Методы государственного убеждения

Убеждение, как было указано выше, по своей природе, направлено на такое воздействие на поведение людей, при котором те или иные действия совершаются ими в согласии с их внутренними убеждениями, добровольно и сознательно. Такого рода эффекта можно добиться посредством применения следующих видов мер:

— стимулирующих (в том числе поощрительных);

— воспитательных;

— разъяснительных.

1. Первая группа мер основана на все тех же не очень положительных свойствах человеческой натуры (жадность, стяжательство, стремление к наживе, тщеславие, зависимость от чужого авторитетного мнения, карьеризм и т.п.). Вполне оправданным представляется суждение о том, что всякая деятельность человека так или иначе связана со стимулами. Не имея причин для совершения тех или иных действий, человек прекратил бы всякую деятельность. Условно говоря, стимул — основа эволюции (желание убить мамонта заставило когда-то человека сделать из камня топор). Стимулирующие меры могут носить экономический, организационный, социальный характер, а также являться поощрительными.

Экономические меры стимулирования применяются в основном в отношении субъектов хозяйственного оборота: юридических лиц и индивидуальных предпринимателей и могут проявляться в виде установления налоговых и финансовых льгот; квотировании; льготном кредитовании; введении льготных режимов осуществления тех или иных видов деятельности.

Стимулирование организационного характера заключается, в частности, в облегчении процедуры прохождения определенных бюрократических процедур для стимулируемого объекта, введении упрощенной процедуры бухгалтерской и налоговой отчетности, предъявлении менее строгих требований к структуре, порядку деятельности, организации работы организации и т.п. мерах, применяемых чаще всего в отношении молодежных, благотворительных, религиозных и других некоммерческих организаций, общественных объединений, т.е. коллективных субъектов административного права, нуждающихся в поддержке в силу приоритетов государственной политики в соответствующей области.

Социальное стимулирование основано на создании системы льгот, обеспечивающих поддержание надлежащего жизненного уровня социально незащищенных слоев общества.

Существующие в действующем законодательстве системы льгот и компенсаций по отношению к инвалидам, лицам пожилого возраста, сиротам, жертвам техногенных и природных бедствий, ветеранам войны и труда и т.п. категориям являются социальными мерами стимулирования. В данном случае с помощью указанных мер государством стимулируется состояние социальной стабильности, адекватное социальное поведение достаточно широкого круга лиц, недостаточно приспособленных в силу объективных причин к жизни в условиях капиталистического устройства.

Поощрительное стимулирование основано на адресном выделении того или иного лица в связи с осуществляемой им деятельностью, совершением конкретного социально положительного поступка. Поощрительные меры могут быть морального, материального и смешанного характера. Моральное поощрение может проявляться во вручении грамот, объявлении благодарности, помещении фотографии на Доску почета, награждении нагрудным знаком, государственной наградой, присвоении специального звания (Героя России, Героя труда, заслуженного педагога, артиста, юриста, мастера спорта и т.п.). Материальные поощрительные меры — это надбавки (за ученую степень, за знание иностранных языков), премии (за высокую производительность труда, за победу в конкурсе) и ценные подарки. Зачастую поощрительные меры носят смешанный характер (например, администрация исправительного учреждения может поощрить заключенного получением дополнительной посылки, одновременно морально и материально стимулируя его к соблюдению требований режима отбывания наказания).

2. Воспитательные меры убеждения применяются в государственном управлении достаточно скупо. Так, применение таких мер установлено ст. 5 Федерального закона от 25 июля 2002 г. № 114-ФЗ «О противодействии экстремистской деятельности». Уголовно-исполнительный кодекс РФ устанавливает, что в исправительных учреждениях осуществляется нравственное, правовое, трудовое, физическое и иное воспитание осужденных к лишению свободы, способствующее их исправлению. Воспитательная работа с осужденными организуется дифференцированно с учетом вида исправительного учреждения, срока наказания, условий содержания в индивидуальных, групповых и массовых формах на основе психолого-педагогических методов. Для организации воспитательной работы с осужденными в исправительных учреждениях создается материально-техническая база. Большое воспитательное воздействие оказывают такие меры, как пропаганда и агитация (здорового образа жизни, бережного отношения к природе), личный пример образцового социального поведения высших должностных лиц государства, небюрократический подход к социально актуальным проблемам и т.д.

3. Разъяснительные меры стимулирования — это проведение митингов, организация инструктажей, публичные выступления и интервью высших должностных лиц государства, выпуск листовок, рекламных материалов (в том числе так называемая «социальная реклама» на телевидении), а также манипулирование (безусловно, недопустимое) средствами массовой информации. Собственно, разъяснительные меры направлены в той или иной степени на создание общественного мнения по конкретному вопросу социальной действительности.

Таким образом, убеждение как метод государственного управления – это способы и средства воздействия, направляющие сознание и поведение людей на добровольное выполнение правовых и организационных установок субъектов государственного управления.

3. ПРИЗНАКИ УБЕЖДЕНИЯ КАК МЕТОДА ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ

На основании критериев, предложенных профессором Д.Н. Бахрахом, попробуем выявить признаки убеждения как метода государственного управления (административного убеждения).

1. Административное убеждение используется постоянно, систематически. Поскольку цель убеждения никогда не может быть полностью достигнута, она всегда будет стоять среди важных задач государственного управления.

Даже если человек с сознанием высокого долга соблюдает правовые нормы, нельзя на этом основании утверждать, что он не нуждается в воспитательном воздействии государства. Возникают новые нормы и правила, отменяются и

изменяются ранее действующие, следовательно, требуется постоянное, систематическое и, по выражению профессора Д.Н. Бахраха, «круглосуточное» воздействие в отношении граждан.

2. Административное убеждение используется в отношении всех граждан. Средства убеждения адресованы абстрактному, неограниченному кругу лиц. Этот круг может быть огромным (телевизионная реклама о безопасности дорожного движения) или незначительным (инструктаж школьников о безопасности дорожного движения). В любом случае у метода убеждения нет конкретного адресата и оно не связано с индивидуальным воздействием.

3. Фактическое основание использования убеждения отсутствует. Если для применения поощрения и принуждения необходимо фактическое основание применения, то у убеждения таких оснований не бывает. Можно вести речь о

некоторых условных, опосредованных основаниях убеждения, но конкретного, реального основания применения данного метода не существует.

4. Целью административного убеждения является будущее одобряемое государством поведение. Убеждение гарантирует добровольность совершения действий, сознательную добросовестность и нормальные отношения в будущем.Действуя по убеждению, человек сознает, что его определенные интересы совпадают с требованием убеждающего, их воля совпадает. Чаще целью административного убеждения является правомерное поведение. Правомерное поведение является объективной предпосылкой нормального функционирования гражданского общества, содействует его развитию и благополучию. Правомерное поведение является противоположностью правонарушения. Убеждение используется и с целью правомерного поведения, и с целью предупреждения правонарушений. Однако убеждение используется не только с целью правомерного поведения, но и с целью правильного поведения с точки зрения государства. В обществе существуют разновидности поведения, которые не являются правонарушениями, но и не одобряются государством. Целью убеждения в этом случае является объяснить гражданам необходимость добровольно отказаться от такого поведения. Например, такие действия, как курение, чрезмерное употребление спиртных напитков, отказ от вакцинации домашних животных не являются противоправными, однако не соответствуют государственной политике в области здравоохранения. В этом случае государство использует различные средства убеждения. Также убеждение используется и в целях полезного с точки зрения государства поведения. Активно используется убеждающее воздействие об усыновлении детей, оставшихся без попечения родителей, о повышении рождаемости, о военной службе по контракту и т.д. Целью убеждения являются изменения в

сфере рационального мышления людей, которые происходят лишь после сопоставления и обдумывания фактов, что предполагает значительные временные затраты. Помимо этого, разнообразное содержание убеждающего воздействия требует многократного подтверждения различными аргументами и фактами.

5. Административное убеждение использует разнообразные средства информирования. В настоящее время широко используются такие средства, как телевидение, радио, Интернет, для доведения до сведения граждан политики государства, изменений в законодательстве, значений государственных программ. Органы государственного управления активно используют различные интернет-ресурсы взаимодействия с гражданами (http://www.elrussia.ru/ – материалы реализации ФЦП «Электронная Россия»;

6. Административное убеждение осуществляется от имени субъекта государственного управления. В общественной жизни используются различные виды убеждения: коммерческое (от имени производителя с целью получения прибыли); общественное (от имени общественной организации, политической партии, религиозного объединения с соответствующими целями). Административное убеждение осуществляют органы государственного управления в целях соблюдения норм и правил в соответствующей сфере, подведомственной государству.

7. Убеждение рассматривается как основной метод воздействия. С этим нельзя не согласиться, тем более что использование других методов – поощрения и принуждения – также «работает» на убеждение. Убеждение – это главный метод воздействия на сознательную сферу личности. Его назначение – активизация мышления личности при усвоении информации, формирование у нее убежденности. Кроме того, метод убеждения ориентирован на интеллектуально-познавательную сферу человеческой психики.

Критерием результативности убеждения является убежденность. Это глубокая уверенность в истинности усвоенных идей, представлений, понятий, образов. Она позволяет принимать однозначные решения и осуществлять их без колебаний, занимать твердую позицию в оценках тех или иных фактов и явлений. Благодаря убежденности формируются установки людей, определяющие их поведение в конкретных ситуациях.

4. РОЛЬ МЕТОДА УБЕЖДЕНИЯ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ РАЗВИТИЯ ГОСУДАРСТВА

Роль убеждения в публичном управлении имеет огромное значение. С проведением существенных социально-экономических реформ роль убеждения неизмеримо возросла как в публичном управлении, так и в целом в общественных отношениях.

Демократический режим открывает большие возможности для широкого привлечения граждан к обсуждению и принятию правовых актов, участию в делах государства. Это заставляет их брать на себя ответственность за целесообразность принимаемых решений. Сознательная дисциплина, высокая организованность, чувство личной ответственности, обретаемые в процессе общественно-политической практики, являются действенными средствами формирования убежденности, в основе которой лежит собственный политический опыт людей.

Убеждение как метод представляет собой активное и систематическое воздействие на сознание и поведение людей с целью добровольного подчинения правовым предписаниям. Обязательность соблюдения норм права опирается прежде всего не на принуждение, а на убеждение в том, что эти нормы соответствуют принципам демократического государства, приоритету прав граждан, выражают единство интересов государства и личности, справедливо защищают общество, государство, права и свободы граждан.

В современных условиях государством выдвинуто требование – сделать уважение к праву, закону личным убеждением каждого человека. Следовательно, нельзя довольствоваться соблюдением правил только в силу обязанности. Целью убеждения, таким образом, является воспитание у граждан стойкой привычки правомерного поведения. Правовое воспитание должно быть направлено на формирование такого поведения, которое давалось бы без напряженных внутренних усилий, когда правомерные поступки личности становятся привычкой, чем-то само собой разумеющимся. Однако нельзя смотреть на привычку как на нечто такое, что освобождает человека от необходимости думать, планировать, анализировать, стремиться к осуществлению своих целей. Поэтому для формирования правомерного поведения чрезвычайно важно, чтобы человек осознавал, понимал, почему он должен поступить так, а не иначе, т.е. нужны устойчивые знания и представления о характере и цели поступков. Таким образом, можно уверенно определить, что объектом убеждения является правовое сознание, а целью – правовая культура. Одним из средств убеждения является правовое воспитание. Правосознание характеризуется правовой информированностью, правовой убежденностью и правовой активностью. Правовая информированность в первую очередь обусловливает правосознание. Правовое сознание существует прежде всего в форме знания. Чем выше у личности уровень правовой осведомленности, информированности, тем выше уровень правовой культуры.

В сфере юридической деятельности широко применяется понятие «правовая информация». К правовой информации относятся правовые акты и вся информация, которая связана с правом: проекты законов и других нормативных актов, толкование и реализация правовых норм, изучение практики их применения. В правовую информацию включаются также документы о правовом образовании и разработке научных концепций развития права.

3.3 Убеждение в деятельности государственной власти

Убеждение проявляется в использовании различных разъяснительных, воспитательных, организационных мер для формирования воли подвластного или ее преобразования. Оно направляется на то, чтобы подвластные сами исполняли выраженную в правовых актах волю субъекта власти. Благодаря убеждению достигается единство воли законодателя и граждан, руководителя и коллектива, которое является необходимым условием единства действий.

Убеждение — это процесс последовательно осуществляемых действий, который включает в себя такие элементы, как овладение вниманием, внушение, воздействие на сознание, эмоции, разжигание интереса, возбуждение желания. Граждане добровольно подчиняются юридическим нормам, если понимают цели и задачи государства, одобряют их, сознательно, активно участвуют в их осуществлении. Это означает, что с помощью мер убеждения государство добилось желаемого воздействия на сознание и волю людей и у них появилось необходимое понимание, сформировалась внутренняя убежденность в целесообразности юридических предписаний.

В обеспечении добровольного исполнения большое значение имеет воспитание правовой дисциплины, привычки соблюдать закон. Нередко само по себе знание прав и обязанностей оказывается достаточным для того, чтобы тот или иной гражданин был законопослушным, строго и неукоснительно следовал предписаниям юридических норм.

Часть граждан исполняют правовые предписания потому, что знают об отрицательных последствиях, которые могут наступить для них в случае неподчинения. Устрашение тоже является одной из форм воспитания, хотя и самой низкой. Угроза принуждения, устрашение могут способствовать воспитанию привычки соблюдать закон.

В демократическом обществе убеждение — главный метод воздействия.

Во-первых, оно используется систематически, можно сказать, круглосуточно в отношении всех граждан.

Во-вторых, оно обеспечивает добровольное выполнение норм, команд, а в конечном итоге воспитывает убежденность, привычку законопослушания.

Демократический режим открывает значительные возможности для широкого привлечения граждан к обсуждению и принятию правовых актов, к участию в делах государства, которые, в свою очередь, раскрывают перед ними сложность и трудность этого процесса, заставляют брать на себя ответственность за целесообразность принимаемых решений. Сознательная дисциплина, высокая организованность, чувство личной ответственности, обретаемые в процессе непосредственной общественно-политической практики, являются действенными средствами формирования убежденности, в основе которой лежит собственный опыт людей.

В-третьих, научно-техническая революция, цели демократического общественного устройства требуют, чтобы внешнее регулирование поведения людей постепенно уступало место саморегулированию. Чем выше уровень техники, чем выше насыщенность труда творческими элементами, тем менее эффективен внешний контроль за людьми. Главными факторами успешной трудовой деятельности личности все более становятся психическое состояние, акты сознания, недоступные внешнему контролю. И решающее значение в успешной трудовой и иной деятельности должно принадлежать внутреннему контролю самой личности за своими действиями, осознанию ею социального значения их целей и последствий. В деле воспитания саморегулирования, самоконтроля, чувства долга решающая роль принадлежит разнообразным формам убеждения.

В-четвертых, созданная за последние десятилетия система средств массовой информации позволяет государственному и муниципальному аппарату быстро оповещать граждан о проводимых мероприятиях, разъяснять их смысл, инструктировать, убеждать. Пресса, радио, кино, телевидение значительно увеличили возможность воздействия на граждан, и их использование способствует повышению роли убеждения в управлении делами общества.

В-пятых, убеждение обходится государству, стране намного дешевле, чем принуждение.

Формы убеждения разнообразны. Среди них: обучение, пропаганда, агитация, разъяснение, обмен опытом. Большое влияние на граждан оказывают инструктажи, митинги, собрания, реклама, своевременное реагирование на обращения, небюрократическое решение дел. Воспитывают примеры из личной жизни руководителей, яркие художественные образы. Во второй половине XIX в. многих вдохновлял образ Базарова, а в первой половине XX — Корчагина. Убеждает организационная практика исполнительных органов, пресс-конференции, встречи руководителей с народом, информирование о достигнутых успехах и т. д.

3.4 Поощрение в деятельности государственной власти

Понятие и особенности поощрения. Жизнь человека предполагает удовлетворение различных материальных и духовных потребностей. «Без потребностей человек не имел бы стимула к действию». Стимулы — это средства воздействия на деятельность людей, активизирующие их возможности. С помощью правовых стимулов осуществляется целенаправленное воздействие на интересы граждан, формируется их заинтересованность в совершении определенных поступков. Стимулирование, побуждение к действию производится путем воздействия на потребности и интересы людей, а, следовательно, на их волю и поведение.

Искусно реализуя свои правовые и фактические возможности, субъект власти обеспечивает адекватный перевод стимулов в мотивы. Стимулирование предполагает использование «кнута и пряника», различных поощрительных и принудительных мер, материальных и моральных факторов. Его важнейший, наиболее эффективный вид — поощрение.

В научной литературе различают два вида стимулов: негативные (взыскания) и позитивные (поощрения). «Верховная власть, — отмечал еще А. Н. Радищев, — многие имеет средства направлять деяния граждан в стезю закона, и все они могут быть предметом общего законоположения. Средства сии суть:

1) воспретительные;

2) побуждающие.

Воспретительные средства, — продолжал он далее, — суть положенные в законе наказания, побудительные — суть награждения разного рода…»

Поощрение — это такой способ воздействия, который через интерес, сознание направляет волю людей на совершение полезных, с точки зрения поощряющего, дел. Поощрительное воздействие возбуждает интерес к совершению определенных дел, получению материального, морального или иного одобрения.

В настоящее время существует большое число юридических норм, регулирующих вопросы поощрения. Создан российский правовой институт поощрения. Он является межотраслевым, в него входят нормы конституционного, административного, трудового и других отраслей права.

Больше всего в этом правовом институте норм административного права. Ими закрепляется наибольшее число разных мер поощрения, наиболее разнообразные основания поощрения и самый широкий круг субъектов, которые могут быть поощрены.

Поощрительные административно-правовые нормы находятся во многих источниках. Среди них можно выделить две группы. В административном законодательстве есть масса источников, специальной темой которых является поощрительная деятельность субъектов исполнительной власти. Это: Законы РФ «Об установлении звания Героя РФ и учреждении знака особого отличия — медали «Золотая Звезда» от 20 марта 1992 г., «О статусе Героев Советского Союза, Героев Российской Федерации и полных кавалеров ордена Славы» от 15 января 1993 г.; Указы Президента РФ «О государственных наградах Российской Федерации» от 2 марта 1994 г., «О Государственных премиях Российской Федерации в области литературы и искусства» от 10 ноября 1993 г.; Положение о премиях Правительства Российской Федерации в области науки и техники, утвержденное Правительством РФ 27 декабря 1994 г.; Положение о Почетной грамоте Правительства РФ, утвержденное Правительством РФ 31 мая 1995 г.; и многие иные акты центральных федеральных органов. Акты о поощрении издаются и субъектами Федерации.

Вторая группа источников административно-поощрительных норм — акты, в которых наряду со многими другими включены одна или несколько поощрительных норм. Это, например, Законы РФ «Об основах государственной службы Российской Федерации», «О милиции», Дисциплинарный устав Вооруженных Сил Российской Федерации и многие другие дисциплинарные уставы, КоАП РСФСР.

Как метод деятельности исполнительной власти поощрение характеризуется следующими особенностями:

1) фактическим основанием для него является заслуга, деяния, положительно оцениваемые субъектами власти;

2) оно связано с оценкой уже совершенных деяний, выступает как составная часть государственного контроля;

3) оно персонифицировано, применяется в отношении отдельных индивидуальных или коллективных субъектов;

4) оно состоит в моральном одобрении, наделении правами, льготами, материальными ценностями и иными благами;

5) оно в основном урегулировано правом, во многих случаях реализуется в форме правоприменения. К сожалению, поощрительные правовые нормы закрепляют, как правило, право субъектов власти поощрять и крайне редко — субъективное право гражданина, служащего, организации на поощрение. В этом деле администрация наделена широкими дискреционными полномочиями;

6) оно косвенно, через интересы, эмоции, сознание воздействует на волю поощряемого, стимулируя, побуждая его. Поощрение связано с существующей у подавляющего большинства людей потребности в оценке их дел, в признании их заслуг и просто во внимательном отношении к тому, чем они занимаются. Не случайно появилась пословица: «Доброе слово и кошке приятно».

Потребность в поощрении и его роль тем выше, чем более творческим является труд, чем больше усилий вкладывает лицо в общественно полезное дело. Артисту нужны аплодисменты, художнику, изобретателю — признание.

Основные принципы поощрительной деятельности — обоснованность, оперативность, гласность, разнообразие — вытекают из общих принципов функционирования исполнительной власти. Их соблюдение обеспечивает эффективность этой разновидности властвования.

Виды поощрения. Чтобы лучше разобраться в многочисленных видах поощрения, их следует сгруппировать по следующим критериям: основные (за что); правовое регулирование; содержание поощрения; кого и кто поощряет.

Среди оснований поощрения можно различать абсолютные и относительные. Важным основанием поощрения является добросовестное выполнение трудовых, служебных и иных постоянных обязанностей. Оно широко используется и для стимулирования лиц, отличившихся при выполнении гражданского долга («за мужество», «за отвагу на пожаре», «за спасение утопающего», «за помощь в задержании преступника» и т. п.).

Поощряются матери, родившие и воспитавшие более пяти детей.

Другими основаниями поощрения служат юбилеи, заслуги иностранных граждан перед Россией в развитии науки, успехи в спорте, самодеятельности, изобретательстве, научных исследованиях.

Все названные поводы являются абсолютными, а обусловленное ими поощрение — абсолютным.

Поощрение призвано стимулировать прежде всего абсолютные положительные действия, но, кроме того, оно может использоваться для социальной переориентации личности, социальной адаптации лица, отбывшего наказание (условно-досрочное освобождение, досрочное снятие судимости и т. д.). Статьей 19 Дисциплинарного устава Вооруженных Сил РФ предусмотрено такое поощрение: «снятие ранее наложенного дисциплинарного взыскания».

Относительные поводы, относительное поощрение регламентируются УК, КоАП, Дисциплинарными уставами. Нормы этих актов обязывают поощрять добровольный отказ от неправомерной деятельности, чистосердечное раскаяние, добровольное устранение причиненного вреда. Нормы, поощряющие добровольный отказ от неправомерной деятельности, чистосердечное раскаяние, добровольное устранение причиненного вреда, должны распространяться и на мелкое хищение, и на многие другие административные проступки, не только на лишение прав, но и на такое взыскание, как штраф.

С точки зрения правовой основы можно различать поощрение формальное и неформальное. Формальным признается поощрение, регламентированное правовыми нормами, соответствующие меры оформляются специальными правоприменительными актами (приказами и т. д.) и, как правило, заносятся в трудовую книжку, служебную карточку.

В поощрительной деятельности возможно и желательно проявление инициативы, применение разнообразных мер воздействия, которые или вообще не предусмотрены юридическими нормами, или не относятся ими к мерам поощрения. Неформальные средства — это и похвала, высказанная лицу руководителем в личной беседе, и похвала публичная, и направление на престижный симпозиум за рубежом, и предоставление ссуды для приобретения мебели, квартиры и многое, многое другое.

По содержанию поощрение может быть моральным, материальным, статусным и смешанным. Наиболее часто применяемое средство морального стимулирования — благодарность и грамота, а материального — премия, ценный подарок. Статусные меры изменяют правовой статус гражданина на всю оставшуюся жизнь. Их применение превращает его в орденоносца, заслуженного артиста (строителя, агронома, юриста, учителя, тренера, геолога и т. д.), почетного гражданина города, лауреата (конкурса, фестиваля).

Возможно применение одновременно нескольких мер поощрения. Но часто одна мера содержит и моральное, и материальное, и статусное поощрение, является смешанной. Например, присвоение звания Героя Российской Федерации, присуждение Государственной премии, присвоения звания «Почетный железнодорожник».

Поощрительные средства в зависимости от круга лиц, к которым они могут применяться, делятся на общие, ведомственные, субъектов Федерации, региональные (Почетный гражданин города и др.) и локальные.

На основании норм административного права могут поощряться коллективные и индивидуальные субъекты. Среди коллективных находятся структурные подразделения государственных и общественных организаций, предприятия, учреждения, воинские части и другие организации, а также сложные организации: железные дороги, пароходства, города.

Среди индивидуальных субъектов выделяются: 1) государственные служащие; 2) иные работники государственных организаций; 3) граждане государства; 4) иностранные граждане и лица без гражданства (только к ним применяются такие поощрительные средства, как присвоение звания Почетного гражданина России, досрочный прием в российское гражданство).

Если за основу взять статус субъектов, осуществляющих поощрительную деятельность, то следует выделить централизованное и децентрализованное поощрение. Централизованное включает в себя поощрение, применяемое:

1) Президентом;

2) Правительством;

3) центральными органами исполнительной власти государства;

4) иными центральными органами РФ (Центральным банком, прокуратурой, Центральной избирательной комиссией);

5) президентами, губернаторами, главами администраций.

К исключительной компетенции Президента относится награждение государственными наградами, присуждение государственных премий.

Поощрительное производство. Административно-правовые нормы регулируют не только основания и систему поощрений, но и поощрительное производство. Особенно много процессуальных норм содержится в актах, регулирующих награждение государственными наградами, присуждение государственных премий.

В централизованном поощрительном производстве выделяются стадии:

— возбуждения дела о поощрении;

— общественной и государственной оценки материалов о поощрении;

— принятия решения о поощрении; — исполнения решения.

Ходатайства о награждении государственными наградами возбуждаются в коллективах предприятий, учреждений, организаций, частной, государственной, муниципальной и иных форм собственности либо органами местного самоуправления. После согласования с органами местного самоуправления районов, городов их направляют соответствующим главам исполнительной власти субъектов РФ или в федеральные органы государственной власти по согласованию с главами исполнительной власти субъектов РФ.

Порядок возбуждения ходатайства о награждении государственными наградами военнослужащих, гражданского персонала Вооруженных Сил Российской Федерации, сотрудников органов внутренних дел, работников таможенной службы и налоговой полиции определяется соответствующими федеральными органами исполнительной власти.

Представления к награждению государственными наградами вносятся Президенту РФ руководителями федеральных органов государственной власти и руководителями органов исполнительной власти субъектов Федерации.

Комиссия по государственным наградам при Президенте:

— оценивает представление;

— готовит материалы и представляет заключения о возможном награждении, а также проекты указов.

Информация о работе «Государственная власть» Раздел: Государство и право
Количество знаков с пробелами: 87675
Количество таблиц: 0
Количество изображений: 0

Похожие работы

34366 0 0

… законодательство; — кадровое обеспечение правоохранительных органов; — установление общих принципов организации системы органов государственной власти и местного самоуправления и некоторые др. Конституция устанавливает, что «вне пределов ведения Российской Федерации и полномочий Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации субъекты …

119187 0 0

… нем умалчивают. Выделение целой главы в Конституции РФ, посвященной Правительству, прямо подчеркивает ту особую роль, которую Правительство должно играть в системе органов государственной власти Российской Федерации. В соответствии с принципом разделения властей Правительство РФ осуществляет только исполнительную власть. Конституция РФ относит Правительство к органам, которым предоставлено право …

29080 0 0

… власти изучен в отечественной науке сравнительно слабо. Даже термин «механизм государственной власти» в научной и учебной литературе встречается крайне редко. Между тем уяснение вопроса о механизме государственной власти поможет четко представить, в чем находит свое организационное выражение государственная власть, кто может быть ее непосредственным носителем, кем она практически может …

25585 2 0

… по существу политико-правовой категорией, в то время как государственное управление — организационно-правовой. Следовательно, государственное управление практически осуществляется в рамках системы государственной власти, базирующейся на началах разделения властей. Исполнительная власть как прояв­ление единой государственной власти, приобретает реальный характер в деятельности особых звеньев …

Административное принуждение и его характерные черты.

Административное принуждение.

Организационные и правовые формы убеждения.

Убеждение как метод государственного управления.

Классификация мер административного принуждения.

Литература: Бахрах «Административное принуждение, административная ответственность» 1999; Серегина В.В. «Государственное принуждение по советскому праву» Воронеж 1991.

Вопрос 1.

Убеждение — это процесс последовательно осуществляемых действий, которые включают в себя такие элементы как овладение вниманием, внутреннее воздействие на сознание, эмоции, различные интересы, возбуждение желания. Убеждение, это метод воздействия государства на сознание людей, представляющий собой систему мероприятий (как правового, так и не правового характера), которые проводит государство с целью осуществления своих задач и функций. Т.е. это определенная деятельность государственных и общественных органов, которая проявляется во внедрении, осуществлении воспитательных, разъяснительных, поощрительных мероприятий, направленных на сознание граждан, внушение уверенности в справедливости какого-либо предписания, необходимости добровольно выполнять конкретные требования органов государства, должностных лиц, что должно положительно влиять на поведение людей.

Метод убеждения применяется, когда правонарушение:

Исключительно, и не представляет большой общественной опасности.

Правонарушение совершено впервые, лицом не являющимся злостным нарушителем общественного порядка.

Убеждения достаточно для оказания воспитательного воздействия на лицо, совершившее правонарушение.

В этих случаях субъекты правоприменения вправе, в соответствии со ст.11 Основ законодательства союза ССР и союзных республик об административных правонарушениях, ст.22 КоАП ограничиться устным замечанием. Однако критерий малозначительности не определён конкретно, отсутствует список малозначительных преступлений, в связи с чем, возникает соответствующая путаница. Поэтому необходимо систематизировать базу нормативно правовых актов по данному вопросу. Надо также отметить, что на практике работники правоохранительных органов зачастую игнорируют воспитательное воздействие устного предупреждения при незначительных административных правонарушениях.

Организационная работа, агитация, обучение и соревнования, поощрение.

Организационно массовая работа с населением, убеждение, проведение разъяснительных работ и убеждение граждан.

Вопрос 2.

Убеждение делится на:

Правовые формы — это форма убеждения, применяемая в форме правовых актов, существуют правовые акты рекомендательного характера, и акты, имеющие целью согласование деятельности конкретных государственных органов, должностных лиц. К правовым формам относится поощрение (напр., указ президента РФ о государственных наградах).

Организационные формы — разъяснения актов государственными органами, как до вступления их в силу, так и после.

Вопрос 3.

(а) Административное принуждение и его характерные черты

Государственное принуждение — это внешнее воздействие на поведение людей, основанное на организованной силе государства и обеспечивающее безусловное утверждение воли государства.

Существует четыре вида государственного принуждения:

Административное

Дисциплинарное

Уголовное.

Гражданско-правовое.

Административное принуждение — это метод психического или физического воздействия на сознание, поведение людей, применяемый в сфере государственного управления в целях привлечения виновных лиц к административной ответственности, пресечения и предупреждения административных правонарушений.

Административное принуждение — это особый вид государственного принуждения, состоящий в применении органами государственного управления в установленных законом случаях и порядке, закрепленном нормами административного права, принудительных мер к правонарушителю с целью защиты охраняемым правом общественных отношений. Под содержанием принуждения следует понимать систему мер, в которых проявляется управляющее воздействие государства в целях обеспечения желаемого и необходимого поведения.

Таким образом, подводя итог, можно сказать, что административное принуждение – это предусмотренная нормами административного права система мер физического, психологического либо экономического воздействия на сознание, поведение правонарушителей, применяемая компетентными субъектами управления в целях предупреждения, пресечения правонарушений и привлечения виновных лиц к административной ответственности. Административное принуждение включает в себя такие общие черты как повелительный и воспитательный характер, вместе с тем административное принуждение характеризуется и рядом специфических черт:

Мера административного принуждения применяется в отношении большинства граждан, совершающих административные проступки.

Административное принуждение применяется преимущественного органами государственного управления.

Административное принуждение применяется на базе убеждения, воспитания.

Административное принуждение осуществляется на основе внеслужебного подчинения.

Назначение административного принуждения состоит в том, что осуществляется исправление, предупреждение новых правонарушений.

Множественность субъектов административного принуждения (много органов, помимо суда, имеющих право назначить административное наказание).

Применяется к лицам и организациям, но это ограниченный круг.

Применяется не всеми субъектами управленческой деятельности, а только теми, которые законом управомочены на это.

Административное принуждение не имеет целью причинить человеку физические страдания, а также унижение.

Ограничения к лицам, к которым применяется административное принуждение менее жесткие, чем напр. в уголовном праве.

Процессуальный порядок решения административных дел, отличается оперативностью и т.д.

Мера административного принуждения, применяемая к правонарушителю, строго регламентирована законом и другими нормативными актами.

Мерами административного принуждения охраняются общественные отношения, урегулированные административным правом, и другие общественные отношения.

Порядок применения мер административного принуждения установлен нормами административного права.

Основанием административного принуждения является административный проступок, но далеко не во всех случаях.

(b) Отличие административного принуждения от убеждения

Административное принуждение применяется только уполномоченными органами.

Отдельные административные правонарушения могут рассматриваться судами.

Метод подчинения может применяться независимо от порядка подчиненности органов. Здесь существует внеслужебное подчинение.

Основанием принуждения может быть как совершение административного проступка, так и его отсутствие.

Административное принуждение служит целям государственной дисциплины. Включает в себя физическое принуждение.

Административное принуждение отличается от уголовного:

основанием применения;

субъектами (в уголовном праве ими являются только суды, в отличие от административного права);

порядком (в административном праве отсутствуют обвинительные заключения, т.е. порядок более упрощен), различные сроки рассмотрения;

формами реагирования;

последствиями применения принуждения (в административном праве мера исключительно краткосрочного характера).

(с) Классификация мер административного принуждения

Существует две точки зрения. До 1950-х года нормы административного принуждения делили на административные взыскания и иные меры. Такой точки зрения придерживается Власов. В 1956 г. Еробкин Н.И. предложил новую классификацию:

Меры административного взыскания.

Меры административного пресечения.

Меры административного предупреждения.

Далее в начале 1970-х Бахрах выделил:

Меры наказания.

Меры пресечения.

Восстановительные меры.

Предупредительные меры Бахрахом не выделяются, т.к. они используются до совершения правонарушения. Предупредительные меры вынуждены устанавливать дополнительные обязанности (эти нормативные акты распространяются на большое количество граждан, многие из которых добровольно соблюдают запреты).

Восстановительные меры — изъятие имущества и документов, принудительное прекращение права собственности, взыскание незаконно полученного, снос добровольно освобожденных строений, исполнение за счет обязанного, принудительное взыскание денежных сумм, отмена незаконных актов.

В литературе представлено множество точек зрения по мерам административного принуждения, но все они основываются на вышеизложенных. В настоящий период времени в литературе дается несколько иная классификация мер административного принуждения:

Предупредительные меры – это средства, побуждающие к соблюдению установленных правил и недопущению совершения общественно вредных или общественно опасных деяний.

Меры пресечения — это способы и средства принудительного воздействия на сознание и поведение правонарушителей, применяемые органами государственного управления в целях прекращения правонарушений и предотвращения его общественно вредных последствий.

Взыскание — это принудительное лишение правонарушителя определенных прав, благ и возложение на него специальных (штрафных) обязанностей в целях его воспитания.

Восстановительные меры – см. выше.

Профилактические меры (иногда совпадают с предупредительным).

Меры процессуального обеспечения — направлены на выявление правонарушения, установления личности нарушителя, обнаружения и исследования доказательств, необходимых для установления истины по делу, создание иных необходимых условий для обеспечения рассмотрения дела, обеспечение своевременного и точного исполнения административного взыскания.

Роль административного принуждения. Оно играет важную роль в укреплении общественного порядка, охране собственности, прав и законных интересов граждан и организаций. Средствами административного принуждения охраняется широкий круг общественных отношений, регулируемый нормами административного, земельного, финансового, трудового, гражданского и др. отраслей права. Административное принуждение в значительной мере имеет профилактическое значение:

Это обусловлено множественностью субъектов применяющих административное принуждение (таможенные органы, дорожные инспекции, которые систематически осуществляют контроль за исполнением административных норм).

Административное принуждение включает в себя большое число разнообразных средств пресечение правонарушений — запрещение эксплуатации технически неисправного транспортного средства, изъятие оружие у субъекта с расстроенной психикой.

Она способствует профилактике преступности, ведь во многих случаях административные меры применяются к лицам, в сознании которых еще не укрепились антиобщественные привычки (люди которые впервые и случайно встали на путь правонарушения). С другой стороны практика показывает, что несвоевременное применение административного принуждения раскрепощает сознание правонарушителя и способствует совершению новых правонарушений.

Добавить комментарий