Места лишения свободы

4. Осужденные за преступления, предусмотренные статьей 126, частями второй и третьей статьи 127.1, статьями 205 — 206, 208 — 211, 275, 277 — 279, 281, частями первой, первой.1 и третьей статьи 282.1, частями первой, первой.1 и третьей статьи 282.2, статьей 317, частью третьей статьи 321, частью второй статьи 360 и статьей 361 Уголовного кодекса Российской Федерации, осужденные за иные преступления, в отношении которых имеется информация об их приверженности идеологии терроризма, исповедовании, пропаганде или распространении ими такой идеологии (при отсутствии достаточных данных для решения вопроса о возбуждении уголовного дела) и оказании ими в связи с этим в период содержания под стражей, отбывания наказания соответствующего негативного воздействия на других обвиняемых (подозреваемых), осужденных, осужденные при особо опасном рецидиве преступлений, осужденные к пожизненному лишению свободы, осужденные к отбыванию лишения свободы в тюрьме, осужденные, которым смертная казнь в порядке помилования заменена лишением свободы, направляются для отбывания наказания в соответствующие исправительные учреждения, расположенные в местах, определяемых федеральным органом уголовно-исполнительной системы.

Понятие «этап» является народным наименованию перемещения арестованных между местами лишении свободы. Идет оно с дореволюционных времен, когда осужденных гнали пешком к местам каторг и ссылок.

Какие этапы проходит заключенный?

1. СИЗО

Всё начинается, когда судебный приговор вступает в силу.

Заключенный получает об этом письменное уведомление — с этого момента нужно быть готовым к отправке по этапу.

Заранее время отправки не сообщат. Уже непосредственно перед самой отправкой за осужденным в камеру придёт сотрудник изолятора и даст некоторое время на сборы.

В этап с собой разрешается взять до 50 кг вещей и продуктов. Если имеются крупные тяжелые вещи (например, телевизор), их можно оставить на спецскладе при СИЗО. Родственники потом смогут их забрать.

По правилам, после вступления приговора в силу и до момента отправки по этапу, осужденному предоставляется одно краткосрочное свидание с родственником. Также до отправки, администрация СИЗО должна уведомить одного из родственников заключенного о том, в какое исправительное учреждение его направят.

🔥 Читайте: Как выглядят камеры в российских тюрьмах и СИЗО

2. ВАГОН-ЗАК

Железная дорога в специальном вагоне, называемым в народе «Столыпин» — вот обычный способ доставки осужденного до следующего этапа – пересыльной тюрьмы.

Всё происходит в присутствии вооруженных конвоиров и кинологов с собаками. Сначала на автозаке — специально оборудованные машины с разгороженными внутри решетками, осужденного доставят до поезда и пересадят в «столыпинский» вагон. Такие вагон-заки движутся до места назначения гораздо медленнее, чем пассажирские поезда. Пространство внутри вагонов стесненное и плохо вентилируемое. Походы в туалет осуществляются под конвоем, их число ограничено, на стоянках пользоваться туалетом запрещено. А остановок на этапе у заключенного может быть и 5, и 10.

3. ПЕРЕСЫЛКА

Когда этап прибудет к месту назначения, осужденного перевезут в «пересыльную тюрьму» — место временного заключения. Далее его распределят в колонию той области, куда он прибыл, либо отправят по этапу дальше.

Бывает, что осужденного из вагон-зака доставляют непосредственно в колонию, минуя пересыльную тюрьму. Но нередко случается так, что к моменту прибытия заключенного свободных мест в тюрьме уже нет. Тогда осужденному обречен долго сидеть в пересыльной тюрьме и ждать от ФСИН своего перераспределения в другую колонию.

А бывает и так, что осужденный переезжает в поезде от одного СИЗО к другому. На 1-2 недели остается в каждом из них, пока не соберется следующий этап, так как ради пары человек организовывать этап далее — нецелесообразно. И если следующая колония удаленная, и туда этап ходит редко, то этапирование может занимать и месяц, и два.

4. ПУНКТ НАЗНАЧЕНИЯ

Наконец, осужденный попадет в место отбывания наказания. Там «новичка» отправят на обязательный 2-х недельный карантин. После этого заключенного определят в отряд.

Тем временем, в первые 10 дней с момента прибытия нового «постояльца», руководство исправительного учреждения обязано уведомить семью заключенного о его прибытии и месте нахождения. Эти уведомления обычно посылаются почтой, что затягивает информирование родственников осужденного о его судьбе. Также этими данными располагают следователь и адвокат, которые вели дело.

Как происходит распределение заключенных по исправительным учреждениям

Общее правило о назначении места лишения свободы определено в ст. 73 УИК РФ и зависит от тяжести совершенного преступления. Вид исправительного учреждения назначается судом. Так, например, впервые осужденные за злодеяния небольшой или средней тяжести, содержатся в колониях-поселениях; за тяжкие преступления — в колониях общего режима, а за особо тяжкие преступления отправляют в колонии строгого режима.

В какое именно ИУ отправить осужденного решает руководство СИЗО согласно «разнарядки» центрального управления ФСИН. Они опираются в своем выборе на вид режима учреждения, его отдалённость и наличия в нём свободных мест.

Такое распределение делит осужденных на категории:

  1. тех, кому повезло остаться отбывать наказание там, где они жили или где их осудили.
  2. тех, кого направили в учреждения УИС другого региона, (но не ближайшего, а любого). Это происходит из-за того, что в месте их жительства отсутствуют колонии нужного вида режима или колоний нет вовсе.

«Тайна» этапирования и другие проблемы родственников заключенных

Тюремный этап может длится несколько месяцев. Это является большим испытанием не только для самого осужденного, но и для его семьи. Заключенный буквально «пропадает» из внешнего мира: родственники ничего не знают о его здоровье и местонахождении всё это время.

🔥 Читайте: Как узнать, где отбывает наказание осужденный

Кроме того, Европейский суд по правам человека признал, что отбывание наказания далеко от дома является нарушением прав. За то время, пока человек находится в местах лишения свободы, его связь с семьей и близкими сильно ослабляется: родственникам сложно посещать заключенного, потому что добраться в отдаленный регион очень проблематично, долго и дорого.

Правозащитники и юристы уже давно всерьез поставили перед законодательством две проблемы, связанные с отбытием наказания по месту жительства:

  • распределенные в дальние регионы осужденные, не могут рассчитывать на перераспределение отбытия наказания в учреждениях, доступных для их родных и близких;
  • те осужденные, чьи семьи переехали, либо те, у кого эти семьи возникли, не могут рассчитывать на перевод в другой регион.

Так было, но благодаря многолетней борьбе правозащитников и уполномоченных по правам человека в России эти задачи были решены.

Статья 73. Места отбывания лишения свободы

1. Осужденные к лишению свободы, кроме указанных в части четвертой настоящей статьи, отбывают наказание в исправительных учреждениях в пределах территории субъекта Российской Федерации, в котором они проживали или были осуждены. В исключительных случаях по состоянию здоровья осужденных или для обеспечения их личной безопасности либо с их согласия осужденные могут быть направлены для отбывания наказания в соответствующее исправительное учреждение, расположенное на территории другого субъекта Российской Федерации.
(в ред. Федерального закона от 09.05.2005 N 47-ФЗ)
2. При отсутствии в субъекте Российской Федерации по месту жительства или по месту осуждения исправительного учреждения соответствующего вида или невозможности размещения осужденных в имеющихся исправительных учреждениях осужденные направляются по согласованию с соответствующими вышестоящими органами управления уголовно-исполнительной системы в исправительные учреждения, расположенные на территории другого субъекта Российской Федерации, в котором имеются условия для их размещения.
(часть вторая в ред. Федерального закона от 19.07.2007 N 142-ФЗ)
3. Осужденные женщины, несовершеннолетние осужденные направляются для отбывания наказания по месту нахождения соответствующих исправительных учреждений.
(в ред. Федеральных законов от 09.05.2005 N 47-ФЗ, от 19.07.2007 N 142-ФЗ)
4. Осужденные за преступления, предусмотренные статьей 126, частями второй и третьей статьи 127.1, статьями 205 – 206, 208 – 211, 275, 277 – 279, 281, 282.1, 282.2, 317, частью третьей статьи 321, частью второй статьи 360 и статьей 361 Уголовного кодекса Российской Федерации, осужденные при особо опасном рецидиве преступлений, осужденные к пожизненному лишению свободы, осужденные к отбыванию лишения свободы в тюрьме, осужденные, которым смертная казнь в порядке помилования заменена лишением свободы, направляются для отбывания наказания в соответствующие исправительные учреждения, расположенные в местах, определяемых федеральным органом уголовно-исполнительной системы.
(часть 4 введена Федеральным законом от 09.05.2005 N 47-ФЗ, в ред. Федеральных законов от 27.06.2011 N 159-ФЗ, от 26.07.2017 N 200-ФЗ)

Комментарий к статье 73 УИК РФ

1. Лишение свободы в настоящее время является самым суровым видом уголовного наказания. Гражданин лишается одного из самых важных прав – возможности определять свой образ жизни, а не только ее ритм и характер свободы передвижения. В процессе отбывания наказания в виде лишения свободы гражданин вынужден претерпевать существенные ограничения режимного и бытового характера, свободы выбора трудовой деятельности и др.
2. Исполнение наказания в виде лишения свободы предполагает создание государством соответствующих видов ИУ, организацию их функционирования, что связано с осуществлением задач охраны, обеспечения безопасности осужденных, исправительного воздействия, жизнеобеспечения, включая бытовое и медицинское обслуживание. Все это предполагает значительные расходы государства на содержание учреждений, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы. Именно высокая затратность исполнения наказания в виде лишения свободы во многом сдерживает активное проведение крупномасштабной реформы УИС в целом.
3. Комментируемая статья (ч. 1) закрепляет положение о том, что осужденные к лишению свободы, кроме указанных в ч. 4 комментируемой статьи, отбывают наказание в ИУ в пределах территории субъекта РФ, в котором они проживали или были осуждены. От реализации этого положения во многом зависят не только расходы на перемещение (этапирование) осужденных, но и возможности привлечения общественности к исправлению осужденных, поддержания их социально полезных связей. Территориальный принцип отбывания наказания создает предпосылки для улучшения организации производства в ИУ, бытовых условий и комплектования их персонала, повышения эффективности контроля за деятельностью ИУ.
Данное положение УИК весьма существенно для УИС в целом, поскольку ориентировано на более гуманное отношение к осужденным, обеспечение их прав на свидания с родственниками, успешную адаптацию в обществе после освобождения от наказания. Его осуществление позволяет повысить ответственность органов представительной власти субъектов РФ за организацию исполнения наказания на их территории.
4. Реализация данных положений на практике подтвердила правильность территориального принципа отбывания наказания в виде лишения свободы, что привело к повышению статуса территориальных систем исполнения наказания и позволило организовать исправительное воздействие на осужденных с учетом региональных особенностей, а также облегчить их адаптацию после освобождения от наказания.
5. Закон, определяя общее правило относительно места отбывания наказания в виде лишения свободы, вместе с тем делает из него исключения. Так, согласно ч. 1 комментируемой статьи осужденные могут быть направлены в соответствующие ИУ, расположенные на территории другого субъекта РФ: 1) по состоянию здоровья осужденных; 2) для обеспечения их личной безопасности; 3) с их согласия.
Два первых случая не вызывают необходимости в дополнительных разъяснениях, их суть очевидна. Что касается третьего случая, то речь здесь идет прежде всего о направлении осужденных в лесные колонии-поселения, переводах, связанных с просьбами тех родственников осужденных, которые проживают на территории других субъектов РФ. Данные вопросы решаются индивидуально с учетом всех факторов, обусловливающих необходимость такого перевода.
6. В ч. 2 комментируемой статьи регламентируется ситуация, когда на территории того или иного субъекта РФ отсутствует тот вид ИУ, который назначен осужденному по приговору суда, либо он существует, но по различным причинам (превышение лимита, карантин и т.п.) в него невозможно поместить осужденного. В таком случае закон разрешает по согласованию с соответствующими органами управления УИС направление осужденных в ИУ, расположенные на территории другого субъекта РФ.
Следует отметить, что в последние годы МВД, а позднее и Минюст России неоднократно указывали на необходимость создания на территории субъектов РФ всех важнейших видов ИУ, которые предусмотрены действующим законодательством. Однако решение этой задачи требует значительных материальных затрат. Необходимо также учитывать, что ранее в условиях плановой экономики ИУ сосредоточивались в основном в северных и восточных регионах страны.
7. Часть 3 комментируемой статьи отдельно регламентирует место отбывания наказания осужденных: женщин; несовершеннолетних; иностранных граждан и лиц без гражданства.
Доля указанных категорий лиц в общем составе осужденных не является значительной, поэтому в отношении их (за исключением осужденных несовершеннолетних) нецелесообразно создание специализированных ИУ на территории каждого субъекта РФ, тем более что в настоящее время согласно ч. 2 ст. 74 УИК в одной ИК могут создаваться изолированные участки с различными видами режима. В связи с этим УИК установил, что вышеперечисленные категории осужденных направляются для отбывания наказания по месту нахождения соответствующих ИУ. Для несовершеннолетних осужденных концепция реформирования УИС предусматривает создание ИУ на территории всех субъектов РФ. В ВК создаются изолированные участки, функционирующие на правах ИК общего режима, куда будут переводиться лица, достигшие 18 лет.
8. В настоящее время согласно ч. 4 комментируемой статьи из общего правила отбывания наказания по месту проживания или осуждения сделаны существенные исключения, касающиеся лиц, осужденных за отдельные особо тяжкие преступления, осужденных при особо опасном рецидиве преступлений, осужденных к отбыванию лишения свободы в тюрьме и осужденных, которым смертная казнь в порядке помилования заменена лишением свободы. Данные лица направляются для отбывания наказания в соответствующие ИУ, расположенные в местах, определяемых федеральным органом УИС. Это сделано в основном не из стремления ужесточить карательное воздействие на данные категории осужденных, а главным образом в профилактических целях и из соображений обеспечения безопасности. Действительно, террористы, похитители людей, бандиты, члены незаконных вооруженных формирований и другие особо опасные преступники представляют повышенную общественную опасность, в связи с чем нежелательна их концентрация в ИУ, расположенных в крупных городах, зонах отдыха и туризма, в «горячих” точках и тому подобных местностях, где имеются широкие возможности для контактов с криминальной средой на свободе. Поэтому их целесообразно содержать в ИУ, расположенных в отдаленных и труднодоступных районах страны, что позволяет охранять их более эффективно и вести разнообразную профилактическую работу.

Если вам нужна помощь Адвоката

Cвязаться с адвокатом:

Многолетняя борьба правозащитников и уполномоченного по правам человека в России Татьяны Москальковой увенчалась успехом: 1 апреля 2020 года Президент России подписал закон о внесении изменений в статьи 73 и 81 УИК РФ. Это позволит многим тысячам осужденных отправиться отбывать наказание вблизи от дома. В настоящее время порядок отправки осужденных к месту отбытия наказания определен статьей 73 УИК РФ. Эта статья делит всех осужденных к лишению свободы на несколько категорий:

  1. Те, кто осужден за «обычные» преступления и остается отбывать наказание в субъекте по месту жительства или месту осуждения. У этих осужденных почти нет проблем, кроме случаев, если они проживают в обширном регионе и колония, куда они попали, находится на значительном удалении от места жительства их семьи либо за время отбытия ими наказания семья переехала в другой регион.
  2. Те, кто был осужден за обычные преступления, однако в их месте жительства отсутствуют колонии соответствующего вида режима либо нет вообще никаких колоний (как в Москве, Ингушетии, Севастополе или на Чукотке). Их направляли в учреждения УИС другого региона, но не ближайшего, а любого.
  3. Те, кто был осужден к отбытию наказания в воспитательных колониях. Их по наряду ФСИН направляют в колонию, закрепленную за данным субъектом РФ.

Наконец, те, кто осужден за:

  • преступления террористической направленности, похищение человека, участие в НВФ, бандитизме, участии в преступном сообществе, государственной измене, вооруженном захвате власти, организации экстремистского сообщества или экстремистской организации, посягательств на жизнь сотрудника правоохранительного органа, дезорганизацию деятельности исправительного учреждения;
  • к пожизненному лишению свободы либо кому смертная казнь была заменена лишением свободы;
  • приверженные идеологии терроризма, оказывающие негативное влияние на других осужденных;
  • осужденные при особо опасном рецидиве преступлений направляются для отбытия наказания в места, определяемые ФСИН России (часть 4 статьи 73 УИК РФ).

Законодательством создавалось две проблемы, связанные с отбытием наказания по месту жительства:

  • осужденные, кроме тех, кого мы отнесли к первой группе, не могли рассчитывать на то, чтобы для отбытия наказания их направили в учреждения, доступные для их родных и близких;
  • те, кто уже попал в дальние для них регионы, либо те, чьи семьи переехали, либо те, у кого эти семьи возникли, не могли рассчитывать на перевод в другой регион.

Статья 81 УИК РФ жестко определяла круг критериев для перевода из одного учреждения в другое:

  • реорганизация учреждения;
  • обеспечение безопасности осужденного;
  • невозможность отбывать наказание в данной местности по состоянию здоровья.

Из тех, кто просил о переводе, под эти критерии подпадали не более 10% осужденных.

Правда, та же статья 81 УИК РФ позволяла переводить осужденных и в «иных исключительных случаях». Однако понимание того, какой случай исключительный, а какой нет, у ФСИН, правозащитников и прокуратуры разошлись. Так, правозащитники и ФСИН считали, что необходимость перевода осужденного к месту жительства его супруги, детей и родителей носит исключительный характер, так как защита семьи гарантирована Конституцией РФ, а уважение к семейной жизни – статьей 8 Конвенции прав человека и основных свобод.

Совсем иная была позиция прокуратуры. В переводе осужденного в другое учреждение прокуратура усматривала не проявление уважения к семье, а проявление коррупции.

Поэтому к 2009 году перевод осужденных из одного региона в другой стал носить единичный и исключительный характер и за каждым таким случаем бдительно следили зоркие прокуроры.

1 апреля (и это не шутка!) Президентом был подписан Федеральный Закон 96-ФЗ «О внесении изменений в Уголовно-исполнительный кодекс РФ».

Как меняется порядок направления для отбытия наказания осужденных к принудительным работам (ПР)?

  • если по месту жительства осужденного к ПР отсутствует Исправительный центр (ИЦ) либо ИЦ имеется, но привлечение в нем к труду осужденного невозможно, осужденный направляется в наиболее близко расположенный ИЦ, где имеются возможности для его размещения.
  • по заявлению осужденного к ПР или по заявлению его близкого родственника, но с его согласия, по решению ФСИН России при наличии возможности размещения (привлечения к труду) в Исправительном центре, расположенном на территории субъекта, где проживает его близкий родственник, он может быть направлен в данный ИЦ, а при отсутствии такой возможности – другой ИЦ, наиболее близкий к месту жительства его близкого родственника (ч. 2–1 ст. 60-1 УИК РФ).

В каком случае становится возможным перевод осужденного к ПР из одного ИЦ в другой?

  • в случае болезни осужденного;
  • для обеспечения его личной безопасности;
  • при реорганизации или ликвидации ИЦ;
  • иных исключительных обстоятельствах, препятствующих осужденному находиться в данных учреждениях;
  • по заявлению осужденного либо с его согласия по заявлению близкого родственника ФСИН России осужденный один раз за период отбытия наказания в ИЦ, расположенном в субъекте РФ, где проживает его близкий родственник, либо при отсутствии возможности размещения в таком ИЦ, — в ближайший к месту жительства близкого родственника, если там имеются условия для его привлечения к труду (ч.ч. 5 и 6 ст. 60-1 УИК РФ).

В каком случае осужденный не подлежит переводу из одного Исправительного центра в другой либо из одной исправительной колонии в другую?

— Если в пути следования может наступить окончание срока наказания (ч. 5 и 6 ст. 60-1 УИК РФ, ч. 2 ст. 81 УИК РФ).

Кто оплачивает следование осужденных в ИЦ, куда они переведены по заявлению для приближения к месту жительства близких родственников?

— Они сами, при этом в ИЦ они следуют самостоятельно (ст. 60-2 УИК РФ).

Каким образом следуют к месту отбытия в ИЦ наказания осужденные, которым назначено наказание в виде исправительных работ, либо неотбытый срок наказания заменен исправительными работами, либо которые переводятся из одного ИЦ в другой не по заявлению о приближении к месту жительства родственников?

— Самостоятельно за счет государственных средств.

Как изменился порядок направления осужденных в другой регион по состоянию здоровья или для обеспечения их личной безопасности в регион не по месту их проживания?

— Теперь их согласие на направление в такой регион должно быть письменным (ч. 1 ст. 73 УИК РФ).

Как меняется порядок направления осужденного в исправительное учреждение, если по его месту жительства отсутствует учреждение, где есть условия для его размещения?

— Он направляется в исправительное учреждение наиболее близко расположенного субъекта РФ, где есть условия для его размещения (ч. 2 ст. 73 УИК РФ).

Каким образом осужденный к лишению свободы может быть переведен для приближения к месту жительства близких родственников?

— По заявлению осужденного к лишению свободы или по заявлению его близкого родственника, но с его согласия, по решению ФСИН России при наличии возможности размещения в Исправительном учреждении, расположенном на территории субъекта, где проживает его близкий родственник, он может быть направлен в данное ИУ, а при отсутствии такой возможности – другое ИУ, наиболее близкое к месту жительства его близкого родственника (ч. 2-1 ст. 73 УИК РФ).
В каком случае осужденный к лишению свободы по статьям, не указанным в ч. 4 ст. 73 УИК РПФ, может быть переведен в другое исправительное учреждение?

  • в случае болезни осужденного;
  • для обеспечения его личной безопасности;
  • при реорганизации или ликвидации ИУ;
  • иных исключительных обстоятельствах, препятствующих дальнейшему нахождению осужденного в данном учреждении;
  • по заявлению осужденного либо с его согласия по заявлению близкого родственника ФСИН России — в исправительное учреждение, расположенное в субъекте РФ, где проживает его близкий родственник, либо при отсутствии возможности размещения в таком учреждении — в ИУ, расположенное в ближайшем к месту жительства близкого родственника субъекте РФ, если там имеются условия для его привлечения к труду (ч. 2 ст. 81 УИК РФ).

В каком случае осужденный к лишению свободы за преступления террористической направленности, похищение человека, участие в НВФ, бандитизме, преступном сообществе, государственной измене, вооруженном захвате власти, организации экстремистского сообщества или экстремистской организации, посягательств на жизнь сотрудника правоохранительного органа, дезорганизацию деятельности исправительного учреждения может быть переведен в другое исправительное учреждение?

— «По решению федерального органа уголовно-исполнительной системы» (ч. 2 ст. 81 УИК РФ).
Когда вступает в действие Федеральный закон 96-ФЗ?

— В течение 180 дней после 1 апреля 2020, то есть, если мы правильно посчитали, – 28 сентября 2020 года.
Однако следует иметь в виду, что ФСИН России предстоит разработать два приказа о порядке перевода осужденных к принудительным работам и к лишению свободы из одного учреждения в другое.
СПЧ во ФСИН России запрошены проекты соответствующих приказов.

Оригинал

1. Осужденные к лишению свободы, кроме указанных в части четвертой настоящей статьи, отбывают наказание в исправительных учреждениях в пределах территории субъекта Российской Федерации, в котором они проживали или были осуждены. В исключительных случаях по состоянию здоровья осужденных или для обеспечения их личной безопасности либо с их согласия осужденные могут быть направлены для отбывания наказания в соответствующее исправительное учреждение, расположенное на территории другого субъекта Российской Федерации.

2. При отсутствии в субъекте Российской Федерации по месту жительства или по месту осуждения исправительного учреждения соответствующего вида или невозможности размещения осужденных в имеющихся исправительных учреждениях осужденные направляются по согласованию с соответствующими вышестоящими органами управления уголовно-исполнительной системы в исправительные учреждения, расположенные на территории другого субъекта Российской Федерации, в котором имеются условия для их размещения.

3. Осужденные женщины, несовершеннолетние осужденные направляются для отбывания наказания по месту нахождения соответствующих исправительных учреждений.

4. Осужденные за преступления, предусмотренные статьей 126, частями второй и третьей статьи 127.1, статьями 205 — 206, 208 — 211, 275, 277 — 279, 281, 282.1, 282.2, 317, частью третьей статьи 321, частью второй статьи 360 Уголовного кодекса Российской Федерации, осужденные при особо опасном рецидиве преступлений, осужденные к пожизненному лишению свободы, осужденные к отбыванию лишения свободы в тюрьме, осужденные, которым смертная казнь в порядке помилования заменена лишением свободы, направляются для отбывания наказания в соответствующие исправительные учреждения, расположенные в местах, определяемых федеральным органом уголовно-исполнительной системы.

Комментарии к ст. 73 УИК РФ

1. По общему правилу, установленному УИК РФ, осужденные должны отбывать наказание в исправительных учреждениях, расположенных в пределах того субъекта РФ, где осужденный проживал до ареста или был осужден. Как правило, оба эти места совпадают, хотя иногда лица совершают преступления не по месту своего жительства.

Такое правило имеет важное значение для поддержания социальных связей осужденного. В условиях высоких железнодорожных и авиационных тарифов для многих семей осужденных весьма затруднительно приезжать на свидания, а для осужденных — реализовывать свое право на выезды к месту жительства в связи с исключительными личными обстоятельствами, в отпуск и по другим основаниям. И то и другое не способствует сохранению социальных, особенно семейных связей осужденного, а в дальнейшем осложняет его социальную адаптацию после освобождения.

Отбывание наказания не по месту жительства вызывает дополнительные затраты на перевозки осужденных. Осужденные направляются для отбывания наказания, как правило, в исправительные учреждения, расположенные в тех субъектах РФ, где они проживали до ареста. Лишь в том случае, если у них не было определенного места жительства, они отбывают наказание по месту осуждения.

Однако соблюдение названного правила возможно не во всех случаях. Иногда исключение из него вызывается субъективными причинами, касающимися самого осужденного. Перевод в другой регион может быть вызван состоянием здоровья лица. Минздравом России и Минюстом России был издан Приказ от 28.08.2001 N 346/254 «Об утверждении Перечня медицинских противопоказаний к отбыванию наказания в отдельных местностях Российской Федерации осужденными к лишению свободы». Если осужденный страдает указанными в Перечне заболеваниями, он не может быть направлен для отбывания наказания в названные там регионы, а в случае обнаружения такого заболевания во время отбывания наказания подлежит переводу в исправительное учреждение, находящееся в другой местности. Указанный Перечень приводится в конце комментария к данной статье (не приводится).

В отдельных случаях перевод может быть вызван просьбой родственников осужденного в случаях их болезни или преклонного возраста. Такая просьба рассматривается Управлением (Главным управлением) ФСИН субъекта РФ, если речь идет о переводе в другую колонию данного субъекта РФ, либо ФСИН России, если речь идет о переводе в исправительное учреждение, находящееся в другом субъекте РФ. Просьба может быть удовлетворена при наличии уважительных причин и при возможности такого перевода.

Возможен также перевод осужденного в другое исправительное учреждение, в том числе и в другой регион при возникновении угрозы его безопасности.

2 — 3. Объективные причины невозможности отбывания наказания по месту жительства осужденного могут быть связаны с отсутствием в данном регионе учреждения того вида, который определен приговором суда или отсутствием свободных мест в учреждениях соответствующего субъекта РФ. Многие категории осужденных, которые по закону должны содержаться раздельно, являются малочисленными, в связи с чем учреждения таких видов создаются не во всех субъектах РФ. Это касается, например, колоний особого режима и, в частности, колоний, предназначенных для содержания осужденных пожизненно; женских колоний и в особенности колоний, имеющих дома ребенка и родильные отделения, воспитательных колоний, тюрем, колоний, предназначенных для работников правоохранительных органов, и т.д. При отсутствии в субъекте РФ по месту осуждения данного лица исправительных учреждений соответствующих видов осужденные направляются по месту нахождения этих учреждений.

К числу объективных причин может быть отнесено и переполнение учреждений в данном регионе при наличии свободных мест в учреждениях соответствующего вида режима в другом регионе.

При отсутствии свободных мест в учреждениях соответствующих видов осужденные направляются по согласованию с соответствующими вышестоящими органами управления уголовно-исполнительной системы в исправительные учреждения, расположенные на территории другого субъекта РФ, в котором имеются условия для их размещения.

Для улучшения положения в законодательство внесены изменения, позволяющие в одной исправительной колонии создавать изолированные участки для содержания осужденных с разными видами режима (см. комментарий к ст. 74 УИК РФ).

4. Исключением из общего правила отбывания наказания осужденными в пределах территории субъекта РФ, в котором они проживали или были осуждены, является порядок, установленный для ряда наиболее опасных категорий осужденных. Это осужденные за преступления, предусмотренные ст. 126, ч. ч. 2 и 3 ст. 127.1, ст. ст. 205 — 206, ч. 1 ст. 208, ст. ст. 209 — 211, 275, 277 — 279, 281, 317, ч. 3 ст. 321, ч. 2 ст. 360 УК РФ, осужденные при особо опасном рецидиве преступлений, осужденные к пожизненному лишению свободы, осужденные к отбыванию лишения свободы в тюрьме, осужденные, которым смертная казнь в порядке помилования заменена лишением свободы. Эти лица направляются для отбывания наказания в соответствующие исправительные учреждения, расположенные в местах, определяемых ФСИН России. Такое решение связано с особой опасностью этих лиц и необходимостью их строгой изоляции.

Перечень медицинских противопоказаний к отбыванию наказания:

  • в отдельных местностях Российской Федерации
  • осужденными к лишению свободы

Добавить комментарий