Методы регулирования земельных отношений

Диспозитивный метод правового регулирования означает такой способ правового воздействия, при котором субъектам земельных отношений предоставляется свобода, то есть собственное усмотрение в реализации ими своих целей и задач.

Существует три основных вида диспозитивного метода правового регулирования земельных отношений: рекомендательный, санкционирующий и делегирующий.

Рекомендательный метод правового регулирования выражается в предоставлении возможности альтернативного поведения субъекта земельных отношений, когда субъекту предоставляется возможность самому выбирать способ своего поведения для достижения поставленной цели. Рекомендации, исходящие от государства, только облегчают выбор того или иного решения.

Санкционирующий метод выражается в том, что решение о реализации своих земельных правомочий субъект земельного отношения принимает самостоятельно, но это решение приобретает юридическую силу лишь после утверждения его соответствующим компетентным органом.

Делегирующий метод правового регулирования выражается в предоставлении прав и свобод субъектам земельных отношений по тому или иному кругу правомочий.

Диспозитивный метод правового регулирования земельных отношений предполагает автономию воли, альтернативные варианты поведения субъектов земельных правоотношений и, как следствие, различные итоги этих правоотношений. Метод характеризуется юридическим равенством сторон, их паритетным положением в правоотношении. В классификации методов отражается заимствование их из других отраслей права, но необходимо учитывать специфику правового регулирования земельного права.

Метод правового регулирования земельного права как отрасли следует отличать от метода науки земельного права и метода учебной дисциплины.

Особенности земельных отношений находят свое отраже­ние в специфическом сочетании методов правового регулиро­вания данной сферы общественных отношений, которые при­меняются в земельном законодательстве. Метод правового ре­гулирования представляет собой способ воздействия на участ­ников (субъектов) общественных отношений. Задача правово­го регулирования состоит в том, чтобы обеспечить соответст­вующее поведение участников общественных отношений. Сущность правового регулирования выражается в официаль­ном издании правовой нормы (нормативного акта), закрепля­ющей модели поведения участников общественных отноше­ний.


Такие модели поведения выражаются в правовых нормах в виде прав и обязанностей субъектов земельных отношений. Права субъектов представляют собой возможность совершать или не совершать какие-либо действия по усмотрению субъе­кта отношения. Обязанности субъектов земельных отношений могут быть двоякого рода: обязанность совершать определен­ное действие или не совершать его (запрет).

Примером того, как закрепляются права субъектов земель­ных отношений, является ст. 40 ЗК РФ, определившая права собственников земельных участков использовать в установ­ленном порядке для собственных нужд имеющиеся на земель-

1 Иконицкая И.А. Земельное право Российской Федерации: теория и тенден­

ции развития. С.24.

2 Зак. 7086

18 Земельное право современной России

ном участке общераспространенные полезные ископаемые, пресные подземные воды, а также закрытые водоемы; возво­дить жилые, производственные, культурно-бытовые и иные здания, строения, сооружения в соответствии с целевым на­значением земельного участка и его разрешенным использова­нием с соблюдением требований градостроительных регламен­тов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов и т.д.

В качестве примера обязанности совершать определенное действие можно назвать положения ст. 42 ЗК РФ, предусмат­ривающие следующие обязанности собственников земельных участков, землевладельцев, землепользователей и арендаторов: использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением и принадлежностью к той или иной категории земель и разрешенным использованием способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту; сохранять межевые, геодезиче­ские и другие специальные знаки, установленные на земель­ных участках в соответствии с законодательством, и др.


Примером обязанностей в виде запрета могут служить следующие обязанности: не допускать загрязнения, захламле­ния, деградации и ухудшения плодородия почв на землях со­ответствующих категорий и т.д.

Регулирование земельных отношений путем установления определенного сочетания прав и обязанностей возможно лишь при добровольном исполнении земельно-правовых норм. В случае их нарушения применяются методы государственного принуждения с тем, чтобы привести земельные отношения в соответствие с моделью поведения, закрепленной в норме права. Государственное принуждение к соблюдению норм зе­мельного законодательства выражается в привлечении к ответ­ственности правонарушителей либо в принудительном приве­дении общественных отношений в состояние, соответствую­щее требованиям права. Например, согласно ст. 62 ЗК РФ убытки, причиненные нарушением прав собственников зе­мельных участков, землепользователей, землевладельцев и арендаторов земельных участков, подлежат возмещению в полном объеме, в том числе упущенная выгода, в порядке, предусмотренном гражданским законодательством.

Земельное законодательство устанавливает также опреде­ленную иерархию соотношения прав и обязанностей субъек­тов земельных отношений. Это соотношение находит свое вы-

Глава 1. Понятие земельного права 19

ражен не в определении сфер применения таких классических методов правового регулирования, как императивный и дис-позитивный методы.

В сфере организации использования и охраны земель отношения в подавляющем числе случаев строятся по схеме: управомоченный орган государственной власти — обязанный собственник или лицо, использующее земельный участок на ином основании. В сфере регулирования организационных зе­мельных отношений преимущественно применяется импера­тивный метод, т.е. метод власти и подчинения. Например, для ведения государственного земельного кадастра собственники земли и иные лица, использующие землю, обязаны сообщать сведения об изменениях в составе находящихся у них земель в комитеты по земельным ресурсам и землеустройству.

В процессе государственного контроля за использованием и охраной земель должностные лица вправе (а собственники зе­мли и другие лица соответственно обязаны содействовать осу­ществлению этих прав) беспрепятственно посещать земельные участки, находящиеся в собственности, владении, пользовании и аренде; давать юридическим лицам и гражданам обязатель­ные для исполнения предписания по вопросам охраны земель, устранения нарушений земельного законодательства и т.д.

Иная картина наблюдается в области регулирования взаи­моотношений собственников земельных участков между собой по поводу использования земли. Все собственники земли, ис­пользующие землю в тех или иных целях, равны между собой. Они обладают равными и всеми необходимыми правами по обеспечению рационального использования земли. В этой сфере земельных отношений доминирует диспозитивный ме­тод регулирования. Сущность этого метода состоит в том, что собственник вправе распоряжаться своим земельным участ­ком: продать его, подарить, сдать в аренду или заложить. Соб­ственники земли имеют возможность сами в определенных пределах урегулировать взаимоотношения друг с другом: на­пример, путем установления сервитутов, т.е. применяя методы частно-правового регулирования земельных отношений.

Метод правового регулирования земельных отношений — это особый способ воздействия на субъектов (участников) земельных отношений нормами земельного, экологического, гражданского права. Речь идёт о правовом воздействии.

Проблема эта спорная, дискуссионная. Преобладает мнение учёных, согласно которому существуют 2 основных метода:

1) императивный (административно-правовой) с присущими ему приёмами воздействия на участников земельных отношений, такими как предписание, запрет;

2) диспозитивный (гражданско-правовой) с присущими ему приёмами воздействия на участников земельных отношений, такими как дозволение, согласование, разрешение.

В регулировании земельных отношений применяются оба названных метода. Однако на протяжении развития земельного права их соотношение менялось.

• В советский период, когда господствовала административно-командная система, значительно преобладал императивный метод, действовала система предписаний и запретов. Вся земля находилась исключительно в гос. собственности. Всякие сделки с землёй решительным образом пресекались (вплоть до уголовной ответственности).

• С переходом России на рыночную экономику, рыночные отношения на первое место выдвигается диспозитивный метод. Это обусловлено включением земли в рыночный оборот, законодательным закреплением земли как объекта купли-продажи, как недвижимого имущества; многих форм собственности, права частной собственности на землю; предоставлением самостоятельности землепользователям (вытекающей из ст.36 Конституции РФ); разработана правовая защита. Однако в рыночных условиях императивный метод тоже имеет применение. Это объясняется особой социальной значимостью земельных отношений, необходимостью соблюдения порядка использования и охраны земель.

В рыночных условиях изменилось и сочетание приёмов воздействия на субъектов земельных отношений:

  • институт права землепользования: дозволение, согласование

  • институт управления земельными ресурсами: предписание

  • институт ответственности: запреты, применяемые к охраняемым отношениям.

Сочетание различных приёмов воздействия на субъектов земельных отношений позволяет сделать вывод о самостоятельности земельных отношений.

Принципы земельного права, земельного законодательства

Принципы земельного права, земельного законодательства — это руководящие идеи, основные положения, начала, в соответствии с которыми осуществляется правовое регулирование земельных отношений.

Принципы эти создаются учёными-аграрниками в научных трудах.

Нормы, воплощающие принципы в актах, — это нормы-принципы.

Принципы — это ориентиры в правовом регулировании земельных отношений. В этой роли они применяются двояко: 1) в правотворческой деятельности и 2) в правоприменительной деятельности.

Подходы:

1) законодатель в документе выделяет статью, где даёт перечень будущих принципов. Например: ст.2 закона о с/х кооперативах, закон об арендных отношениях, ст.2 закона Свердловской области, ст.1 ЗК РФ 2001 г.

2) законодатель конкретной статьи с перечислением принципов не выделяет. Принципы рассредоточены по всему документу. Например, ЗК РСФСР 1991 г. в ред. 1993 г.

Принципы земельного права (содержатся в ст.1 ЗК РФ 2001 г.):

1) принцип планового и строго целевого использования земель.

Существует генеральный план муниципального образования г. Екатеринбурга, в котором все земельные участки расписаны на настоящее время и распланировано их использование на будущее. Земли с/х использования распланированы внутрихозяйственным планом. Земли должны использоваться исключительно по тому назначению, для которого они предназначены (в противном случае земли могут быть изъяты).

2) принцип устойчивости (стабильности) землепользования.

В нём особенно заинтересованы субъекты на землях с/х назначения (т.к. им приходится делать долгосрочные вложения в землю и они должны быть уверены в своих правах на неё). Когда земля получена на титуле собственности, имеет место бессрочное пользование. Однако даже частная собственность на землю не может быть безграничной и вседозволенной, земельные участки могут быть изъяты в особых случаях по основаниям, указанным в ЗК РФ.

3) принцип хозяйственной самостоятельности.

Решение Пленума ЦК КПСС от марта 1965 г.

Землепользователь свободен в осуществлении своей внутрихозяйственной деятельности.

4) принцип равноправного развития различных форм хозяйствования на земле. В советское время было 2 формы хозяйствования на земле: колхозы и совхозы. Насчитывалось 26.620 колхозов и 25.620 совхозов. Занято было 12 млн. колхозников и 11,8 млн. человек в совхозах. Колхозы — это крупные с/х объединения, насчитывавшие каждый 10 — 12 тыс. работников. Колхозами и совхозами производилось 80% всей валовой продукции. Потом вышел Указ Президента РФ от 27.12.91 г. «О неотложных мерах по осуществлению земельной реформы в РСФСР», содержащий предписание реорганизовать колхозы и совхозы в другие формы хозяйствования. В Свердловской области сейчас насчитывается около 50 колхозов. На базе бывших колхозов и совхозов сейчас открыты с/х кооперативы, акционерные общества, хозяйственные товарищества, крестьянские (фермерские) хозяйства (их сейчас насчитывается 270 — 280 тыс.) и иные. 5) принцип платности земли. Является новым, впервые закреплён в ЗК РФ 2001 г.

Принципы земельного законодательства:

1) учёт значения земли как основы жизни и деятельности человека => при

регулировании отношений по использованию и охране земли учитывается её триединая роль.

2) принцип охраны жизни и здоровья человека. При осуществлении деятельности по использованию земли должны приниматься только такие решения, которые обеспечат безопасность и сохранение жизни людей.

3) принцип участия граждан и общественных объединений в принятии решений, затрагивающих их права на землю

4) принцип деления земель по их целевому назначению на соответствующие категории

5) принцип разграничения гос. собственности на землю на:

  • собственность РФ

  • собственность субъектов в составе РФ

  • собственность муниципальных образований.

6) принцип сочетания общественных интересов и интересов граждан. В целом регулирование земельных отношений осуществляется с учётом общественных интересов, но при этом должны быть обеспечены гарантии каждого гражданина на свободное владение, пользование и распоряжение своим земельным участком (это вытекает из ст.36 Конституции РФ).

Все принципы взаимосвязаны. Нормы-принципы проводятся в жизнь органами государства.

Вопросы к экзамену

Понятие земельного права и его система.

ЗП является отраслью права, законодательства, учебной и научной дисциплиной.

ЗП – совокупность правовых норм, устанавливающих определенный режим регулирования отношений по поводу использования и охраны земель, как природного объекта и природного ресурса, так и недвижимого имущества.

Систему ЗП составляет совокупность правовых институтов, которые объединяются в общую и особенную части.

В общей части устанавливаются основные правила использования земель, независимо от цели их предоставления (институт права собственности на земельные участки; институт землепользования – институт иных видов прав на землю (пожизненное наследственное владение, постоянное (бессрочное) пользование, сервитут, аренда, безвозмездное срочное пользование); институт управления в области использования и охраны земли; институт охраны земель и защиты прав на землю собственников, землевладельцев, землепользователей, арендаторов).

В особенную часть включаются правовые институты, устанавливающие особенности использования ЗУ, в зависимости от цели их предоставления (правовой режим земель сельскохозяйственного назначения; земли населенных пунктов; земли промышленности, транспорта, связи, радиовещания, космического обеспечении, обороны, безопасности и иного специального назначения; земли особо охраняемых территорий и их объекты; земли лесного фонда; правовой режим земель водного фонда; земли запаса (это единственная категория земель, целевое назначение которых не определено).

ЗП как отрасль законодательства представляет собой совокупность нормативно – правовых норм, регулирующих отношения по поводу использования и охраны земель.

Как научная дисциплина ЗП представляет собой совокупность концепций, доктрин, устанавливающих тенденции развития земельного законодательства.

Предмет земельного права. Методы правового регулирования земельных отношений.

ЗП является самостоятельной отраслью права и поэтому имеет свой предмет правового регулирования и методы.

Предмет ЗП – это ОО, возникающие по поводу использования и охраны земли как природного объекта и природного ресурса, так и недвижимого имущества, урегулированные нормами права в целях обеспечения рационального использования и охраны земель, защиты прав субъектов земельных отношений.

Виды земельных правоотношений: имущественные, в сфере управления земельными ресурсами, в сфере охраны земель, в сфере использования земель различных категорий. Кроме того: регулятивные, охранительные, материальные и процессуальные.

Методы правового регулирования земельного права: а) императивный; заключается в установлении участников земельных отношений, обязательных правил поведения для них, запретов и ответственности за их нарушение. Этот метод больше применяется при государственном регулировании в сфере управления земельным фондом; б) диспозитивный; предоставляет свободу участникам земельных отношений в достижении поставленных ими целей и задач.

Особенностью правового регулирования является соотношение этих методов, которое зависит от социального – экономических условий. До проведения современной земельной реформы в условиях существования исключительной государственной собственности на землю основным методом являлся императивный, а после её проведения, в связи с признанием частной собственности на землю и включения земли в гражданский оборот активно стал применятся диспозитивный метод. Непосредственное соотношение можно установить при предоставлении земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности. Право на такие ЗУ возникает на основании акта органа управления, в соответствии с которым заключается договор купли – продажи или аренды ЗУ.

Добавить комментарий