Методологическая основа исследования

Любой научный труд должен привнести в жизнь общества что-то новое. Как достичь успеха и совершить открытие? Чтобы покорить новые вершины, принести пользу в ходе написания научной работы используется определенная методологическая основа.

В переводе с греческого «метод» означает «путь к чему-либо», способ достижения поставленной цели. Методология – это целая система всех возможных вариантов, которые способны привести к желаемому результату, достижению цели.

Методологическая основа научных исследований выполняет следующие функции:

– определяет направление и способ достижения поставленной цели, решения проблемы;

– обеспечивает полноценный поиск и изучение, сортировку и систематизацию информации в рамках рассматриваемой темы;

– создает целую систему данных, которые опираются на достоверные и обоснованные источники;

– определяет способы анализа информации.

Методологическая основа научной работы как часть введения

Если рассматривать методологические основы проекта как отдельную часть введения, то она представляет собой краткую характеристику тех методов, которые автор использовал в ходе проведения исследования. Как правило, они выражаются в 1-2 предложениях. Указываются эксперты и труды, на которые опирался автор при написании научной работы, а также отмечаются все методы обработки информации, анализа и прочих действий (например, методика анализа показателей финансово-экономической деятельности по Савицкой, дедуктивный метод и пр.).

На выбранной методологии фактически строится вся работа: этапы изучения темы, тезисы, механизмы определения нюансов и проблем, анализ деятельности объекта исследования, теоретические аспекты в рамках рассматриваемой темы и пр.

В этой части важно отразить ключевые труды, которые составляют основу теоретической главы. Эти постулаты показывают историю развития, недостатки ранее выдвинутых теорий, проявившиеся с течением времени и пр.

Методологический анализ поставленной проблемы и выдвинутой гипотезы позволяет автору тщательно обдумать, как обобщить и правильно изложить собранный материал, выделить главную мысль, описать свою точку зрения и доказать ее.

Выделяют следующие виды (уровни) методологии:

  • Всеобщая. Она может применяться ко всем наукам без исключения. В рамках этого способа обработки и систематизации информации используются общенаучные методы: сравнение, анализ, обращение к историческим или архивным данным, дедукция и индукция, и пр.
  • Частная. Она применима в отдельных отраслях имеет свою специфику в зависимости от вида деятельности. Например, в экономике существуют свои способы определения результата предлагаемых мероприятий: расчет прибыли или убытков, анализ коэффициентов банкротства, финансовой устойчивости и пр.
  • Общенаучные. Эти методы действуют в конкретных областях, направлениях на всех этапах изучения сведений.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Мы всегда рады Вам помочь!

Формулировка методологической основы в научном исследовании

Методологическая основа является обязательной частью введения любого проекта. Без этого подраздела ВКР, диссертация или иной научный труд не будет допущен к защите.

В этом небольшом сегменте автору необходимо отразить те источники, которые послужили основой теоретической и практической частью: труды, источники информации, которые пригодились исследователю в ходе проведения «научного расследования» и обоснования своей позиции. Важно, чтобы все сведения были актуальными, а срок их публикации не превышал 3-5-летней давности.

Помимо этого, методологическая база предполагает указание использованных в работе методов обработки данных. Они могут быть как самыми распространенными (общими), так и специфическими (используемыми в конкретной отрасли или деятельности предприятия).

Такой подход позволит обосновать правильность и справедливость выводов автора, обеспечить полноценное и глубокое изучение темы, аргументировать позицию студента или аспиранта.

Фактически, методологическая база демонстрирует экзаменационной комиссии и читателям, какими средствами и способами пользовался исследователь при создании научной работы, его профессионализм и компетентность, аналитические и иные способности.

Лучше всего выбирать методологическую основу проекта после постановки проблемы, цели и задач. Такой способ гарантирует выбор наиболее подходящих способов обработки информации, подбор более качественной и соответствующей теме исследования литературы, методов достижения цели.

⇐ ПредыдущаяСтр 4 из 8

Методологической основой исследования выступают методологические принципы психологической науки. Методологические принципы (от лат. principium – начало, основа) представляют собой реализацию философских принципов применительно к специфическому объекту и предмету исследования. Другими словами, методологические принципы – это основные исходные положения какой-либо науки (равно как и теории, учения, мировоззрения), на базе которых организуется исследование и с опорой на которые объясняются его результаты.

Описание методологической основы исследования является обязательным требованием только для выпускной квалификационной работы. В психологии основными методологическими принципами выступают принцип детерминизма, принцип развития, принцип единства сознания и деятельности, принцип системности. Они-то и должны быть раскрыты во Введении, причем не сами по себе, а именно применительно к объекту и предмету конкретного исследования. При этом общая схема, по которой описываются методологические принципы, выглядит следующим образом: название принципа, указание на автора, который его впервые ввел в психологию, сущность принципа, как именно этот принцип реализовывался в данном исследовании.

Пример № 6
1. «Наше исследование основывается на методологических принципах единства сознания и деятельности, системности. Принцип единства сознания и деятельности, согласно которому сознание и все психические свойства субъекта не только проявляются, но и формируются в деятельности, разрабатывается в отечественной психологии, начиная с работ С. Л. Рубинштейна . Данный принцип используется в нашем исследовании как положение о том, что групповая идентичность проявляется в реальном взаимодействии субъектов (в частности, поведенческий компонент идентичности), и наоборот, общение и взаимодействие как отдельных индивидов в группе, так группы в целом с другими группами оказывает влияние на формирование групповой идентичности. Принцип системности, введенный в психологическую науку Б. Ф. Ломовым . С позиций принципа системности психические явления изучаются как системы, то есть сложноорганизованные и постоянно развивающиеся объекты. Он используется в нашей работе для исследования психологических особенностей группового субъекта, в частности, групповой идентичности. Человек, представляющий собой систему и обладающий системой психологических свойств и качеств, взаимосвязанных между собой, в свою очередь, включен в систему человеческих отношений, в которой и проявляется его субъектность. Сам являясь субъектом, он предстает членом общности, также выступающей в качестве единого субъекта. Таким образом, с одной стороны, индивидуальный субъект есть система, с другой, он входит в более широкую систему – групповой субъект, все психологические феномены которого, в том числе идентификация, имеют системную природу». 2. «В качестве методологических принципов исследования выступали принцип детерминизма и принцип развития. Принцип детерминизма, разработанный в отечественной психологии С. Л. Рубинштейном и другими учеными , рассматривался в нашей работе в форме положения о причинности психических явлений как совокупности обстоятельств, предшествующих во времени их появлению (формированию). Относительно исследуемой проблемы мы полагаем, что негативно окрашенное эмоциональное состояние личности никотинового наркомана может быть детерминировано психосоматическими факторами, следовательно, никотиновую зависимость необходимо рассматривать как следствие этих факторов. Принцип развития, предложенный Л. С. Выготским , утверждает, что все психические явления претерпевают закономерные количественные и качественные структурные изменения во времени. В нашем исследовании он реализовывался в связи с тем, что никотиновая зависимость имеет свои этапы развития, на каждом из которых ее особенности отражаются на эмоциональном состоянии личности никотинового наркомана».

Важно подчеркнуть, что в выпускной квалификационной работе не обязательно должны быть указаны все возможные методологические принципы. Их число должно удовлетворять критерию необходимости и достаточности для проведения данного исследования. Другими словами, они не просто обозначаются во Введении, а реально «работают» и в теоретической, и в эмпирической части исследования. Не следует называть методологические принципы для «красного словца». Например, если тема исследования не предусматривает изучение динамики явления и тем более его развития, то нет смысла упоминать принцип развития как методологический, поскольку он не понадобится при интерпретации эмпирических результатов. Однако если в теоретической части работы предполагается дать анализ развития изучаемого психического явления, например в онтогенезе, с целью более полной характеристики этого явления, то принцип развития может быть заявлен как методологический. Иначе говоря, если тот или иной методологический принцип указывается во Введении, то он должен явно «присутствовать» либо в обеих частях работы, либо хотя бы в одной из них – теоретической или эмпирической.

Обратим внимание на то, что принципы, избираемые студентом в качестве методологических для своего исследования, должны быть согласованы с тем теоретическим подходом, в рамках которого он это исследование проводит. Так, если изучаются механизмы психологической защиты личности и в качестве теоретической базы исследования выступает психоаналитическая концепция, то неуместно заявлять, к примеру, методологический принцип единства сознания и деятельности.

Теоретическая база исследования.

Теоретическую базу исследования составляют те теории, концепции, ведущие теоретические положения по проблеме исследования, которые имеются в психологии и с опорой на которые проводится исследование. Говоря о проведении исследования, имеем в виду как обоснование объекта и предмета исследования (теоретическая часть работы), так и анализ, интерпретацию и объяснение полученных эмпирических результатов (эмпирическая часть).

Методы исследования.

Методы исследования – это апробированные в науке способы получения нового знания. В них реализуются те методологические принципы, на которые опирается проводимое исследование.

Все исследовательские методы, применяемые в психологии, можно разделить на следующие группы:

1) методы сбора теоретической информации – анализ, синтез, сравнение, обобщение, классификация, систематизация, индукция, дедукция, моделирование и пр.;

2) методы сбора эмпирической информации – наблюдение, эксперимент, опрос, анализ продуктов деятельности, в том числе документов, и др.;

3) методы обработки полученных данных – количественные методы (в том числе методы математической статистики) и методы качественного анализа.

Пример № 8
«В работе использовался следующий комплекс методов. 1. Методы сбора теоретической информации: анализ, синтез, обобщение, классификация и систематизация имеющихся в психологической литературе научных представлений по теме исследования. 2. Методы сбора эмпирической информации: наблюдение, эксперимент, метод стандартизированного самоотчета, метод экспертных оценок. 3. Методы обработки результатов исследования: качественный и количественный, в том числе статистический, анализ эмпирических данных (корреляционный анализ, критерии Фишера и Стьюдента)».

Обоснованный выбор методов опирается, прежде всего, на понимание специфики объекта и предмета исследования, а вот уже определенные приемы и техники – в психологии их называют методиками, в которых конкретизируется отдельный метод, – определяются поставленными задачами и условиями проведения исследования. Во Введении перечисляются, как правило, только методы. Необходимое и аргументированное обоснование выбора методов и конкретных методик исследования приводится в Программе эмпирического исследования. В ней должны быть представлены все методы, указанные во Введении. В ней же должны перечисляться и характеризоваться те методики, которые были использованы автором. Лучше заранее продумать порядок перечисления методов: желательно, чтобы он отражал саму логику и последовательность проведения эмпирического исследования.

Поскольку в настоящее время студенты встречают в литературе самые разнообразные классификации психологических методов, рекомендуем опираться на классификацию методов эмпирического исследования в психологии, предложенную Б. Г. Ананьевым, которая, с одной стороны, не противоречит классификации методов психологии С. Л. Рубинштейна и, с другой стороны, позволяет включить в себя и современную классификацию психодиагностических методов. Напомним, что психодиагностика может быть научно-практической и научно-исследовательской. Последняя как раз имеет место при выполнении студентом курсовой или выпускной квалификационной работы. Б. Г. Ананьев также выделял психодиагностический метод как один из методов эмпирического исследования.

Таким образом, имеем следующую классификацию психологических методов, объединяющую в себе одновременно два основания: 1) операции, которые производит психолог при проведении эмпирического исследования, и 2) степень стандартизации, формализации используемого метода, а как следствие, и объективности получаемых с его помощью данных.

1. Обсервационные методы – наблюдение (всевозможные его разновидности) и самонаблюдение.

2. Экспериментальные методы (или метод эксперимента) – лабораторный, естественный, формирующий (развивающий).

3. Психодиагностические методы. Согласно современной классификации, различают следующие психодиагностические методы.

3.1. Объективные тесты – те, в которых возможен правильный ответ (заранее заложен среди прочих вариантов ответа) и проводится объективная количественная обработка данных, не зависящая от позиции психолога. Эти тесты полностью стандартизированы. Пример – известные тесты интеллекта.

3.2. Методы стандартизированного самоотчета – обширная группа методов, включающая в себя: а) тесты-опросники (опросники-анкеты, биографические опросники, личностные опросники); б) открытые опросники (не предусматривающие стандартизованного ответа испытуемого, однако их стандартизация достигается путем применения при обработке данных контент-анализа); в) методы шкалирования (иногда называют еще методами субъективной классификации) – предполагают оценку испытуемым различных объектов с использованием разных шкал (пример – Семантический дифференциал в его разнообразных модификациях, методика САН); г) методы оценки сходства-различия или, как их еще называют, индивидуально-ориентированные методы (пример – психосемантические методы, репертуарные решетки Дж. Келли).

3.3. Проективные методы – обширная группа методов клинико-экспериментального исследования тех особенностей личности, которые наименее подвержены непосредственному наблюдению или изучению с помощью опроса, то есть неосознаваемых (слабо осознаваемых) личностных особенностей. Особенностью этих методов является использование в них неопределенных, неструктурированных стимулов, дополняя, интерпретируя которые испытуемый проецирует на них, как на «экран», собственные неосознаваемые личностные особенности. Проективные методы делятся на вербальные, изобразительные (в качестве стимульного материала используются изображения, то есть картинки), рисуночные (испытуемый сам производит рисуночную продукцию).

3.4. Диалогические (интерактивные) методы – интервью, беседа, диагностические игры.

3.5. Психофизиологические методы – аппаратурные и бланковые.

4. Праксиметрические методы – методы анализа различных продуктов деятельности человека. Будучи самостоятельным психологическим методом, анализ продуктов деятельности предполагает изучение письменных документов (дневников, сочинений, ученических тетрадей и др.) или же продукции, произведенной самим испытуемым (различных поделок, аппликаций, ручных моделей, художественных произведений и пр.). При этом, в отличие от проективного метода, анализ продуктов деятельности не ставит своей целью изучить неосознаваемые стороны личности. В этом случае его нельзя путать с анализом проективных рисунков как методом обработки данных, полученных в проективном исследовании. К методам анализа продуктов деятельности может быть отнесен также контент-анализ – именно как метод обработки психологических данных, извлекаемых при анализе продуктов человеческой деятельности (но контент-анализ может быть и самостоятельным методом исследования, например, в социальной психологии.

Далее речь пойдет о выборе исходной концепции исследования, его определяющих теоретических положениях, исследовательском подходе, методах.

В диссертациях кандидатского уровня принято выделять и описывать три составляющие методологического аппарата: исходные концепции (методологическая основа), теоретические основы и применявшиеся методы исследования.

В основе исследования всегда лежат некоторые базовые концепции и подходы, известные и принятые в педагогической науке. Таких концепций не может быть много

(обычно 2-3), и, безусловно, их не могут образовывать работы авторов с сильно различающимися позициями.

В теоретических основах указываются конкретные (более частные, чем концепции) положения, которые непосредственно привлекались автором для построения теоретической части своего исследования. Каждое из таких положений также не должно содержать ссылки на большое число источников, поскольку описанные в них научные подходы могут заметным образом различаться.

Наконец, в третьей составляющей перечисляются теоретические и экспериментальные методы, использованные в данном исследовании.

Пример 1.

Методологической основой исследования являются работы в области:

Теоретическую основу исследования составили работы в области:

Методы исследования: изучение и анализ философской, научно-методической, психолого-педагогической и специальной литературы по проблеме исследования; анализ государственных образовательных стандартов, программ, учебных пособий и методических материалов; педагогическое проектирование и моделирование; проектирование содержания учебного курса, обеспечивающего достижение заданных дидактических целей; наблюдение за деятельностью студентов в процессе изучения информационно-коммуникационных технологий; анкетирование; методы педагогических измерений (поэлементный и пооперационный анализ, тестирование) и диагностики; метод экспертных оценок; методы математической статистики.

Пример 2.

Теоретическую основу исследования составили идеи, изложенные в работах по:

• методам обработки результатов педагогического исследования (А. С. Казаринов, Б. Е. Стариченко).

Для решения поставленных задач были использованы

следующие методы исследования: изучение и анализ психолого-педагогической, научно-методической и технологической литературы и нормативных документов; обобщение; систематизация; проектирование; моделирование; педагогическое наблюдение; тестирование; анкетирование; статистическая обработка экспериментальных результатов.

В диссертационных работах магистерского уровня и выпускных квалификационных работах обычно отдельно не выделяют концептуальные основы — их объединяют с теоретическими.

Пример 3.

Методологическую основу исследования составляют:

Можно предложить следующие рекомендации для грамотной формулировки методологических основ исследования.

  • 1. Методологическую и теоретическую основу могут обеспечить только работы мэтров педагогики, обеспечившие формирование уже устоявшихся и принятых наукой положений, подходов, концепций.
  • 2. В качестве основ должны приниматься значимые положения, подходы концептуального уровня.
  • 3. В списке литературы обязательно должны быть ссылки на работы перечисленных авторов.
  • 4. Возможные подходы и методы исследования, соответствующие содержанию работы, можно выбрать из тех, что были описаны в п. 3.1.5.

Pnc. 3.11

Схема описания методологической основы получения нового знания

Схему описания методологических оснований научнопедагогического исследования можно проиллюстрировать следующим образом (рис. 3.11).

«Наша диссертация»

Тема: «Методическая система подготовки будущих учителей информатики к комплексному использованию сети Интернет в учебно-воспитательном процессе школы».

Методы исследования: изучение и анализ философской, научно-методической, психолого-педагогической и технической литературы по проблеме исследования; анализ ФГОС ВПО, программ, учебных пособий и методических материалов; педагогическое проектирование и моделирование; наблюдение; методы педагогических измерений и диагностики, адекватные задачам исследования (тестирование, анкетирование); метод экспертных оценок; методы математической статистики.

Добавить комментарий