Местные органы государственного управления

органы, посредством которых осуществляется управление местными делами в современном государстве. К ним обычно относятся назначаемые из центра органы государственной администрации на местах, выступающие в качестве периферийного звена государственного аппарата (префекты, комиссары, бургомистры, губернаторы и др.), представительные органы, избираемые населением соответствующих административно-территориальных единиц (советы, собрания, ассамблеи и т.п.), а также исполнительные органы, чаще всего формируемые соответствующими местными советами либо избираемые непосредственно населением (мэры, бургомистры и др.). В некоторых странах они считаются органами местного самоуправления, а не М.о.г. Система местных органов обычно строится в соответствии с административно-территориальным делением государства, единицы которого служат пространственным пределом местных властей. Низовое звено административно-территориальной структуры образуют населенные пункты (город, деревня, поселок), группы деревень, городские районы (во многих крупнейших городах мира) и даже отдельные кварталы. Среднее звено административно-территориального деления составляют вышестоящие единицы (провинции и области в Италии, префектуры в Японии). В современных государствах представительные органы создаются далеко не в каждой административно- территориальной единице: они порой не образуются и в небольших по размеру территории и численности населения сообществах, решающих наиболее важные вопросы своей жизни с использованием форм непосредственной демократии. Представительные органы могут отсутствовать и на среднем (региональном) уровне: их нет, например, во французских кантонах и округах, в округах германских земель, болгарских областях. В России согласно Федеральному закону «Об основных принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» 1995 местное самоуправление осуществляется на территории муниципальных образований, в качестве основного признака которых приводится наличие «муниципальной собственности, местного бюджета и выборных органов местного самоуправления». Муниципальное образование, таким образом, может быть, а может и не быть административно-территориальной единицей, а одно лишь наличие административно-территориальной единицы само по себе не влечет в обязательном порядке осуществления в ее границах местного самоуправления. Основной формой работы местных представительных органов, принимающих решения по наиболее важным вопросам местной жизни, являются сессии. В низовых административно-территориальных единицах они обычно созываются чаще, чем в вышестоящих. Во Франции, например, коммунальные советы собираются на очередные сессии четыре раза в год, в то время как генеральные советы департаментов —- два раза. Кроме очередных могут созываться и внеочередные (чрезвычайные) сессии, на которых обычно рассматриваются лишь те специальные вопросы, для решения которых они созываются. Местный исполнительный орган обычно отвечает за повседневное управление местными делами, реализацию решений представительного органа. В ряде стран исполнительный орган может осуществлять определенные функции государственной администрации. С одной стороны, он рассматривается как составная часть местного самоуправления, а с другой — как низовое звено исполнительной вертикали, ответственное за выполнение порученных ему сверху дел (реализация на соответствующей территории различных общегосударственных нормативных актов, обеспечение порядка и безопасности, регистрация актов гражданского состояния и др.). В таком двойном качестве, в частности, выступают мэры во Франции, Италии, Японии. А. И. Черкасов

Местные органы государственной власти, в социалистических государствах представительские органы власти, осуществляющие руководство хозяйственной и социально-культурной жизнью, охраной государственного и общественного порядка, а также прав граждан в пределах соответствующих единиц. М. о. г. в. в СССР являются местные Советы депутатов трудящихся, в Венгрии — Советы, в Болгарии, Румынии, ДРВ и Албании — Народные советы, в Польше — Национальные советы, в Чехословакии — Национальные комитеты, в ГДР — Собрания и Представительства, в КНДР — Народные собрания, в Югославии — Народные скупщины, в МНР — Хуралы народных депутатов и т. Общее руководство развитием и деятельностью местных органов осуществляют высшие органы власти, а в некоторых социалистических странах и правительства. М. о. г. в. строятся и действуют на началах социалистического демократизма, т. е. это выборные органы, составляющие вместе с высшими органами власти единую систему представительских учреждений страны. Как правило, местные органы избираются непосредственно населением соответствующих административно-территориальных единиц. Выборные представители населения в местных органах подотчетны избирателям и ответственны перед ними за свою деятельность. Эти органы являются массовыми организациями трудящихся, в их работе участвует большое число общественников-активистов. Одной из принципиальных особенностей М. о. г. в. социалистических стран, отличающих их от органов самоуправления буржуазных стран — муниципалитетов, является широта их функций и полномочий, выражающая полноту власти трудящихся, верховенство представительских учреждений в государственном механизме социалистических стран. Местные органы самостоятельно решают вопросы местного значения, участвуют в осуществлении законов государства, общегосударственных мероприятий, они вправе обсуждать вопросы общегосударственного значения и вносить по ним свои предложения. В компетенцию М. о. г. в. входит руководство предприятиями местного значения, организациями и учреждениями коммунально-бытового и социально-культурного обслуживания, охраны общественного порядка, планирование развития местного хозяйства, установлении местного бюджета. Для осуществления своих задач местные органы власти создают исполнительные органы общей компетенции (исполнительные комитеты, президиумы и т.п.), а также по отдельным отраслям управления. Формой работы М. о. г. в. являются регулярно проводимые сессии, на которых решаются важнейшие вопросы развития данной территории. Выборные члены местных органов привлекаются к подготовке вопросов на сессии, к проверке и организации исполнения принимаемых решений через систему постоянных комиссий, ведут работу среди избирателей. Важная роль местных органов власти в механизме государственного руководства в системе социалистической демократии обусловливает последовательный курс партий социалистических стран на развитие их функций, укрепление материально-финансовой базы и самостоятельности этих органов, всемерное усиление их связей с населением Г. В. Барабашев.

Ликвидация старых и формирование новых местных органов власти и управления проходили по мере распространения революции по терри­тории страны. Так, за время с 25 октября 1917 г. по 11 февраля 1918 г. Советская власть была установлена в 90 губернских и других крупных го­родах.

II Всероссийский съезд Советов утвердил принцип полновластия и единовластия Советов на местах в решении местных дел. Съезд объя­вил о ликвидации должности комиссаров Временного правительства на местах. Декрет ВЦИК и СНК от 10 ноября 1917 г. упразднил все сословия, сословное деление граждан, все сословные организации и учреждения. Власть на местах переходила к Советам.

Сложнее обстояло дело с органами земского и городского самоуп­равления, которые руководили жизненно важными для населения го­родским хозяйством, продовольственным делом, здравоохранением. Советам, еще не имевшим ни соответствующего аппарата, ни специа­листов, было не под силу взять на себя эти функции. Поэтому Советс­кое государство подошло к земским и городским органам самоуправле­ния избирательно. Распустив наиболее контрреволюционные органы ме­стного самоуправления, Советы использовали остальных для решения неотложных хозяйственных дел, направляя в них своих комиссаров, пока не создали свой аппарат. Этот процесс завершился к августу 1918 г.

Власть на местах переходила к областным, губернским, уездным и волостным съездам Советов, а также городским и сельским Советам. Постоянными рабочими органами съездов Советов были их исполни­тельные комитеты.

При Советах создавались советы народного хозяйства «как мест­ные учреждения по организации и регулированию производства», ко­торые ставились в двойное подчинение — Высшему Совету Народного Хозяйства и соответствующим Советам. На основании декрета Совнар­кома от 8 апреля 1918 г. «Об учреждении военных комиссариатов» в распоряжение губернских военкоматов, которые в то время обычно существовали как отделы местных Советов, передавались «все воору­женные силы, военные учреждения, лазареты, госпитали, склады и запасы имущества, предназначенные для военных нужд губернии». Милиция также находилась в ведении местных Советов.

Широкое местное правотворчество приводило к разнообразию структуры аппарата местных Советов, они порой копировали централь­ный аппарат (так, во многих губерниях и даже уездах и волостях созда-вались свои Советы народных комиссаров, порой с наркоматом по ино­странным делам). В целях унификации местных органов власти НКВД обратился 24 декабря 1917 г. ко всем Советам рабочих, солдатских, крестьянских и батрацкихдепутатов и разослал инструкции «О правах и обязанностях Советов». В ней отмечалось, что Советы самостоятель­ны в решении местных вопросов, но должны действовать в соответ­ствии с нормативными актами центральных органов и вышестоящих Советов.

На Советы и их органы возлагались задачи управления и обслужи­вания административной, хозяйственной, финансовой, культурно-вос­питательной сторон местной жизни. Они наделялись правом издавать постановления, т.е. местные нормативные акты. Советы избирали из своей среды исполнительный орган (исполком, президиум), на кото­рый они возлагали проведение в жизнь своих постановлений и всю те­кущую работу по управлению.

Местные Советы могли производить реквизиции и конфискации, налагать штрафы, закрывать контрреволюционные органы печати, аре­стовывать, распускать общественные организации, призывавшие к ак­тивному противодействию или свержению Советской власти. Военно-революционные комитеты на местах упразднялись. Как временная мера допускалось назначение комиссаров в те губернии и уезды, где власть Советов недостаточно укрепилась. Советы находились на государствен­ном финансировании.

Первоначально работа Советов строилась на многопартийной ос­нове, хотя наибольшее представительство по числу депутатов в мест­ных Советах имела партия большевиков. Так, по данным съездов гу­бернских Советов, в 19 губерниях в первой половине 1918 г. большевиков было около 47,5%, а представителей других партий, в основном левых эсеров, — около 25%. Но с середины 1918 г. был взят курс на установление партийной монополии. После подавления эсеровского мятежа в июле 1918 г. эсеры и меньшевики были объявлены контрре­волюционными партиями и перестали участвовать в выборах. 14 июня 1918 г. из состава ВЦИК были исключены эсеры (правые и центрис­ты) и меньшевики. Всем Советам было предложено «удалить предста­вителей этих фракций из своей среды». К концу 1918 г. большевиза­ция Советов была завершена.

Большую роль в деле упрочения Советской власти в деревне сыг­рали волостные и сельские комитеты бедноты (комбеды), учреж­денные в мае 1918 г. Комбеды распределяли хлеб, предметы первой необходимости и сельскохозяйственные орудия, оказывали содействие местным органам в изъятии продовольственных излишков, снабжали деревенскую бедноту хлебом.

Комбеды создавали сельскохозяйственные коммуны, содействовали развитию культурно-просветительской деятельности в деревне. Их организацией занимались губернские и уездные исполкомы.

Военно-революционные комитеты создавались при губернских, городских, уездных и некоторых волостных Советах. Их основной за­дачей было упрочение Советской власти на местах, оказание помощи Советскому правительству, ликвидация учреждений Временного пра­вительства и обеспечение революционного порядка. ВРК вели борьбу с различными антисоветскими организациями. Но занимались они по­рой и хозяйственными делами.

Каждый государственный орган является составной частью единой системы органов государственной власти Российской Федерации. В Конституции РФ (ст. 5) указывается, что федеративное устройство России основывается на единстве государственной власти.

В своей совокупности государственные органы Российской Федерации образуют единую систему. Согласно Конституции РФ (ст. 11), в нее входят органы государственной власти Федерации и органы государственной власти ее субъектов.

Местное самоуправление в Российской Федерации — это система организации и деятельности граждан, представляющая собой совокупность организационных форм и институтов прямого волеизъявления, а также выборных и других органов местного самоуправления, посредством которых обеспечивается самостоятельное решение населением вопросов местного значения (ст. 130).

Особую роль в реализации местного самоуправления играет непосредственная демократия. Она включает различные формы непосредственного волеизъявления населения или его групп, проживающих в границах административно-территориальных единиц, в которых осуществляется местное самоуправление (ст. 130). Эта роль определяется, прежде всего, тем, что через ряд форм непосредственной демократии, таких, как выборы, собрания населения и других, обеспечиваются формирование и функционирование всех важнейших звеньев системы органов местного самоуправления. Кроме того, роль непосредственной демократии в осуществлении местного самоуправления определяется тем, что некоторые ее формы, например местные референдумы, собрания (сходы) граждан, сами входят в систему местного самоуправления, составляя ее неотъемлемую часть.

Составной частью системы местного самоуправления являются территориальное общественное самоуправление и другие формы участия населения в осуществлении местного самоуправления. О чем свидетельствует нормаст. 131 Главы 8:

1 Местное самоуправление осуществляется в городских, сельских поселениях и на других территориях с учетом исторических и иных местных традиций. Структура органов местного самоуправления определяется населением самостоятельно.

2 Изменение границ территорий, в которых осуществляется местное самоуправление, допускается с учетом мнения населения соответствующих территорий.

В систему местного самоуправления входят и общины коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации — формы самоорганизации лиц, относящихся к малочисленным народам и объединяемых по кровнородственному (семья, род) и (или) территориально-соседскому признакам, создаваемые в целях защиты их исконной среды обитания, сохранения и развития традиционных образа жизни, хозяйствования, промыслов и культуры.

Важной составной частью системы местного самоуправления являются органы местного самоуправления. К органам местного самоуправления относятся выборные органы, образуемые в соответствии с федеральным законодательством, законами субъектов Российской Федерации, уставами муниципальных образований, а также другие органы, образуемые в соответствии с уставами муниципальных образований. Структура органов местного самоуправления определяется населением самостоятельно.

Представительный орган местного самоуправления состоит из депутатов, численный состав которых определяется уставом муниципального образования. В уставе содержатся полномочия представительных органов местного самоуправления. Представительный орган местного самоуправления принимает решения в коллегиальном порядке.

Органы местного самоуправления и должностные лица местного самоуправления по вопросам своего ведения принимают (издают) правовые акты. Наименование и виды правовых актов органов местного самоуправления, выборных и других должностных лиц местного самоуправления, полномочия по изданию этих актов, порядок их принятия и вступления в силу определяются уставом муниципального образования в соответствии с законами субъектов Российской Федерации.

Статья 132

1 Органы местного самоуправления самостоятельно управляют муниципальной собственностью, формируют, утверждают и исполняют местный бюджет, устанавливают местные налоги и сборы, осуществляют охрану общественного порядка, а также решают иные вопросы местного значения.

2 Органы местного самоуправления могут наделяться законом отдельными государственными полномочиями с передачей необходимых для их осуществления материальных и финансовых средств. Реализация переданных полномочий подконтрольна государству.

Добавить комментарий