органы, посредством которых осуществляется управление местными делами в современном государстве. К ним обычно относятся назначаемые из центра органы государственной администрации на местах, выступающие в качестве периферийного звена государственного аппарата (префекты, комиссары, бургомистры, губернаторы и др.), представительные органы, избираемые населением соответствующих административно-территориальных единиц (советы, собрания, ассамблеи и т.п.), а также исполнительные органы, чаще всего формируемые соответствующими местными советами либо избираемые непосредственно населением (мэры, бургомистры и др.). В некоторых странах они считаются органами местного самоуправления, а не М.о.г. Система местных органов обычно строится в соответствии с административно-территориальным делением государства, единицы которого служат пространственным пределом местных властей. Низовое звено административно-территориальной структуры образуют населенные пункты (город, деревня, поселок), группы деревень, городские районы (во многих крупнейших городах мира) и даже отдельные кварталы. Среднее звено административно-территориального деления составляют вышестоящие единицы (провинции и области в Италии, префектуры в Японии). В современных государствах представительные органы создаются далеко не в каждой административно- территориальной единице: они порой не образуются и в небольших по размеру территории и численности населения сообществах, решающих наиболее важные вопросы своей жизни с использованием форм непосредственной демократии. Представительные органы могут отсутствовать и на среднем (региональном) уровне: их нет, например, во французских кантонах и округах, в округах германских земель, болгарских областях. В России согласно Федеральному закону «Об основных принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» 1995 местное самоуправление осуществляется на территории муниципальных образований, в качестве основного признака которых приводится наличие «муниципальной собственности, местного бюджета и выборных органов местного самоуправления». Муниципальное образование, таким образом, может быть, а может и не быть административно-территориальной единицей, а одно лишь наличие административно-территориальной единицы само по себе не влечет в обязательном порядке осуществления в ее границах местного самоуправления. Основной формой работы местных представительных органов, принимающих решения по наиболее важным вопросам местной жизни, являются сессии. В низовых административно-территориальных единицах они обычно созываются чаще, чем в вышестоящих. Во Франции, например, коммунальные советы собираются на очередные сессии четыре раза в год, в то время как генеральные советы департаментов —- два раза. Кроме очередных могут созываться и внеочередные (чрезвычайные) сессии, на которых обычно рассматриваются лишь те специальные вопросы, для решения которых они созываются. Местный исполнительный орган обычно отвечает за повседневное управление местными делами, реализацию решений представительного органа. В ряде стран исполнительный орган может осуществлять определенные функции государственной администрации. С одной стороны, он рассматривается как составная часть местного самоуправления, а с другой — как низовое звено исполнительной вертикали, ответственное за выполнение порученных ему сверху дел (реализация на соответствующей территории различных общегосударственных нормативных актов, обеспечение порядка и безопасности, регистрация актов гражданского состояния и др.). В таком двойном качестве, в частности, выступают мэры во Франции, Италии, Японии. А. И. Черкасов
Местные органы государственной власти, в социалистических государствах представительские органы власти, осуществляющие руководство хозяйственной и социально-культурной жизнью, охраной государственного и общественного порядка, а также прав граждан в пределах соответствующих единиц. М. о. г. в. в СССР являются местные Советы депутатов трудящихся, в Венгрии — Советы, в Болгарии, Румынии, ДРВ и Албании — Народные советы, в Польше — Национальные советы, в Чехословакии — Национальные комитеты, в ГДР — Собрания и Представительства, в КНДР — Народные собрания, в Югославии — Народные скупщины, в МНР — Хуралы народных депутатов и т. Общее руководство развитием и деятельностью местных органов осуществляют высшие органы власти, а в некоторых социалистических странах и правительства. М. о. г. в. строятся и действуют на началах социалистического демократизма, т. е. это выборные органы, составляющие вместе с высшими органами власти единую систему представительских учреждений страны. Как правило, местные органы избираются непосредственно населением соответствующих административно-территориальных единиц. Выборные представители населения в местных органах подотчетны избирателям и ответственны перед ними за свою деятельность. Эти органы являются массовыми организациями трудящихся, в их работе участвует большое число общественников-активистов. Одной из принципиальных особенностей М. о. г. в. социалистических стран, отличающих их от органов самоуправления буржуазных стран — муниципалитетов, является широта их функций и полномочий, выражающая полноту власти трудящихся, верховенство представительских учреждений в государственном механизме социалистических стран. Местные органы самостоятельно решают вопросы местного значения, участвуют в осуществлении законов государства, общегосударственных мероприятий, они вправе обсуждать вопросы общегосударственного значения и вносить по ним свои предложения. В компетенцию М. о. г. в. входит руководство предприятиями местного значения, организациями и учреждениями коммунально-бытового и социально-культурного обслуживания, охраны общественного порядка, планирование развития местного хозяйства, установлении местного бюджета. Для осуществления своих задач местные органы власти создают исполнительные органы общей компетенции (исполнительные комитеты, президиумы и т.п.), а также по отдельным отраслям управления. Формой работы М. о. г. в. являются регулярно проводимые сессии, на которых решаются важнейшие вопросы развития данной территории. Выборные члены местных органов привлекаются к подготовке вопросов на сессии, к проверке и организации исполнения принимаемых решений через систему постоянных комиссий, ведут работу среди избирателей. Важная роль местных органов власти в механизме государственного руководства в системе социалистической демократии обусловливает последовательный курс партий социалистических стран на развитие их функций, укрепление материально-финансовой базы и самостоятельности этих органов, всемерное усиление их связей с населением Г. В. Барабашев.
Ликвидация старых и формирование новых местных органов власти и управления проходили по мере распространения революции по территории страны. Так, за время с 25 октября 1917 г. по 11 февраля 1918 г. Советская власть была установлена в 90 губернских и других крупных городах.
II Всероссийский съезд Советов утвердил принцип полновластия и единовластия Советов на местах в решении местных дел. Съезд объявил о ликвидации должности комиссаров Временного правительства на местах. Декрет ВЦИК и СНК от 10 ноября 1917 г. упразднил все сословия, сословное деление граждан, все сословные организации и учреждения. Власть на местах переходила к Советам.
Сложнее обстояло дело с органами земского и городского самоуправления, которые руководили жизненно важными для населения городским хозяйством, продовольственным делом, здравоохранением. Советам, еще не имевшим ни соответствующего аппарата, ни специалистов, было не под силу взять на себя эти функции. Поэтому Советское государство подошло к земским и городским органам самоуправления избирательно. Распустив наиболее контрреволюционные органы местного самоуправления, Советы использовали остальных для решения неотложных хозяйственных дел, направляя в них своих комиссаров, пока не создали свой аппарат. Этот процесс завершился к августу 1918 г.
Власть на местах переходила к областным, губернским, уездным и волостным съездам Советов, а также городским и сельским Советам. Постоянными рабочими органами съездов Советов были их исполнительные комитеты.
При Советах создавались советы народного хозяйства «как местные учреждения по организации и регулированию производства», которые ставились в двойное подчинение — Высшему Совету Народного Хозяйства и соответствующим Советам. На основании декрета Совнаркома от 8 апреля 1918 г. «Об учреждении военных комиссариатов» в распоряжение губернских военкоматов, которые в то время обычно существовали как отделы местных Советов, передавались «все вооруженные силы, военные учреждения, лазареты, госпитали, склады и запасы имущества, предназначенные для военных нужд губернии». Милиция также находилась в ведении местных Советов.
Широкое местное правотворчество приводило к разнообразию структуры аппарата местных Советов, они порой копировали центральный аппарат (так, во многих губерниях и даже уездах и волостях созда-вались свои Советы народных комиссаров, порой с наркоматом по иностранным делам). В целях унификации местных органов власти НКВД обратился 24 декабря 1917 г. ко всем Советам рабочих, солдатских, крестьянских и батрацкихдепутатов и разослал инструкции «О правах и обязанностях Советов». В ней отмечалось, что Советы самостоятельны в решении местных вопросов, но должны действовать в соответствии с нормативными актами центральных органов и вышестоящих Советов.
На Советы и их органы возлагались задачи управления и обслуживания административной, хозяйственной, финансовой, культурно-воспитательной сторон местной жизни. Они наделялись правом издавать постановления, т.е. местные нормативные акты. Советы избирали из своей среды исполнительный орган (исполком, президиум), на который они возлагали проведение в жизнь своих постановлений и всю текущую работу по управлению.
Местные Советы могли производить реквизиции и конфискации, налагать штрафы, закрывать контрреволюционные органы печати, арестовывать, распускать общественные организации, призывавшие к активному противодействию или свержению Советской власти. Военно-революционные комитеты на местах упразднялись. Как временная мера допускалось назначение комиссаров в те губернии и уезды, где власть Советов недостаточно укрепилась. Советы находились на государственном финансировании.
Первоначально работа Советов строилась на многопартийной основе, хотя наибольшее представительство по числу депутатов в местных Советах имела партия большевиков. Так, по данным съездов губернских Советов, в 19 губерниях в первой половине 1918 г. большевиков было около 47,5%, а представителей других партий, в основном левых эсеров, — около 25%. Но с середины 1918 г. был взят курс на установление партийной монополии. После подавления эсеровского мятежа в июле 1918 г. эсеры и меньшевики были объявлены контрреволюционными партиями и перестали участвовать в выборах. 14 июня 1918 г. из состава ВЦИК были исключены эсеры (правые и центристы) и меньшевики. Всем Советам было предложено «удалить представителей этих фракций из своей среды». К концу 1918 г. большевизация Советов была завершена.
Большую роль в деле упрочения Советской власти в деревне сыграли волостные и сельские комитеты бедноты (комбеды), учрежденные в мае 1918 г. Комбеды распределяли хлеб, предметы первой необходимости и сельскохозяйственные орудия, оказывали содействие местным органам в изъятии продовольственных излишков, снабжали деревенскую бедноту хлебом.
Комбеды создавали сельскохозяйственные коммуны, содействовали развитию культурно-просветительской деятельности в деревне. Их организацией занимались губернские и уездные исполкомы.
Военно-революционные комитеты создавались при губернских, городских, уездных и некоторых волостных Советах. Их основной задачей было упрочение Советской власти на местах, оказание помощи Советскому правительству, ликвидация учреждений Временного правительства и обеспечение революционного порядка. ВРК вели борьбу с различными антисоветскими организациями. Но занимались они порой и хозяйственными делами.
Каждый государственный орган является составной частью единой системы органов государственной власти Российской Федерации. В Конституции РФ (ст. 5) указывается, что федеративное устройство России основывается на единстве государственной власти.
В своей совокупности государственные органы Российской Федерации образуют единую систему. Согласно Конституции РФ (ст. 11), в нее входят органы государственной власти Федерации и органы государственной власти ее субъектов.
Местное самоуправление в Российской Федерации — это система организации и деятельности граждан, представляющая собой совокупность организационных форм и институтов прямого волеизъявления, а также выборных и других органов местного самоуправления, посредством которых обеспечивается самостоятельное решение населением вопросов местного значения (ст. 130).
Особую роль в реализации местного самоуправления играет непосредственная демократия. Она включает различные формы непосредственного волеизъявления населения или его групп, проживающих в границах административно-территориальных единиц, в которых осуществляется местное самоуправление (ст. 130). Эта роль определяется, прежде всего, тем, что через ряд форм непосредственной демократии, таких, как выборы, собрания населения и других, обеспечиваются формирование и функционирование всех важнейших звеньев системы органов местного самоуправления. Кроме того, роль непосредственной демократии в осуществлении местного самоуправления определяется тем, что некоторые ее формы, например местные референдумы, собрания (сходы) граждан, сами входят в систему местного самоуправления, составляя ее неотъемлемую часть.
Составной частью системы местного самоуправления являются территориальное общественное самоуправление и другие формы участия населения в осуществлении местного самоуправления. О чем свидетельствует нормаст. 131 Главы 8:
1 Местное самоуправление осуществляется в городских, сельских поселениях и на других территориях с учетом исторических и иных местных традиций. Структура органов местного самоуправления определяется населением самостоятельно.
2 Изменение границ территорий, в которых осуществляется местное самоуправление, допускается с учетом мнения населения соответствующих территорий.
В систему местного самоуправления входят и общины коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации — формы самоорганизации лиц, относящихся к малочисленным народам и объединяемых по кровнородственному (семья, род) и (или) территориально-соседскому признакам, создаваемые в целях защиты их исконной среды обитания, сохранения и развития традиционных образа жизни, хозяйствования, промыслов и культуры.
Важной составной частью системы местного самоуправления являются органы местного самоуправления. К органам местного самоуправления относятся выборные органы, образуемые в соответствии с федеральным законодательством, законами субъектов Российской Федерации, уставами муниципальных образований, а также другие органы, образуемые в соответствии с уставами муниципальных образований. Структура органов местного самоуправления определяется населением самостоятельно.
Представительный орган местного самоуправления состоит из депутатов, численный состав которых определяется уставом муниципального образования. В уставе содержатся полномочия представительных органов местного самоуправления. Представительный орган местного самоуправления принимает решения в коллегиальном порядке.
Органы местного самоуправления и должностные лица местного самоуправления по вопросам своего ведения принимают (издают) правовые акты. Наименование и виды правовых актов органов местного самоуправления, выборных и других должностных лиц местного самоуправления, полномочия по изданию этих актов, порядок их принятия и вступления в силу определяются уставом муниципального образования в соответствии с законами субъектов Российской Федерации.
Статья 132
1 Органы местного самоуправления самостоятельно управляют муниципальной собственностью, формируют, утверждают и исполняют местный бюджет, устанавливают местные налоги и сборы, осуществляют охрану общественного порядка, а также решают иные вопросы местного значения.
2 Органы местного самоуправления могут наделяться законом отдельными государственными полномочиями с передачей необходимых для их осуществления материальных и финансовых средств. Реализация переданных полномочий подконтрольна государству.