоохранительную службу (б и в — только федеральные (ст. 2)).

Правовое положение государственных служащих в России (права и обязанности), требования, порядок приема на службу и продвижения, а также ограничения и запреты, связанные с гражданской службой, прописаны в ст. 14—18 Федерального закона «О государственной гражданской службе Российской Федерации» от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ.

Хотя органы государства тесно взаимодействуют между собой, каждый из них выполняет вполне конкретные задачи. В зависимости от основания типологии, выделяется несколько видов органов государства.

По порядку создания органы государства могут быть либо выборными (т.е. избираться на свободных выборах), либо назначаемыми, либо наследуемыми (т.е. создаваться в порядке наследования).

По характеру выполняемых функций различаются три основные группы государственных органов:

Принципы организации и деятельности механизма государства

Органы государства осуществляют свои функции, соблюдая определенные правила, которые называют принципами.

Среди них следует отметить принцип законности и конституционности. Это означает, что конкретный орган государства, его должностные лица осуществляют свои функции строго в соответствии с конституцией и другими законодательными актами, регулирующими их деятельность.

Соблюдение законности и конституционности в работе государственного органа ограничивает возможности чиновников использовать служебное положение в личных целях для собственного обогащения. Кроме того, строгое следование органов государства требованиям законов и конституций является препятствием на пути административного произвола, нарушения прав и свобод граждан.

Эффективность деятельности государственного органа зависит от следования принципу профессионализма и этики государственных служащих. Отбор на государственные должности осуществляется с помощью экзаменов и на основе диплома по предполагаемой специальности. Однако работа государственного служащего имеет много соблазнов и искушений, ведь от него часто зависит решение важного для рядового гражданина дела, например начисление пенсии, выплата пособия и т.п. Чиновник может ускорить время прохождения вашего прошения, а может и затормозить. Так возникает возможность удовлетворить за счет общества свои финансовые интересы, получив взятку от просителя за содействие. Поэтому во многих развитых странах предъявляются высокие требования к морально-этическому облику государственного служащего. Они отражают стремление государственной власти повысить уровень доверия к государственным служащим со стороны общества.

Достаточно сказать, что в этих целях в США за последние 40 лет были изданы следующие нормативные правовые акты: Кодекс поведения федеральных служащих (1958), Кодекс этического поведения членов Сената Конгресса США (1977), Кодекс этического поведения членов Палаты представителей Конгресса США (1977), Обновленный Акт об этике поведения государственных служащих США (1978), Исполнительный приказ Президента США (1990). Согласно им государственным служащим запрещается использование закрытой правительственной информации в личных целях, участие в финансовых операциях, не разрешается принятие подарков от лиц, интересы которых зависят от действий данного служащего, предписывается не брать на себя никаких обязательств, выходящих за пределы компетенции государственного служащего.

Государственные служащие США обязаны ежегодно заполнять декларации о своих доходах. Очевидно, что политика Администрации Президента США направлена на то, чтобы поднять престиж профессии государственного служащего, повысить доверие общества к нему.

Однако наиболее важным для обеспечения эффективной деятельности государственного аппарата является принцип разделения властей. Потребность в разделении государственной власти разными авторами обосновывалась неодинаково. Однако большинство исходили из того, что злоупотребление властью вытекает из эгоистической природы человека.

… Известно уже по опыту веков, — писал Ш. Монтескьё, — что всякий человек, наделенный властью, склонен злоупотреблять ею, и он идет в этом направлении, пока не достигнет положенного ему предела.

Чтобы защитить себя от произвола абсолютной, неограниченной власти единоличного правителя и должностных лиц, общество делит власть на законодательную, исполнительную и судебную, с тем чтобы разные ветви власти могли взаимно сдерживать друг друга. За каждой ветвью власти строго определен круг ее полномочий.

В пределах своей компетенции (прав и обязанностей) каждая ветвь власти подчиняется только закону.

Однако разделение властей не следует понимать как их противостояние, это лишь форма разделения управленческих функций, не позволяющая их концентрировать в одних руках: так, законодатели заняты выработкой и принятием законов, исполнительная власть эти законы реализует на практике, а судебная власть осуществляет контроль за правильностью принятия и применения законов. Поэтому власти должны взаимно дополнять друг друга, действовать согласованно, не стремясь присвоить себе функции другой ветви власти.

К названным принципам (правилам) функционирования государственного аппарата можно было бы добавить принципы гласности, оптимальности и эффективности деятельности государственного аппарата и некоторые другие.

Бюрократия: смысл термина и назначение

Все перечисленные принципы оказываются бесполезными, если их осуществлением не заняты профессионалы-управленцы. Их называют бюрократией.

Научный смысл термина «бюрократия» означает, с одной стороны, особый слой людей, профессионально занятых управлением, а с другой — такую организацию государственного управления, которая действует на основе обязательных для всех правил.

Впервые бюрократия появляется на Востоке. Так, в феодальном Китае все население было разделено на группы в зависимости от служебного положения. Одну из самых многочисленных групп составляли чиновники. Их деятельность была жестко регламентирована правилами, согласно которым никто не мог обратиться к вышестоящему лицу иначе, чем последовательно пройдя все ступени чиновничьей лестницы. Во главе чиновников стоял начальник местной администрации. Он носил титул мандарина. Однако бюрократия в Китае зависела от воли императора, при том что в отличие от других стран Востока (Египта, Вавилона) должности в Китае не передавались по наследству, а распределялись по результатам государственных экзаменов.

Система экзаменов в Китае возникла еще в первой трети II в. до н.э.

Экзамены имели три ступени. Две низшие проходили в уездах и столицах провинций. Только тот, кто сдал экзамены первых двух ступеней, — а это были сочинение и собеседование, — мог стать кандидатом на должность в государственном аппарате. Те, кто получал высшую оценку на экзамене второй ступени, могли участвовать в экзамене при императорском дворе. В зависимости от результата экзамена кандидат получал государственную должность.

Интересно, что по результатам экзамена чиновника могли не только повысить, но и понизить в должности. С некоторыми изменениями система экзаменов сохранилась до настоящего времени.

Западные страны также осуществляют отбор на государственные должности с помощью экзаменов и при наличии соответствующего диплома. Западная бюрократия подчиняется в своей деятельности следующим общеобязательным правилам:

  1. круг обязанностей каждого чиновника четко очерчен;
  2. служащий не должен быть собственником учреждения, в котором работает;
  3. управленческая деятельность является его основным занятием, т.е. он больше нигде не работает;
  4. все взаимоотношения с населением осуществляются в письменной форме, для чего существует канцелярия, и т.п.

Подобная организация управленческой деятельности очень эффективна, поскольку основана на разделении и специализации труда.

Однако у нее есть и недостатки. Бюрократы тоже люди, и у них есть личные интересы. Будучи неделены властью, чиновники стремятся использовать ее для собственного обогащения. Следствием этого является коррупция.

Все отрицательные последствия бюрократической организации управленческого труда называются бюрократизмом. Это — волокита, бумаготворчество, манипулирование интересами рядовых граждан, взяточничество. Иначе говоря, бюрократизм означает неограниченную власть чиновничества, которое, вместо того чтобы служить обществу, само его использует в своих корыстных интересах.

Для того чтобы ограничить размеры этой болезни, которой страдают все страны (развитые и развивающиеся), необходим постоянный контроль за всеми звеньями государственного аппарата, отчетность и сменяемость работников государственных органов, гласность в деятельности органов государства.

Виды органов государства

В соответствии с принципом разделения властей выделяют три вида государственных органов: законодательные, исполнительные и судебные.

Законодательные органы власти

Парламент (от фр. parle — говорить) — государственный орган, которому принадлежит законодательная власть. В разных странах высший законодательный орган (которому принадлежит право издания законов) называется поразному: в США это Конгресс, состоящий из двух палат — Сената (верхней палаты) и Палаты представителей (нижней палаты); в Швеции — однопалатный Риксдаг; в ФРГ — двухпалатный Бундестаг, причем нижняя палата также называется Бундестаг, а верхняя — Бундесрат; в России — Федеральное Собрание, состоящее из Совета Федерации (верхней палаты) и Государственной Думы (нижней).

Возникновение современных парламентов на Западе происходило в период феодальной раздробленности и было связано с необходимостью поиска источников новых денежных поступлений в королевскую казну. Так как сам король был уже не в состоянии заставить своих подданных платить налоги, он прибегнул к созыву широких представительных собраний дворянства и духовенства, чтобы с их помощью утвердить новые налоги. Затем парламенты стали не только разрешать вводить новые налоги, но и контролировать расходование средств.

Хотя традиционно родиной парламентаризма считают Англию, где парламент возник в 1265 г., сословно-представительные учреждения появляются несколько раньше в других странах, например в Испании. Там в период освободительной борьбы с маврами в королевстве Леон в 1188 г. возникают особые представительные учреждения — кортесы, созываемые по указу короля Альфонса IX. В их составе были представители четырех сословий: феодальной знати, дворянства, духовенства и представители городов. Кортесы были наделены более широкими полномочиями, чем аналогичные органы в других странах Запада (во Франции — Генеральные штаты, в Англии — Парламент). Они не только принимали решения по финансовым и законодательным вопросам, но могли устанавливать бюджет королевского двора и даже влиять на престолонаследие.

Король должен был давать присягу кортесам в том, что он будет уважать обычаи страны.

Естественно, что современные парламенты существенно отличаются от средневековых.

Оксфордский словарь английского языка так определяет законодательный орган: группа лиц, наделенных полномочиями разрабатывать законы страны или штата. Однако это неполное определение, поскольку парламент выполняет и другие функции.

Прежде всего, парламент — это представительный орган общества, он представляет интересы различных групп населения и функционирует как «глаза, уши и голос» народа. Через своих представителей (парламентариев), которых народ избирает на выборах, он уполномочивает их осуществлять государственную власть на благо общества. Таким образом, в механизме государства парламент имеет верховенство. Дж. Локк заметил: Законодательная власть по необходимости должна быть верховной, и все остальные власти в лице каких-либо членов или частей общества проистекают из нее и подчинены ей.

Кроме того, парламент наделен законодательной властью, т.е. правом обсуждать и принимать законы, посредством которых он определяет перспективы развития общества.

Наряду с этим законодательный орган осуществляет надзор и контроль за правительством, включая принятие решения о его отставке. Эта функция наиболее развита у законодательных органов в парламентских формах правления.

Конечно, кроме названных функций законодательные органы разрабатывают финансовую политику, которая реализуется в ежегодном принятии парламентом бюджета страны, дают политическую оценку действиям должностных лиц и могут привлечь их к политической ответственности, т.е. выразить им недоверие.

Исполнительные органы власти

Правительство олицетворяет исполнительную (административную, от лат. administratio — управлять, служить для чего-либо) власть, которая, по сути, носит производный, вторичный характер по сравнению с представительной.

Функции субъекта исполнительной власти в лице правительства конкретны и предметны, что отличает ее от законодательной. Правительство имеет большие возможности, поскольку в его руках находится государственный аппарат: чиновники, армия, полиция, судьи, органы безопасности и т.п. Оно осуществляет управление текущими делами общества, распоряжается значительной долей его ресурсов, исполняет принятые представительными органами решения и законы. Правительства в разных странах называются поразному: правительство — в России, Чехии; кабинет — в Японии, на Украине; государственный совет — в Китае; федеральный совет — в Швейцарии и т.п.

В некоторых странах правительства как такового нет. Например, вряд ли можно говорить о правительстве в США, поскольку каждый из 14 министров подчинен только президенту, а кабинет, объединяющий их всех, не является коллегиальным органом, решений не принимает, а только их обсуждает. В этом случае министры являются советниками президента по вопросам, входящим в их компетенцию. Подобное положение правительства характерно для президентских форм правления.

В парламентских формах правления положение правительства иное. Так, в Великобритании кабинет министров формируется парламентом и несет ответственность перед ним. Обычно кабинет министров служит связующим звеном между законодательной и исполнительной ветвями власти. По сути он представляет собой руководящее ядро правящей партии. Кабинет министров состоит из премьер-министра и группы главных министров, несущих коллективную ответственность за деятельность правительства. В него входят 17 министров, из которых не более 15 могут представлять палату общин. Следовательно, в этом случае принцип разделения властей соблюдается не строго. Однако в парламентской системе правления власть премьер-министра очень значительна, поскольку он опирается на поддержку сторонников своей партии в парламенте.

Исполнительная власть на местах осуществляется посредством либо назначаемых центром местных органов исполнительной власти (местной администрации), либо выборных органов местного самоуправления. Обычно руководство местными делами поручается назначаемому из центра (а иногда и избранному на месте) должностному лицу — губернатору, префекту.

Органы исполнительной власти издают нормативные акты (постановления, распоряжения, указы), которые основываются на законах и не должны им противоречить.

Судебная власть

Поскольку в обществе существуют различные интересы, то они имеют свойство сталкиваться. В целях разрешения этих конфликтов и споров были учреждены суды. Они (и никто, кроме них) отправляют правосудие, являются арбитром в спорах о праве.

При осуществлении правосудия одним из главных требований к деятельности судов является беспристрастность. Богиня правосудия Фемида не случайно изображена с повязкой на глазах и с весами в руках. Это означает, что перед законом все равны и суд должен беспристрастно применять закон, кто бы перед ним ни был: бедный или богатый, президент или рядовой гражданин.

Суды независимы, что означает независимость в принятии решений и уважение к ним со стороны общества, государственных органов. Кроме этого, независимость судов связана с невмешательством в их деятельность как законодательной, так и исполнительной власти. Например, девиз Верховного суда США такой: «Равное правосудие в рамках закона».

Каждая страна создала свою судебную систему, на формирование которой оказали влияние национальные и исторические традиции народа, его культура.

Так, судебная система Франции состоит из обычных судов, которые разбирают гражданские и уголовные дела, и административных судов, занимающихся делами, связанными с деятельностью государственных органов, должностных лиц. На вершине судебной системы Франции находится Кассационный (Верховный) суд. Ему принадлежит верховенство в вопросах толкования гражданского и уголовного права. Кассационный (Верховный) суд разделен на пять коллегий, разбирающих дела в области семейного, торгового, социального, уголовного права и права собственности. В каждой коллегии — 15 судей во главе с председателем. Верховный суд не наделен правом пересмотра дел, он может лишь признать решение недействительным и направить дело на новое рассмотрение в другой суд.

Несмотря на национальные особенности, судебные системы разных стран используют одни и те же принципы в своей деятельности:

  • самостоятельности судов в решении любых вопросов в пределах своей компетенции;
  • равенства всех перед законом и судом;
  • гласности судопроизводства;
  • состязательности судопроизводства;
  • презумпции невиновности;
  • права обвиняемого на защиту и т.п.

Среди правоохранительных органов наряду с полицией, органами безопасности, внешней разведки особое место занимают органы прокуратуры. Они осуществляют надзор за точным и единообразным исполнением законов как органами государства, должностными лицами, так и гражданами. Кроме того, органы прокуратуры выступают в качестве обвинителя в судах по делам, в которых затрагиваются интересы государства.

Глава государства в системе органов государственной власти

Принцип разделения властей предохраняет общество от опасности быть подчиненным диктатору. Однако самостоятельность этих властей относительна, поскольку они тесно взаимодействуют друг с другом. Согласование их действий осуществляет глава государства.

Именно он олицетворяет целостность и единство государственной власти, ее стремление служить на благо всего народа, представляет государство на международной арене. В современных республиках главой государства является президент, а в конституционных монархиях — монарх.

Конечно, современные монархи уже не напоминают своих предшественников. Институт монархии в развитых странах Запада (Швеция, Дания, Норвегия, Бельгия, Испания, Великобритания) сохранился как дань традиции. Формально он облечен значительными полномочиями: правом созыва и роспуска парламента, назначения членов верхних палат (там, где это принято), утверждения и обнародования законов, назначает главу правительства, является главнокомандующим вооруженными силами. Однако на практике большинство этих функций выполняют премьерминистры. Сами же монархи ведут светскую жизнь и являются по большей части символом государства. Однако из этого правила есть исключения.

Так, испанский монарх Хуан Карлос I активно участвует в политической жизни страны. «Я такой же, как и вы, — любит повторять Его Величество, обращаясь к гражданам, — только работаю королем. Работа как работа, просто название громкое». Это говорит о скромности монарха. На самом деле Хуан Карлос I сыграл очень важную роль в истории Испании после смерти диктатора Франко в 1975 г. Через два дня после смерти диктатора Испании Баамонде Франко (1892—1975), единолично правившего страной с 1939 по 1975 г., парламент восстановил монархию в Испании и утвердил Хуана Карлоса де Бурбон правителем страны.

Молодому монарху удалось избежать гражданской войны, которую не смог предотвратить в 30-е годы ХХ в. его отец — граф Барселонский. В 1981 г. Хуан Карлос I предотвратил вооруженный мятеж, заставив войска вернуться в казармы.

Корона — символ единства и жизнеспособности страны, заявил молодой король, не допустит никаких акций со стороны людей, которые хотят силой прервать демократический процесс.

Народ поддержал короля. Согласно конституции монарх является главнокомандующим, его персона неприкосновенна и никому не подотчетна. Однако король добровольно поставил над собой парламент и закон. Без подписи председателя конгресса или премьерминистра его указы не могут вступить в силу. Хуан Карлос I — единственный из европейских монархов, который ежегодно представляет в финансовые органы декларацию о доходах и исправно платит налоги.

Монарх прекрасно образован, окончил Кембриджский университет, владеет шестью языками. Он заядлый спортсмен (один из лучших фехтовальщиков Европы, имеет черные пояса по дзю-до и каратэ, яхтсмен), пилотирует суперсовременные истребители. В генеалогическом древе его жены — королевы Софии (матери троих детей) значатся семь русских царей.

Я всегда считала главным, призналась королева Испании, привить своим детям чувство ответственности, которое, думаю, включает в себя многое: интеллект, строгую мораль, профессионализм, волю, благородство и честность.

В странах с республиканской формой правления главой государства обычно является президент. Он наделен рядом полномочий, объем которых зависит от вида республики:

  • представляет страну во взаимоотношениях с другими странами, принимает иностранных дипломатических представителей, назначает послов;
  • обнародует международные договоры и соглашения;
  • является главнокомандующим вооруженными силами страны;
  • может наложить вето на закон, принятый парламентом, и вернуть его на вторичное рассмотрение.

В некоторых странах, как, например, во Франции и в России, президент имеет право распустить парламент и объявить досрочные парламентские выборы.

Механизм государства представляет его структурное воплоще­ние. Это та реальная организованная сила, с помощью которой государство существует как таковое.

Механизм государства — это целостная иерархическая система специальных органов и учреждений, посредством которых государ­ство осуществляет власть и управление обществом.

На разных Этапах существования человечества механизм государства имел неодинаковую структуру, выполнял разные функ­ции. На каждой ступени исторического развития создавались государственные органы, способные обеспечить нормальное функ­ционирование общества и защиту его интересов. Тем не менее, все многообразие известных примеров государственного механизма позволяет выделить его наиболее важные общие признаки.

1.Механизм государства — это целостная система государствен­ных органов и учреждений, основанная на единстве принципов их организации и деятельности. Государственные органы связаны между собой началами координации и субординации.

2. Механизм государства состоит из людей, профессионально
занимающихся управлением — государственными служащими.

3. Функционирование всех звеньев механизма государства обес­печивается организационными и финансовыми средствами, а также мерами принуждения, осуществляемыми специальными органа­ми (армия, полиция, тюрьмы и т.д.).

4. Механизм государства тесно связан с функциями государства.
Последние реализуются в процессе деятельности механизма госу­дарства. С изменением содержания функций меняется структура и
деятельность механизма государства.

5. Механизм государства должен гарантировать права и свобо­ды граждан.

6. Полномочия отдельных органов механизма государства опре­деляются и ограничиваются правом.

Механизм государства состоит из комплекса взаимосвязанных частей. Они представляют собой сложную иерархическую систему. Структура механизма государства может быть различна на разных этапах его развития. Механизм современного государства отлича­ется многообразием его составных частей, спецификой взаимоот­ношений между ними. Первичным структурным элементом меха­низма государства выступает орган государства.

Орган государства — это составная часть механизма государ­ства, которая имеет в соответствии с законом определенную струк­туру, властные полномочия по управлению какой-либо сферой жиз­ни общества и тесно взаимодействует с другими элементами меха­низма государства.

Из определения вытекают характерные признаки государствен­ного органа:

— он выступает самостоятельной частью механизма государства;

— он имеет определенные полномочия;

— он образуется и функционирует в установленном законом по­рядке;

— он наделен в соответствии с законом властными полномочи­ями, содержание которых обусловлено предметом ведения (опре­деленная сфера общественной жизни, управление которой осу­ществляется этим органом). Реализация полномочий есть не толь­ко право, но и обязанность государственного органа;

— он тесно взаимодействует с другими частями механизма го­сударства, составляя с ними единое целое.

Классификация органов государства в современной науке вссьм.1 многообразна.

По порядку формирования выделяют представительные — изби­раемые населением органы (парламент) и назначаемые — создаваемые другими государственными органами (правительство)

По пространственным границам деятельности государственные органы делятся на центральные (президент, парламент, прави­тельство) и местные (губернаторы). Надо отметить, что не все местные органы власти относятся к государственным, например органы местного самоуправления.

По характеру компетенции различают органы общей компетен­ции, распространяющие свою власть на все сферы общественной жизни (президент, правительство), и органы специальной компе­тенции, имеющие полномочия в какой-либо одной сфере жизни общества (министерства).

По срокам осуществления полномочий государственные органы делятся на постоянные, действующие на основе конституции, и временные, образование которых предусмотрено законом только при наличии чрезвычайной ситуации.

По составу разделяют единоличные (президент) и коллегиаль­ные (правительство, парламент) органы.

По правовым формам деятельности выделяют правотворческие (парламент), правоисполнительные (правительство), правоохрани­тельные (милиция, прокуратура) государственные органы.

По принципу разделения власти органы государства подразделя­ют на законодательные (парламент), исполнительные (правитель­ство), судебные.

Несмотря на многочисленные подходы к классификации орга­нов государства, примеры, иллюстрирующие их видовое много­образие, во многом совпадают. Поэтому целесообразно подробнее остановиться на основных, существующих в современном мире, органах государства.

Высшим представительным и законодательным органом государ­ства выступает парламент. Это общепринятое название подобных органов власти. В ряде стран парламенты имеют другие названия (Сейм в Польше, Конгресс в США, Федеральное Собрание в Рос­сийской Федерации и т.д.). Парламенты бывают двухпалатные и однопалатные. Двухпалатную структуру имеют парламенты в фе­деративных государствах. Нижняя палата наделена непосредствен­ными законодательными полномочиями, а верхняя палата, пред­ставляя интересы субъектов федерации,одобряет или не одобря­ет законы, принятые нижней палатой. Двухпалатную структуру могут иметь парламенты и в унитарных государствах (например, в Англии). Таким образом достигается наибольший эффект системы сдержек и противовесов в осуществлении власти. Формирование палат парламента происходит на основе разных принципов. Одно­палатные парламенты существуют, как правило, в небольших по территории и однонациональных государствах.

Основная функция парламента — законотворчество. Кроме того, парламент осуществляет контроль за исполнительной ветвью вла­сти. Для обеспечения более эффективной работы парламента при нем создаются комитеты и комиссии, специализирующиеся на подробной разработке тех иди иных вопросов (комитет по бюд­жету, комитет по законодательству, комитет но социальным во­просам и т.д.). Важную прерогативу парламента представляют со­ставление и утверждение государственною бюджета — ежегод­ного финансового закона. Парламент осуществляет контроль за расходованием бюджета. Для этого при парламенте создаются спе­циальные контрольные структуры, например Счетная палата при Федеральном Собрании РФ.

Парламент может оказывать влияние на другие ветви власти. В его функции входит назначение главы правительства и его чле­нов или одобрение состава правительства, предложенного прези­дентом (в зависимости от формы правления). Кроме того, в ряде стран парламент, или верхняя его палата при двухпалатной си­стеме, назначает на должности в высшие судебные инстанции и прокуратуру.

Парламент может контролировать деятельность правительства путем депутатских запросов, парламентских слушаний о деятель­ности правительства и, наконец, выражать недоверие правитель­ству. В последнем случае одним из вариантов решения проблем­ной ситуации предусматривается уход правительства в отставку. Решением парламента может быть лишен своих полномочий и глава государства. Процедура отрешения президента от должно­сти (импичмент) более проста в парламентских республиках и более сложна в президентских. В последнем случае процесс отре­шения обставлен достаточно жесткими условиями, что практи­чески не позволяет довести его до конца (например, Россия, США).

Депутаты парламента обладают неприкосновенностью. Их нельзя задержать, арестовать, привлечь к юридической ответственности. Лишить неприкосновенности возможно только решением парла­мента. Депутаты в течение срока своих полномочий не могут зани­мать другие государственные и общественные должности, зани­маться предпринимательской деятельностью. Это правило уста­новлено для того, чтобы парламентарии не могли попасть в зависимость от других властных структур или использовать свое положение в корыстных целях.

Центральные органы исполнительной власти государства пред­ставлены главой государства, правительством, министерствами. Гла­вой государства в монархиях выступает монарх, в республиках — президент. В большинстве стран глава государства стоит во главе исполнительной ветви власти. Однако в некоторых случаях, как, например, в России, президент не включен ни в одну из ветвей власти, но активно влияет на них и обеспечивает их согласован­ное функционирование и взаимодействие. Несмотря на это, пре­зидент согласно традиции и специфики деятельности все-таки ближе к исполнительной власти и оказывает большее влияние именно на нее.

Как глава государства президентпредставляет страну на меж­дународной арене, ведет переговоры, подписывает международ­ные договоры. Президент, как правило, является верховным глав­нокомандующим. В ряде государств президент в оговоренных за­коном ситуациях имеет право роспуска парламента, может отказать в одобрении закона и отправить его на повторное рассмотрение (право «вето»).

Правительство — это высший орган исполнительной власти, непосредственно осуществляющий управление страной. Оно воз­главляется главой правительства (председателем правительства, премьер-министром, кабинет-министром, канцлером). В состав правительства входят заместители главы правительства и мини­стры, стоящие во главе министерств.

Правительство обладает компетенцией в различных областях жизни общества и государства (экономической, социальной, внеш­ней и внутренней политики и т.д.). Главная функция правитель­ства — управление основными сферами государственной и обще-стенной жизни. Для этого оно вправе издавать нормативно-пра­вовые акты (постановления), обязательные для исполнения теми субъектами, к кому они относятся.

По составу правительства бывают однопартийными, т.е. состоя­щими из представителей одной партии, и коалиционными, в со­став которых входят представители двух и более партий. Это мо­жет быть оговорено в законодательстве государства. Например, правительство формирует та партия, которая заняла большинство мест в парламенте, президент формирует правительство из пред­ставителей своей партии. Коалиционное правительство создается, :сли законодательством предусмотрено замещение министерских должностей пропорционально числу мест, занимаемых каждой партией в парламенте.

Деятельность правительства осуществляется посредством функционирования подконтрольных ему органов исполнитель­ной власти, основное место среди которых занимают министер­ства. Они отличаются друг от друга сферой компетенции и управ­ляют какой-либо одной из сторон жизни общества и государства (экономикой, социальной сферой, армией, внешней политикой и т.д.).

Отдельную ветвь власти составляют судебные органы государ­ства. Суды осуществляют правосудие в форме разрешения гражданских, административных и уголовных дел. В своей деятельно­сти суд независим и руководствуется только законом. Органы пра­восудия представляют собой довольно сложную систему, во главе которой стоят суды первой (высшей) инстанции. В США систему федеральных судов возглавляет Верховный суд. Он рассматривает наиболее важные дела и осуществляет надзор за деятельностью нижестоящих судов. Верховный суд США выполняет также функ­ции конституционного суда. В Российской Федерации судебная система состоит из следующих звеньев. Высшим органом консти­туционного контроля является Конституционный суд РФ. Он разрешает дела о соответствии Конституции РФ других нормативных актов и действий должностных лиц, решает споры о компетенции между различными органами власти, осуществляет защиту консти­туционных прав и свобод граждан, дает толкование Конституции. Верховный суд РФ возглавляет систему судов общей юрисдик­ции, осуществляющих деятельность в форме разрешения граж­данских, уголовных и административных дел. Высший Арбитраж­ный суд РФ является органом по разрешению экономических спо­ров и возглавляет систему арбитражных судов.

Важное место в системе органов государственной власти зани­мают правоохранительные органы(милиция, прокуратура и др.), призванные поддерживать и защищать законность и правопоря­док. Прокуратура РФ представляет собой единую централизован­ную систему с подчинением нижестоящих прокуроров вышестоя­щим и Генеральному прокурору РФ. Прокурор осуществляет над­зор за исполнением законов, опротестовывая противоречащие закону нормативные акты и действия должностных лиц, а также расследует уголовные преступления и выступает в суде в качестве государственного обвинителя.

Механизм современного государства призван выполнять мно­гоаспектные задачи, которые сводятся к обеспечению гармонич­ного развития общества и охраны его интересов, защите прав и свобод граждан, достижению стабильности внутри страны и на международной арене.

Механизм государства осуществляет функции государства. Функ­ции государства— это основные направления его деятельности, в которых выражается сущность и социальное назначение государ­ства.

Функции государства отражают его классовую и общесоциаль­ную сущность. Несомненно, то, что государство выражает в пер­вую очередь волю и интересы той социальной группы (класса), которая стоит у власти. Тем не менее, общество, разделенное на классы, представляет собой целостный организм, в рамках кото­рого осуществляется взаимодействие различных социальных групп. Наряду с классовыми государство выполняет и общесоциальные функции, выражая интересы различных слоев населения. Напри мер, строительство ирригационных сооружений, развитие образования, здравоохранения, борьба с преступностью, политик.I протекционизма в экономике и др.

Функции государства принято разделять на внутренние и внешние.

Внутренние функции государства— это основные направления деятельности государства внутри страны.С помощью внутренних функций государство управляет жизнью общества, осуществляет свою внутреннюю политику. В зависимости от сферы обществен­ной жизни внутренние функции государства делятся на полити­ческую, экономическую, социальную, идеологическую, финан­сового контроля, правоохранительную, экологическую.

Политическая функция — это направление деятельности госу­дарства, в котором выражается воля социальных сил, стоящих у власти. Содержанием этой функции могут быть обеспечение госу­дарственной и общественной безопасности, достижение нацио­нального согласия, охрана суверенитета и др.

Экономическая функциягосударства заключается в выработке программы и координации развития и функционирования эконо­мики страны. Экономическая функция может быть реализована по-разному. Государство может осуществлять хозяйственную де­ятельность административно-командными методами, контроли­ровать производство и распределение. В этих условиях нет места частной инициативе. Такой характер экономики присущ тотали­тарному государству. Напротив, в демократическом государстве степень государственного вмешательства в экономику невысока. Государство создает правовую основу функционирования субъек­тов экономических отношений и следит за выполнением установ­ленных норм. Государственное воздействие на экономику выра­жается в формировании бюджета, выделении приоритетных от­раслей экономики и их финансировании, составлении программ экономического развития всей страны. Кроме того, государство осуществляет непосредственное руководство государственным сек­тором экономики. Экономическая функция современного госу­дарства имеет антикризисную направленность, нацелена на фор­мирование социально ориентированной рыночной экономики, в рамках которой должны сочетаться интересы производителей и потребителей.

Социальная функциягосударства направлена на обеспечение социальной защищенности личности, создание нормальных условий жизни каждого члена общества. Государство обеспечивает реализацию социальных прав граждан, таких как право на охрану здоровья, на образование, на пенсионное обеспечение и др. Для этого выделяются необходимые средства.

Идеологическая функциясостоит в поддержке определенной, в юм числе религиозной, идеологии, и целенаправленном инфор­мационном воздействии па общество путем использования средств массовой информации.

Функция финансового контролявыражается в выявлении и учете доходов населения, сборе налогов и направлении их в государственный бюджет. За счет налогов финансируется не только государственный аппарат, но и экономические и социальные про­граммы, реализуемые государством. Поэтому роль функции фи­нансового контроля в современном государстве весьма велика.

Правоохранительная функциязаключается в обеспечении испол­нения правовых норм всеми участниками правоотношений. Она выражается в деятельности компетентных государственных орга­нов (милиции, прокуратуры и т.д.) по предотвращению и пресе­чению правонарушений. Важной стороной правоохранительной деятельности государства является борьба с преступностью, осо­бенно крайними ее формами, такими как терроризм, создающей угрозу всему обществу.

Экологическая функциягосударства стала особенно актуальной в последние десятилетия. Развитие научно-технического прогрес­са, увеличение объема общественного производства усилило влияние человека на окружающую природную среду. Это часто при­водит к негативным последствиям — загрязнению воздуха и воды, повышению радиации, исчезновению некоторых видов животных и растений. Во многих государствах разработано природоохрани­тельное законодательство, регулирующее деятельность людей и организаций в области использования природных ресурсов. Госу­дарство устанавливает правовой режим природопользования, ко­ординирует отношения в области охраны окружающей среды, применяет меры воздействия к нарушителям. В современном мире вопросы экологии затрагивают не одну страну, становятся гло­бальными. Силами одного государства невозможно решить такую, например, проблему, как загрязнение мирового океана. Поэтому экологическая функция государства приобретает международное значение.

Внешние функции государства — это основные направления его деятельности на международной арене. Ни одно государство не может существовать изолированно. На протяжении всей истории суще­ствования государств они в той или иной мере взаимодействовали между собой. Внешние функции современного государства под­разделяются на функцию сотрудничества с другими государства ми и функцию обороны страны.

Функции сотрудничества с другими государствамиреализуются путем установления равноправных, взаимовыгодных отношении в экономической, политической, культурной, военной и других сферах. Усиление интеграции привело не только к развитию двусторонних отношений, но и к созданию различных международных организаций, объединяющих несколько государств.

Важной сферой межгосударственного взаимодействия выступает экономическое сотрудничество. Оно реализуется, прежде всего, в форме торговли. Государства заключают между собой договоры о благоприятном режиме торговли, регулировании таможенных пошлин и т.д. В целях поддержки отечественных товаропроизводителей государство может ставить льготные условия внеш­ней торговли, создавая в то же время препятствия для ввоза в страну идентичных товаров. Для снижения себестоимости товаров создаются совместные предприятия в стране повышенного спро­са на производимую продукцию. Государство регулирует отноше­ния, связанные с этой деятельностью. Финансовую поддержку эко­номике государств оказывают международные организации, та­кие как Международный валютный фонд. Международный банк реконструкции и развития и др. Экономическая интеграция наи­более ярко проявляется в современной Европе. На территории стран Европейского экономическою сообщества создано единое эко­номическое пространство, безвизовый режим, с 1 января 2002 г. национальные валюты заменила единая денежная единица — евро.

Политическое сотрудничествоосуществляется путем установ­ления дипломатических отношений, подписания международных договоров. Важную сторону внешнеполитического взаимодействия представляет решение вопросов войны и мира, что позволяет избегать военных конфликтов и урегулировать возникающие разногласия мирным путем. Государства взаимодействуют между собой не только на основе двусторонних и многосторонних соглаше­ний, но и через международные организации — Организацию Объединенных Наций, Лигу арабских государств. Организацию африканского единства и др.

Военное сотрудничество выступает продолжением политического. Государства заключаю! договоры о дружбе и военной взаимопо­мощи, о ненападении, об обмене военными специалистами. В це­лях усиления сотрудничества создаются военные блоки, напри­мер НАТО. Государства—участники НАТО проводят совместные учения, а в некоторых случаях выставляют контингент войск для проведения военных операций.

В рамках научно-технического сотрудничества осуществляются обмен научной информацией, стажировка специалистов, совмест­имо научные исследования, проведение конференций по различ­ным проблемам.

Культурное сотрудничество проявляется в развитии туризма, организации выставок, гастролей национальных творческих коллективов, проведении музыкальных фестивалей, кинофорумов, различного рода спортивных состязаний и т.д.

Ухудшение мировой экологической ситуации привело в последнее время к усилению сотрудничества государств в области охраны окружающей среды. Активно реализуются совместные экологические программы, например по очистке европейских рек, защите исчезающих видов животных и растений, контролю за использованием ресурсов мировою океана и др.

Функция обороны заключается в обеспечении военной безопасности государства. Она осуществляется постоянно. В случае нападения извне функция обороны приобретает характер откры­той борьбы с агрессором. Но отражение агрессии не может быть эффективным без активной деятельности государства по оборо­не страны в мирное время. Государство всегда должно быть гото­во к ведению возможной войны. Для этого необходимо развивать военную экономику с опорой на новейшие достижения научно-технического прогресса, снабжать армию новинками военной техники, проводить постоянное обучение личного состава воо­руженных сил в целях повышения его боеготовности, органи­зовывать переподготовку резервистов. Необходимой составля­ющей функции обороны страны выступает охрана государствен­ных границ.

В случае войны большие лишения терпит мирное население. Поэтому государство осуществляет меры по организации граж­данской обороны, практика которых нарабатывается в мирное время. Это деятельность по эвакуации населения, организация спасательных работ, строительство защитных сооружений, про­ведение учений по гражданской обороне.

Функции государства — это многогранное понятие, складыва­ющееся из различных аспектов государственной деятельности. Следует отметить, что деление функций государства на внутрен­ние и внешние условно, так как многие направления его деятель­ности затрагивают и внешнюю, и внутреннюю политику. Напри­мер, государство влияет на развитие экономики внутри страны и осуществляет экономическое взаимодействие с другими государ­ствами.

Вопросы и задания

1. Дайте определение понятия «механизм государства». Назовите при­знаки механизма государства.

2. Что такое орган государства? Каковы его основные признаки?

3. По каким основаниям классифицируются органы государства?

4. Дайте характеристику основных органов законодательной, исполнительной и судебной власти.

5. Что такое функции государства? Как в их реализации проявляется социальная сущность государства?

6. В чем различие внешних и внутренних функций государства? Како­во их содержание?

7. Определите, какие функции государства проявляются в следующих событиях:

а) в 945 г. князь Игорь отправился в землю древлян собирать дань. На обратном пути, пойдя на поводу у дружины, Игорь решил вернуться и собрать лань еще раз. Древляне возмутились и убили Игоря. Жена Игоря Ольга жестоко отомстила древлянам за смерть мужа. Тем не менее она упорядочила сбор дани, установив «уроки» — размер дани и «погосты» -места сбора дани;

б) сын Игоря и Ольги Святослав вел активную внешнюю политику.
Он расширил территорию Руси за счет присоединения земель вятичей и
кривичей, разгромил Волжскую Булгарию и Хазарский Каганат, поко­рил народы Северного Кавказа. Борьба с Византийской империей оказа­лась неудачной, захваченные на Балканском полуострове тем л и пришлось вернуть;

в) в 988 г. при князе Владимире в качестве государственной религии было принято христианство. Владимир, крестившись сам, крестил своих бояр, а затем и весь народ. Принятие христианства имело большое зна­чение. Оно укрепило государственную власть и территориальное един­ство Руси;

г) в 1550 г. при Иване Грозном был принят Судебник, утвердивший Юрьев день (право ухода крестьян от феодалов один раз в году), а с 1581 г. начинают вводиться заповедные года. В таком году запрещался уход крестьян даже в Юрьев лень;

д) в XVII в. Россия вела постоянные войны. Денег в казне не хватало.
Поэтому в 1646 г. был сильно увеличен налог на соль, но это не привело к пополнению казны. Взыскание недоимок усилило тяжелое положение городского населения, в результате чего в 1648 г. в Москве вспыхнуло восстание;

е) в 1719 г. была опубликована Берг-привилегия (указ), позволявшая заниматься поиском полезных ископаемых. В то же время Петр I прово­дил политику протекционизма (покровительства отечественным произ­водителям), повышая пошлины на ввозимый из-за рубежа товар;

ж) в 1714 г. был издан «Указ о1 единонаследии», объединивший бояр и дворян в одно дворянское сословие, а в 1722 г. «Табель о рангах» уста­новил порядок прохождения государственной службы и возможность получения дворянства по выслуге;

з) в первые же дни после октябрьского вооруженного восстания Со­нет народных комиссаров столкнулся с саботажем государственных чи­новников и попытками свержения Советской власти. 7 декабря 1917 г. была создана Всероссийская чрезвычайная комиссия по борьбе с контр­ революцией и саботажем. В связи с обострением гражданской войны и
покушением на Ленина в сентябре 1918 г. был издан декрет о «красном терроре»;

и) на рубеже 1920—1930-х гг. руководство СССР приняло курс на ускорение индустриального развития страны. V Всесоюзный съезд Сове-1ов утвердил в мае 1929 г. первый пятилетний план, который предусмат­ривал приоритетное развитие тяжелой промышленности. Средства на индустриализацию решено было взять из деревни. С конца 1929 г. нача­лась политика коллективизации;

к) 22 июня 1941 г. войска фашистской Германии вероломно напали м;> СССР. В стране была объявлена мобилизация. 23 июня была создана Ставка Главного командования, 30 июня — образован Государственный комитет обороны, сосредоточивший в своих руках всю полноту власти. Крупномасштабные мероприятия были проведены по переводу промышленности на военные рельсы, мобилизации населения в армию и на строительство оборонительных сооружений, эвакуации.

Добавить комментарий