Место норм права в системе социальных норм

Право — это система общеобязательных, формально-определенных норм, выражающих меру свободы человека, принятых или санкционированных гос-ом и охраняемых им от нарушения.

Социальная норма — это связанные с волей и сознанием людей правила взаимопонимания в обществе, возникающие в процессе его исторического развития, соответствующие определённому типу культуры и направленные на организацию общественных отношений.

Виды соц норм:

  • · Нормы общественных организаций — правила поведения, устанавливаемые высшим органом какой-либо организации. Данные нормы содержат указания на права и обязанности членов данной партии, закрепляются в уставе и распространяются на всех членов.
  • · Нормы морали — система норм и принципов, регулирующих поведение с позиции добра — зла, справедливости — несправедливости.
  • · Нормы религии — правила поведения верующих, закреплённые в свящённых книгах, соответствующих религий.
  • · Нормы обычаев, традиций, ритуалов — правила поведения, сложившиеся стихийно, естественным путём и в результате многократного повторения, закрепившиеся в сознании людей. Они соблюдаются в силу привычки и передаются по наследству в устной форме.
  • · Нормы права.

Отличительными признаками права являются:

  • 1. системность (складывается из отраслей и институтов: отрасли права — это совокупность взаимосвязанных правовых институтов, регулирующих относительно самостоятельную область общественных отношений(конституционное, административное, гражданское и др.) правовой институт права — это обособленный комплекс правовых норм, являющийся специфической частью отрасли права и регулирующих определённый вид общественных отношений);
  • 2. нормативность (право выступает как система официально признаваемых и действующих в государстве норм);
  • 3. обязательность (право обеспечено возможностью государственного принуждения);
  • 4. формальная определенность (право фиксируется в письменном виде в специальной форме);
  • 5. связь права с государством (государство официально устанавливает право и обеспечивает его исполнение, право регулирует общественные отношения и служит орудием проведения в жизнь политики государства, осуществления его задач и функций);
  • 6. выражение в праве государственной воли (государственная воля аккумулирует интересы различных слоев общества и обусловлена экономическими, духовными, национальными, религиозными, демографическими, природными и другими условиями).

Право строится и функционирует на основе определенных принципов, которые выражают его сущность, социальное назначение, отражают главные свойства и особенности.

Под принципами права понимаются исходные идеи, лежащие в основе права и находящие свое осуществление не только в юридической форме, но и в тех общественных отношениях, которые они отражают. Принципы права являются стержнем всей системы права государства. В зависимости от того, на какую область права они распространяются, принципы делятся на три группы: общие, межотраслевые и отраслевые.

К общим принципам относят: принцип социальной свободы, признающий права и свободы человека в качестве высших социальных ценностей, принцип социальной справедливости, демократизма, гуманизма, равноправия перед законом, единства юридических прав и обязанностей, законности, ответственности за вину.

К международным относят такие принципы, которые выражают особенности нескольких родственных отраслей права (уголовно-процессуального, гражданско-процессуального).

Отраслевыми являются принципы, закрепляющие важнейшие закономерности какой-либо отрасли права.

Сущность и социальное назначение права проявляются и в его функциях. Они отражают основные направления воздействия права на общественные отношения и на поведение людей.

Воздействуя на основные сферы жизни общества — экономику, политику, духовные отношения, право тем самым выполняет общесоциальные функции — экономическую, политическую, воспитательную. Помимо социального право имеет и функциональное назначение, выступая регулятором общественных отношений.

С точки зрения чисто юридической характеристики выделяют регулятивную (статическую и динамическую) и охранительную функции права.

Регулятивная статистическая функция права сводится к закреплению, фиксации существующих общественных отношений в их статике: закрепляются формы собственности, круг субъектов права, их правоспособность, структура государственных органов и т.д.

Охранительная функция права направлена на охрану регулируемых правом отношений, на охрану основополагающих ценностей, признанных в обществе (жизнь, честь, свобода личности, собственность, общественный порядок, институты демократии и т.д.). В рамках этой функции устанавливаются различные виды юридической ответственности за действия, посягающие на эти ценности.

Право занимает наиболее значимое место в системе социальных норм. Оно регулирует наиболее важные общественные отношения, исходит от государства, выражает его волю и охраняется от нарушений с помощью мер государственного принуждения.

Право связано с развитием и реализацией многих корпоративных норм. Конституция создаёт правовую основу организации и деятельности различных объединений. Законодательство определяет порядок их образования, права, условия деятельности и ответственность.

В условиях демократии правом ограничивается действие политических норм. С его помощью обеспечивается равновесие институтов власти, противоборствующие интересы и стремление различных общественных сил, опосредуемые политическими нормами, получают упорядоченность и согласованность. Формы взаимодействия норм права и политики – взаимоподдержка, противоборство, солидарность, блокирование.

В истории ряда стран право получало выражение в религиозных нормах, они регулируют некоторые политические, государственные, гражданско-правовые, процессуальные, брачно-семейные и иные отношения (каноническое, мусульманское право). В России Конституция создаёт правовую основу деятельности религиозных организаций, гарантируя каждому гражданину определённые права и свободы в отношении к религии.

Взаимодействие правовых и экономических норм определяется конкретно-историческими условиями, через отношения собственности и государственной власти. Правовое регулирование в экономической области выделяет следующие основные направления: установление целей экономического развития; закрепление в законе экономической основы движения к рынку и рыночной динамики; определение круга субъектов экономических (рыночных) отношений; правовое запрещение и вытеснение порочных средств в экономической (коммерческой) деятельности; правовая регламентация разрешения рыночных дел и споров; установление юридической ответственности.

Обычаи приобрели правовой характер при фиксации в различных сборниках, кодексах; приданием судами обычаям правового характера издавался правовой обычай как источник права, а совокупность этих правовых обычаев сформировалась в обычное право.

Отношения в семье регулируются семейными нормами, которые имеют правовую основу и во многом находят свое выражение в нормативно-правовых актах.

Соотношение норм права и морали.

Соотношение норм права и морали можно проследить через единство их общих признаков и различий.

Общие признаки права и морали:

— они представляют собой разновидности социальных норм, образующих в совокупности целостную систему нормативного регулирования;

— право и мораль преследуют одни и те же цели и задачи — упорядочение и совершенствование общественной жизни;

— у права и морали один и тот же объект регулирования — общественные отношения;

— право и мораль в качестве нормативных явлений определяют границы должных и возможных поступков субъектов;

— основываются на свободе воли индивида, возможности выбора им вариантов поведения;

— право и мораль выступают в качестве фундаментальных общеисторических ценностей.

Различия между правом и моралью:

— по способу формального закрепления властных предписаний — мораль формируется в сознании людей, а право устанавливается от имени государства и получает свое оформление в определенных государством источниках (нормативных актах, прецедентах, обычаях и т.д.);

— по методу обеспечения — мораль на основе внутренних убеждений и общественного порицания, право в виде конкретных санкций, обеспечиваемых аппаратом принуждения;

— по сфере действия — нормы права регулируют только наиболее важные юридически значимые общественные отношения, а мораль может оценивать практически все общественные отношения;

Понятие и признаки правовой нормы.

Правовая норма — это установленное или санкционируемое государством и обеспечиваемое его принудительной силой общеобязательное, формально-определённое правило поведения субъектов, содержащее меру их свободы и ответственности, регулирующее типовые общественные отношения.

Основные признаки правовой нормы.

1. Общеобязательность. Норма права — это государственно-властное предписание (требование) закрепляющее правило поведения обязательное для всех субъектов вне зависимости от особенностей их статуса (социального и материального положения, возраста, пола и т.д.).

2. Непосредственная связь с государством. Устанавливается или санкционируется государством, охраняется от нарушений и обеспечивается мерами государственного воздействия (в том числе, принудительного характера).

3. Правило общего характера. Регулирует определённый вид общественных отношений; представляет собой общий, типовой вариант поведения людей; действует постоянно; направляет свое воздействие на неперсонифицированный круг субъектов.

4. Формально-юридическое закрепление. Норма права излагается в статье нормативно-правового акта, который разрабатывается и принимается компетентным государственным органом в порядке установленной законом процедуры.

5. Микросистемность. Выступает в виде специфической микросистемы, состоящей из взаимообусловленных элементов — гипотезы, диспозиции, санкции.

⇐ ПредыдущаяСтр 6 из 7

Право регулирует общественные отношения во взаимодействии с иными нормами, как элемент системы социального нормативного регулирования.

Выявление места и роли правовых норм в системе социального нормативного регулирования означает в данном случае соотнесение правовых и иных социальных норм, выделенных по указанному основанию.

В обществе действуют политические, правовые, моральные, религиозные, корпоративные, нормы обычаев и другие социальные нормы. Все эти разновидности взаимодействуют в рамках нормативной системы общества, сохраняя при этом качества особых социальных регуляторов.

Сравнительный анализ их регулятивных особенностей следует проводить с учетом источников формирования; предметов регулирования; характера (степени) внутренней организации; формы существования (объективирования вовне); способов регулятивного воздействия; механизмов (методов, средств) обеспечения реализации своих норм и др. моментов.

Основными социальными регуляторами являются право и мораль.

Взаимодействие права и морали в обществе – сложный, многогранный процесс. Активно влияя на мораль, право способствует более глубокому ее укоренению в обществе, в то же время оно само под влиянием морального фактора постоянно обогащается: расширяется его нравственная основа, повышается авторитет, возрастает его роль как социального регулятора общественных отношений. Таким образом, воздействию права на мораль сопутствует процесс обратного влияния морали на право.

Право и мораль – дополняющие друг друга средства социального нормативного регулирования. Их взаимодействие носит преимущественно созидательный, конструктивный характер. В реальной действительности право и мораль нерасторжимы, они функционируют в единстве, органически переплетаясь между собой, дополняя и обогащая друг друга.

Наиболее характерной чертой взаимодействия права и морали является их сближение, взаимопроникновение, усиление их согласованного воздействия на общество. В процессе совместного регулирования общественных отношений возникает качественно новое явление – морально-правовое воздействие. Право и мораль как составные части этого явления, не растворяясь в нем и не теряя своих индивидуальных качеств, в совокупности образуют социальную ценность, реально существующую и активно влияющую на практику.

Характерной чертой права должна быть его моральная обоснованность, ибо сохранение нравственных отношений есть не только право законодателя, но и его обязанность.

(В чем же конкретно проявляется возрастание морального фактора? Во-первых, в содержании права, во вновь создаваемых правовых нормах тоньше, полнее отражены моральные воззрения, в целом моральный элемент становится составной частью механизма действия правовой нормы, без которой она не работает. Во-вторых, возрастает значение морали при применении правовых норм: каналы усиления ее влияния – повышение культурного уровня работников правоприменительных органов, рост их профессионального мастерства, накопление опыта реализации моральных требований.)

Главные общие черты права и морали состоят в следующем:

1. – право и мораль представляют собой разновидности социальных норм, образующих в совокупности целостную систему нормативного регулирования и в силу этого обладают некоторыми общими чертами, у них единая нормативная основа;

2. – право и мораль преследуют в конечном счете одни и те же цели и задачи – упорядочение и совершенствование общественной жизни, внесение в нее организующих начал, развитие и обогащение личности, защиту прав человека, утверждение идеалов гуманизма, справедливости;

3. – у права и морали один и тот же объект регулирования – общественные отношения (только в разном объеме), они адресуются к одним и тем же людям, слоям, группам, коллективам; их требования во многом совпадают;

4. – право и мораль в качестве нормативных явлений определяют границы должных и возможных поступков субъектов. служат средством выражения и гармонизации личных и общественных интересов;

Однако наряду с общими чертами право и мораль имеют существенные отличительные черты и свойства, обладают своей спецификой:

1. Если право возникает вместе с государством, то мораль рождается задолго до появления государственно-организованного общества.

2. Право состоит из норм, установленных и санкционируемых в определенном порядке компетентными государственными органами и зафиксированных в юридических актах. Мораль же включает не только нормы, но и представления, чувства, т.е. является более сложным по своей структуре явлением.

3. В нормах права выражается и закрепляется воля народа, в морали же воля выступает в форме общественного мнения. Отдельные принципы и нормы морали могут быть систематизированы, но в целом нравственные воззрения, представления, требования выражаются в общественном мнении, передаются им.

4. Содержание норм права характеризуется определенностью, конкретностью. В них предусмотрены, подчас весьма подробно, права и обязанности сторон, черты взаимоотношений. Моральные же требования отличаются более широким содержанием, дают больший простор для толкования. Например, мораль осуждает все виды обмана и лжи (включая использование шпаргалок), в праве же осуждение конкретизируется применительно к отдельным видам неправомерного обмана (например, мошенничество).

5. Отличие норм права и морали проявляется также и в характере гарантий осуществления этих норм. Требования норм права и норм морали исполняются большинством наших граждан добровольно в силу понимания долга. Нормы морали реализуются в силу привычки. внутренних побуждений. Внутренним гарантом морали выступает совесть человека, а внешним – сила общественного мнения. Право же опирается на собственный моральный авторитет, но в качестве специфической гарантии воплощения его норм выступают авторитет и принудительная власть государства.

6. Право и мораль опираются на меры принуждения, но их характер и способ осуществления различен. В сфере морали принуждение выступает в форме общественного мнения, решения коллектива. Общественность в случае совершения человеком аморального поступка определяет меру осуждения, соответствующего морального воздействия. Моральные нормы заранее не регламентируют конкретные формы и меры принуждения. Это могут быть обсуждение, порицание, предупреждение. В случае же совершения правонарушения соответствующие государственные органы обязаны принять меры, предусмотренные законодательством.

7. Различие между нормами права и морали проявляется и в оценке мотивов поведения человека.

Обычаи – это такие правила поведения, которые складываются в определенной общественной среде, передаются из поколения в поколение, выступают естественной жизненной потребностью людей, и в результате постоянного воспроизводства конкретных образцов поведения и деятельности и в силу длительности своего существования становятся привычными для них.

. Для них характерны следующие черты:

а) живут в общественном сознании (а именно — в общественной психологии);

б) с точки зрения регулятивных особенностей им в наименьшей степени присуще внешнее, то есть предписывающее регулирование; они проникают в сферу индивидуального сознания даже глубже, чем нормы морали;

в) складываются спонтанно, в результате многократного повторения одних и тех же актов поведения;

г) представляют собой точные модели («слепки») тех отношений и актов поведения, которые обычаи нормативно обобщают. Отсюда их конкретность, детализированность;

д) каждый обычай имеет социальное основание (причину возникновения), которое в дальнейшем может быть и утрачено. Однако обычай и в этом случае может продолжать действовать в силу привычки;

е) имеют, как правило, локальную (по кругу субъектов, по местности) сферу действия;

ж) в качестве средств обеспечения выступают сила привычки и общественное мнение;

з) в масштабе общества не представляют собой целостного образования -системы, что обусловлено стихийностью, спонтанностью их формирования, а также длительностью этих процессов.

Вместе с тем обычаи и нормы права отличаются друг от друга по происхождению, по форме выражения, по способу обеспечения реализации. Если обычаи появились с возникновением человеческого общества, то нормы права существуют в государственно-организованном обществе; если обычаи не закрепляются в специальных актах, а содержатся в сознании людей, то нормы права существуют в определенных формах; если обычаи обеспечиваются силой общественного мнения, то нормы права могут реализовываться и с учетом возможности государственного принуждения.

Сегодня, как правило, говорят о взаимодействии права и обычаев, которое рассматривается преимущественно как «отношение» юридических норм к существующим в обществе обычаям. Такое «отношение» сводится к трем основным вариантам.

1. Юридические нормы поддерживают обычаи, полезные с точки зрения общества и государства, создают условия для их реализации.

2. Юридические нормы могут служить вытеснению вредных с точки зрения общества обычаев.

3. Юридические нормы безразличны к действующим обычаям. Таких обычаев большинство и связаны они главным образом с межличностными отношениями, бытовым поведением людей.

Разновидностью обычаев можно считать традиции, возникновению которых в большей мере присущ субъективный фактор. Общество может сознательно организовывать те или иные традиции, способствовать их становлению, поэтому их возникновение не обязательно связано с длительным историческим процессом. Традиции в большей мере опираются на поддержку общественного мнения и выражают стремление людей сохранить определенные идеи, ценности, полезные формы поведения.

Вывод: Право и обычай взаимодействуют. Правовые нормы вытесняют вредные, неугодные обществу обычаи (например, обычай кровной мести). Полезные, социально необходимые обычаи могут даже наделяться правовой санкцией, и в этом случае они принимают форму правового обычая. В то же время обычаи меньше значат для правотворчества и правореализации, чем, скажем, нормы морали.

Политические нормы. В широком смысле политическими можно назвать и правовые нормы. Хотя существует точка зрения, что инструментом политики является закон, а право таковым считать нельзя: оно имеет естественную основу и выступает мерой свободы индивида в обществе.

Политические нормы выделяются прежде всего по содержанию и сфере действия, предмету регулирования. Поэтому они могут содержаться не только в политических документах (политических декларациях, манифестах и т. п.), но и в нормативно-правовых актах, актах общественных организаций, быть нормами политической этики (морали). Когда политическая норма закреплена в нормативном юридическом акте, она будет юридической нормой политического содержания. В этом смысле конституции государств выступают как нормативные политико-правовые акты.

Политические нормы формируются в сфере общественного сознания на основе политических представлений, принципов, оценок, ценностных ориентаций. В этом смысле политические нормы выступают результатом осознания субъектами политики особых интересов (прежде всего экономических) своей социальной группы. И здесь можно усмотреть единый источник формирования политических и правовых норм — отношения собственности.

Политические нормы регулируют отношения и деятельность субъектов политики: народов, наций, классов, отдельных политиков, граждан и государства и др.

Нормы общественных организаций (корпоративные нормы) похожи на нормы права тем, что:

а) закрепляются в письменных нормативных актах-документах (уставах, положениях и др. актах);

б) внутрисистемные;

в) имеют четко выраженный предоставительно-обязывающий характер;

г) требуют внешнего контроля за реализацией и поддаются такому контролю;

д) обладают фиксированным набором средств обеспечения реализации своих норм.

Отличает их от норм права то, что они,

— во-первых, выражают волю и интересы членов данной организации и распространяют свое действие на них;

— во-вторых, регулируют прежде всего внутриорганизационные отношения;

— в-третьих, санкционированы специфическими (для каждой организации) мерами воздействия.

В обществе существуют различные нормы которые называют социальными. Какое место среди них занимает право? Понятие права, одно из понятий ТГП (теории государства и права), изучают на уроках обществознания в 10 классе.

Особенности права в системе социальных норм

Право – это одна из общественных норм. Роль права очень важна в нашей жизни, при этом оно достаточно определенно отличается от других.

Среди других норм можно выделить мораль, религиозные нормы, обычаи, традиции, эстетические нормы.

Ближе всего право к религиозным нормам. И те, и другие в большинстве случаев отражены в каком-либо письменном документе или вероучительной книге. В некоторых исламских странах религиозные нормы являются обязательными для всех, а право лишь переводит их на юридический язык. Но в большинстве современных стран, в отличие от религиозных, нормы права обязательны для всех.

В РФ церковь отделена от государства и не оказывает влияния на право; религиозные убеждения – личное дело гражданина. Поэтому РФ – светское государство.

Мораль – это общепринятые в обществе понятия о том, «что такое хорошо и что такое плохо»: как можно поступать, а как – нет, что нравственно, а что безнравственно, понятия о добре и зле. Мораль нигде не прописана, она может меняться на протяжении времени. Как правило, представления эти исходят от людей, а не предлагаются им законодателями. Многие нормы права связаны с моральными. Например, воровство безнравственно и противоречит нормам права. Возможны и несоответствия. Но чаще мораль и право согласны, и мораль дополняет право.

ТОП-4 статьикоторые читают вместе с этой

  • 1. Каков смысл понятия юридическая ответственность?
  • 2. Налоговое право
  • 3. Право
  • 4. Социальные права

Обычаи стоят от права еще дальше. Это неписаные нормы поведения. В некоторых случаях какой-либо обычай представляется государству полезным, тогда он может стать нормой права; напротив, какой-то обычай может быть вредным для государства, и тогда нормы права его ограничивают. Но в большинстве случаев место права не соотнесено с обычаями.

Особенности права

Сначала дадим определение. Право — это система общеобязательных, формально-определённых, гарантированных государством правил поведения.

Право:

  • социально (оно действует в обществе);
  • нормативно (существует в виде норм, регламентирующих, какие действия граждан возможны, какие запрещены и какие предписаны);
  • системно (то есть представляет собой систему, элементы которой взаимосвязаны и оказывают взаимное влияние друг на друга; вместе с тем эта система закрыта: субъекты отношений не могут повлиять на нормы права в зависимости от своих намерений и предпочтений);
  • формально (выражено в какой-либо форме, например, в форме закона);
  • общеобязательно;
  • обеспечено государством (государство обеспечивает выполнение норм права вплоть до принуждения);
  • носит государственно-волевой характер (государство заинтересовано в исполнении своей воли и готово требовать исполнения норм права от всех граждан, в том числе и с помощью специальных органов (полиция и т.п.)

Как право отражается на нашей жизни? Право выполняет несколько функций:

  • охраняет и регулирует наиболее важные общественные отношения;
  • воспитывает, не позволяя нарушать нормы (социализация);
  • закрепляет нормы, сформировавшиеся исторически.

Нормы: социальные и правовые

Социальная норма – это такая норма, которая регулирует жизнь общества, отношения между людьми. В системе социальных норм есть разные (моральные, религиозные и т.п.), в том числе и правовые.

Правовая норма – это малая часть права. Это именно один элемент, в то время как право в целом довольно обширно и представляет собой систему.

Правовая норма является социальной, но она имеет явные отличительные особенности, которые позволяют отмежевать ее от других норм.

Она единственная исходит не от общества, а от государства и является официальным выражением его воли, при этом существует в конкретной форме, закрепленной в каком-либо документе.

Она является выражением воли государства и охраняется его силовыми органами.

Она призвана:

  • указывать, как именно, где и при каких обстоятельствах субъект должен, или может, или не может совершать какие-либо действия;
  • закрепить права и обязанности участников каких-либо отношений, регламентируя допустимую меру свободы человека.

Фраза «Ваша свобода размахивать руками заканчивается там, где начинается свобода чужого носа» сказана судьей некоему парламентарию, задевшему рукой нос соседа; в ответ на слова: «Я имею право размахивать руками!» судья и произнес эти слова.

Структура нормы права

Норма права имеет конкретную структуру, показанную в таблице:

Гипотеза

Диспозиция

Санкция

структурный элемент правовой нормы, описывающий обстоятельства вступления нормы в действие

основной структурный элемент правовой нормы, который и представляет собой конкретное правило, предписание для субъектов отношений, регламентирует их поведение, права и обязанности

структурный элемент правовой нормы, регламентирующий последствия вследствие нарушения диспозиции

Принципы классификации правовых норм

Правовые нормы классифицируются по многим принципам. Примеры:

  • по социальному назначению нормы делятся на учредительные (основополагающие принципы), декларативные (заявления), дефинитивные (определения чего-либо), коллизионные (рассуждающие), оперативные (инструментальные), обеспечительные (гарантирующие что-либо), регулятивные (собственно правила), охранительные;
  • по характеру норм: обязывающие, запрещающие, управомочивающие (разрешающие);
  • по сфере действия: общие (для всех), ограниченного действия (например, действующие в течение какого-либо времени, или на конкретной территории, или при конкретных обстоятельствах), локального действия (действующие в конкретном коллективе).

Есть и другие варианты классификаций.

Что мы узнали?

Кратко о праве в системе социальных норм общества можно сказать, что его нормы являются частным случаем социальных норм. При этом они являются специфической частью социальных норм, обладающей множеством особых качеств, установленной и поддерживаемой волей государства и строго регламентированной.

Тест по теме

  1. Вопрос 1 из 10

    Положение Церкви в РФ?

    • Отделена от государства, но правовые нормы всегда создаются на основе вероучительных книг
    • Отделена от государства и не оказывает влияния на право
    • Руководит созданием правовых норм
    • Отсутствует
    • Правильный ответ
    • Неправильный ответ
    • Пояснение: В РФ церковь отделена от государства и не оказывает влияния на право; религиозные убеждения – личное дело гражданина. Поэтому РФ – светское государство.
    • Вы и еще 79% ответили правильно
    • 79% ответили правильно на этот вопрос

    В вопросе ошибка?

Начать тест(новая вкладка)

Оценка доклада

Добавить комментарий