Методология криминологии

Методы криминологического исследования

Методы криминологического исследования — это система приемов, способов, средств сбора, обработки и анализа информации, применяемых с целью познания преступности, ее причин и условий, личности преступника и выработки мер предупреждения преступности.

Все существующие и используемые криминологами методы сбора эмпирического материала подразделяются на следующие группы:

  • методы, дающие возможность исследователю непосредственно воспринимать те или иные явления общественной жизни (наблюдение, эксперимент);
  • методы, при помощи которых исследователь может воспринять явления общественной жизни из документов (метод анализа документов);
  • методы, связанные с восприятием устной информации (анкетный опрос, непосредственный опрос).

В научной литературе используются и другие основания классификации методов криминологических исследований.

Социологическое наблюдение — метод сбора информации об изучаемом социальном объекте путем непосредственного восприятия и регистрации фактов, касающихся изучаемого объекта и значимых с точки зрения целей исследования. Наблюдение в криминологии отличается от общесоциального лишь по содержанию. Форма его проведения остается той же.

Приступая к наблюдению, исследователь должен заранее определить программу (перечень вопросов и способ фиксации) интересующих его фактов, их признаков и характеристик.

Основное достоинство наблюдения как метода криминологического исследования — возможность выявления неожиданного в картине наблюдаемого объекта. Естественно, в процессе непосредственного восприятия программа наблюдения может существенно расширяться за счет выявления ранее не предполагавшихся, но существенных с точки зрения целей исследования обстоятельств.

Объектом криминологического наблюдения могут быть:

  • поведение отдельных лиц или групп в условиях конкретной обстановки или определенной ситуации;
  • высказывания, реакции, суждения лиц, совершивших преступления или фоновые правонарушения, или лиц из контрольной группы;
  • результаты действия (бездействия) названных лиц, а также лиц, осуществляющих профилактику правонарушений;
  • среда, окружающая обстановка изучаемого контингента.

Положение наблюдателя в исследуемой ситуации бывает полным, включенным и наблюдением-участием. В первом случае исследователь изучает криминологически значимые явления пассивно, как бы со стороны, что допустимо до известных пределов, исключающих ответственность наблюдателя за прикосновенность к преступлению в форме попустительства или укрывательства.

Включенное наблюдение предполагает изучение криминогенных явлений и процессов «изнутри», когда исследователь непосредственно воспринимает изучаемую ситуацию, группу или событие повседневной жизни. Он смешивается с группой и становится как бы одним из ее членов, рядовым участником ее жизнедеятельности.

Как и в первом случае, здесь также может возникнуть ситуация, когда для слияния с группой перед исследователем встанет нравственно-этический, вопрос об участии в аморальных или даже противоправных действиях, что, конечно же, недопустимо. Этические соображения не позволяют широко использовать данный метод в криминологических исследованиях.

При наблюдении-участии наблюдатель, в отличие от предыдущего способа, позитивно участвует в изучаемых процессах и явлениях. Это могут быть, например, сотрудники правоохранительных органов, изучающие криминальные явления и активно участвующие в противодействии им (т. е. речь идет о следственной, прокурорской, судебной работе).

Однако в методе наблюдения есть и отрицательные моменты. Наблюдение требует значительных затрат времени, на его результаты могут оказать нежелательное влияние сам факт присутствия наблюдателя при интересующем его событии, а также его личностные качества.

К этой же группе методов криминологических исследований относится метод эксперимента. Выделяют две его разновидности: эксперимент в реальных условиях и эксперимент на математической модели.

Эксперимент рассматривается как средство решения следующих задач:

  • проверка теоретических положений о причинах преступности и мерах по ее предупреждению;
  • проверка достоверности выводов, научных рекомендаций и предположений, направленных на противодействие преступности, совершенствование правового регулирования этой деятельности;
  • измерение эффективности новых форм и методов предупреждения преступности (преступлений);
  • внедрение достижений криминологии в практику предупреждения преступности (преступлений).

В реальных условиях проводятся главным образом эксперименты по проверке эффективности новых форм и методов организации того или иного направления работы правоохранительных органов.

Организация и проведение такого криминологического эксперимента включает несколько стадий. Вначале определяют его цель. Затем идет согласование с компетентными органами, теоретическое обоснование исследуемой проблемы и выдвижение гипотез, подлежащих проверке. После этого начинается замер состояния экспериментального (до введения в него независимой переменной) и контрольного объектов (например, количества преступлений, характера проводимых мероприятий по их предупреждению). В ходе этой процедуры, как правило, применяются разнообразные частнонаучные методы: опросы, наблюдения, экспертные оценки и др.

Центральный момент в организации и проведении криминологического эксперимента — создание и приведение в действие экспериментальной ситуации, вызывающей предполагаемое поведение или определенную деятельность, направленную на нейтрализацию криминогенных или усиление антикриминогенных факторов.

В научных исследованиях чаще всего применяют метод эксперимента на математической модели. Примером такого эксперимента являются работы в области прогнозирования преступности и прогнозирования вероятности индивидуального преступного поведения.

В последние годы практикуется проведение экономических экспериментов в тех или иных отраслях народного хозяйства. Их результаты могут иметь и определенное криминологическое значение.

Анализ документов — один из широко применяемых и эффективных методов сбора первичной криминологической информации.

Метод анализа уголовных дел как источник криминологической информации занимает особое место в методическом арсенале криминологии, поскольку обладает многими достоинствами:

  • возможность (в большинстве случаев) максимально приблизить момент сбора информации о фактах, которые могут стать основой научного исследования к моменту совершения преступления;
  • высокая степень надежности фактов, содержащихся в материалах уголовных дел;
  • легкость статистической обработки; доступность для исследователей;
  • возможность получить большой объем криминологической информации, обеспечение репрезентативности полученных результатов;
  • относительная простота отбора уголовных дел и получение из их материалов криминологической информации;
  • возможность неоднократных проверок полученных данных на одном и том же массиве.

Вместе с тем нужно упомянуть о том, что такой метод предполагает ограниченность данных, невозможность для исследователя выйти за пределы информации, заложенной в материалах уголовного дела. Это не позволяет раскрыть в полной мере исследуемую проблему, в частности установить связи и зависимости между отдельными криминогенными факторами при объяснении причин преступности, условий формирования личности преступника и т. д. Поэтому более достоверные фактические данные анализ уголовных дел дает в сочетании с другими методами криминологических исследований.

Опрос — это метод сбора данных об объективных фактах, мнениях, знаниях и т. д., основанный на непосредственном (очный опрос — интервью) и опосредованном (заочный опрос — анкетирование) взаимодействии между исследователем (интервьюером) и опрашиваемым (респондентом).

Очный опрос обращен непосредственно к конкретному человеку. Его можно адресовать самому преступнику, лицам из его ближайшего окружения, лицам, совершившим «фоновые» правонарушения, лицам, обладающим профессиональными знаниями в области борьбы с преступностью или реализующим меры воспитательно-предупредительного характера Представителям населения (для выяснения состояния общественного мнения) и т. д.

Используются модификации опроса — свободное и направленное (программируемое) интервью. Основные различия между этими модификациями — в их информационной емкости, степени обратной связи между опрашивающим и респондентом, степени возможной формализации и т. д.

Непосредственный опрос позволяет собрать обширную информацию о фактах, субъективных суждениях, мотивах поведения, установках и т. д. Поэтому личностный характер отношений между интервьюером и респондентом и субъективность оценок предъявляют жесткие методологические и методические требования к подготовке и проведению опроса, невыполнение которых ведет к искажению результата. На достоверность сведений, полученных входе непосредственного опроса, влияют обстоятельства объективного и субъективного характера: момент, время и место опроса, подготовленность интервьюера, процедура оповещения респондента о предстоящем опросе и др.

Особую сложность представляют опросы осужденных. В свое время предлагалось группировать осужденных по степени их отношения к проводимым исследованиям:

  • негативно настроенные к исследованию и к личности исследователя (отказ от заполнения анкет, нежелание участвовать в беседе и т. д.). Эта группа составляет около 6%;
  • заинтересованные осужденные, желающие извлечь определенную выгоду для себя и поэтому стремящиеся показать свою откровенность в ходе опроса, — 25%;
  • осужденные, усматривающие возможность пообщаться с исследователем, получить свежие впечатления в ходе контактов. Эта группа (преимущественно несовершеннолетние, молодежь, женщины) составляет около 20%;
  • безразлично относящиеся к исследованию и исследователю — 18%;
  • позитивно настроенные осужденные, стремящиеся всячески содействовать исследователю с тем, чтобы «предостеречь других» от совершения преступлений, — 17%;
  • осужденные, использующие опросы с целью подачи заявлений, жалоб, — 13%.

В любом случае успех опроса во многом определяется установлением психологического контакта, непринужденностью беседы, а при программируемом опросе — и профессиональным составлением опросника.

Анкетный опрос (анкетирование) — один из эффективных и широко используемых в криминологии методов получения сведений о мнениях и настроениях лиц; об уровне знаний требований права и следования им; о склонностях, симпатиях и антипатиях; о формах оценки себя и других; о ситуации своего действия и поведения других в этих же ситуациях; о не зафиксированных в других документах сведениях о прошлом, об окружении и т. п.

Этапы применения метода анкетного опроса:

  • формулировка вопросов, вытекающих из программы исследования;
  • расстановка вопросов в анкете;
  • обсуждение и рецензирование анкеты;
  • пробный опрос;
  • учет замечаний и подготовка окончательного варианта анкеты;
  • размножение анкеты;
  • распространение и сбор анкет;
  • логический анализ анкет;
  • кодировка анкет и составление разработочных таблиц;
  • статистическая обработка собранной информации.

Анкета, применяемая в социально-правовых (криминологических) исследованиях, состоит из нескольких частей.

Первая включает обращение к респонденту, подготовку его к процедуре опроса.

Обращение должно быть написано понятным и доступным респонденту языком и содержать ясную и четкую инструкцию по заполнению анкеты. Кроме того, необходимо изложить цели исследования и продемонстрировать их взаимосвязь с насущными потребностями респондента. Основная часть анкеты — вопросы, имеющие исследовательскую нагрузку. Формы вопросов определяются желательными формами ответов: формализованные или в свободном изложении, краткие (типа «да», «нет») или развернутые. Различно и функциональное назначение вопросов — основные, контрольные, дополнительные, вспомогательные.

Оптимальный размер анкеты (наиболее приемлемое количество вопросов) определяется характером и объемом исследования. Чтобы интерес опрашиваемого повышался, вопросы располагаются от простых к сложным.

Преимущество анкетного метода по сравнению с очным опросом заключается в том, что он дает возможность в короткий срок и при сравнительно небольших материальных затратах охватить представительную группу изучаемых лиц, получить сведения «из первых рук»; быстро провести повторные опросы через определенный промежуток времени в целях выявления происшедших изменений (так называемое панельное обследование); путем тщательной разработки, получения квалифицированных консультаций подготовить вопросы анкеты на высоком качественном уровне по содержанию и форме; при необходимости обеспечить эффект анонимности опрашиваемых.

Недостатки этого метода сбора криминологической информации заключаются в том, что анализ мнений о поступках, результаты самооценки своей позиции могут не совпадать с реальным положением вещей и вероятны ошибочные ответы из-за непонимания характера вопросов.

Анкеты могут лично вручаться респондентам, рассылаться по почте, публиковаться в прессе.

Анкетный опрос по сравнению с другими видами опросов позволяет легко обобщить ответы и сделать аналитическую обработку.

Метод экспертных оценок заключается в получении, обработке и интерпретации суждений специалистов в какой-либо отрасли знаний или практической деятельности по конкретным вопросам. Как правило, отбирают ограниченную группу экспертов-специалистов (не более 20—30 человек) и с ними проводят интервью либо раздают вопросники для заполнения.

Наиболее эффективны «круглые столы» с участием всех включенных в группу экспертов. В ходе обсуждения предложенных проблем (Своеобразная «мозговая атака») могут появиться нетрадиционные подходы к их анализу, оригинальные взгляды и суждения.

Психологические тесты — это метод, при помощи которого измеряется степень выраженности психических свойств личности, а также свойства лиц и психические состояния малых групп и коллективов.

По предмету исследования выделяются три основные группы тестов:

  • общеличностные, позволяющие исследовать систему психических свойств личности;
  • личностные, предназначенные для исследования какой-либо одной характеристики личности субъекта (уровня интеллекта, творческих способностей, самоконтроля и т. п.);
  • групповые — для изучения характеристик групповых психических процессов (сплоченности малой группы или коллектива, особенностей их психологического климата, межличностного восприятия) и пр.

Чаще всего в криминологических исследованиях используются общеличностные тесты Г. Айзенка и Р. Кеттела, состоящие из серии взаимоконтролирующих суждений о различных проявлениях личностных черт; MMPI, ТАТ, тесты Роршаха, Люшера, социометрическая методика Дж. Морено.

Организация исследования — процесс многоступенчатый от разработки гипотез до реализации (внедрения) полученных результатов в научной и практической деятельности. Технология научно-практического изучения преступности и мер борьбы с ней состоит из трех этапов.

Подготовительный — формулирование проблемы, определение научной гипотезы, разработка направлений исследования. Рабочий — разработка инструментария, пилотаж (пробное обследование), сбор информации и т; д. Заключительный — формулирование выводов, отчетов и внедрение результатов исследования в практику.

Последовательность проведения исследовательских операций:

  • общая постановка задачи;
  • .

  • составление программы (построение гипотезы, определение основных направлений исследования);
  • определение методики исследования (какая нужна информация, способы ее получения, оценка и определение объема информации — расчет выборки» где ее можно получить и какие средства для этого использовать);
  • составление рабочего плана (организационные вопросы);
  • разработка инструментария (подготовка анкет, опросных листов, бланков интервью ит. д.);
  • уточнение (проверка) методики — пилотажное исследование;
  • сбор информации (наблюдение, опрос, изучение документов и т. д.);
  • статистическая обработка полученной информации;
  • формулирование выводов и разработка конкретных предложений по результатам исследования, внедрение их в практику.

Для проведения исследования чаще всего создается исследовательская группа. Определив исполнителей и наметив порядок проведения исследования, разрабатывают его конкретную программу.

Программа исследования должна содержать теоретическую основу, т. е. краткое описание самой проблемы с анализом уже имеющегося комплекса научных знаний, теорий, обобщения результатов ранее проведенных исследований. В прикладном смысле программа — это изложение основных задач, методологических предпосылок и гипотез исследования с определением правил, процедур и логической последовательности операций по проверке намеченных гипотез. Программа определяет, какая эмпирическая информация будет собираться и за какой период, какие вопросы, социальные взаимосвязи, направления и процессы действительности станут предметом исследования.

Исходный пункт любого научного исследования — постановка проблемы, а важнейший элемент программы — исследовательская гипотеза. Это главный методический инструмент, на котором строится весь процесс исследования. Гипотеза дает возможность выработать обоснованные предложения о структуре изучаемых объектов и характере существующих между ними взаимосвязей, позволяет установить связь между изучаемыми социальными явлениями.

На основе разработанной гипотезы составляется план исследования, который затем переходит в рабочий план. Он необходим не только для планирования соответствующих работ с указанием конкретных сроков и исполнителей. Рабочий план одновременно и творческий документ, позволяющий вести исследование целенаправленно, рентабельно и методически правильно.

Применение выборочного наблюдения взамен сплошного, используемого государственной статистикой, дает возможность лучше организовать наблюдение, обеспечивает быстроту его проведений, экономит средства и трудозатраты на получение и обработку информации.

Объективную гарантию репрезентативности выборочной совокупности дает применение соответствующих научно обоснованных способов отбора подлежащих исследованию единиц.

В процессе формирования выборочной совокупности должен быть обеспечен строго объективный подход к определению ее объема и отбору единиц. Нарушение этого принципа, когда наблюдению подвергаются единицы, отобранные на основании субъективного мнения исследователя, приводит к тому, что результаты такого наблюдения относятся не ко всей генеральной (сплошной) совокупности, а только к той ее части, которая была подвергнута обследованию.

В сравнении с другими методами несплошных наблюдений преимущество выборочного наблюдения заключается в том, что по результатам этого наблюдения можно оценить искомые параметры генеральной совокупности. Между характеристиками выборочной совокупности и искомыми характеристиками генеральной совокупности, как правило, существует некоторое расхождение.

Такое расхождение называют ошибкой выборки. Общая величина ошибки слагается из ошибки регистрации и ошибки репрезентативности. Последняя представляет собой расхождение между величиной показателей, полученных при выборке, и величиной этих показателей, которые были бы получены при проведении сплошного наблюдения.

Величина ошибки характеризует степень надежности результатов выборки. Знание этой величины необходимо при оценке параметров генеральной совокупности. Оценки возможной величины и состава ошибок репрезентативности служат основой планирования проектируемого выборочного наблюдения. Для каждого конкретного выборочного наблюдения величина ошибки репрезентативности может быть определена по соответствующим формулам.

Так как увеличение точности оценки всегда связано с увеличением объема выборки, необходимо определить максимально допустимую величину ошибки выборки для конкретного исследования. Существуют различные по степени точности и степени сложности формулы для расчета предельно допустимой ошибки.

При правильной организации результаты выборочного наблюдения по точности не уступают данным сплошного наблюдения.

Один из наиболее важных этапов криминологических исследований — их внедрение в практику.

Выделяют следующие формы внедрения:

  • подготовка планов социального развития, комплексных планов предупреждения преступлений и (или) иных правонарушений, федеральной и региональной программ борьбы с преступностью, перспективных и текущих планов работы правоохранительных органов;
  • подготовка законодательных предложений, ведомственных нормативных актов и других управленческих документов по актуальным проблемам противодействия преступности;
  • подготовка аналитических справок, докладных записок, обзоров, методических писем и т. п.;
  • проведение научно-практических конференций и семинаров, использование результатов исследований в учебном процессе юридических вузов и повышении квалификации практических работников;
  • подготовка научных рекомендаций, предусматривающих совершенствование форм, средств и методов деятельности по противодействию преступности на всех направлениях.

С учетом вышеуказанных задач, целей, функций и проблем необходимо разобраться с криминологической методологией. Это — один из самых сложных вопросов.

Методология и методика любой науки имеет важное значение, так как они всегда привязываются к предмету исследования и определяют надежность и достоверность его результатов.

Методика и методология – два разных определения.

Методологическая база криминологии –это система принципов и способов организации и построения ее деятельности, которая определяет научную достоверность исследований и их результатов. Методология – это глубокое, всестороннее, верное познание социальных явлений.

Методология криминологического исследования, как и любого другого, зависит от предмета и объекта исследования, стоящих перед исследователем задач. Предмет криминологического исследования — закономерности поведения преступника, их детерминации, причинности, подверженности различным воздействиям, а объект – преступность в различных проявлениях, продуцирующих ее влияние, и влияющие на ее явления, процессы, характер воздействия на преступность и последствия такого воздействия.

Методология современной отечественной криминологии, определяющая методы криминологических исследований, общую принципиальную тенденцию в подходе к оценке тех или иных фактов социальной действительности, базируется «на материалистической сущности и диалектическом характере взаимодействия явлений».

Подметодикой понимается –совокупность конкретных приемов, способов, методов, средств (инструментов) сбора, обработки и анализа информации о преступности, ее причинах и условиях и личности преступников, а также о мерах борьбы с ней. Несмотря на их частный характер, они также имеют общенаучное значение, так как могут быть использованы в смежных с криминологией науках для изучения пограничных с криминологией проблем (например, проблемы отклоняющегося поведения и т.п.

Конечным результатом исследований должны быть практические выводы с предложениями, рекомендациями о совершенствовании практики борьбы с преступностью, улучшении деятельности правоохранительных органов и других субъектов профилактики. Поэтому в понятие методики следует включать и методы разработки таких выводов, предложений, рекомендаций.

Криминологическое исследование – это один из видов социального исследования в его широком понимании. Оно осуществляется с применением всех методов использования общественных явлений. При этом учитываются особенности предмета и содержания криминологии.

Из общенаучных методов криминология использует:

— описание,

— наблюдение,

— эксперимент,

— восхождение от абстрактного к конкретному,

— гипотеза,

— системно-структурный анализ,

— исторический метод,

— сравнение,

— динамические и статистические методы.

Описание.Это систематическое изложение сведений, характеризующих изучаемый объект в совокупности или какой-нибудь один из специально заданных его параметров. Например, описание феномена преступности несовершеннолетних, описание признаков, характеризующих преступный профессионализм и т.п.

Наблюдение.Это изучение предмета исследования непосредственно в процессе жизни. В криминологических исследованиях этот метод отличается своеобразием. Он используется при обследовании условий жизни лиц, совершивших преступления, при изучении процесса исправления и перевоспитания несовершеннолетних правонарушителей, при анализе эффективности профилактических мер и т.п.

Различают три виданаблюдения: включенное, наблюдение-участие и самонаблюдение. Разница между ними состоит в степени активности наблюдающего лица.

Особенно интересен, но имеет ограниченное применение метод включенного наблюдения, при котором наблюдатель выполняет роль участника наблюдаемой группы, являясь ее полноправным членом.

Самонаблюдениеможет осуществляться по заданию исследователя конкретной проблемы работником правоохранительных органов, судьей, адвокатом и т.п., приглашенными к участию в исследовании этой проблемы.

Эксперимент.Планируемое в научных целях воспроизведение какого-либо явления или события применимо в криминологии в весьма ограниченных масштабах. Нельзя, например, экспериментально воспроизвести преступное деяние. В то же время иногда сама жизнь ставит эксперименты, изучить которые обязан криминолог. Например, в ряде регионов РК в настоящее время будет вводиться суд присяжных. Изучение эффективности его деятельности, воздействия его практики на состояние преступности — задача криминологии.

Метод восхождения от абстрактного к конкретному.Научная абстракция означает отвлечение в процессе познания от несущественных сторон изучаемого явления с целью сосредоточения на его основных, существенных чертах. Научная абстракция — необходимая ступень в познании объективного мира. При этом важно и практически выявить, изучить, как научная абстракция соотносится с конкретными фактами, как она воплощается в действительности.

Гипотеза.Любому научному исследованию предшествует построение гипотезы, т.е. научно обоснованного предположения, определяющего общее направление исследования.

Системный подход.Такой подход предполагает «рассмотрение изучаемого объекта (в нашем случае преступности и общества) как определенной сложно организованной системы, имеющей определенную структуру, содержащую известное количество взаимосвязанных элементов». Использование этого метода означает, что преступность рассматривается как социальное явление, которое анализируется во взаимодействии с социальной системой и ее структурными элементами (политикой, экономикой, культурой и др.).

Исторический метод.Этот метод используется для изучения преступности в развитии, с его помощью прослеживаются особенности развития преступности за определенный период времени.

Разновидностью исторического метода является сравнительно — исторический, в ходе использования которого можно сравнить состояние преступности в целом или одних и тех же ее видов (например, корыстной, корыстно-насильственной, насильственной) в разные исторические периоды.

Динамический (длящийся, лонгитюдный) метод.Этот метод заключается в изучении одного и того же объекта в разные периоды. Временные интервалы изучения могут быть различны — 3-5, 10-15 лет и т.д., важно лишь, чтобы исследование велось по одному и тому же объекту и по одной и той же методике.

Статистический метод.Он находит широкое применение в криминологических исследованиях, что вполне понятно. Преступность — это социальное явление, которое может быть представлено через ряд количественных показателей (число зарегистрированных за год преступлений, число лиц, привлеченных к уголовной ответственности, число раскрытых преступлений всего и по отдельным видам — убийства, кражи и т.п..

Также в криминологии имеются свои собственные «инструменты», определяемые выборочно для изучения конкретных проблем. Их, как уже было сказано ранее, называют методиками.

Для решения конкретной научной проблемы используются следующие методики конкретного криминологического исследования:

— опросы,

— экспертные опросы,

— анкетирование документов,

— методики психологического анализа личности и др.

Опросы.В зависимости от цели исследования могут опрашиваться представители различных групп населения — преступники (рецидивисты, несовершеннолетние и т.д.), работники правоохранительных органов и т.п. Модификации опросов — это беседы, интервью. Чаще всего опросы проводятся по заранее разработанной анкете, содержащей перечень вопросов, ответы на которые хотел бы получить исследователь.

Экспертные опросы.Такие опросы требуют для своего проведения выбора высококвалифицированной группы опрашиваемых, жизненный и профессиональный опыт которых позволяет считать их мнение своеобразным эталоном при решении тех или иных проблем. В качестве таковых обычно приглашаются работники правоохранительных органов, научные сотрудники и т.п.

Анкетирование документов.Это способ получения информации из документов. Как правило, анкетированию подвергаются уголовные дела, личные дела осужденных, содержащихся в ИУ. Однако возможно получение информации и из других документов: актов различного рода экспертиз, надзорных и наблюдательных производств и т.п. Для изучения документов целесообразно составлять анкету, программу. Это позволяет строго формализовать полученную информацию, а в дальнейшем использовать вычислительную и компьютерную технику.

Методика психологического анализа личности.Это тестирование определенного круга лиц для выявления способности к определенному виду деятельности, изучения интеллектуальных возможностей, направленности к агрессии и т.п.

Гуманитарные науки / Криминология / 1.2. Методология науки криминологии

Своеобразие криминологии как науки определяется существованием, наряду с предметом, ее метода.

Под методом науки криминологии понимается совокупность приемов и средств, с помощью которых раскрываются закономерности, формы и содержание явлений, входящих в предмет криминологии.

Методы криминологии подразделяются следующим образом:

1) всеобщий метод;

2) общенаучные методы;

3) социологические методы;

4) частнонаучные методы;

5) специальные методы.

Всеобщий метод познания использует основные философские законы и категории, такие как познаваемость социальных явлений, единство и борьба противоположностей, переход количества в качество, причинность и следствие и т.п. Он позволяет глубже проникнуть в сущность изучаемых криминологией явлений и процессов.

Общенаучные методы включают:

· анализ и синтез;

· индукцию;

· дедукцию;

· абстрагирование.

Необходимым моментом научного криминологического знания является выдвижение гипотез. Само понятие «гипотеза» означает то, что это еще не доказанное теоретическое положение основано на предположении. Выдвижение, обоснование и доказательство гипотезы является необходимым элементом всякого научного знания, в том числе и криминологического.

К социологическим методам относятся:

· наблюдение;

· опрос (он осуществляется в форме двух основных разновидностей: анкетирования и интервьюирования);

· изучение документов.

В общепринятом понимании документ является средством фиксации сведений о фактах, событиях, явлениях объективной действительности и мыслительной деятельности, имеющих отношение к исследуемой криминологической проблеме. Такими документами могут быть материалы расследования и рассмотрения в суде дел о совершенных преступлениях, личные дела осужденных, справочная информация и любые другие письменные акты, являющиеся носителями нужной криминологической информации.

К частнонаучным методам относятся:

· логико-математические, включающие моделирование, факторный анализ и шкалирование;

· методы уголовной статистики (статистическое наблюдение, группировка, статистический анализ, вычисление обобщающих показателей и др.).

Применение этих методов в криминологических исследованиях играет вспомогательную роль. Они помогают более глубокому осмыслению различных статистических показателей, позволяют использовать коэффициенты корреляции для установления степени связи и взаимообусловленности между различными социальными явлениями и процессами, находящимися во взаимосвязи с преступностью и ее детерминантами.

К специальным методам относятся:

· использование статистических данных о преступности и судимости;

· специальное и психологическое исследование личности преступника;

· изучение уголовных дел различных категорий с последующей статистической обработкой материалов;

· изучение общественного мнения различных социальных общностей и групп о преступности, ее причинах и мерах борьбы с ней;

· проведение криминологических исследований по специальным программам, а также комплексных криминологических исследований.

Методы социального направления основывались на статистическом, социально-экономическом, социологическом, социально правовом подходах.

Представителями статистического подхода являются: Кетле, Герри, Дюкпетьо, Хвостова. Основная идея статистического подхода к изучению преступлений заключалась в использовании статистических данных о количестве, видах, характере совершаемых противоправных деяний, преступников и их жертв при прогнозировании преступности и ее профилактики.

Представителями социологический подхода являются: Дуркгейм, Мертон, Старленд. Основные идеи, составившие основы социологического подхода в изучении преступности, воплотились в теориях социальной дезорганизации и дифференциальной связи.

Основоположником теории социальной дезорганизации является французский социолог Дюркгейм, который полагал, что индивид испытывает влияние социальных факторов, в частности образы мыслей, действий, чувствований. В успешно функционирующем обществе велика сплоченность, большинство людей солидарно во взглядах о должном поведении и о порицаемом. Если в обществе существенно ослабевает сдерживающее действие морали, то возникает явление аномии (безнормативности) или социальной дезорганизации, которое становится фактором, стимулирующим преступность.

Теория дифференцированной связи была сформулирована Сатерлендом в работе «Принципы криминологии». Согласно этой теории, социальная дезорганизация является главной причиной преступности. Аномия приводит к возникновению связей отдельных людей с моделями преступного поведения и дальнейшему обучению преступному поведению.

Представителями социально-экономического подхода были: Гарофало, Ферри, Марро, Ашшафенбург, Энгельс. Основное значение проведенных социологических исследований заключается в том, что Энгельс выявил причины непосредственно самой преступности, а не причины отклонений в проведении людей от общепризнанных норм. Им также был обоснован вывод о том, что игнорирование прав наемных рабочих, не имеющих собственности, неограниченное господство частного бизнеса, свободной конкуренции закономерно связанно с преступностью.

Представителями социально-правового подхода были: Гарофало, Марро, Дюркгейм, Маркс, Хвостов, Орлов.

Исследования Гарофало, Марро и других авторов подтверждают взаимосвязь бедности и преступности. Происходит осознание сложных переплетений экономических, других общественных факторов и преступности.

Эти исследования дали возможность в дальнейшем утверждать то, что основная задача общества в борьбе с преступностью – это удержание так называемой «нормы преступности», то есть сдерживание числа совершаемых преступлений на определенном уровне.

Методология — это учение о путях, методах, способах научного исследования чего-либо, это позиция, с которой будет действовать исследователь. В зависимости от того, какова позиция, используются конкретные методы. Так, если методологическая позиция представлена материалистической диалектикой, то будут применены социологические и психологические методы; если же такая позиция заключается в признании того, что преступность есть чисто биологическая категория и склонность к совершению преступления передается по наследству, то очевидно, необходимо избрать методы биологии или (и) медицины.

Методологической основой криминологии является материалистическая диалектика. Думается, что именно признание материалистической диалектики в качестве методологической основы криминологических исследований, познания криминологических реалий, позволяет искать, исследовать, устанавливать причины преступности, причины индивидуального преступного поведения в социальной жизни и в самом преступнике. Именно такой подход позволяет представить себе развитие всей преступности в совокупности с внешними для нее факторами, ее пути и перспективы. Наряду с этим нужно исследовать и развитие отдельной личности, совершившей преступление, во всей ее сложности и внутренних противоречиях, во всех ее внешних связях, во всех ее зависимостях от этих внешних связей и, на что следует обратить особое внимание, ее зависимости от самой себя. Но на себя мы очень редко обращаем внимание, что относится не только, конечно, к преступникам, но и к обычным людям. Поэтому мы склонны во всех своих бедах винить других, только не себя.

Поскольку методологией криминологии является материалистическая диалектика, эта наука оценивает преступность, преступление и преступника как результат воздействия социальных условий. Свою задачу она видит в том, чтобы, во-первых, выявить эти условия и, во-вторых, исследовать, как они воспринимаются объектами своего воздействия. Преступность, преступление, преступник, равно как и порождающие их социальные условия, всегда должны изучаться в движении и внутреннем противоречии каждого из названных социальных явлений.

Для криминолога должно быть аксиомой, что каково общество, такова и преступность, которая является функцией общества и одним из его параметров. В то же время преступность относительно самостоятельна, имеет свои собственные закономерности и логику развития, способность порождать сама себя.

Итак, материалистическая диалектика является методологической основой криминологии, и при этом, надо заметить, что большинство западных криминологических исследований опирается именно на материализм и диалектику как на ту основу, которая позволяет идти по правильному пути. Разумеется, можно и материализм понимать по-своему и диалектику воспринимать по-разному. Имеются различные школы, однако мы имеем в виду диалектику и материализм в целом. Поскольку очень важно знать о порождающих преступность связях с другими социальными явлениями, необходимо отметить, что криминология все время ищет эти связи, пытается определить их значимость для преступности и преступного поведения. Поэтому она неизбежно обращается к достижениям других наук в части познания ими детерминирующих преступность явлений и старается максимально использовать эти достижения, для того чтобы с наибольшим успехом и эффектом изучить то, что составляет ее предмет. Вот почему можно сказать, что криминология опирается на достижения ряда наук, использует их методы.

Приступая к конкретному эмпирическому исследованию, надо внимательно изучить все то, что уже наработано учеными, помня при этом — преступность постоянно изменяется. Необходимо также в начале исследования выдвинуть гипотезы, которые представляют собой некое предположение об исследуемом явлении и его причинах, которое следует проверить в ходе планируемого исследования. Естественно, что, прежде чем гипотезы будут изложены на бумаге, они предварительно уже намечены в голове исследователя. Изучаемые объекты должны выступать перед ученым в качестве некоей системы — взаимосвязанных подобъектов, которые включают в себя другие подобъекты, а сам объект в целом представляет собой подсистему другой более крупной системы. Так, преступность несовершеннолетних является подсистемой молодежной преступности, а последняя — всей преступности, которая, в свою очередь, — всей системы общественных явлений.

Преступность, если это вытекает из задач исследования, может быть изучена в историческом аспекте, в развитии. При этом внимание должно быть сосредоточено не только на самой преступности (видах преступности, категориях преступлений), но и на внешних по отношению к ней факторах, которые в прошлом определяли ее состояние, динамику и структуру.

Основные способы получения криминологической информации о преступности, личности преступника и других составных частях науки криминологии — статистические, социологические, сравнительные, системные, психологические и т.д.

Важным методологическим и методическим принципом криминологических исследований является следующее: явление, привлекшее внимание криминолога, криминогенное или антикриминогенное, всегда должно изучаться с помощью адекватных способов. Например, преступность в целом и ее причины должны изучаться главным образом с помощью анализа и оценки статистики, методов социологии, осмысливаться на философском уровне. Когда же изучается, скажем, личность преступника, причины и механизмы преступного поведения, то здесь больше надо привлекать методы и подходы психологии. Это очень важное методическое требование: методы должны соответствовать тем задачам, которые стоят перед исследователем. Например, если мы изучаем мотивы совершения преступлений, то необходимо опираться на достижения психологии, потому что мотивы -это психологическая категория, именно психология, и только она изучает мотивы. Конечно, знание о мотивах используется в юридической науке и практике очень широко, и в уголовном праве, и в криминалистике и т.д., и вне юридических наук, в повседневной жизни. Но тем не менее это остается проблемой именно психологии, поэтому здесь достижения и методы психологии должны использоваться в первую очередь.

И в связи с этим надо коротко остановиться на том, что не все криминологи и не во всех криминологических исследованиях используют тс способы, которые адекватны исследуемой «материи». Например, для изучения тех же мотивов используются социологические методы, ограничиваются анкетированием уголовных дел. Уголовные дела можно анкетировать, но это не означает, что путем анкетирования, с помощью других методов социологии следует изучать явления, которые находятся совершенно в ином ряду. Поэтому всех тех, кто намерен провести криминологическое исследование, нужно предупредить о том, чтобы оно осуществлялось на должном уровне, т.е. с помощью адекватных методик.

Основными источниками криминологической информации являются:

  • — юридическая статистика (уголовно-правовая, криминологическая, административно-правовая, гражданско-правовая и др.);
  • — моральная статистика;
  • — экономическая статистика;
  • — социально-демографическая статистика;
  • — иная.

Уголовно-правовая статистика (уголовная, судебная, криминальная) — одна из наиболее древних и развитых отраслей юридической статистики. Статистические сборники о преступности издаются в России и во многих других странах. Учет и отчетность правоохранительных органов, учет преступлений и лиц, их совершивших, отчеты о следственной работе, работе прокуроров, учет судимости ведутся давно, накоплен очень богатый статистический материал. Другое дело, что многие, очень многие преступления намеренно скрываются от учета сотрудниками полиции, некоторые же преступления просто остаются неизвестными правоохранительным органам. Все эти незарегистрированные преступления составляют латентную преступность, которая, по мнению экспертов, составляет большую часть действительно совершенных преступлений.

Статистические методы криминологических исследований включают в себя:

  • — массовое статистическое наблюдение преступности и иных криминологически значимых явлений;
  • — сводку и группировку статистических данных;
  • — анализ и оценку полученных сведений.

Уголовная и другие виды криминологически значимой статистики позволяют прогнозировать преступность, т.е. выносить суждения о ее дальнейшем состоянии и динамике.

Уголовная статистика в основном включает в себя данные:

  • — о всех возбужденных и прекращенных по разным основаниям уголовных делах, выявленных лицах, задержанных и арестованных, тех, кому предъявлено обвинение, а также другие сведения, связанные со следствием и дознанием;
  • — об уголовном судопроизводстве, охватывающие деятельность судов (количество рассмотренных уголовных дел, осужденных, оправданных, видах назначенного наказания и т.д.);
  • — об исполнении приговоров, в том числе о деятельности исправительных учреждений и тех органов, которые должны осуществлять наказание в отношении лиц, наказание которых не связано с лишением свободы.

Криминологически значимая статистика содержит в себе информацию:

— о явлениях и процессах, главным образом социальных, которые можно рассматривать в качестве причин преступности или условий, которые ей способствуют. Сюда в числе других относится информация: а) об алкоголизме и наркомании, алкоголиках и наркоманах; б) о бродяжничестве и попрошайничестве, бродягах и попрошайках; в) о проституции и проститутках; г) о детской безнадзорности и беспризорности; д) об экономических факторах, отражающихся на материальном положении людей, их обеспеченности; е) о социальной защищенности людей, в первую очередь семьи, детей, стариков, инвалидов, неимущих; ж) о социально-демографических процессах; о жертвах преступлений, т.е. виктимологическую статистику; з) о преступлениях, не попавших на страницы официальной государственной статистики, т.е. статистику о латентных преступлениях.

Административно-правовая статистика осуществляет учет административных правонарушений по их характеру, причиненному ими ущербу и т.д.; эта статистика важна для криминологии, поскольку все это может влиять на состояние и динамику преступности. Криминологический учет административно-правовой информации особенно важен в настоящее время, когда наметилась четкая тенденция декриминализации некоторых поступков путем перевода их из числа преступлений в административные деликты. Следует помнить, что административное правонарушение часто выступает ступенькой той самой лестницы, которая ведет к преступлению. При этом надо учитывать, что административная статистика необъятна и в ней надо найти именно то, что полезно для криминологии.

Гражданско-правовая статистика ведет учет гражданско-правовых споров в судах, о результатах их деятельности. Такого рода сведения могут быть полезны для криминологии в части исследования латентных преступлений (в сфере экономической деятельности, против собственности, интересов службы в коммерческих и иных организациях, против личности и против общественной безопасности).

Регистрацию преступлений лиц, которые их совершили, уголовных дел и в целом статистической отчетности но преступности ведут органы внутренних дел. Здесь заполняются такие карточки первичного учета: па выявленное преступление;

  • — о результатах расследования по делу;
  • — на преступление, по которому лицо, его совершившее, установлено;
  • — на лицо, совершившее преступление;
  • — о движении уголовных дел;
  • — о результатах возмещения материального ущерба и изъятия предметов преступной деятельности;
  • — о результатах рассмотрения дел в судах.

Статистическим учетом преступлений и преступников занимаются судебные и прокурорские учреждения. МВД России представляет в Росстат среди прочих государственную статистическую отчетность, в том числе о зарегистрированных, раскрытых и нераскрытых преступлениях; о лицах, совершающих преступления; следственной работе. Статистические данные представляет и прокуратура.

Массовое статистическое наблюдение означает изучение большого количества явлений и факторов, людей или групп людей, исследование которых позволит сделать необходимые выводы о состоянии, динамике и структуре преступности. Но сначала эти единицы наблюдения нужно разгруппировать по нужным нам признакам, чтобы каждая группа включала в себя определенную качественную однородность явлений. Например, можно и нужно отдельно сгруппировать преступления в сфере экономической деятельности, преступления против мира, безопасности человечества и т.д., т.е. по характеру преступлений. В других случаях возникает потребность объединить в одну группу преступников по полу, выделив преступность женщин, или по возрасту, получив в итоге преступность несовершеннолетних, молодых взрослых, лиц зрелых лет и пожилого возраста. Но во многих случаях деление преступности по отдельным видам и категориям не нужно, если перед исследователем стоит задача, например, проследить движение всей преступности в целом по стране или в отдельном регионе.

Уголовная и любая криминологически значимая статистика может оказать неоценимую помощь в познании преступности и ее причин, особенно если статистические данные будут дополнены, обогащены другой информацией. Но при любых условиях статистическая информация представляет собой очень важную часть методики криминологических исследований, позволяя анализировать и оценивать состояние преступности и прогнозировать ее развитие. Для криминологического прогнозирования статистические сведения особенно нужны; в свою очередь, прогнозирование позволяет обоснованно планировать меры борьбы с преступностью, умело, со знанием дела распределять силы и средства. Расчет штатной численности сотрудников правоохранительных органов во многом обязан строиться на статистических показателях преступности.

Изучение статистики о преступлениях и лицах, их совершивших, всегда должно преследовать конкретные цели. Ими могут быть анализ и оценка состояния, динамики и структуры всей преступности или отдельных ее видов, контингента преступников или отдельных групп и т.д. Вместе с тем необходимо помнить, что любая сплошная статистика позволяет реализовать главным образом социологические подходы, сделать выводы в основном социологического характера. Не следует использовать только статистические методики для получения сложной и часто противоречивой информации о психологии преступников или о социально-психологических процессах среди преступников, и особенно в обществе, о мотивах совершенных преступлений и т.д.

Данные разных правоохранительных ведомств могут не совпадать (и не совпадают) друг с другом. Например, суды представляют информацию о подсудимом, преступлении, решении суда (приговоре, определении, постановлении) и кассационном рассмотрении дела, в котором отмечается решение кассационной инстанции. В целом нельзя говорить о надежности официальной уголовно-правовой статистики, потому что она неадекватно отражает действительное число совершаемых в России преступлений, что, впрочем, имеет место и в других странах мира. По мнению криминологов, в Российской Федерации совершается преступлений в 10—12 раз больше, чем регистрируется. Иными словами, латентная (скрытая) часть преступности намного выше, чем зарегистрированная. Здесь действует такое правило: чем больше общественная опасность совершенного преступления, тем выше вероятность того, что оно будет зарегистрировано. В 90-е гг. XX — начале XXI в. умышленное укрывательство преступлений от учета стало повальным явлением.

Наряду со сплошным статистическим изучением преступности криминология широко использует выборочные исследования, когда изучается не вся совокупность, а только выбранная из нее часть. Последняя должна содержать в себе основные характеристики общей (генеральной) совокупности, иными словами, она должна быть репрезентативной, т.е. представительной. Разность между генеральной и выборочной совокупностями называется ошибкой репрезентативности. Существует целый ряд приемов, позволяющих вычислить эту ошибку и принять меры к ее уменьшению.

Допустим, в одной из областей страны сплошная совокупность лиц, совершивших преступления, составляет 500 человек. Предположим, что нужно выяснить удельный вес среди них лип со средним образованием. Согласно статистическим данным, он составляет 80%. При выборочном же обследовании было получено 70 человек, среди которых лица со средним образованием составили 70%. Ошибка репрезентативности равна 80% -70% = 10%. Путем увеличения объема выборочной совокупности можно уменьшить ошибку.

Имеются проверенные практикой социологические методы выборочных криминологических исследований.

  • 1. Опрос. Он широко применяется для изучения мнения граждан, представителей правоохранительных органов, общественных организаций и т.д., а также самих преступников (осужденных) по проблемам, интересующим криминологию, и получения сведений, которых пет в статистике или в иных источниках информации,
  • 2. Беседа. Она проводится с лицами, которые являются обладателями важной информации, по заранее продуманному плану. Важной разновидностью беседы является так называемая клиническая беседа, проводимая с преступниками; ее должен осуществлять специалист, имеющий психологическую подготовку, поскольку беседа направлена на выявление глубинных явлений и процессов психологического характера.
  • 3. Интервью. Это целенаправленная, но скоротечная беседа по ограниченному кругу вопросов. Она более жестко запрограммирована, чем беседа, тем более клиническая.
  • 4. Анкетирование — один из наиболее эффективных способов сбора выборочной информации, заранее запрограммированный вопросами и во многих случаях уже готовыми ответами (из числа которых делается выбор). Разработка самой анкеты представляет собой сложную работу.

В криминологии распространено анкетирование уголовных дел. Поэтому в анкете надо предусматривать такие вопросы, информация по которым должна быть в уголовных делах. Чаще всего в них имеются достаточно полные сведения о преступнике (преступниках) и обстоятельствах совершения преступления, гораздо меньше о его признаках и мотивах преступного поведения и о другой психологической информации.

Очень полезно изучение и анкетирование историй болезни, которые составляют судебные психиатры и судебные психологи. Там можно найти весьма содержательные сведения психиатрического и психологического характера. К сожалению, изучение историй болезни не получило должного распространения в криминологических исследованиях, к тому же доступ к ним весьма ограничен.

  • 5. Наблюдение. Это, собственно говоря, наблюдение за поведением людей (сотрудников правоохранительных органов, населения, преступников) относительно соблюдения ими норм права. Выделяют наблюдение полное, включенное и наблюдение-участие.
  • 6. Эксперимент. В социологии он используется чаще, чем в криминологии, но здесь он возможен лишь в плане совершенствования организации и тактики предупреждения преступлений, деятельности правоохранительных органов.

Из числа иных методов в криминологии можно выделить:

  • — сравнительный метод (сравнение криминологических школ и отдельных теорий, сравнение преступности разных стран или одной страны в разное время и в разных регионах и т.д.);
  • — системный метод (представление преступности как системы, а также представление преступности как подсистемы широкой социальной системы, выделение отдельных криминологических проблем в качестве систем и их системное исследование);
  • — математический метод (обычно применяется в статистическом изучении преступности, а также в выборочных исследованиях).

Полагаем, что перечисленные нами методы криминологических исследований лишь наиболее важные. О каждом из них можно написать отдельную работу. Поэтому тех, кто проявит интерес к методологии криминологии, отсылаем к соответствующим трудам, но наилучшим способом овладения методикой выборочного криминологического учения является, конечно, практика.

Что касается психологических методов в криминологических исследованиях, об одном из них уже сказано выше — это клиническая беседа. Другой метод — психологическое тестирование — могут применять только специально подготовленные люди. Психологических тестов много, подготовка к их использованию может занять не один месяц. Поэтому здесь следует лишь указать на их необходимость при изучении таких проблем, как личность преступника и преступное поведение. Поскольку же тестов много и они разные, следует обратить ваше внимание на то, что и они должны быть адекватны конкретно решаемым задачам.

Широкое использование в криминологии психологических подходов и методов еще раз убеждает в том, что криминология — это отнюдь не только социология преступности.

Криминологическое исследование должно преследовать две цели: 1) развивать теорию и 2) решать практические задачи борьбы с преступностью. Криминолог не может исходить только из неких устоявшихся криминологических позиций и правовых догм, у него должны быть твердые аргументы и против, казалось бы, незыблемых теоретических доктрин. Такие аргументы можно получить лишь путем тщательного изучения живой жизни, ее процессов и конфликтов, непосредственного познания личности преступника, одним словом, на базе эмпирического исследования и при соответствующей теоретической подготовке. Для того же, чтобы успешно провести эмпирическое исследование, нужно владеть методологией и методами такой работы. Но все это не означает игнорирования всех ранее разработанных теоретических доктрин и концепций, уже доказавших свою важность и полезность.

Любому научному криминологическому исследованию должна предшествовать подготовка программы и плана работы. В программе следует точно обозначить и обосновать тему исследования, степень ее разработанности, цель работы, выдвинуть рабочие гипотезы. Существо и цель работы предопределяет состав исполнителей, профессиональная подготовка которых должна соответствовать целям. Достижение работы обеспечивается и применением соответствующих конкретных методик. Однако ни в коем случае не следует даже начинать конкретное криминологическое исследование того, что уже известно. В преступности, и особенно в ее причинах, так много неизведанного, что ее тайны неисчерпаемы.

На проблемы криминологии надо смотреть как па очень сложные и даже таинственные загадки, которые необходимо разрешить. Это по плечу только тому, кто настойчив, знает теорию вопроса и владеет методами, которые здесь рассмотрены.

На составление программ имеются государственные стандарты.

План исследования представляет собой перечень наиболее важных мероприятий научного характера, указания па сроки их исполнения и исполнителей. План должен соответствовать программе.

Добавить комментарий