Методические рекомендации по государственной регистрации прав

Правовое регулирование вопроса частной собственности в Российской Федерации осуществляется различными источниками права, одним из важнейших является Конституция Российской Федерации , которая закрепила, что в Российской Федерации:

— признаются и защищаются равным образом частная, государственная, муниципальная и иные формы собственности (ч. 2 ст. 8);

— земля и другие природные ресурсы могут находиться в частной, государственной, муниципальной и иных формах собственности (часть 2 ст.9);

— граждане и их объединения вправе иметь в частной собственности землю .

Право собственности не только было провозглашено на конституционном уровне, но и подлежит защите, причем равным образом, независимо от формы собственности (ст. 8). Конституция РФ прямо указывает, что «право частной собственности охраняется законом» (ст. 35). Никто не может быть лишен своего имущества иначе как по решению суда. Очевидно, что такое истолкование очень напоминает интерпретацию конвенционной нормы об уважении собственности, содержащейся в ст. 1 Протокола N 1 к Конвенции о защите прав человека и основных свобод Европейским судом по правам человека, поскольку общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы.

Принудительное отчуждение имущества для государственных нужд может быть произведено только при условии предварительного и равноценного возмещения. Право наследования гарантируется (ст. 35). В Конституции РФ закреплено важнейшее положение о том, что «земля и другие природные ресурсы используются и охраняются в Российской Федерации как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории» (ст. 9) .

Соответствуя конституционным нормам, Гражданский кодекс РФ также констатирует, что «в Российской Федерации признаются частная, государственная, муниципальная и иные формы собственности… Имущество может находиться в собственности граждан и юридических лиц, а также Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований… Особенности приобретения и прекращения права собственности на имущество, владения, пользования и распоряжения им в зависимости от того, находится имущество в собственности гражданина или юридического лица, в собственности Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования, могут устанавливаться лишь законом» (п. п. 1 — 3 ст. 212).

В частной собственности может находиться любое имущество, за исключением отдельных видов имущества, которые в соответствии с законом не может принадлежать гражданам или юридическим лицам. Количество и стоимость имущества, находящегося в собственности граждан и юридических лиц, не ограничиваются, за исключением случаев, когда такие ограничения установлены законом (п. п. 1, 2 ст. 213 ГК РФ). Собственность граждан может быть общей (общей совместной и общей долевой) (гл. 16 ГК РФ) .

Согласно отечественной доктрине и действующему российскому законодательству публичная собственность в России как самостоятельный вид собственности включает государственную и муниципальную собственность, а общественные отношения, связанные с публичной собственностью, регулируются посредством норм публичного и частного права. Субъектом права публичной собственности являются публично-правовые образования (Российская Федерация, субъекты РФ, муниципальные образования), призванные действовать в интересах всего общества и населения соответствующей территории (ч. 2 ст. 8 Конституции РФ, ст. ст. 124, 125, 214 ГК РФ и др.).

Иными словами, имущественные отношения могут быть объектом регулирования как со стороны частного, так и со стороны публичного (конституционного, налогового, административного) права. В настоящее время наблюдается заимствование понятий частного (гражданского) права нормами публичного права и наоборот . Конституционные нормы закрепляют основы имущественных отношений в государстве, компетенцию государственных органов в регулировании этих отношений, способы, средства и формы защиты вещных прав. Регулирование имущественных отношений посредством публично-правовых норм происходит путем субординации, в то время как регулирование аналогичных отношений в частном праве происходит путем координации, юридического равенства, дозволительных мер.

В юридической литературе верно отмечается, что в Конституции РФ не обозначены основные цели функционирования публичной собственности и ее роль в социальном демократическом государстве с рыночной экономикой, не предусмотрены основные субъекты и объекты права публичной собственности, не определены принципы правового режима этого вида собственности.

Гражданское и природоресурсное законодательство, указывая на субъекты и объекты публичной собственности, исключают ряд объектов из имущественного оборота или ограничивают их оборот (объекты исключительной государственной собственности), определяют основания возникновения и прекращения права публичной собственности, регламентируют права, обязанности и ответственность публичных собственников. Допущенная к обороту часть имущества из разряда государственной (публичной) собственности с теми или иными публично-правовыми и гражданско-правовыми ограничениями является объектом гражданско-правовых (имущественных) отношений в порядке, предусмотренном законом (ст. ст. 124, 125, 214, 215 ГК РФ).

Как известно, древнее римское право различало публичное и частное право: все, что относилось к положению (пользе) Римского государства, являлось публичным, а все, что служило пользе отдельных лиц, — к частному праву. Иными словами, для частного права преимущественное значение имели интересы отдельных лиц, для публичного права — интересы государства.

Ф. К. Савиньи писал, что в публичном праве целое является целью, а отдельный человек занимает второстепенное положение, в частном праве, напротив, отдельный человек является целью, а целое (государство) — средством. Н. М. Коршунов обращал внимание на то, что частные и публичные права различаются в порядке приобретения прав, в способах их потери, в содержании права и в соотношении прав и обязанностей .

При этом, действующее российское законодательство не знает иного права собственности, кроме того, которое предусмотрено в Гражданском кодексе РФ .

Так, Гражданский кодекс Российской Федерации (ст. 209) закрепляет право собственности с наделением собственника известной триадой прав: правом владения, пользования и распоряжения своим имуществом.

При этом, считаем важным отдельно коснуться вопроса собственности на земельные участки, как основы собственности на объекты недвижимого имущества в буквальном смысле.

В юридической литературе отмечается, что понятие права частной собственности на землю сформулировано не так давно. Ранее действовавшее законодательство не допускало такого права граждан, существовало лишь понятие государственной собственности на землю. Впервые об этом праве граждан и юридических лиц упомянуто в Законе РСФСР «О собственности в РСФСР» от 24 декабря 1990 года. В соответствии со ст. 6 названного Закона «земельные участки могут находиться в частной, государственной собственности и собственности общественных объединений (организаций)». Сегодня же понятие частной собственности на землю прочно вошло в российское законодательство, и ведущая роль в этом принадлежит Гражданскому кодексу РФ.

Среди остро стоящих перед обществом проблем на сегодняшний день является проблема обеспечения стабилизации земельных отношений. Эту проблему можно успешно решить, имея совершенное законодательство. Однако состояние российского законодательства о земле оставляет желать лучшего.

Центральным нормативным актом, регулирующим отношения, возникающие в сфере собственности на землю, является Земельный кодекс Российской Федерации.

Глава третья ЗК РФ полностью посвящена праву собственности на землю. Согласно ст. 15 ЗК РФ граждане и юридические лица могут иметь в частной собственности земельные участки, приобретенные по основаниям, предусмотренным законодательством Российской Федерации. Земля и другие природные объекты являются особыми объектами гражданского оборота, поэтому на эти объекты распространяется гражданское законодательство, правда, в той мере, в какой вопросы их оборота не урегулированы законодательством о земле и других природных ресурсах.

Нельзя сбрасывать со счетов тот факт, что одним из распространенных видов прав на землю наряду с правом временного пользования земельным участком является право постоянного (бессрочного) пользования. В недалеком прошлом эти виды были практически единственными видами прав на землю и существовали наряду с правом государственной собственности на землю. Земельный кодекс РФ лишил граждан и юридических лиц возможности приобретать земельные участки в постоянное (бессрочное) пользование. Однако, если граждане и юридические лица обладают земельными участками на праве постоянного (бессрочного) пользования, они могут приобрести их в собственность.

Современное законодательство о земле, насчитывающее многочисленные нормативно-правовые акты, исходит из разрешительного типа регулирования отношений в сфере земельной собственности (в отличие от ранее применявшегося общедозволительного типа правового регулирования). Переход от общедозволительного типа правового регулирования земельных отношений к разрешительному типу виден в ст. 129 и ст. 209 ГК РФ, особенно это заметно в отношении правомочия распоряжения. Так, согласно ч. 3 ст. 209 ГК РФ: «Владение, пользование и распоряжение землей и другими природными ресурсами в той мере, в какой их оборот допускается законом, осуществляется их собственником свободно, если это не наносит ущерба окружающей среде и не нарушает прав и законных интересов других лиц».

Несмотря на появление положительных течений в нашем законодательстве, есть и некоторые отрицательные моменты. Так, М. С. Пашова отметила основные направления «бурного» развития земельного законодательства в России и резюмировала, что за последние пять лет в нем проявилась негативная тенденция, так как принимается и рассматривается «лавина» законов и законопроектов, что делает невозможным разобраться в них даже специалистам. По мнению Пашовой М. С., неупорядоченность и нестабильность земельных отношений ослабляет и разрушает суверенитет России как государства.

Большое значение в сфере правового регулирования земельных отношений имеют договоры, и прежде всего это договоры купли-продажи земельных участков как правовые формы, опосредующие рыночный оборот земель.

В отношении правомочия распоряжения необходимо отметить, что применительно к гражданам и юридическим лицам оно несколько ограничено. Ограничения прежде всего касаются земель, ограниченных в обороте, или земель, изъятых из оборота. Вместе с тем не допускается отказ в предоставлении в собственность граждан и юридических лиц земельных участков для строительства, ограниченных в обороте и находящихся в государственной или муниципальной собственности, если федеральным законом разрешено предоставлять их в собственность граждан и юридических лиц (п. 4 ст. 28 ЗК РФ) .

Кроме этих ограничений существуют ограничения по целевому использованию отдельных категорий земель. В соответствии со ст. 260 ГК РФ использование по целевому назначению устанавливается для земель сельскохозяйственного назначения и земель особо охраняемых природных территорий.

Ограничения правомочия распоряжения земельным участком могут быть предусмотрены и другими нормативными правовыми актами. В соответствии с ч. 3 ст. 3 Земельного кодекса РФ имущественные отношения по владению, пользованию и распоряжению земельными участками, а также по совершению сделок с ними регулируются гражданским законодательством, если иное не предусмотрено земельным, лесным, водным законодательством, законодательством о недрах, об охране окружающей среды, специальными федеральными законами.

Имеющими отношение к сфере земельного права согласно приведенной выше статье являются положения Гражданского кодекса Российской Федерации, а именно положения ст. ст. 129, 131, 209 ГК РФ. Особенно актуальным в последнее время становится институт приобретательской давности как основания возникновения права собственности на землю. Особенность его применения обусловлена спецификой земельного участка как объекта правоотношений.

На сегодняшний день основными проблемами в сфере регулирования земельных отношений являются осуществление земельной реформы, определение ее направлений и механизмов, правовая проблема земельного контроля, ответственность за нарушение земельного законодательства, а также проблемы, связанные с использованием земельных долей. На этом сложном пути придется многое сделать и ученым, и юристам-практикам, которые проделывают действительно сложную работу, в том числе и по разработке действенного законодательства. Без сотрудничества в этой сфере обойтись нельзя. Большую роль играют в этом плане научные и научно-практические конференции, посвященные различным земельным вопросам. Так, основные проблемы земельной реформы, практика применения земельного законодательства были освещены на научно-практической конференции «Земельное законодательство и практика его применения на современном этапе», организованной Институтом законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве Российской Федерации и Государственным университетом по землеустройству осенью 2004 года. Что касается земельной реформы, то на всем ее протяжении предпринимались попытки внесения изменений в действующее законодательство и обеспечения правоприменения во имя поддержания правопорядка.

Реформирование земельного права необходимо в той связи, что земельные споры являются наиболее распространенной категорией споров. Появляются их новые разновидности. В связи с развернувшимся строительством жилых и нежилых помещений, активизацией деятельности многочисленных строительных компаний резко возросло количество споров по поводу прав на земельные участки под отчуждаемыми строениями, зданиями, сооружениями. Председателем судебного состава Арбитражного суда г. Москвы Зверевой Е. А. высказывалось мнение о том, что договоры по передаче зданий, сооружений, строений должны признаваться незаключенными, если в них не предусматриваются границы земельных участков, права на которые переходят к приобретателю недвижимого имущества.

Таким образом, земельное законодательство России о собственности на землю пробельно и противоречиво, во многом не может отвечать вопросам современной практической деятельности, в связи с чем в данной области предстоит сделать еще очень многое .

Литература:

1. Конституция Российской Федерации//Консультант +

2. Гражданский кодекс Российской Федерации//Консультант +

3. Земельный кодекс Российской Федерации//Консультант +

5. Гутников О. В. Международный форум стран Азиатско-Тихоокеанского региона «Право собственности как фундамент современных экономических отношений» //»Журнал российского права», 2010, N 11//Консультант +

6. Карасева М. В. Финансовое правоотношение. Воронеж, 1977. //Консультант

7. Карасева М. В. Бюджетное право в контексте теории права собственности // Государство и право. 2008. N 2. //Консультант +

8. Колоскова Н. А. Правовое регулирование права частной собственности на землю//Правовые вопросы недвижимости», 2006, N 2 //Консультант +

9. Коршунов Н. М. Конвергенция частного и публичного права: проблемы теории и практики. М., 2011. С. 26;

11. Мазаев В. Д. Публичная собственность в России: конституционные основы. М., 2004. //Консультант +

12. Пауль А. Г. Бюджетно-правовое регулирование формирования бюджетов. Воронеж, 2011. //Консультант +

Недвижимость как объект сделок и как объект государственной регистрации

Целевое назначение и особая значимость многих объектов недвижимости обусловливают установление законодателем определенных ограничений на совершение сделок с недвижимостью, ее участие в гражданском обороте, а также особый порядок приобретения и регистрации прав.

Это связно с тем, что недвижимое имущество по сравнению с другими объектами гражданских прав обладает повышенной ценностью, требует особых мер для охраны интересов, как продавцов, так и покупателей.

Легальное определение недвижимости дается законодателем в п.1 ст.130 ГК РФ все, что прочно связано с землей, объекты, перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно. К числу названных объектов законодатель относит: земельные участки, участки недр, обособленные водные объекты, леса, многолетние насаждения, здания, сооружения.

К недвижимым вещам, в соответствии с гражданским законодательством также относятся подлежащие государственной регистрации воздушные и морские суда, суда внутреннего плавания, космические объекты. Законом к недвижимым вещам может быть отнесено и иное имущество.

Согласно ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» (ст.1) недвижимое имущество (недвижимость), права на которое подлежат государственной регистрации — это земельные участки, участки недр, обособленные водные объекты и все объекты, которые связаны с землей так, что их перемещение без несоразмерного ущерба их назначению невозможно, в том числе здания, сооружения, жилые и нежилые помещения, леса и многолетние насаждения, кондоминиумы, предприятия как имущественные комплексы.

Как видно из приведенных понятий, критериями для отнесения имущества к недвижимому является: прочная связь с землей, объектов, перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно, либо отнесение к таковым законодательным актом.

Между тем, как подчеркивают отдельные исследователи, критерии, предложенные законодателем в ст.130 ГК РФ для разграничения движимого и недвижимого имущества (прочная связь с землей и невозможность перемещения объекта без несоразмерного ущерба его назначению), с развитием технического прогресса становятся недостаточными. В связи с этим в законодательстве, регулирующем технический и кадастровый учет недвижимости, представляется необходимым установить дополнительные критерии отнесения объектов к недвижимости, которые носят технический характер, и должны быть выработаны соответствующими техническими дисциплинами .

На наш взгляд, нет необходимости в ведении дополнительных критериев, т.к. такое деление проводится в ряде законодательных актов, что позволяет говорить об отнесении того или иного вида имущества к недвижимому.

Одной из особенностей правового статуса недвижимости заключается в том, что право собственности и другие вещные права на недвижимость, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат особенному закреплению — государственной регистрации.

Перечень объектов недвижимости, права на которые подлежат регистрации в соответствии с действующим законодательством, включает:

  • 1) земельные участки (ст.130 ГК РФ, ст.1 Закона о государственной регистрации прав);
  • 2) участки недр;
  • 3) обособленные водные объекты;
  • 4) леса, многолетние насаждения;
  • 5) здания (ст.130 ГК РФ), части зданий
  • 6) сооружения над и под землями, объекты инженерной, транспортной инфраструктуры и благоустройства (ст.130 ГК РФ);
  • 7) нежилые помещения (ст.18 Жилищный кодекс Российской Федерации от 29 декабря 2004 г. N 188-ФЗ (с изменениями от 31 декабря 2005 г.) ”, ст.1 Закона о государственной регистрации прав, части помещений (ст.26 Закона о государственной регистрации прав);
  • 8) предприятия как имущественный комплекс (ст.132 ГК РФ, ст.1 Закона о государственной регистрации прав);
  • 9) жилые дома и их части (ст.558 ГК РФ), жилые дома с жилыми и нежилыми помещениями,
  • 10) квартиры, их части (ст.289, 558 ГК РФ), служебные жилые помещения, иные жилые помещения в жилых домах и других строениях, пригодные для постоянного и временного проживания;
  • 11) дачи, садовые дома, гаражи и другие строения потребительского значения (ст.56 Основ законодательства РФ о нотариате, ст.5 Федерального закона «Об ипотеке (залоге недвижимости) ”);
  • 12) кондоминиумы как комплексы недвижимого имущества, ст.1 Закона о государственной регистрации прав);
  • 15) объекты незавершенного строительства, не являющиеся предметом действующего договора строительного подряда (ст.25 Закона о государственной регистрации прав.
  • 16) другие объекты, которые будут отнесены к недвижимости законодательным путем.

В чем заключается необходимость государственной регистрации сделок с недвижимостью.

Основная особенность приобретения прав на недвижимость заключается в том, что момент возникновения прав связан с моментом их государственной регистрации. Исключение составляют случаи, установленные законом. Например момент возникновения прав на недвижимость по тому или иному основанию, обуславливает характер государственной регистрации .

В тех случаях, когда момент возникновения прав на недвижимость связан с моментом регистрации, последняя приобретает правообразующее значение. Напротив, в тех случаях, когда возникновение прав обусловлено иным моментом, государственной регистрации отводится лишь правоподтверждающая роль.

Таким образом, государственная регистрация представляет собой составную часть правового режима недвижимости, который стал более строгим по сравнению с правовым режимом движимых вещей. Данное положение предопределено отличительными особенностями недвижимости от остальных вещей, которыми, в частности, являются: прочная связь с землей и невозможность перемещения без несоразмерного ущерба назначению недвижимости; многократное использование в процессе производства и в иных целях, а также сохранение их первоначального вида (формы) в течение длительного периода; наличие индивидуальных отличительных признаков; незаменяемость недвижимости.

Об утверждении Методических рекомендаций о порядке государственной регистрации прав на создаваемые, созданные, реконструированные объекты недвижимого имущества

Министерство юстиции Российской Федерации
ФЕДЕРАЛЬНАЯ РЕГИСТРАЦИОННАЯ СЛУЖБА
ПРИКАЗ
от 8 июня 2007 года N 113

Об утверждении Методических рекомендаций о порядке
государственной регистрации прав на создаваемые, созданные,
реконструированные объекты недвижимого имущества

В соответствии со статьями 3 и 10 Федерального закона от 21 июля 1997 года N 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним»
приказываю:
Утвердить прилагаемые Методические рекомендации о порядке государственной регистрации прав на создаваемые, созданные, реконструированные объекты недвижимого имущества.

Директор
С.В.Васильев

Методические рекомендации о порядке государственной регистрации прав на создаваемые, созданные, реконструированные объекты недвижимого имущества

УТВЕРЖДЕНЫ
приказом Федеральной
регистрационной службы
от 8 июня 2007 года N 113

Методические рекомендации о порядке государственной регистрации прав на создаваемые, созданные, реконструированные объекты недвижимого имущества (далее — Рекомендации) разработаны на основании и в соответствии с Гражданским Кодексом Российской Федерации (далее — Кодекс), Градостроительным кодексом Российской Федерации (далее — Градостроительный кодекс), Федеральным законом от 21 июля 1997 года N 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» (далее — Закон), Правилами ведения Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 18 февраля 1998 года N 219 «Об утверждении Правил ведения Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним» (далее — Правила ведения ЕГРП), Федеральной программой поэтапного развития системы государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 9 апреля 2001 года N 273 «Об утверждении Федеральной программы поэтапного развития системы государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним», иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
________________
Собрание законодательства Российской Федерации. 1994. N 32. Ст.3301; 1996. N 5. Ст.410; 2001. N 49. Ст.4552.
Собрание законодательства Российской Федерации. 2005. N 1 (ч.1). Ст.16.
Собрание законодательства Российской Федерации. 1997. N 30. Ст.3594; 2001. N 11. Ст.997; N 16. Ст.1533; 2002. N 15. Ст.1377; 2003. N 24. Ст.2244; 2004. N 30. Ст.3081; N 27. Ст.2711; N 35. Ст.3607; N 45. Ст.4377; 2005. N 1 (ч.1). Ст.15; Ст.22; Ст.40; Ст.43; N 50. Ст.5244; 2006. N 1. Ст.17; N 17 (ч.1). Ст.1782; N 23. Ст.2380; N 27. Ст.2881; N 30. Ст.3287; N 50. Ст.5279; N 52 (ч.1). Ст.5498.
Собрание законодательства Российской Федерации. 1998. N 8. Ст.963; 1999. N 52. Ст.6416; 2002. N 41. Ст.3983; 2003. N 37. Ст.3584; 2004. N 47. Ст.4652; 2006. N 48. Ст.5038.
Собрание законодательства Российской Федерации. 2001. N 16. Ст.1602.
Рекомендации направлены на оказание практической помощи Федеральной регистрационной службе и ее территориальным органам (далее — органы, осуществляющие государственную регистрацию прав) при осуществлении государственной регистрации прав на создаваемые, созданные, реконструированные объекты недвижимого имущества.
Государственная регистрация прав на создаваемые, созданные, реконструированные объекты недвижимого имущества проводится в порядке, установленном Законом, Правилами ведения ЕГРП, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, принятыми в соответствии с Законом.
К отношениям, возникающим при государственной регистрации прав на создаваемые, созданные, реконструированные объекты недвижимого имущества, применяются также иные нормативные правовые акты, изданные Министерством юстиции Российской Федерации в порядке реализации полномочий в сфере регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним.
Положения Рекомендаций не распространяются на отношения, возникающие при государственной регистрации прав на объекты недвижимого имущества, создаваемые с привлечением денежных средств участников долевого строительства для строительства многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости, разрешения на строительство которых получены после вступления в силу Федерального закона от 30 декабря 2004 года N 214-ФЗ «Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации».
________________
Собрание законодательства Российской Федерации. 2005. N 1 (ч.1). Ст.40; 2006. N 30. Ст.3287; N 43. Ст.4412.

I. Общие положения

1. Право собственности на новую вещь, изготовленную или созданную лицом для себя с соблюдением закона и иных правовых актов, приобретается этим лицом (пункт 1 статьи 218 Кодекса).

2. Имущество, приобретенное унитарным предприятием или учреждением по договору или иным основаниям, поступает в хозяйственное ведение или оперативное управление предприятия или учреждения в порядке, установленном Кодексом, другими законами и иными правовыми актами для приобретения права собственности (пункт 2 статьи 299 Кодекса).
Учитывая положения статьи 299 Гражданского кодекса Российской Федерации, в данном случае государственную регистрацию права хозяйственного ведения (оперативного управления) государственных предприятий (учреждений) на находящиеся в государственной собственности объекты недвижимого имущества рекомендуется осуществлять одновременно с государственной регистрацией права государственной или муниципальной собственности на данные объекты.

3. Если иное не предусмотрено законом или договором, собственник земельного участка приобретает право собственности на здание, сооружение и иное недвижимое имущество, возведенное или созданное им для себя на принадлежащем ему участке (пункт 2 статьи 263 Кодекса).

4. Право собственности на здания, сооружения и другое вновь создаваемое недвижимое имущество, подлежащее государственной регистрации, возникает с момента такой регистрации (статья 219 Кодекса).

II. Основания для государственной регистрации прав на создаваемые, созданные или реконструированные объекты недвижимого имущества

5. Право собственности на созданный объект недвижимого имущества регистрируется на основании документов, подтверждающих факт его создания (пункт 1 статьи 25 Закона).

6. При осуществлении государственной регистрации прав на создаваемый, созданный или реконструируемый объект недвижимого имущества рекомендуется удостовериться, что объект недвижимого имущества не является самовольной постройкой. Лицо, осуществившее самовольную постройку, не приобретает на нее право собственности (пункт 2 статьи 222 Кодекса).
Самовольной постройкой является жилой дом, другое строение, сооружение или иное недвижимое имущество, созданное на земельном участке, не отведенном для этих целей в порядке, установленном законом и иными правовыми актами, либо созданное без получения на это необходимых разрешений или с существенным нарушением градостроительных и строительных норм и правил (пункт 1 статьи 222 Кодекса).
Право собственности на самовольную постройку может быть признано судом, а в установленных законом случаях в ином установленном законом порядке, за лицом, в собственности, пожизненном наследуемом владении, постоянном (бессрочном) пользовании которого находится земельный участок, где осуществлена постройка.
Право собственности на самовольную постройку не может быть признано за указанным лицом, если сохранение постройки нарушает права и охраняемые законом интересы других лиц либо создает угрозу жизни и здоровью граждан (пункт 3 статьи 222 Кодекса).

7. Документом, удостоверяющим выполнение строительства, реконструкции, капитального ремонта объекта капитального строительства в полном объеме в соответствии с разрешением на строительство, соответствие построенного, реконструируемого, отремонтированного объекта капитального строительства градостроительному плану земельного участка и проектной документации, является разрешение на ввод объекта в эксплуатацию (часть 1 статьи 55 Градостроительного кодекса).
Форма разрешения на ввод объекта в эксплуатацию установлена в соответствии с частью 12 статьи 55 Градостроительного кодекса постановлением Правительства Российской Федерации от 24 ноября 2005 года N 698 «О форме разрешения на строительство и форме разрешения на ввод объекта в эксплуатацию».
________________
Собрание законодательства Российской Федерации. 2005. N 48. Ст.5047.
Разрешение на ввод объекта в эксплуатацию выдается органом, выдавшим разрешение на строительство (часть 2 статьи 55 Градостроительного кодекса).
Разрешение на ввод объекта в эксплуатацию выдается в том числе на основании правоустанавливающих документов на земельный участок (подпункт 1 части 3 статьи 55 Градостроительного кодекса). В связи с этим рекомендуется при проведении правовой экспертизы документов, представленных на государственную регистрацию прав на созданный объект недвижимого имущества, проверить наличие прав заявителя на земельный участок. Представление правоустанавливающего документа на указанный земельный участок не требуется в случае, если право заявителя на этот земельный участок ранее зарегистрировано в установленном Законом порядке.

8. В случае, если земельный участок, отведенный для создания объекта недвижимого имущества, принадлежит заявителю на праве собственности, право собственности заявителя на объект незавершенного строительства регистрируется на основании документов, подтверждающих право собственности на данный земельный участок, разрешения на строительство, проектной документации и документов, содержащих описание объекта незавершенного строительства (пункт 3 статьи 25 Закона).

9. В случае, если земельный участок, отведенный для создания объекта недвижимого имущества, принадлежит заявителю на ином праве, чем право собственности, право собственности заявителя на объект незавершенного строительства регистрируется на основании документов, подтверждающих право пользования данным земельным участком, разрешения на строительство, проектной документации и документов, содержащих описание объекта незавершенного строительства (пункт 4 статьи 25 Закона).

10. Проектная документация представляет собой документацию, содержащую материалы в текстовой форме и в виде карт (схем) и определяющую архитектурные, функционально-технологические, конструктивные и инженерно-технические решения для обеспечения строительства, реконструкции объектов капитального строительства, их частей, капитального ремонта, если при его проведении затрагиваются конструктивные и другие характеристики надежности и безопасности объектов капитального строительства (часть 2 статьи 48 Градостроительного кодекса).
Осуществление подготовки проектной документации не требуется при строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объектов индивидуального жилищного строительства (отдельно стоящих жилых домов с количеством этажей не более чем три, предназначенных для проживания одной семьи). Застройщик по собственной инициативе вправе обеспечить подготовку проектной документации применительно к объектам индивидуального жилищного строительства (часть 3 статьи 48 Градостроительного кодекса).

11. Разрешение на строительство представляет собой документ, подтверждающий соответствие проектной документации требованиям градостроительного плана земельного участка и дающий застройщику право осуществлять строительство, реконструкцию объектов капитального строительства, а также их капитальный ремонт, за исключением случаев, предусмотренных Градостроительным кодексом (часть 1 статьи 51 Градостроительного кодекса).
Органы, уполномоченные на выдачу разрешения на строительство, определены в частях 4-6 статьи 51 Градостроительного кодекса.
Срок действия разрешения на строительство при переходе права на земельный участок и объекты капитального строительства сохраняется (часть 21 статьи 51 Градостроительного кодекса).

12. Выдача разрешения на строительство не требуется, в том числе в случаях:
1) строительства гаража на земельном участке, предоставленном физическому лицу для целей, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности, или строительства на земельном участке, предоставленном для ведения садоводства, дачного хозяйства;
2) строительства на земельном участке строений и сооружений вспомогательного использования;
3) изменения объектов капитального строительства и (или) их частей, если такие изменения не затрагивают конструктивные и другие характеристики их надежности и безопасности и не превышают предельные параметры разрешенного строительства, реконструкции, установленные градостроительным регламентом;
4) иных случаях, если в соответствии с Градостроительным кодексом, законодательством субъектов Российской Федерации о градостроительной деятельности получение разрешения на строительство не требуется (часть 17 статьи 51 Градостроительного кодекса).

13. В соответствии с пунктом 1 статьи 25.3 Закона основаниями для государственной регистрации права собственности на создаваемый или созданный объект недвижимого имущества, если для строительства, реконструкции такого объекта недвижимого имущества в соответствии с законодательством Российской Федерации не требуется разрешение на строительство, а также для государственной регистрации права собственности гражданина на объект индивидуального жилищного строительства, создаваемый или созданный на земельном участке, предназначенном для индивидуального жилищного строительства, либо создаваемый или созданный на земельном участке, расположенном в границе населенного пункта и предназначенном для ведения личного подсобного хозяйства (на приусадебном земельном участке), являются:
документы, подтверждающие факт создания такого объекта недвижимого имущества и содержащие его описание;
правоустанавливающий документ на земельный участок, на котором расположен такой объект недвижимого имущества.
Представление правоустанавливающего документа на указанный земельный участок не требуется в случае, если право заявителя на этот земельный участок ранее зарегистрировано в установленном Законом порядке.

14. В соответствии с пунктом 2 статьи 25.3 Закона обязательным приложением к представляемым в соответствии с пунктом 1 статьи 25.3 Закона документам является кадастровый план земельного участка, на котором расположен соответствующий создаваемый или созданный объект недвижимого имущества.
Представление кадастрового плана земельного участка не требуется в случае, если:
право на указанный земельный участок ранее зарегистрировано в установленном Законом порядке;
указанный земельный участок предназначен для ведения дачного хозяйства или садоводства и если представлено заключение правления соответствующего садоводческого или дачного некоммерческого объединения, подтверждающее, что создаваемый или созданный объект недвижимого имущества расположен в пределах границ указанного земельного участка;
для строительства, реконструкции соответствующего создаваемого или созданного объекта недвижимого имущества не требуется в соответствии с законодательством Российской Федерации выдача разрешения на строительство либо указанный земельный участок предназначен для ведения личного подсобного хозяйства и если представлено заключение органа местного самоуправления соответствующего поселения или городского округа, подтверждающее, что создаваемый или созданный объект недвижимого имущества расположен в пределах границ указанного земельного участка.

15. В соответствии с пунктом 3 статьи 25.3 Закона документом, подтверждающим факт создания объекта недвижимого имущества на предназначенном для ведения дачного хозяйства или садоводства земельном участке, либо факт создания гаража или иного объекта недвижимого имущества (если для строительства, реконструкции такого объекта недвижимого имущества не требуется в соответствии с законодательством Российской Федерации выдача разрешения на строительство) и содержащим описание такого объекта недвижимого имущества, является декларация о таком объекте недвижимого имущества.
Форма декларации об объекте недвижимого имущества утверждена приказом Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации от 15 августа 2006 года N 232 «Об утверждении формы декларации об объекте недвижимого имущества».
________________
Зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 30 августа 2006 года, N 8181. Российская газета. 2006. 31 авг.
Представление удостоверенного соответствующей организацией (органом) по учету объектов недвижимого имущества плана объекта недвижимого имущества, указанного в пункте 3 статьи 25.3 Закона, не требуется.

16. Документами, подтверждающими факт создания объекта индивидуального жилищного строительства на земельном участке, предназначенном для индивидуального жилищного строительства, или факт создания объекта индивидуального жилищного строительства на земельном участке, расположенном в черте поселения и предназначенном для ведения личного подсобного хозяйства (на приусадебном земельном участке), и содержащими описание такого объекта индивидуального жилищного строительства, являются технический паспорт такого объекта индивидуального жилищного строительства и разрешение органа местного самоуправления на ввод такого объекта индивидуального жилищного строительства в эксплуатацию или в случае, если такой объект индивидуального жилищного строительства является объектом незавершенного строительства, разрешение на строительство. До 1 января 2010 года технический паспорт объекта индивидуального жилищного строительства является единственным документом, подтверждающим факт создания такого объекта индивидуального жилищного строительства на указанном земельном участке и содержащим его описание (пункт 4 статьи 25.3 Закона).

17. Истребование у заявителя дополнительных документов для государственной регистрации права собственности гражданина на объект недвижимого имущества, указанный в пункте 1 статьи 25.3 Закона, не допускается (пункт 5 статьи 25.3 Закона).

18. Объект недвижимости может создаваться несколькими лицами. В этом случае созданный объект недвижимого имущества поступает в общую долевую собственность, если законом не предусмотрено образование совместной собственности.
Согласно пункту 1 статьи 18 Закона документы, устанавливающие наличие, возникновение, прекращение, переход, ограничение (обременение) прав на недвижимое имущество и представляемые на государственную регистрацию прав, должны соответствовать требованиям, установленным законодательством Российской Федерации, и отражать информацию, необходимую для государственной регистрации прав на недвижимое имущество в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним (далее — ЕГРП). В связи с чем при проведении правовой экспертизы документов, представленных на государственную регистрацию прав, государственному регистратору рекомендуется проверить наличие в разрешении на строительство, разрешении на ввод в эксплуатацию, а также в иных документах, необходимых для государственной регистрации прав, сведений обо всех участниках общей собственности на создаваемый или созданный объект недвижимости.
Если доли участников долевой собственности не могут быть определены на основании закона и не установлены соглашением всех ее участников, доли считаются равными (пункт 1 статьи 245 Кодекса).
Соглашением всех участников долевой собственности может быть установлен порядок определения и изменения их долей в зависимости от вклада каждого из них в образование и приращение общего имущества (пункт 2 статьи 245 Кодекса).

19. При создании делимого объекта недвижимого имущества несколькими лицами между ними в соответствии с пунктом 1 статьи 252 Кодекса может быть достигнуто соглашение о разделе созданного объекта недвижимого имущества с возникновением права собственности каждого лица на часть (помещения) созданного объекта недвижимого имущества. В этом случае основанием для государственной регистрации права собственности на часть созданного объекта недвижимого имущества помимо документов, указанных в части 1 статьи 55 Градостроительного кодекса, пунктах 3, 4 статьи 25 Закона, пунктах 1, 3, 4 статьи 25.3 Закона, будет являться также соглашение о разделе созданного объекта недвижимого имущества.

20. В случае, если на земельном участке, находящемся в долевой собственности, расположен объект недвижимого имущества, созданный или создаваемый одним из участников долевой собственности, при проведении правовой экспертизы документов государственному регистратору рекомендуется проверить, в соответствии с пунктом 1 статьи 247 и пунктом 1 статьи 263 Кодекса, отсутствие возражений других участников долевой собственности против возникновения права собственности у участника долевой собственности, непосредственно осуществившего постройку, и согласие остальных участников долевой собственности на использование таким образом земельного участка.

III. Особенности государственной регистрации прав на реконструированные объекты недвижимого имущества

21. Реконструкция — изменение параметров объектов капитального строительства, их частей (высоты, количества этажей (далее — этажность), площади, показателей производственной мощности, объема) и качества инженерно-технического обеспечения (часть 14 статьи 1 Градостроительного кодекса).

22. Реконструкция объекта недвижимого имущества, находящегося в общей собственности, возможна только с согласия всех правообладателей объекта капитального строительства (подпункт 6 части 7 статьи 51 Градостроительного кодекса).

23. Участник долевой собственности, осуществивший за свой счет с соблюдением установленного порядка использования общего имущества неотделимые улучшения этого имущества, имеет право на соответствующее увеличение своей доли в праве на общее имущество (пункт 3 статьи 245 Кодекса).
В случае, если в результате проведенной реконструкции изменяются размеры долей участников долевой собственности при осуществлении государственной регистрации права на реконструированный объект недвижимого имущества, находящийся в долевой собственности, рекомендуется запрашивать соглашение участников долевой собственности о перераспределении размеров долей либо соответствующее решение суда.

24. В случае, если в результате реконструкции объекта недвижимого имущества внешние границы объекта недвижимого имущества, назначение объекта, объем выполненных строительно-монтажных работ (процент готовности) для объектов незавершенного строительства не меняются, в раздел ЕГРП, открытый на соответствующий объект недвижимого имущества, в соответствии с пунктом 67 Правил ведения ЕГРП вносятся изменения.

25. В остальных случаях реконструкции объекта недвижимого имущества для государственной регистрации прав на реконструированный объект недвижимого имущества рекомендуется открывать новый раздел ЕГРП, при этом раздел ЕГРП, связанный с ранее существовавшим объектом недвижимого имущества, закрывается в соответствии с пунктом 36 Правил ведения ЕГРП.
В графу «Предыдущий кадастровый (условный) номер» нового раздела ЕГРП, открытого на реконструированный объект недвижимого имущества, вносятся сведения о кадастровом (условном) номере ранее существовавшего объекта недвижимого имущества в соответствии с пунктом 26 Правил ведения ЕГРП.
В графу «Последующий кадастровый (условный) номер» раздела ЕГРП на ранее существовавший объект недвижимого имущества вносятся сведения о кадастровом (условном) номере реконструированного объекта недвижимого имущества в соответствии с пунктом 27 Правил ведения ЕГРП.

26. В соответствии с пунктом 44 Правил ведения ЕГРП актуальные записи специальных частей подраздела III раздела ЕГРП на ранее существовавший объект переносятся в специальные части подраздела III раздела ЕГРП, открытого на реконструированный объект недвижимого имущества. В листах специальных частей подраздела III раздела ЕГРП, открытого на реконструированный объект недвижимого имущества, проставляется дата заполнения этих листов. В графе «Номер регистрации» указывается номер государственной регистрации ограничения (обременения) права на ранее существовавший объект, а дата его государственной регистрации вносится в графу «Особые отметки регистратора» после слов «Дата регистрации». В графе, в которой описывается объект недвижимого имущества или содержание ограничения (обременения) права, указываются сведения о ранее существовавшем объекте недвижимого имущества в соответствии с пунктами 28-35 Правил ведения ЕГРП, а также его кадастровый (условный) номер.
Учитывая положения части 2 статьи 115 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации (далее — УПК), пункта 2 статьи 51 Федерального закона от 21 июля 1997 года N 119-ФЗ «Об исполнительном производстве» (далее — Закон «Об исполнительном производстве»), согласно которым при наложении ареста на имущество собственнику имущества запрещено распоряжаться им, в случае наличия в подразделе III-5 раздела ЕГРП, открытого на реконструируемый объект недвижимого имущества, записи о зарегистрированном аресте, не рекомендуется осуществлять государственную регистрацию права на реконструированный объект недвижимого имущества.
________________
Собрание законодательства Российской Федерации. 2001. N 52 (ч.1). Ст.4921.
Собрание законодательства Российской Федерации. 1997. N 30. Ст.3591; 2002. N 52 (ч.1). Ст.5132; 2003. N 2. Ст.160; N 50. Ст.4847; N 52 (ч.1). Ст.5038; 2004. N 10. Ст.837; N 27. Ст.2711; N 35. Ст.3607; 2005. N 42. Ст.4213; 2006. N 1. Ст.8; N 45. Ст.4627.

IV. Особенности внесения записей в ЕГРП при осуществлении государственной регистрации прав на объекты незавершенного строительства

27. При осуществлении государственной регистрации прав в случае ввода в эксплуатацию объекта незавершенного строительства, право на который ранее было зарегистрировано в ЕГРП, раздел ЕГРП, связанный с объектом незавершенного строительства, введенного в эксплуатацию, закрывается в соответствии с пунктом 36 Правил ведения ЕГРП. На объект недвижимого имущества, введенный в эксплуатацию, открывается новый раздел ЕГРП.
В графу «Предыдущий кадастровый (условный) номер» нового раздела ЕГРП, открытого на введенный в эксплуатацию объект недвижимого имущества, вносятся сведения о кадастровом (условном) номере объекта незавершенного строительства в соответствии с пунктом 26 Правил ведения ЕГРП.
В графу «Последующий кадастровый (условный) номер» раздела ЕГРП на объект незавершенного строительства вносятся сведения о кадастровом (условном) номере введенного в эксплуатацию объекта недвижимого имущества в соответствии с пунктом 27 Правил ведения ЕГРП.

28. В соответствии с пунктом 44 Правил ведения ЕГРП актуальные записи специальных частей подраздела III раздела ЕГРП на объект незавершенного строительства переносятся в специальные части подраздела III раздела ЕГРП, открытого на объект недвижимого имущества, введенный в эксплуатацию. В листах специальных частей подраздела III раздела ЕГРП, открытого на объект недвижимого имущества, введенный в эксплуатацию, проставляется дата заполнения этих листов. В графе «Номер регистрации» указывается номер государственной регистрации ограничения (обременения) права на объект незавершенного строительства, а дата его государственной регистрации вносится в графу «Особые отметки регистратора» после слов «Дата регистрации». В графе, в которой описывается объект недвижимого имущества или содержание ограничения (обременения) права, указываются сведения о ранее существовавшем объекте недвижимого имущества в соответствии с пунктами 28-35 Правил ведения ЕГРП, а также его кадастровый (условный) номер.
Учитывая положения части 2 статьи 115 УПК, пункта 2 статьи 51 Закона «Об исполнительном производстве», согласно которым при наложении ареста на имущество собственнику имущества запрещено распоряжаться им, в случае наличия в подразделе III-5 раздела ЕГРП, открытого на объект незавершенного строительства, записи о зарегистрированном аресте, не рекомендуется осуществлять государственную регистрацию права на объект недвижимого имущества, введенный в эксплуатацию.

29. При изменении объема выполненных строительно-монтажных работ (процент готовности) для объектов незавершенного строительства в раздел ЕГРП на объект незавершенного строительства вносятся изменения в соответствии с пунктом 67 Правил ведения ЕГРП.
Электронный текст документа
подготовлен ЗАО «Кодекс» и сверен по:
Бюллетень Министерства юстиции
Российской Федерации
N 9, 2007 год

В рамках подготовки тома (условно — третьего) комментария к ГК РФ, посвященного сделкам (проект #глосса), выкладываю проект комментария к ст. 164 Кодекса, посвященной государственной регистрации сделок. Буду рад замечаниям и предложениям!

Статья 164. Государственная регистрация сделок

1. В случаях, если законом предусмотрена государственная регистрация сделок, правовые последствия сделки наступают после ее регистрации.

2. Сделка, предусматривающая изменение условий зарегистрированной сделки, подлежит государственной регистрации.

1. Государственная регистрация сделок, то есть, специальная процедура официальной фиксации факта совершения сторонами той или иной сделки, может вводиться законодателем для решения нескольких задач.

1.1. Во-первых, регистрация сделок может быть установлена для целей проверки содержания сделки, установления соответствия ее условий закону, проверки дееспособности ее сторон, наличия полномочий у лиц, действующих от имени сторон сделки, разъяснения сторонам сделки, не искушенных с правовых вопросах, содержания и последствий сделки и проч. Строго говоря, в этом случае государственная регистрация сделки мало чем будет отличаться от нотариального удостоверения сделки; по сути, единственное отличие будет заключаться в субъекте, который от имени публичной власти (при нотариальном удостоверении им является нотариус, при регистрации сделки – чиновник регистрационного ведомства) совершает те действия, которые в соответствии с законом необходимо совершить при осуществлении регистрационного действия.

Во-вторых, регистрация сделок может быть введена законодателем для целей оглашения результата сделки, придания правовым последствиям, порожденным сделкой, эффекта публичности. В этом случае центр правовых усилий регистратора смещается с проверки содержания сделки на то, чтобы обеспечить доступность третьим лицам информации о факте совершения сделки и о ее условиях. Это делается с целью создать для третьих лиц презумпцию знания о факте совершения сделки и ее содержании (эффект публичности зарегистрированной сделки) и вменить правовые последствия зарегистрированной сделки всем третьим лицам, так как предполагается, что третьи лица действуют, зная о факте совершения зарегистрированной сделки и ее условиях.

Очевидно, что в случае если законодатель выбирает в качестве основной цели регистрации сделок проверку содержания сделки (и тем самым – защиту интересов сторон сделки), то отсутствие регистрации сделки должно приводить к тому, чтобы сделка в принципе не считалась совершенной, не порождала вообще никаких последствий. Иными словами, в этом случае регистрация создает сделку.

В случае же если законодатель в качестве основной цели введения регистрации сделок преследует обеспечение эффекта публичности сделки и ее правовых последствий, то отсутствие регистрации сделки должно приводить к тому, что третьи лица могут считать сделку не совершенной, они не будут связаны правовыми последствиями такой сделки.

1.2. Из текста комментируемой нормы напрямую не следует, какую именно цель преследует законодатель, вводя положения о государственной регистрации сделок. Под «правовыми последствиями сделки», которые упоминаются в п. 1 комментируемой статьи, можно понимать как последствия в виде прав и обязанностей по сделке (то есть, условно говоря, последствия отсутствия регистрации можно понимать так: нет регистрации — нет сделки вообще), так и отсутствие эффекта сделки для третьих лиц (то есть, нет регистрации сделки — она не может быть противопоставлена третьим лицам). Ответ на этот вопрос может быть обнаружен в нормах п. 3 ст. 433 ГК РФ о государственной регистрации договоров. Норма устанавливает, что договор, подлежащий государственной регистрации, для третьих лиц считается заключенным с момента государственной регистрации. Акцент, сделанный законодателем в указанной норме, на то, что договор должен третьими лицами рассматриваться как заключенный только если он прошел государственную регистрацию, недвусмысленно дает понять, в чем заключалась цель законодателя, вводящего требование о государственной регистрации тех или иных сделок.

Таким образом, c учетом положений п. 3 ст. 433 ГК РФ норму п. 1 комментируемой статьи следует интерпретировать в том смысле, что наступление правовых последствий сделки, в отношении которой законодатель ввел требование о государственной регистрации, в виде эффекта этой сделки для третьих лиц произойдет после государственной регистрации сделки.

Однако эффект сделки в виде договорных прав и обязанностей сторон сделки по отношению друг к другу возникает с момента достижения сторонами либо согласия по всем существенным условиям сделки в установленной законом или соглашением сторон форме (простой письменной или нотариальной), или – если договор является реальным – с момента передачи вещи, являющейся предметом сделки.

Например, в соответствии со ст. 651 ГК РФ договор аренды недвижимости, заключенный на срок год и более подлежит государственной регистрации. Для третьих лиц он будет считаться заключенным с момента регистрации. Это означает, что все третьи лица будут связаны внешними эффектами договора аренды (то есть, правами арендатора, которые в силу указания закона могут быть противопоставлены третьим лицам – к их числу относятся (а) следование аренды за вещью при смене собственника (ст. 617 ГК РФ), (б) преимущественное перед другими лицами право арендатора на заключение договора аренды на новый срок (ст. 621 ГК РФ), и (в) защита владения арендатора против третьих лиц, вытекающая из ст. 305 ГК РФ) лишь при условии и с момента государственной регистрации договора аренды2.

1.3. Однако обязательственные отношения между сторонами договора аренды возникнут с момента подписания договора аренды: например, обязанность арендодателя передать предмет аренды в срок, указанный в договоре, возникает не с момента регистрации договора аренды, а с момента его подписания, так как это положение договора аренды не затрагивает третьих лиц. Равным образом, обязанность арендатора уплачивать арендную плату никак не связана с государственной регистрацией договора аренды, поэтому она возникает с момента подписания договора аренды (если договором не установлен иной момент, с которого возникают денежные обязательства арендатора). Взаимные обязательства арендатора и арендодателя, связанные с неотделимыми улучшениями предмета аренды, также не имеют никакого отношения к внешниv эффектам аренды, поэтому они возникают с момента подписания договора и существуют даже если договор аренды недвижимости так и не был зарегистрирован.

Описанные правовые позиции в отношении договора аренды недвижимости и его государственной регистрации устоялись в судебной практике (см: постановление Президиума ВАС РФ № 4905/11 от 06.09.2011, п. 14 постановления Пленума ВАС РФ № 73 от 17.11.2011, п. 2 и 3 информационного письма Президиума ВАС РФ № 165 от 25.02.2014, СКЭС ВС № 309-ЭС16-14273). Таким образом, идея о том, что государственная регистрация договора аренды осуществляется для целей противопоставления прав арендатора недвижимости третьим лицам? является сегодня доминирующей в российском частном праве.

1.4. Аналогичным образом судебная практика относится и ко второму случаю, в котором законодатель вводит государственную регистрацию сделки с недвижимостью. Речь идет о государственной регистрации договора участия в долевом строительстве (п. 3 ст. 4 Федерального закона «Об участии в долевом строительстве»). В соответствии с практикой Президиума ВАС РФ государственная регистрация договора участия в долевом строительстве рассматривается как способ придания эффекта публичности договорным отношениям дольщика и застройщика во избежание так называемых «двойных продаж» (заключения договоров участия в долевом строительстве в отношении одной и той же недвижимости с несколькими лицами). Иными словами, для того, чтобы дольщик мог противопоставлять третьим лицам свои права по договору с застройщиком (право требовать передачи в собственность помещения именно ему), этот договор должен быть зарегистрирован (постановление Президиума ВАС РФ № 15510/12 от 12.03.13; этот подход был поддержан и ВС, см. СКАД ВС № 309-ЭС16-14273). Однако «внутренние» отношения застройщика и дольщика возникают с момента подписания договора, но не его регистрации. Например, обязанности застройщика по отношению к дольщику, установленные законом или договором, возникают с момента подписания договора, но не его регистрации; равным образом обязанности дольщика совершить те или иные действия также должны считаться существующими с момента заключения договора.

В уже упомянутом деле № 15510/12 Президиум ВАС РФ признал, что требование дольщика в отношении застройщика о передаче жилого помещения может быть установлено в реестре кредиторов застройщика даже в случае если договор участия в долевом строительстве не прошел государственную регистрацию: «Отсутствие регистрации … не лишает добросовестного участника долевого строительства, оплатившего жилое помещение, права требовать от застройщика выполнения договора. Вместе с тем у такого участника долевого строительства не возникает иных специальных прав, предусмотренных Законом N 214-ФЗ, в том числе права залога, в соответствии со статьей 13 этого Закона, поскольку иное нарушало бы интересы третьих лиц, на защиту которых, также в части предупреждения о залоге, направлено требование о регистрации договора об участии в долевом строительстве».

1.5. Государственная регистрация не является формой сделки. Это следует, в частности, из положений п. 2 ст. 165 ГК РФ: «Если сделка совершена в надлежащей форме, но не одна из сторон уклоняется от ее регистрации, …». Иными словами, законодатель не рассматривает отсутствие государственной регистрации сделки как нарушение формы сделки, которое влечет за собой последствия, указанные в ст. 162 и 163 ГК РФ.

1.6. В первоначальной редакции Кодекса содержалось довольно много норм, вводивших государственную регистрацию сделок как с недвижимостью, так и с объектами интеллектуальной собственности (например, ст. 558, 560, 574, 584, 1232, 1234, 1235). Однако в настоящее время в ходе реформы ГК РФ почти все нормы о государственной регистрации сделок были отменены, а центральное место как объект регистрации заняли права на недвижимости либо результаты интеллектуальной деятельности (см. в особенности ст. 8.1 ГК РФ).

Это связано с тем, что прежний подход — регистрация и прав на указанные объекты (всегда), и сделок с ними (в некоторых, прямо установленных законом случаях) — основывался на смешении двух типов регистрационных систем: транскрипционно-инскрипционной (французской) регистрационной системы, предполагающей регистрацию (всех) сделок с недвижимостью и системой поземельных книг (немецкой регистрационной системой), в основе которой лежит идея регистрации прав на недвижимости. Первая регистрационная система основана на посубъектном принципе регистрации (когда информация о сделках располагается в разделах реестра, открываемых на каждого покупателя, залогодержателя и проч.); вторая же регистрационная система имеет в своей основе пообъектную регистрацию, когда на каждый объект недвижимости заводится отдельная поземельная книга, в одном из разделов которой ведутся записи о собственности на соответствующую недвижимость и ее переходе.

В целом пообъектная система регистрации прав была признана более удобной для оборота и поэтому с 1 марта 2013 года (дата вступления в силу Федерального закона № 302-ФЗ, «открывшего» реформу ГК РФ) началась фактически процедура демонтажа правил о регистрации договоров и переход исключительно на систему регистрации прав на имущество. Вновь вводимые правила о регистрации также учитывают это и предполагают регистрацию прав (обременений), но не сделок, на основе которых они возникают, ср. напр. новые правила о государственной регистрации найма жилых помещений (п. 2 ст. 674 ГК РФ) как обременения (но не договора!).

1.7. Кроме того, легко заметить, что законодатель, вводя в 90-х годах положения о регистрации сделок, явно преследовал одновременно две цели.

Во-первых, ввести путем установления требования о государственной регистрации сделки, суррогат обязательного нотариального удостоверения сделок с недвижимостью (которое было фактически отменено в 90-е годы) и, тем самым, предоставить хотя бы какую-то защиту более слабым в правовом и общесоциальном смыслах сторонам сделок с недвижимостью (в первую очередь, жилой). Таковы были нормы о государственной регистрации договоров купли-продажи жилых помещений (при том, что купля нежилых помещений государственной регистрации как сделка не подлежала), мены жилыми помещениями, дарения, ренты, ипотеки.

Во-вторых, законодатель явно стремился путем установления требования о государственной регистрации некоторых договоров ввести систему оглашения этих сделок, дабы защитить третьих лиц от неинформированного вступления в правовой контакт со сторонами этих сделок (например, требование о государственной регистрации договора аренды недвижимости было введено для того, чтобы защитить покупателей недвижимости от возможного существования долгосрочной аренды, о которой покупателю было бы не известно; требование о государственной регистрации договора участия в долевом строительстве было введено, чтобы исключить возможность т.н. «двойных продаж» недвижимости в строящихся домах).

В ходе реформы ГК судьба этих разных правовых решений сложилась по-разному, Первая группа сделок, ранее объявленных подлежащими регистрации, была освобождена от нее с 01.09.2013, и, потенциально, в их отношении в будущем должна быть возвращена обязательная нотариальная форма сделки. Вторая же группа сделок, в отношении которых введено требование о государственной регистрации, сохранила регистрацию как атрибут сделки, и, как уже описывалось выше, сначала судебная практика, а затем и законодатель в п. 3 ст. 433 ГК РФ довольно серьезно развили идею непротивопоставимости прав из незарегистрированных сделок.

1.8. Государственная регистрация сделок осуществляется только в том случае, если закон прямо объявил сделку подлежащей регистрации (как уже упоминалось, в настоящий момент законодатель объявляет подлежащими регистрации только две сделки — договор аренды недвижимости на срок год и более и договор участия в долевом строительстве) (п. 5 Информационного письма Президиума ВАС РФ от 16.02.2001 № 59 «Обзор практики разрешения споров, связанных с применением Федерального закона «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним»).

В случае если законодатель не предусмотрел государственную регистрацию договора соответствующего вида, стороны не вправе обращаться с заявлением о регистрации совершенной ими сделки (п. 1 Информационного письма Президиума ВАС РФ от 16.02.2001 № 59 «Обзор практики разрешения споров, связанных с применением Федерального закона «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним»).

1.9. Государственную регистрацию сделок, установленную федеральным законодателем, следует отличать от учета тех или иных договоров, правила о котором вводились (или могут быть введены) местными органами власти. Последний осуществляется в статистических целях, в рамках проведения мероприятий по социальной политике и проч. Каких-либо частноправовых последствий наличие либо отсутствий такого рода учета договоров не влечет (п. 2 Информационного письма Президиума ВАС РФ от 16.02.2001 № 59 «Обзор практики разрешения споров, связанных с применением Федерального закона «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним»).

По сути государственная регистрация (в отличие от соблюдения формы сделки) является добровольным действием: стороны вправе совершить сделку, но не придавать ей эффект публичности, если они полагают, что необходимости в противопоставлении сделки третьим лицам в будущем не будет. Например, материнская компания передает дочерней компании в аренду на длительной срок здание; при этом стороны понимают, что здание составляет основной актив бизнеса данной предпринимательской группы и вряд ли будет отчуждено в будущем. Таким образом, у сторон сделки нет стимулов тратить время и деньги на государственную регистрацию такого договора аренды, ведь он будет связывать их, создавая действительное правовое основания для пользования зданием и уплаты арендных платежей, и без нее.

1.10. Наличие зарегистрированной сделки не может само по себе создавать препятствия для государственной регистрации другой сделки с тем же имуществом (например, вполне возможна аренда одной и той же вещи двумя арендаторами, которые будут использовать вещь с разной целью, см. п. 13 Постановления Пленума ВАС РФ № 73 от 17.11.2011). Это связано с тем, что такие договоры, заключенные одним лицом с несколькими контрагентами по поводу одной и той же вещи, порождают лишь конкурирующие обязательства этого лица перед контрагентами; факт наличия нескольких сделок по поводу одного и того же предмета не влечет за собой недействительность этих сделок.

Однако законодатель может установить, что наличие зарегистрированной сделки с имуществом может являться основанием для отказа в государственной регистрации второй сделки с тем же имуществом (напр. п. 39 ч. 1 ст. 26 Федерального закона «О государственной регистрации недвижимости»). Это будет означать, что такой договор участия в долевом строительстве будет считаться заключенным между сторонами, породит ответственность застройщика перед дольщиком, но этот договор не может быть противопоставлен лицу, уже зарегистрировавшему свой договор в реестре.

1.11. Текущая судебная практика довольно противоречиво решает вопрос относительно того, достаточно ли простого факта отсутствия регистрации сделки для того, чтобы она не имела эффекта против третьих лиц, либо же третьи лица помимо этого также должны быть добросовестными, то есть, не просто не знавшими, но и не должными знать о совершенно, но не зарегистрированной сделке. Например, в соответствии с положениями ст. 8.1 (абз. 2 п. 6) и 51 (абз. 2 п. 2) ГК РФ, отсутствие записей в реестре имеет значение только для тех, кто не знал и не должен был знать о недостоверности реестра, то есть, добросовестных лиц; лица, знавшие или должные знать о действительном положении дел, не могут ссылаться на записи в реестре. При этом в п. 3 ст. 433 ГК РФ, которым была введена доктрина непротивопоставимости третьим лицам незарегистрированных договоров, указание на то, что это положение действует исключительно в отношении добросовестных лиц, не содержится.

В постановлении Пленума ВАС РФ № 98 от 25.12.2013 (относительно незарегистированных договоров аренды, заключенных в период с 2 по 3 марта 2013 г.) указание на то, что такие договоры непротивопоставимы только недобросовестным лицам, также отсутствует. Однако в информационном письме № 165 от 25.02.2014 (п. 4) Президиум ВАС все же подчеркнул, что принцип непротивопоставимости незарегистрированных сделок работает только против добросовестных третьих лиц.

Последнее решение кажется все же более предпочтительным. Например, тот факт, что покупатель знал (или должен был знать) о договоре аренды, но, невзирая на это, приобрел недвижимое имущество, свидетельствует о его молчаливом согласии с тем, что в его отношениях с арендатором будут применяться положения ст. 617 ГК РФ. Такое решение в большей степени соответствует поиску баланса интересов нового собственника и стороны незарегистрированной сделки.

1.12. Непротивопоставимость незарегистрированной сделки третьим лицам в частноправовых отношениях не означает, что точно такой же эффект незарегистрированная сделка должна иметь в публично-правовых отношениях. Например, в случае если публичное право связывает те или иные последствия именно с зарегистрированной сделкой (например, право на получение лицензии на торговлю алкоголем и проч.), от требование публичного органа представить именно зарегистрированный договор должно обсуждаться не сквозь призму комментируемой статьи и положений п. 3 ст. 433 Кодекса, но через нормы публичного права, выдвигающего определенные требования к договору, например, аренды, представляемому в публичный орган для тех или иных целей.

Однако в случае, например, если публичное право не связывает правовые последствия именно с государственной регистрацией сделки, то они должны наступать вне зависимости от того, прошла ли сделка государственную регистрацию. Например, незарегистрированный договор аренды должен производить такие же налоговые последствия, как и зарегистрированный.

2. Описанные выше правовые последствия регистрации сделки имеют то же значение (конститутивное, то есть, придающее силу сделке в целом, и деклараторное, то есть, придающее силу сделке только в отношении третьих лиц) в отношении изменения и прекращения сделки.

2.1. Некоторое время назад возник вопрос о том, следует ли регистрировать дополнительные соглашения к договорам, которые подлежат государственной регистрации? Этот вопрос был порожден принципом, в соответствии с которым зарегистрировать можно было только ту сделку, которая прямо в законе была названа подлежащей государственной регистрации. В связи с тем, что относительно дополнительных соглашений к зарегистрированным договорам не было специального указания на то, что такие сделки подлежат регистрации, судебная практика первоначально отвергала необходимость и возможность их регистрации. Однако впоследствии Президиум ВАС скорректировал подходы судов, признав возможность государственной регистрации дополнительных соглашений к зарегистрированным договорам (п. 9 Информационного письма Президиума ВАС РФ от 16.02.2001 № 59 «Обзор практики разрешения споров, связанных с применением Федерального закона «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним»).

2.2. В случае если условия сделки, прошедшей государственную регистрацию, были изменены, то эти изменения вступят в силу для сторон сделки с момента заключения соответствующего соглашения, а для третьих лиц — с момента государственной регистрации изменений.

Так, если стороны изменили условие о размере арендной платы в договоре аренды недвижимости, прошедшем государственную регистрацию, но при этом не зарегистрировали дополнительное соглашение, то в отношениях между арендатором и арендодателем последний имеет право требовать от первого уплаты арендной платы в соответствии с условиями дополнительного соглашения (СКЭС ВС № 309-ЭС16-14273).

Однако если вопрос о размере арендной платы будет обсуждаться в рамках отношения арендатора и третьего лица (например, покупателя либо залогодержателя арендуемого арендатором здания или помещения), то он должен быть решен в соответствии с тем условием об арендной плате, которое содержится в зарегистрированном договоре аренды недвижимости (правовая позиция, содержащаяся в п. 9 Информационного письма Президиума ВАС РФ от 16.02.2001 № 59 «Обзор практики разрешения споров, связанных с применением Федерального закона «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» более не актуальна).

2.3. Так же решается и вопрос относительно правовых последствий прекращения зарегистрированной сделки. Тот факт, что прошедший регистрацию договор был расторгнут по решению суда или соглашению сторон (или сторона отказалась от него в одностороннем порядке), либо имелись иные основания для прекращения обязательств по договору, но это не было зарегистрировано в реестре, не означает, что договор по-прежнему действует: для сторон сделки он прекратился. Но в отношении добросовестных третьих лиц, которые действуют, полагая, что зарегистрированный договор по-прежнему существует, он должен считаться существующим.

Например, представим, что договор аренды недвижимости был расторгнут его сторонами досрочно, но арендатор и прежний арендодатель не обратились в орган по регистрации с тем, чтобы погасить запись о государственной регистрации договора аренды. Здание было приобретено третьим лицом, добросовестно полагавшим, что аренда действует (например, в момент приобретения собственности на здание арендатор еще не возвратил владение зданием), и рассчитывавшим на доход от платежей арендатора.

В случае если будет доказано, что покупатель не должен был знать о том, что договор аренды был расторгнут предыдущим собственником, то арендатор будет обязан возместить убытки, возникшие у такого покупателя в связи с тем, что договор аренды к моменту перехода собственности был прекращен, так, как будто бы он (арендатор) уклоняется от надлежащего исполнения договора аренды. Это решение должно быть поддержано как при виновном бездействии сторон договора аренды, так и (особенно!) в той ситуации, когда арендатор и арендодатель намеренно скрывают от покупателя, что аренда прекращена, вводя того в заблуждение относительно будущих правовых последствий покупки недвижимости.

В случае же если недобросовестным (так как закон не устанавливает сроков, в течение которых стороны должны обратиться за регистрацией прекращения договора аренды, поэтому такое поведение не может быть квалифицировано как незаконное) было лишь поведение одной из стороны договора аренды (арендодателя или арендатора), то соответствующее лицо будет отвечать перед покупателем недвижимости за убытки. Очевидно, что ответственность арендодателя (продавца) будет охватывать убытки, причиненные тем, что договор аренды в действительности не существует (при этом существование договора аренды может как вытекать из договорных заверений, так и из подразумеваемого условия о наличии аренды, которое может быть отнесено к числу условий о качестве проданной вещи).

С ответственностью арендатора намного сложнее. По всей видимости, она возможна лишь в том случае если бездействие арендатора в части регистрации прекращения договора аренды будет нарушать стандарт разумного и добросовестного поведения (ст. 1, 10 ГК РФ). В целом, арендатор, зарегистрировавший аренду, может рассматриваться как лицо, принявшее на себя риски, связанные с публичностью аренды. Эти риски проще возложить на арендатора, чем на покупателя, так как в соответствии с законодательством о государственной регистрации прав для регистрации аренды (и прекращения аренды) достаточно заявления как одного арендодателя, так и одного арендатора (п. 1 ст. 51 Федерального закона «О государственной регистрации недвижимости»). Таким образом, арендатору, сделавшему доступным широкой публике информацию о договоре аренды, можно вменить также и обязанность уведомить публику о прекращении договора; в случае же если он не делает это неразумно длительное время после прекращения аренды, он должен нести соответствующие риски.

Впрочем, возможно и иное решение: доктрина противопоставимости зарегистрированных сделок может быть использована только лицом, которое является управомоченным субъектом по зарегистрированной сделке, то есть, арендатором, так как оглашение нужно только для того, чтобы он мог противопоставлять свое право более поздним правам. Иными словами, регистрация сделок — не «обоюдоострое оружие», оно не может быть повернуто против управомоченного зарегистрированной сделкой лица.

Сейчас можно лишь констатировать, что однозначного ответа на вопрос о соотношении прекращения зарегистрированной сделки и исключением из реестра записи о регистрации сделки практика пока не выработала.

Добавить комментарий