Механизмы прав человека

1. Понятие, структура и эффективность юридического механизма обеспечения прав и свобод человека и гражданина

Вопросы обеспечения прав и свобод человека и гражданина занимают важное место в деятельности государственных органов. Обязанности государства, соответствующие правам и свободам человека и гражданина, проявляются в совокупности различных зафиксированных в законе гарантий.

Юридический механизм обеспечения прав человека и гражданина — это определенная система средств и факторов, обеспечивающих необходимые условия уважения всех прав и свобод человека, вытекающих из достоинства, присущего человеческой личности и являющихся существенными для ее свободного и полного развития.

Рассматриваемый механизм имеет статистическую и динамическую стороны. Статистическая (инструментальная) сторона показывает внутреннее строение этого целостного механизма, его отдельные элементы, взятые в единстве. Динамическая (функциональная) сторона определяет взаимообусловленное функционирование всех структурных элементов, каждый из которых имеет свое функциональное предназначение, с целью создания оптимальных политических, экономических, социальных, духовных, правовых и иных условий для наиболее полного пользования человеком и гражданином социальными благами.

Главная цель функционирования механизма обеспечения прав личности — это защита субъективных прав человека и гражданина. Механизм обеспечения — это сложное структурное образование.

Элементы структуры механизма обеспечения прав человека и гражданина:

  • общественные нормы; гарантии: общие, специальные (юридические), организационные;
  • правомерная деятельность субъектов прав человека и гражданина;
  • гласность;
  • общественное мнение;
  • правовая культура;
  • меры правовой защиты;
  • меры профилактики и предупреждения правонарушений;
  • юридическая ответственность;
  • меры государственного и конституционного контроля и надзора;
  • контроль со стороны институтов гражданского общества и др.

Указанные структурные элементы существуют в тесной взаимосвязи и образуют следующие подсистемы механизма обеспечения прав человека:

  • механизм охраны;
  • механизм восстановления нарушенных субъективных прав;
  • механизм воспитания.

Данные подсистемы юридического механизма обеспечения являются относительно самостоятельными, находятся во взаимодействии друг с другом, образуя целостную структуру юридического механизма обеспечения прав человека.

Условия эффективности юридического механизма обеспечения прав человека — это совокупность обстоятельств, во-первых, учитывающих человека как высшую ценность, а во-вторых, от наличия и изменения которых зависит уровень, способы и методы действий индивидов, а также социальных институтов по реализации этой высшей ценности.

Так, повышению эффективности юридического механизма обеспечения прав человека и гражданина способствуют экономические, социальные, политические и идеологические факторы.

Экономические факторы включают все многообразие и фактическое равенство всех форм собственности как важнейшее условие повышения деловой активности личности.

Социальные факторы — это наличие развитой социальной структуры общества.

К политическим факторам относятся дальнейшая демократизация общественной жизни, формирование гражданского общества.

Идеологические факторы (обстоятельства) связаны с систематической целенаправленной пропагандой идей о приоритетности прав человека.

Что касается проблемы юридического механизма обеспечения прав и свобод личности в нашей стране, то она является одной из определяющих в концепции развития современной России.

Ядром механизма обеспечения прав человека выступает механизм защиты.

2. Сущность механизма защиты прав и свобод человека и гражданина

Механизм защиты прав и свобод человека и гражданина — это совокупность конституционных и иных гарантий, обеспечивающих удовлетворение законных интересов личности.

Гарантии прав и свобод — это целостная система социальноэкономических, политических, нравственных, юридических, организационных предпосылок, условий, средств, способов, процедур, создающих равные возможности личности для осуществления своих прав, свобод и интересов. По своей сущности гарантии — это система условий, обеспечивающих удовлетворение интересов личности.

Основной функцией гарантий является исполнение обязательств государством и другими субъектами в сфере реализации прав личности.

Объектом гарантий выступают общественные отношения, связанные с охраной и защитой прав человека, удовлетворением имущественных и неимущественных интересов человека и гражданина.

В зависимости от содержания гарантии делятся на социальные, экономические, политические, юридические.

Социальные гарантии — это совокупность общественных устоев, отношений, традиций, способствующих реализации прав человека, образующих атмосферу свободы, уважения личности, обеспечивающие свободное исполнение прав и свобод.

К экономическим гарантиям относятся материальное состояние страны, сложившаяся система отношений собственности. Так, осуществимость социально-экономических и культурных прав напрямую зависит от размеров национального богатства. Например, для выплаты пенсий, пособий, содержания школ, больниц и т.д. государству нужны деньги. Источники их получения — развитая экономика.

Политические гарантии — это система народовластия, многопартийность, разделение власти, развитое самоуправление, возможности личности принимать участие в управлении делами государства и общества.

Юридические гарантии прав и свобод охватывают все правовые средства, обеспечивающие осуществление и защиту прав и свобод человека и гражданина. Они получили закрепление в конституциях государств и конкретизированы в соответствующих отраслях права.

Юридические гарантии — это содержащиеся в нормах права средства и способы защиты прав и свобод личности, правомерная деятельность государства, правоохранительных органов, а также местного самоуправления, правозащитных организаций, направленная на их обеспечение.

Юридические гарантии подразделяют на группы по сфере действия:

  • на международно-правовые (межгосударственные, универсальные);
  • внутригосударственные (национальные).

Международно-правовые (межгосударственные) гарантии прав и свобод личности состоят из нескольких структурных элементов:

  • из условий осуществления прав и свобод человека, а также складывающихся тенденций в международной политике и мировой экономике;
  • средств защиты прав человека, принципов и норм международного права, механизмов и процедур, регламентирующих права и свободы человека, основных направлений деятельности субъектов международного права;
  • юридических процедур (процессуальных моментов), международно-правовой ответственности государств и иных субъектов международного права за массовые нарушения прав человека, а также из многогранной деятельности правозащитных организаций.

Следующая группа юридических гарантий — это внутригосударственные (национальные) юридические гарантии.

Внутригосударственные юридические гарантии, в свою очередь, подразделяются на две большие группы: нормативные и институциональные.

К нормативным гарантиям относят установленные законом или фактически сложившиеся правила, ограждающие человека от нарушений его прав и свобод. В качестве нормативных гарантий выступают:

  • непосредственное действие конституции;
  • закрепленные в конституции права и свободы;
  • презумпция невиновности;
  • правило habias corpus (согласно этому правилу, любое задержанное лицо вправе потребовать, чтобы суд решил вопрос о законности его задержания; при отсутствии доказательств, подтверждающих обоснованность задержания, должностные лица обязаны незамедлительно освободить задержанного);
  • правило Миранды (согласно данному правилу, лицо после своего задержания вправе воздерживаться от самообвинения, а суд не может использовать его показания, полученные во время его пребывания под стражей без соблюдения соответствующей процедуры) и др.

В отечественной юридической литературе к нормативным гарантиям относят, прежде всего, конституционные гарантии, которые подразделяют на три группы: гарантии-принципы, нормы-гарантии, процессуальные гарантии.

Институциональные гарантии представляют собой систему юрисдикционных институтов (учреждений), занимающихся защитой прав и свобод человека и гражданина.

Традиционным и наиболее значимым правозащитным институтом является правосудие.

Наряду с судебными существуют квазисудебные органы, являющиеся органами административной юстиции, осуществляющими контроль за актами и действиями чиновников и разрешающими административные споры. К таким органам относится, например, Государственный совет во Франции и Испании.

Заметную роль в защите прав человека играет такой институт парламентского контроля, как омбудсмен. Впервые он появился в скандинавских странах (в Швеции в 1809 г.).

Что касается России, то здесь речь должна идти о следующих институтах, чья деятельность связана с защитой прав личности.

  1. Глава государства — Президент РФ. Согласно ст. 80 Конституции РФ он является гарантом прав и свобод граждан. Эту функцию Президент реализует как в своей личной деятельности, так и инициируя законы, издавая указы, направленные на защиту правового положения личности.
  2. Федеральное Собрание РФ осуществляет защиту прав и свобод, закрепляя их гарантии посредством законодательной деятельности.
  3. В соответствии со ст. 114 Конституции РФ меры по обеспечению законности, прав и свобод граждан, по охране собственности и общественного порядка, борьбе с преступностью осуществляет Правительство РФ.
  4. В соответствии со ст. 46 Конституции РФ важнейшей гарантией прав и свобод личности является судебная защита, которая осуществляется посредством конституционного, гражданского, административного и уголовного судопроизводства.
  5. Защита прав граждан возложена также на прокуратуру и нотариат.

Прокуратура призвана охранять права и законные интересы личности: она опротестовывает незаконные правовые акты органов, учреждений и организаций, нарушающие права личности, активно участвует в охране прав в гражданском судопроизводстве, привлекает виновных в нарушении прав к уголовной и иным видам юридической ответственности.

Нотариат используется для защиты некоторых субъективных прав и обязанностей, вытекающих из обязательств, перечень которых определяется законодателем.

  1. Особую ценность в защите прав человека приобретают неправительственные организации. В России их развитие свидетельствует о становлении гражданского общества как признака правовой государственности. В качестве примеров таких организаций можно назвать правозащитный центр «Мемориал»; Московская Хельсинкская группа; Общество защиты беженцев; Комитет солдатских матерей; Всероссийский женский союз; Федерация детских ассоциаций «Юная Россия».
  2. Согласно Конституции РФ учрежден новый институт защиты прав и свобод человека — Уполномоченный по правам человека. Его деятельность более демократична и менее формализована по сравнению с другими институтами, осуществляющими защиту прав и свобод человека и гражданина.

3. Роль Конституционного Суда Российской Федерации в области защиты основных прав и свобод человека и гражданина

Созданный в 1991 г. Конституционный Суд РФ призван охранять Конституцию РФ, конституционные права и свободы граждан, обеспечивать их реальное исполнение. Порядок образования и деятельность Конституционного Суда РФ определяется Конституцией РФ и Федеральным конституционным законом от 21 июля 1994 г. № 1-ФКЗ «О Конституционном Суде Российской Федерации». Конституционный Суд РФ не имеет системы нижестоящих судов, осуществляющих конституционное судопроизводство. Однако в России, как в федеративном государстве, каждый субъект РФ вправе создавать свои конституционные (в республиках) или уставные (в краях, областях) суды для проверки соответствия нормативных актов субъектов РФ конституциям и уставам субъектов РФ.

Компетенция Конституционного Суда РФ включает в себя четыре конституционных полномочия:

  • проверка конституционных законов, нормативных правовых актов и договоров (нормоконтроль), которая осуществляется по трем видам запросов и жалоб — от органов власти, граждан и судов;
  • разрешение споров о компетенции;
  • толкование Конституции РФ;
  • предоставление заключения о соблюдении порядка выдвижения обвинения Президента РФ в государственной измене или совершении иного тяжкого преступления.

Целями Конституционного Суда РФ являются защита основ конституционного строя, основных прав и свобод человека и гражданина, обеспечение верховенства и прямого действия Конституции РФ на всей территории России.

Рассмотрение жалоб граждан — одно из приоритетных направлений в деятельности Конституционного Суда РФ (более 70% всех дел). Федеральным конституционным законом «О Конституционном Суде Российской Федерации» установлен следующий круг лиц, управомоченных на обращение с конституционной жалобой в Конституционный Суд РФ: граждане России, иностранные граждане, лица без гражданства, их законные представители, объединения граждан, в том числе общественные организации и юридические лица, а также Уполномоченный по правам человека в Российской Федерации и Генеральный прокурор РФ.

Жалоба на нарушение законом конституционных прав и свобод допустима, если:

  • закон затрагивает конституционные права и свобод граждан;
  • закон применен или подлежит применению в конкретном деле, рассмотрение которого завершено или начато в суде или ином органе, применяющем закон.

Конституционный Суд РФ выразил существенные правовые позиции, в которых содержится толкование и конкретизация установленных законом условий допустимости жалобы.

Если оспариваемое положение закона ограничивает права граждан, что диктуется общественными интересами или необходимостью охраны прав других (в пределах ч. 3 ст. 55 Конституции РФ), и при этом ограничение соразмерно этим целям, то жалоба гражданина не является допустимой.

В случае, если пробелы правового регулирования затрудняют реализацию прав и свобод граждан, но не исключают ее, так как эти недостатки могут быть устранены в процессе правоприменения, то жалоба не является допустимой.

Не может быть предметом рассмотрения Конституционного Суда РФ по жалобам граждан норма процессуального закона, не влекущая такие юридические последствия процессуальных действий, которые затрагивали бы права и свободы граждан.

Дела по защите прав и свобод граждан, рассмотренные Конституционным Судом РФ, можно разделить на несколько групп — это дела, связанные с проверкой:

  • уголовного и уголовно-процессуального законодательства;
  • конституционности административного законодательства, ограничивающего право частной собственности;
  • норм избирательного законодательства;
  • дела по рассмотрению жалоб на нарушение трудовых и социальных прав и свобод;
  • дела по поводу ограничений жилищных прав граждан;
  • дел, касающихся вопросов наследования и гражданства России.

4. Защита прав человека Уполномоченным по правам человека в Российской Федерации

В Конституции РФ нет специальной нормы, посвященной данному институту, которая бы определяла его статус, содержание его деятельности, объем полномочий, как это сделано в других странах. Упоминание об Уполномоченном дано через призму компетенции Государственной Думы, но при этом Уполномоченный по правам человека не относится к высшим органам государства, не является в то же время ни органом законодательной власти, ни органом исполнительной власти, ни судебным органом. Об Уполномоченном по правам человека говорится в ст. 103, посвященной компетенции Государственной Думы: «К ведению Государственной Думы относится:… д) назначение на должность и освобождение от должности Уполномоченного по правам человека, действующего в соответствии с федеральным конституционным законом».

Уполномоченный по правам человека в Российской Федерации призван осуществлять на территории России контроль за соблюдением прав и свобод человека и гражданина, гарантированных Конституцией РФ, законами РФ и другими нормативными актами, а также международными пактами и соглашениями, ратифицированными или утвержденными Российской Федерацией. Важно отметить также то, что деятельность Уполномоченного дополняет существующие средства защиты прав и свобод граждан, не отменяет и не влечет пересмотра компетенции государственных органов, обеспечивающих защиту и восстановление нарушенных прав и свобод индивида. Он должен собственными средствами способствовать восстановлению нарушенных прав, совершенствованию законодательства РФ о правах человека и гражданина, а также приведению этого законодательства в соответствие с общепризнанными принципами и нормами международного права, развитию международного сотрудничества в области прав человека, правовому просвещению по вопросам прав и свобод человека, форм и методов их защиты.

Одним из главных способов реализации Уполномоченным своих контрольных функций является процесс рассмотрения жалоб граждан Российской Федерации и находящихся на территории России иностранных граждан и лиц без гражданства на решения или действия (бездействие) государственный органов, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных служащих, если ранее заявитель обжаловал эти решения или действия (бездействие) в судебном либо административном порядке, но не согласен с решениями, принятыми по его жалобе.

Уполномоченный не ограничен «парламентским фильтром», т.е. он рассматривает жалобы, направленные не в парламент, а ему лично, что обеспечивает непосредственный диалог между государством в лице Уполномоченного и гражданами, минуя процедуру прохождения жалобы через парламентариев. Характерной особенностью английского варианта института омбудсмена является то, что граждане не имеют с ним прямого контакта. Он наделен правом рассматривать письменные жалобы граждан, поступивших только через членов палаты общин. Подобный «парламентский фильтр» кроме Великобритании можно также наблюдать и во Франции.

По результатам рассмотрения жалобы Уполномоченный вправе: обратиться в суд с заявлением в защиту прав и свобод, нарушенных решениями или действиями (бездействием) государственного органа, органа местного самоуправления или должностного лица, а также лично либо через своего представителя участвовать в судебном процессе в установленных законом формах; обратиться в компетентные государственные органы с ходатайством о возбуждении дисциплинарного или административного производства либо уголовного дела в отношении должностного лица, в решениях или действиях (бездействии) которого усматриваются нарушения прав и свобод человека и гражданина; обратиться в суд или прокуратуру с ходатайством о проверке вступившего в законную силу решения, приговора суда, определения или постановления суда либо постановления судьи; изложить свои доводы должностному лицу, которое вправе вносить протесты, а также присутствовать при судебном рассмотрении дела в порядке надзора; обращаться в Конституционный Суд РФ с жалобой на нарушение конституционных прав и свобод граждан законом, примененным или подлежащим применению в конкретном деле.

Уполномоченный также обязан направить государственному органу, органу местного самоуправления или должностному лицу, в решениях или действиях (бездействии) которых он обнаружит нарушение прав и свобод граждан, свое заключение с рекомендациями относительно возможных и необходимых способов восстановления указанных прав и свобод. Получив подобное заключение, соответствующий государственный орган, орган местного самоуправления или должностное лицо обязаны рассмотреть его в течение месяца и сообщить в письменной форме Уполномоченному о принятых мерах.

Уполномоченный имеет право обратиться в Государственную Думу с предложением о создании парламентской комиссии по расследованию фактов и обстоятельств, послуживших основанием для проведения парламентского расследования, принимать участие в работе указанной комиссии непосредственно либо через своего представителя, а также участвовать в заседаниях палат Федерального Собрания РФ при рассмотрении ими вопроса об утверждении итогового доклада указанной комиссии.

Уполномоченный также вправе обратиться в Государственную Думу с предложением о проведении парламентских слушаний по фактам нарушений прав и свобод граждан, а также непосредственно либо через своего представителя участвовать в проводимых парламентских слушаниях.

Важной формой реагирования, которая присуща всем омбудсменам и российскому Уполномоченному, в частности, является ежегодный доклад парламенту, в котором Уполномоченный анализирует наиболее часто встречающиеся нарушения прав и свобод граждан, отмечает недостатки в деятельности органов государственной власти, высказывает свои рекомендации по совершенствованию законодательства и практики его применения. Ежегодный доклад Уполномоченного — направляющий вектор в деятельности всех органов государственной власти, указывающий на ошибки, нарушения, предлагающий решения, обозначающий пробелы в законодательстве.

Виды прав человека:

Права первого поколения:

1) личные (гражданские) , например, право на жизнь, на свободу, на личную неприкосновенность;

2) политические, например, право избирать и быть избранным в органы государственной власти и местного самоуправления.

Права второго поколения:

1) экономические, например, право иметь в частной собственности землю;

2) социальные, например, право на труд, на отдых, на медицинское обсулживание;

3) культурные, например, право пользоваться достижениями культуры.

Защита прав и свобод человека — ключевая обязанность государства. В этих целях государство предусматривает соответствующие юридические средства и юридические механизмы защиты нарушенных прав и свобод человека. Особая роль в их юридической защите отводится суду, правосудию. Создаются и другие специализированные органы и учреждения, призванные осуществлять защиту, прежде всего восстановление нарушенных прав и свобод человека.

Реализуется это право и наличием возможности у человека и гражданина обратиться в международные судебные инстанции (в частности Европейский суд по правам человека). Российская Федерация входит в Совет Европы (Федеральный закон от 23 февраля 1996 г. №19-ФЗ «О присоединении России к Уставу Совета Европы»; Федеральный закон от 23 февраля 1996 г. №20-ФЗ «О присоединении Российской Федерации к Генеральному соглашению о привилегиях и иммунитетах Совета Европы и протоколам к нему»; Конвенция о защите прав человека и основных свобод (Рим, 4 ноября 1950 г.) (с изменениями от 21 сентября 1970 г., 20 декабря 1971 г., 1 января, 6 ноября 1990 г., 11 мая 1994 г.)), а потому решения высшей судебной инстанции по правам человека является действующей и обязательной на территории Российской Федерации.

Юридический механизм защиты состоит из нескольких этапов. Схема юридического механизма защиты начинается с этапа судебной защиты, после учитывается несудебная защита и деятельность не правозащитных организаций.

Судебная защита, основной этап в защите прав человека. Юридический механизм защиты основан на судебной защите. Судебная защита гарант прав и свобод личности. Каждый гражданин имеет право на получение гражданской защиты, в платном или бесплатном порядке. С момента задержания, каждый гражданин имеет право на адвоката или правозащитника. Юридический механизм защиты основан на презумпции невиновности: «Человек невиновен, до тех пор, пока не доказано обратное». Правилами судебной защиты предусмотрен пункт о том, что человек не может быть осуждён дважды заодно и тоже преступление. Судебная защита должна работать, как хорошо отлаженный механизм, для выявления нарушений с той или другой стороны, корректной их оценки и вынесения решения, обязательного к выполнению.

Несудебная защита прав человека — эта деятельность несудебного характера по применению уполномоченными органами и лицами специфических мер правового воздействия, протекающая в определенных формах и процедурах с целью предотвращения нарушений прав человека и восстановления уже нарушенных прав. Соответственно характерными чертами несудебной защиты является, во-первых, то, что защита прав и законных интересов человека происходит без участия органов правосудия (отсутствие суда, как субъекта правоотношения), а во-вторых, это форма защиты включает как собственно защиту права, так и предзащиту, то есть деятельность по применению специфических мер правового воздействия (предупредительных, воспитательных и др.), которые хотя и имеют целью защиту права, но непосредственно не приводят к устранению препятствий в осуществлении права человека.

Несудебная защита прав человека — это самостоятельный правовой институт, регулирующий общественные отношения, связанные с защитой субъективного права личности без помощи судебных органов. Институт несудебной защиты является межотраслевым, охранительным, процессуальным институтом, имеющим особое нормативно-правовое регулирование. Субъектами осуществления несудебной защиты прав человека являются как специально уполномоченные органы — государственные и негосударственные, так и сама личность при реализации своего права на защиту.

К способам несудебной формы защиты можно отнести:

1) самозащиту, включающую деятельность личности по необходимой обороне, крайней необходимости; забастовка, самозащита гражданских прав, право личности на создание общественных объединений и на обращение в общественные объединения;

2) деятельность специально уполномоченных органов и лиц по защите прав личности, в частности, органов исполнительной власти, прокуратуры и иных органов, в полномочиях которых закреплена деятельность по защите прав человека.

Применительно к несудебной защите права в процессуальном смысле выделяются следующие виды защиты — государственная (прокурорская, органами исполнительной власти, Уполномоченным по правам человека), и негосударственная (общественная, самозащита права и добровольное удовлетворение, применение уполномоченным лицом мер оперативного характера).

Механизм обеспечения защиты прав и свобод человека

Исторически сложилось так, что когда человек обрел права и свободы, расширилась их номенклатура, запустился процесс острых противоречий между личностью и государством. Для государства никогда не было свойственно на добровольной и активной основе предоставлять ряд социальных благ и политических свобод. Все права человека, которые мы имеем на сегодняшний день, которые закреплены в ряде международных документов, конституциях, законодательствах, человечество выстрадало и отвоевало. И на сегодняшний день совершенно ясно, что эта битва не завершена, что перед новыми поколениями стоит все та же задача – защищать свои права. На данный момент к несчастью мы пока не дошли до уровня, когда не надо будет прилагать усилия для того, чтобы поддержать и защитить свои права и свободы. В полном объеме обеспечение и защита прав возможно исключительно в демократической, социальной и правовой стране.

Замечание 1

Конечной целью работы демократической правовой страны является обеспечение прав и свобод человека и гражданина. Достижение данной цели напрямую зависит от обязанности страны сформировать систему защиты прав и свобод, а также установить прозрачные юридические процедуры данной защиты.

В конституциях зарубежных государств предусмотрена возможность человека защитит свои права и свободы любыми методами, которые не противоречат закону. Под охраной прав человека подразумевается не исключительная их защита от разного рода нарушений, но и формирование важных условий для обладания и использования человеком своих прав без разного рода незаконных преград.

Замечание 2

Структура осуществления олицетворяет движение, в данной ситуации ход превращения прав и свобод, ряда юридических возможностей в действенную их реализацию.

Осуществление прав и свобод и результат их реализации напрямую связаны, но между ними важно наличие определенного механизма, который сможет обеспечить качественный переход от одного к другому. И это может произойти либо во время соблюдения гражданами правопорядка, который установлен, или во время осуществления правоохранительной работы страны.

Несмотря на то, что права и свободы работают в непосредственном ключе, неверно утверждать, что нет необходимости формировать механизм их осуществления и защиты. Рост потребности в правозащитном механизме неразрывно связан с нарушением прав человека. Кроме работы органов государства по защите прав граждан в состав правозащитного механизма входит борьба самих граждан за осуществление прав и свобод, которые им предоставлены на законодательном уровне.

Замечание 3

На основании Конституции человек может защищать свои права и свободы любыми методами, которые не запрещены на законодательном уровне.

Формы защиты прав личности

В качестве форм защиты прав личности выступают:

  • защита прав рядом органов публичной власти;
  • защита прав и свобод человека и гражданина рядом общественных объединений;
  • самозащита прав, в состав которой входят ряд обращений в государственные органы и органы местного самоуправления; обжалование того, что должностные лица, которые нарушают права граждан, действуют или бездействуют; ряд обращений в СМИ и правозащитные компании, общественные объединения; выступления граждан относительно защиты свои прав публичного характера; ряд обращений в международные органы по защите прав человека.

Слишком сложно? Не парься, мы поможем разобраться и подарим скидку 10% на любую работу Опиши задание

Судебная защита: типы правомочий и особенности

В правовой стране в качестве одного из наиболее действенного и распространенного способа защиты прав и свобод человека выступает судебная защита.

В конституционном праве гражданина на судебную защиту есть два типа правомочий:

  1. Материальная структура данного права (право потерпевшего на то, чтобы ему был возмещен ущерб или вред, который был причинен незаконным действием или преступлением со стороны органа государственной власти или его должностного лица).
  2. Его процессуальная структура (право на судебный иск, на жалобу индивидуального или коллективного характера).

В структуре правозащитных органов впервые появился институт омбудсмена в 1809 г. в Швеции. Тогда ввели новую должность особого парламентского контролера за уровнем законности работы администрации. Многие страны по-своему определили название данного института. Так, в Португалии это был Проведор юстиции, во Франции данный работник назывался Парламентским посредником (медиатором), в Австрии это была Коллегия народной правозащиты, в Польше данного работника называли Уполномоченным по гражданским правам, в Румынии это был Адвокат народа, в России такого человека называли Уполномоченным по правам человека.

Замечание 4

На сегодня институт омбудсмена осуществляет свою деятельность больше чем в 100 государствах. Ключевая причина возникновения этого правозащитного института – недостаточный уровень разрешений новых видов конфликтов между страной и гражданином, который отмечался в конце XX.

В структуре разделения власти Уполномоченному по правам человека отведено значимое место. Также важно отметить, что он не относится ни к судебной, ни к исполнительной, ни к законодательной власти. Для него свойственно выполнять функцию публично-представительного характера, работа его распространяется на самое конфликтное направление общественных отношений – на отношения между гражданином и страной, в частности между гражданином и чиновником. Его работа служит дополнением к существующим способам защиты прав граждан и их свобод, но не исключает и не подразумевает пересмотр компетенции государственного органа, который занимается обеспечением защиты и восстановлением прав и свобод, которые были нарушены. Для него важно производить защиту граждан от некачественной деятельности административного органа, определять и проводить анализ сбоев в деятельности органов власти, которые приводят в дальнейшем к нарушению прав и свобод личности, создавать ряд рекомендаций относительно совершенствования их работы в сфере защиты прав гражданина.

Роль международного права в вопросах защиты прав и свобод человека

Регулирование прав человека и способов их защиты сегодня относится не только к национальному праву, но и к международному. Ситуации, когда начинает применяться право на обращение в межгосударственный орган, связаны с тем, что все внутригосударственные методы правовой защиты закончились. Во Всеобщей декларации прав человека 1948 г., для которой применим морально-политический окрас, признает право любого человека на качественное восстановление в правах профессиональными национальными судами. На основании Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод 1950 г. нашло развитие это положение. Согласно данной Конвенции для каждого человека свойственно иметь право на справедливое судебное разбирательство дела в разумные сроки независимым и беспристрастным судом, который создан на базисе закона.

Замечание 5

Таким образом, для всех право- и дееспособных субъектов права, которые проживают в рамках границ государств, которые входят в Совет Европы, в ситуациях, когда исчерпаны возможности защиты своих прав на основании национального законодательства, допустимо обратиться в Европейский Суд по правам человека.

Одно из ключевых достижений в международном регулировании прав человека – это создание и работа межгосударственной структуры их защиты. Сегодня на основании положений международных договоров определилась конкретная структура межгосударственных органов, которые наделены функциями международного контроля за работой страны в направлении обеспечения прав гражданина. Контроль такого рода происходит на разных стадиях. Речь идет об универсальной стадии, когда в работу вступают ключевые и ряд вспомогательных органов ООН; об региональной стадии, под которой понимается Европа на стадии Совета Европы и ряду других институтов, в американских странах – в области Организации американских государств. Ряд международных правозащитных институтов сформированы и на постсоветском пространстве в рамках СНГ.

Для каждого человека должно быть свойственно осуществлять свободный выбор способов защиты прав человека. Важно отметить, что при этом у него должна быть гарантия того, что страна обеспечит равные возможности для каждого, не принимая во внимание веру, расу, место жительства, возраст и пол, воспользоваться данными методами защиты. Если же это не будет соблюдаться, направленность современной страны к демократии, свободе, законности, правовой стране, которая выражена в ряде конституционных норм и принципов, останется только на уровне декларации о намерениях.

Всё ещё сложно? Наши эксперты помогут разобраться

Добавить комментарий