Методологическая основа

В качестве методологической основы исследования были использованы  
Теоретические и методологические основы исследования. Научное  

Методологической основой исследования являются системный анализ, ком-  
Методологическая основа исследования. Методологическую основу  
Методологической основой исследования послужили принципы  
Теоретической и методологической основой исследования послужили  
Методологической основой исследования является системный анализ,  
Методологическую основу исследования составляют результаты  
Методологические основы исследований  
Наконец, последний этап. Он заключается в отыскании оптимальных значений параметров, обеспечивающих максимум либо минимум основного критерия в зависимости от характера механизма. Таким образом, в работах Чебышева были изложены фактически все принципиальные положения, которые в последующем составили методологическую основу исследования операций и анализа систем  
Методологическую основу исследования операций составляют теория вероятностей, включающей теорию случайных процессов (в том числе методы моделирования операций по схемам случайных процессов и статистических испытаний), теорию информации, теорию массового обслуживания, теорию игр, методы сетевого планирования, математические методы оптимизации (например, простейшие методы нахождения экстремумов — максимума и минимума), сложные методы линейного и динамического программирования) и др.  
В настоящей статье предлагается попытка как в гносеологическом, так и в предметном плане предложить некоторые методологические основы исследования существенных свойств мировой юстиции. Этот вопрос особенно важен, если ставить не только задачу познания, но и преобразования природы объекта, которая определяет особенности осуществления мировыми судьями своей профессиональной деятельности в обществе.  
Методологические основы исследования  
Одним из основных методологических принципов, положенных в основу исследования, являлось дифференцированное рассмотрение этих особенностей и тенденций в условиях стран мировой социалистической системы, промышленно развитых капиталистических и развивающихся стран.  
Являясь методологической основой других экономических наук, политическая экономия вместе с тем черпает в них материалы, способствующие углублению политико-экономических исследований, раскрытию свойственных социализму закономерностей, теоретическому осмыслению практики строительства коммунизма.  
Комплексное решение этих проблем требует проведения систематических обширных исследований на единой методологической основе с привлечением территориальных научно-исследовательских институтов, объединений и предприятий отрасли.  
Данная статья посвящена методологическим основам моделирования и прогнозирования экономических показателей и созданию экспертной системы для моделирования поведения и управления сложными системами. В качестве объекта исследования взяты реальные задачи прогнозирования экономических показателей для ряда крупных банков и Министерства экономики Республики Башкортостан.  

Развитие статистики как общественной науки тесным образом связано с развитием общества, его организацией и научно-техническим прогрессом, которые определяют методологические основы и технический инструментарий статистического исследования, что в полной мере относится и к статистике финансов.  
Методологической и методической основой исследования явились научные теории, гипотезы и концепции интеграции финансового и промышленного капитала, диалектический метод познания и современные методы анализа.  
Социально-экономическое исследование потребительского спроса исторически развивалось по двум самостоятельным, подчас пересекающимся, а в отдельных случаях и взаимосвязанным направлениям. Первое направление включало проблематику потребительского поведения и анализ потребительских предпочтений. Второе — влияние совокупного потребительского спроса на хозяйственное равновесие в государстве и общее развитие экономической системы. Эти два направления предопределили методологические основы появления микро-и макроэкономических аспектов анализа.  
Методологической основой диссертационного исследования стали общенаучные приёмы анализа и синтеза, группировки и классификации, методы обследования, обобщения и сравнения, исторический и логический подход к изучаемым явлениям.  
Методологической основой диссертационного исследования являлись  
Методологические и теоретические основы исследования. Настоящее исследование  
Методологической и теоретической основой исследования послужило использова-  
Методологические и теоретические основы исследования.  
Для понимания сущности организационной деятельности необходимы знания прикладного характера, обобщающие наиболее эффективные приемы и способы частных видов деятельности, а также общая фундаментальная теория, раскрывающая законы, принципы, методы и функции организационной деятельности. Эта организационная наука может стать теоретико-методологической основой повышения эффективности исследования организаций. Ее созданию способствует ретроспективный подход, поскольку человечество накопило богатый опыт организационного строительства в различных областях своей жизнедеятельности.  
Схема 4 показывает методические основы исследования организации в качестве специфической процедуры координации усилий ее участников, т. е. в качестве объекта управления. Такой подход позволяет говорить о том, что одновременный учет в анализе поведения участников организации, связанный с выбором управленческого решения, и того факта, что это поведение реализуется в рамках организационной структуры и зависит в основном от установленных взаимосвязей между участниками, представляет собой фундаментальный методологический ориентир в управлении организацией.  
В современных теориях организации, базирующихся на социологических представлениях, значение исследований конфликта в организации существенно возросло, а сама организация часто трактуется как конфликтная система. Изменились и методологические основы его изучения. Конфликт рассматривается как многостороннее и многофакторное явление. При этом в организационной теории можно выделить ряд школ, в рамках которых представления об организации как о системе, имеющей конфликтную природу, выступают отправной точкой для дальнейших концептуальных построений, а конфликтные отношения исследуются не только внутри организации, но и за ее пределами (Например, конфликтно-игровой подход в теории организации, теория ресурсной зависимости и др.).  
Создание единой методологической основы для проведения маркетинговых исследований, для поиска, сбора, анализа и отображения маркетинговой информации  
Недостаточная подготовленность специалистов службы маркетинга и особенно других структурных подразделений предприятий. Она же мешает не только собрать нужные данные, но и систематизировать ту маркетинговую информацию, которой уже располагают многие подразделения предприятия, предоставить ее в том виде, который позволяет разработать действительно систему мероприятий в этой области. Очень важно поэтому, чтобы у предприятия была прочная методологическая основа для проведения исследований рынка (действительно в полном объеме). Но любые методические руководства и рекомендации по проведению маркетинговых исследований, переданные руководителям и специалистам других структурных подразделений предприятия, могут вызвать у них настоящее нервное расстройство, если не будет проведена соответствующая работа по их обучению. Как минимум необходимо разъяснить, для чего нужен план маркетинга, почему нужна именно система мероприятий на различных уровнях и по различным функциям управления (т. е. именно интегрированный план), зачем нужно собирать и систематизировать информацию по различным компонентам маркетинга.  
Задачи информационного сопровождения технологических процессов автоматизированных производств и поиск их решения на базе единой методологической основы, использующей положения теории информации, потребовали разработки и исследования  
Теоретической и методологической основой исследования явились следующие методы системно-функциональный анализ, метод иерар-  
Вполне закономерно поэтому, что в исследованиях классиков марксизма, посвященных капиталистическим производственным отношениям в рентообра-зующих отраслях, сосредоточено внимание на разработке общих положений теории ренты, на методологических основах решения данной политико-экономической проблемы. Именно в таком контексте общих экономических законов, вероятнее всего, автором Капитала сделаны неоднократные указания на то, что рента с рудников определяется совершенно так же, как земледельческая рента или что вместо земледелия можно было бы взять рудники, потому что законы — те же самые . В современных же условиях возникает все более настоятельная необходимость различать и анализировать специфику этих закономерностей в конкретных отраслях сырьевого хозяйства, рассматривать частные случаи их проявления при возрастающем разнообразии ситуаций.  
Экспериментальные исследования обычно свидетельствуют в пользу теории ожиданий. Некоторые критики этой теории призывают, однако, к проведению таких экспериментальных исследований, которые сумели бы учесть конкретные особенности как отдельных людей, так и организаций . Другие специалисты считают, что необходимо уточнить и доработать технические, концептуальные и методологические основы теории ожиданий26.  
В работе созданы методологические основы совершенствования производственных отношений нефтегазодобывающего объединения, которые были использованы для разработки методических подходов совершенствования производственных отношений подразделений, занятых транспортным обслуживанием нефтегазопромысловых производств. Основные составляющие этой методологии следующие трудовая теория стоимости К. Маркса, его учение о двойственном характере труда системный анализ и, в частности, метод построения дерева целей и принцип причинно-следственной связи. Видимо, поэтому использование экономической теории К. Маркса для познания социалистических производственных отношений в экономической литературе не получило должной разработки . Именно поэтому приходится восстанавливать по трудам К. Маркса его метод познания законов функционирования общественного производства. Исследуя природу капиталистического производства, К. Маркс пользовался методом логического восхождения от частного к общему. В его исследовании в роли частного выступает простое производство товара как носителя стоимости, а в роли общего — капиталистическое производство товаров как источник прибавочной стоимости и прибыли1.  
В системе экономических наук главенствующее положение занимает политическая экономия она служит теоретической и методологической основой всего комплекса экономических наук. Применение методов математического моделирования в экономике началось именно в политико-экономических исследованиях. В 1778 г. лейб-медик короля Людовика XV доктор Франсуа Ке-нэ (1694—1774 гг.) опубликовал работу Экономическая таблица , в которой сделал попытку описать процесс общественного воспроизводства ). Качественный скачок в применении математического моделирования для политико-экономических исследований связан с именем Карла Маркса.  
Политическая экономия, в рамках которой долгое время развивалась финансовая наука, впервые поставила проблему переложения как проблему исследования налогов с точки зрения их переложимости. Используя имеющийся у нее тогда инструментарий — априорный метод, наука пыталась с абсолютной точностью определить степень переложимости того или иного налога и с той же категоричностью, определить конкретных носителей налога. Теории переложения, разработанные на такой методологической основе, позднее были названы абсолютными .  
Совпадение этапов и процедур в приведенных технологиях объясняется тем, что исследование операц] составляют методологическую основу системотехники.  
К сожалению, для сохранения стройности теории такой формулировки постулата все еще недостаточно. Чтобы скрыть этот изъян, современные экономисты использовали просто гениальный прием они выдвинули утверждение о том, что кривые спроса и предложения должны считаться данными. Это утверждение не было представлено в качестве исходного постулата оно было провозглашено на методологической основе. Утверждалось, что. задачей экономики является изучение взаимосвязи между спросом и предложением, а не этих категорий как таковых. Спрос может быть подходящим предметом исследования для психологов, предложение может входить в компетенцию инженеров или ученых — специалистов по менеджменту но обе эти категории находятся за пределами экономики2. Следовательно, они должны считаться данными. В то же время, если мы перестанем задаваться вопросом о том, что же следует из того, что категории спроса и предложения считаются независимыми данными, становится очевидным, что введен новый постулат. Если это не так, то почему же речь идет именно об этих кривых Мы имеем дело с постулатом под личиной методологического подхода. Считается, что решения о выборе из набора альтернатив принимаются участниками процесса на основе имеющейся у них шкалы приоритетов. Необсуждаемый постулат состоит здесь в том, что участники знают, каковы эти альтернативы и каковы их приоритеты. Как я попытаюсь показать, этот постулат неприемлем. Конфигурации кривых спроса и предложения не могут считаться независимыми данными, так как обе эти  
Фишберн П. Теория полезности // Исследование операций. Методологические основы и математические методы. Т. 1. — М. Мир, 1981. — С. 448-480.  
Внимание многих исследователей, занятых Э.э., сосредоточивается на групповых имитационных экспериментах — такие группы в разное время существовали и некоторые из них продолжают действовать в России (ЦЭМИ, МГУ, ЛГУ и др.), в ФРГ — в университете Франк-фурта-на-Майне, в США, где известны работы В. Смита, А. Тверского и др. На Западе Э.э. во многом направлена на анализ рынка, конкурентных отношений, монополистического поведения, аукционов и др. Их методологической основой служит теория игр. Другое направление — исследование экономического поведения людей, поставленных в специальные условия напр., изучение реакции на рекламу, на те или иные изменения цен, анализ кривых безразличия (здесь Э.э. в ряде случаев сближается с экспериментальной психологией)—развивается в Швеции и США (Д. Канеман).  

Теория человеческих отношений — концепция принципов и задач управления людьми в организациях (прежде всего промышленных), разрабатываемая в социальной науке. Возникла в 20-х гг. XX в. в США как мировоззренческая и методологическая основа индустриальной социологии. Ведущие представители в США — Ф. Дж. Ретлисбергер, У. Мур, Э. Мэйо, во Франции — Ж. Фридман. Теория сформировалась как оппозиция тейлоризму. Отказавшись от биологических и механических подходов теилористского научного руководства , она выдвинула задачу внедрения методов-обращения с работником как социально-психологическим существом . В основе новых методов интенсификации и повышения производительности труда теория человеческих отношений предложила учитывать психологические и моральные качества человека (установки, мотивы, ценностные ориентации и т.п.). Используя данные эмпирических исследований удовлетворенности работника трудом, влияния коллективных требований и психологического климата в трудовой ячейке на производительность труда, ученые предприняли попытку разработать программу гармонизации отношений различных групп и индивидов в целях наиболее эффективного функционирования организации в целом.  

В течение всего периода обучения студентам приходится написать не один учебный труд, каждый из которых предполагает наличие определенной методологии. Методы исследования в курсовой работе — важный элемент, который, как правило, прописывается во введении. Он позволяет комиссии составить четкое представление об уровне изученности вопроса, имеющейся базе знаний и отношении учащегося к полученному заданию.

Что такое методы исследования

Данное понятие подразумевает под собой те пути и средства, которые помогают получить новейшие знания по имеющемуся вопросу, расширить теорию и обосновать тезисы, приведенные в тексте курсовой, реферата или диссертации. Благодаря такому инструменту существует возможность собирать и обрабатывать информацию, грамотно и исчерпывающе фиксировать ее.

В науке выделяется много способов исследования, поэтому они были объединены в две больших группы: общенаучные и частнонаучные. Отличие заключается в том, что последние применяются и характерны только для конкретной дисциплины. Например, в социологии это интервью и включенное наблюдение, а в экономике – агрегирование и графический метод.

Выбор подхода к рассмотрению проблемы должен учитывать в первую очередь цели и задачи работы, область изучения.

Применять все возможные методы написания в курсовой работе нет необходимости. В противном случае это ведет к некорректному изложению материала и ложным выводам по теме, что негативно скажется на итоговой оценке за курсовую.

Какие бывают методы исследования в курсовой работе

Помимо обще- и частнонаучных, с точки зрения области применения они подразделяются на теоретические (аналогия, обобщение, классификация и т. п.) и эмпирические (наблюдение, расчеты, опрос и др.). Также иногда выделяют экпериментально-теоретические. Каждый из них включает в себя ряд более конкретных подходов. Их использование позволяет достигнуть поставленных задач и целей.

Подробно описать методы, используемые в курсовой работе, необходимо в практической части проекта.

Также обязательно указать те результаты, которые были достигнуты после его использования. Главное требование – любой выбранный способ изучения должен быть обоснованным и незаменимым для данной работы.

Теоретические методы исследования

Целью теоретических методов является подробное и полное объяснение того, что послужило причиной возникновения прецедента, установление его сущности и связи с окружающим. Они требуются для постановки задач, рождения гипотез и позволяют оценить итоги. Поэтому теоретические методы исследования в курсовой работе тесно взаимосвязаны с разного рода литературой: монографиями и статьями ученых, документацией по истории, периодикой и др. Данные подходы не требуют практических действий.

Обобщение

Подразумевает объединение исследователем двух и более объектов или предметов в укрупненные группы. Это делается на основе похожих признаков и помогает определить общие особенности и отличительные черты.

Обобщение может быть нескольких видов:

  • аналитическое – заключается в переходе от одной мысли к другой без обращения к эмпирической действительности;

  • Купить курсовую

    индуктивное – подразумевает переход от конкретных характеристик к более широким суждениям.

Это одна из наиболее распространенных методик, применяемых студентами. В качестве примера можно привести переход от таких понятий, как «апельсин», к «цитрусовым», а далее к более общему «растения».

Абстрагирование от проблемы

Суть заключается в конкретном рассмотрении определенного свойства предметов и явлений, изучаемых в научной работе. То есть конкретное качество подвергается всестороннему анализу и при этом не затрагиваются другие характеристики.

Данный способ часто используется в гуманитарных дисциплинах.

Благодаря ему появляется возможность выявить незаметные на первый взгляд, но важные закономерности в таких науках, как психология, философия, педагогика, а также дать четкие определения и получить новейшие знания.

Например, при изучении такого понятия, как «книга», необходимо сделать акцент на общих моментах, характерных для всех книг, и отбросить такие нюансы, как цвет, издательство и т. д.

Проведение аналогий

Использование данного метода не дает четких результатов, но в целом является эффективным. Чаще всего применяется тогда, когда нет возможности изучить объект. В этом случае осуществляется перенос знаний с одного объекта на другой. То есть подбирается схожий объект и исходя из имеющихся материалов о нем делаются выводы относительно того, что рассматривается в проекте. Так, например, это актуально для изучения планет земной группы и возможности их освоения человеком.

Возможно применение индукции (при переходе от частных случаев к общим) и дедукции (от общего к частному).

Сравнительный анализ

Сравнительный анализ предполагает сопоставление свойств и характеристик предметов с целью выявления различий и сходств. Он часто используется в различных научных сферах и позволяет сравнивать мнение ученых или результаты исследований.

Классификация

Наиболее простой метод изучения, который может быть применен в процессе исследовательской работы. Подразумевает под собой деление объектов на группы с учетом определенных признаков. Например, классификация может быть проведена по таким признакам:

  • физические данные, куда входят размер, объем и т. п.;

  • материал — дерево, металл, пластик;

  • Заявка на курсовую

    стиль — готика, неоклассицизм и др.;

  • жанр — живопись, музыка, литература.

Возможно разделение и по хронологии, и по другим параметрам. Единственным условием является уместность приведения конкретной классификации для вашей работы.

Объединение (синтез)

Синтез предполагает объединение уже известных свойств в единое целое. Он тесно связан с анализом. Положения, которые были получены в качестве результата, включаются в теорию объекта, тем самым обогащая ее. Это дает толчок к новому научному поиску и определяет пути его развития.

Изучение и анализ литературы, документации, архивных источников

Этот метод позволяет сделать выводы о глубине изученности тех аспектов, которые хорошо освещены в научных трудах, и выделить те, по которым информации на данный момент недостаточно.

Для этого необходима плотная работа с монографиями и научными статьями, мемуарами, очерками.

Большое количество работ по теме и исчерпывающая информация в них говорит о полном исследовании явления или предмета.

Практические методы исследования

Данные способы основываются на получении информации с помощью органов чувств. Они позволяют доказать или опровергнуть выдвинутые гипотезы и являются продолжением тех тезисов, которые были выдвинуты на основе теоретических знаний.

В основе практических, а по-другому эмпирических, методов исследования в курсовой работе лежит наблюдение, измерение объекта, его сравнение с чем-либо и анализ параметров в ходе экспериментов.

Эксперимент, как ключевой метод практического исследования

Наиболее действенным и эффективным является именно выполнение эксперимента. Чаще всего он применяется, если нужно писать диссертацию и другую объемную научную работу. А вот в курсовой встречается крайне редко.

Данный метод строится на двух главных принципах: повторяемости и доказательности. Он не просто наглядно показывает конкретное свойство, но и должен быть повторен по мере необходимости. Сложность заключается как раз в проверке исследуемого явления в условиях, находящихся под полным контролем.

Наблюдение

Ключевой способ для любого исследования, поскольку именно с наблюдения и начинается познание. Цель заключается в том, чтобы смотреть за объектом и фиксировать все важные показатели. Так, орнитологи наблюдают за птицами и устанавливают их место проживания, поведение, принципы питания. Это позволяет собрать много ценной и полезной для дальнейшего изучения информации, в том числе и статистических данных.

Расчеты и измерения

Чтобы провести все важные расчеты, требуется фиксировать различные физические данные объекта: вес, длину, рост и др. При этом используются стандартные единицы измерения. Благодаря этому результат выражается в численных показателях.

Моделирование

Необходимо создание модели, то есть уменьшенной копии объекта. Как правило, используется при разработке новых сооружений и технологий. Моделирование может быть:

  • знаковым – в этом случае используются чертежи и схемы;

  • предметным – требуется воспроизвести конкретную часть объекта;

  • мысленным – например, компьютерная 3D- и другие программы. Возможность трехмерного построения изображения является наиболее современным и продвинутым методом, позволяющим досконально изучить предмет со всех сторон и получить полное наглядное представление о нем.

Все это позволяет четко определять характеристики и таким образом улучшать их, рационально использовать способы построения и делать прогнозирование.

Интервью

Организация интервью предполагает разговор с человеком, который может поделиться полезной информацией по нужной вам теме либо же если он сам является объектом исследования. Оно имеет регламентированный характер, то есть вопросы уже заранее сформулированы и необходимо получить ответы на них. К этому методу близка и беседа, которая также может применяться при изучении. Однако она носит более свободный формат и позволяет собеседникам высказывать личное мнение.

Подходы легко реализуются, поэтому пользуются особой популярностью.

Социологический опрос

Метод предполагает наличие заранее подготовленных вопросов, зачастую с несколькими вариантами ответа. Может проводиться и в письменной, и в устной форме. Преимущество заключается в возможности охватить большое количество людей и получить максимально точные данные.

Описание

Во многом схоже с наблюдением. Однако обязательным является фиксация внешнего вида исследуемого объекта или его признаков. Для описания могут использоваться диаграммы, рисунки и таблицы. Сегодня метод широко востребован гуманитарными и естественными науками. Часто требуется для экономических, математических дисциплин, а также в психологи и педагогике.

Теперь у вас есть общее представление о том, какие методы используются при написании курсовой работы. Как правило, они работают в комплексе, что позволяет дать исчерпывающую информацию по теме.

Пример оформления методологической основы исследования по педагогике

Рассмотреть особенности различных методов и правил их оформления можно на примере курсовой по педагогике на тему «Развитие творческих способностей младших школьников средствами проектной деятельности».

Так, в курсовой работе были использованы следующие методы научного исследования: «анализ теоретической литературы по теме, разработка исследования повышения эффективности проектной деятельности младших школьников, эмпирическое исследования путей повышения эффективности проектной деятельности младших школьников». Вкратце они перечисляются во введении и не требуют полной расшифровки, поскольку для этого отведена вторая, практическая, глава. По объему занимают не более 1 абзаца.

Развитие творческих способностей младших школьников средствами проектной деятельности

Методологическую основу диссертационного исследования составляет диалектико-материалистический подход к познанию объективной действительности, взаимосвязи материальных и социальных явлений.

Методы анализа теоретических и эмпирических материалов позволили выделить и систематизировать род и группы должностных преступлений и разработать криминалистические рекомендации по их расследованию.

Метод синтеза использовался для интеграции различных по природе криминалистических знаний, а также в комплексе с методом моделирования применялся для построения и прогнозирования проблемных следственных ситуаций, их разрешения. В процессе исследования автор обращался к социологическому методу анкетирования сотрудников правоохранительных органов и судей по проблемам расследования указанной категории дел; сравнительно-правовому методу познания при изучении норм уголовного права, уголовного процесса, иных судебных и законодательных норм и их применения в практике расследования должностных преступлений. Структурный метод, направленный на познание и разработку общей методики расследования должностных преступлений, позволил последовательно решить тактические задачи.

Таким образом, в диссертационном исследовании реализован комплексный подход к изучению проблемы. Это дало возможность автору определить дополнительные направления в совершенствовании методов борьбы с должностными преступлениями.

Правовую основу исследования составили положения Конвенций ООН против коррупции и против транснациональной организованной преступности, Конституции РФ, нормы Уголовного и Уголовно-процессуального кодексов РФ, ряда федеральных законов («Об оперативно-розыскной деятельности», «О государственной гражданской службе РФ» «О противодействии коррупции», «О Следственном комитете РФ», «О государственной судебно-экспертной деятельности в РФ» и др.), иных международных и национальных правовых актов, в том числе подзаконных, относящиеся к вопросам темы диссертации.

Теоретическую основу исследования составили труды в области криминалистики, судебной экспертизы, уголовного и уголовно-процессуального права, оперативно-розыскной деятельности, криминологии, философии, психологии, логики и других наук.

Эмпирическая база исследования представлена систематизированными данными результатов изучения по специально разработанной программе (анкете) 1200 уголовных дел и 720 материалов доследственных проверок в Нижегородской области, в г. Москве (Главное следственное управление СК России), в Республике Татарстан, в Республике Марий Эл, в Республике Башкортостан; опросов 154 следователей и прокуроров, 140 должностных лиц, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, 110 судей. По итогам изучения уголовных дел были обобщены показатели, отражающие особенности современной следственной практики по расследованию должностных преступлений.

Эмпирической основой диссертации послужили также статистические данные Судебного департамента при Верховном Суде РФ, Генеральной прокуратуры РФ, Следственного комитета РФ и МВД РФ по практике расследования и судебного рассмотрения уголовных дел о должностных преступлениях.

Автор опирался и на собственный многолетний опыт в должности следователя и прокурора (22 года).

Научная новизна исследования определяется тем, что автором была создана концепция выявления и расследования должностных преступлений, в рамках которой сформирован категориальный аппарат исследуемой сферы криминалистической деятельности, смоделированы типичные механизмы совершения должностных преступлений, разработаны теоретические и организационно-методические основы их выявления и расследования и на этой основе сформулированы конкретные рекомендации по повышению эффективности соответствующих видов криминалистической деятельности правоохранительных органов по борьбе с должностными преступлениями.

На защиту выносятся следующие основные положения, отражающие новизну диссертационного исследования:

Концепция выявления и расследования должностных преступлений включает в себя следующие направления:

а) разработку единого категориального аппарата, позволяющего однозначно определять терминологию, используемую в процессе расследования рассматриваемых преступлений, и их классификацию;

б) создание типичных моделей механизмов должностных преступлений;

в) унификацию теоретических и организационных основ планирования расследования уголовных дел о должностных преступлениях;

г) выработку системы методических рекомендаций для следственных органов по оптимальным способам выявления и расследования должностных преступлений;

д) формирование эффективного механизма взаимодействия следователя и органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, контролирующих и надзирающих органов за деятельностью государственных и муниципальных органов и учреждений;

е) совершенствование тактики доказывания преступлений, совершаемых должностными лицами.

2. Методику расследования должностных преступлений необходимо рассматривать по трем уровням — общему, родовому и частному, каждый из которых несет свою нагрузку и выполняет свои функции по установлению обстоятельств преступления и доказыванию виновности преступника (преступников).

3. Типовая обобщенная криминалистическая характеристика должностных преступлений, предусмотренных ст. 140, ч. 3 ст. 141, ст. 149, 169, 170, ч. 3 ст. 188, ст. 215.1, 285–287, 289, 290, 292, 293, 299–303, 305, 315 УК РФ, представляет собой целостную криминалистически сходную совокупность преступлений, разделенных по группам и объединенных типовыми, научно обоснованными взаимозависимыми элементами в единую систему. Такая характеристика позволяет моделировать содержание типичных механизмов и способов совершения отдельных видов преступлений с целью выдвижения версий, определения и планирования основных направлений, задач, средств и методов следственной деятельности, ориентируясь на которые, следственные и оперативные работники могут эффективно реализовывать функции познания и доказывания расследуемых ими уголовных дел.

4. В системе криминалистической характеристики должностных преступлений доминирует коррупционный интерес субъектов, что позволяет выявлять ряд признаков их преступного поведения, устанавливать круг участников преступления, механизм и способы его совершения, определять цели и мотивацию таких правонарушений.

5. Типичная характеристика личности должностного преступника включает в себя два компонента — психологический и функциональный. В психологический компонент включена личная характеристика должностного лица, доминирование у него коллективных интересов вместе со стремлением к карьерному росту, материальному благополучию и др. Под функциональным компонентом понимается обладание должностным лицом специальным правовым статусом, определенной правосубъектностью, то есть служебными полномочиями, при осуществлении которых должностное лицо имеет возможность совершать должностные преступления.

6. В структуре организационно-методических основ расследования должностных преступлений представлена классификация исходных ситуаций, складывающихся на стадии возбуждения уголовного дела, алгоритмы действий по их разрешению и основные направления использования оперативно-розыскной информации при поэтапном установлении события преступления: а) готовящегося; б) совершенного; в) совершающегося.

7. Механизм должностного преступления, включающий активные системные действия лиц по его подготовке, совершению и сокрытию путем использования своих должностных полномочий, направленных на достижение преступного результата; приемы и методы применения определенного объема полномочий в преступных целях. В зависимости от сложности, масштабности, степени имущественных интересов и иных обстоятельств деяния эти приемы и методы могут быть использованы как при совершении преступлений отдельным субъектом с коррупционным использованием правовых норм, наделяющих его должностными полномочиями, так и в группе с другими должностными лицами.

8. Детерминирующими факторами, прямо или косвенно влияющими на развитие следственных ситуаций, являются особенности обстановки должностной среды и связанные с ней другие объективные и субъективные факторы, а также степень доказанности инкриминируемого деяния, что служит основанием для выдвижения версий, планирования и прогнозирования расследования.

9. Классификация свидетелей по должностным преступлениям представлена в зависимости от характера их отношений с должностным лицом. По этому основанию предлагается разделять свидетелей на следующие категории:

а) совместно работающих с обвиняемым должностным лицом в одном учреждении, в том числе ему подчиненных;

б) зависящих от должностного лица в силу имеющихся у него властных полномочий в отношении неопределенного круга лиц;

в) не работающих с обвиняемым должностным лицом в одном учреждении и в целом не зависящих от его должностных полномочий.

10. Алгоритмы, реализуемые в тактике следственных действий при проведении допросов подозреваемых и обвиняемых должностных лиц, производстве осмотра, обыска и выемки, следственного эксперимента и проверки показаний на месте, а также применения специальных знаний экспертом и специалистом.

11. Этапами обнаружения противодействующих факторов при расследовании должностных преступлений выступают распознание признаков противодействия, выявление противодействия, диагностирование противодействия, оценка соответствия факторов противодействия уголовно-правовым, административным, дисциплинарным или нравственно-этическим нормам; принятие решения о конкретных правовых и тактических мерах по нейтрализации и преодолению противодействия в процессе предварительного расследования.

12. Различные виды угроз безопасности участников предварительного расследования необходимо разделить на уровни опасности по аналогии с уровнем установления террористической угрозы: низкий, средний и высокий. Для каждого из этих уровней рекомендованы конкретные меры безопасности, сгруппированные по следующим направлениям: общепредупредительные, оперативно-розыскные, процессуальные, специальные.

13. Система действий следователя по установлению обстоятельств, способствующих совершению преступлений, при расследовании должностных деяний включает: 1) выявление конкретных объективных и субъективных обстоятельств, способствовавших совершению преступлений; 2) проверка выявленных обстоятельств; 3) подготовка мер реагирования; 4) применение мер правового (процессуального и непроцессуального) воздействия на обстоятельства, способствующие совершению преступлений; 5) последующий контроль за применением мер воздействия.

14. Система конкретных мер по предупреждению должностных преступлений в ее процессуальной реализации в ходе предварительного расследования включает в себя следующие этапы следственной деятельности, по мере возможности и необходимости выполняемые на протяжении всего расследования: 1) общепрофилактические мероприятия; 2) специальное реагирование на выявленные обстоятельства, способствовавшие совершению преступлений; 3) предоставление информации другим специальным ведомственным и межведомственным, контролирующим и надзирающим органам для принятия мер воздействия; 4) возможности индивидуальной профилактики в отношении должностных лиц; 5) участие в специальных профилактических мероприятиях, проводимых оперативно-розыскными органами и (или) органами прокуратуры; 6) выступление следователя в средствах массовой информации.

Добавить комментарий