Методы в юриспруденции

Метод в познавательной деятельности — это средство (прием, способ), с помощью которого добывается новое знание либо осуществляется систематизация, оценка, обобщение имеющейся информации о рассматриваемом явлении (событии).

Метод теории государства и права определяет, каким образом исследуется предмет этой области политико-правового знания, каким образом полученные сведения могут быть систематизированы, интерпретированы и внедрены в юридическую практику.

В процессе изучения теории государства и права используются общенаучные, специальные и частные методы.

1. Общенаучные методы — это средства познания, используемые во всех областях научного знания. К числу общенаучных методов относятся, например, системно-структурный метод, функциональный подход, общие логические приемы и т. д.

Системно-структурный метод предполагает исследование внутреннего устройства (структуры) изучаемого явления, а также исследование связей как между составными частями внутри самого явления, так и между родственными явлениями и институтами. Данный метод исходит из того, что система:

  • 1) система представляет собой целостный комплекс взаимосвязанных элементов;
  • 2) образует единство со средой;
  • 3) как правило, любая исследуемая система представляет собой элемент системы более высокого порядка;
  • 4) элементы любой исследуемой системы, в свою очередь, обычно выступают как системы более низкого порядка.

Как система может быть рассмотрено любое явление.

Функциональный метод используется для выделения в различных системах составляющих структурных частей с точки зрения их предназначения, роли, взаимосвязи, а также реального действия исследуемых явлений. В частности, применение функционального метода в процессе характеристики государства позволяет выделить и охарактеризовать относительно самостоятельные направления (векторы) государственной деятельности в политической, экономической, экологической и других сферах общественной жизни. Данный метод используется также при изучении отдельных государственных органов, правовых институтов и механизмов.

Метод аналогии исходит из идеи подобия, в основу которой положено предположение о том, что между различными однопорядковыми явлениями существуют определенные соответствия, так что, зная характеристику одного из них, можно с достаточной определенностью судить о другом (к примеру рассмотрение юридических дел по аналогии предполагает, что при отсутствии нормы права, регламентирующей именно данное юридически значимое отношение, решение будет приниматься в соответствии с нормой, регламентирующей сходное с рассматриваемым отношением.

Пример

В семейном праве дела, связанные с взысканием алиментов с родителя, не состоящего в формально-юридическом (законном) браке с матерью ребенка, рассматриваются в соответствии с нормами, регламентирующими соответствующие отношения между законными (формальными) супругами).

Синтез предполагает обобщение данных, полученных в ходе анализа, и получение качественно нового знания об исследуемом явлении.

Гипотеза — научное предположение о направлении развития исследуемого явления в обозримом будущем.

Дедукция — способ рассуждения от общих положений к частным выводам.

Индукция — способ рассуждения от частных фактов, положений к общим выводам.

Все перечисленные приемы познания тесно связаны между собой и используются исследователями в комплексе. Так, анализ, т. е. расчленение целого на составные части, позволяет выявить строение, структуру изучаемого объекта, например, структуру государственного механизма, системы права и т. д. В свою очередь, синтез предполагает процесс объединения в целом частей, свойств, признаков, отношений, выделенных посредством анализа. Например, на основе объединения и обобщения основных признаков, характеризующих государство, государственный орган, право, правоотношение, правонарушение, юридическую ответственность, формулируются и их общие понятия. Таким образом, анализ и синтез рассматриваются как первичное и производное знание и представляют собой неразрывно связанные этапы восприятия научной информации.

С анализом и синтезом также непосредственно связаны индукция и дедукция. По сути, индукция представляет собой интеграционный процесс перехода аналитического знания в синтезированное, поскольку любые обобщения лишь тогда могут претендовать на истинность, когда в их основу положены первичные истинные данные. К примеру, аналитическое восприятие отдельных (локальных) моментов, характеризующих право (понимание права как системы юридических норм, общности формальных источников, совокупности правоотношений, явления культуры, средства коммуникации и т. п.), позволяет сформировать общее (синтезированное) представление о сущности и содержании данного феномена.

Индукция по своему содержанию противоположна дедукции и предполагает вычленение из информации обобщенного характера конкретных сведений. В частности, знание общих закономерностей, характеризующих законотворческий процесс, позволяет вычленять в нем отдельные этапы (законодательную инициативу, подготовку законопроекта, принятие, одобрение и подписание закона, его опубликование и вступление в юридическую силу), а также высказывать предложения, касающиеся оптимизации названных законодательных процедур.

2. Специальные методы — это приемы и способы познания, которые разрабатываются в рамках обособленных научных групп (например, в сфере естественных или социальных наук). К специальным методам можно отнести социологический, статистический и др.

Социологический метод олицетворяет собой особое направление общетеоретических исследований — социологию права, которая изучает «право в действии»: связи права с жизнью. Применение социологического метода позволяет оценить степень государственно-правового воздействия на жизнедеятельность общества. При этом широко применяются такие приемы, как анкетирование, опросы населения, проведение социально-правовых экспериментов и т. д.

Статистический метод помогает получить количественные данные, характеризующие изучаемое явление. Роль данного метода особенно велика при изучении массовых повторяющихся явлений (применение права государственными органами и должностными лицами, правонарушения и т. д.).

Метод экстраполяции (распространения) позволяет формировать общеправовое и общегосударственное знание путем надежных аналогий, т. е. распространять знания, полученные при изучении одного юридического явления, на другие (аналогичные) явления и тем самым увеличивать объем общетеоретических знаний.

3. Частноправовые методы — это приемы и способы познания, выработанные непосредственно той или иной юридической наукой. К частноправовым методам теории государства и права относят методы типологии права, сравнительного правоведения, интерпретации права, восполнения пробелов в праве, теоретико-правового моделирования и прогнозирования, формально-юридический метод и др.

Метод типологии права предполагает выделение и анализ основных типов правопонимания. Посредством этого метода систематизируются наиболее значимые в научном отношении представления о сущности права, о его месте и роли в системе социальной жизнедеятельности.

Метод сравнительного правоведения предназначается для изучения различных государственно-правовых систем путем сопоставления одноименных институтов, принципов, школ. Метод сравнительного исследования имеет своим объектом аналогичные или сходные институты двух или нескольких политических и правовых систем.

Метод сравнения включает в себя следующие этапы:

  • а) изучение сравниваемых институтов по отдельности;
  • б) сравнение выявленных признаков с позиции их сходства и различия;
  • в) оценку результатов.

Методы восполнения пробелов в праве (аналогия права, аналогия закона) позволяют принять решение по делу тогда, когда, с одной стороны, существует ситуация, требующая урегулирования правовыми средствами, а с другой — отсутствует формальный источник права, в котором бы эти средства были закреплены.

Метод теоретико-правового моделирования предполагает создание теоретических моделей, в рамках которых воплощаются представления об идеальных (для данного периода социально-политического развития) формах государства и права. К примеру, для современной отечественной юридической науки идеальной моделью государства считается правовое государство.

Метод теоретико-правового прогнозирования позволяет выдвигать и аргументированно доказывать возможность развития ситуации в сфере функционирования государства и права по тому или иному сценарию.

Формально-юридический метод предполагает изучение права в чистом виде, вне связи с другими социальными явлениями (политикой, экономикой, идеологией и т. д.). Исследование внутреннего строения правовых норм и права в целом, анализ источников (форм) права, формальной определенности права и его важнейшего свойства, методы систематизации нормативного материала, правила юридической техники — все это конкретные проявления формально-юридического метода. Данный метод применим при анализе форм государства, при определении и юридическом оформлении компетенции органов государства и т. д. Словом, формально-юридический метод вытекает из самой природы государства и права, он помогает описать, классифицировать и систематизировать государственно-правовые феномены, исследовать их формы.

Предложенную классификацию методов науки нельзя абсолютизировать, по меньшей мере, по двум основаниям. Во-первых, в современных условиях наблюдается широкая интеграция наук, происходящая, в том числе, и путем заимствования методов. Например, в юридической науке все шире распространяются методы социологии, психологии, логики, кибернетики, информатики. Во-вторых, методологическая основа конкретного научного исследования представляет собой, как правило, весьма сложную связку различных методов и приемов, нацеленных на максимально полный, всесторонний охват изучаемого объекта. По этим причинам отнесение методов к общенаучным, частнонаучным либо к специальным носит относительный, в достаточной степени условный характер.

  • Немытина М. В. Методологические основания современного правоведения. Сб.статей международной научно-практической конференции, посвященной 20-летиююридического факультета и 75-летию Петрозаводского государственного университета / отв. ред. В. В. Блаткова // Перспективные направления современной юридической науки. Петрозаводск, 2015. С. 153—162.
  • Ожегов С. И., Шведова Н. Ю. Указ, соч . С. 157.
  • Там же. С. 247.
  • Ромашов Р. А. Эволюция методологии историко-теоретической юриспруденциив ходе циклических преобразований российского государства // Современные тенденции в эволюции методологии правовых исследований : материалы III Всероссийскогокруглого стола по общетеоретическим проблемам права ; Казань, 1 октября 2015 г. /под общ. ред. О. Ю. Рыбакова, Р. Ф. Степаненко. Казань : ИЦ Университета управления»ТИСБИ», 2016. С. 31—39.

Методы юридических исследований: основные группы и их структурная характеристика

Исходя из понимания методологии как совокупности методов исследования, необходимо отметить, что специфика методологии юридической науки обусловлена особенностями объекта и предмета ее научного познания. Как было изложено в параграфе 1.1 учебника, в широком понимании объектом юридической науки выступает право и государство как социальное явление. Предмет же составляют общественные отношения, которые регулируются правовыми нормами, а также источники права, правовые отношения, правоприменение, юридическая техника, принципы права.

Основным элементом в структуре методологии юридической науки является научный метод.

В. Н. Протасов также указывает, что метод в научной деятельности, в свою очередь, это знание, с помощью которого добывается новое знание.

В параграфе 6.1 нами были рассмотрены различные подходы к содержанию понятия методологии науки. Один из них — инструментальный, исходит из понимания методологии как совокупности методов исследования. В этой трактовке метод научного познания может быть представлен как средство, способ познания конкретного предмета юридической науки.

В общефилософском аспекте метод (от греч. methodos — путь исследования, способ) понимается как способ достижения цели, определенным образом упорядоченная деятельность, а в специально философском значении — как способ познания, система принципов, приемов, правил, требований, которыми необходимо руководствоваться в процессе познания. Аналогично метод определяется и в зарубежной литературе, например, в словаре Вебстера метод трактуется как путь достижения какой-либо цели, как средство, процесс, процедура разрешения какого-либо вопроса.

Метод принято трактовать двояко: 1) как совокупность способов действий по достижению поставленной цели; 2) как совокупность инструментов, применяемых в научной деятельности.

Говоря об исследовании государственно-правовой действительности, следует иметь в виду, что ни одна область научного познания, в том числе юриспруденция, не ограничивается применением какого-либо одного метода, будь то «всеохватывающий», как иногда называют диалектический метод, либо введенный в отечественный научный оборот в советский период, «юридический метод».

В связи с этим Р. Лукич писал, что нельзя стать хорошим юристом, оставаясь лишь «чистым» диалектиком, не обладающим знаниями, необходимыми для применения специальных методов, присущих праву; однако нельзя им стать и в том случае, если ограничиваться исключительно специальными, чисто профессиональными методами и не подходить к праву с позиций более общего диалектического метода. Выбор конкретного метода исследования обусловливается предметом исследования, а также целями и задачами, стоящими перед исследователем. Так, к изучению государственно-правовой действительности можно применить различные подходы, например, использование методологии феноменологической редукции позволит выявит феномены чистого сознания, а правовая герменевтика необходима при анализе смыслового содержания текста.

В. М. Сырых рассматривает метод правовой науки как органически целостное образование, обосновывая правомерность такого понимания, анализирует содержание его элементов, их связи и роль в познании государственно-правовых явлений. Автор предпринял попытку выявить механизм взаимосвязи диалектико-материалистического метода с общими и частными приемами правовой науки. По сути, в такой трактовке в понятие правового метода вкладывается вся совокупность методов, т.е. целая методология юридической науки, а для обозначения конкретных методов исследования употреблен термин «прием». В более поздних работах данный автор отошел от идеологии диалектико-материалистического подхода и применил классификацию, основанную на уровнях юридического познания.

В методологическом поле юридической науки термины «метод», «подход», «способ исследования» и т.п. зачастую не различаются как по содержанию, так и в плане методологических смыслов. Среди немногочисленных попыток внести ясность в понимание инструментария юридических исследований и устранить существующий пробел следует отметить В. А. Козлова, который разграничивает метод, способ и подход в познании права на основе инструментального аспекта методологии с опорой на философские разработки данного вопроса. Методология юридической науки, по мнению В. А. Козлова, включает структуру научного знания и научной теории; понятия и категории; характеристики схем объяснения; условия и критерии языка науки; методы исследования и построения теории.

Более детально структурные элементы методологии юридической науки рассмотрены Н. Ф. Ковкель, которая отмечает, что в структуру методологии научного познания чаще всего включаются принципы и методы научного познания, наряду с которыми некоторые авторы упоминают и методику, представляющую собой алгоритм совершения научно-исследовательских операций и в связи с этим вторичную по отношению к методам. По мнению, Н. Ф. Ковкель, целесообразно расширение структуры методологии юридической науки за счет методологических парадигм и установок научного познания.

Как правило, в конкретном юридическом исследовании используется некоторая совокупность методов и подходов, обусловленная его целями и задачами (рис. 7.1).

В отечественной доктрине юристы отдают методологическую функцию науке теории государства и права, экстраполируя ее методологию на всю юридическую науку в целом. Исходя из данного подхода различают методы философского, общенаучного и частнонаучного уровня (типа). К первому уровню принято относить взятые в методологической функции философские категории и понятия (диалектика и метафизика) и систему мировоззренчески обусловленных принципов познания. К общенаучным методам относят те, которые используются большинством наук (логики разного рода), и к частнонаучным — методы, действующие в рамках одной или нескольких близких наук (в юриспруденции это, например, метод сравнительного правоведения, технико-юридический метод).

Структура методологии юридической науки, предложенная В. М. Сырых, базируется на особенностях различных уровней правовых исследований. Так, выделяется методология эмпирических, теоретических и метатеорети- ческих исследований (рис. 7.2).

В западноевропейской традиции чаще делается акцент на том, что методология теории права отличается междисциплинарным, интегрирующим и глобализирующим подходом к изучению права. Так, профессор юридического факультета Университета ев. Алоизия в Брюсселе Марк ван Хук отмечает, что теория права заимствует свои методы в логике, лингвистике, социологии и других науках. При этом она приспосабливает их к своей специфике «чисто» юридической дисциплины и использует в качестве нормативно-логического, юридико-лингвистического, юридико-социологического и т.д. методов, причем использует всю совокупность этих методов.

Рис. 7.1

Рис. 7.2

Методология помимо различных методов включает и базовые принципы познания государственно-правовых явлений.

Общеметодологические принципы представляют собой общие требования, предъявляемые к содержанию, структуре и способу организации научного знания. Методологические принципы являются ядром научного метода. Они объединяют и организуют отдельные методы и приемы в единое целое, в научный метод. Методологические принципы научного познания регулируют научную деятельность, отделяя науку от псевдонауки. Регулируя научную деятельность, эти принципы одновременно дают и направление научного поиска, ориентируют его, выполняя, таким образом, эвристическую функцию.

В качестве базовых принципов научного познания выступают следующие: верификации {подтверждаемости), наблюдаемости, соответствия, системности, симметрии. Юридическая наука помимо указанных базовых принципов научного познания обогащает арсенал своей методологии и другими.

Под принципами познания юридической науки понимаются исходные начала, базовые идеи, на основе которых наука исследует свой предмет.

В качестве основных принципов научного познания, входящих в методологию современной юридической науки, российские теоретики права выделяют принципы, указанные на рис. 7.3.

Принцип объективности состоит в том, что юридическая наука отражает государственно-правовую действительность в том виде, в каком она реально существует, раскрывая ее сущность, формы, основные закономерности функционирования.

Принцип всесторонности обусловливает комплексный подход юридических исследований, так как ни одно государственно-правовое явление или процесс не могут быть поняты изолированно вне связи с другими явлениями общественной жизни.

Рис. 7.3

Принцип историзма основан на рассмотрении генезиса государственноправовых явлений. Исследуя историю развития того или иного объекта, юридическая наука устанавливает его причины, основные этапы развития, выявляет закономерности и дает научную оценку современному состоянию.

Принцип конкретности требует учета в юридических научных исследованиях всех условий, в которых находится объект познания, и выделения главных сущностных свойств, связей и тенденций развития. В конечном итоге, практика — главный критерий истинности, поэтому в полной мере подтверждением истинности научного знания о государственно-правовых явлениях является воспроизведение их в конкретных общественных отношениях.

Принцип плюрализма выражается в многоаспектное™ юридических исследований, возможности одновременного существования нескольких теорий, объясняющих то или иное государственно-правовое явление и не исключающих друг друга, например, плюрализм теорий происхождения государства и права, плюрализм концепций правопонимания и т.д. Плюрализм научного познания означает в то же время и его универсальность. Благодаря многообразию подходов к познанию общих закономерностей государственно-правовой действительности, юридическая наука создает такую систему знаний, в которой отражаются объективные знания о реальности.

Историческая наука осуществляет научный анализ путем изучения конкретных государственно-правовых событий и фактов и использует для этой же цели логический метод, но в контексте эволюции феноменов. Она не ограничивается анализом государственных и правовых явлений какой-либо одной страны, а делает свои выводы приемлемыми для всех стран или, по крайней мере, для группы генетически родственных стран. Итогами изучения государственных и правовых явлений исторической наукой являются выявленный ряд государственно-правовых событий и фактов, анализ их причин и последствий, взаимодействия с иными событиями и фактами. Итог теоретического осмысления политики, государства и права – установление закономерностей их возникновения, функционирования и развития.

Исторический метод выступает в юридической науке в качестве средства для точного понимания оценки права с позиции прошлого состояния его формы, содержания и сущности, а также с точки зрения его подлинного современного значения. Однако этим не исчерпывается научное значение исторического метода, который вычленяет специфически правовое содержание, придавая ему историческую оценку. Очевидно, что историческая оценка современных исследований будет отличаться от исторической оценки современников того временя. В новой исторической обстановке, в аспекте другой действительности они приобретают иное, новое значение, более актуальное, т. к. являются основой для последующего.

Можно отметить, что в контексте закономерной взаимосвязи исторического и логического, а также с учетом совмещения теоретического и исторического профилей исследование и освещение права в данной дисциплине сочетается с хронологическим и проблемно-категориальным методом познания.

Историческое познание права, в конечном счете, предполагает определение того, как оно возникло в тех или иных условиях социальной действительности, какие основные этапы прошло в своем развитии и как изменилось в процессе этого развития, чем стало в момент своего исследования и, наконец, каковы тенденции его движения.

В основном эти проблемы — предмет историческо-правовой науки. Между тем, как справедливо отмечал Борис Николаевич Чичерин, «…исходной точкой для изучения истории в ее высшем, всемирном значении должно быть изучение философии. Все попытки обратного наложения, то есть объяснения идей из частных явлений, основаны опять же на извращении логического и действительного отношения вещей и могут вести лишь к превратному представлению самих фактов. Сюда относятся все опыты новой социологии, которые отправляются от так называемых положительных данных, то есть от частных явлений, физических, экономических или общественных. Все подобные попытки всегда были, есть и вечно должны оставаться бесплодными. Так же как чисто опытная психология, они представляют одну карикатуру науки».

Согласно историческому методу, применяемому к государству и праву, внимание акцентируется на этих явлениях как на изменяющихся во времени и пространстве, имеющих свои хронологические характеристики. Если, к примеру, в марксизме при объяснении причин развития общества и государства, права приоритет отдается экономике (базису и надстройке), то в идеализме – идеям, сознанию и мировоззрению. Но в историческом срезе важно увидеть стадийность права, его этапы развития, смену форм и исторического содержания.

Следует отметить, что анализ государства, общества и права в историческом ключе в основном рассматривался с позиций формационного подхода, сформированного в рамках марксизма, и с опорой на историзм давал определенный задел в представлениях об этих явлениях. Однако, как известно, наука не стоит на месте и требует подтверждения ранее обозначенным фактам и положениям. А история подтвердила, что формационный подход рассмотрения права упускает из вида ряд очень существенных характеристик.

Поясним: особенностью рассмотрения государства и права с позиции историко-формационного взгляда было то, что в качестве центральной категории использовалось понятие «формация». Под формацией понималось исторически сформированный тип общества, возникший на основе определенного способа материального производства. Ведущую роль в таком обществе играет базис, т. е. совокупность экономических отношений, складывающихся между людьми в процессе производства, распределения, обмена и потребления материальных благ. Вся совокупность политических, правовых, идеологических, религиозных, культурных и иных взглядов, учреждений и отношений составляет надстройку, определяемую в целом уровнем развития производительных сил общества и характером его общественно-экономического базиса. Источником развития общества считаются противоречия между производительными силами и производственными отношениями, разрешающиеся в ходе социальной революции.

Согласно этой теории общество (государство и право) в своем развитии проходит ряд стадий (формаций), каждая из которых отличается своим базисом и соответствующей надстройкой. Каждой формации свойственны определенная основная форма собственности и ведущий класс, господствующий как в экономике, так и в политике. В этой теории названы пять формаций. Стадии первобытного общества, рабовладельческого общества и феодального общества соответствуют аграрной цивилизации. Капиталистическая формация соответствует индустриальной цивилизации. Пятая формация – коммунистическая, с ее наилучшими, с точки зрения марксизма, принципами общественного устройства (кодекс строителей коммунизма).

Недостатки формационного подхода обычно связывают с некоторой предопределенностью, жесткой неизбежностью развития исторического процесса, преувеличением роли экономического фактора общественной жизни и недооценкой роли духовных и других надстроечных факторов. В настоящее время формационная теория переживает кризис и более распространенным становится именно цивилизационный подход к изучению исторического процесса. Цивилизационный подход имеет более конкретный исторический характер, учитывает не только материально-технические аспекты общественного развития, но и влияние факторов, возникающих в других сферах общества: политике, культуре, нравственности, духовности, идеологии и др.

Большую роль в исследовании правовых явлений играет использование историко-сравнительного метода. Сравнительный анализ различных идей, конкретизируя наши знания об их общих и специфических чертах, вместе с тем способствует выявлению более точных характеристик, критериев классификации и типизации правовых явлений и, следовательно, более верной, адекватной оценке их содержания. Что касается права, то особый акцент в развитии исторического метода был сделан «исторической школой права» немецкими правоведами Г. Гуго, Ф. Савиньи и Г. Пухта.

В своей работе «Учебник естественного права, или философия положительного права» Г. Гуго оспаривает основные положения теории естественного права. Концепцию общественного договора он отвергает по ряду оснований:

· во-первых, таких договоров никогда не было — все государства и учреждения возникали и изменялись другими путями;

· во-вторых, общественный договор практически невозможен — миллионы незнакомых людей не могут вступить в соглашение и договориться о вечном подчинении учреждениям, о которых они судить еще не могут, а также о повиновении еще не известным людям;

· в-третьих, концепция общественного договора вредна — никакая власть не будет прочной, если обязанность повиновения зависит от исследования ее исторического происхождения из договора;

· в-пятых, власть и право возникали по-разному. Никакая их разновидность не соответствует полностью разуму, они признаются не безусловно, а только временно правомерными, однако то, что признано или признавалось множеством людей, не может быть совершенно неразумно;

· в-шестых, право возникает из потребности решения споров судьями.

Г. Гуго сравнивает право с языком и нравами, которые развиваются сами по себе, без договоров и предписаний, от случая к случаю, потому что другие говорят или делают так, и к обстоятельствам подходит именно это слово, правило. Право развивается так, как правила игры (шахматы, бильярд, карты), где на практике часто встречаются ситуации, не предусмотренные поначалу установленными правилами. В процессе игры возникают и постепенно получают общее признание определенные способы решения этих ситуаций. Кто их автор? Все — и никто. То же и право — оно складывается из обычаев, возникших и получивших признание в среде народа. Обычаи имеют то преимущество перед законом, что они общеизвестны и привычны. Множество законов и договоров никогда не выполняется. Сколько раз в Геттингене власти переименовывали улицы — но все их привычно называли и называют по-старому. Исторически сложившийся обычай и есть подлинный источник права.

Основоположники исторической школы выделяет возрасты «Народного духа», которые определяют возраст самого права.

Младенчество. На этом этапе право только формируется. На этом этапе у человека еще не существует представления об абстрактной норме и восприятие права носит характер веры. Савиньи верит в необходимость правовых ограничений, именно поэтому у первобытных народов возникает представление о юридических действиях, которые символизируют начало или прекращение правоотношения. По мнению Савиньи, эти действия с помощью наглядности закрепляют существование права в определенной форме (обычай). Правосознание здесь развито слабо, в человеке господствуют эмоции.

Юность. На этом этапе юристы выделяются в особую группу. Для развития права это время творческого порыва, своеобразного «правового ренессанса». Юристы действуют в союзе с народом, то есть корпоративное правосознание еще не сложилось. Право создается разумным, целесообразным и справедливым.

Зрелость. На этой стадии усложняется политическая и экономическая жизнь, развитие культуры, и все это приводит к усложнению права. Возникает необходимость профессиональной квалификации. Окончательно складывается правовая наука, и правовая система приобретает завершенность. Право становится более искусственным, но не утрачивает связь с народной жизнью. Юристы превращаются в особую замкнутую касту, обладая «правом на истину».

Старость. Они говорят, что творческие порывы народа угасают, в праве господствует закон, не создается уже ничего нового. Право живет за счет старых норм, нет нового. Народный дух умирает и на его месте возникает новый народ и новая правовая система. Преемственности между разными народами быть не может.

Историческая школа отмечала также системную организованность, специфичность и неповторимость правовой жизни и правовой культуры каждого отдельного народа, отличной от проектируемой законодателем, что обусловлено в первую очередь историчностью, преемственностью и национальным духом народа. Позитивное право, создаваемое государством, сформировано особенностями правовой культуры и национальным менталитетом общества. Важный вывод, сделанный исторической школой права, о том, что бесцельно искусственно конструировать и в любое время предлагать людям ту или иную придуманную правовую систему. «Созданная отдельно от самой истории жизни народного духа, не напоенная им, она не может привиться обществу. Как членам живого организма, как ветвям целостной культуры народа правовым установлениям свойственна органичность, которая выражается, помимо прочего, и в том, что стадии и ритмы развития права совпадают с ходом эволюции народной жизни».

Историческая школа поставила вопрос о возможности преемственности современного права и права предшествующих эпох. Юристы в практике эту преемственность должны учитывать. Под влиянием исторической школы юристы перестали воспринимать естественное право как универсальный образец. Под влиянием исторической школы многие юристы стали склоняться к историческим взглядам. Они не торопились перерабатывать систему в духе естественно-правовых ценностей.

Стр 1 из 3

Понятие, предмет и методология теории государства и права.

ТГП – общетеоретическая, юридическая, социальная наука, изучающая сущность государства и права.

ТГП – это отрасль юридического научного знания, выявляющая закономерности становления, развития и функционирования государственных правовых явлений, а также вырабатывающая понятия и категории, общие для всех отраслевых наук.

Объект ТГП– то, что должно быть изучено – государство и право (ГиП). «Предмет» уже «объекта», предмет – это изученный объект.

Предмет ТГП – то, что данная наука изучает – наиболее общие закономерности становления, развития и функционирования государственных правовых явлений, а также выработка понятий и категорий, общих для всех юридических наук.

Элементы предмета ТГП:

  1. Происхождение ГиП
  2. Формы ГиП
  3. Функции ГиП
  4. ГП-механизмы (государственно-правовые)
  5. Реализация и толкование права
  6. ЮО (юридическая ответственность)

Метод – это совокупность средств, приемов и способов по изучению предмета науки.

Метод ТГП – это совокупность средств, приемов и способов по изучению наиболее общих закономерностей становления государственных правовых явлений, а также по выработке категорий общих для всех юридических наук.

Методы ТГП условно можно разделить на:

  1. Всеобщие (философские),
  2. Общенаучные,
  3. Частнонаучные.

Методы:

  1. Всеобщие (философские) методы (формируются общие подходы к изучению ТПГ, выражается в использовании принципов познания, понятий и законов какого-либо философского учения)
      • материализм, основанный на утверждении, что окружающий мир существует не зависимо от нашего сознания
      • идеализм, основанный на утверждении, что окружающий мир существует благодаря нашему сознанию;
  1. Общенаучные методы:
      • исторический(рассмотрение ГП-явлений в историческом контексте)
      • системный(рассмотрение ГП-явлений в системе права, ее отрасли, подотрасли и т.д.)
      • функциональный(выявление механизмов функционирования ГП-явлений)
      • логический
        • Анализ – процесс разложения целого на составные части (структура нормы права)
        • Синтез – процесс восстановления целого из элементов (характеристика формы государства)
        • Дедукция – переход на основе общего знания к частному (переход от признака к классификации)
        • Индукция – переход на основе частного знания к общему (обобщение единичных фактов в общий вывод)

3) Частнонаучные– методы, характерные для одной или нескольких смежных областей научного знания:

      • Моделирование– создание модели на основе общих признаков (модель республики)
      • Статистический– анализ количественных показателей явлений (динамика преступности)
      • Синергетический– изучение саморегулирующихся систем (местное самоуправление)
      • Собственно юридические:
        • сравнительно-правовой – выявление сопоставительных свойств государственно-правовых явлений.
        • формально-юридический– направлен на выявление существенных признаков государственно-правовых явлений, позволяет распознавать их качественные характеристики, является основным, присутствует при рассмотрении любого юридического вопроса

Место ТГП в системе наук:

  • социальная (общественная)
  • юридическая
  • общетеоретическая

Наука — сфера человеческой деятельности, направленная на выработку и теоретическую систематизацию объективных знаний о действительности.

Науки делятся на:

По отношению к отраслевым и специально-юридическимТГП является наукой:

  • общей, т.е. она призвана изучать те закономерности ГП-действительности, которые «работают» во всех отраслях юридического знания. Например, одни и те же способы толкования применяются при раскрытии содержания норм уголовного, трудового, экологического и т. д. права. Основные ГП-категории понятийного аппарата науки ТГП являются общими для всей юридической науки;
  • обобщающей, т.е. ее выводы представляют собой систематизированный итог знаний, накопленных отдельными юридическими науками. Например, право (уголовное, гражданское, финансовое и др.) регулирует только волевое поведение людей, поддающееся внешнему контролю;
  • методологической, т.е. ее выводы как общетеоретические фундаментальные положения применяются при решении частных вопросов в рамках отдельных юридических наук. Например, отраслевая (уголовно-процессуальная) теоретическая модель правового статуса подозреваемого конструируется на основе общетеоретической (общеправовой) модели правового статуса личности.

ФУНКЦИИ ТГП

Значение ТГП наиболее полно раскрывается в ее функциях.

Гносеологическая функция. Гносеология – теория познания, изучения действительности. Данная функция означает изучение и объяснение процессов, происходящих в гос-но-правовой надстройке, определение их сущности и содержания, и тенденции развития.

Онтологическая ф. Онтология – учение о бытии. выполняя данную Ф., общая теория отвечает на вопросы, что такое гос-во, право, как они возникли, какова их судьба в будущем.

Эвристическая ф. Эвристика – это искусство нахождения истины, новых открытий. ТГП не ограничивается познанием и объяснением основных закономерностей гос-но-правовой действительности, а открывает новые закономерности в прогрессе гос-но-правовых явлений.

Методологическая ф. заключается в том, что вырабатываемые общей теорией методы познания гос-но-правовых явлений используются отраслевыми юр. науками как средство решения отраслевых теоретических проблем.

Идеологическая ф. присуща всем общественным наукам. ТГП неразрывно связана с политико-правовой идеологией, т.е. с совокупностью взглядов и идей относительно действующих в обществе политического режима, правопорядка, законодательства, правовой системы и т.д.

Воспитательная ф. проявл. в 3-х формах:

— имеет обучающее значение, т. к. призвана знакомить студентов с исходным понятием правовой науки;

— способствует воспитанию уважения к праву, закону, повышению правовой культуры;

— вооружает гос. органы, должностных лиц, СМИ правильными ориентирами в сфере гос-но-правовой жизни.

Практически – организаторская ф. содержание которой объемно и многообразно. Например, ТГП разрабатывает рекомендации и предложения по совершенствованию действующего законодательства, улучшению правотворческой и правоприменительной деятельности гос-ва способствует своими выводами к принятию совершенных НПА и т.д.

Прогностическая ф. состоит в том, что на основе выявленных закономерностей в развитии гос-ва и права общая теория выдвигает прогнозы (гипотезы) их дальнейшего развития.

Все названные функции связаны между собой, дополняют друг друга. Теория государства и права выполняет указанные функции применительно к предмету исследования, опираясь как на собственные результаты, так и на данные других юридических наук. Особенность функций теории государства и права состоит в том, что они осуществляются в форме общетеоретического мышления, которое логическим путем выявляет причинные и функциональные связи государственно-правовых явлений, определяет общие закономерности их развития в освобожденном от исторических случайностей и отклонений виде.

Виды:

— либерализм (большинство стран)

— демократия (нет в мире)

б) антидемократический – отсутствие прав и свобод

Виды:

— диспотия

— тирания

— фашизм

— империя

— тоталитаризм

— авторитаризм (существует из всех перечисленных только данный вид режима на сегодняшний день – Северная Корея).

Понятие, предмет и методология теории государства и права.

ТГП – общетеоретическая, юридическая, социальная наука, изучающая сущность государства и права.

ТГП – это отрасль юридического научного знания, выявляющая закономерности становления, развития и функционирования государственных правовых явлений, а также вырабатывающая понятия и категории, общие для всех отраслевых наук.

Объект ТГП– то, что должно быть изучено – государство и право (ГиП). «Предмет» уже «объекта», предмет – это изученный объект.

Предмет ТГП – то, что данная наука изучает – наиболее общие закономерности становления, развития и функционирования государственных правовых явлений, а также выработка понятий и категорий, общих для всех юридических наук.

Элементы предмета ТГП:

  1. Происхождение ГиП
  2. Формы ГиП
  3. Функции ГиП
  4. ГП-механизмы (государственно-правовые)
  5. Реализация и толкование права
  6. ЮО (юридическая ответственность)

Метод – это совокупность средств, приемов и способов по изучению предмета науки.

Метод ТГП – это совокупность средств, приемов и способов по изучению наиболее общих закономерностей становления государственных правовых явлений, а также по выработке категорий общих для всех юридических наук.

Методы ТГП условно можно разделить на:

  1. Всеобщие (философские),
  2. Общенаучные,
  3. Частнонаучные.

Методы:

  1. Всеобщие (философские) методы (формируются общие подходы к изучению ТПГ, выражается в использовании принципов познания, понятий и законов какого-либо философского учения)
      • материализм, основанный на утверждении, что окружающий мир существует не зависимо от нашего сознания
      • идеализм, основанный на утверждении, что окружающий мир существует благодаря нашему сознанию;
  1. Общенаучные методы:
      • исторический(рассмотрение ГП-явлений в историческом контексте)
      • системный(рассмотрение ГП-явлений в системе права, ее отрасли, подотрасли и т.д.)
      • функциональный(выявление механизмов функционирования ГП-явлений)
      • логический
        • Анализ – процесс разложения целого на составные части (структура нормы права)
        • Синтез – процесс восстановления целого из элементов (характеристика формы государства)
        • Дедукция – переход на основе общего знания к частному (переход от признака к классификации)
        • Индукция – переход на основе частного знания к общему (обобщение единичных фактов в общий вывод)

3) Частнонаучные– методы, характерные для одной или нескольких смежных областей научного знания:

      • Моделирование– создание модели на основе общих признаков (модель республики)
      • Статистический– анализ количественных показателей явлений (динамика преступности)
      • Синергетический– изучение саморегулирующихся систем (местное самоуправление)
      • Собственно юридические:
        • сравнительно-правовой – выявление сопоставительных свойств государственно-правовых явлений.
        • формально-юридический– направлен на выявление существенных признаков государственно-правовых явлений, позволяет распознавать их качественные характеристики, является основным, присутствует при рассмотрении любого юридического вопроса

Место ТГП в системе наук:

  • социальная (общественная)
  • юридическая
  • общетеоретическая

Наука — сфера человеческой деятельности, направленная на выработку и теоретическую систематизацию объективных знаний о действительности.

Науки делятся на:

По отношению к отраслевым и специально-юридическимТГП является наукой:

  • общей, т.е. она призвана изучать те закономерности ГП-действительности, которые «работают» во всех отраслях юридического знания. Например, одни и те же способы толкования применяются при раскрытии содержания норм уголовного, трудового, экологического и т. д. права. Основные ГП-категории понятийного аппарата науки ТГП являются общими для всей юридической науки;
  • обобщающей, т.е. ее выводы представляют собой систематизированный итог знаний, накопленных отдельными юридическими науками. Например, право (уголовное, гражданское, финансовое и др.) регулирует только волевое поведение людей, поддающееся внешнему контролю;
  • методологической, т.е. ее выводы как общетеоретические фундаментальные положения применяются при решении частных вопросов в рамках отдельных юридических наук. Например, отраслевая (уголовно-процессуальная) теоретическая модель правового статуса подозреваемого конструируется на основе общетеоретической (общеправовой) модели правового статуса личности.

ФУНКЦИИ ТГП

Значение ТГП наиболее полно раскрывается в ее функциях.

Гносеологическая функция. Гносеология – теория познания, изучения действительности. Данная функция означает изучение и объяснение процессов, происходящих в гос-но-правовой надстройке, определение их сущности и содержания, и тенденции развития.

Онтологическая ф. Онтология – учение о бытии. выполняя данную Ф., общая теория отвечает на вопросы, что такое гос-во, право, как они возникли, какова их судьба в будущем.

Эвристическая ф. Эвристика – это искусство нахождения истины, новых открытий. ТГП не ограничивается познанием и объяснением основных закономерностей гос-но-правовой действительности, а открывает новые закономерности в прогрессе гос-но-правовых явлений.

Методологическая ф. заключается в том, что вырабатываемые общей теорией методы познания гос-но-правовых явлений используются отраслевыми юр. науками как средство решения отраслевых теоретических проблем.

Идеологическая ф. присуща всем общественным наукам. ТГП неразрывно связана с политико-правовой идеологией, т.е. с совокупностью взглядов и идей относительно действующих в обществе политического режима, правопорядка, законодательства, правовой системы и т.д.

Воспитательная ф. проявл. в 3-х формах:

— имеет обучающее значение, т. к. призвана знакомить студентов с исходным понятием правовой науки;

— способствует воспитанию уважения к праву, закону, повышению правовой культуры;

— вооружает гос. органы, должностных лиц, СМИ правильными ориентирами в сфере гос-но-правовой жизни.

Практически – организаторская ф. содержание которой объемно и многообразно. Например, ТГП разрабатывает рекомендации и предложения по совершенствованию действующего законодательства, улучшению правотворческой и правоприменительной деятельности гос-ва способствует своими выводами к принятию совершенных НПА и т.д.

Прогностическая ф. состоит в том, что на основе выявленных закономерностей в развитии гос-ва и права общая теория выдвигает прогнозы (гипотезы) их дальнейшего развития.

Все названные функции связаны между собой, дополняют друг друга. Теория государства и права выполняет указанные функции применительно к предмету исследования, опираясь как на собственные результаты, так и на данные других юридических наук. Особенность функций теории государства и права состоит в том, что они осуществляются в форме общетеоретического мышления, которое логическим путем выявляет причинные и функциональные связи государственно-правовых явлений, определяет общие закономерности их развития в освобожденном от исторических случайностей и отклонений виде.

Специально-юридические методы

СПЕЦИАЛЬНО-ЮРИДИЧЕСКИЕ МЕТОДЫ — приемы научного познания права, позволяющие выявить и описать (объяснить) специально-юридические характеристики права. Они включают: формально-юридический или юридико-технический, догматический метод, используемый для познания внешней и внутренней формы правовых явлений. Позволяет на основе обобщения сформулировать понятия, дефиниции, определения (правосубъектность, субъективное право, вина); методы толкования права — предназначены для уяснения истинной воли законодателя, выраженной в тексте закона; сравнительно-правовой метод — основан на последовательном изучении и сопоставлении большого числа сходных объектов (так, достоинства и недостатки государственного или правового института определяются в сопоставлении с аналогичными институтами зарубежных стран); метод государственно-правового моделирования — используется для поиска оптимальной модели организации аппарата государства, рационализации административно-территориального деления, формирования системы законодательства и др.; метод правотворческого эксперимента — экспериментальный способ познания, основанный на апробации компетентным правотворческим органом предполагаемых законодательных нововведений в ограниченном масштабе для проверки эффективности, полезности и экономичности экспериментальных правовых норм и проверки оптимальных моделей правотворческих решений общего действия. Используется в законодательной практике нашей страны. При этом применяется для апробации как нового законодательного акта, так и отдельных правовых институтов (комплекса правовых норм в проектируемом законе).

Добавить комментарий