Методы исследования прав человека

Методами исследования дисциплины прав человека выступают:

· Логический метод (изучение теории предмета)

· Исторический метод (предпосылки возникновения)

· Формально- юридический метод:

а) сближение материальных и процессуальных начал (под материальными началами понимают обязанности, а под процессуальными – нормы предусматривающие ответственность за несоблюдение обязанностей);

б) особое значение судебных прецедентов (поведение в определенной ситуации, которое рассматривается как образец при аналогичной ситуации);

в) сближение диспозитивного (нормы, которые подлежат уточнению) и императивного начал (нормы, которые четко выражены);

г) широкое использование на практике принципов вытекающих из норм морали, религиозных предписаний, сущности правосудия;

д) применение международных стандартов;

е) учет социальных реалий различных стран;

ж) учет исторического и культурного развития.

2. История возникновения и формирования института прав человека.

Права человека, их социальные корни, назначение — одна из вечных проблем исторического, социального и культурного развития человечества, прошедшая через тысячелетия и неизменно находившаяся в центре внимания политической, правовой, этической, религиозной, философской мысли. Права человека — сложное многомерное явление. В различные эпохи проблема прав человека, неизменно оставаясь политико-правовой, приобретала либо религиозное, либо этическое, либо философское звучание в зависимости от социальной позиции находившихся у власти классов.

Само зарождение прав человека в V-IV вв. до н.э. в древних полисах (Афинах, Риме), появление принципа гражданства было крупным шагом на пути движения к прогрессу и свободе. Неравномерность распределения прав человека между различными классовыми и сословными структурами, а то и полное лишение этих прав рабов было неизбежным для тех этапов общественного развития. Каждая новая ступень такого развития добавляла новые качества правам человека, распространяла их на более широкий круг субъектов. И происходило это не стихийно, а в результате борьбы классов и сословий за свои права и свободу, за ее расширение и обогащение.

Проблема прав человека всегда была предметом острых классовых битв, которые велись за обладание правами, расширение прав, фиксировавших положение человека в обществе.

Формирование правовой культуры можно проследить на возрастании гуманного начала в морали, праве, религии, философии по мере естественно — исторического развития общества. Античный раб свободнее первобытного дикаря, средневековый крепостной свободнее античного раба, а наемный рабочий раннего буржуазного общества свободнее средневекового крепостного. И хотя развитие общества по пути свободы не было поступательным наращиванием только прогрессивных начал, исторический прогресс — явление, само по себе, пробивающее дорогу через все случайности и хаотические нагромождения социального развития.

Известно, что правила поведения в первобытном обществе носили синкретический (лат. synkretismos — соединение) характер. Эти правила в научной литературе получили наименование «мононормы», поскольку они не могут быть дифференцированы и классифицированы как нормы религии, морали, обычного права. По своему характеру — это правила, выражающие устойчивые привычки, убеждающие своей целесообразностью. Они концентрировали стихийно складывающиеся представления о полезном и вредном для рода или племени и, в конечном счете, были связаны со становлением общественного труда. Целью таких норм было поддержание и сохранение кровнородственной семьи.

Родовые нормы содержали в зачаточном состоянии представление о добре и зле, так как они предусматривали правила взаимопомощи и взаимозащиты. Но в целом это были жесткие предписания, продиктованные необычно трудными условиями существования человека, примитивному сознанию которого противостояли суровые силы природы, необходимость обороняться от враждебных племен. Поэтому и правила первобытного общества как мононормы, в которых еще четко не проступают ни признаки морали, ни признаки религии, ни правовые свойства в силу синкретизма сознания первобытного человека, определяемого синкретизмом бытия, в наибольшей степени выражают их характер и социальное назначение — поддержание целостности общины, рода, орды.

Для мононорм характерным было то, что они никогда не давали преимуществ одному члену рода перед другим, т.е. закрепляли «первобытное равенство». Но суть этого равенства состояла в поглощении человека сообществом, в жесточайшей регламентации всей его деятельности, в консервативности и застойности форм, закрепляющих существующие связи и отношения. Эта т.н. нормативная избыточность, свойственна обществам с нарушениями прав человека, они вышли за пределы внутригосударственной проблемы и стали предметом постоянного внимания международного сообщества.

Признание Всеобщей декларации прав человека. Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод, Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах, Конвенции о предупреждении преступлений геноцида и наказания за него, Международной конвенции о ликвидации всех форм расовой дискриминации и ряда других важнейших международно-правовых актов, явилось неоценимым вкладом в развитие цивилизации и культуры XX в.

Историческое формирование прав человека.

Историческое формирование начал свободы и права в человеческих отношениях представляет собой прогресс равенства людей в качестве формально (юридически) свободных личностей. Через механизм права – формального (правового) равенства – первоначально несвободная масса людей постепенно преобразуется в свободных индивидов. Можно сказать, что степень и характер развитости прав человека определяются уровнем развития права в соответствующем обществе.

Древнегреческие воззрения о правах человека сформировались в общем русле мифологических представлений о том, что полис (город-государство) и его законы имеют божественное происхождение и опираются на божественную справедливость. Право вообще и права отдельных людей – членов полиса восходят, согласно подобным представлениям, не к силе, а к божественному порядку справедливости.

Божественная по своей природе справедливость у Гомера выступала в качестве объективного основания и правого критерия. И только то, что соответствовало тогдашним взглядам на справедливость, воспринималось как право.

Поиски объективной нормы справедливости и права для полиса и его граждан были продолжены пифагорейцами (6-5 вв. до н.э.). Пифагорейцы сформулировали весьма важное для последующих представлений о естественных правах человека положение о том, что «справедливое состоит в воздаянии другому равным» Это определение представляло собой философскую абстракцию и итерпретацию древнего принципа талиона (око за око, зуб за зуб).

В концепции Эпикура справедливость – представляет собой естественное право с изменяющимся содержанием. Эпикуровская договорная трактовка государства и права подразумевает равенство, свободу и независимость людей – членов договорного общения и по существу является исторически первой философско-правовой концепцией либерализма и правового индивидуализма. Свобода человека – это, согласно Эпикуру, его ответственность за разумный выбор своего образа жизни. Сфера человеческой свободы – это сфера его ответственности за себя, она вне и необходимости, поскольку «необходимость не подлежит ответственности», и непостоянного случая. Свобода обретается благодаря уяснению того, «что зависит от нас» и «не подлежит никакому господину». «Необходимость, — говорил он, — есть бедствие, но нет никакой необходимости жить с необходимостью».Важная линия связи тянется от договорно-правовой концепции Эпикура к идеям общественного договора Нового времени.

Естественно-правовые идеи древнегреческих мыслителей о свободе и равенстве всех людей получили дальнейшее развитие в Древнем Риме.

Так, положения греческих стоиков о мировом естественном законе были использованы римскими стоиками. Из их естественно-правовых позиций следует, что рабство не имеет оправдания, поскольку оно противоречит общему закону и мировому согражданству людей.

В естественно-правовой концепции Сенеки неминуемый и божественный по своему характеру «закон судьбы» играет роль того права природы, которому подчинены все человеческие установления, в том числе государство и законы. Вселенная, согласно Сенеке, естественное государство со своими естественными правами, признание которых – является необходимым. Членами этого государства по закону природы являются все люди независимо от того, признают они это или нет. Отдельные государственные образования и их установление – случайны и значимы не для всего человеческого рода, а лишь для ограниченного числа людей.

Существенный вклад в развитие юридических представлений о правах человека внесли римские юристы. Большое значение имели разработанные ими положения о субъекте права, о правовых статусах людей, о свободе людей по естественному праву, о делении права на частное и публичное, о справедливом и несправедливом праве.

Опираясь на источники действующего права, римские юристы в своей трактовке прав индивидов использовали сложившиеся правовые нормы в духе их соответствия требованиям справедливости и в случае коллизий изменяли старую норму с учетом новых представлений о справедливости и справедливом праве. Такая деятельность римских юристов обеспечивала взаимосвязь различных источников права и содействовала сочетанию стабильности и гибкости в развитии и обновлении юридической конструкции прав индивида как основного субъекта права.

Романист Т. Кипп писал: «Ни одно из самых блестящих положений римского права не обеспечивало за ним в такой мере право на бессмертие, как его отношение к справедливости. Справедливость, есть прежде всего нравственное понятие, означающее справедливость, правильность. Представляя с субъективной стороны лишь известную добродетель, в то же время определяла содержание норм». Таким образом, римская юриспруденция, распространяя на государство (как объект своего изучения наряду с позитивным правом) единое понятие права, трактовала взаимосвязи государства и личности как правоотношения.

Античные идеи свободы и равенства людей были восприняты и развиты светскими и религиозными мыслителями средневековья.

«Ряд средневековых мыслителей (Марсилий Падуанский, Генри Брэктон, и д.р.) защищали идею свободы, равенства всех перед законом. Характерна в этом отношении антикрепостническая позиция известного французского юриста 13 в. Бомануара, утверждавшего, что «каждый человек свободен», и стремившегося к конкретизации данной идеи в своих юридических построениях».

Новое звучание и смысл, античные идеи естественно-правового равенства и свободы всех людей получили в христианстве.

Зародившись в эпоху рабовладения, христианство выступило как религия свободы и сыграло значительную роль в процессе становления универсальных понятий прав человека. Согласно христианству, все люди равны как «дети Божии». Это всеобщее равенство сочетается в христианстве с всеобщей свободой. «Закон Христов есть закон совершенный, закон свободы, ибо дан не рабам, но детям Божиим, которые побуждаются исполнять его не рабским страхом, но живущею в них любовью Христовой». Новозаветные идеи получили углубленную разработку и развитие в политико-правовых учениях ряда христианских мыслителей (Августина, Фомы Аквинского…).

В духе античных естественно-правовых идей Фома Аквинский утверждал что, цель государства – это «общее благо» его членов, обеспечение условий для их достойной жизни. При этом он противопоставлял политическую монархию тирании и обосновывал право народа на свержение тиранического строя.

Возникшая в древности идея всеобщего равенства людей не прекратила своего существования в средние века, она продолжала развиваться с различных позиций, в разных формах и направлениях, в творчестве светских и религиозных авторов.

Средневековые идеи получили дальнейшее развитие в трудах мыслителей Нового времени. Юридическое мировоззрение нового восходящего строя утверждало новые представления о свободе человека посредством господства режима права и в частных, и в публично-политических отношениях.

Новая рационалистическая теория прав человека была разработана в трудах Г. Гроция, Б. Спинозы, Д. Локка, Ш. Монтескье, Т. Джефферсона, И. Канта и других мыслителей. Своей критикой феодального строя и обоснованием новых концепций о правах и свободах личности, о необходимости господства права в отношениях между индивидом и государством эта теория внесла большой вклад в формирование нового юридического мировоззрения, в идеологическую подготовку буржуазных революций и юридическое закрепление их результатов.

Важным элементом этого процесса стала концепция общественного договора как источника происхождения и правовой основы деятельности государства. Разрабатывая договорную концепцию государства, Г. Гроций писал: «Государство есть совершенный союз свободных людей, заключенный ради соблюдения права и общей пользы». С таким пониманием государства, содержавшим идею правовой государственности, связано (у Гроция и ряда последующих мыслителей) и положение о естественном человеческом праве оказывать сопротивление насилию властей, нарушающих условия общественного договора.

Развивая естественно-правовые воззрения и договорную концепцию государства, Б. Спиноза отмечал, что «цель государства в действительности есть свобода» Он подчеркивал, что «естественное право каждого в гражданском состоянии не прекращается», поскольку и в естественном, и в гражданском состоянии человек действует по законам своей природы, побуждается страхом или надеждой. Полное лишение людей их естественных прав привело бы к тирании.

Последовательная либеральная доктрина неотчуждаемых естественных прав и свобод человека на основе идей господства права, правовой организации государственной жизни, разделения властей и верховенства закона была разработана Д. Локком.

Большим достоинством Локковского учения о правах человека является анализ необходимой внутренней связи между свободой и законом. «Несмотря на всевозможные лжетолкования, — писал Локк, — целью закона является не уничтожение и не ограничение, а сохранение и расширение свободы. …Там, где нет законов, там нет и свободы.

Общественный договор – это, по Локку, постоянно действующий фактор политической жизни, договорные отношения народа с политической властью – непрерывный процесс, протекающий в соответствии с принципом согласия индивидов и народа в целом с действием властей.

Права и свободы человека и гражданина, провозглашенные во французской Декларации 1789 г., приобрели общемировое звучание и стали императивами обновления и гуманизации общественных и государственных порядков.

Эта декларация, испытавшая влияние предшествующего опыта в области прав и свобод человека (в частности, англосаксонских традиций в составлении и принятии Биллей о правах 1689 г., Декларации независимости США 1776 г., Конституции США 1787 г. и т.д.), в дальнейшем сама оказала огромное влияние на процесс борьбы против «старого режима” во всем мире, за повсеместное признание и защиту прав человека, и гражданина. Все последующее развитие теории и практики в области прав человека и гражданина, правовой государственности, господства права, так или иначе, испытывало и продолжает испытывать на себе позитивное влияние этого исторического документа.

Большое непосредственное воздействие идеи Декларации прав человека и гражданина 1789 г. оказали на взгляды передовых мыслителей тех стран (Германии, России, других стран Восточной Европы), которым еще предстояли прогрессивные буржуазные преобразования.

Под заметным влиянием передовой европейской политико-правовой мысли и революционных преобразований в 18 веке в США и во Франции естественно-правовые идеи о равенстве всех людей, о неотчуждаемых правах и свободах человека постепенно получили распространение в царской России.

Одним из первых защитников таких идей в России был А.Н. Радищев. Эти идеи он использовал для критики российского самодержавия и крепостничества. С естественно-правовых позиций он развивал представления о свободе и равенстве всех людей в естественном состоянии, о договорном происхождении государства, о неотчуждаемых правах человека на свою жизнь, собственность, равный суд, свободу мысли и слова, о суверенитете народа и его праве свергнуть несправедливый строй.Свобода личности была основной и главной проблемой всего творчества Н.А. Бердяева. Себя он называл «сыном свободы» и говорил: «Я основывал свое дело на свободе». Данную тему, а вместе с ней и вопросы прав и свобод личности Бердяев освещал с позиций разработанной им оригинальной философской концепции христианского персонализма.

В своем учении о свободе человека он отличает личность от индивида. «Личность, — говорит автор, — есть свобода и независимость человека в отношении к природе, к обществу, к государству, но она не только не есть эгоистическое самоутверждение, а как раз наоборот. Персонализм не означает эгоцентрической изоляции. Личность в человеке есть его независимость по отношению к материальному миру, который есть материал для работы духа. И вместе с тем личность есть универсум, она наполняется универсальным содержанием» Личность не готовая данность, а задание, идеал человека, она самосоздается.

Любое государство, если оно не имеет тоталитарных претензий, должно лишь признать свободу человеческой личности, которая изначально принадлежит человеку как духовному существу, а не дана ему какой-то внешней властью. «Эта основная истина о свободе, — отмечает Бердяев, — находила свое отражение в учении о естественном праве, о правах человека, не зависящих от государства, о свободе не только как о свободе в обществе, но и свободе от общества, безграничного в своих притязаниях. Бенжамен Констан видел в этом отличие понимания свободы в христианский период истории от понимания ее в античном греко-римском мире».

Из вышесказанного следуют следующие выводы, права человека формировались из многократно воспроизводимых актов деятельности людей, повторяющихся связей и устойчивых форм отношений. В процессе человеческой деятельности, включающей множество индивидов со своими потребностями, целями, неизбежно столкновение и противоборство их интересов. Каждый человек имеет притязания на определенный объем благ и условий жизни (материальных и духовных), получению которых должны содействовать общество и государство.

Объем этих благ и условий исторически всегда определялся положением индивида в классовой структуре общества, в системе материального производства. Эти блага условно могут быть названы правами человека. Такая условность определяется резкой поляризацией общества на различных этапах его развития (рабовладение, феодализм), своеобразием цивилизаций (европейская, азиатская и д.р.), которые не давали возможности правам человека обрести признак универсальности на основе принципов свободы и формального равенства, получить современное звучание.

Само зарождение идеи прав и свобод человека в 6-5 веках до н. э. в древних полисах (Афинах, Риме), появление принципа гражданства были крупным шагом на пути движения к прогрессу и свободе. Неравномерность распределения прав человека между различными классовыми и сословными структурами, а то и полное их лишение (если говорить о рабах) было неизбежным для тех этапов общественного развития. Каждая новая его ступень добавляла другие качества правам человека, распространяла их на более широкий круг субъектов. И происходило это в борьбе классов и сословий за свои права, за свободу, ее расширение и обогащение.

Процесс исторического творчества человека в значительной мере зависит от объема его прав и свобод, определяющего его социальные возможности и блага, обеспечивающие характер жизнедеятельности, систему связей, взаимодействий, отношений людей в обществе. Поэтому проблема прав человека всегда была предметом острых классовых битв, которые велись за обладанием правами, за расширение прав, фиксировавших статус человека в обществе. И каждая ступень развития общества была шагом на пути обретения и расширения свободы. История показывает, что необходимы постоянные усилия для поддержания и защиты прав и свобод человека. Каждое поколение отвечает за вечный вызов истории, связанный с отстаиванием такой великой ценности, как свобода и права человека.

Идеи о справедливости, свободе и власти являются первоосновой идей о правах человека. В настоя­щее время в области прав человека появилось много новых взглядов и подходов, которые развивают классические положения о свободе личности. Изучение взглядов современных ученых различных стран, их предложения, концепции совершенствования и развития теории, прав человека могут со­ставить предмет новой отрасли науки о правах человека — истории правовых и политических учений о правах и свободах личности.

Таким образом, наука о правах человека представляется следующими отраслями:

1) философия прав человека;

2) теория прав человека;

3) история прав человека:

а) история развития прав человека в мире,

б) история развития прав человека в СССР, СНГ, Казахстане;

4) история политических и пра­вовых идей о правах и свободах личности;

5) права человека как наука о социальных нормах, регла­ментирующих и регулирующих возможности личности:

а) возможности, закрепленные в нормах пра­ва,

б) возможности личности, не закрепленные в правовой форме, содержащиеся в нормах морали, нравственности, обычаях.

Права человека, нашедшие закрепление в нормах права — это субъектив­ные права, юридические обязанности и законные интересы, которые традиционно подразделяются на отрасли в соответствии с отраслевой структурой системы права.

В литературе выделяются юридически закрепленные права человека в зависимости от отрасле­вого деления, от предмета и метода правового регулирования. Например, в учебнике для вузов «Пра­ва человека» под редакцией Е.А.Лукашевой выделяется конституционный контроль за защитой прав и свобод человека и гражданина, судебная защита, административно-правовые формы защиты прав и свобод человека и гражданина, международная защита прав человека; отдельной главой рассматри­вается правовой статус человека и гражданина, гражданство, соотношение прав человека с правовым государством, с социальным государством4. Подобное деление обусловлено современным подходом к формированию предмета научного исследования. Однако многие авторы в исследовании прав лич­ности ограничиваются конституционными нормами о правах человека, справедливо их считая основ­ными при изучении прав человека. К этим изданиям можно отнести Российское гуманитарное право, учебное пособие для вузов. В нем рассматриваются конституционные права человека, экономические права граждан, защита прав человека в правовом государстве и другие темы, которые, по существу, раскрывают сущность и виды правового статуса личности в современном Российском обществе7. Од­нако сложившаяся терминология в юридической науке и терминологии теории прав человека относит к предмету гуманитарного права права человека во время вооруженных конфликтов. Представляется необходимым придерживаться исторически сложившихся категорий в области науки о правах чело­века. В учебнике для вузов «Международное гуманитарное право» отмечается, что используемый в названии учебника термин «международное гуманитарное право» имеет обобщающий характер. Он охватывает как характеристику современных международных норм, касающихся прав человека во всех аспектах этих прав («право прав человека»), так и характеристику тех гуманитарных норм, кото­рые сложились по поводу защиты личности в определенной ситуации, а именно — в вооруженном конфликте (международное гуманитарное право в том виде, как оно складывалось исторически). В современном международном праве противопоставить указанные сферы, хотя и имеющие опреде­ленную специфику, невозможно в силу их взаимосвязанности8. Следует отметить, что в Российской Федерации с 1 сентября 1997 г. введен новый стандарт обучения по специальности «Международное право», в котором наряду с разделом «Права человека и международное право» отдельной строкой введен новый раздел «Международное гуманитарное право»)8. По нашему мнению, в Республике Ка­захстан такие учебные дисциплины, как «Права человека», «Международные стандарты в области прав человека», «Международное гуманитарное право» и другие дисциплины, отражающие различ­ные отрасли прав человека, необходимо включать в государственные стандарты специальностей «Юриспруденция», «Международное право», «Таможенное дело». Это необходимо сделать как мож­но быстрее, поскольку выпускники, получившие эти специальности, в своей повседневной деятель­ности непосредственно будут применять нормы права, закрепляющие правовой статус личности, ос­нованный на неотъемлемых и абсолютных правах человека и гражданина. Именно от их правосозна­ния и правовой культуры будет зависеть успех реализации потенциала Конституции, концепции пра­вовой политики и других документов, определяющих пути совершенствования казахстанской право­вой системы.

По нашему мнению, назрел новый подход к определению предмета юридической науки в целом, соответственно новый подход к государственному стандарту высшего образования в целом, так и специальностей «Юриспруденция», «Международное право», «Таможенное дело» в особенности. Представляется необходимым рассматривать в качестве предмета правовой науки в целом и каждой отраслевой науки не только совокупность правовых норм, но и реальность правового положения личности, регулируемого этими нормами. Например, введение учебной дисциплины «Права челове­ка» для всех неюридических специальностей, наряду с «Основами права», позволит показать дина­мику реализации конституционных и отраслевых норм и их практическое использование и примене­ние в процессе реализации права. В современных условиях «Основы права» имеют своей основной целью ознакомление студентов с правовыми категориями. Задачи изучения дисциплины: помогать студентам ориентироваться во внутренней жизни и в международных событиях, вызывать стремле­ние внести посильный вклад в укрепление и развитие государственности Казахстана, законности и правопорядка в стране. Знание основ теории государства и права, государственного, административ­ного, гражданского, финансового и трудового права, а также экологического, земельного и других отраслей права является необходимым условием, обеспечивающим соблюдение законов, регулирую­щих самые разнообразные стороны жизни общества. Программа «Основы права» рассчитана не толь­ко на простое усвоение будущими специалистами неправового профиля соответствующих юридиче­ских знаний, но и на успешное осуществление ими в будущем своей служебной и трудовой деятель­ности. В процессе изучения курса «Основы права» студент должен овладеть навыками работы с юри­дической литературой, законами и другими нормативными актами. Следует учитывать также основ­ные правовые идеи и положения, раскрывающие современные проблемы борьбы между различными силами вокруг вопросов государства, демократии, прав и свобод человека9. По нашему мнению, в «Циклы социально-гуманитарных и естественно-научных дисциплин в структуре образовательно-профессиональных программ высшего профессионального образования» необходимо включить курс «Права человека» для всех неюридических специальностей. Этот курс будет направлен на препода­вание теории, истории и путей реализации прав человека и гражданина, закрепленных в националь­ном законодательстве и международных стандартах, и позволит выпускнику не только соблюдать и исполнять нормы права, но и их грамотно использовать, поскольку требования, предъявляемые к со­временному выпускнику вуза, предполагают не только его правовую информированность, но и уме­ние реализовать свои возможности, отраженные в нормативных правовых актах, с пользой для себя, своей семьи, своего трудового коллектива. Именно такой человек: юридически грамотный и полити­чески активный должен выступить в качестве основы гражданского общества.

Добавить комментарий