Метод словесного портрета

Криминалистическое учение о внешнем облике человека (габитоскопия)1 рассматривает закономерности и основанные на них средства и методы сбора, изучения и использования данных о внешнем облике человека в целях предупреждения, расследования и раскрытия преступлений.

1 «Габитус» (лат. habitus) — внешний облик человека, его телосложение, осанка и «скопия» (греч. skopeo) — рассматриваю.

Одно из важных направлений этого учения — систематизиро­ванное, научно обоснованное описание внешнего облика человека при помощи стандартизированной терминологии названо «словес­ный портрет». Словесные описания признаков внешности и состав­ленные на их основе субъективные портреты наиболее часто при­меняются в процессе оперативно-розыскных мероприятий и след­ственных действий.

Составление словесного и субъективного портретов основано на единой научно обоснованной методике выделения, оценки, ха­рактеристики и классификации признаков внешнего облика чело­века, а также наличии у специалистов правоохранительных органов стабильных умений и навыков по их использованию в целях отожде­ствления человека.

Многочисленные и разнообразные признаки внешнего облика человека делятся на две основные группы: собственные и сопутст­вующие. Собственные признаки внешности неотъемлемо принадле­жат конкретному человеку, а сопутствующие только дополнительно характеризуют его внешний облик. По ним судят о том, какого он пола, о его возрасте, походке, осанке, привычках и, ориентировоч­но, о социальном положении.

Собственные признаки внешности подразделяются на:

— общефизические (возраст, рост);

— демографические и антропологические (пол, раса, нацио­нальность, народность, этническая группа);

— анатомические (морфологические) наружного строения тела человека и его частей;

— функциональные, обусловленные спецификой проявления жизненно важных функций человеческого организма (осанка, по­ходка, жестикуляция, мимика, артикуляция, голос, речь, привычки).

Сопутствующие признаки характеризуют части внешнего офор­мления личности. Они определяются одеждой, обувью, головным убором, предметами личного обихода и украшениями.

Признаки внешности условно подразделяются на группы. Такое подразделение способствует конкретизации восприятия облика че­ловека и более точному и всестороннему описанию внешности. Выделяют следующие группы признаков внешности:

Общие — наиболее крупные, заметные.

Частные — это детали общих признаков.

Постоянные — присущи человеку со дня рождения и в течение всей его жизни.

Временные — могут возникать и исчезать (волосяной покров, бородавки, зубы и пр.).

Необходимые — обязательно присущи людям определенной группы (волосяной покров на лице у мужчин).

Случайные — не обязательно присутствуют у конкретного чело­века (родимые пятна, бугорки на коже).

Естественные — присущи человеку от рождения или появля­ются с возрастом (морщины и пр.).

Искусственные — появляются в результате сознательного или непроизвольного изменения человеком своей внешности.

Патологические — вызванные нарушением нормального стро­ения элементов внешности вследствие заболевания.

При описании внешности по методу «словесного портрета» должны выполняться следующие основные правила:

— оптимальная полнота описания;

— употребление единой специальной терминологии’,

— последовательность описания;

Оптимально полное описание должно удовлетворять его назна­чению, т.е. использованию для розыска и отождествления описан­ного человека. Например, описание внешности без вести пропав­шего, производимое в регистрационной карте, должно содержать максимум известных признаков, что в случае обнаружении трупа неизвестного лица даст возможность детально сравнить все приме­ты погибшего с приметами без вести пропавшего.

Детальное описание составляется при экспертном исследовании фотопортретов, осмотре трупа неизвестного лица и регистрации без вести пропавших, задержанных и арестованных лиц.

В условиях оперативной деятельности можно ограничиться со­кращенным описанием внешности наблюдаемого человека. Целям розыска преступника удовлетворяет краткий, но информативный словесный портрет, содержащий общефизическую характеристику внешности, описание индивидуализирующих человека анатомо-ан-тропологических, функциональных признаков и особых примет.

Описание бывает произвольным и упорядоченным.

Произвольное описание передает все особенности рассказа сви­детеля (очевидца), потерпевшего о внешности преступника или какого-либо человека. В этом случае возможно использование вы­ражений, понятий и характеристик, не вполне соответствующих терминологии криминалистического описания. Произвольное опи­сание в криминалистических целях обязательно переводится специ­алистом (следователем, оперативным работником, экспертом-кри­миналистом) в упорядоченное.

Упорядоченное описание используется при закреплении дан­ных о признаках внешности, полученных в ходе оперативно-розыск­ных и следственных действий, при постановке на учет в информа­ционно-поисковые системы и получении- словесного описания от них, при производстве специальных исследований, при осмотре и описании трупа и в некоторых других случаях.

Для описания тела человека его части определяются в положе­нии: «вид спереди», «вид сзади» (рис. 1 и 2).

Элементы головы характеризуются в положении анфас и про­филь (рис. 3 и 4).

Нередко положение какого-либо элемента внешности характе­ризуют по его расположению относительно костно-хрящевой осно­вы тела человека и головы (черепа) (рис. 5 и 6).

Единая специальная терминология, используемая при составле­нии словесного портрета, принята в целях точного описания и одно­значного понимания признаков внешности человека, подлежащего отождествлению.

Элементы внешности характеризуются анфас (вид лица прямо спереди) и в профиль по главным определяющим признакам: размерам (величине), форме, контуру, положению, цвету.

Размеры (величина) указываются в абсолютных цифрах, если они имеются, но чаще относительно других частей и деталей тела. При характеристике размеров может использоваться трех-, пяти- и семиуровневая классификация размеров частей тела и лица. Они выражаются в таких градациях, как «малый», «средний», «боль­шой»; «низкий», «средний», «высокий»; «длинный», «средний», «ко­роткий»; «узкий», «средний», «широкий»; «глубокий», «средний», «мелкий»; «толстый», «средний», «тонкий» и т.п.

Форма определяется по сходству с формой поверхности — «выпуклый», «вогнутый» и т.п., а также по сходству с формой об­щеизвестных предметов — «грушевидный», «миндалевидный», «яйцевидный» и т.п.

Контур описывается по сходству с геометрическими фигура­ми («круглый», «овальный», «треугольный» и пр.) и формой линий («прямая», «извилистая», «дугообразная», «ломаная» и т.д.).

Положение определяется по отношению к вертикали, гори­зонтали и частям тела. Выражается такими терминами, как «гори­зонтальный», «вертикальный», «скошенный», «выступающий», «приподнятый», «опущенный», «ниже», «выше», «правее», «левее», «ближе», «дальше» и пр.

Положение относительно горизонтали и вертикали определяет­ся при нормальном положении головы. За нормальное положение условно принимается такое, когда при рассмотрении лица анфас линия, проведенная через середину глаз и верхние трети ушных раковин, является горизонтальной, а проведенная через середину лба, по спинке носа и середине подбородка — вертикальной (рис. 7).

Цвет характеризуется в общепринятых терминах («белый», «черный», «красный», «землистый», «соломенный» и т.п.) Указыва­ется относительно окраски кожи, волос, глаз, шрамов, татуировки, родимых пятен, ногтей, зубов и пр.

Последовательность описания устанавливается согласно прин­ципу: от общего — к частному. Такая последовательность соответ­ствует особенностям механизма восприятия человеком внешнего

облика другого лица: сначала — общий облик, затем — отдельные части тела и, наконец, отдельные детали.

В начале описания принято указывать демографические, антро­пологические и общефизические данные личности. Затем последо­вательно характеризуются:

— анатомические (морфологические) признаки внешнего стро­ения тела человека — телосложение, голова, элементы лица, заты­лок, шея, туловище и конечности;

— функциональные признаки;

— сопутствующие признаки;

— особые приметы и броские признаки.

Описание черт внешности осуществляется при условии, что у описываемого спокойное выражение лица, сомкнутые без напряже­ния челюсти и устремленный вперед взгляд.

Применяя опознавательную съемку, обязательно делают два снимка: анфас и правый профиль. Головной убор перед фотографи­рованием снимают. Если уши закрыты волосами, последние заче­сывают так, чтобы ушные раковины были видны полностью.

Голове фотографируемого придают определенное положение, при котором воображаемая горизонтальная линия, проходящая через наружные углы глаз, примерно совпадает с границей между верхней и средней третями каждой из ушных раковин, а также положение головы считается вертикальным, если при рассмотрении лица в правый или левый профиль линия, соединяющая надкозел-ковую точку с наружной точкой угла глаза, располагается под углом 15° относительно горизонтальной плоскости.

а) изучение деталей рельефа кожи ладоней

б) исследование узоров папиллярных линий

в) определение характера человека по ладонным поверхностям

2. Письменная часть дактилокарты заполняется:

а) по окончании дактилоскопирования

б) одновременно с прокатыванием пальцев

в) перед дактилоскопированием

3. Руки дактилоскопируемого должны быть:

а) влажными

б) сухими

в) мокрыми

4. Во время дактилоскопирования дактилоскопируемый:

а) ходит

б) стоит

в) сидит

5. Дактилокарту при дактилоскопированию располагают:

а) у края стола

б) на середине стола

в) держат в руках

6. Пальцы дактилоскопируемого (живого) окрашивают:

а) окуная в краситель

б) прокатывая по окрашенной поверхности

в) прокатывая валиком по пальцам

7. Возможны ли возвратные движения при прокатывании пальцев рук:

а) нет

б) да

в) да, возможны, если отпечаток отобразился слабо

8. Возможно ли наносить второй слой краски на пальцы дактилоскопируемого:

а) да

б) нет

в) да, если краска легла не равномерно

9. У новорожденного дактилоскопируют:

а) стопу

б) пальцы рук

в) пальцы ног

10. Сколько нужно получить пpигoдных для идентификации отпечатков, чтобы вывести дактилоскопическую формулу:

а) не менее одного

б) не менее двадцати

в) не менее восьми

11. Возможно ли дактилоскопирование мумифицированных трупов

а) да, если тургор мягких тканей предварительно восстановить

б) да, если руки не подверглись мумификации

в) нет

12. «Перчатка смерти» это:

а) перчатка, снятая с мертвого тела

б) перчатка, которая использовалась как кляп

в) отслоившийся эпидермис

13. Возможно ли дактилоскопирование при отсутствии эпидермиса:

а) да

б) да, если он лишь частично отсутствует

в) нет

14. Возможно ли получение отпечатков пальцев со слепков руки

а) да, если позитив изготовлен из гипса

б) да, если позитив изготовлен из полимера

в) нет

15. Дактилоскопирование в затрудненных условиях — это:

а) дактилоскопирование при отсутствии необходимых технических средств

б) дактилоскопирование гнилостно измененных трупов

в) дактилоскопирование людей, страдающих кожными заболеваниями

Ответы на тест

1-б 2-в 3-б 4-в 5-а 6-б 7-а 8-б 9-а 10-в 11-а 12-в 13-а 14-б 15-б

ТРАСОЛОГИЯ-3

1. Трасология — это наука о:

а) трассирующих снарядах

б) траектории полета пули

в) возникновении следов

2. Идеальный след — это:

а) мысленный образ

б) хорошо отобразившейся на поверхности след

в) след крови

З. След, оставленный гвоздодером при вырывании скобы, является:

а) плоским

б) статическим

в) динамическим

4. Потожировые следы, оставленные на книжной странице, выявляют с помощью:

а) паров йода

б) полимера

в) клейкой пленки

5. По объемному следу босой ноги можно определить:

а) врожденные заболевания

б) телосложение, рост

в) расу

6. Объемные следы ног можно зафиксировать с помощью:

а) окиси цинка

б) песка

в) гипса

7. Фомка относится к классу:

а) инструмента, используемого в повседневной жизни

б) специально изготовленного инструмента для совершения преступления

в) предмета, случайно оказавшегося на месте преступления

8. Кодовый замок относится к классу:

а) замков средней сложности

б) замков особой сложности

в) простых замков

9. Следы от вскрытия замка отмычкой остаются на:

а) самой двери

б) внешних деталях замка

в) внутренних деталях замка

10. При разбивании балконного стекла со стороны комнаты, осколки будут находиться:

а) на балконе

б) в комнате

в) равное количество на балконе и в комнате

11. При вскрытии двери с помощью стамески остаются следы:

а) разруба

б) нажима

в) расщипа

12. При движении машины по траве стебли растений будут направлены:

а) в сторону, обратную направлению движения

б) в разные стороны

в) в сторону движения

13. Запаховый след следует упаковать в:

а) полиэтиленовый пакет

б) стеклянную банку

в) пластмассовую коробку

14. Наука — занимающаяся исследованием запаховых следов:

а) гастроэнтерология

б) одонтология

в) одорология

15. Поверхностные следы остаются:

а) когда оба объекта участвуют в следообразовании, и равны по твердости

б) когда в следообразовании участвует третий объект, большей твердости

в) когда в следообразовании участвует только один объект

Ответы на тест

1-в 2-а 3-б 4-а 5-б 6-в 7-б 8-а 9-в 10-б 11-б 12-в 13-б 14-в 15-а

СУДЕБНАЯ БАЛЛИСТИКА

1. Признак огнестрельного оружия:

а) низкий уровень управляемости взрывной реакцией

б) конструктивная приспособленность для метания снаряда

в) большая разрушительная сила

2. Для признания оружия огнестрельным необходимо:

а) наличие хотя бы одного признака

б) наличие всех признаков

в) наличие двух и более признаков

3. Может ли пневматический пистолет быть признан огнестрельным оружием:

а) да, если он стал орудием убийства

б) да, если оно может причинить тяжкий вред здоровью человека

в) нет

4. Закон «Об оружии» подразделяет оружие на:

а) гражданское

б) фабричное

в) самодельное

5. Обрез относится к классу:

а) переделанного оружия

б) атипичного оружия

в) кустарно изготовленного оружия

6. По назначению ручное огнестрельное оружие подразделяют на:

а) спортивное

б) стреляющее

в) метательное

7. «Парадоксом» называют:

а) гладкоствольное

б) нарезное

в) гладконарезное

8. Боевое оружие относится к классу:

а) гладкоствольного

б) нарезного

в) гладконарезного

9. Конструктивной особенностью стреляющего механизма является:

а) калибр

б) длина ствола

в) самострельность

10. Пыж является составной частью к патрону для:

а) гладкоствольного оружия

б) нарезного

в) пневматического

11. Следы от бойка ударника остаются на этaпe:

а) выстрела

б) перезарядки

в) извлечения стреляной гильзы

12. След отражателя остается на:

а) пуле

б) шляпке гильзы

в) корпусе гильзы

13. Штанцмарка это:

а) повреждения, образованные самим снарядом

б) следы термического воздействия пороховых газов

в) отпечаток дульного среза при плотном контакте с поверхностью преграды

14. Слепая пробоина — это:

а) имеется только входное отверстие

б) нет ни входного, ни выходного отверстия

в) имеется только выходное отверстие

15. Задачей идентификационной экспертизы является:

а) установление индивидуального тождества

б) установление закономерностей возникновения следов выстрела

в) установление обстоятельств применения оружия

Ответы на тест

1-б 2-б 3-в 4-а 5-а 6-а 7-в 8-б 9-в 10-а 11-а 12-б 13-в 14-а 15-а

ТЕХНИКО-КРИМИНАЛИСТИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ВЗРЫВА, ВЗРЫВНЫХ УСТРОЙСТВ И ВЗРЫВЧАТЫХ ВЕЩЕСТВ

1. Объектами взрывотехнической экспертизы являются

а) стреляные гильзы

б) устройства для возбуждения детонации

в) патроны

2. Задачей взрывотехнического исследования является:

а) установление причин взрыва

б) установление причин производства выстрела

в) установление конструктивных особенностей боеприпасов

3. Местом происшествия по делам, связанным с подготовкой или производством взрыва, являются:

а) место изготовления кустарного оружия

б) место бракосочетания террориста

в) место обнаружения взрывного устройства

4. При выяснении механизма взрыва устанавливается:

а) очаг взрыва

б) производственный участок, где изготавливалось взрывное устройство

в) установление факта взрыва

5. Способ подрыва может быть:

а) с мобильного телефона

б) пейджинговым

в) механическим

6. Какая экспертиза должна быть назначена в случае взрыва устройства, которое не должно взрываться, но потенциально взрывоопасно

а) взрывотехническая

б) взрывотехнологическая

в) строительная

7. На какой из вопросов может ответить взрывотехническая экспертиза

а) принцип действия взрывного устройства

б) характер повреждений на трупе

в) дистанция выстрела

8. Объектами взрывотехнологической экспертизы являются

а) части взрывного устройства

б) бензоколонки

в) материалы, содержание сведения о взрывном устройстве

9. Взрывное устройство может быть объектом экспертизы, если:

а) в распоряжении эксперта имеются фото-, видеоматериалы последствий взрыва

б) в распоряжении эксперта имеются документальные свидетельства момента взрыва

в) взрыва не произошло

10. При возникновении сомнений в возможности значительных разрушений

здания при подрыве маломощным зарядом назначается:

а) комплексная взрывотехническая и строительная экспертиза

б) комплексная взрывотехническая и радиотехническая экспертиза

в) судебно-технологическая экспертиза

11. Для точного установления взаимного расположения пострадавших людей и взрывного устройства назначается:

а) комплексная взрывотехнологическая и судебно-медицинская экспертиза

б) комплексная взрывотехническая и судебно-медицинская экспертиза

в) комплексная радиотехническая и судебная экспертиза

12. Необходимо ли фиксировать местоположение вещественных доказательств относительно очага взрыва

а) да, обязательно

б) нет, если они зафиксированы относительно иных ориентиров

в) по усмотрению следователя, про водящего осмотра места взрыва

13. Можно ли использовать аналог взрывного устройства как объект экспертного исследования

а) нет

б) да, если взрывное устройство выпускается значительными стандартными сериями

в) да, если взрывное устройство полностью уничтожено

14. Необходимо ли участие взрывотехника при осмотре места происшествия

а) да, если следователю не хватает собственных знаний

б) нет

в) да

15. Кто определяет круг участников осмотра места взрыва

а) следователь

б) прокурор

в) судья

Ответы на тест

1-б 2-а 3-в 4-а 5-в 6-б 7-а 8-б 9-в 10-а 11-б 12-а 13-б 14-в 15-а

ТЕХНИКО-КРИМИНАЛИСТИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ДОКУМЕНТОВ

1. Документ это:

а) материальный объект, закрепленный созданным человеком способом для ее передачи во времени и пространстве

б) свод правовых актов

в) официальный письменный акт

2. Что является видом криминалистического исследования документов

а) установление признаков подделки документа

б) общие правила осмотра документа

в) фоноскопическое исследование

3. Задачей криминалистического исследования документов является:

а) идентификация средств изготовления документа

б) идентификация личности

в) установление, является ли документ вещественным доказательством

4. До начала осмотра необходимо принять меры:

а) исключающие возможность копирования документа

б) исключающие повреждение документа

в) исключающие возможность предварительного ознакомления с документом

5. При осмотре документа необходимо обратить внимание на:

а) наличие посторонних записей

б) наличие ссылок на УК

в) наличие сносок по тексту изложения

6. Документ должен быть осмотрен:

а) только с лицевой стороны

б) с обеих сторон

в) только с обратной стороны

7. Наиболее распространенным способом удаления текста является:

а) динамический

б) биологический

в) химический

8. Признаком подчистки является:

а) уплотнение слоя бумаги

б) изменение расположения волокон бумаги

в) расплывы красителя

9. На дописку в тексте может указывать:

а) изменение линии строки

б) нарушение защитной сетки или линовки бумаги

в) изменение цвета бумаги

10. Признаки удаления текста устанавливаются:

а) визуальным наблюдением

б) спектрографией

в) фотометрическим методом

11. Переклейка фотографии относится к:

а) полной подделке реквизитов документа

б) частичной подделке реквизитов документа

в) технической подделке реквизитов документа

12. Подписи, подделанные вручную, являются объектом:

а) технико-криминалистического исследования

б) судебно-почерковедческого исследования

в) трасологического исследования

13. Восстановление текста разорванного документа начинается с:

а) сортировки обрывков на две группы: имеющих один ровный край и не

имеющих ровных краев

б) исследования признаков однородности бумаги

в) фотографирования по правилам репродуктивной фот6съемки

14. Какой метод необходимо применить для восстановления сожженных документов

а) фотосъемка видимой люминесценции, возбуждаемой ультрафиолетовыми лучами

б) электрофорез в) диффузно-копировальный метод

15. Определение абсолютной давности изготовления документа — это:

а) уяснение закономерностей изменения свойств бумаги, красителя в штрихах документа с течением времени

б) анализ изменений, произошедших в штрихах текстов сравниваемых документов, последовательность, которых необходимо установить

в) решение опроса о последовательности выполнения отдельных фрагментов записи

Ответы на тест

1-а 2-а 3-а 4-б 5-а 6-б 7-в 8-б 9-а 10-а 11-б 12-б 13-б 14-а 15-а

СУДЕБНОЕ ПОЧЕРКОВЕДЕНИЕ

1. Почерковедение изучает:

а) закономерности формирования, функционирования почерка и разрабатывает на их основе методы исследования в целях идентификации

б) закономерности формирования письменной речи и разрабатывает на их основе методы установления конкретного автора или его личных данных

в) преступный почерк совершения преступления

1. К свойствам почерка относится:

а) навык

б) устойчивость

в) внутренний фактор

3. Навык — это:

а) совокупность особенностей, присущих почерку только одного лица

б) привычная, удобная система движений

в) методика и обстановка обучения письму

4. Выработанность почерка — это:

а) скорость выполнения письменных знаков

б) привычное размещение текста, отдельных частей и реквизитов на листе бумаги

в) приспособленность навыка к современной технике письма

5.Связанность считается малой, если количество непрерывно выполненных букв не превышает:

а) 2-3

б) 4-5

в) 6-7

6. Направление движения может быть:

а) правоокружным

б) наклонным

в) прямым

7. Преобладающая форма движения определяется по:

а) степени нажима

б) соотношению высоты и ширины букв

в) способу соединения букв

8. Признаки почерка подразделяются на:

а) общие

б) особенные

в) броские

9. Темп письма подразделяется на:

а) медленный

б) большой

в) низкий

10. Непреднамеренное изменение почерка может быть вызвано:

а) выполнением текста печатным или стилизованным шрифтом

б) подражанием почерку другого человека

в) изменением внешней обстановки

11. На выполнение текста левой рукой может указывать:

а) зеркальное написание письменного знака или его частей

б) упрощение строения почерка

в) наличие сдвоенных штрихов

12. Свободными образцами почерка являются:

а) документы, которые собственноручно составлены лицом в период расследования уголовного дела

б) тексты, выполненные до возбуждения уголовного дела

в) тексты, выполненные при воспроизведении всех условий, сходных с изготовлением исследуемых документов

13. Какие из личностных данных может установить эксперт при исследовании документа:

а) вес

б) пол

в) телосложение

14. Экспертиза начинается с:

а) раздельного исследования

б) сравнительного исследования

в) предварительного исследования

15. При оценке результатов сравнительного исследования оценивается:

а) качество образцов, представленных на экспертизу

б) способы подделки с помощью технических средств

в) совокупность совпадения и различия признаков

Ответы на тест

1-а 2-б 3-б 4-в 5-а 6-а 7-в 8-а 9-а 10-в 11-а 12-б 13-б 14-в 15-в

СУДЕБНОЕ АВТОРОВЕДЕНИЕ

1. Судебное автороведение изучает:

а) закономерности выбора псевдонима

б) закономерности формирования письменной речи и разрабатывает на их основе методы установления конкретного автора или его личных данных

в) закономерности формирования, функционирования почерка и разрабатывает на их основе методы исследования в целях идентификации

2. К какому фактору, влияющему на формирование навыка, относится языковая среда:

а) к внутреннему

б) к внешнему

в) к частному

3. Литературный язык — это:

а) совокупность слов и предложений, которая признана как правильная

б) система условных связей, приемлемая для данного лица

в) особенности, обусловленные видом профессиональной деятельности

4. Начальная стадия обучения письменной речи контролируется:

а) подсознанием

б) сознанием

в) непроизвольным вниманием

5. Уровень владения письменной речью определяется:

а) письменно-двигательным навыком

б) словарным запасом

в) темпом письма

6. Степень развития стилистического навыка определяется по:

а) наличию стилистических ошибок

б) наличию синтаксических ошибок

в) умению строить сложные предложения

7. Построение изложения — это:

а) уровень мышления

б) употребление различных выражений

в) последовательность изложения тезисов

8. Возможно ли назначение автороведческой экспертизы устной речи, зафиксированной с помощью звукозаписывающих средств:

а) нет

б) да

в) зависит от возможностей эксперта

9. Какое образование должен иметь эксперт, проводящий автороведческую экспертизу:

а) филологическое

б) гуманитарное

в) радиотехническое

10. Сравнительные образцы для автороведческой экспертизы по объему

должны быть:

а) равны с исследуемым текстом

б) меньше исследуемого текста

в) превышать исследуемый текст в 5 -7 раз

11. При выполнении подозреваемым под диктовку следователя текста, совпадающего с исследуемым, проверяется:

а) устойчивость ошибок

б) навыки письменной речи

в) развитие стилистических навыков

12. Автороведческая экспертиза может быть назначена для:

а) установления конкретного автора

б) установления условий написания текста

в) установления изменений, внесенных в документ

13. Возможно ли проведение автороведческой экспертизы по текстам, выполненным с помощью копировальной техники:

а) да

б) нет

в) да, если есть конкретный подозреваемый

14. Автороведческая экспертиза проводится только по:

а) рукописным текстам

б) машинописным текстам

в) способ получения текста не имеет значения

15. Вопрос о возможности проведения экспертизы решается экспертом на стадии:

а) оценки результатов

б) сравнительного исследования

в) предварительного исследования

Ответы на тест

1-б 2-б 3-а 4-б 5-б 6-а 7-в 8-а 9-а 10-в 11-а 12-а 13-а 14-в 15-в

КИМИНАЛИСТИЧЕСКОЕ УЧЕНИЕ ОПРИЗНАКАХ ВНЕШНОСТИ-l

1. Отрасль знания о признаках внешности называется:

а) серология

б) габитоскопия

в) физиология

2. Функциональным признаком внешности являются:

а) устойчивые особенности динамики тела

б) особенности внешнего строения тела

в) признаки, встречающиеся относительно редко

3. Словесный портрет — это:

а) система описания профессиональной деятельности человека

б) система описания психических свойств человека

в) система описания внешности человека

4. Система словесного портрета предполагает:

а) описание от частных признаков к общим

б) описание общих признаков к частным

в) описание только общих признаков

5. При составлении словесного портрета допускается использование:

а) стандартной терминологии

б) жаргонизмов

в) бытовых терминов

6. Описание признаков внешности начинается с:

а) головы

б) любой части тела

в) ног

7. Какие признаки фиксируются при описании трупа:

а) статические

б) динамические

в) статические и динамические

8. Какие признаки фиксируются при описании живого человека:

а) статические

б) динамические

в) статические и динамические

9. Возможно ли использование словесного портрета для установления личности по неопознанному трупу:

а) да

б) да, если нет иных способов установить личность

в) нет

10. Субъективный портрет — это:

а) второе название словесного портрета

б) портрет, составленный из вариантов признаков внешности

в) математическая модель

11. Словесный портрет в оперативно-розыскной деятельности применяется для розыска:

а) различных категорий граждан

б) только скрывшихся преступников

в) только ранее судимых

12. Татуировка на теле человека относится к классу:

а) общефизических примет

б) функциональных примет

в) особых примет

13. Необходимо ли указывать размерные характеристики описываемых признаков внешности:

а) да, если описание производит человек другой расы

б) да

в) по усмотрению следователя

14. Для отождествления человека по признакам внешности назначается:

а) комплексная биологическая и трасологическая экспертиза

б) портретно-криминалистическая экспертиза

в) фоноскопическая экспертиза

15. Фотографирование трупа для последующего экспертного отождествления необходимо проводить по правилам:

а) сигналетической фотосъемки

б) узловой фотосъемки

в) панорамной фотосъемки

Ответы на тест

1-б 2-а 3-в 4-б 5-а 6-а 7-а 8-в 9-а 10-б 11-а 12-в 13-б 14-б 15-а

КРИМИНАЛИСТИЧЕСКОЕ УЧЕНИЕ О ПРИЗНАКАХ ВНЕШНОСТИ-2

1. Габитоскопия — это отрасль знания, изучающая закономерности:

а) письменной речи

б) внешнего облика

в) психического, развития

2. Какие признаки внешности человека называют атрибутивными:

а) относящиеся к деталям одежды

б) анатомические

в) общефизические

3. Функциональныe признаки внешности — это:

а) цвет волос

б) пол

в) голос

4. постоянным признакам внешности относятся:

а) парик

б) сумка

в) протез

5. Описывая внешность человека по методу словесного портрета, необходимо соблюдать:

а) последовательность описания

б) указание только видимых примет

в) литературный стиль

6. Источником информации о внешности человека может быть:

а) патология психического развития

б) костные останки

в) искусственная деформация

7. Идеальным отображением внешности человека является:

а) фотоснимок

б) пластическая реконструкция

в) мысленный образ

8. Объективным отображением внешности человека является:

а) рисованный портрет

б) видеозапись

в) реконструкция лица по черепу

9. Складки (морщины) у внешних уголков глаз называются:

а) гусиные лапки

б) эпикантус

в) подглазничные

10. Наличие протеза — это:

а) особая примета

б) функциональная особенность

в) общефизический признак

11. Наглядный источник информации о внешности — это:

а) труп

б) словесное описание

в) маска

12. Кто является основоположником метода восстановления лица по черепу:

а) А. Бертильон

б) М. Герасимов

в) Г. Гросс

1) Максимальная полнота описания, но без излишней детализации.

Полнота описания зависит от того, для каких целей создается

описание. Для проведения отождествления требуется более подробное

описание, чем для розыска. Основное внимание уделяется описанию

головы, лица, как части тела, имеющей наибольшее количество устойчивых

признаков, доступных для наблюдения со стороны.

2) Последовательность описания (от общего к частному):

— анатомические признаки;

— функциональные признаки;

— особые (броские) приметы;

— одежда, украшение и другие носимые человеком предметы.

3) Употребление при характеристике признаков внешности

специальной терминологии.

4) Отдельные части головы (лица) описываются анфас и в профиль по

признакам: размер, форма, контур, положение, особенности, цвет.

Размер — определяется визуальным сравнением с размерами других

частей тела, головы. Выражаются в таких понятиях, как малый (низкий),

средний, большой (высокий).

Форма — выражается применительно к формам геометрических фигур

(круглый, овальный, прямоугольный, квадратный) или в сравнении с

формой общеизвестных предметов.

Контур — может быть выражен сравнением с очертаниями линий

(прямой, дугообразный, выпуклый, извилистый).

Положение — определяется по отношению к вертикали, горизонтали к

другим частям лица (тела) и выражается в таких относительных понятиях,

как горизонтальный, скошенный, опущенный, приподнятый и т. п.

Цвет — характеризуется в общепринятых понятиях.

Особенность — означает редко встречающийся признак.

Схема описания внешних признаков человека по методу «Словесного

портрета»:

ПОЛОВОЗРАСТНАЯ И НАЦИОНАЛЬНАЯ ПРИНАДЛЕЖНОСТЬ

Пол

Возраст

Национальность (тип лица)

Внешне похож на цыгана, на русского, на прибалта, на кавказца, на

ср. азиата, на китайца и т.д.

АНАТОМИЧЕСКИЕ ПРИЗНАКИ:

1. Фигура в целом

а) Рост

низкий (до 160 см); средний (161-175 см); высокий (176-190 см);

очень высокий (более 190 см) (Данные для женщин снижаются на 5 см)

б) Телосложение

худощавое; среднее; полное; тучное; коренастое; сутулое;

атлетическое

в) Особенности

2. Лицо

а) Форма

овальное; круглое; прямоугольное; треугольное; ромбовидное

б) Цвет

бледное; смуглое; красное; желтое

в) Тип

европейское; еврейское; монгольское; кавказское; киргизское и т.

д.

г) Особенности

худое; морщинистое; румяное; ямочки; выступающие скулы; прыщавое;

обрюзгшее; рябое; конопатое

3.Лоб

а) высота (в профиль) высокий; средний; низкий

б) положение (в профиль)

скошенный; вертикальный; наклоненный вперед

в) ширина

узкий; средний; широкий

г) особенности

лобные бугры; выступание надбровных дуг

4. Брови

а) форма

прямые; дугообразные; извилистые

б) по ширине

узкие; средние; широкие

в) высота (относительно глаз) высокие; средние; низкие

г) цвет

темные; светлые; рыжие; седые

д) особенности

отсутствие; очень длинные; очень широкие; сросшиеся; густые и

т.д.

5. Глаза

а) по размеру

большие; средние; малые

б) цвет

светлые; голубые; серые; зеленые; желтые; черные; карие

в) особенности

очки; косоглазие; навыкате; глубоко сидящие; разноцветные и т.д.

6. Hoc

а) по высоте (в профиль)

большой; средний; малый

б) контуры спинки носа

прямая; выпуклая; вогнутая

в) основание

приподнятое; горизонтальное; опущенное

г) особенности

приплюснут; вздернут (курносость); свернут; раздвоенность

кончика; острый и т.д.

7. Рот

а) величина

большой; средний; малый

б) особенности

кривой и т.д.

8. Губы

а) толщина

толстые; средние; тонкие

б) особенности

выступающие; «заячья губа»; отвислость нижней губы и т.д.

9. Зубы

а) величина

крупные; средние; малые

б) особенности

редкие; кривые; щербатые; желтые; неровные, наличие коронок и

т.д.

10. Подбородок

а) размер

большой; средний; малый

б) положение

выступающий; вертикальный; скошенный

в) особенности

раздвоенность; ямка и т.д.

11. Уши

а) величина

большие; средние; малые

б) форма

треугольные; квадратные; круглые; овальные

в) оттопыренность

верхняя; нижняя; общая

г) особенности

сросшиеся мочки; наличие прокола в мочке

12. Волосы

а) форма

прямые; волнистые; вьющиеся

б) размер (по длине)

короткие; средней длины; длинные (у мужчин свыше 10 см, у женщин

— свыше 30 см)

в) цвет

светлые; белокурые; светлорусые; седые; рыжие; темнорусые;

темные; черные и т.д.

г) особенности

с проседью; крашеные; разноцветные; бакенбарды; подстрижен

наголо; коса; облысение лобное, темечное, макушечное, полное,

височное, залысина

13. Усы (цвет, форма)

14. Борода (цвет, форма)

ФУНКЦИОНАЛЬНЫЕ ПРИЗНАКИ

1. Походка

ходит в развалку; с палкой; хромает; косолапит; шаркает ногами и

т. д.

2. Поведение

скромен; распущен; молчалив; агрессивен; жесток; вспыльчив; легко

входит в доверие; смел; осторожен; труслив и т.д.

3. Мимика

обильна; щурится; кривой рот; дергается щека; дергается глаз;

дергается голова и т.д.

4. Речь

невнятная; картавая; шепелявит; заикается; употребляет

характерные слова; глухонемой; тембр голоса; голос звонкий; глухой;

сиплый; гнусавый

5. Жестикуляция (движения рук для усиления выразительности речи)

6. Производит впечатление

спортсмена; интеллигента; ответственного работника; уголовного

элемента; алкоголика; больного; бродяги; проститутки; студента и т.п.

7. Привычки

держать руки по швам, в карманах, за спиной, за бортом одежды;

класть ногу на ногу; грызть ногти; сплевывать и т.д.

8. Особые приметы

ампутации (конечности, частей тела); шрамы, рубцы, ожоги;

родинки, бородавки, родимые пятна; татуировка (указывается примета и

место расположения)

ОДЕЖДА, ОБУВЬ И ДРУГИЕ ПРЕДМЕТЫ

Указывается название одежды, обуви, ее размер и фасон, название и

цвет пошивочного материала, наличие заплат, штопок и т.д. Аналогично

характеризуются украшения и другие предметы (очки, часы, кольца и т.

д.)

К недостаткам словесного портрета, как и любого другого

словесного описания, следует отнести отсутствие наглядности. Не

случайно, поэтому в последнее время значительное распространение

получают субъективные портреты, дающие цельное зрительное

представление о внешнем облике человека.

Субъективные портреты составляются на основе мысленного образа и

представляют собой изображение лица или фигуры человека, изготовленные

в соответствии с представлениями о его внешности. Они могут быть

изготовлены самим очевидцем (потерпевшим) или на основе его показаний

следователем, оперативным работником, а чаще всего, специалистом.

В практике известны три основные вида субъективных портретов:

а) рисованные портреты — это рисунки лица (фигуры) человека,

изготовленные самим очевидцем (потерпевшим, свидетелем и др.) или

художником со слов очевидца;

б) композиционно-рисованные портреты составляются из стандартных,

заранее изготовленных рисунков элементов внешности. В НИИ МВД РФ

разработали идентификационный комплект рисунков (ИКР-2), который с

учетом накопленного опыта модифицировали в изделие «Портрет», состоит

из трех основных частей: альбома-реестра с изображением элементов

головы и лица, набора диапозитивов, дублирующих эта изображения и

демонстрационного устройства для составления портретов из диапозитивов

и их показа;

в) композиционно-фотографические портреты — это фотопортреты,

составленные по фрагментам фотографических изображений лиц, не

причастных к событию преступления. Данные портреты часто называют

фотороботами. Субъективные портреты активно используются при

проведении розыскных мероприятий ОВД.

ГЛАВА 7.

СПЕЦТЕХНИКА

Наличие специальной аппаратуры способно резко увеличить потенциал

в любой сложной игре.

Официальная продажа спецтехники частично ограничена, хотя на

диком рынке можно найти как фирменные образцы, так и топорные подделки

отечественных фальсификаторов.

Они могут иметь значительную цену, не соответствующие обещаниям

параметры и расшифрованные данные, играющие на руку вашим противникам,

особенно если поставка сделана по индивидуальному заказу.

Излишние контакты способны привести к ненужным неприятностям. Но

очень часто можно обойтись довольно примитивными средствами

самостоятельного изготовления. Другими поводами для подобной

самодеятельности могут служить внезапно возникающая необходимость и

ограниченные возможности финансового или ситуационного рода.

Федеральное государственное казенное учреждение дополнительного профессионального образования

«Всероссийский институт повышения квалификации сотрудников Министерства внутренних дел Российской Федерации»

(ВИПК МВД России)

Брянский филиал

Кафедра общеправовых дисциплин

УТВЕРЖДАЮ

Начальник кафедры

общеправовых дисциплин

БФ ВИПК МВД России

полковник полиции

К.В. Денисенко

«_____»_______________ 2017 г.

Образовательная программа профессионального обучения

Профессиональная подготовка лиц рядового и младшего начальствующего состава, впервые принимаемых на службу в органы внутренних дел (на базе среднего общего образования) по должности служащего «Полицейский»

Л Е К Ц И Я

По разделу «Основы криминалистической и специальной техники органов внутренних дел»

Дисциплина: «Практикум по основам криминалистической техники»

Тема 6.1.1. «Словесный и субъективный портреты

В профессиональной деятельности полицейского»

Исаева Елена Дмитриевна –

старший преподаватель кафедры общеправовых дисциплин

кандидат юридических наук

подполковник полиции

Обсуждена и одобрена на

заседании кафедры.

Протокол № 15

от «30» июня 2017 г.

Брянск – 2017

ПЛАН

Введение……………………………………………………………………..3

Вопрос 1:Понятие словесного портрета. Порядок и правила описания

внешнего облика человека…………………………………….5

Вопрос 2:Субъективный портрет, понятие и виды. Источники

информации о признаках внешности…………………………..7

Вопрос 3:Признаки внешности человека их свойства и классификация..7

Вопрос 4:Использование сотрудниками ОВД данных внешности

человека по методу словесного и субъективного портретов..13

Заключение………………………………………………………………. 13

Список литературы………………………………………………………14

Введение

Установление лица, совершившего преступление, занимает весьма существенное место в деятельности органов внутренних дел по раскрытию, расследованию и предупреждению преступлений. С этой целью проводится комплекс следственных действий, организа­ционных, оперативно-розыскных и поисковых мероприятий по сбору, оценке, исследованию и использованию информации о лицах, совершивших преступление, и других лицах, оказавшихся в сфере события преступления. Успех этой деятельности во многом зависит от знания сотрудниками ОВД свойств внешних признаков человека, его элементов и признаков, закономерностей их запечатления, собирания, систематизации.

Одним из методов получения криминалистически значимой информации является метод отождествления личности по внешним признакам.

В деятельности ОВД, осуществляющих борьбу с преступностью, повседневно возникает необходимость в установлении (отождествлении) личности преступника, задержанного, скрывшегося от суда и следствия, бежавшего из исправительно-трудового учреждения, при предъявлении для опознания, при оперативной проверке документов, при регистрации без вести пропавших и т.п. На практике значительная роль в решении этого вопроса отводится габитоскопии.

Задачи лекции – изучить виды предметов и веществ ограниченного оборота на территории Российской Федерации, их обнаружение и изъятие и обучить слушателей использованию полученных теоретических знаний на практике.

Цели лекции:

— образовательные: показать значение и роль изучения предметов и веществ ограниченного оборота для раскрытия и расследования преступлений.

— дать слушателям источники информации о признаках предметов и веществ ограниченного оборота.

— познакомить слушателей с правилами обнаружения и изъятия предметов и веществ ограниченного оборота.

— показать значение и роль изучения признаков подделки документов для раскрытия и расследования преступлений.

— дать слушателям источники информации о признаках подделки документов.

— познакомить слушателей с правилами осмотра и проверки документов сотрудниками ОВД.

— развивающие: развить у слушателей необходимые навыки применения полученных знаний на практике.

— воспитательные: сформировать у слушателей способность анализировать и систематизировать новый учебный материал и понятие необходимости использования полученных знаний в служебной деятельности.

Изучение темы «Обнаружение и изъятие предметов и веществ ограниченного оборота» находится в тесной взаимосвязис такими общеюридическим дисциплинами, как конституционное право, в части соблюдения конституционных принципов человека и гражданина при расследовании уголовных дел; уголовное право, которое дает правовую характеристику деяния, как уголовно-наказуемого; административное право и процесс, в части разграничения административного правонарушения от преступления и оперативно-разыскная деятельность, которая оказывает содействие органам предварительного следствия в розыске лиц, скрывшихся от следствия и суда для решения вопроса о возбуждении в отношении них уголовного дела. Кроме этого, знание данного раздела криминалистики делает деятельность сотрудников органов внутренних дел более эффективной и квалифицированной.

Понятие словесного портрета. Порядок и правила описания внешнего облика человека

ГАБИТОСКОПИЯ (от лат.habitus- внешность, наружность и греч. skopeo — смотрю, рассматриваю, наблюдаю) — это отрасль криминалистической техники, предметом изучения которой являются внешний облик человека, закономерности его формирования и основанные на них средства и методы собирания, изучения и использования свойств внешности человека для установления и розыска лиц в целях раскрытия, расследования и предупреждения преступлений.

В габитоскопии изучаются очевидные, зрительно воспринимаемые в обычных условиях элементы внешности, свойства и признаки человека (их размеры, конфигурация, взаиморасположение и т.д.), с помощью которых можно отличить (узнать) его, отнести к определенной группе.

Внешний облик человека – это совокупность данных человека, воспринимаемых зрительно.

Свойства внешнего облика:

1. Индивидуальность или неповторимость внешности человека обеспечивается большим количеством его элементов, совокупность которых индивидуализирует каждого конкретного человека.

2. Относительная устойчивость внешнего облика человека означает, что несмотря на изменения на протяжении всей жизни, черты его внешности сохраняются относительно устойчивыми в течение определенного промежутка времени.

3. Способность запечатлеваться в различных изображениях (фотоснимках, рисунках и др.) позволяет применять информацию о внешности в процессе раскрытия и расследования преступлений.

Главными предпосылками использования габитоскопии в крими-налистической практике являются неповторимость внешнего облика каждого человека, относительная устойчивость признаков внешности.

Отождествление личности по внешним признакам является одним из видов криминалистической идентификации, необходимость в которой возникает довольно часто при проведении самых различных оперативно-следственных мероприятий: при розыске лиц, скрывающихся от следствия, суда или бежавших из мест заключения; при предъявлении для опознания; при регистрации без вести пропавших лиц и неопознанных трупов; при оперативной проверке документов, удостоверяющих личность; при отождествлении личности по фотографическим изображениям.

Сущность криминалистического отождествления состоит в сравнении комплекса внешних признаков ранее виденного человека с внешним обликом конкретно наблюдаемого лица или его отображением либо в сравнении между собой признаков, зафиксированных на различных материальных объектах.

Используя данные естественных наук — анатомии, физиологии, антропологии, была разработана специальная методика для отождествления личности по признакам внешности.

Словесный портрет это научно-обоснованный метод (система) описания внешних признаков человека в целях его розыска, опознания и отождествления.

Для того, чтобы поиск разыскиваемого лица производился результативно, необходимо использовать достижения криминалистической техники, т.е. иметь полное представление об основах криминалистической идентификации личности по внешним признакам, уметь производить криминалистическое описание внешнего облика человека и осуществлять розыск конкретных лиц в соответствии с методикой словесного портрета.

Успешному применению словесного портрета при розыске и опознании лиц способствует четкое и глубокое знание основных принципов (правил) описания внешности по методу словесного портрета.

К ним относятся:

1. Соблюдение определенной последовательности в описании по принципу «от общего к частному», «сверху вниз». В начале описания дается характеристика анатомических признаков (пол, возраст, национальность, телосложение, голова и т.д.);

2. Использование специальной терминологии (унификация), это способствует более точному и единообразному описанию и устранению разночтения;

3. Описание должно быть достаточно полным, но без излишней детализации. При определении полноты описания признаков важно учитывать назначение описания и обстоятельства, при которых оно будет использовано;

4. Анатомические признаки описываются в двух положениях: спереди и сбоку.

Заблаговременное ознакомление с приметами преступника по признакам «словесного портрета», а также из регистрационных и учетных материалов лиц позволяет работнику милиции опознать преступника, вести за ним наблюдение, и наконец его задержать.

Добавить комментарий